Кроме портретов Воллара и Уде Пикассо создает также и портрет своего друга, торговца Даниэля Канвейлера. Картина Пабло Пикассо Портрет Амбруаза Воллара: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
В цветовой палитре холста можно выделить основной цвет – черный и оттенки желтого. Тема быков возникла в творчестве Пикассо во время двух поездок в Испанию: образ Минотавра возникает в красивой серии гравюр исполненных в 1935 году («Минотавромахия»). Для Пикассо бык, Минотавр – это разрушительные силы, война и смерть. Апогеем развития этой темы стала знаменитая картина ПикассоГерника (1937). Любовь, видимо, была. Вместо солнца Пикассо изобразил электрическую лампочку.
Например, как в этом портрете можно увидеть не только лицо в анфас, но и даже затылок. После освобождения. Тем не менее аналитический гений Пикассо уносит его все дальше от реализма, с каждым эскизом «сюжетность» пропадает и картина наполняется совсем иным, мистическим, «зазеркальным» смыслом. Ко всему этому прибавляется также характерный для художников начала века интерес к искусству неевропейских (так называемых «примитивных») народов, с которым Европа ближе познакомилась в эпоху усиления политики колониального господства. 26 апреля 1937 года баскский городок Герника стал мишенью для бомбардировки франкистскими самолетами Ju-52 легиона «Кондор».
Столь активного и амбициозного молодого художника не могли не интересовать средства выразительности и иконографические схемы, которыми пользовались великие мастера прошлого: эта своеобразная «пища» для его личного творческого роста, перевариваясь практически до неузнаваемости, постепенно формировала художническую индивидуальность Пикассо. «Герника» – это Апокалипсис XX века, в страшных сумерках которого высвечивается растерзанная лошадь, поверженный всадник, бык, мать с убитым ребенком и женщина, которая держит в руке светильник. Розовый период характеризуется более жизнерадостными тонами – охристыми и розовыми, а также устойчивыми темами изображений – арлекинами, бродячими актерами, акробатами (Семейство комедиантов (1905), Акробат и молодой Арлекин (1905), Шут (1905). После войны Пикассо, все еще обращаясь в своих картинах к декомпозиции, переворачивает границы, как видно на картине Три музыканта (1921, Филадельфия, Художественный музей): фигуры, кажется, пытаются стать плоскими, двухмерными, тогда как цвета обладают живостью, до сих пор невиданной в его работах. Завершая вышеозначенный творческий этап художника, «Авиньонские девицы» «провозглашают» следующий.
Их отчасти удлиненные тела на картинах напоминают работы испанского художника Эль Греко. 56) становится символом протеста против насилия. И Пикассо, прекрасно осознавая это, не желал с ним расставаться. Себастьяна, св.
Он живет между Барселоной и кружком художников Монмартра и рисует, углубляясь в характеры персонажей «голубого периода». Также в конце розового периода появились античные картины -Мальчик, ведущий лошадь (1906), Девочка с козлом (1906) и другие. Уже на выставке в галерее Серюрье (25 февраля – 6 марта 1905 г. ) были показаны работы, знаменующие начало нового этапа творчества мастера, -Актери Сидящая обнаженная. Из первых работ Пикассо сохранились портреты отца, на которых он похож на Дон Кихота. Здесь, в абсолютной бедности на грани нищеты и неописуемом твоорческом беспорядке Пикассо постоянно писал свою Фернанду и искал свой путь. ЗнаменитуюДевочку на шаре (1905) относят к переходным картинам между голубым и розовым периодами. Наряду с этими странными и острыми формами, гравюры Пикассо к Метаморфозам Овидия (1930) и Аристофану (1934) свидетельствуют о постоянстве его классического вдохновения.
Тот же круг образов, начиная с 1905 года, приобретает у него иную окраску. Авантюрный художник — возможно, это самое точное определение его личности. В Валлорисе же Пикассо занялсякерамикой. Многие картины розового периода родились в этом мире (как и Мать и сын, см. Наиболее выдающейся частью этого процесса стало изобретение коллажа. Здесь все еще чувствуется и влияние картин Сезанна. Картина «Бойня» – последнее трагическое произведение Пикассо. Осенью 1944 года он вступает в коммунистическую партию.
Да. Возможно именно это дало основания для высокой оценки портрета. Пабло Руис Пикассо (Picasso Pablo) испанский художник и скульптор, с 1904 года проживавший во Франции. Франсуаз Жилло на протяжении десяти лет была женой Пикассо и потом написала книгу «Жизнь с Пикассо». Один из его преподавателей Гарнело Альда (1866–1944), весьма успешный испанский художник, специализировался на живописи «высокого» академического исторического жанра, что предполагало в том числе создание картин и на религиозно-мифологические сюжеты. С самого детства, как и все испанцы, Пикассо ходил смотреть тавромахию (бой быков).
На этой картине Пикассо убрал светотени и трёхмерность в изображении. Он рисует в стиле аналитического кубизма. Одно: альков или клобук. В «розовых» работах Пикассо чаще изображает не просто одного или двух людей, а целые семьи, людей, связанных не только кровными, но и духовными узами. Кубизм. Так, в этом полотне особенно бросается в глаза гипертрофированная кисть правой руки, которой погруженная в свои мысли женщина словно пытается обхватить и защитить себя. «Любительница абсента», хранящаяся в Эрмитаже, написана позже, осенью 1901 г. Картина имеет и другое название – «Аперитив». Можно, однако, выделить испанский источник вдохновения (Портрет художника, в подражание Эль Греко, 1950, частное собрание) и элементы тавромахии (возможно, потому, что Пикассо был страстным поклонником популярного на юге Франции боя быков), выраженные в рисунках и акварелях в духе Гойи (1959-1968).
Вот Жорж Брак, например, принадлежал к «правым». В 1907 году Пикассо создает большое панно «Авиньонские девицы», персонажи которого, девицы публичного дома в барселонском квартале Авиньон, предстают бесполыми существами, некими устрашающими идолами. Оккупация не ослабила деятельности Пикассо: портреты, скульптуры (Человек с агнцем), скудные натюрморты, которые порой с глубоким трагизмом выражают всю безысходность эпохи (Натюрморт с бычьим черепом, 1942, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия). Они вставляли в картины фрагменты рисунков в реалистической манере и проштампованные письма.
он создает ряд гравюр-иллюстраций к Метаморфозам Овидия (1930) и произведениям Аристофана (1934), свидетельствующих о том, что классика всегда была для него сильным источником вдохновения. По Мане (1960). Это отразилось в портрете 1946 года: в четкости линий, композиции работы.
Появляется «кубистическая тайнопись» : зашифрованные номера телефонов, домов, обрывки имен возлюбленных, названий улиц, кабачков. Всего было сброшено 22 тонны бомб. Панно вытянуто в длину и построено как триптих.
Эта огромная (почти восемь метров в длину и три с половиной в высоту) монохромная (черный, белый, серый) картина была впервые выставлена в республиканском павильоне Испании на Всемирной выставке в Париже. Однажды гестапо устроило обыск в доме Пикассо. Большие и цельные объёмы распадаются на множество мелких. Тот же круг образов, начиная с 1905 года, приобретает у него иную окраску. Пикассо определенно считает себя символом современного искусства. В это время он создает такие картины с тем же лейтмотивом быка, войны и смерти:Натюрморт с бычьим черепом (1942), Утренняя серенада (1942, Нац. Это не стало для него внезапным озарением, а сыграло роль опыта, позволившего ему сконцентрировать все свои прежние художественные поиски (в прошлом он уже по-своему увлекался примитивизмом изучая иберийскую средневековую скульптуру). По замыслу автора, зритель сам должен проделать определенную аналитическую работу по воссозданию образа музыкального инструмента. Среди самых красивых ранних натюрмортов художника – небольшая овальная картина «Музыкальные инструменты». В передачи черт лица кубизм дает художнику гораздо больше возможностей.
В 1925 начинается один из самых сложных и неровных периодов в творчестве Пикассо. Однако Пикассо снова готовится к превращению, бросает новый вызов. По Курбе (1950, Базель, Художественный музей) Алжирские женщины. Поняв, что лучшее осталось в прошлом, Франсуаза покинула Пикассо, став единственной женщиной, разорвавшей связь с ним по своей воле. В ней была страсть, внутренняя решимость и твердость.
Он приобрел для нее замок Буажелу и там она стала его единственной моделью и героиней нескольких его известных работ, например Зеркало (1932, частное собрание), Девушка перед зеркалом, (1932, Музей современного искусства, Нью-Йорк) с нее также сделана скульптура Женщина с вазой (теперь она стоит на могиле художника). Название «кубизм» было придумано критиком Луи Вокселем, который высказался по поводу состоявшейся в 1908 году выставки Брака следующим образом: «Брак рисует маленькими кубиками». Пушкина Подлинный шедевр кубизма. Особенно важны в тот период скульптуры (Беременная женщина, 1950). Осенью 1944 он публично заявляет о своем вступлении в коммунистическую партию, но не проникается ее идеями настолько, чтобы выражать их в своих крупных исторических произведениях.
Также к началу розового периода относятся замечательные картиныЖенщина в рубашке, Акробаты. Вся Истина или вся Ложь. В те же 30-е гг. Пикассо создал более чем 20 тысяч работ.
Родился в Малаге 25 октября 1881 года. стр. В позднем творчестве художник часто обращается к женскому портрету (портреты Жаклин Рок). Сосредоточившись на ограниченной серии сюжетов (пейзажи, натюрморты, портреты), двое художников разъяли саму их ограниченную природу изобразив каждый из них со множества точек зрения. Драматически изломанные персонажи «Распятия» предвосхищают аффектированных героев «Герники». Одним из таких сюжетов стал мотив автопортрета.
Однако в образах, созданных молодым художником, есть обостренный драматизм. Пабло Пикассо – не просто один из самых известных художников XX столетия.
В его мастерской было собрано множество необходимых для подобной работы предметов: церковные одеяния, потиры, подсвечники, своеобразные «декорации» имитирующие алтарь, церковную паперть. Агрессивная, болезненная, с деформированными фигурами, она отражает тяжелый период в семейной жизни художника и одновременно провозглашает новый перелом в его творчестве. Ведь именно это считается отличительной чертой объектного кубизма. Тем не менее, в его ученических рисунках 1895–1896 годов довольно много сюжетов из жизни Иисуса (трапеза в Эммаусе, Тайная вечеря, Распятие и т. д. ), Благовещение, немало изображений святых – св. А полнозвучие земных красок заменил строгой гаммой черного, серого и белого.
Но похоже, что настоящим источником вдохновения для этой картины, по сравнению с которым Кухня приобретает оттенок вызова, послужило произведение швейцарского художника Пауля Клее. и оставил работу над портретом. Этот образ смертоносного быка завершает сюрреалистический период в творчестве Пикассо, но в то же время определяет главную тему картины Герника, самого знаменитого его произведения, которое он пишет через несколько недель после разрушения немецкой авиацией маленького городка басков и которое знаменует начало его политической деятельности (Мадрид, Прадо до 1981 картина находилась в Нью-Йорке, в Музее современного искусства). музей современного искусства, Центр Помпиду, Париж), Бойня (1944-1945, Музей современного искусства, Нью-Йорк) и скульптуруЧеловек с ягненком (1944), которая была установлена впоследствии перед старинным романским собором на торговой площади города Валлорис на юге Франции.
Художественный язык не повторял реальность, а ссылался на нее используя особый инструментарий, но будучи абсолютно автономным. Под влиянием больших аллегорических циклов, периодически повторяющихся в символистской живописи интерес Пикассо к низшим сословиям (как в картине Пария 1903 года) теряет свой характер социального обвинения, свойственный постимпрессионистам, которые сильно повлияли на его стиль. Одним из признанных шедевров этого периода является полотноСемейство комедиантов, которое отличает также и значительный размер (более двух метров и по высоте и по ширине) и соответствующая ему амбициозность замысла. Интерес к классической форме проявился в обнаженных 1906 г. Образы молодых людей, женщин (например, вМальчике, ведущем лошадьили вТуалете) демонстрируют красоту и редкую в творчестве Пикассо безмятежность, что вполне укладывается в традиционную эстетику прекрасного. Одно: весь грех иль подвиг целый. К его автопортрету восходит иконография, соломенные волосы, намек на бороду и грубые, кружащиеся, вихревые мазки.
Художник использует кубистические приемы до 1923 года («Женщины, бегущие по берегу»). Пикассо словно расширяет параметры этого спора. Цвет становится необычайно живой и важной деталью, что прежде было необычно для произведений Пикассо, тогда как символический смысл в картонах этого периода не столь подчеркнут и необходим, как раньше: фигуры возникают из скрученных линий и зигзагов (взгляните на танцовщицу изображенную слева), которые можно найти также в произведениях еще одного каталонца, живущего в Париже, – Жоана Миро.
В нем преобладают темные тона единственное светлое пятно на рисунке – лицо художника, бледное и как бы вырезанное изображающюю фигуру духовную, страдающего артиста. В 1930-1934 годах именно в скульптуре выражается вся жизненная сила Пикассо: бюсты и женские ню, в которых иногда заметно влияние Матисса (Лежащая женщина, 1932), животные, маленькие фигуры в духе сюрреализма (Мужчина с букетом, 1934) и особенно металлические конструкции имеющие полуабстрактные, полуреальные формы и исполненные порой из грубых материалов (Пикассо создает их с помощью своего друга испанского скульптора Хулио Гонсалеса – Конструкция, 1931).
Таким образом, перед нами предстают переделанные Делакруа, Веласкес, Мане, Эль Греко. Франсуаза вскоре дарит ему сына Клода и дочь Палому. Первая мировая война обозначила конец кубистического периода в искусстве.
Нацистский офицер, увидев на столе фотографию Герники, спросил: Это вы сделали. Такого рода композиция не смогла бы существовать без опыта кубистского периода (это очевидно при взгляде на фигуру танцовщицы в центре), но теперь Пикассо обращается к живописи, отдающей дань двухмерности изображения. Очарованный комедиантами, ставшими моделями его картин, он часто посещал цирк Медрано в это время арлекин – любимый персонаж Пикассо. Он познакомился с Пикассо еще в 1905 или 1906 г., но принял его творчество не сразу. В это время Пикассо, похоже исследует стиль французского классицизма. Одно из самых известных произведений послевоенного творчества Пикассо.
Поль Сезанн во многом предвосхитил аналитический подход Пикассо, привнеся в живопись геометрический принцип трактовки формы. Говоря об «Авиньонских девицах» Пикассо, нельзя не вспомнить о «Купальщицах» Сезанна. Во время первого вояжа Пикассо в Париж Касагемас был его спутником. Для художника же уметь распознать человека очень важно.
Произведения последних пятнадцати лет творчества художника очень разнообразны и неровны по качеству (Мастерская в Каннах, 1956, Париж, музей Пикассо). 26 апреля 1937 года, во время гражданской войны в Испании, J нацистская авиация, поддерживавшая войска Франко (будущий диктатор, выступивший во главе фашистского путча), впервые разрушила испанский город, до основания разбомбив Гернику в Баскской области. Голубь изображенный на плакате Всемирного конгресса сторонников мира в Париже (1949), – наиболее действенное проявление политических убеждений художника.
Авиньон и рабочее название полотна было – «Философский бордель». Эта картина — одна из вершин кубистической живописи. Мерцающие огни, меняющиеся формы, яркие цвета живописи поражают Амбруаза как удар в живот. История написания картины связана с ухудшением отношений с любовницей Фернандой Оливье. Эта картина — первая работа в русле сюрреализма, где художник «поверяет алгеброй гармонию», разбирая человеческие тела на составные части и складывая их заново по одному ему ведомым принципам. Известно, что в 2003 году копия картины в здании ООН в Америке была занавешена тканью. Пришедший к власти Франко отменил ее.
Полотно произвело шок на его друзей и общественность. Петра, св. В 1967 году, после некоторого политического смягчения авторитарного строя генерала Франко, правительство Испании попыталось вернуть «Гернику», однако Пикассо ответил отказом. И Пикассо ответил ему: «Не заблуждайся, для меня тогда это было очень важно».
О смерти сам Пикассо говорил так:Я все время думаю о Смерти. Весь чин суровый отреченьяона прослушала без слёз, хоть утолить её мученьяне властны Роза и Христос. Перспектива исчезает, картины Пикассо зачастую сводятся к ребусам. Образы «Герники» напоминают вневременные фантомы, галлюцинации.
Несмотря на деформацию образа, Воллара безошибочно узнавали в этом портрете. Пикассо близок к сюрреалистам, но у него всегда свой путь. Работы этого периода:Купальщица, открывающая кабинку (1928), Фигуры на пляже (1931), Женщина с цветком (1932) и др. В холодный январский день 1927 года Пикассо встретил семнадцатилетнюю Марию Терезу Вальтер. В это время Пабло учился в Школе изящных искусств Ла-Лонха. Живопись и театр – два увлечения Пикассо – встречаются в этой картине. Начиная «Девиц», Пикассо предполагал «разыграть сцену» из жизни барселонского публичного дома в квартале Калле Де.
Портрет Амбруаза Воллара Пикассо П. Франция 1909 – 1910 Россия, Москва, ГМИИ им. Произведения, созданные в 1945-1955, очень среднеземноморские по духу, характерны своей атмосферой языческой идиллии и возвращением античных настроений, которые находят свое выражение в картинах и рисунках, созданных в конце 1946 в залах музея Антиб, ставшего впоследствии музеем Пикассо (Радость жизни). Последний или первый круг. Но и у знаменитого испанца был свой творческий «наставник». Пикассо тех лет, неистовый труженик (Макс Жакоб вспоминает, что «он писал по две или три картины в день»), жадно вбирал в себя самые разнообразные впечатления.
А. С. Картина «Первое причастие» была создана 15-летним Пикассо по совету отца для Выставки изящных искусств в Барселоне в 1896 году.
Голубь, который стал символом движения за мир (изображен на плакате Всемирного конгресса сторонников мира в Париже), – наиболее действенное проявление политических убеждений художника. Воллар прибыл в Париж в 1895 году, будучи студентом права.
В 1961 году почти 80-летний Пикассо женится на 34-летней красавице Жаклин Рок. По Мане (1960). Антония Падуанского.
Пикассо считал – «кто грустен, тот искренен». Она всего лишь женщина, которая никогда не покинет меня. В 1955 году Франсуаза Жило и Пикассо расходятся. Этот короткий период известен под названием «аналитического кубизма», во время которого доминирующий интерес обоих художников к деконструкции подталкивает их к неопределенности изображения (как в картине «Резервуар»). Сложно сделать это, если не любишь.
Источником нынешнего ее наименования стала запись в архиве Канвейлера, где полотно обозначено как «Женщина с бокалом абсента» (La femme au verre dabssinthe). Так что тематически Пикассо пока движется в рамках «мейнстрима» эпохи. Через несколько лет, с распространением кубизма среди других французских художников, портрет станет своего рода эталоном, стандартом а ля Пикассо. Летом 1912 года Пикассо создает серию изображений музыкальных инструментов. Благодаря этим впечатлениям Пикассо сформировался как самостоятельный, самобытный художник произведения, созданные во время второй поездки в Париж, рассматриваются как начало этапа в его творчестве известного как «голубой период».
Ему 21. Взглянув на два портрета, написанных Пикассо спустя несколько лет, можно тотчас же получить зримое свидетельство этого факта. В целом, такую гамму можно назвать монохромной.
Но вскоре Пикассо перестанет довольствоваться «одежками с чужого плеча», какие могла ему предложить Барселона. Отсюда пролегал прямой путь к искусству коллажа, широко используемого Пикассо в последующие периоды творчества. Даже цвет становится необходим-, название «голубой период» (как и впоследствии название «розовый период») происходит из стремления Пикассо подчинить всю гармонию цветовой гаммы картины исключительно голубому цвету с целью подчеркнуть духовные стороны сложной графической символики. В этот период было сожжено около 50 церквей и монастырей, в том числе и обитель, где хранились картины Пикассо. Пикассо никогда не был набожным, религиозным человеком (по крайней мере, в традиционном понимании этого слова).
Лев ЭллисЖенщина с веером (Картина Пикассо)Свершён обряд заупокойный, и трижды проклята она, она торжественно-спокойна, она во всём себе верна. Хотя в своих значительных произведениях художник использует некоторые кубистические приемы вплоть до 1923 года (Женщины, бегущие по берегу, 1922, Нью-Йорк, Музей современного искусства). Свою обнаженную Брак написал, вдохновившись «Девицами». Обуреваемый страстью к Жермен, он выстрелил в нее, а потом в себя. Работа продвигалась столь стремительно, что невольно складывалось впечатление, что он давно продумал картину в мельчайших подробностях и деталях. Впервые произведение «Герника» было вставлено на всеобщее обозрение в июне 1937 году в испанском павильоне на Всемирной выставке и вызвало очень неоднозначную реакцию у критиков и даже поклонников художника.
«Синяя Комната» Пикассо отражает влияние этих художников и показывает эволюцию творчества Пикассо в «голубой период», который назван так, поскольку различные оттенки голубого и синего доминировали в его работах в течение нескольких лет. По Делакруа (1955) Менины. стр. На протяжении нескольких лет воображение Пикассо, создавало монстров, неких разорванных на части существ, раздутых до абсурда и бесформенных или воплощающих агрессивно-эротические образы. Гравюры Пикассо к «Метаморфозам» Овидия и Аристофану свидетельствуют о постоянстве его классического вдохновения. В первую очередь осторожность проявляется со стороны политических деятелей.
Во французском искусстве начала XX в. интерес к «порочным» персонажам был велик, у Пикассо много предшественников, особенно надо отметить влияние Тулуз-Лотрека. Огромное полотно (см. Кубизм. Один из уникальных моментов композиции — использование различного масштаба для фигур. По Веласкесу (1957), Завтрак на траве.
Много лет спустя автор многих статей и книг о мастере Пьер Дэкс (р. А. С. Пушкина Семейство комедиантов, Вашингтон, Национальная галерея). Представляется небезосновательным предположить, что избалованный признанием публики, честолюбивый француз, просто-напросто приревновал к картине, увидев именно в «Девицах», а не в своем «Танце» ключ к дальнейшему развитию живописи. Парижская богема разделилась на два «лагеря», в одном из которых были «за» «Девиц», в другом – «против». Обнаружилось, что можно выразить разницу между реальностью и формой.
Картина становится похожей как-бы на мозаику, но только это происходит на картине. После периода сезаннизма, завершившегося портретом Кловиса Саго (весна 1909, Гамбург, Кунстхалле), Пикассо уделяет особое внимание превращению форм в геометрические блоки, рассекает их на плоскости и грани, продолжающиеся в пространстве, которое сам художник считает твердым телом, неизбежно ограниченным плоскостью картины (Портрет Канвейлера, 1910, Художественный институт). И это не единственная предпосылка. На картине изображен кухонный интерьер парижской квартиры, где Пикассо встречался с Франсуазой Жило. Жорж Брак, друг и художник, высказался о ней так: «Такое ощущение, что ты хотел накормить нас паклей или напоить бензином». Общими ориентирами служили примитивная скульптура и геометричная, объемная манера Сезанна. Кроме Жакоба он часто встречается с Аполлинером (поэтом и художественным критиком, главным действующим лицом парижской культурной жизни того времени) и людьми, подобными испанскому скульптору Маноло, с легкостью переходящими от искусства к преступлению, которые впоследствии войдут в экстравагантную группу известную как «банда Пикассо». «Портрет Амбруаза Воллара» (владельца галереи, коллекционера) выполнен в формах аналитического кубизма.
Так как Гарнело Альда являлся коллегой дона Хосе Руиса (и андалусцем по происхождению), юному художнику было позволено воспользоваться этой студией. Картина не была отмечена премией на выставке, ее никто не купил, но тем не менее Пабло получил заказ от женского монастыря в Барселоне на несколько картин религиозного содержания. Это было для художника началом тяжелого морального кризиса, который эхом отдается в его произведениях. В 1956 году он встречается с Жаклин Рок, которая в 1958 году станет его женой и вдохновит его на серию очень красивых портретов. Пикассо подарил картину своему дяде Сальвадору вместе со всеми предварительными набросками и в доме дяди Сальвадора она находилась вплоть до самой его смерти, после чего картину унаследовала Лола Руис Пикассо в конечном счете полотно и все наброски оказались в барселонском Музее Пикассо.
По Курбе (1950, Художественный музей, Базель), Алжирские женщины.
«Демонизм в творчестве Пикассо»: именно эта картина подсказала искусствоведению столь соблазнительную тему. Меняется и название полотна. Пикассо перенимает этот прием. Новая волна европейского реализма находила в Гернике возможность сочетать авангардное искусство с политической деятельностью, тогда как американские абстрактные экспрессионисты усматривали в обнаженных фигурах и изображениях женщин, в которых деформация доходит до предела возможного, распад формы (как, например, в Сидящей обнаженной 1940 года). На протяжении нескольких лет воображение Пикассо, казалось, могло создавать только монстров, неких разорванных на части существ (Сидящая купальщица, 1929, Нью-Йорк, Музей современного искусства), орущих (Женщина в кресле, 1929, Париж, музей Пикассо), раздутых до абсурда и бесформенных (Купальщица, рисунок, 1927, частное собрание) или воплощающих метаморфические и агрессивно-эротические образы (Фигуры на берегу моря, 1931, Париж, музей Пикассо). Мать и сын.
Пикассо познакомился с Франсуазой в 1946 году. Пикассо в этот период рисовал слепых, нищих, алкоголиков и проституток. Осенью 1947 Пикассо начинает работать на фабрике Мадура в Валлорисе увлеченный проблемами ремесла и ручного труда, он сам выполняет множество блюд, декоративных тарелок, антропоморфных кувшинов и статуэток в виде животных (Кентавр, 1958) иногда несколько архаичных по манере, но всегда полных очарования и остроумия.
Картина Бойня (1944-1945, Нью-Йорк, Музей современного искусства) – последнее трагическое произведение Пикассо. Он оставил после себя более 80 тысяч работ (по другим сведениям около 20 тысяч). В 1925 году начинается один из самых сложных и неровных периодов в творчестве Пикассо. По Делакруа (1955), Менины. Кубистические формы натюрморта напоминают мандолину, лютню или гитару. (В 1953 году Франсуаза сбежала от Пикассо с двумя детьми из-за его сложного характера и постоянных измен, художник тяжело переживал это расставание, что отразилось в ряде его работ того времени – например, в серии рисунков тушью изображающих отвратительного старого карлика буффонадно контрастирующего с юной и прекрасной девушкой). В 1949 году Пикассо рисует своего знаменитого Голубя мира на плакате Всемирного конгресса сторонников мира в Париже, а в 1951 году создает политическую картину Резня в Корее (Музей Пикассо, Париж).
Иначе портрет бы не отражал характерной изысканности Воллара. В Париже, после основания Музея этнографии в Трокадеро, который становится местом встреч для авангардных художников, позиция Гогена (который в конце девятнадцатого века удалился на Таити в поисках новых художественных мотивов и нового стиля жизни, одновременно отвергнув имидж «академического» художника) завоевала общее признание, так как в ней увидели возможность обновления искусства посредством внедрения выразительного языка, столь привлекавшего таких художников, как Дерен и Матисс. Почти всю свою жизнь прожив во Франции, Пабло Пикассо всегда оставался испанцем. Ставший одним из «учредителей» кубизма, в паре с Пикассо он прошел «аналитическую» стадию.
И создаваемая им в то время картина вполне могла называться «философский разврат». Это произведение расценивается как поворотный этап в творчестве Пикассо. Еще при жизни художника, в 1970 году был открыт Музей Пикассо в Барселоне (картины для этого музея передал сам Пикассо), а в 1985 усилиями наследников художника – уже был создан Музей Пикассо в Париже, насчитывающий более 200 картин, более 150 скульптур и несколько тысяч рисунков, коллажей, эстампов, документов. Творчество Пикассо кардинальным образом повлияло на ход развития искусства и культуры всего XX века. Близкий друг Пикассо, поэт Анре Сальмон, увидев картину в мастерской художника, предложил «переименовать» полотно в «Авиньонские девицы». Художник представил картину в мае 1937 года.
Синяя Комната Пикассо (1901, Собрание Филипса, Вашингтон) отражает влияние этих художников и одновременно показывает эволюцию творчества Пикассо в голубой период, который назван так, поскольку различные оттенки голубого и синего доминировали в его работах в течение последующих нескольких лет. Это обманчивое изображение на самом деле усиливает отнюдь не обманчивое впечатление от рисунка, утверждая обособленность современного художественного выражения. Guernica) была заказана Пикассо испанским правительством, которое собиралось разместить ее на Всемирной выставке в Париже. Пикассо хочет воплотить в Гернике образ художника двадцатого века, как в плане его живописи (сочетающей авангардизм и память о традиции), так и в моральном плане (человек, живущий между мифом и реальностью). Художник создает целый ряд работ с этим персонажем (Минотавромахия, 1935), при этом миф о Минотавре Пикассо трактует по-своему.
Массивные, вылепленные почти скульптурно плоскости изображения, с помощью которых Пикассо хотел избавиться от впечатления мимолетности в портрете Гертруды Стайн и подчеркнутой двухмерности, свойственной французскому искусству того времени, в эскизе «Женский бюст» аналитически смещены с целью предъявить на холсте не изображение фигуры, а интеллектуальное понимание различных планов ее существования. В эту эпоху цирковые сюжеты были в моде среди художников и члены банды Пикассо прилежно посещали цирк Медрано. Как будто луч надежды проникает в души его героев вместе с появлением в красочной гамме его картин более светлых и прозрачных цветов: к осветленным оттенкам синего цвета присоединяются розовые, пепельно-розовые, золотисто-розовые тона. После произведений «голубого периода», картины «розового периода» представляют мир циркачей и бродяг («Семья акробатов с обезьяной», «Девочка на шаре», «Семейство комедиантов»). Пикассо заводит отношения на стороне. Первые дни Пикассо стоял у мольберта по 12-14 часов. Верховный или низший жребий. Пикассо, который досконально знал принципы изобразительных систем использовал в «Гернике» и элементы линейной перспективы и принятые в кубизме наложения прозрачных плоскостей и расчлененность объемов, которую любили сюрреалисты.
Нет – ответил художник – это сделали вы. В этот же период создана и серия монстров Мечты и ложь генерала Франко (1937) (в 1936 году во время гражданской войны в Испании Пикассо поддержал республиканцев и выступил против сторонников генерала Франко) и еще ряд картин на сходные темы:Ночная рыбалка на Антибах (1939), Плачущая женщина (1937) (последнюю картину он писал с Доры Маар, югославской женщины-фотографа, с которой Пикассо познакомился в 1936 году она прославилась тем, что запечатлела стадии работы Пикассо над Герникой). В годы второй мировой войны Пикассо живет во Франции, где сближается с коммунистами-участниками Сопротивления (в 1944 Пикассо даже вступает во Французскую компартию). Этой крепкой полынной настойке, «зеленой фее», приписывались особые качества: якобы приохотившиеся к ней люди страдают не от простого алкоголизма, а от особой «возвышенной» его формы и погружаются в мир галлюцинаций и фантазий. Это сгусток боли и страданий. Во время работы над «Тремя танцорами» Пикассо получил известие о смерти Пишо.
Лицо, которое стремится стать маской (вАвтопортрете1906 г. ), уже дает знать об этих импульсах. По Веласкесу (1957) Завтрак на траве. Пикассо оставался в Париже в период немецкой оккупации с 1940 по 1944 год. В музыкальных натюрмортах Пикассо заметно влияние Поля Сезанна. Многие современники не в состоянии были тогда оценить, что это было за искусство.
Собрать столько работ ни удалось, пожалуй, больше ни одному частному коллекционеру. Они жили в центре богемной парижской жизни и мекке парижских художников Бато-Лавуар. Эти два источника вдохновения помогают понять монументальный характер многих произведений Пикассо, созданных им после тридцатых годов, как новаторский художественный монументализм, в котором ссылки на современность (чернобелое изображение напоминает фотографии сцен гражданской войны в Испании) соседствуют с великими историческими примерами живописи большого формата, от комнат Ватикана работы Рафаэля (ассоциации с которыми порождают многие из фигур изображенных на картине) до искусства тринадцатого века, с его триумфальным шествием смерти по средиземноморскому побережью.
Глядя на это панно, вспоминаются слова Поля Элюара: «Отчаяние раздувает огонь надежды». Художник прожил с ней 9 лет и начинает тяготиться ею. В этот же период создаются картины в новом стиле, который будет назван неоклассическим. Ведь первыми зрителями «Девиц» стали художники – современники Пикассо: Ж. Брак, А. Дерен, А. Матисс Последний высказывался крайне критически о полотне и в этом «суждении» усматривается глубоко личный мотив.
Единого источника освещения в картине не существует: каждый из элементов обладает особым, «внутренним» светом, вибрация которого заставляет воспринимать произведение как живописный эквивалент находящегося в непрерывном движении мира и творящего из красочной материи, будто из осколков треснувшего зеркала, неповторимый титанический образ Воллара. В центре его треугольник, вершиной которого является светильник. Контакты с сюрреализмом. Все в том же 1911 году в своей картине «Португалец» Брак начинает использовать в живописи буквы, помещая их рядом с фрагментами, выполненными в иллюзионистском ключе (надпись BAL в правом верхнем углу картины, над якорным канатом). В первом случае пуля пролетела мимо и дама через некоторое время стала женой Рамона Пишо. Некоторые считали, что это насмешка над искусством.
В начале июня панно, выставленное в Париже, получило мировую славу. Художника привлекла почти абсолютная белизна обстановки и вот таким образом единственную конкуренцию белым и серым тонам картины составляет рисунок на трех керамических тарелках (реально находившихся в комнате). После эпикурейского изящества 1920-х годов (Танец, Лондон, галерея Тейт) в творчестве Пикассо появляется атмосфера конвульсий и истерии ирреальный мир галлюцинаций, что можно объяснить, отчасти, влиянием поэтов-сюрреалистов.
50), технику коллажа, в которой живописный материал, позаимствованный из повседневной жизни (вощеная ткань, страницы газет, музыкальные партитуры), приклеивается на холст, мешаясь на нем с рисунками. При этом эмоциональность черт усиливается фрагментарной художественной манерой. Это, несомненно, свидетельствует о влиянии сюрреализма на его работы.
Франсуазе посвящена картина Женщина-цветок. Образ смертоносного быка завершает сюрреалистический период в творчестве Пикассо, но в то же время определяет тему картины «Герника», самого знаменитого его произведения, которое он пишет вскоре после разрушения немецкой авиацией маленького городка басков. Эти находящиеся в движении частицы-плоскости разомкнуты, каждая из них свободно перетекает в соседнюю и, наслаиваясь друг на друга, кристаллизуясь на глазах зрителя, они рождают из хаоса первозданной материи новую форму – лицо Воллара, являющееся пластическим и смысловым центром композиции. Автопортрет 1901 года принадлежит к голубому периоду. Лишь в 1965 году художник объяснил, что полотно, наполненное изломанными фигурами, правильнее было бы назвать «Пляской смерти», поскольку навеяно оно воспоминаниями о гибели двух его друзей-художников: Карлоса Касагемаса в 1901 году и Рамона Пишо в 1925 году (вовлеченных в любовный треугольник с роковой женщиной по имени Жермен Гаргалло).
Многочисленные преобразования проводились Пикассо на ограниченном числе тем и сюжетов. Тема быков возникла в творчестве Пикассо, вероятно, во время его двух поездок в Испанию в 1933 и 1934, причем облекаются они в достаточно литературные формы: образ Минотавра, который то и дело возникает в красивой серии гравюр исполненных в 1935 году (Минотавромахия). Это совпало с обсуждением вторжения в Ирак. В 1904 году в Пикассо встретил модельФернанду Оливье, которая вдохновила его на создание многих значительных работ этого периода. стр.
1922), знавший Пикассо более четверти века, спросил его, не сожалеет ли он о том, что писал картины, подобные «Первому причастию». Отмечалось, что он был лучше среди всех, где изображен А. Воллар. «Авиньонские девицы» произвели сенсацию, картина положила начало многим экспериментам. В 1935 году Мария-Тереза родила дочь Майю, но к 1936 году Пикассо расстался с обеими женщинами, хотя официально не был разведен с Ольгой Хохловой вплоть до ее смерти в 1955 году. В 1930-1934 годах Пикассо увлекается скульптурой и создает ряд скульптурных работ в духе сюрреализма: Лежащая женщина (1932), Мужчина с букетом (1934), а также с помощью своего испанского друга-скульптора Хулио Гонсалеса сооружает различные металлические абстрактные конструкции. Он уезжает из Парижа на юг Франции, открывает для себя радость солнца, пляжа, моря.
«Герника» – пророческая картина, но в ней есть не только предчувствие страшных катастроф, но и светоч веры. Пикассо принял это предложение. В 1906 году Пикассо работал над портретомГертруды Стайн.
Желая возвыситься во всех областях искусства, Пикассо не ограничивается только живописью. Подобно Чаплину в кино, Джойсу в литературе, Фрейду в психологии и Эйнштейну в науке, Пикассо произвел в живописи революцию, ниспровергнув все привычные точки зрения (сокрушая при этом и свои взгляды, если они становились ему помехой). Никто из критиков не смог дать удовлетворительного объяснения этим странным, дерзким композициям, даже если это были действительно превосходные картины (Менины, 17 августа 1957, Барселона, музей Пикассо).
К созданию этой картины Пикассо подтолкнуло самоубийство, абсолютное его другом испанцем Карлосом Казаджемасом. При том что в творчестве Пикассо портрет перестал быть традиционным «зеркальным отражением», реальный образ торговца картинами Амбруаза Воллара ощущается достаточно явственно: его высокий лоб, выдающий незаурядный ум недовольный рот прикрытые тяжелыми веками глаза. В 1930 году Пикассо написал неожиданную для его творчества картину на евангельскую тему — «Распятие», которое считается этапным шагом на пути от первого образца сюрреализма – полотна «Три танцора» (1925) к знаменитой «Гернике» (1937). Воллар как никто другой чувствует дух времени.
Из них состоит и фон и сам портрет, которые представляют единую материю. Матис, увидев картину, пришёл в бешенство.
О какой же философии шла речь. Первая реакция публики – шок. В первые годы жизни художника в Париже они были ближайшими друзьями. В 1953 Франсуаза Жило и Пикассо расходятся. Матисс был в бешенстве.
Этот короткий период, в течение которого исследование возможностей формы сочетается с возвратом к глубине изображения, получит известность как «розовый». Из-за четких черных контуров портрет выглядит драматично. В них доминирует идея монументальных размеров. Они чувствовали потребность перенести на холст детали, которые позволят угадывать сюжеты. Яркий, выразительный образ корриды в будущем не раз появлялся в его произведениях, как и в произведениях других всемирно известных испанцев – Гойи, Хемингуэя. Гений Пикассо обнаружил себя рано: в возрасте 10 лет он написал свои первые картины, а в 15 блестяще сдал приемный экзамен в барселонскую Школу Изящных Искусств (за день нарисовав обнаженного натурщика это было задание, на которое отводился месяц).
Некоторые из них (Коза, 1950 Обезьяна с малышом, 1952) сделаны из случайных материалов (брюхо козы выполнено из старой корзины) и относятся к шедеврам техники ассамбляжа. В следующем году уже Пикассо открывает, в своем «Натюрморте с соломенным стулом» (см.