Валентин Серов хотел показать масштабность личности Петра I через его деяния, ведь именно эта картина доказывает, что один человек может влиять на историю всей страны.
Трудился в архивах и запасниках Эрмитажа, зарисовывая в разных ракурсах посмертную маску Петра (ее снял с лица царя после его смерти скульптор Бартоломео Карло Растрелли), посещал исторические лекции, без устали занимаясь рутинной подготовительной работой. В серо-зеленоватую дымку погружается деревянная улица древней Москвы. В 1906 он приступил к работе над портретом Гиршман в интерьере ее будуара. Тот же прием использован и в монументальном портрете Ф. И. Шаляпина (1905).
1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. Немножко суховато, но не неблагородно в отличие от бакстовской сладкой роскоши» 10. На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму».
Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию. В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. Набросок гуашью на картоне изображающий сидящую Гиршман (1904), плавностью линий созвучен стилистике модерна.
1890 год— начал давать частные уроки рисования: с конца предыдущего года— Володе фон Мекк— сыну В. К. фон Мекк, затем дочери титулярного советника Надежде Трембовельской. Акварельный эскиз портрета, представленный на выставке, передает замысел художника, многоплановостью композиции и игрой с отражением в зеркале вызывающий ассоциации с «Менинами» Веласкеса. В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. И не смогло оно поглотить богатырский город, который стоит до сих пор.
В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III. Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». Интересно, что и в этот раз его особенно волновал вопрос благородства постановки. В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова. 1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова.
Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. Всем нравится, начиная с самого Мазини — весьма милого в общежитии кавалера. Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. Особенно выделяются туго набитые карманы.
Репин вспоминал: «Первую свою картину он начал в Москве, живя у меня в 1878—1879 году. 1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты». В конце жизни Серов увлекся новой темой — мифами Древней Греции. Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». Эволюция его стиля заметна в акварелях. В полотне Серова есть ни с чем не сравнимое обаяние того "тона правды", который мы можем отыскать лишь на страницах гениальной эпопеи Толстого "Война и мир".
В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. "Страшно, судорожно, как автомат, шагает Петр. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова13. Ветер, ветер.
Римского-Корсакова «Шехеразада» для Русских сезонов С. П. Дягилева в Париже. Я ахнул. Весной 1901 года в Училище живописи был создан объединённый портретно-жанровый класс, который возглавил В. Серов вторым преподавателем был принят К. Коровин одновременно он преподавал в школе-мастерской Е. Н. Званцевой, в которой позировали обнаженные модели. Проучившись некоторое время в Германии, Валентин переехал вместе с матерью во Францию.
Поначалу его более остальных жанров привлекал портрет. В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. Строители, одинокая утлая лодчонка, подбрасываемая на волнах, бьющаяся о сваи прошлого, не способная вырваться и обреченная быть разбитой в дребезги, мощью напора.
Как и в случае с «Похищением Европы», существует несколько вариантов композиции «Одиссей и Навзикая». Тем самым подчеркивается суровая действительность тех времен. Художник работал над картиной осень и зиму 1907 года. Некому его обуздать, наполнить им легкие и паруса, заставить трепетать стяги и врагов. Валентин Александрович Серов родился в Петербурге. В 1911 году он исполнил портрет Станиславского.
В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи20. 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). Это подтверждает также и то, что на картине Серова «Петр 1» адмиралтейство, как и другие здания, которые впоследствии стали визитной карточкой Санкт-Петербурга, отсутствует, но корабли, которые стали гордостью Российского флота впоследствии, уже построены и стоят у берегов.
Такова знаменитая акварель «Венера перед зеркалом» (1890-е) исполненная с картины Тициана2. Во время его царствования в моду вошло ношение головного убора, называемого треуголкой. В 1901 году написана самая очаровательная и живая, самая рябушкинская из его историко-бытовых картин «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)». Отец художника, Александр Николаевич Серов, являлся композитором, автором оперы «Юдифь» и известным в те годы музыкальным критиком. Еще более их сближал интерес к театру.
Коровину, однако Серов остался недоволен, сочтя, что декорации лишились «той небольшой доли благородства» 9, которая имелась в его эскизах. На уроки по наукам ему надо было ходить почти от Девичьего поля (Зубово) к Каменному мосту на Замоскворечье. Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым.
Уже в 1890-е появился удивительный по выразительности рисунок исчезающей в метели фигуры извозчика («Извозчик»), эфемерный исполненный акварелью в один тон. После этого Валентин (ему тогда было всего девять лет) остался в Париже и продолжил обучение у Репина. Гиршман, хозяйка известного московского салона, жена крупного промышленника и коллекционера В. О.
Серов в одном из писем к жене написал: «Портрет идет, если не вышел, недурен, т. е. за этюд с натуры». Театральная среда была близка художнику с детства.
Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. Будто властью искусства раздвинулась, завеса, времен к предстало перед нами былое. Один из придворных, который явно обладает экзотической внешностью, несёт треуголку царя. потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. Первые были для вечности или по крайней мере для будущего, – вторые вырвались у нетерпеливого самовластного помещика.
Это наполняет картину теплом домашнего уюта. Также по просьбе Владимира Дервиза, написал портрет его отца, члена Государственного Совета Д. Г. Дервиза. Художник зарисовывал и записывал что-то в свой альбом. Грабарь причислил портрет к лучшим произведениям Серова. Возможно, темы «Одиссея и Навзикаи» и «Похищения Европы» были оставлены лишь на время и то ради заказа, соответствовавшего интересу Серова к воплощению античной темы в монументальных образах.
На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. Потом исходя из зарисовок и записей искал образ. В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей.
Щербатовой. В 1906 году И. Н. Стремительно, как быстро исчезающее видение, проносится поезд.
Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). Но пришел богатырь и сковал на руках целый город и поставил на болото. Серов ещё с середины 1880-х годов был хорошо знаком с врачом и коллекционером И. И. Трояновским и через него— с семьей В. П. Обнинского.
Годы расцвета творчества мастера пришлись на время создания объединения «Мир искусства», с членами которого он сотрудничал и дружил. С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). Гиршмана.
Серов считал себя преемником своего учителя, Ильи Репина, который восторженно отзывался о многих работах ученика, в том числе и об описываемой в данной статье картине «Петр 1». Свинцовое неспокойное море. 1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства». Он согласился позировать Серову.
Многие часы он провел в Эрмитаже, копируя творения Рембрандта, Веласкеса, Веронезе. Его учителем был Н. И. Мурашко. Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса. Серов изобразил поэта сидящим на скамейке в парке в осеннюю пору (всем известно, что любимым сезоном года Пушкина была поздняя осень).
К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой10, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения11. «. Он только что встал, не выспался, больной, лицо зеленое» 7, – объяснял художник свой замысел. Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино17. Дмитриев, «. только в рисунках и в любимых баснях Серов мог безбоязненно и прямо идти к заветным идеалам, так как современники здесь его не контролировали, так как эти вещи казались современникам второстепенными, побочными в серовском творчестве» 18.
На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене. Практически черная, словно обожженная земля. Параллельно мастер работал над портретом княгини П. И.
Наиболее удачной является акварель «А. С. Пушкин» (1899, Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург). Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»15. Хлопки парусов, словно кто-то невидимый выбивает подушки. На дальнем же плане – панорама города, ряд построек вдоль берега реки, среди которых возносится сверкающий, словно озаренный солнцем, проглянувшим вдалеке во время грозы, шпиль Петропавловского собора. в зеркале у края холста).
Даже волны, когда-то разрушительно-страшные, раболепствуя, покорно бьются о кромку берега у его ног. Се пришел час, который должен решить судьбу Отечества. Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках.
Бергман-Серовой, в Москве бывали музыканты, артисты, художники. Но, конечно же, суть картины "Петр I" не может быть сведена только к этому. Листья с деревьев в парке уже облетели и ветер гоняет их по тропинке. Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. С пушкинской силой прозрел Серов сквозь толщи лет облик Петра. До последних лет Серов упражнялся в оттачивании линии и формы, рисуя с натуры. Сам же художник особенно был доволен последним, овальным портретом Гиршман (1911).
Движенья быстры. еров гениально воссоздал живописными средствами визуальный образ петровской эпохи. Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. похож и так вообще немного сама живопись мне не особенно что-то, цвета не свободные.
Серова «Юдифь», поставленной на сцене Мариинского театра в Петербурге в 1908 году. Картина символ, пророчество, актуальна вечно, Петр I – Россия. Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». Пришлось писать с 8 утра до 8 вечера (этак со мной еще не было). Ее первый вариант относится к 1903 году.
Его глаза Сияют. Но что приятнее всего, это то, что он сидит 2 часа самым старательным образом и, когда его спрашивают, откуда у него терпение, он заявляет: отчего же бы не посидеть, если портрет хорош, если бы ничего не выходило, он прогнал бы меня давно (мило, мне нравится)». Заметив на пути праздношатающегося мужичонку, но не имея возможности по спешке «угостить» его высочайшей дубинкой, проезжающий мимо царь, не терпевший бездельников, успевает лишь погрозить незадачливому кулаком, сопроводив жест крепким словцом. Сохранился и эскиз, где государь едет куда-то за город, на работы, в простой тележке — громоздких, пышных карет Петр не выносил, как и роскошных высоких покоев, как и дорогого платья (всего два парадных камзола за всю жизнь сшили для Петра).
Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. На заднем плане вдали полным ходом идет стройка. Иной по трактовке – рисунок, выполненный гуашью и темперой. Южная природа, море, яркое солнце произвели впечатление на Серова и он постарался воплотить их в своих будущих работах, хотя сам писал в письмах, что ни один из художников не сможет в достаточной мере «передать этого удивительного ощущения от света, легкого-легкого ветра, близости мраморов, за которыми виден залив, зигзаги холмов».
В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы. Шемякина) Веры Ивановны3. Силуэты зданий вдалеке, еще не роскошных дворцов, но уже и не деревянных хибар. Бнтье батогами грозило за прогул ученику Морской и Славяно-греко-латинской академий, повешение — взяточнику, казнокраду, похитившему сумму, «достаточную на покупку веревки», «Кубок большого орла», валивший замертво, — трезвеннику, неспособному веселиться после адской напряженности трудов с тем же грубым, безудержным буйством, что и монарх-исполин и орлы его гнезда. — Его никогда не признает гражданская совесть. В собрании Третьяковской галереи имеется несколько изображений «любимой натурщицы Серова» (по воспоминаниям М. Ф.
Имя Валентина Серова имеет особое значение для Третьяковской галереи. Иссиня – серая пелена неба, через которую не пробиться солнцу. Работавший в эти годы бок о бок с И. Е. Хоть и мыслил Петр с горечью и гневом, что «готовы поджечь город и флот» его противники, как только не станет государя, город не погиб. Собственно, написанием музыки Серов стал профессионально заниматься только после выхода его первой оперы «Юдифь», которая снискала огромную популярность среди российской и мировой публики и талант композитора был высоко оценен такими знаменитостями, как Рихард Вагнер, Ференц Лист и многими другими европейскими композиторами. «Петр Великий варварством победил русское варварство» — так оценил смысл и характер деятельности Петра I К. Маркс.
Каждый раз художник создает разные образы, то напоминающие Г. Л. Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. Этому способствует низкая линия горизонта и приглушенные цвета. Его больше увлекало строительство новой столицы, создание флота и государственные реформы.
Его дом находился по соседству с консерваторией. Мамонтовым. Выставка «Валентин Серов.
На заднем плане видны спины дельфинов, выныривающих и вновь погружающихся в воду. Он писал своих родных, друзей, учителей, просто случайных знакомых («Портрет П. П. Чистякова», 1881 «Автопортрет», 1885 «Портрет Е. Г. Мамонтовой», 1887 (все — Третьяковская галерея, Москва) «Портрет композитора А. Н. Серова, отца художника» (1889, Русский музей, Санкт-Петербург). 1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям. С детства Серов был знаком с К. С. В 1910 – 1911 годах художник работал над новой трактовкой темы.
Два главных принципа системы основателя Московского Художественного театра – «поиски характерного и переживание воплощаемого образа» 11 – можно с легкостью отнести и к творчеству Серова. Интересна с точки зрения художественной выразительности корова, которая пьет воду из реки. Оба — и певец и художник — остались довольны совместной работой. Художник получил заказ от издателя и книготорговца Иосифа Кнебеля на композицию «Петр I» для создания школьной серии «Картины по русской истории».
В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая. Как метко подметил В. А. Догадаться, что Балтика совсем рядом, можно по парящим в небе чайкам.
В 1890 году художником была выполнена картина «Портрет итальянского певца Анджело Мазини» (Третьяковская галерея, Москва). «Я ведь все-таки немного и пейзажист», – говорил он6. Итак, что мы видим. Спустя много лет, уже признанный мастер, Серов признавался наставнику: «Помню Вас как учителя и считаю Вас единственным (в России) истинным учителем вечных незыблемых законов формы, чему только и можно учить. » 1 К периоду занятий у Чистякова относится рисунок с изображением уснувшего Ю. П. В доме часто бывали музыканты, художники и другие творческие люди. Чистякова.
Поза подчеркнуто картинна, собольи меха и драгоценности в сочетании с выражением лица говорят о респектабельности и высокомерии. Грабарь. Исполнение декораций было поручено К. А. Все элементы — море, на котором видна легкая рябь, берег, небо с бегущими по нему плотными белыми облаками, колесница, запряженная парой лошадей, фигуры людей — выполнены в холодных серых, синих и белых тонах.
Шишкина. К оформлению интерьеров были привлечены М. В. Добужинский, К. А. Сомов, А. Н. Бенуа. 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). Был написан портрет императора Николая II. Серову была заказана роспись столовой на сюжеты из «Метаморфоз» Овидия.
., а когда я ответил: Да, очень, он вдруг разорвал его на мелкие кусочки. Непосредственная, бойкая и живая, Верочка, кажется, ненадолго забежала в комнату, чтобы взять персик и лишь присела, готовая снова убежать. Княгиня изображена в интерьере своего дворца в свойственном ей пышном наряде. Очень достоверно передана обстановка комнаты. В Харькове им были написаны три пастельных портрета: два— жены профессора Харьковского университета К. Д. Хрущева и один— его дочери.
Мне было жалко рисунка, так как он показался мне очень верным (Василий Качалов). 1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. Но чтобы заработать четверку с минусом, нужно было быть выдающимся человеком. Окна композитора были напротив окон рекреации учебного заведения. На заднем плане виднеются соломенные крыши деревянных изб, спокойно пасутся лошади. Между тем, критики считают его едва ли не вершиной мастерства Серова.
«Лабораторией поиска» 17 той самой линии идеальной по своей лаконичности и остроте характеристики, стали для Серова иллюстрации к басням И. А. Крылова. «Работа над картинами порядком измучила Серова и в 1911 году он их не трогал, как будто бы забросив» 15. Жолтовского реконструировался «в классическом вкусе» особняк B. В. и Е. П.
Конец XVII и XVIII век». Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр. Творческие поиски Серова выходили далеко за рамки портретного жанра. Почему это происходит. От нее веет здоровьем, безмятежностью.
Основным критерием, по которому Валентин Александрович оценивал своё творчество, была художественная правда. Вечер ранней весны. Валентину Серову было пять лет, но это знакомство сохранилось в его памяти. Пейзаж», «Греция.
Верфи. В 1888 году в возрасте двадцати трех лет он принял участие в VIII Периодической выставке в Москве, представив на ней два портрета — «Девочка с персиками», 1887 и «Девушка, освещенная солнцем» 1888 (обе — Третьяковская галерея, Москва). Император изображён в сопровождении свиты придворных, которые контрастируют с ним, являясь полной его противоположностью.
Поленовым и М. А. В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию. Положение царя обязывало носить модные одеяния и аксессуары. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится. Этим как раз и отличается картина Петр 1.
В 1880 году, несмотря на юный возраст (менее положенных 16 лет), Серов поступает в Императорскую Академию художеств и начинает обучение в мастерской П. П. Змейки разноцветных вымпелов. 1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи.
Валентин Александрович Серов (1865 – 1911) – ключевая фигура в русском искусстве рубежа XIX – XX веков. Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ. Легко скользят фигуры людей, кареты, лошади. Лик его ужасен. История создания ее портретов – это история поиска «большого стиля», опирающегося на достижения мастеров прошлого и отвечающего запросам нового времени. Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап.
В ту пору и состоялась вторая встреча мальчика с Репиным. У околицы», 1900-е «Карета», 1908). Мелких деталей немного – основной упор сделан на главном герое.
В основу картины «Похищение Европы» легла известная легенда о том, как верховный греческий бог Зевс, влюбившись в прекрасную юную девушку по имени Европа, превратился в быка и в таком облике похитил ее, посадив к себе на спину и уплыв в открытое море. В 1900 году он написал полотно «Выезд ПетраII и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту» (Русский музей, Санкт-Петербург). Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. В полотне Серова есть ни с чем не сравнимое обаяние того тона правды, который мы можем отыскать лишь на страницах гениальной эпопеи Толстого Война и мир.
Предпосылки для формирования жанра пейзажа складываются в эпоху Возрождения. После этого Серов переехал в Москву, где снова стал жить у своего друга и учителя Репина. Свою будущую жену Серов также встретил и познакомился с ней благодаря музыке. Но, конечно же, суть картины Петр I не может быть сведена только к этому.
Царь страшен — «Лик его ужасен». Он несколько раз изменял очертания берега, освещение (то ему казалось, что действие должно происходить в яркий солнечный день, то — на закате). Предупредителен и любезен на удивление, подымает упавшие кисти (вроде КарлаV и Тициана).
С 1904 года любимой моделью Серова становится Г. Л. В феврале родилась дочь Ольга. Вместе с В. Д. Носовых в Москве. Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». Остров Крит» оба – 1907).
Он поселился в Киеве и в 1876–1878 годах посещал имевшуюся в городе рисовальную школу. Работу над ними художник вел с 1895 года и до последних дней жизни. Немыслимое чудо — Петербург, поднявшийся на гнилых, болотистых берегах. За работу «Девочка с персиками» автор был награжден премией Московского общества любителей художеств.
Прорисованы детали одежды, убранства Петра – великого реформатора. Работая над иллюстрациями исследования «Царская и императорская охота на Руси», Серов создал целую серию исторических композиций изображающих членов царской семьи и придворных. И, наконец, то, что позднее назовут общественной жизнью, малой частицей которой будут «людскость» и «политес», учившие людей жить вместе, а большую часть составит то, о чем в 1914 году историк напишет: «Люди приучались свободно мыслить о делах государственных, сбрасывая мертвящую общественное начало боязливую привычку московских времен отклонять от себя инициативу решения общественных и государственных вопросов словами: «То дело Божие да великого государя». Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова.
Многие продвинутые студенты-музыканты бывали частыми гостями в доме композитора. Ветер перемен. Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил. Основными избранными сюжетами с некоторыми вариациями были: «Диана и Актеон», «Эрот, Аполлон и Дафна», «Венера». 1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок.
Родился сын Георгий. Вздыбленная железной рукой Петра Россия. После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. Кнебель предложил Серову создать композицию, представляющую царя-реформатора в период строительства Петербурга, для издания серии школьных пособий «Картины по русской истории» (М., 1908). Серов хотел показать реальную личность, а не приукрашенный образ монарха. Спустившись к Москве-реке, он пленился одним пролётом моста, заваленным, по-зимнему, всяким хламом вроде старых лодок, бревен от шлюзов и пр.
Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался». а о Петре же ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе для благосостояния вашего». Только вдали на куполах и барабанах церквей догорают красно-оранжевые лучи солнца. 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы.
Таньона – бывшего гувернера и друга семьи Мамонтовых (1884). На выставке представлен эскиз горизонтального формата с намеченным тушью мотивом шествия. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г. Все детали, которые передает картина «Петр 1», свидетельствуют о начале нового этапа в развитии России, о необратимости перемен.
Художник работал над картиной осень и зиму 1907 года. Долго Серов работал и над созданием эскиза «Одиссей и Навзикая».
Ныне Третьяковская галерея обладает наиболее полной и значительной коллекцией рисунков и акварелей мастера (более 750 отдельных листов, 45 альбомов). На переднем плане – вода. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. Едва поспевают за его величеством денщик и «знатные мастера всех художеств» с архитектором во главе — постоянные спутники царя. После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов.
Однако при жизни Серова музей обладал лишь немногими его работами. Она произошла в Париже, в мастерской художника.
Кутепова «Царская и императорская охота на Руси. В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене8. Картина «Петр 1» выполнена без использования ярких цветов и оттенков. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»9 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся).
Они идут сгорбленными, еле передвигаясь под порывами сильного ветра. Сложно судить о том, к какому решению пришел бы Серов в итоге, но во всех эскизах прослеживается «то стремление к упрощенности линий и форм, которое характерно для последнего года серовских исканий» 16. (4, с 109).
Он прекрасен, Он весь, как божия гроза. Дом с садом» (1879). 1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). В 1870 году в гости к Александру Николаевичу пришел Илья Репин, в то время еще учившийся в Академии художеств. Однако Серов не был удовлетворен этим рисунком и пытался его уничтожить. Серова в пору создания картины можно было ежедневно встретить в Петергофе, Царском Селе, запасных залах Эрмитажа, где тогда была открыта знаменитая гипсовая голова Петра, сделанная Варфоломеем Растрелли с живого царя по его повелению и восковая «персона» императора — выполненное тогда же в натуральную величину совершенно точное изображение Петра с математически выверенными пропорциями.
Валентин обучался у Репина два года, а затем вернулся в Россию. А он был страшный: долговязый. Стайка сгорбленных прислужников царя, наоборот, являет собой жалкое зрелище. Заказ на иллюстрации послужил поводом к написанию картин, эскизы которых – «Выезд на охоту (Петр II и цесаревна Елизавета Петровна на псовой охоте» (1900), «Выезд Екатерины II на соколиную охоту» (1900 – 1902) – хранятся в собрании Третьяковской галереи. Более проработанный вариант, выполненный гуашью, отличает теплый колорит и обрамляющий орнамент «елочка», который был заимствован Серовым непосредственно из крито-микенского искусства. Художник сам вызвался написать занавес к уже осуществленной постановке. Серов посмотрел на меня, на рисунок, потом спросил: Вам нравится. То есть лицо, которое было выстругано в течение всей жизни данного человека, запечатлело на себе отпечатки всех его деяний, как хороших, так и плохих.
Его первая масштабная работа для театра – оформление оперы А. Н. То не к одним героям Полтавы — к народу обращен петровский призыв: «Воины.
Глядя на это произведение, чувствуешь, что. Таков рисунок сгоревшего дома, увиденного им под Рождество из окна репинской квартиры («После пожара», 1880). Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова. 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г. Художник был дружен с наследниками П. М.
Картина небольших размеров, выполненная в графической технике гуаши обретает значимость масштабного полотна. Наибольшую известность получила гуашь «Петр I» (1907). Гиршман (поворотом головы, пышной прической и изящными туфельками), то лаконичностью и колоритом отсылающие к произведениям на античные темы («Похищение Европы», 1910).
В окрестностях Абрамцева» (1879), «Ахтырка. В 1910 году по проекту И. В. Таков Петр 1 Серова. Обращаясь к образам петровской эпохи, Валентин Серов в письме к Бенуа заметил: «По-моему, только историю и можно иллюстрировать». Как правило, это не «дословные» копии, а свободная авторская интерпретация шедевра.
Мечущиеся чайки. Этим подчеркнута значительность личности Петра. Трудился в архивах и запасниках Эрмитажа, зарисовывая в разных ракурсах посмертную маску Петра (ее снял с лица царя после его смерти скульптор Бартоломео Карло Растрелли), посещал исторические лекции, без устали занимаясь рутинной подготовительной работой. Теперь не только Репин, но и все, кто видел результаты его творчества, говорили, что у мальчика, несомненно, есть талант. «Серов-рисовальщик, быть может, даже сильнее Серова-живописца», – писал И. Э. Идеально сохранившаяся обстановка петровского домика Монплезир в Петергофе вдохновила Серова на создание композиции «Петр I в Монплезире» (1910 – 1911).
Но можно мириться с лицом, в котором эта противоестественная сила соединяется с самопожертвованием, когда самовластен, не жалея себя идет напролом во имя общего блага, рискуя разбиться о непреодолимые препятствия и даже о собственное дело.