Основной проблемой для польских художников того времени была свобода, они боролись за независимость в плане творчества, а также за суверенность искусства. Войцех Герсон известный польский художник 1831 года рождения, он обучался в Петербуржской Академии художеств. Польский художник, акварелист, литограф.
Польский художник, скульптор и график, представитель постимпрессионистического колоризма. Йерка потомственный художник, его родители были выпускниками местного отделения польской Академии изящных искусств (если я правильно понял английскую вики). Ещё никто не знал, что такое сюр, а польские художники вовсю в нём развлекались. Правда, они тогда думали, это модерн. Тем не менее, сломать твердолобого польского художника все-таки не удалось, а рисовать он все же научился. Рафал Хадзевич — польский художник и педагог армянского происхождения.
Польский художник-график и театральный дизайнер. Давайте возьмем вас в путешествии по любопытной фантазии и творчествупольского художника Здзисо Бекзински, который сделал себе имя своимимрачными картинами сюрреализма, наполненными постапокалиптическими образами и кошмарными существами.
Там экспонировались произведения художников-реалистов, показывавших активную роль человека в современной жизни («Диспетчер» Б. Либерского, 1964 «Паровоз» Я. Качмарского, 1963 «Строительство азотного комбината» X. Краевской, 1964). Интересен в этом отношении плакат Р. Шайбо (р. В основу картин некоторых художников легли тяжелые воспоминания трудных лет войны.
Два портрета американского писателя из розового и серого гранита (1963) — вершина пластики Карны. Глядя на плакат, невольно вспоминаешь Маяковского: «Землю всю охватывая разом, видел то, что временем сокрыто». Такие города, как Вышков, Новогруд, Шидлов, Ружан, перестали существовать вообще. Шрифт в его плакатах очень своеобразен. Таковы написанные в начале 60-х гг.
чел. Тень подпольщика со сжатой в кулак рукой (интернациональный жест «Рот Фронт») — ассоциируется с героической гибелью коммунистов идущих на расстрел, когда потемневшие от пожарищ стены обагрялись кровью лучших сынов партии. После 1945 г. начинается новый, яркий и плодотворный период в творчестве мастера. Одна из них, организованная под лозунгом «Человек», в которой приняли участие Б. Либерский, Е. Кравчик, В. Гарболиньский, Б. Шайдзинска-Кравчик, получила широкий резонанс. В его творчестве ярко выражено декоративное начало.
1945 г. открывает новую страницу в творчестве Кулисевича. Наперы), фабрика мебели в Вышкове (1962 архитекторы А. Дзержавский, 3. Врдзала (детский санаторий в Жегестове, 1938) и др. Близок к капистам по живописным поискам Эугениуш Эйбиш (р.
На плакате не изображены «люди труда всего мира» — это провозглашает лозунг. В конце 19 — начале 20 в. появляется целый ряд молодых талантливых мастеров, которые ищут новых путей в скульптуре (Г. Среди них особое место занимает здание сейма (1949 — 1952), построенное выдающимся польским зодчим старшего поколения академиком Богданом Пневским и широко известное своей сдержанной монументальной и выразительной композицией и превосходными интерьерами.
1933) «Первое мая — праздник людей труда всего мира» (1961). Художник развертывает на своих полотнах эпизоды ежедневного маскарада сытого и глупого мещанства, будь то «Фотография из бабушкиного альбома» (1963) или сценки «В парке» (1960), «Кельнер» (1962). Первые годы народной власти ознаменованы подъемом в области монументальной живописи, тематической картины, портрета. В 20-е гг. Их лица суровы и значительны. Теоретическое обоснование этот новый стиль в искусстве получил в трудах художника и критика Станислава Виткевича. В результате военных действий и еще в большей степени вследствие сознательного планомерного уничтожения немецко-фашистскими войсками польских городов и сел в стране было разрушено около сорока процентов от общего объема городской застройки и многие сотни населенных мест.
Но со временем трагизм раннего «Шлембарка» и цикла «Варшава. Атмосферу напряженной тишины пустынных варшавских улиц, «взорванную» короткой автоматной очередью эсэсовцев, расстреливающих польских патриотов. Он является своего рода импульсом, заставляющим «работать» воображение зрителя по заданной Янушевским программе, вызывая поток ассоциаций с красной кирпичной стеной, с красным заревом кровавых лет войны.
Выставка свидетельствовала о разнообразии форм современного реализма и о существовании различных индивидуальных почерков мастеров, объединенных общим стремлением отразить правду жизни современного человека и его времени. Такие решения было провести нелегко, что ослабляло боеспособность Польши. Современный польский пейзаж достойно конкурирует с тематической картиной. художники среднего и младшего поколений иногда уступали своим старшим коллегам по уровню профессионального мастерства.
Лютомирского. Вина, пива, водки» (1964). Рисовали художники свои великолепные картины на досках, бумаге, а также на полотне. Социализм, сделавший литературу народным достоянием, широко распахнул двери художественных вузов для подготовки будущих оформителей книг и журналов. 1893), Станислав Горно-Поплавский (р.
стал разрабатывать проблему синтеза архитектуры и живописи. 1897), Зигмунт Валишевский (1897 — 1936), Ганна Рудзка-Цибисова, работали над вопросами колорита, внеся своим красочным, словно пронизанным солнечным светом искусством вклад в художественную культуру Польши. радиально-лучевую композицию с системой кварталов, веером охватывающих городской центр. Лаконичные надписи иногда состоящие из нескольких букв и изображение взаимно дополняют друг друга. Этими чертами отличаются работы Б. Пневского (напризгер, гостиница в Крынице, 1935), Я. Багански и 3. Его пейзажи, написанные очень пастозно, положили начало фактурным поискам.
В числе этих мастеров Яцек Пушет (р. 1910). Этот плакат пронизан дыханием современности. Он возник как результат длительных поездок художника по Советскому Союзу и странам Европы. 1945» — потрясающий душу документ ужасов войны. Игнатович, Я. Романьский), комплекс сооружений вроцлавской выставки (архитектор Е. Гриневецкий) и др.
Его генеральный план (архитектор Т. Пташицкий и другие) имеет типичную для конца 40-х гг. Заметными творческими явлениями для своего времени стали кооперативное строительство в Варшаве жилого района Жолибож (архитекторы И. Янковский, А. Яворницкий и другие), планировка промышленного города Сталевая Воля и др.
Год спустя открылась «Выставка произведений 30 художников-реалистов», где было показано триста сорок пять работ живописи, скульптуры и графики. В керамическом портрете писателя Яна Парандовского (1954) Карны выразил силу интеллекта, а в бронзовом Владиславе Броневском (1954) он воплотил свои представления о гармоническом сочетании импульсивной мысли, бурного темперамента и физической мощи. в Варшаве, Р. Сверчинский. Важно отметить, что политические плакаты в Польше, тиражи которых достигают от сорока до ста тысяч и издаются порой в два-три дня, не продаются в книжных киосках и магазинах, а распространяются по всей стране через партийные органы воеводств и повятов (районов).
Будто солдат вспоминает о трудных годах войны. 1904), создавший в бронзе ряд портретов польской интеллигенции. Также в старинные времена была распространенна живопись на стекле. Среди лучших крупнопанельных зданий — жилой дом в Варшаве (архитекторы Б. Пахерт, Л. Заборский) и дом во Вроцлаве (архитекторы И. Гавры-ляк, Е. Францкевич, М. и И. Тамрычевские). Цветы как поэтическая метафора — этот прием часто используется плакатистом.
В 10-е гг. Памятник Монюшко (автор С. Горно-Поплавский) был открыт также во Влоцлавеке. В первые годы народной власти многое искупалось актуальностью самой темы. Помимо формистов существовала группировка «Блок», объединявшая абстракционистов, таких, как В. Стшеминский, Г. Стажевский, Т. Кантор, М. Ярема, которые абсолютизировали принципы конструктивности н архитектоники и отошли от реализма. Мрощак любит цветы (плакат «Мир», 1955). Родоначальник «формизма» 3.
Насущные проблемы польской деревни издавна привлекают Ю. Краевского. Тема его последней картины «Спор о большом севе». Образ рабочего запечатлен в картинах Ю. Млынарского, в портрете Е. Кравчика «Дядюшка Петр» (1964). Особое внимание уделяется разработке новых функциональных решений, отвечающих социалистическим условиям жизни и их эстетическому осмыслению.
По сравнению с иллюстрацией довоенной Польши книжная иллюстрация последнего двадцатилетия совершила огромный скачок. За ней ехал обоз из 100 тысяч подвод с барахлом и 5000 женщин легкого поведения. Второй цикл, «Ужасы войны», был посвящен трагической судьбе Польши в период гитлеровской оккупации.
Удивительно, но до какой степени его картины отражают реальность. Война — это созыв всеобщего ополчения шляхты (посполитного рушения), а это — через сейм. Впрочем, картинам Яцека Йерки это не вредит, а скорее наоборот стало своеобразной фишкой. Впрочем, в триаде «война, пьянка и понты» у польской элиты еще в 17 в. наметились проблемы именно с войной. «Варшава.
Надписи появляются в самых неожиданных местах. В сатирических плакатах часто фигурирует острая выразительная гипербола, хлесткие и меткие сравнения, карикатура (плакат Р. Цеслевича «Лодыри и лентяи задерживают движение страны», 1961). Эго должны были быть монументальные портреты деятелей польского революционного движения.
1945» исчезает. Стем-пиньский). Примыкает к ней по силе эмоционального воздействия серия «Солдаты мира и революции» (1950 — 1951), в которой обращает на себя внимание портрет пламенного «солдата революции», прозванного еще современниками «железным Феликсом», Ф. Э. Дзержинского.
В отличие от В. Вейса, обращавшегося к традициям 19 в., творчество таких мастеров, как 3. Год 1960-й знаменует собой начало постепенного спада волны абстракционизма. Дуниковский работал над ним в течение 1946 — 1952 гг. В это время начинается строительство таких сооружений, как здание ЦК ПОРП (архитекторы Е. Вежбицкий, В. Клышев-ский, Е. Мокшиньский), здание варшавского Центрального универмага (архитекторы 3. Архитекторам Ю. Сигалину, С. Янковскому и другим удалось создать архитектурный ансамбль, в котором функциональное и художественное начала создали интереснейший сплав. Нарастают черты натурализма и иллюстративности.
Игнатович, Е. Солтан и другие), «Висла» (1960 архитектор С. Ельницкий), Дом спорта в Люблине (1958 — 1959 архитекторы Б. и 3. Анны в Силезии. Образы людей лишены индивидуальных портретных черт. Дуниковский был прирожденным монументалистом и знаменательно, что последнее его произведение — это памятник Бойцу Первой польской армии (1963). Послушные прихотливой воле художника, строчки выстраиваются рядом, образуя шляпу и галстук-бабочку (киноплакат «День без лжи», 1954), ложатся затейливым кружевным узором на перчатку (киноплакат «Три мушкетера», 1955). Среди художников старшего поколения, чье творчество влилось в художественную жизнь новой Польши, можно назвать Войцеха Вейса (1875 — 1950), автора картины «Манифест» (1950 Варшава, Национальный музей), посвященной историческим событиям 1944 г., когда 22 июля Польским комитетом национального освобождения был принят манифест, провозгласивший как очередную задачу создание демократического польского государства.
Рубеж 19 — 20 вв. Картины польского художника выполнены акварельными красками. По сравнению с живописью в графике сильнее ощущались реалистические тенденции. Демковская создает портреты (медали «Шопен», «Анна Франк»), а также бытовые сценки, натюрморты, окрашенные поэтическим видением мира («Деревенские дети»).
Ленина, сооруженный неподалеку от Кракова. 1905). Характеризуя в общих чертах путь искусства за минувшее двадцатилетие, можно выделить два этапа в его сложном и противоречивом развитии.
1933 Загурские за плакат «Ленин. 1903). Поиски языка новых архитектурных форм ярко прослеживаются в таких сооружениях, как торговый центр «Супер-сам» в Варшаве (1959 — 1962 архитекторы М. Красиньский, Е. Гриневицкий, Е. Кра-синьская конструкторы В. Залевский, А. Журавский и другие). В 1960 г. в ознаменование 550-летней годовщины «Битвы народов» на Грюнвальдском поле был сооружен величественный памятник (архитекторы В. Ценцкевич, скульптор Е. Бандура), отразивший в сдержанных и символических формах это важное историческое событие.
Эта идея впервые была высказана как программа Яном Матейкой. Вот один из плакатов: «Да здравствует и процветает Народная Польша. » (1960). Крупнейшим графиком межвоенного двадцатилетия был Владислав Скочиляс (1883 — 1934). Вождь обращается с пламенной речью к народу. Ленгрен, автор серий карикатур «Профессор Филютек» Я. Станны.
Любопытны в этом плане неустанные поиски талантливейшего мастера Ежи Сроковского (р. Постоянный приток свежих сил — одна из причин юности польского плаката. В графических листах Давского, выполненных в различной технике (сухая игла, офорт, акватинта), своеобразно переплетаются гротеск ирония и классическая ясность линии, выдающая стремление автора к гармоническому идеалу. На фоне передовой статьи газеты «Правда» со снимком оборотной стороны Луны крупным планом дана фотография Ленина — кадр из документального фильма.
Этим-то и объясняется максимальная детализация, насыщение картины смысловыми элементами. Гротеск и ирония придают неповторимый характер картинам А. Винницкого. Одной из специфических черт польского плаката является умелое использование надписей. Она достойно представляет анималистический жанр в современной польской пластике.
Все это придает суровую мужественность образу солдата. Из третьего цикла были созданы два полотна, в том числе «Пролетариатчики» (1948 собственность ЦК ПОРП), где изображены члены первой польской рабочей партии «Пролетариат», организованной в 1882 г. Варыньским. Целью их паломничества заключалось в поиске инспирации и света. Справедливость этого взгляда становится особенно очевидной, если вспомнить те цели, которые преследовали немецкие фашисты, уничтожая памятники культуры славянских стран.
Они украшают веер (театральный плакат «Тоска», 1953), маски (киноплакат «Ночь в Венеции», 1954). Эти работы, выполненные в самых разнообразных техниках, начиная от рисунка тушью и кончая цветной литографией, рассказывают о событиях двадцатилетней давности взволнованно и правдиво. С наибольшей силой эти тенденции проявились в живописи.
1901). 1945» (Варшава, Национальный музей) на смену резким контрастам черно-белой гравюры приходит рисунок пером, размывка тушью, сепия. Первый период (с 1945 по 1955 г. ) был временем подъема реалистического направления, для которого после установления народного строя возникли благоприятные условия, продиктованные самой жизнью, вовлечением в культурное строительство широких народных масс, впервые приобщившихся к искусству.
Приятная атмосфера в Зимней сказке Поляка. Поиски прославленного художника были продолжены его учеником Станиславом Выспянским. Как реакция на «культ темы» начинают возрождаться группировки, такие, как «Арсенал», провозгласившие отказ от натурализма, возврат к формальным задачам живописного мастерства. С внутренней стороны пилонов стоят кариатиды: «Женщина с ребенком», «Крестьянин», «Горняк», «Шахтер». Такого рода выставки все чаще стали появляться в последние два года, наглядно свидетельствуя о крепнущих силах реалистического искусства. Фотографический плакат таит в себе большие возможности: неожиданное сопоставление документальной фотографии с лаконичными символическими изображениями рождает яркий образ, будь то антивоенный плакат Р. Цеслевича «Забыли. » (1961) или посвященный мирному труду плакат Г. Хилыпера «1000 школ к тысячелетию Польши» (1958).
PS. Четверть века спустя К. Дуниковский вновь возвращается к «Вавельским головам». 1914), Ю. Мрощак (р. 1902), автор бронзовой статуи «Мать Белоянниса» (1953) и гранитной скульптуры «Моряк» (1949 обе — Варшава, Национальный музей) и А. Карны (р. Вверху плаката сквозь строчки типографского набора просвечивают пять красных букв: «Ленин». Интересна с этой точки зрения выставка «Человек и труд в народной Польше», открытая в конце 1964 г. в варшавско. м Доме крестьянина.
1939 — 1945». Однако это не уберегло его от смерти от рук свихнувшихся подростков. Среди других значительных общественных зданий следует упомянуть Дом культуры в Освенциме (1958 — 1962 архитектор Ю. Поляк), Универсальный магазин в Катовице (1961 архитекторы М. Круль, И. Ярецкий), спортивные комплексы и сооружения «Варшавянка» (1961 архитекторы 3. Они ассоциируются у зрителя с лугом в красочном уборе, с просторами родной земли, пахнущей летним зноем. Эти работы – настоящий позитив в своём первоначальном виде.
Они придают плакатам Мрощака живописность и поэтичность, вносят оттенок лиризма. И были наголову разбиты казаками. сразу после окончания Варшавской Академии художеств. Скочиляс оказал огромное влияние на дальнейшее развитие польской графики.
На фоне развития всех видов художественной культуры кризис, переживаемый изобразительным искусством, выглядел как естественная болезнь роста, связанная с поисками новых художественных средств, способных выразить многообразие форм жизни современного человека. Третий цикл предназначался для украшения Дома ЦК ПОРП. Польская пресса подняла любопытную дискуссию, очень точно назвав абстракционизм «новым академизмом».
Коварский одним из первых среди польских художников 30-х гг. Михаляк), крытый спортивный центр и лыжный трамплин «Белька Крокев» в Закопане (1959 — 1961 архитекторы А. Скочек, Б. Зауфаль, С. Карпель и другие), построенное по проекту архитектора Р. Гутта здание Главного статистического управления в Варшаве (1948 — 1954), Высшее сельскохозяйственное училище в Кракове (1963 архитектор С. Ющик) и целый ряд санаторно-курортных, туристических и зрелищных построек. В центре — огромный красный мак и белая ромашка. Наш человек. За короткий период (1963 — 1964) в разных городах Польши было воздвигнуто несколько монументов. Поэтичность в сочетании с легким юмором, полное отсутствие бытовизма, сентиментальности, этнографичности в изображении гураль-ских крестьян, мастерское владение линией, плавной, спокойной, почти классической (рисунок «Кася» Варшава, Национальный музей) — отличительные черты новой серии «Шлембарк» (1950 — 1954). Его критиковали, ругали, обсуждали им восхищались.
Демковской связано возрождение медальерного искусства. Он создает монументальные скульптуры: эскиз памятника Мицкевичу (бронза, 1948), «Маску Шопена» (бронза, 1949) и «Маску Ю. Словацкого» (гипс, 1949 все — Варшава, музей Дуниковского). Художник всем сердцем принял установление народно-демократического строя в стране. принцип колорита.
Самые талантливые из капистов, такие, как Ян Цибис (р. 20 в. в творчестве Дуниковского появляются декоративность, стилизация, пришедшие на смену ранним импрессионистическим и символическим скульптурам и воплотившиеся в цикле «Вавельских голов» (1925 — 1929). 1908), Т. Трепковский (1914 — 1954) (плакаты «СССР», 1954 «Нет. », 1952), Г. Томашевский (р.
Были не только восстановлены такие старые улицы, как Новый Свят и Краковское предместье, Иерузалимские аллеи, но в соответствии с новым генеральным планом проложены две северо-южные продольные магистрали и поперечная трасса «Восток — Запад». Его лицо, затененное каской, застыло в напряженном раздумье. 1931). Архитекторы стремятся использовать самые разнообразные планировочные и композиционные приемы, применяя, когда это необходимо, однородную или смешанную застройку, дома повышенной этажности, здания павильонного типа. А наверху огромная взметнувшаяся, как пламя, Ника. В рисунках запечатлены сцены боев силезских повстанцев с немцами.
«Пролета-риатчики» — лучшее, что пока создано современными польскими живописцами на историко-революционные темы. " – не "Merry Christmas". «Вавельские головы» 50 — 60-х гг. Дуниковский создавал памятник тысячам неизвестных героев, памятник-символ.
И деньги на войну — тоже сейм. Своеобразной террасной системой застройки, отвечающей условиям гористой местности, отличается санаторий в Истебне (1937 архитекторы Я. Добжинская, 3- Лобада), смелым применением новых конструктивных решений и форм — бассейн в Цехоцинке (1934: архитекторы Р. Гутт, А. Шиполис). Среди самых прославленных варшавских памятников нужно назвать «Варшавскую Нику», сооруженную по проекту Марьяна Конечного и открытую 20 июля 1964 г. На высоком гранитном постаменте короткая надпись: «Героям Варшавы. В последнее время активизировалось индустриальное домостроение. Павельский, М. Сенницкий), по своим эстетическим качествам не уступают общественным зданиям и являются самостоятельными и значительными архитектурными произведениями. Старые темы, лозунги многолетней давности, например: «Да здравствует.
В центре памятника горит вечный огонь во славу павших. Постепенно проблемы формы становятся для художников «Арсенала» самоцелью. На тех же принципах основывались и другие реставрационные работы.
1910) и многие другие представители старшего поколения плакатистов. Вот почему в ее картинах из цикла «Кафе» (1963) так тесно сплетены лиризм, гротеск и ирония. 1895), Э. Липинский Ср.
Так были восстановлены (а фактически почти полностью построены заново) исторические ансамбли Старе-Мяста и Нове-Мяста в Варшаве, Старый Город в Гданьске и Познани, Рыночные площади в Ополе, Вроцлаве, Возиславе, многие дворцы и замки в различных городах. Четкий ритм трехступенчатого цоколя, высеченного из гранитных глыб, соответствует строгой архитектоничности монолитных объемов, весомости тяжеловесных форм. Он начал еще в 1937 г. Но подлинный расцвет его творчества — 50 — 60-е гг.
Jacek Yerka, как художник, пожалуй, является последователем фламандских мастеров. Таким образом были созданы предпосылки для развития социалистического реализма. полотна А. Винницкого «Никогда больше», В. Гар-болиньского «Человек» и «Композиция» Ю. Млынарского, где запечатлен ужас концентрационных лагерей. Пролетариагчики изображены сидящими в ряд на фоне кирпичной стены тюрьмы. Признанньгм мастером книжной иллюстрации считается Ежи Сроковский, автор иллюстраций к книге Януша Корчака «Король Матиуш Первый».
По углам пилонов помещены головы шахтеров, металлургов. Первые картины были написаны в духе абстракционизма, позже стали доминировать сюрреалистические мотивы. Особенно удачен центральный отрезок магистрали, где сильная и стремительная лента дороги, проносясь над Вислой и набережной, с упругим изгибом ныряет в тоннель под древней Замковой площадью, затем вновь вылетает на поверхность и разделяется на два рукава, омывая с обеих сторон старинный дворец Радзивиллов. Начало расцвета польского плаката относится к середине 50-х гг. Нет, поляки никогда не были трусами на войне.
Современное искусство, как говорят многие критики – хаос. 1870 — 1960». Многие промышленные комплексы, как, например, текстильная фабрика в Калише (1959 архитекторы Я. Глувчевский, С. Сикорский), холодильник в Скавине (1960 — 1961 инженеры-архитекторы В. Зембаты, 3. Принципиально иные задачи ставили в своем творчестве художники «Комитета Парижского» — так называемые каписты, ученики и последователи Ю. Панкевича — крупнейшего представителя импрессионизма в польской живописи. К этому поколению принадлежал и Ксаверий Дуниковский (1875 — 1964). Эти традиции творчески переосмысливаются новой сменой.
Куна, А. Замоский, Э. Виттиг, Я. Щепковский). Эта последняя работа (проект 1947 г. ) — значительное явление в послевоенной градостроительной практике.
Начав как мастер психологических портретов, Дуниковский создает целый ряд символических скульптур, в том числе «Материнство» (позолоченное дерево, 1900), скульптуры «Дуновение» (кованая медь, 1901) и «Фатум» (1901). Особый интерес среди мастеров польской живописи представляет Вацлав Таранчевский (р. – Природа разнаряжена по православному обычаю, в традиции "С Новым Годом. Краски ложатся на полотно грубыми мазками, образуя шершавую, бугристую матовую фактуру.
Победивший на конкурсе (1958) архитектор 3. Таков цикл «По Ленинским местам» (начат в 1954 г. ). Ее мужественное лицо проникнуто болью, мукой, трагизмом.
В конце 40-х — начале 50-х гг. возникают художественные группировки, в том числе группировка «Формнсты», приверженцы которой отбросили традиционное понимание перспективы, отошли от передачи световоздушной среды, сосредоточив все свое внимание на вопросах формы, проблемах взаимоотношения плоскостей, объемов и масс, стремясь выявить конструктивность предметов окружающего их мира. Естественно, что крупные градостроительные работы не ограничивались Варшавой, а одновременно велись и в других промышленных и административных центрах (включая города на воссоединенных западных землях), таких, как Гданьск, Щецин, Вроцлав, Лодзь, Познань, населенные пункты Верхнесилезского промышленного округа. С именем 3.
А после того как эти художники возвращались, то выступали как апостолы «хорошей живописи». На красную кирпичную стену падает тень подпольщика, пишущего на стене мелом ПНР (Польская рабочая партия). В серии рисунков «Варшава. В центре внимания С. Рассальского — человек.
За последнее двадцатилетие несколько новых памятников появилось в Варшаве. Среди последних следует особенно отметить академика Яна Захватовича и проф. Рациональные и выразительные крупноблочные здания построены в варшавском микрорайоне Прага II архитекторами И. Гей-штором и И. Кумеловским (1960).
Но постепенно поиски художественной выразительности, вопросы мастерства, проблемы формы, фактуры, композиции, цвета, всей сложной структуры образного строя картины в ряде случаев начинают предаваться забвению во имя темы, решенной подчас очень поверхностно. У его колыбели стояли такие прославленные мастера, как Т. Гроновский (р. Китч – без суррогата волшебности, облагоображен немалой художественностью и душевностью.
Проблема была в организации. Сильное впечатление производит его картина «Следы эпохи двадцатого века» из цикла «Война». Первый из них, «Человек», был задуман как развернутая панорама тяжелой жизни старой Польши, когда крестьяне вынуждены были уходить с земли в поисках заработка (полотно «Странник», 1945). Нельзя без улыбки смотреть на маленький плакат, подымающий большую тему безопасности полета: «Я забыл выпустить шасси» (1960) или на плакат «Никогда в одиночестве» (1961), где тот же беззаботно-веселый герой, но только без шлема, сидя на скамейке, наслаждается музыкой, рекламируя транзисторный приемник.
Образное содержание плаката усилено красным цветом. 1933) и Станислав (р.
Клевер в формате Федоскино)). Недаром в 1952 г. по указанию ЦК ПОРП было создано самое крупное в Польше издательство — ВАГ (Художественно-графическое издательство) — для выпуска политических плакатов.
Смерть помешала Коварскому воплотить свои замыслы. Францишек Стрынкевич (р. Польская карикатура пользуется заслуженной любовью как у самих поляков, так и далеко за пределами Польши, куда она проникает на страницах «Шпилек», «Пшекруя» и других журналов. Но позже вид такой живописи практически исчез после того как начали распространятся печатные репродукции. В старинные времена народные художники, которые занимались рисованием образов, так называемые «obraznik» в основном рисовали масляными красками, а также клеевыми красками. Один из основателей «капизма» Я. Цибис возродил в середине 50-х гг.
Лёгкость руки, прозрачность и свобода акварели создают ощущение свежести и радости. Большой силой эмоционального воздействия проникнута картина «Никогда больше». Связь с народным творчеством ощущается в колористической гамме плакатов Вальдемара Свежего (р. Среди наиболее интересных градостроительных работ архитекторов этого направления можно назвать варшавский жилой район Коло (1948 — 1950 архитекторы Е. и Ш. Сыркус). Художник философского склада, привыкший мыслить обобщенно-символическими образами, он решает создать три грандиозных цикла картин.
В графических листах «Конкарно» (1949) Кулисевич предстает перед зрителем как тонкий лирик, умеющий запечатлеть прелесть морского пейзажа. Польские архитекторы завоевали первую премию на международном конкурсе на проект монумента Победы на Плайя-Хирон (1963 — 1964 архитекторы Г. Бочевская, М. Будзинь-ский, А. Доманьский, А. Мровец). 1898).
В них впервые выявились новые черты: тяготение к большим, широким плоскостям, к геометрическим формам, к обобщенным, весомым и монолитным массам, к четкому ритму скованного внутренним напряжением силуэта. Другим значительным архитектурным сооружением этого времени явился стадион Десятилетия в Варшаве (1954 — 1955 архитекторы Е. Гриневецкий, М. Лейкам, Ч. Раевский). Карны создал портреты легендарного генерала Кароля Вальтера-Сверчевского (1961), юного Ф. Дзержинского (1955), Марии Склодовской-Кюри (1955), Эрнеста Хемингуэя и др. Идеи Дуниковского и Щелковского развивал в живописи Фелициан Коварский (1890 — 1948). Но в целом последнее десятилетие отнюдь нельзя рассматривать как время упадка.
С его именем связано формирование современной польской скульптуры. Так формируется принцип противопоставления объема — плоскости, силуэта — тяжелой массе, принцип соподчинения всех частей скульптуры единому архитектоническому началу. Ехали на войну как на свадьбу. В 40-х гг., когда центр тяжести естественно находился в сфере восстановительного жилищного строительства, был выполнен целый ряд конкурсных проектов общественных зданий, в которых противоборствовали различные направления — от последовательного функционализма до попыток использования традиционных архитектурных форм. Это плакат «Ребенок, с которым мы встречаемся» (1959) — с изображением испуганного мальчугана, чье желтое лицо словно выхвачено из ночи светом фонаря и антиалкогольный плакат «Ни капли.
Созданные им в конце 40-х — в 50-е гг.
Тогда существовало творческое сообщество под названием «Парижский комитет» и художники, которые состояли в нем, паломничали в город, который находился над Сеной. Кариатиды органически связаны с пилонами, как бы вырастают из них. Из-под резца Дуниковского вышли вырезанные в дереве и раскрашенные либо отлитые в бронзе портреты деятелей польского революционного движения — Ярослава Домбровского (1961) и Феликса Дзержинского (1961), польских просветителей 18 в. — Игнацы Красицкого (1961) и Енджея Снядецкого (1957 — 1958), писателей Марии Конопницкой (1956 — 1958), Болеслава Пруса (1961), ученыхИоахима Лелевеля (1958) и Марии Склодовской-Кюри (1955), актрисы Хелены Моджеевской (1955) и других (все — Варшава, музей Дуниковского). Большой спасиб. Мыслями о его судьбе и о судьбе эпохи, раздумьями о цивилизации и роли человека в ней проникнуты серии гравюр «Дон-Кихот» и «Две эпохи». Искусство всегда привлекало внимание общественности.
В портрете Ван-Гога (чугун, 1954) он показал творческую одержимость художника, автора прославленных арльских пейзажей, о колорите которых живо напоминает шероховатая коричневая фактура чугуна. В начале 50-х гг. Пристальный интерес к предметному миру выражает одно из последних полотен Е. Кравчика «В мастерской» (1964). Это позволяет говорить о новом направлении развития польского промышленного зодчества, в котором прогрессивные технологические и конструктивные решения (концентрация производства, блокировка основных объемов, применение безбалочных перекрытий, больших пролетов и т. д. ) гармонически связаны с вниманием к человеку и его бытовым и эстетическим запросам.