Пилон — в архитектуре древнего Египтамонолитное трапецевидное сооружение с сивволическомифилогическими композициями и прямоугольным вертикальным входом. Появился пилон очень давно, еще во времена Древнего Египта, хотя сами египтяне не знали, что воздвигают именно эти конструкции.
Слева находится так называемая «усыпальница Сети», сложенная из серого песчаника и розового гранита: на самом деле сюда ставили священные ладьи Амона, Мут и Хонсу. Однако в Карнаке гусь был священной птицей Амона, а не Тота. Исследователи выдвигают одну версию за другой, но ни одна так и не смогла дать точного ответа — как многотонные блоки, подогнанные друг к другу так, что и нож не просунуть между ними, смогли водрузить один на другой, с такой точностью, что завидуют и современные математики.
Это число в Древнем Египте не имела такого значения, как, например, 4 (4 стороны света, 4 стихии) или 7 (7 планет), предполагают, что изначально ступеней было 7, но известняк не выдерживал такой нагрузки, потому последнюю ступень разобрали (7). 69, фиг. и поверг твоих врагов под твои сандалии. Колонны центрального прохода имеют капители в форме раскрывшихся цветов папируса, некогда они поддерживали приподнятую секцию перекрытия с верхним рядом окон (каменные решётки некоторых из них сохранились до сих пор).
Длинная двухкилометровая аллея из одинаковых по форме и размеру сфинксов — овнов (баранов), водруженных на высокие постаменты, ведет к храму, возведенному на краю пустыни. По египетским поверьям в статую должна была переселится душа усопшего. Большие работы развернулись здесь во времена царицы Хатшепсут, по приказу которой был разобран колонный зал, а вместо него воздвигнуты тридцатиметровой высоты «обелиски царицы», высеченные из асуанского гранита. Передний двор и пилон.
Над ним остается небольшой кусок свободной стены. На вторую террасу вела лестница, визуально являющаяся продолжением пандуса. Колонны, как стены и пол, всегда обтесывались после укладки блоков. Алебастровые плиты его основания до сих пор видны между галькой, покрывающей двор.
Свое название он получил от расположенной рядом деревушки Карнак. От неё к храму тянулась аллея для религиозных процессий. Над входом — вырезанное шестиметровое изображение птицеголового бога солнца Ра. В эпоху Древнего царства для оформления царских заупокойных храмов и гробниц знатных людей создавали большое количество рельефов и росписей. Конструкция по своей структуре достаточно сложная, но интересная.
64, фиг. Изображенный пилон вот таким образом не играет никакой тектонической роли.
Примечателен тот факт, что свет никогда не попадает на Птаха. У этих богов более низкого ранга были свои святилища известные как молельни «Внемлющего уха» (иногда они действительно украшались изображениями ушей). Лицо бесстрастно. Через эту дверь проникал дух божества. Она построила свой храм рядом с храмом фараона Ментухотепа II. 4 и табл.
Листья, цветы, бутоны, травы, виноград, гроздья фиников образовывали пышные букеты. Удобнее всего посмотреть на вельвичию в условиях дикой природы можно на так называемых Вельвичиевых равнинах в северной части огромного Национального парка «Намиб-Науклуфт». В эпоху Среднего царства (2134-1786 гг.
Попасть в город Эдфу можно на корабле по Нилу: от берега до храма менее километра. В конце храма находилось святилище, где хранилась статуя божества. Изваяния из окрашенного дерева или шлифованного камня отличает особое достоинство. Мерный ритм расстановки этих скульптур их одинаковый облик настраивал на определенный лад участников медленно двигавшейся процессии.
В древнеегипетской архитектуре известны два основных типа погребальных сооружений: надземные (пирамиды) и подземные (так называемые скальные гробницы). Египтяне, вероятно, пользовались очень простым методом: выравнивали блок таким образом, чтобы обе осевые точки расположились строго горизонтально (глава 5), а со стороны базы сверху донизу создавали истинную вертикальную поверхность. В верхних, меньших по высоте, ярусах изображено приношение даров. Пилон.
Колонны подпирают стену, ослабленную этим проемом верхняя часть ничем не выделена. 4. Они ниже колонн переднего зала. Однако чаще всего Амон изображается в виде человека с рогами барана или короне шуги с двумя высокими перьями. Туризм стал приносить немалые доходы в казну современной египетской экономики. У них много общего – мощные пилоны, балки для усиления конструкции, винтовые крепежные элементы, подвески, оттяжки.
Другой постройкой при египетских храмах был так называемый ниломер или нилометр. А умерший фараон был покровителем своей страны. писал, что греческие лекари посещали «дом жизни» в Мемфисе, чтобы обучаться по его текстам. «СТОУН» – камен, «ХЕНД» – ров). За двором расположен гипостильный зал — «зал явлений» божества, сплошь заставленный могучими колоннами, несущими перекрытие из массивных каменных блоков (илл. Имелось два зала, каждый из них украшало множество колонн. Греко-римские влияния.
Этот знаменитый комплекс храмов занимает площадь более трех гектаров. Его засыпало песком, а сверху возводились другие сооружения. Полумрак настраивает на восприятие чего-то необыкновенного. 2) – это гробница в форме усеченной пирамиды с подземными погребальными камерами.
Важно также заметить, что египтяне славились своей настенной росписью. Многие из них наряду со знаменитыми пирамидами Гизы и скальными усыпальницами Долины царей входят сегодня в число самых популярных египетских достопримечательностей. При IV династии появляются фигуры вельмож в виде писца. Такие колонны создавались в эпоху V династии и их прекрасные монолитные образцы можно увидеть в припирамидном храме фараона Сахура в Абусире (рис. 79). В этом здании некоторые колонны полностью сложены из многогранных барабанов старых колонн, а другие – частично из барабанов эпохи Рамсеса II и частично из многогранных барабанов (рис. 84).
При построении рельефной или живописной композиции стены, пилона, колонны определялись положение и взаимная связь отдельных ленточных полос, на которые членилась их поверхность. Колонны перед Вторым пилоном никогда не несли на себе крыши. Уже к началу периода Нового царства в Карнаке существовал небольшой храм Амона.
Перед ней был изображен фараон Рамзес II, находившийся как бы под защитой богини. Величественный бог, верховный жрец, создатель даров для душ усопших. до Р. X. ) пирамиды перестали быть исключительно царскими. Эксперты ЮНЕСКО заключили, что линии фасадов Большого и Малого храмов шли параллельно трещинам в скальном грунте и тем самым твердые горные породы служили естественной опорой гигантских статуй. Но в этот период в храмовой архитектуре. Центральный пролет оставлен свободным.
Тела изображали чрезвычайно развитыми. Нередко на стенах храмов изображались фигуры фараонов, сцены их жизни и побед.
Гробница фараона была вырублена под гипостильным залом. Другой важной функцией «домов жизни» был, по-видимому, контроль документооборота храма, составление и хранение различных контрактов и корреспонденции. Торгуясь с водителем, ориентируйтесь на официальную стоимость поездок в один конец на такси (10 фунтов) или в коляске (10 фунтов). Рельефные композиции располагались так, что скорее читались, чем смотрелись. до н. э. ) вид колонны зависел от места их размещения.
Восточнее Праздничного зала Тутмеса III в Карнаке есть храм, узурпированный Рамсесом II. Так возникли знаменитые египетские пирамиды. Древний Египет, положивший начало архитектуре, был страной, лишенной строительного леса. К югу от пирамиды находились три связанные с нею общей стеной небольшие пирамиды. Рельеф стремился Передать уже объемные формы и сам стал пластической формой.
Мы минуем портал и входим на широкий обнесенный высокой каменной стеной двор. Большинство зданий в основном строилось из кирпича. Номер 12 – это так называемая «Большая вельвичия» высотой в 1, 4 метра и диаметром лежащих на земле листьев около 5 метров.
Наиболее абсолютной формы так наз. Фасад Малого храма украшают шесть фигур, выполненных в полный рост. Стены заупокойных храмов украшали не только рельефы, но и живописные композиции. Тела мужчин окрашивали кирпично-красным, женщин — желтым, волосы — черным, одежды — белым.
Интерьеры храмов, как и полагается, всегда были украшены изящно и богато. Сначала находили на двух противоположных концах блока две точки, через которые должна была пройти ось законченной колонны. Однако есть и другой путь, который позволит достигнуть куда более ощутимых результатов. Дальше видны нижние части двух колоссов Тутмоса III. Последний был в Египте обожествлен и считался покровителем ремесел искусств и мудрости.
Именно храмы этой эпохи прославили архитектуру Древнего Египта, они по сей день возвышаются над современными поселениями и городами вокруг них. состояла из двух помещений.
Однако в последствии перешли на камень.
Но увеличение надземной части мастаба не давало нужного эффекта. Как и гробницы, храмы строили из камня. Если речь идёт о поездке туда и обратно (30 фунтов включая два часа ожидания), сначала договоритесь о цене, а затем запомните номер машины. Основную долю знаний о Древнем Египте можно почерпнуть, побывав в храмах древних городов.
Второй же, зал был самым таинственным: из него были проделаны проходы к семи святилищам. За портиком располагался гипостиль, а за ним, в глубине храма — молельня, состоящая из нескольких помещений: в центральном на жертвенном камне находилась священная ладья со статуей главного бога, в остальных двух — статуи богини-жены и статуи бога-сына. 2 и 6). Изображения носят условный характер. Наиболее точно он отобразился в Храме Гора в Эдфу. В плане явно прослеживается связь гражданского и храмового зодчества.
Плоскую крышу входного зала, открытого в сторону двора, поддерживали 24 колонны с круглыми гранитными базами и стволами из песчаника (табл. Ее храм превосходил храм Ментухотепа и размером и богатством декора. Некоторые рельефы сохранили яркую раскраску. Она состояла из шести ступеней, каждая последующая из которых была меньше предыдущей.
Храм разделен на три части, посвященных богам Амон-Ра, его жене Мут и сыну Хонсу. Стоящий поблизости гигантский скарабей – воплощение бога Хепри, возрождающегося солнца. Все эти ритуалы считались необходимыми для богов, для поддержания Маат— божественного порядка вселенной. Тут стоит вспомнить и представить себе излюбленные в Древнем Египте ночные шествия.
Высота преграждающей стены равна высоте проема и значительно больше человеческого роста. Обязательность наличия пристани объяснялось особенностями древнеегипетской логистики. Цветы папируса в них заменены бутонами лотоса. Художник не знает законов перспективы, величина фигур зависит от их социального статуса. в Египетерастет культ бога Амона.
По сути это означало, что они были обречены находиться взаперти всю свою жизнь. Эти точки находили путем тщательных измерений и расчетов. Интерьеры храмов были богато украшены. Насколько была необычна женщина-фараон, настолько же необычен ее заупокойный комплекс и, прежде всего, его расположение и архитектура.
Египет по праву называют колыбелью современной цивилизации. 1, 2 и 3). Целые кварталы таких погребений – «город мертвых» – занимали специально отведенные территории неподалеку от городов временно живых. В этом папирусовидные колонны второго типа схожи с лотосовидными колоннами. Постройку этого пилона, сложенного из известняка, приписывают Тутмосу I, отцу Хатшепсут.
Этот деревянный «человеческий» портал в сопоставлении с большим каменным порталом и пилонами как никакая другая деталь говорил о ничтожестве входившего человека по сравнению с изображениями фараона и самой архитектурой священного жилища божества. контр рельефы). Эта преграда делалась из каменных плит с рельефами.
Голову змеи, олицетворяющую покровительницу Нижнего Египта Уаджет. Сюжеты рельефов посвящены жизни и подвигам Рамсеса II. По обеим сторонам от главного входа располагаются ниши для флагов. В это время появился и новый тип колонн. Капители колонн великолепно очерчены и выступают далеко за пределы своих стволов. Первый двор храма, доступный для всех, отделялся стеной от других частей святилища. Самая большая и знаменитая – пирамида Хеопса в Гизе.
Капители колонн напоминали букет из папируса, пальмовых листьев, лотоса и других цветов. Реже использовали барабаны старых колонн для создания новых. Шлифовка монолитной колонны производилась, вероятно, таким способом.
Странное поперечное сечение пилястра Джосера (фото 6), который увенчан капителью, очень похожей на верхушку папируса, тоже, вероятно, напоминает стебель этого растения. Скульптура имевшая в Египте культовое значение, также подчинялась канону. Они создавались в качестве жилища для богов и имели множественные сходства с домами людей. Как хорошо известно, египетские гробницы часто подвергались грабежам и опустошениям: воров привлекали находящиеся в них многочисленные драгоценности. Одним из таких храмов является Карнакский известный храм Пиетисту, храм бога Амона, построенный в период Нового царства.
Позже по бокам входа стали устанавливать обелиски с именами основателей храма. У королевы на голове – страусиное перо, означающее власть, в руках у нее защищающий крест «Атлантов Aнкx». Исида (Изида, Isis) — одна из величайших богинь древности, ставшая образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства.
За пилонами находился колонный двор, за ним шел гипостиль (колонный зал). Перед соколом, расположенным слева, находится фигура жреца в римском одеянии. Сам храм был поистине чудом инженерной мысли древних египтян. Дэвид Рол утверждает, что текст стелы был неверно прочитан. Каждая пристраиваемая часть храма носила имя нового фараона, но этим записям нельзя доверять, так как фараоны имели привычку уничтожать имена предыдущих фараонов и заменять их своими. Храм в Эдфу начинается с массивных ворот, называемых пилонами.
Последний часто изображается в состоянии возбуждения. Простые люди чаще жили в домах из тростника или кирпичей из нильского ила с соломой. Оба типа колонн очень похожи друг на друга. Композиции носили лентообразный характер. В центре стоит единственная колонна с капителью в форме папируса, принадлежавшая колоннаде Тахарки (эфиопского царя XXV династии), называемой также «киоском Тахарки».
Наибольшее значение приобрел фасад храма — входной зал. Вход в храм украшен статуями Рамзеса II, также на входе можно увидеть огомный обелиск. Боковые плоскости фасада сливаются без расчленения с архитравом колоннады. Все колонны богато украшали цветным орнаментом и позолотой.
68, фиг. По краям второй террасы расположены святилища Анубиса и Хатхор. В эпоху Раннего царства (XXX—XXVIII вв.
Оставаясь растительной, она представлена всеми тремя типами, созданными древностью: пальмообразной, папирусообразной и лотосообразной. Колонны Древнего Египта «изобразительные» имитирующие растительные формы, стали возводиться в период между правлением V и III династий. С виду они, конечно, были очень красивы, но их конструкция оказалась очень неудачной. Но здесь столб остался таким, каким онбыл: онлишен символичности, неритмичен.
Другой знаменитый пример – так называемые «колоссы Мемнона» изображающие на самом деле фараона XVIII династии Аменхотепа III. Но и тут впечатление от колоссальных архитектурных форм не покидает нас. КIV динас- тии культ фараона усилился. Принцип создания каннелюр был известен и широко использовался уже во времена фараона III династии Джосера (фото 1 и 2), хотя в сооружениях его эпохи не было найдено ни одной отдельно стоящей колонны с каннелюрами.
— Передний двор окружен двойным или тройным рядом портиков. Здесь мы встречаем полный отказ от плоскостности, двух мерности. При этом ее никуда не передвигали и ни к чему не подгоняли. За ним расположен внутренний двор, украшенный колоннадой и осирическими статуями. Оформление фасадов строилось на чередовании горизонталей террас с вертикалями колоннад.
Однако в плане «туристической» осведомлённости они им значительно уступают: описать пирамиду сможет каждый, а вот объяснить, как устроен древнеегипетский «дом бога» будет под силу лишь единицам. Колонны увенчаны розетками в виде распустившегося папируса. Камеры соединялись с наземной частью погребения открытой вертикальной шахтой, позволявшей, в соответствии с требованиями культа мертвых, «душе» покойного свободно перемещаться в пространстве.
Перед пилонами устанавливали скульптуру и мачты с вымпелами. О Рахотепе, первом из 22 предков Хнумибре, надписи говорит, что «голос его доходит до заведующего строительными работами севера и юга, начальника столицы и визиря, верховного жреца-чтеца царя Верхнего и Нижнего Египта, до Имхотепа, сына Канофера, заведующего строительными работами севера и югa». Особую известность получил заупокойный храм при пирамиде. Однако преемник царицы Тутмос III уничтожил, построенное предшественницей и выстроил новое здание храма, в котором особенно изысканное оформление получил «Зал Анналов» на стенах которого увековечены победоносные военные походы фараона.
Величайшее и самое поразительное сооружение этого рода входит в знаменитый ансамбль пирамид в Гизе. Головы статуй поставлены прямо, в руках обязательные атрибуты. Фасад входного зада разработан очень богато.
Всего в храме стояло более двухсот статуй из них 140 сфинксов. что буквально означает «дом бога», египтяне чаще всего использовали для обозначения здания храма. 6) и ряд малых храмов. 1, 2, 3, 4 и табл. Колонны боковых крыльев имеют капители в форме бутонов папируса.
м камня. Некоторые части комплекса симметричны и правильны по форме, общая компановка их живописна.
68, фиг. Боковые стороны двора ограничены самостоятельными постройками, среди которых слева от входа находится «дом рождения» Изиды изящное сооружение типа периптера, где колонны на углах заменены отрезками стен (табл. Они были сделаны заостренным инструментом для обозначения центра барабана. В основании пирамиды Джосера лежит монолитная скала. Колоссальность размера пилона оттеняется узостью его обводного валика и относительно небольшим карнизом, венчающим его (около 1:15 высоты). обложку), дававшие защиту паломникам от палящих лучей солнца.
Поминальные (заупокойные) храмы в эпоху Древнего Царства пристраивались к пирамиде с восточной стороны, а впоследствии (когда строительство пирамид прекратилось) они строились на берегу Нила, в то время как гробницу фараона вырубали напротив храма в скале. Пирамиды в Гизе были построены в XXVII в. до н. э. В Египте существовало множество каменоломень, где добывали различные породы камня.
Фигуры как бы оживали, двигались изменялись. Его стены имеют обычный уклон. В эпоху Среднего царства высота обелисков увеличивается, достигая 20, 5 метра. Силой оружия и хит-ростью египтяне заставили признать свою власть на огромной территории.
1). Планы храмов были четкими и простыми. В нижнем ряду на фараона Птолемея XIII смотрят бог Гор с головой сокола и богиня Хатор.
Фасад трактуется как большой пилон с вырезанным проемом. Свое название он получил от расположенной рядом деревушки Карнак. Фиванские скульпторы Пиаи, Панефер и Хеви увековечили образ великого фарао-на. Перед большим.
Территория, которая непосредственно прилегала к храму (так называемый теменос), окружалась стеной там стояли различные второстепенные постройки. Для Позднего Египта этот прием стал обычным. Это – Хемиун и Имхотеп. После продолжительной реставрации стена Хатшепсут теперь снова открыта. Он возник во времена Нового царства (1550 – 1070 гг.
В большей своей части построен архитектором Аменхотепом-младшим в 15 в. до н. э. Эти десять колонн в форме папируса имели такую же высоту, что и колонны центрального нефа Большого зала в Карнаке, но никогда не предназначались для поддержания гигантского веса ибо они сложены из относительно некрупных блоков (рис. 78). Это расстояние можно преодолеть пешком или отправиться на повозках, запряженных лошадьми.
Оживленная деятельность этих фараонов XXVI, так наз. В Древнем Египте возводились разные типы пирамид, вначале – ступенчатые (самая известная из них и к тому же самая ранняя – ступенчатая пирамида фараона Джо-сера в Саккаре – 28 в. до н. э. ). Великолепные скульптуры разных эпох (от Древнего царства до Позднего периода) хранятся теперь в музеях Каира и Луксора. Египетские колонны делятся на две группы. Каждый пояс рельефа, как новая строка, увязан со следующим. Пирамиды появились во времена III династии (2780-2680 гг.
Входить туда имели право только жрецы и фараон. Роспись чаще всего изображала небесные светила и божества, связанные с ними. Строительство продолжалось в течение 180 лет с большими перерывами.
Храм в Ком-Омбо. Почти 17 тысяч бронзовых статуй и вотивных рельефов и 800 каменных скульптур, по-видимому, были спрятаны в ходе одной из «чисток» храмовых кладовых в эллинистические времена. В надземной части мастабы располагалась молельня сердаб со статуей. Между пилонами расположен портал входа в храм.
Среди «изобразительных» египетских колонн встречаются следующие типы: Папирусообразная – основной тип египетской колонны Нового царства. Знать часть использовала древесину. Текст заключённого после битвы мирного договора (самый ранний из известных нам документов такого рода) высечен на внешней стене двора, где был найден тайник со статуями.
1). Десять колонн, стоящих по краям центрального нефа Большого гипостильного зала в Карнаке имеют капители диаметром 5, 49м и состоят из нескольких крупных блоков (рис. 77). Статуи и обелиски устанавливались перед пилоном. Роскошное убранство храма Хатшепсут просуществовало недолго. У хороших образцов основная разница заключается в том, что диаметр лотосовидной колонны у основания не уменьшается, а связки имеют полукруглое сечение без заострения. О последних стоит упомянуть в отдельности. Перед храмом была пристань, два входа храма стерегли два сфинкса.
С восточной стороны находилась ложная дверь, в нише которой приносились жертвы. Доступ во двор был открыт всем. Самая большая из них – фараона Хуфу (греки называли его Хеопс) – Сохранились имена архитекторов пирамид Хуфу и Джосера.
На обратной стороне пилонов все те же грандиозные фигуры, резко очерченные врезанной в камне контурной линией — бороздой. На них сохранились следы первоначальной раскраски. На палетте обозначена и линия фундамента здания.
до Р. Х. ). Образ великого фараона господствует в храме Абу-Симбел. Строгое соблюдение фронтальности и симметричности в построении фигуры, торжественное спокойствие позы передавало пребывание в потустороннем мире. Пирамида Микерина, как и две предыдущие имела в плане квадратное основание, каждая сторона которого равна 108, 4 м. Достигала в высоту 66, 5 м, а угол наклона ее стен составил 51 градус. Египетский храм никогда не являлся законченным сооружением. Неолит – время патриархата.
В настоящее время эти пирамиды представляют собой груды развалин. Создается новый тип капители — с головой богини Хатхор. Это были гробницы фараонов. Далее расположено гранитное святилище, сооружённое Филиппом Арридеем, сводным братом Александра Македонского, на месте молельни эпохи XVIII династии, предназначенной для священной ладьи Амона (её пьедестал до сих пор находится in situ). Для этого в Свакопмунде нужно арендовать внедорожник и приобрести входные билеты в Национальный парк. 67). 58, фиг.
Этот процесс можно было осуществить, вероятно, только одним способом. Он представлял собой сочетание трех поставленных друг на друга кубов. 1550—1070 годы дон. э. ). Эта разница особенно ощутима на рельефах храмов в Дендера и Филе. Они были покрыты толстым слоем штукатурки, который скрыл тонкие грани старых столпов.
до н. э. ) при первых фараонах, в архитектуре закрепились образные и изобразительные средства и нормы, установились культовые каноны. 2). 3. Поездки на светомузыкальное шоу (55 фунтов, для студентов – 27 фунтов билеты продаются в кассе Карнака) обойдутся вам немного дороже.
В комплекте с ними идёт карта с обозначенными достопримечательностями и кемпингами (для ночёвки в которых необходимо разрешение). Её высота 146 метров и в ней может свободно уместиться, например, Исаакиевский собор. 68, фиг.
Особенностью всего этого комплекса является неправильная форма дворов и входной площади, следующих за изгибом берега реки. Они стояли перед его заупокойным храмом (тоже недалеко от Луксора), который, к сожалению, не сохранился. Если бы осевые линии не проводились на поверхности барабана, как в Карнаке, то на законченных колоннах они бы тоже отсутствовали. Доступ во двор был открыт всем. Это наиболее сложное мегалитическое сооружение. Его высота составляет 23 метра, вес предположительно оценивается в 143 тонны. Венчающий карниз здания с обычной египетской выкружкой, несколько возвышаясь над уровнем плоской крыши, образует вокруг нее парапет (крыша в Позднее время использовалась для целей культа).
В Гизе и в Саккара вырубали в скале глубокую (25—30 м) шахту. Первые обычно изображали фараона – строителя данного храма. Изображения рельефов и росписи храмов носили религиозно-культовый характер.
Рельефы изображают царя, приносящего жертвы богам фиванской триады, главным образом Амону. Колонны в форме лотоса (фото 40) появились одновременно со вторым типом папирусовидных колонн. 2.
В древности на этих террасах были устроены пруды с зарослями папируса и посажены деревья. 4 и табл.
Применяли минеральные краски: красную и желтую охры, зеленую из тертого малахита, синюю из тертого лазурита, белую из известняка, черную из сажи. Вся продольная композиция симметрична относительно главной оси. Колонны, несущие нагрузку потолка имели капители, похожие на бутон цветка. до н. э. Его особенностью является совмещение в одном храме двух культов, благодаря чему храм разделился на две параллельные части: южная (правая часть) посвящена богу Собеку, священным животным которого считался крокодил, а северная (левая) — богу Гору. Надземная часть гробниц царей и вельмож представляла собой прямоугольное в плане помещение для статуй богов и жертвенника перед ложной дверью в «вечное жилище» умершего.
Поверхность стен покрыта рельефами, не оставляющими свободным ни малейшего пространства. Дома бедняков, как и раньше, строили из тростника и глины, дома знати — из дерева и кирпича-сырца с угловыми прямоугольными в плане плоскими выступами — лопатками.
Известны также пирамиды с ломаными гранями (например, пирамида в Дашу-ре). Новые города строились на месте старых, вот таким образом древние поселения и не сохранялись. При входе стоят гигантские массивы пилонов, обычно представляющих собой высокую массивную стену (рисунок 47) с одной скошенной плоскостью.
Обычно храмы рассматривались как дома для богов или царей, которым они были посвящены. Архитектурный комплекс на о. Филе.
Причина банальна: чтобы по достоинству оценить древнеегипетский «дом бога», от посетителя требуется определённый уровень знаний. Рельефы пилона. Это пирамида фараона Хеопса. Говорят раньше на этих ступенях находились оранжереи с цветущими растениями и прудами. Длинными полосами следовали друг за другом серии изображений, очерченных врезанными контурными линиями и окрашенных в красиво подобранные тона им сопутствовали иероглифы – знаки – картинки письма древних египтян.
Самая огромная из таких статуй – тысячетонное изображение сидящего Рамсеса II, которое тот повелел установить в своём поминальном храме Рамессеуме (недалеко от современного Луксора). Храм Гора в Эдфу. В этих скульптурах фараон представал сидящим или стоящим. Скорее всего, рычаги использовали только в крайнем случае. Иероглиф «Королева и Гиена – знак Гиена был связан с гениальностью. Также храм славится своим обилием колон. земля в длину и ширину, на запад и восток подвластна тебе». Ещё в древности боги древнеегипетского пантеона почитались триадами по формуле «муж, жена, ребёнок». Для этого в древнеегипетских «домах жизни» хранились большие коллекции книг, чем они славились во всём древнем мире.
В целом культура древнего Египта, является одной из влиятельнейших культур в истории. Форма двора стала более сложной и одновременно менее цельной. Как и раньше, в Новом царстве различные величины фигур дают полную шкалу переходных размеров, связывающую реальные размеры человеческого тела с громадной массой пилона. Вдоль маршрута расставлены 13 пронумерованных каменных маяков, отмечающих его наиболее интересные места.
Властелин суши, морей и трона. Одним из таких храмов является Карнакский (рис.
4 6) известный храм Ипет-Исут, храм бога Амона (рис. Цель египетской религии заключалась в поддержании Маат, эта же цель была и у храмов. Для этого времени характерно строительство большого количества святилищ, молелен, мастаб. В средних освещенных пролетах залов египетская колонна напоминала свободно стоящее растение с капителью, похожей на раскрытый цветок, лепестки которого прикрывали собой верхнюю часть колонны, поддерживающую потолок. Баллод.
Храмы, как и гробницы, строились из камня. 2 и табл. Древнеегипетский храм начинался с аллеи сфинксов.
65, фиг. Этот портал играет весьма существенную роль в решении центрального узла фасада.
Например, на некоторых колоннах мы видим три вертикальных выступа (рис. 76), благодаря которым эти колонны напоминают стебель папируса. Это – храм фараона Ментухотепа I в Дейр-элъ-Бахри (XXI в. до н. э. ) и заупокойный храм Аменемхета III в городе Иттауи. Восьмой пилон сейчас закрыт на реставрацию. Разные типы сливались между собою, комбинировались.
Храмы были также важными социальными и политическими центрами. Не запрещается, впрочем, ездить и самостоятельно. композитная капитель достигла в гипостильном зале храма Изиды на острове Филе (южная граница Египта), в храме, являющемся одним из наиболее ярких образцов архитектуры греко-римского времени. 3 и табл. Они относятся к эллинистическому и римскому времени.
Балки перекрытия и потолок в нем сплошь покрыты рельефами. Здесь, в этом таинственном месте, погруженном в полумрак, могли находиться лишь избранные. Еще одна разновидность скульптурного изображения Получила название скульптуры «по жизни» — ее клали вместе с мумифицированным телом фараона в погребальную камеру, она изображала стражников, писцов, водоносов — всех тех, кто продолжит служить фараону после своей смерти. В 1 половине XVI в. до н. э. 58—62).
В результате сложились такие его ипостаси, как Амон-Ра (верховный бог-творец), Амон Мин («бык, удовлетворяющий коров») или Ауф-Ра с головой барана, оживляющий умерших во время плавания по подземному миру и сам возрождающийся как Хепри. Идея загробной жизни получает максимальное развитие в египетской архитектуре. Кромлехи – каменные плиты или столбы, поставленные по кругу. Далее проходит короткая дорога Процессий, по бокам которой стоят сфинксы с головами баранов (священных животных Амона), держащие в передних лапах статуи Рамсеса II. Все скульптуры храма были разбиты и зарыты неподалеку, где много столетий спустя их обнаружили археологи.
Перед воротами стоят две статуи бога Гора из черного гранита в виде огромных соколов. Знаменитый врач Гален во II в. н. э. Карнакский храм представляет собой грандиозный архитектурный комплекс, строившийся при нескольких поколениях фараонов. Комплекс храма разделился на самостоятельные части. 1).
Он оформлен введением большого разорванного портала (мотив, вызывающий в памяти аналогичные приемы эллинистической архитектуры). Тайник со статуями был обнаружен в этом внутреннем дворе храма в начале XX столетия. Каждый элемент и деталь храма выполнены в соответствии с религиозной символикой египтян. куб. Обычный в Новом царстве прием сосредоточения всего богатства и сложности архитектуры внутри сооружения (в противовес архитектуре Древнего царства) применен и здесь. Они украшали фасад пилонов и располагались симметрично по сторонам от входа.
Хермес.
Нижний храм Хефрена имел форму квадрата и был выстроен из больших блоков гранита. На некоторых притолоках сохранилась краска, которой они были расписаны в древности. Однако засушливый климат Древнего Египта сохранил некоторые сооружения из кирпича-сырца — деревня Дейр эль-Медина, Кахун, город, достигший расцвета в Среднее царство (современный Эль-Лахун), крепостные сооружения в Бухене и Миргиссе.
в стране утвердилась династия Птолемеев. Этого эффекта архитекторы достигали простейшими приемами: движение верующих по аллее к храму проходило под суровыми взглядами овнов и сфинксов, затем через узкую и маленькую дверь в массивных стенах-пилонах они попадали в открытые дворы, которые чередовались с большими залами, где огромные колонны поддерживали потолок. Иногда, как например в памятнике Заху-ре, она является просто стержнем цилиндрической формы с основанием и абакой иногда у равноугольного столба срезаются края, четырехгранная форма превращается в восьми- или шестнадцатигранную и стороны «кан-нелируются», создавая колонну, неправильно называемую «протодорийской», которая появляется вновь в эпоху двенадцатой династии Среднего царства на фасадах гробницы Бени-Гассана.
Стали излишней роскошью гробницы типа мастаба.
Простой покупки экскурсионного тура в отеле по принципу «приеду – разберусь» и необременительных зрительно-прогулочных усилий для этого недостаточно. Городские усадьбы сановников состояли из сада, дворов, служб и господского дома. Но грабители обязательно уничтожали и мумию, дабы она не ожила и не отомстила им. Силуэт фигур всегда ясен и графичен. 4). Одна сторона отверстия делалась наклонной (рис. 83) и по ней скользила нижняя часть колонны, которая, по-видимому, была уже предварительно обтесана.
1 и 5). Пирамида была построена архитектором Имхотепом в честь фараона Джосера. Это были геометрически правильные в разрезе колонны и так называемые «изобразительные» колонны. Пирамида состоит из 6 ступеней. Сквозь открытый высокий проем виден богато украшенный интерьер входного зала.
Верхняя терраса храма была посвящена богам, даровавшим жизнь Египту и самой Хатшепсут. У каждого из них можно остановиться и заняться исследованием местности.
Когда яркий луч света, падающий с потолка, озарял гранитный лик Сехмет, придавая реальность её образу, никто не сомневался в могуществе фараона. Стволы иногда имели каннелюры (вертикальные желобки). Храм был полностью покрыт изображениями, включая и его наружные стены.
Одна из главнейших задач, которая стояла перед зодчими, — создать в храмах атмосферу присутствия сверхъестественных сил, божества. Кроме того, храмы были немаловажными политическими и социальными центрами. Рельефы храма Абу-Симбел выделяются своей динамикой, экспрессией движений и поз.
Они находятся в пригороде Каира, недалеко от нила. Вот таким образом значительная часть сохранившихся древнеегипетских памятников – это «дома богов», как сами египтяне называли свои храмы. Пилон зажимает портал двери и увеличивается карнизом с выкружкой. В древности дорога соединялась с главной аллеей, связывавшей два храма.
Поражает и восхищает сама техника изготовления фигур таких масштабов. В гробницу помещались статуэтки изображавшие разнообразных слуг фараона. 2).
На фото на картушах Египта с фотографии, написано (слева направо): 1. Теоретически, в его обязанности могло входить выполнение храмовых обрядов. Очерки по истории древнеегипетского искусства) неоднократно упоминается о какой-то божественной книге Имхотепа, откровении для архитекторов, «снизошедшем севернее Мемфиса с небес». Он очень упростился.
Дорогу к храму украшали сфинксы с портретными головами царицы Хатшепсут. В главном зале находилось огромное мраморное изваяние царицы (от него сохранились только обломки). На одной из колонн Малого храма высечена надпись: «Рамсес, сильный правдой, любимец Амона, создал этой божественное жилище для своей возлюбленной супруги Нефертари». Слева стоят две колоссальные статуи Амона и Амунет, посвящённые в храм Тутанхамоном (который тоже изображён вместе с богами) после восстановления культа Амона.
Зверь уже не покровитель и враг человека, а слуга и средство для выживания.
62, фиг. Скульптура дополняет архитектуру, не подавляя ее и не нарушая строгой непрерывности линий. до н. э. ). Содержание рельефов и росписей было определено их названием. В первом зале их было 24, а во втором – 36. Общая длина анфилады подземных помещений (двух залов и святилища) составляла 55 м. Потолок первого зала опирался на 8 столбов, поставленных в 2 ряда, к ним прислонены две десятиметровые скульптуры Рамсеса II, на потолке — небо со звездами.
63, фиг. Колонны были четырехгранными. Обычный наклон стен подчеркивает устойчивость их огромных масс. Потом луч перемещается и освещает Хармакиса, а через 20 минут свет исчезает.
Кирпичной кладкой наглухо заделывали вход в погребальную камеру из коридора и засыпали обе шахты песком и щебнем. Ещё одной важной постройкой этого периода является Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр эль-Бахри (рис. 4). Первой была Ступенчатая пирамида Джосера в Саккаре, фараона III династии.
Т. Джеймс сравнил Карнакский храм с «археологическим универмагом, где найдётся что-нибудь для любого посетителя». Мост может быть вантовым, а может быть висячим.
Криволинейное очертание выкружки, как бы выбранной в массиве кладки и нависающий полувал завершающей плиты «лепят» архитектурную форму, позволяют познать толщу пилонов, отделяют гладкую ослепительную поверхность их стен, готовую слиться с знойным небом. Цельного перистиля уже нет. В ближайшем пригороде Каира – Ризе – находятся три величайшие египетские пирамиды, построенные фараонами IV династии – Хуфу (около 147 м в высоту), Хафрой (около 143 м) и Менкаура (около 66 м).
Этот знаменитый комплекс храмов занимает площадь более трех гектаров. А вот красивая колонна фараона Тахарки, единственная из десяти уцелевших, которая высится перед Вторым пилоном в Карнаке (фото 18), заслуживает особого внимания. Конечно изменилось и искусство. Статуи царей и вельмож также имели определенное культовое назначение и, следовательно, должны были отвечать ряду соответствующих требований.
Между этой «хаторической» капителью и архитравом находится очень тонкая, едва видимая снизу, абака. Победные походы фараонов Нового царства в Нубию и Переднюю Азию укрепили авторитет Египта. Египтяне полагали, что душа будет защищена внутри пирамиды. Дом состоял из нескольких помещений, устроенных вокруг большой прямоугольной комнаты. Джесер Джесеру («Священнейший из священных») состоял из трёх крупных террас, украшенных белоснежными известняковыми колоннами.
Второй тип колонн в форме папируса имитирует связку растений с закрытыми бутонами. Не менее последовательно применены зрительно тяжелые пропорции, выраженные обычно в целых числах (вспомним египетский треугольник с отношением сторон 3:4:5), так соответствующие незыблемости инертных каменных масс египетской архитектуры. Гробница Тутанхамона. Здесь же находится статуя Аменхотепа II, сидящего на троне.
После распада Римской империи храм Гора оказался заброшенным. Перед пилоном расположены мачты, остроумное прикрепление которых показано на рисунке 48. Оба компонента гибкие и служат для поддержки балок жесткости моста. Здесь же находились поместья египтян, храмы.
Из них составлены два средних ряда колонн в больших залах того времени. Достаточно обычны были изображения фараонов их побед и жизни. А вот облицовочные плиты всем известных пирамид изготовлялись из турского известняка.
Самая великая и гениальная королева, защитница Египта. Святилище. Первое что бросается в глаза – это множество колон. Самый известный и сложный из кромлехов находится в Англии около Стоунхенджа (от англ. Интересен план частного дома близ Фаюма, около пирамиды Сезостриса II (начало II тысячелетия до н. э. ), Воссозданный по его руинам. Древнеегипетская архитектура является отражением мастерства зодчих той эпохи. Между статуями фараона Рамзеса II здесь помещены статуи его супруги Нефертари-Меренмут.
Этот зал окружают несколько строго геометризированных пространственных аппартаментов. В этом Е-образном зале стояли 23 статуи сидящего фараона. На внутренней стороне ограды храма в Эдфу, построенной в птолемеевское время, сохранилась надпись, в которой говорится, что фараон расширил храм пристройкой колоннады, пилонов и ограды, «следуя при этом книге об устройстве храма Гора, которую, сочинил жрец Имхотеп Великий, сын бога Пта». Создавая краски при помощи минеральных веществ и используя продукты животного происхождения они добились наиболее ярких цветов, что позволило им стать мастерами в настенной росписи и украшать интерьеры своих храмов разнообразными рельефами, повествующими и жизненном пути их богов и правителей. Колонна с каннелюрами – не такая уж большая редкость в Египте.
Также следует отметить тип гражданской архитектуры. Храм был воздвигнут у скал Ливийского нагорья. пилоном находится площадь, окруженная колоннадой с весьма разнообразными капителями. В плодородной, очень длинной и узкой долине Нила, с обеих сторон окруженной пустыней, развивалась цивилизация, относящаяся к наиболее значительным и своеобразным культурам древнего мира. К эпохе XII династии относится прекрасная Белая молельня, сплошь покрытая рельефами.
Это — покои владельца и его столовая. Сперва длинная аллея сфинксов подготовляет человека к входу в храм. Два раза в год, 21 марта (в день рождения фараона) и 21 сентября (в день его коронации), в 5 часов 58 минут луч восходящего солнца пересекает линию, находящуюся в 65 м от входа в храм, проникает сквозь все комнаты храма и освещает левое плечо Амон-Ра и Рамзеса II. Перед ним находится двор с большим пилоном спереди.
Самым распространенным камнем был асуанский гранит. Здесь же сходили на берег прибывавшие с высочайшими визитами фараоны. В конце Нового царства колонны стали расставлять в произвольном порядке.
Предполагают, что руководил постройкой пирамиды Имхотеп, жлец и канцлер. В строительной практике первой половины Среднего царства вырабатывается новый тип заупокойного храма, примером которого служит усыпальница Ментухотепа I в Дейр-эль Бахри. до н. э. ), когда храмовое зодчество Древнего Египта переживало свой расцвет.
Изобразительные мотивы чередовались здесь с иероглифами. «Столицами» погребального культа с наибольшим состедоточением мастаб можно назвать Мемфис и Абидос.
Её основанием служила естественная скала. В посвятительной надписи можно прочесть следующие слова: «Я построил и одел его песчаником, привезя огромные двери из чистейшего золота я наполнил его сокровищницы дарами, принесёнными моими руками». Он дает масштаб двери, определяет на фасаде величину человека. Самая длинная такая аллея соединяет Карнакский и Луксорский храмы.
Содержание рельефов было граничит с прославлением фараона — строителя храма — и богов. Этот прием «лепки» тенью архитектурных форм перенесен и в детали. Таковы, например, знаменитые фиванские храмы в честь бога Амона: Карнакский и Луксорский. Его внутренняя кладка состоит из фрагментов храма Атона, который сейчас восстанавливается.
Мастаба (рис. Эта точка зрения была оспорена в книге Дэвида Рола A Test of Time. Дело тут было не в неумении, а в строгом соблюдении определённых правил. За стенами храма располагались ограждения и ряд дополнительных зданий. Пропорции: высота относится к сторонам основания как 1:5. В настоящее время они закрыты.
64, фиг. По цикличности жизни природы моделировалась и человеческая жизнь.
Такая колонна не имела капители, могла быть покрыта рельефами. Главная роль в этом комплексе была отведена священному храму Маммиси – «Дому рождения Гора», что подчеркивало важность его ритуального назначения. Более широкие пролеты перекрывались либо гранитными плитами, либо в виде ложного свода, либо в виде остроконечной крыши (рис. 115 и 116).
На рисунке видно уже «бешеное», стремительное движение людей их ноги раскинуты в шпагате, штриховка рядом стремится передать не только движение тела, но и порывы воздуха, при быстром движении. Обе эти формы встречаются в храмах V династии в Абусире. Внутри пирамиды Хеопса находятся три усыпальницы и погребальные камеры царицы и фараона.
Таковы, например, великие триады Мемфиса (Птах, Сехмет, Нефертум), Фив (Амон, Мут, Хонсу) и Абидоса (Осирис, Исида, Хор). Вес тяжелых балок перекрытия несли стены, пилоны и колонны. м. Всего для ее строительства потребовалось более 2, 5 млн.
Дома простых горожан были бедными. Самые знаменитые из них были сооружены в эпохи Среднего и Нового Царства. Единственное «взаимодействие» с окружающим миром для них сводилось к пассивному наблюдению за городской повседневностью.
После завоевания Египта Александром Македонским в IV в. до н. э. Даже передняя плоскость портала наклонена (табл. Его считали богом.
Кроме фиванских наиболее величественными храмовыми сооружениями эпохи Нового Царства были поминальный храм царицы Хатшепсут в Дейр-элъ-Бахри, (Три террасы, возвышающиеся одна над другой имеют большие масштабы, чем храм Ментухотепа I богатейшая декорировка, широкое использование скульптур (свыше 250 статуй), обилие колоннад, деревья и искусственные пруды, размещавшиеся и на террасах. ) и храмы Рамсеса II (в Абу-Симбеле) и Рамсеса III в. Одним из наиболее совершенных храмовых ансамблей среди египетских архитектурных памятников является Луксорский храм, называвшийся Ипет-Рес. В раннюю эпоху Нового царства (приблизительно 1552 – 1070 гг. Проход в погребальную камеру с саркофагом пролегал через колонный зал. Высокие ворота Эвергета I с карнизом, украшенным изображениями солнечного диска, были сооружены в эллинистическую эпоху. Первая группа появилась в период Древнего царства, во времена правления III – VI династий фараонов (около 2707 – 2150 до н. э. ), когда наступил экономический, военно-политический и культурный расцвет страны.
Другие рельефы на стене лучше осмотреть после посещения Большого гипостиля. Одной из основных задач при постройке гробниц фараонов являлась задача произвести впечатление подавляющей мощи. На балки укладывали каменные плиты перекрытия.
До нас дошла надпись, вложенная жрецами в уста бога Амона, главного божества Фив — столицы Египта эпохи Нового царства (XVI—XI вв. Ряду божеств в качестве жертв подносились мумифицированные обезьяны, а богу Анубису – мумифицированные собаки. Властелина показывали больше остальных изображенных фигур. В 1860 году храм был раскопан сотрудником Лувра Огюстом Мариеттом.
Храм в Эдфу построен в период Птолемеев в III столетии до н. э. К наиболее известным из нескольких десятков сохранившихся до настоящего времени пирамид, расположенных между Каиром и Фаюмом в полосе длиной около 60 км, относятся пирамиды, построенные в период Древнего царства в третьем тысячелетии до н. э. в некрополе в Гизе, близ Мемфиса, основу которого составляют три пирамиды фараонов Хеопса (зодчий Хемиун, XXII в. до н. э. ), Хефрена и Микерина (около 2900—2700 гг. Некоторые египтологи считают, что храмовые жрицы ублажали статую Амона эротическими ласками, а фараон обеспечивал плодородие египетской земли изливая семя в воды Нила во время праздника Опет.
В перечне покорённых народов встречается единственное древнеегипетское упоминание об Израиле – «Израиль пуст, нет семени его». Египет, как ни одна страна на планете богат свидетельствами древних цивилизаций. Получается парадоксальная ситуация: по развалинам египетских храмов ежегодно бродят миллионы туристов, но мало кто из них по-настоящему понимает, чт именно он видит перед собой.
Святилище, погребенное под песком на несколько столетий, отлично сохранилось. до н. э. ) мотив божественного рождения приобрёл особую значимость и с тех пор в его честь при храмах стали строиться отдельные небольшие «часовни». А так как человек привык сравнивать себя, порой даже интуитивно, с различными предметами видимого мира для определения их размера, то сфинксы сразу же как бы вырастают в его сознании в масштабе, в то время как сам человек невольно начинает казаться неизмеримо малым, даже ничтожным перед лицом этих застывших таинственных стражей храма. За гипостилем в полумраке скрыты молельни.
Этот храм вошел в историю культуры под названием лабиринта. Внутри пилона проходят лестницы на крышу здания. Маммисии есть у каждого большого египетского храма греко-римского времени.
Между башнями можно увидеть два углубления, похожие на ворота. Содержанием изображений служит та же тема силы и власти. Одним из наиболее впечатляющих примеров является Большая колоннада Луксорского храма, законченная фараоном Тутанхамоном (фото 39). Аменхотеп (как и впоследствии, через сорок лет, Хоремхеб) приказал разрушить более ранние постройки, чтобы использовать камень для забутовки пилона. Террасы храма были украшены статуями царицы и сфинксами. Туристические группы обычно наводняют храм в первой половине дня.
Между ними, под веревками, которыми обвязаны бутоны, помещены более мелкие растения. Храмы посвящались древнеегипетским богам: Исиде – на острове Филе, Гору – в Эдфу, Хатор – в Дендере и Себеку – в Ком-Омбо. Храм на острове Филе Геродот называл «жемчужиной Египта». Во времена Позднего царства (664 – 332 гг. 68, фиг. Сейчас храм Исиды находится на острове Агилика. При гробницах строили заупокойные храмы, где совершали обряды, посвященные погребенному.
Конечно же самой известной постройкой того времени являются пирамиды Гизы. К своему расцвету храмовое строительство пришло в период Нового царства. Сети I не закончил строительство храма, эту сложную задачу завершал его сын Рамсес II.
Высота этих колонн более 3, 7м. Планы храмов были прямоугольными, главные части располагались по одной оси. Египет невозможно представить без пирамид. Египетский храм никогда не являлся законченным сооружением. Аллея сфинксов обычно начиналась от берега Нила.
Однако формы капители все более усложнялись (табл. Затем по этим двум поверхностям обтесывали базу (глава 9).
Большинство сохранившихся египетских «домов бога» относятся либо к этому периоду, либо к более поздним эпохам, когда их облик в основном продолжал следовать новоегипетскому канону. На втором ярусе храма можно лицезреть рельефы, повествующие о жизни царицы. Вдоль стен идут колоннады (см.
Фигуры опираются на землю всей ступней. Египтяне не использовали сводов, хотя и знали эту конструкцию. Весь фасад обведен тонким валиком. Как понять архитектуру египетского храма, построенного несколько тысячелетий тому назад. Диаметр колонны – около 96, 5см. Кверху ствол колонны сужается и завершается широкой капителью.
Каждое святилище было посвящено одному из семи богов (Осирис, Исид, Хорус, Амон, Ра-Хорахти, Птах и Ра). Важная оговорка: в целях краткости будет рассмотрен лишь наиболее развитый, своего рода «классический» вариант древнеегипетского храма. На стенах часовни остались рисунки наёмников.
Совсем другая картина наблюдается в Эдфу. Боковые колоннады двора, состоящие из 32 колонн, получили подчиненное значение. В дальнейшем их продолжали использовать для хозяйственных нужд храма, однако в первую очередь пристани становилась местами официального начала владений «домов бога».
Их авторами были фиванские скульпторы Пиаи, Панефер и Хеви. О существовании ранних храмов древнего Египта мы можем судить благодаря тому, что более поздние храмы строились непосредственно на месте старых. Поскольку считалось, что после смерти человек продолжает жить, но только в подземном мире. Будучи «Незримым» (рядом с иероглифом, обозначавшим имя бога, египтяне не ставили обычный знак-детерминатив, а оставляли пустое пространство), Амон ассимилировал образы других богов. 59, фиг. До сих пор посреди часовни стоит скульптура Сехмет.
Судьба, в данном случае, благоприятствовала нам. Отметим, во-первых, видоизменение, которое претерпела колонна, вернее, ее капитель. Здесь происходит резкое изменение сознания человека. Его высота рвна высоте колонн зала. Другой зал вытянут в глубину.
Для этого и были придуманы свойственные раджпутской архитектуре закрытые балконы-джхароки, пришедшиеся как нельзя кстати при возведении Хава-Махала. Один из вариантов символов, означающих королеву Египта, обручившуюся с Солнцем, владеющую морем, колодцами с пресной водой (один из знаков означает колодец – древнюю систему очищения и использования грунтовых вод). Он имеет повышенную высоту колонн и осевое: симметричное расположение. Здание храма стоит здесь внутри ограды, не примыкая к ней.
На теле — набедренная повязка, на голове — убор. Это просто стереометрическое тело. Стена портика, облицованная известняком, была покрыта цветными рельефами. Пирамида Хеопса, входящая в этот комплекс, является единственным сохранившимся «чудом света». Несомненно, Стоунхендж служил и для астрономических наблюдений. Конструкция храма включала в себя ряд закрытых залов и открытых площадок. Подражание древним образцам. до н. э. ).
Они стоят по четыре с каждой стороны. Рельефы были низкие и врезанные (т. е. Планы храмов были четкими и простыми.
Для рельефов Древнего царства характерно фризовое развитие сюжета. Каждому культу соответствовали свое святилище и прямой проход через все помещение к нему. Большие помещения могут быть перекрыты потолком, варьированы в плане, снабжены пролетами. Они были жилищами богов и походили на жилище человека. То, что египтяне придавали капители нужную форму уже после укладки блоков, подтверждается тем, что нижний горизонтальный шов проходит не там, где начинается собственно капитель, а чуть ниже (рис. 78).
Он, в свою очередь, сменяется гипостильным залом — «залом явлений», с его лесом колонн, подавляющих своей массивностью вошедшего человека. Характерно для Позднего времени, что крыша такого наоса увенчивалась пирамидкой. Высота их равна 3, 96м, а стороны – 2, 28м.
Сложена она без связующего материала, насухо из плотно пригнанных блоков желтого известняка (по 2, 5 тонны каждый), причем размеры блоков уменьшаются кверху пирамиды (высота блоков в основании – 1, 5 м, у вершины — 55 см). 5. ), построенный в период Нового царства. Как разобраться во всех его частях, во всех его деталях.
Фасадом храм был обращен на восток, от берега Нила лестница вела на террасу храма. Машины идущие обратно в Луксор, проезжают по ближайшей к реке дороге. 69, фиг.
Гробница фараона размещалась под колонным залом. На второй террасе стоял второй портик, окружавший с трех сторон колонный зал. В центре двора находился жертвенный камень. Самый известный и хорошо сохранившийся из них находится у храма Хатхор в Дендере. Но, различаются они по несущим элементам. Другой тип египетской скульптуры — культовые статуи фараонов, стоявшие возле пирамид. В северной части священного участка Амона находится музей под открытым небом.
Здесь хорошо видны не только незаконченная колонна и архитрав, но и следы ремонтных работ, которые велись в маленьком храме Сети II, расположенном радом с северной башней пилона (фото 57). Они покрыты хорошо сохранившимися древними рисунками и надписями. Её голову венчает массивный солнечный диск, а в руках она держит скипетр-папирус — символ вечной власти и анх — «ключ жизни». Вход в пирамиду располагался с северной стороны.
Фасад храма обычно был обращен к Нилу, от которого к храму шла аллея сфинксов или овнов (бараноголовых сфинксов) — мифологических животных, посвященных верховному богу Амону. Её гигантские обломки лежат там до сих пор. Согласно ей женщинам знатных раджпутских домов запрещалось появляться перед чужаками. 63, фиг.
Несмотря на идеализацию, портреты верно передавали неповторимые черты человека. В северном крыле, построенном при Сети, «рассказ» о процессии начинается на северной стене с изображения ладьи Амона, вначале скрытой под покровом, затем – явленной на обозрение. Перед ней был изображен фараон Рамсес II, находившийся как бы под защитой богини.