Эта картина Репина вторая по популярности после «Не ждали», где возвращается домой революционер. Картины Репина о бурлаках самые популярные, хотя эту тему затрагивали многие художники.
Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Репин был очень дружен с Мамонтовым. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Центральная группа словно недовольна своей ролью.
Современники видели в картине символическое изображение народа, сбросившего свои цепи. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Они жили в Пенатах в течение двух недель.
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Вегетарианцем стал и сам Репин. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет.
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Несмотря на объём проделанной работы, новая картина Репина, показанная на передвижной выставке в 1879 году, восторга у друзей художника не вызвала.
Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Репин писал и исторические картины. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.
В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Не случайно здесь нет главных или второстепенных персонажей, ведь равенство и братство, наряду со свободой, столь значимы для пишущих письмо турецкому султану людей. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты».
Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Прежде чем приступить к тому или иному очерку, Илья Ефимович несколько раз рассказывал его гостям, появлявшимся в Пенатах. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка.
Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Стасов присылает ему все, что он просит. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. В эту минуту в комнату вошел Христос. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Убийство свершилось. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».
Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла.
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу.
Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. О работе молодого Репина Бурлаки на Волге упоенно писали газетчики. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак.
Взъерошенные волосы, запущенная борода с усами, не отвлекают нас от главного, от взгляда композитора. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».
Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Раскрывая характер писателя, подчеркивая его значимость в обществе, тем не менее, Репин не идеализирует Толстого, не пытается окружить его ореолом исключительности. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. В 1877 году он начал «Крестный ход», чуть позже он написал «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883). Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Все заняты.
Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, дорисовать которую может зритель.
Он развелся со своей супругой, обвиняя в бюрократизме, покинул ряды Товарищества, занимавшегося организацией передвижных выставок художников, к тому же значительно ухудшается здоровье художника. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Америка—Франция—Россия. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. На картине добросовестно показан дух запорожской вольницы, казаков, что, по словам художника, содержали в себе исключительно сильное чувство «свободы, равенства и братства».
Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана.
Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.
Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Каждый из его персонажей— от чугуевских мещан до профессоров Академии— имеет свои речевые особенности обладая отличной памятью, художник спустя много лет легко воспроизводил речь волжских рыбаков и запорожских казаков. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Много учился на написании портретов близких и друзей. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт.
Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Публике картина понравилась. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных.
Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Первый факт. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина).
И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Работал весь день, не замечая времени.
Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.
В его творческой жизни наступило очень плодотворное время. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Вся центральная часть написана самим Репиным. М. Бунакову. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой.
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Другая популярная работа этого жанра – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891).
Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Запечатленное угнетение бедных являло собой призыв к милосердию по отношению к простому человеку. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека.
Она ушла из жизни в 1931 году55. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Л. Н. Толстого». Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Его дед по отцовской линии— неслуживый казак Василий Ефимович Репин— вёл торговлю и владел постоялым двором. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.
Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. В его глазах читается печаль, тоска. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное.
Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Общение с прежними друзьями было только заочным.
А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом герои торжественного заседания.
Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же).
Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. В течение следующих 10-12 лет Репин написал большинство своих знаменитых картин. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Казалось, она спит.
Сняв за пять с половиной рублей комнату в мансарде и перейдя на режим жёсткой экономии, он устроился в вечернюю рисовальную школу, где вскоре был признан лучшим учеником. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. В его взгляде осуждение и тревога. Позже Репин станет близким другом и будет общаться с некоторыми из них.
Репин никуда не делся. В то же время, как отмечал Чуковский, в своих новаторских идеях Наталья Борисовна порой заходила слишком далеко. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. И вот уже перед нами не царь, а отец.
Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.
Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. В жаркий полдень по широкой пыльной дороге торжественно и чинно вслед за иконой движется многолюдная процессия. Глаза ясные и добрые.
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Берег Волги. Комната небогатой интеллигентной семьи. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Внимание художника тяготит их. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза.
За окном летний день. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры.
Первый визит в Академию художеств разочаровал Репина: конференц-секретарь Академии Ф. Ф. Львов, ознакомившись с рисунками девятнадцатилетнего юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени13. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века.
Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. По сравнению с ним лицо умирающего царевича выглядит гораздо более умиротворенным, человечным, живым. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. О чем эта история. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).
Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.
Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Вторая, законченная в 1883 году, обрела большую популярность. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном.
Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Заказ Павла Третьякова на написание портрета Ивана Сергеевича Репин воспринял с воодушевлением. Так ли это – судить зрителям. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением.
Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Рассмотрим "ближний круг".
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.
По линии матери Лев Толстой прямой потомок Ярослава Мудрого, по линии отца – легендарного Индриса, фигуры загадочной, неясной. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана.
Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Портрет производит яркое и сильное впечатление. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Вскоре появившаяся картина «Бурлаки на Волге» (1870-1873) была первой крупной работой, написанной Репиным после окончания обучения. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной.
Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме.
Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Не доносчик ли. Она сразу же получила признание. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.
Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР.
Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в украинском городке Чугуев. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.
На передвижных выставках к этой картине было практически невозможно подойти, так как вокруг толпился народ. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.
Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной.
Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств.
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Картина была сделана в первые месяцы петербургской жизни и в лице молодого человека, прибывшего в столицу со ста рублями в кармане, читалась гамма чувств— «порыв, беспокойство и в то же время настороженность. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству.
Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину.
Она из последних сил сдерживает бессильный гнев и ярость, переполнившие ее, написанные на ее грубоватом, некрасивом лице. Вперед всех прорвался молодой убогий горбун на костыле, с выражением духовной отрешенности он устремлен вперед, но ему преграждают путь палкой. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».
Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. В области исторической живописи его привлекала возможность раскрыть эмоциональную выразительность предложенной ситуации. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали.
На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Он заклятый враг турецкого султана, не раз доходил до самого Царьграда и такого пускал туда дыму, что султану чихалось, точно он понюхал табаку с тертым стеклом.
«Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.
Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». До 1917 года полотно находилось в Мариинском дворце часть этюдов были приобретены Музеем Александра III. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Репин никуда не делся.
Образ Пророка у Репина получился непривычным: уже немолодой, длинноволосый, бородатый интеллигент в рубище вместо одежды— таким его представил художник, находившийся под влиянием толстовских взглядов. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич.
Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Этюд получился превосходный. О чем эта история. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.
Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Великий представитель русского реализма в живописи страстно увлекавшийся другими творческими методами. Третьяков»109.
В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Художник не скрыл следов тяжелого недуга, наложившего неизгладимую печать на весь облик Мусоргского.
Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди.
Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Были две разные версии картины. Узнал его и мальчик, весь потянулся к нему, а маленькая девочка смотрит испуганно исподлобья – она не помнит отца. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Репин дважды подавал прошения об отставке. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.
Поставленная перед художником задача была очень трудной. Жил в Италии и Франции (1873–1876).
В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Это хорошо демонстрируют такие работы, как «Портрет писателя Алексея Писемского» (1880), «Портрет хирурга Н. И. Пирогова» (1881), «Портрет композитора Модеста Мусоргского» (1881), «Портрет поэта Афанасия Афанасьевича Фета» (1882), «Портрет критика В. В. Стасова» (1883) и «Портрет Льва Толстого» (1887), а также многие другие, которые отличаются силой зрительных характеристик и резкостью исполнения. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.
И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Самая популярная в этом специфическом жанре – «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885).
Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Его облик, пылающий взор на измождённом лице, противопоставлены облику другого персонажа— человека грубого и приземлённого.
Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Он идет прямо к матери.
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Они словно противопоставлены друг другу. Репин считал сам эту картину красивой. По итогам своей дипломной работы «Воскрешение дочери Иаира» (1871) Репин был награжден большой золотой медалью и получил стипендию для учебы за границей от Академии художеств. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.
Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. В 19-летнем возрасте он поступил в Императорскую Академию художеств. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35.
Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». На время Репин перестал творить и впал в депрессию. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Репин лично присутствовал на юбилейном торжественном заседании и даже получил разрешение на то, чтобы члены совета позировали ему в свободное от заседаний время и именно в той позе, которой требовала композиция картины. Репин встречал их по средам. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников.
Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. В детстве он обучался как иконописец. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью.
В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.
Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.
По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи.
Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141.
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.
В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.
Каждый персонаж переживает что-то своё. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».
Почти со всеми его связывали дружеские отношения. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Репин Илья Ефимович – великий русский художник. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Пятый факт.
Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
По возвращении в Россию Репин поселился в Москве. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце.
Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.
Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Он только начинает свою бурлацкую жизнь, но сколько в нем огня, задора, как сердито смотрят его глаза, как высоко поднял он голову, – такой ничего не боится, хоть и самый молодой из всех. Взгляд отрешенный, нейтральный, устремленный вдаль, он словно пронзает зрителя, проходит сквозь него. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием.
Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы.
Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя.
Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану.
Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему.