Картина Порожняки одного из основателей Общества передвижников Иллариона Михайловича Прянишникова стала заметным явлением в русском живописном искусстве пореформенного периода. Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами Погорельцы (1871), Порожняки (1871, Харьковский художественный. На первой передвижной выставке художник представил свою картину Порожняки, которую назвали лучшей среди всех других полотен.
Картина Прянишникова «Порожняки», экспонированная на первой. Картина Порожняки одного из основателей Общества передвижников Иллариона Михайловича Прянишникова стала заметным явлением в русском. Ему не чужды были сюжеты, представил свою картину Порожняки, которую назвали лучшей среди всех.
По бескрайнему заснеженному полю движется порожний крестьянский обоз. В чеховских «Осколках московской жизни» за 1884 год есть отзыв о картинах В. М. Васнецова, которые экспонировались на этой выставке в Москве. Картина Прянишникова «Порожняки», экспонированная на первой передвижной выставке в 1871 году, принесла ему новый успех. Его шарф слишком стар, чтобы защитить шею от ветра. Уже в первых работах начала 1860-х гг.
Помимо бытописательства, Прянишников принимал участие в работе над росписями храма Христа Спасителя в Москве, обращался к историческому жанру, написав несколько вариантов картины «Эпизод из войны 1812 года». Передвижной выставке 1871 года Прянишников представил две картины, которые сразу же привлекли внимание публики: «Погорельцы» и «Порожняки». блаженно улыбался. Пейзаж рассказа созвучен картине Прянишникова.
Извозчики сидят на дне саней, пряча от холода лица и руки. В 1883 году начинающий писатель Антон Чехов, публикующий в разных изданиях юмористические «мелочишки», получил от редактора журнала «Осколки» Н. А. Лейкина приглашение вести фельетонное обозрение «Осколки московской жизни». Такова же манера повествования в чеховском рассказе «Он понял. » (1883). Его пальто слишком тонкое, чтобы выдержать такой мороз. Перекликаются между собой чеховский рассказ «Анюта» (1886) и картина Прянишникова «В мастерской художника» (1890). В своей заметке об училище среди профессоров имевших особенное влияние на учеников, Чехов отмечает И. М. Прянишникова — «спартанца в искусстве и в общем милого человека». Следующей этапной картиной Прянишникова следует назвать Порожняки изображающей молодого человека (возможно, студента), готового преодолеть физические невзгоды на пути к благородной цели — служению народу. В марте 1894 года, когда разнеслась весть о смерти Прянишникова, был начат чеховский рассказ «Студент», в котором словно развивается тема одной из лучших картин художника — «Порожняки». Картина «Порожняки» изображала морозный вечер, гаснущую полоску заката, дали, подернутые туманной дымкой и зябко съежившуюся на крестьянском возу фигуру молодого человека, семинариста или студента, едущего с попутными порожняками в свое глухое селение.
Подпоив старенького чиновника, купцы заставляют его кривляться и плясать себе на потеху. Догорает малиновая зимняя заря. То, что мы знаем из литературы об эпохе «хождения в народ», о самоотверженной молодежи 70-х годов, предстает перед нами в картине Прянишникова в живом и конкретном, глубоко поэтическом образе. Все это общество сытых и самодовольных людей предается своеобразной забаве. Этот прием позволяет Прянишникову добиться необходимого выразительного эффекта. Характерна для 60-х годов картина Иллариона Михайловича Прянишникова (1840–1894) «Шутники» (1865).
Центральный образ картины – пляшущий старик. Внимание рассматривающего полотно невольно сосредоточивается на стопке книг, которые являют собой все достояние героя картины: этой деталью художник приглашает зрителя размышлять о судьбе семинариста, его нелегком пути к знаниям. Сильный мороз. Один из вариантов «Порожняков» был несомненно известен Чехову по экспозиции Всероссийской выставки, проходившей в Москве в 1882 году.
Полотно «Порожняки» может быть привлечено в процессе разбора главы «Пир -- на весь мир» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» и соединено с образом Гриши Добросклонова. Картина Прянишникова «Жестокие романсы» представляла собой комичную сценку: молодой человек (из приказчиков или лакеев), тщательно завитый «барашком» и в новом сюртучке, неистово заливается под гитару, стараясь душещипательным романсом пленить сердце сидящей рядом девушки. И Анюта покорно отправляется к художнику. Сопоставляя полотно с главой некрасовской поэмы, они вспомнят и «лицо худое, бледное» Гриши Добросклонова. Неужели ты нюхом не чуешь, что эта тема уже отжила и нагоняет зевоту. » (4января 1886 года). Повествуя о том, что пережил и передумал в этот ненастный вечер окоченевший от холода герой, Чехов, как и Прянишников, обращается к впечатлениям, которые «так мимолетны и смутны», но которые так много могут значить в человеческой жизни. В этом смысле он двигался в общем русле русского искусства и литературы своего времени.
Чехов в своем рассказе как бы развивает этот сюжет, дописывая его продолжение. Достоевский в своем романе прямо указал одну из картин, размышление о которой стало важным идейно-философским узлом повествования, это — «Созерцатель» И. Н. Крамского. В середине XIX века искусство часто обращалось к негодующему рассказу о глумлениях «хозяев жизни» над безответными жертвами, вынужденными ради куска хлеба сносить все, подавляя обиду. Даже чеховская деталь — шерстяной платок, который набрасывает на обнаженные плечи Анюта, — сохранена у Прянишникова.
Подобные ситуации воспроизводятся, например, в пьесах И. С. Тургенева «Нахлебник» (1848) и А. Н. Островского «Шутники» (1864). И он в русле критического реализма изображал убогие развлечения городского люда («У театра марионеток», 1867) страдания бездомных нищих («Калики перехожие», 1870) непосильный труд измученных женщин-работниц («Швея», 1870). Всё одно, как запой. Кажется, что картина очень грустная: холод, сумерки, дорога и озябший бедный мальчик. (Мальчик-коробейник, Чтение письма в мелочной лавке) отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи.
Прянишникова — истинные герои войны с французами. О ней с восхищением отзывался Стасов. фуй. Точно так же стоит героиня картины Прянишникова перед важным, самодовольным лавочником и мы сочувствуем обеим женщинам. Из других произведений Прянишникова заслуживают внимания «Жестокие романсы» (1881), «Спасов день на севере» (1877), «В мастерской художника» (1890).
Гостиный двор в Москве» (1865), таков его шедевр «Порожняки» (1871), где фигурка подростка-семинариста, зябнущего под вечер в обозе на заснеженном тракте, превращается в мрачный символ социального отчуждения. В рассказе Чехова — тот же психологический контраст. (Он одет в холодное черное пальтишко, полосатые бумажные брюки и совсем не зимние сапоги. Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами Погорельцы (1871), Порожняки (1872), которые экспонировались на I передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи. А в рассказе «Корреспондент» (1882), показывая сцену, напоминающую ситуации «Шутников» Островского и Прянишникова, Чехов ведет повествование так, что читатель возмущается не только издевательствами купцов над «маленьким человеком», но и его рабской, восторженной покорностью, униженным заискиванием перед власть имущими. Полотно демонстрировалось на первой передвижной выставке с такими шедеврами русской живописи как «Грачи прилетели» Алексея Саврасова, «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» Николая Ге.
Вероятно, «спартанцем в искусстве» Чехов окрестил Прянишникова за простоту сюжетов и четкую, чуть суховатую манеру письма. Но особенной популярностью пользовалась картина Прянишникова «Порожняки». Такой герой уже не вызывал у читателя сострадания. Недаром Чехов всем своим творчеством стремился доказать, что человеку необходимо научиться по капле «выдавливать из себя раба».
Гостиный двор в Москве (1865)-сразу принесла ему широкую известность. Среди его произведений – «Погорельцы» (1872), «Жестокие романсы» (1881), «Охота пуще неволи» (1881), «В мастерской художника» (1890). В детстве оба и Прянишников и Чехов, вопреки собственному желанию должны были постигать все премудрости многочисленных обязанностей мальчика из лавки. Чехов — в лавке отца, Прянишников — у чаеторговца Волкова, к которому его определили «в науку». Они угадали в замерзшем юноше молодого крестьянина, который вырвался в город учиться и теперь воспользовался случаем, чтобы съездить домой. Одежда помогает определить, что герой картины учится в семинарии («.
Будущий художник тоже вырос в семье небогатого провинциального торговца. И если герой Некрасова мечтает о просвещении своего народа («Иди к униженным, / Иди к обиженным -- / И будь им друг. »), то, наверное, с такой же мечтой едет прянишниковский семинарист в деревню на свои «медные» с порожняками. Он едет на каникулы домой. «Охота пуще неволи» (1882) — так назвал Прянишников одну из своих картин. Егор — это «сама пошлость, грубая, надменная, непобедимая, гордая тем, что она родилась и выросла в трактире». Он – один из бедняков, которые пробивают себе дорогу сами.
Прянишников – один из московских живописцев, работавших в «малом жанре». Вдали дымит маленькая фабрика, давно превратившая речушку в сточную канаву, в которой вряд ли водится что живое.
Он являлся преподавателем (1873—1894) в Училище живописи, ваяния и зодчества. У ее колен – сынок и наследник. В свою очередь пьесой Островского «Шутники» была навеяна известная картина Прянишникова «Шутники (Гостиный двор в Москве)» (1865). Полотно "Эпизод из войны 1812 года" (1874) можно отнести к историческому жанру, но и здесь художник остается верен себе: крестьянин с рогатиной и крестьянка с вилами у И. М. Среди первых зрителей картины было немало вчерашних бедняков, постоянным трудом пробивших себе путь к знаниям.
Изучение героических былин традиционно сопровождается привлечением известного полотна В. М. Васнецова «Богатыри», а изучение русских народных сказок -- рассматриванием его же картин «Аленушка» и «Иван-царевич на сером волке». Возможно, этот молодой крестьянин теперь учится. отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. А в последней чеховской пьесе «Вишневый сад» (1903) появятся герои, уже знакомые по полотну Прянишникова «Жестокие романсы» (1881). Он ни в каком случае не ожидал такой чести для себя, «нолика», как он выражался, «между человеками еле видимого и едва заметного».
В законченной картине мы находим нечто иное. Салтыков-Щедрин отмечал, что при внешней непритязательности сюжета художник сумел воплотить в картине что-то такое сокровенное, что надолго останавливает зрителя, заставляя его задуматься над впечатлениями, которые бывают обычно «так мимолетны и смутны». Высокую оценку произведению дал известный критик В. В. Стасов. Одинокие птицы и пустой обоз усиливают эффект.
А сон Дмитрия — словно воспроизведение «Погорельцев»: сгоревшая деревня, зимняя дорога и в толпе, просящей подаяние, — баба с плачущим ребенком на руках. Если мы обратимся к первоначальному эскизу, то увидим что там подвыпивший чиновник предается своим кривляниям «в охотку», не находя в этом ничего унизительного. Картина дает надежду многим таким юношам в светлое будущее. Прянишников метко характеризует стремления интересы своего героя. Рыболов зябко съежился в холодной воде. Как шакалы».
Но зрители разглядели в санях рядом с юношей узелок с небогатым имуществом и связку книг. В конце концов он оказался на полу, но поднялся с «блаженной улыбкой»: «Осчастливили вы меня своею лаской искреннею, не забыли газетчика, старикашку рваного. Несколько раз художник совершал путешествия для зарисовок с натуры («Спасов день на Севере», 1887). В 1871 году вместе с В. Е. Маковским создал альбом «Эпизоды из севастопольской жизни 1854-1855 года», посвященный обороне Севастополя. Произведения Прянишникова 1870-х гг. На переднем плане – едва умещающаяся на стуле хозяйка лавочки в шелковом салопе. Она написана под прямым воздействием пьесы А. Н.
Родился в селе Тимашово Калужской губернии в купеческой семье. Зимний вечер в сопровождении поземки окутывает равнину, стирая грань между небом и землей. Он живет в городе. «Человек для искусства просит, а не для пустяков каких-нибудь», — веско поддерживает друга Клочков. Порожняки получили восторженные отклики современников. Прянишников создает замечательный по содержанию живописный образ, глубина и значительность которого приобретает социальное звучание. Его картины точно передают натуру и социальный тип изображенных, выполнены в сочной цветовой гамме.
Это произведение было приобретено одним из коллекционеров задолго до открытия выставки. Не находящая от волнения слов Василиса «стояла перед ним, задумавшись, с выражением заботы и скорби на лице». Чехов описывает студеный вечер ранней весны, когда дул «холодный пронизывающий ветер», «по лужам протянулись ледяные иглы», на западе «узкою полосой светилась холодная багровая заря», а вокруг все «утопало в холодной вечерней мгле». День выдался пасмурный и ненастный. Принимал участие в работе над росписями храма Христа Спасителя в Москве.
Типичный «передвижник», он постоянно сочетал сатиру и драму с бытописанием, не претендующим на какой-либо социальный урок. При взгляде на эту картину вспоминается и чеховский конторщик Епиходов, который, стремясь завоевать симпатии горничной Дуняши, распевает под гитару жестокий романс и вторящий ему лакей Яша, рисующийся перед Дуняшей своим «европейским» лоском. Привычным стало использование картин при изучении произведений Н. А. Некрасова, когда полотна В. Г. Перова «Проводы покойника» и В. М. Максимова «Больной муж» сопоставляются с поэмой «Мороз, Красный нос», холст «Ремонтные работы на железной дороге» К. А. Савицкого -- со стихотворением «Железная дорога». Одним из талантливейших мастеров бытовой картины был Илларион Михайлович Прянишников (1840--1894). Причем Лейкин категорично указал начинающему фельетонисту его задачи: «Говорить надо обо всем выдающемся в Москве по части безобразий, вышучивать, бичевать, но ничего не хвалить и ни перед чем не умиляться»1.
Мальчик напросился в пассажиры, чтобы попасть домой. Его поза напряжена, он явно совсем замерз. По дороге, растянувшись до самого горизонта, движется обоз саней. Замешательство смущенной героини с картины Прянишникова сродни поведению Дуняши, которая, копируя «благородных господ» в одежде и в манерах, от малейшего волнения готова упасть в обморок. Переклички произведений Прянишникова и Чехова не только выявляют сходность мировидения художника и писателя, но и помогают проследить общие закономерности исканий русской художественной культуры второй половины XIX века. Островского того же названия, поставленной на сцене московского Малого театра.
Мужичонка с дрожью в голосе поясняет, что нарушил закон об охоте не ради добычи, а «от тоски»: «Тянет да и тянет на охоту, хоть ты тресни тут. На многих картинах Прянишникова можно видеть сам Лальск, бумажную фабрику, директором которой и был его брат, окрестности, так на последней неоконченной картине художника «Крестный ход» изображена церковь Покрова на Лузе. Вопреки «осколочным» обличительным традициям чеховская заметка начиналась словами: «Наша маленькая Академия художеств может принять уверение в глубоком уважении». Выставка не прошла мимо внимания Чехова.
Значительным произведением Прянишникова является картина «В 1812 году» (1874). Художник соединяет в своем произведении бытовой жанр и пейзаж. Запоминаются образы решительных и смелых крестьян, захвативших пленных. И, проникаясь переживаниями чеховского героя, читатель заглядывает внутрь собственной души, решая и для себя извечные вопросы, волновавшие Великопольского. Судьба Чехова с начала до конца — словно эхо судьбы его старшего собрата по искусству. Однако возле мальчика можно разглядеть несколько книг.
Чеховский рассказ «На святках» (1899) — словно попытка воссоздать предысторию ситуации изображенной Прянишниковым. На последних санях, не по погоде одетый семинарист, сжался от нестерпимого холода.
«В этом умении обратить зрителя внутрь самого себя заключается вся сила таланта и г. Прянишников обладает этою силой в большом количестве», — писал Щедрин. А картина, написанная им в последний год обучения, – Шутники. На первый взгляд, картина грустная: зимние сумерки, ветер, мороз, бесконечная дорога и закоченевший юноша-бедняк.
Поскольку костюм в живописи порой вырастает в целое жизнеописание персонажа. Спасибо вам». Воспоминания о повседневном быте мелочных лавочек, где перед оком невозмутимых и всезнающих лавочников проходит пестрая жизнь «маленьких людей» и где житейские драмы переплетаются с комическими курьезами, отразились в картине Прянишникова «Чтение письма в овощной лавке» (1864). Реальнее теперь изображать коллежских регистраторов, не дающих жить их превосходительствам и корреспондентов, отравляющих чужие существования. » Сам Чехов создает рассказ «Тайна» (1887) с парадоксальным сюжетом: важный действительный статский советник доведен почти до умопомрачения робким, ничтожным дьячком.
(«Немало Русь уж выслала / Своих сынов, отмеченных / Печатью дара Божьего, / На честные пути. »). Пейзаж в картине Порожняки имеет важный повествовательный подтекст. Захмелевшие гости, потешаясь, то заставляют Ивана Никитича пить водку стаканами, то сыплют ему на голову соль, то начинают подбрасывать к потолку с возгласами: «Качай его, шельмеца. » Герой же — «пыхтел, кряхтел, пищал, страдал, но. Ты не хочешь, а тебя за душу тянет».
С начала 1870-х годов Прянишников в соответствии с общими тенденциями русской живописи переходит ко все более «многомерному» изображению действительности3. Годами он создавал летопись «униженных и оскорбленных» и эта тема приобрела у него еще более остропсихологический – на грани трагизма – характер: такова его самая известная картина «Шутники.
На последних – плохо одетая фигурка студента, съежившегося от холода. Не имея средств, он пристроился к «порожнякам» для того, чтобы добраться из города, где учился, в далекую деревню. «Добротный материал для таких сопоставлений дают картины художников-передвижников, обращавшихся к самым острым проблемам современности». Измученные, обмороженные, закутанные в тряпки, потерявшие всякую военную выправку, увязая в снегу, бредут французские солдаты по русской земле.
О посещениях этой выставки писателем рассказывается в воспоминаниях М. П. Чехова. Герой рассказа, сын сельского дьячка Великопольский, обучавшийся в духовной академии, приехал (должно быть, с таким же попутным обозом) на Пасху домой, в свою нищую, голодную деревню. Действие происходит в одном из торговых помещений Гостиного двора. Возможно, эта картина послужила прообразом сна Дмитрия Карамазова в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы».
Одним из лучших произведений И. М. Прянишникова является его картина «Порожняки» (1871). Героиня Чехова Анюта, молодая женщина с кроткими глазами, безропотно выполняет роль «наглядного пособия» для Клочкова, студента-медика, готовящегося к экзамену. Читатель, как и барин Волчков, начинает понимать неудержимый охотничий азарт «маленького сутуловатого мужичонки» в «донельзя изношенных, заплатанных штанах», со смешным самодельным ружьишком.
Но в чеховскую эпоху в осмыслении темы «маленького человека» появились и новые акценты. Мальчик им напоминает знаменитого крестьянского юношу из Архангельской губернии – великого Ломоносова, который прославил русскую науку. Эта картина впервые выставлялась на 9-й Передвижной выставке 1881 года. Сидящий на переднем плане молодой человек одет не по погоде.
Ученикам предлагается подумать, в какой степени одежда характеризует героя картины. Но в них он уже менее оригинален и индивидуален, а главное, эти работы менее содержательны, чем названные выше картины. А по моему глупому предположению, как я это дело понимаю, это не баловство, а болесть. Судя по заметке, Чехову были хорошо известны и бытовые привычки художника.
Отмечая черты внешности героя «Порожняков», учащиеся выделяют его серьезные, умные глаза, его мужественное исхудалое лицо.