С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (Весна, около 1477–1478, Рождение Венеры, около 1482–1483, – обе в Уффици). Радость, поклонение Красоте навсегда ушли из его творчества. Не все ли равно.
Поездка в Мантую не состоялась по неизвестной причине. Зато он стал фактически основоположником современного искусствознания, написав главный труд своей жизни – собрание 178 биографий художников Италии эпохи Возрождения «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих».
В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482—1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Единогласно историками вынесены даты данных работ – 1477-1478 года. Луки, но запись от 18 октября 1505 сообщает, что он полностью погашен.
Афродиты. Его «прекрасной дамой» была Симонетта Веспуччи, в которую был безнадежно влюблен Джулиано и, видимо, не он один. В 1465 году Филиппе написал «Мадонну с Младенцем и ангелами», ныне хранящуюся в Уффици она стала непререкаемым образцом по композиции и стилю для некоторых ранних работ Боттичелли, а именно, «Мадонны с Младенцем и ангелом» (галерея Воспитательного дома, Флоренция) и «Мадонны на лоджии» (Уффици). Paris, 1938 Lippmann F. Zeichnungen von Sandro Botticelli zu Dantes Gttlicher Komdie. Варнавы». Вскоре после турнира, еще до отъезда художника в Рим тот заказывает ему несколько работ.
Незадолго до гибели младшего Медичи или же сразу после нее Боттичелли, возможно с помощью учеников, написал несколько портретов Джулиано (Вашингтон, Национальная галерея искусств Берлин, Государственные музеи Милан, собрание Креспи), которые вместе с памятной медалью, отчеканенной Бертольдо по воле Великолепного (Флоренция, музей Барджелло), на века сохранили черты погибшего. Две самые знаменитые картины Боттичелли, так называемая «Примавера» («Весна») и «Рождение Венеры» заказаны Медичи и воплощают в себе культурную атмосферу, возникшую в медическом кругу.
compi. Иосиф из Аримафеи, придя к Пилату, просил тела Иисусова. 1472, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна евхаристии» (ок. Станковым портретам художника (портрет мужчины с медалью, 1474, галерея Уффици, Флоренция портрет Джулиано Медичи, 1470-е, Бергамо и другим) свойственно сочетание тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души и четкая детализация характеров портретируемых.
Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли. Существует целый ряд аллегорических толкований этого произведения. По словам Вазари, между ювелирами и живописцами в то время существовала столь тесная связь, что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступ к ремеслу других и Сандро изрядно поднаторевший в рисунке – искусстве необходимом для точного и уверенного «чернения», вскоре увлекся живописью и решил посвятить себя ей, не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства, в частности четкости в начертании контурных линий и умелого применения золота, в дальнейшем часто использовавшегося художником как примесь к краскам или в чистом виде для фона. Также около 1485 года Боттичелли создаёт прославленное полотно «Рождение Венеры».
28 января 1475 года в городе происходил один из таких турниров. По своей специальности Мариано был кожевником. Время написания большей их части определялось путем проведения стилистического анализа.
С. Боттичелли «Покинутая» (ок. Юдифь считается символом борьбы иудеев против угнетателей, символом патриотизма. Он сумел приобрести в городе много сторонников. Работа, по-видимому, предназначалась для украшения дома Веспуччи, так как в правом верхнем углу изображено осиное гнездо геральдический символ рода.
Запечатлены три эпизода из Евангелия – искушение Христа – в верхней части фрески. 1470, Флоренция, Уффици) и «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (14681469, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио. Настоящее имя Боттичелли— Алессандро Филипепи (для друзей — Сандро). Он был младшим из четырех сыновей Мариано Филипепи и его жены Змеральды и родился во Флоренции в 1445 году. Боттичелли выполнил сюжет по описанию. Весь день они простояли у креста, наблюдая его муки и смерть. Весна (Примавера) (ок.
Самые известные работы Боттичелли невероятно пластичны, декоративны и драматичны. Навстречу ей спешит нимфа, готовясь накинуть на плечи богини украшенное цветами покрывало. Вазари в своих «Жизнеописаниях» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. У юноши большие карие глаза, хорошо очерченный нос, пухлые и мягкие губы. В том же году Сандро Боттичелли был приглашен в Пизу для работы над фресками Кампосанто.
До сих пор вызывает сомнение происхождение прозвища Сандро – «Боттичелли» : возможно, оно образовано от клички старшего брата, который, желая помочь стареющему отцу, судя по всему, много занимался воспитанием младшего ребенка а может быть, прозвище возникло по созвучию с ремеслом второго брата, Антонио. Иеронима. Себастьяна в церкви Санта-Мария Маджоре во Флоренции была выставлена картина Сандро Боттичелли «Святой Себастьян». К периоду с 1467 по 1470 год – относится первый известный нам запрестольный образ Сандро, так называемый «Алтарь Сант-Амброджо» (ныне в Уффици), найденный в безымянной флорентийской церкви, но в действительности имевший иное предназначение: возможно, он был выполнен для главного алтаря церкви Сан Франческо в Монтеварки – эту гипотезу помимо всего прочего подтверждает присутствие святого Франциска слева от Богоматери. Настоящее имя Ботичелли – Алессандро ди Мариано Филипепи.
Все происходящее носит характер беспокойства, мрачного отчаяния. Спини был главным судьей в процессе против Савонаролы. Уффици (Флоренция)Картина написана на деревянной доске темперой. Читайте в статье «Олимпийские боги»).
В отличие от своего первого преподавателя, работам которого присуща бледная палитра, свои полотна художник обогатил ярким колоритом, постепенно приобретавшим все большую насыщенность. Именно в них четко прослеживается опыт, полученный Боттичелли у своих преподавателей. Строго говоря, весь цикл был заказан в 1469 году Пьеро дель Поллайоло, а среди претендентов на столь престижный заказ был даже Верроккио. Например, мифологические картины (Афина Паллада и Кентавр, 1482 Венера и Марс, 1483 и другие) были, естественно, написаны художником Боттичелли по заказу культурной элиты и предназначались для украшения палаццо или вилл знатных флорентийских заказчиков. Рождение Венеры (1484–1486, Флоренция, галерея Уффици) продолжает тему Весны. Существует целый ряд аллегорических толкований этого произведения. Эти составляющие присутствуют во фреске «Св. Августин» (1480).
В своих проповедях он призывал людей отказаться от грешной жизни и покаяться. К иллюстрированию Данте Сандро Боттичелли обращался дважды. По второй версии, у отца семейства был кум – некий «Боттичелло», он занимался ювелирным мастерством. Мариано Филипепи скончался 20 февраля и похоронен на кладбище Оньисанти.
Боттичелли тесно контактировал с семьей Медичи – бесспорными правителями Флоренции. Покинутая. После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние. Благовещение – это самый фантастический сюжет из всех евангельских сюжетов. Около 1464 Сандро поступил в мастерскую знаменитого художника фра Филиппо Липпи по рекомендации своего соседа, главы семьи Веспуччи. В левой части картины Зефир (западный ветер) в объятиях своей супруги Хлориды (рим.
ко Моро. Вместе с тем картину глубочайшим образом отличает от античных памятников то, что художник изобразил не физическую схватку Минервы и кентавра – «кентавромахию», но «психомахию». К 1470 относится первое несомненно принадлежащее Боттичелли произведение– «Аллегория Силы» (Флоренция, Уффици).
Примеры тому Мадонна Магнификат и Мадонна с гранатом (обе в Уффици). Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему Поклонение волхвов, одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 1481-1482 года) — в Национальной галерее в Вашингтоне. Но этого единичного исторического факта преображённого в художественное воплощение становится достаточным, чтобы приобрести вечный статус: здесь и хрупкие чувства женщины и сочувствие её одиночеству и даже дремучая преграда в качестве закрытых ворот, а также плотной стены, которая символизирует стены средневекового замка. Тондо художника «Мадонна Магнификат», написанное около 1481 года, принесло Боттичелли известность еще при жизни: об этом говорят многочисленные копии этого прекрасного произведения.
Примеры тому – «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с гранатом» (обе в Уффици). Исследователи идентифицируют его с картиной «Мадонна с гранатом». До настоящего времени их дошло очень мало, но о мастерстве Боттичелли-рисовальщика позволяет судить уникальная серия иллюстраций к «Божественной Комедии» Данте. 1495, Рим, собрание Роспильози), «Юдифь с головой Олоферна» (ок.
Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил Минерву-пацифику, атрибуты которой копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине оливковые ветви и венок) символизируют добродетель. Во второй картине, возможно, тоже есть портреты – но кто знает это. Период 1467-1470 год охарактеризовался знаменитым образом Сандро именуемым «Алтарь Сант-Амброджо».
Причудливый ритм струящихся линий объединяет композицию. Firenze, 1921 Mesnil J. Sandro Botticelli. В феврале 1497 года на городской площади Флоренции организовали костёр тщеславия. Какое-то время он посещал мастерскую Андреа Верроккио, многогранного мастера, скульптора, живописца и ювелира, возглавлявшего бригаду разносторонне одаренных начинающих художников здесь в ту пору царила атмосфера «передового» творческого поиска, не случайно именно у Верроккио учился молодой Леонардо.
Самые известные картины Сандро («Примавера» и «Рождение Венеры»), которые были заказаны семьёй Медичи, стали воплощением культурной атмосферы, свойственной для медического круга. теперь уже как певец нравственной красоты: Покинутая, Благовещение. Историки искусства единодушно датируют эти работы 1477-1478 годами. В семье из четырёх сыновей он был самым младшим. Он впервые сумел передать едва уловимые нюансы человеческих переживаний.
Зиновия (1495-1500 две – Лондон, Национальная галерея, одна – Нью-Йорк, Музей Метрополитен, одна – Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Моление о чаше» (ок. Но она не раскаялась, а вскоре и сама умерла. С. Боттичелли «Оплакивание Христа» (1495)Три Марии и Иоанн Богослов склонились в горе над безжизненным телом Христа. Сандро Филипепи (таково настоящее имя мастера) был младшим сыном кожевника Мариано Филипепи, жившего в приходе церкви Всех Святых (Оньисанти). До времени творчества Сандро Боттичелли мифологическая тематика в живописи встречалась в декоративных украшениях свадебных кассоне и предметах прикладного искусства, только изредка становясь объектом живописи.
Боттичелли Сандро (1445, Флоренция — 17 мая 1510, Флоренция) итальянский художник эпохи Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы. собеседование» (ок. Фра Филипп – «мастер исключительнейший и редкостный талант» (Вазари) – был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). В 1520-е его наступление будет ознаменовано сложением иррационального и субъективного искусства маньеризма. Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино.
Иероним», «Св. Просьба пизанцев заключалась в росписи фресок в цикле росписей Кампосанто. Изношенные платья намекают на пройденный долгий, одинокий и безнадежный путь. Сандро Боттичелли — один из самых ярких художников итальянского ренессанса. После возвращения из Рима он пишет ряд картин на мифологические темы.
Подтверждением этому служит хотя бы то, что и «Рождение Венеры» и «Весна» и «Венера и Марс», а также «Портрет молодой женщины» написаны художником уже после смерти Симонетты, скоропостижно скончавшейся 26 апреля 1476 года в возрасте 23 лет в разгар разразившейся во Флоренции эпидемии туберкулеза. С торговой деятельностью братьев связывают происхождение прозвища Сандро – «botticelle» («бочонок»). Писатели рубежа XIX-XX вв. Волшебные полотна на мифологические, религиозные и античные темы написаны с бесконечной грацией и изяществом. Наиболее известные из гениальных работ Боттичелли: «Поклонение волхвов», «Благовещение», «Рождение Венеры», «Весна», хранящиеся во флорентийской галерее Уффици.
Поездка в Мантую не состоялась по неизвестной причине. Правда, с 1503 за мастером числится долг по взносам в гильдию Св. Линеарность позволяет следовать контуру изображаемых предметов, подчеркнуть их красоту и значимость.
Спини был главным судьей в процессе против Савонаролы. М., 1977 Козлова С. Данте и художники Ренессанса // Дантовские чтения. Боттичелли выступает портретистом не только в Поклонении волхвов. Их условно можно разделить на философские, мифологические, религиозные исторические и экзотические. Около 1485 г. Боттичелли создаёт другое известное полотно «Рождение Венеры». В Боттичелли они увидели родственное предпочтениям своей эпохи — душевную грацию и меланхолию, «симпатию к человечеству в его неустойчивых состояниях», черты болезненности и декаданса.
М., 1960 Боттичелли: Сб. From Lorenzo the Magnificent to Savonarola. Сторонники исходят из того, что источниками для Боттичелли являлись не просто Лукреций и Овидий, а философия Фичино и поэзия Полициано, с которыми Боттичелли познакомился в Платоновской Академии.
Оно входило в серию «Семь Добродетелей» (остальные исполнены Пьеро Поллайоло) для зала Торгового суда. Литература о Боттичелли: Вазари 2001. М., 2002 Ulmann H. Sandro Botticelli. Geneva, 1967 Во С, Mandel G. Lopera completa del Botticelli. Боттичелли выполнил три сцены. 90-х годов и известная под названием «Покинутая» (Рим, коллекция Роспильози).
Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо — сыновей брата Пьеро Подагрика. 23 сентября 1502 он сообщает ей из Флоренции, что Перуджино находится в Сиене, Филиппино Липпи чересчур обременен заказами, но есть еще Боттичелли, который «много мне хвалим». Он выглядит напоминанием о сиянии свободного мира из которого изгнана героиня.
Картины «История Виргинии» (Бергамо, Академия Каррара) и «История Лукреции» (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году. Себастьяна, который был очень торжественно установлен в церкви Санта Марии Маджиори (Маggiori), во Флоренции, Появляются прекрасные мадонны излучающие просветленную кротость Но самую большую известность он получил, когда, примерно в 1475г исполнил «Поклонение волхвов» для монастыря Санта Марии Новелла, где в окружении Марии изобразил членов семейства Медичи. Известный Портрет молодого человека с медалью (ок. Вазари пишет, что Боттичелли был приверженцем «секты» Савонаролы и даже бросил живопись и «впал в величайшее разорение». Его кличка «Botticella», что в переводе «бочонок» перекочевало к его известному брату. Сохранилось 92 листа (85 – в Кабинете гравюр в Берлине, 7 – в Библиотеке Ватикана). Для своей виллы в Кастелло он заказал художнику фрески, для нее же предназначались и эти две картины.
Венера. Иеронима дышит уверенностью и достоинством. Во второй картине, возможно, тоже есть портреты — но кто знает это. Одинокая скорченная фигурка на фоне глухой стены — и больше ничего нет в этой даже для Сандро необычайной и странной картине. Иоанном Евангелистом». Скорее всего Сандро рисовал некий, по словам поэта Михаила Кузьмина, «на вечные века символ скоропроходящей молодости», воплощенный для него в Симонетте. Восприятие мира и человеческой личности как будто укрупнилось в художественном творчестве это отразилось не только о в величественных масштабах архитектурных сооружений, монументов, торжественных фресковых циклов и картин, но и в их содержании, выразительности образов. Мастерская Липпи находилась тогда в Прато, где мастер работал до 1466 года над фресками собора (впрочем, достоверно выявить в этих росписях руку знаменитого ученика так и не удалось).
1501 Пережил духовный кризис, создал «Покинутую» и «Положение во гроб». М., 1962 Пасло Д. Боттичелли. Затем период безмятежной полноты чувств: «Марс и Венера», «Рождение Венеры», «Паллада и Кентавр», «Мадонна со св. Иоанном Крестителем и св. Иоанном Евангелистом». Иосиф изображён с терновым венком в руке. Прозвище Боттичелли было унаследовано от старшего брата и в переводе означает «бочоночек».
25 января 1504 мастер входил в комиссию, обсуждавшую выбор места для установки «Давида» Микеланджело. Обнажённая богиня плывет к берегу в створке раковины, подгоняемая ветром. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). Последней его большой работой, на светскую тему была «Клевета», но в ней, при все талантливости исполнения, отсутствует роскошно украшенный, декоративный стиль, присущий Боттичелли.
М., 1923 Гращенков В. Н. Боттичелли. Качественные фото картин Боттичелли с описаниями. Его сюжет, несомненно, взят из Библии: Фамарь изгнанная Аммоном.
Еще одним общественным заказом – художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) – было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория. 1499, Гранада, Королевская капелла), «Символическое Распятие» (1500-1505, Кембридж, Массачусетс, Художественный музей Фогг). Её лицо могло бы нам что-то разъяснить, но лица-то как раз и не видно. К тому времени старшие сыновья уже хорошо устроились в жизни и помогали родителям (Джованни и Симоне занялись торговлей, Антонио был ювелиром). Произведение, отражающее непосредственные связи между живописцем и семьей Медичи, «Поклонение волхвов» (ныне в галерее Уффици) было заказано между 1475 и 1478 годами Джованни (или Гаспаре) да Дзаноби Лами – банкиром, близким к семье Медичи и предназначалось для его фамильного алтаря в церкви Санта Мария Новелла. Она обретёт всемирную славу после того, как в 1508-1512 гг. 1490-1495, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии), «Св. Настоящее имя художника – Алессандро Филипепи (для друзей Сандро).
Milano, 2003. 1473, Лондон, Национальная галерея), «Обнаружение тела Олоферна», «Возвращение Юдифи в Ветилую» (обе – ок. К этому временному периоду относятся такие полотна как «Поклонение волхвов» (1475), «Св.
Юношеская «Мадонна с Младенцем и ангелом» (14651467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет («Мадонна с Младенцем», 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию «Мадонны» учителя Фра Филиппа. В то же время супруга Лоренцо ди Пьерфранческо в письме от 25 ноября 1495 сообщает, что Боттичелли расписывает фресками виллу Медичи в Треббио, а 2 июля 1497 от того же Лоренцо художник получает кредит под исполнение декоративных росписей на вилле Кастелло (не сохранились). Тонкость и точность линий он перенял у второго своего брата, который был ювелиром. Художник умер в мае 1510 и 17 мая был погребен на кладбище церкви Оньисанти, как сообщают записи «Книги мертвых» Флоренции и такой же книги цеха врачей и аптекарей. Папа Сикст IV, построивший капеллу в своём римском дворце, также пожелал, чтобы её расписал Сандро Боттичелли. Картина Боттичелли должна была войти в цикл Добродетелей. Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много «живейших и прекраснейших картин» (Вазари). Пропорции тела основаны на каноне гармонии и красоты. Творчество Сандро Боттичелли отличает особая певучесть линии в каждой из его картин, чувство ритма и гармонии, но особенно ярко они выражены в его «Весне» и «Рождении Венеры».
Смерть Лоренцо Великолепного (1449–1492), захват Флоренции французскими войсками и апокалиптические взгляды Савонаролы (1452–1498), которым сочувствовал Боттичелли, – все это произвело переворот в его сознании. (Р. Тогда Пилат приказал отдать тело.
XX век много сделал для того, чтобы приблизиться к его пониманию. Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для «штандартов и других тканей» (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр. Он тайно исповедовал христианство. Это один из самых эмоциональных и лиричных художников Возрождения. Sandro Botticelli.
Там Боттичелли оставался до начала 1467. Произведения, фото полотен выражают стремление к глубокому драматизму, который четко прослеживается в картине «Покинутая», сюжет которой взят из Библии: Фамарь, которую изгнал Аммон. Массовому психозу поддались также некоторые художники, среди которых был Боттичелли. Картины История Виргинии (Бергамо, Академия Каррара) и История Лукреции (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году.
Сандро учился у Липпи, проведя в его мастерской примерно пять лет. Sandro Botticelli, настоящее имя Алессандро ди Мариано ди. 1478, Бергамо, галерея Каррара) и Портрет молодой женщины (1475, Флоренция, галерея Питти). Среди этих подписей имени Сандро Боттичелли не обнаружено.
Вып. Всех впитала в себя и от каждого получила нечто боттичеллевская «Душа, отрешенная от благодати». Вероятно, этот вид работ давался художнику меньше из-за его постоянной необходимости в движении и совершенстве ритма, которых портрет по грудь (характерен для XV века) не мог дать. Конечно, нельзя и обойти вниманием возвышенный характер реализма Сандро. Иеронима дышит уверенностью и достоинством.
Всадник закричал:Не мешай мне, Настаджио. В годы наибольшей творческой продуктивности Боттичелли был довольно тесно связан с «двором» Лоренцо Медичи и многие из наиболее известных произведений художника 7080-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (14491492), которых он собрал при своем дворе. В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ.
Использован уникальный для эпохи Возрождения прием: в доске сделана круглая ниша, куда вставлена пастилья – вылепленная из гипса и покрытая золотой краской копия медали, отлитой в честь Козимо Медичи около 1465 г. Новаторство художника заключается в том, что он изобразил юношу почти в фас (раньше изображали погрудно строго в профиль), с отчётливо выписанными руками (этого ранее не делалось) и с пейзажем на заднем плане (ранее фон был нейтральным). (Джованни, Антонио и Симоне) Братья Филипепи получили начальное образование в доминиканском монастыре Санта Мария Новелла, для которого Боттичели, позже, выполнял работы. Такие подарки были в то время обычным явлением.
Выполненные на пергамене, эти рисунки предназначались для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Слышавшие Себастьяна увидели семь ангелов и Юношу, который благословил Себастьяна и сказал: «Ты всегда будешь со Мною». Себастьяна арестовали и допросили, после чего император Диоклетиан приказал отвести его за город, привязать и пронзить стрелами.
Firenze, 1990 Botticelli. Картина вместе с «Палладой и кентавром» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонной с Младенцем». Юношеская «Мадонна с Младенцем и ангелом» была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет (Мадонна с Младенцем, 1465, Флоренция, Уффици). Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию Мадонны учителя Фра Филиппа.
Что сейчас происходит в городе-призраке Припять (фото). 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, «того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении» (Шастель). Венера становится главным действующим лицом в картине «Венера и Марс» (Лондон, Национальная галерея), по-видимому предназначавшейся для украшения дома Веспуччи, так как в правом верхнем углу изображено осиное гнездо – геральдический символ рода. Ученик стал последователем своего преподавателя и подражал ему во всем.
Оплодотворяющий Зефир соединяется с Флорой, порождая Примаверу (Весну) символ живительных сил Природы. 1468, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468-1469, Неаполь, Каподимонте), «Св. Доход от этой собственности в 1498 определялся в 156 флоринов. Они были тем печальным временем дряхлости и неработоспособности, о которых писал Вазари. Что же касается его мужских портретов, то к шедеврам художника можно отнести лишь Лоренцано за его поражающую жизненность, а также портрет молодого человека (Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви. Современники чрезвычайно высоко ценили его рисунки и во многих мастерских флорентийских художников они хранились в качестве образцов. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями.
Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище dei Popolani (Пополанской). Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино. На ней показана одинокая молодая женщина в великом горе и смятении чувств.
В попытках осознания своих чувств мастер переключается с растроганности в «Рождестве» мотивам, раздирающим душу в «Распятии» и «Сцен из жизни святого Зиновия». Рубашки распластаны на ступенях как трупы. Переоценка ценностей, спад интереса к умозрительным иллюзорным построениям искренняя потребность в обновлении, стремление опять обрести прочные истинные моральные и духовные устои были признаками глубокого внутреннего разлада, переживаемого многими флорентийцами (в том числе и Боттичелли) уже в последние годы жизни Великолепного и достигшего апогея 9 ноября 1494 года – в праздник Спасителя и день изгнания Медичи. Работа эта получилась достойной наивысшей похвалы ибо на лице этого святого он выразил ту глубину, остроту и тонкость мысли, которая свойственна лицам исполненным премудрости. Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино дел ла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску Благовещение (Флоренция, Уффици). В то же время супруга Лоренцо ди Пьерфранческо в письме от 25 ноября 1495 сообщает, что Боттичелли расписывает фресками виллу Медичи в Треббио, а 2 июля 1497 от того же Лоренцо художник получает кредит под исполнение декоративных росписей на вилле Кастелло (не сохранились).
Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла. Пытаясь понять свои чувства, он переходит от умиления в «Рождестве» к душераздирающим мотивам «Распятия» и «Сцен из жизни св. Первые признаки этого становятся заметны в его творчестве в начале 1480-х годов. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику — папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ — дуб и сочетание желтого с голубым — цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. Изобразительный язык, который, по определению некоторых исследователей, в эпоху раннего Возрождения мог показаться слишком «болтливым», стал обобщённым и сдержанным.
Ещё в 1427 году в Республике был издан указ о том, что глава каждого флорентийского семейства должен вносить в кадастр заявление, где отображались доходы (это нужно было для налогообложения). Художник впервые изобразил нагую богиню любви и красоты Венеру из древнего мифа. По неизвестной причине он их не выполнил, но в соборе Пизы написал фреску «Вознесение Богоматери», погибшую в 1583. Иоанном Крестителем» (ок.
Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Полотно «Венчание Богоматери» (1490) пропитано волнующей тревогой, обеспокоенностью чувств и светлыми надеждами. Berlin, 1954 Salvini R. Tutta la pittura del Botticelli. Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как Мадонна в розарии (ок.
Нимфа спешит накинуть на нее пурпурное, развевающееся от дуновения ветра, покрывало. Дай мне исполнить то, что заслужила эта женщина. году, одиноким и забытым, согласно описанию Вазари.
В 1503 Уголино Верино в поэме «De ilrustratione urbis Florentiae» назвал Сандро Боттичелли в числе лучших живописцев, сравнив его с прославленными художниками древности – Зевксисом и Апеллесом. Первое упоминание о Сандро Боттичелли можно найти в кадастре итальянской Республики.
Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). Художник был силен в написании натюрморта. После этого турнира Боттичелли занял прочное положение среди ближайшего окружения Медичи и свое место в официальной жизни города.
Hamburg Leipzig, 1893 Supino L I disegni per la Divina Commedia di Dante. Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин Святой Себастьян (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре. Одно из них – «Покинутая».
Покинутая, 1490 г., Рим, Собрание Роспиглиози. С этого времени его творчество, а это период расцвета, граничит с именём Медичи. Очень старая картина итальянского художника Сандро Боттичели «Покинутая» является плодом. Варнавы.
И словно восстает за этим воочию метафора о бесчувственных, но «кричащих» камнях. В то же время, здесь ощущается некоторый отход от совершенства пропорций (возможно, как раз вот таким образом это произведение и не имело большого успеха), нарастает напряженность, относящаяся, впрочем исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени.
Л., 1971 Дунаев Г. С. Сандро Боттичелли. После неудавшегося заговора Пацци с целью свержения Медичи (26 апреля 1478) Боттичелли по заказу Лоренцо Великолепного исполнил фреску над воротами делла Догана, которые вели к палаццо Веккио. Вазари пишет, что Боттичелли был приверженцем «секты» Савонаролы и даже бросил живопись и «впал в величайшее разорение». После небольшого перерыва снова взялся за написание картин. Т. 2 Дахнович А. С. Творчество Боттичелли и вечные вопросы.
На небольшой картине анфас изображен юноша в скромной коричневой одежде и красной шапочке. Сандро снова подвержен переживаниям в данном случае в качестве гонца моральной красоты: «Покинутая», «Венчание Богоматери», «Благовещение», «Аллегория клеветы». Другие произведения Боттичелли: «Мадонна с Младенцем» (ок. В доме, который принадлежал Ручеллаи, он снимал квартиру. Художник стал больше тяготеть к религиозным сюжетам, даже среди официальных заказов его в первую очередь привлекали картины на библейские темы. Bologna, 1921 Venturi A. II Botticelli interprete di Dante. СПб., 1996.
Если в 1484 – 1489 годах Боттичелли, кажется, доволен самим собой и безмятежно переживает период славы и мастерства, то «Венчание» свидетельствует уже о смятении чувств, о новых тревогах и надеждах. И в Весне и в Рождении Венеры линия – мощное средство эмоциональной выразительности. Беспокойное, эмоционально утонченное и субъективное, но вместе с тем, бесконечно человеческое искусство Боттичелли было одним из самых своеобразных проявлений ренессансного гуманизма. London, 1976 Lightbown R. Sandro Botticelli: Compi, cat.
Боттичелли в буквальном смысле слова был заворожён речами Савонаролы. Таким образом, круг от мечтательности юноши заканчивается проповедью пророка. Milano, 1989 Botticelli e Dante. Одновременно, в данной работе чувствуется отрешение от совершенства в пропорциях (быть может вследствие этого, работа и не была столь успешна), увеличивается величественное напряжение, которое характерно только для внутреннего мира героев, происходит усиление резкости цвета, который становится всё более самостоятельным. Боттичелли стремился к познанию большей степени драматизма, что характерно для таких произведений автора как «Покинутая». До настоящего времени их дошло очень мало, но о мастерстве Боттичелли-рисовальщика позволяет судить уникальная серия иллюстраций к «Божественной Комедии» Данте.
материалов о творчестве. Первая небольшая группа рисунков (не сохранились) была им выполнена, очевидно, в конце 1470-х и по ней Баччо Бальдини исполнил девятнадцать гравюр для издания «Божественной Комедии» 1481 г. Наиболее знаменитая иллюстрация Боттичелли к Данте — рисунок «Карта ада» (La mappa dell inferno). Философские версии связаны с неоплатонизмом. Зиновия». С. Боттичелли «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи Старшего» (ок. В 1472-75гг.
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. В это время мир увидели известные произведения Сандро Боттичелли: «Паллада и Кентавр», «Весна», «Венера и Марс», «Рождение Венеры», относящиеся к числу самых ценных произведений эпохи Возрождения и являющие собой истинные шедевры западноевропейского искусства. Картина висела над софой, называемой летуччо. Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Среди этих подписей имени Сандро Боттичелли не обнаружено.
Венера в центре композиции (над ней Амур с завязанными глазами) – отождествляется с Humanitas – комплексом духовных свойств человека, проявления которых олицетворяют три Грации устремивший взгляд вверх Меркурий рассеивает своим кадуцеем облака. Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла. Возможно.
Вплоть до 19 века, когда его творчество вновь было открыто художником-прерафаэлитом Данте Габриэлем Россетти и художественными критиками Уолтером Патером и Джоном Рескиным, его имя фактически было забыто для истории искусства. 1475). Великолепен профильный Портрет Джулиано Медичи (ок.
Он состоялся на площади Санта-Корче, его главным героем должен был стать младший брат Лоренцо Великолепного, Джулиано. Хотя к ее ли образу. Milano, 1990 Gemeva C. Botticelli: Cat.
В облике Венеры сочетается чувственная красота и возвышенная одухотворенность. Боттичелли принадлежат по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: «Юность Моисея», «Искушения Христа» (напротив) и «Наказание восставших Левитов». Мария Магдалина обнимает ноги, а Мария, мать Иакова Младшего, голову Христа.
1495). Однако, за внешним совершенством этих произведений личность Боттичелли ощутима уже далеко не так, как прежде. В том же 1497 более трехсот сторонников Савонаролы подписали петицию папе Александру VI с просьбой снять с доминиканца отлучение. В этом году он написал Святого Августина на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи.
Calunnia) картина известного итальянского художника периода. В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (Оплакивание Христа, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан Клевета, после 1495, Уффици). Такие подарки были в то время обычным явлением.
Botticelli. Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка интерес к бытовым деталям (Поклонение волхвов, около 1474–1475, Уффици). Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо – сыновей брата Пьеро «Подагрика». Амур с завязанными глазами находится над Венерой (центр композиции), отожествлением с Humanitas (созвездие духовных свойств человека, олицетворяющих три Грации), Меркурий, глядя ввысь, рассеивает облака своим кадуцеем. Боттичелли трактует миф, который несёт в себе особую атмосферу выразительности: сцены идиллии помешены на фоне апельсиновых деревьев, которые густо сплетаются ветвями, подвластные единому гармоническому ритму. Картина написана в период наивысшего расцвета дарования художника.
Milano, 1958 Argon G. C. Он мечтал, что два брата откроют (пусть и небольшое, но надёжное) семейное предприятие по производству ювелирных изделий. После смерти отца главой семьи стал старший брат, зажиточный биржевой делец, прозванный Боттичелли («Бочонок»), то ли из-за округлой фигуры, то ли из-за невоздержанности к вину. 23 сентября 1502 он сообщает ей из Флоренции, что Перуджино находится в Сиене, Филиппино Липпи чересчур обременен заказами, но есть еще Боттичелли, который «много мне хвалим».
Историки искусства единодушно датируют эти работы 14771478 годами. В 1537 она была перевезена в Кастелло. На многих листах обводка чернилами не закончена или не сделана вовсе. Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище «dei Popolani» (Пополанской). В 1472 году он записался в гильдию Святого Луки (объединение художников).
Когда он уснул, она острым мечом отрубила ему голову, спокойно прошла мимо спящих воинов и вернулась в спасённый родной город. Диптих состоит из 2 картин: «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна». Именно сцену возвращения Юдифи изображает Ботичелли на этой картине. То ли униженная Истина из сочинения Лукиана, то ли библейская Фамарь, опозоренная и изгнанная жестоким Аманом. С тех пор интерес к его картинам не угасал. Боттичелли отказывается от традиций распространенного до тех пор профильного портрета. Как раз в этот промежуток времени воцарился близкий контакт между Боттичелли и признанными правителями Флоренции – членами семьи Медичи. В 1481 г. Боттичелли приехал в Рим.
По словам Вазари, между ювелирами и живописцами в то время существовала столь тесная связь, что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступ к ремеслу других и Сандро изрядно поднаторевший в рисунке — искусстве необходимом для точного и уверенного «чернения», вскоре увлекся живописью и решил посвятить себя ей, не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства, в частности четкости в начертании контурных линий и умелого применения золота, в дальнейшем часто использовавшегося художником как примесь к краскам или в чистом виде для фона. Большое произведение Боттичелли— «Венчание Богоматери» (1490 г. ) проникнуто уже иным духом. К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и Благовещение Честелло (1489–1490, Уффици). В пользу версии говорит то, что движение Зефира на картине направлено вниз, а движение Меркурия— вверх.
Рядом с угрожающей ему опасностью, направленной на достижение чисто внешнего совершенства, художник чувствует другую опасность, которая угрожает уже всему человечеству, – опасность погубить душу. Через три года после «Силы духа» Боттичелли создаёт св. У этой картины простое содержание, но такая лаконичность производит особенно сильное.
1477, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (ок. Запечатленные на картине ангелы передают встревоженность, в жесте св. как «Благовещение» (1489 1490), «Покинутая» (1495 1500) и т. д. Константин Богданов добавил описание к работе Поклонение волхвов. Сандро Боттичелли /. Глава семьи Мариано Филипепи хотел, чтобы и младший Сандро пошёл по стопам Антонио.
В числе украшавших его картин были «История римлянки Виргинии» (Бергамо, Академия Каррара) и «История римлянки Лукреции» (Бостон, Музей Гарднер). Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, – это «Поклонение волхвов» (Лондон, Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи.
По-прежнему, пространство дано в глубину, но на этот раз оно не замкнуто, открываясь в сторону неба, причем частичное наложение фигур друг на друга компенсируется их распределением на плоскости. Первая небольшая группа рисунков (не сохранились) была им выполнена, очевидно, в конце 1470-х и по ней Баччо Бальдини исполнил девятнадцать гравюр для издания «Божественной Комедии» 1481 г. Наиболее знаменитая иллюстрация Боттичелли к Данте – рисунок Карта ада (La mappa dell inferno). 1470, Флоренция, Уффици), «Поклонение волхвов» (ок. Семья Филипепи обладала внушительными доходами (были хозяевами домов, владельцами земель, лавок и виноградников) и занимала высокое положение в обществе.
После смерти Савонаролы, Боттичелли впадает в отчаяние. Обстановка творческого поиска, господствовавшая в среде людей искусства, ярко выражена в первых работах флорентийского мастера: «Мадонна с младенцем и двумя ангелами» и «Мадонна в розарии». В таком случае ее содержание близко содержанию картины «Венера и Марс». В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483–84), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми. Это объясняется, вероятно, тем, что для воображения художника с его постоянной потребностью в абсолютном ритме было необходимо движение, чего не мог дать погрудный портрет, обычный в ХV веке. Milano, 1967 Ettlinger L. D., Ettlinger H. S.
Вернувшись в 1482 году во Флоренцию, Сандро похоронил отца. Родился в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи прозвище «Боттичелло» — «бочоночек» — унаследовал от старшего брата Джованни. Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много живейших и прекраснейших картин (Вазари). Несмотря на разнообразие поз и жестов, все они сосредоточены на главном событии.
«Клевета» (итал. В 1467 году флорентиец решился на открытие собственной мастерской. В выполненных Сандро Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (Сцены из жизни Моисея, Наказание Корея, Дафана и Абирона, Исцеление прокаженного и искушение Христа) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик.
Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где-то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. Колорит Боттичелли музыкален, в нём всегда ясен лейтмотив произведения. Исследователи идентифицируют его с картиной «Мадонна с гранатом». Именно для Джулиано художник разрисовал знамя для турнира 1475 года.
Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему «Поклонение волхвов», одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 14811482 года) – в Национальной галерее в Вашингтоне. В таком случае ее содержание близко содержанию картины Венера и Марс. Таким образом, роли Весны оттенены космологически-духовным характером. Рубашки распластаны на ступенях как трупы — эти «трупы» неясных еще, но уже погибших надежд усиливают двойную — внешнюю и внутреннюю — глубину картины. Вазари жил во Флоренции спустя почти тридцать лет после смерти Боттичелли.
Что же касается его мужских портретов, то к шедеврам художника можно отнести лишь «Лоренцано» за его поражающую жизненность, а также портрет молодого человека (Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви. Слева дьявол под личиной отшельника уговаривает постящегося Иисуса превратить камни в хлеб и утолить голод. Тонкое одухотворенное лицо ее полно той неземной затаенной печали. «Покинутая» так многозначна, что истинный смысл ее шире любого определенного сюжета. И так каждый день, в одно и то же время. Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана (ворот Таможни).
Свою веру он пронёс терпеливо и покорно через все страдания. Августин», фрески Сикстинской капеллы, «Алтарь св. Благодаря политике Лоренцо Медичи, стремившегося к примирению с папой и расширению культурных связей Флоренции, Боттичелли вместе с Козимо Росселли, Доменико Гирландайо и Пьетро Перуджино 27 октября 1480 года направился в Рим расписывать стены новой великой капеллы Ватикана, только что возведенной по приказу папы Сикста IV и потому получившей название Сикстинской. Сандро Боттичелли (итал.
М., 1967 Кустодиева Т. К. Сандро Боттичелли. Затем период безмятежной полноты чувств: «Марс и Венера», «Рождение Венеры», «Паллада и Кентавр», «Мадонна со св. 1495, Амстердам, Рейксмузеум), четыре композиции на тему истории св. В 1493 году Флоренция была потрясена смертью Лоренцо Великолепного.
Временем до 1487 датируется знаменитая картина Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» (Флоренция, Уффици), выполненная для Лоренцо ди Пьерфранческо. Один из самых великолепных рисовальщиков XV в., Боттичелли, по словам Вазари, рисовал много и «исключительно хорошо». Боттичелли принадлежат по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: Юность Моисея, Искушения Христа (напротив) и Наказание восставших Левитов. Этот период творчества отмечен картиной «Коронование Девы Марии», заказанной для капеллы цеха ювелиров. Иоанном Крестителем» (ок.
Иеронима прослеживается уверенность и достоинство. Зато картина «Покинутая» вполне достоверная вещь Боттичелли удивительным образом сфокусировала в себе все оттенки того перелома. Это прозвище распространилось и на других братьев. Еще одним общественным заказом — художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория. Как художник Вазари не преуспел, хотя одно время был учеником самого Микеланджело. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»).
Оплодотворяющий Зефир соединяется с Флорой, порождая Примаверу, Весну – символ живительных сил Природы. В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело — его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно. Подтверждением тому выступает работа (ставшая отражением общения художника с семьёй Медичи) «Поклонение волхвов», заказанное в промежутке межу 1475 и 1478 годами Гаспаре (или Джованни) да Дзаноби Лами (банкир, приближенный к семье Медичи). Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения.
1495, Рим, собрание Паллавичини), основанной на библейском сюжете. Большое произведение Боттичелли «Венчание Богоматери» (1490) проникнуто уже иным духом. В то же время здесь ощущается некоторый отход от «совершенства пропорций» (возможно, как раз вот таким образом это произведение и не имело большого успеха), нарастает напряженность, относящаяся, впрочем исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени. Время, проведенное в мастерской наставника, протекало для юноши продуктивно и весело.
Он вместе со своей семьёй жил в квартале Санта Мария Новелла на виа Нуова. На ней были изображены повешенные заговорщики (эта роспись была уничтожена 14 ноября 1494 после бегства Пьеро Медичи из Флоренции). Во всяком случае, образы его Симонетты (Симонетта Веспуччи) не стоят Граций Весны. 1466, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем во славе», «Мадонна дель розето» (обе – 1469-1470, Флоренция, Уффици), «Мадонна с Младенцем и св. Рисунок фигур изображает бурное напряжение. Галерея Уффици (Флоренция)На картине изображена поляна в апельсиновом саду, вся усеянная цветами.
Правда, с 1503 за мастером числится долг по взносам в гильдию Св. Композиция двухфигурная. Сандро Боттичелли (итал. Однако Сандро в этой работе участия не принял и в следующем году вместе с учениками на четырех досках написал для украшения свадебного ларя историю Настаджо дельи Онести по одной из новелл «Декамерона» Боккаччо.
«Покинутая» — первое слово на новом изобразительном языке Боттичелли, но никто еще до сих пор не сумел объяснить, языческой или христианской мифологии принадлежит ее героиня, ее сюжет. На первой картине (1) все присутствующие как одно целое возносятся ввысь к небесам, и колонны по бокам как будто открыты этому полету их отчаяние и страдание как-будто единое, неделимое. В этом году он написал «Святого Августина» на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи.
Доход от этой собственности в 1498 определялся в 156 флоринов. Вместе с ранее созданной «Весной» она стала своего рода знаковым образом, олицетворением как искусства Боттичелли, так и утонченной культуры медичейского двора. Ответ очевиден – такова была воля заказчика. Сандро Боттичелли учился живописи у монаха Филиппо Липпи. С. Боттичелли «Весна» (1482).
Но то, что там было еще только робкой заявкой, здесь развернулось вполне и совсем без прикрас, как если бы Сандро, подобно фра Бартоломео, тоже спалил их на савонароловском костре «Суеты». Будапешт, 1962 Смирнова И. Сандро Боттичелли. Многие из наиболее известных произведений художника 70-80-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (1449-1492), которых он собрал при своем дворе. Но этот единичный исторический факт в его художественном воплощении приобретает вечное и общечеловеческое звучание: тут и ощущение слабости женщины и сострадание к ее одиночеству и подавляемому отчаянию и глухая преграда в виде закрытых ворот и толстой стены, напоминающей стены средневекового замка. Перед нами довольно разные оценки.
Драматизм проявляется и в других картинах Боттичелли этого периода: Оплакивание (1495–1500, Мюнхен, Старая пинакотека), Клевета (ок. В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св. Вначале изящество, порыв, уверенность, мечты: «Юдифь», «Мадонна Евхаристии», два варианта «Поклонения волхвов», «Весна», «Св. В 1493 году Боттичелли похоронил своего любимого брата Джованни, Флоренция в это время прощалась с Лоренцо Великолепным. Сандро Боттичелли родился в 1445 году во Флоренции. Подробная биография Сандро Боттичелли с обзором различных периодов творчества.
1490, Флоренция, Уффици), «Портрет Лоренцо Лоренциано» (ок. А знала ли Симонетта о существовании Сандро. Художник заканчивает картину «Весна», начатую до отъезда. Спустя немного времени, она уползает, как ни в чем не бывало и снова начинается погоня. Боттичеллиевская картина должна была войти в цикл «Добродетелей», предназначенных для украшения судейских кресел в Зале заседаний, располагавшемся на площади Синьории.
Тоска, безнадежность читается в картине Покинутая (ок. Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил «Минерву-пацифику», атрибуты которой – копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине – оливковые ветви и венок) – символизируют добродетель. Картина висела над софой, называемой летуччо. Однако поздние работы мастера не являются стилизацией. Что же определяет искусство Боттичелли. 1 Сонина Т. В. Рисунки Боттичелли к «Божественной Комедии» Данте: Традиционное и оригинальное // Книга в культуре Возрождения. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви.
Кто она, эта женщина. Учитывая то обстоятельство, что 19 июля 1482 года дядя женил по политическим соображениям 17-летнего Лоренцо ди Пьерфранческо на Семирамиде, представительнице знатной фамилии Аппиани исследователи полагают, что картина была заказана Лоренцо Великолепным Боттичелли в качестве свадебного подарка племяннику. Художник сам режиссёр и композитор своих творений. Искусство ювелира, профессия уважаемая в середине 15-го столетия, многому научила его.
1490, Филадельфия, Пенсильванская академия), «Мадонна с Младенцем и св. Первая, 1485 года, благодаря особому изгибу кривых линий и общему круговому ритму производит впечатление картины, написанной на выпуклой поверхности во второй же, созданной в 1487 году для Зала заседаний суда палаццо Синьории использован обратный прием, создающий эффект поверхности вогнутой. Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении (Шастель).
У Боттичелли появился собственный стиль написания: персонажи его картин характеризуются крепким строением, контурам свойственна энергичность, элегантность и ясность, а драматическая образность достигается сочетанием сильного внутреннего настроя и активного действия. На примере этой картины видно, что Боттичелли утрачивает. Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения. Крупнейший представитель флорентийской философии XV века, Марсилио Фичино следовал Платону, переработав при этом платонизм и мистические идеи поздней античности и приведя их в согласие с христианским учением.
Одна из самых известных картин – «Святой Себастьян», написана для старейшей городской церкви Санта Мария Маджоре. При сравнении чувствуется горе, трагизм, но на второй картине (2) краски сгущает скала и проем в нем, он как бы еще больше приземляет людей. Но может быть, прозвище возникло по созвучию с ювелирным ремеслом второго брата, Антонио. Некоторое время учился вместе с Леонардо да Винчи в мастерской Вероккио.
Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, — это Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи. Волшебная грация, красота, богатство воображения и блестящее исполнение, присущие картинам на мифологические темы, присутствуют также в нескольких знаменитых алтарях Боттичелли, написанных в течение 1480-х годах. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины.
Себастьян» (1473), «Портрет флорентийской дамы» (1470) и «Портрет молодого человека» (1470). Кстати, аналогичное поручение в 1440 году было дано Андреа дель Кастаньо, который должен был представить членов семьи Альбицци, устроивших заговор против Медичи, а после его поражения приговоренных навеки остаться обесславленными на стенах Палаццо дель Подеста. Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана (ворот Таможни). Доминик» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Преображение» (ок. Луки, но запись от 18 октября 1505 сообщает, что он полностью погашен. Однако его рисунки к Божественной комедии Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов. Описание картины Сандро Боттичелли «Покинутая». Благодаря Медичи Боттичелли близко познакомился с идеями гуманистов (значительное их число входило в кружок Медичи, своего рода элитный интеллектуальный центр ренессансной Флоренции), многие из которых отразились в его творчестве.
Начиная с этой еще незрелой работы, где искажение перспективы выглядит оправданным, если картину расположить горизонтально, Боттичелли демонстрирует «софистический», трезвый и беспокойный подход, описанный Вазари: круглая форма дает художнику возможность проводить оптические эксперименты. Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как «Мадонна в розарии» (ок. По словам Вазари, между ювелирами и живописцами в то время существовала столь тесная связь, что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступ к ремеслу других и Сандро изрядно поднаторевший в рисунке искусстве необходимом для точного и уверенного чернения, вскоре увлекся живописью и решил посвятить себя ей, не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства, в частности четкости в начертании контурных линий и умелого применения золота, в дальнейшем часто использовавшегося художником как примесь к краскам или в чистом виде для фона. Фото и Видео на Викискладе. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора.
По словам Вазари, Сандро Боттичелли был «человеком весьма приятным и нередко любил подшутить над своими учениками и друзьями». Мастерская Липпи находилась тогда в Прато, где мастер работал до 1466 года над фресками собора (впрочем, достоверно выявить в этих росписях руку знаменитого ученика так и не удалось). Отец Мариано Филипепи с женой Змеральдой арендовал квартиру, собственная мастерская давала очень скромный доход, вот таким образом кожевник мечтал удачно пристроить своих сыновей и оставить свое ремесло. Удивительная картина, создает атмосферу мечтательности, светлой грусти.
На картине Боттичелли она стыдливо прикрывает грудь и лоно. В истории оскверненной Фамари тоже посрамлена и обижена Справедливость — Истина. Творческий кризис наступил в жизни Сандро Боттичелли.
По крайней мере, это прослеживается потенциально в его мужских портретах. А вот для Боттичелли она была идеальной женщиной. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1.
28 января 1475 брат Лоренцо Великолепного Джулиано принимал участие в турнире на одной из флорентийских площадей со штандартом, расписанным Боттичелли (не сохранился). В числе лучших следует отметить не только эти прекрасные и знаменитые картины живописца, но и более поздние: к примеру, полотно Сандро Боттичелли под названием «Мистическое Рождество», датированное 1501 г. Оно написано в конце долгого периода беспорядков в Италии, началом которых были сожжение Савонаролы и военные кампании Борджиа. В 1470-е Боттичелли сблизился с семьей Медичи и «медичейским кружком» – поэтами и философами-неоплатониками (Марсилио Фичино, Пико делла Мирандолой, Анджело Полициано). По возвращении из Рима Боттичелли написал ряд больших картин религиозного содержания и среди них несколько тондо, где тонкость чувств художника смогла полностью проявиться в распределении форм на плоскости.
Один из самых великолепных рисовальщиков XV в., Боттичелли, по словам Вазари, рисовал много и «исключительно хорошо». Во всяком случае, образы его «Симонетты» (Симонетта Веспуччи) не стоят Граций «Весны». Стремление к красоте определило возвышенный характер его реализма сострадание придало физической красоте одухотворенность и человечность.
Теперь уже можно уяснить себе, что такое «композиция детали». Утверждается, что деревья в саду – это mala medica, ожерелья на Харитах – цветов Медичи, отыскиваются на картине элементы герба Медичи и т. д. Картина находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, как свидетельствуют описи, проведённые в 1498, 1503, 1516 годах. Firenze, 1988 Pons N. Botticelli: Cat. Слева от Весны Флора, спасающаяся от Зефира. М., 1982 Сонина Т. В. «Весна» Боттичелли // Итальянский сборник. В 1490-х у художника нарастают пессимистические настроения. Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли. 1471, Бостон, Музей Гарднер), «Поклонение волхвов», тондо (ок. 20 января 1474 по случаю праздника св.
Иоанном Крестителем и св. Это изображение можно рассматривать как заявление о лояльности по отношению ксемье. Себастьян (Севастиан) – римский легионер, христианский святой, почитаемый как мученик.
1473, Флоренция, Уффици), «Портрет Джулиано Медичи» (Вашингтон, Национальная галерея), «Портрет молодого человека» (ок. По окончании учебы Боттичелли стал подмастерьем в ювелирной мастерской своего брата Антонио, но долго в ней не задержался и около 1464 перешел в ученики к монаху фра Филиппо Липпи из обители Кармине, одному из самых знаменитых художников того времени. Теперь уже можно уяснить себе, что такое композиция детали. потолок и алтарную стену распишет Микеланджело. Боттичелли создал для капеллы три фрески: «Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Призвание Моисея», а также 11 папских портретов. 1495, Рим, собрание. 1495, Рим, собрание Паллавичини), «Покинутая» (ок. Картина Боттичелли должна была войти в цикл Добродетелей, предназначенных для украшения судейских кресел в Зале заседаний, располагавшемся на площади Синьории. И Боттичелли вновь переживает творческие муки, теперь уже как певец нравственной красоты: «Покинутая», «Благовещение», «Венчание Богоматери», «Аллегория клеветы».
Выполненные на пергамене, эти рисунки предназначались для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. В 1472 году Боттичеллизаписался в гильдию Святого Луки (объединение художников). Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для штандартов и других тканей (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр. 1490, Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Поклонение Младенцу» (ок. Был начальником преторианской гвардии при императорах Диоклетиане и Максимиане. Двое его друзей (братья Марк и Маркеллин) были осуждены на смерть за веру в Христа.
compi. Его постоянным заказчиком становится Лоренцо Пьерфранческо Медичи, кузен Великолепного. Маленькая однофигурная «Покинутая» открывает собою последний период творчества Боттичелли. В 1465 году Филиппе написал Мадонну с Младенцем и ангелами, ныне хранящуюся в Уффици она стала непререкаемым образцом по композиции и стилю для некоторых ранних работ Боттичелли, а именно, Мадонны с Младенцем и ангелом (галерея Воспитательного дома, Флоренция) и Мадонны на лоджии (Уффици). Заказы его были весьма многочисленны. В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св. Поистине символ краха судьбы.
Первоначально, тема для написания «Весны» была почерпнута из поэмы Полициано «Турнир» в которой прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. В его руках жертвенная чаша и кропило. Вскоре Савонарола был обвинен в ереси и публично казнен.
И пока на городских площадях сжигали «суету» (драгоценную утварь, роскошные одеяния и произведения искусства на сюжеты языческой мифологии), воспламенялись сердца флорентийцев и разгоралась революция, скорее духовная, чем социальная, поразившая в первую очередь те самые чувствительные искушенные умы, что были творцами элитарного интеллектуализма времен Лоренцо. Из-под красной шапочки выпущены обрамляющие лицо прекрасные вьющиеся волосы. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Четыре листа раскрашены темперой. В конце ХV века во Флоренцию приехал монах и реформатор Джироламо Савонарола. Крупнейший представитель флорентийской философии XV века, Марсилио Фичино следовал Платону, переработав при этом платонизм и мистические идеи поздней античности и приведя их в согласие с христианским учением. Если и знала, то скорее всего вряд ли придавала этому знанию какое либо значение.
Флора) дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами. 1495, Рим, собрание Паллавичини), «Покинутая» (ок. Таким образом Боттичелли, Пьетро Перуджино, Козимо Россели и Доменико Гирландайо – 27 октября 1480 года были направлены в Рим для росписи стены новой «великой капеллы» Ватикана, которая была сиюминутно возведена по приказу папы Сикста IV (именно вот таким образом получила своё название Сикстинской). Думая, что он мёртв, палачи оставили его лежать одного, однако ни один из его жизненно важных органов не был повреждён стрелами и его раны, хоть и глубокие, не были смертельными.
1470, Флоренция, Уффици) и Мадонна с Младенцем и ангелами (1465-1467, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио. Философские версии связаны с неоплатонизмом.
Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1.
В них особенно можно отметить в качестве шедевра только «Лоренцано» – сплетение необыкновенной жизненности и портрет молодого человека, выражающий выдающуюся экспрессию интерпретации формулировки любви.
Незадолго до гибели младшего Медичи или же сразу после нее Боттичелли, возможно с помощью учеников, написал несколько портретов Джулиано (Вашингтон, Национальная галерея искусств Берлин, Государственные музеи Милан, собрание Креспи), которые вместе с памятной медалью, отчеканенной Бертольдо по воле Великолепного (Флоренция, музей Барджелло), на века сохранили черты погибшего. Картина «Стойкость» или как её ещё называют «Сила», была закончена выдающимся мастером Возрождения Сандро Боттичелли в 1470 году. Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер. Иеронима. Существует и ещё одна, возможно, самая близка к истине версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и оно обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер».
С картины смотрит приятное и открытое молодое лицо. London, 1978 Baldini U. Botticelli. Фра Филипп мастер исключительнейший и редкостный талант (Вазари) был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Августин» (1490-1500, Флоренция, Уффици), «Клевета» (1495, там же), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (Милан, Пинакотека Амброзиана), «Благовещение» (Москва, ГМИИ), «Св.
Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли. 1477, Берлин, Государственные собрания), «Лоренцо Торнабуони и семь свободных искусств», «Джованна дельи Альбицци и Добродетели» – фрески виллы Лемми (1480, Париж, Лувр), «Женский портрет» (1481-1482, Лондон, частное собрание), «Поклонение волхвов» (1481-1482, Вашингтон, Национальная галерея), «Паллада и кентавр» (1480-1488, Флоренция, Уффици), серия из четырех картин на сюжет новеллы Боккаччо о Настаджо дельи Онести (1483, три – Мадрид, Прадо, одна – Лондон, частное собрание), «Венера и Марс» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Портрет мальчика» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна с Младенцем» (1483, Милан, Музей Польди-Пеццоли), «Мадонна с Младенцем и двумя святыми» (1485, Берлин, Государственные собрания), «Мадонна с Младенцем и святыми» («Пала Сан-Барнаба»), «Коронование Богоматери», «Благовещение» (все – ок. В городе – бывшей колыбели гуманистической мысли – звучали революционные речи Савонароды. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении.
Киев, 1915 Бернсон Б. Флорентийские художники Возрождения.
Последние четыре с половиной года жизни Сандро Боттичелли документально не освещены. К иллюстрированию Данте Сандро Боттичелли обращался дважды. В числе украшавших его картин были «История римлянкиВиргинии» (Бергамо, Академия Каррара) и «История римлянки Лукреции» (Бостон, Музей Гарднер). Фигуры ассоциируются со шпалерой за счёт чёткой манеры изображения на фоне глухой листвы.