В 1716 г. он был послан Петром I в Италию с целью завершения его профессионального образования по возвращении на родину работал в Петербурге как портретист.
Исполнил немало монументально-декоративных росписей в духе западного барокко: в Зимнем (1744–1745), Царскосельском (1749), Петергофском (1750) и других дворцах под его началом был также украшен Андреевский собор в Киеве (1752–1755). в Москве. 1759 – «Портрет статс-дамы А. М. Измайловой». Третьяковская галлерея). Они связаны с семьей графов Шереметевых: портреты петровского фельдмаршала Б. П. Шереметева в латах (1768 музей-усадьба Кусково) и его жены А. П. Шереметевой (1768 там же).
Новая, светская культура проникает в более широкие слои русского общества. В 1755 приезжал для работы в Москву (живопись плафона Головинского дворца), оформлял здесь также торжества по случаю восшествия на престол Екатерины II (1762). Он не скрывает уже порядком грузную и расплывшуюся фигуру женщины.
Рокотовым был создан целый цикл женских портретов: одним из лучших здесь может считаться портрет В. Е. Новосильцевой (1780 Третьяковская галлерея). Никитин и Матвеев не были одинокими. Его лучшей – и в наибольшей степени барочно-рокайльной – парадной картиной является большой портрет императора Петра III, написанный для Сената (1762, Русский музей, вариант в Третьяковской галерее). А самые незначительные детали в одежде тщательно продуманы и закономерны. Его работы отличались всегда правдой.
Происхождение он ведет от крепостных крестьян. В них узнаются черты умных и своенравных «оригиналов» второй половины 18 столетия, этого «золотого века» богатой и независимой русской дворянской аристократии. В 1714 был прислан в Петербург вместе с другими мастеровыми и передан в ведение Адмиралтейской коллегии, где со временем получил чин «малярного» подмастерья. Рокотов, как и все русские портретисты 18 в., работал и в жанре парадного портрета. С видимым удовольствием пишет он их неправильные, но чрезвычайно милые русские лица.
Особенно интересны его миниатюрные портреты Петра I и членов царской семьи (Эрмитаж). Он родился 10 февраля 1728 в Голштинии и получил при рождении имя Карла Петра Ульриха. Тонкое чувство декоративности, присущее Грооту, могло многому научить русских мастеров. Матвеева и там же впоследствии работал под руководством И. Я.
Как известно, Шувалов И. И. Вторым выдающимся портретистом начала столетия был А. М. Матвеев. Интересен так называемый портрет отца художника (1779 Третьяковская галлерея) изображающий старика священника с усталым, сосредоточенным выражением лица. Этот «вкус» к точности воспроизведения художник привил и своим ученикам. Антропов придерживался единой композиционной схемы, почти ее не варьируя. Начавшийся еще при Петре, этот процесс привел в конце 1720-х — начале 1730-х гг.
С 1739 работал там же в «живописной команде» под руководством И. Я. Вишнякова. Эти искания художника были в большей мере обусловлены кругом его интересов, характером дружеских связей Левицкий был близок к Львову и Новикову вероятно, художник был каким-то образом связан и с кружком интеллигенции, группировавшейся вокруг поэта Г. Р. Державина. Заслуженно знаменит портрет Сарры, дочери начальника Канцелярии от строений В. Фермора, – хрупкая фигурка девочки в пышном парадном платье на фоне условного архитектурно-пейзажного задника одновременно чопорно-лукава (жесты непропорционально длинных рук) и трогательно-простодушна в своей детскости (лицо), наивно-манерна, как вся придворная русская культура того времени. Классицизму русская живопись обязана искусством создания большой тематической картины, сложением культуры натурного и композиционного рисунка.
Систематического образования Аргунов не получил. Рисунок в портрете безукоризнен. АНТРОПОВ, АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ (1716–1795), русский художник, художник-портретист. В Москве Алексей Петрович знакомится с Шуваловым Иваном Ивановичем. Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна покровительствовали иностранным живописцам. Не строя иллюзий о гуманности просветительских методов «а la шоковая терапия» висполнении Петра I, все же прислушаемся к этим важнейшим тезисам, якобы случайно переданным нам, словно бы праздным слушателям: «приучаю к людскости»– во-первых и «кто не творит зла и послушен добру»– во-вторых.
К 40—50-м гг. В них поиски определенного, навеянного эпохой идеала чувствуются особенно отчетливо.
В ранних опытах Аргунова можно усмотреть некоторые следы воздействия искусства конца 17— начала 18 в. (портреты Лобановых-Ростовских, 1750—1754 Русский музей). Колористическая гамма портретов построена на сдержанном созвучии серых и коричневых тонов. Алексей Петрович Антропов (1716—1795) был сыном слесарного мастера петербургского Оружейного двора. Родился в Петербурге 14 (25) марта 1716 в семье слесарного мастера Оружейного двора. Красный бант невольно акцентирует внимание на двойном подбородке.
Художественный язык Никитина очень сдержан и конкретен. Рокотов стремится здесь и к раскрытию индивидуальной внутренней жизни человека — эта черта явилась новшеством в русском парадном портрете 18 века. Среди них – портреты императрицы Елизаветы Петровны (1743), Ф. Н. Голицына (1760 обе работы – в Третьяковской галерее, Москва), Сарры-Элеоноры Фермор (ок. было временем нового расцвета русского искусства.
Черты ее лица даны правдиво, с несколько жестковатой пластической определенностью. Он скончался в Петербурге от горячки 12 (23) июня 1795 года и был похоронен на Лазаревском кладбище в Александро-Невской лавре. В 1732 был зачислен в Канцелярию от строений, где учился у А. Матвеева. Левицкий, напротив, очень разнообразен, он любит варьировать колористическое, композиционное и даже фактурное решение каждого портрета в зависимости от его общего замысла. Очень интересны и портреты Н. Е. и А. П. Струйских (1772 Третьяковская галлерея).
На нем халат, колпак и домашние туфли. К числу лучших ранних произведений Левицкого в этом жанре следует причислить портрет директора Академии художеств архитектора А. Ф. Кокоринова (1769—1770 Русский музей).
Как портретист он начинает свой творческий путь в начале 1750-х гг. Не знала предшествующая русская портретная живопись и такого сложного, с тонкими цветовыми градациями колористического решения: теплые красноватые тона лица, пепельно-серые пудреные волосы, мягкий охристо-зеленоватый фон и насыщенные краски зеленого с красными отворотами кафтана. Типичным ранним произведением Никитина является портрет племянницы Петра I, Прасковьи Иоанновны (1714 Ленинград, Русский музей), несколько напоминающий парсуну отсутствием световоздушной среды и локальностью цвета.
Антропов создал портрет торжественный, репрезентативный, – справедливо утверждает Г. В. В его обязанности входило наблюдать за работами петербургских иконописцев, рисовать чертежи внутреннего убранства церквей, писать и поправлять иконы исполнять портреты представителей русского духовенства (Портрет архиепископа Сильвестра Кулябки, 1760, ГРМ), а также обучать новых мастеров. Среди наиболее известных произведений Антропова – портреты А. М. Измайловой (1759, Третьяковская галерея, Москва) императрицы Елизаветы Петровны (1755, Музей русского искусства, Киев), архиепископа Сильвестра Кулябки (1760, Русский музей, Петербург), атамана Ф. И. Краснощекова (1761, Русский музей), А. В. Бутурлиной (1763, Третьяковская галерея), М. А. Румянцевой (1764, Русский музей). Типичный пример — портреты супругов Хрипуновых (1757 Москва, музей Останкино). Характерно, что к 1730-м годам Каравакк меняет свою манеру. Это именно нововременной, «петропавловский», дихотомический, а не антиномический посыл: «и то и это», «и так и эдак», «и то и сё» В обороте «приучаю к людскости» заключен весь смысл петровских государственных усилий, реформ, преобразований и перемен. Видным мастером декоративной живописи середины столетия был итальянец Джузеппе Валериани (1702—1761, в Петербурге с 1745).
Левицкий. Они проводились непоследовательно и не принесли новому императору народной любви. Художник выходит за границы парадного изображения, где, согласно теории того времени, портретируемый должен говорить о себе: «Я есть оный царь, окруженный величеством».
Такое впечатление не случайно, оно граничит с определенными художественными приемами, напоминающими иконопись. Портрет Дмитрия Ивановича Бутурлина исполнен, согласно надписи на обороте, когда ему было 59 лет. К концу 1760-х — началу 1770-х гг. Принципами классицизма пронизано и творчество живописцев И. А. Акимова (1755—1814) и Г. И. Угрюмова (1764—1823).
Матвеев сыграл большую роль как руководитель «живописной команды Канцелярии от строений» — организации, выполнявшей ответственные государственные заказы, связанные с декорированием церквей, дворцов и различных увеселительных построек, — и сам участвовал в их исполнении. Таков, например, портрет архитектора и поэта Н. А. Львова (1789 Третьяковская галлерея) и приписываемый Левицкому портрет известного прогрессивного общественного деятеля, писателя и публициста Н. И. Новикова (1796—1797 Третьяковская галлерея). Особенно портрет А. М. Имел частную школу. Здесь присущая его живописи декоративность открывается во всем своем блеске.
АНТРОПОВ, АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ (1716–1795), русский художник, художник-портретист. Виднейшими представителями реалистического направления в портрете этого времени были А. П. Антропов и И. П. Аргунов. Наиболее интересен в художественном отношении небольшой портрет (возможно, эскиз) из собрания Третьяковской галлереи — аллегорическое изображение Екатерины, сжигающей на алтаре богини правосудия маки, символизирующие сон.
В 1760 г. он был принят в Академию художеств, а в первой половине 1760-х гг. В творчестве Левицкого большое место занимает парадный портрет. Антропов работает в Летнем дворце (1748), в Царском Селе (1749), в Петергофе (1749-1750), в Аничковом дворце.
К этому времени относятся его лучшие произведения, в частности портреты А. М. Измайловой (1754 Третьяковская галлерея), походного атамана Донского войска, бригадира Ф. И. Краснощекова (1761 Русский музей), архиепископа Сильвестра Кулябки, М. А. Румянцевой (1764 Русский музей), супругов Д. И. и А. В. Бутурлиных (1763 Третьяковская галлерея). К числу его наиболее интересных работ такого рода следует отнести и так называемые «исторические портреты», написанные не с натуры. Русский музей) и П. Ю. Квашниной-Самариной (1770-е гг. Некоторые из этих черт указывают на связь искусства Антропова с русской парсуной.
Художник с большой остротой подмечает при этом индивидуальные черты характера девушек: шаловливую кокетливость Нелидовой, живость и одновременно застенчивость Хрущовой, мечтательную флегматичность Хованской. Портретистов 1740—1750-х гг. Антропов работал в «живописной команде» Канцелярии от строений. Особое место занимают в творчестве Левицкого портреты Екатерины П. В них чувствуется более непосредственное влияние эстетики классицизма с его нормами создания репрезентативного изображения. XVIII в. относится творчество Ивана Яковлевича Вишнякова (1699—1761).
Таких портретов русское искусство ещё не знало. подъем русской художественной культуры достигает своего апогея. К числу лучших произведений Никитина относятся также хранящиеся в Русском музее портреты: «Напольный гетман» (1720-е гг. ), «Петр I на смертном одре» (1725) и портрет С. Г. Строганова (1726).
Антропова был француз Луи Каравак (1684-1754), много лет живший в России и ставший придворным художником, а затем – родственник Антропова Андрей Меркурьевич Матвеев (Кобылин) (1701-1739) – художник, окончивший в свое время Антверпенскую Академию художеств, а потом работавший в Канцелярии от строений, в которой до открытия Академии художеств учились и служили практически все русские художники. Этот «вкус» к точности воспроизведения художник привил и своим ученикам. Антропов придерживался единой композиционной схемы, почти ее не варьируя. Один из лучших в этой группе — двухфигурный портрет Хованской и Хрущовой.
В известных в настоящее время портретах Вишнякова, например в Портретах императрицы Елизаветы Петровны (1743 Третьяковская галлерея) и С. В. Фермор (1745 Русский музей), чувствуется некоторая статичность композиции, скованность в постановке фигур, несколько архаическая трактовка объемной формы — черты, сближающие их с портретами самого начала 18 в., еще близкими парсуне. В портрете Шереметева с собакой (1753 Эрмитаж), в портрете того же Шереметева из Останкинского музея (1760) Аргунов открывается как художник, свободно владеющий композицией, легко справляющийся в поколенном и поясном изображении с посадкой модели, жестом, движением, расположением аксессуаров и т. п. Особенно хорош первый портрет, создающий чрезвычайно законченный образ холодно-надменного большого барина. Синий и красный цвета в ее одежде локальны и насыщенны.
Наиболее значительной работой этого круга является портрет поэта В. И. Майкова (ок. Тональная живопись Рокотова с ее особенным мерцанием света и «сумеречностью» фонов, в которых тают контуры человеческой фигуры, здесь кажется особенно убедительной, выражающей самую суть образа.
Жизнь Рокотова известна мало. Образный строй этих произведений связан с характерным для парадного портрета 18 в. изображением женщины как существа «веселонравного, любящего только смехи и забавы». Родился А. П. Одно из центральных произведений Никитина зрелой поры его творчества — портрет Петра I (1721 Русский музей), свидетельствующий о глубине реалистических исканий русской портретной живописи на новом историческом этапе ее развития.
нельзя считать непосредственными преемниками искусства живописцев петровского времени. В 1761г. За четыре года (1752-1756 гг. ) он безо всякой посторонней помощи выполняет образа для иконостаса, расписывает купол и стены. В пределах одноплановых решений он добивается удивительной завершенности в подаче образа, своеобразной гармонии, верности следования натуре.
Бутурлиной (1763, ГТГ), а также в Портрете статс-дамы графини М. А. Елизавета Петровна – русская императрица, за неимением детей передавшая трон своему племяннику, Петру III, супругу будущей Великой Екатерины II. Эти труды принесли ему репутацию искусного мастера в живописи. Имел частную школу. политической реакцией.
Антропов работал в Киеве, расписывая там Андреевский собор. Манере мастера присущи сильные колористические контрасты (он накладывает теплые тона, словно яркие румяна на лицо) и предметная материальность форм, как бы выступающих из полотна. Назначенный главным надзирателем живописных и иконописных работ при Св. Овладел профессиональными навыками в Канцелярии от строений у А. М. Наиболее интересной и известной является работа Андрея Матвеева «Автопортрет с женой» (1729 Русский музей), котрая принадлежит петровскому времени и высоким чувством человеческого достоинства, которое вкладывает художник в создаваемые образы и индивидуальностью характеристик и внутренней энергией, которой дышит лицо молодого живописца.
В 1752 г. Алексей Петрович отправился в Киев, где ему предстояло работать в храме Андрея Первозванного (храм был построен по проекту Бартоломео Франческо Растрелли русским архитектором Мичуриным Иваном Федоровичем). К числу слабых сторон академического классицизма, очень скоро ставших тормозом развития русской живописи, относилась крайняя нормативность, приводившая к абстрактности трактовки избранной темы, дающей лишь отвлеченную и часто очень условную схему психологической коллизии действия и характера отдельного персонажа. Особо следует остановиться на больших, образующих единый декоративный ансамбль парадных портретах (в рост) воспитанниц Смольного института для благородных девиц (Русский музей): Е. И. Нелидовой (1773), Е. Н. Хрущовой и Е. Н. Хованской (1773), А. П. Левшиной (1775), Г. И. Алымовой (1776) и других.
В конце 1770-х—1780-х гг. 328). Безукоризненно написаны пухлые маленькие руки «пастушки», ее кокетливый передник из прозрачной кисеи с мушками, плотный серый шелк мужского костюма ее партнерши. В 1760-е гг. Написанный им около 1730 г. коронационный портрет императрицы Анны Иоанновны (Третьяковская галлерея) однообразен и сух по живописи, полон торжественной застылости, перекликающейся с традицией русского портрета конца 17 в. Этот портрет — апофеоз русской дворянской государственности в ее наиболее реакционной, деспотической форме.
Клир был недоволен отношением Петра III к раскольникам, неуважением императора к православному духовенству и иконопочитанию (ходили слухи, что он собирался переодеть всех русских священников из ряс в штатское платье – по протестантскому образцу) и, главное, указами об управлении архиерейскими и монастырскими вотчинами, превращавшими православное духовенство в чиновников на жалованье. Работой художников «живописной команды» руководил Андрей Матвеев, а позже — Иван Яковлевич Вишняков (1699 — после 1761), один из наиболее видных русских живописцев середины столетия. Вторым крупным мастером русской портретной живописи этого времени был Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735—1822), ученик Антропова. К числу последних относятся портреты Петра I (1754 Эрмитаж) Елизаветы Петровны (1758—1760) и большая мозаичная картина «Полтавская баталия» (1762—1764 Ленинград, Академия наук СССР), композиция которой была создана на основе некоторых батальных картин и гравюр западноевропейских художников.
Девушки-подростки изображены разыгрывающими пастушескую сценку. Интимная теплота, вложенная художником в портрет воспитанницы Шереметевых, девочки-калмычки Анны (1769 музей-усадьба Кусково), говорит о внимании художника к образу человека, стоящего на низших ступенях социальной лестницы.
Например, сохранившиеся его письма к бургомистру Палеха содержат требования решать спорные вопросы на общем собрании крестьян, «по мирскому приговору». Портрет этого привлекательного человека принадлежит к лучшим творениям Антропова, хотя по живописи своей после портрета А. М. Измайловой он может показаться несколько архаичным, «парсунным» и потому, на первый взгляд, неожиданным. Достоверных произведений Вишнякова дошло до нас совсем немного. Теперь жена равная мужу личность, опора с жизни, помощница в его трудах. В художественной жизни страны они играли свою роль, расширяя профессиональный кругозор русских живописцев. Никитин, сын священника, в юности преподавал арифметику и рисование. Его отец был чиновником в Канцелярии от строений.
Среди них был и А. П. Антропов. Энергичное, с крупными чертами лицо, словно вырублено из крепкого дерева.
К сожалению большинство из этих работ не сохранилось. Некоторое время в первой половине 1750-х гг. В 1740— 1750-х гг. Портретируемые представлены в непринужденных позах, в домашней одежде, за чтением. Исполнил немало монументально-декоративных росписей в духе западного барокко: в Зимнем (1744–1745), Царскосельском (1749), Петергофском (1750) и других дворцах под его началом был также украшен Андреевский собор в Киеве (1752–1755).
Это не прежний «борисоглебский» средневековый тезис: «или – или», «злой – добрый», «грешник – праведник». Антропов в семье солдата. Его портреты (в особенности — конный портрет императрицы Елизаветы Петровны) носят типично рокайльный характер. Характер Майкова очерчен смело и определенно художник уверенно подчеркивает в нем большой ум и в то же время натуру сибарита, барственность, глубокое довольство самим собой. Художник остро дает почувствовать эксцентричность натуры портретируемого. Однако уже в портретах опекунов можно найти отступления от этих канонов.
Типичен для зрелого Левицкого огромный портрет П. А. Демидова в рост (1773 Третьяковская галлерея) (илл. Одно из лучших классических произведений художника. Портрет Анны Васильевны Бутурлиной (1708 -1771) — парный к портрету мужа Д. И. Бутурлина. Портрет отличается ярким колоритом и контрастом цветовых вариаций.
Выступал также как реставратор, писал иконы и портреты. Нужно отметить, что за те полгода, что царствовал Петр III, А. П. Антропов Алексей Петрович (1716, Санкт-Петербург – 1795, Санкт-Петербург) Художник, портретист. Там он наблюдал за работами иконописцев и писал сам портреты.
Характеристика, данная Петру, чужда ложной патетики. Наиболее значительными мастерами миниатюры начала 18 в. можно считать Андрея Григорьевича Овсова (1678— 1740-е гг. ) и Григория Семеновича Мусикийского (умер в 1737). Первым его учителем был портретист А. Матвеев.
Вишнякова. Позднее он работал в качестве помощника у Георга Гроота. В духе подобного представления о человеческом достоинстве написан Левицким и портрет Д. Дидро (1773 — 1774 Женева), в котором художник подчеркивает высокую интеллектуальность, ясность и благородство мысли. Синоде (1761), окончательно обосновался в Петербурге с 1766.
Особенно недовольна была гвардия, ударная сила всех дворцовых переворотов. Как указывает надпись на обороте, ей было в то время 54 года. относится несколько юношеских портретов А. И. Воронцова, так называемого «Неизвестного в треуголке» (в Третьяковской галлерее) и другие.
ВИШНЯКОВ, ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ (1699–1761), русский художник, представитель нового русского искусства, вызванного к жизни реформами Петра I. Родился в Москве в 1699. Как портретист Антропов раскрывается в 1750—1760-х гг. Таков, например, красивый коронационный портрет Екатерины II (1763 Третьяковская галлерея), а также более поздние портреты опекунов Московского воспитательного дома.
В это же время он писал и большие парадные портреты. Шувалов приглашает Алексея Петровича преподавать. В середине 18 в. в связи с широко развернувшимся дворцовым строительством расцветает русская декоративная живопись. Изобразительное искусство стало главным образом средством украшения дворцов и церквей. В середине 18 в. (в 1743 г. ) в Петербург из Германии приехал Георг Гроот (1716—1749). 1750) и ее брата Вильгельма (Вилима) Фермора (вторая половина 1750-х годов оба портрета – в Русском музее, Петербург), Н. Тишинина и его супруги (1755, Историко-художественный музей, Рыбинск эти две картины являются единственными подписными работами Вишнякова). С раннего детства очень любил рисовать.
Иван Петрович Аргунов (1727—1802), крепостной графов Шереметевых, принадлежал к замечательной семье крепостных, давшей русскому искусству архитекторов, скульпторов, живописцев. он был приглашён на должность главного художника Святейшего Синода в Петербурге. Непосредственное чувство искреннее и безмятежное наслаждение сквозят в лицах и движениях девушек, взволнованных своими нарядными платьями, торжественностью момента, с искренним увлечением «осваивающих» жеманные манеры светских кокеток. В 1716 г. в Петербург приехал французский художник Луи Каравакк (умер в 1754 г. ).
Начало 1740-х гг. Измайловой императора Петра III и т. д. Ранние работы Рокотова этого типа относятся к 1750-м — первой половине 1760-х гг. Одним из самых ярких проявлений реалистической основы его искусства является также «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784 Третьяковская галлерея).
В начале 18 в. работали Роман Никитин (брат Ивана Никитина), Иван Адольский-Большой, Григорий Адольский и некоторые другие, менее значительные портретисты. Замечательны и женские портреты художника. Однако, в трактовке Антропова, она выглядит весьма пожилой женщиной. Антропов Алексей Петрович (25. 03. 1716-23. 06. 1795) родился в Санкт-Петербурге. Родился 1716 года марта 14 дня.