Сын инструментального мастера петерб. 1750-хгг. В 1759 назначен живописным мастером при Моск. Долгое время считалось, что этот портрет написан голландским художником Карелом де Моором.
ун-те. Вобразе канцлера Гавриила Ивановича Головкина (1660–1734) Никитин сумел передать обобщенный образ человека Петровской эпохи, когда достоинство человеческой личности определялось прежде всего государственной службой.
Современники отзывались о ней как об интересной и живой женщине и отличной собеседнице. /Ивсердце ее больше добродетели, / Чем красоты вее лице». совершенствовался у П. Ротари. Многие качества его портретов роднят их спарсуной XVIIвека: застылость, торжественность предстояния, фронтальный разворот фигуры кзрителю, глухой фон («Портрет статс-дамы А. М. Измайловой», «Портрет статс-дамы М. А. Румянцевой» идр. ).
Одевалась напрогулки она действительно довольно просто. Участвовал в создании монументально-декоративных росписей в имп. Вобразе дородной, круглолицей, густо нарумяненной Измайловой отражается идеал красоты той эпохи– триумф «природного» начала, физического здоровья. Вотрешенном, застылом лице Измайловой есть нечто отсредневековой парсуны. Эта картина имела длинное название вдухе эпохи классицизма: «Композиция, представляющая великого князя Владимира Святославовича пред Рогнедою, дочерью Рогнольда, князя Полоцкого, попобеждении сего князя запротивный отказ требованного Владимиром супружества соною».
Издавая популярные сатирические журналы («Трутень» идр. ), он имел смелость обличать современные нравы идаже намекал напороки самой императрицы. Яркие крупные черты лица выдают сильную натуру героини. сдругими).
Она торжественно шествует нафоне эффектно развевающейся завесы, бросая цветы мака (символ забвения, покоя) нажертвенный алтарь взнак того, что она жертвует покоем ради интересов своих подданных. в Киеве (1752–55), Головинский дворец в Москве (1756, совм. Художник виртуозно передает живой инепосредственный образ маленькой калмычки.
В1716году он отправил учиться заграницу первых пенсионеров (т. е. Они пленяют другим: аристократическим изяществом, великолепием живописи, нарядной прелестью красок иноткой «исторической пикантности» (А. Бенуа). Другая линия, так называемая «россика», – это творчество иностранцев, которые трудились вРоссии напротяжении всего XVIIIвека.
Мария Алексеевна Дьякова (1755–1807) словно улыбается своим тайным девичьим грезам. Вмоделях подчеркивается сановитость, дородность втщательной выписанности художником роскошных аксессуаров чувствуется особая любовь этого времени квсевозможным «источникам убора икрасы»– цветам, лентам, кружевам, драгоценностям. В 1762 оформлял в Москве торжества по случаю коронации ЕкатериныII.
Алексей Петрович Антропов (1716–1795) вышел изсреды мастеров Оружейной палаты. Обе девушки славились уменьем танцевать их способности воспел Державин встихотворении «Другу». Мария Андреевна на склоне лет говаривала о себе не без намека, что она «vielle comme les rues» («стара, как улицы»), что в определенном смысле можно считать натяжкой ибо она была старее петербургских «прошпектов». Через несколько лет он стал известным архитектором имолодые были прощены. Сильвестра Кулябки (1760, ГРМ), атамана Ф. И. Посцене плавно движется нарядный конь спрекрасной всадницей. Наобороте цинковой пластины (этот материал Боровиковский часто применял вкачестве основы длясвоих работ) есть надпись овозрасте девушек: «Лизынька на17году, Дашинька на16-м». Портрет русского просветителя, журналиста, книгоиздателя Николая Ивановича Новикова (1744–1818) непохож надругие камерные образы Левицкого.
«И крестьянки любить умеют», – писал Карамзин. Прокофий Акинфиевич Демидов (1710–1786)– старший сын уральского горнозаводчика А. Н. Демидова, внарушение традиций большого парадного портрета представлен вдомашнем шелковом халате вобразе садовника, указывающего наоранжерейные цветы. Треуголка надвинута налоб, рука стростью величаво отставлена всторону, правая нога выдвинута вперед. Кокоринов указывает напроект нового здания Академии художеств какодин изего авторов.
Семьи договаривались обудущей свадьбе. Румянцевой (1764, ГРМ) парадные портреты– ПетраIII (1762, ГРМ иГТГ), ЕкатериныII (1766, ГРМ), ПетраI (1770, ГРМ). Художник, бережно взяв юную супругу заруку, словно выводит ее наассамблею, кгостям.
Юный художник неловко примостился замольбертом ивнимательно всматривается всвою модель– очаровательную девочку вбелом чепце, которую увещевает посидеть неподвижно ее строгая матушка (илислужанка). В 1732 зачислен туда же, где учился у Л. Каравака, А. М. Работа очень понравилась модному тогда итальянскому портретисту П. Ротари, который весьма лестно отозвался о ней. Уног императрицы книги, символизирующие истину идвуглавый орел– аллегория мудрости ибожественной власти.
«Личное» написано мелкими сплавленными и неразличимыми мазками, а «доличное» – на темном, нейтральном фоне широкой и свободной кистью.
Яркие крупные черты лица выдают сильную и властную натуру героини. Анна Петровна (1708–1728)– старшая дочь ПетраI иЕкатериныI.
Портрет поражает явной «непарадностью» облика. Она облачена во«взрослое» декольтированное платье ипышный высокий парик помоде этого времени итолько пухлое детское личико, которому художник попытался придать выражение серьезности изначительности, выдает юный возраст цесаревны– напортрете ей около восьми лет. Среди лучших портретов Каравакка– двойной портрет царевича Петра Алексеевича (будущего императора ПетраII) ицаревны Натальи Алексеевны вдетском возрасте ввиде Аполлона иДианы, выполненный влучших традициях западноевропейского барокко. Измайловой (1759, ГТГ), архиеп. Пользуясь такой палитрой, Антропов, однако, придает каждому тону светоносность и глубину, строит объемную форму, которая благодаря резким контрастам сочных красок выглядит исключительно динамичной, как бы заряженной внутренней энергией, прочной и весомой.
Смысловым центром портрета является наградной бриллиантовый знак императрицы (такой же прием А. П. Антропов использовал во многих других портретах, например, А. М. Измайловой и атамана Краснощекова). Выдающимся мастером второй половины XVIIIвека был выходец сУкраины Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735–1822), долгое время руководивший портретным классом вАкадемии художеств. Эта работа стала последним произведением художника впортретном жанре.
Красный бант невольно акцентирует внимание на двойном подбородке. Этот мастер первым попытался выразить сложный, многозначный, затаенный духовный облик модели. Особенно удавались художнику тонкие ипроникновенные детские образы («Портрет Сары Элеоноры Фермор», «Портрет князя Ф. Н. Голицына вдетстве» идр. ).
Особенно ему удавались женские образы. Анны. Он умел «зажечь» вглазах женщин искорку лукавой иронии («Портрет В. Е. Новосильцевой»), легкой грусти ихрупкого обаяния («Портрет А. П. Струйской»). Зарождается русский национальный театр, поинициативе М. Ломоносова вМоскве открывается Университет, ав1757году– «Академия трех знатнейших художеств». Маленьким размером иизяществом его портреты похожи надекоративные панно эпохи рококо («Конный портрет императрицы Елизаветы Петровны сарапчонком»).
Портрет статс-дамы А. М. Измайловой 1759. Только обелиск назаднем плане свидетельствует, что перед нами значительная особа. иск-ва, Киев), А. М.
Канцелярии от строений. Перед нами пусть погрузневшие от возраста, но все еще влиятельные женщины с чертами незаурядности на лицах. Наиболее известен как один из создателей нового послепетровского портрета.
Воблике модели тонко передан мир изменчивых чувств– полуулыбка губ игрустное выражение глаз, скепсис ичувственное довольство. АНТРОПОВ Алексей Петрович, рос. Пояркой индивидуальности дарования выпускник Академии художеств Федор Степанович Рокотов (1735 (. ) –1808) непохож нинакого изсвоих современников. Он непренебрегал костюмированными аллегорическими портретами («Портрет П. А. Демидова», большая серия «смолянок»), нопривсей условности композиции, непременных драгоценных «сословных» аксессуарах люди напортретах Левицкого выглядят поразительно живыми иправдивыми. Расписывал Андреевскуюц. Среди наиболее известных произведений: портреты имп.
Нежная ихрупкая, она напоминает фарфоровую статуэтку. Какпишет выдающийся критик А. Эфрос, Антропов «не смеет, да инехочет смеяться надэтим слоем румян, который обязателен даже налицах знатных старух, надтяжеловесностью их нарядов иукрашений, он даже убежден, что барам так инадо рядиться, ноон неиспытывает нихолопьего трепета перед знатностью, ниуслужливой потребности льстить богатству». Перед нами «блестящий кавалер», один изсамых желанных женихов своего времени, непременный участник ассамблей. Портрет демонстрирует характерное дляживописи Вишнякова сочетание русской средневековой традиции (скованность позы, неумелое написание рук, условность пейзажного задника) свиртуозным идущим от«нового времени» умением писать полные трепетных чувств лица ипревосходно передавать фактуру тканей. Строгий профиль сидящей наполу служанки напоминает античные барельефы.
Молодые обменивались кольцами идарили друг другу небольшие подарки. Вотличие отаскетичных, строгих, наполненных пафосом государственного служения портретов Никитина, работы Матвеева выглядят мягче ипоэтичнее («Автопортрет сженой»), пленяют живописной свободой вдухе лучших голландских мастеров («Портрет ПетраI»).
Начало XVIIIвека ознаменовалось реформами петровского времени. Боровиковский создал тип женского сентиментального портрета. Поглубине психологической характеристики этот портрет опередил свое время. Шедевры русской живописи XVIIIвека, пометкому замечанию барона Н. Врангеля, «словно старинные флаконы, еще пахнущие прежними благовониями, благоухают ушедшей красотой». Художник старается «обелить» святого князя Владимира– его красноречивая «театральная» поза ижест прижатой кгруди руки полны раскаяния.
Однако как любая женщина, Анастасия Михайловна, в первую очередь, стремится увековечить в памяти потомков свою красоту. Антропова, преодолевая обязательное в данном живописании стремление приукрасить императора, представляет на полотне никчемного человечка, каким Петр III, по мнению современников и являлся. В его частной школе обучались Д. Г. А. Бенуа восклицал: «Какая умная, тонкая, поэтичная эта вещь, полная живописной прелести, какудивительно смела порисунку (поабсолютно вермееровской перспективе) икакхарактерна. ». Витоге получился эффект «исторического прозрения»: кажется, что эта нелепая фигура случайно иненадолго попала винтерьер симператорскими регалиями. Этот мастер, которому сам Петр даровал мастерскую наАдмиралтейской стороне, оставил нам превосходные поживописи, достоверные портреты первого русского императора иего ближайшего окружения («Портрет государственного канцлера графа Г. И. Головкина», «Портрет царевны Натальи Алексеевны» идр. ).
Бутурлиных (все 1763, ГТГ), М. А. Имя изображенного человека неизвестно. Другой «пенсионер» петровского времени– Андрей Матвеевич Матвеев (1701/1704–1739) пользовался покровительством супруги Петра ЕкатериныI.
Вэту эпоху происходит подъем национальных художественных сил. Анастасия Михайловна Измайлова (1703–1761) была ближайшей подругой идальней родственницей императрицы Елизаветы Петровны. В портрете есть одна особенность, которая связывает его с иконным и парсунным писанием. Эта «ушедшая красота» редко настраивает зрителя напечаль имеланхолию. Яркие крупные черты лица выдают сильную и властную натуру героини. Его мировоззрение формировалось ватмосфере увлечения идеями Ж. Ж. Руссо, вкоторых превозносились мир чувств иединение свечно прекрасной, «безгрешной» природой.
Этому способствовало сочетание темного ровного фона с объемной трактовкой образа Измайловой, особенно ее головы. Облаченные вмодные платья, они демонстрируют нежную привязанность друг кдругу иутонченную чувствительность, что было вдухе идеалов эпохи сентиментализма, которая уравняла всех вправах «на чувства». Ничто впортрете ненапоминает оневысоком социальном статусе моделей. Это один изсамых необычных парадных портретов русских императоров. Ученик Каравакка Иван Яковлевич Вишняков (1699–1761) первым стал изображать людей непримечательных: детей, представителей нестоличного дворянства.
Постаринному обряду жених приезжал насмотрины ксвоей избраннице. Данный портрет исполненный австрийцем Преннером, придворным художником, много работавшем прирусском дворе, называют «плакатом елизаветинской эпохи», внем выразилось все самое сущностное, что было свойственно этому времени: любовь квеселой театрализации жизни, барочная пышность ипростонародная простота. Он изображен вбарочном легком полуповороте, снебрежно наброшенным плащом поверх «романтических» рыцарских лат.
Конец 1720. Она полна чувства собственного достоинства, ее не тяготит груз прожитых лет. Некоторые исследователи полагают, что это автопортрет художника. Новиков был незаурядной личностью. Впортрете статс-дамы Марии Андреевны Румянцевой (1699–1788), матери будущего полководца П. А. Румянцева-Задунайского, прежде всего подчеркнута значительность социального статуса модели: полы ее накидки нарочито раздвинуты, чтобы явить нагрудный бриллиантовый знак императрицы Елизаветы Петровны. Россия поволе ПетраI стремительно шагнула изСредневековья вновое время.
художник. Отзападноевропейских живописцев русские портретисты восприняли художественную форму портрета– сначала барокко ирококо, позднее– классицизм.
Холст, масло. Среди наиболее значительных можно выделить Георга Христофа Гроота (1716–1749). Среди современников он прославился своими чудачествами, ЕкатеринаII называла его «дерзким болтуном». Пожилой мужчина безпарика, внебрежно расстегнутом кафтане погружен всвои затаенные переживания– его взор обращен неназрителя, а«вглубь себя».
Ювелир Позье, много работавший придворе Елизаветы Петровны, писал: «Все женщины вРоссии, какогобы они нибыли звания, начиная императрицей икончая крестьянкой, румянятся, полагая, что клицу иметь красныя щеки». С 1761 до конца жизни– гл. третьем Зимнем (1744–45), Новом Летнем (1748), в Петергофе (1750) и др. Иван Никитич Никитин (ок. В1749 исполнил плафон в церкви Царского Села в 1750 участвовал в отделкеАничкова дворца и Нового оперного дома в С. -Петербурге.
надзиратель живописных и иконописных работ при Святейшем Синоде исполнил большое количество икон. ГТГ. Впортрете чувствуется особое, задушевное отношение художника кмодели.
Белоснежные кружева красного платья эффектно оттеняют смуглую кожу ее детского лица исверкающие, устремленные назрителя карие глаза-«таракашки», какназывала их ее благодетельница. Пышные каштановые волосы тают ввоздушной дымке, невесомое кружево воротника иатласный бант оттеняют нежное, мечтательное лицо. Демидов действительно увлекался ботаникой, выращивал редкие растения (настоле лежат очень дорогие потем временам луковицы тюльпанов ираскрытая научная книга). Краснощёкова (1761, ГРМ), Д. И., А. В. В это время ему было уже за сорок и он пользовался уважением и известностью. Однако он справедливо не числился среди мастеров первого ранга.
Надпись наподрамнике гласит, что наследник княжеского рода Федор Николаевич Голицын (1751–1827) был написан «на девятом году своего возраста». Лишь вконце ХХ века было доказано, что эта работа принадлежит кисти Матвеева. Впортретах Боровиковского очаровывает «фарфоровая» гамма холодноватых красок, плавная изысканность линий, мягкость ирасплывчатость мазка. Дрождин. Владимир Лукич Боровиковский (1757–1825) был также выходцем сУкраины, дружил сЛевицким, работал вПетербурге, носАкадемией художеств связан небыл.
Цветы вэтом хороводе имеют символический смысл. Парусник назаднем плане призван напоминать овоенных победах, одержанных приЕкатерине Российским императорским флотом. Его манере присущи колористические контрасты, материальность форм, композиц. Исследователи называют это «спрессованностью» развития русской культуры XVIIIвека.
Рогнеда стоически-пассивно принимает извинения. Левицкий, П. С. парсуны. В это время ему было уже за сорок и он пользовался уважением и известностью.
Обращенный к зрителю живой взгляд карих глаз и язвительно поджатые губы выдают сметливый ум и властный характер Измайловой. Срождения он был зачислен влейб-гвардии Конный полк, вот таким образом напортрете изображен вкостюме конногвардейца времен Елизаветы Петровны. Елизаветы Петровны (1751, ГТГ 1755, Музей рус.
Исегодня среди специалистов ведутся споры, кто изображен наэтом портрете. Возможно, это Алексей Григорьевич Бобринский, внебрачный сын ЕкатериныII иГригория Орлова, аможет, первая жена Н. Е. Струйского (портрет происходит изРузаевки, пензенского имения Струйских). Его томные, мечтательные глаза устремлены назрителя. Она демонстрирует гравюру спортретом своей недавно умершей хозяйки Варвары Алексеевны.
Эту «театрализацию жизни» прекрасно выразил стиль барокко– пышный, велеречивый, мажорно-красочный. Портрет статс-дамы А. М. Измайловой. Лучшие работы Рокотова созданы вовторой, московский, период его творчества.
Хозяйка дома пользовалась всеобщей любовью. После недолгого правления Анны Леопольдовны, племянницы Анны Иоановны, врезультате дворцового переворота напрестол взошла новая императрица– «дщерь Петрова» Елизавета Петровна. А самые незначительные детали в одежде тщательно продуманы и закономерны. Вздымающиеся пышные складки рукавов ее платья подобны цветочным бутонам.
Фоном дляэтой сцены служит уголок парка сморскими просторами. х– 1730. и М. Д. Этот портрет можно отнести кполупарадным. Он не скрывает уже порядком грузную и расплывшуюся фигуру женщины.
В кон. Лицо героини с крупными выразительными чертами выдает сильную, властную, волевую натуру. Напортрете изображена любимая воспитанница графов Шереметьевых. Что же касается более поздних обвинений, предъявленных А. П.
дворцах– т. н. Поза его выражает достоинство иважность, тело какбы распластано наплоскости холста. Искусство этого времени обладало ярким, жизнеутверждающим характером. Мария Андреевна Румянцева (1699-1788), некогда миловидная, грациозная девушка с живым и веселым нравом, была любимицей Петра I. Ходили слухи, что у девицы была связь с императором во всяком случае, она сама любила об этом рассказывать в старости.
Императрица представлена вобразе жрицы вхраме богини Правосудия– Минервы. Вся картина наполнена мягким сиянием, переливами жемчужно-розоватых тонов. Талант А. П.
Напортрете изображен Сергей Григорьевич Строганов (1707–1756)– 19-летний юноша, будущий действительный камергер, генерал-лейтенант, фаворит императрицы Елизаветы Петровны, владелец прекрасной картинной галереи. Портреты Левицкого поразительно разнообразны. Поясная фигура императора превосходно вписана вовал.
Боровиковский писал императрицу загод доее смерти. е годы врусской истории В. Ключевский назвал эпохой дворцовых переворотов. Множество роскошных садовых цветов образуют вокруг изображения императрицы пышную раму-гирлянду. Необыкновенной энергией веет отэтого образа. Людей стали ценить непородовитости, аполичным заслугам. Композиция картины построена поакадемическим принципам.
Впортрете архитектора, директора петербургской Императорской Академии художеств Александра Филипповича Кокоринова (1726–1772) Левицкий отразил идеал просвещенного вельможи эпохи русского классицизма. Екатерина мечтала видеть себя вобразе «просвещенной императрицы», вот таким образом идеалы гражданской доблести иславы, отраженные впортретах эпохи классицизма, были ей близки. Всю жизнь оставаясь крепостным художником, Аргунов часто исполнял портреты своего хозяина– Петра Борисовича Шереметева (1713–1788), владельца усадьбы «Останкино».
Художник нескрывает физического недостатка модели– легкой косины его глаз, ноумело «отвлекает» внимание зрителя виртуозно, тонко написанными деталями его одежды: мерцанием золоченого шитья, мягкостью красновато-коричневого бархата кафтана, гармоничным колористическим сочетанием синей ленты ордена Андрея Первозванного икрасной ордена св.