Поль Сезанн краткая биография французского художника, представителя постимпрессионизмаизложена в этой статье. В своей биографии Поль Сезанн развивал новый тип пространственных образцов.
Здесь слишком многое опирается на повествование и слишком мало связи с формой. Подступила бедность. Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания. Ортанс обрела бессмертие.
Приличия превыше всего. На рубеже 1860-70 гг.
Краски Сезанна это градации (по его словам, модуляции) трех основных цветов (зеленого, голубого и охристого) и, естественно, белого. В основе живописи художника лежат рисунок, цвет и контрасты, при помощи которых он мастерски лепил объемы, добиваясь ощущения их плотности и весомости. В числе значительных работ раннего периода Портрет отца (1867 (. ), частное собрание), довольно большого размера (198 118 см). складывается собственно живописная система Сезанна, достигшая зрелости к концу 80-х гг. Здесь все транспонировано—выцветшая стена фона, раздвинутые занавески с их желтыми, красными и зелеными тонами, едва намеченный пол.
Сезанна интересовала не динамика среды и изменчивость цветов в атмосфере, а устойчивые закономерности цветовых сочетаний и форм, материальная предметность природы (Дом повешенного в Овере, 1872-73, Музей импрессионизма, Париж). Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна.
Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. Подчёркивая структуру предмета, утяжеляя его форму красочной фактурой и чистым цветом, Сезанн выявлял в натюрмортах материальную вещественность и строгую пластическую построенность предметного мира (Натюрморт с драпировкой, 1898-99, ГЭ). До франко-прусской войны его то и дело можно было встретить в лесу Фонтенбло, где он свел дружбу со многими барбизонцами. Лаконичнее в этот период становится и лепка форм на холсте, а также их обобщённость.
Лувр, – писал Сезанн позже, – это книга, по которой мы учимся читать. В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство. По этой же причине Сезанн был противником декоративного подхода в живописи, так как декоративность убирала из живописи объём, лишая пространство картины трёхмерности.
Но при одном только взгляде на такие его монументальные картины, как автопортрет (1879—1885), «Пьеро и Арлекин» (1888), «Персики и груши» (1888—1980), кажется, что художник все заранее просчитал и продумал. Всю жизнь он тянулся к людям и одновременно отталкивал их. Сезанн так долго работал над «Масленицей» лишь потому, что хотел ощутить и чувственно воспринять нечто важное для себя. Если так, то это вполне естественно.
Портреты словно ничего не значили. Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе. Ее находчивость была под стать амбициям. Он получил немало наград по математике, латинскому и греческому языкам. И все же Поль чувствует себя в Париже неуютно и уже вскоре он начинает думать об отъезде.
Вскоре этот «грубый и жадный» человек— таким он запомнился друзьям детства Сезанна— сделался самым удачливым ростовщиком в Эксе. Композиция «Пьеро и Арлекин» (1888, Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику «марди гра» — последнему дню карнавала перед постом. Это ощущение было столь острым, что в нем развился болезненный страх прикосновения. Уже год он живет с Ортанз Фике (она моложе его на одиннадцать лет), брошюровщицей, с которой он познакомился в Париже, где она подрабатывала натурщицей. Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания. У Ревалда был воинственный нрав.
Получив отказ в приеме в Школу изящных искусств, глубоко потрясенный, в сентябре он вновь возвращается в Экс и поступает в банк отца, одновременно вновь посещает рисовальную школу в Эксе. «Моне – это только глаз, – говорит он и добавляет: – Но какой глаз. ».
(«Портрет А. Воллара», 1899, Пти Пале, Париж «Портрет Г. Жеффруа», 1895, Музей д39Орсе, Париж), которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными. Характерно в этом смысле принципиальное отличие пейзажей Сезанна от пейзажей Писарро. Он вечно твердил о неспособности «осуществить» собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать и каждая новая картина становилась и опровержением и подтверждением этого.
Более 80 работ он посвятил изображению горы Сент-Виктуар, стремясь достичь в них, по словам историка искусства Готфрида Бёма, «синтеза постоянства и изменчивости»5. Если импрессионисты искали бесчисленные варианты изменений и временное, мгновенное в их работах заняло ведущее место, Сезанн искал вечное, то, что не подчиняется времени и остаётся всегда таким же. Когда цвет достигает наибольшего богатства, форма обретает полноту. Однако она была не просто безмолвным предметом или изменчивым сочетанием красочных пятен. Развивая мысли Сезанна о геометризации природных тел, они приходили порой к отвлеченным схемам (кубизм).
Среди кумиров современности того времени — художник и график Эжен Делакруа и художник Гюстав Курбе. В течение следующих двухсот лет семья ничего выдающегося не достигла. Долго выдержать такое напряжение было невозможно. Пять вариантов композиции Игроки в карты (1890-92, возможно, 1890-96) инспирированы картиной Караваджо на такую же тему из местного музея. В письме другу-художнику от 1885 года Гоген восклицал: Этот непостижимый человек, с натурой по сути своей мистической и восточной (он похож на старого левантинца). «Поговаривают, — сообщает Ревалд, — что его жена не смогла вовремя оказаться в Эксе, так как не пожелала отменить примерку у портнихи». Сезанн вел их в одиночестве, сжигаемый сомнениями, пока не сблизился с Камиллом Писарро.
Грубо говоря, семейство сочло ее алчной, со всеми вытекающими последствиями. Вот таким образом работы Гогена Сезанн называл «раскрашенными китайскими картинками». В 1872 году у них родился сын, при крещении получивший имя Поль.
Позирование и нравы полусвета волновали их в последнюю очередь. Ее звали Ортанс Фике. Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно.
Говорят— работала швеей. Разговоры об искусстве почти бесполезны. Образцом будет служить сопоставление, а не наслаивание пятен, что-то вроде охапки цветов.
Да, сплетня злая и так удобно, что в ней умалчивается о роли сестры Сезанна. Нет привычных «бликов» в глазах — но есть пристальный изучающий взгляд. Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями. Сезанн Поль (Cezanne) (1839-1906), французский художник. Представитель постимпрессионизма.
Вызов предвещал давно назревавший кризис, которого так долго удавалось избежать. С юных лет и до глубокой старости он отдавал всего себя, чтобы доказать себе и миру что у него есть талант. После кратковременного пребывания на родине и работы в банке вновь возвратился в Париж, посещал так называемую академию Сюиса (1862-1865), где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуруНатура в изобразительном искусстве — реальные объекты действительности (человек, предметы, ландшафт и т. п. ), которые художник непосредственно наблюдает при их изображении.
Усадьба называлась Жа-де-Буффан, по-провансальски Обиталище ветров. Этот интерьер был написан Полем Сезанном в его доме у дороги Лов в Экс-ан-Провансе. Сезанн верил, так же, как и представители Возрождения и классицизма, что в основе бытия лежит порядок, а не хаос и творческая сила всё упорядочивает, выстраивая из хаоса гармонию. За двадцать лет Сезанн написал маслом не меньше двадцати четырех портретов Ортанс.
Поль получает от отца ежемесячное содержание в 100 франков. После завершения школьного образования юноша поступил в «Коллеж Бурбон». Он стремился к созданию классического искусства (лишённого всего преходящего и незначительного), раскрытию неизменного величия и гармонической уравновешенности природы, органического единства её форм как в портрете (автопортрет, 1879-85, ГМИИ) и фигурной композиции (Пьеро и Арлекин, 1888, ГМИИ), так и в пейзаже (Гора Сент-Виктуар, 1900, ГЭ) и натюрморте (Персики и груши, 1888-90, ГМИИ).
В начале 1870-х гг. Работал Сезанн настойчиво и с большим напряжением. Мы же этих красавцев больше не видели — ни его, ни ее. В 1906 году Сезанн писал известному живописцу Эмилю Бернару: «Я стар, болен и я поклялся умереть за работой».
Сезанна абсолютно не интересуют разные планы пространства. Она мечтала о семье, респектабельности, приличном обществе. Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна.
«Поль — моя жемчужина», — говорил художник. В натюрмортах, подчеркивая структуру предмета, как бы утяжеляя его с помощью красочной фактуры и использования чистого цвета, художник выявляет материальную вещественность и строгую пластичность предметного мира (Горшок с геранью и фрукты, 1890-1894, Метрополитен-музей Натюрморт с драпировкой, 1898-1899, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Он получает премию за живописные этюды фигур. Однако и эта связь не приносит ему желанного освобождения от одиночества. В апреле 1861 года Сезанн едет в Париж, где его уже нетерпеливо ждет Золя.
Вот таким образом работы Гогена Сезанн называл раскрашенными китайскими картинками. Реализацией теоретических воззрений Сезанна стали его знаменитые «Купальщицы».
Совершенно прямые линии редки в его картинах: они то изгибаются, то наклонны. Свой творческий принцип, выработанный им во 2-й половине 1870-х годов, он назвал «воплощением», реализацией. И хотя супруги были достаточно разными людьми по своим привычкам и восприятию мира и по большей части жили раздельно (Сезанн – в своем имении в Провансе, а Гортензия – в Париже), все-таки эта женщина осталась единственной в жизни маэстро.
Ортанс осталась одна. В 1904 на выставке Осеннего салона ему уже отведен отдельный зал. Самое раннее сообщение о недуге было в письме, отправленном Мари (слишком поздно) и адресованном только сыну художника. Это место очень многое значило для сына Луи-Огюста. старых мастеров, Пуссенн был его постоянным кумиром, а именем Энгра он даже подписал два декоративных панно «Весна» и «Осень» (1859-1862, Пти Пале, Париж).
Об этом он снова и снова говорит в своих письмах. Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе. После кратковременного пребывания на родине и работы в банке вновь возвратился в Париж, посещал так называемую академию Сюиса (1862-1865), где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуру. В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство.
Ей нравилось одеваться по последней моде. Однако не смотря на перемены, общество все еще не принимало молодого художника. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. «Сезанн вернулся в Париж в начале 1869 года.
Он ни в ком не нуждался, не хотел, чтобы его, как он сам говорил, ловили на крючок. На рубеже 1880-90 гг. Писсарро распознал самобытность сезанновского таланта.
С этой точки зрения у Сезанна в принципе не может быть законченных работ, так что и «Масленица» лишь не выходит за рамки общего для Сезанна правила. Композиция «Пьеро и Арлекин» (1888, Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику «марди гра» — последнему дню карнавала перед постом. Природа выступает сама по себе, как могучая и полная скрытой энергии сила. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна.
Я не выношу, когда ко мне прикасаются и идет это с очень давних времен. Он кладет краски так, чтобы соотношение тонов само по себе строило форму — свободную от подробностей, устойчивую, «вечную», — и добивается удивительных результатов. Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро.
После окончания средней школы он посещал школу Святого Жозефа, а затем с 13 до 19 лет учился в «Коллеж Бурбон». Это Паоло Веронезе, Тинторетто, Эжен Делакруа и Оноре Домье. Других подобных «неосторожностей» замечено не было.
У Александрины (прежде — Габриель) происхождение было почти такое же, как у Ортанс. Она родилась в Салини, в Юра и жила в Париже с матерью, пока та не скончалась. Но ничего этого здесь на самом деле нет. В первых работах Поля как художника можно заметить мрачность и сдержанность.
Пока его современники Писсаро или Моне писали идиллические виды парижских окрестностей, он создавал эротические и часто страшные полотна, которые смущали и беспокоили его друзей. Композиция Пьеро и Арлекин (1888, Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику марди гра последнему дню карнавала перед постом. В заключении несколько слов хочется сказать о том, где можно увидеть его работы.
Впервые Сезанн привлек внимание публики весной 1874 года. Но, как и всегда у Сезанна, новое расположение элементов сообщает произведению неповторимое, только ему одному свойственное своеобразие. Среди кумиров современности Э. Делакруа и Г. Курбе. Характерно в этом смысле принципиальное отличие пейзажей Сезанна от пейзажей Писарро. С этого времени его авторитет среди художников трудно переоценить. начинается тема купальщиц и купальщиков, которая станет важной в последующие десятилетия.
Сезанн признал отцовство — так же, как некогда его отец. Вскоре этот «грубый и жадный» человек — таким он запомнился друзьям детства Сезанна — сделался самым удачливым ростовщиком в Эксе. В детстве Сезанн имел слабое представление о хорошей живописи, но во многих других отношениях он получил превосходное образование. Живопись Сезанна в определённом смысле стала возрождением в искусстве древних пифагорейских традиций, хотя Сезанн, безусловно, лишь ощущал совпадение своих итоговых взглядов с этой традицией, а не следовал пифагорейству сознательно. У самого Сезанна никаких теорий никогда не было. После окончания средней школы он посещал школу Святого Жозефа, а затем с 13 до 19 лет учился в «Коллеж Бурбон».
Мать же знала обо всем с самого начала и не раз тайно приезжала к обожаемому внуку. В результате красочный слой на этих полотнах стал более облегчённым, словно бы высвечивая изнутри. В кафе «Гербуа» он знакомится со многими художниками-импрессионистами.
Работа была для него единственным, что приносило полное душевное удовлетворение. Мари Ортанс Фике (1850-1922) родилась 22 апреля 1850 года в деревне Салиньи, близ Безансона, в департаменте Юра. Что это за «история», так и не ясно, но он, похоже, не слишком обеспокоился. Настоящий прорыв произошел после знакомства Поля с Писарро. Именно тогда он встретил молодую натурщицу Ортанс Фике, которой было девятнадцать лет.
Природа выступает сама по себе, как могучая и полная скрытой энергии сила. Пять вариантов композиции «Игроки в карты» (1890-1892, возможно, 1890-1896) инспирированы картиной Караваджо на такую же тему из местного музея. Вместе с Алексисом, Ру и Солари — «бандой из Экса» — он был свидетелем на их свадьбе в Париже в апреле 1870 года.
В конце 1850-х — начале 1860-х годов Фике перебрались в Париж в поисках лучшей жизни. Перемена в сфере чувств, как видно, не повлияла на его творчество и отношения с друзьями». Нет морщин — но есть возраст. Сезанн терпит неудачи при попытках поступления в Парижскую школу изящных искусств (1861 и 1862), однако живопись становится главным делом его жизни. Но если этот язык лаконичен, появляется шанс его выразить в каком-то количестве основных знаков или форм.
Надо было действовать. В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство. Сезанн сближается с Мари-Гортензией Фике, вскоре рождается сын Поль (это будущие модели художника). Упорно постигая натуру, Сезанн подолгу разрабатывал один и тот же мотив в поисках устойчивых структурных закономерностей (многочисленные изображения горы Сент-Виктуар и др. ).
На рубеже 1880-1890 годов Сезанн все больше увлекся так называемыми фигурными жанрами. Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями.
Вот таким образом работы Гогена Сезанн называл «раскрашенными китайскими картинками». Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна. Дома раскладывала пасьянс. на пленэреПленэр (французское plein air, буквально — открытый воздух), в живописи — воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленных солнечным светом и состоянием атмосферы., овладел техникой мелкого мазка.
Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания. Ревалд не единственный вычеркнул ее из жизни Сезанна: влиятельный Жорж Ривьер, чья дочь Рене вышла замуж за Поля-младшего в 1913-м, через год после смерти Ортанс опубликовал книгу «Поль Сезанн» («Le Matre Paul Czanne»), где о ней не упоминается вовсе, — однако его неприязнь столь велика, что сквозит даже в этом труде. Его образование вполне соответствовало традиции и общественным и религиозным требованиям времени.
Как и Мане, вариации на темы картин которого он создавал («Завтрак на траве», 1869-70, частное собрание, Париж «Новая Олимпия», Музей дОрсе, Париж), Поль Сезанн хотел следовать традициям старых мастеров, Пуссенн был его постоянным кумиром, а именем Энгра он даже подписал два декоративных панно «Весна» и «Осень» (1859-1862, Пти Пале, Париж). В приеме ему было отказано, но это не обескуражило молодого художника. Творчество Сезанна, одного из главных мастеров постимпрессионизма, стремившегося к созданию своего рода классического искусства, лишенного всего преходящего и мимолетного, к раскрытию неизменного величия и гармоничной уравновешенности природы, органического единства ее форм, оказало громадное влияние как на многих художников ХХ века, так и на целые направления изобразительного искусства, разрабатывавшие, как правило, отдельные стороны сезанновского наследия (кубизм, лучизм, так называемая симультанная живопись и др. ). До тех пор, с точки зрения Ортанс, жизнь была не из легких. Творчество этого периода имеет ярко выраженный романтический характер: сцены насилия (Убийство, 1867-70, Галерея Вильдштейн, Нью-Йорк), натюрморты типа суета сует (Натюрморт с черепом и подсвечником, 1865-67, частное собрание, Швейцария), эротические видения (Оргия, 1864-68, частное собрание, Париж).
Учитывая предшествующий опыт Ортанс, понятна проявившаяся в ней тяга к хорошей жизни. Привлекает внимание не «внешний», событийный пласт работы, то есть то, что и кто на ней изображены, а то, как именно это изображено. Всё это, вместе взятое: и сюжеты работ и откровенно слабая школа рисунка и живописи, предопределили невозможность как выставить, так и продать эти работы. В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство. Французский художник, представитель постимпрессионизма. Творчество исцеляло Сезанна и от неуверенности в себе. Он стал как бы импрессионистом наоборот.
Через Золя познакомилась с художниками Эдуаром Мане, а также Камилем Жакобом Писсарро, Клодом Моне, Пьером Огюстом Ренуаром и другими будущими представителями импрессионизмаИмпрессионизм (от французского impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети 19 — начале 20 веков, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Но интересно отметить, какие художники в этот период влияли на Сезанна. Нелестный вердикт обрек Ортанс Фике на забвение. Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна. После смерти отца (1886 г. ) Сезанн почти безвыездно жил в семейном поместье в Экс-ан-Провансе, где и умер 22 октября 1906 г. Интерес публики к его картинам возник лишь в последние годы жизни художника. В 1852 году Сезанн учится в колледже Бурбон – богатой гуманистическими традициями гимназии в Экс-ан-Провансе (ныне лицей Минье), где подружился с Эмилем Золя, отец которого создал проект и строил канал и плотину в Эксе и Жаном-Батистом Байлем.
А осенью Луи-Огюст умер, оставив сыну большое наследство. В скромном провинциальном интерьере звучит романтическая музыка Вагнера, культ которого характерен для Франции второй половины ХIХ века (другое название картины — «Увертюра к Тангейзеру»). Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями. Создаются и высокохудожественные виртуозные сочинения этого жанра, предназначенные для концертного исполнения (фортепьянные этюды Ф. Листа, Ф. Шопена, А. Н. Скрябина и др. ). Но при этом была лишена права голоса: натурщиц не принято слушать — на них смотрят.
Лепка форм становится лаконичнее, конструктивно обобщеннее. Специального художественного образования Сезанн не получил и был самоучкой, так как не желал подчиняться догмам академического искусства.
Paul Czanne) (1839-1906) — французский художник-художник. Луи Огюст был оскорблен. И все же в 1869 году он встретил девушку, к которой по-настоящему привязался. Наиболее импрессионистическая картина этого периода Дом повешенного (1873, Музей дОрсе, Париж).
Сезанн был старше на одиннадцать лет, он влюбился и уговорил ее жить с ним. По складу своего характера он был чересчур склонен к анализу, к логическим построениям и самопроверке. От «Автопортрета в фуражке» (около 1874 года, Эрмитаж) с его некоторой «диковатостью» и «японизацией» изображения глаз он перешел к созданию обобщенных образов («Автопортрет», ок. Мы о них беспокоимся, хотя с какой стати — непонятно».
Вот таким образом задача, которую ставил перед собой Сезанн, была в принципе невыполнимой, что и предопределило постоянные сомнения художника. Это восклицание ребенка стало пророческим.
Все открылось в 1878 году, когда Луи-Огюст вскрыл письмо жены, адресованное сыну. Вскоре художник решил оставить Париж. Его подозрения подтвердились. В своей парижской квартире как святыню Брак до конца жизни хранил натюрморт Сезанна. Парижская жизнь оказалась ничуть не легче прежней. Его образование вполне соответствовало традиции и общественным и религиозным требованиям времени. Его образование вполне соответствовало традиции и общественным и религиозным требованиям времени. Вскоре он стал самым удачливым ростовщиком и крупным банкиром в Эксе.
Характерно, что в это время Сезанн начал интересоваться геологией. Поль Сезанн искал свой путь. Увлекаясь все более акварельнойАкварель (французское aquarelle, от латинского aqua — вода) — краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею. Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года.
Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна. На рубеже 1880-1890 годов Сезанн все больше увлекся так называемыми фигурными жанрами. Долгое время Сезанн боялся, что он вообще перестанет давать деньги. Ранние работы связаны с увлечением Караваджо, Эль Греко, Делакруа (1860–1872) следующий, семилетний период Сезанн активно сотрудничает с художниками-импрессионистами – Моне, Ренуаром. Именно вот таким образом творчество Сезанна остаётся своеобразной «художественной кладовой» для современных художников.
С тех пор Сезанн и Золя никогда больше не разговаривали и не виделись друг с другом. В природе все лепится на основе шара, конуса и цилиндра. Он стал как бы импрессионистом наоборот. Он говорит: «Нужно идти в направлении классики, но через натуру, то есть через ощущение».
Он (не без влияния Писсарро) стал писать в импрессионистической манере. Сезанн никогда не вкладывал в своё творчество такие прямые, символические смыслы. Сезанн, —пишет Бернар в своих Воспоминаниях, — был прав. Сезанн и сам признался по секрету Золя, что в 1878 году в Париже у Ортанс «случилась небольшая история». О папаше Танги можно без ошибки сказать, что он торговал больше из любви к искусству.
Были в ней сапожники, парикмахеры, портные, но выше никто не поднялся. Виктории. Природа выступает сама по себе, как могучая и полная скрытой энергии сила. На самом деле я только переменил желище, а скука осталась при мне.
Она долго продолжала позировать ему и после того, как они перестали постоянно жить вместе. В этой акварели восхищает также непосредственность композиционного расположения. Впрочем, Синьяк уже изложил его в своем замечательном труде о Йонгкинде. 3) Человек, который выполняет что-либо с большим художественным вкусом, мастерством.
Исторически в таком подходе, конечно, выразилось стремление европейского духа вернуться к некой религиозной основе и в этом смысле живопись Сезанна можно сравнить с религиозным искусством разных эпох. Исчезают аллегорические и литературные сюжеты раннего периода. В Москве, в ГМИИ, в постоянной экспозиции выставлены живописные полотна Пьеро и Арлекин, Мост на Марне в Крейтеле, Дорога в Понтуазе и т. д. Оперируя преимущественно градациями трех основных цветов (зеленого, голубого и желтого), то тонкими и прозрачными, то резко контрастными, нанесенными плотными корпусными мазками, он обозначал с их помощью пространственные планы и степень освещенности. Он вечно твердил о неспособности «осуществить» собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать и каждая новая картина становилась и опровержением и подтверждением этого. Как и Мане, вариации на темы картин которого он создавал («Завтрак на траве», 1869-1870, частное собрание, Париж «Новая Олимпия», Музей д39Орсе, Париж), Поль Сезанн хотел следовать традициямТрадиция (от латинского traditio — передача) — элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.
Сезанн такой гармонией не обладал. «Нет живописи ни светлой, ни темной, но только то или иное сочетание тонов.
Участвовал (с 1874) в нескольких их выставках. Дальнейшее оказалось более хрупким. По другой версии, она работала в переплетной мастерской брошюровщицей. В Париже она могла дать себе волю — именно это и было поводом для беспокойства.
Произведения Сезанна 60-х гг., с их тяжеловатой вещественностью письма и тёмными тонами палитры, отмечены воздействием Г. Курбе (Печка в мастерской, 1865-68). То были мучительные поиски. В скромном провинциальном интерьере звучит романтическая музыка Вагнера, культ которого характерен для Франции второй половины ХIХ века (другое название картины — «Увертюра к Тангейзеру»).
Сезанн в этом отношении уникален. Он искал спасения в живописи. К постимпрессионизму относят П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Гогена, А. Тулуз-Лотрека, представителей неоимпрессионизма и группы «наби». Творчество этого периода имело ярко выраженный романтический характер: сцены насилия («Убийство», 1867-1870, Галерея Вильдштейн, Нью-Йорк), натюрмортыНатюрморт (французское nature morte, буквально — мертвая природа) — жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), посвященный изображению неодушевленных предметов (утварь, плоды, битая дичь, букеты цветов, атрибуты какой-либо деятельности и т. д. ).
Как отметил Лионелло Вентури, они то предшествуют картине, то появляются вслед за ней. Видимо, этот портретПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. Чтобы почувствовать это, достаточно посмотреть хотя бы «Мост над прудом» или «Берега Марны» — как там написана зелень деревьев и ее отражение в воде. После кратковременного пребывания на родине и работы в банке вновь возвращается в Париж, посещает т. н. академию Сюиса (1862-65), где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуру. Натюрморты занимают особое место в его творчестве. Он вечно твердил о неспособности осуществить собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать и каждая новая картина становилась и опровержением и подтверждением этого.
Он стал как бы импрессионистом наоборот. должен был доказать отцу, что художник окончательно утвердился в выборе своей профессии. В 1861 г., решив посвятить себя искусству, он отправился в Париж. Участвует в Первой выставке импрессионистов, отказывается от участия во Второй (1876) и дает семнадцать картин для показа на Третьей (1877). После 1879 отходит от импрессионизма.
После окончания средней школы он посещал школу Святого Жозефа, а затем с 13 до 19 лет учился в «Коллеж Бурбон». Вместе с внешним сходством портрет запечатлевает духовный мир человека, создает типичный образ представителя народа, класса, эпохи. Но интересно отметить, какие художники в этот период влияли на Сезанна. Только в 1886 году он легализует свои отношения с Ортанз и вступает с нею в брак.
Герань была одним из любимых цветов Сезанна. Сезанн начинает работать над портретами (Портрет А. Воллара, 1899, Пти Пале, Париж Портрет Г. Жеффруа, 1895, Музей дОрсе, Париж), которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными. Многие его ученики отзывались о нем как о терпеливом и внимательном наставнике. Незадолго до этого в Понтуазе обосновался и сам Писсарро. И сам назвал рисунок «Швея».
«Моя жена любит только Швейцарию и лимонад», — полушутя говорил Сезанн. Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника. Никому невдомек было, что здесь и не пахло чудачеством.
Совершенно прямые линии редки в его картинах: они то изгибаются, то наклонны. Сезанн работал над ней два года, что отнюдь не было для художника редким случаем. Их общение было сдержанным и насыщенным одновременно. Именно на этом этапе возникли лучшие, самые глубокие и содержательные работы Сезанна. Лишь после окончания колледжа он смог попробовать свои силы в живописи.
Но они всегда — некий разговор художника с самим собой. До этого любой «маленький каприз» вызывал трения. Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе. Золя опубликовал роман «Творчество», главный герой которого, художник-неудачник, был списан с Сезанна. П. Кончаловский, А. В. Лентулов, И. И. Машков, Р. Р. Фальк и др. ) и других европейских странах. В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство.
Все это было неоспоримо верно. Воспринимая уроки импрессионизма, Сезанн остается самим собой.
Ортанс наверняка тоже присутствовала. Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно. Здесь Сезанн посещает академию Сюиса, часто бывает в Лувре. В том же году Сезанн оформил свой брак с Ортанс. Принцип первый: художник должен заботиться об использовании белизны бумаги между двумя тонами (палитра Сезанна в данном случае включает три: кирпично-красный, пепельно-зеленый и ярко-желтый) ибо этот светонасыщенный посредник усиливает любую краску и приводит ее к гармонии с соседней. Это Паоло Веронезе, Тинторетто, Эжен Делакруа и Оноре Домье.
В следующем году семья Сезаннов переехала в Овер, а еще через год вернулась в Париж. Художнику нужно было обязательно видеть то, что он пишет, чтобы не поддаться соблазну случайного, подверженного стремлению к выразительности, толкованию натуры. Здесь слишком многое опирается на повествование и слишком мало связи с формой. Отец вернулся в Юра, где его ждали оставшиеся от жены тридцать девять акров виноградника.
типа «суета сует» («Натюрморт с черепом и подсвечником», 1865-1867, частное собрание, Швейцария), эротические видения («Оргия», 1864-1868, частное собрание, Париж). Список можно было бы продолжить. И все-таки это невоспитанность.
Он стал как бы импрессионистом наоборот. «Мадам Бремон особо просила сообщить, что отец приспособил гардеробную Вашей матушки под мастерскую и в настоящее время не намеревается ее освобождать, — многозначительно писала Мари, — она хочет, чтобы Ваша мать знала об этом и поскольку ни Ваш, ни ее приезд в ближайший месяц не предполагался, она может задержаться в Париже на некоторое время Ваш отец между тем, возможно, устроит себе другую мастерскую». Семья жила в Понтуазе и Овере близ реки Уазы, где складывается, помимо Аржантея, еще одна «малая столица импрессионизмаИмпрессионизм (от французского impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети 19 — начале 20 веков, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Это «но» – дань импрессионизму и вместе с тем порядку природы, в который он стремился проникнуть и который никогда не подменяет внешним сходством.
Но Сезанн существует как бы вне этого мира страстей. живописью, Поль переносил отдельные ее приемы и в технику масляной живописи, писал на белых, специально негрунтованных холстах, красочный слой становился у него все более облегченным, как бы светящимся изнутри. Так не пойдет, решил отец и заявил сыну, что желает от них отделаться. Все эти и многие другие пейзажи написал великий Поль Сезанн. Покинув Париж, Сезанн переехал в Прованс.
После смерти Сезанна она продала несколько холстов и жила ни в чем себе не отказывая. Характерно, что в это время Сезанн начал интересоваться геологией. С ранних лет Сезанн тянулся к искусству, но не имел, на первый взгляд, никаких ярко выраженных дарований.
Понятно, что жесткий контроль до известной степени был неизбежен. Как она сводила концы с концами, не вполне ясно. Категоричная мадам Золя не особо церемонится, говоря о предполагаемой мадам Сезанн. Антония» (1870), «Дом повешенного в Овере» (1872—1873) и «Хижина среди деревьев» (1873).
Как вспоминал правнук художника Филипп Сезанн, предполагалось, что «у Ортанс уже были приключения», а учитывая ее образ жизни, более подозрительно выглядело бы их отсутствие. Он утверждал, что Сезанн обладает уникальным видением. Виктории (1890 г. ). Любой наложенный поверх другого тон так или иначе выцветает.
В середине 1890-годов Сезанн начал работать над портретами («Портрет А. Воллара», 1899, Пти Пале, Париж «Портрет Г. Жеффруа», 1895, Музей дОрсе, Париж), которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными. Пять вариантов композиции «Игроки в карты» (1890-1892, возможно, 1890-1896) инспирированы картиной Караваджо на такую же тему из местного музея. Он стал как бы импрессионистом наоборот. Появиться в Жа-де-Буффане Ортанс не могла ни под каким видом. В начале 1870-х годов Сезанн Сезанн сблизился с Мари-Гортензией Фике, вскоре у них родился сын Поль (это будущие модели художника).
В ранних работах, часто имеющих вид экспрессивных фантасмагорических сцен (Оргия, 1864-68), Сезанн обращался к приёмам живописи старых мастеров (Веронезе, Тинторетто), а также Э. Делакруа и О. Домье. Все случилось по писанному. В середине 1890-гг. Основные качества живописи акварелью — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета. Ее место не занял никто.
Лепка форм становилась лаконичнее, конструктивно обобщеннее. В семье Сезанна с распростертыми объятиями ее не встретили и дали прозвище La Reine Hortense (Королева Гортензия), но попрекали скорее за меркантилизм и вульгарность, нежели за распущенность: ее подозревали в желании прибрать к рукам его состояние. Принцип третий: первоначальный карандашный набросок не должен исчезнуть под пятнами акварели, напротив, он должен быть отчетливо виден, чтобы создать игру линий в пустотах, разграничивающих те пространства, которые надлежит расцветить. Некогда Габриель позировала Сезанну говорят, что он и познакомил ее с Золя. Как и Мане, вариации на темы картин которого он создавал (Завтрак на траве, 1869-70, частное собрание, Париж Новая Олимпия, Музей дОрсе, Париж), Сезанн хотел следовать традициям старых мастеров, Пуссенн был его постоянным кумиром, а именем Энгра он даже подписал два декоративных панно Весна и Осень (1859-62, Пти Пале, Париж).
И души не чаял в сыне. Частым мотивом его пейзажей стала с 1880-х годов гора Сент Виктуар, видная из окон и с террасы его мастерской в пригороде Экса, где художник жил до конца жизни, получив прозвище «отшельник из Экса». Этих живописцев объединяет темпераментность стиля, что и было привлекательно для молодого Сезанна, отличавшегося резкими сменами настроения и явными признаками сложных и в высшей степени драматичных душевных переживаний. Его опыты нередко поднимались до вершин ясности и величия. Как уже было сказано, Сезанн имел мало привязанностей, он был мизантропом избегал людей, новых знакомств и женщин.
Здесь изображен уголок мастерской художника. Краски Сезанна — это градации (по его словам, модуляции) трех основных цветов (зеленого, охристого и голубого) и, естественно, белого. Вот таким образом работы Гогена Сезанн называл «раскрашенными китайскими картинками». Поль открыто показывал свой характер и свои эмоции в каждом полотне.
Сезанн все больше увлекается т. н. фигурными жанрами. Знак зодиака — Козерог. Лувр, – писал Сезанн позже, – это книга, по которой мы учимся читать. Отдельные перспективы в пейзажах Сезанна словно наплывают друг на друга. Отдельные перспективы в пейзажах Сезанна словно наплывают друг на друга.
Золя знал Ортанс с самого начала, как и Сезанн — Александрину Мелей, будущую мадам Золя. Вот названия некоторых самых известных его картин: Мост в лесу (1880 г. ), Дома в Провансе близ Эстака (1882 г. ), Море в Эстаке (1885 г. ), Портрет мадам Сезанн (1887 г. ), Вид Гарданны (1886 г. ), Гора св. В этом сочетании зависимости с нетерпимостью заключена главная особенность характера Сезанна. В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина).
Работы Сезанна время от времени выставлялись в Париже и других городах, но об истинном признании, какого он заслуживал, говорить не приходилось до 1895 года, когда коллекционер Амбруаз Воллар в своей парижской галерее организовал большую персональную выставку Сезанна (около 150 работ). Она была старшей дочерью фермера Клода Антуана Фике (1807-1889) и Мари Катрин Депре (или Депрей 1821-1867), отец которой был кузнецом. Не исключено, что так и было, но «подсказать» гипотезу мог графический портрет, выполненный Сезанном, — эффектная и непривычно укрупненная композиция, которую Воллар выбрал в качестве иллюстрации на титульном листе своей книги о художнике, опубликованной в 1914 году. Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро.
Наиболее импрессионистическая картина этого периода — «Дом повешенного» (1873, Музей д39Орсе, Париж). Многие холсты позднего Сезанна остались незаконченными, в т. ч. и его итоговая композиция Большие купальщицы (1898-1905, Музей искусств, Филадельфия), призванная завершить большой цикл и ритмически строго выверенная. Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года. Не знаю известна ли была еще где-нибудь такая «узкая» профессия даже в Париже и его окрестностях, где полно было художников, такое «коробейничество» приносило не бог весть какую выгоду. За шитье платили мало позирование помогало сводить концы с концами.
Посмотрите, как написана вода в этих картинах: никакой «подделки», никаких поверхностных эффектов — «чтоб как живая». Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно. поле, так что отдельные перспективные зоны как бы наплывают друг на друга, сливаются. Ортанс тоже не возражала против бриллиантов и белья, но у нее были другие приоритеты.
Ярлык был готов. В живописи Сезанна весь путь от корня к цветку, здесь вся жизнь». Отец художника, Луи-Огюст Сезанн, отправился в Париж учиться шляпному ремеслу. Она шила платья на заказ и даже после встречи с Сезанном окончательно ремесло не бросила.
В «Девушке у пианино» (около 1869, Эрмитаж) изображены сестра и мать художника, пустующее кресло должно напоминать об отце. В качестве натуры он использовал своего сына и его товарища. В числе значительных работ раннего периода — «Портрет отца» (1867 (. ), частное собрание), довольно большого размера (198х118 см). На рубеже 1860-1870 годов началась тема «купальщиц» и «купальщиков», которая стала важной в последующие десятилетия. Нравилось путешествовать.
Он работает в окрестностях Экса, в Гарденне-Эстаке. Он оберегал маленького Поля как зеницу ока. Многие искусствоведы считают, что творчество этого мастера живописи, его художественные находки и сама личность были столь грандиозны и масштабны, что все это вкупе оказало огромное влияние на многие последующие поколения живописцев. Сезанна абсолютно не интересуют разные планы пространства.
Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. Она любила поговорить — причем не о живописи. Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно.
1880, частное собрание, Винтертур). Могучая творческая индивидуальность Сезанна соседствовала с неустойчивостью его натуры. Даже находясь в одном месте, они не всегда жили под одной крышей.
Поль встречается с Золя и регулярно занимается в академии Сюиса. В интерьере видна спинка кровати, комод или стол с характерным ящиком и стопка книг.
Хоть бизнес и шел удачно и денег в семье хватало, Поль рос обделенным любовью и заботой. Об этом «дикаре и медведе» рассказывали забавные истории: бродя с этюдником по окрестностям Парижа, он забывает среди полей написанные картины. Видимо, этот портрет должен был доказать отцу, что художник окончательно утвердился в выборе своей профессии. В «Девушке у пианино» (около 1869, Эрмитаж) изображены сестра и мать художника, пустующее кресло должно напоминать об отце. Иногда кажется, что в поздние годы у Сезанна теория берет верх над непосредственным видением натуры.
Ортанс Фике была высокой, красивой брюнеткой, с большими черными глазами и бледным лицом. Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника. Впоследствии он называл Писарро «добрым богом» и до конца жизни именовал себя его учеником. Александрина отличалась обостренной тягой к благопристойности.
Представитель постимпрессионизмаПостимпрессионизм (от латинского post — после и импрессионизм) — общее название течений в живописи конца 19 — начала 20 веков, возникших во Франции как реакция на импрессионизм с его интересом к случайному и мимолетному. Сезанн не выписывает каждый листик, как это делали академические пейзажисты, но он и не применяет «мерцающий», подвижный мазок Моне или Ренуара, чтобы передать общее впечатление, получаемое от пронизанной светом листвы. Сезанн, как всегда, пытался в «Масленице» найти ответы на чисто художественные, чувственнные вопросы, ответы, которые не могут быть сформулированы в словах. Порой он использует приемы обратной и сферической перспективы. Ран ние работы Сезанна были написаны в драматической романтизма.
Пространственные планы мало интересовали Поля Сезанна, он стягивал все изображение в единое живописноеЖивопись — вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. И вот правда вскрылась. Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями.
С явным наслаждением упражняются они в поэзии. Контрасты и соотношения тонов — вот весь секрет рисунка и моделировки». С 70-х гг. Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. Посещал Академию Сюиса в Париже (1861-65).
«Папаша Танги», как его называли все, смолоду торговал вразнос красками. А с возрастом, разбогатев, она пристрастилась к игре. Исторически в таком подходе, конечно, выразилось стремление европейского духа вернуться к некой религиозной основе и в этом смысле живопись Сезанна можно сравнить с религиозным искусством разных эпох.
Постепенно Сезанн выработал свою систему единообразных прямоугольных мазков, спускающихся по диагонали полотна (обычно от верхнего правого угла к нижнему левому) и покрывающих весь холст. В числе значительных работ раннего периода — «Портрет отца» (1867 (. ), частное собрание), довольно большого размера (198х118 см). Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна.
Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита). Неделю спустя, 22 октября 1906 года, Сезанн скончался от воспаления легких.
За столами в казино Монте-Карло и не только там, она играла в карты и рулетку. То же стремление проявляется и в отношении к цвету. У самого Сезанна никаких теорий никогда не было. Материальная весомость красочной фактуры гармонично сочетается в произведениях Сезанна со смелым лаконичным рисунком, конструктивно четкой, пластически обобщенной лепкой формы и ясной уравновешенностью композиции («Автопортрет», 1879-1885, Пьеро и Арлекин, 1888, Персики и груши, 1895, — все в ГМИИ, Москва). Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями. Через год они уже жили вместе.
Он писал множество этюдов обнаженной натуры, почти ничем не отличавшихся друг от друга. «Я не доверю это бумаге, но расскажу по возвращении, хотя, впрочем, в этом нет ничего особенного». Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно.
Художник любил ее твердые стебли и его как колориста привлекали ее ярко-зеленые листья. Важным же в этот период для Сезанна было стремление увидеть, как устроен мир в своих пространственных «эйдосах». В их среде Сезанн сразу же стал культовой фигурой. жил до конца жизни, получив прозвище «отшельник из Экса». Под влиянием Писсарро художник начинает писать этюды на пленэре, овладевает техникой мелкого мазка.
Рисование стало всем для Поля. Уроки Писсарро были важны и потому, что он уделял большое внимание пространственной организованности пейзажаПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа. Подобный мотив занавесок с широкими складками встречается в нескольких натюрмортах и портретах, созданных между 1885 и 1895 годами (см. : Venturi, NN 528, 559, 570, 592, 601, 679, 731). С этим коротким периодом странствий связан момент самоопределения Сезанна, как художника. Сезанн принял участие в первой (1874) и третьей (1877) выставках импрессионистов. Когда летом 1870 года разразилась франко-прусская война, Сезанн перебрался из Экса в рыбацкую деревню Эстак под Марселем и избежал угрожавшего ему призыва в армию. Учился в коллеже в Эксе вместе с Э. Золя, с которым впоследствии долго был дружен.
Он говорит, что для написания пейзажа ему необходимо знание его геологии. Сезанн соглашается, но настолько удручен результатом, что уничтожает картину. У мальчика было хорошее образование, которое покрывало большую часть популярных в то время предметов, но все же его отдали в школу Святого Жозефа. Говорят, что иногда она подрабатывала в качестве натурщицы. Зримо или незримо, она оставалась данностью.
А. С. Пушкина в Москве). Как видно, акварель, по мнению Сезанна, должна позволить художнику столь же хорошо передать объем плода, как и свет, омывающий этот объем, — показать среду, которая есть изменчивость и предмет, являющий постоянство (Бернар Дориваль).
«Мане, – объяснял он, – это цветок и корень. Наис спрашивала о них, как будто произошло нечто невероятное. Поездки к Сезанну молодые называли между собой «паломничеством в Экс» — надо сказать, что сам Сезанн относился к своим новым поклонникам намного теплее, чем к большинству художников своего поколения. В 1872 году Гортензия родила Полю сына. Однако большие надежды, которые Сезанн возлагал на Париж, не оправдываются, хотя он часто посещает Лувр и копирует там работы Тициана, Рубенса и Микеланджело. Пожилой организм не смог справиться с болезнью и художник скончался в 1906 году.
В середине 1890-годов Сезанн начал работать над портретамиПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. Под влиянием Писсарро художник начал писать этюдыЭтюд (французское etude, буквально — изучение) — музыкальная пьеса инструментального характера, основанная на определенном приеме исполнения и предназначенная для развития технического мастерства исполнителя. Они познакомились в «академии» Сюиса, где Сезанн работал ежедневно с шести утра и до одиннадцати вечера, Писарро был первым (и долгое время единственным), кто заметил своеобразие молчаливого одинокого провинциала и оценил его талант. Возможность развития и совершенствования этого метода в найденном им пути преодоления противоречия между стремлением к самовыражению и верностью натуре, между идеальной гармонией искусства и реальностью с ее собственным порядком. Это Паоло Веронезе, Тинторетто, Эжен Делакруа и Оноре Домье.
Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. Неудивительно, что Эксу она предпочитала Париж как и Сезанн, она не желала, чтобы ее контролировали. Совмещение разных точек зрения на объект при его изображении — излюбленный прием Сезанна.
В скромном провинциальном интерьере звучит романтическая музыка Вагнера, культ которого характерен для Франции второй половины ХIХ в. (другое название картины Увертюра к Тангейзеру). При этом она заверила: в присутствии Ортанс нужды нет. Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника. Так он перестал быть один, но хранил эту связь в тайне от родителей, а точнее — от отца. Частым мотивом его пейзажей становится с 1880-х гг. Сам же Сезанн верил, что формы природы образуют в конечном счёте органическое единство и в конечном счёте в основе всего существующего лежит некое ограниченное количество основных форм.
Поль Сезанн (фр. «Он мог повести себя исключительно агрессивно, если кто-нибудь посягал на его территорию», — отмечал Вальтер Файльхенфельд. Сезанн начинает работать на пленэре, палитра его светлеет.
Импрессионизм зародился в 1860-х годах, во французской живописи: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур. Спустя несколько месяцев, когда на фоне Франко-прусской войны случился «великий исход», Александрина писала мужу из Марселя: «Три дня назад Мари видела мелькнувшую в окне Буль, а еще от дам из Эстака мы слышали, что Поль там больше не живет мы думаем, что они скрываются в Марселе. Биография Поля Сезанна была бы неполной без короткого рассказа о его личной жизни. Вечером, с 7 до 10, он снова рисовал в Ателье Сюисс. Оперируя преимущественно градациями трех основных цветов (зелёного, голубого и жёлтого), то тонкими и прозрачными, то резко контрастными, нанесёнными корпусными мазками, Сезанн обозначал с их помощью пространственные планы и степень освещённости.
Он совершенно полностью отрицал Ван Гога и Гогена как художников считая их работы детскими. Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна. Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе. Ревалд считал Ортанс «грубой и поверхностной особой, которая ничего для Сезанна не сделала — разве что вела его дела, при жизни и потом (за что ей причитались приличная плата и содержание)». Там он познакомился (а затем и подружился) с Писарро, Моне и Ренуаром.
Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года. Характерно, что в это время Сезанн начал интересоваться геологией. Определенного успеха Сезанн добился лишь на Салоне 1882 года. Чтобы погасить все долги художнику пришлось продать одну из самых популярных на тот момент картин «Жа де Буффан». Дабы слово не расходилось с делом, он в два раза уменьшил его содержание. Известно, что предки Сезанна в XVII веке эмигрировали на юг Франции из маленького городка Чезана Туринезе в итальянских Альпах.
Точнее сказать, Луи Огюст вскрыл адресованное сыну письмо (он поступал так всегда, Сезанн об этом знал) и прочел о «мадам Сезанн и маленьком Поле». В 1886 году эта дружба кончилась резким разрывом. Так образовался тот «перевес» сознания, благодаря которому от картин Сезанна и сегодня еще исходит, как некий таинственный ток, заложенное в них могучее напряжение мысли, но не исходит необходимое тепло человеческих чувств.
В натюрморте «Ваза с фруктами» (1878, частное собрание, Париж) зритель видит вазу как бы в профиль и одновременно несколько сверху. Ему удавалось запомнить сложные тексты на разных языках за короткое время что он в будущем не раз использовал как свой козырь. На рубеже 1860-1870 годов началась тема «купальщиц» и «купальщиков», которая стала важной в последующие десятилетия.
2) Человек, который творчески работает в какой-либо области искусства. Эта картина Сезанна имеет и другое традиционное название— «Пьеро и Арлекин».
В Девушке у пианино (ок. Порой он использовал приемы обратной и сферической перспективы. Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе.
Сезанн женился на девушке и впоследствии она послужила ему моделью для более чем сорока картин. Невозможно одновременно утверждать и свободу и каноны. Но интересно отметить, какие художники в этот период влияли на Сезанна.
В 1859 году отец Сезанна приобрел бывшую летнюю резиденцию губернатора Прованса (поместье Жа де Буффан) и жизнь Поля там становится все более и более невыносимой.
До конца жизни он часто навещал усадьбу и писал здесь больше, чем в других уединённых уголках, находя для этого изобилие интересной натуры: большой дом с высокими окнами, каштановую аллею, пруд, украшенный фигурами каменных дельфинов и львов, крестьянские фермы, окруженные шелковичными деревьями, низкую стену, огораживающую поместье.