Поль Сезанн краткая биография французского художника, представителя постимпрессионизмаизложена в этой статье. В своей биографии Поль Сезанн развивал новый тип пространственных образцов.
«Сезанн вернулся в Париж в начале 1869 года. Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями. Она родилась в Салини, в Юра и жила в Париже с матерью, пока та не скончалась.
При этом она заверила: в присутствии Ортанс нужды нет. Ранние работы связаны с увлечением Караваджо, Эль Греко, Делакруа (1860–1872) следующий, семилетний период Сезанн активно сотрудничает с художниками-импрессионистами – Моне, Ренуаром. Он оберегал маленького Поля как зеницу ока.
Ортанс осталась одна. Посещал Академию Сюиса в Париже (1861-65). Сезанн сближается с Мари-Гортензией Фике, вскоре рождается сын Поль (это будущие модели художника). Характерно, что в это время Сезанн начал интересоваться геологией.
По другой версии, она работала в переплетной мастерской брошюровщицей. В ноябре 1862 г. он снова вернулся в Париж. Эта картина Сезанна имеет и другое традиционное название— «Пьеро и Арлекин».
Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна. старых мастеров, Пуссенн был его постоянным кумиром, а именем Энгра он даже подписал два декоративных панно «Весна» и «Осень» (1859-1862, Пти Пале, Париж). Упорно постигая натуру, Сезанн подолгу разрабатывал один и тот же мотив в поисках устойчивых структурных закономерностей (многочисленные изображения горы Сент-Виктуар и др. ).
Развивая мысли Сезанна о геометризации природных тел, они приходили порой к отвлеченным схемам (кубизм). Уверенный в своей гениальности, Сезанн тем не менее был вечно одержим страхом того, что не найдет точных средств выражения того, что он видел и хотел выразить на картине средствами живописи. Он работает в окрестностях Экса, в Гарденне-Эстаке. Сезанн, как всегда, пытался в «Масленице» найти ответы на чисто художественные, чувственнные вопросы, ответы, которые не могут быть сформулированы в словах. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. Критики уверены, что он стал импрессионистом наоборот. Именно на этом этапе возникли лучшие, самые глубокие и содержательные работы Сезанна. Ортанс, судя по всему, поглощена рукоделием, но ни иглы, ни нити не видно и трудно понять, что она делает, так как средоточие действия, центр рисунка, остается дерзостно пустым.
Говорят, что иногда она подрабатывала в качестве натурщицы. Как она сводила концы с концами, не вполне ясно. 1880, частное собрание, Винтертур).
Рисунок Пуссена, строгий и выдержанный, уравновешенные и гармоничные композиции были родственны тому, что искал в природе и живописи сам Сезанн. Порой он использовал приемы обратной и сферической перспективы. Портреты словно ничего не значили.
По этой же причине Сезанн был противником декоративного подхода в живописи, так как декоративность убирала из живописи объём, лишая пространство картины трёхмерности. Наиболее импрессионистическая картина этого периода Дом повешенного (1873, Музей дОрсе, Париж). Однако вопреки ожиданиям в картинах сложно встретить воздушность и свет.
В скромном провинциальном интерьере звучит романтическая музыка Вагнера, культ которого характерен для Франции второй половины ХIХ века (другое название картины — «Увертюра к Тангейзеру»). Пять вариантов композиции «Игроки в карты» (1890-1892, возможно, 1890-1896) инспирированы картиной Караваджо на такую же тему из местного музея. Природа выступает сама по себе, как могучая и полная скрытой энергии сила. Самое раннее сообщение о недуге было в письме, отправленном Мари (слишком поздно) и адресованном только сыну художника. Представитель постимпрессионизмаПостимпрессионизм (от латинского post — после и импрессионизм) — общее название течений в живописи конца 19 — начала 20 веков, возникших во Франции как реакция на импрессионизм с его интересом к случайному и мимолетному. Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника.
Надо было действовать. «Вот люди», – как бы говорит Сезанн картиной «Игроки в карты». Но интересно отметить, какие художники в этот период влияли на Сезанна.
Он старался примирить классику и современность, хотя, как известно, свобода и канон – «две вещи несовместные». И этого достаточно, он не хочет далее развивать повествование (К. Его подозрения подтвердились. В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство. Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе.
Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе. Важным же в этот период для Сезанна было стремление увидеть, как устроен мир в своих пространственных «эйдосах». Вот таким образом работы Гогена Сезанн называл «раскрашенными китайскими картинками». Учился в коллеже в Эксе вместе с Э. Золя, с которым впоследствии долго был дружен. Однако не смотря на перемены, общество все еще не принимало молодого художника.
Луи Огюст был оскорблен. Природа выступает сама по себе, как могучая и полная скрытой энергии сила. «Поль — моя жемчужина», — говорил художник. Государственный музей изобразительных искусств им.
Примкнул к их движению и стал участвовать в их выставках. Мы же этих красавцев больше не видели — ни его, ни ее.
На рубеже 1860-70 гг. Герань была одним из любимых цветов Сезанна. Он стал как бы импрессионистом наоборот. Композиция «Пьеро и Арлекин» (1888, Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику «марди гра» — последнему дню карнавала перед постом. Творчество этого периода имело ярко выраженный романтический характер: сцены насилия («Убийство», 1867-1870, Галерея Вильдштейн, Нью-Йорк), натюрмортыНатюрморт (французское nature morte, буквально — мертвая природа) — жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), посвященный изображению неодушевленных предметов (утварь, плоды, битая дичь, букеты цветов, атрибуты какой-либо деятельности и т. д. ). Участвует в Первой выставке импрессионистов, отказывается от участия во Второй (1876) и дает семнадцать картин для показа на Третьей (1877).
2) Человек, который творчески работает в какой-либо области искусства. Любой наложенный поверх другого тон так или иначе выцветает. Он, например, писал вариации картин Мане: «Завтрак на траве», «Новая Олимпия» и другие. Если так, то это вполне естественно.
В 1906 г. он, работая на природе, попал под сильный дождь. Среди кумиров современности того времени — художник и график Эжен Делакруа и художник Гюстав Курбе. В 1872 г. Ортанс родила Сезанну сына, названного тоже Полем.
Творчество Сезанна, одного из главных мастеров постимпрессионизма, стремившегося к созданию своего рода классического искусства, лишенного всего преходящего и мимолетного, к раскрытию неизменного величия и гармоничной уравновешенности природы, органического единства ее форм, оказало громадное влияние как на многих художников ХХ века, так и на целые направления изобразительного искусства, разрабатывавшие, как правило, отдельные стороны сезанновского наследия (кубизм, лучизм, так называемая симультанная живопись и др. ). Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года. Некогда Габриель позировала Сезанну говорят, что он и познакомил ее с Золя. В начале 1870-х гг. Список можно было бы продолжить.
Работы Сезанна иногда выставлялись в Париже и других городах, но об истинном признании говорить не приходилось до 1895 г., когда молодой коллекционер Амбруаз Воллар организовал большую персональную выставку Сезанна (около 150 работ). Других подобных «неосторожностей» замечено не было. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. Именно на этом этапе возникли лучшие, самые глубокие и содержательные работы Сезанна.
Как отметил Лионелло Вентури, они то предшествуют картине, то появляются вслед за ней. Музей Орсе (Париж)Тема карточной игры традиционна для изобразительного искусства. Картину Сезанна можно отнести к бытовому жанру, но ее содержание выше и значительнее, чем изображение бытовой сценки в трактире. Сезанн всегда был поглощен огромной внутренней работой, стремился к духовному совершенству, никогда не относился к людям неуважительно или безразлично. В этой акварели восхищает также непосредственность композиционного расположения. должен был доказать отцу, что художник окончательно утвердился в выборе своей профессии. Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями. Биография Поля Сезанна была бы неполной без короткого рассказа о его личной жизни.
Но если этот язык лаконичен, появляется шанс его выразить в каком-то количестве основных знаков или форм. Особенность его метода в том, что при всей скрупулезной разработанности колорита, композиции, рисунка в картине остается нечто дразнящее незавершенное. В 1872 году Гортензия родила Полю сына. Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. Невозможно одновременно утверждать и свободу и каноны. Привлекает внимание не «внешний», событийный пласт работы, то есть то, что и кто на ней изображены, а то, как именно это изображено.
В 1886 г. эта дружба кончилась резким разрывом. Его внимание устремилось к постоянству сочетания формы и цвета в естественной природе. После кратковременного пребывания на родине и работы в банке вновь возвращается в Париж, посещает т. н. академию Сюиса (1862-65), где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуру. Она мечтала о семье, респектабельности, приличном обществе. Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита).
Да, сплетня злая и так удобно, что в ней умалчивается о роли сестры Сезанна. В скромном провинциальном интерьере звучит романтическая музыка Вагнера, культ которого характерен для Франции второй половины ХIХ в. (другое название картины Увертюра к Тангейзеру). Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе. В начале 1870-х годов Сезанн Сезанн сблизился с Мари-Гортензией Фике, вскоре у них родился сын Поль (это будущие модели художника). Если Гоген считал свои лависы и гуаши подготовительными этюдами к большим композициям, то Сезанн несомненно рассматривал большую часть своей водяной живописи как законченные, самоценные произведения.
После кратковременного пребывания на родине и работы в банке вновь возвратился в Париж, посещал так называемую академию Сюиса (1862-1865), где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуруНатура в изобразительном искусстве — реальные объекты действительности (человек, предметы, ландшафт и т. п. ), которые художник непосредственно наблюдает при их изображении. Вместе с внешним сходством портрет запечатлевает духовный мир человека, создает типичный образ представителя народа, класса, эпохи. Среди кумиров современности Э. Делакруа и Г. Курбе. Это восклицание ребенка стало пророческим.
Шли годы и его противоречивость сменилась на мысли о загадочности и непостижимости мира. Как вспоминал правнук художника Филипп Сезанн, предполагалось, что «у Ортанс уже были приключения», а учитывая ее образ жизни, более подозрительно выглядело бы их отсутствие. Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями. Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания.
На рубеже 1880-1890 годов Сезанн все больше увлекся так называемыми фигурными жанрами. У самого Сезанна никаких теорий никогда не было. Приличия превыше всего. П. Сезанн «Натюрморт с драпировкой» (1895).
У Александрины (прежде — Габриель) происхождение было почти такое же, как у Ортанс. Он говорит, что для написания пейзажа ему необходимо знание его геологии. Сезанн начинает работать на пленэре, палитра его светлеет. У самого Сезанна никаких теорий никогда не было.
С этого времени его авторитет среди художников трудно переоценить. Как видно, акварель, по мнению Сезанна, должна позволить художнику столь же хорошо передать объем плода, как и свет, омывающий этот объем, — показать среду, которая есть изменчивость и предмет, являющий постоянство (Бернар Дориваль). Наиболее импрессионистическая картина этого периода — «Дом повешенного» (1873, Музей д39Орсе, Париж). Через год они уже жили вместе. А. С.
Долгое время Сезанн боялся, что он вообще перестанет давать деньги. Сезанн никогда не вкладывал в своё творчество такие прямые, символические смыслы.
Ортанс Фике была высокой, красивой брюнеткой, с большими черными глазами и бледным лицом. Понятно, что жесткий контроль до известной степени был неизбежен. И вот правда вскрылась.
До этого любой «маленький каприз» вызывал трения. Ее место не занял никто. Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника. Категоричная мадам Золя не особо церемонится, говоря о предполагаемой мадам Сезанн.
Художник не должен быть чересчур скрупулезным или чересчур искренним или чересчур зависимым от натуры художник является в большей или меньшей степени хозяином своей модели, а главным образом — своих средств выражения». Нравилось путешествовать.
Работа помогала ему обрести себя. В семье Сезанна с распростертыми объятиями ее не встретили и дали прозвище La Reine Hortense (Королева Гортензия), но попрекали скорее за меркантилизм и вульгарность, нежели за распущенность: ее подозревали в желании прибрать к рукам его состояние. Поль имел шаткие нервы и постоянно чего-то страшился. В живописи Сезанна весь путь от корня к цветку, здесь вся жизнь». С тех пор Сезанн и Золя никогда больше не разговаривали и не виделись друг с другом. Но в то время Сезанн очень сомневался в своём таланте и уехал из Парижа в родной Экс, поступив на службу в банк своего отца. Банковская служба Сезанна тяготила и он поставил себе цель – стать художником. Совершенно прямые линии редки в его картинах: они то изгибаются, то наклонны. Государственный Эрмитаж (Петербург)Картина написана в семейном имении Сезаннов под городом Экс-ан-Прованс.
Натюрморты занимают особое место в его творчестве. Вызов предвещал давно назревавший кризис, которого так долго удавалось избежать. Внимательно следит за художественной жизнью, посещает знаменитое кафе Гербуа, в котором часто собираются художники. И все-таки это невоспитанность.
Подобный мотив занавесок с широкими складками встречается в нескольких натюрмортах и портретах, созданных между 1885 и 1895 годами (см. : Venturi, NN 528, 559, 570, 592, 601, 679, 731). Лепка форм становилась лаконичнее, конструктивно обобщеннее. Сезанн и сам признался по секрету Золя, что в 1878 году в Париже у Ортанс «случилась небольшая история». Художник любил ее твердые стебли и его как колориста привлекали ее ярко-зеленые листья.
Школьный друг Эмиль Золя познакомил Поля Сезанна с будущими импрессионистами Мане, Ренуаром, Моне, Писсаро и несколькими другими художниками. Как и Мане, вариации на темы картин которого он создавал («Завтрак на траве», 1869-1870, частное собрание, Париж «Новая Олимпия», Музей д39Орсе, Париж), Поль Сезанн хотел следовать традициямТрадиция (от латинского traditio — передача) — элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Лаконичнее в этот период становится и лепка форм на холсте, а также их обобщённость. Частым мотивом его пейзажей становится с 1880-х гг. Государственный Эрмитаж (Петербург)На этой картине Сезанн изобразил ткань с растительным орнаментом, белый кувшин, расписанный цветами, яблоки и апельсины на двух тарелках, смятую светлую скатерть и смятую полупрозрачную салфетку.
Через неделю художник скончался от воспаления легких. Это Паоло Веронезе, Тинторетто, Эжен Делакруа и Оноре Домье. В заключении несколько слов хочется сказать о том, где можно увидеть его работы. В Париже она могла дать себе волю — именно это и было поводом для беспокойства.
Это Паоло Веронезе, Тинторетто, Эжен Делакруа и Оноре Домье. Образцом будет служить сопоставление, а не наслаивание пятен, что-то вроде охапки цветов. В зрелые годы противоречия отошли на задний план, а на первый план выдвинулось понимание лаконичности самого языка бытия. Ярлык был готов.
Многие его ученики отзывались о нем как о терпеливом и внимательном наставнике. С 70-х гг. Спустя несколько месяцев, когда на фоне Франко-прусской войны случился «великий исход», Александрина писала мужу из Марселя: «Три дня назад Мари видела мелькнувшую в окне Буль, а еще от дам из Эстака мы слышали, что Поль там больше не живет мы думаем, что они скрываются в Марселе.
Но интересно отметить, какие художники в этот период влияли на Сезанна. Настоящий прорыв произошел после знакомства Поля с Писарро.
Художники-консерваторы, сплотившиеся под крышей Академии изящных искусств, яростно защищали свое право управлять общественным мнением, не допуская произведения молодых живописцев в Салон. Материальный мир картины сбалансирован единством людей и объектов изображения. 3) Человек, который выполняет что-либо с большим художественным вкусом, мастерством. Этот интерьер был написан Полем Сезанном в его доме у дороги Лов в Экс-ан-Провансе. Не исключено, что так и было, но «подсказать» гипотезу мог графический портрет, выполненный Сезанном, — эффектная и непривычно укрупненная композиция, которую Воллар выбрал в качестве иллюстрации на титульном листе своей книги о художнике, опубликованной в 1914 году. Он говорит: «Нужно идти в направлении классики, но через натуру, то есть через ощущение».
Природа выступает сама по себе, как могучая и полная скрытой энергии сила. Вот таким образом работы Гогена Сезанн называл раскрашенными китайскими картинками. Более 80 работ он посвятил изображению горы Сент-Виктуар, стремясь достичь в них, по словам историка искусства Готфрида Бёма, «синтеза постоянства и изменчивости».
Холст, масло. Нелестный вердикт обрек Ортанс Фике на забвение. жил до конца жизни, получив прозвище «отшельник из Экса». Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания. Вот таким образом его картины отличны от картин художников того времени и даже картин его друзей, которые, по идее, должны были на него влиять. Великий французский художник всегда отличался своей неординарностью, потому был замечен и оценён по достоинству своими современниками и потомками.
Дома раскладывала пасьянс. Поль открыто показывал свой характер и свои эмоции в каждом полотне.
В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство. 102 х 81 см. Он вечно твердил о неспособности «осуществить» собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать и каждая новая картина становилась и опровержением и подтверждением этого. Ей нравилось одеваться по последней моде.
Уверенный в своей гениальности, Сезанн тем не менее был вечно одержим страхом того, что не найдет точных средств выражения того, что он видел и хотел выразить на картине средствами живописи. В числе значительных работ раннего периода — «Портрет отца» (1867 (. ), частное собрание), довольно большого размера (198х118 см). После непродолжительного обучения в Школе Изящных Искусств Экс-ан-Прованса Сезанн отправился в Париж, где познакомился с Камилем Писсарро, Пьер-Огюстом Ренуаром, Клодом Моне и Альфредом Сислеем. Поль Сезанн (фр. Она любила поговорить — причем не о живописи.
Сезанн так долго работал над «Масленицей» лишь потому, что хотел ощутить и чувственно воспринять нечто важное для себя. Чтобы погасить все долги художнику пришлось продать одну из самых популярных на тот момент картин «Жа де Буффан». Белая фигура Пьеро кажется изготовленной из гипса.
Участвовал (с 1874) в нескольких их выставках. Парижская жизнь оказалась ничуть не легче прежней. Пробные картины, выставленные Полем в парижских салонах и не принесшие автору желаемого успеха, стали причиной его затяжной депрессии на долгое десятилетие, в период которого он то работал в конторе отца в родном городе, то снова возвращался в столицу. В «Девушке у пианино» (около 1869, Эрмитаж) изображены сестра и мать художника, пустующее кресло должно напоминать об отце. Впрочем, Синьяк уже изложил его в своем замечательном труде о Йонгкинде.
47 56, 5 см. Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями.
На рубеже 1880-1890 годов Сезанн все больше увлекся так называемыми фигурными жанрами. Ревалд не единственный вычеркнул ее из жизни Сезанна: влиятельный Жорж Ривьер, чья дочь Рене вышла замуж за Поля-младшего в 1913-м, через год после смерти Ортанс опубликовал книгу «Поль Сезанн» («Le Matre Paul Czanne»), где о ней не упоминается вовсе, — однако его неприязнь столь велика, что сквозит даже в этом труде. Искусствовед А. Дубешко отмечает: «Сезанн намеренно допускает подобное нарушение в перспективе в знак отказа от привычного академического натюрморта, где все предметы рассматриваются под одним углом». Но полотно создаёт впечатление цельности материального мира. Композиция «Пьеро и Арлекин» (1888, Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику «марди гра» — последнему дню карнавала перед постом.
Видимо, этот портретПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. До тех пор, с точки зрения Ортанс, жизнь была не из легких. Сезанна интересовала не динамика среды и изменчивость цветов в атмосфере, а устойчивые закономерности цветовых сочетаний и форм, материальная предметность природы (Дом повешенного в Овере, 1872-73, Музей импрессионизма, Париж). Совмещение разных точек зрения на объект при его изображении — излюбленный прием Сезанна.
Красно-чёрное трико Арлекина символизирует пламя на углях. Учитывая предшествующий опыт Ортанс, понятна проявившаяся в ней тяга к хорошей жизни. Автопортрет (1875)Французский художник Поль Сезанн родился в провинциальном городе Экс-ан-Провансе в Южной Франции 19 января 1839 г. Его отец был торговцем шляпами, а Сезанн – единственным сыном властного отца (в семье были ещё 2 дочери). Как и Мане, вариации на темы картин которого он создавал («Завтрак на траве», 1869-70, частное собрание, Париж «Новая Олимпия», Музей дОрсе, Париж), Поль Сезанн хотел следовать традициям старых мастеров, Пуссенн был его постоянным кумиром, а именем Энгра он даже подписал два декоративных панно «Весна» и «Осень» (1859-1862, Пти Пале, Париж).
В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство. Говорят— работала швеей. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство.
Найти писарровские мотивы можно в поздних работах Сезанна. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство. Пейзажи пронизаны решимостью и значимостью. на пленэреПленэр (французское plein air, буквально — открытый воздух), в живописи — воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленных солнечным светом и состоянием атмосферы., овладел техникой мелкого мазка. Сезанн в этом отношении уникален.
Картины притягивают к себе, но в то же времяи отталкивают. Именно тогда он встретил молодую натурщицу Ортанс Фике, которой было девятнадцать лет. В «Девушке у пианино» (около 1869, Эрмитаж) изображены сестра и мать художника, пустующее кресло должно напоминать об отце. Художник был слишком самоуверенным, но одновременно с этим всегда боялся, что не сможет точно показать на картине свою задумку.
Живопись Сезанна в определённом смысле стала возрождением в искусстве древних пифагорейских традиций, хотя Сезанн, безусловно, лишь ощущал совпадение своих итоговых взглядов с этой традицией, а не следовал пифагорейству сознательно. Но они всегда — некий разговор художника с самим собой. В Девушке у пианино (ок. Ортанс наверняка тоже присутствовала.
В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина). Что это за «история», так и не ясно, но он, похоже, не слишком обеспокоился. В том же году Сезанн оформил свой брак с Ортанс. 57, 8 х 92, 5 см.
Вскоре этот «грубый и жадный» человек — таким он запомнился друзьям детства Сезанна — сделался самым удачливым ростовщиком в Эксе. В детстве Сезанн имел слабое представление о хорошей живописи, но во многих других отношениях он получил превосходное образование. Это Паоло Веронезе, Тинторетто, Эжен Делакруа и Оноре Домье. Но интересно отметить, какие художники в этот период влияли на Сезанна. начинается тема купальщиц и купальщиков, которая станет важной в последующие десятилетия.
Сезанн начинает работать над портретами (Портрет А. Воллара, 1899, Пти Пале, Париж Портрет Г. Жеффруа, 1895, Музей дОрсе, Париж), которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными. «Я не доверю это бумаге, но расскажу по возвращении, хотя, впрочем, в этом нет ничего особенного». 1894-1895 гг. Разговоры об искусстве почти бесполезны.
Грубо говоря, семейство сочло ее алчной, со всеми вытекающими последствиями. Ее звали Ортанс Фике.
П. Сезанн. Совершенно прямые линии редки в его картинах: они то изгибаются, то наклонны.
типа «суета сует» («Натюрморт с черепом и подсвечником», 1865-1867, частное собрание, Швейцария), эротические видения («Оргия», 1864-1868, частное собрание, Париж). Многие холсты позднего Сезанна остались незаконченными, в т. ч. и его итоговая композиция Большие купальщицы (1898-1905, Музей искусств, Филадельфия), призванная завершить большой цикл и ритмически строго выверенная.
Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. Творчество этого периода имеет ярко выраженный романтический характер: сцены насилия (Убийство, 1867-70, Галерея Вильдштейн, Нью-Йорк), натюрморты типа суета сует (Натюрморт с черепом и подсвечником, 1865-67, частное собрание, Швейцария), эротические видения (Оргия, 1864-68, частное собрание, Париж). Принцип первый: художник должен заботиться об использовании белизны бумаги между двумя тонами (палитра Сезанна в данном случае включает три: кирпично-красный, пепельно-зеленый и ярко-желтый) ибо этот светонасыщенный посредник усиливает любую краску и приводит ее к гармонии с соседней. Вот таким образом работы Гогена Сезанн называл «раскрашенными китайскими картинками».
Однако она была не просто безмолвным предметом или изменчивым сочетанием красочных пятен. В середине 1890-гг. Пожилой организм не смог справиться с болезнью и художник скончался в 1906 году. Мы о них беспокоимся, хотя с какой стати — непонятно». В середине 1890-годов Сезанн начал работать над портретами («Портрет А. Воллара», 1899, Пти Пале, Париж «Портрет Г. Жеффруа», 1895, Музей дОрсе, Париж), которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными.
Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания. Пять вариантов композиции «Игроки в карты» (1890-1892, возможно, 1890-1896) инспирированы картиной Караваджо на такую же тему из местного музея. Характерно в этом смысле принципиальное отличие пейзажей Сезанна от пейзажей Писарро. Натюрморт.
Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года. В натюрмортах, подчеркивая структуру предмета, как бы утяжеляя его с помощью красочной фактуры и использования чистого цвета, художник выявляет материальную вещественность и строгую пластичность предметного мира (Горшок с геранью и фрукты, 1890-1894, Метрополитен-музей Натюрморт с драпировкой, 1898-1899, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Свой творческий принцип, выработанный им во 2-й половине 1870-х годов, он назвал «воплощением», реализацией. В начале XX века его картины стали примером, отправной точкой развития для целого поколения молодых живописцев.
На рубеже 1860-1870 годов началась тема «купальщиц» и «купальщиков», которая стала важной в последующие десятилетия. Знак зодиака — Козерог.
Ортанс обрела бессмертие. Хоть бизнес и шел удачно и денег в семье хватало, Поль рос обделенным любовью и заботой. Она была старшей дочерью фермера Клода Антуана Фике (1807-1889) и Мари Катрин Депре (или Депрей 1821-1867), отец которой был кузнецом. Семья жила в Понтуазе и Овере близ реки Уазы, где складывается, помимо Аржантея, еще одна «малая столица импрессионизмаИмпрессионизм (от французского impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети 19 — начале 20 веков, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.
Она долго продолжала позировать ему и после того, как они перестали постоянно жить вместе. На рубеже 1880-90 гг. За шитье платили мало позирование помогало сводить концы с концами. Здесь Сезанн посещает академию Сюиса, часто бывает в Лувре. Холст, масло. Сейчас его картины стоят миллионы долларов и их стоимость с каждым годом стремительно возрастает.
Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна. Перемена в сфере чувств, как видно, не повлияла на его творчество и отношения с друзьями». В середине 1890-годов Сезанн начал работать над портретамиПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность.
Поль Сезанн дождался заслуженного признания и славы в последние годы своей жизни после многолетней критики и яростного неприятия. Рисование было обязательным предметом и в школе и в Коллеже, а с 15 лет он начал посещать свободную академию рисунка. Отец желал видеть своего сына юристом, но всё-таки отпустил его в 1861 г. в Париж изучать живопись и даже назначил ему скромное содержание. В Париже Сезанн стал заниматься в Академии Сюиса, куда мог поступить каждый, заплатив небольшой взнос за натуру и накладные расходы. «Мадам Бремон особо просила сообщить, что отец приспособил гардеробную Вашей матушки под мастерскую и в настоящее время не намеревается ее освобождать, — многозначительно писала Мари, — она хочет, чтобы Ваша мать знала об этом и поскольку ни Ваш, ни ее приезд в ближайший месяц не предполагался, она может задержаться в Париже на некоторое время Ваш отец между тем, возможно, устроит себе другую мастерскую».
После смерти Сезанна она продала несколько холстов и жила ни в чем себе не отказывая. Вся жизнь этого замечательного живописца была постоянным борением. Первые рисунки Поля вызывали насмешки других начинающих художников в Академии Сюиса. «Он мог повести себя исключительно агрессивно, если кто-нибудь посягал на его территорию», — отмечал Вальтер Файльхенфельд.
Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно. Работы Гогена Сезанн называл «раскрашенными китайскими картинками». Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. После окончания средней школы он посещал школу Святого Жозефа, а затем с 13 до 19 лет учился в «Коллеж Бурбон».
Сезанн терпит неудачи при попытках поступления в Парижскую школу изящных искусств (1861 и 1862), однако живопись становится главным делом его жизни. В 1872 году у них родился сын, при крещении получивший имя Поль. Он вечно твердил о неспособности «осуществить» собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать и каждая новая картина становилась и опровержением и подтверждением этого. Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна. Частым мотивом его пейзажей стала с 1880-х годов гора Сент Виктуар, видная из окон и с террасы его мастерской в пригороде Экса, где художник жил до конца жизни, получив прозвище «отшельник из Экса».
Их общение было сдержанным и насыщенным одновременно. Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна. Под влиянием Писсарро художник начал писать этюдыЭтюд (французское etude, буквально — изучение) — музыкальная пьеса инструментального характера, основанная на определенном приеме исполнения и предназначенная для развития технического мастерства исполнителя.
Именно вот таким образом творчество Сезанна остаётся своеобразной «художественной кладовой» для современных художников. Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно. Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. Ваза, стакан и яблоки (1880)Произведения Сезанна выражают внутреннюю жизнь художника. После смены круга общения и знакомства с миром художников у Сезанна стали преобладать более жизнерадостные и солнечные цвета и сюжеты.
«Мане, – объяснял он, – это цветок и корень. Это был сложный период для французской живописи. Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна. Александрина отличалась обостренной тягой к благопристойности. За двадцать лет Сезанн написал маслом не меньше двадцати четырех портретов Ортанс. В кафе «Гербуа» он знакомится со многими художниками-импрессионистами.
Оперируя преимущественно градациями трех основных цветов (зелёного, голубого и жёлтого), то тонкими и прозрачными, то резко контрастными, нанесёнными корпусными мазками, Сезанн обозначал с их помощью пространственные планы и степень освещённости. Супруги были довольно разными людьми по мировосприятию и жизненной философии, зачастую даже жили отдельно друг от друга (он в прованском имении, она в Париже), но их отношения всегда оставались доверительными и проникновенными. Paul Czanne) (1839-1906) — французский художник-художник.
Участвовал в выставках импрессионистов 1874 и 1877, однако не разделял их установки на фиксацию мимолетных состояний природы. Так он перестал быть один, но хранил эту связь в тайне от родителей, а точнее — от отца. «Нет живописи ни светлой, ни темной, но только то или иное сочетание тонов. Здесь изображен уголок мастерской художника. Увлекаясь все более акварельнойАкварель (французское aquarelle, от латинского aqua — вода) — краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею.
Стол кажется выпуклым и приподнятым за один край. Краски Сезанна — это градации (по его словам, модуляции) трех основных цветов (зеленого, охристого и голубого) и, естественно, белого. Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе. Лепка форм становится лаконичнее, конструктивно обобщеннее. П. Кончаловский, А. В. Лентулов, И. И. Машков, Р. Р. Фальк и др. ) и других европейских странах.
После окончания средней школы он посещал школу Святого Жозефа, а затем с 13 до 19 лет учился в «Коллеж Бурбон». А. С. Пушкина в Москве). И хотя супруги были достаточно разными людьми по своим привычкам и восприятию мира и по большей части жили раздельно (Сезанн – в своем имении в Провансе, а Гортензия – в Париже), все-таки эта женщина осталась единственной в жизни маэстро.
Пять вариантов композиции Игроки в карты (1890-92, возможно, 1890-96) инспирированы картиной Караваджо на такую же тему из местного музея. Это не было явное противоборство, когда герой вступает в прямой и открытый бой. Дальнейшее оказалось более хрупким. Лишь после окончания колледжа он смог попробовать свои силы в живописи. Материальная весомость красочной фактуры гармонично сочетается в произведениях Сезанна со смелым лаконичным рисунком, конструктивно четкой, пластически обобщенной лепкой формы и ясной уравновешенностью композиции («Автопортрет», 1879-1885, Пьеро и Арлекин, 1888, Персики и груши, 1895, — все в ГМИИ, Москва). Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника.
(«Портрет А. Воллара», 1899, Пти Пале, Париж «Портрет Г. Жеффруа», 1895, Музей д39Орсе, Париж), которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными. Порой он использует приемы обратной и сферической перспективы.
Вот названия некоторых самых известных его картин: Мост в лесу (1880 г. ), Дома в Провансе близ Эстака (1882 г. ), Море в Эстаке (1885 г. ), Портрет мадам Сезанн (1887 г. ), Вид Гарданны (1886 г. ), Гора св. Виктории. То же стремление проявляется и в отношении к цвету. Сезанн признал отцовство — так же, как некогда его отец.
Так не пойдет, решил отец и заявил сыну, что желает от них отделаться. Покинув Париж, Сезанн переехал в Прованс. Мари Ортанс Фике (1850-1922) родилась 22 апреля 1850 года в деревне Салиньи, близ Безансона, в департаменте Юра. За столами в казино Монте-Карло и не только там, она играла в карты и рулетку. Не случайно одним из художников, чьи работы очень сильно повлияли на Сезанна, был Николя Пуссен, крупнейший представитель классицизма.
Композиция Пьеро и Арлекин (1888, Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику марди гра последнему дню карнавала перед постом. Пространственные планы мало интересуют Сезанна, он стягивает все изображение в единое живописное поле, так что отдельные перспективные зоны как бы наплывают друг на друга, сливаются. В натюрморте «Ваза с фруктами» (1878, частное собрание, Париж) зритель видит вазу как бы в профиль и одновременно несколько сверху.
Но ничего этого здесь на самом деле нет. Ее находчивость была под стать амбициям. Долго выдержать такое напряжение было невозможно. Возвратившись домой, он недолго работал в банке, а потом вернулся в Париж.
55 х 74, 5 см. Подчёркивая структуру предмета, утяжеляя его форму красочной фактурой и чистым цветом, Сезанн выявлял в натюрмортах материальную вещественность и строгую пластическую построенность предметного мира (Натюрморт с драпировкой, 1898-99, ГЭ). Вместе с Алексисом, Ру и Солари — «бандой из Экса» — он был свидетелем на их свадьбе в Париже в апреле 1870 года. Точнее сказать, Луи Огюст вскрыл адресованное сыну письмо (он поступал так всегда, Сезанн об этом знал) и прочел о «мадам Сезанн и маленьком Поле». Сезанн был старше на одиннадцать лет, он влюбился и уговорил ее жить с ним.
Воспринимая уроки импрессионизма, Сезанн остается самим собой. Сам же Сезанн верил, что формы природы образуют в конечном счёте органическое единство и в конечном счёте в основе всего существующего лежит некое ограниченное количество основных форм. И души не чаял в сыне.
Быстро растущая известность Сезанна начинается после его первой персональной выставки, организованной в 1895 Амбруазом Волларом. Она шила платья на заказ и даже после встречи с Сезанном окончательно ремесло не бросила. Произведения Поля Сезанна содержат в себе частички его внутреннего мира. Основные качества живописи акварелью — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета. Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно.
Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе. Это «но» – дань импрессионизму и вместе с тем порядку природы, в который он стремился проникнуть и который никогда не подменяет внешним сходством. Он стал как бы импрессионистом наоборот. П. Сезанн «Девушка у пианино (Увертюра к Тангейзеру)» (1868). Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно.
Исчезают аллегорические и литературные сюжеты раннего периода. Даже находясь в одном месте, они не всегда жили под одной крышей. Вот таким образом работы Гогена Сезанн называл «раскрашенными китайскими картинками». Ортанс тоже не возражала против бриллиантов и белья, но у нее были другие приоритеты. Ей было19 лет.
Уроки Писсарро были важны и потому, что он уделял большое внимание пространственной организованности пейзажаПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа. Краски Сезанна это градации (по его словам, модуляции) трех основных цветов (зеленого, голубого и охристого) и, естественно, белого. Он совершенно полностью отрицал Ван Гога и Гогена как художников считая их работы детскими. К постимпрессионизму относят П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Гогена, А. Тулуз-Лотрека, представителей неоимпрессионизма и группы «наби».
Сезанн все больше увлекается т. н. фигурными жанрами. Выбирая более интенсивные, чем в реальности, цвета, цвета поэтически-произвольные, Сезанн разрешил одну из важнейших проблем своего поколения. Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями. С этой точки зрения у Сезанна в принципе не может быть законченных работ, так что и «Масленица» лишь не выходит за рамки общего для Сезанна правила. А с возрастом, разбогатев, она пристрастилась к игре. Через Золя познакомилась с художниками Эдуаром Мане, а также Камилем Жакобом Писсарро, Клодом Моне, Пьером Огюстом Ренуаром и другими будущими представителями импрессионизмаИмпрессионизм (от французского impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети 19 — начале 20 веков, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.
И сам назвал рисунок «Швея». Рисование стало всем для Поля. Вскоре этот «грубый и жадный» человек— таким он запомнился друзьям детства Сезанна— сделался самым удачливым ростовщиком в Эксе.
Окраска предметов в его картинах всегда подчинена некоему общему колориту и вместе с тем по-своему точна исходит из знания вещей – будь то человеческое лицо, плоды, цветы или элементы пейзажа. Сезанна абсолютно не интересуют разные планы пространства. Оперируя преимущественно градациями трех основных цветов (зеленого, голубого и желтого), то тонкими и прозрачными, то резко контрастными, нанесенными плотными корпусными мазками, он обозначал с их помощью пространственные планы и степень освещенности.
Наис спрашивала о них, как будто произошло нечто невероятное. В этих условиях альтернативный Салон отверженных стал настоящей сенсацией. Создаются и высокохудожественные виртуозные сочинения этого жанра, предназначенные для концертного исполнения (фортепьянные этюды Ф. Листа, Ф. Шопена, А. Н. Скрябина и др. ). И все же в 1869 году он встретил девушку, к которой по-настоящему привязался. Поддержал юношу в Париже и Эмиль Золя, его одноклассник.
Позирование и нравы полусвета волновали их в последнюю очередь. Все эти и многие другие пейзажи написал великий Поль Сезанн. П. Сезанн.
П. Сезанн «Пьеро и Арлекин» (1888-1890). Он стал как бы импрессионистом наоборот. В 1861 г., решив посвятить себя искусству, он отправился в Париж. С малого возраста художник был заинтересован искусством, но ничего не умел. поле, так что отдельные перспективные зоны как бы наплывают друг на друга, сливаются.
В 1904 на выставке Осеннего салона ему уже отведен отдельный зал. Сезанн Поль (Cezanne) (1839-1906), французский художник. Здесь мы находим те же предметы, которые Сезанн неустанно живописал в годы творческой зрелости: яблоки, нож с темным черенком, цветастый кувшин с ручкой, голубой фаянсовый сосуд, наполовину пустая бутылка. Отец вернулся в Юра, где его ждали оставшиеся от жены тридцать девять акров виноградника. Поль Сезанн, краткая биография которого изложена в этой статье, скончался в возрасте 67 лет, в октябре 1906 года.
Пространственные планы мало интересовали Поля Сезанна, он стягивал все изображение в единое живописноеЖивопись — вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. В своей парижской квартире как святыню Брак до конца жизни хранил натюрморт Сезанна. Характерно, что в это время Сезанн начал интересоваться геологией.
При рассмотрении акварели изображающей горшок с геранью из коллекции Ганья можно попытаться понять метод ее автора. Среди отверженных выставлялся и Поль Сезанн. После завершения школьного образования юноша поступил в «Коллеж Бурбон».
От «Автопортрета в фуражке» (около 1874 года, Эрмитаж) с его некоторой «диковатостью» и «японизацией» изображения глаз он перешел к созданию обобщенных образов («Автопортрет», ок. Дабы слово не расходилось с делом, он в два раза уменьшил его содержание. Живописцачасто мучили противоречивые чувства. Всё это, вместе взятое: и сюжеты работ и откровенно слабая школа рисунка и живописи, предопределили невозможность как выставить, так и продать эти работы.
Сезанн работал над ней два года, что отнюдь не было для художника редким случаем. В интерьере видна спинка кровати, комод или стол с характерным ящиком и стопка книг. После кратковременного пребывания на родине и работы в банке вновь возвратился в Париж, посещал так называемую академию Сюиса (1862-1865), где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуру. В конце 1850-х — начале 1860-х годов Фике перебрались в Париж в поисках лучшей жизни.
Ревалд считал Ортанс «грубой и поверхностной особой, которая ничего для Сезанна не сделала — разве что вела его дела, при жизни и потом (за что ей причитались приличная плата и содержание)». Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. «Моне – это только глаз, – говорит он и добавляет: – Но какой глаз. ». складывается собственно живописная система Сезанна, достигшая зрелости к концу 80-х гг. Отдельные перспективы в пейзажах Сезанна словно наплывают друг на друга.
В числе значительных работ раннего периода — «Портрет отца» (1867 (. ), частное собрание), довольно большого размера (198х118 см). «Поговаривают, — сообщает Ревалд, — что его жена не смогла вовремя оказаться в Эксе, так как не пожелала отменить примерку у портнихи». После окончания средней школы он посещал школу Святого Жозефа, а затем с 13 до 19 лет учился в «Коллеж Бурбон». Представитель постимпрессионизма. Золя опубликовал роман «Творчество», главный герой которого, художник-неудачник, был списан с Сезанна. Характерно, что в это время Сезанн начал интересоваться геологией.
А осенью отец умер, оставив сыну большое наследство. гора Сент Виктуар, видная из окон и с террасы его мастерской в пригороде Экса, где художник жил до конца жизни, получив прозвище отшельник из Экса. Зримо или незримо, она оставалась данностью. На рубеже 1860-1870 годов началась тема «купальщиц» и «купальщиков», которая стала важной в последующие десятилетия. Сезанну позировали его сын Поль (Арлекин) со своим другом Луи Гийомом (Пьеро).
Ежемесячное содержание рассчитывалось впритык, причем дважды — сначала отцом, затем сыном: ее супруг сам был беден как церковная мышь и находился под отцовской пятой, о чем она прекрасно знала. Холст, масло. Появиться в Жа-де-Буффане Ортанс не могла ни под каким видом. Живопись помогала ему обрести спокойствие. Он стал как бы импрессионистом наоборот.
В дальнейшем знакомство и совместная работа с Камилем Писарро привели к тому, что палитра Сезанна стала намного более светлой, а мазки – раздельными. Участвовал в выставках импрессионистов 1874 и 1877 годов, однако не разделял их установки на фиксацию мимолетных состояний природы. Виктории (1890 г. ). Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно.
Богемская). Как и Мане, вариации на темы картин которого он создавал (Завтрак на траве, 1869-70, частное собрание, Париж Новая Олимпия, Музей дОрсе, Париж), Сезанн хотел следовать традициям старых мастеров, Пуссенн был его постоянным кумиром, а именем Энгра он даже подписал два декоративных панно Весна и Осень (1859-62, Пти Пале, Париж). Конечно, Сезанн после первых сеансов мог бы писать уже по памяти, но художественные принципы Сезанна такой подход начисто отвергали.
После смерти отца (1886 г. ) Сезанн почти безвыездно жил в семейном поместье в Экс-ан-Провансе, где и умер 22 октября 1906 г. Интерес публики к его картинам возник лишь в последние годы жизни художника. В числе значительных работ раннего периода Портрет отца (1867 (. ), частное собрание), довольно большого размера (198 118 см). После 1879 отходит от импрессионизма. Он стал писать в импрессионистической манере, принял участие в первой (1874) и третьей (1877) выставках импрессионистов.
«Моя жена любит только Швейцарию и лимонад», — полушутя говорил Сезанн. Он стремился к созданию классического искусства (лишённого всего преходящего и незначительного), раскрытию неизменного величия и гармонической уравновешенности природы, органического единства её форм как в портрете (автопортрет, 1879-85, ГМИИ) и фигурной композиции (Пьеро и Арлекин, 1888, ГМИИ), так и в пейзаже (Гора Сент-Виктуар, 1900, ГЭ) и натюрморте (Персики и груши, 1888-90, ГМИИ). Он стал как бы импрессионистом наоборот. Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года.
В скромном провинциальном интерьере звучит романтическая музыка Вагнера, культ которого характерен для Франции второй половины ХIХ века (другое название картины — «Увертюра к Тангейзеру»). Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. Золя знал Ортанс с самого начала, как и Сезанн — Александрину Мелей, будущую мадам Золя. Молодая жена сделалась постоянной моделью живописца и в 1872-м родила ему чудесного сына.
Но при этом была лишена права голоса: натурщиц не принято слушать — на них смотрят. Более 80 работ он посвятил изображению горы Сент-Виктуар, стремясь достичь в них, по словам историка искусства Готфрида Бёма, «синтеза постоянства и изменчивости»5. В ранних работах, часто имеющих вид экспрессивных фантасмагорических сцен (Оргия, 1864-68), Сезанн обращался к приёмам живописи старых мастеров (Веронезе, Тинторетто), а также Э. Делакруа и О. Домье.
Произведения Сезанна 60-х гг., с их тяжеловатой вещественностью письма и тёмными тонами палитры, отмечены воздействием Г. Курбе (Печка в мастерской, 1865-68). У Ревалда был воинственный нрав. В первых работах Поля как художника можно заметить мрачность и сдержанность.
Сезанн, —пишет Бернар в своих Воспоминаниях, — был прав.