«Пьета» (pieta – жалость итал. ) или «Оплакивание Христа» — иконографический образ Богоматери с телом Христа на коленях. Другой инцидент связан с подписью скульптора. Однако работал Микеланджело около двух лет. Рука скульптора виртуозно превратила камень в тончайшую ткань одеяний. Одной из последних мыслейИисуса была забота о матери. Пьета Ронданини, начатая через 55 лет после первой, была последней его работой.
Такое решение Микеланджело резко контрастирует со спокойствием его первой пьеты.
При этом потребовалось сделать новое основание для статуи. В 1972 году на скульптуру было совершено нападение. В1568г. Один из них утверждал, что статуя создана миланским ваятелем по фамилии Гоббо. Головы фигур пропорциональны друг другу, но тело Марии больше, чем Христа.
Решение было принято в пользу полного восстановления. Для самого Микеланджело «Пьета» долго оставалась одним из любимейших творений, ведь только она удостоилась подписи автора. Реакция людей была поразительна и однажды в поздний час Микеланджело тайно пробрался в собор с инструментами и указал на поясе Мадонны полную достоинства надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец». К сожалению, даже на это «святое» творение было совершено нападение.
В страшный день распятия Дева Мария, ее сестра и Мария-Магдалена пришли на Голгофу. Отныне руки Христа были прижаты к телу. Несмотря на страдания, черты обеих фигур идеализированно прекрасны. Имелись также и другие небольшие повреждения.
Другая особенность исходит из предположения искусствоведа Димитрио Мартинелли. Дело в том, что при окончании работы она ее выставили на всеобщее созерцание. Но, невзирая на все преграды, эта личность взошла на новую ступень в истории искусств. Скорбь матери протекает в мучительной безмолвности, где нет ни страха, ни слез.
Микеланджело, конечно, был полностью за справедливость. Пресвятая Мария, как известно, зачала Христа от Святого Духа, согласно пророчествам. Но кардиналу так и не посчастливилось увидеть шедевр, он умер в том же году. Вскоре последовал новый заказ – на изготовление "Скорбящей Мадонны". Она смотрит на лицо сына, лежащего на ее коленях, глаза которого сомкнуты глубоким сном. Их восстановили из кусков, вырезанных из незаметных мест.
Оцепеневшие от ужаса посетители не сразу поняли, что происходит и слишком поздно схватили сумасшедшего человека. Удивительно молодой лик матери полон смирения и принятия неизбежного. Интересно, что «Пьета» является единственной подписанной работой Микеланджело. Его изготовил Франческо Борромини.
Скульптура Микеланджело Буонарроти «Пьета» – первая из общего числа работ, которая прославила великого итальянца на всю страну. Фигуры образуют низкий треугольник, точнее – это коническая структура. После рождения Иисуса у них с Иосифом были другие дети, зачатые естественным путем. Дело в том, что в германских землях, начиная с XIV-XV вв., было широко распространено почитание 7 скорбей Девы Марии (цифры разнились: могло быть и 5 по числу ран Христа и 9 и 15 и даже 21 скорбь): при словах Симеона о будущих страданиях при бегстве в Египет скорбь в течение трех дней исчезновения Иисуса во время путешествия в Иерусалим во время Крестного пути при Распятии при снятии с Креста при погребении. Венгр по имени Ласло Тот набросился на статую с молотком и нанес ей серьезные повреждения.
Это произведение внесло новизну в передачу драматизма. Создавалась скульптура Микеланджело «Пьета» для французского кардинала Жана Билэра де Лагрола еще в 1496 году. Произведение было закончено в 1500 году и помещено в соборе Святого Петра. И Микеланджело принял единственное правильное решение – бежать из Флоренции в Болонью.
Случилось это в 1972 году. На то время тема Библейского мотива была просто недопустимой для мастеров. Скульптурное произведение Микеланджело «Пьета Ронданини» было создано за шесть дней до его смерти. Интересным является то, что это единственная его скульптура, которая была подписана.
Он проповедовал и исцелял, целиком отдавал себя свой миссии. Незаконченная, она стала для Микеланджело отпечатком его смерти. Душевнобольного удалось быстро обезвредить, но ущерб уже был причинён. Самая большая несправедливость заключается в том, что настоящее месторасположение скульптуры противоречит художественной идее творца: сегодня "Пьета" доступна для изучения зрителей только с одной точки из-за этого теряется полная композиция обозрения. ". Учёные подсчитали, что, если обе фигуры встанут, то Иисус будет ростом 1, 75 м, а Мария – 2, 04 м. На перевязи идущей через левое плечо Мадонны, Микеланджело в первый и последний раз вырезал надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец исполнил».
Микеланджело Буонарроти (14751564) одно из величайших светил в нескольких художественных областях одновременно. Более того, ученые обнаружили косвенные свидетельства того, что одна из задумок скульптора – отражение в композиции канонического треугольника (Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух), что крайне нетипично для католической культуры.
Вопрос о реставрации вызвал дебаты в Ватикане. Пострадало лицо и рука фигуры Богородицы. Скульптуре «Пьета» потребовалась реставрация. Может быть тогда, в свои 23 года, он догадывался, что это гениальнейшая скульптура. Они оценили работу начинающего мастера как величайшее произведение искусства. В настоящее время "Вакх" считается первым шедевром Микеланджело.
Но самый большой урон нанесен скульптуре в 1972 году. Руки его, по замыслу, должны были быть раскинутыми в стороны, но в последние дни мастер видоизменил композицию. Слегка склонена голова Богородицы. Телу Христа скульптор придал ту же нежность и мягкость. После завершения всех работ, в ноябре 1626 г. – ее переместили в новый хор.
Почему. Он возомнил себя восставшим из мертвых и стремительно нанес молотком 15 ударов по скульптуре Микеланджело. Скульптура Микеланджело «Пьета» повредилась – у Девы Марии были отбиты рука до локтя и левый глаз. Священнослужитель пожелал изготовить достойный своей персоны надгробный памятник.
Но даже среди этого обилия шедевров Пьета Микеланджело занимает особое место. Реставрация скульптуры потребовала времени более полугода. Отныне скульптор стал узнаваемым гением. И тут он подслушал оживленный спор двух зевак, которые отрицали авторство Буонарроти. Юноша заперся на ночь в храме и подписал статую.
Этим жестом автор подчеркивает священность тела Христа. Правая рука Марии покрыта тканью и не касается напрямую тела сына. Нанесены повреждения голове, векам, шее, одежде.
В ту же ночь на идущей через левое плечо Девы Марии перевязи он высек надпись – «Микеланджело Буонаротти флорентиец исполнил».
Шедевральной скульптуре было нанесено 15 ударов молотком, в результате которых, кроме многочисленных мелких увечий, у Девы Марии были повреждёны – нос, левый глаз, а левая рука вообще отбита (до уровня локтя). Был сколот нос. Современная история этого шедевра не обошлась без неприятностей. Но Микеланджело не уложился в обозначенные сроки, он трудился почти два года.
Уже в столь юном возрасте (ему исполнился тогда только 21 год) Микеланджело заключил контракт с кардиналом на создание надгробной Пьеты. «Пьета» Микеланджело Буонарроти одна из самых выдающихся скульптурных композиций в истории искусства. Была сломана левая рука, при падении которой сломались пальцы. В одном из писем Микеланджело пишет, что ему даже грозили смертью. За годы служения Христос не часто бывал со своей матерью Марией. Вот почему все картины и скульптуры изображают ее молодой и миловидной девственницей.
Этот факт подчеркивает его трудолюбие и умение доводить свои произведения до совершенства. На данный момент эта мраморная скульптурная композиция, которая именуется еще как «Оплакивание Христа», находится в соборе Святого Петра в Ватикане. Ботичелли, попавший под сильное влияние Савонаролы, своими руками бросил несколько своих работ в так называемые «костры покаяния».
К тому же, нагрянула эпидемия чумы. Христос увидел их и обратился к своему ученику, чтобы тот заботился о матери. Наверняка картины Перуджино «Оплакивание Христа» (1493-94 гг., сейчас находится в галерее Уффици во Флоренции) и «Пьета» Боттичелли (1495 г. ) побуждали многих последователей отражать в камне и на полотне эту трагическую сцену.
Тем не менее, мы знаем, что любовь между матерью и сыном была постоянной и неизменной. От начала до конца, Дева Мария всегда была уверена в силах Иисуса Христа и окружала его нежной заботой. Он вызывал у Микеланджело противоречивые чувства. Несколько осколков найти не удалось. Один из них отстаивал версию, что это мог высечь в камне только миланский скульптор Гоббо.
Об этом рассказал миру Вазари, поэт и биограф нескольких итальянских художников.