Но если «Джоконда» из Лувра – не монна Лиза, то где же тогда реальная. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Мона Лиза из Лувра явно старше. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения».
Цель этого похищения не выяснена однозначно. Её страстно любят и так же страстно ненавидят.
Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. «Джоконда» – не портрет. Но кто это.
золотых экю. Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. Поездки только закрепили успех и славу картины. Портрет так впечатлил монарха, что он немедленно его выкупил, заплатив 4 тыс.
Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию. Но в применении метода сфумато все равно ему уступал. Она одновременно кажется сладострастной и холодной. «Мона Лиза представлена сидящей в кресле на фоне пейзажа и уже само сопоставление ее сильно приближенной к зрителю фигуры с видимым издалека, как бы огромной горы, ландшафтом сообщает образу необыкновенное величие. Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь.
Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела.
Джоконда стала персонажем криминальной и светской хроник вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. Об улыбке Джоконды писали очень много и совершенно по-разному интерпретировали её. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым.
И улыбка ее «настолько приятная», как писал когда-то Вазари, что кажется не улыбкой женщины, но божественной Мадонны. Одно— это чудесное леонардовское сфумато. 21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Наверняка вы знаете, что Мона Лиза самая дорогая и самая известная картина в мире. () Джоконда— не портрет. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. Современники живописца неоднократно восхищались яркими, богатыми тонами его полотен.
Я не говорю, что я совершенно прав. Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины.
Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Одно— это чудесное леонардовское сфумато. В 1517 году кардинал посетил Леонардо в его французской мастерской. Именно это позволило живописцу передать тончайшую игру теней и оттенков на портрете (подобный приём называется «сфумато»). Поиски полиции были безуспешными.
Вместе с восточными купцами она отправлялась за удивительными товарами, она была Ледой, матерью Елены Прекрасной и Святой Анной, которая родила Марию. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Портрет супруги торговца давно был отдан заказчику.
«Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж. Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974). Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). С тех пор, как картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» стала символом искусства, её не устают критиковать. Это уже дама, которой за 30-35 лет. Джоконда— не портрет.
Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя» (Козлов Г. «Покушение на искусство»). Загадочность, лёгкость улыбки Моны Лизы во многом связана с особым приёмом живописи Леонардо да Винчи – сфумато (об этом читайте в статье «Мадонны Леонардо да Винчи»). Ибо она познала и перестрадала все в жизни. Доска (тополь), масло. Леонардо работал над ним не один год. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки.
Эта его особенность воспринимается тем острее, что она относится к женскому портрету, в котором характер модели прежде раскрывался в абсолютно иной, преимущественно лирической образной тональности. Подобную теорию подтверждает и Энео Ирпино, который воспел женщину в своей поэме. Принадлежит к позднему периоду его творчества.
На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения).
Во всем этом Леонардо проявляет свое умение творить согласно законам ритма и гармонии». () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Одной из них было «изображение флорентийской дамы, созданное с натуры по приказу Джулиaно Медичи, брата Лоренцо Великолепного».
Свой поступок он объяснил желанием вернуть "Джоконду" на родину. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. раздел Техника). Она знает Будущее и потому соединяет в себе Добро и Зло.
Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Слегка улыбаясь, девушка держит цветок-коломбину. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Через два года поисков "Джоконду" обнаружили, но теперь уже на ее исторической родине.
После Французской революции «Джоконда» оказалась в Лувре, а оттуда её забрал сам Наполеон, повесив в своей спальне в Тюильри. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджиа (итал. Vincenzo Peruggia). Загадочная Джоконда продолжает улыбаться каждому посетителю главного парижского музея. Была уволена администрация музея. Она была подругой самого Джулиано Медичи – соправителя Флорентийской республики. Может, она вдова.
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Разделенные пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями.
Возрождение. Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. Так большинство историков искусства пришло к более или менее единому мнению, что луврский шедевр и есть описанный Вазари «Портрет Джоконды». В самое последнее время Педретти выдвинул новую гипотезу: луврский портрет изображает вдову Джованни Антонио Брандано по имени Пачифика, которая также была любовницей Джулиано Медичи и родила ему сына Ипполито в 1511 г. Как бы то ни было, вазариевская версия вызывает сомнение уже потому, что никак не объясняет, почему портрет жены Франческо дель Джокондо остался на руках у Леонардо и был увезен им во Францию.
Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман (прототип доктора Кэла Лайтмана из телесериала «Обмани меня») пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Критик Уолтер Патер в своем эссе 1867 года о да Винчи выразил свое мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Дальнейший взлет славы картины связан с её таинственным исчезновением в начале XX века и счастливым возвращением в музей несколько лет спустя, благодаря чему она не сходила со страниц газет. «Мона Лиза» на сегодняшний день является одной из самых знаменитых картин западноевропейского искусства.
Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. Портрет Лизы Джоконды веками был головоломкой для многих искусствоведов. Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии.
Однако годы не щадят никого – и «Мона Лиза» Леонардо да Винчи не стала исключением. Невероятно, но это подтверждает и ее странное на первый взгляд положение рук. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет».
Цель этого похищения не выяснена одназначно. Пабло Пикассо также находился под подозрением. После долгих переговоров "Джоконда" была передана галерее, а Винченцо – в руки правосудия. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо».
Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Это— зримый символ самой жизни человека и природы, соединённых в одно целое и представленных отвлечённо от своей индивидуально-конкретной формы.
Исходящее от картины «Мона Лизы» ощущение силы – это гармоничное сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы. На картине прямоугольного формата изображена женщина в тёмной одежде, обернувшаяся вполоборота.
76х53 см. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации.
Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. О матери Леонардо почти ничего не известно. Второе средство – это отношение между фигурой и фоном. Зачем математикой проверять гармонию, переводя на совремменный бытовой язык известное высказывание. Мне довелось портрет увидеть.
Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Так неужели луврская дама ждет ребенка. Ведь на самом деле она любит не себя, а своего ребенка. С ним соглашается Лазарев: «Вряд ли существует на свете какая-либо другая картина, о которой художественные критики написали бы такую бездну глупостей, как это прославленное произведение леонардовской кисти.
Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам». Мастер всю жизнь совершенствовал свое произведение, добавляя черты и других натурщиц – тем самым получил коллективный портрет идеальной женщины своей эпохи. Мона Лиза – это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи. А деревянные опоры, к которым он прикреплён, растрескались и перекосились.
Смысл этой улыбки остаётся загадкой для нас и посей день. Это и есть одна из главных тайн изображения. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины.
Мне открыта тайна, но вам я ее не открою». Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду» директору галереи Уффици. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им.
То, что Луврскую Джоконду написал сам Леонардо, почти никто не сомневается. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн.
() Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам». Великий мастер отошел в мир иной, а картина досталась его помощнику Салаи. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде».
Это была дерзость неслыханная. Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. И вот теперь она охраняет самое главное – ребенка, который должен родиться.
Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». От нее хочется спрятаться, но невозможно оторваться. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Если смотреть глубже — это воплощение идеала человека эпохи ренессанса.
А, кстати, в чью же. Без мифа о Леонардо легенды о Джоконде не было бы. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана).
Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – неоконченная картина Леонардо да Винчи. Сказочный ландшафт как бы просвечивает сквозь морские воды, настолько он кажется далеким и неосязаемым. Надо сказать, что многие исследователи творчества Леонардо задавали себе те же вопросы.
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо».
Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Она притягивает и одновременно закрывается от зрителя. 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж.
Леонардо отказал. Иначе и быть не могло: не изображение монны Лизы возил он с собой всю жизнь. И, наконец, в 2007 г. они были представлены на выставке «Гений да Винчи». Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Это картина, приписываемая кисти самого Франческо Мельци, – «Коломбина».
И чему. Справа: Мона Лиза. Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». Так вот, Мельци описал «Джоконду» как «величайшее полотно живописного искусства».
Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д. ). Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала. Пабло Пикассо также находился под подозрением. «Мона» переводится как «госпожа».
Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia).
Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей. Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. S fumato — это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам (итал. Vincenzo Peruggia). Да что там Земля.
И становится понятно: она старше скал, что за ее спиной. () Джоконда— не портрет. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. для картины такого уровня это много.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. Цель этого похищения не выяснена однозначно. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. И ещё более был бы удивлен Леонардо, поставивший себе здесь гораздо более скромную и, одновременно, гораздо более трудную задачу— дать такое изображение человеческого лица, которое окончательно растворило бы в себе последние пережитки кваттрочентистской статики и психологической неподвижности.
На момент написания портрета Лизе было не более 25 лет. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Дживелегов выдвигает следующую версию: «То, что работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа». На допросе Перуджио не смог внятно объяснить мотив преступления.
Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики.
77 x 53 см. Джоконда — картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи: в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях. Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках). Итак, первая: кого изобразил Леонардо.
И ещё более был бы удивлен Леонардо, поставивший себе здесь гораздо более скромную и, одновременно, гораздо более трудную задачу— дать такое изображение человеческого лица, которое окончательно растворило бы в себе последние пережитки кваттрочентистской статики и психологической неподвижности. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело. И как сама жизнь, она притягивает и пугает одновременно. Эта загадка практически решена.
21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Великий художник Леонардо да Винчи сумел внести в образ ту степень обобщения, которая позволяет рассматривать его как образ ренессансного человека.
Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. В лице её мягкость, человечность, одухотворённость. Также Вазари говорит о бровях. Леонардо да Винчи.
Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными. Ответ дает исследователь искусства Возрождения – сам знаменитый Джорджо Вазари в своем труде «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», составленном всего-то спустя 30 лет после смерти Леонардо: «Леонардо взялся написать для Франческо дель Джокондо портрет монны Лизы и, потрудившись над ним четыре года, так и оставил его незавершенным». Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других.
«Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Будем считать, что мне повезло. Вот таким образом выражение её лица постоянно неуловимо меняется, оно действительно как бы живёт. Как кажется именно эта «физическая» особенность шедевра оставила глубокое впечатление у посетителей ателье художника и дошла до Вазари почти пятьдесят лет спустя. Картина была хорошо известна среди любителей искусства, хотя Леонардо уехал из Италии во Францию в 1516 году, взяв картину с собой.
Меня удивило, что он маленький. 1503-1519 гг. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира.
Положение тела, рук, ландшафт и многое другое – это детали, которые подчинены лицу. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. Но правильно ли находящуюся в Лувре даму называть Моной Лизой. Но ни одно описание картины «Джоконда» не может передать её изысканность и композиционное совершенство. По мнению Е. Ротенберга: «Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица и прекрасных холеных рук».
Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка – душа живописи. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Если они не ждали ребенка. Однако художник обещал отписать ее в своем завещании французской короне.
Сейчас картина находится на своем месте в Лувре. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Всё настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. История картины «Мона Лиза» («Джоконда») полное название— Портрет госпожи Лизы Джокондо, — картина Леонардо да Винчи, находящаяся в Лувре (Париж, Франция), одно из самых известных произведений живописи в мире, которое, как считается, является портретом Лизы Герардини, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо, написанным около 1503—1505года. Еще первые итальянские биографы Леонардо да Винчи писали о месте, которое занимала эта картина в творчестве художника.
Фон за Лизой Герардини сделан исключительным образом: коррозия и горные породы, формируемые реками, с легкой фильтрацией создают пейзаж. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. А теперь обратимся к описанию художника Франческо Мельци (1493–1570), любимого ученика Леонардо, сопровождавшего мастера во Францию, куда в последние годы жизни Леонардо пригласил король ФранцискI, в замке которого великий художник и скончался, оставив королю в подарок свою «Джоконду».
Но ведь ничего этого нет и в помине на луврском портрете. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было с многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Помощник утверждает, что «картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» была создана с натуры по заказу брата Лоренцо Великолепного». Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе.
Эфемерная, ускользающая улыбка присутствует во многих работах живописца, но в «Джоконде» она воссоздана просто идеально. Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь «приятной». Загадка, по сей день окружающая незнакомку, притягивает в Лувр ежегодно миллионы посетителей. Некоторые историки называют изображенной мантуанскую маркизу Изабеллу дЭсте, по аналогии с ее известным карандашным портретом (Париж, Лувр), созданным Леонардо да Винчи в начале 1500-х годов. К тому же на пальце дамы нет обручального кольца.
Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо. На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. С 1793 года была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре.
Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение. Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии. Она загадочно смотрит мимо, словно прислушивается к какой-то тайне в самой себе. Вероятно, портрет жены купца Джокондо (откуда название картины – Джоконда) идентификация изображенной окончательно не установлена.
Далеко не юную женщину в простом, непарадном платье. Vincenzo Peruggia). А. С. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции.
Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. 27 августа 1939 года картина была упакована в специально маркированный ящик, выполненный в 1938 году из дерева и с другими произведениями французских музеев была отправлен на хранение сначала в замок Шамбор в долине Луары. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. Таким образом, Мона Лиза действительно оказалась женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо— Лизой Герардини. Алпатов добавляет, что «в мягко тающей дымке, окутывающей лицо и фигуру, Леонардо удалось дать почувствовать беспредельную изменчивость человеческой мимики.
Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Мы же определили две главные загадки «Джоконды». Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12.
Никто не знает, кто обрезал картину. После этих событий картина набрала небывалую популярность. Monna – это сокращение от ma donna – Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи.
Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2.
Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. Техника живописи Ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Умирая, художник завещал это полотно своему другу Салаи.
Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. Еще очень давно писали о том Леонардо любил и восхищялся этой картиной. История искусств очень сложная вещь. Эта версия считается просто домыслом.
Впрочем, Мельци лишь упомянул, что портрет, с которым Леонардо никогда не расставался и который всю жизнь возил с собой, Мастер называл «джиокондо», что значит улыбающаяся. Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения». да там толпа. Мона Лиза (фрагмент). Размер ейо довольного большой 75, 650 см. Эта версия считается просто домыслом.
Борис Виппер задаётся вопросом, «какими средствами достигнута эта одухотворенность, эта не умирающая искра сознания в образе Моны Лизы, то следует назвать два главных средства. Что это даёт. Вот там-то действительно девушка в мифологическом образе Весны смотрит с милой и задумчивой улыбкой на цветок-коломбину. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления). В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Моделировка эта вызывает настолько сильное впечатление живой телесности, что Вазари писал, будто в углублении шеи Моны Лизы можно видеть биение пульса. Улыбка ДжокондыУлыбка Моны Лизы является одной из самых знаменитых загадок картины.
Пабло Пикассо также находился под подозрением. До него никто не видел в ней никакой тайны. Салаи на рисунке ЛеонардоСалаи (умер в 1525 г. ) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на неё не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19.
Его изучали историки искусствоведы и даже психологи – в частности, З. Фрейд утверждал, что «Мона Лиза» является «совершеннейшим изображением антагонизма, который управляет любовной жизнью женщины контрастом сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядной чувственности, безграничной любви и зловещей угрозы». Вот таким образом глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека, а вокруг них переданы все те красноватые отсветы и волоски, которые поддаются изображению лишь при величайшей тонкости мастерства. И что еще показательно: в альбоме Леонардо найдены эскизы к этой «Коломбине». Кто такая Мона Лиза. Первым её воспел писатель эпохи Романтизма Т. Готье: «Сфинкс красоты, который так загадочно смотрит с картины Леонардо опасно поддаться его обаянию, обещающему неизвестные наслаждения, но при этом божественно ироничному». Отголоски этого можно видеть в более ранних портретах самого Леонардо, созданных им в первые годы пребывания в Милане.
Одно – это чудесное леонардовское сфумато. Sfumato – «дымка», «туман» или полутень, в которой на картинах Леонардо тонут все контурные линии. Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину.
Но из истории мы знаем, что флорентийки никогда не снимали его, если только Что – только. Это и есть магия великого реалистического искусства Высокого Возрождения. На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Улыбка и взгляд, то есть лицо – это главное в портрете.
Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать их за оригинал. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения».
Дерево, масло. Это— зримый символ самой жизни человека и природы, соединенных в одно целое и представленных отвлеченно от своей индивидуально-конкретной формы. У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Так, в 1919 г. авангардист Марсель Дюшан опубликовал в журнале «Дада» шарж – он пририсовал Джоконде усы и подписал карикатуру буквами «L. H. O. O. Q». Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки.
«Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини. Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привез картину во Францию.
Эти поездки усилили её успех и славу. С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении. О Джоконде было написано множество книг и снято несколько фильмов. Все настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. А может, она и есть сама жизнь. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
У Леонардо же в этом произведении улыбка дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо самый же портрет почитается произведением необычайным ибо и сама жизнь не могла бы быть иной»2. Мона Лиза – самая узнаваемая картина в мире. Есть также предположение, что на произведении Леонардо изображена Констанция дАвалос, маркиза Франкавилла, энергичная и предприимчивая дама, пославшая свои войска на помощь неаполитанцам, когда французская армия вторглась в Италию.
Посередине: Дама с горностаем. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
Картина, размером 97х53 см., была закончена в 1503 г. (по другой версии – 1514-1515 г. ) и сразу получила известность. Воспевал данное произведение и британский прозаик Уолтер Патеру (1869 г. ): «Возле этого портрета возникает ощущение, будто Вы смотрите на бегущую воду. Вообще не из реальных улыбок, скорее – из таинственных метаморфоз. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Лувр.
Недаром так долго трудился Леонардо над «Джокондой» в своём стремлении добиться «совершенства над совершенством» и, кажется, он достиг этого. Но это уже совсем другая история. «Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса.
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Цель этого похищения не выяснена однозначно. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». Её сущность заключается в том, что здесь даётся одна из первых в итальянском искусстве попыток изобразить естественное психическое состояние ради него самого, как самоцель, без каких-либо привходящих религиозно-этических мотивировок. Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой. На роль шедевра мирового масштаба Мона Лиза подходила как нельзя лучше. Это одно из чудес этого портрета.
Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». И не только был закончен, но и является одной из наиболее тщательно отделанных вещей Леонардо»2. Слева: Портрет Джинервы Бенчи.
Козлов пишет, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Историю написания полотна великолепно изобразил Д. С. После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью.
А. С. Пушкина в Москве. Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость. В. Антонмария ди Нолдо Герардини – отец Лизы, дважды овдовел.
Улыбается она или нет. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как легкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук». Гуковский. И этого ребенка назовут Леонардо. Но она ли на картине. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12.
Пабло Пикассо также находился под подозрением. По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи. Именно в этом портрете придуманный мастером метод сфумато (очень тонкие переходы от света к тени) раскрыт максимально. Если посмотреть на оригинал, то все вопросы о том, как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу», отпадут сами собой. Мало кто мог соперничать с Леонардо в создании такой реалистичности.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Да и то, что картина висит под именем Мельци, – косвенное подтверждение, ведь известно, что именно ему выпала честь заканчивать «Мону Лизу» Леонардо.
Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Вот уже несколько веков он спокойно висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Однако всемирную известность портрет обрёл после публикации эссе Теофиля Готье (1855 г. ). Спокойно.
Но является ли именно тот портрет нынешней «Джокондой» из Лувра. Здесь он начинает работу над портретом моны Лизы. Быть может, Леонардо не решил этой задачи сполна, но он сделал портретом Моны Лизы так много, что все дальнейшее искусство портрета должно всегда возвращаться к «Джоконде» как к образцу недосягаемому, но обязательному». Есть и еще одна полярная «медицинская» версия – беременность.
Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. Но это уже другая история. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника.
Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Как вы все знаете Мона Лиза это самая дорогая и самая известная картина в мире. «Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным.
1503-1519 гг. Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». Лувр, Париж Алые губы с приоткрытым ртом и вовсе отсутствуют на Луврском портрете. Он создал 25 снимков, которые ещё два года обрабатывали специальными программами, сверяя полученные данные с историческими документами.
Однако сейчас эта теория подвергается сомнениям, ведь родившийся в 1511 г. Вазари не мог видеть процесс создания полотна и писал о нём «с чужих слов». Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. После окончания войны «Джоконда» вернулась на место. В ХХ в. картина оставалась в Лувре. Париж. Была нарисована примерно в 1504 году в Париже. Начнем разбираться по порядку.
Самый контраст между пристальным взглядом и полуулыбкой на устах даёт понятие о противоречивости её переживаний. Это общепризнанный источник, которому доверяют все искусствоведы. Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Раньше искусство служило церкви, власти и знати.
Вазари пишет, что он четыре года продолжал работу, но, возможно, еще дольше. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа. В жизни это выражение лица мимолетно— взгляд украдкой длится не более мгновения». Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду» директору галереи Уффици.
Но это чрезвычайно трудная задача. Одна из наиболее знаменитых загадок портрета – это, бесспорно, выражение лица модели. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную. Но и это указание довольно расплывчатое – ему соответствуют сразу несколько женщин, среди которых такие знаменитые красавицы того времени, как Констанца дАвалос (её прозвищем было «La Gioconda», что в переводе с итальянского означает «Весёлая») и Пачифика Брандано. Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме. Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка.
Мона Лиза является одним из самых притягательных произведений искусства. Расположение фигуры от талии, положениерук — абсолютная новинка.
А фильм не просто слабый, - он вообще никакой. Об упомянутой Вазари красоте Моны Лизы тоже можно поспорить. Нет, портрет, конечно, явно леонардовский, но – девушка. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Модель ставит точную грань, которую зритель не может преодолеть.
Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали.
() Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. От роботы с Моной Лизой он не уклонялся, как это было с его остальными заказами. Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье.
Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. Именно так картина и оказалась во Франции. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом).
Современники восхищались насколько реалистичен этот портрет.
Писал ее великий художник четыре года (он вообще свои произведения творил длительное время). () Джоконда— не портрет. Однако это можно списать на плохую реставрацию. Еле уловимая дымка, растушёвывающая линии, делает Мону Лизу почти живой.
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Главное же, что Луврская Джоконда полностью закончена. Его наследники хранили шедевр, пока правитель Франции Франциск I, услышав описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», не пожелал на него взглянуть.
Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Есть версия, что они были стёрты из-за неудачной чистки картины. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). Эта лёгкая блуждающая улыбка встречается во многих произведениях как самого мастера, так и у леонардесков, но именно в «Моне Лизе» она достигла своего совершенства. Гращенков пишет: «Бесконечное многообразие человеческих чувств и желаний, противоборствующих страстей и помыслов, сглаженных и слитых воедино, отзывается в гармонически бесстрастном облике Джоконды лишь неопределённостью её улыбки, едва зарождающейся и пропадающей. Все щитают что сначало рукава её, платя были красными это видно из копии в Прадо.
Кажется, что её губы сейчас разомкнуться. Голова слегка повёрнута. Как было с Малевичем.
Этому имперсональному психологизму отвечает космическая отвлеченность пейзажа, почти полностью лишенного каких-либо признаков человеческого присутствия. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера.
В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён. Все детали ее исполнены с величайшим усердием. По поводу прелестной улыбки божественного существа тоже можно поспорить. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь.
В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию. В ХХ ст. После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. 1476 г. Национальная галерея Вашингтона.
Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. Под подозрением также находился Пабло Пикассо. Это не какое-то конкретное чувство, а разлитое на лице ощущение радости полноценного бытия в абсолютном равновесии мира природы. Секрет выразительности лица Джоконды — в технике многослойной живописи тонкими слоями краски поверх уже высохших слоёв. Первые попытки найти картину ни к чему не привели.
Репутация картины Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её репутация потускнела. Пушкина в Москве. На картине прямоугольного формата нарисована женщина в темной одежде она сидит в кресле сложив руки вместе. Оба этих случая не нанесли картине вреда.
Недаром его земное полотно обретает вселенские масштабы. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Свидетельством этого может быть использование различных растворителей в период написания.
Историки искусства отмечают, что портрет Моны Лизы стал решающим шагом на пути развития ренессансного портретного искусства. По-французски подобная аббревиатура звучит идентично со словами «Она горячая девчонка». Мережковский в книге, посвященной Леонардо.
() В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Тем самым создаётся эффект mise en abyme («картина в картине»): Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии. Всмотритесь в улыбку Анны – почти та же лёгкая блуждающая улыбка. Первым этот литературный штамп («загадочная улыбка») ввел писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 г. Он «. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Вот это уже серьёзная несостыковка.
Выражение лица Джоконды олицетворяет всё то, к чему тысячелетиями стремятся мужчины. Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им. Одним из средств такой тончайшей нюансировки было характерное Леонардовское «сфумато» – едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Так и с данной статьей. Лувр (Париж)На картине изображена женщина (поясной портрет).
Италия. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Вазари также описывает подробности, которые Леонардо изобразил на портрете: «глаза, которые обладали блеском и влажностью», «розоватая и нежная кожа», «густые ресницы», «алость губ», «биение пульса на шее».
Оба этих случая не нанесли картине вреда. Третий брак состоялся в 1476 году с Лукрецией дель Качио. В 1517 г. святой отец навестил живописца в Амбуазе (Франция) и тот показал гостям три превосходных картины. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3.
Она сидит с прямой спиной, слегка повернув туловище, с очень притягательным жестом рук. Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства.
Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала. Все детали её исполнены с величайшим усердием. Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её репутация потускнела. Вазари же утверждает, что портрет был брошен недоделанным.
Каждый может и должен видеть то, что произвело на него именно это художественное произведение. Но Мона Лиза потрясла весь мир после ейо выхода. Первое описание картины «Джоконда» было оставлено Джорджо Вазари. Перуджу, с одной стороны, хвалили за итальянский патриотизм, с другой— дали ему небольшой срок в тюрьме. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж.
Во время Второй мировой войны картина была в целях безопасности перевезена из Лувра в замок Амбуаз (место смерти и погребения Леонардо), потом в аббатство Лок-Дьё и наконец в музей Энгра в Монтобане, откуда после победы благополучно вернулась на место. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». По пути из Японии во Францию картина была выставлена в музее им.
Не потому ли портрет этой женщины так похож на автопортрет самого художника. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Именно сфумато создаёт влажный взгляд Джоконды, легкую, как ветер, её улыбку, ни с чем не сравнимую ласкающую мягкость прикосновения рук». Мона Лиза» (1503-1519).
И его описание таково: девушка изображена в костюме Весны. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.
Кража «Моны Лизы» Мона Лиза долго была бы известна только тонким знатокам изобразительного искусства, если бы не её исключительная история, которая обеспечила ей всемирную известность. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей. И откуда вообще известно, что она – супруга купца дель Джокондо. Но это уже дело вкуса. Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения. Благодаря этому улыбка Моны Лизы выглядит ещё притягательнее и загадочнее.
Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду».
К тому же молода – к 1503 году, к которому относят создание портрета, ей было лет 20. В основе портрета лежит ренессансный принцип композиции, но красота его достигнута прежде всего благодаря изобретенной художником особой технике масляной живописи (известной под названием sfimato), которая позволила передавать едва уловимые переходы от света к тени в трактовке формы и пространства, что было бы невозможно с помощью темперы, обычно используемой живописцами того времени. Голова слегка повёрнута10. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира».
Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. Лёгкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно вписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур, что создаёт очень нежную и мягкую моделировку лица. В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской.
Дживегелов объясняет это так: «романтические домыслы не подтверждаются ничем. ниже, раздел Кража), благодаря чему она не сходила со страниц газет. Современник её приключения критик Абрам Эфрос писал: «музейный сторож, не отходящий ныне ни на шаг от картины, со времени её возвращения в Лувр после похищения 1911 г., сторожит не портрет супруги Франческе дель Джокондо, а изображение какого-то полу-человеческого, полу-змеиного существа, не то улыбающегося, не то хмурого, господствующего над охладевшим, голым, утесистым пространством, раскинувшимся за спиной». «Мона Лиза» на сегодняшний день является одной из самых знаменитых картин западноевропейского искусства. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков.
Леонардо да Винчи. Разве что Рафаэль. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук».
Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Эта неточность могла возникнуть только в том случае, если автор описывал картину по памяти или же по рассказам других. Я имею ввиду его черный квадрат.
Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. Похититель Винченцо Перуджио попытался продать портрет директору галереи Уффици. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном.
Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Эта неточность могла возникнуть только в том случае, если автор описывал картину по памяти или же по рассказам других. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана».
Увлечение Леонардо объясняется другим. Чем больше мы смотрит на Лизу, тем больше появляется желание проникнуть в глубины ее сознания. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11.
Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места. Критикам картина Леонардо сама по себе казалась крайне привлекательной. Поиски полиции были безуспешными. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. Ее порой даже сравнивают с улыбкой уверенной в себе хищницы.
«Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра итальянцем Винченцо Перуджей. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. Профессор был уверен, что портрет монны Лизы в костюме Весны существует. Та любовь, с которой все начинается. раздел Техника). Цель этого похищения не выяснена однозначно. Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться.
Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной. Ирина – elfirina, Вы совершенно правы. Существует несколько версий, кто на самом деле изображен на портрете. Чудо Моны Лизы заключается именно в том, что она мыслит что, находясь перед пожелтевшей, потрескавшейся доской, мы непреоборимо ощущаем присутствие существа, наделенного разумом, существа, с которым можно говорить и от которого можно ждать ответа». На поздних картинах Леонардо все контуры размыты: между источником света и предметом помещен, как выражался мастер, «некий род тумана». Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса.
Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица.
Король Франциск I, как считается, купил картину у наследников Салаи (за 4 000 экю) и хранил в своём замке Фонтенбло, где она оставалась до времён Людовика XIV. От по своему привязался к этой картине. Или это вообще НЕ ТА девушка. С того времени произведение пребывало в замке Фонтебло, пока Людовик XIV не перевёз его в Версальский дворец.
Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Он оживил пейзаж, а ещё позволил воспроизвести чувства и настроение модели.
Ей было посвящено все время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы». Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся — как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью.
Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». И кстати она у него очень хорошо вышла. Леонардо сознательно избегает тяжелых драпировок, которые могли бы затемнить выразительность рук и лица. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Та ведь предстает не в костюме Весны.
Ее портрет и написал Леонардо. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики.
Улыбка действительно была не из рядовых. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Личность изображённую на портрете, сложно идентифицировать.
Репутация картиныНесмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза».
Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Дальнейший взлёт славы картины связан с её таинственным исчезновением в начале XX века и счастливым возвращением в музей несколько лет спустя (см. Одно— это чудесное леонардовское сфумато. Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни. придумал загадочную улыбку Джоконды. На самом деле – это охранительный жест.
Так, лицо Моны Лизы, в отличие от рук, покрыто сетью трещин. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Грудь преподнимется. На его стихи есть неплохие песни.
Которых у Моны Лизы нет. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато, создавая эффект дымки. Или просто сняла кольцо.
Даже уезжая из Милана в 1516 г., он не смог расстаться с шедевром. Как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу». MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра). Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Хотя глаза Джоконды внимательно и спокойно смотрят на зрителя, благодаря затененности ее глазных впадин можно подумать, будто они чуть хмурятся губы ее сжаты, но около их уголков намечаются едва уловимые тени, которые заставляют поверить, что каждую минуту они разомкнутся, улыбнутся, заговорят.
Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Она изображена на фоне пейзажа, который даёт хороший контраст для изображения человека. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем.
Это можно сделать, почитав «Жизнеописания» Джорджо Вазари. Далеко не всем она кажется таковой. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника.
Ей было посвящено все время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари».
Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо. Композиция Портрет Джоконды является одним из самых лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, легким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля».
21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре.
Эту картину надо просто один раз увидеть. Картина находилась при художнике до самой его смерти. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Она вздохнёт. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования.
У Моны Лизы – реальность жизни, у пейзажа – реальность сна. Главным было, конечно, знаменитое леонардовское сфумато. По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма.
И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. 1490 г. Музей Чарторыйских, Краков. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зеленых тонах дали.
В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Словом, «мадонна Лиза была очень красива». Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Во всем этом Леонардо проявляет свое умение творить согласно законам ритма и гармонии».
Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию. Эта версия считается просто домыслом. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. раздел Техника). () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн.
Она чуть повернулась и немного склонила голову в характерном для Леонардо наклоне головы – именно так он обычно и изображал всех своих героинь, включая Мадонн. В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды. Может вы не знали, но полное название — Портрет госпожи Лизы дель Джокондо. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Подобные слова принесли произведению всемирную славу. Ведь мать – та самая Вселенная, которая вмещает и планеты и звезды и космос.
В оценке, которую Вазари дает «Джоконде», – знаменательная исполненная глубокого смысла градация: все совсем как в действительности, но, глядя на эту действительность испытываешь высшее наслаждение и кажется, что сама жизнь не может быть иной. Впервые портретный образ по своей значимости стал на один уровень с самыми яркими образами других живописных жанров». Согласно итальянским источникам она с тех пор находилась в коллекции французского короля Франциска I, однако остаётся неясным, когда и как она была им приобретена и почему Леонардо не вернул её заказчику. Земная цивилизация выходит на космические просторы.
Теперь он висит в зале Эрмитажа. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. Через отца ему передают пожелание, чтобы он написал портрет молодой флорентийки.
Можно заметить, где брови шире, а где становятся тоньше, появляясь из пор кожи и закругляясь книзу. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Так же стали называть его и ученики – сам Франческо и Андреа Салари (1480–1524).