Картина Питера Пауля Рубенса Вакх: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию. Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях. По дороге он заглянул в свою мастерскую в Антверпене и захватил с собой шурина Хендрика Бранта.
11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен. Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва. Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён.
Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском. Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко.
Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил. Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру. Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца.
Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет. ниже).
Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя».
Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию. На знаменитой картине "Охота на гиппопотама" (см. Эти документы были переданы эрцгерцогине, которая предложила ограничиться только двусторонними отношениями.
Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение. Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто. В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго.
На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров. По мнению М. Лекуре, Рубенса отправили в Лондон с разведывательной миссией и одновременно ему предстояло сгладить все трения в отношениях, чтобы затем было подписано абсолютно готовое соглашение. Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс.
Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. В будущем мать видела своих сыновей продолжателями дела отца. В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива.
Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны». В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес».
Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно. Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. В 1609 году он становился придворным живописцем.
В частности, были убраны бойницы. Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама.
Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А.
Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой. И все же привычная активность не покидала Рубенса до последнего дня жизни. Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю.
Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября. Его зрительная память не уступала памяти на тексты. По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него». Среди наиболее «классических» картин художника – «Союз Земли и Воды».
Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту. Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках. Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая.
Чтобы немного сократить расходы, муниципалитет продал некоторые полотна брюссельскому двору. Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св. 9-дневная поездка оказалась крайне неудачной.
Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах. Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений. По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне».
В возрасте 11 лет, Питер вместе со старшим братом стал посещать латинскую школу. Рубенс прихватил с собой несколько картин, но очень спешил: не стал заезжать в Париж и в Прованс к Пейреску, единственным исключением стала его двухдневная поездка к осаждённой Ла-Рошели. После кончины Филиппа в 1611 году Питер Пауль устроил ему пышные похороны, принятые в их социальном кругу, которые обошлись в 133 флорина. Любимов). Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела.
В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. После двух лет изучения классических древностей в компании брата Рубенс (летом 1607 года) был вызван для исполнения портретов генуэзской аристократии на Ривьеру. Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля.
Новая поездка в Париж оказалась неудачной. Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц. В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая». Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической.
Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно. За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца). «Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно».
Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа». Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника». Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов. Его духовное искусство начисто лишено духовности». За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену.
Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года. В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной). Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов. Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года.
Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии. Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита». Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний. По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку.
В них начисто отсутствует мистика. Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель. Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём.
О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг. Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен. Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II. Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после.
Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора. Все фигуры даны в действии, в разных ракурсах, в лучах яркого света, в окружении воздуха. Там он свёл знакомство с Якопо Серра, генуэзским банкиром, кредитовавшим папу римского.
Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром». Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными. Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен. В то же время выполненные Рубенсом копии, скорее, следует рассматривать как вариации на тему оригинала, поскольку он неизменно— хотя и в разной степени— прибегал к переделке оригинала. А Питер с 14 лет начал обучаться живописи имея к этому непреодолимое желание.
Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона. Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма. Питер Пауль Рубенс родился в семье антверпенского адвоката.
Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса. Карлу Борромео).
Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников. Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать. Осталось несколько полотен с изображением Альберта. Ему были прекрасно известны формы античной архитектуры, орнаментов, утвари, одежды и прочего.
Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии.
Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног. Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах. Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело. Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо. Речь шла о «Воздвижении креста».
В мифологических и аллегорических картинах эта тенденция только усилилась, причём Рубенс не разделял гуманистических теорий об изображении человеческого тела. Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс. Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе.
11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома. Памятуя о неприятном римском опыте, Рубенс работал прямо в помещении церкви, что позволяло учитывать все особенности восприятия полотна. Вторая серия осталась неосуществленной. В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма.
Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный». С этого времени фламандский художник, который отличался обходительностью, был начитан, знал шесть языков и состоял в переписке со многими коронованными особами (его называли «королём художников и художником королей»), становится ценным приобретением для дипломатии испанских Габсбургов. В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни.
Отпевание состоялось 2 июня. Елена была десятым ребёнком и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы». Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону. Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события. В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз.
Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой. Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари».
Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером. После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля». «Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр».
Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать. На первой картине мифологические двоюродные братья Кастор и Поллукс похищают дочерей короля Мессены. Губерта, Диану на охоте и подобное. Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей.
Он сравнивал собственное творчество с философским камнем.
Массагеты легко одолели противника, а затем возлегли и стали пировать, а насытившись пищей и вином, заснули. По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета». Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл.
Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы. В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения.
Рейнольдс считал, что Рубенс довёл до совершенства техническую, ремесленную сторону художественного творчества. Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка. Слава о нём перешагнула скоро пределы Мантуанского герцогства: иезуиты попросили его написать полотно на сюжет «Обрезания» для церкви Сант-Амброджио в Генуе. Ведь без него немыслима жизнь – это союз земли и воды.
Это обошлось ещё в 7000 флоринов. Никулин.
Особенно это заметно в письме декоративных драпировок. Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. Вершиной стало представление художника при эрцгерцогском дворе, состоявшееся, судя по документам, 8 августа 1609 года. Брак был заключён с большой поспешностью. По словам одного из биографов, Рубенс «необычайно любил свой труд и потому жил всегда так, чтобы работать легко, не нанося ущерба своему здоровью». Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой.
Рубенс воспользовался моментом, чтобы, как и в молодости, скопировать интересовавшие его работы Тициана— всего 32 картины. Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти. Пришлось писать повторения картин из-за того, что два полотна из числа подарков погибли безвозвратно. Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу. Он сочетает в своем цикле элементы подлинной исторической живописи со всевозможными мифологическими фигурами, аллегориями иносказательными намеками.
Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения. Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость.
Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю». За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом». Он побывал в Делфте и Утрехте, вызвал подозрения британского посла и переговоры оказались на грани срыва. Рубенс заботился о своих авторских правах.
Сыновьям пришлось искать заработка самим: Филипп вместе с сыновьями своего работодателя был отдан в обучение к знаменитому гуманисту Юсту Липсию в Лувене. В 1628г. В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами. Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Тогда мне не пришлось бы терять время, деньги и награды всякого рода ради недостойных меня произведений, которые каждый может исполнить к удовлетворению Его Светлости»4.
Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту. Так он работал «до пяти часов вечера, затем садился на коня и отправлялся на прогулку за город или на городские укрепления или как-либо иначе старался дать отдых своему уму».
Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо.
Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал.
Для работы над эскизами и графикой предназначалась особая комната, в ней же принимались натурщики. Бэкингем согласился с этими условиями Рубенс доказал, что пользуется доверием при английском дворе, но в Мадриде к его действиям вновь отнеслись скептически. Рубенс писал всех выдающихся деятелей противоборствующих сторон: поясной портрет Бэкингема сангиной и конный— маслом, полководца Спинолу и даже вдовствующую эрцгерцогиню, которая 10 июля 1625 года остановилась в его доме на пути из Бреды. В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени. 15 сентября художник прибыл в Мадрид.
Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо. Это, конечно, чрезмерное упрощение, но бесспорно и то, что оба триптиха основываются на различных принципах. К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы».
Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками». Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»). Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван.
Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал. После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере.
Зачастую он представлял клиентам миниатюрный гризайльный эскиз будущего холста и, получив их одобрение, доверял его исполнение подмастерьям. Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых— такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс. Как свидетельствовали современники, одновременно Рубенс мог «непринужденно беседовать с теми, кто приходил его навестить».
Одновременно он работал над алтарём для монастыря ораторианского ордена в Фермо. Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть. Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом.
В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте.
Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко. Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты. Всему он предпочитал интересную беседу, чтение или занятия своими коллекциями. В 1634 году Рубенс получил крупнейший в своей карьере официальный заказ на украшение Антверпена в честь прибытия нового правителя Нидерландов— Фердинанда Австрийского. В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году.
Делегацию возглавил герцог Арсхот, который в штыки воспринимал любые попытки художника вмешаться в ход переговоров. Будучи протестантом, его отец с семьей бежал в Германию, спасаясь от террора. Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию. Над исполнением этого заказа Рубенс работал в Антверпене два года. Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки». Современники оставили воспоминания о том, как распределялась работа в мастерской Рубенса.
Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса». В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей. Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта.
Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля. Никаких следов его ранней графики не сохранилось.
Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков. Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью. М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла).
К брюссельскому двору последних Рубенс оказался привязан «золотыми оковами». По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов. Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель. Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага.
Он написал портреты английского короля, герцога Бекингемского, графиню Шрюсберийскую испанского короля Филиппа IV, французских королей Генриха IV и Людовика XIII, польского короля Владислава IV Вазы и Марию Медичи. Картина была подписана обоими художниками. Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю. В 1622г.
Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года. Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». По мнению Д. Веджвуда, причиной были подозрения Ришельё, что Рубенс был испанским агентом.
Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались. Заказ был грандиозен по масштабу и очень жёсток по срокам: контракт был подписан 20 марта 1620 года, а работы были сданы в конце того же года. Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения. галерея Медичи в Лувре).
Даже не зная, что образы богини земли Кибелы и бога моря Нептуна символизируют в картине Антверпен и реку Шельду, дающую стране выход к морским путям, о чем мечтали фламандцы (картина написана, когда вновь появилась надежда па снятие голландцами блокады устья), союз, который венчает Слава, воспринимаешь как нечто значительное. Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens, МФА: 28 июня 1577, Зиген— 30 мая 1640, Антверпен)— нидерландский (фламандский) художник, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер. Мужчины на его картинах всегда крепко сложены, даже великомученики, статус которых виден только по бледности кожи.
По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна. Однако величина фигур угнетает динамику композиции. Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству». Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов». И одной из центральных тем, в которой Рубенс проявил себя наиболее ярко и полнокровно и стала религиозная и мифологическая живопись. При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет. Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр.
При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года. Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе.
«Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации». За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе.
3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих. Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией». Итало-фламандский стиль Вениуса был отмечен подражанием римским образцам, например, силуэты обводились линией контура.
Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей. Луки. В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса». Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником». Из них следует, что Филипп быстро постиг масштаб гения Рубенса-младшего и всячески старался ему помогать. Рубенс был принят фаворитом короля графом Карлайлом и вновь взялся за кисть, следуя пожеланиям Жербье и светского общества.
Остаток дня художник проводил в кругу семьи и друзей, «пришедших отужинать с ним вместе». Елена была племянницей первой его жены— Изабеллы Брант её сестра— Клара Брант— вышла замуж за торговца коврами и обойщика Даниэля Фоурмена (Фоурмента). А над ним сияющая богиня славы.
Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини. Эрцгерцогиня возместила ему все расходы и подписала прошение о даровании художнику испанского кавалерского титула, аналогичного английскому. Рубенс «терпеть не мог излишеств в вине и пище, а также в игре». Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему.
М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол». 8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена. Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни.
Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами. От продажи коллекции Бэкингему осталось 84 000 флоринов, прочие деньги ушли на покупку 3 домов в Баскюле и 4 домов на улице Аньо, смежных с владениями художника. Однако этот проект так и остался неосуществлённым. Находясь в ноябре 1603 года в Испании, Рубенс излил эти свои претензии в письме к мантуанскому посланнику Аннибале Иберти Кьеппио: «Я соглашался на поездку для писания портретов, как на предлог— впрочем, малопочтенный— для получения более значительных работ я не могу себе представить, чтобы Его Светлость (герцог Мантуанский. ) стремился внушить Их Величествам (королю и королеве Испании) столь недостаточное представление о моем таланте. Управляющий имуществом герцога Мантуанского А. Кьеппьо рекомендовал фламандца кардиналу Монтальто— племяннику папы римского Климента VII. ему было поручено отправиться в Лондон для проведения мирных переговоров с Карлом I, что и было исполнено с блеском.
Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы. В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм. В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне. Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу.
Существует предположение, что герцог, бывавший ранее в Антверпене, уже был знаком с творчеством Рубенса. О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения». Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него.
В первую очередь это относилось к мировосприятию. Было принято решение собрать в Брюсселе Генеральные Штаты и отправить уполномоченных в Гаагу в декабре 1632 года, сопровождать их вновь должен был Рубенс. В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер. Мастерская занимала половину дома, а в единственном просторном помещении жилой части— галерее— Рубенс разместил свою коллекцию. Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника». В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом. Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло».
По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность. Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп.
Скопировал он и голову носорога работы Дюрера. Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили. Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя».
Возможно, это труды Сенеки. Картина Рубенса – апофеоз человеческой плоти. Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс») происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. Рубенс по-своему использует схему старонидерландского искусства (тесная рама, погрудное изображение, нейтральный фон, фронтальность композиции, отсутствие аксессуаров) для концентрации внимания па лице и внутреннем мире портретируемой. Доброклонский и Н. Н.
Обе алтарные композиции, приведшие к подлинной революции в антверпенской живописи, считаются характерными иллюстрациями обеих сторон рубенсовского искусства – "барочной" и "классической". В 1621г. Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе. Яркий, пышный рубенсовский стиль характеризуется изображением крупных тяжелых фигур в стремительном движении, возбужденных до предела эмоционально заряженной атмосферой.
Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина». Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми). Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины.
Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи. Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году. Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастерий и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзские палаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии. Однако раздел имущества и улаживание всех споров заняли у наследников около 5 лет.
За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св. Рубенс – исключение. Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства. В его отсутствие старейшиной в студии оставался Л. Файдербе — скульптор, работавший исключительно по рисункам хозяина. Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться». Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику.
В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года. Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи. После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу.
Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб. Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год. Оформление и архитектурное решение студии отражало серьёзное отношение Рубенса к своей работе, которого он ожидал от заказчиков, моделей и посетителей. Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св.
в его присутствии 24 полотна (21 картина из жизни королевы плюс 3 портрета) были вывешены в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены в Лувр— см. Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов. Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона».
В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей. Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова. Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены.
По всей видимости, он собирался вернуться в Италию. Эта же комната служила и личным кабинетом. Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита. Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией.
В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее. Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод. Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти. И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский. На заднем плане в окне виден пейзаж.
Имение Стеен было оценено в 100 тысяч флоринов, половина его была завещана вдове, вторая половина— детям. Главной отличительной чертой этой работы, присущей вообще портретному жанру барокко, является система приёмов и аксессуаров, подчёркивающих героический характер модели. Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен.
Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь. Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет. Одна серия должна была представлять, «в соответствии с желаниями Ее Величества», «события преславной жизни и героические деяния» самой королевы, тогда как другая — «сражения» и «триумфы» ее покойного супруга Генриха IV. Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску.
Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов. Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход. По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей. Лекуре, «доходило до угодничества».
Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. Очень немногие великие художники с большей проникновенностью и уверенностью выражали на своих полотнах поразительную щедрость природы и заключенное в человеке потенциальное счастье.
В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг. Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса. «Отличие Рубенса от любого другого художника, жившего до него, сильнее всего чувствуется в цвете. Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни. Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись». В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом.
Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги. По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить». В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века. Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником.
В картине единая световоздушная среда, в которой каждый предмет выступает как частица целого (взаимодействуя с окружением световыми бликами и рефлексами цвета) и вместе с тем выделяется особенностью форм, объема, фактуры, цвета. В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь.
Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе. Далее следовала староголландская и немецкая живопись, представленная в основном портретами Яна ван Эйка, Гуго ван дер Гуса, Дюрера, Гольбейна, Квентина Массейса, Виллема Кея, Луки Лейденского, ван Хемессена, А. Мора, ван Скорела и Флориса.
Луки. Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу. Стоящая рядом женщина – аллегория Франции, дает ему совет следовать влечению сердца. Покупка обошлась в 93 000 гульденов, но расходы этим не ограничились, поскольку Рубенс снёс башню и подъёмный мост, придав усадебному дому более ренессансный вид.
Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест. Семья Рубенса вернулась на родину лишь в 1589 году, после смерти отца. Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики.
Рубенс стоял между Микеланджело и Бернини как художник своей эпохи, который смог объединить в своём искусстве живопись, скульптуру и архитектуру. Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства. Третий ребёнок— Никлас Рубенс— родился в 1618 году и тоже стал героем портретов своего отца.
Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной. Игнатия (ныне посвящённой св. Это одна из поздних работ Рубенса. Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм. Контраст внешней строгости (в позе, манере держаться, костюме) с хрупким и нежным девичьим обликом придает образу особую поэтичность и тонкий лиризм.
Вторым учителем Рубенса был Адам ван Ноорт. Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания. Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города». К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена.
На сцену покровительственно смотрят сверху Юпитер и Юнона. Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало. По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы. К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню. Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской.
Тела не смуглые, как было принято в итальянском искусстве и не молочно-белые, как во фламандской традиции, а решены в розовой, янтарной и терракотовой гамме. Буквально накануне отъезда, 3 марта 1630 года король Карл I посвятил художника в рыцари, добавив ему в герб английского королевского льва на красном фоне в верхнюю левую четверть блазона. Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят».
Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности». 20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле. Особой его любовью пользовались геммы и монеты, причём одну античную гемму он не смог продать вместе с коллекцией герцогу Бэкингему— настолько он к ней привязался.
В 1625г. В 1629г. Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил. Однолюб по природе, Рубенс вёл в Италии и во вдовстве целомудренную жизнь, никогда не разменивался на мелкие интрижки и романы и, будучи темпераментным человеком, внешне был чрезвычайно выдержан. Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу. Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV.
Последнюю попытку вернуться к дипломатической деятельности Рубенс предпринял в 1635 году, но она закончилась, не успев начаться: художнику не выдали транзитного паспорта для посещения Голландии через Англию. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма». Больше половины портретируемых не могли быть в Италии в это время, вот таким образом истинный смысл композиции ускользает от современных исследователей. Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием. Это были Никола Пейреск, Каспар Шиопиус, Пьер Дюпюи, а также некоторые другие6.
Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант. В поколении импрессионистов с Рубенсом сравнивали Ренуара, который также внимательно изучал его технику. Заглушить боль помогает дипломатическая деятельность.
Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа. Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII. Воображение Рубенса увлекло его далеко за пределы реальности истории, заставляя создавать живой мир, в котором люди и звери сражаются друг с другом в стихийно возникшей схватке.
Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. Работу Рубенс предпочёл исполнять в Антверпене, но вёл интенсивную переписку, согласовывая все детали.
29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль. После возвращения он ужинал с избранными друзьями. Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году.
До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания. 13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ. В Нидерландах он оставил эту практику, вот таким образом не существует прямых свидетельств, как Рубенс понимал трактовку тех или иных философских постулатов и религиозных таинств, человеческих страстей и прочего. Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства. 10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях».
Однако еще более совершенны собственноручные эскизы мастера, в частности, поразительный по живости композиции изысканности цветового решения, виртуозной свободе исполнения эскиз "Коронация королевы Марии Медичи" (1622-1625)". Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». В качестве свадебных подарков Елена получила от Рубенса пять золотых цепей, в том числе две с бриллиантами, три нитки жемчуга, бриллиантовое колье, такие же серьги, золотые и эмалевые пуговицы, кошелёк с золотыми монетами и множество дорогих нарядов. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены.
Также он выполнил три крупных холста на религиозные темы для иезуитской церкви в Мантуе. «Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну». В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам». В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет. С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой. Как и многие произведения мастера, она актуальна по смыслу. Незадолго до смерти Питера Пауля Рубенса Альберт занял его место в Тайном совете в Брюсселе.
Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря. Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов. Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант. Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье. Антверпенские работы 1609—1611 годов демонстрируют быструю эволюцию Рубенса в техническом отношении.
На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. Никто не изображал людей и животных в жестокой схватке так, как это делал Рубенс. После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале. По моему разумению, было бы гораздо надежнее и выгоднее в смысле сбережения времени и денег заказать эту работу кому-нибудь из придворных живописцев, в чьих мастерских всегда найдутся портреты, сделанные заранее. Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей.
Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. Постройка особняка обошлась художнику в 10 000 флоринов, только его фасад тянулся на 36м, а в глубине участка был разбит сад размером 24 на 48 метров. В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс».
Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса. Никлас рано удостоился дворянского титула и умер ещё ранее своего старшего брата в возрасте 37 лет, оставив семерых детей. Петер Пауль учился живописи у художников Верхахта, Норта и Вениуса.
Герцог Ришельё заказал ему две картины и решил вопрос с триумфальной галереей Генриха IV.