Ватиканская «Пьета» — одно из произведений, в которых историки искусства видят водораздел между кватроченто и Высоким Возрождением. Например, Ватиканская пьета – скульптура оплакивания Иисуса Девой Марией.
Но в то время он стоял в другом месте – в цирке Нерона. Другая особенность исходит из предположения искусствоведа Димитрио Мартинелли. Имелись также и другие небольшие повреждения.
Это произведение внесло новизну в передачу драматизма. Здесь же, согласно преданию, был распят святой Пётр. Барельеф на его стенках изображает победы римских всадников над варварами. И сразу разгорелась борьба между Римом и Флоренцией за право греться в лучах славы «божественного» Микеланджело.
Уже в столь юном возрасте (ему исполнился тогда только 21 год) Микеланджело заключил контракт с кардиналом на создание надгробной Пьеты. Но, невзирая на все преграды, эта личность взошла на новую ступень в истории искусств. На месте собора раньше находилось кладбище. Почему. Рубенс прожил в Италии 8 лет, которые и определили его будущее.
Отныне скульптор стал узнаваемым гением. «Пьета» Микеланджело Буонарроти одна из самых выдающихся скульптурных композиций в истории искусства. В 1972 году на скульптуру было совершено нападение. «Пьета» (pieta – жалость итал. ) или «Оплакивание Христа» — иконографический образ Богоматери с телом Христа на коленях.
Произведение было закончено в 1500 году и помещено в соборе Святого Петра. Благодаря этому столб может показывать время, как солнечные часы.
Вопрос о реставрации вызвал дебаты в Ватикане. Дело в том, что в германских землях, начиная с XIV-XV вв., было широко распространено почитание 7 скорбей Девы Марии (цифры разнились: могло быть и 5 по числу ран Христа и 9 и 15 и даже 21 скорбь): при словах Симеона о будущих страданиях при бегстве в Египет скорбь в течение трех дней исчезновения Иисуса во время путешествия в Иерусалим во время Крестного пути при Распятии при снятии с Креста при погребении. Один из них утверждал, что статуя создана миланским ваятелем по фамилии Гоббо. После возвращения она больше никогда не покидала Ватикан.
В первое издание 1550 года книги Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», которая считается одним из самых обстоятельных трудов в истории искусства, была включена единственная «современная» биография – Микеланджело, которому в то время было 75 лет. Путём немалых усилий служащих Ватикана, мраморные осколки были собраны, а скульптура подверглась серьёзной реставрации. Музеи Ватикана в Риме (в комплекс включены 10 музеев) являются не только хранилищем самых знаменитых работ Микеланджело, но и уникальным собранием образцов античного, современного, религиозного и языческого искусства.
Скульптурное произведение Микеланджело «Пьета Ронданини» было создано за шесть дней до его смерти. Это единственное произведение подписанное зодчим. Интересным является то, что это единственная его скульптура, которая была подписана. Микеланджело Буонарроти (14751564) одно из величайших светил в нескольких художественных областях одновременно. Микеланджело создал это произведение, когда ему было всего 24 года. Слегка склонена голова Богородицы.
Удивительно молодой лик матери полон смирения и принятия неизбежного. После завершения всех работ, в ноябре 1626 г. – ее переместили в новый хор. Священнослужитель пожелал изготовить достойный своей персоны надгробный памятник.
Головы фигур пропорциональны друг другу, но тело Марии больше, чем Христа. Главное здание Ватикана известное практически каждому, – собор Святого Петра с двумя вытянутыми, словно клешни рака, барочными колоннадамиработы Бернини, с крыши которых на нас заботливо смотрят 140 фигур различных святых. Ученики похоронили его в гроте вблизи места казни. Над его останками Вазари и его помощники изваяли прекрасное мраморное надгробие.
Но даже среди этого обилия шедевров Пьета Микеланджело занимает особое место. Его изготовил Франческо Борромини. В ту же ночь на идущей через левое плечо Девы Марии перевязи он высек надпись – «Микеланджело Буонаротти флорентиец исполнил». Обмороки чаще всего случались именно под статуей обнажённого Давида.
Однако работал Микеланджело около двух лет. Влияние Микеланджело на искусство и, особенно, на живопись огромное, но не однозначное. Второе издание, увидевшее свет в 1568 году, Вазари дополнил уже несколькими такими биографиями, в том числе (без ложной скромности) и своей собственной.
По непонятным причинам многие туристы падают без сознания прямо у ног статуи Давида. По этому поводу сам Микеланджело как-то скептически заметил: «Скольких моё искусство сделает дураками».
Об этом рассказал миру Вазари, поэт и биограф нескольких итальянских художников. Такое решение Микеланджело резко контрастирует со спокойствием его первой пьеты. Незаконченная, она стала для Микеланджело отпечатком его смерти. Каждая картина целиком занимает стену. Безумец успел причинить серьезный вред творению Микеланджело – рука Марии была отбита до локтя, ее нос и левый глаз тоже пострадали от действий вандала. Флоренция отдала последние почести великому Микеланджело с большим уважением. Создание этого произведения ознаменовало расцвет творческой карьеры великого мастера и обеспечило ему известность среди современников. Собор Святого Петра в Ватикане богат шедеврами: Папы не скупились, приглашая для его украшения лучших мастеров своего времени.
Не даром его строили целых 120 лет. Современная история этого шедевра не обошлась без неприятностей. Профессор Маджерини, которая изучала воздействие самых знаменитых произведений искусства на эмоциональное состояние посетителей гелереи, утверждает, что у определённого типа посетителей возникает так называемым «синдром Давида».
Более 500 рисунков Микеланджело хранятся во многих ведущих музеях мира. Pieta – в переводе с итальянского обозначает ЖАЛОСТЬ. К сожалению, даже на это «святое» творение было совершено нападение.
Реакция людей была поразительна и однажды в поздний час Микеланджело тайно пробрался в собор с инструментами и указал на поясе Мадонны полную достоинства надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец». Повреждения Пьеты после нападения в 1972 году, фото из Википедии. Однажды, став невольным свидетелем разговора двух зевак об авторстве скульптуры, которое они приписывали миланскому мастеру Гоббо, Микеланджело решил подписать свою работу. На то время тема Библейского мотива была просто недопустимой для мастеров.
Пьета Ронданини, начатая через 55 лет после первой, была последней его работой. Несмотря на страдания, черты обеих фигур идеализированно прекрасны. Душевнобольного удалось быстро обезвредить, но ущерб уже был причинён. Есть, конечно, альтернативная версия – что святой Пётр никогда в жизни не бывал в Риме.
Восхищение итальянской культурой было таким сильным, что он в совершенстве выучил итальянский язык (он не только писал письма по-итальянски, но иногда и подписывал их на итальянский лад: «Пьетро Паоло Рубене»), но и стал авторитетным специалистом в области античного искусства. Место для строительства выбрали не случайно.
Но кардиналу так и не посчастливилось увидеть шедевр, он умер в том же году. Случилось это в 1972 году. Дело в том, что при окончании работы она ее выставили на всеобщее созерцание. Но Микеланджело не уложился в обозначенные сроки, он трудился почти два года.
Этот факт подчеркивает его трудолюбие и умение доводить свои произведения до совершенства. В1568г. Рука скульптора виртуозно превратила камень в тончайшую ткань одеяний.
На данный момент эта мраморная скульптурная композиция, которая именуется еще как «Оплакивание Христа», находится в соборе Святого Петра в Ватикане. Венгр по имени Ласло Тот набросился на статую с молотком и нанес ей серьезные повреждения. Правая рука Марии покрыта тканью и не касается напрямую тела сына. Впервые это сделал португальский художник Франциско де Холанда в 1538 году (на 63-м году жизни Микеланджело), в своей книге «Диалоги с Микеланджело» познакомивший со взглядами мастера на живопись и скульптуру.
Петра в Ватикане несомненно считается Часовня Пьеты. А в одном из юношей в правой части полотна проглядывают черты самого Рафаэля. Скульптуре «Пьета» потребовалась реставрация. Мать Христа изображена молодой, без глубоких возрастных морщин, хотя ей во время распятия Первенца было около 50 лет. Пресвятая Мария, как известно, зачала Христа от Святого Духа, согласно пророчествам. Скульптура Микеланджело Буонарроти «Пьета» – первая из общего числа работ, которая прославила великого итальянца на всю страну. Создавалась скульптура Микеланджело «Пьета» для французского кардинала Жана Билэра де Лагрола еще в 1496 году.
Отныне руки Христа были прижаты к телу. Другой инцидент связан с подписью скульптора. После рождения Иисуса у них с Иосифом были другие дети, зачатые естественным путем. Считается, что рядом с этим обелиском казнили апостола Петра. Интересно, что «Пьета» является единственной подписанной работой Микеланджело.
Ведь для императоров Рима военные победы были одним из главных предметов гордости. Более того, ученые обнаружили косвенные свидетельства того, что одна из задумок скульптора – отражение в композиции канонического треугольника (Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух), что крайне нетипично для католической культуры. И тут он подслушал оживленный спор двух зевак, которые отрицали авторство Буонарроти.
Одно из самых почитаемых мест в Соборе Св. Они оценили работу начинающего мастера как величайшее произведение искусства. Например, задумчивый Гераклит на переднем плане напоминает Микеланджело. Ватиканская «Пьета» (1489—1499) Микеланджело Буонарроти — одно из величайших произведений мирового искусства эпохи Возрождения.
Надгробную речь произнёс прославленный эрудит Бенедетто Варки. Он возомнил себя восставшим из мертвых и стремительно нанес молотком 15 ударов по скульптуре Микеланджело. Скульптура Микеланджело «Пьета» повредилась – у Девы Марии были отбиты рука до локтя и левый глаз.
Сегодня копии ватиканской Пьеты можно увидеть в католических храмах по всему миру. Реалистичный облик композиции и невероятно чувственные эмоции, переданные автором, сделали Пьету одним из величайших произведений искусства всех времён.
Телу Христа скульптор придал ту же нежность и мягкость.
На самой известной фреске «Афинская школа» изображены крупнейшие греческие философы, ведущие диспут: Платон, Аристотель, Сократ, Диоген, Пифагор и другие. Для самого Микеланджело «Пьета» долго оставалась одним из любимейших творений, ведь только она удостоилась подписи автора. Она смотрит на лицо сына, лежащего на ее коленях, глаза которого сомкнуты глубоким сном. После этого тело Микеланджело было погребено в правом нефе церкви Санта Кроче.
Юноша заперся на ночь в храме и подписал статую. Данная работа — первое обращение художника к этой теме. Находится она в Соборе Святого Петра, в Ватикане. Размеры храма просто невероятны – длина достигает 211, 6, а ширина – 115 метров.
Решение было принято в пользу полного восстановления. Пострадало лицо и рука фигуры Богородицы. Наверняка картины Перуджино «Оплакивание Христа» (1493-94 гг., сейчас находится в галерее Уффици во Флоренции) и «Пьета» Боттичелли (1495 г. ) побуждали многих последователей отражать в камне и на полотне эту трагическую сцену.
Высокое мастерство Микеланджело было эталоном для многих поколений живописцев. Этим жестом автор подчеркивает священность тела Христа. Великий мастер не стал спорить с неосведомленными соотечественниками, решив увековечить подлинность своего шедевра автографом по перевязи Марии. Часовня расположена с правой стороны в Соборе сразу от входа и там всегда много народу.
Один из них отстаивал версию, что это мог высечь в камне только миланский скульптор Гоббо. Вот почему все картины и скульптуры изображают ее молодой и миловидной девственницей. Скорбь матери протекает в мучительной безмолвности, где нет ни страха, ни слез.
При этом потребовалось сделать новое основание для статуи.