Струговщиков позирует вобитом красной кожей кресле (вэтом же кресле мы видим Брюллова назнаменитом «Автопортрете» 1848года). Повоспоминаниям современников, «Кипренский был красив собою, спрекрасными выразительными глазами иволнистыми отприроды кудрями». Свое отношение кпортрету он выразил встихотворном послании Кипренскому «Любимец моды легкокрылой»– «Себя каквзеркале я вижу, / Ноэто зеркало мне льстит». Собственная живописная манера И. К.
Вся картина пронизана воздухом, солнцем и светом – вот таким образом она такая притягательная и на нее так приятно смотреть. Природа вего картинах становилась более таинственной ивеличественной, чем вреальности. Венецианова – А. Тыранов.
Позировали Венецианову его крепостные крестьяне– жители села Сафонково Тверской губернии. Некоторые изего учеников достойно продолжили его линию вискусстве. Если сказать только два слова – «море» и «живопись», то первым, кто придет на ум, будет Иван Айвазовский. В этом знакомом каждому с детства обыденном виде России того времени получили воплощение чувство красоты, душевные переживания художника Ведь недаром, глядя на этот пейзаж, вспоминаешь слова Чехова из повести «Дом с мезонином»: «На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого, как будто я уже видел эту самую панораму когда-то в детстве».
Шишкина называют «царь леса», потому, что больше всего у него лесных пейзажей. «С Саврасова, – скажет в последствии его ученик И. Левитан, – появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле». Во второй половине 19 века на городских видах Москвы и Санкт-Петербурга появляются не только изображения центральных частей города с аристократическими дворцами, а городских окраин с домами простых людей, а определяющая роль от архитектурных форм переходит к жанровым элементам. Одними из них являются «Портрет вице-адмирала М. П. Лазарева», «Портрет А. И. Казначеева» и другие. У самого края картины начинается дорога и, петляя, бежит среди полей.
Влекут к себе поленовские полотна интимной любовью к русской природе. Академической программой Репина была картина на евангельский сюжет "Воскрешение дочери Иаира" (1872), удостоенная большой золотой медали, вместе с которой художник получал право пенсионерской поездки за границу. Он будто допытывается у зрителя ответа на вопрос, возникший вдруг в процессе чтения. Противопоставив академическому течению свою школу работы с натуры, отвергнув принятую «манеру», Венецианов сумел создать произведения, от которых «веет теплотой и настроением». Александр Николаевич Струговщиков (1808–1878) был другом Брюллова, переводчиком снемецкого языка издателем «Художественной газеты». Основоположником данного жанра в русской живописи был Иван Константинович Айвазовский.
Куинджи родился в Мариуполе в бедной греческой семье.
31). Удивительный световой эффект помогает художнику передать поэтическое очарование украинской ночи: тихое, торжественное движение луны в высоком небе над простором полей извивающейся лентой реки и маленькой темной деревушкой на берегу. В творчестве художников-передвижников расцвета достиг и жанр пейзажа. Недаром Крамской писал, что до Шишкина в России были пейзажи выдуманные, каких нигде и никогда не существовало.
Художнику удалось передать характер портретируемого– энергичный итвердый. Одно из первых мест среди пейзажистов по праву принадлежит В. Поленову. Саврасов даже в самом названии старался передать неуловимую радость от ожидания весны. Высветленный фон вокруг головы напоминает своеобразный нимб– знак избранности. Увидев любую из этих работ, невозможно её забыть, как и самих авторов.
Куинджи А. Берёзовая роща. Фигура окружена таинственным романтическим сумраком, вкотором можно разглядеть листву оливы нафоне черносинего неба. Исследователи русского искусства отмечают «стремление удивить зрителя необыкновенным эффектом, что есть нечто чуждое самому духу и характеру русского реализма», с другой стороны «нельзя отказать Куинджи в смелости новатора, в своеобразной выразительности его колористических находок и декоративных решений». Ученику А. Г. В творчестве Саврасова большое место занимала природа Поволжья, с его широкими далями, могучей рекой, со всей ее скромной русской красотой.
Еще во Франции молодой художник увлекался писанием этюдов на открытом воздухе, экспериментируя со сложными живописными задачами. Горячая любовь их к родной стране выразилась в стремлении передать красоту и выразительность русской природы. Русские просторы и покой на знаменитых картинах На пашне. Насвои собственные средства усебя вимении Венецианов учредил школу дляхудожников, которых набирал восновном изкрепостного сословия. И в Московском дворике, элегических по настроению картинах Бабушкин сад, Заросший пруд, Ранний снег, Золотая осень-во всех своих пейзажах Поленов средствами живописи утверждает важную и по существу, очень простую истину: поэзия и красота – вокруг нас в привычном течении повседневности, в окружающей нас природе.
Особенно интересна живопись серии «Малые гавани в Сорренто», где голые береговые утесы испещрены зеленовато-голубыми и зеленовато-охристыми отблесками моря. Еще более глубока и значительна по своему содержанию картина «Над вечным покоем», вдохновенно передающая щемящее чувство одиночества и печали, которое возникает при свисте осеннего ветра, при взгляде на бесконечно набегающие свинцовые облака. Его взгляд на действительность был сродни демократической поэзии. Мысль о картине возникла под впечатлением увиденной однажды во время прогулки по Неве сцены – мимо беззаботно гуляющей около нарядных дач праздной публики бурлаки тянули вверх по реке баржу. В последние годы жизни художник создал такие радостные по настроению и краскам полотна, как «Свежий ветер», «Золотая осень».
За начало первого периода развития русской реалистической пейзажной живописи условно принимают появление в 1851 году на ученической выставке в Московском Училище Живописи и Ваяния волжских пейзажей Солова, картин «Вид на Кремль в ненастную погоду», «Зимний пейзаж» Саврасова и пейзажей Аммона -- трех пейзажистов, окончивших в том году Училище (Рис. Комнаты «оживляют» двое молодых людей, дрессирующих собаку. Айвазовского складывается уже к 40-м годам XIX века.
Приемом обобщения плоскостей Куинджи добивался полного впечатления лунного света. – 23 июня 1852 г. ) Его картины называли ярким явлением в живописи 19 века. Даикнигу воспоминаний онназвал соответствующе— «Встране холода исмерти». Михаил Нестеров – выдающийся русский художник. Он не только достиг проникновенного истолкования родной природы, не только придал пейзажной живописи большое общественное звучание, но и явился основоположником новых путей развития этого жанра. Первоначальные навыки живописного ремесла он получил у местных украинских иконописцев. В русском обществе появляются два противоположных направления: западники и славянофилы.
Пейзажи онувековечивал нахолстах, асовременников-живописцев— накарте. Накартине «Вечер вКрыму. Здест и крестьянство и барство и дети и работа и Храм – все приметы русской жизни. Интересны картины раннего Воробьева в духе романтизма, поражающие «однообразной красивостью» образов «пехотных ратей и коней». Вот какое впечатление производили картины Айвазовского на современников: «На картине этой («Неаполитанская ночь») вижу луну с ее золотом и серебром, стоящую над морем и в нем отражающуюся.
ВИталии, куда Иванов был отправлен впенсионерскую поездку после окончания Академии художеств, он около двадцати лет работал надграндиозным полотном «Явление Христа народу» илишь незадолго досмерти возвратился народину. Во второй половине 19-го века появляется ряд весьма интересных русских пейзажистов.
Звучные лилово-розовые тона надальнем плане бледнеют втени скал. Творчество Ивана Ивановича Шишкина знаменует собой важнейший этап в развитии этого жанра. Поленов родился в 1844 году в культурной дворянской семье.
В изображении природы художник достиг глубокой содержательности.
Река, еще покрыта льдом, но уже представляет собой опасность. Со временем восклицательный знак потерялся и картина стала называться просто «Грачи прилетели». Это идиллия, увиденная художником изокон «романтической» дворянской усадьбы. Наиболее известным пейзажем Саврасова является его картина «Грачи прилетели», появившаяся впервые на первой выставке Товарищества передвижников в 1871 году (Рис.
«Свободная стихия» с ее «гордою красой» покоряет художника и зрителя так же, как некогда поэта. Павел Андреевич Федотов (1815–1852) был гвардейским офицером Финляндского полка, новвозрасте 29лет в1844году он оставил военную службу иполностью посвятил себя искусству. Картины Архипа Куинджи идеально вписываются в атмосферу того времени. «Снежные вершины», «Восход солнца», «Лес» – всё это яркие примеры высокого мастерства Архипа Ивановича, благодаря которому можно видеть красоту и гармонию окружающего мира. Но он и философ. Но при всей своей документальности, его картины обладают большой художественной ценностью.
Недаром этот пейзаж был назван историческим. Искусству А. Иванова свойственна удивительная полнота и емкость многогранного и глубокого содержания. Ранние работы Щедрина – виды Петербурга – восходят к классической традиции городского пейзажа Ф. Алексеева, но смягчены лирическим восприятием облика «Северной Пальмиры». Люди начинают «уходить всебя», предаваться уединенным мечтаниям. «Когда Шишкина не будет, – писал Крамской, – только тогда поймут, что преемник ему не скоро сыщется».
А. Г. Брюллов виртуозно владел классической техникой акварели, мастерски передавая налисте бумаги светоносную воздушную среду жаркого итальянского дня, сверкающие белизной рубашки героев, раскаленную отсолнца каменную стену дома. Этот автопортрет был написан перед отъездом художника вИталию. Впоследствии он был обвинен всмерти одного изигроков, скоторым случился удар после крупного проигрыша, провел семь лет втюрьме ибыл выслан вСибирь «по подозрению».
Ангела уравновешена зданиями илодками налевом берегу Тибра. Именно в разнообразии тем зарождалась будущая многогранность содержания, свойственная пейзажной живописи периода расцвета. В этом особенность репинской типизации. Критики отмечают «наивность построения композиции» в сочетании с «тщательностью характеристики всех персонажей, подобной описанию внешности человека устами провинциала».
Творчество Поленова крупное и значительное явление в русской живописи второй половины 19 века. Он прежде всего лирик, его пейзаж глубоко лиричен, даже элегичен. В 1871 году весною кончает университет, а осенью, вместе с Репиным, – Академию Художеств, получает Большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» и право на заграничную поездку. Весна и На жатве.
Человеком-школой, верстовым столбом в развитии русского пейзажа называл его И. Крамской, с восторгом и уважением отзывались о нем В. Стасов, И. Репин и другие. Еще один мастер венециановского круга Е. Крендовский много работал на Украине. Роль композиции в картине Левитана также почти незаметна.
Перед нами знаменитый мастер, снискавший восторженные отзывы современников иодновременно уставший иразочарованный человек. Иногда он бывает ликующим, как в «Марте», но чаще грустным, почти меланхолическим. Искусство твое высоко и могущественно, так как тебя вдохновляет гений» (Рис.
Много полотен художника посвящено изображению могучего девственного леса («Утро в сосновом лесу», «Сосновый бор», «В лесу Мордвиновой», «Сосны, освещенные солнцем», «Корабельная роща»). 25). «Весной русского пейзажа» называли ее современники. Мало кто верил, что обыкновенными красками можно достичь таких волшебных эффектов освещения.
Замок св. Длякрепостного художника унего была счастливая судьба: его хозяин, граф Морков, оплатил его обучение вАкадемии художеств, поощрял его творчество, ав1823году дал вольную. Лунная ночь на Днепре. Величавое, плавное течение реки «подводит» взгляд зрителя кдревнему арочному мосту исилуэту собора Св. Изменяясь, мир как бы вбирает в себя надежды, замыслы и дерзания человека.
Васильеву удалось передать торжественную тишину горных вершин. Так, достойны внимания поэтичные интерьеры Капитона Алексеевича Зеленцова (1790–1845), пейзажи Григория Васильевича Сороки (1823–1864) иЕвграфа Федоровича Крендовского (1810– после 1853). Всё дело в цвете. Портрет писался вПетербурге, вмастерской Брюллова наДворцовой площади.
Иванов (1748--1828). Напротяжении 12лет художник отправлялся вдлительные поездки, как онсам говорил, «опять кЛедовитому океану, кбольшим сильным людям». Вот таким образом там, где нужна была выдумка, творчество Поленова не пленяет так, как в пейзажах. Этот художник занимал особое место в искусстве. Одно из первых мест среди них по праву принадлежит В. Поленову.
Большую часть своей пенсионерской поездки Репин провел во Франции. Продолжателем традиций в русском пейзаже конца XIX века был Исаак Ильич Левитан, «огромный, самобытный, оригинальный талант», лучший русский пейзажист, как его называл Чехов. Здесь истоки живописи картины "Московский дворик", которой Поленов дебютировал в 1878 г. на 6-й передвижной выставке.
Уши скрыты подшапкой длинных волос, набледном лице играет лукавая улыбка. Очаровательная Амацилия выбежала встречать сестру налоджию. Новоснове этой идиллии– умная ичестная мысль художника окрасоте ивозвышенном значении повседневных крестьянских забот, обособой прелести русской природы.
Творчество Ивана Ивановича Шишкина знаменует собой важнейший этап в развитии этого жанра. Ф. М. 24). Обобщенный образ России предстает в картине «Озеро» — предсмертном произведении великого художника. Между тем, в этом пейзаже нет поражающих воображение величественных панорам, ярких красок. Впечатление, произведенное на зрителей Лунной ночью, было ошеломляющим.
Щедрин стремился находить простые и естественные живописные мотивы. Особенное впечатление на него производят работы французского художника Теодора Руссо. Лебедев, как отмечают критики, сумел ощутить внутреннюю напряженность жизни природы. Подняв голову от книги и вперив взгляд перед собой, писатель за стыл, словно пораженный какой-то мыслью. Реалистическое направление русского пейзажа.
Расцвет творчества Левитана падает на рубеж 80-90-х годов. Впечатление, произведенное на зрителей «Лунной ночью», было ошеломляющим (Рис. Через десять лет художник во второй раз посетил Москву и создал новую серию пейзажей. Его произведения, такие как «Баталии», «Шторм и кораблекрушение», «Крым и окрестности» – это портал, сквозь который можно попасть в место, которое изображено на полотне и стать его неотъемлемой частью. Провинциальный романтический пейзаж, так же, как и другие виды живописного жанра, развивается в XIX столетии независимо от того, что происходит в «верхах» искусства.
Свет в "Московском дворике" не прямой и резкий, это неяркий солнечный свет летнего погожего утра, вот таким образом контрасты здесь ослаблены и смягчены тонкими голубовато-серыми рефлексами в тенях, придающими ощущение воздушности всему пейзажу. Это время смены социальных норм и требований, колоссального прогресса в архитектуре, строительстве и промышленности. Перед нами как бы сельская усадьба внутри города. Эта картина создавалась какпарная к«Итальянскому утру» (1823, Кунстхалле, Киль) ибыла отправлена вРоссию вкачестве отчетной вовремя пребывания художника вИталии. На его картинах вода, словно человек, наполнена мыслями, эмоциями и переживаниями.
Одни из лучших его картин – это «Пристань с египетскими сфинксами на Неве ночью» и «Осенняя ночь в Петербурге». Главным произведением А. Иванова была большая картина «Явление Христа народу» и этюды к ней, в которых он очень тщательно изображал ветки, ручьи, камни у дороги (Рис. «В багрец и золото одетые леса» в пейзажах Поленова раскинулись по берегам реки и красочным своим богатством поют хвалу Создателю. Центральное произведение евангельского цикла Поленова – "Христос и грешница" (1886-1887).
Втворчестве Алексея Гавриловича Венецианова (1780–1847) впервые появляется мир крепостного крестьянства. Картина «Волга под Симбирском» написана художником втовремя, когда оноставил Товарищество передвижников иотправился путешествовать постране. Таким образом, в сферу художественных возможностей пейзажной живописи вошла еще одна область бытия людей.
Во «Владимирке», написанной не только под впечатлениями от натуры, но и под влиянием народных песен и исторических сведений об этом тракте, по которому вели каторжников, Левитан средствами пейзажной живописи выразил свои гражданские чувства. Работы Чернецова точно отражают вкусы императора– имея склонность квоенному делу, НиколайI требовал отхудожников «протокольной» фиксации натуры визображении парадов, мундиров, вооружения ит. д. Другая большая картина Васильева «Мокрый луг» говорит о мужественной позиции художника, о потребности утверждения позитивного идеала в искусстве. Сокольники» было замечено критикой и куплено Третьяковым. Написанный с натуры, пейзаж выражает миропонимание художника через реально существующий пейзажный мотив, хотя и с некоторой идеализацией использованием тем романтической направленности. 33).
Клодт по своему утверждает в пейзаже красоту и мощь родной природы (Рис. Ге сказал о Васильеве, что «он открыл живое небо». Этот пейзаж наполнен грустью и лирикой. Свои полотна, хотя на них и был спрос, Филонов никогда не продавал. На картине «Вид на Москву с Воробьевых гор» древняя столица больше напоминает призрачный мираж. На картине изображено раннее утро, наступившее после бури.
И вот эта радость, которая только ожидается, которой еще нет на картине, была выражена именно этим восклицательным знаком. Краски влице перекликаются срасцветкой халата. Сдержанно-тоскливый пейзаж как бы олицетворяет вековое народное горе.
Вслед за изучением образа человека и его жизни глазам художников начала открываться и своеобразная прелесть русской природы.
Репинский "Протодьякон" (1877) – это, по характеристике А. А. Сияние полной луны превращает реальный уголок Петербурга вчудесное видение.
Главным представителем романтического направления врусском портретном искусстве стал Орест Адамович Кипренский (1782–1836). Современники видели в нем крупнейшего мастера реалистической пейзажной живописи. Но подкрадывается болезнь – туберкулез. Сразу после этого уже популярный среди москвичей Тропинин получил звание «назначенного вакадемики».
Последняя, прерванная смертью художника работа «Озеро», однако, полна солнца, света, воздуха, ветра. Национальный русский пейзаж утверждался в жанровых работах А. Г. Подругой версии, портрет был заказан самим Соболевским, который хотел видеть поэта не«приглаженного» и«припомаженного», а«растрепанного, сзаветным мистическим перстнем набольшом пальце одной руки». Так, в картине «Вечер. Наиболее яркими примерами этого являются знаменитые «Владимирка» и «Над вечным покоем».
Щедрин был первым, кто начал писать пейзаж напленэре (открытом воздухе), освободив его оттрадиционной академической условности красок. Бенуа, – путеводной звездой для целого поколения пейзажистов. Картина «Весенняя полярная ночь» была приобретена Павлом Третьяковым для галереи прямо свыставки, авместе сней— еще около 60картин иэтюдов Александра Борисова, вдохновленного путешествиями поНовой Земле. 20). Он «избегал изображать сильные страсти», отдавая предпочтение тихому пейзажу и человеку, «живущему внутренней жизнью».
Есть нечто чарующее в этом полотне, говорящем о космичности природы. А здесь мы видим равнинный пейзаж с засеянным ржаным полем. Подготовительные пейзажные этюды Иванова к«Явлению Христа народу» стали настоящими шедеврами.
«Как она мила была. Художник строит себе дом на берегу Оки и в этом доме-мастерской проводит последние 35 лет своей жизни. Сейчас картина находится всобрании Иркутского областного художественного музеяим.
Это его и погубило. Человекомшколой, верстовым столбом в развитии русского пейзажа называл его И. Крамской. В 1880 году он устраивает в Петербурге необычную выставку, где была показана всего одна его картина – «Ночь на Днепре».
Алексеев (1753--1824) слыл русским Каналетто изображал памятники архитектуры Москвы, Петербурга, Гатчины и Павловска (Рис. Это прозаический перевод стихотворения выдающегося английского пейзажиста Тернера.
23).
Вавтопортрете Тропинин изображает себя какхудожника-труженика, который сумел «выйти влюди» спомощью ремесла, трудолюбия италанта. Последние пейзажи «Золотая осень», «Ранний снег», «Весенний разлив» дают представление о Поленове – поэте природы, услышавшем тайные голоса пробуждения жизни и ее осеннего увядания. Картина имела шумный успех вЕвропе ивРоссии Брюллова встречали кактриумфатора: «Принес ты мирные трофеи / Ссобой вотеческую сень. – / Ибыл последний день Помпеи / Длярусской кисти первый день» (Е. Баратынский). Но важно то, что общее, типическое увидено, открыто художником в индивидуально-своеобразном облике конкретного человека иначе говоря, общее оказывается слитым с конкретно-индивидуальным. Весна» ивходила всвоеобразный цикл овременах года. Его картина «Оттепель» по настроению перекликается с работами жанристов, в ней умело передана атмосфера той суровой зимы, которой противопоставлял своих оптимистичных и веселых «Грачей» Саврасов (Рис.
В середине 19 века в живописи на смену классицизму пришел романтизм. Ноя невидел ее восемнадцать часов– ах.
Есть романтический городской пейзаж и среди работ известного мариниста И. Айвазовского. Широкая панорама Кремля заего спиной– олицетворение дум художника ородном городе. Цветовое решение портрета строится наизлюбленном Кипренским контрастном сочетании черного, белого, красного ияркозолотистого. Пройдет несколько минут и облака передвинутся ближе к переднему краю и пойдет дождь.
Напортрете изображен Арсений Тропинин (1809–1885)– единственный сын художника. Современников впейзажах Воробьева восхищали «прозрачность красок», насыщенность их светом итеплотой, «свежесть ипостепенность втенях». Это было большим завоеванием русского пейзажа. Накартине представлена аллегория Весны. И его философские раздумья тоже полны грусти о бренности всего земного, о малости человека во Вселенной, о краткости земного существования, которое является мигом перед лицом вечности («Над вечным покоем»).
По видимому, Крамской был во многом прав. Уже его первое, по сути, ученическое произведение «Осенний день. Его первая картина из цикла о жизни Сергия Радонежского «Видение отроку Варфоломею», в которой станковая живопись включает в себя элементы иконописи, вызвала у критиков массу вопросов. Золотое сияние вокруг головысхимника породило споры не только среди зрителей, увидевших картину на очередной выставке передвижников, но и среди коллег-художников, некоторые из которых назвали картину «вредной». Образы этих мест были запечатлены художником в других работах: «Радуга», «Волга», «Могила на Волге», «Проселок». Впреддверии начинающейся грозы прекрасная всадница спешит вернуться спрогулки. х годов XIXвека среди художников стал популярен жанр интерьера, вкотором отразился интерес заказчиков издворянского общества к«поэзии домашней жизни».
Жанровая сценка наполнена духом сладостной чувственности. Но если у И. Н.
Так же, как и другие пейзажисты его поколения, Клодт привязан к точному рисунку. Укрывшиеся наверанде отпалящего солнца люди предаются блаженному отдыху. Какое положенье икакая мука Ноя был счастлив 5 минут» (издневника Пушкина 1815года). Слева, втолпе, художник изобразил самого себя сящиком красок наголове. Впоследствии некоторые художники и критики в полемическом задоре напрочь отвергали значение Шишкина, объявляли его «натуралистом», «фотографом», безнадежно устаревшим «копиистом природы». В том же году, когда саврасов выставил на обсуждение зрителям свое полотно, молодым русским художником Васильевым была написана картина «Оттепель».
Московский дворик Бабушкин сад. Образ, созданный художником, близок романтическим описаниям Гоголя. Вэтой картине мы видим крестьянского мальчика Захарку, героя нескольких полотен Венецианова иего мать Анну Степанову.
Действительно, величавость природы в картинах Шишкина подобна силе русского человека, трудом своим взрастившего ниву («Рожь») или воспевшего в песнях образ могучего дуба («Среди долины ровныя», «Дубовая роща», «Дождь в дубовом лесу»). Крупнейшим и наиболее типичным пейзажистом-передвижником был И. И. Шишкин (1832–1898) — подлинный певец русской природы, русского леса. Последняя картина тяжело больного художника «Анкор, еще анкор. », отчаянно тихая исумрачная, напоминает мутные сновидения горячки. Творчество Левитана оказало огромное влияние как на современных ему русских, так и европейских художников. Пейзажи 50-х годов во многом отличаются оттого, что дало искусство 60-х годов. Его картины «Украинская ночь», «После дождя», «Березовая роща», «Лунная ночь на Днепре» и другие стали в свое время сенсациями, разделившими современников на восторженных почитателей художника и его противников.
Эти мечты осуществились. Свою задачу он видит в правдивом изображении характерных типических черт натуры. Родоначальником российского городского пейзажа считают художника Федор Яковлевича Алексеева. П. Свиньин писал обэтой картине, что она «обнаруживает чистую, невинную душу красавицы итот взгляд любопытства, который брошен ею накого-то, вошедшего вту минуту: обнаженные залокоть руки ее остановились вместе свзором, вылетел вздох издевственной груди, покрытой кисейным платочком». Все вэтом пространстве напоминает ослужении искусству ихудожественных интересах: копии сантичных статуй, манекен крестьянской девушки вкокошнике уокна, словно оживший отярких солнечных лучей, картины настенах, выполненная в«античном» стиле облицовка печи.
«Богатыри», «Витязь на распутье», «Царь Иван Васильевич Грозный» – все эти работы, словно места концентрации образной энергии, вызывают сильный внутренний импульс. Но настоящим самостоятельным произведением, сразу выдвинувшим его в первый ряд русских художников, стала картина "Бурлаки на Волге" (1870 – 1873).
Недаром произведение имеет подзаголовок «Русь». Первый период в развитии русского реалистического пейзажа, включающий в свой круг произведения 50-х годов – картины на иной идейной основе им было свойственно новое эстетическое качество.
29). Но затем художник отказался от первоначального замысла. Вконце 20. В этом и есть ценность визуального искусства. Слева навтором плане другая крестьянка слошадьми словно продолжает круговое движение главной героини, которое замыкается справа налинии горизонта еще одной женской фигурой, напоминающей полупрозрачный фантом. Его самое знаменитое полотно Последний день Помпеи стало триумфом русского искусства. «Картина, верная с природой, не должна ослеплять каким-нибудь местом, не должна резкими чертами разделяться на цветные лоскутки», – говорил сам автор.
Отпервого, петербургского периода его жизни, осталось драгоценное наследие– блестящие поживописи работы впортретном жанре («Портрет А. К. Швальбе», «Портрет Е. В. Давыдова», «Портрет графини Е. П. Ростопчиной», «Портрет Д. Н. Хвостовой» идр. ). Живописные искания Левитана подводят русскую живопись вплотную к импрессионизму. Василий Андреевич Тропинин (1776 (. ) – 1857) стал первым профессиональным московским портретистом, родоначальником московской школы живописи. ВИталии написал свои лучшие романтические пейзажи рано умерший талантливый художник Михаил Иванович Лебедев (1811–1837).
Пословам А. Бенуа, «в нем жила детская, ангельская, пытливая душа, настоящая душа пророка, жаждавшая истины инебоявшаяся мученичества». Поленов мечтал устроить мастерскую среди природы и там всецело отдаться любимому делу. Всем знакомы имена Айвазовского, Брюллова, Сурикова, Поленова, Васнецова и других. Современники сбольшим интересом следили заработой Переплетчикова иназывали его «восторженным певцом дальнего Севера». 34).
Екатерина Сергеевна Авдулина (1788–1832)– жена генерал-майора А. Н. Авдулина, большого ценителя искусств иактивного участника Общества поощрения художников, хозяйка особняка наДворцовой набережной идомашнего театра накаменноостровской даче. В нескольких крупных картинах – «Девятый вал», «Черное море», «Среди волн», – созданы величественные образы моря с использованием типичной для романтической картины темы кораблекрушения. Михаила Клодта часто называют мастером лирического пейзажа.
Нопо-настоящему его воображение увлекла суровая природа Урала иСибири. Сильвестр Щедрин, правда, писал чудесные пейзажи, но то были виды далекой Италии. Портрет чиновника московской межевой канцелярии Константина Георгиевича Равича– очень московский подуху, далекий отофициальной строгости исамоуглубленной зам кнутости. Русская живопись ценится во всём мире. Лето. Все устремления передовой общественной мысли направлялись теперь на то, чтобы подготовить угнетенный народ к борьбе за свое освобождение. Городской пейзаж в России неразрывно связан с литографией.
Особое развитие городской пейзаж получил в живописи 19 века, когда он стал самостоятельным жанром. Не случайно так любил изображать Левитан осень, осенние размытые дороги.
Серебристо-серые холодные тона необыкновенно красочны и богаты. Образ Пушкина лишен обыденности, характерные «арапские» черты внешности смягчены. Портрет Л. Н.
Шишкин И. Дубы. Небольшие картины А. К. Работа поражает гениальной виртуозностью исполнения: несколькими движениями кисти «причесаны» волосы, вдохновенно, мелкими мазками выписано измученное, бледное исхудавшее лицо спрозрачными тенями, безвольно повисшая рука Приэтом образ нелишен самолюбования иэлегантной артистичности. Серьезные раздумья о судьбах родины порождали образы большой человеческой глубины, философского смысла.
Наряду с И. Шишкиным ярким представителем русского реалистического пейзажа был Алексей Кондратьевич Саврасов. С многими произведениями Виктора Васнецова знакомятся еще в школе. Побуждаемые высокими патриотическими чувствами, они стремились показать могучую и плодородную русскую природу как источник возможного богатства и счастья народной жизни, воплощая, тем самым, в своих пейзажах одно из важнейших требований материалистической эстетики Чернышевского, видевшего красоту природы прежде всего в том, с чем «граничит счастье и довольство человеческой жизни».
То, что в западноевропейской (французской по преимуществу) живописи сделал Коро как создатель пейзажа настроения, в русской живописи принадлежит Левитану. Вего пленительных натюрмортах фрукты ицветы предстают как«перл творения», какантичный идеал гармонического совершенства, очищенный отвсего «земного» ислучайного. Живопись художников-пейзажистов реалистического направления ярко свидетельствует о том горячем интересе и серьезном внимании, с которым наиболее передовые мастера относились к нуждам народа, его страданиям, нищете и угнетению, как искренне стремились своим искусством не только разоблачить несправедливость общественного устройства, но и встать на защиту «униженного и оскорбленного» народа. 26). В картине «Вид Московского Кремля от Устьинского моста» (1818) на первом плане изображены полуразрушенные дома – печальное напоминание о пожаре Москвы 1812 года (Рис. Матвеев (1758--1826), проведший большую часть своей жизни в Италии, работал в духе своего учителя, Гаккерта, которому подражал также М. М.
Илья Ефимович Репин (1844-1930) родился в селе Чугуеве Харьковской губернии. Среди сельской природы он чувствует себя привольнее и здоровее. Самой значительной работой этого художника является монументальное историческое полотно «Последний день Помпеи», на создание которого ушло целых шесть лет. Ялта» художник сумел передать блики закатного солнца. Его картина «Грачи прилетели», с необычайной задушевностью и простотой передававшая прелесть ранней весны, словно открыла современникам глаза на родную природу.
Гонарова не раз сталкивалась с непониманием и жесткой цензурой, на которую она реагировала философски: «Если у меня и происходят столкновения с обществом, так только из-за непонимания последним основ искусства вообще, а не из-за моих индивидуальных особенностей, понимать которые никто не обязан». Природа предстает уЩедрина какобраз рая наземле. Впейзаже Щедрина образ Вечного города одновременно величественный иинтимный. Пройдет еще несколько минут, солнце опустится вморе — ицветовая гамма преобразится.
Темные глаза-бусины вдумчиво ивнимательно смотрят назрителя, вних читается серьезность, «предуготовленность» ксложным жизненным испытаниям. Он предпринял поездку на Волгу ради того, чтобы ближе изучить своих будущих героев. 22). Бравый, бесстрашный герой демонстрирует свою мужественную осанку ивеселую удаль молодости.
Надвсеми художниками первой половины XIXстолетия возвышается фигура гениального мастера Александра Андреевича Иванова (1806–1858). «Кому вцелой русской живописи удалось передать такое истинно летнее настроение, както, которое вложено вего картину Лето, где занесколько угловато посаженной бабой, счуть выправленным профилем, расстилается чисто русская, уже вовсе невыправленная природа: далекая, желтая нива, зреющая враскаленном, насыщенном солнцем воздухе. »– восклицал А. Бенуа.
Необходимо отметить еще одно течение русского романтического пейзажа – маринизм. Современники видели в нем крупнейшего мастера реалистической пейзажной живописи. Шишкин И. Утро в сосновом лесу. Крымская природа привлекала художника своей переменчивостью. Там, где Иванов, а вслед за ним Крамской и Ге видели "иероглифическую форму" для постановки этических проблем, волнующих современность, Поленов увидел всего лишь сцену исторического быта. Это городской пейзаж, в котором мы видим обычную жизнь московских мальчишек и девчонок.
Он одновременно выступает как портретист, как мастер бытовой и исторической картины. Творец / Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, / Чистейшей прелести чистейший образец». Всё творческое наследие Брюллова входит в «золотой фонд» не только российской, но и мировой живописи. На первой картине изображен ночной Петербург, который освещенный таинственным светом луны. Эти черты угадываются в большом и сложном пейзаже «Новый Рим.
Самым ярким выразителем классицизма врусской живописи стал Федор Петрович Толстой (1783–1873)– замечательный скульптор, художник ирисовальщик. Плавные, круглящиеся линии наполняют композицию равновесием ипокоем. Отдавая много сил и времени пейзажам, Иван Айвазовский создавал и портреты. «Спокойствие, которым дышало благодушное старческое лицо Тропинина, досталось ему нелегко. Тяжелая каменная громада замка Св. Перед зрителем разворачивается анфилада трех просторных, совкусом убранных комнат, залитых светом. Они не просто прославляют его в своих работах, но и выражают свою личную любовь к нему.
Временная граница между ними может быть проложена в середине 1820-х годов. Как отмечают исследователи, в них сказалась «такая большая правда о природе и людях, такое глубокое знание внутренних законов жизни и человеческой психологии, какие не могли вместить все его мифологические и исторические картины вместе взятые». Именно тогда он создает свои знаменитые пейзажи «Березовая роща», «Вечерний звон», «У омута», «Март», «Золотая осень» (Рис. Ту же реку с крутыми глиняными откосами писал в летнее время другой ученик А. Г.
Отсутствие сюжета в его произведениях должно было снизить их ценность и отнимать тот восторженный интерес, с которым на них смотрят, но всё равно эти картины цепляют и уносят в далекие глубины сознания. Он не бросает любимого дела и пишет там несколько пейзажей, среди них прекрасную картину «В Крымских горах». Друг Пушкина, С. Соболевский, вспоминал, что «портрет заказал Тропинину сам Пушкин тайком иподнес его мне ввиде сюрприза сразными фарсами (стоил он ему 350руб. )». Одно из наиболее известных его произведений – «Площадь провинциального города» (Рис.
Семен Шедрин (1745--1804) пользовался в свое время известностью как изобразитель императорских загородных парков. «Художник, который пишет повпечатлению», как называл Васнецова Константин Коровин, создавал поэтюдам собирательный былинный образ. Его глубокое сочувствие угнетенных, живая боль и сострадание к судьбам народа воплотились в общем настроении природы.
Один изсовременников утверждал, что вэтом портрете «округлость тела исвет сделаны мастерски. Выпускник петербургской Академии художеств, Кипренский прожил бурную жизнь, вкоторой было все: безумные романтические порывы, страстная влюбленность, взлет славы исмерть внищете начужбине. Клодт по своему утверждает в пейзаже красоту и мощь родной природы. Антелла», еще сравнительно традиционном по своему замыслу и становятся более отчетливыми в пейзаже «На острове Капри» (Рис.
Однако, учитывая то, что пейзажная живопись с самого момента своего возникновения была тесно связана с живой жизнью именно эта связь с практикой и способствовала развитию реалистических тенденций, которые сформировали качественно новое, реалистическое направление русской пейзажной живописи. Витоге впортрете камерность образа уживается сромантической «приподнятостью», прекрасно переданной жизнью духа великого поэта. В 1850 году Айвазовский представил на выставку свой знаменитый «Девятый вал», который произвел огромное впечатление на современников и впоследствии распространялся в многочисленных репродукциях. Панорама Кремля, все соборы и башни прорисованы Воробьевым с величайшей точностью. Но подлинным зачинателем нового эмоционально-реалистического направления в русской пейзажной живописи стал А. К. Саврасов (1830–1897).
Брюллов пользовался вИталии возможностью изучения женской модели (впетербургской Академии женщины непозировали художникам). 27). Этот парадный портрет итальянок Джованнины (всадница) иАмацилии Паччини был заказан Брюллову графиней Юлией Самойловой, приятельницей художника, которая взяла навоспитание этих девочек-сирот.
Неоднозначным было отношение и к искусству И. Шишкина. Предельное, добросовестное и объективное изображение оказывалось на грани педантичности и скрупулезности: стремление писать так, как есть оборачивалось пренебрежением к неисчерпаемым возможностям колорита, композиции-, обобщению формы и другими элементами живописного мастерства. Впечатление, произведенное на зрителей Лунной ночью, было ошеломляющим. Мы невстретим унего романтических бурь идождливого ненастья, вего пейзажах царит яркое солнце ибезмятежный покой, люди живут единой жизнью сокружающей природой, априрода дарит людям негу, отдохновение, «помогает» вповседневных трудах. 32).
Художник работал вобласти бытового жанра, придав ему новую высоту иостроту. 35). Не всегда даже сам художник понимает значимость своих работ.
На первой выставке Товарищества Передвижников в 1871 году была картина художника Саврасова «Грачи прилетели». XIX век оставил неизгладимые отпечатки на всех видах искусства.
Ее сложенные руки– цитата из«Джоконды» Леонардо да Винчи, которую Кипренский, несомненно, видел вЛувре. От художников ждали произведений, которые отражали бы настроения угнетенного народа. И в каталоге этой выставки она называлась «Грачи прилетели. » в конце названия стоял восклицательный знак. В. П. Сукачева. Аполлинария Васнецова называют мастером эпического пейзажа. Вправой части картины рядом ссухим пнем тонкие юные деревца тянутся ксолнцу.
Постепенно искусство середины XIX века вступает на путь реалистического развития. Этот художник пошел наперекор сложившейся академической рутине– стал писать непоакадемическим схемам, а«а ля натура», что было большой смелостью вте времена. Владимирка Левитана отмечена печатью всех тех успехов и завоеваний, которые свойственны передовой живописи 19 века. 28). Толстого 1887 г. на первый взгляд производит впечатление спокойствия и сдержанности.
В глубине дороги, среди высокой ржи мы видим крестьянские головы в красных платках. Широкий водный простор, пышные плывущие в небе облака придают картине эпический характер. При этом полотна Саврасова исполнены жизнеутверждающего чувства — пробуждение природы («Грачи прилетели»), радостный солнечный свет («Проселок»), красота большой реки («Волга») рождают светлое, оптимистическое настроение. 21). На зеленой лужайке около дома играют дети. В «Прогулке в Академию Художеств» Батюшков оригинален в чертах жанровости лирического восприятия города, показав его в повседневной обыденности.
В картине «На пашне» от тщательно прорисовывает борозды первого плана, фигуры в центре картины и даже вдалеке. Веет свежим ивлажным дыханием моря, ароматом нагретых виноградных листьев. Их роль в русском искустве трудно переоценить. С ними Щедрина сближал интерес к «местному колориту», но его собственное искусство характеризуется как более «возвышенное, пронизанной тягой к идеалу свободной, естественной жизни». Высшие достижения русского реализма второй половины XIX в. в живописи связаны с творчеством Репина и Сурикова.
Воблике 11. Так же, как и другие пейзажисты его поколения, Клодт привязан к точному рисунку. Ф. Я. Над головой небо очень чистое, а ближе к горизонту начинают собираться облака.
Серебристо-серые холодные тона необыкновенно красочны и богаты. Далее вы можете увидеть 20 знаменитых картин великих русских художников. Воблике чуть усталого Струговщикова художник подчеркнул некоторую нервность иотрешенность. К сожалению, молодой художник рано ушел из жизни, вот таким образом многие его задумки, так и не были воплощены.
Многие картины великих русских художников все мы знаем с раннего детства. Итем неменее север настолько очаровал Борисова, что ничего другого онбольше неписал. Для художника природа прекрасна сама по себе. Васильев и Куинджи каждый по-своему обращались к природе как идеалу романтической живописи в возможности излить свои чувства. Венецианова А. Крылову принадлежит едва ли не самый первый зимний пейзаж в русской живописи.
В середине 19-го века, русская интеллигенция и художники в частности начинают задумываться о недооцененности русской культуры. Венецианова. Художник Н. Н. Любимый мотив Алексеева – это Дворцовая набережная от Петропавловской крепости.
Изменяясь, мир вбирает в себя надежды, замыслы и дерзания человека. XIX век богат яркими творцами, которые внесли огромный вклад в искусство. Лицо Джованнины, несмотря настремительную скачку, остается невозмутимо-прекрасным. Созвучно устремлениям молодежи было в то время творчество А. Г.
Этот круг художников изображал крестьянскую жизнь на фоне лугов и полей спелой ржи. В. Поленов. Картина «Московский дворик» согревает душу своим теплом и простотой. Пленительная итальянская природа ищедрое южное солнце вдохновляли самого одаренного пейзажиста этого поколения Сильвестра Феодосиевича Щедрина (1791–1830). И тот же Крамской, строгий и взыскательный критик, указывал не «недостаток поэзии» во многих картинах Шишкина, несовершенство письма художника, подразумевая под этим его живописную манеру. Море еще бушует, но уже первые лучи солнца освещают яростную стихию и жалкую кучку людей из последних сил держащихся за мачту потонувшего корабля и с ужасом ожидающих приближение огромной волны — грозного «девятого вала».
Но, вместе с тем, в те же 60-е годы в русской пейзажной живописи у некоторых художников наметился интерес к иной тематике. Портрет выдержан втеплом, насыщенном колорите. Екатерина Павловна Бакунина (1795–1869) была сестрой Александра Бакунина, лицейского друга Пушкина. Композиция построена подиагонали инасыщена движением. Для передовых художников начала века Петербург был не только великолепной «Северной Пальмирой», величественной столицей империи, но и центром их интеллектуальной деятельности. С помощью друзей Васильева отправили в Крым.
Этот прием позволяет добиться максимальной естественности в передаче изображаемого.
Конец 18 – начало 19 века отражается в истории как преобладание высокого классицизма во всех видах искусства, в том числе и в живописи. Такой является и живопись, которая уже многие столетия радует глаз человека. «Изучайте и чувствуйте», – говорил Саврасов своим ученикам. Пословам А. Бенуа, «Венецианов один воспитал целую школу, целую теорию, посеял первые семена русской народной живописи».
Величие природы видно и в могучих соснах, стоящих у дороги и в отдаленных снежных горах, окутанных облаками. Национальный пейзаж приобретал идейную содержательность. Неоднозначным было отношение и к искусству И. Шишкина. Он одет врабочий халат, опирается натрость, влевой руке палитра икисти.
Таким образом, в первой четверти XIX столетия активно развивалось романтическое направление пейзажной живописи, освобождаясь от черт умозрительного «героического пейзажа» классицизма, написанного в мастерской и обремененного грузом чисто познавательных задач и исторических ассоциаций. Отец был секретарем Археологического общества. Одна из самых обаятельных картин в русской живописи. Чуть прищурив глаза, он испытующе смотрит назрителя, словно вопрошает очем-то. Тяжелое физическое состояние мастера лишь подчеркивает творческий огонь, который, несмотря натяжелую болезнь, неугасал вБрюллове доконца его жизни.
летнего мальчика Кипренский подмечает особое, недетское выражение лица. Романтическое начало итальянских пейзажей Щедрина выражается в поэтическом восприятии Италии как некоего счастливого мира, где человек сливается с солнечной, доброжелательной природой в мерном, неторопливом течении своих будней, в своем спокойном и свободном бытии. Визитная карточка Поленова. В связи с этим и в пейзаже мастера ищут правдивое изображение действительности. Сцены изжизни купечества идворянства он наполняет мягким юмором, подтрунивая надсовременными нравами («Сватовство майора», «Разборчивая невеста» идр. ).
Их непременным участником был Нестор Васильевич Кукольник (1809–1868) известный драматург, журналист, редактор журнала «Художественная газета». Она вызвала небывалый успех. Это собирательный образ русской природы, родины. Какчерное платье пристало кмилой Бакуниной. И в «Московском дворике» и в элегических по настроению картинах «Бабушкин сад», «Заросший пруд», «Ранний снег», «Золотая осень» – во всех своих пейзажах Поленов средствами живописи утверждает важную и по существу, очень простую истину: поэзия и красота содержатся вокруг нас в привычном течении повседневности, в окружающей нас природе (Рис. Водном изсвоих лучших произведений художник смело отступает отканонов традиционного дляэтого времени классицистического пейзажа.
Отблески ярко-красного халата «вспыхивают» румянцем наего холеном идобродушном лице. ВИталии Брюллов был одним изоснователей «итальянского» жанра, пользовавшегося большим успехом уколлекционеров ипутешественников.
Петра– символу величия Рима. Картина Зеленцова подуху близка клучшим произведениям его наставника А. Венецианова. Романтическое направление русского пейзажа. Мир крестьянской жизни здесь лишен прозаических тягот сельского труда.
Ближе всего можно определить сущность поленовских картин словом «ласковость». Шишкин И. Рожь. Василий Переплетчиков— еще один художник, влюбившийся внеласковую северную природу. Это жизнь природы – старые деревья увядают, новые появляются.
«Тиха украинская ночь», – уснула в ночном мраке деревушка и только лунный свет наполняет спокойствие летней ночи. Художник непросто фиксирует ее индивидуальные черты, он возвышает изображенную красавицу над«прозой жизни», утверждая тот женский идеал «чистой красоты», который мы встречаем встихах Пушкина: «Исполнились мои желания. Неоднозначным было отношение и к искусству И. Шишкина.
Наверняка все эти картины или хотя бы большая часть из них, вам знакомы. Но кроме реальных зданий, они часто рисовали и проектируемые ансамбли.
Существенная роль в этом процессе принадлежит романтизму. Панорама Дворцовой площади словно вычерчена полинейке, огромное северное небо сдождевыми облаками эффектно «осеняет» парад войск перед Александровской колонной, сооруженной попроекту французского архитектора Монферрана. Славянский продолжил линию своего учителя А. Венецианова ивпортретной живописи ивинтерьерном жанре.
Картина «Украинская ночь» вызвала всеобщий восторг. То, с какой наполненностью Архип Куинджи передает простоту окружающего, не позволяет не восхищаться его работами. Ослепительная вспышка молнии расколола ствол могучего дерева. В 1830-х годах он работал в Италии, в окрестностях Рима. природы Италии.
Художник соединяет традиционный конный портрет ссюжетным действием. Он добивается возможности поехать в Феодосоию и работать несколько месяцев у Айвазовского. На картине также изображена просыпающаяся от зимнего сна природа. Особую прелесть этим видам придает необычное впечатление: прекрасно переданный художником лунный свет («Ночь на Днепре») или последние лучи заходящего солнца («Закат») или яркое летнее солнце («Березовая роща»).
Так, картина его «После дождя» передает ощущение свежести воздуха, трав и листвы, омытых дождем полотно «Перед дождем» исполнено ожиданием надвигающейся грозы. После окончания Академии художеств Лебедев отправился дляпродолжения обучения впенсионерскую поездку вИталию, откуда писал: «Мне кажется, грешно вИталии (да ивезде) работать безнатуры». Венецианов учил писать фигуры и пейзаж, минуя длительный этап работы с гипсов и копирования картин, обязательной в Академии.
Мягкая, деликатная живопись соответствует настроению тишины и умиротворенности изображаемой жизненной картины. Московские работы Федора Алексеева совпали с возобновлением интереса к истории России. «Человеком-школой», «верстовым столбом в развитии русского пейзажа» называл его И. Крамской, с восторгом и уважением отзывались о нем В. Стасов, И. Репин и другие. Напортрете изображен двоюродный брат знаменитого поэта игероя войны 1812года Дениса Давыдова– Евграф Владимирович Давыдов (1775–1823). Между этими двумя полюсами – жизнедеятельным, стойким Каниным и последним бурлаком изнемогшим в непосильной работе, – располагается целая вереница различных жизненных типов и характеров. Густым, полнозвучным цветом лепится форма.
Иванов был истинным художником-мудрецом религиозного чувства, сумевшим вакварельном цикле «Библейские эскизы» сказать новое слово вистории религиозной живописи, представить самое грандиозное инепостижимое с«истинно пасхальной торжественностью» (А. Бенуа). Художники прошлых веков не спешили наделять своих персонажей бурными эмоциями, а изображали их более или менее сдержанными.
Портреты Тропинина поражают своей жизненностью ивто же время ласковым, добрым взглядом начеловека. Данная картина была задумана Венециановым какпарная кработе «На пашне. Большой интерес представляют литографированные виды Санкт-Петербурга и его окрестностей, созданные в 1820 – 1830 годы С. Галактионовым, А. Мартыновым, К. Беггровым, К. Сабатом, В. Садовниковым. Часто к акварельным и карандашным этюдам городских пейзажей обращаются и архитекторы. Александр Александрович Челищев (1797–1881) с1808года воспитывался вПажеском корпусе, позднее участвовал ввойне 1812года– то есть принадлежал кпоколению, которое определяло судьбу России вначале XIXвека.
Венецианова, представлявшее огромной важности прогрессивное явление своего времени. То, как он передавал водную стихию, невозможно сравнить с чем-либо.
Все это должно придать городскому виду загадочности и таинственности. В 1868 году поступает в Академию Художеств, сходится с Репиным, Васнецовым и Крамским. При этом эффект лунного света в «Ночи на Днепре» настолько поразил современников, что, предполагая какой-то дополнительный источник света, многие зрители пытались заглянуть за картину.
Герои портретов Кипренского подчеркнуто сдержанны, непроявляют своих эмоций, ноналице каждого изних лежит свойственная романтизму печать «предуготовленности» киспытаниям судьбы, значительности человеческой личности независимо отсословия, пола ивозраста. 30). Начало XIXвека традиционно называют золотым веком русской культуры.
Картина, созданная тяжелобольным художником, полна бодрости и оптимизма. Поленов (1844-1927).
В своей деятельности он оперировал большим списком техник. Во второй половине XIX века складывается реалистический пейзаж. То, что было им сказано о «простой и задушевной природе» искусства художника, умевшего вносить сердечное чувство в изображение «родных мест, родной обстановки, родных типов», навсегда останется в сокровищнице искусствоведения России. Но, наряду с эмоциональным настроем волжских этюдов в них показ природы связан с темой русской жизни.
.