Пережив Хендрикье и Титуса он умер 4 октября 1669 года. Излюбленный мотив Кейпа – коровы на водопое («Закат на реке», «Коровы на берегу ручья»). Как говорит известный искусствовед Б. Р.
Акцентировка какой-нибудь детали или «недосказанность» другой, характер мазка и красочной поверхности помогали создать выразительный художественный образ из порой ничем не примечательной модели. Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии. Лишь в редких случаях он обращается к занимательным сюжетам и вносит в композицию элемент действия («У сводни», 1656, Дрезден). Излюбленный образ художника — девушка за чтением письма или примеркой ожерелья.
Но в этом мгновенном, что запечатлевал Хальс, всегда схвачено самое существенное, сердцевина образа («Цыганка», 1628 – 1630, Париж, Лувр «Малле Бабе», начало30-х гг., Берлин-Далем, Картинная галерея). Четко выделяя фигуры мастер в то же время органично вписывает их в окружающий пейзаж. В «Пейзаже со стадом коров», как говорит исследователь голландской живописи Ю. И.
В Эрмитаже есть несколько его работ, среди которых и «Пейзаж с охотниками», где животные изображены на фоне природы. Мы сразу видим мастера решающим труднейшую проблему группового портрета. За свою жизнь Хальс создал более 200 картин. Лишь наиболее крупные голландские художники писали в различных жанрах.
В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи. К лучшим образцам голландской живописи обращались все прогрессивные деятели искусства XVIII—XIX веков. Хальс не психолог: душевная жизнь его моделей обычно проходит для него мимо.
Все в них полно жизни и движения. Жанр крестьянских сцен получил в развитие в харлемской школе, в круг Франса Хальса. Термин получил распространение во французской литературе об искусстве.
Картина построена на субординации. Рационализм стал характерной чертой французской культуры. Он активен в цвете. Порселлис, С. де Влигер, А. ван де Капелле).
Но этот беспорядок лишь кажущийся, так как композиция каждого натюрморта строжайше продумана и найдена. 17 в. голландцы создали особый тип небольшой мелокофигурной картины. В Италии он жил с 1653 по 1658 год, здесь же он познакомился с итальянистом Яном Хаккартом, уроженцем Амстердама (1639-1685), с которым был очень дружен и даже исполнил стаффаж во многих его лучших рисунках и картинахТаким образом, Адриан ван де Велде не только мастер анималистической живописи, но и яркий представитель итальнизирующего направления в Голландии. Среди последователей Паулюса Поттера можно также назвать Карела Дюжардена (1622-1678), который учился у Берхема.
Его персонажи держатся на портрете естественно и свободно их поза, жесты кажутся неустойчивыми, а на лицах вот-вот должно сменится выражение примечательнейшая черта творческой манеры Хальса – это способность передать характер через индивидуальную мимику и жест, словно пойманные на лету («Веселый собутыльник», Амстердам, Рейксмузеум «Мулат», Лейпциг «Улыбающийся офицер», Лондон, собр. Оперируя сопоставлением больших масс, он никогда не игнорирует конкретные реальные детали. Для классицизма 18 века характерна антифеодальная революционная направленность.
Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде. – это пора творческой зрелости. Этому в значительной мере способствует возрастающая широта манеры технического выполнения.
В «Завтраке с омаром» В. Хеды предметы самой различной формы и материала – кофейник, бокал, лимон, фаянсовое блюдо, серебряная тарелка и др. Вместо мажорного созвучия разнообразных тонов – почти монохромная красочная гамма, которую составляют в основном черные, серебристо-серые и белые тона, телесный цвет и темно-оливковый фон. Это главным образом пожилые женщины и старики-евреи. В самом начале голландского искусства – главным направлением становится портрет. Вот таким образом 1625-1632 годы обычно наз. В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс. Вспомним, что здесь сформировался стиль Адриана Брувера.
Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека. Воображаемый рисунок. 1645, Прага, Национальная галерея). Внимание к атмосферным явлениям приучает наконец голландцев избегать цветистости колорита. «Болото» -- другое значительное произведение 1660-х годов -- несколько проще по своему мотиву.
Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста). Две картины с одним названием: Еврейское кладбище. Деревья отражаются в глади вод, а спереди -- водоросли, кувшинки уже затягивают болото, покрывая его зеленью листьев. Представители передовой мысли обратились к наследию античности. В первых своих работах он говорит о принадлежности к барокко. Сами мотивы ищутся с учетом их эффектности и новизны.
В 20-30-х гг. По сравнению с маленькими фигурками людей мощные формы деревьев кажутся еще массивнее. Они могли быть как точным воспроизведением и конкретного пейзажа («Панорама Амерсфорта») и условным сочетанием реальных элементов горных долин с хижинами, деревьями и лодками в дальних заливах («Река в горной долине»), так и абсолютно фантастическими, тревожными фантасмагориями («Скалистая долина с рекой и дорогой»). Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий».
Портреты позднего Рембрандта сильно отличаются от портретов 30-х и даже 40-х годов. в стране намечаются признаки перелома. Вермер, несомненно, один из крупнейших колористов в истории западноевропейского искусства. Правда, это пример не анималистического жанра, а бытового.
В 1632 году он переезжает в Амстердам, где сразу приобретает известность, написав «Урок анатомии доктора Тульпа». Однако в образах Хальса самого конца 30-х и 40-х годов появляются задумчивость и грусть, прежде абсолютно чуждые его персонажам (портрет Виллема Хейтхейсена из Брюссельского музея), а порой проскальзывает легкая ирония в отношении художника к ним. В этих картинах все очищено от преходящего, случайного. Французские культурологи дали им общее название – «малые голландцы», которое не граничит с масштабами талантов и обозначает привязанность к определенным темам из повседневной жизни, противоположным «большому» стилю с крупными полотнами на исторические или мифологические сюжеты.
Нужно, однако иметь в виду, что обилие и широкое распространение произведений живописи объяснялось не только общим экономическим и культурным подъемом страны и естественным желанием представителей состоятельных классов украсить свои жилища произведениями искусства. Таковы, например, «Портрет старушки», «Хендрикье у окна», «Читающий Титус», портреты друзей художника Н. Брейнинга, Я. Сикса, многочисленные автопортреты (более сотни маслом и углем). Каждый из голландских пейзажистов специализировался на своей теме. Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон. Мальчик был изначально очень одаренный.
Пророк Иеремея на развалинах Иерусалима. Саски с цветком. Он начал с самых демократических сюжетов («Точильщики»).
Колорит, оставаясь сдержанным, приобретает большую интенсивность тона. Иногда Сегерс чувствовал усталость от тревожных фантасмагорий собственных пейзажей и тогда возникали офорты-натюрморты («Книги»). Потом его семья переезжает в Харлем. Тарасов в своей книге «Голландский пейзаж XVII века» напомнил, что еще некий Хогеверф, опираясь на изыскания в архиве гильдии св. Впервые тут появляется специализация художников. В годы зрелости (50-е г. ) Рембрандт создал свои лучшие офорты.
Великий голландский художник всегда исходит из впечатлений окружающей природы. Ряд «анатомических уроков» создали Михиль Миревельт, Рембрандт, Корнелис Трост, Корнелис де Ман, Ян ван Нек. Творения передовых деятелей европейской культуры Констебла, Гойи, Жерико, Делакруа, Домье, Курбе, Мане часто подвергались гонениям. В работе есть диагональная композиция, свето-тенеая композиция.
Он представлен в Эрмитаже большим полотном «Охота на, оленей» и четырьмя маленькими картинами из которых наиболее самостоятельна – «Лошади на пастбище». Они не только запечатлели характер местности со всеми приметами, создавая типические мотивы национального пейзажа, но стремились передать атмосферу времени года, влажный воздух и пространство. В пятидесятые – шестидесятые годы XVII века тематика жанровых картин постепенно сужается. Но с той же остротой он оказывается в состоянии передавать очарование молодого женского лица или обаяние юношеского облика.
Во Франции граф де Кейлюс открыл научную эру исследований в этой области («Собрание древностей», 7 томов, 1752—1767). По-настоящему талант этого художника достиг своего расцвета в в конце 1650-х годов. Перед нами не панорама, а небольшой уголок пейзажа с растущими на пригорке деревьями. — утверждение реализма в национальной живописи 2) 1640-1660-е гг. В портретах позднего периода (50-60-е г. ) исчезает беззаботная удаль, энергия, напор. Голландский пейзаж прошел тот же путь развития, что и бытовая живопись Голландии. Виппер: «Здесь все другое, все мягче, благозвучней.
И в том и в другом случае для Бакгейзена (1631—1709) нет трудностей. Рембрандт покидает Лейдан и уезжает в Амстердам, где поступает в мастерскую художника Ластмана. Редкие фигуры отдыхающих пли идущих вдаль путников составляют неотъемлемую часть пейзажа. 1660 г. ).
Здесь он написал картину Жертвоприношение Авраама. Контрасты света и тени, эмоциональность живописи передают взволнованность события. На раннем этапе композиции отличаются простотой. В портрете хорошо видно выделения треугольником фигур, каждое лицо хорошо видно.
Замечательный мастер портретного жанра, только в 1630-е гг. Там он учится у художника Ван Мандера. Изображен песчаный берег, на который, постепенно затихая, набегают волны с легкими в брызгами пены на гребнях. В середине 17 в. он пишет картины более мирного, спокойного характера: крестьян, беседующих за трубкой и кружкой пива в кабачке, дома, в кругу семьи, на ярмарке. В своих драмах Мольер воссоздавая «человеческую комедию».
Появились только мастера натюрморта или пейзажа. Каждый сюжет должен был занимательным иногда до гротеска дидактичным. — начало 18 в. — упадок искусства Голландии.
Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт. Среди изображающих пейзажи были художники-маринисты и художники, которые предпочитали равнины или леса, также встречались мастера зимних пейзажей и видов с изображением лунного света. Они прокладывали путь «к познанию человеческого сердца и магическому искусству представлять глазам зарождение, развитие и крушение великой страсти» (Лессинг) и выражали назревавшую потребность в искусстве взволнованном, патетическом.
Господствующие идеалы оказали воздействие на Ройсдаля лишь в более поздний период, в 1670-е годы, когда творческая энергия старого мастера несколько ослабела. Уже в первых работах Вермера появляется характерное для его творчества соединение реалистичности и некоторой доли идеализации образов («Диана с нимфами», «Христос у Марфы и Марии» — обе до 1656). Но главной темой «малых голландцев» явл-ся все-таки не крестьянский, а бюргерский быт. Не было в Голландии его поры живописца, кт бы не испытал на себе воздействие великого художника из которых наибольшую известность приобрели Фердинанд Боль (1616—1680), Гербранд ван ден Экгоут (1621—1674) и Арт де Гельдер (1645—1727). Именно здесь, впервые в истории мирового искусства, объекты окружающей действительности оказались источником творческого вдохновения и художественного замысла. Импульс к независимому развитию голландской живописи исходил от фламандских художников.
Свои течения существовали в каждом жанре. П портрете регентов нет духа товарищества прежних композиций, модели разобщены, бессильны, у них мутные взгляды, опустошение написано на их лицах. Французская культура 17 столетия формировалась в условиях утверждения абсолютизма.
Скорее всего ван де Велде делал с натуры небольшие эскизы и наброски. Последний собирал его офорты, а в годы учёбы— копировал их. 1680). Этот его дар придает особую убедительность произведениям Рейсдаля.
Пора расцвета уже несет в себе признаки разложения. Современники прозвали его «Хитроумным Виллемом». Многие лица просто плохо «прочитываются» в резкой светотени, в контрастах густых теней и яркого солнечного света, на кт выходит отряд (в 19 в. картина так потемнела, что ее считали изображением ночной сцены, отсюда и неправильное название. Так было с «Данаей», кт он написал еще в 1636 г. Обращаясь к картине в 40-е г., художник усилил эмоциональное состояние. Голландия дала многих прекрасных художников, сделавших изображение природы своей специальностью.
Р. оставил после себя 2000 рисунков. Это дало возможность художнику достичь большой прозрачности в изображении воды. Картину «Блудный сын» можно считать лучшим полотном Рембрандта и эпилогом его творчества. Портреты Хальса рождают ощущение взаимной связи людей, которые ценят и знают его силу. Обе были наследницами художественных традиций Нидерландов – европейской страны, на территории которой к тому времени образовалась католическая Фландрия, названная так по имени самой значимой провинции (на сегодняшний день это территория Бельгии и Франции).
Рембрандт учится какое то время в университете. В кругу романтических тем Рейсдаль вращается главным образом после переселения (ок. Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными. Спрос на живопись резко увеличился. По праву шедевром живописи Остаде считается его «Художник в мастерской» (1663), в кт художник прославляет человеческий труд, не прибегая ни к декларации, ни к патетике. Он переписал заново центральную часть с героиней и служанкой.
В портретном жанре появились изображения адмиралов и офицеров Ост-Индской кампании. Офорт становится вспомогательной техникой в создании иллюстраций к книгам, анатомическим или ботаническим трактатам, в создании титульных страниц (фронтисписов), которыми начинали издание.
Новые проблемы были выдвинуты и в архитектуре. В глубине мы видим храм, который почти разрушен и в то же время мы видим как после грозы появляется радуга – символ надежды. Крестьяне, чаще всего изображавшиеся во время попоек и драк, показывались как существа грубые и жестокие.
На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым. В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования. Так же, как в картине 1646 г. «Домик в роще), в центре видна группа деревьев.
В портретах Халса позднего периода (50—60-е годы) исчезает беззаботная удаль, энергия, напор в характерах изображенных лиц. 40-е годы стали переломными в живописи Хальса. Путем широкого обобщения мастер создает синтетический образ природы. Тематика Вермеера более или менее традиционна молодые женщины за чтением письма, вышиванием, в обществе кавалера, художник перед мольбертом, просто мечтающая у окна девушка («Девушка с письмом», Дрезден «Кавалер и дама у спинет» и т. д. ) – словом, все то, что уже не раз изображалось голландскими живописцами.
Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени. Еще в кругу Хальса, где сложился и Адриан Браувер, фламандский художник, сформировался отчетливый интерес к темам из крестьянского быта. Зимний день. Хальс изображает офицеров во время пирушки, каждый офицер изображен в своем повороте.
Пейзажи Рёйсдала понятны любому человеку любой национальности, так как в них выражено общее для всех людей единение с природой. Рёйсдал создал около 450 картин. В колорите преобладали оттенки красного и коричневого, которые будто вспыхивали изнутри. Высочайших вершин достигает мировая литература (Виктор Гюго, Оноре Бальзак, Анри Стендаль, Федор Достоевский, Лев Толстой), музыка (Иоганн Бетховен, Фредерик Шопен, Рихард Вагнер).
Городские сцены вдохновляли таких художников, как Халс, Лейстер, Моленар и Кодде. Маленький «Зимний вид» (1646, Кассель) изображающий в свете ясного морозного дня крестьянский двор и несколько фигур на глади замерзшего канала, по тонкости чувства и правдивости зрительного восприятия служит одним из совершеннейших образцов реалистического пейзажа голландцев. Якоб ван Рейсдалъ.
Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа. Временем рождения голландской школы считаются 30 е годы XVII века. Открыто проявлялась борьба художественных направлений внутри национальных школ. Необычная работа с фактурой. Этот прием станет главным в творчестве художника.
Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого получили название "малые голландцы", то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за небольших размеров картин. Главными выразительными средствами явл-ся свет и линии. Натюрморт превращается в украшение жилища высокопоставленных заказчиков.
В некоторых странах (Франция, Россия, отчасти Германия) решались проблемы планировки городов будущего. Насыщенная динамика уступает в других случаях место более спокойным, но таким же неприветливым изображениям лесной чащи, стоячих болотных вод, гниющих среди них древесных исполинов и мертвенной тишины, нарушаемой порою только скачущим оленем и преследующими его охотниками (великолепное «Болото» в Эрмитаже, 1660-е гг. ). Природа предстает во всей своей значимости и величественной мощи.
В 1621 году вышла в печать его серия офортов с пейзажами. Тонкие изгибающиеся стволы и ветки выделяются светлыми линиями на фоне темной зелени.
Пастозная манера письма уступила место жидкому наложению красок с просвечивающим грунтом. Затемненная на первом и освещенная на втором плане, она влечет глаз вглубь. Это одновременно и справедливо и неправильно. картины Вермера как будто ни в чем не оригинальны. Начался долгий судебный процесс по поводу долгов Рембрандта. Не случайно выходит теперь из моды искусство Хальса.
Он воспринимает природу не в ее статике, а в ее динамической сущности. Композиция построена на равновесии цветовых звучаний. Отзвуки этой манеры еще чувствуются в сдержанной гамме таких его картин, как «Море при лунном свете» и «Накренившийся парусник». Своего расцвета творчество Кейпа достигает в 1650-1660 годах.
Дюжарден писал главным образом солнечные пастбища в итальянском духе. После возвращения «подарков» Ротшильда — выразительный портрет мужчины в черном был приобретен для коллекции принца Лихтенштейнского и таким образом вернулся в Вену. Среди наиболее ярких представителей – Ян Вермер, братья Остаде (Адриан ван О. и Изак ван О. ), Герард Терборх, Ян Стен, Габриэль Метсю). На первом этапе, от Великой Французской революции 1789—1794 годов до 1815 года (времени национально-освободительной борьбы народов против наполеоновской агрессии), эксплуататорская сущность буржуазного общества не была еще полностью осознана. Виллем Хеда обращался к изображению вещей из дорогих материалов: серебряных чаш, венецианского стекла, перламутровых раковин, однако излюбленный жанр натюрмортов Хеды — т. н. «завтраки»: накрытые столы со скромным набором предметов трапезы и домашней утвари, организованных в небольшие горизонтальные композиции с единым мягким освещением, нейтральным фоном и тонкими градациями серебристо-серых, коричнево-зеленоватых тонов сдержанная цветовая гамма обусловила их название «монохромные завтраки».
Голландцы начали создавать портрет Голландии. Там, где Поттер дает острое, непосредственное ощущение современной действи-тельности, у ван де Велде все словно подернуто мягкой дымкой воспоминаний» В Эрмитаже творчество Адриана ван де Велде представлено двумя работами, это «Остановка в пути», датированная 1660 годом и «Пейзаж со стадом коров», эта картина была написана в 1671 года. Картина «Остановка в пути» является типичным примером в творчестве художника. Благодаря индивидуальному стилю художника – широкому, уверенному, с насыщенными, яркими цветами (красным, жёлтым, синим и др. ) – из этих отдельных лиц складывается художественный документ эпохи. Его произведения обычно исполнены глубокого драматизма, будь это лесные чащи («Лесное болото»), ландшафты с водопадами («Водопад») или романтический пейзаж с кладбищем («Еврейское кладбище»). Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти.
Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности. Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693). Родился Кейп в 1620 году в Дордрехте, где и умер в 1691 году. Он снимает сарай на берегу реки и создает свою школу в 16 лет. Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры.
За два года до смерти, в 1664 г., Халс снова возвращается к групповому портрету. В сумрачный колорит (черное, серое и белое) особое напряжение вносит розовато-красное пятно на колене одного из регентов. Между стволов сквозит красная крыша стоящего среди зелени домика. Испытав во время поездки в Амстердам влияние Рембрандта, Калф стал создавать насыщенные цветом и светом полотна, сочетая тёплую красочность с мастерским использованием светотени. Поражает, однако, мастерская передача малейших деталей.
С годами углубляется реалистическое мастерство Рембрандта. 1650 г., Эрмитаж). Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма. Он их зорко подмечает как человек со стороны, но уже без издевки, а, скорее, с добродушной насмешливостью («Крестьянское общество», Берлин-Далем, Картинная галерея). лейденским периодом его творчества. Виллем Кальф на протяжении всей жизни писал в свободной манере и демократические «кухни» — кастрюли, овощи и аристократические по подбору изысканных драгоценных предметов натюрморты, полные сдержанного благородства, словно насыщенные внутренним горением красок серебряные сосуды, кубки, раковины. Неизвестный изображенный на картине из легендарного Эрмитажа (50-е годы), еще чувствует свои силы, свои возможности, но в нем уже нет ни радости, ни веры.
Гротескная острота характеристик напоминала Брувера («Драка», Ленинград, Эрмитаж «Крестьюнское общество», Амстердам, Рейксмузеум). Все элементы картины тесно связаны между собой. Занимая около трети живописной поверхности, она сливается вдали с высоким облачным небом.
Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия. Художник строит изображение на тонких нюансах серых тонов. 30-е годы – время наивысшей славы, путь к кт открыла для живописца эта картина, кт считается групповым портретом и носит еще одно название «Урок анатомии».
Большого мастерства достиг Герард Терборх (1617-1681). В 1640-х гг.
В знаменитом шедевре этого периода – «Автопортрете с Саскией на коленях» (около 1635, Картинная галерея, Дрезден) Рембрандт изобразил себя с молодой женой за праздничным столом. Пейзажи с изображением животных писали Пауль Поттер и Альберт Кейп. Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует». В Эрмитаже это направление представлено работой, которая называется «Коровница». Это картины со светотеневой композицией эпохи барокко. 40-50-е гг.
Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма. Именно они начали изображать сельские уголки в определенном серебристом свете. Художники от привычных ранее тем перешли к изображению бытовых сцен, портретов, пейзажей, натюрмортов и так далее. Так, в картине «Драка», освещенные резким светом дерущиеся, кажутся не живыми людьми, а марионетками, лица которых подобны маскам искаженным гримасами злобы.
Адриан ван де Велде родился в 1636 году и рано начал самостоятельную деятельность. Как противовес им, дан слева торчащий из земли пень. Четкая определенность форм дополняется значимостью каждого отдельного элемента композиции.
Еще в 1860-х годах Карл Маркс заметил, что «капиталистическое производство враждебно известным отраслям духовного производства, например искусству и поэзии». В этот поздний период Хальс достигает верхней ступени мастерства, тона в его работах приобретают монохромность (обычно темная, чёрная одежда, с белым воротничком и манжетами и тёмно-оливковым цветом фона). Природа у Рейсдаля предстает в динамике, в вечном обновлении. Другие провинции, отстояв свою приверженность идеям реформации, объединились и стали именоваться Голландской республикой или просто Голландией. На элегантно одетую пару с некоторым подозрением поглядывает человек у камина. Картина является шедевром Рембрандта 40-х годов. Первые работы которые они написали – Изгнание, торгующих из храма.
Достаточно назвать имена Хальса и Рембрандта. Особый вид пейзажа с изображением животных, пастбищ с коровами, овцами создал Пауль Поттер (1625—1654). Картины украшали дома не только представителей правящей верхушки общества, но и небогатых бюргеров, ремесленников, крестьян они продавались на аукционах и ярмарках подчас художники использовали их как средство уплаты по счетам.
Общим для всех стран был кризис феодализма, его идеологии, формирование широкого общественного движения — Просвещения, с его культом первичной нетронутой Природы и Разума, ее оберегающего, с его критикой современной испорченной цивилизации и мечтой о гармонии благостной природы и новой демократической цивилизации, тяготеющей к естественному состоянию. В это время в моду входит портрет Ван Дейка.
Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна. Его панорамные пейзажи зовут в синеву, побуждают к долгому созерцанию, пугают неизвестным будущим, далёким от опасности. Обычно это изображения без какой-либо увлекательной фабулы. Первопроходцами стали Остаде и его последователи Ауденрогге, Бега и Дюсарт.
Де Ионг сочетает вместе приемы Кейпа и Поттера, он словно соединяет поттеровское видение животных и людей с пейзажем Кейпа. Еще одним мастером, который также обращался к анималистической живописи, был харлемский художник Филипс Вауверман (1619 – 1668). Он отличался приверженностью к камерам риторов (тогдашний голландский театр), к преувеличениям и гротеску, дружил с комедиографом Бредеро.
На первом этапе ведущим художественным центром был г. Харлем. Одним из крупнейших представителей голландского реалистического пейзажа был Ян ван Гойен (1596--1656). Об этом свидетельствуют многочисленные работы Паулуса Поттера (1625—1654) и Альберта Кейпа (1620—1691). И, возможно из-за этого произошла многообразная дифференциация по жанрам. Становление реалистической голландской живописи проходило в борьбе с итальянизирующим направлением и маньеризмом.
Только самые крупные из голландских художников работали в различных жанрах. Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте. В Лейдене был написан его автопортрет.
В этом портрете 27 градаций черного цвета. Любимая тема их натюрмортов – так называемые «завтраки». У более состоятельных людей на столе появлялись цветная капуста, дыни, артишоки и спаржа. Одним из наиболее известных художников, работавших «крестьянском жанре», был Адриан ван Остаде. Бартоломеус Спрангер, родившийся в Антверпене и получивший образование в Риме, стал основателем виртуозного, придворного искусственного стиля, который в результате временного проживания Спрангера в Вене и Праге стал межнациональным «языком».
В живописи этого периода появляются ноты печали и разочарования («Портрет мужчины в широкополой шляпе»). Уоллес). сразу в двух разновидностях — крестьянский и бюргерский (городской) жанр.
В Эрмитаже творчество этого художника представлено двумя работами, это «Охотники с собаками» и «Пейзаж с охотниками». Художники впервые изучали древнегреческое искусство на вновь открытых памятниках. Художник полностью зависел от веяний рынка, освободившись от таких прямых заказчиков как влиятельные покровители (феодалы) и католическая церковь.
ведущим в голландской живописи был бытовой жанр. В качестве самостоятельной разновидности утверждается морской пейзаж или марина (Я. Он не пользовался популярностью, а его офорты не хранили.
С неослабевающим интересом передавали художники незатейливые виды родной природы: холмистые гряды дюн, далекие просторы широко разлившихся рек с раскинувшимися на их берегах городами, проходящие у хижин проселочные дороги. В связи с подписанием Утрехтской унии и обособлением семи северных провинций многие жители после 1579–1581 гг.
В тесной связи с голландским пейзажем находится анималистический жанр. Он передает состояние во время грозы. На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди. Любил писать лесные чащи, болота, водопады, маленькие нидерландские города или деревни и над всем этим – торжествующее небо. «Малые голландцы» отличались светским реализмом, обращались к окружающему миру и людям использовали живопись, богатую тонами.
Написанная в 1646 г. картина Якоба ван Ройсдаля «Домик в роще)-- наиболее раннее из известных датированных произведений художника -- очень много дает для понимания исходных позиций его творчества. Возникло и связанное с ним предромантическое направление в искусстве, пробудился интерес к средневековью и народным формам искусства. Этот художник жил и работал почти в тоже время, что и Альберт Кейп.
Ещё более откровенны жесты: вложив большой палец одной руки между пальцами другой, дама делает приглашение, которое кавалер принимает, сведя в кольцо два пальца левой руки. Георгия (Гарлем, Музей Франса Хальса), где с неподражаемой легкостью переданы и оживленность многолюдного собрания и яркость типов каждого из присутствующих. Слева раскрывается вид на лужайку, где виднеются фигуры отдыхающих людей.
Рембрандт раскрывает духовную жизнь человека, словно длящуюся во времени и прстранстве. Цвет приобретает звучность и интенсивность. Возник классицизм, противопоставивший декоративности рококо естественную простоту, субъективному произволу страстей — познание закономерностей реального мира, чувство меры, благородство мысли и поступков. Он работал в Лейдене и Гааге. Па переднем плане -- поваленный ствол дерева.
Только морским пейзажем (марина) занимался Ян Порселлис (1584-1632 гг. ). Характерно, что и этот стаффаж крайне будничен: рыбаки, путники. В начале пятидесятых годов Рейсдаль, покинув Гаарлем, отправился путешествовать.
Вауверман имел много учеников и еще больше подражателей и последователей. Ближе всего к манере художника работал его младший брат ПИТЕР ВАУВЕРМАН (Харлем, 1623 – 1682, Амстердам). Питер Клас (около 1597— 1661), Биллем Хеда (1594—1680/82) чаще всего изображали так называемые завтраки: блюда с окороком или пирогом на относительно скромно сервированном столе. Рембрандт учил своих зрителей любви и прощению. Главная религия – протестантство. В 1650-х годах в живописи Адриана Остаде произошли изменения. Отдельную группу в искусстве Голландии XVII века заняли так называемые «утрехтские караваджисты».
С 40-х годов художник предпочитает более спокойные сцены – сюжеты лишились «агрессивного» характера, гротеск сменился юмором, правда в облике крестьян Остаде по-прежнему подчеркивает и утрирует ущербные черты. В образе мужчины на портрете из Кассельской галереи (1660-1666) мы видим не привычное самоутверждение и браваду, а печаль и апатию, словно внутренняя энергия его иссякла и он пассивно следует течению жизни. Приблизительно двадцать следующих за тем лет характеризуются крайней простотой общей концепции и отсутствием какой бы то ни было декоративности. – сопоставлены друг с другом так, чтобы выявить особенности и привлекательность каждого.
Однако он рано вступил и на художественное поприще. Он создал множество групповых портретов как, например изображения стрелковых гильдий (объединение офицеров для охраны городов и обороны).
В Лейдене возникло философское направление жанра, при котором с символами чувственного удовольствия или земной славы соседствуют черепа и песочные часы, призванные напоминать о скоротечности времени. Следующее произведение — крупнофигурное полотно «У сводни» (1656), написанное на сюжет используемый многими живописцами, — отличается оригинальностью исполнения. дельфтской школой, с именем таких художников как Карель Фабрициус, Эммануэль де Витте и Ян Вермер (1632-1675) известный в истории искусства как Вермер Дельфтский (прозванный по месту его деятельности). У холма изгибается дорога, около которой сидит путник.
— расцвет художественной школы 3) 1670-е гг. Каждую картину отличает динамичный, в чем-то брутальный характер. Ван Мандер создал жизнеописание основных нидерландских художников.
Было бы вернее сказать про позднего Р., что его цвет «светозарен», так как в его полотнах свет и цвет едины, его краски как будто излучают свет. С восторгом был встречен современниками групповой портрет «Анатомия доктора Тульпа» (1632). С любовью и правдой он фиксирует самое обычное и вместе с тем типичное для его родины.
Кузнецов, ван де Велде хорошо усвоил уроки пленэризма своего предшественника, то есть Поттера. Очень большое место в творчестве художника начинает занимать камерный портрет.
Пейзаж явился одним из основных элементов голландской школы. 1652 г. ) из Гарлема в Амстердам. Его искусство оказало большое влияние на ученика Хальса Адриана ван Остаде (1610 – 1685). В сочетании индивидуального и типичного находят свое воплощение ее мощные силы. Тонкое ощущение интимной прелести природы пронизывает ранние произведения художника.
Одним из наиболее талантливых портретистов этой эпохи можно назвать Франса Хальса (прибл. Изменяется и колористический строй его живописи. Неравномерно развивались различные области культуры 19 века.
Однако гениальный пейзажист никогда полностью не подчинился новой моде. Но в начале XVII века тенденция переменилась. Восемнадцатилетний юноша выступает как художник с вполне определившимися взглядами и художественной манерой.
Художники следующего поколения (Клас, Хеда и др. ) перешли к скромным «завтракам» со сгруппированными на белой скатерти металлическими и стеклянными предметами. Все элементы композиции объединены светом и колоритом – серовато-зеленой красочной гаммой. Черный цвет лишен у Хальса тяжести и глухости, он многообразен по красочному звучанию. 1663, Вена, Музей истории искусств). Много места (примерно две трети картины) Ян ван Гойен оставлял небу с клубящимися облаками, насыщенными влагой.
Франция переживала расцвет национальной культуры, не случайно Вольтер назвал 17 век «великим». Выездка лошадей показана с поражающей остротой и верностью наблюдений и профессиональным знанием предмета в «Манежной езде на открытом воздухе» сцены охоты – в «Изнемогающем олене», «Отправлении на охоту» и «Возвращении с охоты» веселое времяпрепровождение – в «Отдыхе во время прогулки верхом», «Веселом обществе».
Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров. Родился в 1574 году в Антварпане. Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт. Свое главное решение она получила в жанровой картине.
В числе лучших картин художника можно привести «Бокал лимонада» (Эрмитаж) и «Концерт» (Берлин, Далем). Искусство интересует буржуазию главным образом либо как выгодное вложение средств (коллекционирование), либо как предмет роскоши. Появились художники, которые работали только в жанре морского пейзажа или жанре городских видов или изображали интерьеры помещений (комнат, храмов). Эти черты еще более усилены в блестящем по живописи портрете мужчины в широкополой шляпе (музей в Касселе).
Композиция портрета – поколенный образ фигуры, ее постановка в чистый фас, взгляд, направленный прямо на зрителя, – дает ощущение «масштаба», значительности личности. В нем нет напряжения и динамичности, которые характерны для «Речки в лесу», но прекрасно подчеркнута стихийная мощь природы. Когда же он изображает людей, то намеренно подчеркивает застывший ритм изображает жизнь как бы замершую, столь же неподвижную, как и сами вещи («Дворик»).
В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721). Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали.
Начальная фаза искусства Хальса не выяснена. В картинах этого жанра будто ничего не происходит. Во Фландрии культурный фон заметно отличался от Голландского.
В 40 годах живопись Хальса резко меняется. Героями художественных произведений живописи, графики, литературы и театра 18 века стали, с одной стороны, «малые люди» — люди, как все, поставленные в обычные условия эпохи, не избалованные достатком и привилегиями, подверженные обыкновенным естественным движениям души, довольствующиеся скромным счастьем. Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план. Совсем иначе он пишет портрет Регенты госпиталя Святой Елизаветы.
Некоторые из них (натюрморт, бытовая картина) впервые именно в Голландии сложились в своих зрелых формах и достигли такого расцвета, что стали своеобразным эталоном данного жанра. он пользуется большим успехом у заказчиков, это время его личного благополучия. Строже и спокойнее становится его палитра. Просветители придавали огромное значение в жизни и искусстве чувству — средоточию благороднейших устремлений человечества, чувству, жаждущему целеустремленного действия, заключающего в себе силу, революционизирующую жизнь, чувству, способному возродить исконные добродетели «естественного человека» (Дефо, Руссо, Мерсье), следующего естественным законам природы.
Завершающим в истории группового портрета было изображение Рембрандтом старейшин цеха суконщиков — так называемые «Синдики» (1662), где скупыми средствами Рембрандт создал живые и вместе с тем разные человеческие типы, но главное, сумел передать ощущение духовного союза, взаимопонимания и взаимосвязей людей. В дальнейшем, в последние годы и месяцы, жизнь Рембрандта протекает внешне спокойно. Рейздаля считают создателем философского пейзажа.
Сложился в 1720-1730-х гг. Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена. Центральный световой удар – памятник. Очень популярны были морские виды.
Такая высокая оценка голландского пейзажиста вполне справедлива. Настроение офортов Бейтевега— неторопливое иногда с оттенком скуки. Колорит его картин становится почти монохромным. Это период расцвета революционного классицизма и зарождения романтического и реалистического искусства. Второй – музыкальные инструменты, чьи сладкие вибрации возбуждают страсть.
Хальс вносит в портреты динамику. Портреты Хальса 50 – 60-х годов многое раскрывают в голландской действительности тех лет. До нас дошло около двух тысяч рисунков Рембрандта.
«Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714). Новый этап жанровой живописи начинается в 50-е годы и связан с т. н. К числу особенно знаменитых принадлежат «Христос исцеляющий больных» (так называемый «Лист в сто флоринов», ок. На ранних полотнах Остаде люди играют в карты, ссорятся и даже дерутся в трактире.
В начале XVII века в нем большую роль играли человеческие фигуры (Эсайсу ван де Велде), а в маринах – суда, господствовавшие над водным пространством (Ян Порселлис). Причем это были, как правило, самые талантливые мастера.
Ян Стен черпал сюжеты для своих картин из быта всех слоев современного ему голландского общества и изображал в своих произведениях крестьянские пирушки, сцены в шинках и тавернах, модниц зажиточного класса, знатных голландских бюргеров и т. п. Работы этого мастера представляют собой изображение интимного быта хорошего общества — сцен с немногими действующими лицами, происходящих в комнатах, среди обстановки, свидетельствующей о благосостоянии их обитателей. Поттер помимо общих планов любит изображать одно или несколько животных крупным планом на фоне пейзажа («Собака на цепи»). На количество выполняемых заданий повлияло такая особенность голландской живописи как ограниченность. Р. имел огромное влияние на искусство.
Но каждый раз основной характер изображения определяется движением бурных вод. Это искусство, с одной стороны, утонченное, анализирующее нюансы чувств и настроений, устремленное к изящной интимности, сдержанному лиризму, с другой стороны, тяготеющее к «философии наслаждения», к сказочным образам Востока — арабов, китайцев, персов.
Так, ощущение напряженного драматизма в картине «Ассур, Аман и Эсфирь» (1660) создается посредством сложной тональной гаммы и особых световых эффектов. Искусство 18 века прошло два этапа. В «Крестьянских домиках в дюнах» достигнута большая целостность и единство, чем в предшествующей картине и вместе с тем не утрачена интимная прелесть, которая свойственна лучшим из ранних произведений Рейсдаля. В картине голова святого излучает свет.
Голландские художники 17 века ввели в моду реализм в живописи. На все эти события откликнулась и голландская живопись. Эти черты ещё больше усилены в другом портрете (изображение мужчины в широкополой шляпе).
На рубеже раннего периода творчества предстает одно из самых знаменитых его картин «Ночной дозор» – групповой портрет стрелковой гильдии. С обострением классовых противоречий между буржуазией и пролетариатом, достигающих апогея во время Парижской коммуны (1871), еще сильнее обозначается антагонизм между реакционной буржуазной и демократической культурами. В1660-1670-х годах художник Ян Стен был самым популярным из всех голландских жанристов.
Позднее она привела к господству классических форм развитого капитализма. Одними из самых известных художников Золотого века стали: Рембрандт, Ян Вермеер, Корнелис Трост, Маттиас Стом, Питер Брейгель старший, Эсайас ван де Вельде, Франс Халс, Андриан Браувер, Корнелис де Ман, Антонис ван Дейк и многие другие. Философ Декарт разработал теорию воли, провозгласив господство человеческого разума.
Он часто в этот период обращается к прежним произведениям, чтобы их переделать по-новому. Так, в картине «Драка», освещенные резким светом дерущиеся, кажутся не живыми людьми, а марионетками, лица которых подобны маскам искаженным гримасами злобы. Новый этап жанровой живописи начинается в 50-е годы и связан с так называемой делфтской школой, с именем таких художников, как Карель Фабрициус, Эммануэль де Витте и Ян Вермер известный в истории искусства как Вермер Делфтский (1632—1675). 1649 г. ), «Три креста» (1653), портреты Лутмы (1656), Харинга (1655), Сикса (1647), а также пейзажи известные под названием «Три дерева (1643) и «Поместье весовщика золота» (1651). Он вошел в историю искусства прежде всего как мастер изображения лошадей, которых он изображал в самых различных ситуациях – на охоте, на манеже, в бою либо на верховой прогулке. Они рассказывают о домашних заботах хозяйки дома (покупка провизии, забота о детях, занятия рукоделием), о развлечениях голландского бюргера (игра в карты, прием гостей, концерты). Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704). В первой половине 17 века, величайшим портретистом Голландии является Франс Хальс.
Они были призваны подчеркивать величие утратившей авторитет монархии в соответствии с реакционным истолкованием идей «просвещенного абсолютизма». Сама живописная манера получила особое значение. Признанием среди высших слоев голландского общества пользуются но лучший пейзажист и но великий творец психологического портрета, а нарядные «итальянизирующие» художники, блестящие, но поверхностные портретисты. Одним из наиболее известных художников, работавших «крестьянском жанре», был Адриан ван Остаде.
Ни одного яркого пятна. Все отмеченные черты нового пейзажного стиля характеризуют творчество художника, который был как бы олицетворением данного этапа развития голландского пейзажа, — Якоба ван Рейсдаля (1628 или 1629—1682). Одна из последних работ Хальса – Регенты приюта для престарелых.
В период зрелости голландский пейзаж вступает около 1630 года. Семьи в Египет» переделал в собственный офорт. Так пишет, Ян Порселлис. В некоторых работах намечаются импрессионистические приемы колористических решений. В дальнейшем Виллем Кальф жил и работал главным образом в Амстердаме. В XV-XVI вв.
Ведущими мастерами голландского натюрморта первой половины XVII века были Питер Клас (1597/98-1661) и Виллем Хеда (1594-ок. «Еврейское кладбище» (1660-е гг., Дрезден), представляющее запущенную местность, где пенящийся поток пролагает себе путь среди развалин и могил, крайне характерно для этой стороны творчества мастера. Я. Рейсдаль вступает на другой путь.
Искусство Вермера Дельфтского принадлежит поздней поре развития Голландии. Все расплывается в сырой атмосфере туманного дня. Перед нами уже не опушка с тесным рядом деревьев, окаймляющих дорогу.
Предметом особого культа стало искусство быта, декоративных форм. Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность). Рембрадту было тридцать, когда умер Геркулес Сегерс. XVII в. явил миру две художественные школы – голландскую и фламандскую.
Среди ценителей творчества Сегерса был сам Рембрандт.
Также как и Поттер, он умер молодым в 1672 году, когда ему было всего 33 года. Сохраняя свою реалистическую сущность, она отличается теперь большей широтой концепции, более синтетична и рассчитана на более сильное эмоциональное воздействие. Получили распространение посещения анатомических театров.
Успех его в живописи привел к тому, что он женится Саски Ван Эленбург. В 1640-1660-х гг. Работы этого периода показывают новый этап в развитие голландского пейзажа. Победа буржуазной революции в Северных Нидерландах привела к образованию самостоятельного государства — Республики семи соединенных провинций — Голландии (по названию самой значительной из этих провинций) впервые в одной из стран Европы установился буржуазно-республиканский строй.
(«В деревенском кабачке» 1660). Это и сообщает пейзажам Рейсдаля их реалистическую значимость. В творчестве Корнеля и Расина достигла апогея французская классическая трагедия.
Все строит на принципе ассиметрии. Настоящим певцом этой темы стал Питер де Хох (1629-1689). В 1583 г. художник и теоретик искусства Карель ван Мандер привез этот стиль в Харлем.
Ещё одна молодая женщина за столом поглощена своей французской лютней, теорбой. Высокое небо покрыто облаками.
Это был портрет людей и местности, бюргерских нравов, площадей, улиц, полей, моря и неба. Главное достижение голландского искусства 17 века – в станковой живописи. В каждом жанре существовали свои ответвления. Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон. Ему было лет 14, когда он почувствовал своё призвание к живописи и покинул университет.
Но дидактический подтекст, присущий главным образом поздним работам мастера, не делает его сцены ни тяжеловесными, ни скучными – мораль преподносится легко и весело, с жизненной активностью и задором («Расстроенное хозяйство», ок. Все как бы видно вблизи, зритель как будто охватывается изображенным.
Чувство пластичности, великолепное владение воздушной переспективой и богатый тональностями колорит дают Рейсдалю возможность значительно полнее, чем это было у старшего поколения голландских пейзажистов, передавать и широкие голландские равнины, которые он часто писал в окрестностях Гарлема. Первый продолжался до 1740—1760 годов. Теплый свет пронизывает каждую деталь композиции, создавая эффект свечения. Равнины, холмы, ручьи и деревья дают достаточно работы художнику. Эти предельно простые (поясные или поколенные) изображения людей, близких художнику своим внутренним строем.
Он был призван объединить прогрессивные силы нации для борьбы с абсолютизмом. Он изображает выход стрелков на учения.
Он то прибегает к вытянутому по вертикали формату, строя пейзаж уступами вверх, то развивает композицию вширь, объединяя на первом плане воду, камни и деревья. Тихо и спокойно в этом уединенном уголке. Голландский художник. Черты аристократизма настолько преобладают в искусстве Голландии на рубеже 17-18 вв., что влияют и на жанровую живопись, которая (как и голландский портрет) теряет демократические черты (Корнелис Трост, «Забавы в парке», «Портрет Иеронима Тоннемана с сыном»).
Живое влияние мастера, напротив того, определенно сказалось у многочисленных примыкающих к нему пейзажистов — Филипса Конинка (1619—1688), Доомера (1622—1700) и других. Франс Хальс сумел совершить целую революцию в портрете. Картина Пейзаж со стадом, всадником и крестьянами. Никакого покоя, никакой неторопливости— он умел быть разным и неожиданным. Поднять на новую ступень голландский офорт сумел Геркулес Сегерс (1589—1638).
В портретах Рембрандт оказывается теперь свободнее при выборе моделей и пишет по преимуществу лица с ярко выраженной индивидуальностью. Размеры картин, как правило, были не велики (по сравнению с дворцовой живописью или алтарными композициями для церквей), а сюжеты имели камерный характер изображали сцены частной, повседневной жизни. Его живопись отличается по большей части монохромным (условно-однотонным) характером («Конькобежцы», Эрмитаж, 1641). Блестящего развития достигает натюрморт. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников.
Натюрморт с омаром, рогом для вина и бокалами. Пейзаж у Ройсдаля абсолютно утратил панорамный характер. Восемнадцатый век — век Разума, всеразрушающего скепсиса и иронии, век философов, социологов, экономистов развивались связанные с техникой точные естественные науки, география, археология история, материалистическая философия. Детали сведены к минимуму, тщательно продуманы и осмыслены жесты, позы, наклон головы.
В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины. Рембрандт исполнил более шестидесяти заказных портретов. Голландский художник работает преимущественно на рынок он такой же продавец своего товара, как купец или ремесленник. Меняется образный строй картин.
Для Стена, в отличие от большинства его современников, сюжетная сторона небезразлична. Главное достижение голландского искусства 17 в. – в станковой живописи. С любовью и правдой он фиксирует самое обычное и вместе с тем типичное для его родины: пустынные дюны, скромные селения, каналы с тихо скользящими лодками рыбаков или те же каналы зимой, оживленные конькобежцами.
1660 г., Эрмитаж). Интересным с исторической и художественной точек зрения является создание в 1616 году в Лейпциге серии гравюр к печатному изданию книги Густава Селенуса (под этим псевдонимом скрывался герцог Брауншвейг-Вольфенбюттельский Август) «Шахматы или Королевская игра» художником Якобом ван дер Хейденом. Очень быстро Халс стал одним из самых известных портретистов Харлема. Портреты 40-50 годов – портреты с преобладанием черного цвета.
Даже самые непростые мотивы природы приобретают под кистью художника монументальный характер. Однако простота художественных концепций Вермеера обманчива. На первом плане сухое, но еще живое дерево. В 1650-х годах в живописи Адриана Остаде произошли изменения. Они оказали огромное влияние на современное им и будущее искусство.
Так, в интерьерной картине «Комната в голландском доме» Питера Янсенса изображена залитая солнечным светом уютная комната с играющими на полу и на стенах солнечными зайчиками, в картине «Старушка у камина» Якоба Вреля – погруженная в мягкий полумрак комната с камином. Картина имеет повторение, она создает еще более острый смысл жизни и смерти. Прощание Давида с Ионафаном, написанная в один год с Ночным дозором. Эта тема в полной мере получила свое воплощение в жанровой картине. Его взгляд самоуверен и даже вызывающ. В отношении тематики, в узком смысле слова, у Вермеера нет ничего оригинального.
Показательна для него картина «Больная и врач» (ок. Самым занимательным рассказчиком в картинах такого рода был Ян Стэн (1626-1679). Но, Кейп-анималист также большое внимание уделяет и изображению пейзажа. С изменением жизни голландского общ-ва во 2 пол. Голландские художники 17 века Питер Клас (около 1597 — 1661) и Виллем Хеда (1594—1680/1682) писали многочисленные варианты «завтраков» изображая на столе окорока, румяные булочки, ежевичные пироги, хрупкие стеклянные бокалы, наполовину наполненные вином, с удивительным мастерством передавая цвет, объем, фактуру каждого предмета. За исключением северных ландшафтов, привлекших его своеобразием своих мотивов, художник в 1660-х годах оставался верен своей тематике и манере.
Освобождение от гнета испанского абсолютизма и католической церкви, уничтожение ряда феодальных ограничений открыли пути бурному росту производительных сил республики, которая, но словам Маркса, «была образцовой капиталистической страной XVII столетия» Только в Голландии в те времена городское население преобладало над сельским, но главным источником прибылей была не промышленность (хотя здесь были развиты текстильное производство и особенно судостроение), а посредническая торговля, расширявшаяся благодаря колониальной политике. Натюрморт голландцы называли «stilleven», что означает «тихая жизнь» и это слово несравненно точнее выражает тот смысл, который голландские художники вкладывали в изображение вещей, чем «nature morte» – мертвая натура. Рассвет пейзажной живописи в голландской школе относится к сер.
В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам. Женщина читает письмо, кавалер и дама музицируют. Однако изолированность этих художественных школ не следует преувеличивать в Голландии, где многие города находятся друг от друга на небольшом расстоянии, а художники часто меняли свое местопребывание, существовала тесная взаимосвязь между художниками различных школ. Естественно они изображены за дружным застольем.
Центральным предметом композиции мог стать пучок спаржи, ломтик лимона, ягоды крыжовника— скромные, повседневные предметы. Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684). Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта. Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос.
Распад плоти передает в портрете. Натюрморты Бейерена строги по композициям, эмоционально насыщены, красочны. Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти. Мощью веет от лесных ландшафтов Рейсдала, родоначальника этой разновидности пейзажа. Продолжателем его традиций стал Хоббем, предпочитавший солнечные ландшафты. 12 разновидностей пейзажа: городской, морской, дюнный, водопады, лесной пейзаж.
В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности. Родился в 1606 году в семье мельника в городе Лейдене. 17 в. Крупнейшим мастером реалистического пейзажа был Якоб ван Рейсдал (1628-1682), художник неистощимой фантазии.
Одновременно Голландия – важнейший центр европейской культуры.
Расцвет переживает сатирическая графика. Остаде умело передает сосредоточенность увлеченных своим занятием «музыкантов», с едва заметным юмором изображая наблюдающих за ними в окно детей. Дома горожан были полны картинами, малоизвестные люди владели ценнейшими собраниями.
В правой части картины виднеется уходящая вдаль дорога. Это своего рода портреты-биографии. Эти несложные по действию картины: «Девушка, читающая письмо», «Кавалер и дама у спинета», «Офицер и смеющаяся девушка» и т. д. — полны душевной незамутненности, тишины и покоя. Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта. Далекие просторы воздуха, воды, земли переданы с исключительным мастерством. «Завтраки» Хеды сменяются роскошными «десертами» Виллема Кальфа (1619-1693).
«Завтраки» Хеды сменяются роскошными «десертами» Калфа. На этом полотне люди объединены м/у собой действием, все представлены в естественных позах их внимание обращено на главное действующее лицо – доктора Тульпа, демонстрирующего у трупа строение мышц. Таким образом Кейп и Поттер открывают новый этап в развитии голландского пейзажа. Альберт Кейп считается одним из крупнейших пейзажистов Голландии. В других источниках указывается количество 600.
Такова, например интерьерная картина «Деревенские музыканты».
Ю. А. (Ввиду того, что с 1661 г. Рейсдаль не помечал датами своп картины, главным, кроме стилистического анализа, основанном для определения времени их возникновения является трактовка изображенных в них людей). Именно вот таким образом голландских мастеров XVII века (за исключением Рембрандта и Халса) назвали «малыми голландцами» (обширного круга голландских живописцев XVII в. возникло в связи с камерным характером их творчества, небольшим размером их картин (пейзаж интерьер, бытовые сюжеты). Не менее значительное место в графическом наследии Рембрандта занимают рисунки.
Близок Гойену по выбору мотивов и по мягкой созерцательности пейзажного образа Саломон ван Рёйсдаль – «Переправа» (Амстердам, Рейксмузеум) «Речной пейзаж» (Москва, ГМИИ им. Первый – это взгляды главных персонажей: они смотрят в глаза друг другу. Особо хорошо это заметно в картине Неверие Фомы.
А. С. Художник через пейзаж умело передавал человеческие эмоции. Автопортрет с Саски на коленях. Более одарённым был художник Виллем Бейтевег.
Художник как бы запечатлевает определенное состояние в изменчивой жизни природы и вместе с тем всегда умеет выявить ее извечную сущность. Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам. Главный объект внимания живописцев — человек и окружающий его мир.
Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон. На зрителя с полотен смотрят люди уверенные в себе и завтрашнем, полные энергии («Стрелецкая гильдия святого Георгия», «Стрелецкая гильдия святого Адриана»). Хальс был первым в европейском искусстве мастером свободной «эскизной» живописи. Фигуры укрупнены, приближены к передней плоскости холста. Но Халс не отказался от реализма и его популярность резко упала.
Немногочисленные фигурки людей размещены с большим тактом. Протестантизм (кальвинизм как его наиболее суровая форма), вытеснивший полностью влияние католической церкви, привел к тому, что духовенство в Голландии не имело такого влияния на искусство, как во Фландрии и тем более в Испании или Италии. Рембрандт покупает в Амстердаме дворец. Рождались архитектурные утопии (графические архитектурные пейзажи — Джованни Баттиста Пиранези и так называемая «бумажная архитектура»).
Он пишет одну за другой картины изображающие стрелков корпорации св. В XVII в. Голландия стала образцовой капиталистической страной.
«Аллегорию живописи», созданную около 1665–1666 годов, вершинное произведение Вермеера с точки зрения работы с цветом, можно назвать наиболее амбициозной его картиной. Перед художниками того времени стояла вполне конкретная задача. Именно Паулюса Поттера считают создателем голландского анималистического жанра.
Историю голландской живописи 17 в. прекрасно демонстрирует эволюция творчества одного из крупнейших портретистов Голландии Франса Хальса (1580-1666 гг. ) Его деятельность почти целиком прошла в Гарлеме. В его школе учится такие художники, как Доу.
«Банкет офицеров роты Святого Георгия» – первая работа которая принесла ему популярность. Но в то же время здесь отчетливо видны и свои отличия. Афоризм Руссо «Человек велик только своими чувствами» выражал одну из примечательных сторон общественной жизни 18 столетия, породившей углубленный утонченный психологический анализ в реалистическом портрете и жанре, поэзией чувств проникнуты лирический пейзаж (Гейнсборо, Ватто, Берне, Робер) «лирический роман», «поэмы в прозе» (Руссо, Прево, Мариво, Фильдинг, Стерн, Ричардсон), она достигает высшего выражения в подъеме музыки (Гендель, Бах, Глюк, Гайдн, Моцарт, оперные композиторы Италии). Рембрандт всегда уделял большое внимание офорту (гравюра) и рисунку и вскоре стал крупнейшим мастером графической техники в Европе.
Эта картина имеет фальшивую подпись Поттера. Считая Рейсдаля замечательным пейзажистом, он посвятил специальный очерк разбору трех его произведений. Закономерно вот таким образом, это Нидерландская буржуазная революция (1566—1609), покончившая в Голландии с властью католической церкви и феодальным строем, разбудив творческие силы народа, послужила одновременно и толчком к бурному развитию и расцвету реалистического искусства. «Чисто чувствующий, ясно мыслящий художник», так характеризует голландца великий немецкий поэт. Середина XVII века -- время наивысшего подъема голландской пейзажной живописи.
Жизнь голландцев протекала в основном именно в доме. В работах появляется ирреальный свет. Одно из самых сильных произведений позднего Хальса – мужской портрет из Метрополитен-музея в Нью-Йорке (1650-1652). Нигде но раскрывается вид вглубь.
Наиболее ярким представителем этой стадии голландского пейзажа является Ян ван Гойен (1596—1656). Живописная манера Хальса стала еще более лаконичной и вместе с тем достигла высшей силы экспрессии. Некоторые его работы того периода наиболее близки творчеству Паулюса Поттера. Картины художников на бытовые темы (или жанровые картины) изображавшие человека в привычной, повседневной обстановке, отражали устоявшиеся формы быта, поведения и общения людей, принадлежащих к различным сословиям голландского общества. Таковы картины «Бык» (1647, Гаага, Маурицхейс), «Собака на цепи» (Санкт-Петербург, Эрмитаж).
Из них портрет Регентши приюта для престарелых. Пушкина). Это, в свою очередь, породило особенно тщательную, тонкую манеру письма. В поздних работах Рембрандта красочные мазки резко проступают на поверхности холста.
Хальс родился в Антверпене и работал в Харлеме главным образом как портретист. В Эрмитаже есть картина этого художника «Пейзаж с животными», эта работа дает достаточно полное представление о том направлении, которому следовал Дюжарден. Голландские художники создавали впечатление естественного «беспорядка» в расположении вещей: они показывали разрезанный пирог, очищенный лимон с висящей спиралью кожурой, недопитый бокал вина, горящую свечу, раскрытую книгу, – всегда кажется, что кто-то касался этих предметов, только что пользовался ими, всегда ощущается незримое присутствие человека.
Образ старости возникает. В 30 годах он написал картину портрет Офицеров роты святого Андриана.
На рубеже 1760—1770-х годов. Но голландскому живописцу чужд классический дух, которым пронизаны построенные на гармоническом соотношении масс пейзажи его французского собрата. Приблизительно двадцать следующих за тем лет характеризуются крайней простотой общей концепции и отсутствием искания какой бы то ни было декоративности. В амстердаме он получает первый заказ на групповой портрет – Анатомия доктора Тюльпа.
Особую поэтичность у малых голландцев приобретает интерьер. Сюжеты простые, крестьянские— дорога, кусты возле канала, хижины крестьян среди деревьев. Как очень крупный и во многом близкий к Рейсдалю пейзажист в конце 17 века выдвинулся его ученик — Гоббема (1638—1709), создавший один из самых оригинальных и выразительных голландских пейзажей — знаменитую «Дорогу в Меддельхарнис» (1689, Лондон, Национальная галерея).
Иллюзорность передачи вещей отступает у этого мастера на второй план и интерес сосредоточивается на разработке пространственных отношений, в частности на изображении интерьеров, а также двориков и открывающихся за ними улиц («Хозяйка со служанкой», Эрмитаж, ок. Картина сравнительно велика по размеру и несколько растянута в ширину. В середине 18 века немецкий археолог и историк искусств Винкельман («История искусства древности», 1764) призывал художников вернуться к «благородной простоте и к спокойному величию древнего искусства, несущего в себе отражение свободы греков и римлян эпохи республики». Его немногочисленные картины написаны в богатой и разнообразной фактуре. Нередко Фабрициус был вынужден отдавать их за долги домовладельцам.
В период зрелости голландский пейзаж вступает около 1630 года. В картине получается активная диагональ. Портрет офицера (1624, Лондон, собрание Уоллес), покачивающийся на стуле «Гейтгейзен» (конец 1630-х гг., Брюссель, картинная галерея), «Цыганка» (конец 1620 гг., Лувр) или так называемая «Гарлемская ведьма», — «Малле Боббе» (Берлин) могут быть названы как характерные примеры его острого и часто задорного искусства.
Тем не менее, все его образы имеют вполне индивидуальный характер. Это один из великих художников 17 века. Материальное единство природы выходило в работах на первый план. В стране сложились условия для развития наук и искусства. Так, было весьма плодотворным влияние театра на живопись и музыку.
В творчестве Я. ван Рейсдала национальный голландский пейзаж достигает расцвета. Бегущий ручей – символ быстротекущей жизни. В XVII веке голландская школа живописи стала одной из ведущих в Европе. Адриан ван Остаде (1610—1685) – явился наиболее крупным по своим живописным достоинствам в изображении крестьянского быта. Мужчины, женщины, дети портретируются им с одинаковым ощущением живого образа («Портрет молодого человека с перчаткой», ок.
Адриана и св. Ян ван Гойен. В это время приезжает министр Голландии и покупает несколько работ Рембрандту.
Кроме того, голландская живопись широко представлена в жанре пейзажа. Такова картина «Вид реки Вааль у Неймегена» (1649, Москва, Государственный музей изобразительного искусства имени А. С. Пушкина), выдержанный в тонкой коричнево-серой гамме красок. Критические позиции определили основу метода реалистического искусства 19 века.
В 1640-1645 годах работал во Франции, с 1653 – в Амстердаме. Главное для живописца — не внешнее сходство с моделью, а глубина внутреннего мира, сила душевных движений и переживаний. Имелись также художники, специализировавшиеся на церковных интерьерах и различных видах натюрмортов, как например: «лавка», «десерт», «завтрак» и др.
Вместе с тем, художник умеет пронизать пейзаж единым настроением и выявить своеобразную жизнь передаваемой им местности. Исайя ван де Вельде воплощал этот стилистический виток в искусстве вместе со своим учеником Яном ван Гоэном.
Так, в интерьерной картине «Комната в голландском доме» Питера Янсенса изображена залитая солнечным светом уютная комната с играющими на полу и на стенах солнечными зайчиками, в картине «Старушка у камина» Якоба Вреля — погруженная в мягкий полумрак комната с камином. 1585-1666 гг. ). Один из крупнейших мастеров нидерландской школы натюрморта, Калф писал как скромные по мотивам картины с изображением бедных кухонь и задворок (Двор крестьянского дома, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), так и эффектные композиции с драгоценной утварью и экзотическими южными фруктами (Завтрак, Государственный музей, Амстердам Натюрморт, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Со временем «завтраки» мастеров натюрморта, живописцев Класа и Хеды уступают место «десертам» голландских художников Абрахама ван Бейерена (1620/1621-1690) и Виллема Кальфа (1622-1693). Быстро и виртуозно положенные, они воссоздают мимику и движение, преображаются в различные, точно схваченные и воспроизведенные пластические формы.
Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта». Каждая фигура имеет свой поворот и свое движение. Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven).
Контуры предметов растворяются и как бы тают в далях, которые заволакивает туманная дымка цвет дается в тонких градациях – удаляясь в глубину, он теряет отчетливость и звучность, отчего возникает ощущение влажного воздуха, наполняющего пейзаж. Дерево изображается на фоне живого и пышного дерева. До начала 1640-х гг. Творчество Рембрандта в Венской картинной галерее представлено только портретами, хотя «Мать художника» и «Сын художника» могут также считаться однофигурными историческими картинами.
Музей истории искусств владеет только одной картиной Франца Хальса, портретом молодого человека, который уже выступал в коллекции Карла VI как один из немногочисленных образцов «протестантского» искусства Голландии. Это исчезает в поздних портретах. Но теперь критерий его мастерства абсолютно иной.
Офорт становится бытовым ремеслом в руках второстепенных художников, достойных за небольшую плату использовать какие угодно стилистики (поздний маньеризм, реализм, барокко). Такова, например интерьерная картина «Деревенские музыканты». У кого Рейсдадь учился живописи -- неизвестно.
Отдельно стоит упомянуть морские пейзажи. Все мелочное уступает в этих портретах обобщенной, но вместе с тем необычайно острой подаче образа. Картину приобрел Петр 1 и она стала одной из первых картин Эрмитажа. Невольно встает вопрос, написаны ли они самим Рейсдалем.
Трагична судьба Э. де Фабрициуса, талантливого мастера бытовой сцены и произведений с изображением церковных интерьеров («Рынок в порту», «Интерьер с женщиной у клавесина»). Ко второй половине семнадцатого века в жанре возникли более эмоциональные произведения с философскими идеями. Первый развивал Адриан ван Остаде и его школа.
Несмотря на все невзгоды, талант великого живописца не иссякает. «Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. В пятидесятые — шестидесятые годы XVII века тематика жанровых картин постепенно сужается.
Теперь взгляд проникает в глубь старого леса, где рядом с высоким полузасохшим стволом лежит упавшее дерево, высятся могучие дубы, а извилистая тропинка теряется среди зарослей. Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста. Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ).
Изгиб первого дерева повторен стоящим в глубине вторым, меньшим. Просветители провозгласили целью искусства подражание природе, но природе упорядоченной, усовершенствованной (Дидро, А. Поп), очищенной разумом от пагубного воздействия рукотворной цивилизации, созданной абсолютистским режимом, общественным неравенством, праздностью и роскошью. На переднем плане – надгробие, на котором портрет самого художника и подпись Рейздаль. Многих представителей пейзажной живописи наблюдается интерес к передаче животных.
Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует». Вот, справа, за поваленным стволом, растут рядом высокая береза и кряжистый дуб. В 30-е годы Рембрандт впервые серьезно начинает заниматься графикой, прежде всего офортом. В так называемом «Большом автопортрете» 1652 г. художник предстает перед нами в коричневой блузе, с поворотом лица в три четверти. Так, например, среди пейзажистов были маринисты (изображавшие море), художники, предпочитавшие виды равнинных мест или лесные чащи, были мастера, специализировавшиеся на зимних пейзажах и на пейзажах с лунным светом: среди жанристов выделялись художники изображавшие крестьян, бюргеров, сцены пирушек и домашнего быта, сцены охоты и рынков были мастера церковных интерьеров и различных видов натюрмортов — «завтраков», «десертов», «лавок» и т. п. Сказались черты ограниченности голландской живописи, сужавшей для ее создателей число решаемых задач.
40-60-е гг. Краски словно излучают свет, цвет интенсивный. Новаторские достижения «малых голландцев» составляют светский реализм, обращение к отображению в картинах реального окружающего мира и человека без подведения под определенный идеал, сложение развитой и очень дифференцированной системы жанров, разработка системы тональной живописи.
Несколько поодаль стоят рядом четыре дерева. Почти все работы они там собраны. Эпилогом творчества Р. можно считать его грандиозное полотно «Возвращение блудного сына» (около 1668-1669, Эрмитаж), в кт с наибольшей полнотой проявилась эстетическая высота и живописное мастерство художника.
Меняетсяобразныйстрой картин. Такое построение придало изображению живость и естественность. В Голландии воцарилось господство протестантов, которые практически перестали заказывать у художников картины на религиозные темы. Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ. И тот и другой наряду с картинами изображающими животных, пасущихся или отдыхающих под открытым небом («Ферма» Поттера, Эрмитаж, 1649), писали также отдельные их экземпляры крупным планом. Натюрморты этого типа впервые появились во фламандской живописи XVII века, а затем получили распространение в Голландии, Италии и Испании. Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик.
В осанке мужчины, в жесте руки, упирающейся в бок, в жестко сомкнутом рте читаются холодная властность и высокомерное презрение ко всем, кто не принадлежит к его кругу. Выбор композиции в работах обоих художников подчеркивает единство человека и окружающей его среды. С предельным чувством меры и такта соединяет он лимонно-желтые, голубые, фиолетовые самых разнообразных оттенков, алые и бледно-зеленые краски в одну звучную тональную гамму.
Он уже 10 лет занимался офортом, хотя и не был ни фанатично преданным офортной технике (как Сегерс), ни склонным к значительным экспериментам с самой техникой. Таковы портреты Класа Ван Форхаута, недалекого, простодушного, немного смешного и нелепого в своей претензии казаться величавым и значительным (ок. 1635, Нью-Йорк, Метрополитен-музей), Николаса ван дер Меера (1631, Харлем, музей) и Питера ван ден Бруке (1633, Лондон, Кенвуд-Хаус) – натур простых, откровенных и чуть грубоватых, но деятельных и ясных духом или портрет Яспера Схаде, тщеславного, высокомерного, самовлюбленного (ок. Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи. Энциклопедист Д. Дидро подразумевал интерес художников к «малым» (низким) темам из повседневной жизни в противоположность искусству «большого» стиля на «высокие» исторические и мифологические сюжеты, а также небольшой, «кабинетный» формат картин.
Он характеризуется видоизменением поздних форм барокко в декоративный стиль рококо. Подгоняемые ветром несутся по небу облака, со скал низвергаются водопады, волны набегают на берег, а с земли навстречу свету поднимаются мощные, густолиственные деревья, у подножия которых гниют упавшие стволы. Одновременно с рококо развивалось реалистическое направление — у некоторых мастеров оно приобрело острообличительный характер (Хогарт, Свифт). Гойен мастерски пишет небо, его непостоянную изменчивую жизнь. Художник не стремился потворствовать вкусам буржуазной публики, вот таким образом его произведения, не имевшие успеха у современников, продавались за гроши.
Он изображает обычно теневые его стороны («Драка») Как и другие ее представители, он обычно подходит к своим темам всецело в духе идеологии господствующего класса и либо идеализирует действительность, либо видит в крестьянах лишь забавные существа, нравы которых дают повод для смеха и шуток. Остаде умело передает сосредоточенность увлеченных своим занятием «музыкантов», с едва заметным юмором изображая наблюдающих за ними в окно детей. Его краски как будто излучают свет. Бурное развитие голландской живописи в 17 веке объяснялось не только спросом на картины тех, кто хотел украсить ими свое жилище, но и взглядом на них как на товар, как на средство наживы источник спекуляции. В Харлеме находится музей его.
Они возвышаются на темном пригорке, резко выступающем на фоне светлой дороги. Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников. Ранние работы А. Остаде (игры в карты, ссоры и драки в трактире) отличает динамичный, грубоватый характер.