У поэта Ивана Николаевича Бездомного из романа Мастер и Маргарита М. А. Булгакова среди черновиков существуют разные фамилии. Иван Бездомный (он же – Иван Николаевич Понырев) – персонаж романа "Мастер и Маргарита", поэт, становящийся в эпилоге профессором Института истории и философии. Как стало известно, на прошлой неделе скончался петербургский бездомный поэт Михаил Денисов, один из старейших сотрудников единственного в России уличного издания «Путь домой».
Внимательное изучение поведения поэта Бездомного приводит к мысли, что Булгаков очень тонко пародирует бесчисленные публикации советской «бульварной» прессы о Сергее Есенине. Булгаковой. Одна изрецензий на«Путь кженщине», появившаяся вжурнале «Налитературном посту», вкоторой роман Никандрова расценивался как«абсолютно неубедительный памфлет налитературные нравы, явно ипроизвольно искажающий быт, дающий его внеумелом гротеске», почти наверняка оказалась вполе зрения Булгакова: насоседней странице тогоже журнала был помещен отзыв оповести С. Заяицкого– одного изблизких Булгакову писателей– «Баклажаны» рецензент, Ж. Эльсберг, начинал свои рассуждения сапелляции кБулгакову: «Характеризуя творчество М. Булгакова, намприходилось указывать нато, чтосведение подлинно значительных моментов жизни кфарсу и, наоборот, возведение фарса всан значительности– такова доминирующая черта этого писателя, выполняющего заказ современной обывательщины. ИВАН БЕЗДОМНЫЙ (он же – Иван Николаевич Понырев), персонаж романа Мастер и Маргарита, поэт, превращающийся в эпилоге в профессора Института истории и философии. // Литература в школе. Мысль о том, что худшего несчастья, чем лишение разума, нет на свете.
Его погоня не увенчалась успехом. Здесь он учитывал существовавшую русскую традицию восприятия этого героя Фауста. Читал ли Булгаков Есенина. Самая неправдоподобная – это то, что прототипом Бездомного является сам Сергей Есенин. Это плечистый, рыжеватый молодой человек в жеваных брюках, черных тапочках и клетчатой кепке. Красный профессор, выдвиженец.
Чувство своей одинокости в бесконечном мире Артюр Рембо передал в своем стихе «Пьяный корабль». После знакомства с мастером жизнь обретает для Ивана новый смысл. Но это — так ведь, общая мысль. Кроме того, поклонницей Есенина была вторая жена Булгакова – Л. Белозерская, воспоминания которой содержат эпиграф из Есенина «О, мёд воспоминаний. », а ее впечатления от встреч с поэтом в Берлине включают обширные стихотворные цитаты – полностью приводятся два его стихотворения.
Бездомность, если верить мировой литературе – а как же ей не верить. Поэта часто сравнивают с литератором Иваном Приблудным. Часть исследователей склоняется к идее, что С. Есенин стал прототипом поэта Ивана Бездомного в «Мастере и Маргарите», также через этого героя писатель пытался выразить в целом свое отношении к поэзии и поэтам своего времени. Оба главных героя – и Иешуа и Мастер – имеют в романе по одному ученику: Иешуа – Левия Матвея, Мастер – Ивана Бездомного.
Но для Пьяного корабля, который потерял свой дом, даже его родина – «как грязная и мелкая лужа» «Пьяный корабль» – это песня бездомной, утомленной юности. А вот есть что-то еще»14. 9. Для историка такая стремительная карьера невозможна. Коридор с синими лампами, прилипший к памяти.
Ссора Безыменского и Маяковского спародирована в ссоре И. Б. с поэтом Александром Рюхиным (прототипом последнего послужил Маяковский). В доме 10 на Большой Садовой в Москве много раз бывал у друзей Сергей Есенин – в кв. Но если вчитаться повнимательнее хотя бы в самые известные произведения писателя («Мастер и Маргарита», «Белая гвардия»), то мы с удивлением обнаружим, что М. А. Булгаков пристально следил за жизнью и творчеством имажинистов. — С. 165-172 Ягупова Н. П. Какой дом обрел Иван Бездомный. согласно символизму романа, это первый этаж. Для историка такая стремительная карьера невозможна.
Она централизуется на Понтии Пилате, а не на современных реалиях. Одной из загадок романа стал поиск прототипа поэта Ивана Бездомного. — важна для человека в неменьшей степени, чем Дом. — С. 60-65. — 2010.
Стентон, самоуверенно полагавший, что ему нечего узнавать у посланца сатаны, действительно вскоре заключается своими близкими в сумасшедший дом, причем это вызвано постоянными разговорами его о Мельмоте, безрассудной погоней за ним, странным поведением в театре и подробным описанием их необыкновенных встреч, которые делались с глубочайшей убежденностью.
Сходство визображении писательского клуба («ресторан нересторан, пивная непивная») иего завсегдатаев вромане «Путь кженщине» и«дома Грибоедова» в«Мастере иМаргарите»– налицо оноподкрепляется инекоторыми выразительными деталями. Поэт грустит за Европой, своей давней родиной, которая кажется ему крепким островом покоя в бушующем море. С ним мы встречаемся в первой главе романа, причем одел его Булгаков довольно пестро, что является отражением внутренней неупорядоченности, отсутствия вкуса, культуры у молодого поэта: это был плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках, бойкие зеленые глаза (по деталям одежды – явно не иностранец, так как появившийся тут же иностранец Воланд был, что подчеркнуто повествователем, в заграничных, в цвет костюма, туфлях).
3, «Седьмое доказательство») встречавшаяся накаждом шагу деталь московского быта отлагалась вписательском сознании поверх литературных ассоциаций. Не знаю. Между ним и Владимиром Маяковским однажды разразился скандал, который позже был сатирически изображен Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита».
Это происходит в первой главе романа. — С. 124-130 Заторская Е. С. Образ дома в художественной концепции романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» // Всник Запорзького нацонального унверситету. Одновременно с этим он схож с фамилиями предполагаемых прототипов.
Учитывая, что Безыменский был родом из Житомира, намек здесь был еще прозрачнее, чем в окончательном тексте, где комсомольский поэт остался связан лишь с образом И. Б. Безыменский выступал с резкими нападками на Дни Турбиных, а его пьеса Выстрел (1929) пародировала это булгаковское произведение. Егоавтор входил вчисло литераторов, объединявшихся вокруг Н. С. Ангарского-Клестова иредактировавшихся им сборников «Недра» в«Недрах» печатались иНикандров иБулгаков, длякоторого сборники Ангарского стали всередине 1920-х гг. Бездомный вместе с Берлиозом встречаются с Воландом на Патриарших прудах.
Студию с ее свободолюбивой творческой атмосферой и незаурядными хозяевами и гостями считают одним из прототипов булгаковской «Зойкиной квартиры», а супругу Якулова Н. Ю. Шифф часть исследователей называет прототипом главной героини Зойки. А потому в качестве наказания Иван отправляется в клинику, «спросить у профессора, что такое шизофрения». Рекомендую к просмотру британский документальный фильм 2005 года «Когда в Европе правили мавры», в котором женщина-историк Беттани Хьюз (Bettany Hughes) рассказывает о влиянии средневековой мусульманской культуры и науки на европейскую историю и самосознание. Вромане этот по настоящему первый этажназван «вторым».
Но как Мастер оказался менее стойким, чем Иешуа, так и ученик Мастера – Иван Бездомный – слабее Левия Матвея и не может считаться истинным продолжателем дела своего учителя (как, впрочем и Левий Матвей). Британский способ нумерации этажей в здании очевидно произошел от нумерации Небесных «этажей»Мироздания в классической астрологии. Редактору журнала Берлиозу не понравилась идея «большой антирелигиозной поэмы» Бездомного, где Иисус выведен поэтом «очень чёрными красками», но всё же как реально существовавший человек.
— М., 2005 Лесскис Г., Атарова К. Путеводитель по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Этот литератор активно выступал против «Дней Турбиных» и даже написал на произведение Булгакова пародию. И однажды в полночь к Стентону в лечебницу является Мельмот. Беседа заключается в обсуждении образа Иисуса в поэме Бездомного. Одним из прототипов И. Б. был поэт Александр Ильич Безыменский (1898-1973), чей псевдоним, ставший фамилией, спародирован в псевдониме Бездомный.
Именно их, автора «Ревизора» и автора «Евгения Онегина», противопоставляет Коровьев писателям дома Грибоедова, а продолжить этот ряд должен уже читатель. Красный профессор, выдвиженец. Далее Берлиоз оказывается под колесами трамвая и погибает. Выстрел был высмеян в эпиграмме Владимира Маяковского (1893-1930), написанной в декабре 1929 г. или январе 1930 г., где о Безыменском было сказано достаточно резко: Уберите от меня этого бородатого комсомольца. О них рассказывала его первая жена Т. Лаппа.
В начале романа он является членом МАССОЛИТа, это молодой поэт, который пишет бездарные стишки на заказ. Как раз между домом Пашкова и взорванным Храмом Христа Спасителя». Однако нового И. Б. поразила бацилла всезнайства.
В стихе «Пьяный корабль» Рембо передает ощущение человека, которого будто случайно закинули в жизнь, лишив «руля и парусов». Булгаковой: «Были ли строки Есенина толчком для Булгакова. Спорить здесь не о чем. «Манию фурибунда»– фрагмент изранней редакции «Мастера иМаргариты»).
Они озадачивают. Да, да, конечно и это.
— Самара, 2010. о разноаспектности концепта «дом» в произведениях Булгакова: Никонова Т. А. «Дом» и «город» в художественной концепции романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» // Поэтика русской советской прозы. Это не тот случай, где надо выбирать здесь нужно совмещать. В этом Бездомный признается и Мастеру во время их ночных бесед.
Но это делает его одиноким и впечатлительным. — С. 35-36 Пояркова Н. С. Дом и мир в прозе М. А. Булгакова: диссертация.
Так, Александр Амфитеатров (1862-1938) в своей книге Дьявол в быте, легенде и в литературе средних веков отмечал: Следуя дьявольским советам, студент – во второй части Фауста – обратился в такого пошлейшего приват-доцента, что самому черту стало совестно: какого вывел он профессора по назначению. Иван Бездомный в романе «Мастер и Маргарита» является типичным представителем элитного литературного мира. Смерть Берлиоза и ряд сопутствовавших ей событий изменили мировоззрение героя. Вот, что сообщает литературовед, первоисследователь творчества М. Булгакова Лидия Яновская, работавшая с архивами писателя в доме Е. С. То, что делает Мастер, противоположно и поэзии и писательству.
Прозревающий Бездомный, не сдерживаясь, говорит о поэте Рюхине, доставившем его в клинику: «сволочь. »10, «гнида. »11, «балбес и бездарность»12. Принадлежность кодной писательской корпорации, вомногом оппозиционной поотношению клитературной среде, выпестованной большевистским режимом иобслуживавшей этот режим, могла только стимулировать интерес Булгакова кроману, который эту чуждую иненавистную ему среду сатирически разоблачал ивысмеивал. Стрелял, стрелял в него этот белогвардеец и раздробил бедро и обеспечил бессмертие. »15. — 2.
Известно, что Любовь Евгеньевна Белозерская-Булгакова не любила стихов Маяковского. — М., 2001. Настоящая фамилия героя – Понырев.
К слову сказать, некоторые булгаковеды считают Сергея Есенина прототипом самого Мастера. А вот для идеолога-философа в те годы она была весьма вероятна. — Ч. 2. Многие современники обвиняли поэта за кощунственную, по их мнению, попытку создания «нового Евангелия» от Есенина.
Это загадочно-многозначительное «что-то еще» заставляет внимательнее присмотреться к этому персонажу, особенно когда он, покинув лечебницу, оказывается у памятника Пушкину, где произносит оригинальную пушкинскую речь, которую заключает в духе своего времени: «Повезло, повезло. Иван Бездомный проводит некоторое время в психиатрической больнице, так как никто не верит в его историю про «таинственного иностранца» – профессора черной магии. — 2002.
А вот настоящий первый«этаж», который уже не находится на поверхности Земли, будет выше «земляного этажа». — М., 1991. В основу пьесы «Зойкина квартира» положен случай, произошедший с Есениным и Мариенгофом. Наши нары, устланные бархатистыми одеялами имеют уютный вид».
Прототипом Ивана Бездомного или одним из них, считают также Ивана Приблудного. И на то у него есть основания. Нет, не историк профессор Понырев, а философ. Вастральном символизме тоже есть свои «этажи». В религиозно-мистической литературе состояние бездомности — это экзистенция исторического инобытия, это сама история, начавшаяся с момента «грехопадения», которая архетипически выражена в притче о блудном сыне (кстати, весьма значимой и для Пушкина и для Гоголя и для Булгакова). Не сделав этого, он становится беззащитным, как воздух и бездомной, как «Летучий Голландец». 94», – однако ограничивается этой глухой библиографической справкой.
филол. Тот рассказывает ему свою историю. Так бы мы и подумали, если бы не пушкинские аллюзии. В начале романа этот персонаж предстает не в лучшем образе. В «Романе без вранья» Мариенгоф подробно касается этого случая.
Об их визитах к писателю сохранились воспоминания его третьей жены Е. С. наук. Главное сходство – это самоуверенность. Обрисованный в стихе оскорблений моря нечеловеческий в своей грозной красоте, но вместе с тем «очеловеченный» в поэтическом тексте Рембо, как и образ пьяного корабля: лирический герой стиха «теряет ум» в бурях и «плывет наугад, погруженный во время». Этот персонаж переживает эволюцию, которая проходит на страницах произведения.
Сталину с просьбой об освобождении Н. Эрдмана из ссылки и эта просьба была удовлетворена. Поэты не успевают попасть в дом Зои Петровны — на пороге их задерживает ГПУ: «В час ночи на двух грузовых автомобилях мы компанией человек в шестьдесят отправляемся на Лубянку. Также Якулов активно сотрудничал с изданиями имажинистов. Он пишет на заказ и делает это посредственно. Уже в начале стиха перед нами возникает образ корабля, на котором произошла забастовка – рабы побеждают своих погонщиков. Поэт уподобляет море прекрасному и безграничному художественному произведению: подобный «грозной поэме» гул океанских валов звучит, как «развязка античных трагедий».
5, «Было дело вГрибоедове»). — М., 2007. Нечто подобное устроил Бездомный после смерти Берлиоза в «Грибоедове». Но, помимо этого, большевизм своим бессмысленным (вследствие неспособности к творчеству) ковырянием жизни глубоко перепахал русскую целину, вывернул на поверхность пласты, лежавшие внизу, а вниз – пласты, прежде лежавшие на поверхности.
Существуют альтернативные версии в вопросе поиска прототипов Бездомного. Посмотрим, как это происходит. Если рассматривать этот сюжет в символическом русле, то можно соотнести его с внутренним бунтом личности против своего жестокого «хозяина» – ума. Мастер — это и Пушкин и Гоголь, а также и другие мастера (называют Мандельштама22, Максима Горького23, даже Григория Сковороду24), но ближайшие, авторские его прообразы — это все-таки Пушкин и Гоголь, ну и, конечно, сам Булгаков, почитавший их своими учителями. Иисус Христос в поэзии Есенина представал на раннем этапе «светлым отроком» и странником («Исус-младенец», «Шел Господь пытать людей в Любови»), позже – грозным Мессией и «новым Спасом» («Инония», «Сельский Часослов»). Псевдоним Бездомный звучен и имеет массу ассоциаций.
— СПб., 1999. Бездомность — одна из трагических неизбежностей человеческого существования. Один из них – Александр Безыменский, активный комсомольский деятель и поэт. Если сначала он был никому не нужным поэтом, пишущим на заданные темы, то познакомившись с Мастером, он перестает писать стихи и бросает свое «псевдотворчество». А стихи Есенина любила. Иван Бездомный имеет неосторожность заявить Воланду о его же несуществовании. И именно они виновны в том, что Мастер находится в клинике для душевнобольных.
Они оба не считали нужным придерживаться и советских партийных догм и догм религиозных. А вот для идеолога-философа в те годы она была весьма вероятна. Предсказание Воланда, что И. Б. окажется в сумасшедшем доме, восходит к роману английского писателя Чарльза Мэтьюрина (1782-1824) Мельмот Скиталец (1820). В эпилоге Иван Николаевич Понырев— сотрудник института истории и философии, профессор.
И образ Бездомного явился глубоким проникновением в истинный образ Есенина. Столь стремительную карьеру в гуманитарных науках делали только товарищи, доказавшие свою исключительную преданность линии партии. 34. А когда его выносили из ворот Грибоедова, он, «заливаясь слезами, плевался, норовя попасть именно в Рюхина. »13 Объясняется такая неукротимая и такая целенаправленная ненависть, вероятно, тем, что Иван обличал и оплевывал себя, отраженного, как в зеркале, в своем двойнике (возраст Бездомного и Рюхина, кстати, соотносится тоже зеркально: 23 и 32 года). Позже мы встречаемся с поэтом в психиатрической больнице. Нестоит, вероятно, поддаваться соблазну исополагать заключительные слова второй части «Пути кженщине»: «крупные, кораллово-красные буквы: Берегись трамвая. — 1998.
Стал свидетелем смерти Берлиоза. Поэта сравнивают и с Демьяном Бедным, а некоторые усматривают схожесть с Сергеем Есениным. Впрочем, настаивать не буду». Особенноже любопытная параллель возникает всвязи сосновной сюжетной коллизией романа «Путь кженщине», представляющей собой ядовитую пародию насоциалистическую коллективистскую утопию, активно насаждавшуюся в1920-е гг. Булгаков и Есенин, в лучших своих произведениях, писали «против шерсти».
— 1-2. Тем самым читатель подводится к выводу, что «пьянство» Есенина раздуто в прессе и не это главное в его жизни. Позже, в 1938 году, М. Булгаков вынужден был обратиться письменно к И. В. В дальнейшем он становится важным ученым-историком.
Но у автора было немало недоброжелателей. После разговоров с Мастером Иван принимает решение перестать писать стихи. Основана она лишь на пребывании в лечебнице булгаковского героя. Однако Мастер, прототипом которого является сам Булгаков и Бездомный (Есенин), оказываются в романе товарищами по несчастью, оба в итоге находят прибежище от «чертовщины» внешнего мира в психиатрической больнице, дружески и доверительно общаются.
Его понятия обрели точный облик. Там один из героев, некий Стентон, встречается с Мельмотом, продавшим душу дьяволу. Бездомный ругал Сашку Рюхина и называл его бездарностью. По их вине роман не издан. В начале двадцатых годов в одном из лучших московских театров состоялась постановка пьесы «Дни Турбиных» имевшая ошеломляющий успех.
Однако на этом и заканчивается сходство, которое может иметь с Есениным Иван Бездомный. — С. 195-207 Подхватилина Г. А. Мотив дома в «Белой гвардии» М. А. Булгакова // Литература в школе. И мир этот ненавистен не только герою романа, но и самому автору. Великий русский поэт, как известно, бывал в подобных учреждениях не раз. » (гл.
Известно также, что и противоположный способ бытия, открытость миру и многообразию его возможностей, не обязательно противопоказан духовной практике имеются столь же благоприятные формы духовной активности, требующие перемещения в пространстве — странничество, паломничество и т. п. Другими словами, физическое пространство и способ существования в нем человека (локализация или делокализация) не имеют определяющего значения для духовного самоопределения. В эпилоге Иван Николаевич Понырев— сотрудник института истории и философии, профессор. Этот человек в литературе оказался случайно. Булгаков больше любил классику – к этому выводу приходят многие исследователи. Протодиакон Андрей Кураев уточняет место его работы: «С 1936 года Институт истории АН СССР и Институт философии АН СССР работали в одном здании по адресу Волхонка, 14. — 7.
Прототипов Ивана Бездомного множество. Была объявлена борьба как с «есенинщиной», так и с «булгаковщиной», а затем книги Есенина и Булгакова стали на десятилетия запретной литературой. Этой темой Булгаков заинтересовался еще в начале 1925 года, активно штудируя журнал «Безбожник». К тому же грубит, хамит и вообще ведет себя самым неподобающим образом.
В полном соответствии с мыслями Н. С. Трубецкого поэт Бездомный обрел свою малую родину, сделавшись профессором Поныревым (фамилия происходит от станции Поныри в Курской области), как бы приобщаясь тем самым к истокам национальной культуры. — С. 53-62 Кораблев А. А. Мотив «дома» в творчестве М. Булгакова и традиции русской классической литературы // Классика и современность. Нет, не историк профессор Понырев, а философ. — Уфа, 1987. вмассовом социальном сознании ипсихологии.
Этот поэт относился к окружению Сергея Есенина. Мастер грозит Бездомному кулаком, когда тот по неведению предположил, что перед ним — «писатель». Иван Бездомный, он же Иван Николаевич Понырев – персонаж романа «Мастер и Маргарита», поэт и член МАССОЛИТа, ученик мастера, впоследствии профессор Института истории и философии. Он входил в число приближенных к Есенину и имел репутацию балагура. Будучи членом МАССОЛИТа, он написал атеистическую поэму об Иисусе Христе, которая получилась довольно правдоподобной.
У героя Мэтьюрина в сумасшедшем доме оказались два пренеприятных соседа, один из которых постоянно распевал оперные куплеты, а второй, прозванный Буйной головой, все время повторял в бреду: Руфь, сестра моя, не искушай меня этой телячьей головой (здесь имеется в виду голова казненного во время Пуританской революции английского короля Карла I (1600-1649). Бездомность — альтернатива состоянию утраченного или достигнутого блаженства, когда уже не нужно никуда стремиться, когда обретенный покой принесет не смерть, а новую жизнь, с новыми возможностями и радостями. УНикандрова взале литературных собраний висят два плаката– «Пролетарии всех стран, соединяйтесь. » и«Галоши снимать обязательно. » второй требует неукоснительного исполнения, чтостановится причиной инцидента: поэт Антон Тихий является вгалошах набосу ногу («вскидывает всторону председателя одну ногу, босую, обмотанную тряпками, вгалоше»), вступает вдлительные препирательства ссобравшимися, отказывается следовать правилу ипопостановлению президиума удаляется иззала. Постопам М. Булгакова рабски следует С. Заяицкий ».
Из-за них он сжег произведение, которое так долго создавал. С дьяволом так обращаться не следует.
— С. 239-247 Питоева К. Н. Дом // Collegium. Иван Бездомный не написал продолжения романа об Иешуа, как завещал ему Мастер. В судьбе поэта Ивана Бездомного, превратившегося к финалу романа в профессора Института истории и философии Ивана Николаевича Понырева, Булгаков как бы дал ответ на предположение одного из видных мыслителей-евразийцев и гениального лингвиста князя Николая Сергеевича Трубецкого (1890-1938), который в 1925 г. в статье Мы и другие, опубликованной в берлинском Евразийском временнике, высказывал надежду, что положительное значение большевизма может быть в том, что, сняв маску и показав всем сатану в его неприкрытом виде, он многих через уверенность в реальность сатаны привел к вере в Бога. Иван Бездомный – такой творческий псевдоним дает Булгаков своему герою Ивану Поныреву. Булгаков проживал в этом же доме сначала в «нехорошей квартире» под номером 50, а затем в кв.
Их творчество было, по выражению Есенина, «сугубо индивидуальным», как и их политические и историко-философские взгляды. Соответственно, жизнь человеческая — вынужденная бездомность, временной и пространственный промежуток между рождением и смертью и хотя одно с неизбежностью предполагает другое, требуются, как учат ответственные за этот переход и дополнительные, духовно-нравственные усилия, чтобы возвращение в Дом (имеется в виду Дом небесный) действительно состоялось. «Земляной этаж» — это сама планета Земля, т. е. Такова судьба Поэта. Таким образом, не богохульство, а новое богоискание, жажда «Воскресения» без «Голгофы», «без креста и мук» движет поэтом и особо подчеркивается им в «Инонии». Характеристика этого персонажа указывает в первую очередь на отсутствие поэтического дара.
— С. 134-139 Груби А. Дом и Дорога (Еще раз о пьесе Михаила Булгакова «Дон Кихот») // Михаил Булгаков на исходе ХХ века. Чтобы увидеть красоту мира, он должна снять из себя оковы будничности. При её аресте были задержаны и Мариенгоф с Есениным. В пользу этой версии, пожалуй, говорят лишь драки в ресторане. И речь здесь, видимо, не о том, что «лета к суровой прозе клонят». — К., 1995. — С. 151-159 Яблоков Е. Я. Художественный мир Михаила Булгакова. Один из исследователей – П. Палиевский – даже считает Ивана Бездомного главным героем романа: он один остается в этом мире после всех скандальных событий, все, что произошло в романе, привело его к исправлению, к очищению.
Огромное число исследований посвящено главному произведению М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Творчество Безыменского, в свою очередь, было высмеяно не раз Владимиром Маяковским. Как раз между домом Пашкова и взорванным Храмом Христа Спасителя»1. М. Чудакова, говоря опроисхождении рассматриваемого образа, упоминает, наряду «сомногими характерными литературными псевдонимами тех лет», также «Бездомного, Безродного» сотсылкой: «Новый мир, 1927, 2, стр. В предварилке та же деловитость и распорядительность. В романе поэт Бездомный только ведет себя как пьяный, но ни разу не пьет, встретившись с «чертовщиной» и пытаясь бороться, ведет себя так, что его принимают за пьяного. Читатели, конечно, узнали в его лексике (словечко «белогвардеец») и в позе («во весь рост», с поднятой рукой) Маяковского и его стихотворение «Юбилейное» (1924), в котором поэт в таком же тоне обращается к памятнику Пушкина16.
Так, стало быть, этим и кончилось. Герой использует псевдоним Бездомный и на протяжении всего романа претерпевает эволюцию. Многое из философской драмы Иоганна Гете позаимствовал Булгаков при создании романа «Мастер и Маргарита».
С другой стороны, важной для понимания «кощунственных» есенинских строк в «Инонии» является и дневниковая запись А. Блока, сделанная им после беседы с Есениным о его поэме. — С. 39-43 Сорокина Е. А. Потеря дома как кризис личности в автобиографической прозе М. А. Булгакова // Коды русской классики: «дом», «домашнее» как смысл, ценность и код. См. Сюжет, как линия исходящая из точки, нередко возвращается в эту точку, образуя кольцевую композицию, смысловой круг, перенаправляющий вектор читательского восприятия вглубь произведения. — 1.
канд. Но, утомленный «звездными архипелагами», он стремится покоя.