Именно эту минуту и изобразил великий Микеланджело в скульптуре «Пьета». В 1972 году Пьета Микеланджело подверглась беспрецедентному акту вандализма. Пьета Микеланджело отличается тем, что имеет не крестообразную, а коническую композицию. Пьета Микеланджело «Оплакивание Христа» – единственная работа, которая была им подписана. Пьета Микеланджело расположена справа от входа в собор Святого Петра.
После нападения скульптура «Пьета» Микеланджело Буонарроти была кропотливо восстановлена и возвращена на свое место в соборе Святого Петра в Ватикане и в настоящее время она защищена пуленепробиваемымакриловым стеклом. Интересно, что «Пьета» является единственной подписанной работой Микеланджело. Пьета Микеланджело по-прежнему находится в соборе Святого Петра в Риме, справа от входа и доступ к ней свободный. Piet – «жалость») – иконография сцены оплакивания Христа Девой Марией. Это первая и самая выдающаяся пьета Микеланджело Буонарроти и единственная скульптура, которую он подписал.
Сегодня речь пойдет о Микеланджело и его ранних скульптурных работах, среди которых Пьета и Давид.
Микеланджело, конечно, был полностью за справедливость. Микеланджело выполнил цикл знаменитых скульптур, хранящихся в различных музеях Европы. Может быть, это воплощенное в камне будущее. Головы фигур пропорциональны друг другу, но тело Марии больше, чем Христа. Глядя на это изваяние, можно прочувствовать то глубочайшее недоумение матери, горесть, которая ложится на ее сердце.
Дева Мария держит на руках тело распятого Христа. К тому же, нагрянула эпидемия чумы. И тут он подслушал оживленный спор двух зевак, которые отрицали авторство Буонарроти. Телу Христа скульптор придал ту же нежность и мягкость. Диаметр 120 см. Наоборот, это движение словно растворено в тяжелом камне, будто душа в теле.
Венгр по имени Ласло Тот набросился на статую с молотком и нанес ей серьезные повреждения. По бокам от Моисея стоят фигуры Лии и Рахили, выполненные учениками мастера. «Моисей» – фрагмент грандиозного замысла гробницы Юлия II, который не осуществился из-за финансовых трудностей наследников понтифика. Пророк изображён человеком скрытой мощи, динамической силы и с рожками – это было следствие неверного перевода нескольких строчек библейской книги «Исход». В ту же ночь на идущей через левое плечо Девы Марии перевязи он высек надпись – «Микеланджело Буонаротти флорентиец исполнил».
«Пьета Ронданини» осталась в стадии первоначальной обработки. При этом потребовалось сделать новое основание для статуи. Правда потом он сильно жалел о сделанном и больше ни одно из своих творений не подписывал. Этим жестом автор подчеркивает священность тела Христа. «Пьета» Микеланджело Буонарроти одна из самых выдающихся скульптурных композиций в истории искусства. На данный момент эта мраморная скульптурная композиция, которая именуется еще как «Оплакивание Христа», находится в соборе Святого Петра в Ватикане.
Известно, что Микеланджело был страшным грешником. Несмотря на страдания, черты обеих фигур идеализированно прекрасны. Мария развела слегка колени.
Над этой группой Микеланджело еще работал за шесть дней до смерти. День Воспоминания Горечи и Скорби Благословенной Девы Марии был приурочен к Страстной Пятнице. Микеланджело согласился и сделал им этот подарок. Ее скорбь безмолвна.
Реставрация скульптуры потребовала времени более полугода.
Дело в том, что в германских землях, начиная с XIV-XV вв., было широко распространено почитание 7 скорбей Девы Марии (цифры разнились: могло быть и 5 по числу ран Христа и 9 и 15 и даже 21 скорбь): при словах Симеона о будущих страданиях при бегстве в Египет скорбь в течение трех дней исчезновения Иисуса во время путешествия в Иерусалим во время Крестного пути при Распятии при снятии с Креста при погребении. Решение было принято в пользу полного восстановления. Отныне скульптор стал узнаваемым гением.
Этот проект существовал в нескольких вариантах. Был сколот нос. А она держит на руках взрослого тридцатилетнего мужчину.
Но даже среди этого обилия шедевров Пьета Микеланджело занимает особое место. Скульптуре «Пьета» потребовалась реставрация.
Иисус кажется несколько испуганным, а его мать с легкой улыбкой наблюдает за детьми. Христос скользит вниз, время не удержать. Один из них отстаивал версию, что это мог высечь в камне только миланский скульптор Гоббо. Она смотрит на лицо сына, лежащего на ее коленях, глаза которого сомкнуты глубоким сном. Центральной фигурой является ребёнок, а не Мадонна.
Ее левая рука совершенно свободна, а правая лишь слегка касается тела убитого сына. Такое решение Микеланджело резко контрастирует со спокойствием его первой пьеты. Возрождение. Фигуры образуют низкий треугольник, точнее – это коническая структура.
Этот факт подчеркивает его трудолюбие и умение доводить свои произведения до совершенства. Он проповедовал и исцелял, целиком отдавал себя свой миссии. Микеланджело Буонарроти (14751564) одно из величайших светил в нескольких художественных областях одновременно. Другая особенность исходит из предположения искусствоведа Димитрио Мартинелли. Священнослужитель пожелал изготовить достойный своей персоны надгробный памятник. В одном из писем Микеланджело пишет, что ему даже грозили смертью. После рождения Иисуса у них с Иосифом были другие дети, зачатые естественным путем.
У такой молодой Мадонны на руках мог быть только младенец Иисус. В настоящее время "Вакх" считается первым шедевром Микеланджело. Вскоре последовал новый заказ – на изготовление "Скорбящей Мадонны".
Однако, увидевзавершенной творение кардинал был так потрясен, что объявил «все пункты договоры соблюдены». Пьета Ронданини, начатая через 55 лет после первой, была последней его работой. Порывистый и ранимый Микеланджело тут же взял резец и молот и выбил фавну несколько зубов. Несколько осколков найти не удалось.
Незаконченная, она стала для Микеланджело отпечатком его смерти. По мнению Виктора Лазарева, в этом тондо прослеживается влияние Леонардо да Винчи – его сфумато (смягчение очертаний фигур в живописи). Это светское произведение искусства, созданное на религиозную тему. Шедевральной скульптуре было нанесено 15 ударов молотком, в результате которых, кроме многочисленных мелких увечий, у Девы Марии были повреждёны – нос, левый глаз, а левая рука вообще отбита (до уровня локтя). Переливающиеся краски, которые использует здесь Микеланджело, необычны для других живописных произведений этого художника, но в них есть сходство с ярким колоритом его росписей Сикстинской капеллы (что показывает недавно произведенная расчистка этих фресок).
За годы служения Христос не часто бывал со своей матерью Марией. В толпе молодых воинов выделяется фигура юноши с камнем в руке, который он пытается бросить. Они оценили работу начинающего мастера как величайшее произведение искусства. Изначально Пьета Микеланджело, как это и было согласовано в договоре, украсила надгробие в южном трансепте старой церкви Санта Петронилла, которую кардинал избрал в качестве своей погребальной часовни.
В нем великий мастер как бы прощается с жизнью. Сам он очень полюбил «Пьету» и нередко приходил полюбоваться на нее. Душевнобольного удалось быстро обезвредить, но ущерб уже был причинён.
Дело в том, что при окончании работы она ее выставили на всеобщее созерцание. Другой инцидент связан с подписью скульптора. И хоть она, скульптура и кажется застывшей, но в ней не убито до конца движение. Можно сказать, что Микеланджело был мыслителем – одиночкой, так как он вел непрерывную борьбу с окружающим миром, при этом чувствуя себя весьма отчужденным и неустроенным.
Петра в центре Рима и Ватикана, сразу направо от входа, расположена в специальной нише статуя Микеланджело Буонаротти (1475 — 1564) «Пьета».
Он возомнил себя восставшим из мертвых и стремительно нанес молотком 15 ударов по скульптуре Микеланджело. Скульптура Микеланджело «Пьета» повредилась – у Девы Марии были отбиты рука до локтя и левый глаз. Однако работал Микеланджело около двух лет. «Пьета Ронданини» (Милан, Кастелло Сфорцеско) Последнее из скульптурных произведений Микеланджело, над которым он работал еще за несколько дней до смерти, так называемая «Пьета Ронданини» (начата ок. И еще один парадокс: Мадонна не держит Христа.
Может быть тогда, в свои 23 года, он догадывался, что это гениальнейшая скульптура. Оно оставалось на стадии первоначальной обработки идейная аналогия которой имела также библейский мотив. Интересно, что «Пьета» является единственной подписанной работой Микеланджело. Дерево, масло. Случилось это в 1972 году.
Окончательный вариант гробницы не включал статуи рабов. Созданный Микеланджело цикл состоит из следующих скульптур: «Восставший (скованный) раб», «Умирающий раб», «Юный раб», «Бородатый раб», «Атлас», «Пробуждающийся раб». Ей можно дать от силы лет шестнадцать. Юноша заперся на ночь в храме и подписал статую. Скульптор должен быть наблюдательным и отображать действительность. Один из них утверждал, что статуя создана миланским ваятелем по фамилии Гоббо. Об этом рассказал миру Вазари, поэт и биограф нескольких итальянских художников.
Скульптура — это застывшая пластическая форма. Согласно контракту работа должна была бытьзакончена в течение одного года. Подлинно беспредельны трагическая выразительность и страстная одухотворенность всей группы, при внешней пассивности каждый персонаж этой группы живет своей напряженной внутренней жизнью. Создавалась скульптура Микеланджело «Пьета» для французского кардинала Жана Билэра де Лагрола еще в 1496 году. Скульптурное произведение Микеланджело «Пьета Ронданини» было создано за шесть дней до его смерти.
Внизу фигура уже убитого могучего кентавра, которого неистово топчут. Но, невзирая на все преграды, эта личность взошла на новую ступень в истории искусств.
Одной из последних мыслейИисуса была забота о матери. Учёные подсчитали, что, если обе фигуры встанут, то Иисус будет ростом 1, 75 м, а Мария – 2, 04 м. На перевязи идущей через левое плечо Мадонны, Микеланджело в первый и последний раз вырезал надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец исполнил». Он приходит к особой, глубинной простоте. 1555, Милан, Кастелло Сфорцеско), вновь возвращает нас к варианту двухфигурной композиции.
После завершения всех работ, в ноябре 1626 г. – ее переместили в новый хор. Была сломана левая рука, при падении которой сломались пальцы. Христос увидел их и обратился к своему ученику, чтобы тот заботился о матери. Он вызывал у Микеланджело противоречивые чувства.
Прежде всего, скульптор хотел воссоздать фигуру Богоматери, которая поддерживает тело своего Сына. Отныне руки Христа были прижаты к телу.
Повален на землю еще один кентавр справа внизу, но он еще пытается продолжить борьбу. Барельеф «Битва кентавров» свидетельствует о таланте молодого скульптора и о его внутренней зрелости – он ещё не участвовал в военных действиях, но сумел показать ужас, связанный с уничтожением людей. С иврита слово можно перевести, в том числе и как «рога» и как «лучи». ".
«Пьета», правда, былазавершена не через год, а через два. Ботичелли, попавший под сильное влияние Савонаролы, своими руками бросил несколько своих работ в так называемые «костры покаяния». Скульптурное надгробие кардинала изготовленное из цельного куска белого каррарского мрамора высотой в 174 см и массой более двух с половиной тонн, вызвало всеобщее восхищение у именитых современников. В порыве яростиМикеланджело высек на идущей через левое плечо Девы Марии перевязи, следующие слова: «Микеланджело Буонаротти флорентиец исполнил».
Она не плачет, не кричит от страха и ужаса, не ломает руки. Слишком объемным оказался труд, который нужно было приложить к скульптуре. Слегка склонена голова Богородицы. Италия.
Пресвятая Мария, как известно, зачала Христа от Святого Духа, согласно пророчествам. Флоренция. Правая рука Марии покрыта тканью и не касается напрямую тела сына.
Но Микеланджело не уложился в обозначенные сроки, он трудился почти два года. В1568г. К моментузавершения скульптуры Микеланджело было всего 24 года. За его спиной бородатый воин, тоже с камнем в руке. Имелись также и другие небольшие повреждения. Вы начинаете вглядываться и понимаете, что Мария очень молода.
На то время тема Библейского мотива была просто недопустимой для мастеров. Христос и Мария здесь словно слиты воедино. Скульптура Микеланджело Буонарроти «Пьета» – первая из общего числа работ, которая прославила великого итальянца на всю страну. Так завершается художественный путь Микеланджело. Произведение было закончено в 1500 году и помещено в соборе Святого Петра.
Почему. Современная история этого шедевра не обошлась без неприятностей. Договор был заключён 26 августа 1498 года, заказчиком был французский кардинал Жан де Вилье Фезанзак.
Вот почему все картины и скульптуры изображают ее молодой и миловидной девственницей. Более того, ученые обнаружили косвенные свидетельства того, что одна из задумок скульптора – отражение в композиции канонического треугольника (Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух), что крайне нетипично для католической культуры. Реакция людей была поразительна и однажды в поздний час Микеланджело тайно пробрался в собор с инструментами и указал на поясе Мадонны полную достоинства надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец».
Помните, в соборе Св. Работу тотчас же оттуда унесли, а Тиберио сложил ее вместе и восстановил не знаю уж сколько ее кусков, но из-за смерти Бандини, Микеланджело и Тиберио она так и осталась незаконченной Вазари. Это дистанция между «Битвой кентавров», прологом микеланджеловского искусства и одновременно одним из начальных произведений классической фазы Ренессанса и «Пьета Ронданини», эпилогом художественной деятельности великого мастера, произведением, где в самом характере мировосприятия и средствах художественной выразительности скульптор настолько далеко отошел от ренессансных норм, что здесь можно говорить о его внутренней близости разве лишь к позднему искусству Рембрандта. Поговаривали, что он даже совершил убийство и это с учетом его гомосексуальности.
Вопрос о реставрации вызвал дебаты в Ватикане. Уже в столь юном возрасте (ему исполнился тогда только 21 год) Микеланджело заключил контракт с кардиналом на создание надгробной Пьеты. Бой настолько ожесточённый, что живые не замечают ни раненых, ни мертвых.
Интересным является то, что это единственная его скульптура, которая была подписана. Скорбь матери протекает в мучительной безмолвности, где нет ни страха, ни слез. Это произведение внесло новизну в передачу драматизма.
К мысли о смерти старый скульптор возвращался в эти годы постоянно. И Микеланджело принял единственное правильное решение – бежать из Флоренции в Болонью. Его изготовил Франческо Борромини. Он должен думать о смерти.
Но буквально за несколько дней до своей смерти Микеланджело приступил к коренному композиционному преобразованию группы. «Пьета» (pieta – жалость итал. ) или «Оплакивание Христа» — иконографический образ Богоматери с телом Христа на коленях. Сюжет боя Геркулеса с кентаврами Микеланджело позаимствовал из «Метаморфоз» Овидия. Ученые изучили архивы Ватикана и обнаружили косвенные свидетельства того, что одна из задумок автора кроется в отражение канонического треугольника.
Удивительно молодой лик матери полон смирения и принятия неизбежного. Мать прижимается к мертвому телу своего Сына, не будучи в силах с ним расстаться. Рука скульптора виртуозно превратила камень в тончайшую ткань одеяний.
Но самый большой урон нанесен скульптуре в 1972 году. Картину часто называют Тондо Дони, поскольку, во-первых, она принадлежала семейству Дони во Флоренции, а во-вторых имеет круглую форму (tondo). Галерея Уффици.
Это был последний бой, происходивший на свадьбе, вот таким образом в сюжете присутствуют две женские фигуры (сверху слева и в центре снизу). Изображённые на барельефе воины вооружены камнями, а не мечами или копьями. Следовательно, всю фразу можно перевести как «так как излучала кожа его лица». Огромная духовная сила ветхозаветного героя выражена пластическим языком, который по мощи и богатству принадлежит к высшим достижениям изобразительного искусства. Интерпретация Микеланджело Буонарроти, воплощенная в мраморе, представляет собой религиозное видение смерти через спокойный и умиротворенный облик Божьего сына. Нанесены повреждения голове, векам, шее, одежде.
В 1972 году на скульптуру было совершено нападение. Христос словно соскальзывает с материнских колен. Для самого Микеланджело «Пьета» долго оставалась одним из любимейших творений, ведь только она удостоилась подписи автора. К сожалению, даже на это «святое» творение было совершено нападение.
А подсказал ему этот сюжет итальянский поэт Анджело Полициано. В страшный день распятия Дева Мария, ее сестра и Мария-Магдалена пришли на Голгофу.
А движение всегда граничит со временем. Но кардиналу так и не посчастливилось увидеть шедевр, он умер в том же году. Пострадало лицо и рука фигуры Богородицы. Но Микеланджело уже сталзнаменит.
Какой-то вечный круговорот жизни и смерти, разорвать который может только Вечность. Их восстановили из кусков, вырезанных из незаметных мест. Наверняка картины Перуджино «Оплакивание Христа» (1493-94 гг., сейчас находится в галерее Уффици во Флоренции) и «Пьета» Боттичелли (1495 г. ) побуждали многих последователей отражать в камне и на полотне эту трагическую сцену.
Почему возникает такой эффект.