Картина Ильи Репина Портрет дочери: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. С большой любовью Репин написал портрет дочери Веры с большим букетом цветов на фоне осеннего пейзажа. Илья Репин Стрекоза жизнерадостный портрет дочери художника.
Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. М. Бунакову. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Благодаря этому удалось передать природную атмосферу: как будто легкий ветерок тревожит листья, лепестки, одежду. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Родился в Чугуеве (Харьковская губерния) 24 июля (5 августа) 1844 в семье военного поселенца.
Иногда же «состояние» портретируемого, его поза, жест, действие приобретают в той или иной мере самостоятельное значение и портрет в конце концов перерастает в жанровое изображение. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Первые художественные навыки получил в местной школе военных топографов (1854—1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.
Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Пафос и протест в картинах художника то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879—1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880—1892 все работы — в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) он увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета, 1901—1903, Русский музей). Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери.
Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. В Академию, так как он был не знаком с техникой рисования, его не приняли.
Материально он старался помочь нуждающимся и найти им заказы. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Оно сложилось в течение более чем полувека и содержит статьи и монографии об отдельных русских и зарубежных художниках и архитекторах, главы из двух изданий «Истории русского искусства», возглавлявшихся И. Э. Грабарем, статьи по вопросам реставрации памятников искусства, по вопросам организации музейного дела, воспоминания и, наконец, множество писем к художникам, архитекторам, музыкантам, актерам, ученым. Большая часть статей и монографий, опубликованных в разное время, стала на сегодня библиографической редкостью, некоторые исследования и вся переписка еще не публиковались. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».
Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Племянница художника со стороны жены Л. А. Шевцова-Споре вспоминала: «Несмотря на многие недостатки в характере Веры, отец любил ее более других детей. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого.
Это придаёт фигуре некую возвышенность, но в то же время лёгкость. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Америка—Франция—Россия. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек — сановников Государственного Совета, во главе с царём и членами царствующего дома.
С 1903 года Юрий работал вместе с отцом, участвовал в выставках Союза русских художников, Товарищества передвижных художественных выставок. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Среди его учеников, . Художник написал несколько портретов членов семьи Толстого, создал иллюстрации к его произведениям.
Уже в юном возрасте Юрий знал, что пойдет по стопам отца. Илья Ефимович Репин был довольно компанейским и общительным человеком. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Уехав лечиться за границу, она в 1914 году умерла. И отец ей не отказывал». Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. После окончания этих курсов Надя Репина работала в земских больницах Петербурга. Биография, данная крайне кратко, не дает полного представления о живом, веселом и добродушном характере мастера, несмотря на то что его жизни всегда сопутствовали личные проблемы.
В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Художник принимал ее назад все холоднее – любовь заканчивалась.
Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Девочка проснулась, но еще не хочет двигаться, она вся во власти детских грез. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Это гиперактивный ребенок, робость и послушание для которого – сказочные персонажи. Перебравшись в Петербург (1863), учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864—1871). Жил в Италии и Франции (1873—1876).
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Портрет неудачен, он не похож на Марию Федоровну. Репин, сдав квартиру, вышел из Академии и уехал в Ясную Поляну. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Молодая семья запечатлена Репиным в 1905 году на полотне, которое названо «Семейный портрет».
Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. О детстве Надежды Ильиничны нам почти ничего не известно. Интересно сравнить фотографии знаменитых современников художника с их портретами. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Комната небогатой интеллигентной семьи.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.
Общение с прежними друзьями было только заочным. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Они оба были частыми гостями в его усадьбе и позировали художнику для портретов. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Репин считал сам эту картину красивой. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. В 1877 вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 — в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Илья Репин был поклонником творчества композитора Модеста Мусоргского и был его приятелем. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Ее внуки и правнуки проживают во Франции, разъехавшись по всей стране.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Портрет дочери Веры (1872 – 1948) относится к периоду творческого расцвета художника. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Биография краткая говорит, что начиналась полная надежд юность. На международной выставке в Мюнхене в 1910 году он был награжден юбилейной премией принцессы Евгении Ольденбургской за картину «Великий вождь (Петр в Полтавской баталии)», в 1913-м — II премией по исторической живописи Общества поощрения художников за картину «Тюрченский бой», в 1915-м — премией по исторической живописи Общества им.
Только в эскизных работах его мазки хаотичны и порывисты. Именно Грабарь сделал впервые широко доступным текст репинских воспоминаний, лишь позднее опубликованных в книге «Далекое близкое».
Убийство свершилось. Л. Н. Толстого». Нам доподлинно известно, что Любицкие были друзьями семьи Репиных. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Репин внимательно посмотрел на меня и проговорил: Портрет вам не понравился. здесь привлекает та лирическая тема сна, об интересе к которой художника говорилось выше.
» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Так закончилось детство, когда покинул родные места Репин. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.
Вот как описывает их взаимоотношения Корней Чуковский: «В те краткие периоды, когда у Репина бывало перемирие с сыном, жившим по соседству с «Пенатами» (а их размолвки длились порой годами и вообще отношения у них были тяжелые), Илья Ефимович втягивал в работу и сына и очень радовался, когда тот соглашался прийти к нему в мастерскую со своей палитрой. В эту минуту в комнату вошел Христос. Репин отправился к Мусоргскому в больницу и в течение 4-х дней создал портрет, который стал настоящим шедевром. Юрий Репин писал портреты, картины на евангельские сюжеты, но более всего преуспел в исторических и батальных работах.
В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Небольшое строение, в котором Репин с женой поселились в начале XX века, с годами преобразилось: владельцы усадьбы поставили второй этаж, оборудовали две мастерских— для зимних и летних работ233. На первом плане – две Татьяны: Татьяна Ильинична и трехлетняя Тася (Тасенька) на втором, за столом, – Николай Геннадьевич Язев и его мать слева, ближе к двери, стоит няня, на руках у нее малышка – это вторая дочка в семье, Любочка, которая вскоре умерла. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.
Илья Репин любил писать портреты не только именитых людей, но и своих близких. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры.
В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». В "Пенатах" стала хозяйкой старшая дочь Репина Вера. Это он, вероятно, под общий хохот сказал крепкое словечко, подбоченился, закурил трубку, а в глазах смех и задор человека, готового к действию. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.
После революции, осенью 1918 года, в помещении теперь уже бывшей репинской дачи открылась школа для детей. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.
Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Неласково его приняла столица в 1863-м.
Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Портрет композитора М. П. Мусоргского, 1881. В это время появляется нетипичный для художника портрет старшей дочери Веры, написанный на природе – «Осенний букет».
В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств. Молодые покидают Петербург и отправляются к месту службы мужа. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Две попытки создать семейную жизнь, одна безответная любовь, дружба с выдающимися людьми своего времени и неустанная работа – это все, что выпало на долю такого человека, как Репин. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы.
Летом 1870 года Репин вместе с братом и друзьями-живописцами Фёдором Васильевым и Евгением Макаровым отправился на Волгу. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке.
Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Беспомощно и трогательно опущены руки. При крещении младенца нарекли греческим именем Георгий. И, собрав все деньги, которые он заработал написанием икон, отправился в столицу. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. И. Репин.
Рассматриваемая работа относится к последней категории портретов-жанров. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Грабарь широко использует эту переписку. Яков Минченков, познакомившийся с художником во время работы передвижной выставки 1898 года, вспоминал, что увидел перед собой невысокого сухощавого человека с вьющимися волосами и острой бородкой. Она была пламенной революционеркой и гражданского женой Максима Горького, Ленин называл ее «товарищ феномен».
Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Биография краткая (фото за 30 лет до его кончины показывает дружелюбного человека со смешливыми глазами) будет изложена ниже. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР.
Илья Репин родился на Украине в 1844 году и всю жизнь любил родную землю. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.
И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. После развода с первой женой, Верой Шевцовой, с Репиным остались старшие дети. Один из первых исследователей репинского творчества – художник и искусствовед И. Э.
Художник стремился передать состояние просыпающегося ребенка. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.
А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Своеобразная «влюбленность» в образ помогает каждому портретисту проделать кропотливую работу над картиной. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
Чаще всего он писал собственных детей. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Репин не раз предлагал своему другу Павлу Третьякову позировать ему для портрета, но галерист долго не соглашался: он был замкнутым человеком и не хотел, чтобы его узнавали.
Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины — в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Сенсацией стали его Бурлаки на Волге (1870—1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Не доносчик ли.
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.
В 1878 году, гостя в Абрамцеве, Репин услышал рассказ украинского историка о том, как турецкий султан писал к запорожским казакам и требовал от них покорности. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Сухонький и сухощавый Илья Репин в последние годы жизни много занимался литературной работой.
Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Он был написан с натуры, вот таким образом видно, что мазки наносились поспешно. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Из переписки Ильи Репина с дочерью Льва Николаевича Толстого, Татьяной, следует, что двадцатилетняя Надежда была склонна к эмансипации. 2015-2017 Э Вести. Репин подарил картину основателю Радищевского музея А. П.
Конечно историки не дают точного ответа на вопрос, был ли факт сыноубийства. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.
Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Еще до того, как этот портрет был окончен, его увидел писатель Александр Куприн с супругой: их пригласили в мастерскую на чтение пьесы Горького «Дети солнца».
Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». В 1922 году старшая дочь художника переезжает в отцовское имение «Пенаты» на берегу финского залива, где становится полноправной хозяйкой в доме своего пожилого отца, взяв при этом на себя все бытовые заботы. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Этот сиюминутный образ ребёнка связывает картину с нотками импрессионизма.
Изображая крестный ход – типичное явление старой России, художник в то же время показал широкую и многогранную картину русской жизни его времени со всеми ее противоречиями и социальными контрастами, во всем богатстве народных типов и характеров. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Изображая толпу, Репин создал целую галерею ярких образов представителей разных социальных сословий и классов пореформенной России. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.
Она жила в Петербурге – Петрограде, выступала в труппе Александринского театра. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. К переговорам был подключён и сын Репина Юрий, однако они завершились безрезультатно: художник остался в Куоккале214.
Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. 1882Холст, масло, 143 x 94Государственная Третьяковская галерея» (1882) или с портретом его дочери, В. И. Репиной, на фоне осеннего пейзажа – «Осенний букетОсенний букет. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Так ли это – судить зрителям. С этого времени ребенок не знал покоя.
Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Однако отношения старшего и младшего Репиных безоблачными не назовешь.
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Впрочем, Репин сумел устоять перед чарами актрисы – ведь она была женой его товарища.
Сейчас этот портрет хранится в Харьковском художественном музее. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Умер великий художник в 1930 году и похоронен в своих «Пенатах» в Финляндии. Она могла принять кого угодно и без стеснения занимала беседой любого именитого гостя. С 1894 г. Репин преподавал в Академии. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.
В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Грабарь писал: «Своей живописью художник передает одни стороны натуры, при помощи рисования – другие это просто два разных подхода к ней, два метода из которых каждый открывает только ему присущие возможности и дает свои результаты». Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу.
Татьяна Ильинична Репина-Язева вместе с дочерью переезжает жить в имение отца «Здравнево», которое ныне находится в Беларуси. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.
По мнению Алексея Фёдорова-Давыдова, в мировом масштабе Репин сопоставим с французским живописцем Гюставом Курбе и немецким художником Адольфом фон Менцелем. 1892Холст, масло, 114 x 67Государственная Третьяковская галерея» (1892). Он написал книгу «Далёкое близкое». Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.
После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Цветы в руках молодой Репины выглядят символично: жизненный расцвет, молодость, красота. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Вегетарианцем стал и сам Репин.
Сразу после рождения дочери художник вместе с семьей отправляется в поездку по Европе. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
Художник изобразил галериста в его привычной позе, поглощенным своими размышлениями. Впоследствии мальчика будут называть в славянском стиле Юрием. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Боголюбову, который был крестным отцом Наденьки.
Такое поведение для «стрекозы» в порядке вещей – ее не интересует спустились ли у нее чулки, не развязались ли туфельки, самое важное в данный момент – покачивать правой ножкой, словно дразня соседских товарищей по играм. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Публике картина понравилась. И вот уже перед нами не царь, а отец. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.
Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. В Москве деловые отношения, сложившиеся между Репиным и Третьяковым, постепенно переросли в дружеские. Берег Волги.
Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Шедевров, которые отображали подлинную жизнь, было очень много. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. В разные годы в мастерской Репина занимались такие художники, как Филипп Малявин, Дмитрий Кардовский, Борис Кустодиев, Анна Остроумова-Лебедева, Дмитрий Щербиновский, Иван Билибин, Николай Фешин и другие156.
В отличие от Чуковского, коллеги-художники младшего Репина были о нем высокого мнения, считая его талантливым живописцем и порядочным человеком. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Однако помимо всего этого гениальный художник был еще и любящим отцом для своих детей. Через 10 дней после этого композитор скончался. Казалось, она спит.
С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. В этой школе преподает Татьяна Ильинична, при этом вместе с семьей занимая часть дома.
И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. В ней он выразил свои мысли и творческие принципы. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.
Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Она была закончена только в 1891 году. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. И. Репин.
Все заняты. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.
В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Он щедро цитирует эти материалы, часть которых и до сего дня не увидела света. И. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Сомкнутые руки указывают на его обычную замкнутость и отстраненность. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь.
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.
Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». После окончания гимназии Татьяна Ильинична училась на Бестужевских курсах.
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Сомкнутые руки указывают на его обычную замкнутость и отстраненность.
Само понятие «портрет» для «Стрекозы» уже не актуально, тут прослеживается индивидуальная душевная конкретика, причем состоянии девочки можно расценивать как «здесь и сейчас». Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. За окном летний день.
Вот таким образом портрет полон жизни. Репин встречал их по средам. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина». И. Репин. Через 10 дней после этого композитор скончался. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.
Когда Репин спросил, что Куприн думает о картине, тот замешкался: «Вопрос застал меня врасплох. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически». Репин забыл о конкурсе, об Академии.
Здесь у художника и возник замысел этой картины. Композиция картины имеет простой и незамысловатый характер. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Жил он с женой Прасковьей и сыновьями Гаем (Георгием) и Дием (Дмитрием) в собственном доме в Куоккале, неподалеку от имения отца «Пенаты».
Известно, что он был довольно язвительным и саркастичным по отношению к собеседнику. Она ушла из жизни в 1931 году55. Большие карие глаза Наденьки раскрыты, но она еще во власти сна. Как следует реалистическому направлению, Репин тщательно прорабатывает каждую мелочь лица и одежды. Жил в Италии и Франции (1873–1876).
Часть учеников отправилась следом, однако их попытки вернуть мастера оказались безуспешными163. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.
Илья Репин поддерживает сына в его потере, пытаясь возродить в нем утраченные таланты. Репин встречал его очень радушно, даже как будто заискивающе и после первого же сеанса горячо одобрял его живопись, но Юрий Ильич выслушивал его в угрюмом молчании, не глядя ему в лицо и норовил воспользоваться любой возможностью, чтобы ускользнуть из «Пенатов» и скрыться от отцовского глаза». За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Репин не слишком горевал о ней – в то время он уже почти ее не помнил. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.
Он идет прямо к матери. Надежда Ильинична Репина заболевает тяжелым нервным расстройством, с тех пор она постоянно проживает вместе со своим отцом в «Пенатах».
В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Илья Репин был одним из величайших портретистов в мировом искусстве. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Этюд получился превосходный. При лиричности трактовки образа и цветовой- гаммы письмо сильное и энергичное, хорошо передающее формы, рельеф тельца ребенка и различие материалов. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.
Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Художник изобразил галериста в его привычной позе, поглощенным своими размышлениями.
«Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. С конца 70-х годов прошлого столетия и до середины 30-х годов текущего столетия можно еще указать лишь на ряд небольших работ, в числе которых необходимо упомянуть книги К. С. Кузьминского «Репин-иллюстратор» (М., 1913), С. Н. Дурылина «Репин и Гаршин» (М., 1926). Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты».
Среди его учеников, . Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.
Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. В апреле 1901 года она выходит замуж за молодого военного, поручика Язева. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически».
Но художник уловил и другие немаловажные детали, он знал, что писатель болен и сломлен трагическими обстоятельствами его жизни (один сын покончил с собой, второй был неизлечимо болен) и следы боли и тоски он сумел запечатлеть во взгляде писателя. Они жили в Пенатах в течение двух недель.
Иное дело – платье и фон. Да и вообще это была любимица семьи. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным.
Несмотря на объём проделанной работы, новая картина Репина, показанная на передвижной выставке в 1879 году, восторга у друзей художника не вызвала. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Музыка переносила его в мастерскую, к картине.
Вера – старшая и любимая дочь Репина – была актрисой. Овладевая в Академии основами художественного мастерства, Репин развивался как художник и гражданин прежде всего под влиянием таких исключительных людей в искусстве, как Стасов и Крамской. Репин дважды подавал прошения об отставке. А. Куинджи.
Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.
В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Художник восхищался трудоспособностью дочери. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников.
Много учился на написании портретов близких и друзей. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. В последних типичность образа становится важнее, нежели неповторимая индивидуальность портретируемого, как, например, в портрете И. Уланова, переросшем в образ «ПротодиаконаПротодиакон. Он получает тогда соответствующее наименование, как это случилось с портретом спящей жены художника – «ОтдыхОтдых. Запорожцы, коллективно сочиняющие ответ турецкому султану, представлены Репиным крепким единодушным братством во всей своей силе и сплоченности. Часть работы проходила на даче в Белогорке отсюда Репин периодически выезжал в Петергоф и Александрию, чтобы сделать зарисовки царской одежды165.
По всему дому были развешаны предупреждения: "Не ждите прислугу, ее нет". Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Эта большая шляпа бросает тень на ее лицо и потом он (Репин) придал ее лицу такое отталкивающее выражение, что оно кажется неприятным.
А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Одним из таких портретов является портрет его дочери Веры под названием «Стрекоза». Портрет был написан на любимой даче художника в пенатах, где он отдыхал с семьёй. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца.
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Умение найти и отобрать огромный материал первоисточников, раскрыть внутреннюю взаимосвязь основных событий в жизни художника с кульминационными моментами творческой истории каждого из его произведений, установить периодизацию творчества мастера, воссоздать ту среду, в которой жил и творил художник — все это сделало труд Грабаря основополагающим в изучении репинского наследия и непревзойденным среди всей литературы об Илье Ефимовиче. Репин Илья Ефимович (Ilya Repin, 1844—1930), русский художник. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Я согласен с вами — портрет неудачен».
Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
Ибо в доме Репина потчевать друзей было принято сеном. Изображение исполнено большого, естественного очарования. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Был одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».
Третьяков»109. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Она напоминала блеклое растение, которое всегда в тени. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Летом 1930 года Татьяна с семьей дочери, в которой на тот момент уже было четверо детей, переезжает в «Пенаты». А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской.
Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Не вдаваясь в характеристику каждой из работ, следует только сказать, что они либо касаются отдельных сторон репинского творчества, либо затрагивают относительно частные вопросы, либо же содержат популярный очерк жизни и творчества художника. Таким образом, И. Э. Грабарю принадлежит честь до известной степени быть «первооткрывателем». Лицо запечатлено в сложном ракурсе, в.
К сожалению, семейная идиллия длилась недолго, через какое-то время супруги расстаются. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Их мягкие очертания созвучны плавному ритму складок платья. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Девочка в розовом принадлежит к числу лучших детских портретов, написанных И. Е Репиным. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Репин-рисовальщик ни в чем не уступал Репину-живописцу. В 1922 г., спасаясь от голода и разрухи, она уехала к отцу в усадьбу Пенаты в Куоккале (ныне поселок Репино Ленинградской области).
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. можно разделить на две категории: собственно портреты и портреты-жанры. Пятый факт. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Нордман несколько раз сбегала и возвращалась.
Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Они часто проводили совместно время в усадьбе Здравнево. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Прекрасна сама композиция, легкий изгиб лежащей на подушке детской фигурки.
В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Репин талантливо изобразил томящий зной иссушивший все вокруг, ослепительный блеск солнечных лучей и сверкающую на солнце золотую ризу дьякона, колыхание людского моря в мареве пыльного накаленного воздуха. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Крепость и ясность композиции подчеркивается плавным ритмом линий тела и складок подушки.
С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Возвращается в Россию летом 1876 года.
Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Илья Репин является неотъемлемой частью этого искусства.
В начале 1910-х гг. Судьбы детей Репина сложились по-разному.
Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Судя по отчётам финских надзорных служб, коллеги должны были уговорить Репина переехать на родину.
Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Следом за ним, меланхолично покуривая трубку и не утруждая себя чрезмерными усилиями, спокойно шагает длинный, как жердь, бурлак в шляпе. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Будучи первым ребенком в семье, девочка всегда считалась всеобщей любимицей.
Биография краткая рассказывает, что там он заинтересовался живописью Э. Мане. 1877Холст, масло, 125. 5 x 97. 5Государственная Третьяковская галерея». Свое, можно сказать, «привилегированное» положение Вера нередко использовала утилитарно и, в частности, применяла в щекотливом вопросе выпрашивания денег. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Портреты Репина Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Работал весь день, не замечая времени. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Он обаятельно передает реальный облик дочери и очарование безмятежного детства.
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
Первый факт. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. В дверях все еще стоит горничная, впустившая человека – ссыльного, о котором помнили, но которого не ждали в семье. За работу «Садко», написанную в Париже, получил звание академика Репин. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141.
Электронное периодическое издание «Э Вести» (E Vesti) зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций 26. 06. 2015. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.
повороте влево. И уже не больной, угасший человек встает перед глазами, а человек большой души и доброго сердца, глубокий, думающий, натура широкая, богатырская. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Интерьером для картины стала одна из комнат дачного домика в селе Мартышкино близ Петербурга, где семья Репина жила летом 1883 года.
Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. В его мастерской в разное время у него учились Ф. Малявин, Б. Кустодиев, И. Билибин, В. Серов.
Стасов присылает ему все, что он просит. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Сто шестьдесят семь лет минуло со дня рождения Ильи Репина – срок достаточный для его всесторонней оценки: выдающийся русский художник-жанрист, портретист исторический художник реалистического направления, профессор живописи, действительный член Петербургской академии художеств, обладатель множества почетных наград. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.