Картина Питера Брейгеля старшего Жатва в август: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. «жатва» (нидерл. De korenoogst, англ. The Harvesters2) — картина, написанная в 1565 году нидерландским художником Питером Брейгелем Старшим (Pieter Bruegel de Oude, около 1520/1525—1569). «жатва» (нидерл. De korenoogst, англ. The Harvesters) — картина, написанная в 1565 году нидерландским художником Питером Брейгелем Старшим (Pieter Bruegel de Oude, около 1520/1525—1569).
Но в какой именно день происходит действие. мастер создает произведения о жизни простого народа. Кроме того, при показе ада и рая создавались системы из нескольких ярусов.
В таком случае мир по заслугам мстит лицемеру и мизантропу – За один обман – полтора. Никто из них не замечает бьющих по воде ног Икара, тонущего далеко от берега. Это было окончательно подтверждено при расчистке картины, когда была отделена 2, 5-дюймовая (примерно 6, 35см) деревянная планка, приделанная к нижней части картины, под которой была обнаружена подпись (BRVEGEL) и дата (LXV), в точности совпадавшие с тем, как подписывал свои произведения Питер Брейгель Старший.
Она закутана в голубой плащ и ее лица почти не видно. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. На картине Мизантроп (1568, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) помещена надпись: "Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах" и изображен злобный карлик, крадущий кошелек у мрачного старика. Художник сумел изобразить нарастание падающего движения. Тщетны старания строителей, чьи фигурки мелки по сравнению с громадным сооружением.
Скептицизм, сарказм ирония, фарс. Она была для него постоянным источником вдохновения, за что он и получил прозвище «Мужицкий». Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». Лето» и «Сумрачный день.
Многим отрубают головы. Она отличается от всех предшествующих картин Брейгеля. Вновь в качестве названия взята поговорка, явно намекающая на излишества и обжорство. Брейгель возвращается к этой теме.
Лето» и «Сумрачный день. Перед Марией — трое волхвов. Одно из самых ранних его полотен – Падение Икара (ок.
Таинственна жизнь и судьба Брейгеля. Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Человек Брейгеля обладает свободой выбора и ответственность за свои несчастья несет сам. Резко обрисовывая, порою упрощая формы, он выделяет характерные черты предмета, подчеркивая их плотным, красочно интенсивным пятном (красным, синим, зеленым, фиолетовым либо коричневым), особенно звучным на светлом фоне, умело используя при этом цветовые контрасты.
В 1564 году написана картина«Поклонение волхвов», а в 1565 году — цикл из шести картин «Времена года» (или «Двенадцать месяцев»), одна из которых в настоящее время утрачена. Но среди этих людей нет ни одного взрослого. Это – «Мизантроп», «Калеки», «Похититель гнезд» и в особом ряду стоит картина «Слепые».
Картина показывает интерес городского жителя, каким являлся Брейгель, к деревенской жизни. Два его сына, Питер Брейгель Младший (1564-1638) и Ян Брейгель (1568-1625), стали известными художниками. Его темное негритянское лицо резко контрастирует с белыми одеждами. с. 36-37), описывающих поведение людей в мире, где все «вверх тормашками». Двое, коленопреклоненные, протягивают Младенцу-Христу свои дары.
1485-1524) и Херри Мет де Блес (ок. Поскольку католицизм имел статус государственной религии, еретики представляли также и политическую угрозу. Некоторые считают его ортодоксальным католиком, другие – приверженцем еретической секты. Брейгель умер в Брюсселе 5 сентября 1569.
Видно веселье, с которым горожане празднуют масленицу. Весна» – одинакового формата и, вероятно, выполнены для одного заказчика. 1559Удалось идентифицировать более сотнипословиц и идиоматических выражений (см. 1480–1550).
«Поклонение волхвов» – это картина авторства Брейгеля Старшего изображающая маленькую деревушку, в которой под сумрачным зимним небом люди заняты своей обычной, не праздничной жизнью. А не решается долго. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. 1485-1524).
Местоположение определить трудно. 1485-1524) и Херри Мет де Блес (ок. В двух картинах – Избиение младенцев (ок. Эта убежденность рождается сознанием полнейшей слитности людей и природы. И при первом взгляде на картину у зрителя возникает вопрос: «Почему она так называется».
В картине Охотники на снегу (1565, Вена, Художественно-исторический музей) изображен мир, скованный зимней стужей. Все картины цикла — «Возвращение стад. Скорее всего это граничит с чрезмерным употреблением алкоголя.
Ощущение масштабной, поистине вселенской пространственной глубины достигается сочетаниями в дальних планах пейзажа прозрачных тонов, богатых теплыми и мягкими переходами. Полные света и воздуха пейзажи Брейгеля – как и у его духовного наставника Босха – контрастируют с пестрой мозаикой человеческих фигур, охарактеризованных остро схваченной позой, живым поворотом фигуры, социально типичной одеждой. Ренессансное представление о важности человеческой личности не вписывалось в художественные концепции Брейгеля. К выводу о том, на каком договоре между человеком и природой – читай Богом – держится мир, Брейгель ненавязчиво подводит своей картиной. На горизонте виден морской берег. В 1559 г. он создает произведение «Битва Масленицы и Поста». Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их. Его источник – эгоистическое сознание или безумие.
И Майкен узнает себя. Затем некоторое время прожил в Антверпене и в конце концов поселился в 1563 в Брюсселе. Отзвуком размышлений художника о смысле человеческой и природно-вселенской жизни была картина Падение Икара (1555-1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). Картина «Падение мятежных ангелов» создана на основе известного библейского сюжета и также изобилует зловещими босховскими персонажами. Убитые младенцы были закрашены.
Они требуют пристального рассмотрения. Волхвы одеты абсолютно буднично. Три женщины с граблями деловито направляются сгребать сено. Но на площади появились мулы, покрытые разукрашенными попонами.
Героем его картин стала не отдельная личность, а коллектив, народные массы. Его темное негритянское лицо резко контрастирует с белыми одеждами. Его фигурка – выражениенасмешки художника над пустыми и бесплодными религиозными спорами. Этот король-аскет, требовал строгого выполнения всех обрядов. В углу площади разыгрывается комическое сражение Масленицы и Поста. Цикл состоит из картин, посвященных временам года.
В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Резко обрисовывая, порою упрощая формы, он выделяет характерные черты предмета, подчеркивая их плотным, красочно интенсивным пятном (красным, синим, зеленым, фиолетовым либо коричневым), особенно звучным на светлом фоне, умело используя при этом цветовые контрасты. Их торцы объединят заниженные планы картин и т. д.
Забава с коньками в картине – не главное. В двух картинах -Избиение младенцев (ок. По левую сторону от Мадонны Валтасар. За ее спиной светлым силуэтом возвышается фигура Иосифа, внимательно слушащего прохожего. Настроение радости несет произведение «Сенокос».
Но строительству не видно конца, все выше возводятся стены. Пространство строится как отражение в сферической поверхности глаза или выпуклом зеркале. Настоящим завещанием стали его картины. Ее копию написал Брейгель Питер младший. Брейгель умер в Брюсселе 5 сентября 1569. Исполнила ли верная Майкен жесткое предписание мужа об уничтожении его смелой графики.
Но и противники тоже не вызывают симпатии художника. Смерть размножилась, ее костлявые скелеты мелькают везде. Перед Марией – трое волхвов. Жил в Антверпене, Брейгель учился здесь у Питера Кука ван Алста, затем создавал рисунки для издателя гравюр Иеронимуса Кока. Художник выбирает высокую точку зрения, завершая дальний план величественной цепью гор. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев.
Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Некоторые исследователи творчества Питера Брейгеля предполагают, что их было четыре, а «Сенокос» (Прага, Национальная галерея) к циклу не относится. Зима» и «Сенокос»— одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. В наиболее ранних живописных и графических произведениях художника сочетаются альпийские и итальянские впечатления и мотивы родной природы, художественные принципы нидерландской живописи (прежде всего Босха) и некоторые итальянские маньеристические черты.
А эта лампа погасла.
В конце февраля или в начале марта длилась веселая масленица, а затем наступал пост. Карел ван Мандер называет им богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который позже, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все картины в залог и так и не выкупил их. В картине «Игры детей» (из незаконченной серии «Четыре возраста человека») Брейгелем изображена улица, усыпанная играющими детьми, но перспектива ее не имеет предела, чем как бы утверждается, что веселые и бессмысленные забавы детей – своего рода символ столь же абсурдной деятельности всего человечества. Картина «Морской бой в гавани Неаполя» или «Неаполитанская гавань». На картине Жатва (1565, Нью-Йорк, Метрополитен) из этой же серии изображено залитое солнцем поле находящаяся на нем группа крестьян прервала свою работу для полуденной трапезы.
А фоном для царственно увядающей природы, служат величественные горы на горизонте. Однако в картинах Брейгеля господствует совсем иное настроение, чем в миниатюрах. БРЕЙГЕЛЬ, ПИТЕР (Brueghel, Pieter) (ок.
Один из сыновей, которого звали Питер Брейгель III, также станет художником. Все торопятся воспользоваться погожими деньками. На его рисунке Большая рыба поедает малую (1556, Вена, Альбертина) изображена мелкая рыбешка, вылезающая из лежащей на берегу огромной рыбины.
1566, Вена, Художественно-исторический музей) и Перепись в Вифлееме (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) – в качестве антуража используется типичный пейзаж покрытой снегом фламандской деревни времен Брейгеля. Если смотреть с него на окрестности, то можно увидеть, какая красота вокруг. Еще одна оригинальная работа Брейгеля находится в музее Метрополитен. Картина Питера Брейгеля «Битва Масленицы и Поста» имеет непосредственное отношение к театральному жанру фарса. Зима» и «Сенокос»— одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Отсюда эпическая широта повествования. Брейгель тонко чувствует поэзию сельского ландшафта, красоту сезонных изменений его облика, атмосферы, эмоционального строя и колорита: он живописует и бурное весеннее пробуждение природы ("Сумрачный день") и напряженный ритм жаркого летнего дня ("Жатва").
Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». В фантасмагорических картинах Питера Брейгеля Мужицкого начала 1560-х годов «Безумная Грета» и «Триумф Смерти» появляется личный оттенок – осуждение человеческого безумия, алчности и жестокости перерастает в глубокие размышления о судьбах людей, приводит мастера к картинам грандиозным и трагическим. Рядом с пламенным золотом щедрого лета Брейгель открывает для европейской живописи серебристое очарование северной зимы. На переднем плане широкая дорога, по которой туда-сюда снуют крестьяне, мужчины и женщины. которую при делании можно было бы разыграть на конкретной сцене. В течение 1552 и 1553 Брейгель путешествовал по Италии и добрался даже до Сицилии.
Как известно искусство Артсена надломилось именно в эти годы. 1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). Но Брейгель видит в народе главное – энергию, трудолюбие, цельность мировосприятия – и находит в наблюдениях над его "трудами и днями" разрешение основных занимавших его проблем человеческого бытия. В серии картин "Месяцы" (1565) сменяющие друг друга времена года неразрывно объединены с сезонным трудом крестьян. Ветки вербы в руках одного из персонажей указывают на вербное воскресенье. Неизвестно, где родился Брейгель, но он часто бывал в сельской местности и хорошо знал крестьянскую жизнь. Возможно, вот таким образом мастер помещает в сюжеты символ веры – храм. перспектива крыш домов не подчинена принципу единой точки схода (сравним, например, левый ряд уходящих вниз и вдаль домов).
Впрочем, это всего лишь осколки истины, добытые с миру по нитке. Она отражает изменение мира и его восприятия. Почему монах, покидая обманчивый мир, уносит с собой кошелек. Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода этот человек очень похож на Альбу значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом.
Картина «Падение Икара». Одна из таких постановок мистерии осв. Несомненно идея "Месяцев" навеяна календарными миниатюрами часословов XIV-XV вв. Яркие, красочные пятна их одежд создают впечатление мелькания, быстрого движения.
Выражения их старческих лиц похожи на гримасы.
Но не будем торопиться. Он вновь всемогущ. Продолжается строительство. Виселицы ассоциировались с испанским правлением, когда власти начали приговаривать к позорной смерти через повешение предикантов, а сам террор Альбы держался почти исключительно на слухах и доносах.
За столом стоит человек в шляпе адвоката. Следующий уже запнулся за него. Однако было бы неверно отрицать философско-пессимистический оттенок ранних работ Брейгеля. И кажется, что нет на свете игры, которую не показал бы здесь художник.
Невидимые за ними переходы планов мысленно дополнялись зрителем. В этом отношении мировосприятие Питера Брейгеля не составляло исключения. «Возвращение стад. В этой картине, по сравнению с предыдущими, произошла важная перемена. Так образовалось поликультурное общество, где особенно остро возникали проблемы общения, прежде всего на религиозной почве. На картине Слепые (1568, там же) шестеро слепцов, шатаясь идут цепочкой к ручью, в который первый из них уже свалился.
Пейзаж, который мы видим сверху, – это долина с замерзшей рекой и деревеньки.
Крестьянин достал из корзины хлеб и режет его на большие куски. Тогда для того, чтобы продолжить звено "Охотники на снегу" – "Пасмурный день" (январь – февраль), необходимо, чтобы у картины иллюстрирущей март, первый завышенный план располагался в левом углу, а два завышенных-сектора-плана образовывали единый сегмент. В течение 1552 и 1553 Брейгель путешествовал по Италии и добрался даже до Сицилии.
Среди них много солдат с пиками, острия которых устремлены к небу. Где и как могли располагаться эти картины.
«Жатва» является одной из немногих картин Брейгеля, на которых царит умиротворённость и спокойствие. сентября 1569 года мастера Питера Брейгеля не стало. Тот же контраст убогости переднего плана и пейзажной идиллии вдали предопределяет основной образный лейтмотив Калек (1568, Париж, Лувр). Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными».
«Крестьянский праздник». Конец лета, уборку урожая отразил на картине Питер Брейгель младший.
Труд его вечен, так как неразрывно связан с природой. Если у итальянцев модель мира располагалась. В центре панорамы ада в "Безумной Грете" – не Смерть или Дьявол, Владыка Зла, но будничный человеческий порок: гротескная фигура маркитанки в солдатских обносках, с узлом ворованных вещей и озлобленные деревенские бабы, которые грабят брошенный хозяевами дом.
Но больше всего жителя равнин поразили горы. У входа, внутри и вокруг хлева, где Мария произвела на свет Младенца-Христа, толпятся насмехающиеся над событием люди, выражение их лиц крайне жестоко. У края поля часть скошенной пшеницы уже сложена в копны и скирды. Башня была гигантским олицетворением тщеты. Все это рано или поздно исчезнет.
На картине Мизантроп (1568, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) помещена надпись: «Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах» и изображен злобный карлик, крадущий кошелек у мрачного старика. А рядом на лугу его собирают в стога. Главное – это повседневная жизнь, которая бурлит, суетится. На полотне видна цельность композиции и рисунка. Одно из самых ранних его полотен -Падение Икара (ок. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев.
Новая ступень в искусстве Брейгеля начинается с 1559 года, когда он создал картину «Битва Масленицы и Поста», представляющую площадь фламандского городка, всю кишащую маленькими суетящимися, подвижными фигурками ряженых, нищих, гуляк, монахов и торговок. Его взгляд строго объективен, а размещение фигур – точность математика. 1485–1524) и Херри Мет де Блес (ок. Возвращаясь оттуда в 1554, он изучал Альпы.
На картине изображено пшеничное поле на холме. Молодая вдова похоронила его в брюссельском соборе Нотр Дам де Шанель. Каждая из этих картин и особенно «Игры детей», является ироническим комментарием к бесцельности человеческой деятельности.
Вся их деятельность происходит в тишине морозного воздуха. И по стилю и по колориту картина явно отличается от работ отца. Тот же контраст убогости переднего плана и пейзажной идиллии вдали предопределяет основной образный лейтмотив "Калек" (1568). Последние произведения великого живописца свидетельствуют не только об углублении его драматургического таланта – особой утонченности достигает в них и его живописное мастерство, претворяющееся в нежных тональных переливах красочного слоя. В конце своей жизни Брейгель еще раз – в пейзажной живописи – в картине "Сорока на виселице" (1568) заявит о своей привязанности и родстве со всем, что живет и умирает.
Картины до того реальны, что кажется до нас долетает легкий, едва уловимый запах пахучей сырости уже начинающей загнивать, желто-багровой листвы. Что стоит за этим. Среди них много солдат с пиками, острия которых устремлены к небу. Выдающийся кинорежиссер Андрей Тарковский для своего фантастического фильма «Солярис» из всех мировых шедевров земного художественного пейзажа выбрал именно эту картину.
Так, в картине "Охотники на снегу" зима под кистью художника предстает равниной, сияющей сплошной белизной нетронутого снега, открывающейся зрителю внезапно и с высоты, словно в полете зеленовато-серое небо невольно хочется назвать небесным сводом: так оно холодно и спокойно. Это было окончательно подтверждено при расчистке картины, когда была отделена 2, 5-дюймовая (примерно 6, 35см) деревянная планка, приделанная к нижней части картины, под которой была обнаружена подпись (BRVEGEL) и дата (LXV), в точности совпадавшие с тем, как подписывал свои произведения Питер Брейгель Старший5. В прославленных Слепых (1568, Неаполь, Национальный музей Каподимонте) евангельская притча использована для воплощения идеи о слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой-фортуной. Немного в стороне уже стоит несколько снопов. У края поля часть скошенной пшеницы уже сложена в копны и скирды. В центр мира художник поставил судьбы живых людей, о которых никто не пожалеет.
Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Именно в этом слиянии труды и дни людей обретают строй осмысленный и высокий. Возвращаясь оттуда в 1554, он изучал Альпы.
Из портретов, приписываемых Брейгелю, только один несомненно принадлежит ему. Место рождения и обстоятельства его жизни в юности по большей части неизвестны. Все картины цикла – «Возвращение стад.
В картинах Битва поста и масленицы (ок. Один работник утомился и спит, раскинув руки и ноги. Посмотрите на полотно «Охотники на снегу», отвлекитесь на несколько мгновений от вечных житейских мыслей и вас пронзит холодное веяние, услышите тихий шорох, взлетевшей с обледеневшей ветки, сороки-белобоки – он так хорошо различим при морозе. Продолжая традиции Босха и Луки Лейденского, Брейгель необычайно расширил тематику жанровой живописи, ярко раскрыв в своих произведениях единство человека и плодоносящей природы, находящейся в бесконечном движении и обновлении, показал современную жизнь, напряженность предреволюционной поры, воплотил национальное своеобразие характера народа, в первую очередь крестьянства, его типы, нравы, жизненный уклад, неистощимую жизнелюбивую энергию. Брейгель умер в Брюсселе 5 сентября 1569.
Это будни фламандской деревни. 1525-1569), последний великий художник эпохи Возрождения в Нидерландах. Описание: Картина «Жатва» принадлежит к циклу картин Брейгеля известных под общим названием «Времена года». Начинал творчество как рисовальщик с 1551 года выполнил для антверпенского издателя Иеронима Кока свыше 135 рисунков, переведённых в гравюру различными мастерами и имевших грандиозный успех: величавые панорамы альпийских пейзажей, открывающиеся с высоты птичьего полёта (в 1552-1553 годах Брейгель Старший совершил поездку в Рим через Францию, во время которой исполнял рисунки) и аллегорические композиции с многочисленными мелкими фигурками, напоминающими монструозные образы Иеронима Босха (серии «Семь смертных грехов», 1558 год «Семь добродетелей», 1559-1560 годы «Морские корабли», 1564 – 1565 годы и другие). Огромная башня занимает большую часть площади картины. Как и другие работы мастера, она имеет множество планов, каждый из которых характеризуется тонкой проработкой деталей.
Скелет, стоящий рядом, показывает на песочных часах, как время его жизни утекает. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». На самом деле "проверка правильности перспективного построения (имеется ввиду прямая перспектива) здесь в большинстве случаев просто бессмысленна. Казалось бы, смысл картины ясен. Весна».
Под картиной подпись: Так как мир так обманчив, я ношу траур. «Жатва» является одной из немногих картин Брейгеля, на которых царит умиротворённость и спокойствие. У них родилось семь детей, многие из которых умерли в раннем детстве.
И хотя Брейгель находит в нем истинную красоту (не случайно тонкое живописное решение картины), его маленькие герои столь же занятны, сколь и ничтожны, в такой же мере жизненны, как и гротескны – между человеческим лицом и маской карнавального шута разницы порой не существует. Брейгель осовременил историю и солдаты у него носят форму Испанской армии и их немецких наемников. Здесь же они выстраиваются в очередь с курами и яйцами.
Переписав отцовскую картину, затронул эту тему Питер Брейгель-младший. Лето» и «Сумрачный день. Считается, что Брейгель был учеником Питера Кука ван Альста, а позже сотрудничал с издателем Иеронимусом Коком, который гравировал многие рисунки Брейгеля. Поодаль стоят виселицы с повешенными.
Важна ловушка, которая сделана из двери для глупых птах, которых поджидает ловец. По левую сторону от Мадонны Валтасар. Работа «Охотники» показывает, как предполагается, декабрь или январь. «Возвращение стад.
На горизонте виден морской берег. У края поля часть скошенной пшеницы уже сложена в копны и скирды.
Он связывает себя узами брака в 1563 году с Марией Кук, дочерью своего бывшего учителя и наставника Альста. Эту работу отца повторил Питер Брейгель-младший. А человек. «Избиение младенцев» продана не менее чем в 14 копиях. В год иконоборчества Брейгель написал Проповедь Иоанна Крестителя (1566), провозгласившего, согласно Библии, явление Мессии.
Три уставших охотника со стаей гончих возвращаются с небольшими трофеями домой. Осужденных утопить уже одели в белые саваны и спускают на воду. Согласно Ван Мандеру, Питер Брейгель (иногда его имя пишется Breughel или Bruegel) стал членом гильдии св.
Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Они настойчиво, сознательно воплощают трагизм реальной, современной художнику жизни. На первом плане группа крестьян расположилась со своей скромной трапезой. В центре изображен зрачок», вокруг него по окружности, разделенной на сегменты, представлены сцены человеческих грехов.
Именно эту смену парадигмы отразил Брейгель в своей картине. Повседневная жизнь не представляется ему бессмыслицей. Бог далеко и надзирает за деяниями людей. Поля пшеницы, которую предстоит убрать крестьянам, расположены и на холме. 1560, обе – Вена, Художественно-исторический музей), Нидерландские пословицы (ок. Но многие поздние работы свидетельствуют о растущем интересе художника к индивидуальным персонажам.
Народное веселье предстает не частным жанровым эпизодом, но наглядным обобщающим утверждением жизнелюбивой энергии, таящейся в глубине крестьянских масс и в "смеховой культуре", прорывающейся наружу наперекор силам социального и национального угнетения. В течение своей жизни Брейгель являлся жителем двух очень богатых городов – сначала Антверпена, а позже Брюсселя, резиденции габсбургского испанского регента. По темпу роста Антверпену не было равных в Европе, он стал новым финансовым и экономическим центром западного мира. Картина заполнена маленькими фигурками людей, похожими на кукол-марионеток. Двое, коленопреклоненные, протягивают Младенцу-Христу свои дары. Надо сказать, что для этого времени вообще характерно прямое уподобление людского общества природным явлениям и обратно (например, один крупный ученый считал Землю и прочие небесные тела живыми существами, а людей и зверей – насекомыми, паразитирующими на их коже). Башней – отбрасывающей тень – вопреки всем законам природы – не на землю, а на небо Брейгель писал "Вавилонскую башню" по крайней мере три раза. Сохранились Вавилонская башня (1563) и "Малая" Вавилонская башня (ок. 1563).
С 1558 г. мастер всерьез занимается творчеством, работая помногу часов каждый день. «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц» изображает ясное утро вместо хмурого дня. Мы знаем, что этот шар обозначает мир. Здесь еще острее выражает характер народа, а главные персонажи обретают невиданную мощь. Но город вдруг резко обрывается и улица выводит нас прямо к реке.
Охотники несут острые пики и ягдташи. Его поза напоминает лежащего человека в другой известной картине Брейгеля – «Страна лентяев». Об одной из последних работ Брейгеля – «Сорока на виселице» (1568, Музей земли Гессен) – ван Мандер пишет, что «он завещал жене картину с сорокой на виселице. А в это время остальные развлекаются на пруду, катаясь на коньках и санках или играют в аналоги гольфа и кёрлинга. На картине изображено пшеничное поле на холме. Художник изобразил полдень. В картине Вавилонская башня (1563, Вена, Художественно-исторический музей), наполненной босховскими персонажами, сама башня размещена на фоне сельского пейзажа, очень похожего на Фландрию 16 в. Возможно, самые величественные картины Брейгеля – пять пейзажей, называемые Времена года или Месяцы (1565) изображающие фламандскую сельскую природу в разное время года. Картина связана со словами евангельской притчи (Матфей 15:14) – "а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму".
Слева гостиница, на ней вывеска с надписью "Dit is inden Hert" («У оленя») и изображением святого, стоящего на коленях перед оленем. Исчез в морской пучине, не успев даже (по Овидию) выкрикнуть имя отцово. Величие Брейгеля заключается в утверждении неразрывной связи между человеком и природой, а также в глубоко человечном видении христианской истории как живой реальности. Кое-кто занимается хозяйственными делами, возит на телеге или носит хворост. Картина полна покоя и умиротворения. В самом отдалении человека приготовили к колесованию. Различные пороки – скупость, себялюбие, чревоугодие, любострастие и т. д. - воплощаются в образах живых людей их конкретных поступках ("Фламандские пословицы", 1559).
Кажется, что Апокалипсис уже наступил. Постепенно трагическое и экспрессивное мироощущение художника сменяется горьким философским размышлением, настроением печали и разочарования. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. И это подтверждают его праздничные монументальные сцены Крестьянской свадьбы. Охотники не пропадают, не растворяются в огромном пейзаже.
И при всей своей фантастичности они несут в себе острое ощущение реальности. В центре внимания – пронизанный солнечным светом исполненный величия морской пейзаж и сцены мирного сельского труда на переднем плане. Питеру Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить еретиков в Нидерландах вошла в Брюссель. БРЕЙГЕЛЬ, ПИТЕР (Brueghel, Pieter) (ок.
1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). «Жатва», конечно, отличается в деталях от полотна отца. 1480-1550). Сцены сельских работ, служившие в Средние века своеобразными символами соответствующих месяцев (например, фигурка косца обозначала июнь, жнеца – август), занимают в его картинах хотя и важное, но отнюдь не главное положение. Художник сделал не менее 25 копий с этой работы в разных форматах. В то же время это уже чисто ренессансное произведение, в нем заметно влияние итальянской живописи Возрождения, богатство которой Брейгель мог видеть во время своего путешествия. Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода этот человек очень похож на Альбу значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом. К таким картинам относятся «Притча о слепых», «Разоритель гнёзд» (другое название— «Крестьянин и разоритель гнёзд»), «Калеки» и «Мизантроп».
Во-первых, оно отстало почти на столетие. И почему Брейгель сделал кошелек красным и придал ему форму сердца. Картина «Игры детей». Виселицы ассоциировались с испанским правлением, когда власти начали приговаривать к позорной смерти через повешение предикантов, а сам террор Альбы держался почти исключительно на слухах и доносах. Теперь их отдаляет от этого места огромное расстояние.
Художник рассматривал пейзаж не просто как декорацию, но как арену, на которой разворачивается человеческая драма. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. На первый план выходит крестьянин, утоляющий жажду из огромного жбана. Снег недавно выпал: ноги охотников проваливаются и оставляют в снегу глубокие следы. На картине Брейгеля-сына Мария с младенцем почти незаметны. Мир изменился – из маленького замкнутого пространства он превратился в необъятный космос.
На тему пороков и добродетелей Брейгель создает и циклы рисунков (1557, 1559), предназначенные для воспроизведения в гравюрах. Сюжеты реальной жизни, получающие сатирическое или трагическое звучание, всегда претворяются у него в богатое, красочное зрелище. В этом произведении закладываются основы миропонимания, которое получает развитие в дальнейшем творчестве Брейгеля.
Его современники вели ожесточенные диспуты об истинной вере. Несмотря на зимний и хмурый день, долина заполнена людьми.
С холма открывается идиллический вид на дальние поля, деревья и дома. Питер Брейгель-старший (1563-й – год создания произведения) взял за образец римский Колизей. В поздних произведениях Брейгеля углубляются настроения пессимистического раздумья. Поводырь уже упал в пруд. Возможно, это великомученик Евстафий, покровитель охотников. Кроме того, обычно крестьяне приносили десятину зерном.
Всевластное солнце, озаряющее все вокруг, вот подлинный герой Падения Икара. Нидерландские пословицы. Пейзаж на дальнем плане абсолютно другой. Две другие— «Жатва. В последние годы жизни Брейгель пишет довольно мрачно и жестко.
Это вид из небольшого окошка на центральную городскую площадь. В Триумфе смерти (ок. С любовью и вниманием художник изображает жизнь народа, переиначивая картины своего отца. На стороне Масленицы Брейгель поместил две удаляющиеся фигуры. В эпоху Брейгеля существовало иное отношение к мифу об Икаре.
В поздних произведениях Брейгеля углубляются настроения пессимистического раздумья. Брабантская долина плохо сочетается с альпийскими утёсами и немецким замком у их подножия. Во второй из них Иосиф и Мария едва различимы среди городского люда. Одни на головах, другие на повозке переносят собранный урожай.
Весна» — одинакового формата и, вероятно, выполнены для одного заказчика. 1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). Мастер изображает героев крупном масштабе (что не характерно для работ этого живописца), а сюжет несет в себе пафос и жесткую рациональность. Слева от них, на улице, перед гостиницей «У оленя», находится семья, которая разжигает огонь, чтобы опалить свинью. Это произведение приобретено Карлом II в 1662 году.
Но он кроется не столько в литературно-иносказательной стороне его картин и даже не в морализировании его сатирических рисунков исполненных для гравюр (циклы «Пороки» – 1557, «Добродетели» – 1559), но в особенностях общего взгляда художника на мир. Один человек заставляет глобус крутиться на своем большом пальце (плясать под его дудку), а другой никак не дотянется от одной булки до другой — то есть с деньгами у него туго. Картина «Падение мятежных ангелов». Поле зрения художника заметно сузилось. Впечатление зловещей фантастичности усилено еще и тем, что Питер Брейгель представил Смерть в виде бесчисленных полчищ воинов-скелетов, влекущих толпы людей – кардиналов и королей, крестьян и солдат, женщин и монахов, рыцарей, любовников, пирующих – к огромному распахнутому гробу.
С холма открывается идиллический вид на дальние поля, деревья и дома. Картина «На пути в Египет» или «Пейзаж с бегством в Египет». После переезда в Брюссель художник создает фантасмагорические полотна «Триумф Смерти», «Безумная Грета» и «Падение мятежных ангелов». Эти идеи Брейгель развивает в картинах «Фламандские пословицы» (1559 Берлин) и «Битва Масленицы и Поста» (1559 Вена, Музей) и особым образом в картине «Игры детей» (1559 Вена, Музей). На горизонте виден морской берег. Никто из них не замечает бьющих по воде ног Икара, тонущего далеко от берега. Человечек помещен в прозрачный шар, увенчанный крестом.
И не случайно фигуры крестьян являются средоточием всех цветовых и композиционных линий. Наиболее интересны изображённые на переднем плане фигуры крестьян-жнецов. Уже в ранних исполненных с натуры рисунках и акварелях (1552-1553) изображающих грандиозные панорамы Тироля, Альп, виды родной страны, Брейгель проявил себя как новатор пейзажа, обнаружив целостное органическое чувство жизненных сил природы в единстве и бесконечном разнообразии ее проявлений. К таким картинам относятся «Притча о слепых», «Разоритель гнёзд» (другое название – «Крестьянин и разоритель гнёзд»), «Калеки» и «Мизантроп».
Вдали виднеются картины гордого Вавилона. В творчестве Брейгелей, в особенности младшего, очень сильны противостояние зла и добра, философские подтексты о бренности земного, насмешка, как, например, в картине «Алхимик» по гравюре отца. Две другие— «Жатва. Все застилает едкий дым.
Во-вторых, у художников не было великих образов греко-римской культуры. Известно по крайней мере пять ее авторских версий. Но однажды афинский герой Тесей убил чудовище, а Дедал помог Тесею бежать. Действие происходит в жаркий летний день. Это заставляет народ обратить внимание на малозаметное здание, которое находится слева.
Он показывает лучшие и худшие черты. Во всех этих работах очевидно стремление преобразить небольшую по размерам картину в грандиозную панораму, таковы, например, «Неаполитанская гавань» (Рим, Галерея Дориа-Памфили), «Падение Икара» (Брюссель, Королевский музей изящных искусств), гравированные Иеронимусом Коком рисунки. Художник в картине «Битва Масленицы и Поста» создает всеобъемлющую сцену народного веселья.
(Вряд ли для него могли отвести такое огромное помещение). Человек для Брейгеля уже не космическая пылинка, как некогда в Падении Икара. Наверняка художник не имел недостатка в просьбах написать портреты своих современников, но судя по всему, Брейгель подобных заказов не принимал. За спиной у одного из них – убитая лиса. Всего лишь живая пылинка, мелькнувшая в солнечном луче. Место рождения и обстоятельства его жизни в юности по большей части неизвестны.
На лицах – беспомощность и ужас. Жизнерадостная феерия празднества наводит на мысли, не лишенные ни горечи, ни иронии. Об одной из последних работ Брейгеля — «Сорока на виселице» (1568, Музей земли Гессен) — ван Мандер пишет, что «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Осень», «Охотники на снегу. Это никому не известно ибо завещание Питера Брейгеля Старшего не сохранилось.
Осень», «Охотники на снегу. В 1564 году написана картина «Поклонение волхвов», а в 1565 году – цикл из шести картин «Времена года» (или «Двенадцать месяцев»), одна из которых в настоящее время утрачена. Питер Брейгель, как бы глядя на мир сквозь призму Босха, создает жуткий «панегирик» Смерти. Здесь сказались и кризис былой веры в человека и беспредельное расширение кругозора.
Брейгель женится на Мейкен Кук, дочери своего первого учителя, становится отцом двоих детей (впоследствии знаменитых художников – Питера Брейгеля Младшего и Яна Брейгеля Бархатного), получает от Совета города почетный заказ на увековечение торжественного открытия канала между Брюсселем и Антверпеном. 1566, Вена, Художественно-исторический музей) и Перепись в Вифлееме (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) – в качестве антуража используется типичный пейзаж покрытой снегом фламандской деревни времен Брейгеля. Она и сама была опытной художницей известной своими миниатюрами. Затем некоторое время прожил в Антверпене и в конце концов поселился в 1563 в Брюсселе.
Никто из них не замечает бьющих по воде ног Икара, тонущего далеко от берега. В результате получается ритмическое чередование: завышенный план (сегмент горы) – заниженный план (долина)" активное начало – эпизоды человеческой деятельности, пауза -зрелище жизни природы в ее годичном цикле. Благодаря этому создавалось впечатление что дом, где находился зритель, стоит на том же холме, на котором расположены и дома изображенные на картинах и так же включен в годичный круговорот природы. С 1561 года и до конца жизни Брейгель живет в Брюсселе.
К таким картинам относятся «Притча о слепых», «Разоритель гнёзд» (другое название— «Крестьянин и разоритель гнёзд»), «Калеки» и «Мизантроп». Но остаетсяеще три произведения. Перед нами городские дома и уходящая вдаль длинная прямая улица. В этой картине действие также происходит в городе. Может быть, в образе монаха Брейгель показал лицемера, его показную набожность. Коренастые фигуры его поселян их сгорбленные спины, тяжеловесная поступь, грубые одежды, простодушные лица не лишены черт гротеска. Реальность их – в необычайно непосредственном ощущении духа времени.
Движения их полны природной силы, непринужденности, достоинства. Люди одеты в карнавальные костюмы. Зима», «Сенокос», «Жатва.
На картине, двигаясь цепью и держась один за другого, медленно идут слепые. Мы можем видеть неясные силуэты и части скрючившихся за работой тел. В 1561-1562 годах Брейгелем создаются картины, объединенные предчувствием надвигающихся исторических катаклизмов: Триумф смерти (Мадрид, Прадо), Падение мятежных ангелов (Брюссель, Королевский музей изящных искусств), Безумная Грета (Антверпен, музей Майер ван ден Берг), Битва израильтян с филистимлянами (или Самоубийство Саула, Вена, Музей истории искусств). По колориту картина сына ярче, веселее, в ней больше киновари.
Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. В 1565 году были написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. Меж тем официальная доктрина это отрицает. Ни один другой художник не изображал осеннюю природу с такой правдивостью, как Брейгель. К типично нидерландскому дому в центре картины пристроена легкая лоджия, напоминающая южную итальянскую архитектуру.
Простой народ и аристократы – все равны перед смертью.
Более тридцати из приблизительно сорока пяти картин Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Выражения их старческих лиц похожи на гримасы. Брейгелю же, видимо в связи с испанскими репрессиями, пришлось переехать в Брюссель. На дальнем плане повозка с ним нагружена уже доверху.
Супруги обосновались в Брюсселе. ". Горящая лампа часто связывалась с разумом, освещающим путь человека.
Никто не придет им на помощь. Да и копья охотников направлены также. В последней картине царят силы разрушения, неумолимый рок. Брейгель же показывает, что природное, неокультуренное начало является неотъемлемой частью человека. В картину "Битва Масленицы и Поста", где запечатлен народный праздник на улицах фламандского городка, он включает множество конкретно-бытовых, метко охарактеризованных эпизодов.
На дальнем плане – выжженная земля, полыхают огни пожаров. Кто-то катается на коньках или санках, кто-то тушит пожар на крыше, кто-то носит хворост. Это «Невеста». Рамы играли роль оконных переплетов. А где же он сам – герой, которого представляли чуть ли не Богом. К таким картинам относятся «Притча о слепых», «Птицелов и разоритель гнёзд», «Калеки» и «Мизантроп».
Считается, что Брейгель был учеником Питера Кука Ван Альста, а позже сотрудничал с издателем Иеронимусом Коком, который гравировал многие рисунки Брейгеля. Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог, а затем так и не выкупил их.
Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода сходство этого персонажа с Альбой намекает на сравнение короля Филиппа II с Иродом. В картине используются такой яркий цвет, как киноварь, а также богатейшие сине-зеленые оттенки. Вместо них нарисовали продукты и животных. Народ здесь представлен как безымянная, пассивно страдающая масса, лишенная сильной воли. «Охотники на снегу» (нидерл.
В 1551-1552 годах молодой художник совершил путешествие в Италию, после чего жил в Антверпене, затем в Брюсселе. Уже в ранних исполненных с натуры рисунках и акварелях (1552-1553) изображающих грандиозные панорамы Тироля, Альп, виды родной страны, Брейгель проявил себя как новатор пейзажа, обнаружив целостное органическое чувство жизненных сил природы в единстве и бесконечном разнообразии ее проявлений. Под видом "Переписи в Вифлееме" (1566) изображено взимание испанцами налога с фламандского народа, в "Избиении младенцев" (1566) – нападение испанского карательного отряда на мирную деревню. В центре у куста – ловушка для птиц. В 1567 – 1569 гг.
Для кальвинистов почитание материальных образов было идолопоклонством. Картина связана со словами евангельской притчи (Матфей 15:14) – «а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Рядом с мужчиной – женщина с фонарем.
Более крупным планом даны жители деревни. Лишь пара беспомощно взбрыкнувших над морем мальчишеских ножек – и круги по воде. Она полна необходимой деятельности и связывает в единое целое человека и мироздание. Является ли сделанная нами реконструкция модернизацией художественной системы Брейгеля. Художник вслед за отцом всматривается в деятельность людей, но видит в их действиях смысл, в то время как отец его не усматривал изображая жизнь как пустую суету.
Их гибель предначертана. Осень», «Охотники на снегу. Слепые идут за слепым поводырем страшны их пустые глазницы на бледных запрокинутых лицах их ощупывающие руки и неверные шаги под гору, прямиком в реку, куда уже свалился их слепой поводырь и падает идущий вслед за ним, а остальные идут покорно, еще ничего не зная. На картине Слепые (1568, там же) шестеро слепцов, шатаясь идут цепочкой к ручью, в который первый из них уже свалился. «Жатве», как считается, соответствует август. Во второй из них Иосиф и Мария едва различимы среди городского люда. Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей.
Это картина «Голова крестьянки» 1564 года. Таков гениальный Шутник до той поры, пока не решается завести семью. Под видом Переписи в Вифлееме (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) изображено взимание испанцами налога с фламандского народа, в Избиении младенцев (1566, Вена, Музей истории искусств) – нападение испанского карательного отряда на мирную деревню.
Шестнадцатый век принес с собой новое отношение к миру. Зима», «Сенокос», «Жатва. Два его сына, Питер Брейгель Младший (1564-1638) и Ян Брейгель (1568-1625), также стали известными художниками. Бабушка была вдовой плодовитого художника Питера Кука ван Альста. Множество строителей – каменщиков, плотников – трудится на строительстве башни. «Падение Икара» создана Брейгелем в 1558 году.
Брейгель Старший, Питер (Brueghel, Pieter) (ок. «Я скорее пожертвую ста тысячью жизнями, чем перестану преследовать еретиков». Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. На спине у мужчины – что-то напоминающее мешок.
Картина «Триумф Смерти». Далее к марту присоединяется картина иллюстрирующая апрель. Он читает их по-другому.
Согласно Ван Мандеру, Питер Брейгель (иногда его имя пишется Breughel или Bruegel) стал членом гильдии св. Гибель античного героя, дерзновенно устремившегося к солнцу, оказывается тут мелким эпизодом Брейгель изображает лишь торчащие вдали из воды ноги Икара, канувшего в море. Аполлонии нам известна по миниатюре Фуке, Круглая площадка делилась перегородками наподобие "лож"" (от пяти до восьми). Некоторые искусствоведы предполагают, что сюжет взят мастером из старинной притчи. Его, кстати, на картине нет. В картине Вавилонская башня (1563, Вена, Художественно-исторический музей), наполненной босховскими персонажами, сама башня размещена на фоне сельского пейзажа, очень похожего на Фландрию 16 в. Произведения Питера Брейгеля вплоть до ХХ века были скрыты в недрах частных коллекций.
Безмятежный период творчества Питера Брейгеля (картины-притчи на темы фламандского фольклора) внезапно обрывается в 1561 году, когда художник создает сцены в картине «Триумф Смерти», своей зловещей фантастичностью далеко превосходящие Босха. Лето» и «Сумрачный день. Их крестьяне заботливо уложили возле деревьев, но поле бесконечное, жать еще много.
Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что: «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Здесь он женился и достиг процветания, пользуясь признанием современников и получая более чем достаточное количество заказов от влиятельных покровителей. Одна из сорок летит опять же параллельно этой диагонали. И, подобно гениальному русскому мужичку, поздно приступив к наукам и художествам, вскоре блистательно все наверстал. В 1567 г. была выполнена, можно сказать, масштабная работа – «Крестьянский танец». Одно из самых ранних его полотен – Падение Икара (ок. Насколько известно, Брейгель не писал заказных портретов и обнажённых фигур.
Характер композиции подводит итог мощной силы этого социального слоя. Солнце печет и люди сгрудились, сидят близко друг к другу, чтобы попасть в тень дерева. Но в этой картине нет и тени издевки над героем античных времен. Смерть с косой уничтожает все на своем пути. В последней картине царят силы разрушения, неумолимый рок.
Прерывисто-неравномерный ритм движения фигур развивают тему неминуемой гибели. Вопрос о бренности и хрупкости любой жизни. Икар упал в море и погиб. Скорее всего – это плод фантазии художника. Во время работы можно видеть бескрайние просторы, а вдали раскинулось серо-голубое море. Действие происходит в жаркий летний день.
Принято считать, что это разрозненная серия из двенадцати (или шести) картин. Потрясен древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения, морскими стихиями и живописными гаванями Средиземноморья. Поступок Дедала вызвал гнев Миноса. Картина Брейгеля – осуждение гордыни и высокомения.
Они сидят на туго связанных снопах. Где же Икар и при чем здесь его падение.
Так и зрячих, которые, кажется, видят дорогу, провидение ведет зачастую в пропасть. Вся эта конструкция из камня, такая прочная и так умело построенная, когда-нибудь уподобиться песку на морском дне. Это все, что осталось от дерзкого Икара, воспарившего к самому солнцу. Считается, что она соответствует позднему лету (августу) или двум месяцам (июлю — августу или августу — сентябрю). Согласно Ван Мандеру, Питер Брейгель (иногда его имя пишется Breughel или Bruegel) стал членом гильдии св.
Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». Вы словно побываете вместе с мастером на зимней охоте. Затем некоторое время прожил в Антверпене и в конце концов поселился в 1563 в Брюсселе. Однако влияние Брейгеля куда шире.
В начале 60-х годов XVI столетия происходят перемены в личной жизни Брейгеля. Остальные пока ни о чем не подозревают, но скоро все будут вместе.
У Овидия все столбенеют при виде несущихся вольно по небу Дедала с Икаром. Везде бурлит жизнь. Это символ «перевернутого мира, вселенной», где все наоборот. Икар упал с неба, но этого даже никто не заметил.
Создатель Триумфа Смерти заслуженно считается предтечей современного сюрреализма. Большинство ест из глиняных мисок простоквашу. Художник рассматривал пейзаж не просто как декорацию, но как арену, на которой разворачивается человеческая драма. 1480-1550) и Иоахим Патинир (ок. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой.
Третий вот-вот оступится. Конечно, первоначально такое умиротворенное произведение создал отец. В написанной около 1562 года картине «Триумф Смерти» Брейгель, как бы глядя на мир сквозь призму Босха, создает жуткий «панегирик» Смерти: в зареве пожаров ставшая бесплодной и безлюдной земля, покрытая столбами с колесами пыток и виселицами на горизонте – такое же пустынное море с гибнущими кораблями. С холма открывается идиллический вид на дальние поля, деревья и дома. Такой картиной стала, например, «Управление сборщика налогов». Некоторые из них продолжают работу, а другие едят и отдыхают у дерева.
Но ни одно из трех произведений ("Сенокос" "Жатва", "Возвращение стад") ни композиционно, ни по временной последовательности не составляют единства. В картине «Безумная Грета» (другое название «Сумасшедшая Мэг») старуха, фольклорный персонаж, в латах и со шпагой готовая ринуться в адскую пасть – преисподнюю лишь бы насытить свою жадность – олицетворение алчности и порока.
Очень впечатляет картина «Вавилонская башня». Cвою творческую деятельность Брейгель начал как график.
1480-1550). Его поглотила морская пучина. Вместе с братом Яном (которого называли Бархатным, Райским или Цветущим) и сестрой Мари он стал жить у своей бабушки Мейке Верхюлст.
«Хмурый день» (весна), «Жатва» (лето), «Возвращение стад» (осень), «Охотники на снегу» (зима) – эта необыкновенная природная панорама – настоящий апофеоз пейзажа в искусстве живописи. Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода сходство этого персонажа с Альбой намекает на сравнение короля Филиппа II с Иродом. Более тридцати из приблизительно сорока пяти картин Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Осень», «Охотники на снегу. В этой схеме встают на свои места и остальные три сохранившиеся картины ("Сенокос" – июнь "Жатва" – август и "Возвращение стад" – ноябрь).
Каждое время года – это неповторимое состояние земли и неба. «Жатва» является одной из немногих картин Брейгеля, на которых царит умиротворённость и спокойствие4. Собранный по крупицам и представленный, наконец, во всем своем творческом могуществе Питер Брейгель Старший сразу убрал с пьедестала своих сыновей – художников Питера Младшего (Адского) и Яна Бархатного (Райского), преуспевших в карьере и славе куда больше отца. 5 ноября 1588 года Брейгель Питер младший женился на Элизабет Годделет. В течение 1552 и 1553 Брейгель путешествовал по Италии и добрался даже до Сицилии. Таким образом, вместо резни получились грабеж и мародерство. Картина впечатляет ощущением размеренной и величественной жизни мира (она определяется мирным трудом пахаря и возвышенным строем природы).
К тем же выводам приводят следующие картины художника «На пути в Египет» «Самоубийство Саула» и «Путь на Голгофу». Прерывисто-неравномерный ритм движения фигур развивают тему неминуемой гибели. В прославленных "Слепых" (1568) евангельская притча использована для воплощения идеи о слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой-фортуной. Брейгеля никогда не интересовала человеческая индивидуальность.
Не спасет от неминуемой гибели в пруду. В «Падении Икара» в основе также лежит иносказание: мир живет своей жизнью и гибель отдельного человека не прервет его коловращения. Другой, запрокинув голову, пьет из большого кувшина. Два его сына, Питер Брейгель Младший (1564–1638) и Ян Брейгель (1568–1625), стали известными художниками. Облака скрывают ее вершину. В 1988 году она была отреставрирована и был восстановлен ее первоначальный вид. Но сбор налогов обычно не происходит в такой обстановке, как это изображено на полотне.
Кстати, вот таким образом картина иногда фигурирует именно под этим названием: Мир вверх тормашками. Грозно движется сплоченная когорта воинов, вздымается лес копий, трагичны образы беззащитных крестьян, беспомощных перед лицом жестокой, беспощадной силы. Народ здесь представлен как безымянная, пассивно страдающая масса, лишенная сильной воли. Полная противоположность этим картинам – "Крестьянский танец" (1568). Остро схвачена характерность фигур, жестов, телодвижений и мимики, но индивидуальное в изображении крестьян уступает выявлению типического. Очерченные обобщенными контурами фигуры вырастают в масштабах по отношению к дальнему пространству, выдвигаясь к переднему плану. В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. Однако эти парадоксы не являются непримиримыми. Впервые в истории живописи ярко выражен образ народа.
Перед нами Око Бога, где отражена вселенная в искаженном, "греховном" ракурсе. Картину Слепые Брейгель написал незадолго до смерти. Весна».
Ад начинается в человеческом сердце. картина Безумная Грета, 1562. В картине "Охотники на снегу" метко схвачено своеобразие зимнего пейзажа с прозрачным морозным воздухом, зеленовато-серым небом, тонким орнаментом хрупких ветвей деревьев и кустарников, далекими пространствами заснеженных полей и гор, теплом, веющим от человеческого жилья.
Картина «Жатва» принадлежит к циклу картин Брейгеля известных под общим названием «Времена года». В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. Другие вещи художника рассеялись по городам и весям Европы.
Трава настолько поднялась, что даже порой и самих крестьян в ней нормально не разглядеть. Но значение произведения не ограничивается этим. Небо затягивается красным маревом, на землю выползают мириады диковинных и страшных тварей из развалин возникают головы, раскрывающие огромные глаза и в свою очередь порождающие безобразных чудовищ и люди уже не ищут спасения: зловещий гигант вычерпывает из себя нечистоты и люди давят друг друга, принимая их за золото («Безумная Грета», 1562 Антверпен, Музей Майер ванден Берг). Она закутана в голубой плащ и ее лица почти не видно. Безумному гордецу противопоставлена фигура пахаря. Сохранилось около 25 работ Брейгеля этого периода, однако это лишь часть выполненного им. В представлении художника человеческое общество подобно муравейнику. Считается, что она соответствует позднему лету (августу) или двум месяцам (июлю – августу или августу – сентябрю).
Характерен метод Брейгеля: он не навязывает зрителю своих выводов, не выделяя фигуры носителей порока из общего течения деревенской жизни. Каждый из них поднял голову, полагаясь не на зрение, а на обоняние и слух. 1559), Детские игры (ок. Ее подруга в верхнем левом углу бьет в колокола, вещая, что миру пришел конец. Возвращаясь оттуда в 1554, он изучал Альпы. Ведет эту пару маленький шут в пестрых одеждах. Созерцающий мир сверху извне, художник как бы остается с ним один на один, отчужденный от изображенных на картине людей.
Обычная жизнь течет как всегда. Место рождения и обстоятельства его жизни в юности по большей части неизвестны. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. 1560) изображена толпа на деревенской площади. Не следует ли нам вспомнить пословицу: Где деньги, там и сердце.
Филипп II, король испанский, был ярым католиком. Можно многое узнать о художнике, ответив на вопрос, чего он не писал. Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что: «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Ведь не случайно поговорка Он слишком высоко взлетел звучит осуждающе. Как в начале, так и в конце своего жизненного пути Брейгель размышляет о прирожденной глупости человека.
В Несении Креста (1564, Вена, Художественно-исторический музей) также показаны бескрайние просторы, наполненные безликими грубыми ордами. Взгляд зрителя неизбежно скользит по диагоналям.