Однако не все полотна, выполняемые в мастерской Рубенса, создавались таким образом. «рубенсовские женщины», великолепные полнотелые очаровательницы, на полотнах великого фламандского художника в качестве идеала красоты его эпохи прошли сквозь века. У Питера Брейгеля Старшего также есть полотно на эту тему, но Рубенс перещеголял его большим накалом страстей и массовостью.
Эту функцию у Рубенса исполняют доспехи, активное действие на заднем плане, представление портретируемого как бы на возвышенном пьедестале51. Он усиливает во много раз поэтическое очарование увиденного, возводя его в мир искусства. Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников.
15 сентября художник прибыл в Мадрид. В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском. Вопрос о том, кто такие «рубенсовские женщины» и что же все-таки воплощено художником в его работах – ренессансные идеалы эпохи, личные предпочтения автора или имеет место быть их ироничное преувеличение, продолжает волновать искусствоведов и любителей живописи.
Один из его поклонников, французский художник XIХ в. Эжен Делакруа говорил: «Его главное качество – это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь». Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником.
Модель облачена в тяжелое платье с жестким корсетом, его раструбы рукавов напоминают металлический рыцарский доспех. Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов. Питер Пауль сотрудничал с семейством изготовителей клавесинов Рюккертов, создавал эскизы ковров и гобеленов для купца Свеертса145.
Очевидно именно Рококе и предоставил Рубенсу заказ на этот алтарный образ. Его жены относились именно к тому типу красоты, который воссоздан им в его полотнах с необыкновенным восхищением и любовью. Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант. Это произведение не парадное, оно подчеркнуто камерное и простое по композиции.
Это руки третьего ребенка Елены, Изабеллы Елены, родившейся в мае 1635 года. По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него». Так, гораздо приятнее управлять высоким и красивым боевым конем и последний доставляет всаднику гораздо больше удовольствия, чем маленькая кляча». Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита. Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II.
Портрет девушки выполнен по рисунку, написанному с натуры. Рубенс и себя не раз писал в ней. В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс». В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196. Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью. Гилаейра и Феба были дочерями царя Левкиппа, обрученными с Идасом и Линкеем Афаретидами, сыновьями мессенского царя Афарея. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере.
В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам». Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма». Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году.
Многие из них Рубенс копировал, оттачивая своё мастерство. Рубенс никогда не стеснялся подражать художникам, которые восхищали его (Тициану, Питеру Брейгелю Старшему) и др. В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222. Попробуем подойти с другой стороны.
Автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. Теперь обе работы, прославившие Рубенса, находятся в Кафедральном соборе Антверпена. Связь с античностью проявлялась не только в строе художественной мысли Рубенса, но и во множестве конкретных деталей.
По объяснению самого Рубенса, дети – символ процветания. Особой его любовью пользовались геммы и монеты, причём одну античную гемму он не смог продать вместе с коллекцией герцогу Бэкингему— настолько он к ней привязался.
Филипп Рубенс отмечал, что эрцгерцогская чета в буквальном смысле привязала его брата к себе золотыми цепями: Питеру Паулю была пожаловала золотая цепь с портретом эрцгерцога и его супруги стоимостью в 300 флоринов71. Из Антверпена он вдоль Рейна последовал во Францию, посетил Париж, а далее направился в Венецию. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность.
Если это союз города с рекой – то где город, а где река. Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120. Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона.
Работы Рубенса безоговорочно принимались как светскими, так и церковными заказчиками и он практически не подвергался критике при жизни. Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет.
Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74. Ничто не является настолько переменчивым, как эстетические идеалы и каноны красоты. Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199.
Современникам казалась фантастической его память: однажды он без труда припомнил имя римской поэтессы, которую единственный раз упомянул Ювенал в одной из сатир13. Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием. Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23. В этом городе его отец отбывал ссылку за связь с супругой принца Оранского Анной Саксонской. Детство будущего художника проходило в Зигене, затем в Кёльне и только после смерти отца семья вернулась на родину – в Антверпен (Фламандский регион Бельгии). Получил юридическое образование, но живописью стал заниматься очень рано.
Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми). Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту. Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей. Содержание предстает проясненным как высокая героическая трагедия. Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97. В Риме он побывал дважды, причём в первый раз приехал туда летом 1601 года, когда герцог командировал его для копирования картин из коллекции кардинала Алессандро Монтальто.
Она предназначалась для капеллы Гильдии аркебузиров, своеобразного стрелкового клуба того времени (аркебуза в качестве огнестрельного оружия имела тогда широкое хождение).
По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку. Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212. В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами.
Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю». Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). Но Идас камнем сразил Полидевка.
По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83. Умер Рубенс в Антверпене 30 мая 1640 года. До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо. Художник увлекся новым жанром — портретом.
В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте. В версии, которая перед нами (1639), Парис изображен в пастушеском наряде, пристально разглядывающим трех великолепных нагих женщин, которых он попросил снять одежды, чтобы ничто не мешало судить об их красоте. Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца.
Все фигуры переплетены и образуют композиционный круг. Считается, что эта картина не совсем характерна для творчества Рубенса – в ней очевидно обращение к жанру психологического портрета. Некоторые исследователи даже сомневаются в авторстве Рубенса (работа автором не подписана), а иные предполагают, что художник на полотне изобразил свою старшую дочь Клару Серену, которая умерла ко времени создания полотна. Это погрудный портрет девушки. И все же в 1611–1618 годах в Антверпене было построено одно здание, напоминавшее строения Генуи, – дом Рубенса (в 1947 году в нем был открыт Музей Рубенса). С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности.
Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь. К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы». Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе. Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи.
Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса. Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь. Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп.
Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435. Художник увлекся новым жанром – портретом.
При дворе герцога он провёл всё лето 1601 года, период с апреля 1602 по май 1603 года и с мая 1604 по самый конец 1605 года36. В спорах критиков, принадлежавших к обоим лагерям, на первое место выносились требования, предъявляемые к линии и цвету. Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. Художник дважды был женат. Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц. От Изабеллы словно исходит невидимый свет.
В этих работах Рубенс намного предвосхитил то, что впоследствии мы увидим только у импрессионистов. Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой. Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе.
Знаменитый английский художник XVIII в. сэр Джошуа Рейнолдс (1723-1792) писал: «Это одна из самых прекрасных его фигур. Может она и в самом деле была чрезвычайно скромна. Фигуры объединяют близкие цветовые тона, особенно золотистые. В творчестве Рубенса ярко выражены мощный реализм и своеобразный фламандский вариант стиля барокко.
С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами. Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. В отличие от тициановского портрета Карла V, Рубенс придал композиции больше динамики, направив всадника прямо на зрителя. Разве шляпка здесь соломенная, тем более с таким пером. Это одна из самых известных мифологических картин Рубенса.
Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220. Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы.
Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб. Перед нами, вероятно, самый знаменитый из поздних пейзажей Рубенса. Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов.
В переписке Рубенса много латинских цитат, причём как точных, приводимых по памяти, так и собственных афоризмов. За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219. Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18.
На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Первые упоминания об этом произведении относятся только к началу XVIII века. В те времена почта из Лондона в Мадрид шла 11 суток, а принятие решений занимало много времени192.
Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы. За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186.
По-лисьи лукаво смотрят на зрителя зеленоватые глаза девушки. В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году.
М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112. В этой картине Рубенс использовал миф о братьях Диоскурах (сыновья Зевса и Леды). В свою очередь, через Монтальто Рубенс был представлен Шипионе Боргезе— племяннику папы Сикста V, который был официальным покровителем немецких и фламандских художников в Риме. Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть.
Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику. О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг. В том же декабре 1627 года Рубенс попытался выйти на руководство Протестантской лиги, приняв в своей мастерской посланника Дании в Гааге Восбергена. Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка. Венеция не случайно стала первым итальянским городом, который посетил Рубенс. В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени.
Из мерцающего полумрака глядит молодая женщина XVII века в черном платье с белоснежным воротником – фрезой. Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121. В них начисто отсутствует мистика. Греки, угрожая Трое войной, потребовали вернуть ее.
Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита». Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5. О чем он ее спрашивает. А ведь оно только одно из многих. В Риме Рубенс выполнил алтарь для церкви Санта-Мария-ин-Валичелла и для монастыря ораторианского ордена в Фермо.
Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию. Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал. В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135. Во-первых, он повышал своё профессиональное мастерство, во-вторых, стремился создать личный каталог произведений искусства, рассеянных по королевским и частным коллекциям, в которые вряд ли смог бы попасть снова. Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206.
Он как бы полуприсел на пенек, на котором лежит исторгающий пресную воду кувшин. Четыре континента часто изображались в произведениях художников эпохи барокко. Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8. Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175. Меркурий держит яблоко, которое станет наградой победительнице. Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин.
Отличительная черта его творчества – несколько тяжеловесные «рубенсовские» женские формы. Все персонажи этой картины также наделены красотой, здоровьем молодости, ловкостью, силой и жаждой жизни. В 1610-е гг. В июне этого года исполнилось 440 лет со дня рождения великого фламандского живописца Питера Пауля Рубенса. КОНТИНЕНТЫ.
Эта картина считается «портретом брака» – молодая женщина доверчиво положила свою правую руку на руку мужа. Пейзажный фон кажется реальной средой местонахождения персонажей картины. Войдя в свиту Винченцо Гонзага в октябре 1600 года, Рубенс вместе со двором отбыл во Флоренцию на заочное бракосочетание младшей сестры супруги герцога— Марии Медичи. Елена была десятым ребёнком и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы». Наиболее поразительна во всей работе фигура мертвого Христа.
Он побывал в Венеции, Мантуе, Флоренции, Риме, Генуе. Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно.
Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными. Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». Впоследствии, вернувшись на родину, он передал эти работы своему приятелю Н. Рейкельмансу, который награвировал их и в 1622 году выпустил двухтомник «Дворцы Генуи». Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс. Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37.
Почему именно тигр. Прежд е всего: Антверпен был во Фландрии. Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов». Бэкингем согласился с этими условиями Рубенс доказал, что пользуется доверием при английском дворе, но в Мадриде к его действиям вновь отнеслись скептически.
Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А. Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен. Таким образом, суд Париса стал причиной Троянской войны, окончившейся разрушением Трои.
20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле. 3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом. Нет традиционных для этого сюжете воинов и палачей, нет горюющих последователей Христа. В июле 1627 года Рубенс выехал в Голландию для встречи с Жербье, обставив её как увеселительную поездку.
Она была выдана замуж за капитана Спинола, главнокомандующего испанскими войсками. Это была Вирсавия, жена Урии Хеттеянина. Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса. Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс. Если мужская – то почему такая мощная фигура.
Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён.
Рубенс заботился о своих авторских правах. В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом. Вершиной стало представление художника при эрцгерцогском дворе, состоявшееся, судя по документам, 8 августа 1609 года. Исполнителем последней воли Липсия был ещё один его любимый ученик— Ян Воверий изображённый в профиль в правой части картины.
Картина «Водружение Креста» была заказана для церкви святой Валъпургии, в то время как картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе. И даже с какой-то угрозой. У ног мужчины – тритон гудит в раковину. Это обошлось ещё в 7000 флоринов. В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес».
(Рубенс жил в Антверпене. )Рассмотрим эту версию. Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод.
23 марта он покинул Англию, а 6 апреля Бальтазар Моретус записал в дневнике о прибытии Рубенса в Антверпен. Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона».
29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль. 1750).
По всей видимости, он собирался вернуться в Италию. Рубенсу нравилась жизнь сельского аристократа. Здесь он часто бывал в последние годы своей жизни. Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138. По этому праву незаконное воспроизведение гравюр Рубенса в Голландии каралось конфискацией тиража и штрафом в 100 флоринов.
В этой стране Рубенс прожил восемь лет, переезжая из одного города в другой. Он сравнивал собственное творчество с философским камнем. Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью.
Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни. В частности, были убраны бойницы.
Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни. В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм. Рубенс не разделяет в человеке плотское и духовное: сквозь материю у него веет дух.
Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта. Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен).
Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины. Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног. За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св. Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией.
Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч. Почему не лев. Все это тайна велика есть.
Массагеты легко одолели противника, а затем возлегли и стали пировать, а насытившись пищей и вином, заснули. Королева желала обустроить галерею славы, наподобие созданной когда-то Вазари во флорентийском Палаццо Веккьо. Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события. Персы оставили лагерь с запасом вина, который обороняла неспособная часть, а основные войска отошли назад к реке. Парис решил похитить Елену. Давид соблазнил ее, а Урия отправил на верную гибель.
Карлу Борромео). В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей. В марте 1571 года Ян Рубенс был арестован за незаконную связь и провёл два года в заключении в Дилленбурге, а после суда был сослан в небольшой городок Нассауского герцогства, Зиген. Друг Рубенса, Николас Рококе, являлся одним из руководителей этой гильдии (Рубенс, кстати, позже тоже стал ее членом). 11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома. С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой. Из мастерской Рубенса вышли Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, трое братьев Тенирс, Антонис ван Дейк. Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама.
В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван.
Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя». В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго. Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет.
Войны истощали всех и вся. Благоприятным для Рубенса оказался и римский период его жизни и творчества (1605-1608). В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая». Пьедестал Меркурия украшен гражданским венком из зелени дуба ибо охранять граждан – такова цель послов (их можно узнать по ветвям Оливы Счастливой, которые они держат перед собой), успешно ведущих государственные дела.
Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. Она не отличалась особым богатством— все картины Рубенса были написаны свинцовыми белилами, жёлтой охрой, лаковой мареной, ультрамарином и коричневой смолой иногда использовалась киноварь и сажа93. Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил. Тигрица представляет реку Тигр, а путти играют с крокодилом, символом Нила.
Это зависит и от нее. Пейреск в письме от 10 мая 1623 года рекомендовал Рубенсу предпринять ряд дипломатических шагов, в частности, подарить картину Ришельё. Историк искусства Э. Фромантен писал: «Похоже, в сердце художника поселился определенный женский тип, который представлялся ему идеальным, поскольку к этому типу красоты можно было отнести в равной степени обеих его жен. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213.
Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св. В написанном Рубенсом эскизе «Голгофа» исчезли смятение и беспокойство ранней вещи. Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе.
Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203. Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение. Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу.
Он был написан вслед за близким по масштабу и теме «Водружением креста» (1610-11).
Он считал религиозные картины художника излишне театральными, но восхищался его способностью выражать настроение с помощью красок, а также его умением быстро и уверенно рисовать228. Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса. Если женская – то какая связь между плодами и рекой. И конечно же, этим «ноу хау» Рубенс не замедлили воспользоваться наиболее продвинутые художники того времени. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов.
Один из его поклонников, французский художник XIХ в. Эжен Делакруа говорил: «Его главное качество – это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь». Выглядит он довольно непривлекательно, можно сказать, мерзко. Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах.
Он побывал в Венеции, Мантуе, Флоренции, Риме, Генуе. Но Рубенс никогда не был педантом. Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию.
Ошибка в названии возникла в XVIII веке во Франции, где в одном из каталогов работ художника полотно было записано: «Le Chapeau de Paille» («Соломенная шляпа»). Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233.
Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова. Новая поездка в Париж оказалась неудачной.
Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей. Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу. Для него мечта реальна, а реальность сказочно прекрасна.
Отцом Изабеллы был известный гуманист Ян Брант, долгое время занимавший пост городского секретаря, последователь Юста Липсия, который также занимался изданием античных классиков. У него тоже есть выражение, хотя лицо только обозначено частью профиля. После возвращения он ужинал с избранными друзьями. 8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена. Место, где плещутся дети и тритон, – очевидно, море.
Естественно, что букет фруктов и ягод символизирует изобилие. Или бегемот. В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230.
Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197. В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг. В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII. За свою жизнь этот великий художник написал множество картин.
Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137.
Жизнелюбцу Рубенсу незнаком «разлад мечты и действительности». Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49. В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса.
Коленопреклоненные святые жены готовы помочь Иоанну, а Богоматерь (изображенная слева) с белым, как мел, лицом приближается к Христу, протягивая ладонь, чтобы принять тело сына. Но на этом профиле можно прочитать какой-то вопрос, какое-то напряжение.
По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне». В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века. Это повлияло на решение Париса и приз достался Венере, но это решение вызвало обиду у Юноны и Минервы.
Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений. По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета». Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой.
Рубенс был принят фаворитом короля графом Карлайлом и вновь взялся за кисть, следуя пожеланиям Жербье и светского общества. Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца. Для нас не суть важно, кто и что получил – установился мир, началась нормальная жизнь. Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо. И как пишут историки, Фландрия была экономически развитой областью. Или буйвол.
Добравшись до дома в декабре, он повесил у склепа усопшей одну из картин, предназначенных для Кьеза Нуово. В 1626 году умерла жена художника и он очень тяжело переживал эту потерю. Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону. Справа (прямо над сиденьем стула) намечена еще одна пара рук.
Эти речные божества показаны отдыхающими под пологом, окруженные вниманием нагих женщин. Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл. Мощный старец стоит к зрителю спиной. Оно осталось незаконченным и первоначально превышало по ширине нынешний вариант. После 4-летнего обучения у ван Веена, Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию Святого Луки (1598), а в 1600 г. отправился заканчивать своё художественное образование в Италию.
Большинство из них было заказано или приобретено императором Карлом V. Копии Рубенс забрал в Италию, а далее перевёз в Антверпен после смерти художника исполненные им копии выкупил и вернул в Испанию король Филипп IV. Скопировал он и голову носорога работы Дюрера.
Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204. Елена стала любимой моделью художника в последние годы его жизни. На переднем плане изображены растения, цветущие только осенью, – это позволяет точно определить, к какому времени года относится пейзаж.
Полотно датируется именно по возрасту детей, определяемому визуально (даты их рождения хорошо известны). Однако раздел имущества и улаживание всех споров заняли у наследников около 5 лет. Рубенс был скрытным во всём, что касалось его частной жизни, не сохранилась его переписка с женой, дети упоминались очень редко и только в контексте гуманитарных интересов. 9-дневная поездка оказалась крайне неудачной.
В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни. Он любуется богинями, стоящими перед ним в разных ракурсах.
Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100. В 1609 году после возвращения в Антверпен Рубенс стал придворным живописцем при правителях Испанских Нидерландов эрцгерцоге Альберте и эрцгерцогине Инфанте Изабелле. Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183. На своем могильном камне в церкви святого Якова в Антверпене он распорядился выбить надпись: «Лорд Стен». 10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67. М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла).
Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены. Портрет изображает придворную даму Изабеллы Клары Евгении.
Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой. М. Лекуре замечала, что Леонардо да Винчи за всю жизнь создал около 20 картин, а Вермеер Делфтский— 36, причём не продал ни одной.
Ниточка к этому заложена в приведенном комментарии: «Художник изобразил союз города Антверпена с рекой Шельдой, то есть союз торговли и морских дорог – залог и символ процветания Фландрии». Тонкой наблюдательностью, лаконизмом, мягкостью и легкостью штриха отличаются многочисленные рисунки Рубенса: зарисовки голов и фигур изображения животных, эскизы композиций и другие. Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения. Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело. «Снятие с креста» – центральная панель триптиха Рубенса.
Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие – откровенные, нежные и чувственные – ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»). На нем тоже венок победителя. Речь шла о «Воздвижении креста». Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость. В глазах Рубенса и его окружения античность была эпохой наивысшего расцвета цивилизации, с которой надо соразмеряться и подражать ей.
Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря. В начале XVII века она была под властью испанской ветви Габсбургов (Габсбурги были императорами Священной Римской Империи, которая в свое время разделилась на две ветви: немецкую и испанскую). Обе ветви Габсбургов (немецкая и испанская) воевали между собой – никак не могли поделить наследство.
Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147. Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье. Возможно, это труды Сенеки. Он побывал в Делфте и Утрехте, вызвал подозрения британского посла и переговоры оказались на грани срыва. Шляпа – столь характерная деталь в данном произведении, что часто из его названия вообще опускается слово «дама». Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102.
Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148. В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной). В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80. В первую очередь это относилось к мировосприятию139.
Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»). Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен.
Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа». В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива. Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход. Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант. Архитектура этой страны стала развиваться по другому, более интересному пути.
Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157. До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200. Текущая из амфоры вода, похоже изображает реку, впадающую в море (несомненно, это река Шельда). Если девушка изображает Фландрию (намек на ее богатства и важность для испанской короны – жемчуг в косах и в ушах), а мужчина – испанских Габсбургов, то картина – аллегория соглашения 1617 года, по которому Антверпен (Фландрия) получил мирную жизнь, следовательно и возможность процветания. Рубенс не скрывал коммерческой направленности своего творчества и придавал огромное значение материальному благосостоянию87. Возможно, это мальчик и девочка (если судить по длине волос). И еще один персонаж – тигр.
Что-то странное в этой картине. Брак был заключён с большой поспешностью. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели.
Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела. И слава Богу. Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель. Испания в то время оставалась сильной морской державой (мужчина держит в руках трезубец, символ владыки морей), но уже начала терять свое могущество.
Эти особенности барочного искусства отразились и в его картине «Сусанна и старцы» на сюжет из Книги пророка Даниила. Елена была племянницей первой его жены— Изабеллы Брант её сестра— Клара Брант— вышла замуж за торговца коврами и обойщика Даниэля Фоурмена (Фоурмента). В 1581 году Рубенсы смогли вернуться в Кёльн, сняв большой дом на Штернегассе, который впоследствии был резиденцией Марии Медичи. Это, конечно же, описка: вместо «paille» должно быть «poil» (с французского – «фетр»). Голландцы раскрывают скромную, незаметную красоту, присущую природе в ее обычном, хочется сказать «повседневном», состоянии.
«В этих работах нет пока ничего, кроме впечатляющих размеров мужских и женских фигур, что объединяло бы их и дало возможность без труда узнать руку мастера. Картина была подписана обоими художниками104. При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет. В этот венок вплетена пальмовая ветвь, что говорит о Мудрости – Победительнице.
Рубенс прекратил свою дипломатическую деятельность, перестал интересоваться карьерой придворного и целиком отдался живописи. «Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно». Позднее по тогдашним меркам начало занятий сказалось на том, что Рубенс не смог многого почерпнуть у Верхахта и быстро покинул его мастерскую. Они похитили дочерей царя Левкиппа – Гилаиру и Фебу. После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101.
Примером служит огромная потолочная фреска Тьеполо АПОЛЛОН и четыре континента (ок. Рубенс не считается мастером психологического портрета. Особенно это заметно в письме декоративных драпировок.
Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов. С противоположной стороны другой старец спускается по приставной лестнице, выпустив угол савана и передав свою ношу стоящему рядом Иоанну. Контраст похотливой старости и цветущей молодости привносит в картину оттенок драматизма.
Сколько поколений зрителей слышало, читало в книгах, рассматривало картину с этим названием, не «спотыкаясь» о его несуразность. Отчим Яна Рубенса— Ян Лантметер— держал бакалейную торговлю и определил пасынка на юридический факультет Лувенского университета. И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38. Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108.
Остается неизвестным, почему Рубенс не закончил эту картину, которая, возможно, была обрезана уже после его смерти для того, чтобы выглядела более «завершенной». Если наоборот – те же вопросы. Более 1000 картин художника – это монументальное достижение.
Такие его работы, как данный пейзаж, – наилучшее тому подтверждение. Все композиции решены в многолюдном театральном стиле, который может одновременно напомнить и о Веронезе и о Микеланджело. На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров.
Кто изображает реку – женская фигура или мужская. О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения».
Далее сотрудники брюссельского музея Плантена— Моретуса Макс Роозес и Ш. Руэлен опубликовали практически все сохранившиеся документы, связанные с Рубенсом, всю его переписку, записные книжки и литературные опыты. Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики.
Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года. Отпевание состоялось 2 июня. Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153. Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему.
Лекуре, «доходило до угодничества». Луки214.
В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь. Возможно, художник это передал именно таким выражением лица девушки. Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9.
Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231. «Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94. Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию.
Сам художник разделял вкусы большинства представителей своей эпохи: он изображал своих «граций» с явным восхищением, без тени иронии и без преувеличений. Он никогда не работал на пленэре и не воссоздавал некий конкретный ландшафт, вот таким образом его работы рассматриваются как обобщённый образ сельской Фландрии с её природной стихией и простыми радостями поселян.
Мир Рубенса был закрыт для всех остальных». На смену абстрактной духовности приходит подчёркнутая телесность, происходит реабилитация чувственной красоты.
Осталось несколько полотен с изображением Альберта. Питер Пауль Рубенс родился в 1577 г. в Зигене (Германия) в семье адвоката Яна Рубенса. Рейнольдс считал, что Рубенс довёл до совершенства техническую, ремесленную сторону художественного творчества.
Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать. Его зрительная память не уступала памяти на тексты. Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26. В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург).
В 1635 г. он приобрёл поместье Элевейт неподалёку от Мехелена. Картина исполнена в сдержанных тонах, построена на неуловимых тончайших переходах цветов. Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной. Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187. Эти работы, а также многочисленные изображения вакханалий, в том числе «Вакханалию» (1615–1620, ГМИИ, Москва), можно считать переходными от первого ко второму этапу.
Соперничество кончилось трагедией. Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе.
Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи. Его духовное искусство начисто лишено духовности»111. Светлые волоски, выбившиеся из прически, непокорно вьются у висков, образуя мягкий и светящийся ореол вокруг лица.
Архитектура этой страны стала развиваться по другому, более интересному пути. За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе. Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест. Губерта, Диану на охоте и подобное. Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах. Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143.
Во время засады, устроенной Диоскурами, Идас убил Кастора, а Полидевк – Линкея. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника.
Однако художник любил писать Елену и просто как любимую жену и мать своих детей. Кисть Рубенса (1577-1640), обычно широко и активно создающая форму, здесь мягко касается создаваемого портрета.
В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти. После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73.
Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги. С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора. Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты. Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы.
Мир Рубенса был закрыт для всех остальных». Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей. В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет.
И все же в 1611–1618 годах в Антверпене было построено одно здание, напоминавшее строения Генуи, — дом Рубенса (в 1947 году в нем был открыт Музей Рубенса). Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил. Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35.
Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202. В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер. Оформление и архитектурное решение студии отражало серьёзное отношение Рубенса к своей работе, которого он ожидал от заказчиков, моделей и посетителей. Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201.
Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221. Порваны все земные связи между тремя распятыми и живыми людьми. Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов. Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини.
Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе. Вопрос на лице мужчины – не праздный: Фландрия может быть и немецкой. Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации – изображения живого тела. Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место.
«Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82. По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов. Филиппа, отличавшегося способностями к латыни, пристроили секретарём к советнику испанского двора Жану Ришардо.
Весьма ценил Рубенса Эжен Делакруа, находивший у мастера умение передавать высочайший накал эмоций. Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году. По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей. И думать, что «Союз Земли и Воды» представляет какую-то абстрактную композицию, было бы в корне неверно. Вот что пишет сам художник о некоторых символах, которые он использовал в своих картинах: «Пьедестал Минервы украшает масличный венок, отличительный знак сей Богини некогда на Народном собрании греки присудили такой венок Фемистоклу как признание его мудрости. Голова, упавшая на плечо, смещение всего тела дают нам такое верное представление о тяжести смерти, что никакое другое не в силах превзойти его».
Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение. Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50. Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков. Родился великий художник Питер Пауль Рубенс 28 июня 1577 года в городе Зигене, что в Германии. Это не мольба, это именно вопрос.
Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227. Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после. Игнатия (ныне посвящённой св.
Рубенс похоронил жену возле матери и украсил надгробие изображением Богоматери с младенцем и эпитафией собственного сочинения. На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара. Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник. Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель. Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник.
Царь Давид однажды «прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину а та женщина была очень красива». Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год. Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113. За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98.
Он был высокообразованным человеком и часто включал в свои живописные аллегории символы античной мифологии. По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность. В живописи Рубенса (1577-1640) соединились экспрессия, драматизм и бьющая через край полнота жизни. Но мне будет очень трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе168.
Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно. Но Рубенс, однако, не ограничивается ими.
Рубенс создал большое количество картин на библейские сюжеты. 13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516.
А уж почему нам не известно ни одно изображение Изабеллы в стиле «ню» – тайна сия велика есть. Эта же комната служила и личным кабинетом. В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан. В 1630-е годы начался новый период творчества художника.
Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55.
Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов.
Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28. Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля. Аспирантов Рубенс более не брал, а в мастерской работали только состоявшиеся художники— в том числе Я. Йорданс, К. де Вос, сыновья ван Балена— Ян и Каспар — и многие другие. Однако величина фигур угнетает динамику композиции. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу.
Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру. В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года. Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены. На заднем плане в окне виден пейзаж.
Она даже пыталась продать ему свои драгоценности, чтобы нанять войска Рубенс кое-что купил. Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва. Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства. Впоследствии, вернувшись на родину, он передал эти работы своему приятелю Н. Рейкельмансу, который награвировал их и в 1622 году выпустил двухтомник «Дворцы Генуи». Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14. Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля.
Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. По И. Е. Прусс, он был одним из создателей этого стиля и его крупнейшим представителем, но во многих отношениях его творческое кредо роднило его с Ренессансом. А рядом с ним плещутся путти (путти – декоративные изображения маленьких детей, характерные для искусства барокко и ренессанса). Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний. Лицо и платье маркизы четко выписаны, создан цельный образ аристократки. Сюжет для него позаимствован из греческой мифологии.
Иосиф Аримафейский, стоя на лестнице, поддерживает тело под руку.
11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159. Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64. Сам художник разделял вкусы большинства представителей своей эпохи: он изображал своих «граций» с явным восхищением, без тени иронии и без преувеличений. Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства.
Никаких следов его ранней графики не сохранилось17. Неужели она была настолько скромна.
К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230. С наслаждением писал местные пейзажи.
С 8 августа 1630 года Рубенс пользовался привилегией не платить налоги в городскую казну и членские взносы в Гильдию св. Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться». Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись». Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами.
К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена. В этой двусветной зале шла работа над крупномасштабными заказами— в первую очередь для церквей85. Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151. Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21. В 1629 году он побывал в Англии.
Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября. К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню. Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало. В этой стране Рубенс прожил восемь лет, переезжая из одного города в другой.
Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов. «Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего.
Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173. Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага. Хозяйка этой ангельской, едва заметной улыбки умеет хранить дворцовые секреты. Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству».
Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия». Конечно же, это роскошная фетровая шляпа, модная в XVII веке. «Союз земли и воды» был написан в 1618 году, через год после заключения мира. Однако этот проект так и остался неосуществлённым182.
Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки. И опять же – зачем тигр.
За это Зевс (отец Диоскуров) поразил Идаса перуном. Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года. На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). Минерва (Афина) изображена с совой (ее доспехи лежат рядом), Венеру (Афродиту) сопровождает ее сын Купидон, а Юнону (Геру) – павлин. Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм.
Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе. Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68. Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него.
.