Картина Владимира Боровиковского Портрет Г. Р. Державина: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. 2017 Владимир Боровиковский «Портрет Гаврилы Державина» Нет ничего сложнее в живописном искусстве как работа над портретом. В. л. боровиковскийпортрет поэта Г. Р. Державина, 1795.
Державиным, И. И. Старость. М. Десницкий был деятельным членом Московского общества любителей словесности. В 1790 году Десницкий произнес в Московском Успенском соборе «Слово по случаю заключения мира России со Швецией». Он обласкан властью и вполне заслуженно. Художник, живший в преддверии романтизма, сделал своего героя достаточно воодушевленным. В 1788 году возвратился в Грузию и на следующий год возведен в сан католикоса.
Он работает, на это указывает его рука, которая возложена на рукописи и документы. Опальный вельможа должен был жить в своем имении Надеждине Саратовской губернии. Портрет князя А. Б. Куракина (1801-1802). Вскоре она оказалась в чужих руках.
Павел I изображен в большой императорской короне и горностаевой мантии, со скипетром в руке, цепью и звездой ордена Святого апостола Андрея Первозданного, с крестом ордена Святого Иоанна Иерусалимского. Возможно, этот портрет был заказан друзьями епископа. Отец, дядя и братья будущего художника были иконописцами. В творчестве живописца, который до конца дней оставался одиноким, произведения, в которых воспевались семейные радости, приобрели большое значение. В 1799 году в жизни Десницкого произошло важное событие. Боровиковский использовал также гравюры с оригиналов западноевропейских мастеров. Как писал П. М. Третьяков, портрет «особенного ничьего внимания не возбудил и даже, в скорости, подвергся остракизму, то есть должен был уступить место произведениям современных корифеев искусства и сойти с выставки». В 1785 году удостоился сана архиепископа.
К этому времени и относится начало работы В. Л. Боровиковского над портретом А. Б. Куракина. Она родилась в Москве, в Пречистенском дворце, 12 или 13 июля 1775 года. Он изображен в интерьере, на фоне драпировки. Надо отметить, что «благоразумная Милена», так называл Державин Дарью Алексеевну в своих стихах («Даше приношенье», «Мечта», «Желанье»), в жизни была далеко не всегда радушна и любезна даже с друзьями своего супруга. Холст, масло. 75 х 69, 2 cм. Неуравновешенный император в 1798 году отправил князя в отставку и Куракин поселился в Москве, приюте опальных деятелей.
Особенно этот совет пригодился художнику для изображения князя Куракина, которого Державин прозвал «павлином» за его пристрастие к побрякушкам и украшениям. Он происходил из семьи священника, родился в деревне Топоркове Московской епархии. В сопроводительном письме К. Калагеорги сообщал: «Портрет имеет ценность историческую, так как мать моя — родная дочь Светлейшего князя Потемкина-Таврического, а со стороны матери — тоже высокоозначенного происхождения. В ответ внук Темкиной, мировой судья Николай Константинович Калагеорги, которому были переданы права на портрет, написал: «Портрет моей бабушки имеет втройне историческое значение — по личности художника, по личности моей бабушки и как тип красавицы восемнадцатого столетия, что составляет его ценность абсолютно независимо от модных течений современного нам искусства».
Об этом говорят награды, в частности мальтийский крест. В 1794 году ее выдали замуж за богатого грека Ивана Христофоровича Калагеорги (Карагеорги), который был приглашен в свиту великого князя Константина Павловича для обучения его греческому языку. Державина (1811). Гавриил Романович был многогранным поэтом. Он представил Дарью Алексеевну в полный рост, подчеркнул величественность осанки и жеста.
в Париже. Карамзин в повести Бедная Лиза. Он был четвертым сыном царя Ираклия II от брака с княжной Дарьей Дадиан-Менгрельской. И можно сказать точно, что перед нами парадный портрет. Портрет В. Л. Сначала он служил в чине пресвитера в придворной церкви в Гатчине. Лиза Темкина (по некоторым документам Темлицына) воспитывалась в доме племянника Григория Александровича — А. Н. Самойлова.
В начале девятнадцатого века Десницкий получил новое назначение в Малороссию. – восклицал идеолог русского сентиментализма Н. М. С детства дружил с великим князем Павлом Петровичем (будущим императором Павлом I).
Он работает, на это указывает его рука, которая возложена на рукописи и документы. В 1808 году пятидесятилетний художник с горечью писал: «Я уже, хотя, впрочем, молод, но старик». В 1810-е годы слава Боровиковского как крупнейшего портретиста эпохи постепенно начала меркнуть. Вдовствующая императрица Мария Федоровна навсегда сохранила привязанность к другу мужа.
Возвратившись в Петербург, Куракин получил звание обер-прокурора Сената. Художник намеренно укрупняет фигуру старика, приближает его морщинистое лицо к зрителю. Боровиковский умер 6 (18) апреля 1825 г. в Петербурге и был погребён на Петербургском Смоленском православном кладбище. Д. А. Дьяковой было 28 лет, когда она вышла замуж. Однако его исполнение было завершено по прошествии двух лет.
Позднее образы Карелии вошли в его творчество: стихотворения «Буря», «Лебедь», «Ко второму соседу», «На Счастие», «Водопад». Она здесь на первых ролях. К тому времени Владимир Лукич по рекомендации графа А. С. Строганова получил звание советника (присуждение состоялось в декабре 1802 года). Лицо Левицкого значительно и говорит о том, что человек познал жизнь. В этих условиях Боровиковский не мог не обратиться к поискам новых образов и форм.
Старшая Анна, держащая в руке ноты, серьезная и полная внутреннего достоинства. Непринуждённые позы девушек их нежные лица создают образы чистоты и естественности. В это время он сблизился с масонами. Амвросий был назначен архиепископом Петербургским и Новгородским. Филиппова изображена в белом утреннем платье во время прогулки по парку. Ее лицо спокойно и задумчиво, взгляд полон мягкой доброжелательности. Марья Ивановна Лопухина, в девичестве Толстая изображена в возрасте 23 лет.
В. Боровиковский. Лицо поэта вылеплено правдиво и строго, в нем простота и грубоватость, чувствуется неуживчивый и «нельстивый» характер поэта. Эта проповедь удостоилась высокой оценки Екатерины Великой. В изобразительном искусстве эта тема была широко распространена в скульптуре (работы Жирардона, Прокофьева, Бушардона).
Образ зимы, ассоциирующийся со старостью, был также воплощен и А. Х. Востоковым в одном из его стихотворений. В качестве приданого Темкиной было выделено село Балацкое Херсонской губернии. Недаром в переписке Боровиковского с родными в этот период проскальзывают нотки усталости («силы мои начинают изменять», — сетует он).
В 1796 году священник был переведен из Москвы в северную столицу. Любознательный юноша посещал лекции в Московском университете, прослушал курс в Московской Духовной академии. Эти портреты находятся в коллекции Русского музея. Перед смертью он дал свободу крестьянам одной из своих вотчин, но это распоряжение не было исполнено. «Портрет князя А. Куракина» – одна из лучших работ в жанре русского парадного портрета.
Широко образованный священник в 1785 году был назначен служить в церковь Иоанна Воина, «что на Якиманке». Государственная Третьяковская галерея (Москва)Александр Борисович Куракин (1752-818) – член Государственного совета. Этот вельможа любит роскошь – она со всех сторон окружает его. Портрет парадный, в нем Боровиковский возвеличивает неповторимую личность Державина, значительность его фигуры.
Бугаевский-Благодарный. Тем не менее в общем решении портрета уже чувствуется индивидуальность Боровиковского. К сожалению искусство В. Л. Боровиковского в то время не было оценено по достоинству.
Боровиковского. Портрет решен в нежном голубовато-перламутровом тоне. В 1803-м он должен был перебраться в Черниговскую епархию. Одет Державин в светло-синий сенаторский мундир с орденом на красноватой ленте.
Правдивый художник, хорошо знавший все особенности характера Державиной, не мог при всём желании создать образ большой значительности. Здесь он первое время жил в доме Н. А. Львова, познакомился с поэтами Г. Р. Вслед за ним Боровиковский продолжил эту линию портрета в светской живописи.
Но вот другой портрет. Далматик из белого бархата — древняя одежда византийских императоров.
Государственный музей изобразительных искусств им. и А. С. В 1782 году Михаил Десницкий обучался в Филологической семинарии при «Дружеском ученом обществе», тесно связанном с Н. И. Новиковым. Мать крепко обняла дочерей, унаследовавших восточную красоту ее армянских предков. В. Боровиковский.
К числу лучших и самых выразительных следует отнести «Портрет Михаила Десницкого» (около 1803, ГТГ). Традиция портретирования служителей православного культа была заложена в «парсунах» работы неизвестных мастеров петровского времени. Но по некоторым признакам его относят к 1796-1803 гг. В 1801 году, незадолго до переворота, возведен в сан митрополита. В 1816 году поэт скончался в имении Званка Новгородской губернии. Но такая активность снова не понравилась власти. Холст, масло. В 1925 году его коллекция вливалась в собрание Третьяковской галереи.
Художник создает весьма необычный образ духовного лица. Он постригся в монахи и принял сан архимандрита Юрьева монастыря в Новгороде. Дарья Алексеевна Державина (1767–1842), урожденная Дьякова, была второй женой государственного деятеля и виднейшего русского поэта XVIII века Г. Р. Державина, воспевшего ее в своих стихах под именем Милены. Боровиковский умело использует светотеневой контраст лиц и мягкий общий колорит, оживляемый пейзажем. «Портрет М. И. Лопухиной» – один из самых популярных женских портретов кисти В. Боровиковского. Далматик из бархата – древняя одежда византийских императоров.
Новое поколение молодых художников-романтиков начало активно заявлять о себе. Екатерина II заметила талант молодого художника и пригласила его в Петербург. Темные и очень живые глаза являются центром портрета – это изучающий взгляд художника. Пушкина (Москва)Это уже совсем другой человек, познавший и царскую милость и гонения. Он изображен в кабинете, у стола, на фоне полок с книгами. Предметы многое могут поведать о тех, кому они принадлежат».
Вот вам мой совет: обращайтесь к принципу натюрморта. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Это групповой семейный портрет. И. С. Он запечатлел священника во время молитвы, правая рука лежит у него на груди. В 1803 г. стал советником Академии художеств. Семьи у художника не было. В. Л.
Не случайно за особую любовь к украшательству Куракина прозвали «бриллиантовым князем». Пышность обстановки, звучность огромных цветовых пятен прекрасно дополняют характеристику образа. Этот образ, торжественно-хвалебный по замыслу, несет в себе черты объективности, заставляя вспомнить державинские поэмы, обличавшие вельмож за их сибаритство и высокомерие. В определенном смысле Боровиковский стоял у истоков камерной формы портрета, получившей развитие в рисунках и акварелях О. А. Кипренского, в акварелях молодого К. П. Брюллова и П. Ф. Соколова. Новый элемент в образное содержание семейного портрета вносит Боровиковский в «Портрете сестер Гагариных» (1802, ГТГ). Анна и Варвара были дочерьми действительного тайного советника Гавриила Гагарина. Перед нами портрет генерал-майора Федора Артемьевича Боровского. Это одна из наиболее ранних работ Боровиковского – портрет Ольги Кузьминичны Филипповой.
Художник представил М. Десницкого в епископском облачении.
Императрица, посетившая «первопрестольную» по случаю празднования Кючук-Кайнарджийского мира, целую неделю не выходила в свет по случаю болезни. Хемницером, а также Д. Г. Незадолго до кончины Павел I вернул ему расположение и пост вице-канцлера. Просветленный взор устремлен вверх.
Куракин изображен среди дворцовой обстановки, которая помогает понять его личность. Художник написал молодую жену своего друга, архитектора П. С. Предметы многое могут поведать о тех, кому они принадлежат. » И художник превращает образ на портрете в сверкающий драгоценностями, атрибутами власти и званий «натюрморт». Здесь — парадное и более традиционное изображение, следующее определенным сложившимся канонам. С именем Боровиковского связывают еще один портрет выдающегося деятеля православной церкви митрополита Амвросия (в миру Андрей Подобедов). Ее мужу Г. Р. Державину к этому времени исполнилось 52 года, он находился в отставке. За портрет Екатерины II на прогулке В. Л. Наиболее известными из них являются «Портрет Павла I в белом далматике», «Портрет князя А. Б. Куракина, вице-канцлера» (1801-1802).
Результатом выездных инспекций по уездам губернии стала его «Подённая записка, учинённая во время обозрения губернии правителем Олонецкого наместничества Державиным», в которой Г. Р. Державин показал взаимообусловленность природных и экономических факторов, отметил элементы материальной и духовной культуры края. А. Подобедов окончил курс в Духовной семинарии Троице-Сергиевой лавры. В 1805 году возник цикл стихотворений Г. Р. Державина, посвященный временам года (среди которых есть «Зима»). В. Боровиковский. Видно, что ещё есть возможность мыслить. И можно сказать точно, что перед нами парадный портрет.
Фигура поэта выделяется на фоне зеленой драпировки, скрывшей левую часть интерьера. Поэтической иллюстрацией к этой работе Боровиковского могут служить строки Г. Державина:Являя благородны чувства, Не судишь ты страстей людских:Объяв науки и искусства, Воспитываешь чад своих. Тройной портрет А. И. Безбородко с дочерьми (1803, ГРМ) относится к наивысшим достижениям в создании семейных портретов.
Боровиковский следует распространенному в иконологии изображению. Решительный и энергичный поворот головы Боровского придает портрету известный пафос. Портрет поэта Г. Р. Десницкий полностью погружен в сокровенную беседу с Всевышним. Отражением его тщеславия служили многочисленные изображения, которые он заказывал иностранным и русским мастерам. Как только император Павел I взошел на престол, он вызвал в Петербург друга детства.
Небольсиных» (ГРМ), представляющих супругов с малолетними детьми. походила на портреты князя». Однако конец карьеры был весьма плачевен. Глаза, которые горят жизнью, но, сколько в них усталости.
Но при этом поза Екатерины полна достоинства движения и жест, которым она указывает на Чесменскую колонну, воздвигнутую в честь победы в русско-турецкой войне (1768–1774), сдержанны и величественны окружающая ее природа не менее прекрасна, чем самые пышные парадные залы. Впервые в русском искусстве фон портрета становится важным элементом в характеристике героя. Художник выбрал большого размера холст, представил фигуру почти в рост. Она воспитывалась в Петербурге, в лучшем тогда пансионе Беккера и прямо из пансиона выдана за муж за моего отца, бывшего тогда товарищем детства Великого князя Константина Павловича и получила от Потемкина обширные поместья в Новороссийском крае». Картина благополучно прибыла в «первопрестольную» и была помещена на выставку Общества любителей художеств. Всё того же художника Боровиковского и на нём написан всё тот же поэт Державин, но Это писалось шестнадцать лет спустя и тут уже нет того парадного портрета. Портрет сестёр Гагариных (1795).
Так на «Портрете А. Е. Лабзиной с воспитанницей» (1803, ГТГ) героиня представлена в роли наставницы, свято исполняющей свой долг. Зато сохранена полуулыбка. Созерцать это полотно можно в Государственной Третьяковской галерее. И крестьянки любить умеют.
Скупой пейзаж (ледяной грот и покрытая снегом долина) и коричневато-серая гамма соответствуют образу простолюдина. Но тем не менее судьба распорядилась так, что картина поступила в галерею. Державин смотрит гордо, но в то же время добродушно, с некоторой полуулыбкой. Косматый, полуслепой старик в овчинном тулупе протягивает над огнем грубые узловатые руки.
В 1783 году, когда его отец признал русский протекторат, Антоний уехал в Россию. В 1822 году она мужественно разделила участь мужа и последовала за ним в ссылку. Так были созданы оды На смерть князя Мещерского, Бог, Водопад и др.
Он надеялся поставить заслон взяткам и создать беспристрастный суд. И вновь по каким-то причинам Третьяков не купил портрет. В характеристиках персонажей больше конкретности, нежели в полотнах 1790-х годов. Там — портрет друга, высоко духовного человека.
Нет и привычных для парадного императорского портрета атрибутов власти. Mладшая играет на гитаре и смотрит в нотный лист, который держит старшая сестра. Впоследствии ее супруг И. Х. Калагеорги стал губернатором Херсона и Екатеринослава. Судя по письмам Елизаветы Григорьевны, она была скромной женщиной и заботливой матерью (имела четырех сыновей и пять дочерей). Вскоре после ее свадьбы Александр Николаевич Самойлов выразил желание «иметь портрет Елизаветы Григорьевны Калагеоргиевой». Боровиковский пишет не мифологическую картину, а выбирает излюбленную форму портрета. Холст, масло, 259 х 175 см.
А. Б. Куракин был осыпан всевозможными милостями, наградами (орденами святого Владимира и святого Андрея Первозванного), получил высокое назначение, стал вице-канцлером. А. С. Возвышение у трона, на котором стоит император, еще более поднимает его величие. Державин называл его «павлином» за эту тягу к пышности. Боровиковский – признанный мастер портретной миниатюры. Произведения его кисти в наибольшей степени соответствовали замыслу сооружения.
Пушкину заключительную сцену повести Капитанская дочка. Он обласкан властью и вполне заслуженно. Несмотря на прямую аналогию композиции с произведением Иоахима Зандрарта «Январь» (Баварские государственные собрания, замок Шлейсхейм), Боровиковский создал оригинальный образ, отмеченный реальными и национальными чертами. Значит не зря прожил жизнь. Куракин любил поистине царскую пышность в поместной жизни.
Величие фигуры императора подчеркивает и его гордая осанка. В Отделе рукописей сохранились письма сына и внука Е. Г. Темкиной к П. М. Третьякову. Боровиковский написал Десницкого еще дважды: в 1816 году, уже в сане архиепископа (в черном клобуке) и незадолго до его смерти — в белом клобуке митрополита. Репрезентативен и наряден «Портрет католикоса Грузии Антония» (1811, ГТГ). Антоний (1760–1827) происходил из царского грузинского рода. Михаил Десницкий (1761–1821) в миру носил имя Матвея Михайловича.
В данном портрете Боровиковский исполнил слова своего учителя Д. Левицкого: «Нам приходится портретировать не только тех, кого мы уважаем, кто пришелся нам по сердцу. С 1779 года Гавриил Романович стал придерживаться собственного стиля в творчестве – философской лирики. Л. Боровиковский писал и парадные портреты. Портрет погрудный, все внимание сосредоточено на лице. Слева на фоне — изображение распятого Христа. Следуя заказу, Боровиковский выбрал парадную форму портрета.
В качестве основы для своих миниатюр художник часто использовал жесть. Портретная миниатюра – портрет небольшого формата (от 1, 5 до 20 см), отличающийся особой тонкостью письма, своеобразной техникой исполнения и использованием средств, присущих только этой изобразительной форме. В. Л. Произведение носит ярко выраженный репрезентативный характер. Александр Борисович Куракин был сыном известного вельможи времен Екатерины Великой. В глубине виднеется часть дворцовой архитектуры. С тех пор «Портрет Темкиной», не оцененный по достоинству в свое время, находится в постоянной экспозиции и по праву является жемчужиной музея. Одним из самых выразительных портретов кисти В. Л. Боровиковского, украшающих экспозицию Третьяковской галереи, по праву следует назвать также «Портрет князя А. Б. Куракина» (1801–1802). Павел приблизил и обласкал Амвросия.
Об этом свидетельствуют награды. По-видимому, незадолго до отъезда Десницкий позировал Боровиковскому. Среди ранних изображений следует назвать эскиз «Семейного портрета» (ГТГ), «Семейный портрет В. А. Вот вам мой совет: обращайтесь к принципу натюрморта. На заднем плане введены детали светского парадного изображения — мраморные колонны, тяжелые бархатные драпировки. По глубине духовного проникновения и декоративному богатству колорита изображения православных священников близко соприкасаются с религиозной живописью Боровиковского позднего периода творчества. Осенью 1808 года В. Л. Боровиковский писал своему племяннику Антону Горковскому: «Я занят трудами моими непрерывно.
Да, но пока не дряхлость. Звезда модного портретиста ярко засияла на небосклоне искусства. Как наглядно показала специальная выставка в Брауншвейге (Германия), Боровиковскому были известны произведения голландской и немецкой живописи на тот же сюжет14. Художник представляет ее среди зелени парка.
И в то же время Боровский на портрете представляется храбрым, но недалеким человеком. Теперь главная моя обязанность для Казанского великолепно строящегося собора». Твердая осанка исполненная выразительности. Боровиковского (1825)Владимир Лукич Боровиковский родился в 1757 г. в Миргороде в семье казака Луки Ивановича Боровиковского. Левицким, который стал его учителем. В 1795 г. В. Л. Боровиковский написал портрет великого князя Константина Павловича и удостоился за это звания академика живописи. Перед нами портрет Гаврилы Романовича Державина, поэта 18 века.
Он видел и, возможно, копировал картины, которые хранились в Эрмитаже и частных собраниях Петербурга (галерея Строганова, коллекция Разумовского). В должности он продержался всего год и был отправлен в полную отставку. Показательно, что идеолог этого направления Николай Карамзин писал в 1802 году: «Мужество — великое свойство души народ им отличный, должен гордиться собой». Возвышение у трона, на котором стоит Павел I, подчёркивает его величие. В глубине картины виднеется часть дворцовой архитектуры. Тут уже совсем иное, что-то уже совсем жизненно другое. Боровиковский умело соединяет три фигуры в целостную группу, замыкает их единой силуэтной линией. Особняком в творчестве мастера стоит картина «Аллегория зимы в виде старика, греющего руки у огня» (ГТГ).
По причине незаконченности он, вероятно, не подписан и не датирован. При новом императоре Александре I он выполнял отдельные дипломатические поручения.
После смерти Куракина на его могиле в Павловске был установлен памятник с надписью: «Другу супруга моего». В «Портрете А. Б. Куракина» творческие возможности Боровиковского достигли полного расцвета. На прямой вопрос, за что его увольняют император откровенно ответил: «Ты очень ревностно служишь». В. Героиня портрета – светская дама, нарядно и по моде одетая. Филиппова, которого называл самым близким себе человеком. Пред нами два портрета одного и того же человека, просто написаны они были в разноевремя.
По-видимому, сказались и личные переживания творца, его раздумья о надвигающейся старости. Ответственная работа растянулась на несколько лет (с 1808 по 1811). Боровиковский исполнил шесть образов для Царских врат главного иконостаса, а также четыре местных образа (для второго и третьего иконостасов). А наград то прибавилось.