жил до конца жизни, получив прозвище «отшельник из Экса». И все же в 1869 году он встретил девушку, к которой по-настоящему привязался. Работа была для него единственным, что приносило полное душевное удовлетворение. Он ставил перед собой задачи не только формальные, но и содержательные и решить их было не просто.
Но если этот язык лаконичен, появляется шанс его выразить в каком-то количестве основных знаков или форм. Сезанна интересовала не динамика среды и изменчивость цветов в атмосфере, а устойчивые закономерности цветовых сочетаний и форм, материальная предметность природы (Дом повешенного в Овере, 1872-73, Музей импрессионизма, Париж). Сезанн никогда не вкладывал в своё творчество такие прямые, символические смыслы.
С тех пор Сезанн и Золя никогда больше не разговаривали и не виделись друг с другом. 1879 год – начало поисков Сезанном путей воплощения в живописи «солидной и вечной» природы на основе ее структурной натуры. В 1904 на выставке Осеннего салона ему уже отведен отдельный зал. Подступила бедность. К постимпрессионизму относят П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Гогена, А. Тулуз-Лотрека, представителей неоимпрессионизма и группы «наби».
Все случилось по писанному. Сезанн работал над ней два года, что отнюдь не было для художника редким случаем. Характерно в этом смысле принципиальное отличие пейзажей Сезанна от пейзажей Писарро.
(«Портрет А. Воллара», 1899, Пти Пале, Париж «Портрет Г. Жеффруа», 1895, Музей д39Орсе, Париж), которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными. Его образование вполне соответствовало традиции и общественным и религиозным требованиям времени. Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро.
Настоящий прорыв произошел после знакомства Поля с Писарро. Участвует в Первой выставке импрессионистов, отказывается от участия во Второй (1876) и дает семнадцать картин для показа на Третьей (1877). Он получает премию за живописные этюды фигур.
Участвовал в выставках импрессионистов 1874 и 1877, однако не разделял их установки на фиксацию мимолетных состояний природы. Посещал Академию Сюиса в Париже (1861-65). Широкое признание и подлинная слава пришли к нему лишь после 1906 г., посмертно. Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года. Но они всегда — некий разговор художника с самим собой. Но ничего этого здесь на самом деле нет.
Лепка форм становится лаконичнее, конструктивно обобщеннее. В «Девушке у пианино» (около 1869, Эрмитаж) изображены сестра и мать художника, пустующее кресло должно напоминать об отце. Увлекаясь все более акварельнойАкварель (французское aquarelle, от латинского aqua — вода) — краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею.
Желание учиться в нем не убывало, а его трудоспособность казалась неистощимой. Создаются и высокохудожественные виртуозные сочинения этого жанра, предназначенные для концертного исполнения (фортепьянные этюды Ф. Листа, Ф. Шопена, А. Н. Скрябина и др. ). Ранний период творчества П. Сезанна принято условно называть романтическим или барочным (1860-1872). В середине 1890-годов Сезанн начал работать над портретами («Портрет А. Воллара», 1899, Пти Пале, Париж «Портрет Г. Жеффруа», 1895, Музей дОрсе, Париж), которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными.
«Нет живописи ни светлой, ни темной, но только то или иное сочетание тонов. Композиция Пьеро и Арлекин (1888, Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику марди гра последнему дню карнавала перед постом. Неделю спустя, 22 октября 1906 года, Сезанн скончался от воспаления легких. В кафе «Гербуа» он знакомится со многими художниками-импрессионистами.
Отдельные перспективы в пейзажах Сезанна словно наплывают друг на друга. Порой он использовал приемы обратной и сферической перспективы. Аудитория все еще не воспринимала его живопись как продукт высшего качества, который хоть в какой-то мере заслуживает проявления восхищения. Произведения Сезанна трудно датировать, так как он редко выставлялся и не ставил сам дат на холсте. В природе все лепится на основе шара, конуса и цилиндра. Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна.
Покинув Париж, Сезанн переехал в Прованс. Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. После 1879 отходит от импрессионизма.
Учился в коллеже в Эксе вместе с Э. Золя, с которым впоследствии долго был дружен. Когда цвет достигает наибольшего богатства, форма обретает полноту. В апреле 1861 года Сезанн едет в Париж, где его уже нетерпеливо ждет Золя.
Именно вот таким образом творчество Сезанна остаётся своеобразной «художественной кладовой» для современных художников. Как и Мане, вариации на темы картин которого он создавал («Завтрак на траве», 1869-1870, частное собрание, Париж «Новая Олимпия», Музей д39Орсе, Париж), Поль Сезанн хотел следовать традициямТрадиция (от латинского traditio — передача) — элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В числе значительных работ раннего периода Портрет отца (1867 (. ), частное собрание), довольно большого размера (198 118 см).
Сезанн, как всегда, пытался в «Масленице» найти ответы на чисто художественные, чувственнные вопросы, ответы, которые не могут быть сформулированы в словах. Об этом он снова и снова говорит в своих письмах. Здесь слишком многое опирается на повествование и слишком мало связи с формой. В 1859 году отец Сезанна приобрел бывшую летнюю резиденцию губернатора Прованса (поместье Жа де Буффан) и жизнь Поля там становится все более и более невыносимой.
Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно.
Начальное художественное образование получил в Эксе. Рисование стало всем для Поля. Он вечно твердил о неспособности «осуществить» собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать и каждая новая картина становилась и опровержением и подтверждением этого. В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство. В последующие годы его картины систематически отвергаются самым представительным художественным форумом Парижа – Осенним салоном.
После Понтуаза, где Сезанн работает в 1872–1873 вместе с Писарро, его живопись преображается. Он всегда был недоволен тем, что у него не получалось вообразить на полотне желаемое, он часто сомневался в себе. В этой акварели восхищает также непосредственность композиционного расположения. Вот таким образом работы Гогена Сезанн называл раскрашенными китайскими картинками.
Художник стремился создать искусство более правильное, чем искусство импрессионистов. старых мастеров, Пуссенн был его постоянным кумиром, а именем Энгра он даже подписал два декоративных панно «Весна» и «Осень» (1859-1862, Пти Пале, Париж). Упорно постигая натуру, Сезанн подолгу разрабатывал один и тот же мотив в поисках устойчивых структурных закономерностей (многочисленные изображения горы Сент-Виктуар и др. ). Сезанн так долго работал над «Масленицей» лишь потому, что хотел ощутить и чувственно воспринять нечто важное для себя.
Жизненный и творческий путь Поля Сезанна прервался 22 октября 1906 года в родном городе, а причиной смерти послужил давно мучавший художника сахарный диабет. Этому способствовали рассказы его единственного покупателя коллекционера Танги. Родственны Сезанну были и те защитные барьеры, которые ставил классицизм на пути произвольного подхода к решению живописных задач и задач выражения формы. Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита).
Специального художественного образования Сезанн не получил и был самоучкой, так как не желал подчиняться догмам академического искусства. Этот интерес к соотношению изменяющегося и постоянного наиболее ярко отразился в его поздних натюрмортах (Натюрморт с драпировкой, 1898-1899, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Видимо, этот портретПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность.
Семья жила в Понтуазе и Овере близ реки Уазы, где складывается, помимо Аржантея, еще одна «малая столица импрессионизмаИмпрессионизм (от французского impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети 19 — начале 20 веков, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Основные качества живописи акварелью — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета. Теперь Сезанн в часы, свободные от штудирования законов, занимался живописью в своей студии и в академии, где его учителем был посредственный местный художник Жозеф Жибер.
Невозможно одновременно утверждать и свободу и каноны. В их среде Сезанн сразу же стал культовой фигурой.
Она всегда защищала свое дорогое дитя от нападок скверного по характеру родителя, который, несмотря на беспрецедентную скупость, все же устроил сына в самый престижный колледж Бурбон. В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство. 1879-1882 гг. Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе. Однако и эта связь не приносит ему желанного освобождения от одиночества.
Все открылось в 1878 году, когда Луи-Огюст вскрыл письмо жены, адресованное сыну. Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно. Он стал как бы импрессионистом наоборот.
Сезанн отрицательно относился к живописи многих своих современников – новаторов, таких, как Гоген, Ван-Гог, Сёра и другие именно потому, что видел в их работах перевес произвольности индивидуального толкования мира над поиском основных законов его реального существования, которые и должна была выразить в конечном счёте живопись самого Сезанна. Творчество этого периода имело ярко выраженный романтический характер: сцены насилия («Убийство», 1867-1870, Галерея Вильдштейн, Нью-Йорк), натюрмортыНатюрморт (французское nature morte, буквально — мертвая природа) — жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), посвященный изображению неодушевленных предметов (утварь, плоды, битая дичь, букеты цветов, атрибуты какой-либо деятельности и т. д. ). То же стремление проявляется и в отношении к цвету. «Мане, – объяснял он, – это цветок и корень.
За изменчивой внешностью вещей Сезанн хотел уловить их неизменное и прочное строение. Здесь Сезанн посещает академию Сюиса, часто бывает в Лувре.
Краски Сезанна — это градации (по его словам, модуляции) трех основных цветов (зеленого, охристого и голубого) и, естественно, белого.
Это Паоло Веронезе, Тинторетто, Эжен Делакруа и Оноре Домье. 1876, ГМИИ, Москва). Произведения Поля Сезанна содержат в себе частички его внутреннего мира. 2) Человек, который творчески работает в какой-либо области искусства. словно не подразумевается жизнь это некие саркофаги духа среди пышной южной растительности.
В середине 1890-гг. Краски Сезанна это градации (по его словам, модуляции) трех основных цветов (зеленого, голубого и охристого) и, естественно, белого. Я не выношу, когда ко мне прикасаются и идет это с очень давних времен. Среди кумиров современности Э. Делакруа и Г. Курбе.
Поль Сезанн начал свой творческий путь вместе с импрессионистами, учавствовал в их первой выставке 1874г., затем уехал в родной Прованс (г. Экс), где жил замкнутой, но напряженнейшей творческой жизнью. В следующем году семья Сезаннов переехала в Овер, а еще через год вернулась в Париж. В живописи Сезанна весь путь от корня к цветку, здесь вся жизнь». Но влияние Писарро не привело к появлению в живописи Сезанна сферы главных интересов импрессионистов: света и воздушной среды.
Сезанн начинает работать над портретами (Портрет А. Воллара, 1899, Пти Пале, Париж Портрет Г. Жеффруа, 1895, Музей дОрсе, Париж), которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными. Он ни в ком не нуждался, не хотел, чтобы его, как он сам говорил, ловили на крючок. поле, так что отдельные перспективные зоны как бы наплывают друг на друга, сливаются. В манере Сезанна появились устойчивость и обдуманность. Но интересно отметить, какие художники в этот период влияли на Сезанна. Золя опубликовал роман «Творчество», главный герой которого, художник-неудачник, был списан с Сезанна.
Сезанна и Золя сближало и увлечение литературой. Но при одном только взгляде на такие его монументальные картины, как автопортрет (1879—1885), «Пьеро и Арлекин» (1888), «Персики и груши» (1888—1980), кажется, что художник все заранее просчитал и продумал. Таковы главные герои сезанновских композиций. Антония» (1870), «Дом повешенного в Овере» (1872—1873) и «Хижина среди деревьев» (1873). Важным же в этот период для Сезанна было стремление увидеть, как устроен мир в своих пространственных «эйдосах».
Отец художника, Луи-Огюст Сезанн, отправился в Париж учиться шляпному ремеслу. На рубеже 1860-1870 годов началась тема «купальщиц» и «купальщиков», которая стала важной в последующие десятилетия. Здесь слишком многое опирается на повествование и слишком мало связи с формой.
В 1872-1873 гг. В приеме ему было отказано, но это не обескуражило молодого художника. С этой точки зрения у Сезанна в принципе не может быть законченных работ, так что и «Масленица» лишь не выходит за рамки общего для Сезанна правила. В ранних работах, часто имеющих вид экспрессивных фантасмагорических сцен (Оргия, 1864-68), Сезанн обращался к приёмам живописи старых мастеров (Веронезе, Тинторетто), а также Э. Делакруа и О. Домье.
В приеме ему было отказано, но это не обескуражило молодого художника. В дальнейшем знакомство и совместная работа с Камилем Писарро привели к тому, что палитра Сезанна стала намного более светлой, а мазки — раздельными. Развивая мысли Сезанна о геометризации природных тел, они приходили порой к отвлеченным схемам (кубизм). Супруги были довольно разными людьми по мировосприятию и жизненной философии, зачастую даже жили отдельно друг от друга (он в прованском имении, она в Париже), но их отношения всегда оставались доверительными и проникновенными. Характерно, что в это время Сезанн начал интересоваться геологией. Работы Сезанна время от времени выставлялись в Париже и других городах, но об истинном признании, какого он заслуживал, говорить не приходилось до 1895 года, когда коллекционер Амбруаз Воллар в своей парижской галерее организовал большую персональную выставку Сезанна (около 150 работ).
Вечером, с 7 до 10, он снова рисовал в Ателье Сюисс. Всё это, вместе взятое: и сюжеты работ и откровенно слабая школа рисунка и живописи, предопределили невозможность как выставить, так и продать эти работы. Он, например, писал вариации картин Мане: «Завтрак на траве», «Новая Олимпия» и другие.
В синтетический период (1888-1899) П. Сезанн создает цельный, устойчиво-подвижный образ природы. А. С. Пушкина в Москве). Поначалу он потребовал, чтобы Поль бросил свою семью, но тот категорически отказался сделать это — даже под угрозой лишиться финансовой поддержки.
Совмещение разных точек зрения на объект при его изображении — излюбленный прием Сезанна.
Он стремился к созданию классического искусства (лишённого всего преходящего и незначительного), раскрытию неизменного величия и гармонической уравновешенности природы, органического единства её форм как в портрете (автопортрет, 1879-85, ГМИИ) и фигурной композиции (Пьеро и Арлекин, 1888, ГМИИ), так и в пейзаже (Гора Сент-Виктуар, 1900, ГЭ) и натюрморте (Персики и груши, 1888-90, ГМИИ). Как и Мане, вариации на темы картин которого он создавал («Завтрак на траве», 1869-70, частное собрание, Париж «Новая Олимпия», Музей дОрсе, Париж), Поль Сезанн хотел следовать традициям старых мастеров, Пуссенн был его постоянным кумиром, а именем Энгра он даже подписал два декоративных панно «Весна» и «Осень» (1859-1862, Пти Пале, Париж). Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. В качестве натуры он использовал своего сына и его товарища.
Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. Уроки Писсарро были важны и потому, что он уделял большое внимание пространственной организованности пейзажаПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа. Paul Czanne) (1839-1906) — французский художник-художник. Воспринимая уроки импрессионизма, Сезанн остается самим собой.
1880, частное собрание, Винтертур). В скромном провинциальном интерьере звучит романтическая музыка Вагнера, культ которого характерен для Франции второй половины ХIХ в. (другое название картины Увертюра к Тангейзеру). В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности идеи, обычаи, обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни. Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года.
Природа выступает сама по себе, как могучая и полная скрытой энергии сила. Однако Сезанн в своем творчестве уже отошел от этого течения, его объединяют вместе с Ван Гогом и Поль Гогеном и их называют постимпрессионистами. В начале 1870-х годов Сезанн Сезанн сблизился с Мари-Гортензией Фике, вскоре у них родился сын Поль (это будущие модели художника). Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна.
Как отметил Лионелло Вентури, они то предшествуют картине, то появляются вслед за ней. Лувр, – писал Сезанн позже, – это книга, по которой мы учимся читать. Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания.
Совершенно прямые линии редки в его картинах: они то изгибаются, то наклонны.
Лаконичнее в этот период становится и лепка форм на холсте, а также их обобщённость. Эта картина Сезанна имеет и другое традиционное название— «Пьеро и Арлекин». В центре картины, которая называется Похвала Сезанну, на мольберте натюрморт Сезанна вокруг него кроме самого Дени и его супруги О. Редон, Э. Вюйар, П. Серюзье, а также Воллар и др. начинается тема купальщиц и купальщиков, которая станет важной в последующие десятилетия. Представитель постимпрессионизма.
типа «суета сует» («Натюрморт с черепом и подсвечником», 1865-1867, частное собрание, Швейцария), эротические видения («Оргия», 1864-1868, частное собрание, Париж). В 1872 году Гортензия родила Полю сына. И человеческая голова и яблоко напоминали о шаре. Сезанн Поль (Cezanne) (1839-1906), французский художник. Прожив в Париже пять месяцев, Сезанн все же вернулся в Экс. Он стал как бы импрессионистом наоборот. Здесь слишком многое опирается на повествование и слишком мало связи с формой.
Он обожал Тинторетто, Веронезе и отвел Сезанна в Лувр смотреть их картины, а также произведения Рубенса, Тициана и Джорджоне. Все эти и многие другие пейзажи написал великий Поль Сезанн.
Драгоценности, китайские безделушки, прекрасный шелк не прельщали его. С 70-х гг. Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника. Пожилой организм не смог справиться с болезнью и художник скончался в 1906 году. Пять вариантов композиции «Игроки в карты» (1890-1892, возможно, 1890-1896) инспирированы картиной Караваджо на такую же тему из местного музея.
В 1872 г. сблизился с К. Писсарро, с которым был связан долгой и плодотворной дружбой и который познакомил его с принципами импрессионизма. живописная манера П. Сезанна меняется в сторону большей сдержанности и строгости композиции (Девушка у пианино или Увертюра к Тангейзеру, 1867-1869, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Природа выступает сама по себе, как могучая и полная скрытой энергии сила. Впрочем, Синьяк уже изложил его в своем замечательном труде о Йонгкинде. складывается собственно живописная система Сезанна, достигшая зрелости к концу 80-х гг.
Копировал картины старых мастеров в Лувре, преимущественно Веронезе, Тинторетто, Караваджо, Креспи. Реализацией теоретических воззрений Сезанна стали его знаменитые «Купальщицы». Всё это, вместе взятое: и сюжеты работ и откровенно слабая школа рисунка и живописи, предопределили невозможность как выставить, так и продать эти работы.
Виктории. Принцип третий: первоначальный карандашный набросок не должен исчезнуть под пятнами акварели, напротив, он должен быть отчетливо виден, чтобы создать игру линий в пустотах, разграничивающих те пространства, которые надлежит расцветить.
Сезанна абсолютно не интересуют разные планы пространства. Работа помогала ему обрести себя. Свой творческий принцип, выработанный им во 2-й половине 1870-х годов, он назвал «воплощением», реализацией.
Поль получает от отца ежемесячное содержание в 100 франков. Ранние работы связаны с увлечением Караваджо, Эль Греко, Делакруа (1860–1872) следующий, семилетний период Сезанн активно сотрудничает с художниками-импрессионистами – Моне, Ренуаром. Он стал как бы импрессионистом наоборот. От «Автопортрета в фуражке» (около 1874 года, Эрмитаж) с его некоторой «диковатостью» и «японизацией» изображения глаз он перешел к созданию обобщенных образов («Автопортрет», ок.
Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно. В числе значительных работ раннего периода — «Портрет отца» (1867 (. ), частное собрание), довольно большого размера (198х118 см). Несмотря на некоторое непонимание и здесь, работал он настойчиво и с большим напряжением. Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года.
Сезанна абсолютно не интересуют разные планы пространства. Шли годы и его противоречивость сменилась на мысли о загадочности и непостижимости мира. Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями. Он получил немало наград по математике, латинскому и греческому языкам. Он утверждал, что Сезанн обладает уникальным видением.
Разговоры об искусстве почти бесполезны. Работая над натюрмортами, он вырабатывает свою неповторимую цветовую гамму: сочетание сизо-голубого и оранжево-желтого тонов (Букет цветов в вазе, 1873-1875, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Поль встречается с Золя и регулярно занимается в академии Сюиса. Ему исполнилось 23 года и он был в самом начале пути. Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания.
Могучая творческая индивидуальность Сезанна соседствовала с неустойчивостью его натуры. Усадьба называлась Жа-де-Буффан, по-провансальски Обиталище ветров. 3) Человек, который выполняет что-либо с большим художественным вкусом, мастерством. посещал Академию Сюиса в Париже.
должен был доказать отцу, что художник окончательно утвердился в выборе своей профессии. Сезанн в этом отношении уникален. В скромном провинциальном интерьере звучит романтическая музыка Вагнера, культ которого характерен для Франции второй половины ХIХ века (другое название картины — «Увертюра к Тангейзеру»).
У самого Сезанна никаких теорий никогда не было. С явным наслаждением упражняются они в поэзии. Работал Сезанн настойчиво и с большим напряжением.
В первых работах Поля как художника можно заметить мрачность и сдержанность. После окончания средней школы он посещал школу Святого Жозефа, а затем с 13 до 19 лет учился в Коллеж Бурбон. Оперируя преимущественно градациями трех основных цветов (зелёного, голубого и жёлтого), то тонкими и прозрачными, то резко контрастными, нанесёнными корпусными мазками, Сезанн обозначал с их помощью пространственные планы и степень освещённости.
Герань была одним из любимых цветов Сезанна. Пейзаж написан ок. В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство. Сезанн соглашается, но настолько удручен результатом, что уничтожает картину. В 1861 г., решив посвятить себя искусству, он отправился в Париж.
У самого Сезанна никаких теорий никогда не было. гора Сент Виктуар, видная из окон и с террасы его мастерской в пригороде Экса, где художник жил до конца жизни, получив прозвище отшельник из Экса. Произведения Сезанна 60-х гг., с их тяжеловатой вещественностью письма и тёмными тонами палитры, отмечены воздействием Г. Курбе (Печка в мастерской, 1865-68). Привлекает внимание не «внешний», событийный пласт работы, то есть то, что и кто на ней изображены, а то, как именно это изображено.
После окончания средней школы он посещал школу Святого Жозефа, а затем с 13 до 19 лет учился в «Коллеж Бурбон». Поль имел шаткие нервы и постоянно чего-то страшился. Наиболее импрессионистическая картина этого периода — «Дом повешенного» (1873, Музей д39Орсе, Париж).
Он говорит: «Нужно идти в направлении классики, но через натуру, то есть через ощущение». Мать же знала обо всем с самого начала и не раз тайно приезжала к обожаемому внуку.
После смерти отца (1886 г. ) Сезанн почти безвыездно жил в семейном поместье в Экс-ан-Провансе, где и умер 22 октября 1906 г. Интерес публики к его картинам возник лишь в последние годы жизни художника. Но Сезанн существует как бы вне этого мира страстей. В письме другу-художнику от 1885 года Гоген восклицал: Этот непостижимый человек, с натурой по сути своей мистической и восточной (он похож на старого левантинца). Это Паоло Веронезе, Тинторетто, Эжен Делакруа и Оноре Домье. Биография Поля Сезанна была бы неполной без короткого рассказа о его личной жизни. В заключении несколько слов хочется сказать о том, где можно увидеть его работы. Вернувшись в Экс после нескольких лет ученичества, он вложил свои сбережения в оптовую и розничную торговлю шляпами, преуспел в этом и со временем стал ссужать деньгами производителей шляпного фетра.
Молодая жена сделалась постоянной моделью живописца и в 1872-м родила ему чудесного сына. После кратковременного пребывания на родине и работы в банке вновь возвращается в Париж, посещает т. н. академию Сюиса (1862-65), где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуру. Здесь скорее можно говорить о том, что и пифагорейство, в свою очередь, лишь выразило некие прозрения, которые свойственны людям разных исторических эпох, независимо от того, знают эти люди взгляды пифагорейцев или нет. Здесь мы находим те же предметы, которые Сезанн неустанно живописал в годы творческой зрелости: яблоки, нож с темным черенком, цветастый кувшин с ручкой, голубой фаянсовый сосуд, наполовину пустая бутылка. Он стал как бы импрессионистом наоборот.
Лувр, – писал Сезанн позже, – это книга, по которой мы учимся читать. Участвовал в выставках импрессионистов 1874 и 1877 годов, однако не разделял их установки на фиксацию мимолетных состояний природы. В ноябре 1862 года, вскоре после возвращения Золя в Париж, Сезанн последовал за ним, располагая средствами скромными, но достаточными, чтобы дать ему возможность заниматься живописью, не беспокоясь о хлебе насущном. Чтобы погасить все долги художнику пришлось продать одну из самых популярных на тот момент картин «Жа де Буффан».
Для импрессионистического периода (1872-1879) характерны приближенная к реальной жизни интерпретация образов, тонкая передача световоздушной среды и более светлая цветовая гамма. Сорокасемилетний Сезанн наконец-то получил возможность, не заботясь о хлебе насущном, безраздельно отдаться живописи. Постепенно Сезанн выработал свою систему единообразных прямоугольных мазков, спускающихся по диагонали полотна (обычно от верхнего правого угла к нижнему левому) и покрывающих весь холст. Он говорит, что для написания пейзажа ему необходимо знание его геологии. Поль Сезанн (фр. Прочитав это письмо, Бернар неожиданно заметил, как, в соответствии с этой концепцией, один из его натюрмортов — три черепа — почти ежедневно меняет свой цвет и форму.
Сезанн принял участие в первой (1874) и третьей (1877) выставках импрессионистов. Природа выступает сама по себе, как могучая и полная скрытой энергии сила.
При наибольшем богатстве красок форма неизменно достигает своей полноты. В скромном провинциальном интерьере звучит романтическая музыка Вагнера, культ которого характерен для Франции второй половины ХIХ века (другое название картины — «Увертюра к Тангейзеру»). один из самых значительных мастеров конца XIX – начала XX веков, художественные открытия которого во многом определили облик современного искусства. Вот таким образом работы Гогена Сезанн называл «раскрашенными китайскими картинками». Вечером, с 7 до 10, он снова рисовал в Ателье Сюисс. Персонажи картины идут на праздник вместе, но в художественном пространстве работы как бы разведены в разные системы координат. Лувр, – писал Сезанн позже, – это книга, по которой мы учимся читать.
Характерно, что в это время Сезанн начал интересоваться геологией. Живописцачасто мучили противоречивые чувства. Сезанн терпит неудачи при попытках поступления в Парижскую школу изящных искусств (1861 и 1862), однако живопись становится главным делом его жизни. Характерно в этом смысле принципиальное отличие пейзажей Сезанна от пейзажей Писарро.
На рубеже 1880-1890 годов Сезанн все больше увлекся так называемыми фигурными жанрами. А осенью Луи-Огюст умер, оставив сыну большое наследство. Он сделал это по настоянию отца. В натюрморте «Ваза с фруктами» (1878, частное собрание, Париж) зритель видит вазу как бы в профиль и одновременно несколько сверху.
Вот таким образом в этот период, когда он в совершенстве овладел передачей световоздушной среды, художник усиливает структурно-предметные элементы своих композиций (Пьеро и Арлекин, 1888, ГМИИ, Москва Мост на Марне в Крейтеле, 1888, ГМИИ, Москва). Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. Поездки к Сезанну молодые называли между собой «паломничеством в Экс» — надо сказать, что сам Сезанн относился к своим новым поклонникам намного теплее, чем к большинству художников своего поколения.
«Моне – это только глаз, – говорит он и добавляет: – Но какой глаз. ». Человеческие фигуры не противостоят пейзажному фону, они так же, как окружающая их растительность, пронизаны светом и воздухом (Купальщики, 1890-1892, Музей Орсэ, Париж). И каждый год все без исключения работы Сезанна отвергались. В 1861-1862 гг.
Он стал как бы импрессионистом наоборот. В начале 1870-х гг.
Пять вариантов композиции Игроки в карты (1890-92, возможно, 1890-96) инспирированы картиной Караваджо на такую же тему из местного музея. Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно.
Исчезают аллегорические и литературные сюжеты раннего периода. Французский художник, представитель постимпрессионизма. После кратковременного пребывания на родине и работы в банке вновь возвратился в Париж, посещал так называемую академию Сюиса (1862-1865), где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуруНатура в изобразительном искусстве — реальные объекты действительности (человек, предметы, ландшафт и т. п. ), которые художник непосредственно наблюдает при их изображении. На рубеже 1880-1890 годов Сезанн все больше увлекся так называемыми фигурными жанрами.
И все же Поль чувствует себя в Париже неуютно и уже вскоре он начинает думать об отъезде.
После кратковременного пребывания на родине и работы в банке вновь возвратился в Париж, посещал так называемую академию Сюиса (1862-1865), где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуру. Под влиянием Писсарро художник начал писать этюдыЭтюд (французское etude, буквально — изучение) — музыкальная пьеса инструментального характера, основанная на определенном приеме исполнения и предназначенная для развития технического мастерства исполнителя. Однако не смотря на перемены, общество все еще не принимало молодого художника. Материальная весомость красочной фактуры гармонично сочетается в произведениях Сезанна со смелым лаконичным рисунком, конструктивно чёткой, обобщенной пластической лепкой и ясной уравновешенностью композиции.
В этот период он увлекся натюрмортом. Порой он использует приемы обратной и сферической перспективы. Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна. На рубеже 1860-1870 годов началась тема «купальщиц» и «купальщиков», которая стала важной в последующие десятилетия.
Лишь после окончания колледжа он смог попробовать свои силы в живописи. Сезанн, —пишет Бернар в своих Воспоминаниях, — был прав. После завершения школьного образования юноша поступил в «Коллеж Бурбон». Представитель постимпрессионизмаПостимпрессионизм (от латинского post — после и импрессионизм) — общее название течений в живописи конца 19 — начала 20 веков, возникших во Франции как реакция на импрессионизм с его интересом к случайному и мимолетному. Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника. К этому времени он утратил склонность и интерес к академической живописи и продолжал занятия в академии Сюиса, где регулярно работает до 1864 года. О его жизни можно судить по творчеству.
Частым мотивом его пейзажей стала с 1880-х годов гора Сент Виктуар, видная из окон и с террасы его мастерской в пригороде Экса, где художник жил до конца жизни, получив прозвище «отшельник из Экса». Определенного успеха Сезанн добился лишь на Салоне 1882 года. Любой наложенный поверх другого тон так или иначе выцветает. Более 80 работ он посвятил изображению горы Сент-Виктуар, стремясь достичь в них, по словам историка искусства Готфрида Бёма, «синтеза постоянства и изменчивости».
Но Танги умер и картины Сезанна пошли с молотка. В том же году Сезанн оформил свой брак с Ортанс. Как и Мане, вариации на темы картин которого он создавал (Завтрак на траве, 1869-70, частное собрание, Париж Новая Олимпия, Музей дОрсе, Париж), Сезанн хотел следовать традициям старых мастеров, Пуссенн был его постоянным кумиром, а именем Энгра он даже подписал два декоративных панно Весна и Осень (1859-62, Пти Пале, Париж).
Лепка форм становилась лаконичнее, конструктивно обобщеннее. Картины притягивают к себе, но в то же времяи отталкивают. Именно на этом этапе возникли лучшие, самые глубокие и содержательные работы Сезанна. На протяжении всей последующей жизни он с увлечением читал классических авторов, писал латинские и французские стихи и до последних дней был способен цитировать по памяти целые страницы из Апулея, Вергилия и Лукреция.
К концу 1860-х гг. Вскоре художник решил оставить Париж.
Это «но» – дань импрессионизму и вместе с тем порядку природы, в который он стремился проникнуть и который никогда не подменяет внешним сходством. В Девушке у пианино (ок. Когда Сезанн-наблюдатель одержал победу над Сезанном-провидцем, он проявил заметное пристрастие к прямой линии, вместо барочной кривизны и к строгой, почти архитектурной отделке очертаний. С этой целью он деформировал фигуры, создавал композиции с неустойчивым равновесием использовал насыщенные темные краски, положенные большими массами (В комнатах, 1860-е гг., ГМИИ, Москва).
В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина). Живопись помогала ему обрести спокойствие. Сезанн начинает работать на пленэре, палитра его светлеет. Совершенно прямые линии редки в его картинах: они то изгибаются, то наклонны. Всю жизнь он тянулся к людям и одновременно отталкивал их.
В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство. Он искал спасения в живописи.
Он снова и снова писал яблоки. Так называемый конструктивный период творчества П. Сезанна (1879-1888) совпадает с вершиной его мастерства и отличается гармоничным сочетанием массивных форм и строгой композиции (Фрукты, 1879 – 1882, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна.
Художник любил ее твердые стебли и его как колориста привлекали ее ярко-зеленые листья. Среди кумиров современности того времени — художник и график Эжен Делакруа и художник Гюстав Курбе. В школе он стал изгоем, с ним никто не хотел дружить или играть вот таким образом мальчик старался быть лучшим во всем чтобы поскорее завершить обучение. В течение следующих двухсот лет семья ничего выдающегося не достигла.
Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе. Композиция «Пьеро и Арлекин» (1888, Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику «марди гра» — последнему дню карнавала перед постом. Это восклицание ребенка стало пророческим. Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. По этой же причине Сезанн был противником декоративного подхода в живописи, так как декоративность убирала из живописи объём, лишая пространство картины трёхмерности.
Подобный мотив занавесок с широкими складками встречается в нескольких натюрмортах и портретах, созданных между 1885 и 1895 годами (см. : Venturi, NN 528, 559, 570, 592, 601, 679, 731). Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника. Но интересно отметить, какие художники в этот период влияли на Сезанна.
Постепенно Сезанн выработал свою систему единообразных прямоугольных мазков, спускающихся по диагонали полотна (обычно от верхнего правого угла к нижнему левому) и покрывающих весь холст. Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна. Впервые Сезанн привлек внимание публики весной 1874 года. Утренние часы были посвящены зарисовкам обнаженной натуры в Ателье Сюисс, днем Сезанн работал в Лувре или в мастерской, где и жил, как вспоминает Золя, среди множества тюбиков со старой краской, разодранных холстов и грязных кастрюль и тарелок. В 1886 году эта дружба кончилась резким разрывом.
Ран ние работы Сезанна были написаны в драматической романтизма. В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство. Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. Многие его ученики отзывались о нем как о терпеливом и внимательном наставнике. После окончания средней школы он посещал школу Святого Жозефа, а затем с 13 до 19 лет учился в «Коллеж Бурбон».
Он работает в окрестностях Экса, в Гарденне-Эстаке. Знак зодиака — Козерог. Возвратившись домой, он недолго работал в банке, а потом вернулся в Париж. Художник утратил в своих картинах некоторую конкретность формы, чувство ее фактуры. Виктории (1890 г. ). Натюрморты занимают особое место в его творчестве.
Это ощущение было столь острым, что в нем развился болезненный страх прикосновения. Противоречия отошли на задний план, а на первый план выдвинулось понимание лаконичности самого языка бытия. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. В «Девушке у пианино» (около 1869, Эрмитаж) изображены сестра и мать художника, пустующее кресло должно напоминать об отце. Были в ней сапожники, парикмахеры, портные, но выше никто не поднялся.
В 1852 году Сезанн учится в колледже Бурбон – богатой гуманистическими традициями гимназии в Экс-ан-Провансе (ныне лицей Минье), где подружился с Эмилем Золя, отец которого создал проект и строил канал и плотину в Эксе и Жаном-Батистом Байлем. Вскоре этот «грубый и жадный» человек— таким он запомнился друзьям детства Сезанна— сделался самым удачливым ростовщиком в Эксе.
На рубеже 1880-90 гг. Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями. Принцип первый: художник должен заботиться об использовании белизны бумаги между двумя тонами (палитра Сезанна в данном случае включает три: кирпично-красный, пепельно-зеленый и ярко-желтый) ибо этот светонасыщенный посредник усиливает любую краску и приводит ее к гармонии с соседней. Творчество исцеляло Сезанна и от неуверенности в себе. Многие холсты позднего Сезанна остались незаконченными, в т. ч. и его итоговая композиция Большие купальщицы (1898-1905, Музей искусств, Филадельфия), призванная завершить большой цикл и ритмически строго выверенная. Он писал множество этюдов обнаженной натуры, почти ничем не отличавшихся друг от друга.
Через Золя познакомилась с художниками Эдуаром Мане, а также Камилем Жакобом Писсарро, Клодом Моне, Пьером Огюстом Ренуаром и другими будущими представителями импрессионизмаИмпрессионизм (от французского impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети 19 — начале 20 веков, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе.
Только в 1886 году он легализует свои отношения с Ортанз и вступает с нею в брак. С малого возраста художник был заинтересован искусством, но ничего не умел. Луи-Огюст пошел на компромисс, разрешив сыну оборудовать в Жа-де-Буффан мастерскую.
К концу 80-х годов имя Сезанна стало чем-то вроде легенды, мифа. Участвовал (с 1874) в нескольких их выставках. Его вкусы стремительно изменились, как только он приобщился к идеям художников из Ателье Сюисс. В числе значительных работ раннего периода — «Портрет отца» (1867 (. ), частное собрание), довольно большого размера (198х118 см). Обучаясь в университете, тянущийся к искусству студент стал посещать школу-студию, где брал уроки живописи у местных учителей рисования, а в поместье отца даже организовал небольшую мастерскую.
Этот интерьер был написан Полем Сезанном в его доме у дороги Лов в Экс-ан-Провансе. 1899, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Сезанн все больше увлекается т. н. фигурными жанрами. В 1890 г. по приглашению бельгийского объединения художников экспонировался на выставке «Двадцати» в Брюсселе.
В письме к своему единомышленнику, художнику Бернару, он так излагает свои взгляды: «Нужно вернуться к классицизму через природу иначе говоря, через ощущение. С этого времени его авторитет среди художников трудно переоценить. Творчество этого периода имеет ярко выраженный романтический характер: сцены насилия (Убийство, 1867-70, Галерея Вильдштейн, Нью-Йорк), натюрморты типа суета сует (Натюрморт с черепом и подсвечником, 1865-67, частное собрание, Швейцария), эротические видения (Оргия, 1864-68, частное собрание, Париж). Пять вариантов композиции «Игроки в карты» (1890-1892, возможно, 1890-1896) инспирированы картиной Караваджо на такую же тему из местного музея. Он вечно твердил о неспособности «осуществить» собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать и каждая новая картина становилась и опровержением и подтверждением этого.
он работает в Овере, затем в Понтуазе, где сближается с К. Писсарро. Характерно, что в это время Сезанн начал интересоваться геологией. Незадолго до этого в Понтуазе обосновался и сам Писсарро.
Поль открыто показывал свой характер и свои эмоции в каждом полотне. Вскоре этот «грубый и жадный» человек — таким он запомнился друзьям детства Сезанна — сделался самым удачливым ростовщиком в Эксе. В детстве Сезанн имел слабое представление о хорошей живописи, но во многих других отношениях он получил превосходное образование. Частым мотивом его пейзажей становится с 1880-х гг. на пленэреПленэр (французское plein air, буквально — открытый воздух), в живописи — воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленных солнечным светом и состоянием атмосферы., овладел техникой мелкого мазка. Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе.
Наиболее импрессионистическая картина этого периода Дом повешенного (1873, Музей дОрсе, Париж). Перенося этот образ на холст, художник стремился решить проблему слияния предмета с окружающим его пространством и выразить ощущение меняющегося и в то же время вечно существующего мира природы (Большая сосна близ Экса, 1890, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Контрасты и соотношения тонов — вот весь секрет рисунка и моделировки». Как видно, акварель, по мнению Сезанна, должна позволить художнику столь же хорошо передать объем плода, как и свет, омывающий этот объем, — показать среду, которая есть изменчивость и предмет, являющий постоянство (Бернар Дориваль). Выбранный нами и являющийся гордостью коллекции Рев натюрморт, бесспорно, одно из самых великолепных достижений художника как по размаху построения, богатству колорита, так и по глубине ощущения скрытой жизни вещей. Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно.
Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. Сезанн стал в итоге родоначальником живописи форм в европейском искусстве, одним из направлений которой вскоре после Сезанна был кубизм. П. Кончаловский, А. В. Лентулов, И. И. Машков, Р. Р. Фальк и др. ) и других европейских странах. В середине 1890-годов Сезанн начал работать над портретамиПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность.
Хоть бизнес и шел удачно и денег в семье хватало, Поль рос обделенным любовью и заботой. Образцом будет служить сопоставление, а не наслаивание пятен, что-то вроде охапки цветов. Уже год он живет с Ортанз Фике (она моложе его на одиннадцать лет), брошюровщицей, с которой он познакомился в Париже, где она подрабатывала натурщицей. В пейзажах Сезанна почти не встречаются совершенно прямые линии: они то изгибаются, то имеют наклон. С этим коротким периодом странствий связан момент самоопределения Сезанна, как художника. Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями.
В своем добровольном изгнании Сезанн превратился в великого художника. Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна.
1869, Эрмитаж) изображены сестра и мать художника, пустующее кресло должно напоминать об отце. На самом деле я только переменил желище, а скука осталась при мне. В истории искусства именно плодотворность попыток Сезанна создать новый большой стиль, а не сам стиль Сезанна как художественный канон, составила его славу. В дальнейшем знакомство и совместная работа с Камилем Писарро привели к тому, что палитра Сезанна стала намного более светлой, а мазки – раздельными. В своей парижской квартире как святыню Брак до конца жизни хранил натюрморт Сезанна.
Он совершенно полностью отрицал Ван Гога и Гогена как художников считая их работы детскими. Вот названия некоторых самых известных его картин: Мост в лесу (1880 г. ), Дома в Провансе близ Эстака (1882 г. ), Море в Эстаке (1885 г. ), Портрет мадам Сезанн (1887 г. ), Вид Гарданны (1886 г. ), Гора св. Но очень многие не понимали и не принимали его искусство. Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания.
В пейзаже Железнодорожная выемка, первом из изображающих гору Сент-Виктуар вблизи Экса, он тщательно уравновесил домик слева и жесткую тяжелую форму горы справа. Отдельные перспективы в пейзажах Сезанна словно наплывают друг на друга.
В 1895 г. состоялась большая персональная выставка Сезанна в галерее А. Воллара в Париже. Его образование вполне соответствовало традиции и общественным и религиозным требованиям времени. Сезанн сближается с Мари-Гортензией Фике, вскоре рождается сын Поль (это будущие модели художника).
Композиция «Пьеро и Арлекин» (1888, Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику «марди гра» — последнему дню карнавала перед постом. На рубеже 1860-70 гг. И хотя супруги были достаточно разными людьми по своим привычкам и восприятию мира и по большей части жили раздельно (Сезанн – в своем имении в Провансе, а Гортензия – в Париже), все-таки эта женщина осталась единственной в жизни маэстро. Вот таким образом работы Гогена Сезанн называл «раскрашенными китайскими картинками».
Более 80 работ он посвятил изображению горы Сент-Виктуар, стремясь достичь в них, по словам историка искусства Готфрида Бёма, «синтеза постоянства и изменчивости»5. Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями. Он (не без влияния Писсарро) стал писать в импрессионистической манере. Он писал множество этюдов обнаженной натуры, почти ничем не отличавшихся друг от друга. В 1906 году Сезанн писал известному живописцу Эмилю Бернару: «Я стар, болен и я поклялся умереть за работой». Хотя Сезанн не считал себя импрессионистом, тем не менее участвовал в первой (1874) и пятой (1877) выставках группы. Подчёркивая структуру предмета, утяжеляя его форму красочной фактурой и чистым цветом, Сезанн выявлял в натюрмортах материальную вещественность и строгую пластическую построенность предметного мира (Натюрморт с драпировкой, 1898-99, ГЭ).
Вскоре он стал самым удачливым ростовщиком и крупным банкиром в Эксе. Здесь изображен уголок мастерской художника. Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями. Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе. Это место очень многое значило для сына Луи-Огюста.
Писсарро распознал самобытность сезанновского таланта.