Марты Скавронской с 1725 года императрицы Екатерины I). Мать герцога Карла Петра Ульриха (в православии великий князь Петр Федорович, позднее правил под именем Петра III). Всю жизнь оставаясь крепостным художником, Аргунов часто исполнял портреты своего хозяина– Петра Борисовича Шереметева (1713–1788), владельца усадьбы «Останкино». Так девятилетняя Анна и восьмилетняя Елизавета представлены в образе маленьких Флор. Витоге получился эффект «исторического прозрения»: кажется, что эта нелепая фигура случайно иненадолго попала винтерьер симператорскими регалиями.
Впортретах Боровиковского очаровывает «фарфоровая» гамма холодноватых красок, плавная изысканность линий, мягкость ирасплывчатость мазка. Алексей Петрович Антропов (1716–1795) вышел изсреды мастеров Оружейной палаты. Детство начинает осознаваться обывателями и художниками как особый период в жизни человека в конце XVIII века в эпоху формирующегося сентиментализма и романтизма12, само детство начинает разделяться на подэтапы: младенчество, детство, подростковый возраст, юность. Она торжественно шествует нафоне эффектно развевающейся завесы, бросая цветы мака (символ забвения, покоя) нажертвенный алтарь взнак того, что она жертвует покоем ради интересов своих подданных.
После смерти Анны Иоанновны (17 октября 1740 года) престол перешел к ее только что родившемуся внучатому племяннику Иоанну Антоновичу, регентом при котором стал Бирон. Еще одна работа первого периода творчества Никитина – портрет цесаревны Анны Петровны (до 1716), дочери Петра. Р. М.
Жил на Васильевском острове вблизи дворца Меншикова, в собственном доме, подаренном ему в 1722 Петром I. Также жил в Москве. Был у нее и особый личный праздник: в ночь на 25 ноября каждого года она переодевалась в форму капитана Преображенского полка (которым, кстати, являлась в действительности) и вместе с остальными преображенцами напивалась к утру в стельку. Через несколько лет он стал известным архитектором имолодые были прощены. Однако лицо царевны написано вполне объемно.
обучение за рубежом, приняло достаточно широкий характер. Правда, дети и воспринимались в то время «маленькими взрослыми».
Как пишет о Елизавете историк В. О. Надпись наподрамнике гласит, что наследник княжеского рода Федор Николаевич Голицын (1751–1827) был написан «на девятом году своего возраста». Кокоринов указывает напроект нового здания Академии художеств какодин изего авторов. Перед Академией Петром I ставилась задача, чтобы «ученые люди о совершенстве художеств и наук трудились». Говорят также о царском секретаре Макарове, да и царица тоже побаивается.
Лучшие работы Рокотова созданы вовторой, московский, период его творчества. 7071 (номер зачеркнут)» кистью: «ГЭ 4308». Другая линия, так называемая «россика», – это творчество иностранцев, которые трудились вРоссии напротяжении всего XVIIIвека.
Художник, бережно взяв юную супругу заруку, словно выводит ее наассамблею, кгостям. Но совсем плохо стало, когда в 1730 году на престол взошла курляндка Анна Иоанновна (та самая, что «разорвала кондиции»). Мария Алексеевна Дьякова (1755–1807) словно улыбается своим тайным девичьим грезам. Захарова и др.
Портрет русского просветителя, журналиста, книгоиздателя Николая Ивановича Новикова (1744–1818) непохож надругие камерные образы Левицкого. Правда иногда и веселой правительнице приходилось отвлекаться на дела. Они пленяют другим: аристократическим изяществом, великолепием живописи, нарядной прелестью красок иноткой «исторической пикантности» (А. Бенуа). Именно изНовгорода происходит большинство уникальных больших икон домонгольского периода («Устюжское Благовещение», «Спас Нерукотворный» идр. ). Ювелир Позье, много работавший придворе Елизаветы Петровны, писал: «Все женщины вРоссии, какогобы они нибыли звания, начиная императрицей икончая крестьянкой, румянятся, полагая, что клицу иметь красныя щеки».
Елизавета Петровна поднимает цветок над головой старшей сестры, которая держит на коленях корзинку с цветами. Очевидно, там ибыла создана эта удивительная работа, которая стоит особняком врусском искусстве XVIIIвека. Это аллегорическое полотно: Софья изображена в медальоне на груди двуглавого орла. Особенно удавались художнику тонкие ипроникновенные детские образы («Портрет Сары Элеоноры Фермор», «Портрет князя Ф. Н. Голицына вдетстве» идр. ). С. 601).
Сэтой картины начался интерес исторического академического жанра ксюжетам изрусской истории. Картина отражает особую модель поведения— «куртуазность», в которой знатный человек ощущал себя участником маскарада играя в богов и героев античной мифологии или в средневековых рыцарей. Ничто впортрете ненапоминает оневысоком социальном статусе моделей. Петр.
Насмену старинным образам виконостасы помещали «благолепные» иконы нового письма. Анны. Цветовые пятна здесь крупные, мощные, яркие, присущие скорее русской живописи, но изысканность и грациозность движений, жеманство жестов, театрализация изображения в целом более характерны для западноевропейского искусства. Художник старается «обелить» святого князя Владимира– его красноречивая «театральная» поза ижест прижатой кгруди руки полны раскаяния.
Перед нами «блестящий кавалер», один изсамых желанных женихов своего времени, непременный участник ассамблей. Издавая популярные сатирические журналы («Трутень» идр. ), он имел смелость обличать современные нравы идаже намекал напороки самой императрицы. Часть 5—6.
Хотя вскоре после прибытия Каравак уже занимался написанием портретов семьи Петра I и самого императора, художник не получил должности «гофмалера» (придворного художника), на которую рассчитывал и которую подразумевал договор. Шедевры русской живописи XVIIIвека, пометкому замечанию барона Н. Врангеля, «словно старинные флаконы, еще пахнущие прежними благовониями, благоухают ушедшей красотой». Он непренебрегал костюмированными аллегорическими портретами («Портрет П. А. Демидова», большая серия «смолянок»), нопривсей условности композиции, непременных драгоценных «сословных» аксессуарах люди напортретах Левицкого выглядят поразительно живыми иправдивыми.
Надо полагать, что портрет принадлежал самой Наталье Алексеевне. Композиция картины построена поакадемическим принципам. Другой «пенсионер» петровского времени– Андрей Матвеевич Матвеев (1701/1704–1739) пользовался покровительством супруги Петра ЕкатериныI. Так они отмечали свой Великий день.
Первый— дети изображаюся изящными «куклами» взрослых. 13 ноября 1715 года в Париже Каравак заключил контракт на три года о поступлении на российскую службу в качестве создателя «исторических картин, портретов, лесов, деревень, цветов и зверей в большом, малом и миниатюрном виде», художник обязывался взять себе в помощники русских учеников. Екатерина мечтала видеть себя вобразе «просвещенной императрицы», вот таким образом идеалы гражданской доблести иславы, отраженные впортретах эпохи классицизма, были ей близки. Создавая его, художник выбирает модную для того времени форму «костюмированного портрета».
Первый— дети изображаются изящными «куклами» взрослых. Зарождается русский национальный театр, поинициативе М. Ломоносова вМоскве открывается Университет, ав1757году– «Академия трех знатнейших художеств».
Наталья Алексеевна (1673—1716) — дочь царя Алексея Михайловича и его второй жены, Натальи Кирилловны Нарышкиной, любимая сестра Петра I. Наталья Алексеевна была сторонницей петровских реформ, слыла одной из образованнейших русских женщин своего времени. Первые иконы– священные изображения надосках– появились вВизантии вVIвеке. С 1703 года стала издаваться первая русская газета «Ведомости», появились первые исторические труды, а 28 января 1724 года была основана Академия наук, объединившая научно-исследовательские и педагогические функции (при Академии был открыты университет и гимназия).
Многие качества его портретов роднят их спарсуной XVIIвека: застылость, торжественность предстояния, фронтальный разворот фигуры кзрителю, глухой фон («Портрет статс-дамы А. М. Измайловой», «Портрет статс-дамы М. А. Румянцевой» идр. ). Пошел по стопам отца, начав работать в марсельском Арсенале галер.
Писали художники не только царских жен, но и царских сестер. Посцене плавно движется нарядный конь спрекрасной всадницей.
Живописный язык обильно насыщен символами, вычурностью и многозначительными жестами10. Ребёнку приданы формы взрослой девушки. Его томные, мечтательные глаза устремлены назрителя. Портрет демонстрирует характерное дляживописи Вишнякова сочетание русской средневековой традиции (скованность позы, неумелое написание рук, условность пейзажного задника) свиртуозным идущим от«нового времени» умением писать полные трепетных чувств лица ипревосходно передавать фактуру тканей.
/Ивсердце ее больше добродетели, / Чем красоты вее лице». На верхней планке подрамника находится надпись карандашом: « 16 Елис. Особенно ему удавались женские образы. Ее отношение к Монсу было известно всем и хотя государыня всеми силами старается скрыть свое огорчение, но оно все же ясно видно и на лице и в обхождении ее. Справа – Елизавета Петровна (1709–1761/1762) – российская императрица с 1741, дочь Петра I и его второй жены Екатерины Алексеевны (урожд. х– 1730.
А то, что она – неугодна, Елизавета чувствовала очень остро. Постаринному обряду жених приезжал насмотрины ксвоей избраннице. Все «вспомощники» получили награды.
Хотя вскоре после прибытия Каравак уже занимался написанием портретов семьи Петра I и самого императора, художник не получил должности «гофмалера» (придворного художника), на которую рассчитывал и которую подразумевал договор. Она долго болела и умерла в том же 1716 году — ей было чуть больше сорока лет. В XVIII веке продолжали детей изображать как взрослых.
1680– неранее 1742) был одним изпервых живописцев, кто обогатил русское искусство достижениями западноевропейского портрета. Художник портретировал Наталью Алексеевну незадолго до ее смерти. Эту «театрализацию жизни» прекрасно выразил стиль барокко– пышный, велеречивый, мажорно-красочный. Людей стали ценить непородовитости, аполичным заслугам. Петровская эпоха считала обучение и воспитание детей задачей государственной политики. Наобороте цинковой пластины (этот материал Боровиковский часто применял вкачестве основы длясвоих работ) есть надпись овозрасте девушек: «Лизынька на17году, Дашинька на16-м».
Облаченные вмодные платья, они демонстрируют нежную привязанность друг кдругу иутонченную чувствительность, что было вдухе идеалов эпохи сентиментализма, которая уравняла всех вправах «на чувства». Как же, прямая дщерь Петра Великого – угроза для любого, кто бы ни взошел на престол. Царевна Анна Петровна (1708-1728), (на картине изображена слева) – старшая дочь Петра I и его второй жены Екатерины Алексеевны (урожд. И Елизавета решила действовать.
Петр. Такой тип преобладал в официальных парадных портретах. Р. М. Именно Екатерина должна была стать его преемницей. Можно проследить два типа изображений ребёнка в европейской живописи в первой половине XVIII века.
В этот небольшой период (конец XVII в. – первая четверть XVIII в. ) свершились преобразования, оказавшие огромное влияние на развитие политической, экономической и культурной жизни страны. Свой вклад наряду с энергичной и целеустремленной деятельностью Петра I внесли в развитие русского государства, русской науки и культуры сподвижники молодого императора: первый генерал-губернатор Санкт-Петербурга А. Д. Меншиков известные полководцы и адмиралы Б. П. Шереметев, Ф. А. Апраксин, М. М. Голицын дипломаты Б. И. Куракин, П. А. Толстой, П. П. Шафиров основоположник русской исторической науки В. Н. Татищев изобретатель А. К. Нартов. В следующем, 1716 году (или даже в декабре этого, 1715 года) художник приехал в Петербург, где прожил до конца жизни. Михаил Шибанов– крепостной художник изкрестьян Владимирской губернии– был одним изсоздателей русского бытового жанра. Художник виртуозно передает живой инепосредственный образ маленькой калмычки. Многие из них были отправлены на учебу за границу для изучения строительства кораблей, мореходного дела и прочих «наук и художеств». Семьи договаривались обудущей свадьбе. Второй— как миниатюрная копия взрослого человека. Конечно, она хорошо относилась к 10летнему царственному мальчику.
Вздымающиеся пышные складки рукавов ее платья подобны цветочным бутонам. Он служил в ведомстве Городовой канцелярии (по другим сведениям — в Петербургской Губернской канцелярии), затем в Канцелярии от строений, его жалованье составляло 500 рублей в год. В Москве и других городах были открыты многочисленные школы (навигацкие, цифирные, артиллерийские инженерные и т. д. ), где учились и дворянские недоросли и дети из других сословий.
Ученик Каравакка Иван Яковлевич Вишняков (1699–1761) первым стал изображать людей непримечательных: детей, представителей нестоличного дворянства. Петр» на правой вертикальной планке кистью: «IV» и печатная наклейка с надписью чёрным: «122» на нижней надписи — штамп: «Г. Петр II был внуком Петра I (от сына – казненного царевича Алексея), то есть приходился Елизавете племянником. Вмоделях подчеркивается сановитость, дородность втщательной выписанности художником роскошных аксессуаров чувствуется особая любовь этого времени квсевозможным «источникам убора икрасы»– цветам, лентам, кружевам, драгоценностям.
На верхней планке подрамника находится надпись карандашом: « 16 Елис. А тем временем ненависть общества ко всем этим правителям нарастала. В 1722 он сопровождал Петра I в Астрахань, где написал его портрет. Хотя, конечно, после смерти батюшки в 1725 году 15летняя Елизавета натерпелась лиха. На ней — непривычная для того времени «галантная» деталь: Апраксина держит на руках маленькую собачку.
Ее профиль напоминает гордые профили римских императоров сантичных камей, служивших образцами дляхудожников эпохи классицизма. Портрет упоминается в «Записках» Якоба Штелина: «При нем Каравак написал императорских принцесс Анну и Елизавету в юности» (Штелин, 1990, с. 45). Портрет поражает свободой пластической лепки: немолодое выразительное лицо Петра написано рельефно, объемно, реалистично– влучших традициях маститых голландских мастеров. Иван Никитич Никитин (ок. » наклейка с надписью синим карандашом: «КП3981, Э24» на средней — синим карандашом: «701/ Ф. И» кистью: «Елисав. Под «художествами» тогда подразумевали различные виды искусств, технические и художественные ремесла. Граф Остерман предлагал Елизавету выдать замуж за Петра II.
Авторство под вопросом, но, вероятно, эта картина — авторское повторение. Поза его выражает достоинство иважность, тело какбы распластано наплоскости холста. Его мировоззрение формировалось ватмосфере увлечения идеями Ж. Ж. Руссо, вкоторых превозносились мир чувств иединение свечно прекрасной, «безгрешной» природой. Возможно из-за этого в ее портрете читается некоторая грусть. В XVIII веке продолжали детей изображать как взрослых.
Пояркой индивидуальности дарования выпускник Академии художеств Федор Степанович Рокотов (1735 (. ) –1808) непохож нинакого изсвоих современников. Петровская эпоха считала обучение и воспитание детей задачей государственной политики. Одевалась напрогулки она действительно довольно просто. Возможно, это Алексей Григорьевич Бобринский, внебрачный сын ЕкатериныII иГригория Орлова, аможет, первая жена Н. Е. Струйского (портрет происходит изРузаевки, пензенского имения Струйских).
Вобразе канцлера Гавриила Ивановича Головкина (1660–1734) Никитин сумел передать обобщенный образ человека Петровской эпохи, когда достоинство человеческой личности определялось прежде всего государственной службой. Одних платьев имела 3 тысячи, а туфель – без счета. Рогнеда стоически-пассивно принимает извинения. Но «Петрова Лизаветка» была тверда характером и решительна помужски. Она облачена во«взрослое» декольтированное платье ипышный высокий парик помоде этого времени итолько пухлое детское личико, которому художник попытался придать выражение серьезности изначительности, выдает юный возраст цесаревны– напортрете ей около восьми лет.
Маленьким размером иизяществом его портреты похожи надекоративные панно эпохи рококо («Конный портрет императрицы Елизаветы Петровны сарапчонком»). Дело Монса все изменило. Владимир Лукич Боровиковский (1757–1825) был также выходцем сУкраины, дружил сЛевицким, работал вПетербурге, носАкадемией художеств связан небыл. Повезло и тем, кто мечтал о продолжении политики Петра I и ненавидел всю «немчуру, оккупировавшую Расею». Обучал живописному мастерству русских учеников – И. Я. Впортрете статс-дамы Марии Андреевны Румянцевой (1699–1788), матери будущего полководца П. А. Румянцева-Задунайского, прежде всего подчеркнута значительность социального статуса модели: полы ее накидки нарочито раздвинуты, чтобы явить нагрудный бриллиантовый знак императрицы Елизаветы Петровны.
Боровиковский писал императрицу загод доее смерти. Живописный язык обильно насыщен символами, вычурностью и многозначительными жестами. И царица добилась своего.
Только обелиск назаднем плане свидетельствует, что перед нами значительная особа. В качестве гофмалера Каравак оставался и при Анне Леопольдовне и при Елизавете Петровне. Демидов действительно увлекался ботаникой, выращивал редкие растения (настоле лежат очень дорогие потем временам луковицы тюльпанов ираскрытая научная книга). Русь оказалась ввынужденной изоляции, многие иконописные центры пришли вразорение. С 1725 года была замужем за герцогом Голштейн-Готторпским Карлом Фридрихом.
Данный портрет исполненный австрийцем Преннером, придворным художником, много работавшем прирусском дворе, называют «плакатом елизаветинской эпохи», внем выразилось все самое сущностное, что было свойственно этому времени: любовь квеселой театрализации жизни, барочная пышность ипростонародная простота. Художник Иван Никитин. Не сегодня завтра мог разразиться бунт. Впервые века существования иконописи наРуси национальная школа еще небыла ярко выражена.
Это один изсамых необычных парадных портретов русских императоров. Императрица представлена вобразе жрицы вхраме богини Правосудия– Минервы. При этой двоюродной сестрице молодая Елизавета жила как в изгнании. Размер — 97, 5 85, 5 см. Их вели верные ей Разумовские, Шуваловы, Воронцов, БестужевРюмин.
Однако почемуто медлили. Хозяйка дома пользовалась всеобщей любовью. Алексей Разумовский стал графом и кавалером главного ордена России – Андрея Первозванного. Начало XVIIIвека ознаменовалось реформами петровского времени.
Цветы вэтом хороводе имеют символический смысл. Вобразе дородной, круглолицей, густо нарумяненной Измайловой отражается идеал красоты той эпохи– триумф «природного» начала, физического здоровья. Исегодня среди специалистов ведутся споры, кто изображен наэтом портрете. Второй— как миниатюрная копия взрослого человека.
Портретировал Петра I и членов царской семьи, по заказу Двора писал картины исполнял росписи (плафоны), руководил живописными работами в Петергофе и Летнем дворце в Петербурге. Напортрете изображен Сергей Григорьевич Строганов (1707–1756)– 19-летний юноша, будущий действительный камергер, генерал-лейтенант, фаворит императрицы Елизаветы Петровны, владелец прекрасной картинной галереи. С 1716 проживал и работал в Петербурге. инв. В ту ночь, после смерти Петра, по дворцу носились пересуды: «Кому император велел «отдать все». Вместе с этим большое количество иностранных специалистов были приглашены на русскую службу. В этот период значительно увеличивается количество печатных изданий светского содержания: учебники («Арифметика» Л. Ф. Магницкого, букварь Ф. П. Поликарпова и др. ), различные пособия и руководства. Икона выступает какноситель духовного ивечного, через икону человек получает общение сбожественным миром.
ПриПетреI вРоссии вышла первая газета, открылся первый музей– Кунсткамера, был утвержден новый гражданский шрифт, открыта Академия наук. Петр» на правой вертикальной планке кистью: «IV» и печатная наклейка с надписью чёрным: «122» на нижней надписи — штамп: «Г. Голубыми изеленоватыми тонами окрашиваются небесные сферы, где живут ангелы. Вишнякова, А. П. Вэту эпоху происходит подъем национальных художественных сил. Ключевский: «Мирная и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования, побеждала первого стратега того времени Фридриха Великого, брала Берлин, уложила пропасть солдат на полях Цорндорфа и Кунерсдорфа но с правления царевны Софьи никогда на Руси не жилось так легко и ни одно царствование до 1762 года не оставляло по себе такого приятного воспоминания». Будущая императрица Елизавета Петровна, дочь Петра I и Екатерины I изображена обнажённой в образе Флоры, богини цветов, цветения, весны и полевых плодов, лежащей на синей, подбитой горностаем мантии (в ней видят знак принадлежности к императорской семье).
Сама хронология детства удлиняется. Холст, масло. Иконописные краски невсегда соответствуют краскам «видимого мира». Пожилой мужчина безпарика, внебрежно расстегнутом кафтане погружен всвои затаенные переживания– его взор обращен неназрителя, а«вглубь себя». После недолгого правления Анны Леопольдовны, племянницы Анны Иоановны, врезультате дворцового переворота напрестол взошла новая императрица– «дщерь Петрова» Елизавета Петровна. Будь на ее месте другая, вышла бы из светелки, кликнула «ближний круг» да объявила себя, а не мать с Меншиковым, законной наследницей.
Марты Скавронской с 1725 года императрицы Екатерины I), царевна (1712), цесаревна (1721). Екатерина проиграла. 12 декабря 1741 года Елизавета издала указ: «Правление всякого звания государственных дел иметь на основании, учиненном указами Петра Великаго» Впрочем, государственными делами Елизавета не заморачивалась. Вотрешенном, застылом лице Измайловой есть нечто отсредневековой парсуны.
Эта «ушедшая красота» редко настраивает зрителя напечаль имеланхолию. Впортрете архитектора, директора петербургской Императорской Академии художеств Александра Филипповича Кокоринова (1726–1772) Левицкий отразил идеал просвещенного вельможи эпохи русского классицизма. Исследователи называют это «спрессованностью» развития русской культуры XVIIIвека.
Каравак не получил должности «гофмалера», на которую он рассчитывал и которую подразумевал договор, а служил в ведомстве Городовой канцелярии (по другим сведениям— в Петербургской Губернской канцелярии), затем в Канцелярии от строений. 7071 (номер зачеркнут)» кистью: «ГЭ 4308». И все они жаждали в первую очередь избавиться от Елизаветы Петровны. Ребёнку приданы формы взрослой девушки11.
Состоял в ведомстве Канцелярии от строений с 1718, где имел русских учеников. Вып. Лишь вконце ХХ века было доказано, что эта работа принадлежит кисти Матвеева. Сама же Елизавета каждый день проводила балы, гулянья, маскарады.
На обороте пастелью сделана надпись: «Кз 31413 Каравакъ». Поясная фигура императора превосходно вписана вовал. Его жалованье составляло всего 500 рублей в год. Но отказ Анны законно сходился с прежним указом Петра, которым государь предоставлял право всякому царствующему государю назначать по себе преемника. Они воспринимаются какотблески божественного света, который исходит отХриста вечно, ноневиден вего земном воплощении, вот таким образом каждый изцветов имеет свой символический смысл.
Долгое время считалось, что этот портрет написан голландским художником Карелом де Моором. Вработах художников XVIIIвека отразились неактуальные события современности, аэстетические иэтические идеалы эпохи. С этого момента царицы из рода Романовых одевались только так — по-европейски.
Очень редко виконах встречается черный цвет– символ ада исмерти. Новиков был незаурядной личностью. Составлял проекты придворных праздников.
Каравак Л. Портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны. Анна Петровна (1708–1728)– старшая дочь ПетраI иЕкатериныI. Такой тип преобладал в официальных парадных портретах. Портрет поражает явной «непарадностью» облика. Ребёнку приданы формы взрослой девушки. Воблике модели тонко передан мир изменчивых чувств– полуулыбка губ игрустное выражение глаз, скепсис ичувственное довольство. Накануне ее коронации в Москве весной 1724 года Петр переписал завещание на своего «друга сердешненького».
С. 30). Будущая императрица Елизавета Петровна, дочь Петра I и Екатерины I изображена обнажённой в образе Флоры, богини цветов, цветения, весны и полевых плодов, лежащей на синей, подбитой горностаем мантии (в ней видят знак принадлежности к императорской семье). Сама хронология детства удлиняется. Этот портрет можно отнести кполупарадным. В XVIII веке продолжали детей изображать как взрослых. Именно так выглядит парсуна царицы Марфы Апраксиной из Русского музея. Ножелаемого им эффекта величия неполучилось– театральная напыщенность позы вступает впротиворечие снелепой фигурой, безжизненным взглядом бледного лица Антропов, какивсе художники XVIIIвека, неписал сатиру, астарался трезво иобъективно передать облик модели.
Этот мастер, которому сам Петр даровал мастерскую наАдмиралтейской стороне, оставил нам превосходные поживописи, достоверные портреты первого русского императора иего ближайшего окружения («Портрет государственного канцлера графа Г. И. Головкина», «Портрет царевны Натальи Алексеевны» идр. ). В следующем, 1716 году (или даже в декабре 1715 года) художник приехал в Санкт-Петербург, где прожил до конца жизни. Пенсионерство, т. е.
Впурпурном плаще всегда изображается Богоматерь. В это время создается новая система образования. Юный художник неловко примостился замольбертом ивнимательно всматривается всвою модель– очаровательную девочку вбелом чепце, которую увещевает посидеть неподвижно ее строгая матушка (илислужанка). Необыкновенной энергией веет отэтого образа. «И крестьянки любить умеют», – писал Карамзин. Новгород иПсков избежали завоевания. Эта работа стала последним произведением художника впортретном жанре.
Фон составляет нейтральная коричневая драпировка с правой стороны. Молодые обменивались кольцами идарили друг другу небольшие подарки. Второй— как миниатюрная копия взрослого человека.
Елизавета Петровна– лукавая, веселая, румяная, гордо подбоченясь, красуется вцентре композиции. Ее заключили в Успенский монастырь в Александровской слободе. Сэтого времени вРоссии начался бум собирательства икон. Портреты, которые создавали на Руси в XVII веке, в основном относятся к жанру парсун.
Размер — 97, 5 85, 5 см. Он служил в ведомстве Городовой канцелярии (по другим сведениям — в Петербургской Губернской канцелярии), затем в Канцелярии от строений4, его жалованье составляло 500 рублей в год. Конец 1720. Антропова, М. А.
1885. Среди них были представители не только родовитых боярских фамилий, но также выходцы «из подлых», получившие чины благодаря личным способностям и заслугам перед отечеством. Необходимость выхода России в Балтийское море привела в 1703 году к основанию Петербурга. Выдающимся мастером второй половины XVIIIвека был выходец сУкраины Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735–1822), долгое время руководивший портретным классом вАкадемии художеств.
Все эти интриги настораживали Елизавету – ей уже начал мерещиться монастырь, куда издревле ссылали неугодных русских княжон. Портреты Левицкого поразительно разнообразны. Знаем мы только, что пребывает там Бог слюдьми ислужба их лучше, чем вовсех странах». До этого числился в Петербургской губернской канцелярии. Виконописном каноне сохранены «античные» основы иконы: тело человека иземной мир остаются узнаваемыми, часто присутствуют следы портретности воблике святых, складки их одежд своим пластическим великолепием иногда напоминают лучшие античные скульптуры.
Тем не менее французский художник постоянно исполнял царские заказы. Какпишет выдающийся критик А. Эфрос, Антропов «не смеет, да инехочет смеяться надэтим слоем румян, который обязателен даже налицах знатных старух, надтяжеловесностью их нарядов иукрашений, он даже убежден, что барам так инадо рядиться, ноон неиспытывает нихолопьего трепета перед знатностью, ниуслужливой потребности льстить богатству». Белоснежные кружева красного платья эффектно оттеняют смуглую кожу ее детского лица исверкающие, устремленные назрителя карие глаза-«таракашки», какназывала их ее благодетельница. Поглубине психологической характеристики этот портрет опередил свое время. Впортрете чувствуется особое, задушевное отношение художника кмодели.
На обороте пастелью сделана надпись: «Кз 31413 Каравакъ». Обе девушки славились уменьем танцевать их способности воспел Державин встихотворении «Другу». Имя изображенного человека неизвестно. Фон составляет нейтральная коричневая драпировка с правой стороны. Но Петр был мальчик болезненный и резвые игры его утомляли.
У Петра, видно, были насчет преемства какие-то свои предположения, которых он не открывал. — СПб., 1998. В качестве создателя «исторических картин, портретов, лесов, деревень, цветов и зверей в большом, малом и миниатюрном виде» художник обязывался взять себе в помощники русских учеников.
При Анне Иоанновне был назначен «придворным первым живописного дела мастером» исполнил её коронационный портрет и участвовал в оформлении празднования коронации. Холст, масло. Напортрете изображена любимая воспитанница графов Шереметьевых. Россия поволе ПетраI стремительно шагнула изСредневековья вновое время. Никто бы и возразить не посмел – все помнили, что сказал умирающий император: «Отдать все позовите Анну. » И вся жизнь – и ее самой и всей России – пошла бы поиному.
Золотые нити-лучи (ассист) покрывают крылья ангелов, ризу Богоматери иБожественного Младенца. Анастасия Михайловна Измайлова (1703–1761) была ближайшей подругой идальней родственницей императрицы Елизаветы Петровны. Искусство этого времени обладало ярким, жизнеутверждающим характером. И если первоначально «парадиз» Петра I был форпостом на боевых рубежах, то к 1720-м годам он уже был известен как главный морской торговый порт, а в 1712 году получил статус столицы. Среди петровских преобразований значительное место занимают реформы в области культуры, способствовавшие победе светского начала в просвещении, литературе и искусстве. В 1682 году Марфа стала женой царя Федора III Алексеевича (старшего брата Петра Великого), но провела на троне всего несколько месяцев — супруг болел и скоро умер. Авторство под вопросом, но, вероятно, эта картина — авторское повторение. Уног императрицы книги, символизирующие истину идвуглавый орел– аллегория мудрости ибожественной власти. инв.
Современники писали, что впреклонном возрасте она сохранила прекрасный цвет лица, живые иумные глаза, приятно очерченный рот. Сама хронология детства удлиняется. Она демонстрирует гравюру спортретом своей недавно умершей хозяйки Варвары Алексеевны. В1716году он отправил учиться заграницу первых пенсионеров (т. е.
Некоторые исследователи полагают, что это автопортрет художника. Граф Бассевич, министр бывшего при петербургском дворе голштинского герцога, писал в своих Записках: «Принцесса Наталия, меньшая сестра Императора, очень им любимая, сочинила, говорят, при конце своей жизни две-три пьесы, довольно хорошо обдуманные и не лишенные некоторых красот в подробностях но за недостатком актеров они не были поставлены на сцену» (Записки Голштинского министра графа Бассевича, служащие к пояснению некоторых событий из времени царствования Петра Великого (1713—1725) // Русский Архив. Церемония была парадной, пышной и чрезвычайно значимой для Романовых и всей России – Петр Первый венчался с Екатериной, а две их дочки становились «привенчанными» – законными детьми, а значит, наследницами престола.
Портрет написан в 1717 году, а через два года царевен будут уже сватать. Его быстрое развитие было обусловлено наличием в России богатейшего опыта художественной культуры Древней Руси, вобравшей достижения храмового строительства иконописи и народного творчества. Тем более что, кроме ареста, ждать было нечего.
Вся картина наполнена мягким сиянием, переливами жемчужно-розоватых тонов. Вотличие отаскетичных, строгих, наполненных пафосом государственного служения портретов Никитина, работы Матвеева выглядят мягче ипоэтичнее («Автопортрет сженой»), пленяют живописной свободой вдухе лучших голландских мастеров («Портрет ПетраI»). В следующем, 1716 году (или даже в декабре 1715 года) художник приехал в Санкт-Петербург, где прожил до конца жизни. Строгий профиль сидящей наполу служанки напоминает античные барельефы. Прокофий Акинфиевич Демидов (1710–1786)– старший сын уральского горнозаводчика А. Н. Демидова, внарушение традиций большого парадного портрета представлен вдомашнем шелковом халате вобразе садовника, указывающего наоранжерейные цветы.
Пословам Трубецкого, главное виконе– «радость победы Богочеловека надзверочеловеком». Художник нескрывает физического недостатка модели– легкой косины его глаз, ноумело «отвлекает» внимание зрителя виртуозно, тонко написанными деталями его одежды: мерцанием золоченого шитья, мягкостью красновато-коричневого бархата кафтана, гармоничным колористическим сочетанием синей ленты ордена Андрея Первозванного икрасной ордена св. 64. Портрет должен был быть выполнен не раньше этого времени. Такой тип преобладал в официальных парадных портретах. Он умел «зажечь» вглазах женщин искорку лукавой иронии («Портрет В. Е. Новосильцевой»), легкой грусти ихрупкого обаяния («Портрет А. П. Струйской»).
Среди современников он прославился своими чудачествами, ЕкатеринаII называла его «дерзким болтуном». Брат скульпторов Жана Батиста и Жозефа. Среди наиболее значительных можно выделить Георга Христофа Гроота (1716–1749). Луи Каравак (1684, Марсель – 1754, Санкт-Петербург)Художник, портретист, декоратор, миниатюрист. Представитель третьего поколения французских живописцев-декораторов, работавших в Марселе и Тулоне.
Он изображен вбарочном легком полуповороте, снебрежно наброшенным плащом поверх «романтических» рыцарских лат. Все это совпало сподъемом русской религиозной философии вначале ХХ века. Первый— дети изображаются изящными «куклами» взрослых. Все общество напряженно ждет, что с ней будет». Среди лучших портретов Каравакка– двойной портрет царевича Петра Алексеевича (будущего императора ПетраII) ицаревны Натальи Алексеевны вдетском возрасте ввиде Аполлона иДианы, выполненный влучших традициях западноевропейского барокко.
Этот портрет, как и другие изображения Романовых, в последующие века копировался для украшения императорских резиденций, причем художники нового поколения «улучшали» его по своему вкусу. Так и оказалось. Это прослеживается в отходе иконописцев от канонов композиционного решения икон и церковных росписей («бытовое решение» библейских и евангельских сюжетов в виде жанровых сцен из жизни), появление «парсун» в живописи, увеличение количества декоративных элементов в культовой и гражданской архитектуре. Чувство национальной гордости, вызванное крупными военными победами России идея служения государству, новое понимание роли личности в обществе, отдающее приоритеты человеку-созидателю независимо от его родословной – причины необычайного подъема отечественного искусства первой четверти XVIII века. Петр I хорошо понимал силу воздействия изобразительного искусства используя его возможности при решении важнейших практических задач государственного строительства и создания определенного настроя в обществе через оформление массовых праздников, театральных представлений, маскарадов, военных парадов и фейерверков. Петровская эпоха считала обучение и воспитание детей задачей государственной политики. Портрет был создан после возвращения Никитина изИталии, где он обучался вофлорентийской Академии художеств. е годы врусской истории В. Ключевский назвал эпохой дворцовых переворотов. » наклейка с надписью синим карандашом: «КП3981, Э24» на средней — синим карандашом: «701/ Ф. И» кистью: «Елисав. Нежная ихрупкая, она напоминает фарфоровую статуэтку. Картина отражает особую модель поведения— «куртуазность», в которой знатный человек ощущал себя участником маскарада играя в богов и героев античной мифологии или в средневековых рыцарей.
Неужто Анне – ведь ее позвал. » Цесаревна заперлась, рыдая, в своей светелке. А. Бенуа восклицал: «Какая умная, тонкая, поэтичная эта вещь, полная живописной прелести, какудивительно смела порисунку (поабсолютно вермееровской перспективе) икакхарактерна. ». C ее именем связано развитие русского театра. Эти правила носят название «иконописный канон».
Сестрички были неразлучны. Боровиковский создал тип женского сентиментального портрета. Залы дворцов требовалось заполнять портретными галереями предков и если было неизвестно, как выглядел умерший прародитель (или его портрет казался некрасивым), художник попросту выдумывал его облик с нуля. Эта картина имела длинное название вдухе эпохи классицизма: «Композиция, представляющая великого князя Владимира Святославовича пред Рогнедою, дочерью Рогнольда, князя Полоцкого, попобеждении сего князя запротивный отказ требованного Владимиром супружества соною».
Фоном дляэтой сцены служит уголок парка сморскими просторами.