В образном строе картины Похищение Европы Серов обращается к достижениям минойской культуры. Картина Похищение Европы была написана Валентином Александровичем Серовым под впечатлением от путешествия в Грецию и посещения развалин Кносского дворца на острове Крит. Картина «Похищение Европы» в качестве сюжетной линии использует миф о молодой финикийской царевне по имени Европа, дочери царя Агенора, которую возжелал Зевс. На своей картине «Похищение Европы» Валентин Серов запечатлел именно тот момент, когда могучий Зевс в облике быка пересекает море, а девушка сидит на его спине.
Похищение Европы картина Серова В. А. замечательного русского живописца, была завершена в 1910 г. и известна в нескольких (около десяти) авторских вариантах. «похищение Европы»— картина Валентина Серова, написанная в 1910 году и известная в нескольких авторских вариантах. Самый большой по размеру и наиболее детализированный вариант картины «Похищение Европы» хранится в Государственной Третьяковской галерее, но принадлежит при этом частной коллекции.
Новаторские приемы в стилизации и даже композиции картины «Похищение Европы» указывают на то, что автор был вдохновлен классическим искусством древнегреческих монументальных исторических панно. «похищение Европы» – картина Валентина Серова, написанная в 1910 году и известная в нескольких авторских вариантах.
Одна из девушек стала срывать благовонные нарциссы, другая – фиалки. Девушка была дочерью финикийского правителя Агенора.
Он пытался изменить его в фарфоровой скульптуре. В 1893 году он впервые вместе с портретами создает «Ифигению в Тавриде». Серов был уже прославлен как блестящий и глубокий портретист. Интерес к живописи и художественные способности проявились у Серова еще в раннем детстве. Перед ними предстали величественный Акрополь, море, архаическая скульптура Эллады. В России наиболее известна работа В. Серова «Похищение Европы» (1910).
Кто его только не писал. В каком лазурно-розовом колорите, в каких деталях: чудные пейзажи, амурчики, девушки на берегу. В их доме часто гостили Репин и Антокольский (знаменитый скульптор изобразивший противоречивый характер Ивана Грозного в своей одноименной работе, которая принесла ему звание академика).
Помимо наиболее часто упоминаемого в источниках варианта из собрания ГТГ, существуют два одноимённых эскиза меньшего размера в той же ГТГ и ГРМ (40 х 52 см, темпера, гуашь, картон). Захваченный мифологическим миром Древней Греции, Серов работал над двумя декоративными панно – «Похищение Европы» (1910) и «Одиссей и Навзикая» (1910). Во взгляде быка читается любовь, страсть, обожание и печаль. Это ярко-оранжевое пятно на фоне сине-фиолетового моря необычайно красиво и выразительно.
Он пытается создать свою версию древнего сюжета. Он с жадностью изучал легенды, описания, сказания и стремился передать все это на полотне. Но бык внезапно вскочил и помчался к морю.
Морские просторы неспокойны и напоминают скорее королевскую мантию из горностаев. Европа становится женой греческого бога, у них рождается трое сыновей. Он вошел в море и приплыл на Крит. Могущественный Зевс влюбляется в нее и решает похитить. У него от Европы родились три сына: Минос, Радамант и Сарпедон.
Одним из направлений трудов живописца было его увлечение и изучение мифологии и работа над археологическими находками, с целью создания не только обычных, станковых, картин, но и декоративных панно для росписи музеев и храмов. Увидев прекрасную царскую дочь, Зевс был ею пленен. Этот мифический сюжет был одним из самых популярных в античной культуре. Это оранжевое пятно на фоне фиолетового моря очень выразительно. Царевна оглядывается, оставляя позади свои родные края и уплывая в неизвестность. А после уже упомянутого посещения Крита его интерес к античности значительно вырос.
И даже в этот миг чувствуется та искра любви, которая проскочила между ними. Оригинально и цветовое решение картины. По некоторым свидетельствам, Серовым было создано 6 вариантов картины. На ней изображен все тот же эпизод с испуганной красавицей на спине плывущего быка.
Во времена Гомера Европой называли уже всю Среднюю Грецию. Начинают появляться первые рисунки и эскизы. Отправилась Европа с подругами на побережье песни петь и резвиться. Бык уносит на своей могучей спине хрупкую испуганную девушку. Сюжет картины «Похищение Европы» взят из древнегреческой мифологии.
В 1907 году Серов посетил Крит – самый большой греческий остров и «родину Зевса» – и решил предложить свою версию «Похищения». «Белого быка» из мифа Серов изобразил коричневатым. Согласно мифу Зевс превратился в белоснежного быка, а Серов изобразил его рыжим.
Но, не стоит думать, что море или небо имеют одно цветовое решение. Бык начал ластиться к Европе, склонил перед нею колени. Его сильные ноги рассекают непокорные вздымающие ввысь, волны. Небольшие блики, легкое отражение персонажей на воде – все это также подчеркивает силу Зевса, которому безропотно подчиняется все в этом мире.
Они надели ему на рога венки из цветов, а Европа села на спину. Валентин Александрович Серов родился в Санкт-Петербурге 19 января 1865 года. Первыми его учителями стали немецкий гравер Кемпинг и русский художник Илья Репин. А позднее именем финикийской принцессы стали называть весь материк. Она должна отличаться вневременностью, возвышенной гармонией, совершенством форм.
Он переписывал и переписывал «Похищение Европы». Было написано много версий «Похищения Европы», это картины Тициана, Тьеполо, Рембрандта, Веронезе и многих других. Но другая, незнакомая чужестранка, утверждает: – Мне Европа будет подарена самим Зевсом и я стану называться ее именем.
Помимо наиболее часто упоминаемого в источниках варианта из собрания ГТГ, существуют два одноимённых эскиза меньшего размера в той же ГТГ и ГРМ (40 х 52см, темпера, гуашь, картон). Миф о похищении Европы был очень популярен в итальянской живописи, его изображали Веронезе, Гвидо Рени, Франческо Альбани, Берхем, Джовани Тьеполо и Джордано. Европа уподоблялась богине Крита.
В рамках эстетики модерна это должно быть стилизованное произведение. В Третьяковской галерее висит картина В. Серова «Похищение Европы». Все персонажи в картине занимают незначительное место, превращаясь в плоские силуэты и это неслучайно, так как, главное, тут сумасшедшая энергия и движение, поток неисчерпаемых чувств и желаний. В 1999 работа была приобретена у наследников для частного собрания (в качестве нового владельца называется В. Кантор).
Каждая из версий имеет своё художественное звучание. Кто изображен на ней. Помимо наиболее часто упоминаемого в источниках варианта из собрания ГТГ, существуют два одноимённых эскиза меньшего размера в той же ГТГ и ГРМ (40 х 52см, темпера, гуашь, картон)3.
«Похищение Европы», картина Серова, крайне лаконична. Так, видимо, думал Серов. Однажды финикийской царевне, пышно-косой красавице Европе, приснился странный сон. Немного переработал древнегреческий миф и Рембрандт.
«Похищение Европы», картина Серова, создавалась в разных техниках. Серов работает тайно, скрывает свои работы от всех окружающих. Уверенность Зевса, великая сила и решительность передались ей. Еще не пришло время написать «Похищение Европы».
Образ Европы волновал воображение многих художников. В ее глазах нет страха – похоже, она спокойна и доверилась своему похитителю. Все, что нам остается делать, – это надеяться, что плавание завершится благополучно. Европа становится женой Зевса, родив ему впоследствии трех сыновей-героев. Неизвестно, какой бы был окончательный вариант, но 5 декабря 1911 г. от приступа стенокардии внезапно оборвалась его жизнь.
По еще одной легенде дети Европы стали пасынками критского царя и породили европейцев. В европейской живописи одним из первых этот сюжет был использован Тицианом в картине «Похищение Европы» (1562). Картина «Похищение Европы» Серова стоит того, чтобы повесить ее в спальне, она затронет любовные нотки в супружеских отношениях и разбудит нежные чувства к своей второй половинке. Все спокойно и умиротворенно. Идея написать «Похищение Европы» приходит Серову во время его поездки с Бакстом в мае 1907 в Грецию, посещения острова Крит и изучения найденных там археологами остатков Кносского дворца, украшавших его фресок и других памятников критской культуры.
В 1999 работа была приобретена у наследников для частного собрания (в качестве нового владельца называется Вячеслав Кантор). Его «Похищение Европы» (1632) легко можно отличить, во-первых, по европейским средневековым одеждам персонажей и, во-вторых, по внешнему виду Европы. Да и облик красавицы Европы далек от ее античного образа: нет этой скульптурной, словно застывшей, мраморной красоты, хотя симметричное лицо девушки напоминает женскую скульптуру кору (такой мягкой улыбкой на молодом лице греческие скульпторы любили «оживлять» свои статуи). Там она стала его женой и родила ему трех сыновей-героев. У живописцев всего мира миф о похищении Зевсом Европы был очень популярен.
По некоторым свидетельствам, Серовым было создано 6 вариантов картины2. Все дальше оставался родной берег. Впоследствии их усыновил критский царь. Таком, опасном и манящем, таком, о котором мечтает каждый из нас. Так он работал до 1910 года. Девушка изображена такой хрупкой и беззащитной, она, как будто отдалась в руки провидения. Европа только-только уселась на спину быку и он еще не собирается бросаться в бегство. Серов пишет интересную картину «Петр I», а посетив Грецию, вдохновленный ее культурой, архитектурными памятниками и скульптурами, создает «Похищение Европы» и «Одиссея и Навзикая».
Наиболее завершённый вариант композиции Серова (холст, темпера, 138 х 178 см) до 1996 года хранился у наследников художника. Для этого он превращается в быка и в таком облике появляется перед Европой и ее подругами. Тициан и Веронезе, Рубенс и Буше, Лоррен и Тьеполо.
В то же время в его картине отсутствует античная статичность и «та самая» гармония форм. В своей работе В. А. В панно «Похищение Европы» нет внешних проявлений разбушевавшихся стихий.
У Франсуа Буше «Похищение Европы» (1734) выполнено в стилистике рококо – пасторальная стилистика, пастельные оттенки, чрезмерная декоративность и легкая эротичность. Этот же сюжет Серов пытался повторить в фарфоровой скульптуре. Он хотел точно перенести на картон то, что чувствовал в руинах Кносского дворца. В его человеческих глазах можно увидеть печаль и любовь.
Безбоязненно уселась царевна к нему на спину. И будто знает девушка, что одну из женщин зовут Азил, которая вскормила и вырастила ее. Там за горизонтом богатая, счастливая жизнь, полная любви и изобилия.
Он обратился в белоснежного (по Овидию) смирного быка и подошел к толпе забавляющихся девушек. Картина Серова не наполнялась деталями, но изменялась по колориту. Привлекает внимание и пространство картины, которое имеет особый ритм.
Широким трезубцем усмирил он волны и указал путь. Наиболее завершённый вариант композиции Серова (холст, темпера, 138 х 178 см) до 1996 года хранился у наследников художника. В 1999 работа была приобретена у наследников для частного собрания (в качестве нового владельца называется Вячеслав Кантор).
По некоторым свидетельствам, Серовым было создано 6 вариантов картины. Впечатления захватили обоих.
Эффект декоративности усиливает необычное пространственное решение: почти одноцветные плоскости «стирают» перспективу. Пред вами образ самой Европы, какой она первоначально виделась художнику. В основе композиции – высокая линия горизонта и диагональное расположение объектов. Л. Бакст уже в 1908 году написал «Древний Ужас», где богиня Кора, зачиная новую жизнь, выпускает на волю голубка, что перекликается с христианским Благовещением. Тут же сердце его пронзила стрела шалуна Эрота, сына богини любви Афродиты. В своих произведениях Валентин Серов всегда шёл от натуры. Ее имя приобрело географическое значение.
Серову новая работа не давалась. В особенности пути мастера — это поиск чего-то нового, глубокого, неосознанного. Серов непросто рисовал, он пытался создать свой новый, неповторимы мир живописи. В 1999 работа была приобретена у наследников для частного собрания (в качестве нового владельца называется Вячеслав Кантор)4. Забавляясь игрой с быком, девушки украшают его рога цветочными гирляндами. Она создана темперой на картоне в шести вариантах и ни один из них не закончен.
Он пробовал графику, живопись, картон, холст, темперу, масло, скульптуру. Она никак не похожа на юную царевну. Это скульптурное изображение, как и картина, находится в ГТГ. Картина решается почти как барельеф. – и притягивает девушку к себе, ласково обнимает. В смятении проснулась царевна. Одни ученые предполагают, что слово «европа» греческого происхождения и его корень переводится как «широкоглазая».
Эта работа, считается незаконченной одной из последних шедевров художника. Легенды Крита он осмыслял по-новому. А рядом с Европой теперь плыли прекрасные нереиды верхом на дельфинах. Идея написать «Похищение Европы» приходит Серову во время его поездки с Бакстом в мае 1907 в Грецию, посещения острова Крит и изучения найденных там археологами остатков Кносского дворца, украшавших его фресок и других памятников критской культуры. Она является символичной, предсказывающей завершение жизненного пути великого метра. В 1887 году он женится на Ольге Трубниковой и вскоре на свет появляются два мальчика, которых художник позднее изобразит на своей картине «Дети».
В 1907 году Серов вместе с Л. С. Бакстом, автором символистских полотен и деятельным членом «Мира искусства», поехал в Грецию. В 1907 году В. Серов вместе с Л. Бакстом совершил поездку в Грецию. Другие вслед за древнегреческим лексикографом Исихием связывают название этой части света с финикийским «европия» – «сторона, где заходит солнце».
Наиболее завершённый вариант композиции Серова (холст, темпера, 138 х 178 см) до 1996 года хранился у наследников художника. На лице Европы нет страха, а только интерес к происходящему. Помимо наиболее часто упоминаемого в источниках варианта из собрания ГТГ, существуют два одноимённых эскиза меньшего размера в той же ГТГ и ГРМ (40 х 52см, темпера, гуашь, картон). Картина Серова лишь постепенно складывалась в его мыслях. С 1900 года Серов работает над заказными портретами царской семьи.
Одной из подобных работ считается картина «Похищение Европы», написанная в 1910 году после посещения Серовым Греции, которая произвела на него неизгладимое впечатление. И когда Европа («широкоглазая», как переводится ее имя) села на спину Зевса-быка, он кинулся в море и увез девушку на остров Крит. Его не удовлетворяло в картинах плоское декоративное пространство.
Символист Густав Моро творчески подошел даже к названию картины – «Европа и бык» (1869). Вряд ли бы дополнилась новыми деталями картина Серова «Похищение Европы». Для примера мы приведем здесь полотно Рембрандта (одна из его редких картин на классическую тему). Могучий Зевс влюбился в дочь финикийского царя Агенора Европу. По некоторым свидетельствам, Серовым было создано 6 вариантов картины. И вообще ей все это так напоминало веселое свадебное шествие.
Чтобы подчеркнуть динамику движения, художник вытягивает силуэты быка и дельфинов. Всего два персонажа (основных): девушка и огромный бык. Наиболее завершённый вариант композиции Серова (холст, темпера, 138 х 178 см) до 1996 года хранился у наследников художника. Он решил похитить юную красавицу. На этот сюжет писали свои полотна А. Дюрер, Рафаэль, Тициан, Рембрандт и многие другие.
Как это только не изображалось. В. А. Вступив в его воды, он поплыл, подобно дельфину. Картина «Похищение Европы» позволит погрузиться в увлекательный миф о прекрасной девушке и Зевсе.
«Похищение Европы» – картина история которой, как видите, не проста. И дети Зевса стали членами правящей на острове династии. Легенда о Европе связала зарождение европейской цивилизации с островом Крит. Голову быка Серов написал по подобию ритона (сосуда для питья в виде головы животного), увиденного им во дворце Кносса на Крите.
Влюбившись в Европу, Зевс превращается в быка и появляется перед девушкой и ее подругами.