В женщинах Пикассо ценил два качества: красоту и относительную молодость. Пикассо в молодости пристрастился к употреблению опиума, но резко бросил это занятие, когда сосед – художник из Германии – покончил с собой, не выдержав ломки.
Пикассо 55, он болезненно переживает трагедию и пишет своё самое значительное произведение: знаменитую «Гернику». Осенью 1947 года Пикассо начинает работать на фабрике «Мадура» в Валлорисе увлечённый проблемами ремесла и ручного труда, он сам выполняет множество блюд, декоративных тарелок, антропоморфных кувшинов и статуэток в виде животных («Кентавр», 1958) иногда несколько архаичных по манере, но всегда полных очарования и остроумия. Он влюбился во француженку и прожил с ней до 1912 года. Создается ощущение, что в одной судьбе творца, поместилось сразу несколько художественных жизней.
Пережив начетверть века того, кто, пословам Андре Бретона, был «безумной любовью» еежизни, Дора Маар скончалась виюле 1997 года в90-летнем возрасте водиночестве ивбедности. В палитре мастера преобладают голубые оттенки. В 1912 году Пикассо начал сочетать кубизм и коллаж. И Жаклин удастся то, что не получалось у прежних любовниц: выйти замуж.
Авот сам художник цинично говорил: «Для меня существует лишь два типа женщин— богини итряпки для вытирания ног». К этому времени относится двухгодичный срок «розового» периода в его картинах, столько же «африканского» и начало кубизма из-за которого в 1911 году он и расстался с Фернандой. Нежность чувств к юной девушке должна была оставаться в тайне, но только не от холста и кисти.
А такие слёзы только от горя или от отчаяния. Конечно, Пикассо это всячески отрицал. Вызволил ееоттуда ивывел изкризиса давний приятель известный психоаналитик Жак Лакан. Два года потребовалось французскому правительству, чтобы провести инвентаризацию имущества и многочисленной недвижимости.
Три года они были счастливы вбраке ичасто участвовали впубличных мероприятиях. И вновь женщины стали главными жертвами этого общего мрачного настроения. Выдающейся балериной она не была, ей недоставало «высокого горения» и выступала она преимущественно в кордебалете.
Между прочим, это полотно называется «Плачущая женщина, 12». Однажды Дора иМария-Тереза случайно встретились встудии Пикассо, когда онработал над знаменитой «Герникой». Пикассо на это своё внимание обратил и как итог это полотно и ещё ряд с таким же названием. Краски на полотнах художника оживляются, появляются розовые и золотистые тона. Причем всех своих богинь Пикассо быстро превращал втряпки.
Примириться с этим было невозможно и борьба с Пикассо шла по разным направлениям. Уже через год они поженились.
В 1953 году Франсуаза Жило и Пикассо расходятся. Он был, пожалуй, первым, кто научился обращать свои и чужие патологии в «профит». Почти 80 летний Пабло сделал ей предложение: его жена Ольга умерла (он даже не приехал на похороны), так что последние годы он решил провести в спокойной обстановке.
Это лето оставило осебе дурные воспоминания. Пикассо непоехал напохороны. Может что-то и из этого списка, а может и вовсе всё вместе сразу. Любовь, видимо, была. Первая работа нового стиля – «Авиньонские девицы» – повергла в настоящий шок друзей художника.
В 1921 году у супругов родился сын Паоло (Поль). Ее отношения с ним были гораздо сложнее, чем у любой из ее предшественниц. Полное имя, которое будущий художник получил при крещении— Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано14 (Криспиниано15) де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо.
Он не хотел рисовать как художники прошлого, а хотел создавать что-то новое. Вернувшись в 1900 году в Барселону, он часто посещал знаменитое кафе, ориентированное на встречи интеллигенции и художников «Четыре кота». Его визит в Орта-де-Эбро в период с 1898 по 1899 год и его связь с группой в кафе в 1899 года имели решающее значение для раннего художественного развития. Именно в Барселоне он отошел от традиционных классических методов, склонившись к экспериментальному и инновационному подходу к живописи. В этой литературно-художественной среде собиралось множество приверженцев современного французского искусства из Франции, равно как каталонского традиционного и народного искусства. По Делакруа» (1955) «Менины. Потом художник говорил, что драка двух его любовниц стала самым ярким событием вего жизни. Потеря какой-то вещи. Никогда ещё женоненавистничество художника не выражалось с такой ожесточённостью увенчанные нелепыми шляпами, лица изображённые в фас и в профиль, дикие, раздробленные, рассечённые потом тела, раздутые до чудовищных размеров, а их части соединены в бурлескные формы («Утренняя серенада», 1942).
Для страстной Доры разрыв сПикассо стал катастрофой. В 1936 году началась гражданская война в Испании. Потеря близкого. Карлос покончил жизнь самоубийством, выстрелом в висок. Пару раз задела кожу, пошла кровь, но она не обращала внимания, лишь ускоряла движения. Через некоторое время мир узнает его как выдающегося художника.
«Авиньонские девицы», 1907 Нобыло время, когда они жили врозь (лето иосень 1907года). В 1904 году он переехал в Париж. Несчастная любовь.
Она умерла отрака в1955 году вКаннах. По словам Блессида, Пикассо ответил ему, что впервые слышит такую критику.
Загадочный мир женщины и особенно её логики до сих пор никто не смог расшифровать. При этом его работы становились все более абстрактными. Пикассо обожал Фернанду и был страшно ревнив. Как пройти мимо такой эксцентричному художнику. В 1953 году Франсуаза Жило и Пикассо расходятся18. Некоторые из них («Коза», 1950 «Обезьяна с малышом», 1952) сделаны из случайных материалов (брюхо козы выполнено из старой корзины) и относятся к шедеврам техники ассамбляжа.
Споявлением вжизни Пикассо Франсуазы вего картины возвращается лирика. Пабло Пикассо отвечал закостюмы иоформление декораций. Его неподражаемая харизма заработала ему широкий круг связей и уже в 1901 году он организовал первую выставку своих картин.
В этих обстоятельствах в начале 1902 года Пикассо стал писать в стиле, по которому впоследствии период творчества художника в Барселоне в 1903-1904 годах был назван «голубым». Жаклин была, конечно, не такой чувственной, как Фернанда, не такой нежной, как Ева, не такой грациозной, как Ольга, не такой роскошной, как Мари-Тереза и не такой умной, как Дора Маар и не такой талантливой, как Франсуаза. Его сексуальная энергия, тем не менее, била ключом. Разгневанные женщины потребовали, чтобы онвыбрал одну изних. Познакомился онсней вресторане итутже пригласилее принять ванну. Кто знает.
Художник в 1937 году создает полотно «Герника» в черно-белых тонах по заказу правительства Испании для Всемирной выставки в Париже. Этот случай сам Блессид, ставший известным благодаря фильму 1980 года «Флэш Гордон», назвал «суровым финансовым уроком». Полотно «Авиньонские девицы» считается одним из самых революционных произведений автора, которые положили начало кубизму и абстракционизму, стилям предпочитающим искажать натуральные изображения до геометрических форм. Надо сказать, что возвращение в Испанию мастеру не планировалось. Это отразилось в портрете 1946 года: в четкости линий, композиции работы.
Он пишет несколько портретов друга в гробу. Именно её образ мастер использовал для изображения войны: он создаёт множество портретов Доры, в том числе серию работ известных как «Плачущая женщина». С Пабло их сблизил опиум и абсент.
Среди его законных жен была амбициозная советская танцовщица Ольга Хохлова. Пабло не скрывал горечь утраты и невыносимую боль в душе. Звезда парижской богемы презирает условности и не боится экспериментов – ни в искусстве, ни в постели. Дора будет беситься от ревности, но Пикассо все реже оказывается в ее постели. «Женщина вкрасном кресле», 1939 В1935 году Ольга узнала отдруга обэтом романе мужа, атакже отом, что Мария-Тереза беременна. Проучившись в Барселоне всего год, он без особого труда поступает в самое престижное художественное заведение страны: Мадридскую академию художеств. Чтобы вернуть связь с реальностью, Пикассо и Жорж Брак вводят в свои картины типографский шрифт, элементы «обманок» и грубые материалы: обои, куски газет, спичечные коробки.
Она фотограф и готова фиксировать для истории все этапы создания шедевров, отвлекаясь на постельные утехи по первому зову мастера. Угольная зарисовка, выполненная в характерной манере художника, вызвала огромный скандал среди французских коммунистов. В свободное время он знакомился с богемой Барселоны. С 1992 года полотно хранится в музее Мадрида. Как часто это бывало раньше, все изменила женщина. Его жизнь с Фернандой была полна не только страсти, но и вспышек ревности. Позже в семье родились еще две дочери, Долорес (Лола) и Консепсьон (Кончита), но Пабло – старший и единственный сын – был любимцем семьи.
И повторюсь, всё это в цвету, всё это жизненно. Франсуаза была в то время единственной женщиной, которая делила с Пикассо постель. В работах этого времени ярко выражены темы старости и смерти, характерны образы нищеты, меланхолии и печали («Женщина с пучком волос», 1903 Пикассо считал: «кто грустен, тот искренен») движения людей замедлены, они словно вслушиваются в себя («Любительница абсента», 1901 «Женщина с шиньоном», 1901 «Свидание», 1902 «Нищий старик с мальчиком», 1903 «Трагедия», 1903). Ужас, охвативший Пикассо перед угрозой варварства, нависшего над Европой, его страх перед войной и фашизмом, художник не выразил прямо, но придал своим картинам тревожную тональность и мрачность («Рыбная ловля ночью на Антибах», 1939), сарказм, горечь, которые не коснулись только лишь детских портретов («Майя и её кукла», 1938). Начиная с 20-летнего возраста Пабло стал подписывать свои творения дивичьей фамилией матери, как того требовал испанский обычай. Дора попала впарижскую психиатрическую лечебницу Святой Анны, где еелечили электрошоком.
А одно лишь полотно работы мастера уходит на аукционе более чем за 100 миллионов долларов. С её появлением в жизни мастера завершается так называемый «голубой период» (сумрачные картины в сине-зелёных тонах) и начинается «розовый», с мотивами любования обнажённой натурой, тёплым колоритом.
Британский актёр Брайан Блессид (Brian Blessed) рассказал изданию The Telegraph о том, как в возрасте 12 лет встретился со всемирно известным художником Пабло Пикассо. Ужас, охвативший Пикассо перед угрозой варварства, нависшего над Европой, его страх перед войной и фашизмом, художник не выразил прямо, но придал своим картинам тревожную тональность и мрачность («Рыбная ловля ночью на Антибах», 1939), сарказм, горечь, которые не коснулись только лишь детских портретов («Майя и её кукла», 1938). Я делю женщин на два вида: любовницы и тряпки для вытирания ног. Они открыли новое направление в живописи — кубизм. ОНИ всегда были красивы и молоды. Они обвинили Пикассо в том, что тот посмел исказить черты «Великого Сталина» и возмущённо требовали напечатать опровержение.
Франсуаза Жило была моложе Пикассо почти на 40 лет. Пикассо был в восторге.
Он умер в 1973 году, не позаботившись о близких. Пабло Пикассо рано берет в руки карандаш и сразу же делает успехи в рисовании. Его мать даже предупредила Ольгу: «С моим сыном, который создан только для самого себя и ни для кого другого, не может быть счастлива ни одна женщина». При крещении малышка получила имя Мария де ла Консепсьон. Пикассо было девятнадцать лет, когда он приехал в Париж в1900 году, чтобы посетить Всемирную выставку, где в Гран Пале, в разделе, посвященном испанскому искусству, была выставлена его большая картина «Последние мгновения» исполненная в академической манере.
Иногда Пикассо ходил в гости к Доре Маар или приглашал ее на обед. Величайший гений, дьявол во плоти, жестокосердный садист, всеядный деспот Это все о нем – «великом и ужасном» Пабло Пикассо, крупнейшей фигуре модернизма. Некоторые из его картин этого периода изображали бедняков, нищих, печальных и мрачных людей. Наиболее яркими примерами, наглядно иллюстрирующими развитие направления, служат полотна: «Фруктовая тарелка» (1909), «Портрет Амбруаза Воллара» (1910) и «Женщина с гитарой» (1911-12). По Веласкесу» (1957) «Завтрак на траве. Историки искусства называют это время в жизни Пабло «розовым периодом». Произведения последних пятнадцати лет творчества художника очень разнообразны и неравны по качеству («Мастерская в Каннах», 1956). Ольга танцевала напремьере балета «Парад» втеатре Шатле.
Всегда и во всем он должен был быть единственным. В Валлорисе художник начал в 1954 году серию портретных изображений «Сильветт»1920. Ольга стала нервной, требовательной и раздражительной. Если ты уйдешь в монастырь, ты вернешься оттуда Папой. Там Пикассо встречает Фернанду Оливье или «Прекрасную Фернанду».
И вновь женщины стали главными жертвами этого общего мрачного настроения. Отец Пабло, Хосе Руиз Бласко, работал профессором в школе изящных искусств. Обратимся к интересным фактам из жизни признанного гения. Женщины всегда обожали Пикассо. Применяет запрещенный прием: убеждает, что мечтает о совместном ребенке.
Пабло ответил, что они должны занего бороться. Горе отразилось на его внешности: он перестал следить за собой, увлекался опиумом и не вылезал из борделей. Впрочем, для этого не обязательно быть психиатром. Онпросто вздохнул соблегчением.
Но этот брак не принес Пикассо ожидаемых радостей. Пикассо был не только выдающимся художником, но и довольно известным донжуаном. Женщины остаются главными жертвами его жестоких бессознательных причуд, возможно, так как сам Пикассо плохо ладил со своей собственной женой или потому, что простая красота Марии-Терезы Вальтер, с которой он познакомился в марте 1932 года, вдохновляла его на откровенную чувственность («Зеркало», 1932).
В 1930—1934 годах именно в скульптуре выражается вся жизненная сила Пикассо: бюсты и женские ню, в которых иногда заметно влияние Матисса («Лежащая женщина», 1932), животные, маленькие фигуры в духе сюрреализма («Мужчина с букетом», 1934) и особенно металлические конструкции имеющие полуабстрактные, полуреальные формы и исполненные порой из грубых материалов (он создаёт их с помощью своего друга испанского скульптора Хулио Гонсалеса— «Конструкция», 1931). В классических скульптурах члены всегда маленькие. Но глядя на это полотно, понимаешь, что случилось нечто страшное и неразумное. За закрытыми дверьми он повторял: «Приходите завтра или, лучше, через месяц», а при всех похлопывал незадачливого дилера по плечу, делая вид, что сделка состоялась.
Однако сам Пикассо часто упоминал про нее в своих интервью. Живопись вундеркинда существенно выделялась на фоне старших сверстников, его первые большие работы маслом «Первое причастие» и «Знание и милосердие» заслужили множество наград и медалей на художественных выставках в Барселоне и Малаге. Сложно сделать это, если не любишь. Знакомство Франсуазы иПикассо произошло напрофессиональной почве: молодая женщина увлекалась искусством изанималась живописью.
Со временем она оборвет контакты с детьми и внуками и окажется единственной связью мужа с внешним миром до самой его смерти в 1973 году. Вот Мария-Тереза открывает своим ключом домик художника (ключ всегда прописывался достаточно четко) играет с мячом на пляже, забавляется с друзьями. Музой его была Жаклин Рок – продавщица, с которой он познакомился в 1953 году в супермаркете. Она станет организатором выставок покойного супруга. Среди них— Дора Маар, с которой художник сблизился в 1936 году и красивое лицо которой он деформировал и искажал гримасами («Плачущая женщина», 1937).
Старая, правда. В 1956 году на французские экраны вышла документальная лента о художнике «Таинство Пикассо». В подростковом возрасте у Пикассо неплохо получались реалистичные портреты и пейзажи. Можете забрать на память». Пикассо обессмертил ее другим образом.
Натурщица Фернанда Оливье была первой женщиной Пикассо (ейбыло18, ему 23года), с которой у него установились долгосрочные отношения (1904—1912). Позже она заметила: Пикассо заставлял меня жить как затворницу. Это Дора Маар. Чрезмерно завышенная самооценка Пикассо, чувство совершенного превосходства и уникальности и крайний эгоцентризм соответствуют критериям нарциссического расстройства личности, описанного в Международной Классификации Болезней (МКБ) четвертого издания. Несмотря на несколько более спокойных произведений, которые являются в живописном плане наиболее значительными, стилистически это был весьма переменчивый период («Девушка перед зеркалом», 1932). Ольга была дочерью полковника русской армии.
Это всё про Пабло Пикассо. Вызволил ееоттуда ивывел изкризиса давний приятель известный психоаналитик Жак Лакан. Такая жизнь смертельно наскучила гению.
В 14 лет он поступил в школу изящных искусств Ла Лонха в Барселоне. Иеще важнейшей причиной разногласий была роль, навязанная Ольгой Пикассо. В разные времена и с разной степенью страстности он любил их всех. Наказания удалось избежать исключительно благодаря влиятельным друзьям.
Скоро уже все родственники знали, что у Руисов растет юный гений. Будущий актёр бросил листок с рисунком на пол, «выбросив около 50 миллионов фунтов» (примерно 75 миллионов долларов).
Именно там, в Риме, Пабло Пикассо знакомится с балериной, полковничьей дочерью Ольгой Хохловой (Пикассо называл её «Коклова»). Эта молодая женщина с тёмным прошлым (сбежала из дома со скульптором, который потом сошёл с ума) и шатким настоящим (позировала художникам) на несколько лет стала любовницей и музой Пикассо. Это глубоко впечатлило Пикассо и он прожил с Дорой еще несколько лет втайне от Хохловой.
Пикассо уделяет особое внимание превращению форм в геометрические блоки («Фабрика в Орта-де-Эбро», 1909), увеличивает и ломает объёмы («Портрет Фернанды Оливье», 1909), рассекает их на плоскости и грани, продолжающиеся в пространстве, которое сам он считает твёрдым телом, неизбежно ограниченным плоскостью картины («Портрет Канвейлера», 1910). Чтобы вернуть связь с реальностью, Пикассо и Жорж Брак вводят в свои картины типографский шрифт, элементы «обманок» и грубые материалы: обои, куски газет, спичечные коробки.
Отношения рушатся.
Жизнь покажет, что мать была права. А когда он уходит, смирно сидеть дома – Пабло запирает ее на замок. Будучи женщиной исключительно порядочной, Ольга имела шансы стать доброй матерью семейства и осчастливить какого-нибудь почтенного буржуа, но с Пикассо она «не справилась». В 1925 году начинается один из самых сложных и неровных периодов в творчестве Пикассо.
Говорили, что Фернанда – внебрачная дочь очень состоятельного человека. Его предъязвенное состояние. Ольга иПикассо поженились 18июня 1918 года вправославном Соборе Александра Невского. Позже Франсуаза написала книгу о своей жизни с Пикассо, где неоднократно упоминала, как художник любил встречать ее, сидя на окне с голубем на плече. В череде бесконечных женских тел художник в результате выделит свою ровесницу Фернанду Оливье (настоящее имя Амели Ланг), которая считалась первой красавицей коммуны.
Идея подарить Франсуазе зеленые волосы принадлежала Матиссу. Это период спокойного счастья напобережье, наслаждение простыми радостями, такими как искрящееся море инежно струящийся чистый песок. Для художника же уметь распознать человека очень важно. Вверху картины онподписал черной краской: «Якороль. » Однако встолице Франции «королю» пришлось непросто.
Однако же, ничего не продавал. Но долго не может научиться читать и писать, освоить простейшие арифметические действия. Если же Пикассо уезжал куда-нибудь с Франсуазой из Парижа, он ежедневно получал от Марии-Терезы письма, в которых она подробно рассказывала о своих с Майей успехах, заботах и трудностях, в особенности, финансовых. Наибольшая часть наследства достанется Жаклин.
Для страстной Доры разрыв сПикассо стал катастрофой. Полное имя, которое будущий художник получил при крещении— Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано (Криспиниано) де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо. 4февраля 1921 года уОльги родился сын Пауло (Поль). Ужас войны, охвативший художника, сделал его работы мрачными, наполнил необычайной горечью и болезненным сарказмом. Затем же своих самых верных клиентов оставлял ждать в приемной, делая вид, что собирается все продать кому-то другому.
Приступы ревности довели Дору Маар до психиатрической больницы, но художник, не приметив в этом и толики своей вины, вскоре предложил новой любовнице переехать жить к нему. Техника коллажа соединяет грани кубистической призмы в большие плоскости («Гитара и скрипка», 1913) или передаёт в спокойной и юмористической манере открытия, сделанные в 1910—1913 («Портрет девушки», 1914). Немецкая оккупация не могла испугать Пикассо: он оставался в Париже с 1940 по 1944 год. Завещания не было, а родственникам было что делить.
Несмотря на несколько более спокойных произведений, которые являются в живописном плане наиболее значительными, стилистически это был весьма переменчивый период («Девушка перед зеркалом», 1932). Каждое направление его деятельности было воплощением радикально новой идеи. Первое, что он воскликнул, когда Пикассо привел ее в гости: «Дорогая, если бы я рисовал ваш портрет, волосы были бы зелеными».
По Мане» (1960). Взяв ссобой Пауло, она немедленно уехала наюгФранции иподала наразвод. Вотличие отмногих возлюбленных мастера Франсуаза Жило несошла сума инепокончила ссобой. Особенно важны в тот период скульптуры («Беременная женщина», 1950). Вариантов много и в каждом вроде та же поза. Некоторые из них («Коза», 1950 «Обезьяна с малышом», 1952) сделаны из случайных материалов (брюхо козы выполнено из старой корзины) и относятся к шедеврам техники ассамбляжа. Именно так Пикассо не рисовал больше никого.
Можно, однако, выделить испанский источник вдохновения («Портрет художника, в подражание Эль Греко», 1950) и элементы тавромахии (Пикассо был страстным поклонником популярной на юге Франции корриды), выраженные в рисунках и акварелях в духе Гойи (1959—1968). Ольгу, разумеется, такой вариант не устраивает. Из оставшихся в живых тридцать процентов состояния досталось Жаклин (это 350 млн франков), внукам – по двадцать процентов каждому, детям вне брака – по 10 процентов.
В работах того времени четко прослеживается влияние древних иберийских скульптур, африканских масок, а также работ такого известного постимпрессиониста, как Поль Сезанн. Слишком быстро он почувствовал, что семейная жизнь и семейный уют отнюдь не его стихия. В композициях появляется «кубистическая тайнопись»: зашифрованные номера телефонов, домов, обрывки имён возлюбленных, названий улиц, кабачков. Друзья организовали вЛондоне выставку ееработ, ноона прошла незамеченной. Вот таким образом он отказывал в визитах как конкурентам, так и друзьям. Пабло не было и десяти, а Дон Хосе уже доверял ему дорисовывать на своих картинах лапки голубей или листья цветов. В настоящее время полотно «Герника» выставлено на всеобщее обозрение в Музее королевы Софии в Мадриде.
Особенно важны в тот период скульптуры («Беременная женщина», 1950). Но все, что оставалось за творчеством, не приносило художнику радости. В8лет Пабло уже написал свою первую серьезную работу «Пикадор». Он не выносил бездарных людей так же, как талантливых. Наряду с этими странными и острыми формами, гравюры Пикассо к «Метаморфозам» Овидия (1930) свидетельствуют о постоянстве его классического вдохновения. Произведения, созданные в 1945—1955 годах, очень средиземноморские по духу, характерны своей атмосферой языческой идиллии и возвращением античных настроений, которые находят своё выражение в картинах и рисунках, созданных в конце 1946 года в залах музея Антиб, ставшего впоследствии музеем Пикассо («Радость жизни»).
Также легко онбросил учебу. Да он, собственно, никогда и не относился к женщинам как к живым существам. Провел там два года, практически не прерываясь на работу. Дама втыкала нож между пальцами.
Небольшой городок на севере Испании был полностью стерт с лица земли весной 1937 года немецкой авиацией. Она была красива и воспитывала шестилетнюю дочь. «Плачущая женщина», 1937 Пережив начетверть века того, кто, пословам Андре Бретона, был «безумной любовью» еежизни, Дора Маар скончалась виюле 1997 года в90-летнем возрасте водиночестве ивбедности. Иунего иунее были романы сдругими.
При этом особым наслаждением был процесс превращения первых во вторых. Именно он приглашает Пабло принять участие в создании декораций к балету Дягилева «Парад». Брак с влиятельной женщиной не помешал ему заводить отношения на стороне. Пикассо познакомился с Франсуазой в 1946 году. Там он создал занавес для готового балета Дягилева Парад.
Денег небыло. Пикассо познакомился сней в1904 году, после того как поселился в Париже. Франсуаза не знает, что дети для Пикассо не значат ничего. Она была старше его на 4 месяца. Художник отдавал предпочтение розово-золотистому и розово-серому тонам, а персонажами стали в основном бродячие артисты – клоуны, танцовщики и акробаты картины этого периода проникнуты духом трагического одиночества обездоленных, романтической жизни странствующих комедиантов («Семья акробата с обезьяной», 1905).
Пабло ни в чем себе не отказывал. В 14 Пабло Пикассо на общих основаниях поступил в Барселонскую школу искусств и ремёсел. Там она знакомится сПикассо, становится его моделью иего девушкой. Идамы набросились друг надруга скулаками. В течение следующих четырех лет в его картинах доминировал синий цвет. Ольга транжирила деньги мужа, атот отчаянно злился.
Хотя в своих значительных произведениях художник использует некоторые кубистические приёмы вплоть до 1921 («Три музыканта», 1921). Светлые и тёмные монохромные краски словно передают ощущение от всполохов пожара. В 1917 году Пикассо упросил съездить в Рим с Жаном Кокто и труппой Русский балет. За два месяца Пикассо создаёт свою «Гернику»— громадное полотно, которое было выставлено в республиканском павильоне Испании на Всемирной выставке в Париже. Он рисовал людей с удлиненными чертами лица.
Ольга— иностранка, русская, непара еегениальному сыну. Иони расстались— Пикассо иФернанда. Пабло возвращается на родину, но сердце его в Париже.
Наиболее характерным произведением этого периода стала «Девочка на шаре». Она была молодой зеленоглазой красавицей, с которой Пикассо познакомился около обшарпанного дома на Монмартре, в котором они оба жили. Именно такая сильная исамодостаточная женщина встретилась Пабло Пикассо в1943году. В этих обстоятельствах в начале 1902года Пикассо стал писать в стиле, по которому впоследствии период творчества художника в Барселоне в 1903—1904 годах был назван «голубым».
Она стала чем-то вроде секретарши и помощницы. Водну зиму, чтобы незамерзнуть, онтопил камин изкамня своими собственными работами. Он сам назвал случившееся «самым неуклюжим и глупым жестом в мире». Мария — по имени матери Пикассо, а Консепсьон звали его умершую в раннем детстве сестру, с смертью которой у него были связаны самые сильные переживания.
В 1902 году были организованы две выставки художника. Искусствоведы станут обсуждать степень дарования и манеру письма, давать названия периодам творчества и считать, сколько могла бы стоить та или иная картина. Очередной любовницей Пикассо стала Франсуаза Жило, молодая художница.
В долгой жизни художника эти две стези станут основными. Апримерно через год еепортрет «Рыдающая женщина» был продан нааукционе за37миллионов франков. В «синтетический» период появляется также стремление к гармонизации колорита, уравновешенным композициями, которые временами вписываются в овал. Пикассо был очарован. В16лет Пикассо, будто шутя, поступил вКоролевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо.
Известную во всем мире «Девочку на шаре» относят к переходному времени. Он часами заставлял своих покупателей ждать в приемной и, пока чинный дворецкий утверждал, что «мсье очень занят», сам наотрез отказывался вылезать из кровати. Она также не ослабила его деятельности: портреты, скульптуры («Человек с агнцем»), скудные натюрморты, которые порой с глубоким трагизмом выражают всю безысходность эпохи («Натюрморт с бычьим черепом», 1942). Он хочет оставаться женатым, но вдохновляться все новыми женщинами.
А буржуазные ценности, машины, дорогая одежда и рестораны, которые так любила Ольга, вообще не интересовали художника. Супруга разорвала отношения и уехала на юг Франции. Просто может мы, не всегда обращаем внимание на то, как люди плачут. Но что же случилось.
В медовый месяц они практически не вылезают из постели. Его ранние картины – например, Портрет матери или Первое причастие – сейчас можно увидеть в музее его имени в Барселоне: их непривычные для поклонников зрелого мастера чистые линии, сочные цвета и прекрасная техника были достойны старых мастеров. Благодаря работе с «Русским балетом Дягилева» Пабло знакомится с балериной Ольгой Хохловой, которая становится его женой.
Будущий художник родился на Южном побережье Испании в солнечной Малаге в 1881 году. В19лет художник отправился покорять Париж.
Дора стала интеллектуальной и сексуальной спутницей Пикассо. В жизни Пабло появляется модель Фернанда Ольвье, которая стала его вдохновителем. В парижском кафе сидела невероятной красоты молодая женщина.
В семье было три ребенка – мальчик Пабло и его сестры Лола и Консепсьон. По Курбе» (1950) «Алжирские женщины. В 1904году Пикассо поселяется в Париже, где находит пристанище в знаменитом монмартрском общежитии для бедных художников Бато-Лавуар: начинается так называемый «розовый период», в котором печаль и нищета «голубого периода» сменилась образами из более живого мира театра и цирка. В палитре мастера преобладают голубые оттенки. Порой Пикассо возвращался к старым техникам, как будто прощупывая, смог бы он повторить их спустя столько лет. Его богемный образ жизни умер вместе с Евой он становился богатым и знаменитым. Франсуаза в результате стала матерью двоих детей: у нее родились сын Клод и дочь Палома. Картины стали наполняться более теплыми цветами, среди которых оттенки красного, бежевый, оранжевый.
Пожалуй, еще ни один женский образ не был так изуродован, как в серии «Плачущая женщина», где отвращение к Доре и к войне слились воедино. Он заберет ее в свою мастерскую и не захочет больше ни с кем делить. Издав книгу «Моя жизнь сПикассо», Франсуаза Жило вомногом пошла против воли художника, нообрела всемирную известность. Впрочем, у Франсуазы хватает сил забрать детей, сбежать от художника и начать новую жизнь. В 1956 году на французские экраны вышла документальная лента о художнике «Таинство Пикассо». В его отношениях к ним всегда, впрочем, были и какие-то отголоски гнева и ненависти. В следующем десятилетии из-под кисти художника выходит полотно «Резня в Корее», где были изображены американские солдаты в образе футуристических рыцарей, что собирались напасть на беременных женщин и детей.
Там он стал работать вместе с Жоржем Браком. Жили влюбленные внищете. Про мать Пикассо известно очень мало: донна Мария была простой женщиной. Влияние последнего надолго сохранится у Пикассо в манере подчеркивать силуэты фигур, а также в пристрастии к монохромной гамме. Однажды увидев репродукцию «Герники», гестаповцы спросили: «Это вы сделали. ».
Особенно важны в тот период скульптуры («Беременная женщина», 1950). В работах этого времени ярко выражены темы старости и смерти, характерны образы нищеты, меланхолии и печали («Женщина с пучком волос», 1903 Пикассо считал: «кто грустен, тот искренен») движения людей замедлены, они словно вслушиваются в себя («Любительница абсента», 1901 «Женщина с шиньоном», 1901 «Свидание», 1902 «Нищий старик с мальчиком», 1903 «Трагедия», 1903). Матери она непонравилась. После реставрации картина была выставлена на аукцион «Кристис», где 27 марта 2013 года её всё же приобрёл Коэн уже за 155 миллионов долларов. Очень скоро родился знаменитый образ «женщины-цветка» — именно так художник видел свою новую музу.
На протяжении нескольких лет воображение Пикассо, казалось, могло создавать только монстров, неких разорванных на части существ («Сидящая купальщица», 1929), орущих («Женщина в кресле», 1929), раздутых до абсурда и бесформенных («Купальщица», рисунок, 1927) или воплощающих метаморфические и агрессивно-эротические образы («Фигуры на берегу моря», 1931). Женщина с младенцем интересует теперь живописца только как модель для картины. Среди них – Дора Маар, с которой художник сблизился в 1936 году и красивое лицо которой он деформировал и искажал гримасами («Плачущая женщина», 1937).
Первый раз художник покинул Испанию в 1900 году, предприняв расширенную поездку в Париж. В семье же девочку звали Майя и фамилию отца она получила только после его смерти, став по новому французскому законодательству законной наследницей Пабло Пикассо. Осенью 1947 года Пикассо начинает работать на фабрике «Мадура» в Валлорисе увлечённый проблемами ремесла и ручного труда, он сам выполняет множество блюд, декоративных тарелок, антропоморфных кувшинов и статуэток в виде животных («Кентавр», 1958) иногда несколько архаичных по манере, но всегда полных очарования и остроумия. Еедальнейшая жизнь была богата событиями исчастливыми моментами.
Иони расстались— Пикассо иФернанда. Производительность мастера была настолько всеобъемлющей, что на момент смерти, 8 апреля 1973 года, на счету великого испанца было несколько десятков тысяч картин, в том числе новаторские абстрактные работы, такие как «Герника». Пикассо подошел ближе.
Перед отъездом Пикассо написал автопортрет. Художник представил еесвоей семье. Он женился на Жаклин в 1961 году. Пабло поначалу возбуждает все: русская жена, настоящая семья, дом – полная чаша, приемы, балы. А ведь, не будь у Пабло еще одной яркой способности, высот он мог и не достичь. Его первая дочь Майя родилась в 1935 году у его любовницы и натурщицы Марии-Терезы Уолтер.
В Валлорисе художник начал в 1954 году серию портретных изображений «Сильветт». В Барселоне Пабло благоденствовал, лишь в редкие периоды депрессивного настроения с грустью и ностальгией вспоминал Ла-Корунью и оставшееся там детство.
Свой знаменитый шедевр «Герника» Пикассо написал для ярмарки в Париже, которая состоялась в 1937 году. Юный Блессид подошёл к художнику и попросил нарисовать ему что-нибудь, если тот «действительно Пикассо». Здесь семья прожила 4 года, пока в 1895 году от дифтерии не умерла младшая сестра Пабло Кончита – событие, сильно повлиявшее на мироощущение юного художника, мир которого будто разом перестал быть радостным и солнечным. Он заявил: Ничто не похоже так на пуделя, как другой пудель. После эпикурейского изящества 1920-х («Танец») Пикассо создаёт атмосферу конвульсий и истерии ирреальный мир галлюцинаций, что можно объяснить отчасти влиянием поэтов-сюрреалистов, проявившимся в некоторых рисунках, стихотворениях, написанных в 1935 и театральной пьесе, созданной во время войны.
Именно эти искры счастья видим мыв«Радости жизни»— самой яркой картине периода сименем «Франсуаза». В 16 лет он поступил в Королевскую Академию Святого Фернанда. Не раз художник заявлял, что делит представительниц прекрасного пола на «богинь» и «половые коврики». Его предъязвенное состояние. Спустя полгода после знакомства ихотношения переросли вроман. С одной стороны— коммунист, прогрессивный деятель, борец за мир и трогать его было опасно с другой Дело не в том, что, с их точки зрения, он был «буржуазный формалист», с этим еще можно было примириться, главное— он был великий мастер и при сопоставлении с его работами все великие достижения советского искусства меркли и отбрасывались на столетие назад.
«Женщина-цветок», написанная в1946 году— это ода женственности инежности. Пикассо исполнилось уже 60. Однако поездка в столицу искусства была омрачена.
«Нет, — ответил художник, — это сделали вы. «Да, думал я, это здорово. Но время этой музы подошло к концу, а на пути художника уже появилась другая. И только когда военный режим пал, картина наконец-то вернулась на родину. В композициях появляется «кубистическая тайнопись»: зашифрованные номера телефонов, домов, обрывки имён возлюбленных, названий улиц, кабачков.
Некоторое время она позировала художнику ибрала унего уроки. В 1953 году Франсуаза Жило и Пикассо расходятся. Неслучайно позже он скажет: «Я хочу жить как бедный человек с деньгами». По его воспоминаниям, в дестве родители его баловывали и никогда ничего не запрещали.
С 1904 года, когда Пикассо переезжает в Париж, где поселяется в бедняцком общежитии для художников, здесь и берет начало «розовый период». Не удостаивал вниманием равнодушных с той же миной, что и поклонников. В Париже четверги и воскресенья были днями, когда Пикассо посещал Марию-Терезу и Майю. Еежизнь остановилась, быть может в1944году, когда произошел разрыв сПикассо. Пикассо был вне себя от гнева.
Однако Пабло были скучны классические приемы художественной школы. Пикассо по-прежнему нищ, но его жизнь постепенно начинает становиться ярче. СФрансуазой Пикассо учится по-новому радоваться жизни.
Художник отдавал предпочтение розово-золотистому и розово-серому тонам, а персонажами стали в основном бродячие артисты— клоуны, танцовщики и акробаты картины этого периода проникнуты духом трагического одиночества обездоленных, романтической жизни странствующих комедиантов («Семья акробата с обезьяной», 1905). В 1904 году Пикассо поселяется в Париже, где находит пристанище в знаменитом монмартрском общежитии для бедных художников Бато-Лавуар: начинается так называемый «розовый период», в котором печаль и нищета «голубого периода» сменилась образами из более живого мира театра и цирка. Тогда были написаны: «Шут», «Сидящий арлекин», «Девочка с козлом» и др. Пабло Пикассо стал, пожалуй, самым известным художником 20 века. В 1937 году симпатии Пикассо— на стороне республиканцев, борющихся в Испании (серия акватинт «Мечты и ложь генерала Фрнко», отпечатанная в виде открыток, разбрасывалась с самолётов над позициями франкистов). Пикассо подходит к «голубому периоду» своего творчества, во время которого тоска и депрессивность сквозят сквозь холсты изобилующими голубыми тонами. В годы испанской революции и войны Пабло Пикассо находится в Париже.
От нравоучений преподавателей Пикассо впадал в ярость, а в рамках нудного академизма было тесно и скучно. Со временем ему удается уговорить Жило переехать к нему, правда, это оказывается дом Доры. В 2006 году владелец казино Стив Винн, купивший в 1990-х годах за 48, 4 миллиона долларов картину Пикассо «Сон», согласился продать этот шедевр кубизма за 139 миллионов американскому коллекционеру Стивену Коэну. Но легкой добычей она не станет. Клод рождается в 1947-м, Палома через два года. Встреча произошла во время Всемирного конгресса мира в британском Шеффилде в 1950 году.
Поутрам они воровали круассаны имолоко. Юноша был практически неизвестен вто время за пределами Барселоны, ноуже создал сотни картин. Он уезжает из Парижа на юг Франции, открывает для себя радость солнца, пляжа, моря. Когда Франсуазе переставала нравиться роль, которую она играла, Пикассо приписывал ей простейшее лекарство — беременность. Она заставила Пикассо определить свои политические пристрастия.
Наличном фронте дела складывались куда лучше. В течение двух лет его жизнь шла кувырком. Женщины остаются главными жертвами его жестоких бессознательных причуд, возможно, так как сам Пикассо плохо ладил со своей собственной женой или потому, что простая красота Марии-Терезы Вальтер, с которой он познакомился в марте 1932 года, вдохновляла его на откровенную чувственность («Зеркало», 1932). Переполненный отвращением к войне, художник написал гигантское обвинение фашизму: так родилась на свет «Герника» (Guernica), картина тираническая, пугающая и многословная. Окончательное соглашение между ними было достигнуто через семь лет после смерти Пабло. Сэтого момента отношения супругов начали стремительно ухудшаться.
Однако и здесь он задержался всего лишь на семь месяцев. В 1904 он снова приезжает в Париж, чтобы обосноваться тамокончательно. Франсуаза позже вышла замуж за доктора Джонаса Салка. Но как быть с его мужскими причиндалами. Этой любви, самой чувственной в его жизни, он обязан созданием своих лучших шедевров, таких как «Обнаженная, зеленые листья и бюст» (Nu au Plateau de Sculpteur), «Сон» (Le Rve), «Чтение» (La Lecture). Несколько выставок, знакомство с местной богемой и модными художниками Модильяни и Матиссом, успешная продажа картин позволили Пикассо быстро обустроить свою жизнь.
Они сыграли свадьбу и переехали в имение Мужен. На исходе Второй мировой войны Пикассо вступает в Коммунистическую партию Франции.
Пикассо и молодая художница Франсуаза Жило познакомились в 1943 году. В 1921 году у них рождается сын Пауло и на этом все заканчивается. То же самое можно сказать и о женщинах. Некоторые из них («Коза», 1950 «Обезьяна с малышом», 1952) сделаны из случайных материалов (брюхо козы выполнено из старой корзины) и относятся к шедеврам техники ассамбляжа. Мария-Тереза вскоре повесилась.
Непоглощаяее, абудто наблюдая состороны. Светлые и тёмные монохромные краски словно передают ощущение от всполохов пожара. Дора попала впарижскую психиатрическую лечебницу святой Анны, где еелечили электрошоками. Они прожили вместе 18 лет, в ходе которых родился их сын Пауло в 1921 году.
В России в это время началась революция, переломавшая многие судьбы. Когда я говорю «автор» имею в виду ту личность в Пикассо, которая переживает инфернальную судьбу, того человека в нём, который не обращается к дневному миру, но всецело и неотвратимо принадлежит тьме который следует не общепринятым идеалам добра и красоты, а демонической привлекательности уродства и зла.
Фернанда должна будет либо позировать ему, либо заниматься с ним сексом. Эмигранты спасались бегством, в том числе балетная труппа Сергея Дягилева. Изменяя цвет, мы опускаемся в преисподнюю.
Апримерно через год еепортрет «Плачущая женщина» был продан нааукционе за37миллионов франков. Марселла Амбер умерла в 1915 году от туберкулеза. После смерти матери, в 15 лет – ей ничего не оставалось, как согласиться позировать. Испанец сделал на листе бумаги набросок в виде голубя мира, однако молодой англичанин не оценил рисунок и заявил: «Это показывает, что вы не Пикассо, это не голубь». Удивительная атмосфера Барселоны тех лет надолго повлияла на будущего художника: удивительные, полные причудливой фантазии творения Антонио Гауди (мастерская Пабло находилась напротив одного из них) с их буйством красок и текучими линиями, музеи с картинами Эль Греко и Сурбарана, средневековые статуи в соборах и афиши в новомодном стиле ар-нуво.