Роспись плафона Сикстинской капеллы в Риме является одной из самых ярких и главных произведений Микеланджело. Плафон Сикстинской капеллы выполнялся Микеланджело в течение 26 месяцев на протяжении 1508-1512 годов.
Вместе с бесконечным восхищением вызывала она и раздражение. Ну а часто вы видели барельефы и скульптуры на стенах крепостных сооружений. До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов. Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников.
-1516), стиль которого отличают утонченное благородство и сияющий колорит. Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора61. Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета.
Со всей Италии в Рим приглашаются лучшие архитекторы, скульпторы и художники. Именно таким Давида изображают предшественники Микеланджело. На порванной коже заметен автопортрет Микеланджело. Лоренцо, тонкий политик, соглашается помочь Папе. В «Сотворении Адама» всего две основные фигуры: лежащего на земле Адама и стремительно летящего к нему бога.
Сикстинская Капелла имеет три этажа. Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл38.
По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа. Это скрытый символ, который не оставляет сомнения: победа предрешена. Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева», названного в честь Исайи, отца Давида.
Простенки между окон расписаны фресками, на которых изображены все первосвященники. Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. После крупной размолвки с понтификом художник покинул Рим. У иконографии росписи были различные интерпретации в прошлом, некоторые положения которых подвергают сомнению современные исследователи.
Получает развитие жанровая живопись (Дж. И причина тому –интонако, слой штукатурки, на который наносятся краски, пока он не высох.
Помилование мог даровать только Понтифик. Здесь, нужно заметить, не обошлось без помощи «доброжелателей».
А к заговору был причастен и сам Папа, в тайне, желающий избавиться от молодых Медичи, ведь слава, богатство и могущество семьи Медичи росли день ото дня. Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен. В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый. Он выделил по продольной оси среднюю, наиболее плоскую часть (так называемое зеркало), разместив в ней эпизоды библейского повествования о днях творения и жизни первых людей на земле.
В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы». Но как бы там ни было, над потолком работал Буонарроти и 9 картин из «Книги бытия» стали одним из лучших произведений мастера.
И это можно понять по его последним фрескам. Историки сообщают, что весь цикл фресок был выполнен Микеланджело в три этапа: концом первого является «Жертвоприношение Ноя», второго – «Сотворение Евы». Фигуры трёх эпизодов, связанных с «Опьянением Ноя», несколько меньше по размеру, чем в последующих картинах сотворения мира. Но, не тут-то было.
в живописи В. ш. яркое художественное выражение. Слой штукатурки, не покрытый росписью, удалялся, края срезались наискось наружу, зачищались, новая джорната приштукатуривалась к уже готовым фрагментам. В 1508 году папа Юлий II поручил Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы. Потолок Сикстинской капеллы — был подлинным вызовом для Микеланджело.
Первый эпизод из центральной группы— Сотворение Адама— одно из наиболее знаменитых изображений в истории мировой живописи. Громадная площадь потолка Сикстинской капеллы могла бы создавать угнетающее ощущение, «нависать» над прихожанами, если бы не небольшие хитрости мастера искусственно поделившего громадный плафон на 47 сегментов.
По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам. Во второй части росписи он чертил рисунок по штукатурке острым стилом. Поза, мол, у них слишком неприличная. В труднейших условиях, на протяжении четырех лет (1508-1512), работал Микеланджело, выполнив всю роспись громадного свода собственноручно. Грандиозный ансамбль, включающий более трехсот фигур, представляется вдохновенным гимном красоте, мощи, разуму человека, прославлением его творческого гения и героических деяний.
Картины в зоне лютенов и треугольников посвящены человеку на земле и предкам Иисуса. И в ответ услышал: «Когда смогу». Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью. Создал его, согласно платежным документам, художник Пьер Маттео дАмелия. Юлий II и вовсе участвовал в боевых действиях за пределами столицы. Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым.
Итак, чтобы не путаться, огласим весь список фресок Микеланджело. Достаточно взглянуть хотя бы на Кумскую сивиллу в Сикстинской капелле. Эпоха Возрождения подарила миру множество великих произведений искусства. Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело. Дело в том, что художник не знал о существовании выроста твёрдой мозговой оболочки (так называемого намёта мозжечка), который вклинивается между большим мозгом и мозжечком.
Он, мужественный и красивый, лежит на склоне холма, протянув руки к Богу. Браманте укрепил южную стену сооружения, под его сводом были установлены тяги.
Книга прошла через ряд успешных переизданий и получила продолжение. До нее на этой площади Ватикана, где позднее построят Собор Святого Петра, стояла Великая капелла. Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета. Б. Пьяццетта и П. Лонги),, характеризующего вторую пору Высокого Р., суть Дж.
Строительство Сикстинской капеллы началось в 1473 году по инициативе папы Сикста IV (собственно, от его имени и произошло название этой достопримечательности). Объяснение напрашивается само собой. Как Иона в чреве кита, так и Иисус после смерти на кресте провёл в земле три дня и три ночи. Общий план росписи церкви подготовили еще в дни строительства. Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли. Северная стена была отдана под повествование жизни Христа.
На знаменитой «Афинской школе», которая тоже находится в ватиканских музеях, Рафаэль придал Гераклиту образ своего великого учителя. В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый. Здесь после смерти папы собирается конклав кардиналов для избрания его преемника. Общественности оконченная алтарная фреска «Страшный суд» Сикстинской капеллы была представлена в конце октября 1541 года. Темой её стало второе пришествие Христа и апокалипсис. «Летящие леса», придуманные художником, закреплялись на особых штырях к стенам храма. Сам художник сообщал об этом Джан Франческо Фаттуччи в своём письме.
На каждую фреску уходило в среднем 45–60 дней. (Я согласна с этим высказыванием, а вы. ) В самом деле, зачем Микеланджело было скрывать изображения человеческих органов в Сикстинской Капелле. Искусство Микеланджело необычайно сложно и многопланово. Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл.
Еще один любопытный факт — мастер больше всего ценил красоту обнаженной натуры и отдавал приоритет мужскому телу. Когда кто-либо из присутствующих получает большинство в две трети плюс один голос, он провозглашается папой. На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем— «Страшный суд». В 2006 году Константин Ефетов издал книгу «Шокирующая тайна Сикстинской капеллы», в которой попробовал разобрать самые любопытные тайны храма.
Около пятидесяти лет назад начались очищение и восстановление фресок капеллы. Самые первые творения реставрировались ещё в 1965 году, а восстановление арок и «Страшного суда» проводилось с 1980 по 1994 года.
Память об этом событии живет во мне до сих пор. И взгляд его невольно задержится на одной из самых выразительных фресок — «Сотворении Адама». В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию. Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов. Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия. Он зашифровал в «Страшном суде» в образе святого Варфоломея еще один символ. Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было.
Все это время с ним рядом находятся его помощники. В них художник изобразил многочисленных предков Христа. Первоначальный проект предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества. Работа над фресками двигалась медленно и мучительно.
Б. Тьеполо, А. Каналетто, П. Лонги, Ф. Гварди). Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора. На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа52. Пятнадцать лет назад, американский врач Френк Мешбергер обратил внимание, что фигура Бога и окружающих его ангелов в «Сотворении Адама» напоминает мозг человека в разрезе. Бразильский врач Джилсон Баррето случайно натолкнулся на выводы Френка Мешбергера и заинтересовался ими.
Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев — намёк на герб делла Ровере). На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа.
И вот тут молодой художник, обласканный Папой, признанный обществом, этот баловень судьбы оказался в затруднительном положении.
Согласно сообщению ученика и биографа Микеланджело Асканио Кондиви, ниже лесов был натянут экран из ткани, для предотвращения падения краски и раствора. Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело65, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры. Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом.
Персонажи не просматриваются на такой высоте. Так же представлено строение полового органа и на фреске «Сотворение светил и растений»: правая часть мошонки чуть приподнята по сравнению с левой. В октябре 1511 года Микеланджело писал отцу, что роспись капеллы закончена и папа остался доволен его работой. Как бы то ни было, после реставрации фрески Микеланджело поразили публику и исследователей своей яркостью и насыщенностью цветов. Чуть ниже, в люнетах размещены фигуры предшественников Иисуса Христа. Лицо скульптуры не имеет портретного сходства с реальным герцогом.
Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету. Прим. В этой колоссальной фреске, где отчаявшиеся персонажи вовлечены в гигантский вихрь, центром которого выступает могучая фигура Христа, уже нет героизма Ренессанса, это рассказ о сломленном, подавленном человеке, конце возрожденческих иллюзий. Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место35. К примеру, кардинал Карафа (Carafa) и церемониймейстер Бьяджо да Чезена очень возмущались по поводу наготы библейских персон. В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология.
Задача по драпировке было поручена Даниеле да Вольтера. Основное пророчество Ионы— гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются. Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли58, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах. 2.
По мнению бразильцев, в «Кумской Сивилле», мешок, висящий рядом с Сивиллой, является изображением сердца. Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство»18 художника. По мнению других это Ева, появление которой уже задумано Создателем. Центр свода занимает композиция Сотворение Евы— согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь.
Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов. Имеются различные догадки, относительно работы Буонарроти под сводом Сикстинской капеллы. Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. Каждый из эпизодов центральной части плафона – это акт мировой и человеческой драмы. Оскорбленный художник тут же отправился паковать вещи, чтобы уехать во Флоренцию.
Но интенсивная работа под потолком часовни повредило здоровью 33-летнего художника. Алтарная стена была расписана фресками Перуджино на темы «Нахождение Моисея» и «Рождение Христа», но они дошли до нас только в описаниях. Споры по поводу пристойности творения Микеланджело продолжались и после его смерти. Преемник Сикста IV, его племянник Юлий II (Ulius II), ни на миг не переставал думать о том, какое значение имеет для католической церкви Сикстинская капелла. В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась. Ведь его работы могли просто уйти в тень на фоне грандиозного творения Буонаротти.
Известно, что Микеланджело не удовлетворился первоначальным «бедным» замыслом и добился от папы возможности расширить иконографию по собственному желанию, выбрав рассказ о «первом возрасте» истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея). Позднее по указанию одного из римских пап эти фрески были сбиты и на стене от пола до потолка было создано одно из самых замечательных произведений монументальной живописи – знаменитая фреска Микеланджело «Страшный суд». Цикл начинается с первого дня: Бог создаёт свет и отделяет свет от тьмы. Вот, пожалуй и все, что я знаю об истории этого уникального места, которое мне посчастливилось лицезреть собственными глазами.
«Поклонение волхвов». К примеру, картину Всемирного потопа помогали писать Граначчи и Буджардани. Говорят, в одну реку не вступишь дважды. Микеланджело мог познакомиться с техникой фрески в мастерской Гирландайо, где он обучался около 1487—1488 годов. Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания57. Наибольший расцвет переживала в эпоху Возрождения во 2-й пол. Среди них Браманте, Рафаэль и Микеланджело.
Деннис Джеронимус, специалист по искусству Возрождения из Нью-Йоркского Университета, говорит: «Проблема в том, что и это, несомненно, касается и искусствоведов, человек видит то, что он хочет видеть». Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной19. Санти знал, что их работы будут сравниваться и он может проиграть в этом сравнении. По всей протяженности боковых стен капеллы расположены 12 прямоугольных фресок. Он создает на своде свою собственную нарисованную архитектуру: мощные столбы как бы поддерживают карниз и арки, «переброшенные» через пространство капеллы. Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов.
Хотя раньше считалось, что Микеланджело писал фрески в более мрачных тонах. Едва ли не на пороге его застал посланец папы с щедрым вознаграждением в качестве извинения и просьбой принять случившееся за «милостивую шутку». 31 октября 1512 года (спустя четыре года неутомимой работы), весь свод был закончен и капелла открыта. Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок. По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера».
В 1999 году фрески подверглись осторожной и тщательной реставрации. А за надругательство над мёртвым телом во времена Микеланджело полагалась смертная казнь. Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию.
Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было. Для того, чтобы успеть в срок, знаменитые художники работали как одна команда. Картина «Страшного суда» была окончена в 1541 году, а её открытие состоялось ровно через 29 лет после представления фресок на своде – в канун Дня Всех Святых 31 октября. Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода.
Вот только Павел III не собирался отказываться от замысла предшественника. Верующие, собравшиеся на площади, узнают о результатах голосования благодаря условному дымовому сигналу: белый дым извещает об избрании нового папы, черный же – о продолжении голосования. В настоящее время, капелла открыта для посещения, как музей. С самого начала своего основания (и до настоящего времени) в ней собираются конклавы для избрания нового папы.
Давид у Микеланджело – это взрослый мужчина (намного старше, чем библейский Давид) с мощной мускулатурой. По его мнению, это обедняло роспись. Капеллу покрывает почти плоский свод. В связи с возросшим интересом к наследию языческого Классического мира, когда ученые обращались от изучения латинских трудов средневековых отцов церкви к трудам античных авторов, присутствие, в Сикстинской капелле персонажей языческого мира вполне закономерно.
Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа.
В XVII в. венецианская школа переживает период творческого спада. Это «Лоджии» Рафаэля, потолок которых повторяет большинство из библейских сюжетов, которые использовал Микеланджело. Работали одновременно каждый над своей фреской слева направо снизу вверх. Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене.
В праздник Успения Девы Марии (15 августа) Папа Римский осмотрел капеллу, после чего стал требовать от художника скорейшего завершения работ. Трактовка темы мастером оказалась весьма своеобразной: «Страшный суд» Микеланджело – это динамичное вращение хаотически сплетённых тел грешников и праведников, в центре которого — фигура Иисуса-судьи. Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества. Сцену «Страшного суда» художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу. Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд». Портелло и канал Брента в Падуе.
У Браманте имелся на примете свой кандидат для написания фрески — Рафаэль Санти (Raffaello Santi). К 1480 году натянутые политические отношения меж папой Сикстом IV и главой флорентийского Синьории Лоренцо Медичи (Lorenzo de Medici) немного улучшились. Легко угадывается боковая борозда, отделяющая лобную долю мозга от височной. В люнетах размещены предки Иисуса: согласно Евангелию от Матфея в генеалогии Христа насчитывается сорок поколений. Но письмо Россели к Микеланджело от 10 мая 1506 года свидетельствует об обратном: именно папе пришла идея предложить работу флорентийцу, а Браманте утверждал, что тот не справится.
Хам был проклят Ноем, его потомки должны были служить потомкам Сима и Иафета. Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён.
Эти фрески маэстро создал изначально, однако также его кисти принадлежит и масштабное произведение «Страшный суд» на алтарной стене капеллы, хотя браться за эту работу Микеланджело уже не горел желанием. Современники скульптора видели в случившемся козни конкурента Буонарроти — Донато Браманте (Donato Bramante). Один из страстных критиков работы Микеланджело Бьяджо да Чезена был запечатлен на фреске «Страшный суд» Сикстинской капеллы. Вот что значит гений. Джорджоне рано ушел из жизни, он умер в Венеции во время эпидемии чумы осенью 1510 года.
Под Христом св. В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи18. Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл. Эти сцены окружают изображения пророков и сивилл — предсказателей будущего. Аж четыре года (с 1508 по 1512) затратил именитый мастер на украшение свода.
Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок. Мастер данным приёмом продемонстрировал своё полное безразличие к реальному облику изображаемого человека, выразив таким образом равнодушие к нему как персонажу истории. Как жест доброй воли Медичи отправляет мастеров флорентийской школы: Боттичелли, Гирландайо, Козимо Россели (Cosimo Rosselli), а понтифик благосклонно позволяет им разместиться в Риме и начать работы в Сикстинской капелле. До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов43. Но и это ещё не всё.
Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа. Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном1. Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы.
Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. Флоренция XV века — центр искусств, кузница Возрождения. Что делать художнику, когда он дойдет до этих отверстий, а, Браманте.
В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия. Сивиллы— пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру. Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном. Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета. В работах мастеров раннего венецианского Возрождения (середина и 2-я половина 15 в. ) — братьев Виварини, Якопо Беллини и особенно Джентиле Беллини и Витторе Карпаччо — нарастают светские начала, усиливается стремление к реалистическому изображению окружающего мира, передаче пространства и объёмаВ работах Д. Фетти, Б. Строцци и Я. Лисса приёмы живописи барокко, реалистического наблюдения и влияние караваджизма сосуществуют с традиционным для Венеции интересом к проблемам колорита.
Папа счел это дерзостью и в сердцах ударил Микеланджело посохом. Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев— намёк на герб делла Ровере). Не преминул он показать миру, как во время воскресения мертвых последние снова получают свои кости и свою плоть из той же земли и как при помощи других живых они возносятся к небу, откуда души, уже вкусившие блаженство, спешат к ним на помощь. Именно это и толкает великого художника-скульптора на изменение стиля дальнейшей росписи.
Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. В молодости Микеланджело испытал влияние двух самых известных флорентийских живописцев фрески раннего Ренессанса — Джотто и Мазаччо. Там же обнаженная фигура св.
Бароцци, прозванный Виньолою (замок Капрарола, в Витербо), художник и биограф художников Дж. Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа. Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён33. И в этом есть свой смысл: Давид-гигант Микеланджело (высота скульптуры 4, 54 м) является символом непобедимости Флорентийской республики. Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Вергилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса54. Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода.
Своей главной задачей он видит укрепление позиций римской католической церкви. Вклад Микеланджело Буонарроти. Старшие дети почтительно накрывают Ноя плащом. Было распространено, особенно на витражах изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей.
Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным»31. 15-16 вв.
Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы». Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах. Трудности работе добавляло освещение: дневной свет, проникавший через окна и настил, дополнялся неоднородным светом свечей и ламп.
Он живет по-прежнему как аскет и бедняк, хотя к тому времени папа Павел III сделал его первым архитектором, скульптором и художником Ватикана и назначил ему высокое жалование. Четыреста фигур (высотой до 2, 5 м) задумано Микеланджело для композиции «Страшного суда». И это учитывая то, что за прошедшие века здание было дополнено рядом надстроек и опор. Однако Папа был непреклонен и художник не посмел отказаться.
Например, названные сегодня по имени художника Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello), Рафаэль начал расписывать после того, как «подвинул» работавших здесь до него Перуджино и Синьорелли. Объединяющим, своего рода «арт-директором» проекта, скорее всего, был Пьетро Перуджино имеющий опыт работы над масштабными проектами. Дольчи.
Художник, будучи уже в пожилом 60-летнем возрасте (для Италии эпохи Ренессанса это много) писал столь огромную картину лишь с одним помощником, да и того использовал только для замешивания красок. Кардинал организовал даже кампанию по цензуре, вошедшую в историю под названием «Кампания фигового листка», которая должна была уничтожить неприличную картину Наготу персонажей «Страшного суда» скрыли после Тридентского собора 24 года спустя по указанию уже Павла IV. Это сейчас из часовни сделали музей, а в XV веке её стены должны были защищать римских пап Построенное трёхуровневое здание своими размерами полостью соответствовало Ветхозаветному Храму Соломона: длина – 40, 94м, ширина – 13, 41м, высота – 20, 7. Павел III и Буонарроти иронично и твердо возражал своим оппонентам. «Встречаясь с Микеланджело, папа напоминал ему часто: «Не сделать ли капеллу красками и золотом побогаче, ведь она бедновата», – рассказывает Вазари. Еще при жизни художника папа приказал обнаженные тела записать драпировкой, а в 1596 году другой Папа (Климент VIII) хотел вообще сбить весь «Страшный суд».
Строение мозга художник мог изучить, только вскрывая трупы. А в период глобальной реставрации 1981-1994 гг. Они не были гениями, но техника фрески была им знакома.
Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева», названного в честь Исайи, отца Давида. Через плечо Бога смотрит ангел, восхищенный человеческой красотой. Микеланджело, конечно, пытался вписать свои предыдущие работы в картины «Страшного суда», но, чтобы композиция в безграничном пространстве небес выглядела целостно, со временем пришлось отказаться от этого замысла.
На тот момент – Павел III. Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов. Как то вопросы финансирования. Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны. «Если есть мозг, то должны быть и другие органы», – решил он.
Роспись Микеланджело не походит ни на одну плафонную роспись из тех, что были выполнены в конце XV— начале XVI веков итальянскими художниками. Они же являются авторами кафедры хоров. Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство» художника. 1533), установленной в капелле Медичи во Флоренции. Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера»58. В первых трёх эпизодах, связанных с Ноем, фигуры персонажей гораздо меньше, количество же их больше, чем в секциях, посвящённых истории сотворения мира.
И тогда Браманте предлагает пробить отверстия в потолке для дополнительных веревок с целью закрепления конструкции. Ее свод полностью, от края до края, покрывает изумительная роспись. Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия.
Сивиллы — пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру. Пока не определён письменный источник, если таковой существовал, теологической программы росписи. Верхняя и нижняя височные борозды отграничивают среднюю височную извилину. Он первым из художников пишет картины на мифологические и литературные темы, (другие художники работали в основном по заказам церкви), а также портреты, вводит в живопись изображение нагого тела, передает в пейзаже состояние природы. Он тут же потребовал демонтировать леса, дабы иметь возможность осмотреть картины. Он написал 2-е картины из жизни Христа и одну из Ветхого Завета.
Его кисти принадлежат ветхозаветные сцены, которыми он расписал плафон, то есть «Сотворение мира», состоящее из «Отделения света от тьмы», «Сотворения Солнца, Луны и Земли», «Сотворения Адама», «Сотворения Евы» и «Изгнания из рая». В угловых парусах находятся фрески с изображением четырёх ветхозаветных сцен, где художник проиллюстрировал некоторые эпизоды чудесного спасения народа Израиля: «Давид и Голиаф», «Юдифь и Олоферн», «Казнь Амана» и «Медный змей». Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года.
Никто из художников прежде не достигал подобного эмоционального накала. В углах пяти из библейских композиций Микеланджело разместил фигуры двадцати обнаженных юношей, сидящих на кубах и поддерживающих медальоны и гирлянды из дубовых листьев и желудей (папа Юлий II был из рода Ровере, что по-итальянски значит «дуб»). Первый этаж Капеллы самый крепкий, массивный и мощный. Юлий II возвратился в Рим в июне 1511 года. Обманчиво скромная снаружи и великолепная внутри, Сикстинская капелла (Cappella Sistina) — это душа и сердце Ватикана. Отреставрированные фрески были освящены папой римским Иоанном Павлом II 8 апреля 1994 года во время торжественной службы.
Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной. В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия29. Интересно, что искусствоведы и биографы великого мастера до сих пор не пришли к окончательной версии почему заказ был отдан именно Микеланджело, который к этому времени был известен исключительно как скульптор, а не художник. Уже в октябре 1511 года Микеланджело написал отцу, что работы над сводом практически окончены, но «финальные штрихи» затянулись почти на год. По своим размерам над всем доминируют трехметровые фигуры семи библейских пророков и пяти античных сивилл, сидящих на мраморных тронах. Несколько меньше них – группы фигур в распалубках нал окнами и люнетах. Одним из таких является Сикстинская капелла в Ватикане.
Вторая часть фресок иллюстрирует житие Ноя, в нее входят: «Жертвоприношение Ноя», «Великий потоп» и «Опьянение Ноя». Ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Сеньории во Флоренции. От самого первого проекта росписи капеллы даже сохранились два рисунка. После смерти Папы Юлия II, новым понтификом был избран Папа Климент VII, который отличался очень упрямым характером и был человеком из серии: «С ним проще согласиться, чем объяснить ему, почему ты не хочешь что-то делать». Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века.
И для того были веские причины. Для фрески «Битва при Кашине» Микеланджело выполнил картон, который не одно десятилетие служил пособием для других живописцев. Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию. Под каждой панелью находится соответствующий сцене рассказ из жизни Моисея. В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи. На первом, хранящемся в Британском музее, — фрагменты фигур апостолов.
Он больше похож на Геракла или Аполлона. Среди последних можно упомянуть лодочника Харона, перевозящего, по легенде, души в загробный мир (его можно увидеть на фреске «Страшный суд») и предсказательниц – сивилл (они в обилии представлены на фресках потолка капеллы). С самого начала Юлий II даже не догадывался, чем закончится его стремление «обновить» звёздное небо на своде Сикстинской капеллы. Большие паруса поддерживают свод. В межоконных промежутках художником были размещены фигуры двенадцати пророков и сивилл (прорицательниц), а в образовавшихся возле окон треугольных распалубках и полукруглых люнетах – изображения предков Христа.
В то время Гирландайо работал над фресками в капелле Торнабуони во флорентийской церкви Санта-Мария-Новелла. Пять лет, день за днем, Микеланджело выходит на заре из дома на одной из грязных улочек Рима, доезжает верхом до Ватикана и поздней ночью возвращается обратно. Подождав пару недель, Микеланджело отправился в Болонью на поиски папы. А вот сам мастер оказался не очень довольным. И как повествование первых глав книги Бытия – это, в сущности, рассказ о главнейших моментах, открытых Богом в особом видении (visio), так и образы Микеланджело – это идеальное воплощение этих «видений».
В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа. Серия фресок на этой стене заканчивается картиной «Последняя Вечеря», где на заднем плане видны три эпизода из Страстей Христовых («Моление о чаше», «Арест Иисуса» и «Распятие»). И идут люди в римскую церковь Сан-Пьетро ин Виколи, чтобы постоять в молчании перед могучим «Моисеем» – статуей на гробнице папы Юлия II.
У ног Христа семь ангелов, описанных евангелистом св. Правил он совсем недолго, а «прославился» участием в кровавой реставрации власти Медичи во Флоренции. м. Четыре года изнурительного труда – это борьбы с собственным плохим здоровьем, с гнетом финансовых трудностей, с церковными проблемами, это недостаточное знание техники фресковой живописи (в какой-то момент фрески стали покрываться плесень и это приводило художника в отчаяние), это, наконец, назойливая нетерпеливость и вздорность папы. Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене18. Микеланджело порвал с традицией он начал наносить рисунок непосредственно на интонако. Вот если бы он, прославленный художник, мог нарисовать картины собственноручно. Новое предложение еще более заманчиво и грандиозно: создать на алтарной стене Сикстинской капеллы фреску «Страшный суд», день «божьего гнева», который предсказывали пророки и сивиллы.
Первый этаж был задуман опорой всего строения, а вот таким образом стал самым мощным. (семья Беллини, В. Карпаччо, Джорджоне, Тициан, П. Веронезе, Я. Тинторетто) и в 18 в. (Дж. Последний прибывает в Рим, желая заниматься скульптурой, предлагает грандиозный проект папской гробницы (подробнее читайте здесь), но в результате интриг, что плетет за его спиной Донато Браманте, после месяцев томительного ожидания слышит от Папы: «Ты распишешь для меня свод Сикстинской капеллы».
Он изобразил «обнаженных» прекрасными: согласно эстетике того времени, унаследованной от античной древности прекрасное тело не могло не быть носителем прекрасной духовной жизни. Лишь немногие из юношей в задумчивости, без усилий держат петлю щита. Он начинает работу над гигантской фреской (около 200 кв. м) совсем один, без помощников. Было распространено, особенно на витражах изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей. Цикл рассказов жизни Христа заканчивается фреской «Воскресения Христова» на стене со стороны входа в капеллу.
Изначально она была открытой, но в капеллу постоянно попадала вода. План здания создал архитектор Понтелли, а работами руководил Джованнино де Долчи. Правое плечо Саваофа – это средняя лобная извилина.
Это должен понять любой биолог или врач, знающий азы анатомии. Варфоломей, показывающий содранную с него кожу. Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли. Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе. Флорентийцы, при содействии Пинтуриккио и Бартоломео дела Гатта (Bartolomeo della Gatta) сделали роспись стен новой церкви. Средний пояс «заселили» сивиллы и пророки, владеющие особыми знаниями и пониманием божественного.
В то же время в росписи плафона определённо прослеживается приверженность ренессансным идеалам, возможно даже стремление примирить христианство с философией гуманизма41. Но заказ есть заказ. После длительной работы в таких условиях Микеланджело долгое время мог читать только держа текст высоко над головой. В первую очередь бросается в глаза роспись Сикстинской капеллы. Военная угроза со стороны османского султана Мехмеда II «Завоевателя» и флорентийской Синьории Медичи, требовала укрепить ненадежную постройку.
Как и роспись свода, картины «Страшного суда» дались художнику непросто. Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу. Роспись стен Сикстинской капеллы — случай уникальный. На него огромное влияние оказали неоплатоники Марсилио Фичино (1433–1499), Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494) и другие выдающиеся представители академии.
15. Лишь однажды ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции.
По боковым сторонам свода изображены семь пророков и пять сивилл (прорицательниц). Высота капеллы— 20 метров. А потом предложил поручить Буонарроти роспись свода капеллы.
Правда, некоторые исследователи считают, что не всю копоть надо было удалять, т. к., по некоторым оценкам, Микеланджело сам использовал сажу для более рельефного наведения светотени. Тогда Микеланджело зовет своих друзей, флорентийских живописцев. Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. Микеланджело исполнил для нее сотни рисунков, многие из которых сами по себе шедевры.
Размеры Капеллы (длина – 40, 93 м., ширина – 13, 41 м., высота – 20, 70 м. ) в точности повторяют размеры Храма Соломона из Ветхого Завета. Высадившись на сушу, Ной выращивает виноград. История человека продолжилась в грехе и позоре, за что последовало наказание— Всемирный потоп. Именно по указанию следующего папы на алтарной стене заделали два окна и на месте более ранних изображений в течение четырёх лет (с 1537 по 1541 года) была написана новая масштабная фреска.
здесь). В Библии написано, что во время поединка с Голиафом Давид был юным мальчиком.
Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом10. Считается, что первоначально для этих целей хотели позвать другую звезду итальянского Возрождения — Рафаэля Санти (он, кстати, тоже приложил свою руку к оформлению). Когда художник изображает женщин, он и у них часто рисует мужскую мускулатуру. Сивиллы жили в различных местах Южной Европы, Северной Африки и Передней Азии в период античности (во времена Древней Греции, а позднее Рима) и их устные и записанные предсказания цитировались еще «отцом истории» – греком Плутархом. И сейчас самым известным изображением в мире является, пожалуй, Сотворение Адама. И вот они постепенно обретают форму, заполняя все пространство фрески. Профиль одного из ангелов повторяет центральную или роландову, борозду, являющуюся границей между лобной и теменной долями мозга.
Картина «Страшный суд», охватывая всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы площадью более 200 квадратных метров, содержит около 390 фигур. Существуют записи о том, что папа Павел III был настолько поражен изображенной на стене капеллы картине, что пал на колени и предался горячей молитве. Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу. В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвертый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днем, временем и сезонами года.
Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы. Об этом можно прочитать в любом учебнике или атласе анатомии для медицинских вузов. Вот таким образом Великая капелла перестала существовать, а ее место заняла Сикстинская капелла. Что мог Микеланджело.
В 1508 году, несмотря на сильное сопротивление противников и соперников Микеланджело, могущественный папа Юлий II призвал Микеланджело из Флоренции в Рим, чтобы тот расписал плафон (потолок) Сикстинской капеллы в Ватикане. Место конклава. Возблагодарим же за это небо и стремитесь подражать Микеланджело во всем». Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества. Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен45.
Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых), несколько меньше, чем в центральной секции. Б. Тьеполо). Микеланджело очень любил изображать обнажённую человеческую натуру. Второй этаж – основной.
Сначала художник привлекал к работе и других мастеров. Но Буонарроти – упрям, его не так просто сломить. На следующей панели находится довольно редко цитируемый эпизод Ветхого Завета — «Наказание Корея, Дафана и Авирона» иудейских священников, отрицавших Моисея и Аарона как гражданскую и религиозную власть над избранным народом. И для того имелись серьезные причины.
1537—1541 гг. Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека. После сцены сотворения Евы герои стали крупнее и лаконичнее, а их жесты проще.
Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года. Фреска Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане. Третий этаж – караульня (и снова намек на «крепостное прошлое» Капеллы). Кроме фресок, Сикстинская капелла также знаменита тем, что это место проведения выборов Пап или конклавов (словосочетание «cum clave» буквально означает «под ключом»), на которые собираются кардиналы.
Он загорелся идеей заставить Микеланджело расписать алтарную стену капеллы фреской на тему «Страшного суда» и, несмотря на то, что Буонарротиотказывался от работы до последнего — он был занят созданием гробницы Юлия II, Папа лично встретился с маэстро 22 сентября 1533 года в Сан-Миниато и уломал Микеланджело снова взяться за кисть.
Что интересно, Сикстинская капелла возникла не на пустом месте. Многие римляне пришли осмотреть уже готовые фрески и восхищались творением Микеланджело. Эта изображенная Микеланджело «архитектура» организует роспись, отделяет одну композицию от другой.
Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. В действительности же Микеланджело работал стоя, располагая пространством для маневров. Считая скульптуру царицей всех видов искусства, он писал: «Наилучшей будет та живопись, которая ближе всего к рельефу».
На что Микеланджело отвечал попросту: «Святой отец, в те времена люди золота на себе не носили, а те, что там изображены, слишком богатыми никогда не были, но были святыми людьми, так как презирали богатство». С тех памятных дней 1492 года, когда, препарируя мертвецов и делая анатомические рисунки, художник изучал строение человеческого тела, до создания фрески «Сотворение Адама» на плафоне Сикстинской капеллы (1511 год) прошло почти двадцать лет. На заключительном этапе, официально завершившемся 11 декабря 1999 года, реставрировались фрески стен капеллы, написанные Боттичелли, Гирландайо, Перуджино и другими художниками.
Судье Миносу Микеланджело придал черты церемониймейстера Папы Павла III Бьяджо да Чезена, который был критиком фрески «Страшный суд» Микеланджело, говоря перед Папой и художником, что нечестивая нагота фрески подходит, скорее, для бань и таверны, чем для Папской капеллы. «Вид площади с дворцом». Утихли споры по поводу благопристойности творений Микеланджело. Микеланджело выбрал момент, когда Бог протягивает руку Адаму, передавая ему жизнь. Несмотря на то, что художник лишь немного прикрыл наготу темперой, римляне навсегда нарекли его «штанописцем».
Работы же велись под руководством архитектора Джордже де Дольчи и продолжались 8 лет. Цикл фресок Перуджино начинался с «Рождества», однако, как и на южной стене, она была утеряна в ходе работ Микеланджело над картиной «Страшный суд». Большие паруса поддерживают свод.
О блаженные мастера искусства. На четырёх распалубках свода в углах капеллы представлены ветхозаветные истории спасения. Изначально фигуры на фреске «Страшный суд» были обнаженными.
Стены второго этажа прорезаны большими окнами. Сикстинская капелла была построена в 1473-1483 годах во время Папы Сикста IV делла Ровере. Сегодня человек посетивший Капеллу может воочию увидеть прекрасные картины на стенах, затейливую мозаику пола, по которому ступают процессии кардиналов направляясь к Папскому трону и огромную алтарную сцену «Страшный суд» за ним, потрясающую своей выразительностью и драматизмом (между прочим, тоже написанную Микеланджело, только 25 лет спустя). Используя средства живописи, Микеланджело удалось продолжить и развить его архитектуру.
Карафа был патологически жесток. Первоначально Микеланджело хотел расписать свод мелкими композициями, почти декоративно, но затем отказался от этой мысли. Но Микеланджело отметил, что на потолке далеко не боги, а святые люди. Снабжал же персонажей «Страшного суда» набедренными повязками художник Даниеле да Вольтерра. IX, ст.
Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников. В настоящее время роспись северной стены начинается с фрески «Крещение», за которым следует «Искушения Христа» и «Очищение Прокажённого». Некоторые считают, что слишком много воображения. Единственными, кого ему пришлось «одеть полностью», были Святая Екатерина Александрийская и Святой Власий, но тут художник уже ничего поделать не мог, ведь Папа был уверен, что в голом виде Святые смотрятся, словно пара, собирающаяся предаться любовным утехам.
В итоге, художник приступил к росписи летом 1536 года. Существует также гипотеза, что образ Божественной мудрости (Софии), присутствовавшей при сотворении Богом мира, об этом говорится в библейских Притчах (8:23, 27—31) и в «О граде Божьем» Августина (кн. Кроме того имеется ещё одна манипуляция с возрастом. Внешне совершенно обычное здание Сикстинской капеллы сегодня можно с полным правом назвать личным памятником семейству делла Ровере (Юлию II и Сиксту IV), ну и, конечно же, великому Микеланджело.
В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась. Цикл начинается с первого дня Создания: Бог создает свет и отделяет свет от темноты. Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. Последняя панель южной стены показывает сцены: «Наследие Моисея» и «Смерть Моисея». Пять столетий не минули бесследно: фрески в часовне сильно пострадали от копоти и гари свечей, а картина «Страшного суда» даже была закрашена при Пие IV, показавшись папе недостойной находиться на стене главной христианской церкви.
Еще один секрет есть в скульптуре изображающей герцога Джулиано Медичи (ок. Так, во фресках «Грехопадение и изгнание из рая» и «Сотворение Евы» ствол дерева выглядит как бронхи, а одеяние Создателя напоминает вид легкого сбоку. Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе.
И кто бы мог подумать, что Микеланджело ещё сюда вернётся. Сегодня итальянцы оберегают часовню и произведения на её стенах и потолке. (Квиринальский дворец в Риме – ныне резиденция президентов Итальянской Республики.
«Потоп» является первой композицией, выполненной художником на потолке Сикстинской капеллы. Как и пять столетий назад, в стенах Сикстинской капеллы проходят Конклавы, на которых избирается новый Папа Римский (первый Конклав состоялся в 1492 году).
Для новой программы фрески был выбран рассказ о «первом возрасте»30 истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея)31. Именно он изнутри украшен потрясающими фресками. Двадцать с лишним лет спустя художник вновь призван к ватиканскому двору. Затем следуют «Убийство египтян», «Борьба с пастухами, напавшими на дочерей Иофора», «Горящий куст», «Переход через Красное море» и «Передача скрижали Закона».
Вернулся в столицу он только в декабре, так и не повстречавшись с понтификом. Капелла имеет прямоугольную форму (40, 93 м в длину и 13, 41 м в ширину), что соответствуют размерам Храма Соломона, как они даны в Ветхом Завете. Мастер и его подручные сумели разработать новую формулу «интонако» — состава для пропитки штукатурки, стойкого к влажному римскому воздуху. Завершающая фреска «Обсуждение над телом Моисея» расположена на стене со стороны входа. При этом он отдавал явное предпочтение красоте мужского тела.
Одни склонны видеть в ней Марию, однако это предположение сомнительно. Это должен был быть настоящий храм с усыпальницей. Когда Микеланджело указали на отсутствие сходства, он заявил: «Это он сейчас не похож, а лет через сто все его только таким и будут представлять». Вот таким образом со временем над галереей была возведена крыша. Еще секунда их пальцы соприкоснутся и Адам начнет жить.
По его мнению, Микеланджело отразил своё понимание слов из книги Бытия: «И были оба наги, Адам и жена его и не стыдились этого». Ведь фреска находится на потолке и на нее можно смотреть с любой стороны. Тем не менее Микеланджело взялся выполнить заказ, вероятно, желая показать, что не отступит перед трудностями и не побоится неизбежных сравнений с великими флорентийскими мастерами, рядом с которыми он сформировался как художник7. «Страшный суд» Микеланджело вызвал яростные споры, как со стороны его поклонников, так и со стороны противников. Эти девять сцен предстают как символические образы, причем не в узком понимании символики в смысле наличия некоего скрытого (зашифрованного) содержания, а как соотносимое по масштабу с библейским рассказом визуальное воплощение Божественного акта. Тысячи верующих собираются на площади у собора Святого Петра в ожидании результатов.
Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека». Несомненно, свод Сикстинской капеллы стал вершиной творчества великого скульптора.
Рафаэль и Браманте рассчитывали, что Микеланджело, как художник, не сможет удовлетворить запросы Ватикана, провалится и, таким образом, освободит им место для будущих заказов. Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества. Большинство фигур этой иллюзионистской архитектуры имеет, вероятно, лишь декоративное значение. 10.
Для этого он в 1508 году пригласил Микеланджело Буонаротти. Точных сведений о том, разрабатывал ли мастер всю программу самостоятельно, нет. Но проходил век за веком и только через полтысячелетия замысел Микеланджело нам открылся. И вот тогда его взору предстает картина, слишком переполненная мелкими фигурками.
Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным». И эти опасения не были беспочвенными. По другой версии, сам папа желал поручить Микеланджело работу в капелле, об этом 10 мая 1506 писал художнику его друг флорентинец Пьеро ди Якопо Россели.
Заделать их будет невозможно. Лучший образ этой росписи – первый человек Адам. Причем с точки зрения анатомии всё показано чрезвычайно точно.
В остальных частях росписи — в парусах свода, распалубках и люнетах над окнами — изображены отдельные эпизоды из Библии и так называемые предки Христа. Эта титаническая работа заняла четыре года. После сюжетов Грехопадения и Изгнания из Рая и Сотворение Евы, которые входят во второй тематический цикл изображения героев становятся крупнее, лаконичнее и намного выразительней. Что касается «Страшного суда», занявшего всю стену позади алтаря, эта картина была выполнена уже после смерти Юлия II. В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Творец изображён дважды.
«Страшный суд» считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения, которой сам Микеланджело отдал дань в росписи потолка и сводов Сикстинской капеллы и открывшим новый период разочарования в философии антропоцентрического гуманизма. Разглядев любую картину отдельно можно отследить трансформацию живописи Буонарроти. Под наслоениями, удалённым реставраторами, делавшими живопись почти монохромной, открылись истинные краски Микеланджело. В произведениях Джорджоне (Юдифь, ).
живописи. Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета6. В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвёртый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днём, временем и сезонами года. На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой.
Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах. Варфоломея (На фреске Св. Микеланджело позвал их вСикстинскую капеллу и попросил за один рабочий день (фрески писались по сырой штукатурке и именно день был единицей измерения времени) изобразить то лучшее, на что они были способны.
Начало работ над «Страшным судом» затягивалось ещё и из-за отсутствия качественной синей краски, которая удовлетворила бы мастера. Пророки и сивиллы были написаны с 1509 по 1512 год. Масштабная фреска занимает всю стену позади алтаря капеллы. Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны.
Изображение одного из юношей сильно повреждено взрывом в башне Sant39Angelo в 1797 году. Напрасно искать в их фигурах аллегорический смысл, его нет (еще Вазари назвал их просто «обнаженными»). Чтобы понять истоки мировоззрения Микеланджело, необходимо вспомнить, что с 14 лет (в 1489–1492 годах) он воспитывался при дворе герцога Лоренцо Медичи Великолепного, который заметил талант мальчика и приблизил его к себе на правах приёмного сына. И тут, конечно, на сцену выходит любимый архитектор Юлия II – Браманте. Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело. Вазари (дворец Уффици, во Флоренции)Каналетто.
Первоначальный проект росписи предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). Художники были воодушевлены и полны решимости показать себя. Второй— создание первых мужчины и женщины, Адама и Евы их грехопадение и изгнание их из Рая.
История создания росписей. 83 Джорджоне (1476 или 1477–1510) итальянский художникНастоящее имя художника – Джорджо Родоначальником искусства Высокого Возрождения в Венеции считается Д. Д. реформировал венецианскую школу. И вот тогда весь Рим сбегается в капеллу, чтобы посмотреть открывшиеся фрески. Однако именно через Сима и его потомков израильтян, в мир должно прийти Спасение. Когда приходит время выбирать нового Папу Римского именно здесь собирается Конклав и по давней традиции никто из епископов не может выйти, пока не избран новый понтифик.
Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. Тем не менее Микеланджело взялся выполнить заказ, вероятно, желая показать, что не отступит перед трудностями и не побоится неизбежных сравнений с великими флорентийскими мастерами, рядом с которыми он сформировался как художник. Их росписью занималась целая плеяда знаменитых художников эпохи Возрождения – Сандро Боттичелли, Пьеро ди Козимо, Доменико Гирландайо, Пьетро Перуджино и, конечно же, Микеланджело Буонарроти. Микеланджело построил «летящие» леса — настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон.
Однако она была утеряна и таким образом, сегодня цикл фресок иллюстрирующих Ветхий завет, начинается с «Путешествия Моисея в Египет». Первоначально роспись южной стены начиналась с цикла фресок Перуджино на тему жизни Моисея, первой из которых была картина «Рождество Моисея».
Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества, через историю Ноя. Микеланджело добился особого эффекта: взгляд Господа, по крайней мере, в сцене «Сотворение светил и планет», всегда устремлен на зрителя, в какую бы сторону он ни перемещался.
Так Микеланджело изображает момент творения. Четыре распалубки в углах потолка часовни иллюстрируют истории спасения из Ветхого Завета.
Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа. Фрески Сикстинской капеллы содержат большое количество портретных изображений: только в сохранившихся 12 картинах (из 16 написанных) портретов около сотни. В миру его называли кардиналом смерти.
Капелла была задумана еще предшественником Сикста IV – папой Николаем V. Римские папы, «наместники бога на земле», давно хотели иметь своего рода убежище-крепость, где они могли бы в беспокойные и смутные времена укрыться и от внешних врагов и от гнева римских прихожан. Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново. Однако, это неудивительно, ведь Микеланджело оказал огромное влияние на его творчество. Нижний ярус – картину Конца времен: вестники Апокалипсиса трубят о Страшном суде, грешники опускаются в ад, а праведники возносятся на небеса.
Основное пророчество Ионы — гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются. Эту же ошибку часто совершают студенты-медики при первых своих вскрытиях трупов. Тем более, у понтифика и скульптора появилось новое общее дело – Сикстинская капелла. По мере продвижения к алтарной стене, где изображения становятся более масштабными, Микеланджело достигает наивысшей архитектонической ясности своего замысла. Однако действующий Папа Юлий II задумал расписать свод в новом величественном стиле.
По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы12 и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески. Франческо Гварди. Эти линии были хорошо изучены во время последней реставрации при боковом освещении. Там и Богоматерь, которая, плотно завернувшись в плащ, слышит и видит весь этот ужас. На длинных боковых стенах имеется по 6 окон, а над входом – их 2.
Через три года Доменико Карневали восстановил повреждённый фрагмент фрески, этот участок с течением времени сильно потемнел. В те же годы Рафаэль расписывал комнаты («станцы») Ватикана. Однако свод был покрыт живописью изображающей звездное небо. Рим не прочувствовать до конца, не увидев небесной голубизны Сикстинской капеллы.
В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы. Но весна 1506 года на неопределённое время отложила реализацию проекта. Впрочем, этот заказ Рафаэль выиграл в честной конкурентной борьбе, папа Юлий II просто посмотрел работы Рафаэля, оценил их и ни о каких Перуджино и Синьорелли больше слышать не захотел (кстати их фрески частично сохранились в комнате, с которой Рафаэль начал работать, она называется Станца ди-Элиодоро). Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года7 и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью10. Небольшие картины и геометрические рамки дают невероятную глубину и детализацию фресок. Центральный мотив композиции— две протянутые навстречу руки. Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека»16. Основоположником венецианской школы живописи по праву считается Джованни Беллини («Мадонна на троне в окружении святых») (1431.
Длина изображения почти полтора метра. Все промежутки между этими столбами и арками заняты изображениями человеческих фигур.
Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. Далее находится «Призвание Апостолов Петра и Андрея», «Нагорная Проповедь» и «Передача ключей», то есть, передача власти от Христа к апостолу Петру, своему наместнику.
На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем — «Страшный суд». Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека. Снизу их не видно из-за выступов карниза.
Ни в Европе, ни в восточных странах. IV). Публика увидела завершенную алтарную фреску «Страшный суд» в конце октября 1541 года. Погляди на него, когда он в движении, когда он прыгает, борется, кидает копьё, пашет, вздымает ношу: вся мускулатура, все сочленения, принимающие на себя натугу и тяжесть, распределены у него с необыкновенной соразмерностью.
По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески. Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд». Насыщенность цветов сохранилась благодаря гению Микеланджело, который использовал самые лучшие материалы для красок и расписывал капеллу в технике «буон фреско», то есть ещё по сырой штукатурке.
Правда, Микеланджело не удовлетворил настолько «бедный» вариант росписи свода Сикстинской капеллы. Главным был второй ярус. В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Создатель изображён дважды.
Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века. Торжественное открытие часовни было отпраздновано вечерней литургией 31 октября 1512 года. Традиционные библейские сюжеты поданы с позиций гуманизма – определяющего мировоззрения того времени. Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место.
Вода протекала внутрь и могла испортить бесценные картины. Как отмечает журнал «Шпигель», с 1870 года конклав происходит в Сикстинской капелле, а до этого выборы проходили в Квиринальском дворце. Только ответить своим искусством.
Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Виргилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса. Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. В 1483 году капелла была освящена, а начиная с 1492 года, она стала местом проведения одного из самых важнейших событий в жизни Католического мира – конклава (выбора нового Папы Римского).
Великий художник стоял на лесах, запрокинув голову далеко назад. Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры. Атлетические фигуры воплощают представление о человеческой красоте. Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания. На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой.
Микеланджело построил «летящие» леса— настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон. «Одевать» персонажей пришлось ученику Буонарроти Даниэле да Вольтерра. Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии. На одной стене изображены сцены из жизни Христа, на другой – из жизни Моисея.
Да, незадача. Фичино, отвергая христианский аскетизм истолковывал платоновский эрос (любовь) как творческий порыв, как устремление человеческой личности к совершенству, сверхчувственной красоте (Дынник и др., 1957 Лосев, 1960 Горфункель, 1970 Лавриненко, Ратникова, 1999). Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых юношей-рабов), несколько меньше, чем в центральной секции19.
Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах. Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл. По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам. Юлий II отказался оплатить мрамор, заказанный Микеланджело для своих статуй. Первый эпизод из центральной группы— Сотворение Адама— одно из наиболее знаменитых изображений в истории мировой живописи.
Высота капеллы— 20 метров. Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии.
Это объясняется изменением концепции уже в процессе работы. Ведь когда работы будут закончены и леса сняты, дыры так и останутся в потолке. В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы.
По мере приближения к алтарю замысел Микеланджело достигает архитектонической ясности. Паоло Веронезе. Итак, 1471 год. ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА, одна из художественных школ Италии.
Кроме того, понятно, почему Микеланджело не изобразил мозжечок. Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества. Его реконструкция и ремонт привели к тому, что фрески (сверкающие звёзды на фоне ночного неба) также необходимо было обновить. Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. Пинтуриккьо (плафоны хора церкви Санта-Мария-дель-Пополо и библиотеки Пикколомини), Перуджино (Колледжо-дель-Камбио), Рафаэль (Станца делла Сеньятура)— придавали своду плоскостной характер, который усиливало широкое использование золочения. Ещё во время написания «Страшного суда» творение Микеланджело вызывало не только восхищение, но и шквал возмутительных речей.
Ной, возделывающий землю изображён на заднем плане слева.