В этой галерее собраны фотографии и портреты Александра Бенуа и его современников, людей с которыми он работал и близко общался.
Бенуа с уверенностью можно назвать первым русским «энциклопедистом» от искусства. Там он работал главным образом в театрах. Дети: Жаннет (1798-1881) – в замужестве: Робер Михаил (1799-1861) – окончил Кадетский корпус в Петербурге, полковник, воспитатель в Пажеском корпусе Леонтий (1801-1883) – известный архитектор Александрина (1803-1901) – в замужестве Брандербург Елизавета (1806-1876) – в замужестве Петерсен Елена (1807-1866) – в замужестве Келлер Николай (1813-1898) – архитектор Франсуа (1814-1858).
Приглушенная, передающая атмосферу тишины и покоя, цветовая гамма скользящий свет, легкая «смазанность» пастели объединяют фигуру портретируемого и окружающее его пространство комнаты, в которое органично входят окутанный дымкой портрет императрицы Елизаветы Петровны в рокайльной раме, книги и рисунки, лежащие на полке. Бенуа Александр Николаевич (1870–1960) – художник искусствовед, театральный деятель. Начал работать как театральный художник с 1900, а с 1907 и как режиссер. Позднее, в воспоминаниях, написанных в старости, Бенуа признавался: «Во мне «пассеизм» начал сказываться, как нечто абсолютно естественное еще в раннем детстве и он остался на протяжении моей жизни «тем языком, на котором мне легче, удобнее изъясняться». В 1877 окончил курс со званием классного художника-архитектора 1-й степени за проект «Вокзал в парке близ столицы».
Гроппе 1777-1852) – дочь владельца медной мастерской. Бенуа исполнил также две серии иллюстраций к «Капитанской дочке» и в течение ряда лет подготавливал свою главную работу — рисунки к «Медному всаднику». Они хотели быть художниками-постановщиками, они мечтали о реформе балетного жанра вцелом. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления». Уличная фотография требует от фотографа не только смелости и мужества.
Не исключено, что А. Н. Бенуа стал задумываться об эмиграции. Была известным живописцем и две ее картины приобрело Французское правительство. Создавая очередную серию своих фотографий, Бенуа Палле заговаривает с незнакомыми ему людьми на улице, знакомится с ними и лишь затем снимает.
Но для Бенуа натурные штудии являлись лишь начальным этапом творчества. Рисовать он начал ещё в частном детском садике, а в 1885-1890 годах, обучаясь в частной гимназии К. И. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. К ранним впечатлениям и переживаниям Александра Бенуа восходят истоки той смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства». Искусство являлось наследственностью в его семье. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912).
Оставаясь в советской России, Бенуа никогда не разрывал своих связей с Европой, в частности с парижским театром «Гранд-опера», в постановках которого участвовал как театральный художник ещё в предреволюционные годы. Расцвет художественно-критической деятельности Бенуа падает на период создания третьей серии его статей – под общим заглавием «Художественные письма», которые еженедельно печатались в газете «Речь» с ноября 1908 по 1917 год. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной.
На протяжении своего долгого пути художника, критика и историка искусства, Бенуа оставался верен высокому пониманию классической традиции и эстетических критериев в искусстве, отстаивал ценность художественного творчества и принципы изобразительной культуры, опирающейся на давние традиции. Затем он переехал в Италию, где на протяжении многих лет (с 1937 по 1970 годы) был директором постановочной части в Миланской Ла Скала. Он проявил себя выдающимся книжным графиком и театральным художником.
К тому же Бенуа является режиссёром театра (Пиковая дама, Павильон Армиды, Петрушка) и иллюстратором в различных изданиях. Оба художники. В 1904 году вышла в свет «Азбука в картинках» (1904)13, едва ли не единственная его крупная работа для детей.
В частности, Репин не очень любил эту компанию, а самого Бенуа называл недоучкой, библиографом и хранителем Эрмитажа, хотя и принимал участие в выставках. В него входили такие известные художники, как Лансере, Дягилев и Бакст. В начале 1905 года Бенуа с семьёй вновь выезжает во Францию. А. Н.
Окончив 5-ю С. -Петербургскую гимназию, в 1871 поступил на архитектурное отделение ИАХ. Известно, что от своей матери Александр «унаследовал» культ театра. Еще в 1910-х годах как один из наиболее активных деятелей и организаторов (вместе с С. П. Гофмана (1899), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере.
В 1905 г., находясь в Париже, он выполнил сюиту из 7 рисунков чёрной акварелью с небольшой подцветкой, которая была воспроизведена в собрании сочинений Пушкина, выпущенном издательством «Брокгауз-Эфрон» в 1916 г. В 1910 г. Бенуа создал новую серию из 28 листов. Он слушает, охотно идёт на всякие пробы и переделки и, видно, хочет понять секреты сцены. По происхождению и воспитанию принадлежал к петербургской художественной интеллигенции. Для балета И. Стравинского Петрушка (1911) Бенуа написал либретто, а его декорации к этому спектаклю стали одним из высших достижений художника.
Он начал с рисунков к «Пиковой даме» (1898) и потом дважды возвращался к иллюстрированию этой повести (в 1905 и 1910 годах). К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух версальских сериях (1897, 1905-06), в широко известных картинах Парад при Павле I (1907), Выход Екатерины II в Царскосельском дворце (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями.
Бенуа уже в апреле 1923 года. Портрет А. Н. Бенуа. Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги.
За этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к «Золотому горшку» Э. Т. А. Представляя собою дань времени, они не должны играть решающей роли в оценке труда Бенуа. В композициях Бенуа нередко сохраняются черты театрального «кулисного» построения, хотя на сценических площадках и не выступают исторические персонажи. В 1909–1911 гг.
Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. В 1907 году А. Н. Бенуа играл важную роль в основании Старинного театра в Петербурге (для которого создал занавес), на следующий год одна из его декораций была использована в парижской постановке «Бориса Годунова». В этих сериях нет историко-жанровых сцен, нет изображений людей и вот таким образом нет оттенка лирической иронии, которой отмечены «Последние прогулки Людовика XIV». Значительную часть перечисленных серий составляют работы с натуры.
Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. Вершиной его достижений были декорации к балету И. Ф. Стравинского «Петрушка» (1911 г. ). В музыке он страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова. Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь.
С. 34). Ничто не любил он так горячо и не знал так глубоко. В те же годы под редакцией Бенуа выходил иллюстрированный журнал «Художественные сокровища России». Вот таким образом его лучшие творения принадлежат искусству книги и живописи театра. В сюжетных композициях циклов «Последние прогулки ЛюдовикаXIV» и «Версальская серия», равно как и в пейзажах, для художника важны не люди с их переживаниями и деяниями, а величественная красота искусства и природы.
Однако в СССР нельзя было жить вне политики. Они составляют едва ли не половину его наследия. В 1910 году художник опубликовал «Путеводитель по Эрмитажу». Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там).
К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к «Пиковой даме» (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами «Мира искусства». Превосходно скомпонованные, звучные, эти иллюстрации похожи на завершённые картины. Решение стать художником созрело у Александра очень рано. Кн. Основатель журнала «Мир искусства».
Их обычно связывают лишь с именем С. П. Если М. В. Ломоносову принадлежит слава первого русского учёного-энциклопедиста, то А. Н. Как мы знаем, спектакли русского балета произвели в Европе ошеломляющее впечатление. Бенуа. Я лучше понимаю тогдашние мысли, тогдашние идеалы, мечты, страсти и самые даже гримасы и причуды, нежели я понимаю все это в «плане современности». ». Именно они осуществили реформу театра, поменяли точку зрения на художественное оформление спектаклей: «мирискусники» добились соблюдения исторической правды, особенно в костюмах. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже — «Русские сезоны».
Алексей окончил в 1865 году Императорскую академию художеств «с правом производить строения и вступать в службу, какую пожелает». В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой «Азбука в картинах Александра Бенуа» (1905) и иллюстрациями к «Пиковой даме» А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к «Медному всаднику», трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Оказавшийся в этом содружестве Дягилев первоначально был увлечен музыкой и театром. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. Отправляя его в Париж, нарком прекрасно понимал, что происходит у него на душе.
С самых ранних лет и в течение всей своей жизни Бенуа испытывал чувство, которое трудно назвать иначе, как культом театра. Сын архитектора Н. Л. Программа «Мира искусства» предполагала вторжение его деятелей во все области культуры, включая не только изобразительное искусство, театр, оформление книг, но и создание предметов быта — мебели изделий прикладного искусства, проектов оформления интерьеров. 1. Именно его постановка «Павильона Армиды» стала началом «дягилевских сезонов» в Париже в 1909 году. Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Особо любимый им период в истории искусства 150 барокко. А. Н.
В 1827-1836 годах он учился в Академии Художеств у В. А. Глинки и Х. Ф. Майера. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России»8. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. Родилась идея зарубежных гастролей русского балета, которая и была осуществлена в 1909 150 1912 годах под названием «Русские сезоны».
Бенуа мог бы вполне ужиться (именно это он и пытался сделать ещё с 1917 года), если бы они давали ему возможность спокойно заниматься любимым делом. Театр был в течение всей жизни Бенуа самым сильным его увлечением. картинная галерея Армении, Ереван), «Петербургская улица при Петре I» (1910, частное собрание в Москве) и «Петр I на прогулке в Летнем саду» (1910, Гос. М., 1989. Именно из «Записок» Бенуа узнал о ритуалах прогулок Людовика, о кормлении рыб, о созерцании королем величественных скульптур в парке («Прогулка в кресле», 1897 «У бассейна Цереры», 1897 «Кормление рыб», 1897 «У Курция», 1897— все в Русском музее, Санкт-Петербург).
«От этих. В Средней Азии архитектор прожил всю жизнь. В искусстве портрета мастер также достиг больших успехов.
Главные темы работ – Россия и Франция XVIII – начала XIX века. В 1895 назначен хранителем Императорского музея русского искусства Александра III (Русского музея), провел большую работу по систематизации фондов и подготовке их к экспозиции. «Авось, что там не будет этих русских. » – записал А. Бенуа в своём дневнике перед очередной заграничной поездкой. Картины и зарисовки, сделанные там, хранятся во многих музеях России. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной.
Они организовали кружок любителей искусства. Успех Бенуа в «Павильоне Армиды» лишь подтвердил его художественное призвание. Не вызывает сомнений, что именно эти ранние впечатления подготовили Бенуа к работе над одноактным балетом Делиба «Сильвия» в 1901 году, когда директор Им- ператорских театров князь С. М. Волконский, поддавшись уговорам С. П. Дягилева, принял решение подготовить специальную постановку под его руководством. Например, было исполнено не менее восьми вариантов ставшего легендарным балета «Петрушка».
Александр Николаевич становится вместе с С. Дягилевым редактором журнала «Мир искусства» и принимает непосредственное участие в выставках созданного им общества общества. Много работал для оформления спектаклей театров Парижа и Милана. В 1913–1915 гг. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже — «Русские сезоны». Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). В своих воспоминаниях он писал: «Мой интерес к художественным произведениям, естественно приведший меня к знаточеству, стал проявляться с очень ранних лет. Работал над оформлением спектаклей БДТ.
Почувствовав это, А. Н. Пушкина «Пиковая дама» с иллюстрациями А. Н. С 1897 – инспектор по художественной части Департамента торговли и мануфактуры (позднее – Министерства торговли и промышленности). Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его «Азбука в картинах» (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель. Умер Александр Бенуа в Париже в 1960 году, немного не дожив до 90-летнего юбилея. Автор ряда серий графических произведений, в том числе Версальской (1905-1906), цикла композиций на исторические темы, пейзажей Петербурга и окрестностей. В 1911 году выходит, пожалуй, лучшее дореволюционное издание знаменитой повести А. С. Но даже с большевиками А. Н.
Ещё более плодотворно работал он как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) книгу «Русская живопись в XIX веке», существенно переработав для нее свой ранний очерк. Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. Сознание юного Бенуа развивалось в атмосфере впечатлений искусства и художественных интересов. Соблазн остаться за границей был велик, но страх навсегда оторваться от родной почвы, оказавшись «беженцем» без определённых занятий, останавливал художника на протяжении нескольких лет.
Такое ощущение, точно что-то, нависло над головой», - писал А. Н. Этому способствовали не только художники, но и балетмейстеры и композиторы и конечно сами актёры. Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники: Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. Разглядывание книги вызывает множество ассоциаций и при выполнении традиционного задания для детей «рассказ по картинке» фантазия маленьких читателей и их родителей или наставников может быть просто безграничной. статьи о Льве Баксте- части 28, 29). Опубликование иллюстраций в «Мире искусства» сразу было встречено художественной общественностью как большое событие в русской графике.
Впервые художник обратился к сюжету повести в 1898 г., сделав заставку и набросок сцены в спальне графини. Это был «Павильон Армиды». В своей первой книге История русской живописи в XIX веке (1900 1902) и в статьях начала 1900-х гг.
Его отец, Никола Бенуа (1729-1813) – учитель. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Это излюбленный художником французский 17 век и не менее любимый им Пушкин. К этим темам он обращался как в своих исторических картинах, так и в пейзажных работах, выполненных с натуры в Петербурге и окрестных дворцах и во Франции, в Версале, где он часто и подолгу бывал (серия Последние прогулки Людовика XIV, 1897 — 98 Версальская серия, 1905 — 06). Бенуа и его друзей не удовлетворяла роль оформителей, декораторов сцены.
Бенуа оформил оперу Р. Вагнера «Гибель богов» на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина «Павильон Армиды» (1903), либретто которого сочинил сам. Объединение привлекло внимание к прикладному искусству, архитектуре, народным промыслам, подняло авторитет книжных иллюстраций, графики, оформительского искусства. Но и здесь перед А. Н. Для этого нужны были новые композиторы и балетмейстеры, новые танцовщики и либреттисты.
«Мирискусникам» удалось воплотить свою мечту 150 создать театральное зрелище, органичное во всех аспектах 150 было достигнуто единство живописи, музыки, танца и литературы. У меня и отношение к прошлому более нежное, более любовное, нежели к настоящему. В дальнейшем отошел от архитектуры и посвятил себя акварельной живописи. Ни одно сколько-нибудь заметное событие в искусстве не оставалось без отклика со стороны Бенуа. 401), «Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце» (1909, Гос.
Выходец из России, с 1926 года художник переезжает во Францию, живёт там и умирает. Дочь Елена уехала из Советской России вместе с отцом в Париж в 1926 году. С 1923 года Александр Николаевич часто ездит в командировки во Францию, где по-прежнему работает над оформлением оперных и балетных спектаклей. Бакст Л. С. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. Служил поваром-кондитером у Голицыных, Нарышкиных.
Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале «Мир искусства» (1899-1904) и ежемесячном сборнике «Художественные сокровища России» (1901-1903), а позднее в журнале «Старые годы» (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства. Однако далеко не все именитые художники благосклонно отнеслись к «Миру искусства». Однако голод, холод, обилие мусора, военных калек и «интеллигентных» нищих на улицах Петрограда никак не вписывались в представления Бенуа о жизни вообще и о жизни своей семьи в частности. Этим же темам художник уделял много внимания в своих театральных и книжных работах.
В отечественной историографии существует мнение, что «Александр Бенуа, подобно Блоку, Белому и Брюсову, поддержал Октябрьскую революцию и с обычным своим усердием работал в качестве хранителя произведений изобразительного искусства в своем родном Петербурге». Русско-финляндская выставка имела большой успех. Из письма художника к Ф. Ф. Лучшая из книжных работ художника, безусловно, его шедевр – рисунки к «Медному всаднику» Пушкина. Даже музыка соответствовала сути действия и эпохе, отображаемой на сцене.
В 1910 году вышло в свет обширное исследование Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» – обстоятельно документированный труд, посвященный истории быта и художественной жизни России в первой половине XVIII века. Но этими декоративными качествами далеко не исчерпывались задачи постановки. Много работал в книжной графике.
См. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. В пьесах Мольера (режиссёры К. Станиславский и А. Бенуа, художник А. Бенуа) «Мнимый больной», «Брак поневоле», «Тартюф» И. К. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там).
Этот балет создан по идее самого Бенуа и по написанному им же самим либретто. Решение стать художником созрело у Александра очень рано. С 1917 по 1926 год Бенуа заведовал Картинной галереей Эрмитажа, т. е. Сюжеты для большинства картин этих циклов навеяны мемуарами Сен-Симона.
С 1907 г. работал как художник сцены для М. М. Фокина (Мариинский театр), С. П. Дягилева. Бенуа, занявший в труппе пост директора по художественной части исполнил оформление к нескольким спектаклям.
Объяснимым поводом к отъезду была постановка спектакля в «Гранд-опера» и участие в выставках, но оттуда в Россию он не вернулся. Это решение было связано, главным образом, с финансовыми и семейными обстоятельствами. Н. Бенуа в 1924 году по приглашению Национальной оперы уехал во Францию.
Работа над таким спектаклем началась в 1901 году на сцене Мариинского театра. Шаляпина и З. Е. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. И. Грабарь отметил в иллюстрациях Бенуа тонкое понимание Пушкина и его эпохи и вместе с тем обостренное чувство современности, а Л. Бакст назвал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» «настоящим перлом в русском искусстве». Дягилев, по большому счёту, являлся лишь талантливым администратором с хорошим, говоря современным языком, «административным ресурсом»: связями, знакомствами, доступом к государственному финансированию.
В 1898 году вместе с С. П. Изображены Леонтий (Луи Жюль) Бенуа, его супруга, дети. Имя автора определяется по воспоминаниям А. Н. Русский музей).
Большевики, едва захватив власть, объявили «войну дворцам» и радетель отечественного искусства деятельно занялся проблемами реорганизации дворцовых комплексов, а также сохранения этих памятников отечественной культуры от вандализма и разграбления. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Отъезд как и ранее состоялся для постановки спектакля в «Гранд-опера» и участия в выставках, но оттуда в Россию он не вернулся.
Удобно расположившись в «вольтеровском» кресле, будущий известный критик и историк искусства склонился над бумагами и всецело поглощен чтением. Бенуа часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои «Художественные письма» (1908-16) в газете «Речь». К тому времени театральные искания «мирискусников» обрели уже достаточный опыт и зрелость. Женой акварелиста была Августа Эбергардт их сын, архитектор и акварелист Альберт Александрович Бенуа (1888 – 1960) учился у отца, он был женат на художнице Маргарите Александровне Новинской (1891 – 6 января 1974).
Ей недостает именно историзма. Речь шла о том, чтобы по-новому осветить процессы развития русской художественной культуры за два последних столетия, привлекая материалы, не только ранее не изученные, но и почти не тронутые. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Нортау следует, что именно нарком уговорил его не возвращаться на Родину.
Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). Это издание стало вершиной его работы как искусствоведа. Пушкина. был государственным служащим, которому эти пайки выдавались в качестве заработной платы.
Главная встреча «мирискуссников» во главе с Бенуа произошла именно в этой постановке 150 в творческий коллектив органично влился талант гениалного балетмейстера М. Фокина, который тоже мечтал об обновлении всей стилистики балетного искусства. С «Азбуки» А. Бенуа начинается история детской книги «Мира искусства». Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII — начала XIX в. » и «Франция Людовика XIV». Таким образом искусство действительно становилось синтетическим.
Бенуа неоднократно работал с образами «Пиковой дамы» А. С. В 1890-1910-х много путешествовал по Европе. Николай окончил известную петербургскую немецкую школу святого Петра – Петришуле. Прадед Бенуа по материнской линии К. А. Кавос был композитором и дирижером, дед – архитектором, много строившим в Петербурге и Москве отец художника также был крупным архитектором, старший брат пользовался известностью как художник-акварелист. В ту же серию входят работы, принадлежащие к числу самых удачных произведений Бенуа, заслуженно пользующихся широкой известностью: «Парад при Павле I» (1907, Гос.
Станиславский писал о работе с Бенуа так: «Бенуа оказался очаровательным. Понятие «художественности» неизменно ассоциировалось у него с понятием «театральности» именно в искусстве театра он видел единственную возможность создать в современных условиях творческий синтез живописи, архитектуры, музыки, пластики и поэзии, осуществить то органическое слияние искусств, которое представлялось ему высшей целью художественной культуры. После возвращения в Россию, был принят на службу в Кабинет Его Императорского Величества. Вместе с другими мастерами «Мира искусства», Бенуа был одним из самых активных деятелей художественного движения, возродившего в России искусство книжной графики. Понятие «художественности» с детства ассоциировалось у Бенуа с понятием «театральности». Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. В 1890-1894 учился в Санкт-Петербургском университете.
В 1911 году им был создан прекрасный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». В 1852-1862 годах архитектор работал в Лисинском учебном лесничестве, а в 1863-1873 годах был главным архитектором императорских театров, а в 1880-1893 годах – председателем Петербургского общества архитекторов. Там он работал главным образом в театрах: сначала в «Гранд-опера» в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый «Поцелуй феи» И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы — в «Ла Скала» в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай. В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история.
Они организовали кружок любителей искусства. В дружественной беседе он сказал об отсутствии финансирования и условий для его работы и посоветовал выждать во Франции, пока ситуация изменится. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. Недаром Фокин впоследствии вспоминал, что критика находила в «Петрушке» слишком много «от Достоевского», сравнивала его с «Балаганчиком» Блока. Среди ее работ есть портрет Б. Ф.
Оставил воспоминания. «Павильон Армиды» был осуществлён на сцене Мариинского театра лишь в 1907 году. И в этом Бенуа полностью преуспел. Он сразу же был вовлечен во множество театральных проектов.
Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. К своим персонажам (Людовику и придворным) Бенуа относится с долей иронии. Его детской мечтой было стать театральным художником. Сам Бенуа так писал о методе работы в «Русских сезонах» и о «Петрушке» : «133Было решено в «дирекции Дягилева», что настал момент создать русскую хореографическую сказку, то стали эту сказку сочинять общими усилиями133 разработкой фабулы занялась целая, очень своеобразная «комиссия», в которой приняли участие и Черепнин и Фокин и я и Стеллецкий и Головин и несколько литераторов, среди которых неоценимые указания и материалы сообщил А. М. Ремизов133 Вместо Черепнина музыку к затеянному балету взялся написать юный композитор, ученик Римского-Корсакова и сын знаменитого оперного певца И. Ф. Стравинский и нужно сознаться, что смелость Дягилева, поручившего наугад такое рискованное дело художнику, себя ещё ни в чём не проявившему, что эта смелость оказалась как нельзя более благополучной».
Работая для кинематографии, А. Бенуа обращался к образам Ф. М. Достоевского, к русским темам. 1808 – придворный метрдотель вдовствующей императрицы Марии Федоровны. В 1918 г. Бенуа возглавил Картинную галерею Эрмитажа издал ее новый каталог. Детство будущего художника прошло в Петербурге. Своим успехом «Русские сезоны» во многом были обязаны А. Бенуа. Но иллюстрации носят пока еще «станковый» характер: это исторические композиции, вмонтированные в книгу, не сливающиеся с ней органически.
Его супруга Анна Екатерина Бенуа (урожд. Либретто писал Бенуа, музыку 150 его молодой родственник, композитор Н. Черепнин. Наконец в 1911 г. он создал иллюстрации к знаменитому изданию «Пиковой дамы» товарищества Р. Голике и А. Вильборг. Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях — в двух «версальских сериях» (1897, 1905-06), в широко известных картинах «Парад при Павле I» (1907), «Выход Екатерины II в Царскосельском дворце» (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Словом 150 он театральный человек».
Среди немногочисленных осуществленных архитектурных проектов – дача Ц. А. Кавоса в Петергофе (1875 – 1876). Изображены: Леонтий (Луи Жюль) Бенуа (1770-1822) – родился недалеко от Парижа, в местечке Сент-Уэн провинции Бри. И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). Вольнослушатель Императорской Академии художеств (1887-1888), затем занимался под руководством брата, Альберта Николаевича, председателя Общества русских акварелистов.
Он оставил огромное количество работ, публикаций и мемуаров. Нарисовать, не прибегая к документам, какого-нибудь современника Людовика XV мне легче, мне проще, нежели нарисовать, не прибегая к натуре, моего собственного современника. В годы революции и Гражданской войны А. Н. Бенуа оставался в Петрограде.
В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». Мольера (1913 г. ) и некоторое время даже участвовал в руководстве театром наряду с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже – «Русские сезоны». В своих работах Бенуа очень точно передавал стиль и настроения прошедших веков. был художественным директором «Русских сезонов».
Бенуа. На всем протяжении своей жизни Александр Бенуа, биография и творчество которого были неразрывно связаны с Россией, оставался ее горячим патриотом и старался сделать ее культуру популярной во всем мире. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. — главный художник МХТ. Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII – начала XIX в» и «Франция Людовика XIV».
По возвращении получил звание академика за серию итальянских пейзажей. Дягилевым Александр Бенуа организовал объединение «Мир искусства», выпускавшее одноименное издание. С 1895 г. по 1899 г. Бенуа состоит хранителем собрания, пожертвованного княгиней M. К. Тенишевой Русскому музею в Санкт-Петербурге. В 1897 году, возвратившись из Франции, создает серию акварелей Последние прогулки Людовика XIV, которая принесла ему известность как художнику. С именем Бенуасвязано возникновение в 1898 г. объединения «Мир искусства», одним из основателей и идейным руководителем которого он был. Прекрасно разбираясь в событиях прошлого, Бенуа умел видеть глазами человека XX века.
Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. Первый балет (либретто, декорации и костюмы) Павильон Армиды Н. Н. Черепнина, созданный в 1907 г. был дан в Париже в 1909 г., в Риме в 1911 г. Увлечение художника балетом привело к тому, что по его инициативе была организована частная балетная труппа С. Дягилева Русские сезоны, которая начала свои выступления в Париже в 1909 г. Бенуа занял в труппе пост директора по художественной части и оформил несколько спектаклей в 1908, 1910, 1911, 1924 гг. Художник продолжал работать, оформлял декорации во многих театрах, писал книги и картины. Он отнюдь не разделял революционных настроений своих товарищей по «Миру искусства» – Е. Лансере, Д. Философова и его приятелей – Мережковского и Гиппиус. В 1926 г. эмигрировал во Францию. Одной из важнейших миссий этого движения, возникшего в русле «Мира искусства», был систематический пересмотр всего материала, критических оценок и основных проблем истории русской живописи, архитектуры, пластики и декоративно-прикладного искусства XVIII и XIX столетий.
В конце 1890 годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. Гольдони «Хозяйка гостиницы» художник создал подлинно театральный образ Франции и Италии, стилизованный изящный, чуть жеманный, образ очень точный в деталях, но претворённый в изысканное зрелище. Удивительно то, что этот краснощекий и как будто ни над чем не задумывающийся «провинциал» (и самый младший, во всех отношениях, член дружественной группы) так скоро стал во главе не только «невских пиквикианцев», но и всей художественной жизни России. Главной чертой характера Бенуа все его биографы и современники называют всепоглощающую любовь к искусству. Он как будто противопоставляет их бронзовой скульптурной группе изображающей детей играющих в воде. Нет ничего удивительного в том, что высококультурный петербуржец Александр Бенуа, вышедший из профессиональной художественной семьи, мог помочь найти себя молодому пермяку, принадлежащему к культурно-дилетантской семье, одаренному природой, но не «заеденному» вопросами искусства. Очень трудолюбив.
После окончания работал помощником архитектора Константина Андреевича Тона. В неразрывное целое сливается мир действительный и мир искусства. Наиболее значительные статьи касаются архитектуры старого Петербурга и его пригородов. Будучи, по собственному выражению, органически чуждым политике, художник надеялся, что с образованием Государственной думы все «безобразия» в России закончатся. Он постоянно возвращался к дорогим ему образам пушкинской поэзии: "На берегу пустынных волн", "Наводнение в Петербурге в 1824 г. " В последние годы жизни А. Бенуа снова, но уже в живописи, разрабатывал эти сюжеты. Умер А. Н. Бенуа 9 февраля 1960 года. Учился в ИАХ, у А. Н. В 1901 году князь С. М. Волконский, директор Императорских театров, поддавшись уговорам С. П. Дягилева, принял решение подготовить специальную постановку под его руководством одноактного балета Делиба «Сильвия».
С 1917 – член Совета Эрмитажа. Разве не эта работа вызвала ассоциацию Розанова, который сравнил Бенуа с «черным жуком, завалившимся в кресло».
Виднейший представитель художественной династии Бенуа. Но на его пути постоянно вставали препятствия бытового характера: приходилось заботиться о благосостоянии семьи, постоянно обходить препоны, чинимые правительством деятелям искусства (например, запрет рисовать на улицах Петрограда). В конце 1896 года вместе с друзьями Александр Бенуа впервые приехал в Париж и полюбил этот город здесь им были созданы знаменитые "Версальские серии" изображавшие красоту парков и прогулки "короля-солнца" (Людовика XIV).
Художник работал над ними в течение всей своей жизни. Экспозиция выставки стала прообразом будущих выставок журнала «Мир искусства» именно здесь наметилась их структура и состав участников. Серебряковой.
История «Мира искусства» началась с устроенной Сергеем Дягилевым выставки русских и финляндских художников в январе 1898 года в помещении училища барона Штиглица в Петербурге. Однако происходящее в стране очень расстраивало художника. Само обращение к пейзажу у Бенуа было продиктовано интересом к истории. В 1919 г. стал членом дирекции Петроградского Академического театра оперы и балета (бывшего Мариинского театра).
А вектор такому движению первым задал герой этой статьи. С 1910 года начал выпускать серийные издания «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов» (издание прервалось лишь с началом революции в 1917 году). Бенуа Александр Николаевич (1870, Санкт-Петербург – 1960, Париж) – художник, график, театральный художник, художественный критик, теоретик и историк искусства, музейный деятель. «Хорошо, если благодаря мне Зимний дворец будет спасен и превращен в памятник-сокровищницу мирового значения», – искренне надеялся он.
К десяти годам Бенуа был глубоко захвачен тогдашней страстью к драме, опере и балету и еще до своей поездки в Германию в 1890 году он видел «Спящую красавицу», «Пиковую даму» и многие другие спектакли. Кроме того, в студенческие годы молодой Бенуа проявил себя как писатель и искусствовед, дополнив книгу Муттера «История европейского искусства» главой про русское искусство. Русский музей стр. Современники видели в нём живое воплощение духа артистизма. Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга.
Его биография хорошо известна, но считаю уместным напомнить коротко основное: Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) – сын Николая Леонтьевича Бенуа, академика и архитектора и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). Каждый из рисунков к «Азбуке» представляет собой развёрнутую повествовательную сцену, проникнутую мягким юмором иногда жанровую, чаще – сказочную или театральную, всегда неистощимо изобретательную по сюжетным мотивам.
Позже они работали вместе с сыном Николаем и дочерью Еленой. В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему». В браке родились дети: дочь Елена и сын Николай. Бенуа, занявший в труппе пост директора по художественной части исполнил оформление к нескольким спектаклям. Так, в балете И. Стра- винского «Петрушка» Бенуа воплотил свою мечту-воспоминание о народных играх, об удалом веселье улицы давно прошедших эпох.
С. П. Дягилев учился вместе с Бенуа на юридическом факультете. Сначала в «Гранд-опера» в Париже (знаменитый «Поцелуй феи» И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы – в «Ла Скала» в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай. Александр Бенуа, став идеологом и теоретиком объединения «Мир искусства», активно участвовал в его художественной жизни, а также в издании журнала «Мир искусства», взявшего на себя роль основы и идейного рупора этого объединения. В период с 1896 по 1898 год Александр Бенуа жил и работал во Франции. Подобные эмоции он назвал «ощущение ОГПУ», а также «общей болезнью в России».
Это решение было связано, главным образом, с финансовыми и семейными обстоятельствами. Несмотря на прорыв, совершённый МХТ, в Петербурге, на казённой сцене оставались в ходу «дежурные» декорации. Умер от черной оспы, похоронен на Волковом кладбище. Главным критерием оценки произведений искусства Бенуа считал их художественность.
Юлий Юльевич был знаменитым петербургским архитектором-строителем широкого диапазона, мастером эклектики и модерна, академиком архитектуры с 1885 года. Его любимыми игрушками были миниатюрные декорации, бумажные фигурки актёров, составлявшие целые наборы, с помощью которых мальчик мог самостоятельно ставить кукольные спектакли. Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). Бенуа14. Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым. Семье Бенуа удалось выжить в эти годы лишь благодаря американским пайкам АРА (помощи пострадавшим странам в Первой мировой войне).
Бенуа занимал в труппе пост директора по художественной части. Именно там им были написаны «Версальские серии». Прадед Бенуа, по материнской линии К. А. Кавос, был композитором и дирижером, дед – архитектором, много строившим в Петербурге и Москве, старший брат пользовался известностью как художник-акварелист. Эта книга была названа не только лучшим дореволюционным изданием повести, но и «значительным событием русской художественной жизни».
Имел 18 детей из которых семь умерли в младенчестве. Радостная, разгульная русская масленица вставала перед зрителем. В конце 1890-х годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала.
Точнее было бы сказать, что А. Н. Художник признавал сам, что патриотом его назвать сложно. «Ныне я себя чувствую более усталым, разбитым и удрученным, нежели за все эти годы. Грабарь так писал: «У Бенуа много страстей, но из них самая большая 150 страсть к искусству, а в области искусства, пожалуй, к театру133 Он самый театральный человек, какого я в жизни встречал, не менее театральный, чем сам Станиславский, чем Мейерхольд133». Бенуа Александр Николаевич (1870-1960 гг. ) – великий русский художник историк мирового искусства. Дягилева, забывая, что именно А. Н.
Художник трудился над ней около года, но создаётся впечатление, что все иллюстрации сделаны «за один присест» и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном Колей, впоследствии известным театральным художником. Вдохновитель, один из организаторов и главный теоретик общества Мир искусства. Эти особенности книги связаны с групповой тактикой «Мира искусства» и с личными, субъективными пристрастиями автора. Бенуа вспоминал впоследствии: «Балет, может быть, самое красноречивое из зрелищ133. Александр Бенуа был женат. «Героем» новых произведений художника становится само искусство прошлого: не люди, а великолепные архитектурно-парковые ансамбли, то поражающие своей грандиозностью, то очаровывающие интимным изяществом и поэтической прелестью.
Творческая практика Бакста, как и других мирискусников, была широкой и разносторонней. И только художники общества «Мир искусства», во главе которого был А. Бенуа, пытались изменить к лучшему театральные постановки. Бенуа оформил оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам.
С 1926 постоянно жил в Париже. Член Союза русских художников (1903-1910), пожизненный член Осеннего салона в Париже.
Как сценограф работал в Парижской опере (1927–1934) и «Ла Скала» (1947–1956).