Прежде чем перейти к непосредственно анализу и сравнению двух произведений — натюрморта «Персики и груши» Поля Сезанна и натюрморта «Фрукты и бронза» Анри Матисса — мне представляется необходимым определить временные (и, соответственно, стилистические) рамки, к которым относятся данные полотна. Хотя это и была шутка, но она стала провидческой: Поль Сезанн действительно покорил Париж спустя сорок лет своими натюрмортами из яблок. Поль Сезанн написал полотно «Натюрморт с драпировкой и кувшином» в 1899 году.
Но он пренебрег желанием родителей и решил посвятить себя изобразительному искусству. Но интересно отметить, какие художники в этот период влияли на Сезанна. Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна. Таковы картины «Скрипка и палитра» (1909–1910, Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк), «Женщина с мандолиной» (1910, Государственная галерея современного искусства, Мюнхен), «Натюрморт со скрипкой» (1911, Национальный музей современного искусства, Париж).
Мотивы, рожденные воображением мастера, заполняют и картины с персонажами-масками («Воитель и женщина», 1913 «Принц и наложница», 1918, обе — в Фонде Нольде, Зебюлль).
М. У. Тёрнера, Матисс начинает применять более насыщенные краски. Любимым выражением мастера было: «Композиция цвета В этом все. И человеческая голова и яблоко напоминали о шаре. Этим подходом Сезанн открыл новый поворот в истории жанра, а в искусстве последующих годов его метод в употреблении других художников (Петра Кончаловского, Аристарха Лентулова, Александра Куприна, Ильи Машкова, Роберта Фалька, Пабло Пикассо и др. ) был назван «сезаннизмом» (т. е. Наиболее известными работами этого времени являются «Натюрморты на круглом столе» (1918–1942), «Камины» (1922–1927), «Биллиарды» (1944–1952).
Все эти и многие другие пейзажи написал великий Поль Сезанн. Оттого и фон такой темный и фрукты такие яркие. Творчество исцеляло Сезанна и от неуверенности в себе. Благодаря хорошо прорисованным складкам на скатерти, она кажетсянастоящей.
Таким образом, Сезанн переносит и на пейзаж и на изображения человека принципы «предметности», что моментально превращает их в натюрморт. За изменчивой внешностью вещей Сезанн хотел уловить их неизменное и прочное строение. В 1929 году совместно с Озанфаном он открыл Современную академию. Такова серия «Осенние моря» (1910–1911), написанная густыми пластами звучных красок.
Площадь Равиньян», 1915 «Лампа», 1916, обе — в Музее искусства, Филадельфия). Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника. 1864–1868, собрание Леконт, Париж), «Негр Сципион» (ок.
Вместе с Писсарро художник работал в 1872–1873 годах в Понтуазе и Овере. Так, Матисс почти полностью отказывается от светотеневой моделировки, для выявления формы обращаясь вместо неё к сильному цветовому контрасту и клуазонистской линии-контуру о реалистичных отражениях в вазах, бутылке и бронзовой статуэтке (работы самого Матисса) речи и вовсе не идёт. Объекты картин Сезанна настолько вещественны, что кажутся ирреальными. Впрочем и сегодняшние потомки живописного искусства (такие как цветные комиксы и графические иллюстрации, печатающиеся ограниченным количеством цветов) сталкиваются со схожими проблемами по простой, естественной причине — всё богатство форм невозможно передать с помощью только лишь линии и одного цвета, непременно придётся чем-то пожертвовать. Даже модель он стремился уподобить неподвижной натуре, говоря человеку: «сиди, как яблоко». А поскольку форма предмета сделана человеком, потому человек в праве эту форму изменять.
В 1910–1913 годах художник совершил путешествия в Испанию, Марокко и Танжер. Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе. Те люди, которым удалось увидеть процесс создания этой картины, утверждали, что Сезанн долго продумывал каждую деталь картины, усердно раскладывал все объекты натюрморта. В духе Сезанна исполнены фигурные композиции и натюрморты 1900 года («Обнаженная натура.
Характерными образцами барочного периода считаются такие полотна, как «Оргия» (ок. Знакомство с Полем Синьяком в 1904 году также повлияло на молодого мастера, создавшего несколько произведений в пуантилистской технике («Роскошь, покой и наслаждение», 1904, Национальный музей современного искусства, Париж).
Часы, огромная раковина, ваза, чашка и лимон стали замечательным мотивом для натюрморта. В 1946 году зрители увидели картины мастера в Осеннем салоне и на выставке «Искусство и Сопротивление». Он стал как бы импрессионистом наоборот.
1878, собрание Леконт, Париж), «Натюрморт с драпировкой» (ок. Прогрессивная парижская интеллигенция и молодежь приветствовали Сезанна как великого художника. Как уже было сказано, Сезанн имел мало привязанностей, он был мизантропом избегал людей, новых знакомств и женщин. Это восклицание ребенка стало пророческим. Постепенно Сезанн выработал свою систему единообразных прямоугольных мазков, спускающихся по диагонали полотна (обычно от верхнего правого угла к нижнему левому) и покрывающих весь холст.
Особенно интересна серия «Биллиард», созданная в это время. И хотя супруги были достаточно разными людьми по своим привычкам и восприятию мира и по большей части жили раздельно (Сезанн – в своем имении в Провансе, а Гортензия – в Париже), все-таки эта женщина осталась единственной в жизни маэстро. Свой новый метод художник использовал не только на полотнах, но и на листах бумаги, компонуя и пробуя различные техники коллажа («Ария Баха», 1912–1913, Национальная галерея, Вашингтон «Натюрморт на столе», 1914, Национальный музей современного искусства, Париж). В студии Сюиса произошло знакомство Сезанна с импрессионистами, в частности с Писсарро. В природе все лепится на основе шара, конуса и цилиндра.
Здесь он создает множество интерьеров, композиций, показывающих мастерскую. Биография Поля Сезанна была бы неполной без короткого рассказа о его личной жизни. В этом контексте неудивительно, что иные натюрморты (и не только) ещё более «грубы» и «негармоничны». Предметный мир в них раскрывается в движении и вместе с тем в незыблемости своего бытия». Мальцева.
В ней зазвучали насыщенные зеленые и золотистые тона. 1869–1870, частное собрание, Париж). Иногда вещи на картинах Гриса предстают несколько схематичными или стилизованными («Скрипка», 1916, Художественный музей, Базель «Натюрморт с игральными картами», 1916, галерея Вашингтонского университета «Шахматная доска», 1917, Музей современного искусства, Нью-Йорк). В период с 1932 по 1935 год мастер занимался преподавательской деятельностью в академии «Большая хижина». Часто он подмешивает в краску опилки, песок или металлическую стружку для создания рельефного эффекта. Именно вот таким образом творчество Сезанна остаётся своеобразной «художественной кладовой» для современных художников. И все же в 1869 году он встретил девушку, к которой по-настоящему привязался.
1902, Эрмитаж, Санкт-Петербург). До конца жизни он часто навещал усадьбу и писал здесь больше, чем в других уединённых уголках, находя для этого изобилие интересной натуры: большой дом с высокими окнами, каштановую аллею, пруд, украшенный фигурами каменных дельфинов и львов, крестьянские фермы, окруженные шелковичными деревьями, низкую стену, огораживающую поместье. В этом смысле символичным представляется его «Натюрморт с морской раковиной и черными часами» (ок. Мотивы, методы и приемы этих художников он использовал в своих натюрмортах, пейзажах, композициях с человеческими фигурами («Две обнаженные женские фигуры и натюрморт», 1935, собрание П. Леви, Франция «Натюрморт», 1939, галерея П. Матисса, Нью-Йорк «Мрачный пейзаж», ок. Грань конца XIX – начала XX вв.
Поль Сезанн начал свой творческий путь вместе с импрессионистами, учавствовал в их первой выставке 1874г., затем уехал в родной Прованс (г. Экс), где жил замкнутой, но напряженнейшей творческой жизнью. Сезанн долго и тщательно выстраивал свои натюрморты.
В этом контексте термин «постимпрессионизм» — по крайней мере в применении к творчеству Поля Сезанна — немного вводит нас в заблуждение, ведь в его случае речь идёт скорее о планомерном, осознанном, основательном примирении классических живописных традиций и современных художественных тенденций, ярко проявившихся в рамках той же собирательной категории постимпрессионизма в виде, например, синтетизма Поля Гогена и собственной стилистики Винсента Ван Гога. В результате часто оказывается, что замысел не совпадает с итогом труда. Художник одухотворяет вещи: полотна и статуи кажутся ожившими, ведущими молчаливый диалог с окружающими их предметами («Фрукты, цветы, панно Танец», 1909, Эрмитаж, Санкт-Петербург «Мастерская художника», 1911, ГМИИ, Москва «Красная мастерская», 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк «Настурции на фоне Танца», 1912, ГМИИ, Москва).
И опять-таки, не уходя с головой в плоскостной мир, Сезанн в меру искажает перспективу, чтобы передать нам видение человека, подробно рассматривающего единую сложную сцену с различных точек зрения: передняя часть стола предстаёт во фронтальной плоскости, верхняя разворачивается (хоть и незначительно) в обратную перспективу, а фон — стена под углом к столу, бордюр, пол, основание вешалки — существует отдельно, как нечто, что зритель, несомненно, заметил и запомнил, но с иного отвлечённого ракурса, не связанного с его первостепенным интересом. В 1908 году Леже стал членом интернациональной группировки «Улей» («Ля рюш») и сблизился с представителями кубистского объединения «Золотое сечение». Не обошел художник своим вниманием театр и кинематографию. – излюбленный интервал в истории искусств у многих, так как связан со «свежим» веянием, «новым витком», пленэрами и солнечным светом в работах импрессионистов. В мае 1915 года он был ранен в голову. Это то, что мы внесли в сезаннизм». Виктории (1890 г. ).
Он побывал в различных странах Европы и в США. 1912, Эрмитаж, Санкт-Петербург) и др.
Его палитра заметно посветлела, очистилась от черных тонов. Каждый вечер Сезанн брал уроки рисования в Муниципальной художественной школе у Ж. Жибера. Именно потому в натюрморте можно говорить о чистой живописи.
1799, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Яблоки и апельсины» (ок. Таким образом, статичный на первый взгляд мотив становится драматичным сюжетом, глубоким и психологически выразительным («Биллиард», 1944, Национальный музей современного искусства, Париж «Биллиард», 1945, частное собрание). При наибольшем богатстве красок форма неизменно достигает своей полноты. Они представляются поистине монументальными.
Трагическое мироощущение чувствуется в его натюрмортах, которые близки по настроению и духу классическим аллегориям («Графин и рыбы», 1941, Национальный музей современного искусства, Париж «Натюрморт с лестницей», 1943, частное собрание).
Характерно в этом смысле принципиальное отличие пейзажей Сезанна от пейзажей Писарро. Потому портреты Сезанна и его многочисленные виды на гору Сент-Виктуар для восприятия более «искажены» – мы не можем «отделаться от сознания их скрытой фукциональности». Вероятно и в силу этих причин, а не только меньшей, чем у пейзажа изменчивости, позволявшей подолгу дорабатывать картины, Сезанн уделял такое внимание натюрмортам, к числу которых относится и картина «Персики и груши». Об этом он снова и снова говорит в своих письмах.
Ранние работы мастера, выполненные в 1900 — начале 1910-х годов, представляют собой композиции, в которых формы приобретают вид цилиндров и конусов, а колорит тяготеет к однотонности, что придает картинам характер гризайли («Свадьба», ок. К этому моменту живопись уже успевает не только вырваться из оков академизма в мир реализма барбизонской школы и натурализма Курбе, но и совершить следующие, ещё более смелые шаги — сначала просто оттенить реальность мимолётным впечатлением художника (в импрессионизме), а затем и вовсе подменить её личным видением, весьма далёким от оптической достоверности (в постимпрессионизме) либо стремившимся к ней окольными путями (в неоимпрессионизме). Например, в сезанновском «Натюрморте с синей вазой» бока предмета заметно непропорциональны, а стены дома явно кренятся, словно весь мир шатается. Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями. Что и делает Сезанн, когда её деформирует. С изображением человека и пейзажем Сезанн проделывает то же самое.
В станковых композициях этих лет появились новые тенденции. 1950, собрание П. Леви, Франция). С чего такой появился подход. Тем не менее переход к большому синтетизму произошел не сразу. Машков — великолепный колорист. Об этом он снова и снова говорит в своих письмах.
Работы Мане, Моне, Ренуара, Сислея и многих других «выбивались» из принятой стилистической системы, однако пассионарность их авторов их представление о живописи, в итоге, перевесили предыдущие художественные подходы. В итоге диагональ и «сложная» деталь в углу композиционно уравновешивают смещённую от вертикального и горизонтального центра композицию основного «героя» полотна — собственно натюрморта на столе. Но для него было важно не моментальное, а постоянное в природе. В этот период он также увлекался пластическим искусством и керамикой. В 1909 году Матисс приобрел дом в Исси-ле-Мулино.
Лаконичнее в этот период становится и лепка форм на холсте, а также их обобщённость. Тот факт, что натюрморт «Фрукты и бронза» приходится на закат фовизма, позволяет предположить, что достижения этого стиля будут использоваться уже в рамках определённой умеренной, менее вызывающе-экспериментальной и более практической доктрины. Через год он понял, что банковское дело не является его призванием и переселился в Париж. Быть может, мастер хочет таким образом показать остановившееся время и власть вечности.
Искусствоведы именно так обозначают его из-за некоторой чрезмерности выразительных художественных форм и эмоциональной экспрессивности. Художник утратил в своих картинах некоторую конкретность формы, чувство ее фактуры. Художник стремился создать искусство более правильное, чем искусство импрессионистов.
Выделить их из общего набора предметов и даже как бы выдвинуть вперед к зрителю, будто бы приглашая отведать. Работа была для него единственным, что приносило полное "душевное удовлетворение". Предметы на полотнах мастер словно разделяет на призматические небольшие грани, в результате чего композиции представляют собой подвижные кристаллические структуры.
Если до середины 1920-х годов Леже интересовали в основном предметы, то в дальнейшем в его работах центральное место заняли изображения людей. Завершив учебу в 1861 году, Поль посетил Париж, после чего поступил на работу в банк отца. Они полны точной геометрии и материальности. Множество неудавшихся полотен он лично уничтожал. «Предметность» современной живописи, начиная с Сезанна, во-первых, связана с тем, что любой предмет, который был «изъят» из своей естественной среды пребывания может быть написан натюрмортно. Пространства этих композиций отличаются масштабностью, свойственной интерьерным мотивам.
С 1912 по 1914 год продолжается период «синтетического кубизма». В заключении несколько слов хочется сказать о том, где можно увидеть его работы. Этих живописцев объединяет темпераментность стиля, что и было привлекательно для молодого Сезанна, отличавшегося резкими сменами настроения. Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно. Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года.
Основные формы легко считываются и без труда (в отличие от более поздних натюрмортов Сезанна — таких как «Яблоки и апельсины») складываются в совокупность, представляющую сюжет картины и поддержанную более сложными, составными формами, которые придают ей необходимую глубину и основательность, отделяющую постимпрессионистические полотна Сезанна от легковесных, лирических работ импрессионистов. Его не интересовали дорогие шелка и драгоценные вазы. Колористическая гамма Брака становится более светлой. С 1949 по 1956 год Брак занимался созданием серии под названием «Мастерские». В 1888 году Боннар поступил в Школу изящных искусств в Париже. Ее звали Мария-Гортензия Фике, она подрабатывала натурщицей и была на 11 лет младше художника.
Вместе с Писсарро художник работает в Понтуазе под Парижем (1872), а затем переезжает в Овер, где остается до 1874 года. 1902, ГМИИ, Москва «Люксембургский сад», ок. Различные течения возникали и развивались, основываясь на конкретных положениях предшествующих так, например, будучи «неверно истолкованными», слова Сезанна о разложении мира на геометрические фигуры станут кубизмом, а фовизм доведёт идею выразительности цветовых сочетаний и контрастов в импрессионизме и неоимпрессионизме до логического завершения — яркого, резкого и нереалистичного, но производящего очень сильное впечатление. После окончания средней школы он посещал школу Святого Жозефа, а затем с 13 до 19 лет учился в «Коллеж Бурбон». Последний оказал значительное воздействие на творческий метод молодого художника.
В 1907 году Дерен познакомился с П. Пикассо. Когда началась Первая мировая война, Брак ушел на фронт. На экспозиции было представлено десять полотен Боннара. Свои первые натюрморты «Черные часы» и «Натюрморт с оловянным чайником» Сезанн написал около 1869-1870 годов.
Танжер», «Зора на террасе», «Вход в казба», 1912, ГМИИ, Москва). Несмотря на возраст и ухудшающееся здоровье, Боннар продолжал работать. Линии, перпендикулярные к этому горизонту, дают глубину. За недолгое время пребывания в Париже он написал «Цирковую лошадь» (1946, собрание Ш. Терраса, Париж) и завершил «Мастерскую в Ле-Канне и мимозы» (частное собрание), начатую еще в 1938 году. В композициях художника появляются вазы с роскошными цветами на фоне разноцветных занавесок и стен, окрашенных яркими красками («Вазы с ирисами», 1912 «Букет цветов на веранде», 1913, обе — в Эрмитаже, Санкт-Петербург «Голубая ваза с цветами на синей скатерти», 1913, ГМИИ, Москва).
На мой взгляд, суть «Фруктов и бронзы» Матисса — и фовизма в целом — заключается в том, что ответ на поставленный выше вопрос в принципе не важен: главное не то, что именно нарисовано, а то, как оно нарисовано. Сперва преодолев религиозную условность перспективы Средневековья и найдя отдушину в линейной перспективе Возрождения, живопись сделала круг и вновь обратилась к условностям древних искусств (не в последнюю очередь — японской графике, демонстрировавшей особый взгляд на мир и оказавшей влияние на художников-постимпрессионистов). Мастер применяет резкую тень, которая делит объемы пополам (Вашингтон «Круглый стол», 1922, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Круглый стол», 1929, частное собрание).
Но очень многие не понимали и не принимали его искусство. От Сезанна здесь и живописная лепка форм, а вот экспрессионизм — абсолютно машковский. Вскоре этот «грубый и жадный» человек— таким он запомнился друзьям детства Сезанна— сделался самым удачливым ростовщиком в Эксе. Так компоновал Веронезе». В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство.
Его картины становятся светлее и воздушнее («Булонский лес», ок. Натюрморты занимают особое место в его творчестве. В 1920–1930 годах он принимал активное участие в создании и реализации многочисленных проектов в области дизайна, оформительского искусства, архитектуры, книжной графики. Сезанн любит предметы еще и за то, что их форма связана с их функциональностью. Сам он так писал о своей живописи:Все в природе лепится в форме шара, конуса, цилиндра надо учиться писать на этих простых фигурах и, если вы научитесь владеть этими формами, вы сделаете все, что хотите.
Так, если мы будем двигаться от «Дамы в шляпе» (1905) — смелой, но смешанной, неуверенной, будто незаконченной картины — через «Вазу, бутылку и фрукт» (1906) — более чёткую, но всё ещё импульсивно-хаотичную — через «Синий натюрморт» (1907) — ещё более реалистичную и упорядоченную — через «Статуэтку и вазу на восточном ковре» (1908) — более резкую, абстрактно-плоскостную — и наконец к «Фруктам и бронзе» (1910), то увидим, как изначальная революционная идея использования «неподходящего», неприрученного именно что дикого цвета обращается как раз приручением цвета и умелым помыканием им. К началу 1910-х годов полностью сформировался художественный стиль Нольде.
Полотна, созданные в последние годы жизни Гриса, стали его шедеврами и, наверное, лучшими работами кубизма («Стол художника», 1925, собрание Рейтер, Гейдельберг «Голубой ковер», 1925, Национальный музей современного искусства, Париж «Гитара и нотный лист», 1926, собрание Даниэля Сейденберга, Нью-Йорк). А поскольку в природе мы, люди, воспринимаем больше глубину, чем поверхность, то необходимо вводить в колебания света, передаваемые красными и желтыми тонами, достаточное количество голубых, чтобы дать почувствовать воздух». Если о Сезанне можно условно сказать, что указанную функцию он заботливо исполнял вслед за другими рвущимися вперёд, то в случае с Матиссом этим займётся собственно сам революционер (достаточно сравнить «Фрукты и бронзу» с, допустим, «Дамой в шляпе» 1905 года). Он вечно твердил о неспособности «осуществить» собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать и каждая новая картина становилась и опровержением и подтверждением этого. Вот таким образом работы Гогена Сезанн называл «раскрашенными китайскими картинками». Впечатления от увиденного преобразились в чудесные натюрморты, портреты, пейзажи, где элементы экзотики вплетены в общий декоративный строй живописи Матисса («Испанский натюрморт», 1910–1911 «Севильский натюрморт», 1910–1911, оба — в Эрмитаже, Санкт-Петербург «Госпожа Матисс в манильской шали», 1911, Художественный музей, Базель «Вид из окна.
Натюрморт Сезанна по видимости очень близок классическим композициям старых голландцев. Действительно, уровень детализации отличается от классического натюрморта и нам не представляется возможным, допустим, определить точный материал сахарницы, кувшина или блюда, а света и тени порой живут своей не зависимой от законов физики жизнью, порой и вовсе перебираясь за край предмета (исключительно ради выделения его границы). Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. Слуга», 1900, Музей современного искусства, Нью-Йорк «Посуда на столе», 1900, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Предметный мир в них раскрывается в движении и вместе с тем в незыблемости своего бытия». Родители уделяли большое внимание образованию своих детей.
Именно вот таким образом одним из излюбленных жанров мастера стал натюрморт. Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. 1910–1911, Национальный музей современного искусства, Париж «Обнаженные в лесу», 1909–1911, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло). Поэт-модернист Райнер Мария Рильке считал, что натюрморты этого художника «выражают всю Вселенную». Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года. К концу 80-х годов имя Сезанна стало чем-то вроде легенды, мифа. Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания.
Гавань» (1910, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Старый мост в Кане» (1910, Национальная галерея, Вашингтон), «Натюрморт на столе» (1910, Музей современного искусства, Париж), «Стол и стулья» (ок. Как и большинство его товарищей, Леже увлекся идеей синтеза искусств. 1867–1869, собрание Леконт, Париж), «Магдалина» (1869, Музей Орсе, Париж).
В центре размещены натюрморты с атрибутами искусств. 1865, Музей искусств, Сан-Паоло), «Вскрытие» (ок. Именно на этом этапе возникли лучшие, самые глубокие и содержательные работы Сезанна. Однако такова и была цель работ того периода: с одной стороны, выяснить, насколько «правильны» вековые традиции, в которые насильственно загоняли художников, а с другой — отобразить (несомненно, стремительно меняющуюся) жизнь в её сложном, но естественном движении. В композициях, посвященных ночной жизни Берлина, появляются гротескные образы и фантасмагории («В ночном кафе», 1911 «За столом с вином», 1911 «Танец среди свечей», 1912, все — в Фонде Нольде, Зебюлль).
Вот названия некоторых самых известных его картин: Мост в лесу (1880 г. ), Дома в Провансе близ Эстака (1882 г. ), Море в Эстаке (1885 г. ), Портрет мадам Сезанн (1887 г. ), Вид Гарданны (1886 г. ), Гора св. Одно из первых мест в длинном ряду подобных натюрмортов занимает картина «Персики и груши» (1888). В 1872 году Гортензия родила Полю сына. Едва поправившись после тяжелой операции, художник вновь приступил к занятиям живописью.
Период оккупации Франции во время Второй мировой войны художник переживал очень тяжело. Для меня ответ, несмотря на известное желание вписывать всё в стройную и красивую систему, не знающую исключений, во втором: даже куда более известный «Танец» 1910-го года на центральной фигуре не обошёлся без дополнительной тени тёмно-красного оттенка. И тем разительнее контраст.
Сезанн сумел воспеть в своих натюрмортах красоту самого обыденного. Все предметы на полотнах (вещи, фигуры людей и животных, элементы пейзажа) как бы сливаются в однородную структуру с несколькими выделяющимися на общем фоне яркими красочными пятнами («Адам и Ева», 1935–1939, Художественный музей, Дюссельдорф «Композиция с двумя попугаями», 1935–1939, Национальный музей современного искусства, Париж). Творчество Брака 1909–1911 годов называют «аналитический кубизм».
Он искал спасения в живописи. У самого Сезанна никаких теорий никогда не было. Контрасты и соотношения тонов — вот весь секрет рисунка и моделировки». Но Танги умер и картины Сезанна пошли с молотка. Когда цвет достигает наибольшего богатства, форма обретает полноту.
Во времена, когда его живопись подвергалась яростным нападкам, он писал матери: "Я научился чувствовать себя выше всего, что вокруг". Таковы его «Ваза с фруктами» (ок. Говоря о творчестве Поля Сезанна, нередко упоминают его слова о том, что природу следует трактовать «посредством цилиндра, шара, конуса». методом, основанным на обобщении игеометричности формы, построенной контрастами цвета). Фрукты Сезанна лишены запаха и вкуса исчезает индивидуальная фактура предметов — они все созданы из одной — живописной — материи, принадлежат художественной, а не окружающей реальности. Отдельные перспективы в пейзажах Сезанна словно наплывают друг на друга.
В 1930-е годы Леже много путешествовал. Большие вазы и другие объемные предметы, украшающие комнаты, как будто теряют свою материальность и кажутся такими же изящными и легкими, как узоры на коврах и сосудах («Статуэтка и вазы на восточном ковре», 1908, ГМИИ, Москва «Красная комната (Гармония в красном)», 1908 «Натюрморт с голубой скатертью» панно «Танец» и «Музыка» для московского особняка С. И. Щукина, 1910, все — в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Особенно привлекало его творчество Караваджо, К. Коро, О. Ренуара.
Рисунок Пуссена, строгий и выдержанный, уравновешенные и гармоничные композиции были родственны тому, что искал в природе и живописи сам Сезанн. Натюрморт очень подходит для таких наблюдений. Виктории.
1895–1900, Музей Орсе, Париж). Благодаря такому контрасту, фрукты кажутся объемнее, привлекая к себе внимание зрителя. Рядом с яблоками стоит небольшой расписной кувшин, который является связующим звеном между всеми элементами композиции. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна.
Графические и чисто визуальные знаки в композициях Брака вступают в сложные взаимоотношения друг с другом, они перестраиваются и создают причудливые пластические и смысловые комбинации («Вальс», 1912, Фонд П. Гуггенхейм, Венеция «Бокал, скрипка и нотная тетрадь», 1913, Музей Валлраф-Рихартц-Людвиг, Кёльн). Картина выполнена в гармоничном сочетании оттенков, каждая мельчайшая частичка детально проработана. Этому способствовали рассказы его единственного покупателя коллекционера Танги. Сюда вошли восемь больших полотен в жанре натюрморта. «Персики и груши» датируются 1895 годом.
Когда цвет достигает наибольшего богатства, форма обретает полноту. Более 80 работ он посвятил изображению горы Сент-Виктуар, стремясь достичь в них, по словам историка искусства Готфрида Бёма, «синтеза постоянства и изменчивости». Сезанн начал больше работать на пленэре. Творчество исцеляло Сезанна и от неуверенности в себе. Это Паоло Веронезе, Тинторетто, Эжен Делакруа и Оноре Домье. Объекты картин Сезанна настолько вещественны, что кажутся ирреальными. Летом 1945 года Боннар приехал в Париж. Однако, как известно, в 1863 году это новое веяние не считалось никаким веянием вовсе, тем более «свежим» и заслуживающим внимание.
После сближения с импрессионистами Сезанн часто пишет картины на пленэре. Человеческие фигуры в композициях мастера приобретают сходство с деревянными или глиняными игрушками народного творчества, что делает полотна похожими на произведения наивного искусства («Чтение», 1924, Национальный музей современного искусства, Париж «Танец», 1930, музей, Гренобль). Сезанн подолгу наблюдал за предметами и пришел к выводу, что симметрия является самообманом человека. Если приглядеться к изображенным на полотне часам, то можно заметить, что у них отсутствуют стрелки. Сезанна абсолютно не интересуют разные планы пространства. С помощью приемов кубизма выполнены и произведения 1913–1914 годов.
многочисленных натюрмортах, — считает Н. Л. «Фрукты и бронза» написаны примерно пятнадцатью годами позже, в 1909-1910 годах. В детстве Сезанн имел слабое представление о хорошей живописи, но во многих других отношениях он получил превосходное образование. Так, серия «Контрасты форм» (1913) написана строгими, четкими линиями и условными, почти чертежными штрихами.
Натюрмортам, написанным в 1921–1923 годах, присущи такие качества, как тонкий лиризм и звучность цветовой гаммы («Канигу», 1921, галерея Олбрайт-Нокс, Буффало «Нотная тетрадь», 1922, галерея Мери Харриман, Нью-Йорк). Так, жюри официального Парижского салона повлияло на возникновение контрапункта в художественной жизни Парижа – создания «Салона отверженных», который притягивал больше посетителей, чем официальная выставка. Невозможно одновременно утверждать и свободу и каноны.
Вот эта вывесочная лихая «зазывность» так и привлекательна в его натюрморте. Формы предметов тесно сплетаются друг с другом, а тяжелые и вязкие краски землистых оттенков пронзает сияющее изображение белой птицы как аллегории творческого озарения и свободного полета мысли художника («Мастерская II», 1949, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф «Мастерская III», 1949–1951, частное собрание, Вадуц «Мастерская IX», 1952–1956, Национальный музей современного искусства, Париж). Даже модель он стремился уподобить неподвижной натуре, говоря человеку: «сиди, как яблоко».
В картине французского мастера предстает структура классического голландского натюрморта, результат ее внимательного, вдумчивого анализа. Художественные планы располагаются в основном в параллельной плоскости они тесно сближены.
Примкнул к их движению и стал участвовать в их выставках.