Вот таким образом сегодня под его картинами часто указывается: «Лукас Кранах и мастерская». Зеваки наблюдают из окон и дверей зданий, расположенных вокруг площади.
Это очень важная работа, которая является частью большого цикла, восходящего, собственно, к поэме Гесиода «Труды и дни» и рассказывает нам ту же историю, что и новозаветное предание, — историю об ухудшении человека, о том, как с течением времени происходят изменения. Кранах, как близкий друг Лютера (он был шафером на его свадьбе и крестил его детей), стал арт-директором нарождающейся Реформации. Группа на переднем плане разрывает между собой некую девушку, за что ее прозвали «плодами ревности» и видели в ней массу разнообразных аллегорий.
Пушкина, Государственного Эрмитажа, а также Фонда замка Фриденштайн в Готе. Вокруг огороженного центра, где происходило сражение рыцарей, художник разместил пеструю, шумную, многоликую толпу: всадники и пешие, женщины, старики и дети, музыканты и знать. Как в его портретах саксонских герцогов (тоже рассчитанных на тиражирование), которые у Кранаха выглядят гротескно разжиревшими пейзанами, почему-то разодетыми в тонкое полотно в этом тоже политика, тоже интересы репрезентации княжеской власти, но от ренессансной идеи князя как образцово-показательного примера человеческого достоинства это, пожалуй, далековато. Так, на картине «Христос игрешница» «флорентийские» лица сочетаются с типажами Иеронима Босха иСеверное Возрождение наконец встречает южное.
Как известно, Лукас Кранах Старший был убежденным сторонником Лютера. Искусствоведы продолжают спорить. И так далее. Рациональные соображения и доказательства здесь оказываются бессильными.
Морализаторскую надпись на картине — «Всеми силами гони Купидоново сладострастие, / Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера», — вероятно, сочинил кто-то из его виттенбергских приятелей-интеллектуалов. Кранах Старший немало преуспел в карьере. Ревность нередко оборачивается ненавистью, стремлением к мести неверному возлюбленному.
Очень сложно сравнивать его ранние вещи с интересным колоритом, сложной композицией и вообще атмосферой жадного поиска с работами поздними – из тех, что чаще всего попадаются в многочисленных собраниях по всему миру. Картина из собрания ГМИИ им. А. С.
Лукас Кранах Старший (1472–1553) — реформатор немецкой живописи, чьи новаторские идеи в отношении композиции, цвета и трактовки образов оказали большое влияние на искусство Северного Возрождения. Пушкина, Москва), «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1531 Фонд замка Фриденштайн, Гота).
Пушкина «Мадонна с Младенцем (Мадонна в винограднике)» (около 1522–1523), несомненно, одно из самых ярких произведений на выставке. А. С. На заднем плане – ложа курфюрста. Он создал легко узнаваемый и запоминающийся мир ярких художественных образов. Несгибаемая принципиальность – это не про кранаховский бизнес. Шедевр из коллекции Эрмитажа — одна из первых работ художника на тему античной мифологии.
Зеваки наблюдают из окон и дверей зданий, расположенных вокруг площади. Продолжатель дела отца —Лукас КранахМладший (1515–1586). Пушкина, Москва), «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1531 Фонд замка Фриденштайн, Гота). Во всяком случае, в зените своей славы, когда он в дополнение к художественной мастерской владел в Виттенберге аптекой (в большом университетском городе дело явно неубыточное) и типографией (один только Новый Завет в лютеровском переводе и с кранаховскими украшениями разошелся огромным по тем временам тиражом). Среди ксилографий 1506 года особый интерес представляет «Первый турнир» — большая, сложная, многофигурная композиция.
А затем перемешанный со Средневековьем немецкий Ренессанс закончится и уступит место маньеризму, переходящему, в свою очередь, вбарокко с его бесконечным vanitas и memento mori.
А. С. И хотя между такой ревностностью и более привычным ее пониманием расстояние бесконечно велико, все же сам язык подсказывает нам способ преодоления этого, может быть, наиболее непреодолимого чувства.
Лукас Кранах Старший (1472–1553) – реформатор немецкой живописи, чьи новаторские идеи в отношении композиции, цвета и трактовки образов оказали большое влияние на искусство Северного Возрождения. Но помимо воплощения гуманистических идей Кранах здесь решает и новые живописные задачи.
У правой ноги Венеры маленький Амур натягивает тетиву лука. Лукас Кранах — один из крупнейших художников немецкого Возрождения. Политический пафос и злободневность тематики перемежаются у него со сложным ученым аллегоризмом и надуманностью гуманистических сюжетов острота портретных характеристик — с маньеристической изломанностью форм, грубовато прямолинейный язык агитационных гравюр — с острой иногда болезненной чувственностью мифологических картин. В мировой художественной литературе ревность связывается с яркими, обжигающими, бурлящими, кипящими чувствами и эмоциями, максимальным накалом чувства.
Вот Христос скромно въезжает в Иерусалим на осле – и вот помпезный выезд папы римского. Кранахи — великая династия живописцев. На выставке «Кранахи. Также до сего времени многие считали, что ревность мужчин и женщин глубоко различна. Одним изпостоянных клиентов, например, был Мартин Лютер, портрет которого написал Кранах, так что благодаря ему мызнаем, как выглядел знаменитый деятель немецкой реформации.
Картина «Адам и Ева. Он работал над каталогом реликвий из огромного собрания курфюрста Саксонского (щепочка из Неопалимой Купины, капли молока Богоматери и так далее), причем отчасти этот каталог был и проспектом: жертвуйте, набожные пилигримы и вы скостите себе время пребывания в чистилище на тысячи лет. К лучшим произведениям Лукаса Кранаха Старшего относят исполненную во второй половине 1510-х годов картину «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой».
В Книге Бытия детально описано сотворение Адама и Евы и их изгнание из райского сада. А из-за этого возмутился Лютер – и история Европы, религиозная и политическая, в очередной раз свернула с торной дороги в кровавую грязь. Здесь необычно всё: обнажённые тела, хулигански прикрытые прозрачной тканью (один из любимых приёмов мастерской Кранаха), экзотическая внешность и даже фирменная монограмма художника с дракончиком изображённая на как бы парящем в воздухе листке бумаги с заломами — похожие спецэффекты любил Альбрехт Дюрер.
Сюжет картины до сих пор не удалось полностью идентифицировать. По долгу службы ивкоммерческих целях Кранах пишет многочисленные заказные портреты и при этом не пытается приукрасить своих моделей, перенося на холст их нелепые бороды, кривые носы и асимметричные глаза. По старому обычаю здесь одновременно изображено множество библейских сцен.
Первоначально серия условно называлась «Борьба страстей» и соответственно этому считалось, что в московской картине представлены «Плоды ревности». Со временем слава мастерской Кранаха росла, а с ней и число заказов напортреты. Серебряный век» (1530 ГМИИ им. Кранах изобразил античную богиню красоты и любви обнаженной, ее бедра обвиты прозрачной лентой.
Под сомнением оказывается безусловное предпочтение всем другим избранность, вы- деленность из множества других. Зеваки наблюдают из окон и дверей зданий, расположенных вокруг площади. Одно из лучших произведений Лукаса Кранаха Старшего второй половины 1510-х годов «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» происходит из императорских коллекций в Вене. В полной мере насладиться макабром позволяет картина «Грехопадение изгнание из рая и искупительная жертва Христа». Вдохновлённый опытом итальянского Ренессанса, он изучает законы перспективы. Украшением экспозиции станут знаменитые творения Лукаса Кранаха Старшего «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» (вторая половина 1510-х годов Музей изящных искусств, Будапешт), «Венера и Амур» (1509 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Плоды ревности. Пушкина, Государственного Эрмитажа, а также Фонда замка Фриденштайн в Готе. Вот Христос изгоняет торговцев – и вот папа благословляет торговлю индульгенциями.
Вскоре за труды он получил дворянский титул — невероятная честь в эпоху, когда художник считался ремесленником, стоящим на одной сословной ступени с кузнецом или пивоваром. Его труд, кстати, неплохо оплачивали. И что вообще значит «гнать сладострастие» — умерщвлять плоть или удовлетворять желания вовремя, дабы сохранить трезвость рассудка.
На заднем плане – ложа курфюрста. Картина из собрания ГМИИ им. Основатель династии —Лукас Кранах Старший (1472 — 1553), придворный художник саксонских курфюрстов, от одного из патронов, Фридриха III Мудрого, получивший семейный герб, крылатую змейку с рубиновым кольцом в пасти. Известны как черно-белые, так и раскрашенные акварелью отпечатки.
Дополнят экспозицию гравюры и рисунки отца и сына Кранахов из собраний ГМИИ им. Его мадонна – простая молодая женщина, согревающая своего сына у огня камина. «Серебряный век» Кранаха—один из ярких примеров этой сложности и противоречивости. На заднем плане — ложа курфюрста.
Картину, кстати, приписывают то младшему, то старшему Лукасу Кранаху. В словаре В. Даля первым приводится именно это определение ревности. Известны как черно-белые, так и раскрашенные акварелью отпечатки. В соответствии с ним мы часто приписываем другому свои намерения и желания.
Среди немецких художников Лукас Кранах Старший занимает особое место. Серебряный век» (1530 ГМИИ им. Различают активные (преследование соперника) и пассивные (сомнения, подозрения, недоверчивость) состояния ревности. Лютеране много размышляли над текстами Ветхого Завета.
По Европе расходились гравюры со сделанными мастером портретами Лютера и его сподвижников, в типографии Кранаха печаталась лютеровская Библия (переведя Писание с латыни, Лютер создал немецкий литературный язык) с иллюстрациями художника. Здесь также большую роль играют культурные и индивидуальные различия. Известно, что она составляла часть серии, выполненной между 1427 и 1435 годами. Дополнят экспозицию гравюры и рисунки отца и сына Кранахов из собраний ГМИИ им.
С Лютером Кранах был не только близко дружен в житейском смысле (он был одним из свидетелей на свадьбе экс-августинца Лютера и бывшей монахини Катарины фон Бора – некоторые из вроде бы пламенных Лютеровых сподвижников предпочли этим событием проманкировать), он немалую часть жизни положил на то, чтобы снабдить новую церковь новым образным языком. Одним из первых среди немецких художников Кранах уделяет ток много внимания и пейзажу.
Лукас Кранах Младший (1515–1586) продолжал многогранную деятельность в семейной мастерской, занимаясь, в первую очередь, повторением отцовских оригиналов, созданных в самых разных жанрах – от религиозных и мифологических сцен до аллегорий и серийных портретов курфюрста Иоганна Фридриха Великодушного, Сибиллы фон Клеве, Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона. А. С. Среди ксилографий 1506 года особый интерес представляет «Первый турнир» – большая, сложная, многофигурная композиция. Не только техника, но и стиль Кранахов — своего рода коллаж.
Тиражный подход Кранаха, раздражавший некоторых искусствоведов (Александр Бенуа писал: «В отдельности каждая картина — прелесть, вместе взятые — они выдают «фабричный штамп»), приносил хороший доход. Эта картина – прекрасный образец искусства переходного периода, предвещающего бурный расцвет реализма в нидерландской живописи. Среди ксилографий 1506 года особый интерес представляет «Первый турнир» – большая, сложная, многофигурная композиция.
Пытался ли Кранах оправдать откровенный эротизм своей картины назидательной надписью. Лукас Кранах Младший (1515–1586) продолжал многогранную деятельность в семейной мастерской, занимаясь в первую очередь повторением отцовских оригиналов, созданных в самых разных жанрах — от религиозных и мифологических сцен до аллегорий и серийных портретов курфюрста Иоганна Фридриха Великодушного, Сибиллы фон Клеве, Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона. Недаром спустя 400 лет работами Кранаха вдохновлялись Альберто Джакометти и Пабло Пикассо. Мастер немецкого Возрождения Лукас Кранах Старший тем не менее очень современная фигура. Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве.
Кампен – поэт скромной и уютной бюргерской жизни. Другим психологическим основанием ревности является механизм проекции. Отдельные элементы пейзажа также заключают в себе символический подтекст: гора — духовное возвышение над мирской суетой скала — непоколебимая твердость и нерушимость истинной веры, опорой которой является Христос. Неоднократно избирался бургомистром, например.
Вот таким образом в контексте «Золотой легенды» Якова Ворагинского можно допустить, что златокудрая красавица рядом с Христом действительно может быть святой Марией Магдалиной и в целом картина символизирует их мистический брак. Но в отсутствие родной традиции это давалось непросто. Пушкина «Мадонна с Младенцем (Мадонна в винограднике)» (около 1522 – 1523), несомненно, одно из самых ярких произведений на выставке.
Витоге художник ненадолго осел вВене, где написал свои первые известные работы, втом числе «Отдых напути вЕгипет» и«Кающегося святого Иеронима» сосказочными чащами альпийских предгорий назаднем плане. Языком, который был внятен и сколько-нибудь ученым людям и простецам.
Бурная эпоха сподвигает художника на эксперименты. Знакомство с итальянской живописью пробудило в нем интерес к изображению обнаженного тела. А. С. Жизнь Кранаха при дворе саксонских курфюрстов пришлась на историческое время. Пушкина «Мадонна с Младенцем (Мадонна в винограднике)» (около 1522–1523), несомненно, одно из самых ярких произведений на выставке.
Согласно «Золотой легенде», святая Екатерина, жившая в III веке в Александрии, была знатного рода и обладала необыкновенной красотой, мудростью, образованностью и кротким характером. К лучшим произведениям Лукаса Кранаха Старшего относят исполненную во второй половине 1510-х годов картину «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой». легкие здорового человека. Каждая деталь этой работы исполнена глубокого иносказательного смысла: виноград в руке Богоматери, к которой прикасается Младенец, напоминает о человеческом воплощении Христа, принявшего муки и умершего на кресте во имя искупления первородного греха виноградная лоза означает «истинную Церковь Христову», которую персонифицирует Богоматерь изображение водопада намекает на живительную силу христианской веры, утоляющую духовную жажду праведников. Картина из собрания ГМИИ им.
Такого чарующего пейзажа Кранах не создал за всю свою жизнь: панорама с холмами и лесами, лужайками, омываемыми рекой в ложбине приютился город с остроконечными шпилями церквей на холме возвышается гордый замок. И тот же Лукас Кранах-отец – центральный художник нарождающегося лютеранства. Трудно избежать ощущения, что его Венера (особенно когда он ее пишет обнаженной, но в шляпе по последней саксонской моде) – не античная Киприда во всем ее возрожденном вселенском сладострастии, а именно что фрау Венус из патриархальных германских легенд. «Грехопадение» — еще одна агитка лютеранства иллюстрирующая протестантский тезис о спасении не через церковь, но через чтение Библии и божью милость.
Центральную стену Белого зала занимает одна картина, это «Венера и Амур» из Государственного Эрмитажа. Судя по производительности и популярности, это был Энди Уорхол эпохи Ренессанса. Наследникам Фридриха мастер будет служить до самой смерти. Интерес к античным сюжетам у Кранаха возник благодаря дружбе с профессурой Виттенбергского университета — того самого, куда Шекспир отправил учиться Гамлета. Художник организовал процветавшую на протяжении более ста лет мастерскую, руководство которой со временем перешло к его сыну Лукасу Младшему, а затем — к внуку и правнуку.
Настоящей революцией в немецком искусстве стало полотно «Венера и Амур» 1509 года — именно оно занимает центральное место на выставке в ГМИИ. Его полотна-эпитафии очень ценили представители богатых патрицианских семей исповедовавшие лютеранство. А. С.
Если же любимый человек признает не нас, а кого-то другого центром Вселенной, то возникают чувства собственного несовершенства, бессилия, беспомощности, обиды. А. С. Украшением экспозиции станут знаменитые творения Лукаса Кранаха Старшего «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» (вторая половина 1510-х Музей изящных искусств, Будапешт), «Венера и Амур» (1509 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Плоды ревности.
Трудно, почти невозможно представить себе холодную ревность.
Венчает картину двусмысленная надпись: «Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослеплённой душой не овладела Венера». И хотя замок и городок в долине безусловно сочинены художником изображение природы наполнено у него неподдельным лирическим чувством, что позволяет называть имя Кранаха среди родоначальников европейской пейзажной живописи. За все время существования мастерской Кранахов было создано около 5 тыс. Вот Христа коронуют терновым венцом – и вот на голову понтифика возлагают драгоценную тиару.