Картина Питера Пауля Рубенса "Избиение младенцев" посвящена не только событию гибели невинных младенцев, но и рождению, приходу на Землю Иисуса Христа – Мессии, совершившего революционный переворот в человеческом сознании, поэтому и пользуется такой популярностью. Избиение младенцев является предметом двух картин Питера Пауля Рубенса изображающих эпизод библейской Избиение младенцев в Вифлееме, как сказано в Евангелии от Матфея.
XVII в (художник умер в 1640 г. ) она упоминается в очень хорошей антверпенской коллекции – у некоего Джакомо-Антонио Карены, а потом куплена представителем семьи Лихтенштейн. Конечно, не бывает неведомых шедевров. Этот сюжет часто использовали в своих картинах художники эпохи Возрождения. Настроение полотна — радость и ликование, пронизанные солнечным светом, беззаботным весельем и любовью. Полотно изображает известное библейское событие — истребление младенцев царем Иродом.
Дело в том, что до недавнего времени картина атрибутировалась одному из учеников Рубенса, но Джордж Гордон изучив сходство между «Избиением младенцев» и знаменитой картиной Рубенса «Самсон и Далила» из собрания Лондонской национальной галереи, предположил, что авторство принадлежит не ученику, а учителю. Лицо же осталось нетронутым. Недавно обнаруженное полотно известного фламандского художника Петера Пауля Рубенса было продано в среду на аукционе Sotheby за 49 506 650 фунтов стерлингов (свыше 76 миллионов долларов). Так что в рейтинге самых дорогих произведений Старых Мастеров может появится и скульптура. Речь о работах, проданных в последние двадцать-тридцать лет на аукционах.
Но это редкий случай для крупных холстов Рубенса. Долгое время картина Караваджо экспонировалась в Эрмитаже под названием «Лютнистка». Торги в секторе Старых Мастеров в 2007году оживили сделки с произведениями Рафаэля Санти (Raphael Santi) и Рембрандта ван Рейна (Rembrandt van Rijn). Эксперты оценивают его стоимость в 4, 5 миллиарда долларов. Что касается работ Рембрандта, здесь лидерство по-прежнему осталось за «Портретом дамы 62лет (предположительно Алтье Эйленбург)», который в 2000году на Christies был продан за 26миллионов долларов. Старые мастера уступают импрессионизму, а тот – современному искусству. Это и реклама государства Лихтенштейн и проявление деловой хватки владельца.
Предыдущий рекорд принадлежал знаменитым «Подсолнухам» Ван Гога. О бесчинствах Ирода Священное семейство предупредил ангел. А вот «обнажёнки», несмотря на главенство Рубенса, на выставке было как раз немного. Но если хронологически выстроить эту цепочку: вначале работы старых мастеров, затем импрессионизм и течения первой половины 20 века, а затем уже современное искусство – так называемое Contemporary art, то получается вот такой «рейтинг». Это еще и очень дорогое собрание. Лихтенштейны ее не жалуют, предпочитая мифологические полотна и портреты.
Когда произошел Аншлюс (захват фашистской Германией Австрии), он почему-то передал ее в Бельведер и, судя по всему, вынужденно. Картина находилась в коллекции Венского Бельведера – две картины, ради которых туристы туда ходили: "Адель" и климтовский же "Поцелуй". Обычно он писал только эскизы, утверждал их у заказчика – и давал поработать ассистентам. В мире бывают открыты сразу 3-4 выставки ее шедевров. так как возникли сомнения в атрибуции. Cегодня вечером в Лондоне на торгах Старых Мастеров Christies появится рисунок Микеланджело (эстимейт 4, 8–8 миллионов долларов), а на аналогичные торги Sothebys, которые состоятся 6 июля, выставлен редкий пейзаж Франческо Гварди (Francesco Guardi) «Венеция.
Одна из самых интересных тем на арт-рынке – самые дорогие работы, проданные в мире. Скульптуру оценили в 5–8 миллионов фунтов, но эксперты уверены, что ее сумеют продать гораздо дороже: в районе 15–20 миллионов фунтов (до 32 миллионов долларов). В сер. В период реституции возникли подозрения, что картина попала в Бельведер незаконно.
Так, в картине «Путь на Голгофу» многочисленной толпе, глумящейся над несущим крест Христом, противопоставляется незаметная его фигура, подлинный центр и смысл человеческой истории. Питер Брейгель "Путь на Голгофу" 1564Картина «Путь на Голгофу» или «Несение креста». 5.
Картина кисти Рембрандта «Святой Иаков» была куплена за 23миллиона долларов на Sothebys в январе, а «Портрет Лоренцо Медичи, герцога Урбинского» кисти Рафаэля достиг цены молотка 33, 2миллиона фунтов на торгах Christies в июле, став на два года самой дорогой работой этого автора. Это великая коллекция, собиравшаяся уже в XVII в. Так вот в коллекции князей Лихтенштейна «Избиение младенцев» Рубенса в 1920 г. решили продать. Так высоко оценена она была в результате нескольких факторов: во-первых, картина неожиданно появилась на арт-рынке, то есть стала «незасвеченной» – «non-burnt» (в отличие от burnt). Свою роль сыграло и неожиданное открытие, сделанное экспертом аукционного дома по фламандской живописи Джорджем Гордоном. Зато одну из самых дорогих картин во всем собрании – «Нахождение младенца Эрихтония» – почти целиком написал сам «художник королей».
Событие отраженное в картине граничит с действиями в Вифлееме, которые произошли по приказу иудейского царя после предполагаемого появления мессии. Долгие годы ни одно произведение Старых Мастеров не могло побить рекордную цену молотка 35, 2миллиона долларов, уплаченную в 1989 на Christies лос-анджелесским Музеем Гетти за «Портрет герцога Козимо I Медичи (Юноша с алебардой)» кисти Якопо Каруччи Понтормо (Jacopo da Carucci Pontormo). Якобы Адель хотела, чтобы картина была в коллекции Бельведера.
Женщина вряд ли могла сделать такой выбор — это просто тяжело для горла. И наконец, на аукционе европейской скульптуры Christies 7 июля топ-лотом обещает стать редкое бронзовое изваяние Адриана де Вриса (1556–1626). Возможно, причиной столь сильного ажиотажа стал высокий, «музейный», уровень полотна — недаром за него на аукционе сражались представители целого ряда музеев, в том числе музея Джона Пола Гетти в Лос-Анджелесе.
Эта картина была продана в 1987 году за 22, 5 миллиона фунтов стерлингов (порядка 34, 5 миллионов долларов). Мужская фигура на ней вызывает реминисценции Микеланджело. Вторая же версия основана на данных рентгенограммы.
«Портрет мужчины» кисти Рембрандта ушел с молотка за 29, 5миллиона долларов— столько за Рембрандта на открытых торгах еще никогда не платили а за рисунок Рафаэля «Голова музы» покупатель заплатил целых 42миллиона долларов— это графическое произведение теперь стоит на второй строчке рейтинга сразу после полотна Рубенса и перед портретом Понтормо. Есть основания полагать, что Фердинанд просто не смог увезти картину с собой. Эксперты доказали, что полотно «Избиение младенцев» на самом деле было написано Питером Паулем Рубенсом (Peter Paul Rubens), а не его учеником Яном ван ден Хуке (Jan van den Hoecke), как предполагалось ранее.
Полотно «Избиение младенцев» («The Massacre of the Innocents»), написанное в период с 1609 по 1611 год, было приобретено частным коллекционером, пожелавшим остаться неизвестным. Он заверил пограничников, будто бы на холсте изображен его прапрадед. Питер Брейгель Старший подчеркивает незаметность события или происходящего чуда в повседневном течении жизни, тем самым обостряя их переживания.
У любой картины есть провенанс, где она была, в каких коллекциях, где реставрировалась. «Избиение младенцев» до сих пор занимает первую строчку рейтинга самых дорогих работ Старых Мастеров, а в общемировом рейтинге самых дорогих произведений искусства эта картина на 8-м месте. Эта работа лидировала в списке самых дорогих произведений Старых Мастеров целых 13лет и неизвестно, сколько бы это продолжалось, если бы не одно неожиданное искусствоведческое открытие. Только в начале ХХ века искусствоведы сошлись во мнении, что на полотне изображен все-таки юноша (вероятно, Караваджо позировал его знакомый художник Марио Миннити): на нотах перед музыкантом видна запись басовой партии мадригала Якоба Аркадельта «Вы знаете, что я люблю вас». Вид моста Риальто с Угольной набережной» с эстимейтом 32 миллиона долларов.