Картина Тициана Похищение Европы: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Другие вслед за древнегреческим лексикографом Исихием связывают название этой части света с финикийским «европия» – «сторона, где заходит солнце». Тициана по праву можно назвать величайшим портретистом итальянского Возрождения. Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Голову быка Серов написал по подобию ритона (сосуда для питья в виде головы животного), увиденного им во дворце Кносса на Крите.
В европейской живописи одним из первых этот сюжет был использован Тицианом в картине «Похищение Европы» (1562). А после уже упомянутого посещения Крита его интерес к античности значительно вырос. Дрожащая от страха девушка цеплялась за рога быка, взывала о помощи. И вдруг из морских волн явился на своей колеснице брат Зевса Посейдон. В рамках эстетики модерна это должно быть стилизованное произведение. На ней изображен все тот же эпизод с испуганной красавицей на спине плывущего быка.
В этом образе нет ничего порочного, как нет ничего порочного в полноте счастья. Всего два персонажа (основных): девушка и огромный бык. Его не удовлетворяло в картинах плоское декоративное пространство.
Морские просторы неспокойны и напоминают скорее королевскую мантию из горностаев. Но тот ее не послушал.
В. А. У Франсуа Буше «Похищение Европы» (1734) выполнено в стилистике рококо – пасторальная стилистика, пастельные оттенки, чрезмерная декоративность и легкая эротичность. Для примера мы приведем здесь полотно Рембрандта (одна из его редких картин на классическую тему). Венера долго горевала, не находя себе больше утешения. Это скульптурное изображение, как и картина, находится в ГТГ.
И в один день он собрался поохотиться. В их доме часто гостили Репин и Антокольский (знаменитый скульптор изобразивший противоречивый характер Ивана Грозного в своей одноименной работе, которая принесла ему звание академика). Тициан и Веронезе, Рубенс и Буше, Лоррен и Тьеполо. Он пытался изменить его в фарфоровой скульптуре. В 1887 году он женится на Ольге Трубниковой и вскоре на свет появляются два мальчика, которых художник позднее изобразит на своей картине «Дети».
При этом существовало множество реальных рабов. Сидят они по обе стороны каменного гроба, с Амуром, окунающем руку в воду, по центру.
Непосредственность играет в ней большую роль, чем классическая традиция. Начинают появляться первые рисунки и эскизы.
Но, не стоит думать, что море или небо имеют одно цветовое решение. Вот такая печальная история. Изобретение книгопечатания стало переломным моментом для этого процесса. Достигнув большей зрелости в годах, умении и вкусе, Тициан исполнил много фресок, которые нельзя перечислить по порядку, так как они разбросаны были по разным местам и в большинстве своём не сохранились.
Валентин Александрович Серов родился в Санкт-Петербурге 19 января 1865 года. Девушки стали играть с животным, украшать его гирляндами из цветов, а когда Европа забралась на спину быку, он бросился в море и увез девушку на остров Крит. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. «Похищение Европы», картина Серова, крайне лаконична.
Увидев прекрасную царскую дочь, Зевс был ею пленен. И вообще ей все это так напоминало веселое свадебное шествие. Она никак не похожа на юную царевну. Было написано много версий «Похищения Европы», это картины Тициана, Тьеполо, Рембрандта, Веронезе и многих других.
Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Чтобы подчеркнуть динамику движения, художник вытягивает силуэты быка и дельфинов. Но у молодого юношы была и другая, не менее сильная страсть – охота. Долго уговаривала прекрасная Венера своего возлюбленного Адониса не идти на охоту.
В некотором смысле, Похищение стала прообразом работ в стиле барокко. Серов был уже прославлен как блестящий и глубокий портретист. Богиня любви в обличии златовласой красавицы являет нам совершеннейший образ любви и неги. У живописцев всего мира миф о похищении Зевсом Европы был очень популярен. Этот мифический сюжет был одним из самых популярных в античной культуре.
Так он работал до 1910 года. Кто его только не писал. Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Пред вами образ самой Европы, какой она первоначально виделась художнику. Он вошел в море и приплыл на Крит. Все, что нам остается делать, – это надеяться, что плавание завершится благополучно.
На этот сюжет писали свои полотна А. Дюрер, Рафаэль, Тициан, Рембрандт и многие другие. Так, видимо, думал Серов. Но бык внезапно вскочил и помчался к морю. Стареющий мастер придает всему изображенному красочный блеск высшего совершенства. Ее имя приобрело географическое значение. Здесь она стала женой Зевса и родила ему трех сыновей, которые в дальнейшем стали правителями острова. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения.
К концу XV столетия, когда поездки португальцев в глубь Африканского континента привели к появлению черных рабов, а люди различных рас (татары, греки и др. ) покупались у турков итальянские рынки рабов сделали привычным мелькание экзотических лиц среди домашних слуг. Во времена Гомера Европой называли уже всю Среднюю Грецию. Бык начал ластиться к Европе, склонил перед нею колени. Она изображает двух женщин, одна из которых богато одета, в то время как другая обнажена.
В 1893 году он впервые вместе с портретами создает «Ифигению в Тавриде». Немного переработал древнегреческий миф и Рембрандт. Как это только не изображалось. В ее глазах нет страха – похоже, она спокойна и доверилась своему похитителю. Привлекает внимание и пространство картины, которое имеет особый ритм. В 1907 году Серов посетил Крит – самый большой греческий остров и «родину Зевса» – и решил предложить свою версию «Похищения».
Достаточно сказать, что, глядя на них, многие опытные люди уже тогда предсказывали, что из Тициана выйдет прекрасный художник, как это действительно и случилось. Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция).
Тут же сердце его пронзила стрела шалуна Эрота, сына богини любви Афродиты. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). Данная работа входит в знаменитую серию из семи картин под названием «Poesies». Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). А рядом с Европой теперь плыли прекрасные нереиды верхом на дельфинах. Еще не пришло время написать «Похищение Европы».
Живопись Венеции основана на чувственном восприятии мира. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. «Белого быка» из мифа Серов изобразил коричневатым. Это оранжевое пятно на фоне фиолетового моря очень выразительно.
Вступив в его воды, он поплыл, подобно дельфину. Она создана темперой на картоне в шести вариантах и ни один из них не закончен. Перед ними предстали величественный Акрополь, море, архаическая скульптура Эллады. В России наиболее известна работа В. Серова «Похищение Европы» (1910). Первыми его учителями стали немецкий гравер Кемпинг и русский художник Илья Репин. Однажды финикийской царевне, пышно-косой красавице Европе, приснился странный сон.
Над темным морем он несет её на Крит. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон). Легенды Крита он осмыслял по-новому. Окрашенная Тицианом в двадцать пять лет, картина является самой известной работой раннего периода творца.
С 1900 года Серов работает над заказными портретами царской семьи. Перед нами Европа в образе обычной молодой девушки с обычным телосложением, что словно возвращает нас из далекого прошлого к современности. Одни ученые предполагают, что слово «европа» греческого происхождения и его корень переводится как «широкоглазая». Отправилась Европа с подругами на побережье песни петь и резвиться. Он тоже полюбил прекрасную богиню. Кто изображен на ней. И будто знает девушка, что одну из женщин зовут Азил, которая вскормила и вырастила ее. Перед нами подлинно царственная женственность во всей ее первозданной славе.
Европа только-только уселась на спину быку и он еще не собирается бросаться в бегство. В его человеческих глазах можно увидеть печаль и любовь. Его «Похищение Европы» (1632) легко можно отличить, во-первых, по европейским средневековым одеждам персонажей и, во-вторых, по внешнему виду Европы. Царевна оглядывается, оставляя позади свои родные края и уплывая в неизвестность. Он решил похитить юную красавицу.
Столь же очевидны широкий образный диапазон его искусства, типологическое многообразие его работ, выделявшее его уже среди современников, многоэтапность его длительного творческого пути, позволившего ему пройти через весь XVI век, через два из главнейших этапов ренессансной эпохи — Высокое и Позднее Возрождение. Она должна отличаться вневременностью, возвышенной гармонией, совершенством форм. Картина Серова лишь постепенно складывалась в его мыслях. Л. Бакст уже в 1908 году написал «Древний Ужас», где богиня Кора, зачиная новую жизнь, выпускает на волю голубка, что перекликается с христианским Благовещением. У него от Европы родились три сына: Минос, Радамант и Сарпедон. Широким трезубцем усмирил он волны и указал путь.
Символист Густав Моро творчески подошел даже к названию картины – «Европа и бык» (1869). Реалистическое изображение человека стало главной целью художников Раннего Возрождения. Серов пишет интересную картину «Петр I», а посетив Грецию, вдохновленный ее культурой, архитектурными памятниками и скульптурами, создает «Похищение Европы» и «Одиссея и Навзикая». Серову новая работа не давалась.
Соответственно можно сделать вывод, что на картине изображены три личности с тремя животными, которые слево направо символизируют прошлое (старость) – настоящее (зрелость) – будущее (молодость). Оригинально и цветовое решение картины. накладываются на полотно не только кистью, но и шпателем и даже пальцами. В то же время в его картине отсутствует античная статичность и «та самая» гармония форм. Он пытается создать свою версию древнего сюжета.
Вряд ли бы дополнилась новыми деталями картина Серова «Похищение Европы». Они надели ему на рога венки из цветов, а Европа села на спину. Гидравлические приспособления привели к возможности глубокого бурения и улучшению водоснабжения городов, а также к забавам и затеям с фонтанами и водяными сюрпризами. Под ним изображен лев – властный и сильный. Как бы то ни было, Европа оказалась связана с именем героини древнегреческого мифа, финикийской царевны.
«Похищение Европы» – картина история которой, как видите, не проста. На лице Европы нет страха, а только интерес к происходящему. Он пробовал графику, живопись, картон, холст, темперу, масло, скульптуру. Все дальше оставался родной берег. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге).
И та со всей страстью полюбила молодого прекрасного юношу по имени Адонис. Он переписывал и переписывал «Похищение Европы».
– и притягивает девушку к себе, ласково обнимает. В смятении проснулась царевна. Да и облик красавицы Европы далек от ее античного образа: нет этой скульптурной, словно застывшей, мраморной красоты, хотя симметричное лицо девушки напоминает женскую скульптуру кору (такой мягкой улыбкой на молодом лице греческие скульпторы любили «оживлять» свои статуи). На это тратились огромные силы и средства. Все спокойно и умиротворенно. Культурные изменения их абсолютно не затронули.
В основе композиции – высокая линия горизонта и диагональное расположение объектов. Картина Серова не наполнялась деталями, но изменялась по колориту. А позднее именем финикийской принцессы стали называть весь материк.
Отступая от Овидия, В. Серов пишет его в рыжевато-золотистых тонах и этим привлекает еще большее внимание к нему, находящемуся в центре бурлящего синего моря. Он хотел точно перенести на картон то, что чувствовал в руинах Кносского дворца. Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). Впоследствии их усыновил критский царь.
«Похищение Европы», картина Серова, создавалась в разных техниках. Появилась возможность размножить на бумаге любой вид знания и любые достижения. В 1907 году В. Серов вместе с Л. Бакстом совершил поездку в Грецию. Европа уподоблялась богине Крита. Книгопечатание в различных формах пропитывало и увековечивало Ренессанс. Под ним стоит собака – символ доверчивости и неутомимой энергии.
Наука и технология, в нынешнем понимании, не существовали в эпоху Ренессанса, но изучение гуманистами рукописей воспитало привычку к мышлению, которое сейчас считается научным. Интерес к живописи и художественные способности проявились у Серова еще в раннем детстве. Впечатления захватили обоих.
В Третьяковской галерее висит картина В. Серова «Похищение Европы». Безбоязненно уселась царевна к нему на спину. Одна из девушек стала срывать благовонные нарциссы, другая – фиалки. Чем многолюднее церемония, тем шире ее политическое воздействие. В начале XX столетия художник, прошедший большой творческий путь от реализма через импрессионизм к модерну, все еще находился в поисках нового языка. На переднем планеизображен Юпитер, в образе быка, схвативший принцессу Европу.
По еще одной легенде дети Европы стали пасынками критского царя и породили европейцев. Он обратился в белоснежного (по Овидию) смирного быка и подошел к толпе забавляющихся девушек. В центре изображен его сын, Орацио, которому в момент написания картины было около 45 лет. Образ Европы волновал воображение многих художников. Согласно мифу Зевс превратился в белоснежного быка, а Серов изобразил его рыжим.