А у меня на память о посещении Экса осталось давнее фото с памятником Полю Сезанну скульптора Аристида Майоля.
Художник начинал с импрессионистами, он до конца жизни подписывал свои картины, добавляя к своему имени ученик Писсарро, отдавая должное уважение знаменитому импрессионисту. Вместе с Писсарро художник работает в Понтуазе под Парижем (1872), а затем переезжает в Овер, где остается до 1874 года. Зримо или незримо, она оставалась данностью. Имя Сезанна постепенно приобретает известность. В этот период чаще всего он изображает натюрморты и пейзажи («Букет цветов в вазе»). Я стараюсь наполнить свои полотна деталями, чтобы работать правдивее и совершеннее.
Золя знал Ортанс с самого начала, как и Сезанн — Александрину Мелей, будущую мадам Золя. Художник утратил в своих картинах некоторую конкретность формы, чувство ее фактуры. Его учителем была сама природа.
Этому способствовали рассказы его единственного покупателя коллекционера Танги. Здесь же карандаши, перо Вот — старый мольберт, рядом — другой. Иногда — портреты. Это восклицание ребенка стало пророческим.
Мать же знала обо всем с самого начала и не раз тайно приезжала к обожаемому внуку. Но вкусить плоды своих трудов Сезанн уже не смог. На полотне далекие предметы кажутся близкими, а детали переднего плана сдвинуты в глубину. Рисунок и цвет неразделимы, по мере того как пишешь — рисуешь: чем гармоничнее делается цвет, тем точнее становится рисунок.
Художник называл Лувр «книгой, по которой мы учимся читать», особенно выделял он испанских и венецианских живописцев. Этот взгляд на живопись отличает Сезанна от большинства его современников. В конце 1850-х — начале 1860-х годов Фике перебрались в Париж в поисках лучшей жизни.
Сезанн верил в постоянство форм и красок мира и устойчивость отношений между ними. Нравилось путешествовать. Но Танги умер и картины Сезанна пошли с молотка.
Работа была для него единственным, что приносило полное душевное удовлетворение. Она долго продолжала позировать ему и после того, как они перестали постоянно жить вместе.
Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе. Ортанс Фике была высокой, красивой брюнеткой, с большими черными глазами и бледным лицом. И все же в 1869 году он встретил девушку, к которой по-настоящему привязался. «Отшельником из Экса» Сезанна прозвали его современники.
Как она сводила концы с концами, не вполне ясно. После окончания средней школы он посещал школу Святого Жозефа, а затем с 13 до 19 лет учился в «Коллеж Бурбон». До этого любой «маленький каприз» вызывал трения. «Он мог повести себя исключительно агрессивно, если кто-нибудь посягал на его территорию», — отмечал Вальтер Файльхенфельд. Даже находясь в одном месте, они не всегда жили под одной крышей.
Так он перестал быть один, но хранил эту связь в тайне от родителей, а точнее — от отца. Поль Сезанн (биография художника) был не только великим мастером композиции, но и великим колористом, сравнимым с Тицианом, Рубенсом и Делакруа. Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года. Он оберегал маленького Поля как зеницу ока. И семья, в которой он вырос, была отнюдь не маленькая. «Поговаривают, — сообщает Ревалд, — что его жена не смогла вовремя оказаться в Эксе, так как не пожелала отменить примерку у портнихи».
Ее место не занял никто. Мари Ортанс Фике (1850-1922) родилась 22 апреля 1850 года в деревне Салиньи, близ Безансона, в департаменте Юра. Наис спрашивала о них, как будто произошло нечто невероятное. Век за веком сначала римские рабы, затем наемные рабочие «срезали» землю, уходя все глубже и создавая причудливый пейзаж из ущелий, образованных пластами вырубок.
Так или иначе, Поль просит отца оплатить ему курс живописи в местной художественной школе. Невозможно одновременно утверждать и свободу и каноны. Органичное и своеобразное единство нюансов и стилевых особенностей, впоследствии развившихся в творчестве Пикассо, Кончаловского, Лентулова, даже получило название «сезаннизм», в подтверждение заслуг великого Мастера. Сезанн называл свой труд «воплощением», подчёркивая стремление передать на полотне открывшийся ему замысел Творца.
Сезанн признал отцовство — так же, как некогда его отец. Луи Огюст был оскорблен. Ее находчивость была под стать амбициям. И все-таки это невоспитанность. Дальнейшее оказалось более хрупким. Сорокасемилетний Сезанн наконец-то получил возможность, не заботясь о хлебе насущном, безраздельно отдаться живописи. Однако Сезанн 151 не только пейзажист. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна.
В Париже Поль сближается с Писсарро, Моне, Сислеем, Ренуаром, Мане. После смерти Сезанна она продала несколько холстов и жила ни в чем себе не отказывая. Виктории. Но очень многие не понимали и не принимали его искусство.
Впервые увидев картины Сезанна в магазине Танги, он без промедления приобрел Купальщиц к моменту своей смерти в 1900 году он владел более чем тридцатью работами Сезанна. Александрина отличалась обостренной тягой к благопристойности. Объекты картин Сезанна настолько вещественны, что кажутся ирреальными.
Сезанн был старше на одиннадцать лет, он влюбился и уговорил ее жить с ним. Геометрия пространства никогда не перестанет играть для него важную роль. Он продолжает пребывать на вершине художественного Олимпа. Мы о них беспокоимся, хотя с какой стати — непонятно».
Но вместе с тем открыл новую: его зрелые произведения произвели необратимое воздействие на формирование художественного видения в современной живописи. Индивидуальные переживания неизменно присутствуют в творчестве большинства мастеров середины XIX века, но их выражение рассматривалось лишь как частность по отношению к основной художественной задаче – нравственной, социальной, политической или какой-либо иной. За двадцать лет Сезанн написал маслом не меньше двадцати четырех портретов Ортанс. Она шила платья на заказ и даже после встречи с Сезанном окончательно ремесло не бросила.
В рейтинге самых «ценных мастеров» художник занимает четвертое место после Пикассо, Клода Моне и Ван Гога. В интерьере видна спинка кровати, комод или стол с характерным ящиком и стопка книг. Постепенно Сезанн выработал свою систему единообразных прямоугольных мазков, спускающихся по диагонали полотна (обычно от верхнего правого угла к нижнему левому) и покрывающих весь холст.
Порой, не сдержавшись, он швырял их, полуодетых, на приготовленную для них подставку, а потом возвращался к мольберту и, сжигаемый внутренним огнем, «укладывал их на ложе своих картин». (Другое дело, что его самого «сливки» парижского арт-мира признали не сразу. ) В какой-то момент Сезанн и сам заводит семью: его натурщица рожает ему сына.
«Поль — моя жемчужина», — говорил художник. Других подобных «неосторожностей» замечено не было. Другим излюбленным местом для Сезанна-пейзажиста были окрестности Эстака.
На полотнах все выглядит более отчетливым и плотным. Речи о браке быть не могло. Не исключено, что так и было, но «подсказать» гипотезу мог графический портрет, выполненный Сезанном, — эффектная и непривычно укрупненная композиция, которую Воллар выбрал в качестве иллюстрации на титульном листе своей книги о художнике, опубликованной в 1914 году. У Александрины (прежде — Габриель) происхождение было почти такое же, как у Ортанс.
Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания. А с возрастом, разбогатев, она пристрастилась к игре. Когда в жизни Поля происходит перелом к творчеству.
Но есть нечто, заставляющее нас, как и современников, останавливаться перед его картинами. Ревалд не единственный вычеркнул ее из жизни Сезанна: влиятельный Жорж Ривьер, чья дочь Рене вышла замуж за Поля-младшего в 1913-м, через год после смерти Ортанс опубликовал книгу «Поль Сезанн» («Le Matre Paul Czanne»), где о ней не упоминается вовсе, — однако его неприязнь столь велика, что сквозит даже в этом труде. Вызов предвещал давно назревавший кризис, которого так долго удавалось избежать.
С тех пор Сезанн и Золя никогда больше не разговаривали и не виделись друг с другом. Искусство все больше и больше увлекает его. Ортанс тоже не возражала против бриллиантов и белья, но у нее были другие приоритеты. Если так, то это вполне естественно. Его подозрения подтвердились.
Мальцева. Все эти и многие другие пейзажи написал великий Поль Сезанн. Сезанн перенес акцент в живописи с предмета изображения на сознание изображающего. Вечером, с 7 до 10, он снова рисовал в Ателье Сюисс. После школы Золя уезжает в Париж, Поль, не решаясь ослушаться деспотичного отца, поступает в университет на юридическое отделение, но вместе с тем начинает посещать уроки живописи в местной школе-студии и даже оборудует собственную художественную мастерскую в поместье отца. «Сезанн вернулся в Париж в начале 1869 года.
Ортанс осталась одна. Он писал множество этюдов обнаженной натуры, почти ничем не отличавшихся друг от друга. В этом смысле он скорее возрождал, нежели разрушал традиции. Спустя несколько месяцев, когда на фоне Франко-прусской войны случился «великий исход», Александрина писала мужу из Марселя: «Три дня назад Мари видела мелькнувшую в окне Буль, а еще от дам из Эстака мы слышали, что Поль там больше не живет мы думаем, что они скрываются в Марселе.
В натюрмортах, подчеркивая структуру предмета, как бы утяжеляя его с помощью красочной фактуры и использования чистого цвета, художник выявляет материальную вещественность и строгую пластичность предметного мира (Горшок с геранью и фрукты, 1890-1894, Метрополитен-музей Натюрморт с драпировкой, 1898-1899, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Почему из Экса 151 понятно. Приличия превыше всего. Старая палитра с засохшими красками истертые кисти. При этом она заверила: в присутствии Ортанс нужды нет. Разумеется, в родном Провансе. — Простые по мотивам, они всегда торжественны, передают материальность мира вещей, как бы наполненного значительным смыслом.
Он здесь родился, вырос, учился, работал, умер и был здесь же похоронен. Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника. Сезанн запрещает подметать у себя «из боязни, как бы пыль не осела на еще влажные полотна».
Картины не покупали. Классицизм нёс в себе законы устойчивости и равновесия, которые во многом соответствовали реальной природе вещей, законам существующего мира.
Его палитра заметно посветлела, очистилась от черных тонов. Перемена в сфере чувств, как видно, не повлияла на его творчество и отношения с друзьями». Она родилась в Салини, в Юра и жила в Париже с матерью, пока та не скончалась. Все открылось в 1878 году, когда Луи-Огюст вскрыл письмо жены, адресованное сыну. Натюрморты занимают особое место в его творчестве. Он стал как бы импрессионистом наоборот.
В том же году Сезанн оформил свой брак с Ортанс. Однако она была не просто безмолвным предметом или изменчивым сочетанием красочных пятен. Ведь немногим более ста лет назад сам мастер считал большой удачей, если продавал свои холсты по 40 франков (для сравнения: 20 франков в месяц тогда, в конце XIX века, стоила комната в Париже, а за 10 франков в месяц художник мог обеспечить себя красками и холстами).
Особенно это сравнение становится очевидным, когда оказываешься в карьерах Бибемю. Классицизм прославляет разум – романтизм возвеличивает чувство. И какие. Ей нравилось одеваться по последней моде.
В 1906 году Сезанн писал известному живописцу Эмилю Бернару: «Я стар, болен и я поклялся умереть за работой». Это Паоло Веронезе, Тинторетто, Эжен Делакруа и Оноре Домье. Париж поразил Сезанна своими музеями.
Сезанн обретет себя только тогда, когда поймет, что смысл его работы в поиске нового видения природы как таковой. Нелестный вердикт обрек Ортанс Фике на забвение. Это ощущение было столь острым, что в нем развился болезненный страх прикосновения. Поездки к Сезанну молодые называли между собой «паломничеством в Экс» — надо сказать, что сам Сезанн относился к своим новым поклонникам намного теплее, чем к большинству художников своего поколения.
Все случилось по писанному. Она сложена из того же камня, что и все вокруг. Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания.
Ортанс обрела бессмертие. Маршрут «Париж 151 Экс» становится для него также постоянным. Чего только не приходилось им сносить от этого нелюдима, грубияна.
Он искал спасения в живописи. Оперируя преимущественно градациями трех основных цветов (зеленого, голубого и желтого), то тонкими и прозрачными, то резко контрастными, нанесенными плотными корпусными мазками, он обозначал с их помощью пространственные планы и степень освещенности. Появиться в Жа-де-Буффане Ортанс не могла ни под каким видом. Тут же складной стульчик, неизменный спутник художника на этюдах. Эта выставка была первой из восьми выставок импрессионистов, прошедших в период 1874 г. по 1886 г. Кроме первой, Сезанн принимал участие только в третьей (1877 г. ), на которой экспонировались шестнадцать его картин. После 1877 г. Сезанн постепенно перестает общаться с импрессионистами и работает уединенно в своем доме в Эксе, что объясняется двумя причинами: во-первых стилистически он все сильнее отдаляется от импрессионистов, а во-вторых он удручен неприятием его творчества арт-критиками и публикой.
В письме другу-художнику от 1885 года Гоген восклицал: Этот непостижимый человек, с натурой по сути своей мистической и восточной (он похож на старого левантинца). Так начался их роман их Битва любви. Золя опубликовал роман «Творчество», главный герой которого, художник-неудачник, был списан с Сезанна. Незадолго до этого в Понтуазе обосновался и сам Писсарро.
К ней принадлежало большинство художников, добившихся коммерческого успеха. В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство. В заключении несколько слов хочется сказать о том, где можно увидеть его работы. Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника. Однако вопреки ожиданиям в картинах сложно встретить воздушность и свет. Среди них наиболее продуманно выстроены виды города Гардана. Когда цвет достигает наибольшего богатства, форма обретает полноту.
«Моя жена любит только Швейцарию и лимонад», — полушутя говорил Сезанн. Все это переплетенные фотокопии оригиналов. Учитывая предшествующий опыт Ортанс, понятна проявившаяся в ней тяга к хорошей жизни. Он действительно являлся настоящим трудоголиком, посвятившим всю свою жизнь живописи.
Его современники 151 барбизонцы и импрессионисты 151 давно уже забыли про музеи и работают на пленэре, стараясь уловить «впечатление» (impression), а Сезанна вдохновляют классицисты и романтики, Пуссен и Делакруа. Поль Сезанн (1839-1906) родился во французском городе Экс-ан-Прованс. С 1852 г. Поль учится в колледже Бурбон (Collge Bourbon), где встречает Эмилем Золя и заводит с ним дружбу. В 1856 г. Сезанн поступает в местную школу изящных искусств. Одна многолетняя дружба с Эмилем Золя чего стоит. Если с вами на выставку пришла женщина «в интересном положении», ни на секунду не задерживайтесь у «Портрета мужчины» кисти господина Сезанна.
Но при этом была лишена права голоса: натурщиц не принято слушать — на них смотрят. Критики уверены, что он стал импрессионистом наоборот. Проще и точнее всего было бы сказать, что он учил мир новому зрению. В 1872 году Гортензия родила Полю сына. У окна длинная витрина.
Но интересно отметить, какие художники в этот период влияли на Сезанна. Он вечно твердил о неспособности «осуществить» собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать и каждая новая картина становилась и опровержением и подтверждением этого. За столами в казино Монте-Карло и не только там, она играла в карты и рулетку. Что это за «история», так и не ясно, но он, похоже, не слишком обеспокоился. Ее звали Ортанс Фике.
Вот таким образом работы Гогена Сезанн называл «раскрашенными китайскими картинками». Более 80 работ он посвятил изображению горы Сент-Виктуар, стремясь достичь в них, по словам историка искусства Готфрида Бёма, «синтеза постоянства и изменчивости»5. Об этом он снова и снова говорит в своих письмах.
Живопись Сезанна в определённом смысле стала возрождением в искусстве древних пифагорейских традиций, хотя Сезанн, безусловно, лишь ощущал совпадение своих итоговых взглядов с этой традицией, а не следовал пифагорейству сознательно. Одно из первых мест в длинном ряду подобных натюрмортов занимает картина «Персики и груши» (1888). Подходим к окну.
Какой уж тут отшельник. Отец вернулся в Юра, где его ждали оставшиеся от жены тридцать девять акров виноградника. Дома раскладывала пасьянс.
Вместе с Алексисом, Ру и Солари — «бандой из Экса» — он был свидетелем на их свадьбе в Париже в апреле 1870 года. Сезанн любил эти карьеры. Он, как говорится, звезд с неба не хватает».
Она мечтала о семье, респектабельности, приличном обществе. В ней зазвучали насыщенные зеленые и золотистые тона. Но было среди них несколько, к которым он обращался чаще, чем к другим. Предметный мир в них раскрывается в движении и вместе с тем в незыблемости своего бытия». Именно тогда он встретил молодую натурщицу Ортанс Фике, которой было девятнадцать лет. Основным среди этих принципов является пространственный, решающий задачу представления трехмерности мира в рамках двухмерной поверхности холста.
При наибольшем богатстве красок форма неизменно достигает своей полноты. В следующем году семья Сезаннов переехала в Овер, а еще через год вернулась в Париж. В Париже она могла дать себе волю — именно это и было поводом для беспокойства. Синтез и цельность — вот что открыло ему путь в искусство XX столетия. Самые лучшие свои картины Поль Сезанн написал в конструктивный период характеризующийся четкой композицией и крупными формами («Пьеро и Арлекин»). картины, созданные Полем Сезанном в 1890-1906 г. г. Раздел 4.
Художник стремился создать искусство более правильное, чем искусство импрессионистов. Правда, понять искусство реформатора тогда смогли лишь избранные. Портреты словно ничего не значили. Найти писарровские мотивы можно в поздних работах Сезанна. Казалось бы, ему открывается весь мир и он 151 провинциал 151 должен его покорить. Где же он берет эту природу.
Да, сплетня злая и так удобно, что в ней умалчивается о роли сестры Сезанна. Вот, например, место рождения картины «Красные скалы» (1900). Ему легко давалась математика, он увлекался поэзией, сам писал стихи и любил писать сочинения. Имея хорошую память, знал наизусть почти всего Вергилия и Гомера. Удивительно, но в школе уроки рисования Поль не особо любил, вот таким образом трудно было предположить, что из него со временем может выйти настоящий художник. Непростые отношения в семье оказывали не лучшее влияние на формирование характера юного Сезанна. Любовь налетела стремительно и через три года родился Поль, единственный сын.
Неделю спустя, 22 октября 1906 года, Сезанн скончался от воспаления легких. Но вернемся к растущему Полю. Сезанн принял участие в первой (1874) и третьей (1877) выставках импрессионистов. Взяв за основу традиции классицизма и романтизма, Сезанн привел их к окончательному единству и тем самым завершил целую эпоху. Прованс изображенный Сезанном, – проще и конструктивнее настоящего.
Именно вот таким образом творчество Сезанна остаётся своеобразной «художественной кладовой» для современных художников. И вот правда вскрылась.
Исторически в таком подходе, конечно, выразилось стремление европейского духа вернуться к некой религиозной основе и в этом смысле живопись Сезанна можно сравнить с религиозным искусством разных эпох.
Многие искусствоведы считают, что творчество этого мастера живописи, его художественные находки и сама личность были столь грандиозны и масштабны, что все это вкупе оказало огромное влияние на многие последующие поколения живописцев. Впрочем, это не рекорд: Огюст Роден обвенчался со своей Розой, когда их сыну было 50. Творчество Сезанна, одного из главных мастеров постимпрессионизма, стремившегося к созданию своего рода классического искусства, лишенного всего преходящего и мимолетного, к раскрытию неизменного величия и гармоничной уравновешенности природы, органического единства ее форм, оказало громадное влияние как на многих художников ХХ века, так и на целые направления изобразительного искусства, разрабатывавшие, как правило, отдельные стороны сезанновского наследия (кубизм, лучизм, так называемая симультанная живопись и др. ).
Напротив, Сезанн искал в действительности формообразующую основу и внутреннюю логику. Пейзажи пронизаны решимостью и значимостью. Ревалд считал Ортанс «грубой и поверхностной особой, которая ничего для Сезанна не сделала — разве что вела его дела, при жизни и потом (за что ей причитались приличная плата и содержание)». А осенью Луи-Огюст умер, оставив сыну большое наследство. Долгое время Сезанн боялся, что он вообще перестанет давать деньги.
А в «Руководстве по инвестированию на рынке предметов искусства» компании Kunst Asset Management GmbH натюрморт Поля Сезанна «Занавес, кувшин и блюдо с фруктами» (18931511894 годы) стоит на шестом месте в списке 500 самых дорогих произведений искусства, проданных за последние 20 лет. В семье Сезанна с распростертыми объятиями ее не встретили и дали прозвище La Reine Hortense (Королева Гортензия), но попрекали скорее за меркантилизм и вульгарность, нежели за распущенность: ее подозревали в желании прибрать к рукам его состояние.
И, конечно, в этой одноименной, полной чистой эротики картине присутствовала Гортензия. По другой версии, она работала в переплетной мастерской брошюровщицей. Прошли те времена, когда его пинали все, кто мог, когда газета «Ле Пти Паризьен» позволяла себе следующие высказывания: «Это своенравный, вспыльчивый, поистине непримиримый художник. Ярлык был готов.
Взяв за основу эти две традиции, Сезанн привел их к окончательному единству и тем самым завершил целую эпоху. Для классицизма основным принципом является структурный для романтизма – цветовой. И человеческая голова и яблоко напоминали о шаре.
До тех пор, с точки зрения Ортанс, жизнь была не из легких. Список можно было бы продолжить.
Но это отнюдь не значит, что Сезанн был одинок и несчастен. Говорят, что иногда она подрабатывала в качестве натурщицы. Но если этот язык лаконичен, появляется шанс его выразить в каком-то количестве основных знаков или форм.
«Мадам Бремон особо просила сообщить, что отец приспособил гардеробную Вашей матушки под мастерскую и в настоящее время не намеревается ее освобождать, — многозначительно писала Мари, — она хочет, чтобы Ваша мать знала об этом и поскольку ни Ваш, ни ее приезд в ближайший месяц не предполагался, она может задержаться в Париже на некоторое время Ваш отец между тем, возможно, устроит себе другую мастерскую».
И души не чаял в сыне. Параллельно юноша берет уроки живописи в Городской студии рисования. Серия автопортретов, написанных в разные годы, 151 лучшее «пособие» по изучению отношения художника к себе и миру.
Я не выношу, когда ко мне прикасаются и идет это с очень давних времен. Сезанна абсолютно не интересуют разные планы пространства. И всё это на портретах в её глазах – она ведь была самой частой моделью Поля, который умел выразить не случайное и поверхностное, а главное и сокрытое. Тем самым он открыл путь, приведший в XX веке к созданию так называемого абстрактного искусства, полностью зависящего от сознания автора.
Так же как в личной жизни сюжет «отец151сын» становится для Поля Сезанна постоянным лейтмотивом, так и в творчестве он удивительно постоянен. Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно. Говорят— работала швеей. Как вспоминал правнук художника Филипп Сезанн, предполагалось, что «у Ортанс уже были приключения», а учитывая ее образ жизни, более подозрительно выглядело бы их отсутствие. Характерно в этом смысле принципиальное отличие пейзажей Сезанна от пейзажей Писарро.
Недаром, Пуссен — один из кумиров Сезанна. Сыграла ли тут свою роль любовь матери Поля к романтической живописи и сюжетам типа «Поцелуй музы» или влияние друга детства Золя, который раньше уехал в Париж делать свою судьбу и понял, как там процветает современное искусство. В их среде Сезанн сразу же стал культовой фигурой. И хотя супруги были достаточно разными людьми по своим привычкам и восприятию мира и по большей части жили раздельно (Сезанн – в своем имении в Провансе, а Гортензия – в Париже), все-таки эта женщина осталась единственной в жизни маэстро. Долго выдержать такое напряжение было невозможно.
Ортанс наверняка тоже присутствовала. Именно на этом этапе возникли лучшие, самые глубокие и содержательные работы Сезанна. В природе все лепится на основе шара, конуса и цилиндра. Зачастую материально помогал друг Эмиль Золя.
Не случайно одним из художников, чьи работы очень сильно повлияли на Сезанна, был Николя Пуссен, крупнейший представитель классицизма. Его внимание устремилось к постоянству сочетания формы и цвета в естественной природе. Персонажи картин находятся будто в другом мире, а автор использует темные краски («Девушка у пианино»). Их, этих портретов, 29 – масло, акварель, графика.
Пушкина. В четырех разделах коллекции представлено 245 произведений Поля Сезанна. Она любила поговорить — причем не о живописи. В течение жизни Сезанн написал огромное количество видов Прованса.
Его уделом при жизни были насмешки и одиночество. Материальная весомость красочной фактуры гармонично сочетается в произведениях Сезанна со смелым лаконичным рисунком, конструктивно четкой, пластически обобщенной лепкой формы и ясной уравновешенностью композиции («Автопортрет», 1879-1885, Пьеро и Арлекин, 1888, Персики и груши, 1895, — все в ГМИИ, Москва). Через год они уже жили вместе. Эта хижина и сейчас встречает гостей. И сам назвал рисунок «Швея».
Исступленный, галлюцинирующий, озверелый, он либо проклинал живопись 151 «это собачье ремесло», либо в хмельном порыве безудержной радости заявлял: «Когда я пишу, у меня такое ощущение, точно я сам себя щекочу». Под стеклом лежат записные книжки Сезанна и альбомчики с набросками. Он не был богат, но обладал чутьем, позволившим ему собрать первоклассную коллекцию современных художников, включавшую работы Мане, Ренуара, Моне и Писсарро. В дальнейшем знакомство и совместная работа с Камилем Писсарро привели к тому, что палитра Сезанна стала намного более светлой, а мазки— раздельными. Работал он настойчиво и с большим напряжением.
Это мощное стремление (с помощью тончайшего ощущения) добраться до структуры материального мира, понять, как стыкуются формы, почти пуссеновская величавость и спокойствие. Лувр, – писал Сезанн позже, – это книга, по которой мы учимся читать. В 1886 году эта дружба кончилась резким разрывом.
Отдельные перспективы в пейзажах Сезанна словно наплывают друг на друга. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. Полной нищеты он избегал только благодаря достатку родителей. Перед нами подлинно сезанновский пейзаж с голубыми домами, черепичными крышами и уже знакомыми, столько раз написанными им соснами Покидая Ателье Поля Сезанна, можно заглянуть на знаменитую гору «Викторию», не раз изображавшуюся художником.
Всю жизнь он тянулся к людям и одновременно отталкивал их. Почему отшельник. Самое раннее сообщение о недуге было в письме, отправленном Мари (слишком поздно) и адресованном только сыну художника. В 1872 году у них родился сын, при крещении получивший имя Поль. Работы Сезанна время от времени выставлялись в Париже и других городах, но об истинном признании, какого он заслуживал, говорить не приходилось до 1895 года, когда коллекционер Амбруаз Воллар в своей парижской галерее организовал большую персональную выставку Сезанна (около 150 работ).
Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. В этом смысле он был даже не постимпрессионистом, а подлинным реалистом. Контрасты и соотношения тонов — вот весь секрет рисунка и моделировки».
В зрелые годы он снял у одного из знакомых каменную хижину внутри каменоломни, в которой хранил свои художественные принадлежности и иногда ночевал, когда жара и усталость мешали ему вернуться в городскую квартиру. Он вечно твердил о неспособности «осуществить» собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать и каждая новая картина становилась и опровержением и подтверждением этого. Вместо этого он днями сидит в Лувре, копируя классиков. По системе Сезанна учат студентов, а знаменитые художники, от абстракционистов до гиперреалистов, создают ему «Hommage» 151 посвящения и преклоняются перед даром гения. Вскоре этот «грубый и жадный» человек— таким он запомнился друзьям детства Сезанна— сделался самым удачливым ростовщиком в Эксе.
Даже более того, со стороны история жизни Сезанна выглядит подозрительно спокойной. Но довольно цифр, хоть и убедительных, ведь речь идет об искусстве. Точнее сказать, Луи Огюст вскрыл адресованное сыну письмо (он поступал так всегда, Сезанн об этом знал) и прочел о «мадам Сезанн и маленьком Поле».
Бедные натурщицы. Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями. Он умер в 1906 году, сильно простудившись во время работы на открытом воздухе. Творчество исцеляло Сезанна и от неуверенности в себе. За шитье платили мало позирование помогало сводить концы с концами. Плохо, если предметы превращаются в экспонаты, которые не живут, а демонстрируются. многочисленных натюрмортах, — считает Н. Л.
На его спинке висит походная трость с острым железным наконечником и кривой ручкой, отполированной прикосновениями рук Сезанна. Поль Сезанн. Грубо говоря, семейство сочло ее алчной, со всеми вытекающими последствиями. Знал бы Сезанн, каким баснословным эквивалентом оценивают потомки его талант. Та же скала справа, проем, деревья на заднем плане. После сближения с импрессионистами Сезанн часто пишет картины на пленэре.
Категоричная мадам Золя не особо церемонится, говоря о предполагаемой мадам Сезанн. Он рисовал Сент-Виктуар более 60 раз. Биография Поля Сезанна была бы неполной без короткого рассказа о его личной жизни.
Примкнул к их движению и стал участвовать в их выставках. Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна. Виктории (1890 г. ). «Я не доверю это бумаге, но расскажу по возвращении, хотя, впрочем, в этом нет ничего особенного». Исследователи пожимают плечами. Мы же этих красавцев больше не видели — ни его, ни ее. Так не пойдет, решил отец и заявил сыну, что желает от них отделаться.
Это место очень многое значило для сына Луи-Огюста. За изменчивой внешностью вещей Сезанн хотел уловить их неизменное и прочное строение.
Она была старшей дочерью фермера Клода Антуана Фике (1807-1889) и Мари Катрин Депре (или Депрей 1821-1867), отец которой был кузнецом. Свои первые натюрморты «Черные часы» и «Натюрморт с оловянным чайником» Сезанн написал около 1869-1870 годов. Они показывают его неуверенность в себе, преклонение перед великими. У самого Сезанна никаких теорий никогда не было. Усадьба называлась Жа-де-Буффан, по-провансальски Обиталище ветров.
С этим коротким периодом странствий связан момент самоопределения Сезанна, как художника. Там он завоевывал художественную сцену, а жил и творил на родине, в Эксе. Вдобавок, узнав, что Поль живёт вместе с возлюбленной, отец вдвое уменьшил ему содержание. Кроме Поля в доме росли две сестры, с которыми он поддерживал теплые отношения.
Достаточно увидеть «Автопортрет в фуражке» 18731511875 годов из Эрмитажа, «Автопортрет на розовом фоне» 1875 года или «Автопортрет» 18771511880 годов (оба из музея Орсэ), чтобы почувствовать силу его личности. Поль Сезанн начал свой творческий путь вместе с импрессионистами, учавствовал в их первой выставке 1874г., затем уехал в родной Прованс (г. Экс), где жил замкнутой, но напряженнейшей творческой жизнью. Он ни в ком не нуждался, не хотел, чтобы его, как он сам говорил, ловили на крючок. Расположенный неподалеку от Экса небольшой горный хребет Сен-Виктуар с торца напоминал гигантский треугольник, облитый светом южного солнца. Позирование и нравы полусвета волновали их в последнюю очередь.
«Эскизы сплошным потоком» спускаются с потолка до самого пола, где, скопившись, образуют «оползень брошенных вперемежку полотен». 63 картины, созданные Полем Сезанном в 1861-1879 г. г. Раздел 2. К концу 80-х годов имя Сезанна стало чем-то вроде легенды, мифа.
Сезанн и сам признался по секрету Золя, что в 1878 году в Париже у Ортанс «случилась небольшая история». Некогда Габриель позировала Сезанну говорят, что он и познакомил ее с Золя. Напротив, его всегда окружали родственники и друзья. Вот названия некоторых самых известных его картин: Мост в лесу (1880 г. ), Дома в Провансе близ Эстака (1882 г. ), Море в Эстаке (1885 г. ), Портрет мадам Сезанн (1887 г. ), Вид Гарданны (1886 г. ), Гора св.
Он (не без влияния Писсарро) стал писать в импрессионистической манере. В зрелые годы ощущение собственных психологических противоречий и противоречивости окружающего мира постепенно сменилось в творчестве Сезанна ощущением не столько противоречивости, сколько таинственной сложности мира. Уверенный в своей гениальности, Сезанн тем не менее был вечно одержим страхом того, что не найдет точных средств выражения того, что он видел и хотел выразить на картине средствами живописи.
Поль Сезанн (фр. Парижская жизнь оказалась ничуть не легче прежней. У Ревалда был воинственный нрав.
Разговоры об искусстве почти бесполезны. 70 картин, созданные Полем Сезанном в 1880-1890 г. г. Раздел 3.
Подступила бедность. Их общение было сдержанным и насыщенным одновременно. Так, в своей мастерской на улице Ботрейи он жил «среди ужасающего беспорядка.
Противоречия были изначально свойственны и психическому миру художника и его художественным устремлениям. Все как у обычного человека. Дабы слово не расходилось с делом, он в два раза уменьшил его содержание. Понятно, что жесткий контроль до известной степени был неизбежен. Он рос замкнутым и нелюдимым, таким он и остался на всю жизнь.
Как будто и не прошло ста лет. Лаконичнее в этот период становится и лепка форм на холсте, а также их обобщённость. В созданных им портретах Гортензии своего рода исповедь художника о его любви к этой женщине и мучительном понимании того, что он не может дать ей любовь столь же огромную, какую дарила ему она. Надо было действовать.