Клод Лоррен (1600-1682) — прославленный французский живописец-пейзажист, рисовальщик и гравер XVII века, один из родоначальников европейского классицизма. Одним из ярких представителей классических пейзажистов является французский художник Клод Лоррен. Представляем галерею работ самого известного мариниста-пейзажиста XVIII века Клода Жозефа Верне (1714–1789), приуроченную к отмечаемому сегодня 200-летию со дня рождения художника.
Луки, в 1643 – в «Конгрегационе деи виртуози». Действие происходит в лесу у озера Неми. Поэтичный пейзаж кажется несколько многословным. Из других заказчиков необходимо упомянуть папу Урбана VIII (4 работы), кардинала Бентивоглио, принца Колонну. В 1644 г. Лоррен, движимый желанием оставить у себя воспоминание о картинах, вышедших из его мастерской или, быть может, с целью иметь документы для обличения множества спекулянтов, воровавших его сюжеты и подделывавших его манеру живописи, Лоррен воспроизвел большинство своих пейзажей в рисунках, начерченных пером и пройденных бистром и составил из таких эскизов сборник, под заглавием: «Liber veritatis» — «Книга истины» (200 рисунков находится у герцога Девонширского, в Англии). Отдельного рассмотрения заслуживают графические работы мастера.
Отлично владея гравировальной иглой, в 1630—1662 гг. Лоррен перенимает концепцию пейзажа, выработанную Карраччи. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Мягкая живописная манера и гармоничный колорит усиливают чувство безмятежного покоя, которым полна природа.
Знаменитая фраза короля Людовика XIV (1643--1715 гг. ) Государство -- это я имела под собой весомое основание: преданность монарху считалась верхом патриотизма. У горизонта, всегда чуть в сторону от центра, художник помещает солнце, оно – главный герой его искусства.
Это и река и мосты и туманная линия горизонта. И все же, коль скоро есть сюжет, он должен быть понят. В 1633 принят в Академию св. Смерть настигнет великого художника в процессе работы: Пейзаж с Асканием, убивающим оленя Сильвии (Илл. 10) так и останется незаконченным. Кстати, абсолютно неправильно называть мифологию во множественном числе: «Мифы Древней Греции». Представление о его целостности сочетается с ощущением изменчивости мира.
Собрание рисунков, созданных в 1648—1675 годах и воспроизводящих живописные пейзажи Лоррена, составили Liber veritatis (Истинная книга Лондон, Британский музей), объединяющую около двухсот произведений художника ее появление было вызвано опасением подражаний и фальсификаций его картин. В 1625 Лоррен возвращается на родину и живёт в Нанси до 1627.
Его обнаружили служанки дочери фараона, которая направлялась купаться в реке. По ясному небу плывут лёгкие, прозрачные облака. В 1618 году, вместе со своим мастером, Клод Желле выезжает в Неаполь. Здесь все окутано серебристо-голубой дымкой начинающегося рассвета.
Смелее и удачнее решен художником пейзаж Погребения Святой Серафины. Ничто не предвещает трагической развязки. К 1629 относится первая датированная картина «Пейзаж со стадом и крестьянином» (Музей искусств, Филадельфия).
Однако, кроме этого, характерной особенностью работ Бриля является стремление к единству освещения. Обратите внимание, насколько мастерски передано смятение чувств, охватившее Европу: одной рукой она ухватилась за рог быка (даже не подозревая о том, кто принял его облик), а другой судорожно поправляет развевающуюся на ветру накидку. Его улавливают в игре света, состоянии природы и человеческой души. Название классицизм (оплат. С последним мастера объединял интерес к проблеме освещения.
По свидетельству Зандрарта, «чтобы проникнуть в сущность искусства пейзажа, старался разными способами подступиться к природе: лежал с раннего утра до поздней ночи под открытым небом, стремясь постигнуть, как наиболее правдоподобно написать зарю на рассвете и в часы заката и когда ему удавалось уловить искомое, он тотчас темперировал свои краски согласно увиденному, бежал с ними домой и применял их к замысленной им картине, достигая тем высшей правдивости, не известной до него». Популярный в Голландии, он был высоко оценён и коллекционировался в Англии. Последняя техника представляет собой углублённую гравюру, в которой изображение наносится на медную доску кистью, смоченной кислотой.
Лоррен исполнил сам 46 гравюр со своих картин. Национальный музей Каподимонте, Неаполь. Родившись недалеко от Балтийского моря, он поселился в Дрездене, где сосредоточился исключительно на духовных связях и значение пейзажа, вдохновляясь безмолвной тишиной леса, а также светом (восход, закат, лунный свет) и сезонами.
На светлеющем небе выделяется прозрачный силуэт большого темного дерева. Это полотно, как и другие произведения Лоррена, ничего бы не потеряло, оставшись просто пейзажем, без какого бы то ни было литературного сюжета. — Художественной Академии). В эпоху барокко пейзаж считался второстепенным жанром. 12). С 1617 по 1621 год Лоррен жил в Неаполе, учился перспективе и архитектуре у Готфрида Вельса и совершенствовался в пейзажной живописи под руководством Агостино Тасси, одного из учеников П. Бриля, в Риме, где после этого прошла вся жизнь Лоррена, за исключением двух лет (1625—27), когда Лоррен вернулся на родину и жил в Нанси. Дрезденская картина обладает всеми теми же чертами, что и его Пейзаж с бегством в Египет.
Герои классицизма подчиняют свои чувства контролю разума, они сдержанны и величавы. Влюбленные убежали, а Полифем в гневе убил Ациса, метнув в него огромный валун.
В шести лекциях о пейзажной живописи, прочитанных им в 1836 году в Королевском институте в Вустере, он уделил много внимания «Клоду», как назвали его англичане. Первые уроки рисунка получил у своего брата Жана Желле, резчика по дереву. Позже, в 1650 году ему предлагали стать ректором этой Академии, от такой чести Лоррен отказался, предпочитая спокойную работу.
Достоевский увидел в его картине «Пейзаж с Акисом и Галатеей» образ «золотого века» человечества. Поскольку в чистом (то есть, светский и неклассический) пейзаже, как и в обычном натюрморте или жанровой живописи, наблюдалась (в XVII веке в Риме) нехватка моральной тяжести, Клод Лоррен ввёл классические элементы и мифологические темы в свои композиции, включая богов, героев и святых. В 1627 году Желле принимает окончательное решение переехать в Вечный Город. Этот метод достиг кульминации в знаменитой серии «Кувшинки» (среди всех самых известных пейзажей), созданных с 1883 года в его саду в Живерни. «пейзажные фрески», но позже ему удалось стать профессиональным «пейзажистом» и сосредоточиться на станковых работах. В 1629-35 пишет фрески в палаццо Крешенци и палаццо Мути. Скорее всего, каждая из пары этих картин задумывалась автором как пандан (pendant (фр. ) – в дополнение) по отношению к другой. Виртуозность и своеобразие манеры этого мастера проявляются, прежде всего, в изобилии мотивов.
Вдалеке виден Колизей. Тогдашние жители Гавра, говоря «из-за моря», меньше всего имели в виду Персидский залив. Не считая нескольких исключений, можно утверждать, что на всех картинах зрелого периода его творчества представлены пейзажи, волею художника, силой его воображения и мастерства, «сложенные» в единое целое из фрагментов натуральных зарисовок.
Среди заросших кустарником мрачноватых скал прячется Полифем. Мрачный колорит придает картине унылый фон и усиливает тревожное настроение. Парные вертикальные композиции изображают «Нахождение Моисея» и «Погребение Святой Серафины» (обе — 1637—1639, Мадрид, Прадо). (Ил.
Приглушенное освещение сцены достигается за счет изображения исполинских деревьев. Фигуры людей и пасущийся скот оживляют панораму. – один из ведущих пейзажных мастеров в Риме. Аллегри и Н. Колонбеля. 6 и 7). К этому периоду относятся эрмитажные «Времена суток».
Последняя работа Лоррена — «Пейзаж с Осканием, стреляющим в оленя» (Музей в Оксфорде) закончена в год смерти художника и считается настоящим шедевром. Будучи поклонником Клода Лоррейна и Тёрнера, он посетил Англию и Италию в 1829-1832 годах, после чего (отчасти благодаря поддержке, которую он получил от Джона Мартина и Тёрнера) он стал меньше сосредотачиваться на изображении природных пейзажей и больше на грандиозных аллегорических и исторических темах. Ф. М. 11).
Чтобы избежать подделок, Лоррен исполнял копии своих живописных полотен в технике рисунка, сепии или гравюры и размещал их в специальном альбоме под названием Книга истины – Liber Veritatis (195 авторских копий в настоящее время находится в Британском музее). Кампо Ваччино в Риме, около 1636. Кроме того, Лоррен был великолепным офортистом он оставил занятие офортом лишь в 1642 г. избрав окончательно живопись. В 1637 г. французский посол в Ватикане покупает у Лоррена две картины, которые теперь находятся в Лувре: «Вид Римского Форума» и «Вид порта с Капитолием». Его ближайшие друзья – Никола Пуссен и Питер ван Лар, с которыми он обычно отправлялся на этюды за стены города.
Этот сборник был впоследствии (в 1774) издан в гравюрах-факсимиле Р. Ирломом. Особенно хороша картина «Утро». Он их помещает в воображаемые строения тематически — это вольные интерпретации римских поэтов, особенно Овидия и Вергилия: «Вид берега Делоса с Энеем», 1672 г. (Национальная Галерея, Лондон), «Парнас» (Музей Изящных Искусств, Бостон). Изобразив два разновременных события, художник развернул ветхозаветный сюжет во времени и обогатил тем самым содержание картины.
19).
Я мыслю, следовательно, я существую, -- утверждал один из основоположников этого учения Рене Декарт (1596--1650). Храм Аполлона изображен в виде величественного древнего здания Рима -- Пантеона. Панорама залита нежным, объединяющим всё вокруг, розовато-голубым светом. Именно эти особенности его работ и заинтересовали Лоррена, однако лотарингский мастер достиг таких успехов в развитии данной темы, что затмил своих предшественников. По заказу епископа Лоррен исполнит ещё шесть картин. Создаётся образ природы идеально прекрасной, очищенной от всего случайного. Офорты Лоррена поражают виртуозной светотеневой нюансировкой (Ил 18). Обычные композиционные приемы художника, увлекающие взгляд зрителя вглубь картины, – замыкающие вид с боков «кулисы» деревьев или зданий, раскрывающие безграничность мира изогнутая линия берега, уходящего в расстилающееся море, последовательный переход от теплых цветов переднего плана к холодным дальнего.
Особенно запоминается его изображение рассвета и неясного дня. Все пронизано золотым светом, в сиянии которого природа представляет небывалое зрелище. Холст, масло, 155199 см.
В порту громоздились штабеля кампешевого дерева, доставлявшегося из Мексики, отливающие охрой сикоморовые бревна, повсюду стоял аромат бананов и кофе Никаких тебе «танкеров» — только гордые силуэты парусников, пришедших из Норфолка или Нового Орлеана и готовых вновь отправиться в путь — курсом на Галвестон или Нью-Йорк. Важно отметить, что Лоррен также был великолепным офортистом он оставил занятие офортом лишь в 1642 избрав окончательно живопись. Клод Лоррен (1600, Шампань — 1682, Рим), настоящее имя Клод Желле, прозванный также Лорреном, жителем Лотарингии. Его чудесное исцеление символизирует пойманная рыба. Пейзаж с Товием и ангелом, 1663. Только по прибытии на остров девушка узнает, что она была похищена самим Зевсом. Он постигал новый язык выражения эмоций, слова которого находил в естественной среде.
Композиционно шедевр Лоррена исполнен в манере, характерной для его лучших работ. Тщательно построенная композиция открывает взгляду зрителя далекий горизонт. Погребение Серафины в каменном саркофаге изображено в сумраке переднего плана. Неудовлетворённый, Лоррен опять уезжает в Италию и обосновывается в Риме. Свои последние работы — 14 больших декоративных панно «Нимфеи» («Водяные лилии» или «Кувшинки»), над которыми Моне работал начиная с 1918, — он завещал в дар государству: пейзажи с мерцающими водами, лилиями, серебристыми ивами и их зыбкими отражениями заполняют пространство двух овальных залов «Оранжереи» Лувра (Париж).
Лувр, Париж. Испания, Фландрия. Творчество этих художников является вершиной живописи зрелого римского барокко. Пара картин Осада Ла-Рошели войсками Людовика XIII и Наступление на Па-да-Сюз (Ил. Пейзаж с Аполлоном и Меркурием, около 1643.
Франция : Исторические очерки / Н. А. Лившиц, Л. Л. Каганэ, Н. С. Прийменко. В конце 1630-х гг. «Герои» сюжетов в картинах Лоррена, однако, всегда играют роль незначительного стаффажа (сценки обычно располагаются на переднем плане, в основном их писали другие художники, например, Лаури или Милль). Чтобы избежать участившихся подделок своих работ, Лоррен гравировал все картины и собрал их в «Книгу истины» – «Liber Veritatis» (195 гравюр в настоящее время – в Британском музее), подарив это уникальное собрание своей приемной дочери Агнес. Они позволили Клоду решить поставленную им задачу с небывалой, подчас наивной открытостью.
– Москва : Искусство, 1964. Аллегри и Н. Колонбеля. Адам Эльсхаймер был дружен с Рубенсом и Паулем Брилем.
Аллегри и Н. Колонбеля. Картины Лоррена имеются почти во всех крупных галереях Европы. – Л. : Искусство, 1986. В эпоху барокко пейзаж считался второстепенным жанром.
В последние десятилетия (1660—1680 г. ) Лоррен работает медленнее, но всегда с успехом. Солнце скрыто за горизонтом и лишь освещенный край облака говорит о скором его появлении. Повышенное внимание к деталям, а также тщательная проработка фигур людей и животных свидетельствует о том, что сфера художественных интересов Лоррена с течением времени расширяется и отныне содержит ещё и психологический аспект. Являясь постоянным участником Парижского салона с 1827 года и членом Барбизонской школы во главе с Теодором Руссо (1812-1867), он оказал огромное влияние на других художников пленэристов, таких как Шарль-Франсуа Доубиньи (1817-1878), Камиль Писсарро (1830-1903) и Альфред Сислей (1839-1899). Это позволяет рассматривать 17 век как новый этап в истории искусства.
– 17 н. э. ). Родился в семье крестьянина в Лотарингии, отсюда его прозвище – Лотарингец (по-французски – Лоррен). Горизонт испещрен мачтами кораблей и фабричными трубами. Увлеченный музыкой Аполлон не замечает, как хитрый Меркурий угоняет его стадо.
Вначале он выполнял заказные декоративные работы, т. н. Голландия. Стоит отметить, что мастер очень любил работать на пленэре. Исключительное место занимает теперь наблюдение, передача и обыгрывание движения.
О его детстве известно немного.
Мотивы рисунков очень разнообразны: то это пейзаж панорамного характера, где несколькими смелыми мазками кисти создается впечатление бескрайней широты, то густая аллея и лучи солнца, пробиваясь сквозь листву деревьев, падают на дорогу, то просто заросший мхом камень на берегу реки, то, наконец, законченный рисунок величественного Здания, окруженного прекрасным парком (Илл 17). Не зная итальянского, он нанялся слугой в дом художника-пейзажиста Агостино Тасси. В своих первых итальянских картинах он отдаёт предпочтение деревенским пейзажам в стиле Пауля Бриля (1554-1626) – фламандского живописца, на протяжении всей жизни работавшего в Риме и, по некоторым сведениям, являвшегося учителем Агостино Тасси. Близкий друг художников-импрессионистов Ренуара и Писсарро, его стремление к оптической правде, прежде всего в изображении света, представляется серией полотен изображающих один и тот же объект в различных условиях освещения и в разное время дня, как например «Стога сена» (1888), «Тополя» (1891), «Руанский собор» (1892) и «Река Темза» (1899 год). Картину Клода Лоррена Утро можно смело назвать самым лирическим и тонким среди его полотен (Ил. 14).
На это указывают как одинаковые размеры и форма картин (овальная в обоих случаях), так и общая тема: и одна и другая работы посвящены важнейшим событиям военной истории Франции периода правления короля Людовика XIII (1610-1643).
В пейзажах много света, воздуха, простора, безмятежного покоя. Там в течение нескольких лет он совершенствует свои умения и навыки, ассистируя Тасси и посещая мастерскую пейзажиста-миниатюриста, уроженца Кёльна, Готфрида Валса, который снискал славу не столько своими работами, сколько преподавательской деятельностью. Около 1613 переезжает в Рим, где становится учеником зодчего Агостино Тасси.
клавесин, пресс для печатания гравюр и «Liber veritatis». С 1617 по 1621 г. Лоррен жил в Неаполе и учился у другого художника, немца Готфрида Вальса. Он полон творческих сил и честолюбивых замыслов. Галатея превратила своего возлюбленного в прозрачную речку. илл.
Так, лорреновские живописные определения ассоциируются с украшающими эпитетами (солнце светлое, рощи кудрявые и т. п. ). Яков, ученик своего дяди Саломона ван Рёйсдаля, в свою очередь обучал знаменитого Мейндерта Хоббема (1638-1709) и очень восхищался английскими мастерами, как например Томас Гейнсборо и Джон Констебль, а также членами Барбизонской школы. Композиция картины делилась на чёткие планы. В отличие от Пуссена, воспринимавшего природу в героическом плане, Лоррен прежде всего лирик. Ещё эффектней смотрится лавис на разноцветной бумаге (Лоррен чаще всего останавливал свой выбор на голубой бумаге).
Все детали композиции – деревья, постройки, фигуры – расположены против источника света. Вначале он выполнял заказные декоративные работы, т. н. «пейзажные фрески», но позже ему удалось стать профессиональным «пейзажистом» и сосредоточиться на станковых работах.
Так, композиция Осады Ла-Рошели. Лоррен сделал свет основным живописно-композиционным фактором. Входит также в «Клуб перелетных птиц» (Бент), содружество иностранных художников в Риме (главным образом, выходцев из Франции, Германии и Голландии), где за пристрастие к изображению солнечного света получил цеховое прозвище «огнепоклонник». Не менее интересен формат работ.
Согласно греческому мифу, Полифем подстерег Ациса и сбросил на него скалу. Входит также в «Клуб перелетных птиц» (Бент), содружество иностранных художников в Риме (главным образом, выходцев из Франции, Германии и Голландии), где за пристрастие к изображению солнечного света получил цеховое прозвище «огнепоклонник». Тёплые, осенние цвета растительности и светлый цвет неба над равниной в Осаде. Зевс, чтобы похитить прекрасную Европу, превратился в белого быка, вошёл в доверие к Европе – дочери финикийского царя, даже сам помог красавице оседлать себя, опустившись пониже и унёс её на противоположный берег моря. «Тот берег» и был назван в честь принцессы – Европой. Клод Лоррейн особенно повлиял на английских художников, как при жизни, так и в течение двух столетий после неё: Джон Констебль назвал его «самым прекрасным пейзажистом, которого когда-либо видел мир».
Пейзаж с нимфой Эгерией, 1669. На переднем плане, олицетворяя покой, разлитый в природе, лежит пастух, пасущий овец. Именно так изобразил в своё время эту сцену итальянский художника Аннибале Карраччи.
– 408 с., 6 л. ил. Добиваясь чистоты и звучности цвета, Моне избегает смешивать краски на палитре чтобы передать нужный ему тон зеленой листвы, художник кладет рядом мазки желтого и синего, на расстоянии они сливаются, «смешиваются» в глазу зрителя и листья кажутся зелеными и словно трепещущими на ветру («Стог сена», около 1886, Музей изобразительных искусств, Москва). Клод чутко улавливал простор римской Кампаньи, внимательно изучая природные мотивы -- деревья, покрытые плющом, тропинки, на которые падает то свет, то тень (Илл. Картина хранится в Лондонской Национальной галерее. К тому же, он был одним из первых, кто очень точно передал небесную сферу.
Леса и луга Лоррена всегда населены мирным пастушьим племенем. У Валса юный художник учится перспективе и архитектуре. Стр. Этот сюжет стал поводом Клоду Лоррену для написания пейзажа.
Теория классицизма обосновывает разделение на высокие и низкие жанры. По прибытии в Рим Клод Желле нанимается слугой к итальянскому пейзажисту Агостино Тасси (1580-1644). В левом углу картины Галатея подплывает в ладье к берегу, в центре картины изображена радостная встреча влюбленных.
Искусство XVII века : Италия. Даниэль. — 18 г. н. э. ). В 1627, уже навсегда, переезжает в Рим – Италия становится его новой родиной.
Со временем под влиянием художников-классиков его композиции становятся всё масштабнее, с литературными сюжетами (сам Клод не получил особого образования – он был самоучкой тем не менее, читал и писал на французском и итальянском). Литературным первоисточником этой работы является мифологический эпос Метаморфозы Овидия (43 о н. э. Тонкие тональные переходы создавались им именно таким способом – рукой, а не кистью. Однако, национальное своеобразие не исключало общих черт.
В центре картины мы видим сияющее бескрайнее пространство, обрамленное двумя архитектурными массивами (в данном случае классические постройки выполняют ту же роль, что и деревья в неморских работах художника). В поздних работах Лоррен сам пишет фигуры. Интересно, что Лоррен обращался к сцене отдыха по пути в Египет, по меньшей мере, двадцать раз и при этом каждая работа представляла собой именно пейзаж, а не иллюстрацию к одной из глав Священного Писания. Присутствию на светских вечеринках он предпочитал одиночество. Один из римских приятелей Клода, немецкий художник Иоахим фон Зандрарт (1606-1688) утверждает, что Тасси свалил на юного слугу слишком много обязанностей, в число которых входили стирка, уборка, приготовление завтраков и ужинов, а также мытьё кистей и палитры. Основой концепции пейзажа Лоррена является изображение заходящего или восходящего солнца, а приоритетной проблемой – представление световоздушной среды, сопутствующей этому явлению (Мария Репинская).
Она спешит к своему возлюбленному — прекрасному юноше Ацису, сыну лесного бога Пана. Лоррен, тем не менее, получил признание и жил в достатке.
Однако юный Желле недолго пребывает во Фрайбурге. Семнадцатый век имел особое значение для формирования национальных культур нового времени. Холст, масло, 116153, 5 см.
Этот сборник был впоследствии (в 1774) издан в гравюрах-факсимиле Р. Ирломом. Так, по примеру венецианцев, Лоррен отдает предпочтение картинам мифологической тематики, а вслед за Карраччи, считавшим, что «несколько архитектонических элементов и пара деревьев исполнены большей поэзии, чем огромные замки и густые рощи», французский художник упорядочивает композицию своих пейзажей «освобождая» их от нагромождения мотивов. В это время сложилось новое философское направление -- рационализм (от лат. Лоррен исполнил сам сорок шесть гравюр со своих картин. «Картина классической эпохи: Проблемы композиции в западноевропейской живописи XVII в» /С. М. Мы почти ничего не видим. Чаще всего он обращался к более утончённой сепии или отдавал предпочтение лавису.
В его творчестве можно различать две манеры: картины, относящиеся к ранней поре его деятельности, писаны сильно, густо, в теплых тонах позднейшие – более плавно, в холодноватом тоне. Эжена Делакруа, правда, в большей степени увлекло дарование Никола Пуссена. Художник арендует жильё на Виа Маргутта – в квартале, заселённом преимущественно приезжими живописцами. Испанским королем Филиппом IV мастеру была заказана серия из четырех больших пейзажей. – 196 с: ил. В подготовке данной работы так же было полезно знакомство с книгой К. Богемской Пейзаж.
В основе искусства классицизма лежит рациональное начало. Его великолепнейшие живописные виды, речные сцены и пейзажи со спокойным скотом, показывают величественную безмятежность и мастерскую обращение с ярким светом (раннее утро или вечернее солнце) в итальянском стиле является признаком большого влияния Клодеева.
Отлично владея гравировальной иглой, в 1630 – 1662 гг. Гаврв царствование Луи Филиппа переживал времена расцвета ипревзошел Марсель по объему перевозок. С населением в 25 тысяч человек Гавр, если верить «Новой географии Франции» Полена Тельера, был «самым оживленным из всех торговых приморских городов страны». Эгерия скорбит по своему покойному супругу, легендарному римскому королю Нуме. Это заставляет вспомнить об Эльсхаймере, оказавшем воздействие на творчество Лоррена.
Можно провести параллель между его картиной Диана обнаруживает беременность Каллисто и Пейзажем с купцами Лоррена, последняя композиционным и колористическим решением цитирует работу Бриля (Илл 2 и 3). Сюжет о похищении Европы достаточно известен. Неудовлетворённый, Лоррен опять уезжает в Италию и обосновывается в Риме. Затем ему становится ближе живопись Никола Пуссена.
Во II веке она была умерщвлена. Этот сборник был впоследствии (в 1774 г. ) издан в гравюрах-факсимиле Р. Ирломом. В позднем периоде работы художника становятся всё более интимными по характеру и отличаются очень деликатной фактурой (часто это эпизоды «Энеиды» Вергилия). Там он живёт до самой смерти (1627 – 1682). В 1639 г. испанский король Филипп IV заказывает Лоррену семь работ (ныне — в музее Прадо) из которых — два пейзажа с отшельниками. Если выстроить картины Лоррена в ряд, мы увидели бы, что эта линия находится на одном и том же уровне (с незначительными колебаниями), являясь как бы сквозной осью полотен. При этом взгляд зрителя как бы отбрасывается назад, к горизонту.
Их любовь символизирует пара белых голубей, которыми управляет маленький амур. 16). Либо движимый желанием оставить у себя воспоминание о картинах, вышедших из его мастерской или, быть может, с целью иметь документы для обличения множества спекулянтов, воровавших его сюжеты и подделывавших его манеру живописи, Лоррен воспроизвёл большинство своих пейзажей в рисунках, начерченных пером и пройденных бистром и составил из таких эскизов сборник, под заглавием «Liber veritatis» («Книга истины», 200 рисунков находился у герцога Девонширского, в Англии).
8). Холст, масло, 5612 см. Вдохновителями и непосредственными предшественниками Клода в области пейзажной живописи были Аннибале Карраччи и представители болонской школы – нидерландец Пауль Брилль (учитель А. Тасси), немец Адам Эльсхеймер. Сюжетом картины послужила история из книги Бытия, которая повествует о том, как, возвращаясь на свою родину в Ханаан, Иаков испугался мести старшего брата Исава и разделил свои стада и людей со словами: Если Исав нападет на один стан и побьет его, то остальной стан может спастись (Бытие 32, 8).
Лёгкими и светлыми красками художник пишет небо и деревья, холмы и полуразрушенное здание. Луки (то есть художественной академии). Для Гете Лоррен был высшим идеалом в искусстве. Не удивительно, что мастерство живописцев классицизма начало падать и во второй половине XVII столетия во Франции не было уже ни одного значительного художника.
Лоррен, тем не менее, получает признание и живёт в достатке. Прекрасная картина Дрезденской галереи посвящена любви Галатеи и Ациса (1657). В зрелый период творчества мастера происходит ещё одна немаловажная вещь. Ровный свет заходящего солнца придает картине радостное настроение. Движимый желанием оставить у себя воспоминание о картинах, вышедших из его мастерской с целью иметь документы для обличения множества спекулянтов, воровавших его сюжеты и подделывавших его манеру живописи, Лоррен воспроизвел большинство своих пейзажей в рисунках, начерченных пером и пройденных бистром и составил из таких эскизов сборник, под заглавием: «Liber veritatis» – «Книга истины» (200 рисунков находится у герцога Девонширского, в Англии).
Все эти новшества вызывали неприятие публики и критики. Там он живёт до самой смерти (1627—1682 г. ). Лоррен никогда не работал в технике акварели или пастели. Интересен созданный на данном этапе творчества пандан – пара работ Осада Ла-Рошели и Наступление на Па-де-Сюз (Илл 4 и 5). 81.
Нимфы богини Дианы — их храм виден справа на картине — спешат ее утешить. С 1634 года он -- член Академии св. Эта картина написана на широко известный сюжет мифа о похищении Европы. rationalis -- разумный), которое признавало основой познания разум человека. Романтики увидели искренность чувства Клод Лоррена в видении природы, особую «музыкальность» цветовых сочетаний, тонкость передачи многообразных впечатлений от натуры.
Клод Лоррен ввел практику рисования пейзажа с натуры пером и акварелью. Движения души находят в природе всеобщий отклик и картина природы становится всеобщим выражением душевной жизни. На картине представлена Кампо Ваччино с видом на римский форум, среди разрушенных античных монументов которого возведены убогие городские строения. Образование художника должно было проходить в стенах академии. Композиции с принципом кулис (пышные деревья с прозрачными кронами, античные здания и руины, корабли с мачтами и снастями) и тщательно выписанным передним планом безупречно построены подчас картины варьируют схожие мотивы.
Особенно много их в общественных и частных коллекциях Англии, Лувре, палаццо Дориа в Риме, мюнхенской пинакотеке, Дрезденской галерее и Эрмитаже в Санкт-Петербурге в последнем находится 12 картин, в том числе «Четыре времени года», едва ли не самые замечательные из всех произведений художника. Живопись Лоррена оказала воздействие на развитие всего европейского пейзажа: рядом с ним сформировалась группа голландских пейзажистов итальянизирующего направления (Германн ван Сваневельт, Ян Бот и др. ), в 18-19 в. его влияние испытали Гейнсборо, Тернер, Сильвестр Щедрин и др. На основе этих представлений сформировался новый стиль в искусстве -- классицизм. Он использует один из своих любимых приемов: свет идущий из глубины пространства.
Часто называемый «забытым импрессионистом», англо-француз Альфред Сислей уступал только Моне в его преданности самопроизвольному пленэризму: он был единственным из импрессионистов, посвятившим себя исключительно пейзажной живописи. Говоря об излюбленных мастером элементах и мотивах изображения, характерных для этого периода, считаем необходимым снова обратиться к С. М. Даниэлю: В произведениях Лоррена почти всегда фигурируют руины древних храмов и дворцов, высокоствольные деревья с кудрявыми кронами, бесконечная даль моря с силуэтами парусов. Он -- первый, кто исследовал проблему солнечного освещения, утреннего и вечернего первый, кто серьёзно заинтересовался атмосферой, её светонасыщенностью.
Но величайшему английскому пейзажисту Джону Констеблу ближе оказался Клод Лоррен. Даниэль С. М. Его исключительной гениальностью была способность запечатлевать различные эффекты света в революционном стиле постимпрессионизма, граничащем с абстрактным экспрессионизмом, делая его одним из первых действительно «современных» художников, которого почитают Клод Моне, а также экспрессионисты XX века. Французский художник, рисовальщик и гравер, один из создателей классического пейзажа.
Сочетания вымышленных и реальных мотивов природы позволяют художнику, в соответствии с его замыслом и представлением о красоте и гармонии, воссоздать неповторимую эмоциональную атмосферу, не являющуюся универсальной, но идеально соответствующую конкретной библейской или мифологической сцене. Натурные зарисовки Лоррена (перо, бистр, тушь) отличаются свежестью восприятия различных состояний природы, они ещё более живописны и эмоциональны, чем его живописные работы, в них с исключительной яркостью сказалось присущее Лоррену эмоциональное и непосредственное чувство природы, они отличаются поразительной широтой и свободой живописной манеры, умением простыми средствами достичь сильных эффектов. Луки (т. е. Стр.
Перед нами царь и жрец Делоса Алий приветствуют Энея, его отца Анхиса и сына Аскания. Небо подернуто причудливыми облаками, это усиливает выразительность картины. Однако нельзя не заметить, что в ранних картинах Лоррена персонажи сюжетов всегда играют лишь роль стаффажа (сценки обычно располагаются на переднем плане и нередко их написание художник поручает своим ассистентам или ученикам). Аний указывает на оливковое дерево и пальму в центре картины, за которые цеплялась Лето (Латона), рожая близнецов Аполлона и Диану (Артемиду).