Следующие чугуевские пейзажи уже относятся к зрелому периоду творчества Репина 1876 – 1877 г. г., когда он с женой и детьми приехал погостить к родителям в их дом в Чугуеве на Никитинской улице (ныне Розы Люксембург). Описание картины И. Репина «Летний пейзаж»: а) композиция б) природа на картине в) образ главной героини. 3. С большой любовью Репин написал портрет дочери Веры с большим букетом цветов на фоне осеннего пейзажа. Пейзажи А. И. Репина всегда человечны.
Картина Ильи Репина Летний пейзаж: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Её подпитывали рассказы знакомых художников о Крамском, когда покинувшем провинциальный Острогожск и сумевшем получить образование в Санкт-Петербурге.
Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Работал весь день, не замечая времени. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Получив первые уроки живописи в своем родном Чугуеве и поработав какое-то время в иконописных артелях, Илья Репин поступает в 1864 году в Академию художеств, которую оканчивает в 1871 году с естественной для его дара золотой медалью (дипломная работа Воскрешение дочери Иаира — уже работа большого мастера).
Крамской внимательно следил за успехами молодого художника, беседовал с ним об искусстве, о жизни, советовал больше писать с натуры. Для оценки состояния усадьбы и систематизации экспонатов в Пенаты прибыли представители Академии художеств СССР— искусствовед Иосиф Анатольевич Бродский и художник Шая Ноевич Меламуд234. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Белый зонтик едва виден в складках длинной юбки. Подписка на альбом «Северное сияние» позволяла знакомиться с лучшими образцами русской живописи.
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Фигура женщины освещена лучами солнца. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.
На картине «Летний пейзаж» Илья Репин изобразил уголок подмосковной усадьбы Абрамцево. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. На листе внизу подпись:«1877 И. Репин».
Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей. Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали». Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.
Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую.
Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Согласно метрическим книгам, он умер в 1830-х годах, после чего все хозяйственные заботы легли на плечи его жены Натальи Титовны Репиной.
Илья Ефимович Репин скончался в 86 лет в Куоккале, финском дачном посёлке. Любимая усадьба «Пенаты» была разрушена во время войны. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Вскоре поступил и первый выгодный заказ от хозяина гостиницы «Славянский базар» Пороховщикова на создание картины для гостиничного ресторана.
Ей предрекали провал, но Репин мастерски сумел реализовать навязанное ему задание – заказ последовал от императора и вряд ли художник мог от него отказаться. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу.
В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.
Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва). На листе авторская надпись и подпись карандашом: «Чугуев И. Репин кистью: Мохначи 13 юня 77». Художник скончался 29 сентября 1930 года в возрасте 86 лет, успев написать прощальное письмо своим друзьям и близким.
Чувствуется прохладная глубина оврага, через который перекинут мост. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Её авторство вызывало сомнения (об этом подробнее писал В. Москвинов), но обнаруженные два подготовительных наброска с достаточно точным отображением расположения построек, включённых в композицию картины, подтверждают принадлежность кисти 32-летнего Ильи Ефимовича. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери.
В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Для выпускного экзамена он подготовил полотно «Воскрешение дочери Иаира». Репин стал очевидцем казни народовольцев. Её жизнь посвящена любимому мужу, его творчеству, его идеям и его личности. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. К счастью, не был утрачен архив.
Между тем попытки сделать его рупором поколения предпринимались в 1920-х годах весьма активно. Востребованная специальность позволила бы всегда заработать на кусок хлеба. Через два года школу закрыли в связи с упразднением военного поселения.
В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. 6). Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Этот жанр был особенно любим художником.
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова. Живые глаза, передающие неподдельное страдание, радость или уходящую по каплям жизнь. Сравнение его произведений с аналогичными по темам творениями крупнейших мастеров русского реализма (сравнение с гениальными отечественными академистами вряд ли уместно) показывает, что ключевые картины И. Е. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).
Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.
Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Она гуляет по парку, наслаждаясь нетронутой природой, гармонично сливаясь с ней. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Третьяков»109. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными.
В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.
1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. В 1878 году он вступает в общество передвижников.
Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. Репин встречал их по средам. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Д. Репиных» (бум., кар., был опубликован в журнале «Нива» 1914 г., местонахождение неизвестно ил.
Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Оно не однородного белого цвета, а скорее золотистое, благодаря солнечным лучам. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры.
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.
Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Художник последовательно шел от «передвижнических» этюдов 1950-х годов к первым обобщениям реальности в 1960–1970-е годы, а затем – к созданию «космологического» пейзажа 1980–1990-х годов. Среди его педагогов оказался и Крамской.
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. «Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Она была закончена только в 1891 году. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
Небольшое строение, в котором Репин с женой поселились в начале XX века, с годами преобразилось: владельцы усадьбы поставили второй этаж, оборудовали две мастерских— для зимних и летних работ233. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Благодаря им ее длинное белое платье кажется золотистым.
Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи.
Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Большая удача сопровождала художника при обращении к произведениям Гоголя— психологический аспект гоголевских творений передан Репиным выразительно и метко184. Однако судьба и история распорядились так, что это случилось уже после его кончины. Помимо занятий он часто бывал в артели бунтовщиков, работы которых казались ему очень свежими и прогрессивными. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали.
Мне минутами становилось страшно». Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Илья Ефимович Репин появился на свет 24 июля (5 августа по новому стилю) 1844 года в украинском городке Чугуево. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.
Последние годы жизни великий художник жил в Финляндии на границе со своей родиной. Через секунду сорвется со стула и бросится к отцу мальчик, на губах которого играет радостно-удивленная улыбка. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен.
Это грандиозное единое целое, передающее самые сокровенные мысли живописца. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
Благодаря академическому пенсиону состоялась поездка за границу, которая длилась три года. Все эти годы его не оставляла в покое мечта о поступлении в Академию художеств. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
Корней Чуковский вспоминал о порядках в доме Репиных: жена художника была вегетарианкой, выступала против ношения мехов и в любой мороз ходила в тоненьком пальто. Так ли это – судить зрителям. На акварели изображен типичный провинциальный пейзаж, на котором удачно гармонизируют природные мотивы (на первом плане, в левом нижнем углу изображена мирно отдыхающая корова), со строгой архитектурой – зданием Штабов военных поселений с подведомственными ему постройками, где наряду с другими службами и находилась Школа топографов. Увиденные во время этюдов на берегу Невы бурлаки вдохновили его на поездку на Волгу. После этой беседы Репин написал второе прошение, сдал квартиру, полученную от Академии и уехал к Толстому в Ясную Поляну163.
Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Америка—Франция—Россия. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.
Художник прописал все складки платья. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург).
В. Поленов. Узнал его и мальчик, весь потянулся к нему, а маленькая девочка смотрит испуганно исподлобья – она не помнит отца. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце.
В свою очередь «Две богомолки-странницы» является этюдом к «Крестному ходу», на нем видны элементы выше упомянутого этюда-пейзажа: тополя, часть Донца и другие, – центральную часть пейзажа перекрывают фигуры странниц. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств. И мы видим, что перед нами не лесная чаща, а заросший парк. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди.
С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались.
Мощное впечатление производит и его картина «Иван Грозный и сын его Иван». Много учился на написании портретов близких и друзей. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Он идет прямо к матери.
Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Мы не видим лица женщины, но чувствуется, что она молода и полна жизни. Сняв за пять с половиной рублей комнату в мансарде и перейдя на режим жёсткой экономии, он устроился в вечернюю рисовальную школу, где вскоре был признан лучшим учеником.
О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Эта картина, как и другие пейзажи, созданные Репиным, отражает главную мысль художника.
Слабеющей рукой царевич касается плеча Ивана Грозного, пытаясь этим жестом успокоить его и показать, что прощает. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Самая ранняя акварель Ильи Ефимовича Репина с изображением Чугуева, которую нам удалось обнаружить, – «Вид на школу военных топографов в Чугуеве» (1853 – 1857, б., акв., ГТГ г. Москва ил.
По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Репин считал сам эту картину красивой. Больше 12 лет потребовалось мастеру, чтобы в мельчайших подробностях изучить и отразить разухабистую и удалую жизнь тех, кто, невзирая ни на что, оставался свободным. Он наслаждался зрелищем отдыха великого человека, когда тело его, утомленное годами, а может быть и проделанной физической работой, нуждалось в отдыхе, а неустанный и бодрый дух настойчиво требовал пищи для своей непрекращающейся деятельности. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу.
За окном летний день. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше.
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Берег Волги. Толстой лежит в уютном месте, под деревьями в тени, на своем синем халате, укрывшись белым. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. В 1939 дачный посёлок оказался на территории СССР, с 1948 носит имя великого художника.
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Исследование строительной периодизации здания Штабов военных поселений позволяет уточнить датировку акварели Ильи Ефимовича «Вид на школу военных топографов в Чугуеве», которая определена в границах 1854 – 1857 годов. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. На полотне изображен заброшенный парк в летний день.
Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. В последние годы он обратился к библейским сюжетам.
Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Репин лично присутствовал на юбилейном торжественном заседании и даже получил разрешение на то, чтобы члены совета позировали ему в свободное от заседаний время и именно в той позе, которой требовала композиция картины. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
Работа над ним доставила Репину огромную радость. Репин был очень дружен с Мамонтовым. В своем творчестве он, как представляется, выстраивал «планетарную» концепцию мира, связанную с социальным опытом человека. Репин никуда не делся. Казалось, она спит. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871).
С 1980-х годов линии «абстрактного» и «реалистического» пейзажа будут развиваться параллельно. Характерна композиция «Кама весенняя» (1982), где художник обращается к сфероидной перспективе, когда-то открытой Сезанном. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Отказывающая правая рука, слабеющие пальцы, тоска по России, денежные затруднения. Как утверждает Москвинов «Этот этюдопубликован художником в «Ниве» в 1914 году. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет.
Его суждения достаточно ярки и искренни, чтобы не меняться со временем. А картины ему заказывали известные петербургские аристократы и даже император Александр III. За неё он был награждён золотой медалью и удостоен звания художника. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Облик Ивана Грозного настолько страшен, что зритель забывает о причине разыгравшейся трагедии — об убийстве. Репин вложил в портрете свое представление о некоторых духовных наставниках, в которых ничего духовного уже не осталось.
Эта история получила название «бунт 14». Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Своими работами на многочисленных выставках в Европе и Америке И. Е. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». О чем эта история. Что интересно, в «В крестном ходе» за фигурами странниц пейзажа не видно, – изображена толпа, в частности возвышающиеся урядники, природа изображена справа и носит уже другой характер (написана по впечатлению от местности Курского края): написаны пни на пригорке. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
Связь с родным городом, Слобожанщиной и Украиной Илья Репин пытался сохранять до конца жизни, а украинские мотивы занимали важное место в творчестве художника5. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. 9). Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше.
Картина была сделана в первые месяцы петербургской жизни и в лице молодого человека, прибывшего в столицу со ста рублями в кармане, читалась гамма чувств— «порыв, беспокойство и в то же время настороженность. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Краски, подаренные двоюродным братом Трофимом изменили всю его жизнь.
За этот период были найдены два пейзажа: «Деревня Мохначи близ Чугуева» (1877, б., акв., белила, граф. кар., акв., ГРМ, С. -Петербург ил. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. В таком наряде девушка могла бы гулять по главной улице большого города. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. В центре композиции изображен старый мостик, на котором не хватает одной доски.
Возвращается в Россию летом 1876 года. В парке летним днем на мостике через небольшой ручей стоит женщина в белом платье. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Уйдя из Академии, они организовали артель художников. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты».
Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Творчество Александра Ивановича Репина (1925–1997) всегда было граничит с природой Прикамья. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение. я работал завороженный.
Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Репин с нежностью и любовью изображает ее. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ).
Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. После Бурлаков это наиболее значительное произведение. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».
Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Все заняты. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней».
«Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Пестрые, звучные оттенки колорита подчеркивают впечатление озорного веселья, смелости, молодечества запорожцев. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.
Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. В перспективе времени можно сказать, что это пейзаж отразил вершину супружеского счастья. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды.
Последующая жизнь И. Е. В Школе топографов учился юный Репин в 1857 году. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.
В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Этюд получился превосходный. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему.
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. «Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке. Вся зелень объемна, каждая дощечка мостика осязаема. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Не доносчик ли.
Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. После возвращения в Россию он вдохновенно трудится над новыми образами. Репина привлекала тема революционно-настроенной России.
Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Художник передаёт хрупкость и изысканность фигуры в контрасте с природой и ветхостью постройки. Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.
Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ. Она полностью гармонирует с изображенной природой, совершенно сливаясь с ней. Интерьером для картины стала одна из комнат дачного домика в селе Мартышкино близ Петербурга, где семья Репина жила летом 1883 года.
А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Продолжая обличительные традиции Федотова, Перова, Репин изображает хозяев жизни высокомерными, чванливыми, хитрыми, циничными, далекими от чудотворной иконы. Домашнего образования для талантливого и умного мальчика было явно недостаточно.
Она пришла сюда, чтобы подумать о жизни и почувствовать свое единение с природой. Что интересно, линейный эскиз выполнен на холсте, он назван этюдом к вышеупомянутой картине, но по каким-то причинам не был осуществлен в цвете (х., м., 1870-е гг., НИ музей РАХ, С. -Петербург). Первые уроки мастерства юный Репин получил от талантливого чугуевского художника — Л. И. Персанова, которого он считал своим первым учителем.
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Но она здесь в тишине и таинственной чаще Абрамцева.
Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. В нем пробуждается талант публициста. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».
В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Репин дважды подавал прошения об отставке. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. В 16 лет он устроился на работу в иконописную артель, выполнявшую заказы в разных городах. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».
Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Каждый такой пейзаж – своего рода философская концепция бытия. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской.
Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Илья Ефимович создавал исторические полотна, жанровые картины, портреты237, пейзажи оставил немало иллюстраций к произведениям русской классической литературы в его творческом наследии сохранились графические и скульптурные работы31.
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Возможно, этим чем-то непостижимым является индивидуальность каждого члена ватаги бытовой картины Бурлаки на Волге (1870—1873) или особая напряженность общей сцены полотна Не ждали (1884—1888) или несравненное жизнелюбие персонажей Запорожцев (1880—1891) или повышенная психологичность его портретов. Каждый персонаж переживает что-то своё. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.
На втором рисунке с таким же названием запечатлен тот же двор, но только более детально. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Но она приостановилась здесь, в заросшем парке, на ветхом мостике. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.
Мощный разлив реки, занимающий все пространство пейзажа, «выплескивается» прямо на зрителя, поглощая по пути берега, островки и деревья. Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски. Удача следует за удачей. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман.
Рассказы острогожцев послужили стимулом для резких жизненных перемен: осенью, собрав все заработанные за летние месяцы деньги, Илья Ефимович отправился в Петербург12. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Роман развивался стремительно: они познакомились в начале 1900 года и той же осенью Репин перебрался к Нордман в имение под Петербургом в поселке Куоккала.
Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.
Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера. Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина».
В середине XX века советские искусствоведы считали эту работу утраченной: так, Илья Зильберштейн писал, что следы картины затерялись в Киеве в начале 1920-х годов128. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Лиричность картины никого не оставляет равнодушным. Общение с прежними друзьями было только заочным. Публике картина понравилась.
Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения.
Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Спустя три года Гаршин, чей портрет кисти Репина хранится в Нью-Йорке, покончил собой. До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами).
После его отъезда Илья оказался в иконописной мастерской И. М. Бунакова. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. В эту минуту в комнату вошел Христос. На рисунке надпись: «Чугуев. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».
И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Убийство свершилось.
Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Веселый, удалой танец, счастливые лица людей Эта работа была написана Репиным под влиянием французских импрессионистов, которые старались показать секундное мгновение того, что происходит здесь и сейчас.
Фигура женщины в модном платье конца 70-х годов 19 века стоит на этом шатающемся сооружении, как будто она только приостановилась и собирается идти дальше. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
И вот уже перед нами не царь, а отец. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий».
Этот же год был знаменателен ещё двумя событиями — открытием первой передвижной и ежегодной ученической выставок. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Вот таким образом он вынужден был завести большой огород и доить козу.
Я отворачивался от этой картины, прятал ее. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма. Вегетарианцем стал и сам Репин. Каждый из портретируемых изображен ярко-индивидуально, с теми неповторимыми чертами, которые особенно полно раскрывали существо и характер человека. Левее на скамье сидит, по словам Репина, местный кабатчик или фабричный и смотрит в упор на арестанта.
По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Её появление на выставке 1871 года произвело настоящий фурор. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.
Силу человеческого духа увидели в картине современники. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Репина, который всегда был настоящим человеком и настоящим художником. С 11 лет он начал посещать занятия в школе топографов.
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Первый сеанс прошёл успешно, однако на следующий день посыльный принёс записку о том, что начатый вариант был забракован Полиной Виардо82. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.
Комната небогатой интеллигентной семьи. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. На рисунке «Дом Репиных в Чугуеве» эскизно скупыми линиями художник показал экстерьер двора дома родителей. Свой приезд в Чугуев Репин изобразил в картине «Возвращение в отчий дом» в 1878 году.
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. На первом пейзаже изображены слева уходящая в гору улица, справа – на первом плане перед забором играющие дети, а за забором – хата во дворе, а дальше – вид на речку.
Позднее полотно было отреставрировано специалистами. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной. Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва).
Живописное полотно, на котором были изображены многие известные композиторы, было удостоено многих комплиментарных отзывов. Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Одной из привилегий была и возможность шестилетней поездки за границу.
художественный музей им. Не пугают и заросли на заднем плане. Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок. Грандиозный успех «Бурлаков» на выставке в Академии, создание потрясающего портрета Стасова, работа над картиной о «Садко».
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Горе отца затмевает страдания умирающего сына. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ).
Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Рядом, схватившись за живот руками, хохочет могучий седоусый запорожец в красном жупане – совсем Тарас Бульба. М. Бунакову. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». На смену безудержному, слепому гневу, в припадке которого царевичу был нанесен смертельный удар жезлом, пришло сознание непоправимости содеянного, безумный, почти животный страх и раскаяние. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал.
В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Л. Н. Толстого».
Художника всегда привлекали философские идеи «космизма». На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции).
Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Модная шляпка прикрывает красивую прическу героини. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.
Именно стилистическая близость Репина к одному из родоначальников импрессионизма позволила устроителям выставки «Импрессионизм. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична.
После окончания «Грозного», художник создаёт очередной шедевр — «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Кроме построек и бочки, на первом плане изображен пес, смотрящий на зрителя. От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Автор противопоставляет образ героини образу окружающей ее природы.
В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Полностью погрузиться в новую работу ему не давали академические обязательства, связанные с конкурсом на малую золотую медаль, однако, по признанию художника, ни во время игр с товарищами в городки, ни во время общения со знакомыми барышнями он не мог освободиться от зреющего замысла26.
Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Репинскому художественному языку была свойственна пластичность, он воспринимал различные стилистические направления от испанцев и голландцев XVII века до Александра Иванова и современных французских импрессионистов. кар., ГТГ, г. Москва ил.
Что может быть лучше теплого летнего дня. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Музыка переносила его в мастерскую, к картине. На автопортрете 1920 года он предстаёт измученным больным стариком.
Невозможно отделить одно от другого. Всю войну он хранился в запасниках ленинградской Академии художеств. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин.
Жена Репина, Нордман, заболев туберкулезом, уехала из своего имения в одну из зарубежных больниц. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. На втором пейзаже, соответственно названию, по обе стороны деревенской улицы изображены хатки, а в конце, за лесом виднеется колокольня церкви.
8). О картине появилось много статей в периодической печати. Художник подчеркивает тонкий стан красивым платьем бледно – розового цвета.
Вдали – дорога на Кочеток, лес, белеющая кочетковская церковь».
Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Репин открывал иностранцам неповторимое искусство русского реализма.
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши. Известно, что художник изобразил здесь свою жену.
Стасов присылает ему все, что он просит. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Он вернулся оттуда с огромным количеством этюдов и набросков, которые легли в основу одной из лучших его картин «Бурлаки на Волге». И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Она ушла из жизни в 1931 году55. Почти полвека он отдал искусству, оставив нам в наследство неповторимые пейзажи Урала.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». 7) и «Деревня Мохначи» или «Уличка в Мохначах» (1877, бум., граф. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Женщина стоит к нам спиной, но можно понять, что она молода и жизнерадостна. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии.
По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Имя Репина стало широко известным. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Складки платья не мешают разглядеть изящество и грациозность молодой особы. Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.
Из-под его кисти одна за другой выходят замечательные работы: портрет Куинджи и вызвавший бурю откликов «Протодиакон». Акварельный этюд к двум богомолкам-странницам» (1877 г., бум., кар., акв., музей «Атенеум», Хельсинки ил. Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков. В 1877 г. Репин пишет этюд «Окрестности Чугуева» или, как его называет Москвинов, «Пейзаж (вид из Чугуева в сторону Кочетка).
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Весной он был зачислен на первый курс. Жил в Италии и Франции (1873–1876). После присуждения первой премии он продолжал работу над ней еще 2 года. Убранство девушки написано в светлых тонах.
Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. На моих друзей она производила то же впечатление.
Мне минутами становилось страшно. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Прослышав, что отвары из свежего сена полезны для здоровья, Нордман ввела эти напитки в повседневный рацион191. Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения».
После революции из-за национализации частных вкладов в Госбанке Репин лишился всех средств. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Акварель написана с натуры, с откоса горы в Чугуеве, возле юнкерского училища (бывший Топографический корпус), по направлению к долине Донца.
В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Творение Репина необыкновенно рельефно. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. И уже не больной, угасший человек встает перед глазами, а человек большой души и доброго сердца, глубокий, думающий, натура широкая, богатырская. Многие захотели бы оказаться на ее месте.
В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Татьяна Степановна, будучи женщиной грамотной и деятельной, не только занималась образованием детей, читая им вслух произведения Пушкина, Лермонтова, Жуковского, но и организовала небольшую школу, которую посещали и крестьянские ребята и взрослые. Мемориальный музей, открытый ещё в 1940, был восстановлен в 1962. Старые деревья с густой кроной хранят таинственную прохладу. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».