Франсис Пикабиа (Francis Picabia, Париж, 1879-1953), французский художник, скульптор и гравер испано-кубинского происхождения, после изучения опыта импрессионистов и фовистов примкнул к абстракционизму (Каучук, 1909), дав также вполне индивидуальное прочтение кубизма и орфизма. Франсис Пикабиа (фр. Francisco Maria Martinez Picabia della Torre полное имя Франсиско Мария Мартинес Пикабиа делла Торре 22 января 1879, Париж— 30 ноября 1953, Париж)— французский художник-авангардист, график и писатель-публицист.
Однако и на этом достижении Пикабиа не останавливается. Франсис Пикабиа (Francisco Picabia)—французский художник-авангардист, график и писатель-публицист. Именно эти работы Пикабиа, как кажется, наиболее близки и соответствуют его творческой индивидуальности, которая парадоксально-прямым образом проявлялась и в его жизни и в его творчестве. Примкнул к движению сюрреалистов. критик. Отчасти, «релаш» противоположен похожему на него слову «аншлаг».
Заниматься живописью лежачему больному было несподручно и Пикабиа обратился к поэзии. На смену орфизму пришла «машиноморфная живопись».
В 1915–1917 жил в Нью-Йорке, составив вместе с М. Дюшаном и другими кружок дадаистов, сформировавшийся после известной авангардистской выставки «Армори шоу». Таковы, например, его самые знаменитые работы: «Парад любви» (1917), «Дочь, рождённая без матери» (1917), «Дитя-карбюратор» (1919). эволюцию. Когда ему исполнилось шестнадцать лет, отец втайне от сына предложил один из его пейзажей жюри парижского «Салона французских художников».
В это время он особенно много работает на заказ. В 1897 познакомился с творчеством А. Сислея и К. Писсарро в ранних пейзажах П. заметно влияние импрессионизма, также К. Коро («Берега реки Луэн», 1905, Музей иск-ва, Филадельфия). Его не отправили на передовую благодаря вмешательству тестя. В начале 20-х Пикабиа отдалился от дадаизма.
Регулярно его одолевают депрессии, от которых он вынужден лечиться какодилатовыми таблетками (его очень забавляет это слово), также глубоко проникнувшими в его творчество парижского периода. В тексте своего стихотворения он весьма ядовито иронизировал по поводу «Эрика Сати, который решил, что его Меблировочная музыка способна дать ему место по вечерам в высшем свете» (журнал «Дадафон», 1919, 7). В качестве причины отмены назвали дурную погоду и нежелание Жана Бьорлена танцевать «в том самочувствии, в котором он находился». В то же время он создает сборники стихотворений «Уникальный евнух», «Мысли без языка», «Иисус Христос — авантюрист», пронизанные духом дада. музей совр.
наследие (поэтич. Однако и на этом достижении Пикабиа не останавливается. Раскрашивая копии технических чертежей и добавляя в них неожиданные, часто яркие и бессмысленные детали, Пикабиа придавал им парадоксальные черты человеческих форм.
творчества. Именно в Париже он и познакомился с будущей матерью Франсиса. В 1927 в творчестве П. начинается период т. н. Кинолента именно под таким названием «Антракт» с участием множества знаменитых художников дадаистов и сюрреалистов, главного балетмейстера «Шведского балета», а также самих Эрика Сати и Франсиса Пикабиа был снят начинающим тогда кинорежиссёром Рене Клером, сделал громкое имя своему автору и (уже отдельно от спектакля «Relche») прочно вошёл в золотой фонд киноискусства XX века. Балет «Relche» – это последнее произведение Эрика Сати. Ум и рационализм были названы основными виновниками воин.
К этому стилю относятся картины «Он и его тень» (1928), «Сфинкс» (1929) и «Медея» (1929). А во второй части фильма «Антракт» Пикабиа даже нарисовал свои собственные инициалы вместе с инициалами композитора (FP— ES) внутри выразительного сердечка на похоронных дрогах с телом застреленного им балетмейстера, Жана Бьорлена. Впрочем импрессионизм Франсиса Пикабия продолжался недолго. Однако, «Отмена спектакля» всё же состоялась неделей позднее, 4 декабря 1924 года. Яркие «механоморфные» рисунки Франсиса Пикабиа полны провокации, дадаистского эпатажа и сарказма, они демонстрируют одновременно бессмысленность и силу человеческого восприятия, способного вживить реальные образы в любую, самую абстрактную или абсурдную форму.
Однако, «Отмена спектакля» всё же состоялась неделей позднее, 4 декабря 1924 года. В его картинах стали проявляться абстрактные тенденции. Но уже годом позднее Сати возобновляет прерванные отношения с художником, на этот раз уже по поводу сотрудничества в создании нового балета, пока ещё не носящего название «Relche» или «Спектакль отменяется».
К удивлению семьи и самого юного живописца картина была принята и даже отмечена. После экспериментов с импрессионизмом и пуантилизма, Пикабиа приходит к кубизму. Но спустя всего два года он ещё раз парадоксальным образом меняет свой стиль. К этому времени он развелся с Габриель и сошелся с Жерменой Эвелинг. Балет «Relche» — это последнее произведение Эрика Сати.
Посмотрите, какая прелестная экспрессия. Одно из своих дада-стихотворений 1920 года он называет так: «Орик Сати колол орех Кокто» (Auric Satie la noix de Cocteau). Спустя буквально полгода похоронные дроги приехали и за ним.
Произнесённое кратко и громко: «релаш. » – представляет собой нечто повелительное и сопровождающееся резким движением руки, что отдалённо может напоминать русское «шабаш. » или «облом. », однако, не имеющего строгой привязки именно к театру. Условно эти картины можно назвать «механическими» или «антропоморфными чертежами». Это привело к нервному срыву, болезнь на долгие месяцы приковала его к постели. Сначала последовал разрыв с Бретоном, а в 1921 г. — и с Тцара. Сам Сати, отбирая для своего балета наиболее пошлые и неприличные парижские песенки, говорил об этом куда более определённо: «услышав знакомый мотивчик, в памяти публики сразу же должны непроизвольно всплывать и самые неприличные слова, которые на него поются». В это время он особенно много работает на заказ.
Спустя полгода Сати публикует в альманахе Пикабиа «391» два слегка скабрезных афоризма, которые появляются громадными буквами на первой странице журнала. 2 Однако, уже в начале 1922, во время очередной «войны» сюрреалистов Бретона против дадаистов Тцара, Сати и Пикабиа вновь оказываются в противоположных лагерях. После дадаистского этапа, где он, наряду с Тристаном Тцара, являлся одним из признанных лидеров, (1914 – 1920) Франсис Пикабиа в 1921 году сделал очередной резкий поворот и присоединился к прямым противникам (и одновременно последователям) дада – сюрреалистам. В качестве причины отмены назвали дурную погоду и нежелание Жана Бьорлена танцевать «в том самочувствии, в котором он находился». Такова его «Соломенная шляпа» (1921), «Какодилатовая картина» (1922) и «Женщина со спичками» (1923). Сати, в течение всей своей жизни постоянно склонный к конфликтам и обидчивый, не имел во время работы над «Relche» никаких трений с Пикабиа. Если по порядку пересчитать все трансформации его стиля, направления, манеры письма и даже идеологии, получится никак не менее семи, (а то идесяти) резких поворотов. Как и многое в жизни Франсиса Пикабиа, его отношения с Эриком Сати развивались по ярко выраженной «зигзагоообразной» траектории. Однако и на этом достижении Пикабиа не останавливается.
Пожалуй, в этом отношении он может быть признан едва ли не рекордсменом. Так он изобрел «транспарансы», то есть прозрачные картины. Тотальность идеи отмены спектакля «Relche» получила и своё прямое воплощение за пределами сцены. В качестве причины отмены назвали дурную погоду и нежелание Жана Бьорлена танцевать «в том самочувствии, в котором он находился». Учился в Париже в Школе декоративных искусств (1895–1897), академии Ф. Кормона.
Публика была искренне возмущена выходкой авторов спектакля. Однако, в тот момент, когда в «Театре Елисейских Полей» уже собралась изысканная публика и весь парижский бомонд, был объявлен решительный «релаш» и спектакль.
Тотальность идеи отмены спектакля «Relche» получила и своё прямое воплощение за пределами сцены. В тексте своего стихотворения он весьма ядовито иронизировал по поводу «Эрика Сати, который решил, что его «Меблировочная музыка» способна дать ему место по вечерам в высшем свете» (журнал «Дадафон», 1919, 7). Позднее в творчестве Пикабиа присутствуют черты абстрактного искусства с намеренным гротеском и иронией над изображаемым объектом: «Она танцует» (1948, частное собрание, Милан), «Разговор» (1949, частное собрание, Париж). Вэто время сближается с А. Бретоном и с будущими мастерами сюрреализма.
Спустя полгода, уже в Париже, вместе с Андре Бретоном и его хулиганствующими сюрреалистами, Пикабия уже вовсю воюет против «группировки Жана Кокто». Он создаёт целый цикл самобытных художественных композиций, которые стали самыми узнаваемыми и «фирменными» для его личного стиля в живописи. Примерно с 1927 года в творчестве Пикабиа начинается стиль «прозрачных картин», в которых он откровенно экспериментирует и ищет различные способы искажения перспективы. Однако и на этом достижении Пикабиа не останавливается.
Спустя буквально полгода похоронные дроги приехали и за ним. Эти «механоморфы», преисполненные юмора и дразнящего сарказма, демонстрируют парадоксальность зрительского восприятия, способного обнаружить миметический образ в отвлечённом чертеже. Он создаёт целый цикл самобытных художественных композиций, которые стали самыми узнаваемыми и «фирменными» для его личного стиля в живописи. Однако, в тот момент, когда в «Театре Елисейских Полей» уже собралась изысканная публика и весь парижский бомонд, был объявлен решительный «релаш» и спектакль отменили. 1 В качестве причины отмены назвали дурную погоду и нежелание Жана Бьорлена танцевать «в том самочувствии, в котором он находился».
Самая известная картина Пикабиа этого времени— «Танцовщица в атлантическом круизе» (1913 год) является документом не только абстрактного стиля Пикабиа, но— и его длительного (более трёх лет) отъезда в Нью-Йорк. В 1919 он вернулся во Францию и буквально поднял со дна парижское движение дадаистов. В 1919 вернулся в Париж.
Сам Сати, отбирая для своего балета наиболее пошлые и неприличные парижские песенки, говорил об этом куда более определённо: «услышав знакомый мотивчик, в памяти публики сразу же должны непроизвольно всплывать и самые неприличные слова, которые на него поются». Однако, «Отмена спектакля» всё же состоялась неделей позднее, 4 декабря 1924 года. Пикабия в своей жизни вообще имел обыкновение покидать место, где идёт война. Так или иначе, но уже к концу апреля 1924 года бывший балет «После обеда» на либретто Блеза Сандрара окончательно превратился в «Спектакль отменяется». «Конструкция музыки Эрика Сати, — писала впоследствии вторая жена Пикабиа, Жермен Эверлинг, — постоянно обволакивала и поясняла мысль художника». Премьера балета была назначена на 27 ноября 1924 года. Кинолента именно под таким названием «Антракт» с участием множества знаменитых художников дадаистов и сюрреалистов, главного балетмейстера «Шведского балета», а также самих Эрика Сати и Франсиса Пикабиа был снят начинающим тогда кинорежиссёром Рене Клером, сделал громкое имя своему автору и (уже отдельно от спектакля «Relche») прочно вошёл в золотой фонд киноискусства XX века.
Поворотным пунктом в судьбе Пикабиа стала Первая мировая война. Потом он еще не раз будет употреблять это выражение, понимая под ним машины, созданные интеллектом и руками человека, т. е.
с Р. Клером и Э. Сати участвовал в создании ф. «Entracte», ставшего «кинематографич. Спустя полгода, уже в Париже, вместе с Андре Бретоном и его хулиганствующими сюрреалистами, Пикабия уже вовсю воюет против «группировки Жана Кокто». художник, поэт, худож. В разных номерах балета («Выход женщины», «Музыка», «Мужчины раздеваются», «Танец с тачкой») оркестровка нарочито прозрачна и ясна, а пошлые мотивчики искажаются ровно настолько, чтобы остаться легко узнаваемыми. 1920-хгг. Спустя буквально полгода похоронные дроги приехали и за ним.
После освобождения Пикабиа жил в родительском доме, работал в мастерской деда Альфонса. Если по порядку пересчитать все трансформации его стиля, направления, манеры письма и даже идеологии, получится никак не менее семи, (а то и десяти) резких поворотов. Франсис Пикабиа отличался гибким, общительным характером и крайне изменчивым, холерическим темпераментом. От фовизма на сравнительно краткое время до войны с Германией он переходит сначала к кубизму и геометрической абстракции.
Регулярно его одолевают депрессии, от которых он вынужден лечиться какодилатовыми таблетками (его очень забавляет это слово), также глубоко проникнувшими в его творчество парижского периода. В тексте своего стихотворения он весьма ядовито иронизировал по поводу «Эрика Сати, который решил, что его Меблировочная музыка способна дать ему место по вечерам в высшем свете» (журнал «Дадафон», 1919, 7). Он создаёт десятки картин в жанре «ню», аллегории, портреты и даже классические библейской сцены имеющие нарочито нелепый вид поделки или антиискусства.
Вернувшись в Париж, сблизился с кругами экзистенциалистов. Часто снабжал свои произведения нарочито «заумными» названиями (Эдтаонисл, Растадада и т. п. ). Свои новые картины в абстрактном кубистическом стиле он выставляет на выставке «Армори шоу» (Нью-Йорк, 1913), это приносит ему очередную известность. Первые абстрактные работы Пикабиа начал писать в 1912-м году и уже в 1913-м представлял кубизм на «Оружейном шоу» в Нью-Йорке. Однако, в тот момент, когда в «Театре Елисейских Полей» уже собралась изысканная публика и весь парижский бомонд, был объявлен решительный «релаш» и спектакль отменили.
Яркие «механоморфные» рисунки Франсиса Пикабиа полны провокации, дадаистского эпатажа и сарказма, они демонстрируют одновременно бессмысленность и силу человеческого восприятия, способного вживить реальные образы в любую, самую абстрактную или абсурдную форму. Во время посещений Нью-Йорка в 1915–16 и 1917 П. сблизился с художниками амер. Публика была искренне возмущена выходкой авторов спектакля. Но спустя всего два года он ещё раз парадоксальным образом меняет свой стиль.
«391») до 1924. Таковы работы «Сфинкс» (1929, Национальный музей современного искусства, Париж), «Медея» (1929, частное собрание, Париж). Эрик Сати скончался 1 июля 1925 года. Самая известная картина Пикабиа этого времени – «Танцовщица в атлантическом круизе» (1913 год) является документом не только абстрактного стиля Пикабиа, но – и его длительного (более трёх лет) отъезда в Нью-Йорк. Таким же образом развивалось и его творчество.
Нужно отметить особо, что само по себе название балета «Relche» (или «Спектакль отменяется») – представляет собой совершенно привычное и обыденное для парижан слово, которое чаще всего крупным шрифтом пишется на табличке и вывешивается на дверях театра в те дни, когда спектакль по какой-то причине отменяется или не может состояться. Этот период «чертежного» искусства (Пикабиа нередко включал в свои картины чертежи разных механизмов) продолжался вплоть до 1919 г. и был предвосхищением или даже независимым воплощением дадаистских идей. Однако, уже в начале 1922, во время очередной «войны» сюрреалистов Бретона против дадаистов Тцара, Сати и Пикабиа вновь оказываются в противоположных лагерях. Сати, в течение всей своей жизни постоянно склонный к конфликтам и обидчивый, не имел во время работы над «Relche» никаких трений с Пикабиа. В 1919году, когда Пикабиа жил ещё в Цюрихе и не был погружён в конфликты и склоки парижских художественных течений, художник включил (неверно написанное) имя «Erick Satye» в свою картину под названием «Движение Дада», предназначавшуюся для иллюстрации журнала Тристана Тцара. В 1915ПикабиапоселилсявНью-Йорке.
Однако и на этом достижении Пикабиа не останавливается. Многие серьёзно утверждали, что никакой «Relche»— реально не существует и это просто мошеннический розыгрыш с целью саморекламы двух известных любителей скаламбурить, Сати и Пикабиа. Отказавшись от геометрич. Спустя полгода Сати публикует в альманахе Пикабиа «391» два слегка скабрезных афоризма, которые появляются громадными буквами на первой странице журнала. Мастер добился удивительных результатов.
Многие серьёзно утверждали, что никакой «Relche» – реально не существует и это просто мошеннический розыгрыш с целью саморекламы двух известных любителей скаламбурить, Сати и Пикабиа. работал приёмами коллажа, претворяя в изобразит. Книжка попала в руки цюрихских дадаистов, они сразу узнали в Пикабиа своего. ПИКАБИА, Мартинес де Пикабиа (Martinez de Picabia) Франсис (Франсис Мари Льямадо Франсис) (22. 1. 1879, Париж– 30. 11. 1953, там же), франц.
В 1919году, когда Пикабиа жил ещё в Цюрихе и не был погружён в конфликты и склоки парижских художественных течений, художник включил (неверно написанное) имя «Erick Satye» в свою картину под названием «Движение Дада», предназначавшуюся для иллюстрации журнала Тристана Тцара. Ок. Критики сравнивали его работы с Сислеем, Моне и Синьяком. После начала первой мировой войны Пикабиа попал в армию.
известность многие его работы этого периода сближаются с орфизмом. Но спустя всего два года он ещё раз парадоксальным образом меняет свой стиль. Эрик Сати скончался 1 июля 1925 года.
Тотальность идеи отмены спектакля «Relche» получила и своё прямое воплощение за пределами сцены. Свои новые картины в абстрактном кубистическом стиле он выставляет на выставке «Армори шоу» (Нью-Йорк, 1913), это приносит ему очередную известность. Он регулярно посещал занятия в «Школе декоративного искусства» и в «Школе Лувра», одновременно наведываясь в мастерские современных художников, где познакомился с Жоржем Браком и Мари Лорансен. Любитель красивой жизни и удовольствий, во все времена рекламируемых в туристических проспектах (красивые женщины, гоночные машины, частные яхты, виллы на побережье, солнечные пляжи и. т. д. ), Пикабиа после своего «критического пятидесятилетия» закончил тем, что начал откровенно зарабатывать деньги и переводить своё громкое имя в «кэш».
Когда война окончилась, художник смог вернуться в Париж. Там он показал свои абстрактные картины «Танцы у источника» и «Процессия в Севилье» (обе 1912), там же познакомился с художниками-авангардистами, разделявшими его взгляды и восторженно воспринявшими его идеи. Яркие «механоморфные» рисунки Франсиса Пикабиа полны провокации, дадаистского эпатажа и сарказма, они демонстрируют одновременно бессмысленность и силу человеческого восприятия, способного вживить реальные образы в любую, самую абстрактную или абсурдную форму.
стилей и модусов худож. иск-ва, Париж «Медея», 1929, частное собрание, Париж). Это знакомство коренным образом изменило его творчество и оставило след на всю жизнь. Принимал активное участие в манифестациях дадаистов, продолжал работу над «механоморфами» («Дитя-карбюратор», 1919, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк и др. ).
Таковы, например, его самые знаменитые работы: «Парад любви» (1917), «Дочь, рождённая без матери» (1917), «Дитя-карбюратор» (1919). Эрик Сати скончался 1 июля 1925 года. Сати, в течение всей своей жизни постоянно склонный к конфликтам и обидчивый, не имел во время работы над «Relche» никаких трений с Пикабиа. Он создаёт целый цикл самобытных художественных композиций, которые стали самыми узнаваемыми и «фирменными» для его личного стиля в живописи.
1911 П. встретился с М. Дюшаном, Р. Дюшан-Вийоном и Г. Аполлинером, что оказало значит. Теперь его интересовала философская система экзистенциализма. Но спустя всего два года он ещё раз парадоксальным образом меняет свой стиль. Пикабия в своей жизни вообще имел обыкновение покидать место, где идёт война. В тексте своего стихотворения он весьма ядовито иронизировал по поводу «Эрика Сати, который решил, что его»Меблировочная музыка способна дать ему место по вечерам в высшем свете (журнал «Дадафон», 1919, 7). «Конструкция музыки Эрика Сати, – писала впоследствии вторая жена Пикабиа, Жермен Эверлинг, – постоянно обволакивала и поясняла мысль художника».
Он отправил Сати письмо исполненное симпатии, надписав на обложке одного из своих журналов дарственную «Erik est Satierik». Единение двух главных авторов балета действительно было впечатляющим. Но спустя всего два года он ещё раз парадоксальным образом меняет свой стиль. Премьера балета была назначена на 27 ноября 1924 года. В своей начальной версии балет не носил такого провокационного названия. Кинолента именно под таким названием «Антракт» с участием множества знаменитых художников дадаистов и сюрреалистов, главного балетмейстера «Шведского балета», а также самих Эрика Сати и Франсиса Пикабиа был снят начинающим тогда кинорежиссёром Рене Клером, сделал громкое имя своему автору и (уже отдельно от спектакля «Relche») прочно вошёл в золотой фонд киноискусства XX века. В то время он за-.
Отец после смерти жены вел рассеянную светскую жизнь и мало заботился о сыне. Однако, «Отмена спектакля» всё же состоялась неделей позднее, 4 декабря 1924 года. После 1908 увлёкся принципами кубизма и яркой красочностью живописи фовизма («Регата», 1911, частное собрание, Париж).
Пожалуй, в этом отношении он может быть признан едва ли не рекордсменом. Премьера балета была назначена на 27 ноября 1924 года. Пикабиа задумал провокативное представление, в котором «в единую бессмылицу» соединялись бы многие искусства: театр, балет, музыка, скульптура, живопись и даже кино — «Relche» включал в себя две проекции фильма на экран, одну в начале спектакля (Пролог), а другую — в перерыве (Антракт). Резкие перемены состояния и творческого тонуса временами срывались в затяжные депрессии или приступы неврастенических вспышек гнева, проявлявшихся, как правило, в семейной обстановке. иск-ва, Париж «Испанская революция», 1936 Автопортрет, 1940, оба– частные собрания, Милан).
«Конструкция музыки Эрика Сати, — писала впоследствии вторая жена Пикабиа, Жермен Эверлинг, — постоянно обволакивала и поясняла мысль художника». Этот балет стал высшей точкой сотрудничества Сати и Пикабия. В это время Пикабиа оставляет свой «механический» стиль, несколько лет не пишет маслом, переходит в основном на приёмы коллажа и сюрреалистического объекта. 1921: Приближение к сюрреализму.
Впрочем импрессионизм Франсиса Пикабия продолжался недолго. Яркие «механоморфные» рисунки Франсиса Пикабиа полны провокации, дадаистского эпатажа и сарказма, они демонстрируют одновременно бессмысленность и силу человеческого восприятия, способного вживить реальные образы в любую, самую абстрактную или абсурдную форму. Как и многое в жизни Франсиса Пикабиа, его отношения с Эриком Сати развивались по ярко выраженной «зигзагоообразной» траектории. Она умерла, когда будущему художнику и поэту было 5 (по другим сведениям — 7) лет. Но спустя всего два года он ещё раз парадоксальным образом меняет свой стиль.
Франсис Пикабиа (Francis Picabia, 1879—1953, полное имя Франсуа Мари Мартине-Пикабиа) родился в Париже. Встретившись с бежавшими из воюющей Франции друзьями-авангардистами (Альбер Глез, Мари Лорансен, Артур Краван), он начинает издавать журнал «391», публикует свой первый поэтический сборник «Пятьдесят два зеркала» и снова обращается к живописи. Спустя полгода Сати публикует в альманахе Пикабиа «391» два слегка скабрезных афоризма, которые появляются громадными буквами на первой странице журнала. 8 Однако, уже в начале 1922, во время очередной «войны» сюрреалистов Бретона против дадаистов Тцара, Сати и Пикабиа вновь оказываются в противоположных лагерях. Уже в 1902 году, после путешествия в Испанию, художественные интересы Пикабия начали постепенно смещаться в сторону красочного и вызывающе яркого («испанского») стиля фовистов. В 1919 году, когда Пикабиа жил ещё в Цюрихе и не был погружён в конфликты и склоки парижских художественных течений, художник включил (неверно написанное) имя «Erick Satye» в свою картину под названием «Движение Дада», предназначавшуюся для иллюстрации журнала Тристана Тцара. Пикабия в своей жизни вообще имел обыкновение покидать место, где идёт война.
В разных номерах балета («Выход женщины», «Музыка», «Мужчины раздеваются», «Танец с тачкой») оркестровка нарочито прозрачна и ясна, а пошлые мотивчики искажаются ровно настолько, чтобы остаться легко узнаваемыми. В последний период жизни он перешёл к условной и почти гламурной живописи, служившей немедленной коммерческой выгоде, но абсолютно лишённой мощи и оригинальности, присущих его таланту в молодые годы. Условно эти картины можно назвать «механическими» или «антропоморфными чертежами». Состоятельный Пикабиа помог издать номер журнала «Дада», включив туда и материалы своего журнала «391», по духу и форме мало чем отличавшиеся от того, что создавали цюрихцы.
Такие названия, как Девочка, рожденная без матери (1916/1917) или Осторожно, окрашено (1917-1919), выдают самоиронию Пикабиа. В своей начальной версии балет не носил такого провокационного названия. Он оказал большое влияние на современное искусство, в частности, на дадаизм и сюрреализм. Балет «Relche»— это последнее произведение Эрика Сати.
Франсиско Мария Мартинес Пикабиа делла Торре, называемый Франсис Пикабиа (в написании иногда — Пикабия), родился в Париже от матери-француженки и отца-испанца. сочинения, худож. Публика была искренне возмущена выходкой авторов спектакля.
Таким образом, дав спектаклю концептуальное название «Представление отменяется», Франсис Пикабиа задумал ярко авангардное тотальное зрелище, в котором заранее содержался главный принцип дадаизма – игра в абсурд и отсутствие открытого смысла. Этот период в творчестве Пикабиа растянулся на значительное время. Этот балет стал высшей точкой сотрудничества Сати и Пикабия. Таковы, например, его самые знаменитые работы: «Парад любви» (1917), «Дочь, рождённая без матери» (1917), «Дитя-карбюратор» (1919). Небольшое пояснение. После войны жил в родительском доме, работал в мастерской деда Альфонса. Таковы, например, его самые знаменитые работы: «Парад любви» (1917), «Дочь, рождённая без матери» (1917), «Дитя-карбюратор» (1919).
Пикабиа разработал целый цикл композиций на основе чертежей. Пикабиа был достаточно богат и мог заниматься любимым делом, не заботясь о заработке. Крайне свободный и независимый по духу человек, близкий по характеру и чертам своей личностиГийому Аполлинеру и Марселю Дюшану, забавно проследить, как сначала Франсис Пикабия открыто враждовал и противостоял, а потом поддерживал и даже возглавил движение «Дада» в ходе своих специально предпринятых «пропагандистских» путешествий в Нью-Йорк, Барселону и Цюрих. К этому времени художник уже охладел к геометрическим построениям разного рода.
А во второй части фильма «Антракт» Пикабиа даже нарисовал свои собственные инициалы вместе с инициалами композитора (FP — ES) внутри выразительного сердечка на похоронных дрогах с телом застреленного им балетмейстера, Жана Бьорлена. чертежей обретают неожиданное сходство счеловеческими фигурами. Он много путешествовал, увлекался научными изысканиями, дружил с Л. Ж.
Разномасштабные рисунки лиц и фигур сливаются в плоскостные линейные сплетения, но в результате пересечений разных планов и ракурсов возникают зигзагообразные пространственные скачки, некое подобие стереоскопии («Сфинкс», 1929, Нац. Уже в 1902году, после путешествия в Испанию, художественные интересы Пикабия начали постепенно смещаться в сторону красочного и вызывающе яркого («испанского») стиля фовистов. Раннего Возрождения искал внеперспективные способы передачи пространства. В это время он особенно много работает на заказ. Таковы, например, его самые знаменитые работы: «Парад любви» (1917), «Дочь, рождённая без матери» (1917), «Дитя-карбюратор» (1919). Ряд вещей рождались в процессе коллективной импровизации – подобно Какодилическому глазу (1921, Национальный музей современного искусства, Париж), холсту-«стенгазете», на котором помимо Пикабия расписались Т. Тцара, Ф. Пуленк, С. И. Шаршун и другие его знакомые.
С 1934 наплывы прозрачных образов сменяются брутальными формами псевдоклассицизма. Публика была искренне возмущена выходкой авторов спектакля. Единение двух главных авторов балета действительно было впечатляющим. В 1922 он и его новая возлюбленная, Жермен Эверлинг, поселились в Тремблэсюр-Моль (Индрэ). 1913: Передовой боец дадаизма. Как и многое в жизни Франсиса Пикабиа, его отношения с Эриком Сати развивались по ярко выраженной «зигзагоообразной» траектории.
Свои новые картины в абстрактном кубистическом стиле он выставляет на выставке «Армори шоу» (Нью-Йорк, 1913), это приносит ему очередную известность. Кроме того, Пикабиа создавал пародии на неоклассицизм 20-х в таких своих работах, как, например, Виноградный лист (около 1923). Если по порядку пересчитать все трансформации его стиля, направления, манеры письма и даже идеологии, получится никак не менее семи, (а то и десяти) резких поворотов. В нач. участник выставки «Armory Show» в Нью-Йорке (1913), П. получил междунар.
В начале 1920-х годов активно обращался к коллажу и ассамбляжу используя в качестве материалов перья, солому и зубочистки. Эта милая, типично дадаистская шутка, увы, не оказалась добрым предзнаменованием, по крайней мере для Эрика Сати. Разработал своеобразный вариант футуризма – с фигурами, динамически взвихренными в ландшафте либо застывающими в виде конгломерата механических деталей (Удни – или Американская девушка – 1913, там же Я снова вспоминаю мою дорогую Удни, 1914, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Он основал дадаистский журнал 391, в котором печатались стихи, эссе, графика. Так или иначе, но уже к концу апреля 1924 года бывший балет «После обеда» на либретто Блеза Сандрара окончательно превратился в «Спектакль отменяется».
Его дадаистские статьи признаны разрушительными и блестящими, авангардистский альманах «391», который он основал в Нью-Йорке и который затем издавал в Цюрихе и Париже до 1924 года, а также его абстрактные полотна до Первой мировой войны и «механоморфные» рисунки, напоминающие какие-то странные чертежи будущего, стали не только узнаваемыми, но и знаковыми в истории искусства начала XX века. Во второй половине 1910-х годов создал наиболее характерные свои вещи: картины со странными машинами исполняющими биологические функции (Любовный парад, 1917, частное собрание, Чикаго Дитя-карбюратор, 1918, частное собрание, Париж). Наряду с орфизмом Пикабиа в эти годы отдал дань кубизму и фовизму.
В этих картинах крупные прозрачные силуэты, составленные из линий, могут накладываться на мелкий и подробно написанный пейзаж, создавая эффект особого «пространственного сюрреализма», не встречающегося более ни у кого из художников-сюрреалистов. Самая известная картина Пикабиа этого времени — «Танцовщица в атлантическом круизе» (1913 год) является документом не только абстрактного стиля Пикабиа, но — и его длительного (более трёх лет) отъезда в Нью-Йорк. Пикабиа задумал провокативное представление, в котором «в единую бессмылицу» соединялись бы многие искусства: театр, балет, музыка, скульптура, живопись и даже кино— «Relche» включал в себя две проекции фильма на экран, одну в начале спектакля (Пролог), а другую— в перерыве (Антракт). После дадаистского этапа, где он, наряду с Тристаном Тцара, являлся одним из признанных лидеров, (1914-1920) Франсис Пикабиа в 1921 году сделал очередной резкий поворот и присоединился к прямым противникам (и одновременно последователям) дада – сюрреалистам. Картина «Звезда танца на трансатлантическом пароходе», 1913) является одной из самых известных работ художника.
Выяснилось, что он в одинаковой мере владеет и кистью и словом. Однако, в тот момент, когда в «Театре Елисейских Полей» уже собралась изысканная публика и весь парижский бомонд, был объявлен решительный «релаш» и спектакль отменили. На парижской выставке «Золотое сечение», организованной в 1912 группой «Пюто», показал картину «Танец у источника» (1912, Музей иск-ва, Филадельфия).
Пожалуй, в этом отношении он может быть признан едва ли не рекордсменом. Он отправил Сати письмо исполненное симпатии, надписав на обложке одного из своих журналов дарственную «Erik est Satierik». В Нью-Йорке П. участвовал в издании авангардистского ж. «291», который издавал затем в Европе (под назв. иск-ва, Париж «Оперение», 1924–25, Гос. Тотальность идеи отмены спектакля «Relche» получила и своё прямое воплощение за пределами сцены.
воздействие на его дальнейшую творч. Новые друзья — Арп, Рихтер, Тцара, Янко, Зернер — приняли его с распростертыми объятиями. Многие серьёзно утверждали, что никакой «Relche»— реально не существует и это просто мошеннический розыгрыш с целью саморекламы двух известных любителей скаламбурить, Сати и Пикабиа. «рожденные без матери». Условно эти картины можно назвать «механическими» или «антропоморфными чертежами». В этой стране он получил признание своего творчества, выставляя картины в стиле кубизма. Единственный европ.
Уже в это время ясно определилось стремление Пикабиа создавать абстрактные композиции («Каучук»). детали самые разные материалы (напр., «Соломенная шляпа», 1921–22, Нац. Тотальность идеи отмены спектакля «Relche» получила и своё прямое воплощение за пределами сцены. Мать, Мари Сесиль Даван, принадлежала к состоятельной парижской буржуазии. отменили.
Родился в 1879-м, умер в 1953-м. критика, статьи по теории иск-ва). Потом были встречи и дружба с Марселем Дюшаном, Жоржем Рибмон-Дессенем и Гийомом Аполлинером (книга последнего о кубизме вышла при финансовой поддержке Пикабиа). После короткой любовной связи с танцовщицей Айседорой Дункан Пикабиа вернулся (1917) в Барселону. галерея Штутгарта). Единение двух главных авторов балета действительно было впечатляющим.
К середине 1930-х от прозрачных образов Пикабиа переходит к жёстким, брутальным картинам в стиле любительского псевдоклассицизма. Это побудило Пикабиа серьезно заняться живописью. Однако и на этом его стилистические метаморфозы не заканчиваются. Способствовал интернациональному резонансу «дадаистской революции» и во время своего пребывания в Барселоне и Цюрихе (1917–1918) участвовал в издании журналов «291» (в США) и «З91» (в Испании).
Как и многое в жизни Франсиса Пикабиа, его отношения с Эриком Сати развивались по ярко выраженной «зигзагоообразной» траектории. Условно эти картины можно назвать «механическими» или «антропоморфными чертежами». В 1902 совершил путешествие в Испанию. Дагером, одним из изобретателей фотографии и даже устроил у себя в доме лабораторию для химических экспериментов.
Какая фантастическая неразбериха. абстракции, создал цикл композиций, в которых раскрашенные копии технич. В разных номерах балета («Выход женщины», «Музыка», «Мужчины раздеваются», «Танец с тачкой») оркестровка нарочито прозрачна и ясна, а пошлые мотивчики искажаются ровно настолько, чтобы остаться легко узнаваемыми. Публика была искренне возмущена выходкой авторов спектакля. Многие серьёзно утверждали, что никакой «Relche»— реально не существует и это просто мошеннический розыгрыш с целью саморекламы двух известных любителей скаламбурить, Сати и Пикабиа.
Он создаёт целый цикл самобытных художественных композиций, которые стали самыми узнаваемыми и «фирменными» для его личного стиля в живописи. Шесть лет войны с Германией Пикабиа пережил в нейтральной Швейцарии. Спустя полгода, уже в Париже, вместе с Андре Бретоном и его хулиганствующими сюрреалистами, Пикабия уже вовсю воюет против «группировки Жана Кокто». В это время Пикабиа оставляет свой «механический» стиль, несколько лет не пишет маслом, переходит в основном на приёмы коллажа и сюрреалистического объекта. Его отец, Франсиско Винсенте Мартинес-Пикабиа, отпрыск знатной испанской семьи, эмигрировавшей на Кубу, был промышленником и дипломатом, представлявшим Кубу во Франции. В Нью-Йорке Пикабиа также возглавил отделение дадаистов.
В позднем творчестве П. абстракции чередуются с фигуративным гротеском («Она танцует», 1948, частное собрание, Милан «Разговор», 1949, частное собрание, Париж). Под этим скорее музыкальным, чем живописным термином Аполлинер (именно он ввел его в обиход) понимал искусство, тяготевшее к абстрактным геометрическим фигурам и футуристической динамике рисунка. Свои новые картины в абстрактном кубистическом стиле он выставляет на выставке «Армори шоу» (Нью-Йорк, 1913), это приносит ему очередную известность.
антрактом» в постановке балета «Relache» («Перерыв» труппа «Шведский балет», Париж)– знакового произведения театрального дадаизма. Через два года художник умер в Париже в 74-летнем возрасте. прозрачных картин («транспарансов»), в которых художник использовал реминисценции иск-ва итал. Она умерла, когда будущему художнику и поэту было 5 (по другим сведениям — 7) лет и Пикабиа, как свидетельствует Габриэль Бюффе-Пикабиа, его жена искал не доставшейся ему в детстве материнской нежности в связях с женщинами. Условно эти картины можно назвать «механическими» или «антропоморфными чертежами». Тцара от имени «руководящего комитета» прислал письмо с приглашением присоединиться к группе дада.
Он создаёт целый цикл самобытных художественных композиций, которые стали самыми узнаваемыми и «фирменными» для его личного стиля в живописи. Одно из своих дада-стихотворений 1920 года он называет так: «Орик Сати колол орех Кокто» (Auric Satie la noix de Cocteau). Отец Франсиса был атташе в кубинской дипломатической миссии в Париже. музей совр. Но уже годом позднее Сати возобновляет прерванные отношения с художником, на этот раз уже по поводу сотрудничества в создании нового балета, пока ещё не носящего название «Relche» или «Спектакль отменяется». Свои новые картины в абстрактном кубистическом стиле он выставляет на выставке «Армори шоу» (Нью-Йорк, 1913), это приносит ему очередную известность6.
После очередной поездки в Нью-Йорк (1918) он продолжает лечение в Швейцарии. Однако, в тот момент, когда в «Театре Елисейских Полей» уже собралась изысканная публика и весь парижский бомонд, был объявлен решительный «релаш» и спектакль отменили. 7 В качестве причины отмены назвали дурную погоду и нежелание Жана Бьорлена танцевать «в том самочувствии, в котором он находился». В 1919 г. дадаистская группа в Цюрихе распадается и Пикабиа снова оказывается в Париже. Он создаёт десятки картин в жанре «ню», аллегории, портреты и даже классические библейской сцены имеющие нарочито нелепый вид поделки или антиискусства.
Сам Сати, отбирая для своего балета наиболее пошлые и неприличные парижские песенки, говорил об этом куда более определённо: «услышав знакомый мотивчик, в памяти публики сразу же должны непроизвольно всплывать и самые неприличные слова, которые на него поются». Франсис рос в окружении служанок избалованным ребенком. Эта картина была написана в так называемый «нью-йоркский период», когда Пикабиа спасался от ужасов Первой мировой войны в далёкой Америке.
1927: Ироничный эклектизм. Премьера балета была назначена на 27 ноября 1924 года. Его мать Мари Сесиль Даван, принадлежала к состоятельной парижской буржуазии. Вернувшись во Францию, Пикабия увлекся красочной яркостью фовистов, однако ненадолго. На сей раз, отказавшись от геометрической абстракции, Франсис Пикабиа не выбирает уже существующий стиль или направление.
Любитель красивой жизни и удовольствий, во все времена рекламируемых в туристических проспектах (красивые женщины, гоночные машины, частные яхты, виллы на побережье, солнечные пляжи и. т. д. ), Пикабиа после своего «критического пятидесятилетия» закончил тем, что начал откровенно зарабатывать деньги и переводить своё громкое имя в «кэш». Такова его «Соломенная шляпа» (1921), «Какодилатовая картина» (1922) и «Женщина со спичками» (1923). Однако, «Отмена спектакля» всё же состоялась неделей позднее, 4 декабря 1924 года.
В этот период одним из наивысших достижений Франсиса Пикабия является, как ни странно, не чистая живопись, а балет и кинофильм «Relache» («Антракт» или «Спектакль отменяется»), сделанный совместно с ярким авангардным композитором Эриком Сати и начинающим молодым кинорежиссёром Рене Клером. Он отправил Сати письмо исполненное симпатии, надписав на обложке одного из своих журналов дарственную «Erik est Satierik». Но спустя всего два года он ещё раз парадоксальным образом меняет свой стиль.
Франсис Пикабиа (фр. Крайне свободный и независимый по духу человек, близкий по характеру и чертам своей личности Гийому Аполлинеру и Марселю Дюшану, забавно проследить, как сначала Франсис Пикабия открыто враждовал и противостоял, а потом поддерживал и даже возглавил движение «Дада» в ходе своих специально предпринятых «пропагандистских» путешествий в Нью-Йорк, Барселону и Цюрих. В 1939–45 жил в Швейцарии. В 1913 Пикабиа принял участие в нью-йоркском Геральдическом шоу – первой крупной выставке современного искусства в США.
Одно из своих дада-стихотворений 1920 года он называет так: «Орик Сати колол орех Кокто» (Auric Satie la noix de Cocteau). К этому стилю относятся картины «Он и его тень» (1928), «Сфинкс» (1929) и «Медея» (1929). Сюрреалистический период Франсиса Пикабия начинает постепенно угасать и сходит на «нет» к началу 30-х годов. В Лозанне выходит в свет сборник «Стихотворения и рисунки дочери, рожденной без матери».
В 1919 году, когда Пикабиа жил ещё в Цюрихе и не был погружён в конфликты и склоки парижских художественных течений, художник включил (неверно написанное) имя «Erick Satye» в свою картину под названием «Движение Дада», предназначавшуюся для иллюстрации журнала Тристана Тцара. Спустя полгода, уже в Париже, вместе с Андре Бретоном и его хулиганствующими сюрреалистами, Пикабия уже вовсю воюет против «группировки Жана Кокто». Яркие «механоморфные» рисунки Франсиса Пикабиа полны провокации, дадаистского эпатажа и сарказма, они демонстрируют одновременно бессмысленность и силу человеческого восприятия, способного вживить реальные образы в любую, самую абстрактную или абсурдную форму. В 1913 г. вместе с Габриель Бюффе, ставшей его женой, он отправился в США, чтобы принять участие в крупнейшей по тем временам выставке авангардистского искусства — «Армори шоу». Одно из своих дада-стихотворений 1920 года он называет так: «Орик Сати колол орех Кокто» (Auric Satie la noix de Cocteau).
В 1924 совм. Пожалуй, наивысшей точкой жизни и деятельности Франсиса Пикабиа, в котором соединились практически все направления его творчества, можно считать дадаистский балет «Relche» на музыку Эрика Сати, премьера которого состоялась 4 декабря 1924 года, в «Театре Елисейских полей». Пожалуй, в этом отношении он может быть признан едва ли не рекордсменом. Премьера балета была назначена на 27 ноября 1924 года. Он работает с упоением, забывая о еде, сне и отдыхе.
Работа Перья (1921), в которой из птичьих перьев собрано дерево, должна, по замыслу автора, пробуждать ассоциации с ландшафтом. Любитель красивой жизни и удовольствий, во все времена рекламируемых в туристических проспектах (красивые женщины, гоночные машины, частные яхты, виллы на побережье, солнечные пляжи и. т. д. ), Пикабиа после своего «критического пятидесятилетия» закончил тем, что начал откровенно зарабатывать деньги и переводить своё громкое имя в «кэш». Условно эти картины можно назвать «механическими» или «антропоморфными чертежами». Оставил обширное лит. музей совр. Но уже годом позднее Сати возобновляет прерванные отношения с художником, на этот раз уже по поводу сотрудничества в создании нового балета, пока ещё не носящего название «Relche» или «Спектакль отменяется».
А во второй части фильма «Антракт» Пикабиа даже нарисовал свои собственные инициалы вместе с инициалами композитора (FP – ES) внутри выразительного сердечка на похоронных дрогах с телом застреленного им балетмейстера, Жана Бьорлена. Пикабия в своей жизни вообще имел обыкновение покидать место, где идёт война. Пожалуй, это и создало эффект прорыва для самого Франсиса Пикабиа, который ни впоследствии, ни ранее в своей жизни и творчестве не имел подобного прецедента. Таким же образом развивалось и его творчество.
Самая известная картина Пикабиа этого времени -- «Танцовщица в атлантическом круизе» (1913 год) является документом не только абстрактного стиля Пикабиа, но -- и его длительного (более трёх лет) отъезда в Нью-Йорк. В начале 20-го века находился под сильным влиянием импрессионизма. Так или иначе, но уже к концу апреля 1924 года бывший балет «После обеда» на либретто Блеза Сандрара окончательно превратился в «Спектакль отменяется».
Утрируя манеру наивного искусства и стилистику китча, П. достигает пародийного снижения «высоких» жанров аллегории, портрета, мифологич. На самом деле надо обладать огромным воображением, чтобы разглядеть в сухих линиях чертежей героев картин, вступающих во взаимодействие друг с другом («Парад любви», 1917, частное собрание, Чикаго «Вот дочь, рожденная без матери», 1917, Национальный музей современного искусства, Париж). По возвращении из Америки Пикабиа под впечатлением успехов технической цивилизации написал первую из своих «машинных» картин — «Дочь, рожденная без матери». По меткому выражению Сати, это название заранее обеспечило спектаклю грандиозный успех, так как «мы можем быть абсолютно уверены, что сможем видеть его в афише по крайней мере один раз в неделю и в любом театре, а летом – во всех театрах сразу».
Условно эти картины можно назвать «механическими» или «антропоморфными чертежами». Пикабиа снова возвращается к творчеству, превратив гостиничный номер в Нью-Йорке в художественную мастерскую. авангарда и вместе с Дюшаном и Мэн Реем организовал нью-йоркское объединение дадаистов. Он создаёт десятки картин в жанре «ню», аллегории, портреты и даже классические библейской сцены имеющие нарочито нелепый вид поделки или анти искусства. Франсис Пикабиа (Francis Picabia) – французский авангардный художник и поэт. Пикабия в своей жизни вообще имел обыкновение покидать место, где идёт война.
В этих картинах крупные прозрачные силуэты, составленные из линий, могут накладываться на мелкий и подробно написанный пейзаж, создавая эффект особого «пространственного сюрреализма», не встречающегося более ни у кого из художников-сюрреалистов. Именно в ее квартире Пикабиа приютил приехавшего из Цюриха Тцара. Пикабиа задумал провокативное представление, в котором «в единую бессмылицу» соединялись бы многие искусства: театр, балет, музыка, скульптура, живопись и даже кино – «Relche» включал в себя две проекции фильма на экран, одну в начале спектакля (Пролог), а другую – в перерыве (Антракт). Многие серьёзно утверждали, что никакой «Relche» — реально не существует и это просто мошеннический розыгрыш с целью саморекламы двух известных любителей скаламбурить, Сати и Пикабиа. Таковы, например, его самые знаменитые работы: «Парад любви» (1917), «Дочь, рождённая без матери» (1917), «Дитя-карбюратор» (1919). Самая известная картина Пикабиа этого времени— «Танцовщица в атлантическом круизе» (1913 год) является документом не только абстрактного стиля Пикабиа, но— и его длительного (более трёх лет) отъезда в Нью-Йорк.
Он создаёт целый цикл самобытных художественных композиций, которые стали самыми узнаваемыми и «фирменными» для его личного стиля в живописи. Творчество П. (как одного из предшественников поп-арта) было заново открыто в период постмодернизма, когда проявился особый интерес к иронии, языковой игре, скрещению разл. Он создаёт целый цикл самобытных художественных композиций, которые стали самыми узнаваемыми и «фирменными» для его личного стиля в живописи. Она умерла, когда будущему художнику и поэту было 5 (по другим сведениям — 7) лет. Его дадаистские статьи признаны разрушительными и блестящими, авангардистский альманах «391», который он основал в Нью-Йорке и который затем издавал в Цюрихе и Париже до 1924 года, а также его абстрактные полотна до Первой мировой войны и «механоморфные» рисунки, напоминающие какие-то странные чертежи будущего, стали не только узнаваемыми, но и знаковыми в истории искусства начала XX века. Перейдя к более радикальным арт-экспериментам, написал в 1909 акварель Каучук (Национальный музей современного искусства, Париж), которая стала одним из ранних образцов беспредметного искусства.
или библейской сцены («Весна», 1935, Нац.