Донателло воскресил портретные бюсты, которые были любимы греками и римлянами, но забыты в средние века. Донателло (донатело ди Никколо ди Бетто Бардиок. 1386—13 декабря1466, Флоренция)— итальянский скульпторэпохи Возрождения, основоположник индивидуализированного скульптурного портрета. Портретные бюсты— отрасль пластики, любимая греками и римлянами и совершенно оставленная в средние века— была воскрешена Донателло.
В славе и таланте не уступал своему старшему другу Брунеллески и Донателло (полное имя: Донатто ди Никколо ди Бетто Барди) – флорентийский скульптор, основоположник индивидуализированного скульптурного портрета.
Марка (1412 год), св. И большей частью они были живописцами. Пальцы полусогнуты, ладони не в силах крепко прижаться друг к другу. Вот таким образом богоматерь, Иоанн, другие святые показаны в статуарных позах. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. И все дело не только его в уникальном мастерстве.
Вертикальные линии направляют взгляд еще выше, к величественным архитектурным сооружениям и там, наверху, виден возносящийся Иоанн. Лаврентия изображающих Страсти Господни. Образом послужил памятник Марку Аврелию. И здесь, конечно, тоже Гиберти отметился. Изображая его юношеское тело, Донателло, несомненно исходил из античных образцов, но переработал их в духе своего времени.
Он, кстати, сам неплохо писал, был таким, я бы даже сказала, теоретиком искусства. Св. Таким образом происходит объединение этих композиций в один последовательный рассказ, как в средневековом искусстве. Георгия (1415 год), а также Аввакума и Иеремии (годы создания – 1423-1426). Донателло удается передать в ней ощущение легкости.
Гармоничное спокойствие делает Давида самым классическим из произведений Донателло. Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб». Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа. Изящно ложатся складки одежды.
Соприкосновение и перекрещивания фигур сведены до минимума, фигуры по возможности не перерезают друг друга. Работа удалась на славу. И как всегда, он уверенно справился с ними.
Его параллельно расположенные руки перекликаются с правой согнутой рукой Марии. В начале XV в. Флоренция была преуспевавшей в экономическом отношении республикой. Работы в Старой сакристии привели к размолвке с другом юности — Филиппо Брунеллески. Скульптура была создана как навершие фонтана во дворце Медичи, в 1495 после изгнания Медичи из Флоренции была поставлена перед входом в палаццо Веккио, в 1504 ее переместили в лоджию деи Ланци, расположенную рядом с палаццо Веккио, на площади Синьории.
Отказавшись от традиционного изображения царя Давида в виде старца с лирой или свитком исламов в руках, Донателло представил Давида юношей в момент торжества над поверженным Голиафом. История Вазари прекрасно иллюстрирует непрактичность Донателло. св. Но даже несмотря на то, что отливали эту статую другие, видно, как она решена.
Одним из первых он стал использовать в своих произведениях теорию линейной перспективы. И решена она тоже очень интересно, оригинально. Здесь он начинает учиться и очень быстро выделяется среди мастеров, среди учеников. В убранстве алтаря использовался также разноцветный мрамор, смальта и золото.
Вот таким образом хотелось бы найти и в ереванской «Мадонне» детали, созданные самим Донателло. У Донателло нередко одни и те же мотивы повторяются в разные периоды жизни, но применяются в различных аспектах и в различном толковании. Во время пребывания в Риме Донателло выполнил еще две надгробные плиты – папы Мартина V в Сан Джованни ин Латерано (Донателло принадлежат только голова и руки, все остальное – работа флорентийского ювелира Симоне Гини, отливавшего плиту) и Джованни Кри-велли в Санта Мария ин Арачели (полустерлась). И все это сразу выливается и в художественную практику.
У него главным является слитность группы, ее неделимость, ее нерасторжимость. В череде последних работ ваятеля выделяются бронзовая группа «Юдифь и Олоферн», созданная около 1456 года и полная драматического надрыва деревянная статуя Марии Магдалины. Однако страдание обладает длительностью во времени.
Тесная дружба связывала мастера с ведущими архитекторами Флоренции Брунеллески, Микелоццо, а возможно и с живописцем Мазаччо (последний придал одному из своих персонажей портретное сходство с Донателло). Статуя эта— портрет современника, с большой лысой головой. Изведав высшие почести и вкусив тяготы тюрьмы, бывший папа доживал свои дни во Флоренции. Георгия (ок.
На самом деле фигура полна движения, но сдержанного движения. Донателло так обрабатывает переднюю сторону статуи (а она рассчитана на рассмотрение с фронтальной точки зрения), что она воспринимается как своего рода рельеф. Одновременно с конной статуей Гаттамелаты Донателло вместе с помощниками создал монументальный Алтарб Св. Св. И опять же признать учителю высоту ученика – это дорогого стоит.
Фасад же церкви остался неоконченным. В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. Голова Юдифи – одно из прекрасных творений раннего Возрождения. Фигура Марка пропорциональна, устойчива и монументальна.
Марк, можно поверить и его писаниям». Венецианский сенат постановил выполнить волю полководца и для ее осуществления был приглашен Донателло. Приём отдельного расположения фигуры (подобно античным) получил развитие в творчестве Донателло.
Все в этой фигуре весомо и материально. Барельефы Донателло, заключённые в восемь медальонов и заказанные Козимо Медичи для внутреннего портика его дворца, где они находятся и поныне— быть может, просто копии с античных образцов. А Брунеллески он был обязан многим. И его скульптуры, мне кажется, менее интересны.
То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. В этих скульптурах, впервые после периода классической древности и в отличие от средневекового искусства, человеческое тело демонстрируется как функциональный организм, а личность человека излучает уверенность в собственной ценности. Их судьба иногда была драматической. Для цеха льнопрядильщиков Донателло создал около 1411— 1413 гг.
Приняв за основу положение гуманистов о центральном месте человека в мире, художники Возрождения (или, как его еще называют, Ренессанса) настойчиво искали новые возможности изображения человека. это действительно только самое начало работы. Коленопреклоненный ангел почтительно склоняется перед Марией. Чувствуется, как нагрузка торса ложится на ноги, как тяжело свисает плотная ткань одежды. В рассматриваемой композиции св.
Примерно в то же время, когда Донателло работал над «Св. Правда, надо сказать, что Верроккьо ее не доделал.
Тем не менее эта конкретность содержит в себе глубокое освоение и обобщение натуры. И лишь Мария Магдалина бурно и непосредственно выражает свои чувства. Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий). «Божественный Микеланьоло», так называли его современники, многому научился у Донателло. В настоящее время эти статуи находятся в музее собора во Флоренции. В его власти было передать нечто глубокое, скрытое от глаз других.
Композиция была составлена из статуй Мадонны с Младенцем, Распятия (располагается теперь высоко над алтарем Святого Франциска) и ряда прочих фигур изначальный порядок расстановки которых был позже изменен. У него есть несколько планов в рельефе. В искусстве, по его мнению, должна была отражаться настоящая природа человека и окружающего мира. Фигура принцессы меньше и она выполнена менее выпукло, так как стоит в глубине.
На протяжении нескольких веков она находятся прямо перед собором святого Антония. Конечно, самым знаменитым произведением Донателло является его бронзовый «Давид». Именно для Евгения IV выполнил Донателло табернакль, который стоял в Капелле дель Сакраменто в папском дворце (теперь находится в сакристии деи Бенефичиати в соборе св. Петра в Риме). Табернакль очень свободно скомпонован, в явной оппозиции к строгим принципам Брунеллески. 1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче).
Именно Брунеллески приобщил его к гуманистическим идеям, к манере работать allantica (в античном духе), которая начала получать распространение. Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью иногда даже в отталкивающих формах, как например, в выполненном из крашеного гипса барельефе «Положение во гроб», находящемся в церкви Св. Таким образом, Донателло работал в двух стилях: реалистическом и классическом.
Художник воплощает здесь гармонический образ, воплотивший идеал ренессансного человека. Вероятно, примерно в то же время, когда Донателло работал над кафедрами для Флоренции и Прато, он создал бронзовую статую мальчика, которая известна под условным названием «Амур-Атис» (Флоренция, Национальный музей). Георгия, выполненная по заказу цеха оружейников для Ор Сан Микеле (теперь хранится в Барджелло).
Но все равно у каждого художника есть свои вершины и есть свои проходные работы. Конных памятников такого масштаба в Италии не воздвигали со времен Римской империи, хотя в Северной Италии существовал тип сравнительно небольшой надгробной конной статуи. Но по сравнению с Донателло он более холоден, более отстранен. Лицо юноши, полное свежести и благородства.
Донателло максимально использует все возможности бронзы: плавную текучесть формы и остроту граней. Руку этого же подмастерья исследователи видят в ряде композиций, датирующихся тем же временем: «Мадонна с младенцем и ангелами» (так называемая «Мадонна Шоу», Бостон, Музей изящных искусств), «Оплакивание» (Лондон, Музей Виктории и Альберта). Для средней Италии это было время окончательного и решительного преодоления еще сохраняющихся готических традиций и создание нового стиля раннего Возрождения. Поговаривали, что он под конец жизни мало работал, может быть, много болел.
Статуя Святого Георгия является прекрасным наполнением готической ниши. За ней располагаются деревья, моделированные очень слабо. Скульптор этот в поздний период творчества создал не так много интересных работ. А это и составляет сущность донателловского образа. достигла замечательных эффектов в иллюзионистической передаче пространства. Так подчеркнута глубина рельефа. На смену обобщенным образам теперь приходят образы резко индивидуализированные.
Тем не менее эта работа тоже значительна. Донателло не впервые обращается к этому излюбленному материалу средневекового искусства. Донателло обладал более подробным и обширным знанием древней скульптуры, в сравнении с любым другим скульптором и художником того времени. Вазари рисует Донателло гениальным чудаком, который жил искусством и только ради него.
Наклон фигуры Иродиады влево отражает наклон женщины, отшатывающейся вправо. Он берет его за основу в образе Давида. Она стоит теперь перед церковью св. «Скажи мне, Донато, Положа руку на сердце, Кто из льстецов тебе милее, Тот ли, кто трубит Изо всех сил, Или тот, кто еще сильнее Бьет в литавры. » — не без иронии написал Филиппе Брунеллески своему приятелю скульптору Донато ди Никколо ди Бетто Барди, по прозвищу Донателло.
Позднее ее пытались интерпретировать как «Персея» или «Приапа», античного бога плодородия. Донателло пытается решить сложные проблемы, но ему не хватает знания, опыта и умения. Статуи пророков, выполненные Донателло для кампанилы, по-разному оценивались историками. На центральном распят Христос, на боковых — разбойники.
Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. Южные врата выполнял Андреа Пизано: жизнь Иоанна Крестителя, аллегория Добродетели и т. д. Реализм понимали в это время как правду земного. Антония.
Молодая Мария отпрянула от ангела испуганная его неожиданным появлением. Глубоким пессимизмом веет от этого рельефа.
Статуя выполнена, как уже говорилось из дерева. Давид и статуи пророков (примерно 1430-1432 годы) во многом еще связаны с существовавшей в то время позднеготической традицией.
Есть в этой статуе – постановке фигуры изгибе торса, движении рук – и отзвуки готики. Антония. Пришли и другие мастера, которые отдали должное мастерству Гиберти. Одни подчеркивали их зависимость от древнеримских бюстов, другие — их портретность, третьи считали возможным говорить об их натурализме. Уже в этой ранней работе проявляется интерес художника к созданию героизированного образа. Может быть, это впечатление усиливает нарочитая построенность «Пира Ирода», Донателло как бы показывает свою эрудицию в области перспективы и умение научного построения композиции.
Здесь трое врат, над которыми работали несколько скульпторов и двое врат принадлежат именно Гиберти (восточные и северные). Но спорить с Донателло было не так-то просто.
Недаром он не побоялся обострить на творческой почве свои отношения и с Брунеллески, хотя последний был его другом, приобщившим мастера к новому направлению в искусстве. После «Пиршества Ирода» для сиенского баптистерия самым сложным по композиционному построению является рельеф на тот же сюжет из Музея Викар в Лилле (ок. Скульптура изготовлена из бронзы с небольшим добавлением олова для прочности. Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло.
Донателло представил её глубокой старухой, одетой в лохмотья. Здесь представлены родные и друзья Христа. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых.
Самые замечательные из них — бронз. Здесь и портик и арки и лоджии и порталы и ведущая вглубь лестница.
Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто). Мрамор. Это очень важное замечание, так как, как я уже говорила, вместе с Брунеллески Донателло ездил на раскопки в Рим. Эразмо вышел из низов, служил Флоренции, папству, а в течение последних десяти лет жизни был генеральным капитаном (то есть главнокомандующим сухопутными войсками) Венецианской республики.
Знакомство с его работами очень много значило для творческого формирования Микеланджело. Библейский пастух, победитель великана Голиафа, - один из излюбленных образов Ренессанса. Донателло строит образ на игре света и тени. Так, в 1443 году Донателло получает приглашение в Падую, где и проживает десять лет. Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка). Левая нога, несколько согнутая в колене, слегка отставлена назад, левая рука, держащая книгу, одновременно придерживает плащ, который ложится свободными складками, превосходно выявляющими рельеф ноги.
Судя по крыльям, он мог бы быть Амуром. Вазари дал прекрасное описание этой статуи: «. Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св.
Кожа на лице почти так же неровна и морщиниста, как рубище. 1424— 1427, Флоренция, баптистерий). Возможно, это был уже второй визит скульптора в Вечный город.
Донателло с большим мастерством выразил индивидуальный характер персонажа. Не сложно заметить некую чувственность в том как он положил руку на бедро и смотрит вниз. Марку» с Ор Сан Микеле.
музей Барджелло). Ему удалось сделать несколько пространственных зон, в которых находятся персонажи. Т. е.
Дело в том, что почти все пророки лишены атрибутов. Мы видим в архитектуре несколько планов. Донателло изображает Христа в левой части рельефа. Георгий внешне спокоен, но за его спокойствием чувствуется огромное напряжение воли. Ноги и левая рука его не вписываются в контур группы.
Однако рука Юдифи, держащая меч, лишена силы. Донателло «Давид» (около 1440). Позже Георгий был заменен копией, а оригинал находится в Национальном Музее.
Контур фигуры святого достаточно четок, а линии, передающие далекий пейзаж, едва заметны. Местоположение статуи не изменилось. Напротив, наиболее бурное движение выражают ангелы, показанные в профиль и расположенные в центре каждого блока между колоннами. Вот его автопортрет на знаменитых Райских вратах флорентийского баптистерия – того самого баптистерия, который, собственно, его и прославил, благодаря которому Гиберти занялся скульптурой, так как до этого он и сам был ювелиром и учился у ювелиров и больше мыслил себя, может быть, в мелкой пластике, а здесь пришлось сделать такие достаточно монументальные скульптуры. Это был период активизации многолетних работ по украшению собора.
Это Андреа дель Верроккьо. И он выходит с одной пращой. Хотя ценили его больше как скульптора. Тогда свиток в руках Давида был сменен на пращу, которая получила призывающую к гражданским подвигам надпись: «Тем, кто храбро сражается за родину, боги даруют помощь даже против самых страшных противников».
С августа 1432 года по май 1433 года Донателло находился в Риме. Вот знаменитая «Мадонна Пацци», где он делает в рельефе не просто образ, а образ психологически очень наполненный. Иногда кажется, что он уходит в нарочитую брутальность, грубоватость, но иногда он делает и очень изящные вещи, как, например, вот это знаменитое «Благовещение». Спящие у ног Христа стражники тоже пребывают в заколдованном мире. Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло.
И только группа на первом плане резко отличается от равнодушных воинов. 1423—1425) и св. Давид – библейский герой и цель художника воспеть самоотверженность юноши. 1457—1460, скульптурная группа Юдифь и Опоферн, Флоренция, площадь Синьории). Но и этого ему мало. Антония.
Очень выразительно лицо Юдифи, которое не только прекрасно, но и величественно. Высота 1, 58 м. Национальный музей Барджелло (Флоренция)Эта скульптура – первое изображение свободно стоящей обнажённой фигуры со времён античности. Здесь начинается следующий этап его творчества. Мы уже видим, что это вторая такая значительная работа из конных статуй. Донателло родился в 1386 (приблизительно) году в Италии.
Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры.
Средний – это саркофаг с фигурой усопшего наверху. Верхний – под откинутой драпировкой дано погрудное изображение Марии с младенцем. Из документов известно, что он приступил к работе в апреле 1486 года. Донателло создал образ Марии в преклонных годах, показав ее уставшей изможденной.
Давид обращен к зрителю, он как бы позирует. Его рельеф сложностью и драматическим пафосом композиции, пространственными эффектами превосходит композиции других мастеров, участвовавших в украшении купели. Он делает тоже такие живописно-пластические композиции. В общем, очень непонятно. Может быть, это мое личное мнение.
И эти памятники начинают множиться. Для нас, по-русски, это звучит нормально, а для итальянцев это звучит несколько странно. В этом смысле его можно сравнить с тем же Караваджо и другими творцами реалистами. Антония и изображениями символов евангелистов.
Документ, относящийся к этому времени, говорит о том, что он сделал только модель в глине. Статуи Донателло гораздо интенсивнее по чувствам, чем произведения древнеримского искусства. Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св. Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа.
1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Давно умер соперник и единомышленник Донателло Нанни ди Банко. Уже на рубеже XIII и XIV вв.
Невольно приходят на память вакхические игры изображенные на античных саркофагах. Лаврентия изображающих Страсти Господни. 1424— 1427, Флоренция, баптистерий). Донателло вознес более чем трехметровую статую на восьмиметровый постамент. Действительно, многое еще не было раскопано и то малое, что он видел, он как-то сразу претворял в свои работы.
Но если все-таки в предыдущем «Давиде», 1408 года, вся фигура традиционно закрыта одеянием, только сквозь него мы видим хорошие пропорции, свободное движение, постановку фигуры, как у античности, с опорой на одну ногу, то здесь Донателло раздевает своего героя, делает его, с одной стороны, беззащитным А он его показывает уже победителем, показывает попирающим одной ногой голову Голиафа. Донателло переживал очевидный упадок в творчестве в течение последних трех лет в Падуе. Богоматерь держит на руках младенца и, лаская, прижимается к нему лицом.
Это один из первых ренессансных конных монументов. живописный рельеф. Самая крупная статуя «Мадонна с младенцем» располагалась в центре, возможно, дополнительно она отделялась от других фигур колоннами. вратами в рай. А некоторые объясняют это тактикой, умением заманивать противника, как кошка.
Но вот это нагромождение складок, эта какая-то неясность положений Мне кажется, здесь он гораздо менее интересен, чем даже в своем «Давиде». Церковь Орсанмикеле (Флоренция)В 1411-1412 гг. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. 1415, Флоренция, Нац. Скульптор Донателло в период с августа 1432-го по май 1433-го находится в Риме. Этот человек с грустью и сожалением глядит вниз на проходящих, предрекая им против своей воли что-то зловещее. Он представлял Предтечу во всех возрастах, отдельными статуями, горельефом и барельефом.
Она, несомненно, связана с ними тематически. Надо сказать, что Гиберти все-таки не был человеком, хватавшим звезды с небес. К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол. небесной реальности. Собственно говоря, несколько работ в конце своей жизни он не доделал по разным причинам.
Практически сразу после приезда скульптор начинает работать над конной статуей кондотьера и дипломата Эразмо де Нарни (прозвище Гаттамелата). Он разговаривал со своими изваяниями, как с живыми людьми.
Подобная трактовка лишает фигуру всякой статичности, что тонко подметил уже Вазари. Тектоника человеческого тела прочувствована Донателло с предельной глубиной и ясностью. Они выделяют главное и стушевываются на второстепенном. Наверное, так оно и было.
Таким образом, в скульптурном алтаре Донателло достигал и живописных эффектов. Они прыгают, скачут, радуются, брыкаются. Сидящий апостол Иоанн изображён мощным стариком с могучими руками исполненный сдержанного достоинства и благородства. Начиная с этой работы, Донателло вступает в новый период своего творчества и создает шедевры, которые открывают новую эпоху в искусстве. Этот папа совмещал в себе все противоречия века. Здесь одеяние полностью подчинено телу, прямым отголоском которого оно является.
Мы можем сравнить даже трех Давидов, так как, говоря о «Давиде» Донателло и «Давиде» Верроккьо, мы, конечно, не можем не забегать вперед, вспомнив – разговор этот будет впереди – о «Давиде» Микеланджело. Руки святой сложены перед грудью в молитвенном жесте и, кажется, дрожат от старости. Среди масштабных работ Донателло, выполненных в 1420-е, — монументальное надгробие лжепапы Иоанна XXIII (выбранного папой во время церковного раскола и непризнанного католической церковью ок. Давид действительно по Священному Писанию, по Библии, как мы читаем, был юным.
Здесь Давид тоже юный, может быть, чуть-чуть старше, но понимающий свою роль и знающий себе цену. А если это реальные чувства, значит, это реальность боговоплощения, значит, реальны будут и страдания Матери и Сына и т. д. Его крылья, кажется, еще полны движения. Конечно, самым знаменитым произведением Андреа Верроккьо является его «Давид».
Далее Донателло выполнил мраморную статую Давид с головой Голиафа, которая предназначалась для одного из контрфорсов собора. Георгия» и «Св. Предполагают, что это была сложная многофигурная композиция. Донателло не только правильно изобразил позу человека (он стоит, опершись на правую ногу, слегка расслабив левую), но так же глубоко понял изменения, которые произошли от этого во всей фигуре.
Он поручил нам одну комнату и мы расписали её с величайшим прилежанием. В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло. Третья, стоящая справа от них, обхватила голову руками. Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне).
Дело было не только в том, что фактически сошло со сцены поколение Донателло (в 1446 г. умер Брунеллески, в 1455 г. — Лоренцо Гиберти), а в том, что флорентийское искусство середины XV в. было очень далеко от исканий мастера. К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол. В 17 веке алтарь был разобран и попытка реконструировать его не увенчалась успехом. При этом мастер также преуспел, работая в бронзе.
И тут же ему, конечно, поручают еще одни врата делать. Т. е. Еще более интересная работа, тоже одна из ранних, 1408 года, — это «Давид». Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб».
Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством. Массивная голова с осанистой бородой, мужественное, сильное лицо, тяжелые, привыкшие к труду руки придают Иоанну такую внушительность, которая невольно заставляет вспомнить о «Моисее» Микеланджело. С левой стороны здесь же завершается эфес меча с рукояткой, похожей на крест. Голов pа повернута слишком неестественно. Столь же выразительно и лицо пророка.
В Падуе Донателло создает еще одно выдающееся произведение – Конную статую кондотьера Гаттамелаты (1447–1453). Особенно это заметно в изображении св. Донателло воскрешает здесь распространенный в античном искусстве прием постановки, этот мотив выявлен в фигуре Святого Марка с предельной четкостью и определяет как положение слегка изогнувшегося торса, рук и головы, так и характер складок одежды. Донателло был ключевой фигурой в истории ренессансной пластики. Трагический образ, созданный Донателло, отличается удивительной жизненностью. Наверное, после знаменитой античной конной статуи Марка Аврелия, на которую явно ориентировался Донателло (он ее видел, конечно, в Риме), это следующая такая значительная конная фигура.
Гаттамелата – это прозвище. Донателло «Благовещение» (около 1428-1433). Но это не простой мальчик. Но в богатой пластической жизни тела с широким использованием контрапоста (выдвинутые вперед правое плечо и нога, повернутая в обратную сторону голова, отставленная назад левая нога) ощущается уже стремление мастера свободно развернуть фигуру в пространстве.
Он красиво закутан в одежду, напоминающую тогу. Фигура прорисована уверенно и свободно. Слева композиция замкнута скалой, справа — уходящей в глубину аркадой. «Св. Совсем другое у Донателло. За внешним спокойствием угадывается колоссальная активность. Очевидно, Донателло переживал творческий кризис, который мешал ему работать. То же самое можно сказать и о других мраморных барельефах, предназначавшихся для флорентийского собора и находящихся теперь в Opera del Duorno.
Создается впечатление, что все, не связанное с искусством, его абсолютно не интересовало. Такие смелые сочетания мог себе позволить только Донателло при всем своем несколько нарочитом богатстве они все же не выглядят у него насилием над формой. Одна из главных работ Донателло 30-х годов – кантория (певческая трибуна) во флорентийском соборе (1433-1439) – И она имеет очень богатое декоративное обрамление: все плоскости покрыты орнаментом, фон и колонны испещрены углублениями, заполненными золотой пастой, что создавало эффект мерцающей мозаики. Донателло должен был чувствовать себя одиноким. Статуи для ниши с западной стороны кампанилы были созданы Андреа Пизано, по-видимому, в начале 1340-х гг. На лице его застыла гримаса страдания.
«Св. Что мы не увидим, скажем, у других скульпторов. Он стоит на отрубленной голове Голиафа, держа в одной руке меч, в другой – камень. Некоторые возводят это прозвище к фамилии его матери – Гаттелли. Иоанна Крестителя в Санта-Мария-Глориоза деи Фрари (Венеция) и еще более необычная фигура святой Марии Магдалины для баптистерия во Флоренции. Однако эти импульсы могли быть получены Донателло и вне Рима.
Подлинный сюжет статуи был забыт уже во времена Джорджо Вазари, который упоминает ее под названием «Меркурий». Первой значительной работой Донателло была статуя Иоанна Богослова для фасада собора во Флоренции (1408— 1415, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Над их созданием мастер работал на протяжении почти двух десятилетий (с 1416 по 1435 год).
После сильного пожара монастырь Санта Кроче нуждался в реконструкции. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Однако во всей фигуре есть что-то мученическое, неестественное. Тем самым усиливается иллюзия пространства. В отличие от «Св. Младенец кажется маленьким и беспомощным. И в этом проявился его характер.
1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Вот, например, его «Сотворение Адама и Евы» – это очень изящная, очень красиво построенная композиция, где присутствуют несколько планов.
За изяществом и кажущейся легкостью изображения нагого тела чувствуется большое умение и долгие часы работы. Первым городом, в котором создается ренессансная культура, была Флоренция. Очень живописен рельеф Пляска ангелов, украшающий кафедру.
Позднее данный портал получил также украшение в виде мраморного рельефа Нанни ди Банко (один из наиболее талантливых скульпторов, которые работали с Донателло на раннем этапе его творчества). Лишь отдельные фигуры выбиваются из этой общей линии. В скульптуре этого времени усиливается жанровое начало и мадонна постепенно превращается в горожанку, позирующую перед зрителем. Для этого он не гнушался добавить к своим работам совсем непривлекательные черты, чем разрушал всю основу античного искусства, которое до него считалось единственно верным и правильным. Правда, Донателло дает ему в руки меч, которым он, видимо, отсек голову Голиафу. Так как и в первом, более раннем «Давиде» и в этом мы видим, что он берет юное существо.
Эту величественную скульптуру можно увидеть и сегодня. У пророка — высокий изборожденный морщинами лоб, нос с горбинкой, печальные глаза.
На заднем плане за ними наблюдают забавные ангелы. Чтобы смягчить прямой угол, образуемый их телами, Донателло ввёл высокое седло с волютами впереди, которые обеспечивают постепенный переход от фигуры кондотьера к гриве лошади. Его творчество поражает разнообразием новых начинаний. Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453). Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы.
У Донателло, во всяком случае, очень хорошо это видно. Так или иначе статую «Амура-Атиса» следует рассматривать рядом с танцующими путти кафедр из Флоренции и Прато. И даже тормозил, чтобы больше получить за эти врата. В 1444 году Донателло предложили отличную работу в Падуе. В руках он держит меч, которым только что убил Голиафа. Возведение капеллы было задачей для Филлипо Брунеллески.
Он не оставляет без украшений буквально ни одну поверхность, даже каннелюры пилястр он покрывает чешуйками, он предельно усложняет и цокольную часть и антаблемент (семь полос. ) и завершающую часть в виде полукруглого фронтона с волютами. Св. Франциск Ассизский изображен сжимающим священное писание и небольшое распятие.
Совсем другой пафос – героический – отличает его скульптурную группу «Юдифь и Олоферн». Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Антония. Бородатый воин собирается пронзить тело Христа копьем. И вот это юное тело, еще не оформившееся до конца, еще у него нет каких-то таких мускулов, которые даже будут Сразу вспоминаешь «Давида» Микеланджело, тоже юного, но вполне в такой спортивной, что называется, форме. Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло.
Необычен облик Марии Магдалины, дряхлой, одетой в рубище старухи (1453—1455, Флоренция, баптистерий), необычна и маленькая хрупкая Юдифь, глядящая перед собой сурово-отрешенным взглядом, подняв над головой меч (ок. Либо «кошка цвета меда». На самом деле все было не так.
Так искусство XIV в. утрачивало свои позиции в конкуренции с новым искусством, принадлежащим Возрождению и в этом была своя закономерность. Георгий был покровителем воинов и оружейников.
Джорджо Вазари пишет о Давиде: «Фигура эта настолько естественна в своей оживленности и мягкости, что художники не хотят верить, что она не отлита с натуры». Мастеру удалось расширить видимую глубину сцены, смело округляя передние фигуры против более деликатно смоделированных элементов ландшафта и архитектуры.
Взгляд зрителя видит свидетелей вознесения изумленно запрокинувших головы вверх. Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. Они уже мертвы и палач, взобравшись на лестницу, перерубает ноги у злого разбойника. Даже вот эта золотая разделка придает живописность пластике. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии).
Другое дело, что она рассчитана именно на то, чтобы производить хаотическое впечатление. К первому относится его статуя Магдалины (около 1434года, находится во флорентийской Крестильнице). Георгия (ок. Местные жители, по легенде, считали двух друзей кладоискателями.
Перейдём к первому периоду, длившемуся до 1443 года. Лаврентия изображающим Страсти Господни. После создания этой скульптуры утвердилась слава Донателло как величайшего скульптора. Появление трагического в произведениях Донателло не случайно. Ни одна часть (в том числе и наискось поставленный щит) не выступает из плоскости, руки прижаты к телу, завязанный узлом плащ крепко охватывает корпус. Может быть, льстивым был человек.
Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. Вот таким образом у него можно выделить два стиля: реалистический и классический. Брезгливой гримасой тронут его рот.
Здесь он, конечно, делает довольно подробные одежды. Опять же она рассчитана на круговой обход, очень монументальна, очень выразительна. Трудно найти этим рельефам место в скульптуре третьей четверти или конца XV в. Они являются гениальными видениями большого художника яркой индивидуальности. Данная статуя Гаттамелаты (1447-1453 года) – первый свободно стоящий конный монумент, который был сотворен в Европе со времен античности. К этому можно добавить, что Донателло так и не обзавелся семьей. В феврале 1421 г. скульптор безвременно скончался. С какой бы точки зритель ни смотрел на произведение, он видит одни и те же контуры.
Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). Вот его портрет работы Лоренцо ди Креди. Она возникла около середины второго десятилетия (1415-1417)- В «Георгии» Донателло наиболее полно воплотил новый гражданственный идеал.
музей Барджелло). Дойателло акцентирует в своем героев черты внутренней неуверенности, сомнения, надлома. В его правой руке — тяжелый меч. В нём Донателло был занят работой над украшением собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции. Статуя Георгия – одна из вершин творчества Донателло.
Людовика Тулузского (ок. Он объединил два сюжета — передачу ключей и вознесение Христа — в одном рельефе. Чуть позднее, в 1421 г., флорентийцами был куплен у Генуи другой порт — Ливорно. Линии профиля определенны и чеканны.
Донателло очень тонко использует контрапост для оживления фигуры. В творчестве мастера наступил новый период. Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа. Пребывание Донателло в Риме относится к 1432—1433 гг.
Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий). В середине 1410-х попечители собора Санта Мария дель Фьоре поручили Донателло, Чуффаньи и Россо украсить фасады кампанилы — колокольни собора — статуями ветхозаветных пророков. Донателло. И тоже видно свободное отношение скульптора с материалом и с формой. Здесь Донателло, стремясь выразить новые гражданственные идеалы, превзошел самого себя, создав один из самых счастливых и жизнерадостных образов ренессансного искусства, близкий по общему своему духу тому, что позднее четко сформулировал Альберти: «безмятежность и спокойствие радостной души, свободной и довольной самой собою». Хотя статуя Георгия стоит в ранее сделанной готической нише, она не вступает с ней в противоречие, так как и в статуе очень сильно выражены вертикальные линии (прямое положение всей фигуры, перекрестье щита, шея, нос).
Усиливает пространственную иллюзию использование приемов прямой перспективы. Ему даже больше иногда отдают внимания исследователи. Это Гиберти. Но вряд ли можно о нем сказать, что у него под конец жизни иссякла творческая энергия.
И в каждом из них Давид предстаёт в особом образе. Тоже юный, но абсолютно другая характеристика, другой образ, другое видение.
Свой творческий путь он начал в первые годы нового (XV) века и работал почти до самой смерти (1466), времени, когда создали свои первые произведения Верроккьо, Боттичелли и юный Леонардо да Винчи уже пробовал свои силы в живописи. Опыты в технике рельефа у Донателло также были революционными. Вазари пишет: «Вещь эта исполнена с великим совершенством художник настолько был удовлетворен этим произведением, что захотел подписаться своим именем».
Слева мальчик ведет к месту события свою мать, за ней следует странник с узелком. Это намек на то, что из царства мертвых нет возврата. В течение долгих лет считалось, что скульптура, заказанная флорентийским землячеством в Венеции, была исполнена во время пребывания Донателло в Падуе, во второй половине 1440-х или в начале 1450-х гг.
Это качество старый, больной Донателло сохранил до своих последних дней. они были приостановлены. Что примечательно, данная статуя была первым обнажённым произведением в итальянском искусстве, которое было не граничит со стеной. Однако это впечатление обманчиво.
В ней сильнее выражен индивидуальный характер человека. Антония (Санто).
Вокруг он изобразил цветочный узор. Часто Донателло отказывается от любимого им «сплющенного» рельефа в пользу более высокого. Ее движение вправо, за пределы алтаря, остановлено жестом ангела.
Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак. Вот, например, в рельефе сиенского баптистерия известна композиция «Пир Ирода». Так, очевидно, было и при отливке «Давида». Данное произведение должно было изображать кондотьера Гаттамелаты.
Но это еще не тот «Давид», который прославил Донателло, а «Давид», который показывает, что работа с камнем, работа с мрамором для Донателло очень важна, хотя, как многие и в том числе его учитель Гиберти, он начинал как ювелир. С такими он был непреклонен. Его барельеф мраморного балкончика собора г. Прато, вырубленный в 1434 изображает полунагих детей или гениев, пляшущих хороводом или играющих на различных инструментах, с венками цветов. Георгий», которая была установлена во внешней нише церкви Ор Сан Микеле. О популярности, которой в XV в. пользовалась «Мадонна Пацци», свидетельствуют многочисленные ее копии в дешевых материалах (гипс, терракота), а также ряд близких по композиции рельефов, вышедших, — очевидно из мастерской Донателло.
Здесь он вместе с Брунеллески обмеряет памятники города изучает античную скульптуру. И, конечно, вот эта пластическая свобода тут тоже присутствует. Им снятся тяжелые мучительные сны, заставившие их принять такие неудобные позы. Она удачно прорисована и красиво задрапирована в плащ. Это способствовало процветанию торговли.
Путти Донателло предельно общительны. Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло. Но даже и там трудно найти образы, столь живые и столь активные. Нужно отметить мастерское владение Донателло бронзой, которая делается в это время его излюбленным материалом.
Задача автора – прославить непобедимого героя, который не знает «какого цвета страх». От скульптора требовалось лишь одно – проявить свои умения и отлить бронзовую статую. И постепенно церковь вытеснила оттуда зернохранилище. Он готов был взяться за любую интересную работу независимо от оплаты. Это исхудалая старуха с длинными волосами.
На его лице веселая улыбка. Главное действие происходит в центре композиции. Они как бы окаменели от горя. Антония (Санто). Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды.
Он восторженно отзывался о статуе «Св. Это очень интересно, как одни и те же сюжеты решали разные мастера. Предводители таких отрядов назывались кондотьерами.
Заканчиваем разговор о скульптуре мы на человеке, который был и скульптором и живописцем. Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто). Сейчас мы поговорим о другом скульпторе, может быть, не менее значительном.
Марк, можно поверить и его писаниям». Бронзовая статуя (3, 20 м высотой) возвышается на восьмиметровом каменном постаменте. Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа.
Однако колоссальный пьедестал Гаттамелаты имеет и символическое значение. Но видно, что внутри он сопереживает ей. Изобразительное искусство развивалось несколько медленнее. В 1453 году перед собором Сант-Антонио был установлен конный монумент в честь кондотьера Эразмо ди Нарни, прозванного Гаттамелато (пятнистая кошка).
Драматизм, острая экспрессия пронизывают рельефы двух бронзовых скульптур кафедры церкви Сан Лоренцо — последней его работы (1460-е). Донателловским фигурам с их мощной пластикой было слишком тесно в отведенном им пространстве (теперь статуи хранятся в Музее собора).
Антония. Мы видели, как в группе «Авраам и Исаак» для кампанилы Донателло впервые столкнулся с проблемой изображения нагого тела. Эта тема позволила создать грандиозную композицию. По словам Вазари, статуя Давида была создана по заказу Козимо Медичи.
Слегка изогнулся торс Марка. Его слава, усиленная многочисленными восторженными отзывами, распространилась повсюду. 1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче). Но, конечно, с художественной точки зрения это менее интересно.
Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). Обычно для работ в бронзе Донателло привлекал специалистов — литейщиков. Последнее предположение выглядит наиболее аргументированным.
Несмотря на поступление других предложений, ни одно из них не было реализовано. Последние, самые большие по размерам статуи, возможно, были выдвинуты вперед, а остальные отступали в глубину, приближаясь к «Мадонне с младенцем». И все же этот факт непреложен — они нравились современникам Донателло, что является одним из свидетельств глубокого проникновения гуманизма в сознание людей. Почти четверть века (с 1402 по 1424 г. ) Флоренция развивалась спокойно, без внутренних и внешних конфликтов. В этой фигуре всё значимо. Антония в Падуе. Эта статуя стала предком всех конноспортивных памятников, построенных с тех пор.
Это одна из трёх скульптурных портретов, выполненных Донателло. Особенно известен Святой Георгий – юноша-воин со щитом в руке. Во-первых, другой материал. Надгробие, примыкающее к стене и находящееся между двумя колоннами, украшенное элементами классической архитектуры (пилястрами, карнизами, консолями) является роскошным архитектурным сооружением. Скульптор работы создал различные по тематике, в которых проявляется данный идеал. барельефы, представляющие эпизоды из жизни названного святого, покровителя Падуи. Пейзаж (холмы), который стал фоном действий рельефа – это тоже инновационный для того времени приём. Так, Франческо Сфорца, внук мясника, стал герцогом Милана.
Вот таким образом это прозвище очень по-разному объясняют. Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). В действительности, все эти точки зрения односторонни. музей Барджелло).
Основной мотив «Мадонны Келлини» напоминает о «Мадонне Пацци», но легкая грусть раннего рельефа преобразована здесь в драматический образ. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел.
Это алтарь Кавальканти в церкви Санта-Кроче – Святого Креста. В позе Юдифи чувствуется решимость и напор.
Отметим еще незаурядное техническое исполнение «Давида». На смену бестелесным образам средних веков пришли яркие, конкретные, жизненные образы. И он же, Донателло их реставрировал.
1423—1425) и св. Этот молодой герой стоит непоколебимо, как скала. Таково, например изображение «Воскресения» с южной кафедры. Умер молодым и художник, наиболее близкий Донателло по духу и жизнеощущению, -— Мазаччо.
Здесь немножко другая история. Именно эта особенность позволила отличить «Мадонну Келлини» от копий и совсем недавно, в середине 1970-х гг., рельеф был приобретен музеем Виктории и Альберта в Лондоне.
В этих работах преобладает трагическая тема, которую развивает Донателло. Позднее он сказал, что почти умер «среди тех лягушек в Падуе». музей Барджелло).
Можно находить отголоски римских впечатлений в архитектурных фантазиях лилльского «Пира Ирода», просветленности «Благовещения», языческой стихии пляшущих путти с кафедры соборов Флоренции и Прато. Но уже в этих творениях старается передать новый идеал своей эпохи – героическую индивидуальную личность – Донателло. Она имеет явную связь с античностью в еще одном аспекте – в своей материальной природе.
Георгия» и «Св. Совместно с Микелоццо ди Бартоломео (1396–1472) Донателло работает над надгробием Бальтасаре Косса (папы Иоанна XXIII) (1424–1427), которое находится в Баптистерии Собора. Мастера часто, особенно если заказ был большой, а сделать его надо было быстро, привлекали своих учеников к некоторым второстепенным деталям. Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками. Этот шаг Донателло сделал позднее – в своей стоявшей на колонне статуе «Изобилие», украшавшей старый рынок во Флоренции (1428-1431 не сохранилась) и в статуе обнаженного Давида, также увенчивавшей колонну. Слава Донателло росла с каждым годом и строительная комиссия собора решила заказать ему пять статуй для украшения ниш Кампаниле.
Лицо наездника — идеализированный портрет с интеллектуальным выражением. Георгий (1415–1417, Национальный музей, Флоренция), покровителе цеха оружейников, сделанной для церкви Ор Сан Микеле, Донателло создает образ активного защитника отечества, образ мужественного и отважного победителя идеал сильной личности.
Не подлежит сомнению, что Донателло мог оставаться и дальше в Падуе. И в своем завещании уже 1488 года он называет изготовление конной статуи только начатым. Пальцы правой руки как бы сами по себе сжимаются в кулак. Начиная с этой вещи Донателло вступает в период «бури и натиска», создавая на протяжении второго и третьего десятилетий один шедевр за другим, которые открывают новую эпоху в искусстве. По сравнению с «Иоанном» «Лука» Нанни кажется более элегантным, более пропорционально сложенным, более хрупким. Представление о личности Донателло дает Джорджо Вазари: «Он был человеком чрезвычайно щедрым, любезным и лучше относился к друзьям, чем к самому себе никогда не придавал никакой цены деньгам. ». Рисуя резцом, скульптор уподобляется пишущему картину художнику. Немало вопросов вызывает позднее творчество Донателло.
Георгия» красивы и выразительны. Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством. Но фигура Олоферна вносит в группу неприятный диссонанс. Лаврентия изображающих Страсти Господни.
Его гуманистические друзья подтверждают, что он был знатоком древнего искусства. Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак. Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне).
Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438). У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги.
Гаттамелато после выигранной битвы совершает торжественный смотр войскам. Главное внимание скульптор обращает на лицо пророка. Заказчик Джентиле да Фабриано и Пизанелло, он одновременно пользовался услугами Брунеллески, Донателло, Микелоццо, Росселлино, что говорит о широте и терпимости его художественных вкусов. Все вместе – либо «пятнистая кошка», либо «медоточивая кошка», что могло относиться к его характеру.
Но именно в статуе «Марии Магдалины» он использует особенности дерева столь впечатляюще. Работы, выполненные мастером, украшали (и сейчас украшают) многие архитектурные достопримечательности Флоренции: башню Джотто, музей Барджелло, Старый Дворец Казимо Медичи. Но достоверными эти сведения считать нельзя.
«Иоанн Креститель» не проповедник слова божьего, а затворник, удалившийся в пустыню, чтобы преодолеть свой собственный кризис. Наверное. «Давид» представляет собой юношу, будущего царя.
Масштабы фигур точно соотносятся с другими планами и между собой. За мягкость и вкрадчивость манер, которые напоминали современникам кошку, выслеживающую добычу, он получил прозвище «Гаттамелата», что может быть переведено как «Медоточивая кошка». «Давид» лаконичнее, «Давид» интереснее и психологически и в духовном плане. Одни апостолы спокойно созерцают происходящее, другие жестами выражают свое изумление.
Во-первых, мы видим, что он вносит перспективу. Чтобы в полной мере оценить разнообразие и оригинальность произведения Донателло, рядом с «Амуром-Атисом» рассмотрим деревянную раскрашенную статую «Иоанна Крестителя», хранящуюся в венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари. Мария показана в сложном повороте.
Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло. Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка).
Эти размышления наложили свою печать на его умное и доброе лицо. А вот Ветхий Завет на восточных вратах и Новый Завет на северных вратах делал Гиберти.
Самостоятельную творческую деятельность начал ок. Изображая фигуры в самых разнообразных позах и движениях, он сознательно увеличивает число точек соприкосновения, что вносит особую естественность и живость в его композицию. Впервые в истории Возрождения Донателло решил проблему устойчивости фигуры. Мастер, работавший над статуями между 1416 и 1435 годами, не мог пожертвовать своими эстетическими идеалами ради заданной ему формы готической ниши.
И одна из них, тоже, конечно, значительная работа – это конная статуя Бартоломео Коллеони. В художественной жизни Флоренции 1440-х гг. Марка и Св.
Георгием», его единомышленник и соперник Нанни ди Банко создал статую «Св. Автор создает свободно стоящую скульптуру, не связанную со стеной здания. В своем «Благовещении» Донателло, без сомнения исходил от свежих римских впечатлений, но сделал это столь тонко и тактично, что ни о каких прямых заимствованиях из произведений античного мастерства здесь не приходится говорить. В богатом декоративном обрамлении рельефа с применением позолоты Донателло хотел оттенить радостный характер развернутой перед зрителем сцены. Чтобы найти аналогии столь смелым перспективным решениям, надо обратиться к рельефам падуанского алтаря и проповеднических кафедр в Сан Лоренцо. Не совсем ясным остается вопрос о времени исполнения табернакля «Благовещение» во флорентинской церкви Санта Кроче343. Над лежащим и отбивающимся юношей склонился св. Фигуры располагались на так называемом столе, сильно выступающем вперед. И эта диагональ как бы выводит из статики фигуру коня.
В ней чувствуется рука самого Донателло. Донателло изобразил полуобнаженного ребенка, который стоит, подняв руки вверх. Эразмо де Нарни был правителем Падуи. Не все находки мастера можно считать удачными, но некоторые из них поразительны. Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438). Ему неведома донателловская мощь.
Цецилии в профиль, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится в Англии). Мы говорили о «Давиде» Донателло и вот другой Давид – Давид Верроккьо. 1408 в мастерских собора во Флоренции, в 1414 получившего название Санта Мария дель Фьоре.
Он обладал характером сложным и независимым. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). Марка» с Ор Сан Микеле. В поисках выразительности Донателло до известной степени отказывается от своих ранних достижений. Интервал между фигурами вносит в композицию тот мерный ритм, который невольно заставляет вспомнить об аттических надгробных стелах. На нее потом будут ориентироваться и другие скульпторы.
То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Статуя полна жизни и изящества. Первым бесспорным из дошедших до нас произведений Донателло является его «Давид» в Бар-джелло.
Донателло же создал свой собственный новый способ рельефа известный как schiacciato («сплющенный»). Римские впечатления отразились в таких работах, как табернакль, выполненный для Капеллы дель Сакраменто по заказу Евгения IV (папы), Благовещение (иначе – Алтарь Кавальканти, см.
Это исхудалая старуха с длинными волосами. Может быть, это не самая лучшая работа Верроккьо. А то, что находится еще дальше, — показано гравировкой. Широкое использование контрапоста (отставленное назад правое плечо, слегка повернутая в другую сторону голова, отодвинутая вглубь левая нога, небольшой изгиб корпуса) позволило скульптору внести большое разнообразие в трактовку драпировок. В самой постановке фигуры ощущается неуверенность, слабость, приниженность. Дело в том, что юный Леонардо был учеником Верроккьо. Плоский рельеф изображающий голову в профиль св.
Во-первых, возрастает значение линии. Но все они так обработаны, чтобы выявить жизнь скрывающегося за ними тела. Не менее привлекателен опустившийся перед нею на колени ангел. Ему оставалось жить всего два с небольшим года.
Скульптуры, созданные им в этот период, действительно великолепны. Общая конфигурация группы первого плана приближается к овалу, разомкнутому в середине. Собравшиеся люди с изумлением наблюдают за необычной операцией. Показан момент, когда Юдифь заносит меч, чтобы нанести последний удар. Здесь он выражает то, что только он мог выразить.
В его мастерской висел мешок, куда он складывал деньги и туда мог руку запустить любой. нателло. Это еще одно новшество, введенное Донателло.
Антонием. Эта архаизация вряд ли может быть объяснена только вмешательством учеников. Скульптор в исполнении придерживался натурализма, который граничил с духовным надломом. Лаврентия, во Флоренции. явно он апеллирует к античному наследию.
С помощью диагонали, которую образуют меч и жезл Гаттамелаты (прозвище Эразмо), а также положения рук, объединил фигуры коня и всадника в цельный силуэт скульптор Донателло. Эти работы затянулись на долгие годы, тем более что в конце 1420-х гг.
Оно передано очень точно, конкретно и полно чувственной прелести. Его ученики и друзья брали у него столько, сколько им было нужно. Он использовал т. н. Он изображен проповедующим и зритель может даже догадаться, о чем он говорит: левой рукой Иоанн указывает на свиток с надписью «Се агнец божий». Ее декор выполнен строго в ренессансном стиле и отличается простотой. Позднее работами руководили Андреа Пизано и Франческо Таленти.
Высеченная из глыбы мрамора толщиной всего около полуметра, она должна была поразить флорентийцев величием образа, мощью и богатством пластического языка. В «Давиде» он явно идет даже на спор какой-то, какое-то соперничество со своим предшественником Донателло. Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Та же мучительная раздвоенность заметна и в других статуях алтаря Санто. В центре в трагическом оцепенении сидит богоматерь. Он отказался от доспехов, так как любые доспехи ему были велики. Обычно воскресший Христос помещался в центре композиции, паря над спящими стражниками.
Второй статуей для кампанилы была, очевидно, фигура «Бородатого пророка» из правой ниши восточной стороны, выполненная Донателло в декабре 1418 — июле 1420 г. Облик «Бородатого пророка» менее индивидуален, чем-то близок «Се. В 1986 проводилась реставрация, в настоящее время статуя выставлена в Палаццо Веккио. Красив мотив струящихся складок одежды. В Средневековье, конечно, реализмом называлось созерцание небесного, т. е.
Петра и завершения ряда других заказов. Антония. Бронзовый памятник, увековечивший полководца Эразмо да Нарни по прозвищу Гаттамелата (переводится как «пятнистая кошка»), расположен на площади перед Собором св.
Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. Мы рассматриваем первые из них, а дальше их будет много. В 1403-07 обучался в мастерской Лоренцо Гиберти, где изучил технику бронзового литья. Зазор между небом и землей становится все меньше. Свисающие вниз лоскутки одежды уподобляются длинным распущенным волосам. Лаврентия, во Флоренции. Эту церковь городские цеха украшали изображениями своих святых патронов. Скульптурный ансамбль Алтаря Св.
Перед нами предстает мощный образ, новый герой эпохи Возрождения. Находясь на службе у Венецианской республики, Гаттамелато не потерпел ни одного поражения. Вот таким образом скульптор обращает особое внимание на линейный рисунок. Для окончания своего художественного образования ездил на два или на три года в Рим, вместе с известным архитектором Брунеллески.
Это «Уверение святого Фомы», когда Христос показывает раны своему ученику Фоме и говорит «Вложи свои персты в мои раны». Несмотря на небольшие размеры рельефа, он охватывает панораму Голгофы.
Лишь у Дезидерио чувствуется поэтическая одухотворенность образов, восходящая к Донателло. Какое-то время он живет в Сиене, потом возвращается снова во Флоренцию. Почти десять лет Донателло работал в Падуе, старом университетском городе, родине глубоко почитаемого в Католической Церкви Святого Антония Падуанского.
Но он не был выдающимся мастером. Т. е. К первому относится его статуя Магдалины (около 1434, находится во флорентийской Крестильнице). Статуя эта — портрет современника, с большой лысой головой. Создав множество замечательных работ, мастер миновал уже пятидесятилетний рубеж. Фигура Марка необычайно устойчива и монументальна.
Уже не было в живых его старших современников — гуманистов Никколо Никколи и Колуччо Салутати. Еще дальше застыл в благоговейном молчании Иоанн евангелист. для Италии было не очень характерно обилие скульптуры на фасадах. Для «Вознесения Иоанна» Донателло использует расположение тондо в парусах купола.
Если бы скульптор ограничился ею, его произведение можно было бы считать удачным. Автором пьедестала был Дезидерио да Сеттиньяно. Давид – библейский персонаж, псалмопевец. Около 1345—1350 гг.
Отсюда был только один шаг до создания свободно стоящей статуи, которую можно было обойти со всех сторон. Одно из них открыто совсем недавно и может считаться вполне подтвержденным документами. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых.
Здесь как раз налицо разные характеристики, очень разные. отливали эту статую уже другие люди, его ученики. То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. И если Донателло не смог многое вынести из путешествия, то это сделал чуть более старший Брунеллески. Художник остался в Падуе до 1456.
Это и делает статую таким неповторимым произведением искусства. Было много сложностей с отливкой в бронзе, в которой мастер принимал участие.
В скульптуре Св. Они веселятся не в одиночку, а гурьбой. Она слегка наклонилась, что подчеркнуто изгибом спинки стоящего рядом кресла. Произведения Донателло в ризнице церкви Св.
Не случайно примерно в те же годы Донателло вместе с Микелоццо выполнили наружную кафедру для собора в Прато, также украшенную изображением танцующих ангелов.
Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. (одним из исключений было, как говорилось, продолжение работ над статуями для кампанилы). Однако смелый порыв, движение, одухотворенность уже позволяют почувствовать темперамент Донателло. Со времен древних римлян не было вылито в Италии ни одной подобной колоссальной статуи. Статуи Донателло гораздо интенсивнее по чувствам, чем произведения древнеримского искусства. Завершение работы над памятником сопровождалось задержками.
Однако и здесь заметно стремление к конкретизации. Перед жителями Флоренции предстала лёгкая, простая, понятная и гармоничная капелла. Лестные предложения ждали его и в других городах на севере Италии. Им совместно с мастерской было выполнено также четыре рельефа с символами евангелистов изображение мертвого Христа, поддерживаемого ангелами, двенадцать рельефов с ангелами (все — из бронзы), а также рельеф из известняка «Положение во гроб». По заказу цеха оружейников мастер выполнил статую «св. В 1412 Донателло был принят в гильдию Св.
Георгий и дракон изображены в довольно высоком рельефе. Хотя документы указывают на более раннее (1411-1413) возникновение статуи евангелиста Марка в нише Ор Сан Микеле, в художественном отношении эта вещь превосходит статую Иоанна. Донателло отлил ее в 1447 году, а установлена эта работа была немного позже – в 1453-м. Кроме вышеуказанной он выполняет алтарь св. Вот эта работа, хотя ее часто цитируют как работу крупного мастера, она все-таки очень проигрывает перед «Давидом».
В конце XVI в. алтарь был разобран. Вот таким образом он часто тормозил с заказами, все время прибавляя и прибавляя себе гонорар. В статуях кампанилы раскрылись новые грани дарования Донателло: экспрессия и драматический пафос образов, острота, напряженность пластического языка. Пять фигур находятся в музее собора. Все это одни лишь предположения ив настоящем своем виде табернакль воспринимается как единое целое, в котором рельеф и обрамление органически дополняют друг друга. Сцену «Благовещение» Донателло трактует с большой естественностью, простотой и задушевностью.
В 1430-е для церкви Санта Кроче во Флоренции Донателло создает Алтарь Кавальканти (4, 20 2, 50 м) с рельефом Благовещение, а также Канторию для певчих (кафедру) (1433–1439, Музей собора, Флоренция) для Собора Санта Мария дель Фьоре. Брови нахмурены, глаза, кажется, прикованы к чему-то, находящемуся слева от него. Гиберти и Бруннелески на всю жизнь остались самыми близкими друзьями скульптора. Донателло приближал рельеф к живописи.
И когда учитель пришел и увидел, он сказал: «Мне делать нечего, ты превзошел меня». В 1411–1412 он создает мраморную статую Св. В 1444 был призван в Падую для отлития из бронзы конной статуи кондотьера Венецианской республики Гаттамелаты (Erasmo Marzi da Narni).
Это узкие, чисто готической формы ниши, увенчанные крутыми стрельчатыми арками. Церковь Санта Кроче (Флоренция)Вот что пишет об этой работе Джорджо Вазари: «Свое имя он прославил созданием Благовещения из песчаника, который помещен в Санта Кроче, на алтаре капеллы Кавальканти. Вот таким образом можно сказать, что он действительно во многом основоположник. Наконец и направление движения жезла служит той же самой цели — объединить всадника с лошадью. 1455–1460).
Выдающихся произведений у него гораздо меньше, чем у Донателло. Донателло выполнил всего две работы между 1450 и 1455 годами — деревянная статуя Св. Евангелист Марк (1411). Он весь погружен в глубокое и тяжелое раздумье о чем-то неизбежном и безвозвратном.
Антония. Это типичный представитель эпохи Возрождения, когда общественное положение человека определяли «его способности и плюс немного везения». Лицо его отличается особой экспрессией.
Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св. фото ниже), певческая трибуна одного из флорентийских соборов, а также наружная кафедра, выполненная для собора в Прато (время создания – 1434-1438 годы). У ног мальчика изображена змея, что напоминает легенду о Геркулесе-младенце. Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св. В 1408-1415 гг.
Это «Крещение Христа», где присутствует и ангел, написанный Леонардо да Винчи – это тоже задокументировано и все исследователи об этом говорят. Он – скульптор, который пропускает все через себя. тот же Андреа Пизано и его ученики изваяли четыре статуи для южного фасада. Марка (Музей собора, Флоренция) для церкви Ор Сан Микеле исполненную для одной из наружных ниш церкви. Такое решение затрудняет рассмотрение монумента для зрителя, однако его нельзя не признать в данном случае оправданным. Некоторые исследователи пишут, что Донателло «рисует резцом», что он в свои рельефы вносит много живописного.
Но «Амур-Атис» вызывает в памяти и «Давида». Ее голова повернута влево, фигура, грациозно изогнута. Оно довольно странно звучит по-итальянски, так как «гатта» — это по-итальянски «кошка», а «мелата» – «соты».
Подражание античному искусству можно обнаружить в бронзовом барельефе в музее Барджелло во Флоренции изображающем триумф Вакха в полуфигурах Силена и вакханки на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее в Лондоне). В своём искусстве он старался придерживаться максимального реализма. Статуя эта— портрет современника, с большой лысой головой.
Фигура исполнена достоинства. Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св. Донателло отправляется в 1443 году в Падую.
Художественный язык кафедр необычен и сложен, причем иногда нарочито архаизирован. Немножко укорочены его ноги, чтобы они не свисали, специально он укоротил эти ноги. Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453).
Вверху изображены летающие ангелы. Большое влияние на творчество Донателло оказало знакомство с Филиппо Брунеллески. То же напряжение ощущается и в лице. В отличие от «Св. Их место — рядом с последними скульптурами Микеланджело и поздними квартетами Бетховена, росписями «дома глухого» Гойи и последними картинами Рембрандта.
Подобная композиция трудна для исполнения. Но горе тому заказчику, который позволял себе обидеть или унизить Донателло. Он был сыном булочника и одним из прославленных полководцев этого времени. Изначально скульптура занимала центр двора дворца Медичи во Флоренции во время свадьбы Лоренцо Великолепного в 1469 году. Действительно, все в «Марии Магдалине» кажется необычным для искусства Возрождения. и произвел там, при помощи своих учеников, несколько работ для украшения церкви св.
Донателло разместил рельефы за небольшими колоннами и добился непрерывности движения танцующих ангелов. Марка». Фигуры размещены на фоне закрытой двери, украшенной тончайшим линейным орнаментом. Родился во Флоренции, в семье богатого чесальщика шерсти Никколо ди Бетто Барди.
Личность Бальдассаре Коша, провозглашенного папой, правда одновременно с двумя другими претендентами на престол св. На втором плане поднимаются аркады в раннеренессансном стиле. Ее потом доводили до совершенства уже его ученики.
Именно такая женщина была способна на подвиг. Перечисленными произведениями далеко не исчерпывается список работ Донателло для алтаря Санто. Удачно передано движение ангела. Ранее мощные и хорошо сложенные тела Донателло стали иссохшими, а лица выражали сильное эмоциональное напряжение внутри. Удивительна судьба этого города. Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды.
Наверху, на тяжелом аттике, помещен рельеф «Оплакивание Христа», выполненный в технике rilievo schiacciato. Т. е. Иоанна Крестителя, патрона Флоренции, тип которого он создал. Надгробие делится на три яруса.
В фигуре «Давида» использованы, несомненно и впечатления от античных статуй и опыт изучения человеческого тела. К первому относится его статуя Магдалины (около 1454 года, находится во флорентийской Крестильнице). Три сюжета южной кафедры, различные по времени и месту действия, — «Сошествие во ад», «Воскресение» и «Вознесение» — не имеют четких границ, они разделены лишь плоскими лопатками. Он показан как символ победы над врагами Флоренции. В 1457 работает (опять во Флоренции) Св.
Высоко над холмом вознесены три креста. Крайние ангелы слева и справа стоят на месте. На коленях стоит богоматерь. Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками. Вазари заключает биографию Донателло словами своего соотечественника — коллекционера, знатока искусств и автора жизнеописаний художников Винченцо Боргини, которые выразительно подчеркивают сходство обоих великих скульпторов: «Либо дух Д-нато проявляется в Буонаррото, либо дух Буонаррото себя предвосхитил, проявившись в Донато».
Фигуры трех из них вообще показаны намеками. Филиппа», также установленную в нише Ор Сан Микеле. Они не натуралистичны, так как Донателло никогда не повторял натуру механически, а обобщал, отбрасывая второстепенное, ненужное. ляться деньги на украшение города Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). Это более мощный памятник, решенный даже более, может быть, грубовато. Антония стал переломным моментом в творчестве Донателло.
Но больше всего, конечно, мы это видим у Донателло. В 1456 г. Донателло подарил флорентийскому врачу Джованни Келлини в благодарность за излечение от болезни небольшой круглый бронзовый рельеф с изображением Марии с младенцем и четырьмя ангелами. В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло. Памятник установлен на площади рядом с собором Санто, недалеко от западного фасада храма. Кондотьер как бы покидает собор, удаляясь от него на спокойно шагающей лошади.
Надписи на его произведениях являются одними из самых ранних примеров возрождения классической римской прописи. Линии в «Битве св. Лаврентия, украшенной его работами. Между ними видны играющие музыканты. Может быть, он какие-то доспехи такие носил пятнистые.
Воин протягивает Ироду блюдо с головой Иоанна Предтечи. Смятый и нарочито измельченный рисунок драпировок усиливает впечатление беспокойства. Однако при недавней реставрации статуи обнаружили подпись Донателло и дату — 1438 г. Таким образом, «Амур-Атис» и «Иоанн Креститель» создавались примерно одновременно, хотя они контрастны, как античность и средние века. Отсюда рождается та цельность, в которой тело неотделимо от одеяния и одеяние от тела. Обнаженный Давид (1, 58 м) стоит в несколько расслабленной позе, глядя вниз, на голове пастушеская шляпа, увенчанная лавровым венком.
Цоколь статуи Святого Георгия украшает мраморный рельеф Битва Святого Георгия с драконом (около 1417 года). Учитывая давние связи Донателло с гуманистами, можно предположить, что статуя «Амура-Атиса» была создана по специально разработанной кем-то из флорентийских эрудитов программе. В действительности, все эти точки зрения односторонни. Он готов отразить любой натиск, любую атаку, готов сложить голову, защищая свою родину, свой родной город.
Он выполняет конную статую Эразмо де Нарни (статуя Гаттамелаты). Донателло прожил долгую жизнь, наполненную беззаветным служением искусству. Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб». Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. После изгнания Медичи в 1496 году статуя была помещена во двор Палаццо Веккьо, откуда далее переехала в Барджелло.
Кажется, нет такой силы в мире, которая способна сдвинуть его с места. Это первое истинно ренессансное произведение скульптуры. Это исхудалая старуха с длинными волосами. Их самозабвенная пляска полна исступления и удивительного задора. И он чувствует скульптуру не просто как изображение некой абстракции, а он как бы вживается в каждого своего героя, он видит человека. Антоний, держащий его за ногу обеими руками. Их мраморные мадонны явились популяризацией композиций Донателло.
Статуя сразу привлекла внимание современников, т. к. Работая над группой, скульптор полностью подчинил фигуру Олоферна фигуре Юдифи. Статуи настолько отличаются от традиционных изображений пророков Ветхого Завета, что к концу 15-го века их можно было ошибочно принять за портретные скульптуры. Георгия (обе завершены в 1415 году), предназначенных для ниш на внешней стороне церкви флорентийских гильдий. 1415, Флоренция, Нац. Луки, гильдию живописцев, как художник, скульптор и золотых дел мастер. Он довел до совершенства бронзовое литье и моделировку мрамора. Впервые в искусстве Ренессанса скульптор показывает обнаженное мужское тело, так как это делали мастера античного мира. Эта скульптура демонстрирует отход от традиционных канонов христианского искусства: удивляет женственность главного героя, а также степень его обнаженности (это была одна из первых настолько откровенных работ, созданных в эпоху Возрождения).
Есть предание, что этот образ он делал с юного Леонардо да Винчи. Людовика Тулузского (ок. Однако самый замысел статуи очень привлекателен.
Нижний ярус украшен гирляндами и изображениями добродетелей. Филипп» изображен стоящим в спокойной и непринужденной позе. Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св. исследования и реставрация, накопление документальных знаний и т. д.