В каждом городе кипела борьба партий и группировок, представлявших разные классы и слои общества. Особенно благоприятными были влажные, росистые утра, часа через два после восхода солнца. Челлини покинул темницу только в декабре 1539 года. В качестве мастерской он получил небольшой дворец неподалеку от Лувра. Он развел такой сильный огонь, что металл снова начал светлеть.
Но если страстность, могучий, не знающий никаких рамок темперамент часто толкали его на ссоры и поединки, то еще чаще они помогали ему создавать чудесные произведения искусства. Из первой строфы еще неясно, что речь идет о статуе, читатель понимает это только из второй строфы: rinato a noi / Per cosi dotta man ti scorgi (возрожденным среди нас / Такой умелой рукой ты себя увидишь).
Мой отец не хотел, чтобы он платил мне жалованье, как принято другим ученикам, с тем чтобы я, так как я добровольно взялся исполнять это художество, вдосталь мог рисовать, сколько мне угодно. Позже Челлини вновь уезжает во Францию, где король Франциск I приближает его ко двору, а мастер создаёт свои самые знаменитые изделия такие как: золотая солонка и колоссальный бронзовый рельеф «Нимфа Фонтенбло» с изображением красивой молодой женщины.
И, ранее бойкий, дерзкий и самоуверенный, он до конца жизни будет ждать выплаты гонорара за Персея (хотя окончательно с ним так и не расплатятся). «Восковая модель будущего «Персея», – пишет С. А. Мусский, – вышла великолепно. Здесь скульптор создает одно из своих знаменитых произведений – «Нимфу Фонтебло». Здесь Персей вырос в непобедимого воина. Дворец вскоре стал местом заседания Синьории. Составление общей работы из трех отдельных частей, находящихся между собой в неярко выраженном подчинении (скульптура, постамент, рельеф)— пример работы мастера, который мыслит своё произведение не единым объемом, но объединением значимых частей. Несмотря на то что все подозрения были сняты, ювелир провёл в тюрьме целых три года. веке, после многих приключений, рукопись исчез.
А некоторые инструменты по виду отличаются от настоящих. Проработанность скульптурной группы и принципы декорирования пьедестала статуи— место применения его навыков ювелира. И, более того, получается, что скульптор настолько прекрасно владеет своим мастерством, что его искусство превосходит природу и потому Персей, если бы увидел себя таким, каким его создал Челлини, гордился бы своим прекрасным обликом не меньше и даже больше, чем своими подвигами. В своей большой работе Челлини использовал прежний опыт. Кстати, золотая солонка ФранцискаI — единственный дошедший до нас шедевр Челлини-ювелира.
Хроника доходит до 1562. Герои того времени. Это был отличнейший работник и честнейший человек, гордый и открытый во всех своих делах.
В 1805 году она была найдена в одном из книжных магазинов во Флоренции и передана в библиотеку Лауренциана, где находится и сегодня. Во Франции мастер живёт на протяжении 5 лет, как и прежде в окружении соперников и врагов. К этому периоду относится создание его знаменитой медали Пьетро Бембо.
По другой версии — родственник барона Мюнхаузена. Поистине — Терминатор. Здесь скульптор создаёт одно из своих знаменитых произведений — «Нимфу Фонтебло»: «В полукружии я сделал женщину в красивом лежачем положении: она держала левую руку вокруг шеи оленя, каковой был одной из эмблем короля с одного края я сделал полурельефом козуль и некоих кабанов и другую дичину, более низким рельефом.
Это, скорее, подход не скульптора, но мастера небольших форм и декоративно-прикладного искусства, который легко разрабатывает изначально заданный объём (вазу, кубок, плакетку), но при построении многосоставной формы теряет общее единство. А. В. Захаровой. Однажды, на пути во Францию, он должен был заехать в город Феррара кардиналу дЭсте. «27 апреля 1554 года, – сказано в научном труде, – состоялось торжественное открытие статуи «Персей» Работу над «Персеем» Челлини завершил с пустым кошельком.
Факт, что горожане восторженно восприняли новый символ Флоренции, а мрачный тиран герцог Козимо I Медичи даже выплатил автору 3000 скудо (против запрошенных 10 тыс. ). Он якобы помочился на зажжённый фитиль, когда враги пытались взорвать городские стены. По помилованием Джулио де Медичи (который позднее стал Папой Клементом VII) ему было разрешено вернуться во Флоренцию.
Его бросили в подземелье, «где было много воды, полно тарантулов и множество ядовитых червей». Одной из важнейших работ, относится к поздней творчества Челлини, является обнаженная фигура Христа сделана из мрамора. Герцог стоял у нижнего окна во дворце, которое над входом и так, полуспрятанный внутри окна, слышал всё то, что про сказанную работу говорилось и после того как он послушал несколько часов, он встал с таким воодушевлением и такой довольный, что, повернувшись к своему мессер Сфорца, сказал ему так: Сфорца, пойди и разыщи Бенвенуто и скажи ему от моего имени, что он меня удовольствовал много больше, чем я сам ожидал и скажи ему, что его я удовольствую так, что он у меня изумится так что скажи ему, чтобы он был покоен.
Хотя сам Челлини воспринимал свою работу как апогей ренессансного искусства. — Не так уж он и велик, — раздаётся хор критичных голосов, — а память о нём жива в веках исключительно благодаря удачному пиару. Италия XVI века представляла собой арену разнообразных и острых политических столкновений. Флорентийцы были настолько поражены огромной творческой энергией, проявленной Челлини, что говорили о нем: «Это не человек, а сущий дьявол, так как он сделал то, что искусство не могло сделать». На них изображены библейские сцены.
Его воодушевление передалось окружающим и каждый из них работал за троих. Так он попадает в папскую тюрьму в замке Святого Ангела. Из родственников живыми там остались только брат и младшая сестра. Пересказывать его чудесную (в полном смысле этого слова) историю — дело неблагодарное: всё, что говорится о Бенвенуто Челлини, бледнеет в сравнении с тем, что Бенвенуто Челлини написал о себе сам. Именно он сделал Бенвенуто управляющим римским монетным двором. Титан Позднего Ренессанса, предтеча надвигающейся эпохи Барокко. Но Веласкеса сия незавидная участь миновала.
Боги Афина и Гермес помогли сыну Зевса найти логово горгон. А вообще, с «музыкальным адом Босха» связаны десятки вопросов, на которые никто не может ответить. В 23-летнем возрасте Челлини был обвинен по садомазохистские отношения с парнем по имени Доменико ди сэр Джулиано да Репа. Соорудив походный тигилёк и споро взявшись за дело, Челлини превратил груду сокровищ Святого Престола в удобные для транспортировки золотые болванки и отдельные камни.
Вокруг его головы появилось озарение. Его родина там, где есть заказы.
Но убежище оказалось ненадежным. Ломоносова (конференция организована совместно с СПбГУ). Чуть позже Челлини работал в Болонье в Маэстро Эрколе, затем у мастера миниатюр Щипио Кавалетти.
Во-первых, если говорить о содержательном аспекте, общим является вообще характерная для маньеризма аллегоричность, склонность к созданию наполненного многочисленными аллюзиями и реминисценциями, сложного для прочтения образа. Правая рука с мечом отведена чуть назад. Чем же это объясняется. В результате вся скульптурная группа обретает динамику, пластическую убедительность». Эротизм «Венеры с зеркалом» зашёл так далеко, что эту картину считали самой откровенной работой того времени. Часть драгоценных камней, золота и серебра, предназначавшихся для этой работы таинственно исчезают. Тогда Бенвенуто приказал собрать все имевшиеся в доме оловянные блюда, чашки и тарелки.
Хотя сначала скульптуру планировали разместить на месте захоронения Челлини, позже она была продана Медичи и перевезена в монастырь неподалеку от Мадрида (Crocifisso (El Escorial, Monastero di San Lorenzo, 1556-1562). «Он же (Челлини. — Прим.
Герцог заказывает мастеру статую «Персей», которая должна ассоциироваться с победой власти Медичи над флорентийской республикой. С детства у мальчика стали проявляться способности к музыке. Челлини Бенвенуто появился на свет в 1500 году во Флоренции. К нему приходили Христос и Мадонна с двумя колиноприклоннимы ангелами по бокам. Бенвенуто был частым участникам ссор и драк, в которых нередко исход решался смертью его оппонентов. Челлини, обладавший многосторонним дарованием и способностью легко и успешно усваивать новые, ранее незнакомые ему области изобразительного искусства, работал ревностно и находил удовольствие в преодолении встречавшихся трудностей: «сказанные великие трудности мне казались как бы отдыхом», — пишет он.
Так он попадает в папскую тюрьму в замке святого Ангела. Особенно, если сравнивать Персея с работой заклятого врага Бенвенуто Баччо Бандинелли Геркулес и Какус, стоящей поодаль. Суфражистка Мэри Ричардсон, протестуя против ареста политической деятельницы Эммелин Панкхерст, попыталась уничтожить какую-то большую ценность. Он говорит Персею, что теперь тот живее, чем когда-либо (piu che mai vivo). Левая рука, отброшенная сильным движением вверх, с трудом удерживает отрубленную голову Медузы.
Бронзино с помощью звукового повтора связывает первую и вторую строфу используя относящиеся к Персею однокоренные слова nato (рожденный) и rinato (возрожденный). Он предложил Чел лини отлить бронзовую скульптуру Персея, которая красовалась бы в самом центре Флоренции, на площади перед палаццо Веккьо. Мастер заканчивал статую на воздухе. Многие зрители даже не замечают лежащее у ног Персея тело обезглавленной горгоны.
Скандал с самим папой сделал Челлини известным в римском обществе. Таким образом, Бронзино обыгрывает миф о Медузе, своим взглядом обращавшей людей в камень. К счастью, время пощадило лучшие творения Челлини-скульптора: «Нимфу Фонтенбло», «Персея», «Распятие», бюсты Биндо Альтовити, КозимоI. Составление общей работы из трех отдельных частей, находящихся между собой в неярко выраженном подчинении (скульптура, постамент, рельеф)— пример работы мастера, который мыслит свое произведение не единым объемом, но объединением значимых частей.
Я ему ответил, что мое искусство не делается на почтовых, – пишет Бенвенуто. Наиболее значимым его творением, созданным во время пребывания во Франции, является бронзовый рельеф Нимфа Фонтенбло (до 1545 года, Лувр). Он лежал на тюфяке, брошенном на пол и пропитанном водой. Челлини покинул темницу только в декабре 1539 года. Боясь новых напастей, мастер отправился во Францию. Современники восторгались его ювелирным искусством.
Движения ног героя, попирающих Медузу Горгону, так выразительны, словно «Персей», объятый страстью боя, еще и пританцовывает над поверженным врагом. Встретив водоноса, он уговорил последнего отнести его во дворец одного из кардиналов. Со всех сторон Персей видится одинаково сильным и неукротимым. Вследствие чего мастера обвинили в воровстве и приговорили к пожизненному заключению. Челлини обвиняли в похищении драгоценных камней и золота из папской крепости во время её защиты десять лет назад.
Когда все было готово, Бенвенуто ночью открыл дверь и выбрался на крышу. Бенвенуто убедил родителей отправить его на обучение к золотых дел мастеру Бандини. Старшие сестры были бессмертны, а младшую, Медузу, можно было убить. Архитектурное, скульптурное и ювелирное мастерство художника достигло в работе над «Персеем» своей вершины.
Эта работа получила положительные отзывы гениального Микеланджело Буонаротти. Челлини жил и работал в замке Малый Нель. Он поменял сосновые и ольховые дрова на дубовые, которые давали более сильный огонь. Когда Челлини получил прекрасный кусок мрамора, он считал себя недостойным даже прикасаться к нему и первым человеком, которого он хотел отдать мрамор, был Микеланджело. Последние же три строки – это настоящий гимн совершенству искусства.
Группа стоит на постаменте. Памятник такому человеку, настоящему сыну итальянского Возрождения, Бенвенуто Челлини, установлен на мосту Понте Веккьо во Флоренции. Если приглядеться, можно рассмотреть и собаку. Спустя некоторое время после ареста, Челлини стал готовиться к побегу из крепости.
Истекающий кровью, со сломанной ногой, Бенвенуто продолжал двигаться вперед. Так, однажды, Челлини решил убежать в Иерусалим. Но наказание не было принято, возможно, по молодости Бенвенуто. Выходить на улицу без шпаги и кинжала было небезопасно даже днем. Прекрасным примером флорентийского маньеризма является бронзовая статуя «Персей с головой Медузы», выполненная дляКозимо I. Это творение помогло Челлини добитьсявсеобщего признания по всей Италии. Мастер делал её в течение восьми лет. Проспер Мериме писал в предисловии к Хронике царствования Карла IX.
А поговорить мы хотим о скульптуре мастера «Персей». И нагота в искусстве относилась к «неприличным» темам. В различных мастерских он практиковал свое ремесло. Весь Рим узнал его имя. При лепке и отливке скульптуры Челлини натолкнулся на многочисленные трудности. «Достигнув пятнадцатилетнего возраста, я, вопреки воле моего отца, поступил в мастерскую к одному золотых дел мастеру, которого звали Антонио ди Сандро, по прозвищу Марконе.
Его отношение к своей скульптуре, к творчеству вообще, ко всему окружающему его, насыщены самыми яркими переживаниями. Плавку продолжали его работники. Современники восторгались его ювелирным искусством. Под каждой из них в картуши находится текст. В то время никто не рисовал просто стоящих в центре комнаты людей.
Восковая модель будущего «Персея» вышла великолепно. Как следствие, Челлини создал такой шедевр, не уступал творениям его учителя. Однако по наговору врагов Бенвенуто обвиняют в краже драгоценных камней из папской казны.
Чем севернее находился сам Бенвенуто (например во Франции), тем более явно виднелось сияние. Над созданием Персея Бенвенуто Челлини работал 9 лет. / Под ред.
Её обжигали, покрывали слоем воска, а затем снова обмазывали глиной. По сути, правы и те и другие и третьи. Она пронесла в Национальную галерею и напала на картину «Венера с зеркалом». То, что это статуя работы Челлини, становится понятно в конце второй строфы, когда Бронзино намекает на место, где она установлена – на Лоджию деи Ланци: n cosi ricca loggia (в такой богатой лоджии). Если мы рассмотрим постамент, то можем придти к выводу, что роскошные украшающие его элементы (подробнее рассмотренные выше)— наложенный декор, за которым скрывается простой куб с четырьмя врезными нишами и профилированными углами.
В других случаях этого было достаточно для конфискации работы художника и отлучения его от церкви (вкупе с наложением серьёзного штрафа). столетия. Челлини чрезвычайно высокого мнения о себе. К счастью, время пощадило лучшие творения Челлини-скульптора «Нимфу Фонтенбло», «Персея», «Распятие», бюсты Биндо Альтовити и Козимо I. Восковая модель будущего «Персея» вышла великолепно.
Он сам себя помазал и короновал абсолютным монархом искусства и каждый выпад против него воспринимался как оскорбление его величества – сказал о нем один критик. К примеру, большая роль в триптихе отведена фигурам музыкантов. Этот кардинал дал ему убежище и начал его лечить. Челлини превзошёл самого себя. Тело «Персея», наполненное жизненной мощью, противостоит статике распластанной, безжизненной Медузы.
статей. Однако по наговору врагов Бенвенуто обвиняют в краже драгоценных камней из папской казны. Уверенность Челлини в своей избранности была безмерно велика. Челлини является воплощением одновременно и пороков и высоких достоинств, свойственных ярким представителям Возрождения. Буйство Челлини не казалось современникам преступным.
Вот уж где полный какус. Великолепная скульптура не получает от туристов того внимания, какого заслуживает, так как теряется рядом с прославленными «Давидом» Микеланджело и «Похищением сабинянок» Джамболоньи. – СПб., 2012 – С. 255-260. Тогда как сама Медуза выполнена скульптором столь искусно, что Бронзино боится не ее взгляда, но ее красоты, называя ее милым, нежным злом (dolci mali). Не имея дамы сердца, скульптор погряз в беспорядочных половых связях. Это был отличнейший работник и честнейший человек, гордый и открытый во всех своих делах. И вдобавок меня постигло еще и то, что начался пожар в мастерской. И если талант скульптора Челлини представлен великолепным Персеем, в обрамлении когорты скульптур, бюстов и барельефов то от наследия короля ювелиров осталась одна лишь фантастическая солонка Сальера, не считая пары медалей и чеканного оружия.
Челлини жил и работал в замке Малый Нель. У него начали выпадать зубы и волосы. Когда правитель Флоренции герцог Козимо Медичи, заказав мраморную статую Персея, решил немного сбить цену за выполнение и намекнул, что другой художник сделал бы это не хуже, Бенвенуто воскликнул: Мой учитель Микеланджело Буонаротти, когда был моложе, сделал бы так же, да и ему это стоило бы не меньших усилий, чем ему. Виной тому материал, с которым работал мастер— золото.
Творческая работа Бенвенуто перемежалась со ссорами, драками и скандалами. Наконец, восковая модель Персея была готова, оставалось отлить фигуру из бронзы. Из созданных им произведений ювелирного искусства немного сохранилось: солонка Франциска I (1540-1543, Вена, Художественно-исторический музей), медали и монеты, созданы для Папы Клемента VII и Алессандро Медичи, а также эскизы декоративной застежки для одежды Клемента VII. Cкульптура «Персей», расположенная возле нового главного дворца (резиденция герцогов переехала из палаццо Медичи в символ бывшей республиканской вольности— Палаццо Синьория) становится программным памятником Козимо I Медичи. Жертва умирала долго и в больших страданиях.
Но самым сильным ударом судьбы был арест. А большинство его собственных ювелирных шедевров повторит судьбу папских тиар.
Свою автобиографию «Жизнь Бенвенуто», скульптор писал, пребывая в глубокой депрессии. Лишь в 1518 году он вернулся во Флоренцию. В ночь на 3 ноября 1500 года в семье флорентийского мастера по изготовлению музыкальных инструментов Джованни Челлини родился мальчик, которого назвали «желанным», по-итальянски — Бенвенуто. В мастерской случился пожар и «мы боялись, как бы на нас не упала крыша». История «Персея» – настоящий детектив, здесь есть и болезнь Мастера и отсутствие финансирования и зависть конкурентов и т. д. Пока отлитая работа остывала, нужно было ждать два дня за это время купили новую глиняную посуду и все мы весело пообедали Бенвенуто Челлини о себе: Я сущий великий дьявол, так как сделал то, чего искусство не могло сделать и столько других великих дел, каковых было бы слишком даже для дьявола».
С 1529 по 1537Бенвенуто становится участником ряда происшествий и драк, однако папское вмешательство помогает избежать наказания. Челлини Бенвенуто в очень короткие сроки обрёл много заказчиков. Последняя работа привлекает внимание папы Климента VII. Он имел пророческие сны о себе и других. В 1520-1530 годах Челлини работает при папском дворе.
Персея можно назвать прекрасным примером скульптуры Италии середины XVI века, замечательным образцом техники литья и выдающимся примером обработки металла (и камня) и причислить его к лучшим работам маньеризма. К XVI столетию изменилось само отношение художников к жизни. Огонь разгорелся так сильно, что работать стало крайне тяжело.
Движения ног героя, попирающих Медузу Горгону, так выразительны, словно «Персей», объятый страстью боя, ещё и пританцовывает над поверженным врагом. Герцог не давал ему денег, необходимых для работы. Этот факт дал историкам основания утверждать, что в «Портрет четы Арнольфини» был вложен более глубокий смысл.
Немало драматических страниц посвятил Персею Челлини. Отдельную главу мастер посвятил жадности Медичи. От такой гибели Челлини спасла жадность человека, которому поручили отнести пищу. Я не хочу молчать о удивительной событии, которое когда-либо случалась с человеком. Невозможные для предыдущего времени, неклассические выразительные средства применяет Челлини: вынос проекции скульптуры за пределы постамента, отсутствие тектоники в соподчинении постамента и фигуры, усложненная изощренная проработка (в которой сказывается влияние ювелирного опыта) форм и поверхности. В конце концов, кардинал выдал Челлини папе, получив за это выгодную церковную должность. Если мы рассмотрим постамент, то можем прийти к выводу, что роскошные украшающие его элементы (подробнее рассмотренные выше)— наложенный декор, за которым скрывается простой куб с четырьмя врезными нишами и профилированными углами.
В отличие от Петрарки, Бронзино усиливает мотив жизнеподобия произведения. На горельеф медальона было изображено, как Геркулес голыми руками убивает льва.
По заказу Джироламо Маццети он работал над золотым медальоном, что прикреплялся к шляпе. Чтобы избежать наказаний он часто скрывался, покидая Рим. Воспользоваться его подсказками может лишь тот, кто видел статую.
9 лет отделяют восковую модель от конечного результата. Он стоял перед судом в Париже, но требования истца наказания не были удовлетворены (Челлини повезло). Припомнили ему и прежние убийства на дуэлях. Ко дворцу Козимо задумал пристроить, выражаясь современным языком, офисное здание так называемое Уффици.
Сделаем одну оговорку: если в доме, где планируется установить копию «Персея», есть маленькие дети, то размещать данную статую, не стоит, так как главный герой изображен держащим в руке отрубленную голову Медузы Горгоны. Ему нельзя отказать в большой храбрости, он сам пишет о себе, что «не знал, какого цвета бывает страх».
В 1906 году её переместили в лондонскую Национальную галерею. Со всех сторон Персей видится одинаково сильным и неукротимым. Не в этом ли универсальный секрет успеха.
P. S. Вернемся к началу сонета. Во Флоренции Челлини продолжает свою карьеру ювелира, но при этом он занимается и созданием крупномасштабных скульптур, став конкурентом известного мастераБаччо Бандинелли (1493–1560). Кстати, золотая солонка Франциска I – единственный дошедший до нас шедевр Челлини-ювелира.
Это был отличнейший работник и честнейший человек, гордый и открытый во всех своих делах. Сама отливка происходила в тяжелейших условиях, так что конечный успех очевидцы считали чудом. Вып. 2.
С начала XIX века картина хранилась в британском музее Рокебай-парка. Челлини охватил настоящий творческий экстаз. Помимо этого, Бенвенуто освоил изготовление печатей и искусство эмали.
И, в третьих, это отточенная изящная техника как в работе кистью, так и в работе со словом: в живописи это проявляется в виртуозности рисунка, в великолепном умении передавать фактуру различных материалов, в тонкости и светоносности колорита, в поэзии же – в тонкой звукописи, в изысканности эпитетов, в использовании сложных, многосоставных предложений. Челлини стремился довести до совершенства свою работу, вот таким образом она продвигалась медленно.
Художник пытался бороться, ему вежливо передали, что если он не уймётся, то герцог прикажет выбросить «Персея» из Лоджии де Ланци. Движения ног героя, попирающих Медузу Горгону, так выразительны, словно «Персей», объятый страстью боя, ещё и пританцовывает над поверженным врагом. Припомнили ему и прежние убийства на дуэлях.
Сначала изготовлялась глиняная статуя. Как бы то ни было — он великолепен. С другой стороны, дождь хлестал с такой силой, был такой ветер, что горн остывал. Если мы рассмотрим постамент, то можем прийти к выводу, что роскошные украшающие его элементы (подробнее рассмотренные выше)— наложенный декор, за которым скрывается простой куб с четырьмя врезными нишами и профилированными углами.
В довершении всего, сам мастер был серьёзно болен и с трудом держался на ногах. Наступил самый ответственный и напряженный момент. Через 8 лет шедевр снова попал в заголовки английских газет. Когда он пополз дальше, на него набросились собаки и сильно искусали Челлини. Со всех сторон Персей видится одинаково сильным и неукротимым. Через четыре месяца Челлини вернулся во Флоренцию, которая только оправилась от чумы.
Виной тому материал, с которым работал мастер – золото. Мы можем заметить подобное явление и в солонке Челлини— изобилие сложных прихотливых форм не образует (особенно, если мы будем рассматривать вещь чуть сверху) единого целостного объема.
В 13 лет у будущего скульптора появился интерес к ювелирному делу.
Челлини должен выплатить пятьдесят скуди золотом и был осужден на четыре года. Настоящий нимб, как у святых. Хвастун, мистификатор и плут. Это, скорее, подход не скульптора, но мастера небольших форм и декоративно-прикладного искусства, который легко разрабатывает изначально заданный объем (вазу, кубок, плакетку), но при построении многосоставной формы теряет общее единство. Левая рука, отброшенная сильным движением вверх, с трудом удерживает отрубленную голову Медузы.
Став для них в одночасье Бенвенуто (желанным). Здесь скульптор создаёт одно из своих знаменитых произведений— «Нимфу Фонтебло»: «В полукружии я сделал женщину в красивом лежачем положении: она держала левую руку вокруг шеи оленя, каковой был одной из эмблем короля с одного края я сделал полурельефом козуль и некоих кабанов и другую дичину, более низким рельефом. Мы можем заметить подобное явление и в солонке Челлини— изобилие сложных прихотливых форм не образует (особенно, если мы будем рассматривать вещь чуть сверху) единого целостного объёма. И вот тут возникает ситуация, которая не красит хозяев дома: обладатели дворцового интерьера не в силах объяснить гостям, кто именно изображен в пластике, а также, кто является автором оригинала и, уж тем более, что стоит за его созданием. Мы можем заметить подобное явление и в солонке Челлини— изобилие сложных прихотливых форм не образует (особенно, если мы будем рассматривать вещь чуть сверху) единого целостного объема.
Спустя пару лет он расстригся. Его видел очень много людей, которым я его показывал. В результате вся скульптурная группа обретает динамику, пластическую убедительность.
В своей большой работе Челлини использовал прежний опыт. Свидетельств других очевидцев немного. В последующие годы юный Челлини много путешествовал по Италии, обучаясь у лучших ювелиров. Почти о каждой вещи, вышедшей из его рук, он пишет, что мир не видал ничего подобного или же утверждает, что на свете нет человека, способного довести до конца такое дело: «Такой, как я, может быть только один во всем мире, а таких, как вы, по десятку у каждой двери».
Это предельное насыщение стало привычным качеством, оно должно было заставить человека прочувствовать самые нереальные события или явления и оно стало основой «тенденции к натурализму, к вещественности, ошеломляюще осязательному восприятию реального мира», которая (как писал виппер), одновременно со «стремлением человека уйти от реальной жизни в мир чудес» породили феномен маньеристического искусства. Он поехал в Рим, где устроился в мастерскую к Фиренцуола ди Ломбардия. Начинало светать и ему грозила опасность быть замеченным. Челлини снова попал в крепость.
Пора обратиться к тому месту в рассказе, где о ней говорит С. А. Мусский. Кстати, золотая солонка ФранцискаI— единственный дошедший до нас шедевр Челлини-ювелира. Челлини испустил отчаянный крик и, забыв о своей болезни, бросился в мастерскую.
В последующие годы Бенвенуто занимался обработкой мрамора («Венера и Амур», «Нарцисс», «Аполлон с Гиацинтом», «Ганимед») и изготовлением различных предметов роскоши. В те времена метод убийства бриллиантом был очень распространенным: камень разбивали на мелкие куски и добавляли к еде, в результате чего, благодаря строению камня, мелкие кусочки застревали глубоко в горле.
Но Франциск I полностью покровительствовал Бенвенуто и даже преподнес ему замок. Но самое главное случилось с ним после того, как он вышел из тюрьмы. После «покушения» на полотне осталось 7 длинных рубцов.
В своей большой работе Челлини использовал прежний опыт. Постамент украшен четырьмя небольшими скульптурами. В 18. Но Бенвенуто любил рисование и лепку больше, чем музыку.
На медальоне изображен бюст Папы, он был подписан именем самого автора. Двигаться он не мог, так как нога еще не зажила. Но закончим это отступление и вернемся к истории создания «Персея».
Два долгих года художник должен умереть в ужасной тюрьме, а попытка бегства еще больше усугубила ситуацию. почти все живут в самой гуще интересов своего времени.
К счастью, реставраторы смогли полностью восстановить шедевр. Они «. Иск был выдвинут на основе мазохизма. Теперь, когда он очень стар, он, конечно, не сумеет этого. Обращаясь к статуе, Бронзино не называет Персея по имени, но говорит: Giovin alter, cha Giove in aurea pioggia / Ti veggio nato (Гордый юноша, которого от Юпитера в облике золотого дождя / Я вижу рожденным).
Собрав все свои силы, Бенвенуто на четвереньках пополз к воротам стены, окружавшей Рим. Его творчество оказало влияние на развитие маньеризма. 27 апреля 1554 года состоялось торжественное открытие статуи «Персей». Однажды была даже попытка убийства Челлини.
О ранней карьереЧеллини в Риме известно немного. Едва ли малообразованный Челлини читал философские трактаты. Лицевая и обратная стороны, как и обед изображены полностью. Но из замечательных творений Челлини почти ничего не сохранилось.
Музыковеды из Оксфорда попробовали воссоздать их по изображениям и сыграли на них. И, ранее бойкий, дерзкий и самоуверенный, он до конца жизни будет ждать выплаты гонорара за Персея (хотя окончательно с ним так и не расплатятся). Виной тому материал, с которым работал мастер — золото. Если внимательно посмотреть на картину, можно заметить, что зеркало, висящее на задней стене, отражает большую часть комнаты, в том числе и 2 дополнительные фигуры, которые стоят в дверном проёме.
Известно, что тексты пережили две редакции их авторство приписывается Варки.
Тело «Персея», наполненное жизненной мощью, противостоит статике распластанной, безжизненной Медузы. Его изобретательный и пытливый ум постоянно ищет все новых сфер деятельности. Родился 3 ноября 1500 во Флоренции в семье плотника. Непревзойденный золотой пуговицу, сделанный Челлини для плаща Клемента VII.
Челлини жил и работал в замке Малый Нель. Наказание было облегчено по личной просьбе герцога Тосканы Медичи. Место Челлини в истории искусств определяется прежде всего его скульптурными работами.
М. В. Италия раздиралась на части иноземными завоевателями — французами и испанцами. Второй дворец – палаццо Питти — построил Филиппо Брунеллески.
Невероятно, но даже крошечные медальоны внутри зеркальной рамы тщательно выписаны. Гордым, смелым, неистовым, режущим правду–матку в лицо. Тот украл бриллиант, а разбил фальшивый, чем невольно спас заключенному. Авторство остального, приписываемого ему творческого багажа, сомнительна.
Но самой спорной частью картины является вовсе не зеркало, а сама семейная пара. Так, во время итальянских кампаний переплавили в слиток для выплаты контрибуций Бонапарту знаменитую застёжку папской ризы с изображением Бога Отца. Невозможные для предыдущего времени, неклассические выразительные средства применяет Челлини: вынос проекции скульптуры за пределы постамента, отсутствие тектоники в соподчинении постамента и фигуры, усложненная изощренная проработка (в которой сказывается влияние ювелирного опыта) форм и поверхности.
Если верить другой легенде, на статуе изображён двухлетний герцог Готфрида II (граф Лувен). Здесь он с отчаянием заметил, что замок окружен с этой стороны еще двумя высокими стенами.
По этой причине молодому человеку пришлось бежать из города, переодевшись монахом. Но самой любимой его скульптурой, над которой он работал каждый день, был «Персей с головой Медузы». Сочетание тем в главной скульптуре и рельефе постамента— черта XVI века. Конкурс на создание этого пуговицы очень ярко изображает Челлини и своей автобиографии. К счастью, время пощадило лучшие творения Челлини-скульптора: «Нимфу Фонтенбло», «Персея», «Распятие», бюсты Биндо Альтовити, КозимоI. Попав в зависимость от благосклонности и воли герцога, Челлини пытался сохранить твердость своих решений, но вынужден подстраиваться под складывающуюся ситуацию. Из сохранившихся произведений, созданных им по прибытии во Флоренцию: Персей (1545-1553, Флоренция, Лоджия дей Ланци), статуэтка собаки Борзая (1545-1546, Флоренция, Барджелло), бюст Козимо Медичи (1545-1548, там же), Ганимед (1548-1550), Апполон и Гиацинт, Нарцисс (все во Флоренции), бюст Биндо Альтовити (Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон, США) Распятие (Зак.
Но спокойно работать ювелиру мешали некоторые события его беспокойной жизни. Бенвенуто не имел возможности нанять достаточное количество подмастерьев. Для того, чтобы хозяева дома не оказались в подобной ситуации, мы периодически рассказываем об истории «рождения» того или иного творения, уделяя внимание и личности создателя. Он накопил много простынь, разрезал их на длинные полосы и спрятал в своем тюфяке.
Отсюда та полнота и сила характера, которые делают их цельными людьми». Сегодня мы вновь обратимся к научной работе «100 великих скульпторов», автором которой является Сергей Анатольевич Мусский и не только познакомимся с «Персеем» Челлини, но и узнаем об истории создания скульптуры (цитату из научной работы С. А. Мусского мы приведем в сокращении). Выяснилось, что необычные инструменты звучат просто отвратительно. Это выясняется по ходу прочтения текста.
Другие утраченных работ относятся: неоконченное чаша Клемента VII золота обложка для молитвенной книги, подарка Папы Павла III Чарльзу V (полное описание этих работ Челлини делает в своей автобиографии) большие серебряные статуи Юпитера, Вулкана и Марса, сделанные на заказ Франциска I под время пребывания в Париже бюст Юлия Цезаря серебряная чаша для кардинала Феррары. Но в целом, однозначно, — шедевр. Маньеризм — что тут скажешь. Сначала Челлини создал восковую, а потом гипсовую модель скульптуры в полный рост. Правосудие бездействовало или служило тому, кто больше платил судьям. Изобилие деталей, элегантные изгибы упругого тела юноши, театральная поза, подробные аксессуары «выдают» ювелира и говорят о налёте маньеризма Бенвенуто Челлини, «давший бронзе тайну плоти», в автобиографии посвящает «Персею» почти 50 страниц.
О «Распятии» Вазари писал: «Он же (Челлини. — Прим. Посланник кардинала высокомерно ответил, что так путешествуют только сыновья герцога. «Персей» был отлит на редкость удачно. Однако, как пишет Челлини в своей знаменитой книге «Жизнь Бенвенуто», «Достигнув пятнадцатилетнего возраста, я, вопреки воле моего отца, поступил в мастерскую к одному золотых дел мастеру, которого звали Антонио ди Сандро, по прозвищу Марконе. Получив этот бесценный опыт, Челлини вновь вернулся во Флоренцию.
Настал день и Челлини перенёс «Персея» в Лоджию де Ланци. Совет Восьми осудил Бенвенуто за серьёзную драку. Козимо I остался должен художнику до конца своей жизни».
Бенвенуто было настолько плохо, что он стал готовиться к смерти. И, во-вторых, общие принципы формообразования. Именно там в Бенвенуто были фантастические видения.
Сам папа Климент VII заказал у Челлини несколько вещей. Однако, как пишет Челлини в своей знаменитой книге «Жизнь Бенвенуто», «достигнув пятнадцатилетнего возраста, я, вопреки воле моего отца, поступил в мастерскую к золотых дел мастеру Антонио ди Сандро, по прозвищу Марконе. Но Бенвенуто был так силен духом и телом, что перенесенные испытания не сломили его. Что поделаешь: золото и камни — вечные ценности.
Когда же пришла пора отливки «Персея» из бронзы, мастера свалила лихорадка. Персея можно назвать прекрасным примером скульптуры Италии середины XVI века, замечательным образцом техники литья и выдающимся примером обработки металла (и камня) и причислить его к лучшим работам маньеризма. Кроме ювелирной деятельности, он начал делать печати. Расплавленный в горне металл должен был стечь и заполнить форму. Заказы, стали поступать постоянно, позволили ему открыть собственную мастерскую.
Позже, в 1556-59 гг. Составление общей работы из трех отдельных частей, находящихся между собой в неярко выраженном подчинении (скульптура, постамент, рельеф)— пример работы мастера, который мыслит своё произведение не единым объёмом, но объединением значимых частей. На цоколе он сделал барельеф изображающий освобождение Андромеды Персеем. Характер Челлини был далеко не спокойный, а скорее даже буйным, что и не позволяло оставаться ему долго на одном месте, резко менять свой образ жизни и вновь пускаться вплавь по бурным волнам «этого бешеного времени» (как называет свою эпоху сам Челлини), не заботясь о том, к какому берегу они его прибьют. В результате вся скульптурная группа обретает динамику, пластическую убедительность.
Сам он рассказывает об этом с весьма радостным тональностью. Козимо повелел строить третий дворец — палаццо Веккио, украсив его росписями Вазари. Но из замечательных творений Челлини почти ничего не сохранилось. Вот за её-то головой и послал Персея коварный Полидект.
Первое печатное издание появилось в Неаполе в 1728 году. Его уверенность в своих силах постоянно сталкивается с проблемой взаимоотношений с заказчиком, а в более широком смысле— взаимоотношений с властью и с вопросом осознания себя гражданином. Но даже несмотря на это сразу понимания того, о чем говорится, нет. Вспомним, что на постаменте «Юдифи и Олоферна» изображаются вакхические сцены, не относящиеся непосредственно к теме памятника, но служащие антитезой образу главного героя. 1562, Эскориал). Человеческая жизнь стоила дешево, ей постоянно грозили всевозможные опасности.
Уже после начала литья вдруг оказалось, что бронза недостаточно хороша и Челлини приказал побросать в печь свою собственную оловянную утварь, а она в те годы ценилась не намного дешевле серебряной. Это я делал весьма охотно и этот славный мой учитель находил в этом изумительное удовольствие. Это, скорее, подход не скульптора, но мастера небольших форм и декоративно-прикладного искусства, который легко разрабатывает изначально заданный объем (вазу, кубок, плакетку), но при построении многосоставной формы теряет общее единство. Теперь оставалось искусно соединить обе фигуры. В 1537 году во время поездки во Флоренцию его мучила ужасная лихорадка.
Его лицо обращено к распластанному под ногами телу. Архитектор Вазари выполнил заказ. Он несколько раз впадал в отчаяние и готов был бросить работу и уехать, но затем вновь обретал мужество, чтобы «сразиться со своей судьбой». С происхождением «Писающего мальчика» связано множество легенд.
Ссоры с коллегами становились все более жестокими из-за чего Челлини ночи переоделся в монаха и вновь покинул неприветливое для него город. Заполнив горн кусками бронзы, Челлини с помощниками разжег под ним огонь. Оттуда мальчик мочился на врага, в итоге потерпевшего поражения. Там работа была немного доработана: в нее была добавлена настегенна повязка.
Волны прибили мальчика с матерью к острову Се риф. Персей Бенвенутто Челлини в чём-то сродни странной славе своего создателя. В начале встречи мы сказали о скупости. Персей держит только что отрубленную (как мы можем догадаться по потокам крови) голову медузы, высоко подняв ее над собой. В итоге он подцепил «французскую болезнь», которая едва не лишила мастера зрения. Тем не менее, 27 апреля 1554 года статуя Персея была установлена на площади Синьории.
Боясь новых напастей, мастер отправился во Францию. Тело «Персея», наполненное жизненной мощью, противостоит статике распластанной, безжизненной Медузы. Однако в этот момент Челлини столкнулся и с первыми неприятностями в жизни.
Он был много раз обвинен в садомазохизм. Я рассказываю об этом в доказательство всемогущества Бога.
Герцог так до конца и не расплатился за сделанную для него статую «Персей». Мы боялись, как бы на нас не упала крыша. Отметим, что Веласкес закончил её писать в 1651 году. Сохраненные по сей день работ относится медальон Клемента VII, является символом мира между христианскими правителями (1530).
В рассрочку. 6 мая 1527 года испано–нидерландское войско Карла V, под предводительством коннетабля Бурбона, осадило Рим: император решил слегка придавить разжиревший Ватикан.