В 1758 г. Левицкий начал учёбу в Академии художеств Санкт-Петербурга, не переставая заниматься с Антроповым, а с 1779 г. преподавал в портретном классе Академии. Обычно в камерном портрете фигура дается на нейтральном фоне. В 1770 г. в экспозиции Академии художеств он выставил написанный им портрет А. Ф. В центре портрета – фигура старшей воспитанницы (Давыдовой).
«портрет принцессы Екатерины Арагонской в образе святой Марии Магдалины» — в вымышленной новозаветной одежде и с атрибутом, сосудом с миррой. Любимые его героини – актрисы, часто в театральных костюмах, связанных с определенной ролью, погруженные в приподнятую эмоциональную атмосферу сцены ("Портрет Д. В. Зеркаловой", "Портрет Ю. С. Глизер", оба 1940 и др. ). Один из первых ренессансных станковых портретов.
Начнём с самой простой формы повествования – констатация или документальный портрет. Обычно в наименования таких портретов включаются слова «в виде» или «в образе». В портрете А. Демидова ярко выражено мастерство художника, умевшего за внешним и напускным увидеть доброту и человечность. Кулибин оставался верен своим привычкам и не старался угнаться за модой, потому для портрета Веденецкого он позировал в русском кафтане, который он не менял на европейское платье и с бородой.
Жанровый портрет — портрет, где портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его предметами быта, природой, архитектурой, людьми и т. п. Аллегорический портрет — разновидность костюмированного портрета, в котором образ портретируемого представлен в форме аллегории. В 1780-х годах Д. Левицкий создал портретную галерею деятелей русской культуры. Но потомки ценят его как художника высочайшего класса, сумевшего вывести русское портретное искусство в Европу и мир.
Портрет-прогулка — портрет гуляющего человека на фоне природы. Но на холсте явно присутствует пародия на парадные портреты. «портрет Изабеллы дЭсте» (итал. Ritratto di Isabella dEste) — картина итальянского живописца Тициана (1490-1576), представителя венецианской школы.
Портрет в изобразительном искусстве – это изображение какого-либо человека или группы людей, существующих сейчас или существовавших ранее, посредством создания визуальных характеристик модели. Парный портрет — два портрета, написанных на разных холстах, но согласованных между собой по композиции, формату и колориту. Стены украшают портреты предков интерьер под которые специально создан.
Портрет-картина «Ночной дозор» Рембрандта является групповым портретом членов отряда милиции, который изображен не застывшим в неподвижности, а в активном движении, как в нормальной повествовательной картине. Обычно в парадном портрете фигура дается на архитектурном или пейзажном фоне. Камерный портрет — портрет использующий поясное, погрудное или поплечное изображение человека. Теоретик портрета Норберт Шнайдер пишет: «Важно помнить, что портреты всегда— продукт компромисса.
В восточных культурах сходство вообще не является важным качеством портретной живописи, — внимание художника (и зрителя) в основном направлено на точность в передаче атрибутики. Мифологический портрет — разновидность костюмированного портрета, в котором человек представлен в виде мифологического персонажа. Третий вид повествования в портретной фотографии ещё существует, но теряет популярность с каждым днём. Автопортрет — графическое, живописное или скульптурное изображение художника, выполненное им самим с помощью зеркала или системы зеркал.
Коронационный портрет — торжественное изображение монарха в день вступления на престол, в коронационных регалиях, обычно в полный рост. Полотно представляет собой портрет-тип, причём социальный. Посмертный портрет, ретроспективный портрет — портрет, сделанный после смерти изображенных людей по их прижизненным изображениям или полностью сочинённый автором.
Приблизительно такой же портрет написан на фоне предыдущего группового портрета. Дмитрий Григорьевич Левицкий – мастер парадного и камерного портрета, его творчество оказало сильное влияние на становление художников XVIII в. В. Боровиковского, П. Соколова, Г. Угрюмова. Но привлекают и его камерные портреты, например, портрет дочери художника.
Полупарадный портрет — разновидность парадного портрета, на котором портретируемый обычно изображен по пояс и с большим количеством аксессуаров. Портрет Лионелло дЭсте (1441)— картина итальянского художника Пизанелло изображающая маркиза Лионелло дЭсте, правившего Феррарой в 1441—1450 годах. Посмертный портрет Пушкина написан Карлом Мазером в 1839 году, два года спустя после дуэли. Портрет в литературе— одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер3. Костюмированный портрет — портрет, в котором человек представлен в виде аллегорического, мифологического исторического, театрального или литературного персонажа.
Обычно различают сходство внешнее, которое имеет ценность как исторический документ или семейная реликвия и сходство внутреннее— эстетическое, которое убеждает, что именно таким должен быть портретируемый36. Портрет-тип «Купчиха за чаем» кисти Бориса Кустодиева, 1918. Как жанр фотографии, портрет включает в себя несколько поджанров, которые отличаются друг от друга в первую очередь формой повествования. Парадный портрет, репрезентативный портрет — портрет, показывающий человека в полный рост, на коне, стоящим или сидящим. Весь портрет погружён в глубокую густую и одновременно прозрачную тень. Но глаза всё ещё выражают напряжённую работу мысли.
Д. левицкий мастерски мог найти выразительную позу и жест для персонажей своих картин, сочетать интенсивный цвет с богатством оттенков, уже его ранние парадные портреты отличались этими качествами. Портрет-картина — портрет, где портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его предметами быта, природой, архитектурой, людьми и т. п. Эта разновидность портрета возникла в Англии в XVIII веке и набрала популярность в эпоху сентиментализма.
Серию портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц Д. Левицкий написал по заказу императрицы Екатерины II. Портрет-реквием, портрет-памятник — Репин писал эту картину после смерти Бородина. «портрет императора Леопольда II с семьёй».
Ключевым пунктом успешного портрета является хорошее владение рисунком и глубокое знание художником пластической анатомии, которое позволит ему грамотно передать внешность и индивидуальность модели. Сама Изабелла по поводу этого портрета сказала: «Он настолько хороший, что я сомневаюсь, что в этом возрасте я могла быть такой красивой». «портрет императрицы Марии-Терезии», матери Леопольда II.
Для живописных портретов также имеет значение точка зрения, с которой художник «смотрит» на модель: если чуть снизу, то это придаёт образу оттенок монументальности, а если сверху, то более подвижно. Тронный портрет — разновидность парадного портрета — торжественное изображение монарха, сидящего на троне. Двойной портрет выдающихся мыслителей прошлого столетия художник Михаил Нестеров написал незадолго до революции 1917 года. Портрет есть понимание индивидуальной личности сквозь призму господствующего мировоззрения данной эпохи59.
Интимный портрет — камерный портрет с нейтральным фоном, выражающий доверительные отношения между художником и портретируемой особой.
Исполненным в изысканно-живописной манере произведениям Фонвизина (серии "Цирк", "Песни и романсы", гуашь, масло, 1903-09, акварель, 30-70-е гг., ГТГ, ГМИИ, ГРМ пейзажи, натюрморты) свойственны тонкие красочные переходы, свободный ритм крупных цветовых пятен. Носители подобного метода, обладая целостным видением, не могут углубляться во внутренний мир модели (даже если модель и ситуация провоцирует к этому), так как рискуют потерять почву под ногами. Великий художник Леонардо да Винчи был назначен организатором пышной свадебной церемонии. «Наиболее упрощённый способ внутренней характеристики изображаемого на портрете лица создавался введением на полотно деталей определённого антуража (например изображение полководца на фоне битвы) и очень скоро превратился в слишком легко распознаваемый код», пишет Ю. Лотман. 11 Каждый из поджанров портрета чётко определяется по атрибутам, написанным на полотне, а также по дополнительным признакам, — в частности, по такой, казалось бы, второстепенной детали, как фон. Ее мужу Г. Р. Державину к этому времени исполнилось 52 года, он находился в отставке.
«На портрете человек молчит, но это красноречивое молчание. «После лица и глаз руки портретируемого много могли рассказать о нём зрителю. Новые портреты писались в соответствии с новыми вкусами жизни, с новыми стилистическими чертами всего художественного быта». 18 «В каждом случае композиционные и колористические особенности полотен неодинаковы и меняются в зависимости от господствующего стилевого направления индивидуальности художника и запросов заказчика.
(Напомним, что в Средние века животные считались с точки зрения юридического права субъектами их могли вызывать на допрос, судить и пытать). При этом учебники по рисунку предупреждают, что порой случается так, что художник, натренировавшись в передаче сходства с моделью, может при этом отнюдь не приобрести способности к выражению её характера— ведь добиться физического сходства в рисунке гораздо проще, чем выразить внутреннюю сущность человека. 49 Об этой опасности не стоит забывать: «натуралистически остро переданная внешность может остаться простой маской, за которой нет ничего индивидуально-духовного. Николай Евреинов отмечает, что у малокультурных народов существует суеверное предубеждение против портрета, основанное на вере, будто живая душа человека переходит в нарисованное изображение но на самом деле пленённой оказывается душа портретиста в миговом, минутном или часовом её переживании. 50 Благодаря этому «рука» портретиста легко узнаётся в его работах. Ведь искать похожести лучше всего в художественной фотографии. Прямое внешнее сходство с портретируемым (фотография), как бы велико оно не было, ещё не доказательство художественного сходства.
В западноевропейской живописи профильный портрет является наиболее ранним. Вместе с тем, многие рекламируемые в интернете «портреты маслом по фотографии» часто не пишутся кистями и красками, а производятся методом фотопечати. После этого файл записывается и пускается на печать (на холсте и красками имитирующими масло). Портреты могут быть написаны лишь с человеческого существа, чья внешность демонстрирует чисто эстетическое созерцание67. В ранних работах Ф. С. Артур Шопенгауэр обсуждает вопрос того, что животные по своей сути не могут быть портретируемы— «у животных есть только родовой характер, а не индивидуальный». Погрудный срез и затеснённость обрезом картины создаёт впечатление максимальной приближённости к зрителю, крупного плана. Альфонс Доде, глядя на это с другой стороны, обобщает: «художник, обладающий длинным носом, стремится удлинить носы во всех портретах, которые он пишет».
С течением времени гендерная количественная разница постепенно сглаживается. Глаза— один из наиболее выразительных знаков, поскольку передаёт важнейшее из пяти чувств. Сходство в портрете— результат не только верной передачи внешнего облика портретируемого, но и правдивого раскрытия его духовной сущности в единстве индивидуально-неповторимых и типических черт, присущих ему как представителю определённой исторической эпохи, национальности, социальной среды. С детства страдал тяжелой формой аутизма.
В ранний период развития портрета (например, западноевропейский средневековый портрет или Россия XVI века) изображается только голова или оплечное изображение, в котором лицо все равно является самым главным. Для произведений определённых исторических периодов характерно горделивого позирования, недоступности: демонстрируя свои достоинства модели портретов предлагают зрителю воспринимать себя как образец, причём образец недосягаемый, к которому зритель должен стремиться, но вряд ли сумеет достичь.
Однако вследствие практической невозможности сопоставления зрителем изображения с моделью портретом часто называют всякое индивидуализированное изображение человека, если оно является единственной или по крайней мере главной темой художественного произведения. Дарья Алексеевна Державина (1767–1842), урожденная Дьякова, была второй женой государственного деятеля и виднейшего русского поэта XVIII века Г. Р. Державина, воспевшего ее в своих стихах под именем Милены. Достаточно ли этого. Этот портрет является великолепным примером камерного портрета. Федор Рокотов (1735 или 1736 – 1808) – один из самых обаятельных портретистов второй половины XVIII в. Обстоятельства его жизни не совсем ясны. Воспроизведение чего-то черта в черту. Чаще всего это портреты супругов.
Абстрактная идеальность может сказываться в фиксированном характере движений модели— кокетливом положении рук, наклонённой голове ит. д. 61. В таких случаях, после того, как заказчик присылает свою фотографию, подобный «портретист» запускает компьютерную программу обработки изображений и открывает ней ряд заготовок с позами, куда копирует с фотографии лицо, голову или же туловище целиком, в зависимости от заказа. Рокотова чувствуется влияние итальянского художника Пьетро Ротари, энергичного проводника стиля рококо на русской почве, в частной школе которого какое-то время предположительно учился Рокотов. Еще одну работу Кулибина знают все, кто хотя бы однажды побывал в Эрмитаже: знаменитые часы «Павлин» английского мастера Джеймса Кокса прибыли в Россию в разобранном виде, а Кулибин собрал их. Это может быть человек изображённый как общим планом (стоящий в полный рост или сидящий на чём-то), так и средним и крупным планом. По мере развития портретного жанра в нём устанавливается поворот изображенного в три четверти33 излюбленный большинством портретистов и удобный для изображения характера, поскольку, в отличие от профиля и фаса, не является статичным.
Об этом свидетельствует надпись на обороте холста, сделанная рукой Федора Степановича Рокотова. Существует несколько отличительных признаков фотопечати: отсутствие или незначительность фактуры мазков (последнее наблюдается в ситуациях, когда поверх напечатанного полотна кладутся несколько мазков для создания впечатления написанной картины), ограничение по размерам (ширина холста, которую способны пропускать печатные машины, ограничена), ровные края живописного слоя (края холста не будут иметь брызг, подтёков, неравномерную линию обрыва)29. Репнина, обучался в Академии художеств. Колонна и драпировка— традиционные атрибуты парадного портрета. Если ранее в европейской культуре этот термин объединял в себе изобразительное воспроизведение любого объекта (человеческие образы, животный и растительный мир), то начиная с Андре Фелибьена термин стал употребляться исключительно для изображения конкретного человека (или группы людей). Затем происходит «разворачивание» модели в сторону зрителя: композиционный симптом становления жанра европейского портрета в эпоху раннего Возрождения называют Выход из профиля в фас4.
Менделеев был близок кругу передвижников и в 1870-е годы состоял в числе учредителей санкт-петербургского общества, в которое входили ученые, композиторы, писатели и художники. Жизнь Беатриче дЭсте оборвалась очень рано, 3 января 1497 в возрасте 22 лет, причиной смерти явились неудачные роды. Портретист XVIII века Латур в одном из своих писем делился эмоциями: «Сколько нужно сосредоточенности, умения комбинировать, сколько тягостных поисков, чтобы суметь сохранить единство движения, несмотря на изменения, которые происходят в лице, во всех формах от колебания мыслей, от чувств души а ведь каждое изменение создает новый портрет, не говоря о свете, который постоянно меняется и заставляет изменяться тона цветов в соответствии с движением солнца и времени». 10 Таким образом, можно сформулировать, что портрет, в отличие от фотокарточки, является «сделанным» произведением искусства, на которое потрачено много времени и умственных усилий автора, благодаря чему по качеству и глубине передачи он будет намного более сложной и многоуровневой работой, гораздо лучше передающей личность. Ученый всегда интересовался искусством и с эстетической и с практической точки зрения.
Гращенков указывает, что в понятии «портретное сходство» порой синтезируются, а порой и спорят два начала— документальное и эстетическое. «В сопоставлении человека и скульптуры содержится намёк на духовную связь между ними. Если фон глухой и непроницаемый тёмный, а голова трактована объёмной светотенью, возникает эффект «выталкивания» изображения в пространство зрителя26. Князь Дмитрий Михайлович Голицын (1758-1782) изображен в возрасте 14 лет. Еще один портрет, который писался без натуры, — картина Алексея Венецианова. Портрету противопоказаны аффекты (гнев, ярость, бурное веселье ит. д. )— сильное кратковременное чувство, связанное с активной двигательной реакцией.
Лицо и руки передают нам практически всю информацию о конкретном человеке. Иногда дополнительно используется ступенька на первом плане (порой едва заметная), которая показывает, что модель находится в некой высшей сфере, отделённой от зрителя. портреты императоров Константина и Феодосия II). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1970). В портрете, в том числе и фотопортрете (в отличие от обычной фотографии), объективному изображению реальных черт лица сопутствуют определённые отношения мастера и модели.
В некоторых случаях можно говорить об идеализированной «маске», которой награждает художник всех своих моделей. Использование символических элементов— атрибутов, помещённых вокруг персонажа (включая знаки, домашние объекты, животных и растения) часто встречалось в портрете (особенно до наступления эпохи реализма). Если взгляд и движение направлены в одну сторону, модель кажется более спокойным66. От этого изображённый человек кажется более задумчивым и спокойным. Его модели объединяет некое духовное родство, которое было характерно для московского общества, в отличие от чопорного официального Петербурга. Рокотова не раз сравнивали с именитыми портретистами Запада, называли его «русским Гейнсборо». Трактовке костюма и окружающего модель пространства уделяется все больше внимания. Главное лицо литературной Москвы на протяжении полувека — так говорили современники о Михаиле Погодине, писателе издателе, участнике философского кружка «Общество любомудрия».
На выбор концепции портрета при заказе (большой/маленький, роскошный/лаконичный, парадный/интимный) влияла его функция, задача, которую возлагал на него заказчик, поскольку подавляющее число портретов предназначалось не для музеев, а для быта, повседневной жизни. Первым, кто предложил употреблять термин «портрет» исключительно для «изображения (конкретного) человеческого существа», был Андре Фелибьен, друг Пуссена. Именно те вехи в истории, когда вера в возможности человека достигала наибольших вершин, когда к художникам приходило понимание действенной и преобразующей силы человека, считаются периодами расцвета портрета (римский скульптурный портрет, эпоха Возрождения, XVII и вторая половина XVIII веков). Куинджи», посвященная пейзажу «Лунная ночь на Днепре». В «Эстетике» Гегель выразил точку зрения, которая стала одно время почти нормативной: он бушевал насчет «почти отталкивающе реалистичных портретов» и требовал, чтобы художник-портретист льстил своей модели, обращая меньше внимания на наружность и «показывая нам то, что подчеркивает общий характер субъекта и неизменные душевные качества».
Акварелист. «Художники Крамской, Шишкин, Репин, Ярошенко, Куинджи и другие сидели до глубокой ночи. Также портрету противопоказано комическое. Если не похож— это вообще не портрет, хотя это, может быть, прекрасное произведение искусства.
Это изменение, появление «современного», антропоцентричного словоупотребления, которое проводит чёткую черту между человеком и иными созданиями, возможно, обозначает конец типичного феодального «симбиоза» между человеком и животными. А «взгляд, направленный, на зрителя, обращён ко всему человечеству»64.
П. А. Скульптурные портреты в Новое время имеют мемориальную и памятную функцию и создаются реже живописных. Происходил из крепостных князя П. И. Участник выставки "Голубая роза" (1907), член объединения "Бубновый валет", ОМХ, АХРР. Отступление от тождества в границах подобия не только допустимо, но необходимо для целей портрета». 4 От хорошего портрета требуется, чтобы он с максимальной точностью воспроизвёл все характерные анатомические особенности головы, движения— но это не означает, что такой буквальный рисунок окажется идентичным и совпадёт с внутренним и внешним состоянием портретируемого.
Как будто в портрете играет главную и самодовлеющую роль не сам портрет, не изображение, а живой оригинал, стоящий позади», пишет Борис Виппер. 38 Гращенков добавляет, что чем сильнее художественное обаяние этого «сходства», тем меньше потребность в сличении портретного изображения с подлинником, так как зритель верит художнику, что человек был именно таким. В зрелом искусстве Нового Времени используется пространственное построение «снаружи», от зрителя— от одной поверхности к другой для барокко характерен эффект бесконечности пространства, который создаётся тем, что пространственное построение идёт изнутри, навстречу к зрителю. Погодин был наставником Афанасия Фета и готовил его к поступлению в Московский университет, помогал Николаю Гоголю с редактурой «Тараса Бульбы», когда писатель гостил в его доме на Девичьем поле.
Как и глаза, губы всегда что-то говорят». Среди выполненных Преннером работ в России был и портрет Михаила Ломоносова, вероятно исполненный по заказу Воронцова. Например, Екатерине II на Пасху 1769 года он преподнес чудесные часы-яйцо. Затем он начинает ретушировать— применяет в этой программе ряд компьютерных эффектов, благодаря чему создаётся впечатление живописи. «Застывшие и широко открытые, они предназначены для восприятия безграничного мира как упорядочного космоса, где красота чувственная занимает своё определённое, отведённое ей место». На портрете человек обычно не действует, не говорит.
Хотя такая постановка иногда встречается, она остается нетипичной и является достаточно сильным художественным приемом, специально используемым художником, либо же используется для изображения монархов (как и Христос, сидящих на троне). Демидов был личностью очень колоритной, слыл чудаком и самодуром. Героиня портрета – светская дама, нарядно и по моде одетая. Для создания реального живописного портрета художники должны овладеть чувственным восприятием человека в окружающей его среде, а также овладеть мастерством реалистической живописи. Осанка также является важным способом подчеркнуть индивидуальность модели.
Благодаря такому слиянию модель на портрете выглядит как если бы она в действительности была живая»4, «портрет— плод духовного coitusa оригинала с художником»50. Наконец, были покои в соответствии с модой времени специально предназначенные для портретов, портретные комнаты, где все стены сплошь завешивались изображениями царствующих особ, полководцев, великих мужей прошлого и настоящего (например известная комната в усадьбе Шереметева в Кускове, Военная галерея Зимнего дворца). Первый, чисто технический – прогресс изобразительных навыков художника (изучение анатомии человека, владение законами композиции и т. д. ). Художник, который своим кредо считал «ничего не изображать иначе, как только в натуре», тем не менее взялся за портрет. Он выпускал альманах «Урания», в котором печатались Александр Пушкин, Евгений Боратынский и Дмитрий Веневитинов, а также журнал «Москвитянин», который публиковал фрагменты из гоголевского «Ревизора». Именно тогда художник создал портрет астронома Отто Струве.
Однако в различные периоды развития искусства эти успехи оказываются различными. Часты случаи, когда фотопечать используется без ведома заказчика.
Более профессиональный художник владеет соотношениями между объёмно-пространственным изображением человека и линейно-ритмическим построением полотна и создаёт силуэт модели так, чтобы тот находится с большим соответствием с положением фигуры в пространстве в то время как более «слабый» мастер создаёт произведения, в которых линейно-силуэтное начало обладает почти самодовлеющей декоративной орнаментальностью. «На чём основывают свою художественную оценку портрета, уничтожающую или одобрительную. Тут не только похожесть, но и документ: все морщинки и прыщики на месте. Многообразие – вот главная особенность метафорического портрета.
Украшения, пышная причёска, одежда, разумеется, также являются существенной частью образной характеристики модели. Предпочительные форматы портрета в станковой живописи меняются на протяжении времени. Фон позволяет обозначить пространство как абстрактное.
Нейтральный фон не отвлекает внимания от лица. Художник представляет ее среди зелени парка. «Таким образом, возникает своего рода парадокс: модель хочет выглядеть не только по моде (иначе говоря, как все), но и как её законодательница, настаивая на том, что её я— лучшее из возможных»62. Портретная живопись имеет разнообразные функции. Главный механик Санкт-Петербургской Академии наук был поистине выдающимся человеком.
Фелибьен также предложил использовать термин «figure» для изображений животных, в то время, как слово «reprsentation» применялось для изображений растительных или неорганических форм, то есть растений и минералов. Беатриче дЭсте (Beatrice dEste) -- одна из самых красивых и просвещенных принцесс итальянского Ренессанса, дочь Эрколе I дЭсте и младшая сестра Изабеллы дЭсте и Альфонсо I дЭсте. «В своём произведении, сознательно или бессознательно, художник должен слить воедино то единственное и неповторимое, что присуще облику индивидуальной модели, с тем умозрительным идеалом личности, который порождён его воображением». В таком полотне пределы пространства картины не прочитываются в глубине и не совпадают с поверхностью холста (условной преградой между изображённым и реальным миром)27. Артур Владимирович Фонвизин (1882/83-1973), советский художник. Гравюра часто использовалась для тиражирования известных живописных портретов.
Учился в МУЖВЗ (1901-04) и в частных академиях в Мюнхене (1901-04). Модель в портрете находится в особенной форме бытия— созерцании-мышлении, сосредоточенности, вбирании в себя мира, погружении в самого себя. 4 Человек освобождается от страсти, случайного настроения, погружён в мысли. (Там, где на портрете модели смеются, жанр портрета находится на границе с другими жанрами— этюдом, эскизом, «жанром» ит. п. ). Так нередко бывало на ранних стадиях развития иллюзионистического портрета»69.
Кроме того, мимика и жесты рук попросту позволяют налаживать контакт со зрителем, а отстранённое «древнеегипетское» лицо остаётся вещью в себе. Упоминается о важной роли языка тела модели: «важнейшей портретной проблемой для живописца (а также и скульптора, графика, литератора) является передача человеческого лица и его рук.
С другой стороны из-за этого возникают чёткие объективные ограничения в трактовке образа человека (как, например, у Антропова). Д. А. Дьяковой было 28 лет, когда она вышла замуж. Такое постижение происходит только в акте эмпатии (перевоплощения) в процессе слияния Я модели и Я автора. Отсутствие жестов также сосредотачивает внимание на нём. Иногда портретисты предоставляют своим моделям несколько набросков из которых заказчик выбирает приглянувшийся вариант позы (так делал, например, Джошуа Рейнольдс).
Дело заключается не в том, чтобы произведение напоминало оригинал (в таком случае изображение можно назвать «буквальным»), а в том, чтобы чувства, возбуждаемые произведением, напоминали чувства, вызываемые оригиналом (это уже «эмоциональное» изображение). Наиболее плодотворным в его творчестве считается период 1880-х годов.
Но этот идеал, само собой разумеется, никогда не может стопроцентно совпадать с действительностью, а подчас может с ней даже расходиться и это противоречие диктуемого эпохой идеала и сути изображённого человека неизбежно отразится в портрете. Именно к такому сходству стремится художник. С 1878 года в его квартире стали проходить так называемые «менделеевские среды», в которых участвовали Иван Крамской, Иван Шишкин, Григорий Мясоедов и другие художники. Эта трактовка отражает собственное мировоззрение мастера, его эстетическое кредо ит. д. Парными (или pendant— пандан) называют портреты, написанные на разных холстах, если они согласованы между собой по композиции, формату и колориту. Значительное место в творчестве Фонвизина занимают мажорные по звучанию театральные портреты (серия "Актрисы", 1930-70-е гг., ГТГ и другие собрания).
Пробовал он себя и в роли художественного критика: в том же 1878 году в «Петербургском вестнике» вышла статья Менделеева «Перед картиной А. И. Стоить отметить, что в понятие «сходство» в различные исторические эпохи вкладывалось вполне различное содержание39: от магического двойника, в котором внешний облик увековечивается с максимальной достоверностью, до прекрасной маски, сквозь идеальные черты которой может проступать индивидуальность модели. Модель может быть «заинтересована» в реакции зрителя, может рассчитывать на взаимопонимание и «настойчиво адресовываться зрителю» (жестами, см. Что же нужно в портрете, чтобы он был произведением искусства, кроме простой похожести.
И если повествовательный портрет по своей сути является максимально лаконичным, то художественный портрет подразумевает полноценную работу фотографа с композицией кадра, со светом и тенью. Наибольших вершин портрет достигает в период веры в возможности человека, его разума, его действенной и преобразующей силы. 10 «Портрет в своей современной функции— порождение европейской культуры нового времени с её представлением о ценности индивидуального в человеке, о том, что идеальное не противостоит индивидуальному, а реализуется через него и в нём». 11 Именно вот таким образом жанр находится в упадке в XX веке: «как может он процветать, когда мы полны стольких сомнений в себе. »12 Периодами расцвета портрета считаются римский скульптурный портрет, портрет эпохи Возрождения, XVII и 2-й половины XVIII веков. () В данном контексте скульптурный кумир, являясь отправной точкой размышлений, может рассматриваться и как своего рода материализация предмета переживаний, разъяснять и конкретизировать созданную живописными средствами обстановку»25.
В Новое время портреты, выполненные более дешёвыми и менее трудозатратными средствами (сначала карандаш и акварель, затем гравюра, позже фотография) занимали нишу популярных и часто тиражируемых портретов, существуя параллельно с живописными. Когда говорится, что портрет похож на портретируемого имеется в виду, что зритель, глядящий на портрет, «чувствует, будто» находится в присутствии этого человека.
(Например, бедный Сезанн оставил 27 портретов жены, которую не очень любил). Атрибуты, фон и костюм помогали отобразить весь диапазон качеств человека или его социальной группы. Но дело ещё и в другой красоте: в красоте цвета, линий, композиции.
Улыбка, тем не менее иногда появляется в портретах. Сравнительно небольшое количество портретов, как правило, парадных или декоративных— заказывалось для общественных помещений (учреждений, дворцов правителей), где их утверждающее, прославляющее, в конечном счёте идеологическое воздействие рассчитано было на большое количество зрителей».
А если просто похож.