Перед отъездом Пикассо написал автопортрет. Портретный ансамбль, на котором были изображены обнаженные красавицы, был встречен большим потоком критики, но Пабло Пикассо продолжил развитие найденного направления. Пикассо состоял в отношениях с Дорой Маар 10 лет и в течение этого времени нарисовал множество ее портретов. Это прежде всего «Портрет Ольги в кресле», «Купальщицы», «Женщины, бегущие по пляжу», «Детский портрет Поля Пикассо».
Перед отъездом Пикассо написал автопортрет. Это портрет молодой любовницы Пикассо – Марии-Терезы Вальтер. Этот очень яркий и красочный портрет Доры Маар написан Пикассо в самый разгар их отношений в Париже 12 января 1938 года.
В 60-е годы Пикассо полностью отдает всего себя созданию женских портретов. Когда кто-то прокомментировал, что Стайн не похожа на портрете, Пикассо ответил: «Она будет». Прошло почти полвека, давно не стало Пикассо, но хранящие какую-то безропотную тайну портреты его бывшей жены Ольги Хохловой на ведущих аукционах мира оценены в десятки миллионов долларов.
Однажды нацистский офицер увидев фотографию Герники спросил у Пикассо: Это вы сделали. Художник возражал: «Разве каждый не воспринимает себя по-своему. Будущий художник родился на Южном побережье Испании в солнечной Малаге в 1881 году. Самые известные картины «розового» периода наполнены странствующими комедиантами, циркачами, гимнастами. Полотно «Девочка на шаре» можно назвать переходным. Техника коллажа соединяет грани кубистической призмы в большие плоскости («Гитара и скрипка», 1913) или передаёт в спокойной и юмористической манере открытия, сделанные в 1910—1913 («Портрет девушки», 1914).
Присутствуют все семь «муз Пикассо»: Фернанда Оливье, Марсель Умбер, Ольга Хохлова, Мария Тереза Вальтер, Франсуаза Жило, Дора Маар, Жаклин Рок. Это лето оставило посебе дурные воспоминания. Академический реализм легко различимый в работах середины 1890-х годов хорошо отображён в «Первом причастии» (1896), большой композиции, которая изображает его сестру Лолу. Розовый цвет становится на два года главным в творчестве Пикассо. Образ смертоносного быка завершает сюрреалистический период в творчестве Пикассо, но в то же время определяет тему картины «Герника», самого знаменитого его произведения, которое он пишет вскоре после разрушения немецкой авиацией маленького городка басков. С 1906 года Пикассо трудился над портретом своей знакомой – Гертруды Стайн.
Картины этого гения являются гордостью ведущих музеев мира. В удлиненных пропорциях героев прослеживается влияние Эль Греко. «Герника» – это Апокалипсис XX века, в страшных сумерках которого высвечивается растерзанная лошадь, поверженный всадник, бык, мать с убитым ребенком и женщина, которая держит в руке светильник. «Авиньонские девицы» произвели сенсацию, картина положила начало многим экспериментам. Дора попала впарижскую психиатрическую лечебницу святой Анны, где еелечили электрошоками. Техника исполнения так потрясла отца, что он бросил рисовать. Наряду с этими странными и острыми формами, гравюры Пикассо к «Метаморфозам» Овидия (1930) свидетельствуют о постоянстве его классического вдохновения.
Производительность мастера была настолько всеобъемлющей, что на момент смерти, 8 апреля 1973 года, на счету великого испанца было несколько десятков тысяч картин, в том числе новаторские абстрактные работы, такие как «Герника». В «аналитическом кубизме» предмет изображен разбитым на несколько фрагментов. Здесь художник критикует бомбардировки баскского города Герника, проведенные нацистами во время гражданской войны в Испании. Связка Пикассо-Брак работала вплоть до 1914 года и разорвалась лишь после зачисления молодого француза в армейские войска. На стене напротив – «Женщина в шляпе» – портрет Ольги 1935 года.
По Делакруа (1955) Менины. Это довольно длительный период в творчестве художника. Все полотна мастера – а их несколько десятков тысяч. Под конец розового периода Пикассо увлекся античными мотивами. Как будто луч надежды проникает в души его героев вместе с появлением в красочной гамме его картин более светлых и прозрачных цветов: к осветленным оттенкам синего цвета присоединяются розовые, пепельно-розовые, золотисто-розовые тона.
Один из залов экспозиции целиком посвящен первой жене Пикассо Ольге Хохловой, родом из украинского городка Нежин, балерине «Русских балетов» Сергея Дягилева. Из первых работ Пикассо сохранились портреты отца, на которых он похож на Дон Кихота. Оба часто спорили.
Oливье появляется во многих его картинах «розового периода», на большую часть из которых повлияли их тёплые отношения, наряду с интенсивным изучением французской живописи. С последней картиной, на которой изображены ужасы войны, связана одна известная история. Острый глаз, умение подцепить особенности характера человека, хирургическая точность в передаче выражения лица, позы, жеста – всему этому художник обязан карикатуре, которой занимался на протяжении всей жизни. Их отчасти удлиненные тела на картинах напоминают работы испанского художника Эль Греко. Этот образ смертоносного быка завершает сюрреалистический период в творчестве Пикассо, но в то же время определяет главную тему картины Герника, самого знаменитого его произведения, которое он пишет через несколько недель после разрушения немецкой авиацией маленького городка басков и которое знаменует начало его политической деятельности (Мадрид, Прадо до 1981 картина находилась в Нью-Йорке, в Музее современного искусства).
Пикассо, который досконально знал принципы изобразительных систем использовал в «Гернике» и элементы линейной перспективы и принятые в кубизме наложения прозрачных плоскостей и расчлененность объемов, которую любили сюрреалисты. Выдающейся балериной она не была, ей недоставало «высокого горения» и выступала она преимущественно в кордебалете. В возрасте 16 лет Пикассо впервые сам отправился в путь, тем не менее, юный художник невзлюбил формальное обучение и вскоре после зачисления перестал посещать занятия. Полотно «Авиньонские девицы» считается одним из самых революционных произведений автора, которые положили начало кубизму и абстракционизму, стилям предпочитающим искажать натуральные изображения до геометрических форм. Он написал несколько произведений на тему бродячего цирка, которым был увлечен. Примириться с этим было невозможно и борьба с Пикассо шла по разным направлениям.
Многие картины измождённых матерей с детьми датируются «голубым периодом», во время которого Пикассо разделил своё время между Барселоной и Парижем. Пикассо словно расширяет параметры этого спора. В 1902 году его друг совершил суицид. Позировала для картины (как и для целой серии других картин) Дора Маар, которая сама работала профессиональным художником. За два месяца Пикассо создаёт свою «Гернику»— громадное полотно, которое было выставлено в республиканском павильоне Испании на Всемирной выставке в Париже.
«Женщина в шляпе» – развенчание – без сантиментов, по-кубистически жестко: смертельно-белая маска лица, черный узкий провал рта, застывшие в печальном удивлении зрачки. В 1907 году Пикассо создает большое панно «Авиньонские девицы», персонажи которого, девицы публичного дома в барселонском квартале Авиньон, предстают бесполыми существами, некими устрашающими идолами. Вот таким образом его подразделяют на несколько этапов. Юный художник благополучно рос в городе, который со временем считал настоящим домом.
В 1955 году Франсуаза Жило и Пикассо расходятся. Дора Маар, которую художник называл «Плачущей женщиной», часто повторяла после разрыва с ним: «После Пикассо – только Бог». Пабло Пикассо стал, пожалуй, самым известным художником 20 века.
Деформации не существует как таковой. В 1904 он снова приезжает в Париж, чтобы обосноваться тамокончательно. Стиль этот будет развиваться уже в Барселоне, когда художник возвратиться.
В то время он развивал новые образы и формальный синтаксис для эмоционального выражения себя, «выпуская насилие, психические страхи и эротизм, которые в значительной степени подавлялись или сублимировались в нём с 1909 года», – пишет историк искусства Мелисса Маккуиллан. Всего – 15 вариаций, которые обозначены в алфавитном порядке как Version А-О. Картина Бойня (1944-1945, Нью-Йорк, Музей современного искусства) – последнее трагическое произведение Пикассо.
Просто Домье и Лотрек видели лица иначе, чем Энгр и Ренуар, только и всего. Особенно важны в тот период скульптуры («Беременная женщина», 1950). В этом стиле написаны полотна «Любительница абсента», «Свидание», «Нищий с мальчиком», «Трагедия».
Именно он приглашает Пабло принять участие в создании декораций к балету Дягилева «Парад». Он уезжает из Парижа на юг Франции, открывает для себя радость солнца, пляжа, моря. В своей книге 1964 года «Жизнь с Пикассо» Жило описывает его жестокое обращение и бесчисленные измены, которые привели к тому, что она бросила его, забрав детей.
Конечно, Пикассо это всячески отрицал. К 13 годам у мальчика уже сформировался свой неповторимый почерк, а его работы можно было смело причислять к работам зрелых мастеров. Среди наиболее известных его работ находятся картины в стиле протокубизм такие как «Авиньонские девицы» (1907), «Герника» (1937) и изображение бомбардировки Герники немецкими и итальянскими ВВС по приказу испанского националистического правительства во время Гражданской войны в Испании. Надо сказать, что возвращение в Испанию мастеру не планировалось. В центре его треугольник, вершиной которого является светильник. Однако его сын стал заниматься искусством в ущерб классной работе.
Несмотря на то, что Пикассо был крещеным католиком, позже он стал атеистом.
В композициях появляется «кубистическая тайнопись»: зашифрованные номера телефонов, домов, обрывки имён возлюбленных, названий улиц, кабачков. Обратимся к интересным фактам из жизни признанного гения. В 1925 начинается один из самых сложных и неровных периодов в творчестве Пикассо. После этого картина не показывалась на публику около 40 лет. Заказными портретами он практически не занимался, а потому был волен пускаться в самые рискованные эксперименты, поднимая градус экспрессии на любую высоту – да что угодно, лишь бы найти художественный эквивалент личности портретируемого такой, какой Пикассо (и только он. ) ее представлял.
Опыт карикатуры художник переносил в портреты, в которых сумел проникнуть за поверхностный слой физического сходства, передав всю сущность личности. Возможно, это одна из самых известных картин Пикассо. Полное имя, которое будущий художник получил при крещении— Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано14 (Криспиниано15) де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо. Он воспользовался возможностью, чтобы сделать несколько рисунков композитора. Именно там, в Риме, Пабло Пикассо знакомится с балериной, полковничьей дочерью Ольгой Хохловой (Пикассо называл её «Коклова»).
В том же 1904 году художник встретил Фернанду Оливье, которая стала его первой музой. На момент поступления Пикассо было только 13 лет. Пикассо познакомился с Франсуазой в 1946 году. Кубизм.
Согласно устным высказываниям Блока, он заплатил 15 000. По Мане» (1960). Ивану Морозову она продала картину за 13 тысяч франков.
На данный момент за работы Пикассо должен был взяться арт-дилер Леон Розенберг. С самого детства, как и все испанцы, Пикассо ходил смотреть тавромахию (бой быков).
С 1 июля 1963 года владельцами стает другая пара из Чикаго Адель и Уиллард Джидвиц. Можно было б назвать ее «Слепой музыкант», но художник сделал акцент на старости, в которой единственной отдушиной является творчество. Знаменитый испанец постоянно вращался в богемных кругах, был знаком со многими именитыми художниками, писателями и скульпторами своего времени. Среди них— Дора Маар, с которой художник сблизился в 1936 году и красивое лицо которой он деформировал и искажал гримасами («Плачущая женщина», 1937). Пикассо уставший от его любовницы Доры Маар, начал жить вместе с Жило.
В 1904году Пикассо поселяется в Париже, где находит пристанище в знаменитом монмартрском общежитии для бедных художников Бато-Лавуар: начинается так называемый «розовый период», в котором печаль и нищета «голубого периода» сменилась образами из более живого мира театра и цирка. Вот Мария-Тереза открывает своим ключом домик художника (ключ всегда прописывался достаточно четко) играет с мячом на пляже, забавляется с друзьями. «Синяя Комната» Пикассо отражает влияние этих художников и показывает эволюцию творчества Пикассо в «голубой период», который назван так, поскольку различные оттенки голубого и синего доминировали в его работах в течение нескольких лет. Всегда и во всем он должен был быть единственным. В подростковом возрасте у Пикассо неплохо получались реалистичные портреты и пейзажи.
В 1937 году симпатии Пикассо— на стороне республиканцев, борющихся в Испании (серия акватинт «Мечты и ложь генерала Фрнко», отпечатанная в виде открыток, разбрасывалась с самолётов над позициями франкистов). Глядя на холст, поначалу видишь лишь мерцающую мозаику прямоугольников. Весной 1916 года Аполлинер вернулся с фронта раненным. На выставке в Национальной галерее много женских портретов.
Его предъязвенное состояние. Кубизм развивается в совершенно ирреальные и сюрреалистические образы.
Родился в Малаге 25 октября 1881 года. Никогда ещё женоненавистничество художника не выражалось с такой ожесточённостью увенчанные нелепыми шляпами, лица изображённые в фас и в профиль, дикие, раздробленные, рассечённые потом тела, раздутые до чудовищных размеров, а их части соединены в бурлескные формы («Утренняя серенада», 1942). Незадолго до смерти отличавшийся пророческим даромхудожник сказал: «Моя смерть станет кораблекрушением. Когда погибает большое судно, все, что находится вокруг него, затягивается в воронку». По Курбе» (1950) «Алжирские женщины. Кубистические формы натюрморта напоминают мандолину, лютню или гитару. Позже у Пикассо и Франсуазы родились двое детей — Палома и Клод.
Летом 1912 года Пикассо создает серию изображений музыкальных инструментов. Первая выставка работ произошла в Барселоне в июне 1989, в кафе Els Quatre Gats. Любовь, видимо, была.
Так и произошло. Именно он стал одним из первых щедрых покупателей Пикассо и помог ему выбраться из нищеты. И только когда военный режим пал, картина наконец-то вернулась на родину.
В «синтетический» период появляется также стремление к гармонизации колорита, уравновешенным композициями, которые временами вписываются в овал. Именно в этом городе он увлекся керамикой. Однако же, ничего не продавал. После периода сезаннизма, он уделяет внимание превращению форм в геометрические блоки, рассекает их на плоскости и грани, продолжающиеся в пространстве.
На протяжении нескольких лет воображение Пикассо, казалось, могло создавать только монстров, неких разорванных на части существ («Сидящая купальщица», 1929), орущих («Женщина в кресле», 1929), раздутых до абсурда и бесформенных («Купальщица», рисунок, 1927) или воплощающих метаморфические и агрессивно-эротические образы («Фигуры на берегу моря», 1931). «Герника» — скрупулезное изображение трагедий войны и страданий мирных жителей. О Пабло Пикассо слышали все. Синяя Комната Пикассо (1901, Собрание Филипса, Вашингтон) отражает влияние этих художников и одновременно показывает эволюцию творчества Пикассо в голубой период, который назван так, поскольку различные оттенки голубого и синего доминировали в его работах в течение последующих нескольких лет. Как часто это бывало раньше, все изменила женщина. Некоторые из них («Коза», 1950 «Обезьяна с малышом», 1952) сделаны из случайных материалов (брюхо козы выполнено из старой корзины) и относятся к шедеврам техники ассамбляжа.
Художник Ж. Брак так высказался об «Авиньонских девицах» : «Складывается такое впечатление, будто нас хотели попотчевать паклей и напоить керосином». Сюрреализм возродил тягу Пикассо к примитивизму и эротизму. Контакты с сюрреализмом. Поутрам они воровали круассаны имолоко.
Оба оставались вместе до конца жизни Пикассо. Наряду с этими странными и острыми формами, гравюры Пикассо к Метаморфозам Овидия (1930) и Аристофану (1934) свидетельствуют о постоянстве его классического вдохновения. Говорят, что мальчик начал рисовать раньше, чем говорить и сам попросил своего отца дать ему в руки кисть. В 1953 году Франсуаза Жило и Пикассо расходятся18.
Оба имели сына Пауло, который вырос распущенным мотогонщиком, а позже стал шофёром отца. Он был первым ребенком дона Хосе Руиса Бласко (1838-1913) и Марии Пикассо Лопес. Это портреты Амбруаза Воллара, Фернанды Оливье, Канвейлера. По Мане (1960).
Немецкая оккупация не могла испугать Пикассо: он оставался в Париже с 1940 по 1944 год. Она также не ослабила его деятельности: портреты, скульптуры («Человек с агнцем»), скудные натюрморты, которые порой с глубоким трагизмом выражают всю безысходность эпохи («Натюрморт с бычьим черепом», 1942). Пожалуй, еще ни один женский образ не был так изуродован, как в серии «Плачущая женщина», где отвращение к Доре и к войне слились воедино. Хотя в своих значительных произведениях художник использует некоторые кубистические приёмы вплоть до 1921 («Три музыканта», 1921).
Это не только известный испанский художник, но и скульптор, график, керамист, театральный художник, поэт и драматург. Кураторы выставки проводят мысль, что именно на этих быстрых острых скетчах Пикассо оттачивал свое искусство наблюдать, абстрагировать и избавляясь по дороге от второстепенных деталей, выхватывать главное, гипертрофируя его чуть ли не до шаржа. Все средства он тратил на то, чтобы дать сыну самое лучшее образование. В этих обстоятельствах в начале 1902года Пикассо стал писать в стиле, по которому впоследствии период творчества художника в Барселоне в 1903—1904 годах был назван «голубым». Как писал один критик: «Карикатура была родным языком Пикассо».
Пикассо и молодая художница Франсуаза Жило познакомились в 1943 году. Потом началась Первая мировая война, перевернувшая сознание миллионов. Правда этот переход в работе Пикассо обусловлен кубизмом и его пространственными отношениями, как пишет Маккуиллан «объединение ритуала и порыва в изображении напоминает примитивизм «Авиньонских девиц» и неуловимый психологический резонанс его символических работ».
Когда мальчик достиг семилетнего возраста, отец поручил ему дописывать фрагменты своих картин (например, лапки голубей). Там Пикассо встречает Фернанду Оливье или «Прекрасную Фернанду».
Для страстной Доры разрыв сПикассо стал катастрофой. Иунего иунее были романы сдругими. Тема быков возникла в творчестве Пикассо, вероятно, во время его двух поездок в Испанию в 1933 и 1934, причем облекаются они в достаточно литературные формы: образ Минотавра, который то и дело возникает в красивой серии гравюр исполненных в 1935 году (Минотавромахия). После эпикурейского изящества 1920-х годов (Танец, Лондон, галерея Тейт) в творчестве Пикассо появляется атмосфера конвульсий и истерии ирреальный мир галлюцинаций, что можно объяснить, отчасти, влиянием поэтов-сюрреалистов.
За закрытыми дверьми он повторял: «Приходите завтра или, лучше, через месяц», а при всех похлопывал незадачливого дилера по плечу, делая вид, что сделка состоялась. В 1956 году на французские экраны вышла документальная лента о художнике «Таинство Пикассо». Его семья была среднего класса. «Голубой период» Пикассо (1901-1904) характеризуется мрачными картинами, представленными в оттенках синего и сине-зелёного, которые лишь изредка согреты другими цветами. «Розовый период» (1904 – 1906) характеризуется более веселым стилем, оранжевыми и розовыми цветами и изображением циркачей, акробатов и арлекинов известных во Франции как «saltimbanques». Из-за этой скандальной картины с Пикассо порвал Матисс.
Первый – так называемый «Сезановский». Познакомились они в Риме, куда Пикассо прибыл для работы над декорациями и костюмами к новой постановке труппы Дягилева – балету «Парад»., на что тот ему ответил: Это сделали вы. Вскоре они жили в одной квартире Макс спал ночью, в то время как Пикассо спал днём и работал ночью. К 1905 году Пикассо стал фаворитом американских коллекционеров Лео и Гертруды Стайн. Пикассо уделяет особое внимание превращению форм в геометрические блоки («Фабрика в Орта-де-Эбро», 1909), увеличивает и ломает объёмы («Портрет Фернанды Оливье», 1909), рассекает их на плоскости и грани, продолжающиеся в пространстве, которое сам он считает твёрдым телом, неизбежно ограниченным плоскостью картины («Портрет Канвейлера», 1910). Он не выносил бездарных людей так же, как талантливых.
Превысив все ожидания, портрет «Доры Маар с кошкой» ушел с молотка за 95, 216, 000. Можете забрать на память». Талант у юного художника проявился рано. Франсуаз Жилло на протяжении десяти лет была женой Пикассо и потом написала книгу «Жизнь с Пикассо». При крещении малышка получила имя Мария де ла Консепсьон.
В это время с пониманием художник относится к оступившимся, униженным судьбой и бедностью. По мнению искусствоведов, картина открывает «голубой период» творческой деятельности Пикассо, наполненного драматическими событиями в его жизни. Она была на 40 лет моложе его. Вместе с тем, каждый уважающий себя человек видел (хотя бы в иллюстрациях) «Девочку на шаре», «Бег» и «Гернику». Чтобы вернуть связь с реальностью, Пикассо и Жорж Брак вводят в свои картины типографский шрифт, элементы «обманок» и грубые материалы: обои, куски газет, спичечные коробки. Не только манерой исполнения, смешением красок, но и эмоциональной напряженностью, в которую погружал зрителей художник.
«Портрет Ольги» 1923 года – еще одна дань классике: сдержанные гармонии оттенков коричневого и терракоты свет, мягко лепящий лицо и руки, сосредоточенный взгляд в себя. В «розовых» работах Пикассо чаще изображает не просто одного или двух людей, а целые семьи, людей, связанных не только кровными, но и духовными узами. Кубизм. По словам матери, его первыми словами были «piz, piz», сокращение от «lpiz», что в переводе с испанского означает «карандаш».
Эта картина оказалась первой из произведений художника, которую приобрел музей. В 1925 году начинается один из самых сложных и неровных периодов в творчестве Пикассо. Произведения последних пятнадцати лет творчества художника очень разнообразны и неравны по качеству («Мастерская в Каннах», 1956).
Пикассо считал – «кто грустен, тот искренен».
Сюжеты для керамики самые простые и незамысловатые — женщины, птицы, лица, сказочные персонажи Керамике Пикассо даже посвящена книга «Керамика Пикассо»И. Почти всю свою жизнь прожив во Франции, Пабло Пикассо всегда оставался испанцем. В основном затрагиваются темы смерти, печали. Родился в городе Малага в автономной области Андалузия в Испании. Пикассо познакомился сней в1904 году, после того как поселился в Париже. Хотя, наверное, слово «посчастливилось» – не для каждой из них.
В 1947 году ведущие коллекционеры из Чикаго Ли и Мери Блок покупают портрет у Пьера Колле. Натурщица Фернанда Оливье была первой женщиной Пикассо (ейбыло18, ему 23года), с которой у него установились долгосрочные отношения (1904—1912). Начало оживления жизни. Жили влюбленные внищете. Еежизнь остановилась, быть может в1944году, когда произошел разрыв сПикассо.
Очень скоро родился знаменитый образ «женщины-цветка» — именно так художник видел свою новую музу. По Веласкесу (1957) Завтрак на траве. Их старший брат Майкл Стайн и его жена Сара также коллекционировали его работы. Картина «Бойня» – последнее трагическое произведение Пикассо. Осенью 1944 года он вступает в коммунистическую партию. За такой резкий переход от кубизма к классицизму Пикассо многие критиковали.
В начале июня панно, выставленное в Париже, получило мировую славу. Споявлением вжизни Пикассо Франсуазы вего картины возвращается лирика.
Появляется «кубистическая тайнопись» : зашифрованные номера телефонов, домов, обрывки имен возлюбленных, названий улиц, кабачков. «Герника» – пророческая картина, но в ней есть не только предчувствие страшных катастроф, но и светоч веры. С её появлением в жизни мастера завершается так называемый «голубой период» (сумрачные картины в сине-зелёных тонах) и начинается «розовый», с мотивами любования обнажённой натурой, тёплым колоритом. В 14 лет он поступил в школу изящных искусств Ла Лонха в Барселоне. С творчеством импрессионистов Пабло познакомился позднее, после того как уехал в Париж. Это довольно большая картина по размеру – ширина и высота ее более 2 метров. «Женщина-цветок», написанная в1946 году— это ода женственности инежности.
Первый выпуск был опубликован 31 марта 1901 года, когда художник начал подписывать свои работы «Пикассо» прежде он подписывал их «Пабло Руис и Пикассо». Несмотря на несколько более спокойных произведений, которые являются в живописном плане наиболее значительными, стилистически это был весьма переменчивый период («Девушка перед зеркалом», 1932). Тема быков возникла в творчестве Пикассо во время двух поездок в Испанию: образ Минотавра возникает в красивой серии гравюр исполненных в 1935 году («Минотавромахия»). Тот же круг образов, начиная с 1905 года, приобретает у него иную окраску. Наряду с другими пятьюдесятью полотнами испанского художника, приобретенными российским эмигрантом Сергеем Щукиным, картина хранится в Эрмитаже.
Как будто луч надежды проникает в души его героев вместе с появлением в красочной гамме его картин более светлых и прозрачных цветов: к осветленным оттенкам синего цвета присоединяются розовые, пепельно-розовые, золотисто-розовые тона. После произведений «голубого периода», картины «розового периода» представляют мир циркачей и бродяг («Семья акробатов с обезьяной», «Девочка на шаре», «Семейство комедиантов»). И хотя знаменитый импресарио по-дружески предупредил художника – «Осторожно, на русских девушках надо жениться», – уже через год, в июле 1918 года 37-семилетний Пикассо и 27-летняя Ольга стояли перед алтарем в православной церкви Александра Невского на Рю Дарю. Руис убедил чиновников в Академии разрешить его сыну сдать вступительный экзамен. В следующем десятилетии из-под кисти художника выходит полотно «Резня в Корее», где были изображены американские солдаты в образе футуристических рыцарей, что собирались напасть на беременных женщин и детей. Наверное, даже он сам.
Оккупация не ослабила деятельности Пикассо: портреты, скульптуры (Человек с агнцем), скудные натюрморты, которые порой с глубоким трагизмом выражают всю безысходность эпохи (Натюрморт с бычьим черепом, 1942, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия). «Портрет Амбруаза Воллара» (владельца галереи, коллекционера) выполнен в формах аналитического кубизма. А полнозвучие земных красок заменил строгой гаммой черного, серого и белого.
Однажды увидев репродукцию «Герники», гестаповцы спросили: «Это вы сделали. ». Самая ранняя картина Пабло Пикассо – Пикадора, которая была написана в 8 лет. С 1968 по 1971 года он создал множество картин и сотни медных гравюр.
В 1921 году у супругов родился сын Паоло (Поль). Учился рисовать Пикассо у своего отца, который был учителем рисования. Они возобновили свою дружбу, но Пикассо стал часто посещать новые социальные круги.
После эпикурейского изящества 1920-х («Танец») Пикассо создаёт атмосферу конвульсий и истерии ирреальный мир галлюцинаций, что можно объяснить отчасти влиянием поэтов-сюрреалистов, проявившимся в некоторых рисунках, стихотворениях, написанных в 1935 и театральной пьесе, созданной во время войны. На похороны своей русской жены Пикассо не пришел. На все претензии художник ответил в одном из своих интервью: «Всякий раз, когда я хочу что-то сказать, я говорю в той манере, в которой, по-моему ощущению это должно быть сказано».
Это последняя работа Пикассо в серии работ, нарисованных в знак протеста. С одной стороны— коммунист, прогрессивный деятель, борец за мир и трогать его было опасно с другой Дело не в том, что, с их точки зрения, он был «буржуазный формалист», с этим еще можно было примириться, главное— он был великий мастер и при сопоставлении с его работами все великие достижения советского искусства меркли и отбрасывались на столетие назад. Голубым его назвали также из-за того, что в картинах этого периода преобладают голубые оттенки. Это «Семья акробатов с обезьянкой», «Шут», «Молодой Арлекин». Это расставание художник переживал очень тяжело, что не могло не отразиться на творчестве. Говорят, что он назван так в честь нескольких святых и родственников.
В частности, картина Алжирские женщины, Version O, ушла за 32 млн. Глядя на это панно, вспоминаются слова Поля Элюара: «Отчаяние раздувает огонь надежды».
С осени 1901 года он написал несколько посмертных портретов Касагемаса, которые завершились мрачной аллегорической картиной La Vie («Жизнь») (1903), в настоящее время представлена в Музее искусств Кливленда. Перспектива исчезает, картины Пикассо зачастую сводятся к ребусам. Не удостаивал вниманием равнодушных с той же миной, что и поклонников. Пикассо оставался в Париже в период немецкой оккупации с 1940 по 1944 год. Но мальчик с раннего детства хотел отличаться от своего предка-художника. Это были времена крайней нищеты, холода и отчаяния.
В Валлорисе художник начал в 1954 году серию портретных изображений «Сильветт»1920. После освобождения. Его предки были незначительными аристократами. Первый раз художник покинул Испанию в 1900 году, предприняв расширенную поездку в Париж. Одна из муз и возлюбленных Пикассо, Дора Маар, после их разрыва с горечью отозвалась о своих портретах кисти художника: «Это не портреты Доры Маар – Пикассо всегда пишет самого себя». Каретников, вышедшая в 1967 году. Франсуаза больше не могла терпеть постоянные измены художника и его тяжелый характер.
В 1900—1905 годах Оливье была профессиональной натурщицей, но когда она переехала к Пикассо, тот запретил ей позировать другимхудожникам. В тот же период, когда Пикассо сотрудничал с труппой Дягилева, он и Игорь Стравинский работали над балетом «Пульчинелла» в 1920 году. Ему было поручено сделать макет для огромной общественной скульптуры 50 футов (15 м) в высоту, которую должны были построить в Чикаго и обычно известную как Чикагский Пикассо. Он часами заставлял своих покупателей ждать в приемной и, пока чинный дворецкий утверждал, что «мсье очень занят», сам наотрез отказывался вылезать из кровати. В работах этого времени ярко выражены темы старости и смерти, характерны образы нищеты, меланхолии и печали («Женщина с пучком волос», 1903 Пикассо считал: «кто грустен, тот искренен») движения людей замедлены, они словно вслушиваются в себя («Любительница абсента», 1901 «Женщина с шиньоном», 1901 «Свидание», 1902 «Нищий старик с мальчиком», 1903 «Трагедия», 1903). Пабло возвращается на родину, но сердце его в Париже.
Перспектива исчезает, палитра тяготеет к монохромности и хотя первоначальная цель кубизма состояла в том, чтобы более убедительно, чем с помощью традиционных приёмов, воспроизвести ощущение пространства и тяжести масс, картины Пикассо зачастую сводятся к непонятным ребусам. Для художника же уметь распознать человека очень важно. Пикассо создал более чем 20 тысяч работ. Свой редкий талант Пабло проявил в нежном возрасте 10 лет, когда он закончил свою первую картину под названием «Желтый пикадор», на которой изображен человек верхом на лошади во время корриды. Это полотно было создано в Мадриде и используемый искаженный стиль напоминает Эль Греко. Я вижу их так».
Идея подарить Франсуазе зеленые волосы принадлежала Матиссу. Никто из критиков не смог дать удовлетворительного объяснения этим странным, дерзким композициям, даже если это были действительно превосходные картины (Менины, 17 августа 1957, Барселона, музей Пикассо). Переполненный отвращением к войне, художник написал гигантское обвинение фашизму: так родилась на свет «Герника» (Guernica), картина тираническая, пугающая и многословная. Особенно шокировало зрителей полотно «Авиньонские девицы» (1907 год). На протяжении нескольких лет воображение Пикассо, создавало монстров, неких разорванных на части существ, раздутых до абсурда и бесформенных или воплощающих агрессивно-эротические образы. Гравюры Пикассо к «Метаморфозам» Овидия и Аристофану свидетельствуют о постоянстве его классического вдохновения.
Спустя полгода после знакомства ихотношения переросли вроман. Так появились полотна «Мальчик, ведущий коня» и «Девочка с козлом». В 1930—1934 годах именно в скульптуре выражается вся жизненная сила Пикассо: бюсты и женские ню, в которых иногда заметно влияние Матисса («Лежащая женщина», 1932), животные, маленькие фигуры в духе сюрреализма («Мужчина с букетом», 1934) и особенно металлические конструкции имеющие полуабстрактные, полуреальные формы и исполненные порой из грубых материалов (он создаёт их с помощью своего друга испанского скульптора Хулио Гонсалеса— «Конструкция», 1931). В 1925 году начинается один из самых сложных и неровных периодов в творчестве Пикассо.
Некоторые из них (Коза, 1950 Обезьяна с малышом, 1952) сделаны из случайных материалов (брюхо козы выполнено из старой корзины) и относятся к шедеврам техники ассамбляжа. В итоге Лео Стайн переехал в Италию. непосредственно перед «голубым периодом»), а 1904 год можно считать переходом между двумя периодами. А потому избрал фамилию матери – Пикассо.
В годы испанской революции и войны Пабло Пикассо находится в Париже. Некоторые историки, однако, считают, что «Три музыканта» — это запоздалый ответ Пикассо Матиссу и его «Уроку фортепиано». Пикассо отказался от оплаты в 100000, пожертвовав всю сумму жителям города. Панно вытянуто в длину и построено как триптих.
Это отразилось в портрете 1946 года: в четкости линий, композиции работы. Некоторое время она позировала художнику ибрала унего уроки. Когда Пабло исполнилось тринадцать, он написал натюрморт. В Прадо размещены картины Диего Веласкеса, Франсиско Гойя и Франсиско Сурбарана. «Портрет Даниеля Анри Канвейлера» редко покидает стены музея Art Institute в Чикаго и уже только ради этой одной из самых сильных кубистических работ Пикассо стоит посетить выставку в Национальной портретной галерее. Пикассо нарисовал портрет Гертруды и её племянника Алана Стейна.
Наказания удалось избежать исключительно благодаря влиятельным друзьям. Осенью 1947 Пикассо начинает работать на фабрике Мадура в Валлорисе увлеченный проблемами ремесла и ручного труда, он сам выполняет множество блюд, декоративных тарелок, антропоморфных кувшинов и статуэток в виде животных (Кентавр, 1958) иногда несколько архаичных по манере, но всегда полных очарования и остроумия. Тем не менее, на первой выставке группы сюрреалистов в 1925 году Пикассо выставил работы в стиле кубизм понятие «психический автоматизм в его чистом виде», установленное в Manifeste du surralisme («Манифест сюрреализма»), никогда полностью его не интересовало.
Одним словом Пикассо начал вращаться в светской среде, что ранее ему было чуждо. Вызволил ееоттуда ивывел изкризиса давний приятель известный психоаналитик Жак Лакан. Оно прославило Пабло Пикассо. Осенью 1947 года Пикассо начинает работать на фабрике «Мадура» в Валлорисе увлечённый проблемами ремесла и ручного труда, он сам выполняет множество блюд, декоративных тарелок, антропоморфных кувшинов и статуэток в виде животных («Кентавр», 1958) иногда несколько архаичных по манере, но всегда полных очарования и остроумия. Это сгусток боли и страданий. С 1926 года она хранится в Чикаго. Спасти Паблито не удалось. Его похоронили в той же могиле на кладбище в Канне, где покоится прах Ольги. 6 июня 1975 года от цирроза печени умер 54-летний Поль Пикассо. Его двое детей – Марина и Бернар, последняя жена Пабло Пикассо Жаклини еще трое внебрачных детей – Майя (дочь Мари-Терез Вальтер), Клод и Палома (дети Франсуазы Жило) – были признаны наследниками художника. Начались долгие баталии за наследствоМарина Пикассо, унаследовавшая знаменитый особняк деда «Резиденция короля» в Канне, живет там со взрослыми дочерью и сыном и тремя усыновленными детьми-вьетнамцами. Она не делает между ними никакого различия и уже составила завещание, по которомувсе ее огромное состояние после кончины будет поделено на пять равных частей. Марина создала носящий ее имя фонд, который построил в пригороде Хошиминадеревушку из 24 домов для 360 вьетнамских сирот.
Биографы называют ее «русской женой Пикассо». Договор с Канвейлером положил конец его изгнанию из Франции. Сложно сделать это, если не любишь.
– знают разве что его биографы. Однако искусствоведы признают, что эта работа стало отправной точкой авангарда. Художник в 1937 году создает полотно «Герника» в черно-белых тонах по заказу правительства Испании для Всемирной выставки в Париже. Он стал одним из ведущих дилеров французского искусства XX века. Картина, выполненная масляными красками «Плачущая женщина», написана в 1937 году. Пикассо наследует цветовую палитру французского художника.
Коричневый цвет выходит за рамки общей цветовой гаммы картины. Голубь, который стал символом движения за мир (изображен на плакате Всемирного конгресса сторонников мира в Париже), – наиболее действенное проявление политических убеждений художника. Тот же круг образов, начиная с 1905 года, приобретает у него иную окраску. Первое, что он воскликнул, когда Пикассо привел ее в гости: «Дорогая, если бы я рисовал ваш портрет, волосы были бы зелеными». В 1946 году первым обладателем портрета «Доры Маар с кошкой» стает влиятельный парижский дилер Пьер Колле. Произведения, созданные в 1945—1955 годах, очень средиземноморские по духу, характерны своей атмосферой языческой идиллии и возвращением античных настроений, которые находят своё выражение в картинах и рисунках, созданных в конце 1946 года в залах музея Антиб, ставшего впоследствии музеем Пикассо («Радость жизни»).
Это был серьёзный удар для Пикассо. Серо-голубая палитра постепенно сменяется розовой и охристой. Какая пропасть между этими двумя холстами. Иони расстались— Пикассо иФернанда. Она была не только его другом, но и покровителем, покупая его картины за небольшие деньги. Картины его полны меланхолии.
Он уезжает из Парижа на юг Франции, открывает для себя радость солнца, пляжа, моря. В настоящее время полотно «Герника» выставлено на всеобщее обозрение в Музее королевы Софии в Мадриде. В 1912 году Пикассо решается еще на один эксперимент и начинает украшать поверхности своих работ коллажом из клеенки, газетных вырезок и других подручных материалов. Под впечатлением смерти начался «голубой период» в творчестве Пабло Пикассо. Будучи женщиной исключительно порядочной, Ольга имела шансы стать доброй матерью семейства и осчастливить какого-нибудь почтенного буржуа, но с Пикассо она «не справилась». В течение первых пяти месяцев 1901 года Пикассо жил в Мадриде, где со своим другом анархистом Франциско де Асис-Сольером основал журнал Arte Joven («Молодое искусство»), у которого вышли пять номеров.
После периода сезаннизма, завершившегося портретом Кловиса Саго (весна 1909, Гамбург, Кунстхалле), Пикассо уделяет особое внимание превращению форм в геометрические блоки, рассекает их на плоскости и грани, продолжающиеся в пространстве, которое сам художник считает твердым телом, неизбежно ограниченным плоскостью картины (Портрет Канвейлера, 1910, Художественный институт). А. С. Пушкина Семейство комедиантов, Вашингтон, Национальная галерея). К этому этапу относятся «Бидон и миски», «Женщина с веером». Светлые и тёмные монохромные краски словно передают ощущение от всполохов пожара.
Свой знаменитый шедевр «Герника» Пикассо написал для ярмарки в Париже, которая состоялась в 1937 году. Хотя в своих значительных произведениях художник использует некоторые кубистические приемы вплоть до 1923 года (Женщины, бегущие по берегу, 1922, Нью-Йорк, Музей современного искусства). Также Пикассо изображал портрет Иосифа Сталина, чем вызвал некоторое негодование у французских коммунистов, которых поразило недостаточное почитание советского диктатора. Этой любви, самой чувственной в его жизни, он обязан созданием своих лучших шедевров, таких как «Обнаженная, зеленые листья и бюст» (Nu au Plateau de Sculpteur), «Сон» (Le Rve), «Чтение» (La Lecture).
В 1986 году пустила пулю в лоб отличавшаяся завидным здравомыслием вторая жена Пикассо (к тому времени уже 13 лет как вдова) – Жаклин Рок. Более семидесяти раз он переписывал картину и всякий раз был неудовлетворен результатом. Обучение Пикассо под руководством отца началось до 1890 года.
Пабло Руис Пикассо (Picasso Pablo) испанский художник и скульптор, с 1904 года проживавший во Франции. Предсказать, каким увидит тебя Пикассо, не мог никто. Пришедший к власти Франко отменил ее.
Стихия отцовства временно захлестнула 40-летнего Пикассо и он без конца рисовал жену с сыном. И вновь женщины стали главными жертвами этого общего мрачного настроения. За внешними сухими цифрами фактов не разглядеть, какой на самом деле была их жизнь в течение почти двух десятков лет, проведенных под одной крышей. Пикассо было девятнадцать лет, когда он приехал в Париж в1900 году, чтобы посетить Всемирную выставку, где в Гран Пале, в разделе, посвященном испанскому искусству, была выставлена его большая картина «Последние мгновения» исполненная в академической манере.
Вот таким образом он отказывал в визитах как конкурентам, так и друзьям. Мадрид хранил много других достопримечательностей. На протяжении нескольких лет воображение Пикассо, казалось, могло создавать только монстров, неких разорванных на части существ (Сидящая купальщица, 1929, Нью-Йорк, Музей современного искусства), орущих (Женщина в кресле, 1929, Париж, музей Пикассо), раздутых до абсурда и бесформенных (Купальщица, рисунок, 1927, частное собрание) или воплощающих метаморфические и агрессивно-эротические образы (Фигуры на берегу моря, 1931, Париж, музей Пикассо). По замыслу автора, зритель сам должен проделать определенную аналитическую работу по воссозданию образа музыкального инструмента. Среди самых красивых ранних натюрмортов художника – небольшая овальная картина «Музыкальные инструменты». Яркими образчиками этого этапа являются полотна «Натюрморт с плетеным стулом», «Столик в кафе», «Скрипка и гитара».
Там она знакомится сПикассо, становится его моделью иего девушкой. В музыкальных натюрмортах Пикассо заметно влияние Поля Сезанна. Нобыло время, когда они жили врозь (лето иосень 1907года). А может, ответы – в многочисленных портретах Ольги, которые Пикассо написал за эти годы. Это не просто обычная картина, а еще и сильное политическое заявление. Пабло учился в Барселоне, Мадриде, неоднократно ездил в Париж, где посетил все музеи.
Именно так Пикассо не рисовал больше никого. По Веласкесу» (1957) «Завтрак на траве. Художник отдавал предпочтение розово-золотистому и розово-серому тонам, а персонажами стали в основном бродячие артисты— клоуны, танцовщики и акробаты картины этого периода проникнуты духом трагического одиночества обездоленных, романтической жизни странствующих комедиантов («Семья акробата с обезьяной», 1905). Вкус к резкой, разрушительной деформации оказался знаменем нового века. В 1907-1914 годах Пикассо работает в таком тесном сотрудничестве с Браком, что не всегда возможно установить его вклад на разных этапах кубистической революции. По Делакруа» (1955) «Менины.
Со временем у них появилось двое детей: Клод, родившийся в 1947 году и Палома, в 1949 году. Пабло Руис и Пикассо, также известный как Пабло Пикассо (25 октября 1881 – 8 апреля 1973), был испанским художником, скульптором, гравёром, керамиком, театральным художником, поэтом и драматургом, который провел большую часть своей жизни во Франции. Можно, однако, выделить испанский источник вдохновения (Портрет художника, в подражание Эль Греко, 1950, частное собрание) и элементы тавромахии (возможно, потому, что Пикассо был страстным поклонником популярного на юге Франции боя быков), выраженные в рисунках и акварелях в духе Гойи (1959-1968).
Родившийся в 1881 году Пабло Диего Хосе должен был бы по отцу носить фамилию Руис. Считается, что картина продолжает тему трагедии в след за картиной «Герника». Майкл и Сара Стайн стали покровительствовать Матиссу, в то время как Гертруда Стайн продолжала коллекционировать Пикассо.
В произведении сочетаются разные стилистические манеры: розовые фигуры персонажей геометризированы, лики отдельных из них написаны в штриховой манере имитирующей приемы африканских скульпторов. Вместо солнца Пикассо изобразил электрическую лампочку. Особенно важны в тот период скульптуры (Беременная женщина, 1950). Друзья организовали вЛондоне выставку ееработ, ноона прошла незамеченной.
Апримерно через год еепортрет «Рыдающая женщина» был продан нааукционе за37миллионов франков. По Курбе (1950, Базель, Художественный музей) Алжирские женщины. Художник использует кубистические приемы до 1923 года («Женщины, бегущие по берегу»). К 70-и годам во многих его картинах, рисунках тушью и гравюрах в качестве темы присутствует старый, гротескный карлик безумно любящий красивых молодых моделей.
Пикассо в этот период рисовал слепых, нищих, алкоголиков и проституток. Канвейлер был немецким искусствоведом и коллекционером. В 1953 Франсуаза Жило и Пикассо расходятся. В палитре мастера преобладают голубые оттенки.
Художник вернулся к неоклассицизму («Портрет жены Ольги в кресле», «Купальщицы», «Женщины, бегущие по пляжу», «Портрет сына Поля»), а затем перешел к сюрреализму («Танец», «Женщина с цветком», «Девушка перед зеркалом» и другие). Ужас, охвативший Пикассо перед угрозой варварства, нависшего над Европой, его страх перед войной и фашизмом, художник не выразил прямо, но придал своим картинам тревожную тональность и мрачность («Рыбная ловля ночью на Антибах», 1939), сарказм, горечь, которые не коснулись только лишь детских портретов («Майя и её кукла», 1938). Яркий, выразительный образ корриды в будущем не раз появлялся в его произведениях, как и в произведениях других всемирно известных испанцев – Гойи, Хемингуэя. Гений Пикассо обнаружил себя рано: в возрасте 10 лет он написал свои первые картины, а в 15 блестяще сдал приемный экзамен в барселонскую Школу Изящных Искусств (за день нарисовав обнаженного натурщика это было задание, на которое отводился месяц). Пережив начетверть века того, кто, пословам Андре Бретона, был «безумной любовью» еежизни, Дора Маар скончалась виюле 1997 года в90-летнем возрасте водиночестве ивбедности. Все эти детали далеко не случайны и немедленно считывались всеми, кто знал знаменитого арт-дилера Пикассо, автора книги «Путь к кубизму».
Можно, однако, выделить испанский источник вдохновения («Портрет художника, в подражание Эль Греко», 1950) и элементы тавромахии (Пикассо был страстным поклонником популярной на юге Франции корриды), выраженные в рисунках и акварелях в духе Гойи (1959—1968). Осенью 1944 он публично заявляет о своем вступлении в коммунистическую партию, но не проникается ее идеями настолько, чтобы выражать их в своих крупных исторических произведениях.
После потери Евы Гуель, у художника был роман с Габи Леспинасс. В 1947 году художник переезжает на юг Франции, в город Валлорис.
Эта молодая женщина с тёмным прошлым (сбежала из дома со скульптором, который потом сошёл с ума) и шатким настоящим (позировала художникам) на несколько лет стала любовницей и музой Пикассо. «Нет, — ответил художник, — это сделали вы. «Каждый акт творения – изначально – акт разрушения», – говорил Пикассо.
А одно лишь полотно работы мастера уходит на аукционе более чем за 100 миллионов долларов. Период «синтетического кубизма» порождает серию натюрмортов. Революционный подход к трактовке натуры в портрете, деформации, которым Пикассо подвергал лица и тела – особенно женские – провоцировали обвинения в мужском шовинизме и мизантропии. В темноту маленькой площади, над которой висит фонарь, протягивается длинная рука со светильником как символом надежды. Женщины остаются главными жертвами его жестоких бессознательных причуд, возможно, так как сам Пикассо плохо ладил со своей собственной женой или потому, что простая красота Марии-Терезы Вальтер, с которой он познакомился в марте 1932 года, вдохновляла его на откровенную чувственность («Зеркало», 1932).
Она стала его возлюбленной, а затем второй женой в 1961 году. В этом же номере впервые в Европе была опубликована копия картины Les Demoiselles («Авиньонские девицы»). Большая часть работ была сожжена, чтобы обогреть маленькую комнату.
Произведения, созданные в 1945-1955, очень среднеземноморские по духу, характерны своей атмосферой языческой идиллии и возвращением античных настроений, которые находят свое выражение в картинах и рисунках, созданных в конце 1946 в залах музея Антиб, ставшего впоследствии музеем Пикассо (Радость жизни). В том же году, в возрасте 14 лет, он написал «Портрет тёти Пепы», энергичное и драматическое изображение, которое Хуан-Эдуардо Сирлот назвал «без сомнения, одним из величайших во всей истории испанской живописи».
Голубь изображенный на плакате Всемирного конгресса сторонников мира в Париже (1949), – наиболее действенное проявление политических убеждений художника. С 1992 года полотно хранится в музее Мадрида. Образы «Герники» напоминают вневременные фантомы, галлюцинации. С ранних лет Пикассо показывал страсть и способности к рисованию. На каждой картине под этим названием изображен Арлекин, Пьеро и монах.
Аполлинер и Жакоб были очень хорошими друзьями Пикассо в течение 1910-х годов. Так они и оставались в браке – на бумаге, в реальной жизни – вдали друг от друга, пока 64-хлетняя Ольга не умерла от рака в больнице в Каннах. На момент начала Первой мировой войны (август 1914 года) Пикассо жил в Авиньоне. Здесь изображен изогнутый слепой человек, который держит большую коричневую гитару.
В 1930-1934 годах именно в скульптуре выражается вся жизненная сила Пикассо: бюсты и женские ню, в которых иногда заметно влияние Матисса (Лежащая женщина, 1932), животные, маленькие фигуры в духе сюрреализма (Мужчина с букетом, 1934) и особенно металлические конструкции имеющие полуабстрактные, полуреальные формы и исполненные порой из грубых материалов (Пикассо создает их с помощью своего друга испанского скульптора Хулио Гонсалеса – Конструкция, 1931). Жаклин Роке (1927-1986) работала в гончарной мастерской Madoura в Валлорис на Лазурном берегу, где Пикассо делал и расписывал керамические изделия. Произведения последних пятнадцати лет творчества художника очень разнообразны и неровны по качеству (Мастерская в Каннах, 1956, Париж, музей Пикассо).