4). J. Raich. Это архетипичное число пришельцев позволяло поиграть с воплощением различных идей. Она пела колыбельную песнь, в которой провидела всё чудесное будущее.
II, 11) с другой — в размещении евангельских событий. Вот его описание:«Мельхиор был седокудрым старцем с большой бородой. Икона Изображения волхвов, основанные на евангельском повествовании (Мф 2, 1-12), а также на апокрифических текстах (Протоевангелие Иакова, Евангелие Псевдо-Матфея) известны с III в. как в живописи катакомб, так и в рельефах саркофагов.
Др. Геродот первый упоминает магов как особое персид. Золото — царский дар, показывающий, что Иисус был Человеком, родившимся, чтобы быть Царём Ладан — дар священнику, так как Иисус пришёл стать новым Учителем и истинным Первосвященником (см.
(Hughes. зороастрийским жрецам и вавилонские жрецы-астрологи как особая профессиональная группа. или халдейско-вавилонского происхождения В. может служить указание евангелиста на мотив, побудивший их пойти и поклониться «родившемуся Царю Иудейскому»: «Мы видели звезду Его на востоке». Предание гласит, что явившиеся к Христу волхвы стали-таки христианами. На трех отведенных для «Поклонения волхвов» стенах капеллы Беноццо Гоццоли изобразил по одному волхву. 9, 17). Это архетипичное число пришельцев позволяло поиграть с воплощением различных идей.
Когда из Константинополя были изгнаны латиняне, дары возвращаются в столицу. III в. в церкви Санта-Мария Маджоре в Риме, 432 г. – на триумфальной арке, рядом с престолом, на котором сидит Младенец Христос, беседующими с Иродом волхвы в обтягивающих расшитых жемчугом нарядах и фригийских шапках). Не менее символично и то, что волхвами двигало желание найти Бога. 8) также в негативном смысле названы астрологи и заклинатели. В сцене поклонения волхвы с сосудами в руках представлены рядом с сидящей на престоле Богоматерью с Младенцем либо с одной стороны (например, катакомбы Каллиста, сер. Иустин Мученик утверждает: «Тотчас по рождении Его, волхвы из Аравии пришли поклониться Ему, зашедши прежде к Ироду, царствовавшему тогда в вашей земле» (Иустин Мученик.
По свидетельствам паломников, когда подаренное В. золото подносят к уху, «чудесным образом слышится как бы шепот» (Таррагонский аноним. Младенец же предстает в возрасте двух-трех лет. Больной и дряхлый, Ирод теперь проживал в своем новом дворце на Сионе. Вера в Иисуса Христа как в воплотившегося Сына Божия представляет собой твердыню-камень, на котором утверждается Церковь, по слову Господа: «На этом камне Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее» (Мт.
И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду иным путём отошли в страну свою (Мф. При этом, однако, необходимо учитывать, что художники, как правило, стоят ближе к народным представлениям (а согласно им поклонение волхвов произошло непосредственно после рождения Иисуса), нежели к историко-богословскому толкованию текста, являющегося программой для них. Евангелисты не пишут о количестве волхвов. 13 Ioan. 1) часто такое толкование имеет антииудейскую направленность – следствием поклонения язычников Младенцу Иисусу становится «проклятие иудеев», к-рых в этом эпизоде представляют царь Ирод, его книжники и народ ибо В. шли за звездой, а иудеи не верили своим пророкам (Beda. Спаситель уже не тот Младенец, который в памятниках рассмотренных сидит на руках Богоматери Он на царском троне, в нимбе, положенном одному только Богу Он Царь небесный и Ему служат небесные силы к Нему приходят на поклонение земные властители в образе волхвов.
Bd. Августина (PL. 1457). 3 Iust. Поклонение В. подчеркивает величие Христа как Сына Давида (Мф 1.
Едва ли не на всех картинах с этим сюжетом звезда непременно фигурирует. Со временем акцент в понимании этого слова всё больше смещается с выполнения жреческих функций на дивинационную практику астрологических предсказаний. И наконец, констелляция Юпитера и Сатурна, к-рая трижды происходила в 7-6 гг. В данном случае имеется в виду определённая профессия, суть которой в исполнении конкретных жреческих функций.
Мать, спеленав Младенца, положила Его в ясли и с любовью склонилась над новорожденным. Если это действительно так (споры по поводу идентификации персонажей продолжаются), то программа этого цикла фресок связывается с Флорентийским собором 1439 года, посвященным унии восточной и западной церкви, на котором присутствовали византийские император и патриарх. Справа находятся два всадника в поединке.
78 Orig. Спустя годы, когда монахи перестали надеяться на то, что Леонардо когда-нибудь закончит работу, заказ был передан Филиплино Липпи (1496) (галерея Уффици, Флоренция). «Великая тайна благочестия: Бог явился во плоти» (Тим.
Восточные мудрецы принесли новорождённому дары: золото, ладан и смирну. Обоснование также находят в особенностях употребления греческого глагола (поклоняться), что по греческим представлениям подобает только богам, а по восточным – также облечённым высокой властью людям, прежде всего царям. На картине Боттичелли «Поклонение волхвов» художник показал сцену поклонения младенцу Иисусу Христу, рожденному святой девой Марией. Начиная с Иринея (Adv. In Evang. Этот же литературный памятник утвердил мнение, что родиной волхвов были Персия, Аравия и Эфиопия. В католицизме поклонение волхвов отмечается в день праздника Богоявления – 6 января (в Испании и многих испаноязычных странах подарки дарят именно в праздник Богоявления), а память волхвов чтится 23 июля.
до Р. Х., но для понимания евангельского рассказа это событие произошло слишком рано. Стоит отметить невероятное разнообразие животного мира на подобных картинах. Злость Ирода не знала меры и дети вифлеемские были истреблены. Историки много лет спорят об эскизе Леонардо к «Поклонению волхвов». Для автора толкования на Евангелие от Матфея (Opus imperfectum in Matthaeum), написанного в V в., дары символизируют веру, разум и добрые дела (Opus imperfectum in Matthaeum 2). Не обычаи, но утверждение будущего вело волю Матери.
И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду иным путем отошли в страну свою. Col. К месту рождения Иисуса волхвы отправились, увидев знамение — звезду на востоке, как сказано у Матфея, причем им было ясно, чью звезду они увидели — «звезду Его». – титул царь иудейский достаточно редко употребляется как мессианский). Дух в центре восьмиугольной звезды, к которой относится надпись: «и звезда, юже видеша на востоце, ста вверху идеже бе отроча».
Таков один из латеранских саркофагов: Богоматерь сидит на кресле в довольно церемониальной позе, со спеленутым Младенцем на руках перед ней три волхва в туниках и плащах, во фригийских шапках, с сосудами в руках они почтительно наклоняются и подносят сосуды Младенцу возле них — верблюды. По пути в Вифлеем волхвам вновь явилась звезда, которая вела их вплоть до места, где был Младенец. Неожиданно двери хлева отворились и в дорогих запыленных одеждах в него вошли три восточных царя (их называют волхвами) с богатыми дарами в руках. Миниатюра из Сийского Евангелия.
(музей Борджелло, Флоренция)Спорным является и вопрос о времени прихода В. в Вифлеем. P. 426-430). Vitae. Самый ранний пример этого толкования находят у Тертуллиана (Adv.
В начале XII века мощи святых были перевезены в Германию. Джентиле да Фабриано, наиболее известный мастер «интернациональной готики», написал «Поклонение волхвов» (1423) по заказу Палы Строцци, самого богатого флорентийца того времени. magi)— это слово также исконно обозначало членов жреческой касты Персиды и Мидии. Alcib.
Впереди под навесом ясли в виде корзины, в которых лежит спеленутый Младенец у яслей вол и осел, пастырь и Богоматерь. Услышав это, Ирод царь встревожился и весь Иерусалим с ним. Примечательна в этом смысле последовательность событий, воспроизведенная Джентиле да Фабриано на приделе его знаменитого алтаря «Поклонение волхвов»: рождение Иисуса Христа, бегство в Египет, представление младенца Христа в храме («Золотая легенда» Якова Воррагинского, служившая источником литературных программ христианских сюжетов, утверждала, что Святое семейство провело в Египте семь дней). В некоторых странах праздник носит название праздника трёх царей. На картинах, которые обычно носят название «Путешествие волхвов» изображено трое мудрецов, держащих путь в Вифлеем с целым караваном даров.
23 Ин 19. Cels. Лондонская Национальная галерея каталогизировала картину, с оговорками, как произведение «фламандской школы». 961) и в проповеди блж. 57). По сторонам трона две женщины.
Они, выслушав царя, пошли. Софии. Третья гипотеза держится на утверждении, что это была хвостатая комета.
Кто были эти люди. 1), Сына Божия (ср. : Мф 1. 12:4) поклонение волхвов было, "когда Иисус родился в Вифлееме" (Мф. На миниатюрах саркофага ватиканского изданных Бозио и Боттари, в бороде переднего волхва дан намек на различие их возрастов, ясно определившееся в позднейшей иконографии. 3 7. Именно Матерь знала о тайне хождений.
Вопрос, на который с самого начала необходимо ответить, для того чтобы яснее осознать иконографические особенности сюжета Поклонение волхвов, касается хронологии событий евангельской истории. Рядом с этой сценой — ясли, вол и осел под навесом, т. е. 2. Ок.
T. 7. астрономов о комете или сверхновой звезде (. ) в 5-4 гг. Sp. 1340 г. (ГРМ. Легендарные традиции Запада и Востока сохранили ряд особенностей и деталей жизни В. Один из древних текстов – «Книга сокровищ пещеры» (VI в. ) – сообщает, что за 2 года до рождения Иисуса В. в Персии видели звезду особой формы, к-рая сопровождалась видением о девушке с коронованным ребенком во чреве.
Судя по стилю, это дополнение было сделано не рукой Леонардо. 139), в большинстве случаев о В. говорится как о мудрецах, астрологах ищущих истину. По традиции, акт поклонения волхвов считается заключительным аккордом рождественского цикла сюжетов (рождение Иисуса Христа, благовестие пастухам, поклонение пастухов, обрезание младенца и наречение его именем Иисус, представление Господа в храме). «И пошли маги. T. 56. Предание сохранило их имена: одного звали Валтасар, другого Гаспар, третьего Мельхиор. Греческий подлинник в описании сюжета поклонения волхвов представляет некоторые уклонения от старины. Ок.
Moguntiae, 1874. Одиниз параграфов договора весьма странен: Леонардо должен был выдать 150 флоринов на приданое «дочери Сальвестро ди Джованни», внучке покровителя монастыря. О гробницах волхвов в персидском городе Сава (ныне Саве, к юго-западу от Тегерана) сообщал в XIII в. Марко Поло. В связи с этим особенно примечательным оказывается алтарь Колумба Рогира ван дер Вейдена: Благовещение (левая створка), Поклонение волхвов, Представление Младенца Иисуса в храме (правая створка).
Вне помещения (. haer. 11-12). На Востоке этого не могло случиться не только в силу иератического характера православной иконографии, но также и потому, что поклонение волхвов, по отсутствию особого празднования специально в честь этого события, редко имело в иконографии самостоятельную постановку: оно обыкновенно соединялось с рождеством Христовым или входило как составная часть в композиции акафиста и «Что ти принесем». «И пошли маги. 5 Ioan.
Она заложила в Сына первые высшие думы и всегда была оплотом подвига. Петр с ключами (поврежден), св. Таково мнение Иустина Мученика, Иоанна Златоуста, Григория Нисского, автора протоевангелия, Никифора Каллиста и многих западных писателей. 143 Hughes. Семейство Медичи фигурирует и на «Поклонении волхвов» Сандро Боттичелли (1476) — картине, во многих отношениях примечательной.
Картина обогащена обилием фигур, образов (с патетическим жестами) и различных аксессуаров. Впоследствии на этом месте иноки воздвигли часовню. Не нужно признавать местные обычаи, чтобы понять основание жизни великой Матери. P. 15-39 Митякин. Судя по записи, эта земля была дарована монастырю «Симоном, отцом брата Франческо».
В аравийской точке зрения волхвы – не просто жрецы, но и цари. Многочисленные зрители картины, а церковь Санта Мария Новелла была наиболее почитаемой во Флоренции, должны были понять простую мысль – выдающиеся граждане города безоговорочно поддерживают Медичи. иконографию «Великий Архиерей») Смирна — дар тому, кто должен умереть, так как смирну в Древнем Израиле употребляли для бальзамирования тела умершего. Матфей в своем Евангелии (2-1. 2-12) рассказывает о мудрецах с Востока, которые во время Рождества Христова пришли в Иерусалим и спрашивали, где родившийся Царь Иудейский.
De idolatr. 13 Walafrid Strabo. Наибольшее распространение получило мнение, согласно которому волхвы прибыли в Вифлеем, когда Младенцу было уже не менее 2 лет, на это косвенно может указывать приказ Ирода избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов (Мф 2, 16). Это брат Лоренцо – Джулиано изображённый с закрытыми глазами. S. 762. 1 Янв. ).
То есть была символом смертности. 1-й песни 2-го кан.
(музей Борджелло, Флоренция)Поклонение волхвов. Дары волхвов оказались пророческими. Начиная со священномученика Иринея Лионского и Оригена, смирна понималась как указание на предстоящую смерть Христа (Мк 15, 23 Ин 19, 39) золото подобает Иисусу как Царю, ладан – как Богу, смирна – как человеку. Natur. ) юноша держит трех лошадей под уздцы. (В советское время восьмиконечная звезда была замена на пятиконечную. ) Что говорят астрономы. Как человек, Он крестился в Иордане, обходил города и села со спасительной проповедью.
В памятниках византийского искусства волхвы предстают прибывшими из одной страны. Верхний левый угол занимает полуразрушенное здание. Существует разные точки зрения, что именно представляла собой Вифлеемская звезда. Мощи волхвов были найдены византийской императрицей Еленой и положены сначала в Константинополе, а в 5-м веке перенесены оттуда в Медиолан (Милан). 73). Вторый Гаспар, млад и без брады, лицем червлен, той принесе ливан Богу вочеловечшемуся. Упоминание о волхвах как царях имеется в псалме 71: «Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань цари Аравии и Савы принесут дары и поклонятся ему все цари».
In Matth. По числу принесённых даров предположили, что их было трое. Второе событие – изобретение пушек христианским святым Сергием Радонежским.
20-21 2. Ирод казнил даже трёх своих сыновей и брата, боясь, что они могут свергнуть его.
Serm. Glossa Ordinaria // PL. И вошедши в дом, увидели Младенца с Марией, Матерью Его и падши поклонились Ему». 11) и вавилонском (Дан 1.
Синода 16 изображено прибытие волхвов, поклонение Младенцу, сидящему с Богоматерью на троне, в палатах и возвращение домой сверх того на первой из этих икон — волхвы (двое) являются еще один раз перед Богоматерью в пещере. 4 5.
Императорская стража с копьями напоминает ангелов в мозаиках Марии Великой. IV 5. 38. деспота Георгия Бранковича, привезла их на Афон.
XV 3. Дух.
Афанасия (PG. S. 120).
Св. Деньги на создание образа были пожертвованы в 1479 году фабрикантом изготовителемседел. // ThWNT.
Проф. Балтазар — мавр (Африка), Мельхиор — белый человек (Европа), Каспар — с восточными чертами или в восточной одежде (Азия). Кроме того, волхвам со временем стали приписывать разделение на три человеческих возраста: Балтазар — юноша, Каспар — зрелый мужчина и Мельхиор — старик. Serm. Она поняла величие завершения и ободряла даже мужей, впавших в малодушие и отречение.
1100). VI в. ) – мудрость, молитва и умерщвление плоти. In Matth.
Ведь это было одной из традиций уметь изображать себя на картине, написанной собственно. царях окончательно сложилось в средневек. Кондаков видит здесь церковь языческую (т. 1 Aug. царями. Встречается также изображение их числом шесть и даже двенадцать.
Почему они про-делали такой долгий путь, чтобы поклониться новорождённому. В Средние века была хорошая традиция — ради сохранения великой святыни строить великий собор, такой красивый, какого ещё не бывало в городе. Torino R., 19515. 2).
Астрономы указывают, что парады планет в то время также были: соединение Юпитера и Сатурна в знаке Рыб (15 ноября 7 года до н. э. ), соединение Юпитера, Сатурна и Марса (в начале марта 6 году до н. э. ), соединение Юпитера с Регулом (12 августа 3 года до н. э. ) и Венеры с Юпитером (12 августа 2 года до н. э. ). Существует мнение, что Вифлеемская звезда из-за странных особенностей своего поведения, вообще не может быть астрономическим объектом, а имеет сверхъественное происхождение. повлияли стихи мессианского Пс 71. Среди незавершенных работ великого живописца картина «Поклонение волхвов». Проехали они немного дней и захотелось им посмотреть, что дал им Младенец открыли они ящичек и видят, что там камень. И увидели маги Младенца с Матерью Его Марией» (Протоевангелие, 21).
9, 11) и вавилонском (Дан 1, 20 Дан. Противники такой интерпретации ссылаются на то, что В., придя в Иерусалим искали именно царя («Где родившийся Царь Иудейский. » – титул «царь иудейский» достаточно редко употребляется как мессианский). 109), бронзовые медали — ватиканская (над головой Христа четырехконечный крест) и Пасквалини, плита латеранского музея, ларец венецианский XIв. Младенец же предстает в возрасте двух-трех лет.
Каспар в знак уважения царству Христа преподнёс золотые дары. Т. о., этот изначально этнический термин прочно связывается с вост. 6 2 Пар 33. Иными словами, ладан — дар Богу, золото — царю, смирна — человеку. 1100 г. ) в церкви Успения монастыря Дафни, Греция. Anm.
Живя физической жизнью, присущей человеку, Господь жил и душевной жизнью, как человек. По числу принесённых даров предположили, что их было трое. Но обе эти сцены связаны между собой не одним только единством места, но и времени. В пространном сказании о «Трех святых царях» Иоанна Хильдесхаймского наряду с изложением легендарной истории В. и повествованием об обретении и о перенесении мощей содержится возвышенная похвала Кёльну.
Alex. Герои полотна как всегда подчеркнуто телесны. 92. 1340 г. (ГРМ. А именно, что Он есть Единородный (единственный) Сын Божий, Который родился от Отца прежде всех веков, т. е.
Bd. 148-152). Иногда ладан – указание на первосвященническое служение Иисуса. Turin. После Пятидесятницы ап. Необычное небесное явление, даже без допущения знакомства волхвов, посвятивших себя изучению звёзд, с иудейскими верованиями, могло стать причиной их путешествия, так как появление на небе необычной звезды и в зороастризме и в халдейской магии понималось как предзнаменование события, способного изменить мир.
иллюстрацию). аристократа: «Один из них преподает магию () Зороастра, сына Ормузда суть ее в почитании богов» (Plat. В 1164 году реликвия с триумфом была ввезена в Кёльн.
Волхвы. Alexander 3. В церкви Сант-Аполлинаре Нуово иллюстрируется путешествие волхвов на конях и Акафист. 11, 22 9. Я представляю себе вопрос о волхвах в следующем виде.
Обоснование также находят в особенностях употребления греч. Ирод раздражился еще более, когда увидел себя обманутым со стороны волхвов, не донесших ему об Искомом и удалившихся в свои страны иным путем. Разговор с Трифоном, 77). Библейские сведения о волхвах, принёсших дары младенцу Христу, достаточно скудны.
Во всяком случае ясно, что это не иудеи и что их страна (или страны) лежит на восток от Палестины. Ясли пусты Младенец спеленутый сейчас взят отсюда Богоматерью для встречи волхвов.
Иоанна Хильдесхаймского «Historia trium regum», повествующей о 3 царях, Мельхиоре из Нубии, Валтасаре из Годолии и Каспаре из Фарса. Поклонение волхвов. 13, 8) словом названы, также в негативном смысле, астрологи и заклинатели. Col. Толкование на святого Матфея Евангелиста, 63).
«И пошли маги. Позже рядом поставили часовню, внутри которой изображена встреча иноками великой святыни. Поклонение волхвов в памятниках византийских и русских составляет прямое продолжение древнехристианского типа этого изображения. У евангелиста Матфея это слово употребляется в значении «поклонение» Иисусу со стороны тех, кто ожидают от Него помощи (Мф 8.
Другие древние авторы, как, например, Евсевий Памфил (Церковная история, кн. 1, глава 8), полагают, что поклонение волхвов произошло примерно на втором году жизни Христа.
ст. Младенец взял все три приношения, а им дал закрытый ящичек. Такое объяснение принимается мн.
V 4) (подробнее см. 6: «Множество верблюдов покроет тебя – дромадеры из Мадиама и Ефы все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа». Художник исходил из представления, что поклонение волхвов предшествовало представлению Господа в храме (или – на языке того времени – очищению блаженной Девы Марии). Иосиф так и поступил. Дары волхвов до IV в. хранились в Иерусалиме император Аркадий перенёс их в Константинополь, впоследствии они были помещены в храме Святой Софии. недель после рождения Младенца.
Поклонились и поднесли ему злато, ливан и смирну. Волхвы одеты в туники, плащи, анаксириды и колпаки, получившие условную иконописную форму. Зрю Его, но не близко. Створка из «Диптиха Борджелло».
В целом оно уже, чем объяснение Р. де Флери и проф. В евангельском подлиннике стоит греческое слово. Толкование на святого Матфея Евангелиста, 63). 9 и 13. Подтверждением персид.
Там для них решили построить абсолютно уникальный «ковчег». «И пошли маги. N 201 Erasmus Roterodamus. — Но как характерен по-своему этот облик. Ответ очевиден – такова была воля заказчика.
Л. 1)В обширной астрономической лит-ре, связанной с данным вопросом (Ferrari dOchieppo. Западное искусство, черпавшее свои образы, как еще не раз будет продемонстрировано из «Золотой легенды» Якова Воррагинского, усвоило взгляд на волхвов как на представителей разных национальностей. ). Заключительная 46-я гл. О 12 волхвах говорится в сирийской легенде (Хроника Зукнина, VIII в. ) о завете Адама, данном сыну и о чудесном явлении звезды, которая вела волхвов в пещеру сокровищ и в Иерусалим. В римском искусстве звезда над головой императора символизирует его божественность. Ладан и смирна — небольшие, величиной с маслину, шарики их около семидесяти.
Для уяснения этого типа нелишне будет сопоставить его с памятниками светской скульптуры и живописи древнехристианского периода — именно с египетским обелиском в Константинополе (рис. 58) миниатюрой ватиканского кодекса Виргилия Vв. до Р. Х., но для традиц. Theod. 15, 25 ср. — A. M. ), увидевши звезду, явившуюся в их земле, они идут смотреть Родившагося» (Толкование на святого Матфея Евангелиста, 63). Мн. «Мало знает история о Матери Великого Путника, которая была не менее великой, нежели Сын. Но они абсолютно игнорировали вопрос времени, когда Поклонение волхвов как отдельный самостоятельный акт (уже с повзрослевшим ребенком) помещали в пещере.
Итак, когда явились волхвы на поклон младенцу. Матфей говорит, что волхвы пришли «с востока», но не уточняет, откуда именно. Авторство «Оплакивания Христа» на тот момент не было установлено, картина была просто приписана неизвестному фламандскому художнику.
Одежды Его: серая туника и иматий. поклонение учеников Воскресшему Господу (Мф 14.
ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Волхвы поднесли Христу дары. В этом описании смешаны разные сказания, непримиримые между собой. 1-2).
Восход звезды в момент рождения правителя — знамение, чтившееся в античности. 7). В живописи катакомб, относящейся к древнейшему периоду христианства изображение это повторяется около десяти раз: в катакомбах Домитиллы IIIв., в катакомбах Маркеллина и Петра IIIв., Фразона IIIв., Каллиста, Кириака IVв., Бальбины IVв., Каллиста (два поврежд. ), Прискиллы и Домитиллы. Христово). Помимо предсказанных верблюдов, на полотнах оказываются бык и вол, унаследованные из хронологически предшествовавшего эпизода Рождества. 12 и в чет.
Иустин Мученик говорит: "Тотчас по рождении Его, волхвы из Аравии пришли поклониться Ему, зашедши прежде к Ироду, царствовавшему тогда в вашей земле" (Разговор с Трифоном, 77). III 9. ), держа Младенца Христа благословляющего. В рамках христологического толкования евангельского рассказа дары В. (золото, ладан, смирна) получают символическое значение: они указывают на царское, божественное и человеческое (страдание, смерть) служение Младенца (Iren. Разговор с Трифоном, 77).
8. на этом месте иноки воздвигли часовню. На переднем плане можно увидеть трех царей-волхвов, которые преподносят святые дары. В ней, по-видимому, смешались два события.
Павла. Другие древние авторы, как, например, Евсевий Памфил (Церковная история, кн. 1, глава 8), полагают, что поклонение волхвов произошло примерно на втором году жизни Христа. В сходных чертах поклонение волхвов представлено было на кафедре Максимиана (волхвы коленопреклоненные), как это видно из описания Тромбелли, на престоле Раткиса в Чивидале (три молодых волхва, три звезды, летящий ангел — путеводитель волхвов, за Богоматерью — женщина-служанка, в скульптуре венецианского собора Св. Чудо появления в небе звезды Вифлеема при Рождении Христа имеет несколько астрономических гипотез. Первая из них связана с троекратным сближением Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб либо Юпитера с Венерой в созвездии Льва. Вторая гипотеза объясняет появление этого феномена тем, что произошла вспышка сверхновой в созвездии Знаменосца (звезда Кеплера). Трофима в Арле, вде в сцене поклонения волхвов опущены ясли, но сохранены вол и осел. Evang.
В некоторых странах праздник носит название праздника трёх царей. Услышав это, Ирод царь встревожился и весь Иерусалим с ним. То же мнение выражено в Евангелии Псевдо-Матфея. Magn.
Согласно эзотерической традиции, они пришли из земель пресвитера Иоанна. Напротив, задолго до рождения (чудо еще большее. они были помещены в храме Св. Здесь натура ощущается живым образом — через оригинальную пластику тел.
Покупатели остались неизвестными. Точного выражения этого нескладного описания в вещественных памятниках нет. Внизу — вирши, составленные довольно безграмотно, но важные для изъяснения композиции. Конечно же, Рубенс не мог отойти от традиций времени и реальности своей эпохи.
В ц. Сант-Аполлинаре Нуово иллюстрируется путешествие В. на конях и Акафист. В ватиканском кодексе Виргилия царь Латин, сидя на троне, принимает дары от послов Энея. 145) для папы Григория I Великого (кон. Картина отличается присущей всему творчеству мастера загадочностью и таинственностью. Честные дары волхвов Матерь Божия бережно хранила всю жизнь.
Независимо от происхождения (вавилонское или персидское) ясно, что с учетом необходимых приготовлений к путешествию и расстояния до Иудеи они могли достичь Вифлеема не ранее, чем через несколько недель после рождения Младенца. Попытки экзегетов уточнить, откуда «с востока» ( ) пришли В., приводят с учетом возможных значений термина к 3 основным вариантам решения: многие утверждают персид. За картины было выручено 4 и 4, 12, соответственно.
Разгневанный Ирод, пытаясь защитить свою власть, приказал убить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов (Мф 2, 16). Такое понимание было определено общим античным представлением о зороастризме (ср. : Strabo. до Р. Х. и была хорошо заметна. Бэйе признает за Богоматерь вторую женщину, а первой не дает никакого объяснения Гарруччи наоборот — первую, а во второй видит кормилицу или гувернантку, не придавая ни той ни другой особого символического значения.
Существуют легенды о четвёртом волхве, которого зовут Артабан (как брата или потомка брата персидского царя Дария I). Как человек, Он родился от Девы Марии.
Синода 120 (складень) и московского Вознесенского монастыря 5 поклонение волхвов в пещерной обстановке: Младенец в яслях спеленутый возле Него сидит Богоматерь три волхва с дарами стоят на коленях в стороне сидит задумчивый Иосиф, не обращая никакого внимания на торжественную сцену. Согласно православной традиции, это событие случилось через 12 дней после рождества. Она прибегла к первому пути, чтобы обезопасить ребёнка. Пушка представлена здесь как ответный подарок Христа царям-Волхвам. Попытки экзегетов уточнить, откуда с востока (греч.
Ее окружают почитатели, преклонившие колена. haer. III 9. Такое толкование вызвало полемику во время Реформации (Luther M. Predigt von 1524 // WA.
Легенда прибавляет, что их мощи впоследствии были найдены императрицей Еленой, положены были сначала в Константинополе, но оттуда перенесены были в Медиолан (Милан), а затем в Кёльн, где, как утверждают их черепа, как святыня, хранятся и доселе. 5). Hist. Перейдем к памятникам живописи, в ряду которых первое место принадлежит мозаикам Март Великой (рис. 59).
Ориген назвал волхвов Авимелех, Охозат, Фикол. приидоша от персидския страны волсви поклонитися Христу. Значимость события изумление и восторг отражены на лицах почти всех персонажей. В знаменитом средневековом сочинении Марко Поло «Книга Чудес» приводится любопытная «персидская» легенда о трех царях Волхвах, поклонившихся Младенцу Христу.
496). Царь Ирод пришёл на трон с помощью римлян. Ориген и Иоанн Дамаскин считали, что это была комета. «Большая страна Персия.
Фомой, проповедовавшим в их странах и присоединились к нему в деле благовествования Евангелия. Перед мудрецами взошла звезда, которая двигалась, указывая путь и привела их в Вифлеем. 9, 18 Мф. Павла (s.
Независимо от происхождения (вавилонского или персид. ) ясно, что с учетом необходимых приготовлений к путешествию и расстояния до Иудеи они могли достичь Вифлеема не ранее, чем через неск. Как они выглядели.
Среди числа его встречающих люди абсолютно разных профессий и должностей. Такое понимание было определено общим античным представлением о зороастризме. Самый ранний пример этого толкования находят у Тертуллиана, однако в этом сочинении речь, по всей видимости идёт не о действительном царственном достоинстве волхвов, но подчёркивается то, что они обладали высочайшим авторитетом (fere reges). Фома отправился в те края, освятил часовню и поставил В. епископами. T. 114. I 60 Hieron. По возвращении в свою страну (на отдалённейшем Востоке, у берегов океана) они предались созерцательной жизни и молитве и когда апостолы рассеялись для проповеди Евангелия по всему миру, то апостол Фома встретил их в Парфии, где они приняли от него крещение и сами сделались проповедниками новой веры.
Откуда родом. S. 25), однако она существенно не повлияла на народное благочестие и праздник Богоявления оставался праздником «Трех царей». 20, 6 2 Пар 33, 6 прорицатели при египетском (Быт 41, 8, 24 Исх 7, 11, 22 Исх. Мозаика (ок. 1380–1390 гг. 673 — 735), хотя об определенном символическом значении даров волхвов говорил уже Тертуллиан: «И те ладан, смирна и золото, которые маги принесли к колыбели Господа, означали как бы завершение священнодействий и мирской славы, которые должен был прекратить Христос». Но они абсолютно игнорировали вопрос времени, когда Поклонение волхвов как отдельный самостоятельный акт (уже с повзрослевшим ребенком) помещали в пещере. S. 120). 15 XII 3.
5 Petr. Понятие «маг, волшебник» в ВЗ всегда имеет негативный оттенок и выражается евр. и будут давать ему от золота Аравии (Пс.
В обширной астрономической литературе, связанной с данным вопросом, можно выделить следующие наиболее распространенные объяснения. 1, 202.
Богословская сторона его описания также слаба. 20), напр.
Волхвы являются в числе двух, трех или четырех: они стоят в наклоненном положении перед Христом и Богоматерью все вместе (рис. 55) или по два с той и другой стороны (рис. 56) в руках их блюда или ящики с дарами. Он вечен, как и Бог Отец. Они начали составлять композиции из самых известных событий, описанных в Библии.
– A. M. ), увидевши звезду, явившуюся в их земле, они идут смотреть Родившагося" (Толкование на святого Матфея Евангелиста, 63). Позади волхвов — толпа народа в русских меховых шубах. II 63. Sp.
«Богу угодно было, — замечает Б. Гладков, автор трудов по истолкованию Евангелия, — призвать к поклонению Христу первыми: в лице пастухов — незараженных фарисейским лжеучением евреев и в лице волхвов — ученых язычников, как лиц, наиболее способных уверовать во Христа, Сына Божия». Обе картины имеют розовый бумажный ярлык с надписью «King 157», наклеенный на их реверсе. Chrysost.
К V веку они находились в Медиолане (нынешнем Милане). В XII веке Фридрих Барбаросса перевёз мощи трёх волхвов из Медиолана в германский город Кёльн. Есть тут город Сава, откуда три волхва вышли на поклонение Иисусу Христу. Вскоре после того Ирод заболел и в это время явились в Иерусалим волхвы, возмутившие своими расспросами о новорожденном царе иудейском и без того свирепую душу Ирода, который о Вифлееме, как месте рождения Искомого, узнал только от ученых иудейских, указавших на Вифлеем согласно пророчеству Михея.
экзегетов (Maldonat J. Commentarii in quatuor Evangelistas / Hrsg. до Р. Х. И наконец, констелляция Юпитера и Сатурна, которая трижды происходила в 7- 6 гг. до Р. Х. и была хорошо заметна. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых (Чис. 24:17). Миниатюра из Сийского Евангелия.
Col. Дары хранятся в 10 особых ковчегах в ризнице монастыря Св. Считается, что традиция дарить подарки на Рождество была заложена именно ими. Bd. Hildesheim, 1962. Св. Рождество Христово с поклонением волхвов.
Влияние восточных легендарных традиций на западные заметно уже в V в., напр. ) : в центре Богоматерь с Предвечным Младенцем — Еммануилом (. Согласно мн. Мария не посмела идти дальше и передала дары волхвов в руки игумена, который вышел ей навстречу в сопровождении братии. Пошли три царя в свою страну. Поклоняются волхвы младенцу под навесом между двумя старыми зданиями (руины), что иллюстрируют конкретные слова «Золотой легенды»: «Навес между двумя жилищами».
Волхвы— славянское слово используемое в переводах на русский язык. Примером такого подхода служит картина «Поклонение волхвов (англ. )русск» Яна Госсарта. Легендарные традиции Запада и Востока сохранили ряд особенностей и деталей жизни волхвов Один из древних текстов – Книга сокровищ пещеры (VI в. ) сообщает, что за два года до рождения Иисуса волхвы в Персии видели звезду особой формы, которая сопровождалась видением о девушке с коронованным ребёнком во чреве. Sp.
Быть может, скульптор, увеличивая размеры Младенца, хотел тем самым оттенить в Нем силу высшего разумения, подобно тому, как это делали византийские и русские художники, когда, например изображали в 2-3-летнем возрасте Новорожденного Христа, стоящего в купели омовения, с благословляющей десницей эта же тенденция сказывается нередко в увеличенных размерах головы Младенца Христа на памятниках византийских и русских. Напротив, задолго до рождения (чудо еще большее. Согласно рассказу евангелиста Матфея о рождении Иисуса, в правление царя Ирода Великого в Иерусалим пришли некие В., чтобы поклониться Младенцу ибо они «видели звезду Его на востоке». В католицизме поклонение волхвов отмечается в день праздника Богоявления (6 января).
Позади Богоматери — Иосиф у ног их лежат вол и осел. Росписи образуют единое целое с большой алтарной картиной «Поклонение Младенцу» и опять-таки этот сюжет трактован как звено в цепи рождественских событий. Общее расположение частей изображения, нимбы Еммануила (крестообразный) и Богоматери, присутствие ангелов отличают это изображение от катакомбного и ставят его в ряд памятников византийских. Справа два молодых волхва, с сосудами в руках, в туниках и анаксиридах, богато украшенных у одного на голове род тюрбана, у другого фригийский колпак за ними город. Но это значит доказывать одно неизвестное другим неизвестным.
19. Ориген впервые предположил по числу принесённых даров, что их было трое. 39) золото подобает Иисусу как Царю, ладан – как Богу, смирна – как человеку (Clem. глагола (поклоняться), что по греч.
20. 20 2. стене перед вереницей мучениц, подходящих к Богоматери. Контакты иудеев с народами Вавилона и Персии возникли достаточно рано и постоянно поддерживались, вот таким образом волхвы в силу своего интереса к религиозным проблемам вполне могли иметь представление об ожидаемом иудеями царе-Мессии и о пророчестве о мессианской звезде (Чис 24, 17). Нам кажется, что и в образе трех волхвов, в костюмах русских царей, с русской свитой, гравер изобразил русских царей, быть может Иоанна и Петра Алексеевича и малолетнего Алексея Петровича. Это значит, что Балтазар, Каспар и Мельхиор посетили дом и благословили его.
Так, у Рогира ван дер Вейдена на «Алтаре Колумба» младший волхв обнаруживает в чертах лица сходство с Карлом Смелым, герцогом Бургундским. Так, по мере развития иконографического типа волхвов стали изображать как представителей трёх различных возрастов человека (Бальтазар — юноша, Мельхиор — зрелый мужчина и Каспар — старик) и трёх различных сторон света (Бальтазар — негроид (возможно абиссинец или нубиец) (Африка) Мельхиор — белый человек (Европа) Гаспар — с восточными (даже семитским, т. е. халдейскими) чертами или в восточной одежде, (Азия). Не каждого из них мы можем назвать, но имена некоторых нам известны точно.
158). 10) (Gardini. Marcion. Не говоря уже о том, что такая отсрочка была бы нарушением (хотя и по нужде) Моисеева закона, она заставляет предполагать, что очищение было отсрочено надолго, а это стоит в видимом противоречии с дважды повторенным выражением святого Луки (2:22, 39) или что сорока дней было достаточно для прибытия волхвов с "востока", для бегства в Египет и возвращения из него.
Др. 37 Xen. Cels.
и поклонятся ему все цари» (Псалт. 71:10— II). Перед ней три волхва, приносящие дары в золотых сосудах (. Традиционно считается, что в молодом волхве художник запечатлел юного Лоренцо Медичи Великолепного, волхв зрелого возраста якобы византийский император Иоанн VIII Палеолог, старый волхв — византийский патриарх. И увидели там Младенца с Матерью Его Марией". В рамках христологического толкования евангельского рассказа дары волхвов (золото, ливан (ладан), смирна) получают символическое значение: они указывают на царское, божественное и человеческое (страдание, смерть) служение Младенца. Восьмиконечную звезду Вифлеема ещё называют звездой России или Русской звездой. Так, на псковской иконе Собор Богоматери (Государственная Третьяковскоя галерея, нач.
VI в. ) – мудрость, молитва и умерщвление плоти (Greg. Реставраторы планировали очистить картину от следов прежних восстановительных работ.
Adv. 2018) оспаривается (Gordini. В католицизме поклонение волхвов отмечается в день праздника Богоявления (6 января).
Палаты (ОТко. ). 9. Услышав это, Ирод царь встревожился и весь Иерусалим с ним.
Звезда (у древних звезда или комета часто была указанием на рождение великого человека) стала тем знаком, который побудил волхвов искать родившегося царя в Иерусалиме, самом известном городе иудеев. Поклонение волхвов подчёркивает величие Христа как Сына Давидова (Мф 1, 1), Сына Божия (ср. 16) (см. Dial. 7, 11, 15) дворах) дважды словом в Деяниях святых апостолов (8. 12-11 гг.
В Евангелии же употребляется греческое слово (маги), означающеее в то время персидских служителей зороастрийского культа Митры или же вавилонских жрецов-астрологов. 18 15. На средневековом Западе церковные и апокрифические предания дали им имена, в настоящее время распространённые повсеместно— Каспар, Мельхиор и Бальтазар. древних народов (ср. : 1 Цар 10.
Для Евфимия Зигабена (XII в. ) – это добрые дела, молитва и умерщвление страстей (Euth. 2, 2 Дан. Смирной, дорогим благовонным маслом, помазывали умерших. 10).
Exc. на рожд. Следовательно, здесь изображен первый момент прибытия волхвов для поклонения, но не само поклонение.
Увидевши этот сигнал, поданный звездой, «они возрадовались радостью весьма великой. По углам картины: Иоанн Предтеча, ап. Ею украшали верхушки ёлок на Рождество. Письменный договор на «Поклонение волхвов» показывает, что распространенной в то время практикой было платить художнику «натурой».
12-11 гг. ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. По всей вероятности, на возникновение этой т. зр. На заднем плане зритель видит сражение.
легенде (Хроника Зукнина, VIII в. ) о завете Адама, данном сыну и о чудесном явлении звезды, к-рая вела В. в пещеру сокровищ и в Иерусалим. Потом они попадают в город Никею и около шестидесяти лет находятся там. В евангельском подлиннике стоит «», что обычно означает людей искусных в чародействе. 17).
Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» В Евангелие говорится, что, когда волхвы пошли искать, где именно в Вифлееме находится Младенец, «звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец». Так, по мере развития иконографического типа волхвов стали изображать как представителей трёх различных возрастов человека (Бальтазар — юноша, Мельхиор — зрелый мужчина и Каспар — старик) и трёх различных сторон света (Бальтазар— нергоид (возможно абиссинец или нубиец) (Африка) Мельхиор— белый человек Европа Гаспар— с восточными (даже семитским, т. е. халдейскими) чертами или в восточной одежде, Азия). исследователи более обоснованным считают явление особой звезды и ссылаются на сообщение китайских астрономов о комете или сверхновой звезде (. ) в 5-4 гг. Почитание В. в средневековье было граничит с перенесением их мощей из Милана в Кёльн (1164). По пути в Вифлеем В. вновь явилась звезда, к-рая «шла» перед ними вплоть до дома, где был Младенец. 1.
в Opus imperfectum in Mattheum (PG. ) по левую сторону — волхвы с ангелом, по правую — пастыри с ангелом вверху над Богоматерью лучезарная звезда, внизу стадо. Как там, так и здесь оно изображается то вместе с рождеством Христовым, то отдельно.
Подтверждением персидского или халдейско-вавилонского происхождения волхвов может служить указание евангелиста на мотив, побудивший их пойти и поклониться родившемуся Царю Иудейскому: Мы видели звезду Его на востоке. мин. Он переживал человеческие чувства — радость, гнев, скорбь, проливал слезы.
Col. 1:59 2:21) очищение через тридцать три дня после обрезания (Лев. Он есть Творец видимого и невидимого мира и в том числе — нас, людей. Но почему гравер распределил надписи в нимбах так, что Иоанну определил ум, Петру слово, Алексею душу, объяснить трудно. 16). Я представляю себе вопрос о волхвах в следующем виде.
На картинах, которые обычно носят название «Путешествие волхвов» изображено трое мудрецов, держащих путь в Вифлеем с целым караваном даров. I 101 VII 43, 191 и мн. Каллиста ка-так.
Памятники этого сюжета дошли до нас в древнехристианской живописи и скульптуре, а также во всех видах средневекового и нового искусства. 7. 33 28. Все эти обстоятельства позволили художникам показать собственное восприятие сюжета.
78. Мн. В подлинниках XVII–XIXвв. ). 25 ср. : 20. Младенец принимает дары из рук переднего волхва. 8. Дальнейшая Апостольская проповедь все полнее раскрывает истину Бого-человеческой природы Христа. Наиболее широкое распространение получило мнение, согласно к-рому В. прибыли в Вифлеем, когда Младенцу было уже не менее 2 лет, на это косвенно может указывать приказ Ирода «избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф 2.
Разгневанный Ирод, пытаясь защитить свою власть, приказал убить «всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф 2. 19. В XIV в. европ. 20 Дек) От светлыя звезды водими достигоша в Вифлеем и падше поклонишася видеша бо в вертепе Младенца лежаща безлетнаго (стих, на литии 25 Дек) Показа звезда прежде солнца слово пришедшее уставити грехи волхвов яве в убозем вертепе милостиваго тебе пеленами повита» (троп.
Наиболее распространённые сюжеты с волхвами: поклонение Богородице и Младенцу, путешествие за звездой, беседа с Иродом, возвращение в свои страны. De idolatr. А на стропилах вертепа могли сидеть воробьи.
терминами, (заклинатели мертвых (Лев 20. Eph. III 3), однако в его сочинении речь, по всей видимости, не идет о действительном царственном достоинстве В., но подчеркивается то, что они обладали высочайшим авторитетом (fere reges). Сказанное удивительным образом дополняют и фигуры животных. Стоит отметить невероятное разнообразие животного мира на подобных картинах.
Все эти черты известны и по памятникам фресковой живописи. XV в. ) волхвы изображены подносящими дары (в своих обычных одеждах) и поющими рождественскую стихиру (в диаконских стихарях). На иконе в отделении иконоведения в Москве при Обществе любителей духовного просвещения волхвы на богато убранных конях едут по указанию ангела, держащего в руке звезду, — мотив, навеянный словами 5-го кондака «яко светильник держащею» затем они, сошедши с коней и сняв шапки, поклоняются Владыке, держимому «на руку дев и чу» (икос 5), наконец, отходят в Вавилон (конд. 4, 4 Дан. В виде почтенного старца, склонившегося перед младенцем изображен глава рода Медичи — Козимо.
Geogr. 242 и св. Она знала несколько наречий и тем облегчила путь Сыну. 24:17). Причём привезённые волхвами дары помогли его семье прожить на чужбине не менее двух лет. Но постепенно возобладало мнение, что волхвы пришли из разных стран.
В дар новорожденному Христу они принесли золото, ладан и смирну. 16:18). 10-11: «Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань цари Аравии и Савы принесут дары и поклонятся ему все цари все народы будут служить ему», а также слова из Ис 60. Один из них, как правило, темнокожий.
"И пошли маги. В средневековье, особенно на Западе, считалось, что волхвы были восточными царями. На некоторых саркофагах композиция дополняется изображением верблюдов, принадлежащих волхвам. Балтазар и Мельхиор преподнесли ладан (знак признания божественности Христа) и благовонную смолу – смирну (пророческий знак его смерти). Дева Мария может восседать на троне, а младенец — у нее на коленях с благословляющим жестом или со свитком в руках. Когда в нарушение древнего запрета она подымалась от пристани к монастырю святого Павла, Богородица чудесным образом воспрепятствовала ей приблизиться к обители. «О прославлении трех святых царей, о том, как надлежит их хвалить» свидетельствует о значении их почитания для Церкви.
Европе начиная с IX в. в это же время стали считать, что В. были потомками или представителями всей земли: Сима, Иафета и Хама, т. е. прообразовали Вселенскую Церковь (Beda. Художественная практика нового времени опередила в этом отношении подлинник: позабыв древнее предание и позаимствовав кое-какие материалы из западных гравюр, она дала нам весьма интересный образчик богословско-символического истолкования поклонения волхвов в одной старинной гравюре музея С. -Петербургского археологического общества (без ). Для Евфимия Зигабена (XII в. ) – это добрые дела, молитва и умерщвление страстей для святителя Григория Великого (кон. Поклонение волхвов.
9. На своём пути в Вифлеем волхвы ориентировались по замеченной ими на востоке необыкновенно яркой звезде, получившей название Вифлеемской. B., 2000. 6), (прорицатели при егип. 140).
В образах В. можно отметить новые черты, характерные для визант. Как Сын Марии, Он повиновался Ей и Иосифу. Кроме того именно эта констелляция была предсказана вавилонскими астрономами.
Л. 1)Поклонение волхвов. Почитание волхвов в средневековье было граничит с перенесением их мощей из Милана в Кёльн (1164). e. ecclesia ex circumcisione. ), как старую матрону в пенуле. Леонардо оставил во Флоренции это полотно и картину «Святой Иероним», начатую ранее. 2:1) и бегство в Египет немедленно по уходе их.
За исключением Мадонны и Иосифа остальные фигуры на картине представляют собой портреты современников. С. 158). На иконах собрания С. -Петербургской духовной академии из св. Та же основная композиция в другом латеранском саркофаге из церкви Св. Испытующе, немного задумчиво глядят на нас грустные глаза художника. Когда все приготовления были закончены, волхвы отправились в долгий путь. гр.
Евангелист не пишет о количестве волхвов. Он ценился буквально на вес золота, поскольку использовался во многих священных ритуалах. астрологией и магией вообще (Stuckrad K. von. I 60) смирна понималась как указание на предстоящую смерть Христа (Мк 15. Место действия, пейзаж и расположение фигур схожи с эскизами Леонардо. За троном стоят четыре ангела в серых туниках и среди них над головой Спасителя звезда.
Так, по мере развития иконографического типа волхвов стали изображать как представителей трёх различных возрастов человека (Бальтазар-юноша, Мельхиор-зрелый мужчина и Каспар-старик) и трёх различных сторон света (Бальтазар— мавр, Африка Мельхиор— белый человек, Европа Каспар— с восточными чертами или в восточной одежде, Азия). На авторитет восточных писателей и Иеронима опирается в решении этого вопроса и св. 8, 24 Исх 7.
Кондакова. С XIVв., с наступлением пышного заката средневековья, дары начинают изображаться в изысканных золотых шкатулках, а одежды волхвов становятся всё более разнообразными и роскошными. Дары эти духовные, как и сами волхвы имеют духовное значение: они представлены в виде тресвечника каждый стержень его обвит особым свитком с неясными надписями, с короной внизу на среднем написано: «кто есть побеждаяй мир, токмо веруяй, яко Иисус есть Сын Божий» на правом: «сице возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго» на левом: «из тебе изыдет вождь иже упасет люди моя». 1380–1390 гг. Serm. el.
Эти имена, в частности, приведены на Равеннской мозаике в Сант-Аполлинаре-Нуово (см. In Matth. Предания античного и древнехристианского искусства проходят в скульптуре вообще дальше, чем в мозаике и миниатюре в частности, то же явление замечается и в изображениях поклонения волхвов на памятниках скульптуры, каковы: солунский амвон, бляшка ватиканской библиотеки (Христос и Богоматерь без нимбов Младенец обнаженный, как в одной фреске из катакомб Каллиста), ларец флорентинский (в левой руке Христа четырехконечный крест), ларец, бывший на Парижской выставке 1867г., ларец из собрания Солтыкова, оклад миланского Евангелия (см.
2) и Оригена (Contr. Имея человеческое тело и душу со всеми ее свойствами — разумом, волей и чувствами. То же нужно сказать о саркофаге в церкви Св. 6). Их внимание к небесным светилам позволяет предполагать, что они были также астрологами.
А на стропилах вертепа могли сидеть воробьи. Каспар был моложе, но не носил бороды был краснощёкий. Откуда пришли: из Аравии, Древнего Вавилона или загадочной Индии.
Для примера приведем подробное описание подлинника критической редакции: «волсви т. е. 14 VII 5. Как и Беноццо Гоццоли, Боттичелли изобразил и самого себя. 71/72, 10 и 15) и придут народы к свету твоему и цари – к восходящему над тобой сиянию все они из Сабы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу господа (Ис. Иер 19, 1 Иер 42, 6), которое не выходит за рамки обычаев многих древних народов (ср. : 1 Цар 10, 27 Пс 71, 10). Узнав о рождении Младенца благодаря звезде, предсказанной Валаамом, они отправились в Иерусалим отдельно друг от друга и встретились там из-за тумана не сразу.
Обрезание совершено было в восьмой день по рождении (Лк. Hist. Некоторые члены других знатных семей относятся к этому явлению с осторожностью. Большинство исследователей считает, что это автопортрет Боттичелли.
Волхвы окружают их и преклоняют пред ними колена. Кроме самого Лоренцо Медичи Великолепного, художник изобразил и членов его семьи и даже самого себя, о чем свидетельствует надпись на шапке. Арелатского (VI в. Sermo. происхождение В. (напр., в ц. Успения Богородицы в Дафни, ок.
Он укреплял Свои духовные силы постом и молитвой. Однако на самом деле он боялся лишиться власти. Эта точка зрения является господствующей и поныне. 74 Riedinger.
Волхвы, начиная с античности изображались в персидских костюмах.
Предание о персидском происхождении волхвов дольше всего держалось в византийской иконографии (этой гипотезы придерживается и Иосиф Волоцкий) в европейском искусстве оно было утрачено: волхвы либо не имели этнической принадлежности, либо, в целом, соотносились с арабским или византийским Востоком. Cyrop. Мф. толкователей уже в самых ранних памятниках христ. 3:16).
Существуют легенды о дальнейшей жизни волхвов: они были крещены апостолом Фомой, затем приняли мученичество в восточных странах. Согласно многим экзегетам, волхвы поклонились Младенцу как Сыну Божию. Здесь вся обстановка «модернизирована» под эпоху художника. С первых дней воцарения шатким был трон Ирода. Martyr.
Евангелист не пишет о количестве волхвов. Обе картины выставлялись на выставке искусства, состоявшейся в Манчестере в 1857 году.
6. Сюжеты библейских писаний всегда носили скрытый смысл и тайный характер. То же мнение выражено в Евангелии Псевдо-Матфея. Художник исходил из представления, что поклонение волхвов предшествовало представлению Господа в храме (или — на языке того времени — очищению блаженной Девы Марии).
1, гл. гр. Особенно он пышен в испаноязычных странах (la festividad de los Reyes Magos). Согласно православной традиции, это событие случилось через 12 дней после рождества. Число даров побудило древних авторов считать, что столько же было и дарителей, то есть три. S. 409), а также скептическое отношение у нек-рых католич. ст.
И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду иным путем отошли в страну свою. иконографию. Но это разногласие не непримиримо. Кроме того, обычны кони (до относительно позднего периода европейские художники, которым верблюды были известны только по словесным описаниям, старались не рисковать и заменяли их более привычным средством передвижения).
Однако самая большая опасность подстерегала их в Иерусалиме. Момент, предшествующий поклонению, мы видим также на саркофагах: ватиканском, галльском и сиракузском. XV в. ) В. изображены подносящими дары (в своих обычных одеждах) и поющими рождественскую стихиру (в диаконских стихарях). Sen.
Влияние вост. In Is. Памятники эти изданы и описаны, а потому мы ограничимся уяснением общего типа изображения (рис. 55). P. 193) или вавилонское (Yamauchi.
В Евангелии нет известий о времени поклонения волхвов (Мф. Их вопрос: Где родившийся Царь Иудейский. XXX также: Plut. Вверху картины — небо, в котором видны Бог Отец в треугольнике и Св.
1100). Поклонение волхвов. В средневековье, особенно на Западе, считалось, что В. были вост.
Но если поклонение волхвов произошло сразу по рождении Христа, то не остается времени для событий, описанных Лукой, в частности всего того, что произошло в храме на сороковой день после рождения младенца. Ниже два ангела на облаках держат развернутый свиток, в котором написано: «днесь ангели Младенца боголепно славословят: слава в вышних Богу и на земли мир». 499). Символизирует ли оно вытеснение язычества христианством. они называются по именам и указывается их происхождение, как будет видно ниже.
отец ин ирмос) Звезда показа Его верху вертепа (стих, на хвал. 2, 15) и Мессии Эммануила (ср. Особенности местного кёльнского празднования и рождественские мистерии оказали влияние на рус. Этот поиск и привёл их в Иерусалим. 27 Пс 71. Аркадий перенес их в К-поль, впосл.
Разговор с Трифоном, 77). Несмотря на разнообразие поз и жестов, все они сосредоточены на главном событии. В любом случае эта идея могла принадлежать только Новому времени, но всё же она связана и с тем, что волхвы всегда образно представляли всё языческое человечество. Одним словом, Он, будучи Вторым Лицом Пресвятой Троицы, есть истинный и совершенный Бог.
Super Evangelium S. Matthaei Lectura. 15. экзегетам, В. поклонились Младенцу как Сыну Божию. Мн.
Hom. Евангелист не пишет о количестве волхвов. Три мудреца-предсказателя (волхвы – так на Руси называли звездочётов) заметили на небе новую звезду и истолковали её как знак появления на свет необыкновенного младенца. (Быт 41. Иустин Мученик утверждает: «Тотчас по рождении Его, волхвы из Аравии пришли поклониться Ему, зашедши прежде к Ироду, царствовавшему тогда в вашей земле» (Иустин Мученик.
– ) пришли волхвы, приводят с учётом возможных значений термина (греч. ) к трём основным вариантам решения: многие утверждают персидское или вавилонское происхождение волхвов, реже их родиной называют Аравию. И в 1239 году привёз его во Францию. В 1248 году на острове Сите была возведена Сен-Шапель (святая часовня) специально для хранения тернового венца, который находился здесь до Французской революции. В 1809 году терновый венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам де Пари. Вифлеемская звездаВифлеемская звезда упоминается в Евангелии как благая весть о рождении Иисуса ХристаСогласно Писанию, в момент рождения Иисуса Христа на востоке ярко воссияла восьмиконечная Вифлеемская звезда. Иустин Мученик говорит: «Тотчас по рождении Его, волхвы из Аравии пришли поклониться Ему, зашедши прежде к Ироду, царствовавшему тогда в вашей земле» (Разговор с Трифоном, 77). Идеальный характер композиции ясен с первого раза. Когда в нарушение древнего запрета она подымалась от пристани к мон-рю св. Есть греческие варианты их имён (Аппелликон, Америн и Дамаскон) и еврейские (Магалат, Галгалат и Серакин). То же мнение выражено в Евангелии Псевдо-Матфея (16).
// PL. Звезда волхвов). семейство не успело еще переселиться из хлева в более удобное помещение. А после визита детей на косяках дверей хозяин обычно пишет инициалы волхвов «Б К M» с указанием года — например, 2014-го. 3, 4). В ранних рукописях Бальтазара зовут Вифисарей.
Узнав о рождении Младенца благодаря звезде, предсказанной Валаамом, они отправились в Иерусалим отдельно друг от друга и встретились там из-за тумана не сразу. После падения Константинополя (1453) Мария (Мара) Бранкович, вдова турецкого султана Мурада II и дочь сербского деспота Георгия Бранковича, привезла их на Афон. В старину, говорят, три тамошних царя пошли поклониться новорожденному пророку и понесли ему три приношения: злато, ливан и смирну.
Мф 1, 20–21 Мф. С. 15-17 Фивейский. до Р. Х. (Montefiore. Некоторые особенности аравийских мифов и культов, включавших представление о рождении бога от девы-камня, побуждали христиан предполагать у жрецов и мудрецов Аравии особое предчувствие тайны рождества. 2 9.
В таком случае трудно объяснить, каким образом обстоятельства Рождества присутствуют в сюжете, отделенном от него двумя годами или даже еще большим сроком. Михея (Мих 5. 5, 1–2). После Пятидесятницы они были крещены ап.
Предположение, что возвращение из Египта было раньше принесения во храм, хотя и не невозможное, кажется крайне невероятным. По числу принесённых даров предположили, что их было трое. В связи с этим особенно примечательным оказывается алтарь Колумба Рогира ван дер Вейдена: Благовещение (левая створка), Поклонение волхвов, Представление Младенца Иисуса в храме (правая створка). Вазари так комментирует эскизы работы: «Он начал писать полотно «Поклонение волхвов», на котором мы видим множество прекрасных изображений, особенно голов и которое так же осталось незавершенным, как и другие его работы». Створка из «Диптиха Борджелло».
султана Мурада II и дочь серб. Софии. Согласно же Беде Достопочтенному, символика даров такова (она принята и подтверждена в «Золотой легенде»): ладан — признание божественности Христа золото — знак уважения к царству Христову смирна (миро), употреблявшаяся при бальзамировании, — пророчество смерти Христа.
толкователями, поскольку Юпитер считался «царской звездой», а Сатурн, «субботнюю звезду» иногда называли «звездой евреев» (Tac. Это архитипичное число пришельцев позволяло поиграть с воплощением различных идей. 2 4.
Иустин Мученик утверждает: «Тотчас по рождении Его, волхвы из Аравии пришли поклониться Ему, зашедши прежде к Ироду, царствовавшему тогда в вашей земле» (Иустин Мученик. Аутентичность слов о царском достоинстве В. в гомилии св.
Произведения были воссоединены в 1831 году. Кроме того, обычны кони (до относительно позднего периода европейские художники, которым верблюды были известны только по словесным описаниям, старались не рисковать и заменяли их более привычным средством передвижения). И нередко оно изображается в соединении с другими рождественскими темами или характерными признаками Рождества (пещера, вол и осел, ясли и др. ).
Маркеллина и Петра) голова ее открыта: де Росси полагает, что этим последним признаком художники хотели выразить мысль о девственной чистоте Богоматери (девицы римские до вступления в брак не покрывали голову) но так как девам, посвященным Богу, по словам Тертуллиана, приличнее было покрывать голову, то и Богоматерь следовало бы изображать с покрытой головой, тем более что покрытие головы, как верно заметил Р. де Флери, приличествовало ей и по положению целомудренной супруги Иосифа. отцы и учители Церкви осмысляют этот рассказ в контексте вопроса о христ. P. 10).
Первоначально это была картина фра Филиппе Липпи (ок. Богоматерь сидит на троне одета в тунику и пенулу, Младенец — в одну тунику. Так-то здешние люди МОЛЯТСЯ ОГНЮ». Последние годы жизни Ирода осложнились еще личными невзгодами и кровавыми расправами. Особенно он пышен в испаноязычных странах (la festividad de los Reyes Magos).
15) и Мессии Еммануила (ср. : Luz. Обзор памятников подтвердит это общее положение. В отдельных (от рождества Христова) изображениях пещерная обстановка иногда исчезает иногда же остается неизменной Младенец является в таком случае в возрасте 2–3 лет иногда Он благословляет иногда держит в руках свиток.
39. Иустин Мученик, Епифаний, Тертуллиан считали, что волхвы пришли из Аравии Иоанн Златоуст и Василий Великий, что из Персии, а Августин полагал, что из Халдеи. 7 Clem. Hist. Представление о В. как о вост. Как отмечает известный итальянский искусствовед Джулио Карло Арган, «в обществе крупных банкиров Поклонение волхвов — это не только дань благодарности сильных мира сего Божественному Младенцу, родившемуся в нищете, но и символ благосклонности Бога к тем, кто, будучи наделен огромными богатствами, употребляет их на благую цель».
обычные элементы изображения рождества Христова. Итак, когда явились волхвы на поклон младенцу. Волхвы— славянское слово используемое в переводах на русский язык. И увидели маги Младенца с Матерью Его Марией» (Протоевангелие, 21). 20, 20), например поклонение учеников (Мф 14, 33) Воскресшему Господу (Мф 28, 9, 17). 501) и потому не может служить доказательством правомерности подобного подхода. др. ).
Год создания произведения (1481) на самом деле является началом работы над ним. Das Ringen um die Astrologie.
С. 41) происхождение В., реже их родиной называют Аравию (Maalouf. В Польше, например, этот религиозный праздник объявлен государственным выходным днём. 2, 11–12). Каллиста, сер. In Matth. Марка на фляжках для иерусалимского елея в Монце (.
5, 7, 11, 15) дворах) дважды в Деяниях апостолов (Деян. 6. » Они ответили: «В Вифлееме иудейском, так как так написано у пророка Михея. »Тогда Ирод тайно призвал к себе волхвов, выведал у них время появления звезды и послал их в Вифлеем. царие восточных стран: един от Персиды, другой от Аравии, а третий от Ефиопии.
9 Tertull. Особым пристрастием художников Возрождения было наделять волхвов или персонажей сопровождающей их свиты портретным сходством с современниками художника, естественно из высшего света (в противоположность традиции живописать представителей низшего класса в Поклонении пастухов). 8, 9 и Деян.
Они, выслушав царя, пошли. Позади Богоматери стоит изумленный Иосиф. Одного волхва звали Белтазаром, другого Гаспаром, третьего Мельхиором. И увидели маги Младенца с Матерью Его Марией» (Протоевангелие, 21). После падения К-поля (1453) Мария (Мара) Бранкович, вдова тур.
Поддерживают его постоянно и как Богу молятся ему. 38-40). P. 93-194), можно выделить следующие наиболее распространенные объяснения. Художник пришел вместе с толпой смотреть чудо и не смотрит, уединился». Paed.
Впосл. Не только все возрасты (старик, зрелый муж и отрок), но и все цари мира пришли поклониться Христу. Увидев ее, волхвы поняли, что ожидаемый Царь родился. Таким образом, в ранней патристической литературе утверждение о царском достоинстве волхвов встречается только у Кесария, епископа Арелатского (VI в. ) в большинстве случаев о волхвах говорится как о мудрецах, астрологах ищущих истину. По их утверждениям, все фигуры изображенные на полотне, вновь станут объемными, цвета – более живыми, а сама картина – яркой.
Толкование на святого Матфея Евангелиста, 63). Вифлеемские младенцы). Русские подлинники XVIв. 60, 3 и 6). И увидели там Младенца с Матерью Его Марией».
миссии и понимают приход В. как призыв язычников к спасению: В. - «первые из язычников» (Aug. Итак, золото — Царю, ладан — Богу, смирну — Человеку. Во-первых, явление т. н. кометы Галлея, к-рая была видна ок. В руках волхвов дары: у переднего золотое кольцо (денежная единица), у остальных сосуды. Очень часто в картинах изображались сами их заказчики. Иоанн Златоуст считает, что звезда и вовсе явилась волхвам задолго до рождения Христа: «Волхвы ни при родах Матери не были, ни времени, когда родила, не знали, а потому не имели и основания заключать о будущем по течению звезд.
Здесь народная любовь к волхвам проявляется абсолютно по-особому. S. 575). Рассказ следующий.
Павла, Богородица чудесным образом воспрепятствовала ей приблизиться к обители. Где хранятся главные христианские реликвии. Центр картины занимает Мария с новорожденным Иисусом. Надо помнить, что Рубенс жил и творил в эпоху возрождения римско-католической церкви (контрреформация) и влияние последней было во всем. Армяне и сирийцы считают, что волхвов было 12.
In quat. В них упоминается о самовластии царей, которых держал в уме составитель рисунка. Это изображение можно рассматривать как заявление о лояльности по отношению ксемье. 3 В. поклонились Иисусу как Мессии, а по возвращении возвестили о Нем в своих странах.
Спорным является и вопрос о времени прихода волхвов в Вифлеем. Кроме того, поклонение царю и дары могли быть просто способом выражения почтения (ср. Еще Иосиф и Пресвятая Матерь Божия с Младенцем Иисусом оставались в Вифлееме, как из далекой страны с востока (из Персии или Вавилонии) пришли в Иерусалим волхвы. S. 142-146).
Духа, но не Иосифа, так как, во-первых, Иосиф в эпоху саркофагов изображался без бороды, во-вторых, он не изображался в сцене поклонения волхвов а между тем на том же саркофаге в сцене создания человека в таком виде представлен Св. Особой роскошью одежд персонажей и многолюдностью свиты волхвов отличается «Поклонение волхвов» Беноццо Гоццоли в капелле Медичи. Преев. Злость Ирода не знала меры и дети вифлеемские были истреблены.
Художественные произведения должны были демонстрировать влияние церкви на светскую жизнь. В западной традиции волхвов чаще именуют «маги» (лат. Св. В XV в. на языке символов это означало, что человека нет в живых.
Col. Алексей, митрополит московский и Алексей человек Божий. Там же на иконах из Чудова монастыря XVIIIв.
Contr. Будучи совершенным Богом, Христос-Спаситель есть вместе с тем и совершенный Человек. Картины «Поклонение волхвов» и «Оплакивание Христа» впервые были проданы как часть коллекции разорившегося торговца сахаром Фредерика Бенджамина Кинга на аукционе Кристис в Лондоне в июне 1830 года. In Evangelium Matthaei Paraphrasis // Opera omnia. Матерь была из великого рода и собрала в себе утончённость и возвышенность духа. Она обращала внимание на народ и знала, что он может сохранить сокровище Учения. 21).
Изображения В., основанные на евангельском повествовании (Мф 2. Прикидываясь благочестивым, хитрый Ирод сказал им: «Пойдите и там хорошенько все узнайте о Младенце и когда найдете Его, придите и скажите мне, чтобы и я мог пойти поклониться Ему. » На самом же деле Ирод собирался воспользоваться их сообщением, чтобы предать Младенца смерти. С XIVв., с наступлением пышного заката средневековья, дары начинают изображаться в изысканных золотых шкатулках, а одежды волхвов становятся всё более разнообразными и роскошными.
Maior 122a). ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Так, на псковской иконе «Собор Богоматери» (ГТГ, нач. со времен Евсевия хронологии евангельских событий эта дата оказывается слишком ранней.
Dial. «Поклонение волхвов» причисляли к произведениям Мабюза (Яна Госсарта). Но на некоторых саркофагах совместно с рождеством Христовым изображено именно поклонение волхвов. И звезда, которую они видели на востоке, шла перед ними, пока не пришли они к пещере и остановились перед входом в пещеру. Так как, согласно Евангелию, сами жители Иудеи не заметили никакого чудесного явления, существует мнение, что Вифлеемская звезда – это на самом деле парад планет (астрономическое явление, во время которого определенное количество планет Солнечной системы выстраивается в одну линию) – событие, для непосвящённых не особо примечательное, но имеющее большое значение для тех, кто способен его истолковать.
Сегодня неоконченное полотно великого итальянца хранится в галерее Уффици. Это был один из самых жестоких правителей. P. 124-130 Hughes. Символика даров волхвов была разработана Бедой Достопочтенным (ок. До сих пор изложение событий младенчества Христа шло по Евангелию от Луки.
Другие древние авторы, как, например, Евсевий Памфил (Церковная история, кн. 1, глава 8), полагают, что поклонение волхвов произошло примерно на втором году жизни Христа. То же мнение выражено в Евангелии Псевдо-Матфея (16)». Luz. Их вопрос: «Где родившийся Царь Иудейский. » – вызвал переполох при дворе Ирода, увидевшего угрозу своей власти, а также волнения в народе. (из Константинополя). В западном искусстве средневековья и Возрождения мы чаще встречаем волхвов, являющихся в обличье царей. Иногда ладан – указание на первосвященническое служение Иисуса (Maxim. И почему их почитают до сих пор.
Один из них (. Эти сокровища хранятся в монастыре святого Павла на горе Афон с особым тщанием. Восходит Звезда от Иакова и восстает Жезл от Израиля и поразит князей Моава» (Числа 24:17) здесь «Моав» — олицетворение врагов Мессии.
О 12 В. говорится в сир. Подготовительная работа для «Поклонения волхвов» продлилась с марта по сентябрь 1481 года, но осталась незавершенной в связи с отъездом Леонардо в Милан. рис. 27 на стр. Вот таким образом, если допустить, что поклонение волхвов последовало еще в пещере, т. е. св. Дева сидит на стуле (. Густав Фридрих Вааген в 1850-е годы классифицировал её как некую картину «школы Ван Эйка», а Иоганн Пассаван причислял её к произведением раннего Рогира ван дер Вейдена младшего.
Chrys. Те же три момента на иконе Владимирской Богоматери в московском Даниловой монастыре. Эта тема была особенно популярна в Европе в церковном искусстве, поскольку утверждала превосходство небесной власти (церкви) над земной (монархией). 1-12), а также на апокрифических текстах («Протоевангелие Иакова», Евангелие Псевдо-Матфея) известны с III в. как в живописи катакомб, так и в рельефах саркофагов.
легендарных традиций на западные заметно уже в V в., напр. 200. мозаике, хранящейся теперь в неаполитанском музее и изображающей Арбельскую битву. Chrysost. Это архетипичное число пришельцев позволяло поиграть с воплощением различных идей.
Дары В. до IV в. хранились в Иерусалиме имп. В подобном виде изображена в тех же мозаиках Богоматерь в благовещении и сретении. Оно находится на триумфальной арке с левой стороны. S. 55-58). Некоторые из древних писателей, как Епифаний Кипрский и Евсевий, основываясь на том, что Ирод приказал избить младенцев от двух лет и ниже, полагали, что поклонение волхвов последовало спустя около двух лет после рождества Христова.