«крещение Христа» — картина итальянского художника Пьеро делла Франческа, написанная около 1448—1450 годов. «крещение Христа» – картина итальянского художника Пьеро делла Франческа, написанная около 1448 – 1450 годов. Крещение Христа – живопись итальянским владельцем эпохи Возрождения Пьеро делла Франческой, закончил приблизительно 1448-50.
Обратимся к картине итальянского художника Пьеро делла Франческа «Крещение Христа».
Проторенессанс кровно связан со средневековьем, с романскими, готическими и византийскими традициями (в средневековой Италии византийские влияния были очень сильны наряду с готикой). Может быть, даже кто-то его ценил больше за это, чем за живопись. Учитель признал превосходство своего ученика и поклялся непременно бросить рисование. Значит, уже в раннем детстве он проявлял интерес к художеству. На обороте картины изображен триумф герцогов Урбинских, по величайшей тщательности письма приближающийся к нидерландской живописной технике.
Августин в Лиссабонском Национальном музее св. Стендаль — это не первый случай, когда писатели в своих открытиях опережают историков искусства, — извлекает имя Пьеро из забвения, сравнивает его с Учелло, отмечает мастерство перспективы, но, видимо, находясь под воздействием суждения Вазари, пишет: «Toute la beaute est dans lexpression». Впервые она публично выступила с речью на латыни в возрасте четырех лет. В поздних работах (Рождество, около 1475, Национальная галерея, Лондон) светотень становится мягче, большое значение приобретает рассеянный серебристый свет. Ничего или почти ничего.
Квантроченто- этап Раннего Возрождения в Италии- триумфальный период в истории искусства. «Все у вас как-то бедно», — писал Сиджизмондо Малатеста. Как сообщает Вазари, Пьеро делла Франческа работал и для папы Николая V (1447–1454) должно быть именно во время этой поездки мастер познакомился с произведениями античной скульптуры, прекрасное знание которой он демонстрирует в картине Крещение Христа (Лондон, Национальная галерея) и в цикле фресок Легенда о Святом Кресте (Ареццо, церковь Сан Франческо).
И здесь все очень интересно. Сражение написано с размахом. Пьеро никогда — в отличие от ироничного Брейгеля, vide «Икар» — не размещает главное событие в перспективе, зная, что геометрия поглощает страсть. Чтобы преодолеть расстояние между фигурой и пейзажем, взору приходится падать в бездну, где нет никаких промежуточных планов, никакой непрерывности пространства и перспективы.
Иоанн окрестил многих людей со словами: «Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». Пора, пожалуй, остановиться на этом подробнее. Этим периодом датируется одна из его прекраснейших картин – Бичевание Христа (Урбино, Национальная галерея Марке), в которой фигуры и окружающая их архитектура построены со строгим соблюдением пропорций, все геометрически выверено и изображено в соответствии с законами линейной и воздушной перспективы (которые изменены только в группе с бичуемым Христом для постановки смыслового акцента композиции).
Этот небольшой портрет является парным к портрету супруги герцога Баттисты Сфорца. Конечно же, он ухватывает в природе определенные взаимосвязи, пропорции и законы, но доходит до них не путем математических спекуляций, а видением. Подражание фламандской технике и импрессионистическая трактовка освещенных предметов появляются уже в портрете Сиджизмондо Малатеста, правителя Римини (1451 год, Лувр). И это, конечно, тончайшая живопись, тончайшее сочетание цветов. слева). Однако алтарь был закончен только в 1460 и в окончательном варианте состоял из 23 частей.
Но очень драматическая фигура. Мальро218 же в творце «Легенды Креста» приветствует открывателя бесстрастности как доминирующего выражения лиц его персонажей: «Его скульптурная толпа оживляется лишь во время сакрального танца это принцип современного восприятия, требующего, чтобы экспрессия живописца выявлялась в самой живописи, а не в фигурах, которые он изображает». Беренсон сравнивает его с анонимным ваятелем Парфенона и Веласкесом. Младенец Иисус властным жестом поднял руку и смотрит прямо перед собой мудро и сурово. выполняла и дипломатические акции.
К 1460-м гг. Прямоугольники плит пола ведут взгляд к полуобнаженной фигуре Христа. Уже в произведениях 50-х гг. Базилика Сан-Франческо в Ареццо).
Человечная, пасторальная и плотская. Но уже в этом, достаточно раннем произведении видна его особенность, его стиль. Во второй половине 1440-х гг. Надпись на раме («convenerunt in unum») также говорит в пользу этой теории. Первый эпизод — «Смерть Адама» — изображен в люнете правой стены. Эта же фраза цитируется в Деяниях апостолов (4:26) по отношению к Пилату, Ироду и иудеям.
На золотом фоне изящным силуэтом выделяется фигура Мадонны, задрапированной в темно-синий плащ, перед которой преклонил колени архангел Гавриил с большими узорными крыльями. Эгидия (Сан Еджидио) (росписи не сохранились). Этот клан правил здесь более 200 лет. На задней стене изображены два пророка. Облик этого мира определяют законы неких совершенных форм, в наиболее чистом виде воплощенные в архитектуре — очертаниях арок, стройности колонн, согласованности, гармонии и равновесии всех элементов сложных построек.
Влияние Мазаччо преобладает в ранних работах Пьеро дела Франческа, например в алтарном образе Мадонна дела Мизерикордия, заказанном в 1445 году Братством милосердия Борго Сан-Сеполькро (Сан-Сеполькро, Государствееный музей). В других картинах. «Воскресение» написано уверенной рукой сорокалетнего мастера. Казалось бы, такой интеллектуал, как Пьеро делла Франческа, снизошел до писания трактата «О некоторых началах арифметики, потребных торговцам и о некоторых торговых операциях». Искусствовед Кеннет Кларк назвал её «величайшей маленькой картиной в мире»2. Его перу принадлежат два теоретических трактата, написанных на латыни: De prospettiva pingendi (О перспективе в живописи) и Libellus de quinque corporibus regolaribus (Книга о пяти правильных телах).
У нее чувственная шея и полные руки. Правда, Чилленьо посвящает ему сонет, Джованни Санти, отец Рафаэля, упоминает его в своей рифмованной хронике, еще один поэт делает в своей поэме намек на портрет Федериго Монтефельтро. Мастерская Доменико Венециано во Флоренции стала его академией художеств. На основании схожих стилистических черт часть пейзажа может быть отнесена к работе Винчи. (Крещение Христа, 1450-55, Национальная галерея, Лондон Мадонна делла Мизерикордия, около 1450-62, Коммунальная пинакотека, Сан-Сеполькро Бичевание Христа, около 1455-60) проявились основные черты искусства Пьеро делла Франческа: величественность образов, объёмность форм, прозрачность приглушённого колорита, перспективное построение пространства.
И надо сказать, что тут нет ни капли лести. У Мадонны ординарное лицо няньки, кормилицы королей. То ли это действительно евангельское событие, переживаемое каким-то особым образом. Итальянцы редко это применяют. На задней стене изображены два пророка.
Одна из лучших — «Встреча царя Соломона с царицей Савской». Став супругой герцога Урбинского, она принимала участие в управлении государством. В эпоху Возрождения Иоанн Креститель был одним из самых изображаемый святых. В категориях, я бы сказала, такого человеческого достоинства, в категориях простоватой красоты и свободы своих персонажей.
Следующие после первого «Распятия» работы Кастаньо выполнены в несколько ином стиле, который предшествовал искусству второй половины XV столетия. Кроме того, в Перудже он сделал много вещей, которые можно видеть в этом городе так, в церкви монахинь святого Антонио Падуанского он темперой нарисовал образ Богоматери с сыном на лоне, святых Франциска, Елизавету, Иоанна Крестителя и Антония Падуанского и выше – прекраснейшее Благовещение а ангелом, который кажется действительно сходящим с неба кроме того, там есть перспектива уменьшающихся колонн, совершенно прекрасная. Но вполне возможно, что продиктовано это чисто композиционными соображениями. Нетрудно представить, насколько смелыми и необычными показались провинциальному живописцу работы признанных мастеров того времени : художников Мазаччо (1401-1428), фра Анджелико (ок. Баттиста свободно говорила на греческом и на латыни.
Михаил в Лондонской Национальной галерее св. Об этом тоже сохранились документы.
«Храма Малатесты», в котором он написал фреску с портретом правителя этого города, Сиджизмондо Пандольфо Малатеста, перед его небесным патроном – святым Сигизмундом или по-итальянски Сиджизмондо.
Недалеко от святого Доната, которого Пьеро изобразил в церкви Мадонны делле Грацие, Лорентино сделал фреской несколько сюжетов из жития этого святого и во многих других местах этого города, а также в округе– множество вещей, отчасти потому, что он никогда не уставал, отчасти, чтобы поддержать свою семью, которая в те времена была очень бедна. В конце 1439 года его поиски увенчались успехом : Пьеро поступает в мастерскую известного художника Доменико Венециано (ок. Известно, что работал Липпи во Флоренции, Падуе, Прато и Сполето. Фигуры расставлены компактно и монументально. Подражание фламандской технике и импрессионистическая трактовка освещенных предметов появляются уже в Портрете Сиджизмондо Малатеста, правителя Римини (1451, Лувр). Часто художники делали как бы пейзаж через окошко.
В последней заметно влияние фламандского искусства, в частности Алтаря Портинари Гуго ван дер Гуса (Флоренция, галерея Уффици), привезенного во Флоренцию в 1483. Флоренция была законодательницей моды в это время. Это тоже замечательный город. Волосы ее плотно прилегают к голове, открывая большие уши.
И мы понимаем, что перед нами очень значительная личность. Влияние Мазаччо преобладает в ранних работах Пьеро дела Франческа, например в алтарном образе Мадонна дела Мизерикордия, заказанном в 1445 году Братством милосердия Борго Сан-Сеполькро (Сан-Сеполькро, Государствееный музей). Обращаясь к традиционным для средневекового искусства сюжетам, он дает им новую трактовку. По такой версии фигура в тюрбане может изображать Мурада II, сидящий человек — Иоанна VIII, троица (слева направо) — кардинала Виссариона, Фому Палеолога (брата Иоанна VIII изображённого босым, так как, не будучи императором, он не мог носить пурпурные туфли в присутствии действующего императора) и Никколо III дЭсте, правителя Феррары во время проведения Ферраро-Флорентийского собора.
Они исполнены пафоса и мудрости умирающих животных. Приподнятая голова ангела направляет взгляд зрителя на сцену Крещения. Получил он прозвище «Волк Романьи».
«I Perugini sono angeli о demoni», — говорил Аретино209. «Бичевание Христа» — картина итальянского художника Пьеро делла Франческа, написанная около 1455—1460 годов. В глубине за этой сценой изображен человек, снимающий свою тунику, чтобы тоже приобщиться к таинству. Центральная фигура — высокая, могучая и безличная, как стихия.
Надо сказать, что жители Римини его любили. Руки ангелов, Мадонны и Младенца выписаны с воистину фламандской любовью к деталям. («Мадонна со святыми и Федериго да Монтефельтро», около 1472—75, галерея Брера, Милан «Рождество», около 1475, Национальная галерея, Лондон) светотень становится мягче, всё большее значение в структуре произведений приобретает рассеянный серебристый свет. Эти красочные аккорды иногда основаны на смелых и неожиданных сочетаниях красочных тонов. Карло Педреттив книге «Леонардо» (1973) заметил, что второстепенная фигура ангела повернута к зрителю спиной и выполняет ту же функцию, что и фигура святого Фомы: вовлечение зрителя в происходящее на картине, чтобы он почувствовал себя участником Таинства Крещения.
добивается впечатления просветленной торжественности происходящих событий. Чтобы окончательно обуздать его, они построили в нем цитадель «ad coercendam Perusianorum audaciam». И тот же смысл имеют две фигуры за ее спиной.
Трудно дать определение эстетическому потрясению подобного рода. «Смерть Адама». И дважды он был по приказу папы Пия II отлучен и на трех площадях Рима публично сожгли чучело Сиджизмондо с табличкой «Я – Сиджизмондо Малатеста, сын Пандольфо, король предателей, ненавидимый Богом и людьми, приговоренный к сожжению по приказу Святой Коллегии». Видимо, лучше всего он чувствовал себя в маленьком Борго Сан Сеполькро. И, конечно, это необыкновенной красоты вещь.
Работал Пьеро в Ферраре, Римини, Риме, Ареццо и Урбино. Из церкви Санта Мария экстра Моения ди Синегаллия происходит Мадонна ди Синегаллия (ок. Конечно, в то время были художники более талантливые и менее одаренные, были пролагатели путей и просто их последователи, но категория «посредственности» к художникам Возрождения неприменима. Но очень скоро, где-то уже века с XVII, его забывают совершенно.
Главная тема алтаря — идея заступничества Богоматери выражена буквально: Мадонна как балдахином укрывает коленопреклоненных жителей Сансеполькро своим плащом (Мадонна Мизерикордия, центральное панно Пинакотека, Сансеполькро, 1460-е гг. ). Христос написан патетично и сурово, но стоящие у креста Мадонна и св. Названная одним из критиков «маленькой загадочной картиной»1, отличается сложной и необычной иконографической композицией, ставшей предметом самых разнообразных теорий. Не густо. Он стал доктором права, но изучал также греческий, математику, музыку и архитектуру. На заднем плане раздевается, готовясь к крещению какой-то человек.
Родился Пьеро дела Франческа между 1406 и 1420 годами в Сан-Сеполькро в Умбрии (ныне – восточная часть Тасканы) «и назывался по имени свой матери дела Франческа, так как она осталась беременна им, когда отец его, ее муж, умер и так как она воспитывала его и помогала ему достигнуть того, что сулила ему судьба (однако Milanesi приводит факты не указывая своих источников: отец Пьеро-Бенедетто деи Франчески или дела Франческа из очень известного в Борго Сан Сеполькро рода, был женат на Романа да Перино ди Карло из Монтерки и умер только после 1465 года, отсюда следует 1)что дела Франческа есть фамилия, а не прозвище по матери и 2) что отец умер много лет спустя после рождения Пьеро). Портреты были созданы в память о Баттисте Сфорца после ее смерти в 1472 году. Он не сразу к этому пришел, мы потом посмотрим эту проблему с нимбами. Влияние Мазаччо преобладает в ранних работах Пьеро делла Франческа, например в алтарном образе Мадонна делла Мизерикордиа, заказанном в 1445 Братством милосердия Борго Сан-Сеполькро (Сан-Сеполькро, Государственный музей). В моделировке карнации Пьеро дела Франческа отдает предпочтение мягким тонам, плавным переходом в противоположность резким и темным теням, к которым прибегал в своих работах Мазаччо. Главные особенности работы мастера – живая повествовательность, красочная гармония. Испытал влияния Мазаччо и Ф. Брунеллески, а также нидерландского искусства.
В бою ему перебили нос, это видно – нос с такой горбинкой и изуродовали часть лица. В монастыре августинцев он написал на дереве алтарный образ и эту вещь весьма хвалили фреской он исполнил «Богоматерь Милосердие» в одном обществе или как они себя называют, братстве а во дворце консерваторов — воскресение Христа, которое считается лучшим из его произведений в названном городе и вообще из всех его работ», - пишет Вазари. Вот и здесь тоже присутствуют эти загадочные персонажи. Мать цезаря и ее придворные дамы благоговейно созерцают воскрешение.
Надо сказать, что личность это яркая. Когда Иоанн стал взрослым, он стал проповедовать. Таким образом, он работал около трех десятилетий. Пьеро делла Франческа работал над ним больше пяти лет. Еще более загадочны три ангела: они не поклоняются Христу, один, как кажется на первый взгляд, не обращает внимания на главное действие, но при этом устанавливает непосредственный контакт со зрителем и как бы приглашает принять участие в происходящем. Сын красильщика и торговца шерстью.
Он был учителем многих живописцев, в частности Луки Синьорелли, оказал влияние на Мелоццо да Форли, на Джованни Санти, отца Рафаэля и на других умбрийских мастеров. Ему же приписывается Мадонна в Дублинской галерее.
написал два научных трактата: «О перспективе в живописи» (последнее изд. Зато загорелое лицо князя пышет энергией. На задней стене изображены два пророка. Наивысшее мастерство колориста ему удалось показать в росписях, например в «Короновании Марии» (около 1438–1446, Музей Сан-Марко, Флоренция). Но он святость передает в абсолютно других категориях. 1387/1400-1455) и Уччелло (1397-1475), скульптора Донателло (1386-1466) и архитектора Брунеллески (1377-1446).
Различные теории рассматривают их либо как современников художника, либо как персонажей Нового завета, либо как не имеющих однозначной идентификации (например, сидящий человек, очевидно символизирующий Понтия Пилата, по ряду признаков идентифицируется с византийским императором Иоанном VIII Палеологом). У него мудрое дикое лицо с ввалившимися глазами Диониса. «Выражение лица зачастую бывает настолько лишним и мешающим, что порой для меня предпочтительней статуя без головы», — признается Беренсон. Следующий эпизод – видение Креста Константину и его победа над Максенцием. Да, конечно, эти фигуры были сложными. Он был гостеприимным хозяином и принимал здесь великих людей.
Основные черты искусства П. д. Ф. В момент крещения «отверзлись Ему (Иоанну) небеса и увидел Иоанн Духа Божия, который сходил как Голубь и ниспускался на него. На картине Крещение, написанной, вероятно, около 1453 года. Задумано ли это так Пьеро делла Франческа или нет, мы не знаем, но, во всяком случае, сближение земного и небесного у него явно подразумевается. В 1470- х годах для семьи Монтефельтро он написал парные портреты Баттисты Сфорцо и Федерико де Монтефельтро (1465-1475, оба – Галерея Уффици, Флоренция).
Над головой Спасителя парит голубь — Святой Дух. Все как будто бы не связано между собой. И папа писал о нем страшные вещи: «В его глазах брак никогда не был священным, он сходился с замужними женщинами, теснил бедных, отнимал имущество у богатых» и т. д., огромный текст существует обвинения папой Сиджизмондо Малатеста.
Примером позднего творчества Пьеро делла Франческа может служить замечательное, выдержанное в серебристо-лунном, воздушном колорите Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея). Но на самом деле триптих был готов только к 1460 году, т. е. Дольше всего я стоял возле живописца имя которого мне было знакомо только по книгам. В 1450–1460-х годах Липпи обратился к монументальной живописи.
Биографические сведения о Пьеро делла Франческа довольно скудны. Первая встреча: Лондон — Национальная галерея. Видно, что на протяжении всей своей творческой деятельности он делает неординарные вещи.
Пьеро делла Франческа вообще отказывается от нимбов. Урбино – это известный город, который считается родиной Рафаэля. Сюжет Истории Животворящего Креста был заимствован Пьеро делла Франческа в одном из самых популярных в художественной среде эпохи Возрождения литературных источников — Золотой Легенде Якопо да Вораджине (середина XIII века). И се глас с Небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором мое благоволение». СВЯТОЙ ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ: Иоанн приходился Иисусу Христу двоюродным братом и был сыном пожилой бесплодной пары – священника Захарии и его жены праведной Елисаветы.
Сигизмундом, то делал это с явной нелюбовью к кровавым зрелищам. «Чтобы сделать эту сцену еще более суровой и жестоко безличной, художник вводит в картину три совершенные формы, которые высятся на переднем плане, как вечные скалы». Развевающиеся на ветру знамена «клонят с высоты опущенные крылья, словно пронзенные копьями драконы, ящеры и птицы». Удары их будут размеренны и бесстрастны, как тиканье часов.
Но, простите, в период эпохи Возрождения где только не было языческих символов. Но зато очень хорошо прописаны поющие ангелы, воспевающие рождение Спасителя.
Столь сложная программа, построенная на символическом соответствии разновременных событий, глубинной связи между ними, не вносит во фресковый цикл Пьеро делла Франческа какого бы то ни было отвлеченного начала. Изданная на английском в 1864–1866 годах «History of painting in Italy» пера Кавалькассели и Кроу возвращает автору «Легенды Креста» достойное его место в ряду величайших европейских художников.
В 1445 получил заказ от братства Мизерикордия на исполнение триптиха. Урбинский герцог был личностью во всех отношениях незаурядной. С верхней точки раковины на тоненькой нити свисает яйцо. А. С. Пушкина в Москве.
Портрет написан в смешанной технике темперной живописи с добавление масляных красок, что дало возможность передать тончайшие нюансы цвета и рефлексы света на поверхности кожи. Он пошел навстречу заказчику и написал то, что тот ожидал. Лица нагие, всецело предавшиеся созерцанию, напряженные, сосредоточенные. В 1442 году он уже вернулся на родину, где в 1445 году получил первый большой заказ. Достоверных сведений о первых двадцати годах жизни художника нет.
А они едут навстречу друг другу. Доната (недавно обнаруженный на стене сеновала монастыря Санта Мария делле Грацие), фрески и полиптих в Сан Франческо, фрески в палаццо Коммунале и фрагмент фрески (Мадонна) в церкви Сан Себастьяно, обнаруженный за образом работы Вазари. Таково «Крещение» (1440, Лондон, Национальная галерея), где серебристая голубизна неба, светлые, охристые тона земли, темная зелень древесных крон, белые, бледно-розовые, розово- и рубиново-красные, синие тона одеяний ангелов и Иоанна Крестителя образуют изысканный красочный аккорд. Зрителя более всего потрясает то, что фрески Пьеро исполнены величайшего покоя.
Квантроченто- этап Раннего Возрождения в Италии- триумфальный период в истории искусства. Все трое были убиты 22 июля 1444 года. На заднем плане человек снимает одежду – бытовой такой момент. Открытия, сделанные в теории, он применяет в своих картинах.
Лавин предположила, что страдания Христа изображённые на картине, являются аллюзией на отцовское горе и что она была заказана Оттавио в качестве алтарной картины для его личной молельни в Палаццо Дукале (фасад алтаря в точности соответствует размеру картины). На картине Крещение, написанной, вероятно, ок. Брамантино (собственно Бартоломео Суарди) – ломбардский художник, работавший также в Риме ученик Браманте (отсюда и прозвище). В 1451 он находился в Римини, куда, вероятно, по рекомендации архитектора Л. Б. Эпоха дученто, т. е.
Вот так размышляли люди этого времени. Уроженец маленького тосканского города Борго Сан Сеполькро, он, видимо, учился во Флоренции у Доменико Венециано (в одном из документов 1439 года упоминается как его помощник). создаёт цикл фресок в церкви Сан-Франческо в Ареццо на тему легенды о «животворящем древе креста». Нагой Адам умирает на руках состарившейся Евы. 1452, Венеция, галерея Академии), впервые появляется пейзаж. Он охотно прогуливался по столице своего княжества в простом красном наряде, один, без эскорта (уже тогда был известен этот пропагандистский прием) и запросто, как человек с человеком, беседовал со своими подданными.
Эти же черты прослеживаются и в композиции «Коронование Марии» (около 1442–1445, Уффици, Флоренция), где церемония небесного коронования Богоматери представлена на втором плане, первый же отведен изображению коленопреклоненных горожан. Несколько человек, склонив головы, стоят над покойником. Несмотря на то, что в названии содержится ошибка (герцог Гвидобальдо, сын Федерико, родился только в 1472 году), запись свидетельствует о превалирующем в то время убеждении, что на картине изображены родственники Федерико.
Считается, что Федерико заказал эту роспись в честь рождения наследника престола Гвидубальдо, за которой вскоре последовала смерть его супруги Баттисты Сфорца (в 1472 г. ) и этим алтарным образом, хотел обеспечить протекцию всему своему роду. Они нарисованы глядящими друг другу в глаза. И в то же время его колористическое дарование уникально.
Как я уже сказала, Пьеро делла Франческа скончался в 1492 году. Вот тоже одна из его знаменитых вещей, Мадонна дель Парто. Его голова оказывается на фоне неба. Сын Лукреции и Филиппо Липпи также стал художником (его обучал великий Боттичелли).
У его ног – четыре добродетели: Справедливость, Мудрость, Сила, Умеренность. Справа Иоанн Креститель, одетый в рубище, крестит Спасителя водой из Иордана. В последние годы жизни П. д. Ф. Надпись на раме («conveneruntinunum») также говорит в пользу этой теории. Свадьба состоялась в феврале 1460 года, когда Баттисте было всего 13 лет.
И Джорджо Вазари, естественно, включает его в «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Его связывала дружба с такими сильными мира сего, как Гонзаго и Медичи. Светлый этот контур есть результат проведения в жизнь теории Альберти. В нижнем регистре той же стены — один из последних эпизодов истории: «Битва императора Ираклия с Хосроем», а в верхнем регистре, над сценой обретения креста Еленой — «Воздвижение Креста Господня» (святыня была возвращена в Иерусалим императором Ираклием). Сейчас она находится в галерее Брера в Милане, а атрибуция ее долгое время была предметом дискуссий, пока ее наконец не приписали окончательно автору «Легенды Креста».
Из акцентирования роли света следует: форма не может быть очерчена резким контуром. По приказу Федериго в его маленькой столице один из выдающихся архитекторов Италии Лучано Лаурана воздвиг колоссальный дворец — «город в виде дворца», как писали о нем современники. Он был продиктован практическими интересами и нуждами. У Пьеро движения словно бы замедленны, торжественны. В поздние годы обратился к теории искусства, написав трактаты De prospettiva pingendi (О перспективе в живописи, до 1482) и Libellus de quinque corporalibus regularibus (Книга о пяти правильных телах, 1482).
Данный сюжет был довольно распространенным в то время. Его композиции приобрели динамичность, фигуры стали более одухотворенными. Здесь находили гостеприимство видные гуманисты, зодчие, художники. берет сюжеты вроде бы традиционные, но делает их очень неординарными. Сохранились следующие 11 фресок (помимо фигур пророков) : a) Адам посылает в Рай сына Сифа б) Смерть Адама в) Царица Савская находит срубленное дерево для Креста г) Погребение древа д) Нахождение Креста е) Ночное видение императора Константина ж) Победа Константина над Максенцием з) Победа Ираклия и) Смерть Хозроя к) Обретение Креста л) Воздвижение Креста. Одна из них — полиптих «Мадонна Милосердная», которую Фосийон считает первой самостоятельной работой Пьеро.
Если бы его не было И даже ангелы могли бы обойтись без нимбов. В ней написано и о фундаментах и о том, какие местности более, а какие менее пригодны для возведения зданий, о способах каменной кладки, о дверных ручках, колесах, осях, подъемных механизмах, кирках и о том, «как истребить и извести змей, комаров, клопов, мух, мышей, блох, молей и подобных гнусных ночных гадов». Это этюд на тему светотени. Он сейчас сохранился, конечно, не очень хорошо. По тонкости замысла и красоте колорита это — одно из наиболее удачных произведений художника.
Не для созерцания, а для разглядывания. Иосиф полны экспрессии, которой в позднейших работах делла Франческа уже не увидишь. Один из самых талантливых полководцев, кондотьеров своего времени. В других картинах. Как сообщает Вазари, Пьеро делла Франческа работал и для папы Николая V (1447 – 1454) должно быть именно во время этой поездки мастер познакомился с произведениями античной скульптуры, прекрасное знание которой он демонстрирует в картине В 1453 или 1454 Пьеро делла Франческа получил заказ на фрески для церкви Сан Франческо в Ареццо. Он был правителем не только Римини, но и Фано и Чезены.
В лучших его картинах («Рождество», «Портрет князя Урбино», «Крещение», «Победа Константина») далекий бездонный фон столь же значим и красноречив, как и фигуры. Именно в это время он написал два своих самых известных научных трактата. Однако сегодня, сравнивая произведения Пьеро делла Франчески с шедеврами более известных мастеров, можно смело утверждать, что этот тосканский художник «принадлежит к числу мастеров, главное значение которых не в том, что они были предшественниками, а в том, что они сами были великими художниками». Они изображены на фоне пейзажа, видимого с высоты птичьего полета (черта характерная для фламандской живописи).
Федериго, который правил с 1444 года, являл собой образчик генерала-гуманиста. Для него характерны условность в изображении волос и глаз (знаменитые миндалевидные глаза, заимствованные у персонажей Доменико Венециано) и идеализация черт лица. С именем Джотто ди Бондоне связан переворот в развитии итальянской живописи. (5) Работы в Пезаро, Анконе и Ферраре не сохранились.
В 1439 работал в мастерской Доменико Венециано. Кроме того, Федериго да Монтефильтро заказал Пьеро алтарный образ (Милан, галерея Брера) для перестроенной им францисканской церкви Сан Донато, позднее переименованной в Сан Бернардино, где он изображен коленопреклоненным перед Богоматерью. В поздних произведениях Пьеро делла Франческа светотень становится мягче и прозрачнее, передача световых и воздушных Эффектов и разработка живописных деталей еще нежнее и тоньше, что указывает на знакомство художника с образцами нидерландской живописи, пользовавшейся большим успехом у итальянских художникоя (Рогир ван дер Вейден, Нос ван Гент). Иероним (в образе монаха-отшельника, бьющий себя камнем в грудь), Св. Это мы можем видеть и у Гуго ван дер Гуса и у других северных художников.
Следующий эпизод — «Наказание иудея, не захотевшего открыть императрице Елене местонахождение креста, на котором был распят Христос», вновь возвращает действие на алтарную стену. Около этого же времени исполнены им не менее мастерские фрески в церкви св. Влияние Мазаччо преобладает в ранних работах Пьеро делла Франческа, например в алтарном образе Мадонна делла Мизерикордиа, заказанном в 1445 Братством милосердия Борго Сан-Сеполькро (Сан-Сеполькро, Государственный музей). И в то же время мы чувствуем присутствие и некой метафизики. Последние по времени из сохранившихся работ Пьеро делла Франческа – Мадонна ди Сенигаллиа (1478-1490, Урбино, Национальная галерея), написанная для дочери и зятя Федериго и плохо сохранившаяся картина (Лондон, Национальная галерея), написанная мастером, очевидно, ок.
Пьеро творил человека, как это дано только величайшим из великих. Светлые серебристые краски замечательно передают воздушную атмосферу и дневной солнечный свет, позволяя видеть в Пьеро делла Франческа «первого мастера пленера» в истории западноевропейской живописи и одного из лучших колористов эпохи Кваттроченто. Одна часть находится в Музее изобразительных искусств в Будапеште, вторая, фрагмент пределлы «Усекновение главы Иоанна Предтечи», – в Государственном музее изобразительных искусств им. Рисунки фресок исполнялись очень четкими. Ангел держит в руках одеяние Христа, готовый подать его Иисусу, когда тот выйдет из реки.
Выражение их лиц спокойно и торжественно, что подчеркивает значимость происходящего. Итак, мне кажется, эти три картины – «Крещение», «Бичевание Христа» и «Рождество Христово» – характеризуют его как художника явно мистического. И здесь и в Крещении пейзаж образует широкую панораму и построен строго по законам перспективы, формы несколько расплывчаты, как у Мазаччо и Мазалино и показаны с учетом воздушной перспективы, знание которой он почерпнул из живописи фламандцев. Славе своей у потомков он обязан прежде всего сочинениям о скульптуре, живописи и архитектуре.
Последнее из документально подтвержденных произведений Пьеро делла Франческа Мадонна Монтефельтро или Сакра коверсационе (Sacra Conversatione — Священное собеседование), написана для главного алтаря церкви Сан Бернардино в Урбино между 1472 и 1474 гг.
Т. е. Ансания сиенского собора. Позади них архангелы, а впереди коленопреклоненный сам Федерико да Монтефельтро. Пьеро делла Франческа великолепно использует специфические возможности портрета. Кроме того, Федериго да Монтефельтро заказал Пьеро делла Франческа алтарный образ (Милан, галерея Брера) для перестроенной им францисканской церкви Сан Донато, позднее переименованной в Сан Бернардино, где он изображен коленопреклоненным перед Богоматерью.
Сюарес же дает волю фантазии и вязнет в рискованных домыслах. Небольшой по размерам портрет превращается в подобие величественного памятника. («Крещение Христа», 1450—55, Национальная галерея, Лондон «Мадонна делла Мизерикордия», около 1450—62, Коммунальная пинакотека, Сан-Сеполькро «Бичевание Христа», около 1455—60). До подлинного ренессансного «открытия личности» тут еще не доходит. Оно продолжается на левой стене в сцене «Обретения и испытания Животворящего Креста императрицей Еленой».
XIII век явилась началом ренессансной культуры Италии — Проторенессансной. Город не очень древний, надо сказать. Бесконечная длительность момента господствует и в «Воскресении Христа» (1455—1458, Сансеполькро, Пинакотека), где Христос не восстает из гроба, а спокойно стоит, опершись ногой на крышку саркофага.
Пьеро несомненно пользовался признанием и ему охотно давали заказы. Поразительно, что даже самые сложные по композиции многофигурные сцены лишены театральной эффектности и выглядят простыми и ясными («Похороны святого Стефана», «Пир Ирода»). Однако с течением времени темпераменты стали спокойней, характеры утонченней. Глубина ниши подчеркнута изящной деталью — яйцо, подвешенное над головой Богоматери. И внизу латинские надписи: «Тот славен, едет в блестящем триумфе, кого, равного высоким князьям, прославляет достойная вечная слава, как держащего добродетелей скипетр» «Та, которая в счастье придерживалась превеликого супруга, на устах всех людей, украшенная славой подвигов». (Piero della Francesca) (1406/1420-1492) итальянский художник и математик, один из величайших мастеров эпохи Раннего Возрождения. Около 1469 Пьеро создал еще один алтарный образ для францисканского монастыря Сант Антонио в Перудже (Милан, Брера).
Подъезжаешь по дороге, обсаженной оливами, а по обе стороны от нее тянутся виноградники. В 1452—66 П. д. Ф. Главные особенности работы мастера – живая повествовательность, красочная гармония. В поздних работах П. д. Ф. Новый свет пришел с Севера. Уже в произведениях 1450-х годов (Крещение Христа, 1450-1455, Национальная галерея, Лондон Мадонна делла Мизерикордия, около 1450-1462, Коммунальная пинакотека, Сан-Сеполькро Бичевание Христа, около 1455-1460, Национальная галерея Марке, Урбино) проявились основные черты искусства Пьетро делла Франческа: величавость образов, объемность форм, прозрачность приглушенного колорита, перспективное построение пространства.
Округлыми и крепкими выглядят Его торс и ноги, равно как и дерево, стоящее слева от Него. Первый эпизод — «Смерть Адама» — изображен в люнете правой стены. Позади этой группы — раздевающийся мужчина, готовящийся к таинству (намек на крещение множества народа).
Вообще младенец, лежащий на голой земле, – это обычный прием для живописи Нидерландов. Возможно, это и не лучший метод знакомиться с произведениями искусства. В гербе города гриф с разинутым клювом и хищными когтями. Иероним с донатором (около 1452 года, Венеция, Галерея Академии), впервые появляется пейзаж. Даже величайшие новаторы этого времени не были абсолютными новаторами: нелегко проследить в их творчестве четкую границу, отделяющую «старое» от «нового».
Одна работа особенновыделяется на этом фоне — «Крещение Христа» (1450) кисти Пьеро делла Франческа (1415–1492), хранящаяся в Лондонской национальной галерее. Долгое время имя его было малоизвестно и только благодаря Джорджо Вазари, опубликовавшему в 1550 Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих, в 19 веке на художника обратили внимание. Что более отличает его стиль — значительность или изысканность. Он получил ее в 11 лет, когда ему дали первый его заказ: расписать церковные свечи.
Образы очень простые и даже иногда лики простонародные, но все-таки в них всегда есть некая тайна. Работал в Ферраре (около 1448—50), Римини (1451 и 1482), Риме (1459), Ареццо (до 1466), но преимущественно в Сан-Сеполькро и Урбино. Николай Толентийский в музее Польди-Пецолли в Милане. Подобные позы и жесты ангелов никогда не встречались в контексте крещения Христа. И вот, наконец, победитель Ираклий во главе торжественной процессии, босой, несет Крест в Иерусалим.
Справа, на переднем плане, полукругом стоят три фигуры, личности которых не установлены. На левой части фрески Сиф перед вратами рая беседует с ангелом. Два слова о городе Ареццо. Даже точная дата его рождения неизвестна историки пишут ее так: между 1410 и 1420.
Величественный облик его персонажей, лаконизм изобразительного языка, ярко выраженное монументальное начало роднят его с такими флорентийскими мастерами, как Мазаччо. Она держит в руках молитвенник. Своими научными работами он снискал большой авторитет, как я уже говорила.
Многого художник достиг с помощью цветовых сочетаний. Для него характерны условность в изображении волос и глаз (знаменитые миндалевидные глаза, заимствованные у персонажей Доменико Венециано) и идеализация черт лица. Триптих должен был быть готов через три года.
Созданных в этот период, например Святой Иероним (1450, Берлин, Государственный музей) и Св. Первый – «О перспективе, применяемой в живописи», своеобразный такой учебник о перспективе.
Друг писал: «В Монтерки кладбище и часовня расположены чуть в стороне от дороги, на холме, метрах в ста за деревней, в которой появление чужой машины вызывает небольшую сенсацию. Прозвище Малатеста значит «больная голова». Но он как бы не обязателен.
Величественная пейзажная панорама с плавными очертаниями высоких холмов и кронами двух больших деревьев, на фоне которой предстает процессия придворных дам, сопровождающих царицу и сама царица Савская, преклонившая колени перед деревянным мостом, органично соседствует с нарядностью и стройностью дворцового портика, где царица Савская в сопровождении тех же дам, склоняется перед царем Соломоном. Эта композиция — одна из самых сложных по своей структуре у Пьеро делла Франческа. Последние годы жизни Альберти (умер он в 1472 году) были осенены славой. Позади его стоит крылатая Слава, которая венчает его лавровым венком. Его больше ценили за две теоретические работы, которые он написал в конце жизни.
Это самое знаменитое произведение мастера. около 1465 П. д. Ф. (См.
Проторенессанс кровно связан со средневековьем, с романскими, готическими и византийскими традициями (в средневековой Италии византийские влияния были очень сильны наряду с готикой). Такие вот латинские надписи, которые торжественно прославляют и его и ее. Его единственная засвидетельствованная документами поездка в Христа (Лондон, Национальная галерея) и в цикле фресок Легенда о Святом Кресте (Ареццо, церковь Сан Франческо). Мария Магдалина в соборе в Ареццо. Умел дружить с разными людьми, порой противоположными.
Баттиста едет в повозке, запряженной парой единорогов – символом невинности и чистоты. Поразительно, что даже самые сложные по композиции многофигурные сцены лишены театральной эффектности и выглядят простыми и ясными («Похороны святого Стефана», «Пир Ирода»)., Государственный музей) и Св. Царь велел срубить его и использовать для постройки моста над источником Силоамским.
Местные девушки и матери с детьми приходят сюда на вечерние прогулки». Подражание фламандской технике и импрессионистическая трактовка освещенных предметов появляются уже в портрете Сиджизмондо Малатеста, правителя Римини (1451 год, Лувр). Сюжет фресок- история обретения животворящего древа Креста, на котором был распят Христос. Картина называется «Рождество» и сразу захватывает необычной композицией исполненной света и сосредоточенной радости. Впереди – фигура Амура, так как он едет навстречу своей любимой жене.
Эти росписи — высшее достижение художника присущая его творчеству величавая торжественность, поразительный дар колориста соединяются в них с непревзойденным другими мастерами XV века искусством гармонической компоновки сложнейших многофигурных композиций. Фигуры объединены классическим параметром и пейзажным фоном. Иероним с донатором (около 1452 года, Венеция, Галерея Академии), впервые появляется пейзаж. Над ними распростер свои крылья белый голубь – Святой Дух. Ни разу в жизни не доводилось мне видеть столько шедевров.
Толентинский в музее Польди-Пеццоли в Милане. В теоретических трудах он определяет перспективу как «видимые издали предметы, представленные в определенных и данных пределах, пропорционально, в зависимости от их размеров и расстояния». Пьеро делла Франческа (Piero della Francesca) (около 1420-1492) Итальянский художник эпохи Раннего Возрождения. Оно продолжается на левой стене в сцене «Обретения и испытания Животворящего Креста императрицей Еленой». Луки.
Августин в Лиссабонском Национальном музее св. Профильное изображение правителя Римини художник впоследствии повторил в станковом портрете Сиджизмондо Малатесты (Лувр, Париж). Сигизмунд с Сиджизмондо Малатеста»), в котором особенно хороши портрет заказчика (герцога) и архитектурные околичности. она имела очень хорошее образование уже в детстве. Свет акцентирует Христа и небо стражники, пейзаж на заднем плане погружены в тень.
Это и вопрос внутренней гармонии. Историки искусства удивляются, где Пьеро мог видеть столь фантастические наряды. Установлено, что изначально на раме картины была начертана латинская фраза «Convenerunt in Unum», взятая из Псалма 2 Псалтири: «и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его». И нет ничего удивительного, что его чаще упоминали архитекторы, нежели художники и поэты. Что касается профильного изображения, здесь еще есть некоторая хитрость. По заказу герцога был написан знаменитый диптих с портретами самого Федериго и его жены, Баттисты Сфорца (Флоренция, галерея Уффици). Ну, он мог дружить с самыми разными людьми и был любезен разным воюющим кланам. Юноша в центре троицы — возможно, Бонконте II да Монтефельтро, умерший от чумы в 1458.
Красная шапка и такое же одеяние, густые волосы цвета воронова крыла. Правой рукой он крепко сжимает копье с вымпелом. Ясные, четкие конструкции основываются на точных расчетах.
Так же в период с 1446 по 1454 года создана одна из его прекраснейших картин – «Бичевание Христа» (Урбино, Национальная галерея Марке), в которой фигура и окружающая их архитектура построены со строгим соблюдением пропорций, всё геометрически выверено и изображено в соответствии с законами линейной и воздушной перспективы (которые изменены только в группе с бичуемым Христом для постановки смыслового акцента композиции). Это снова один из замечательных итальянских городов, знаменитый и красивый до сих пор. Бернардин, Св. Город этрусский, римский и готический, отмеченный печатью жестокой и буйной истории.
Женщина, раскинув руки, безмолвно кричит, но в крике этом нет ужаса, в нем пророчество. Архитектура, скульптура и живопись перешли из рук многоликого ремесленника в руки художника-профессионала, художника-артиста, утверждающего свою индивидуальность в искусстве. Они это не разделяли. Кроме того, Федериго да Монтефильтро заказал Пьеро алтарный образ (Милан, галерея Брера) для перестроенной им францисканской церкви Сан Донато, позднее переименованной в Сан Бернардино, где он изображен коленопреклоненным перед Богоматерью.
В центре Мадонна на троне со спящим Иисусом, далее слева направо: Иоанн Креститель, Св. Перед зрителями предстает юная мать, одетая в будничные одежды. 1445-1450) Пьеро делла Франческа написал знаменитое Крещение (Национальная Галерея, Лондон), предназначенное для алтаря церкви Сан Джованни Баттиста в Борго Сансеполькро. Интересно, что они здесь уравнены.
Действительно, основная жизнь происходит в городах. Император Ираклий217 одерживает победу над ним. Клубящаяся масса людей, коней и оружия только внешне напоминает знаменитые баталии Учелло. Первые «полотна» перуджинской школы — это военные знамена. И в то же время его колористическое дарование уникально.
Ева просит Сифа214 пойти в рай и принести маслину, которая должна исцелить Адама. И в этом же ряду хочу отметить «Рождество». Он человек города. Импрессионистические мотивы в трактовке листвы, заимствованные художником, возможно, у Доменико Венециано, в более поздних его работах, написанных под влиянием фламандской живописи, стали одной из самых ранних в заподноевропейском искусстве попыток изображения предметов с учётом освещения. И все же, какие бы мы ни подбирали ключи, «Бичевание», видимо, навсегда останется самой не поддающейся расшифровке картиной в мире. Была матерью пятерых детей. Согласно традиционной трактовке, общепринятой в Урбино, загадочная троица изображает Оддантонио да Монтефельтро, первого герцога Урбино, стоящего между двух своих советников — Манфредо дей Пио и Томмазо ди Гвидо дель Аньело.
Августина в Борго. Первые упоминания Липпи-живописце относятся к 1430–1431 годам. Во всяком случае, мы мало что знаем о его детстве. — B «Atti della Realc Accademia dei Lincei. Свое внимание художник сосредоточивал не на границах предмета, а на том, что внутри них. «Храм Малатесты».
Постулат этот Пьеро великолепно усвоил и своеобразно развил. Уроженец маленького тосканского города Борго Сан Сеполькро, он, видимо, учился во Флоренции у Доменико Венециано (в одном из документов 1439 года упоминается как его помощник). В 1470-е гг.
В комплекс личных покоев герцога входили Зал Муз и Студиоло (кабинет для ученых занятий), украшенный изображениями знаменитых людей работы нидерландского живописца Йоса ван Гента. Имея большие способности к ораторскому искусству, однажды даже выступила перед папой Пием II, тем самым, который изничтожил Сиджизмондо Малатеста. Вторая картина — «Бичевание» — потрясает зрителя полнейшей оригинальностью в трактовке темы и совершенной гармонией композиции.
Рисунки фресок исполнялись очень четкими. Абсолютная тишина — ни стонов жертвы, ни мерзкого сопения палачей. Мы увидим, что вот эта тема человеческого достоинства особенно передана в его портретах. Несмотря на многочисленные попытки понять методы построения архитектурных и пейзажных фонов у Пьеро дела Франческа, в его картинах не удалось обнаружить последовательного применения геометрического модуля или системы перспективных построений.
Сведений о годах ученичества Кастаньо не имеется. Два ангела сбоку энергичным движением открывают драпировку, как занавес. Для семьи Монтефельтро он написал парные портреты Баттисты Сфорцо и Федерико де Монтефельтро (1465-1475, оба — Галерея Уффици, Флоренция). На разработку мотивов работ Фра Анджелико, как полагают, повлиял архитектор Микелоццо. Архитектура играет здесь роль последнего, рационального доказательства истинности чуда. Это младенческий портрет будущего цезаря, сознающего свое могущество и предназначение.
Правда известно, что первая его работа, живописная или по крайней мере более-менее относящаяся к искусству, была очень ранней. Одновременно с ранними панелями алтаря Мадонна Мизерикордия (ок. Вместе с Фра Диаманте он создал цикл росписей «Сцены из жизни Иоанна Крестителя и святого Стефана» (1452–1464, собор, Прато).
Живопись — это сечение такой вот визуальной пирамиды. К их числу принадлежит и одна из его лучших станковых работ «Бичевание Христа» (1452, Урбино, Национальная галерея области Марке). В этом храме есть гробница его третьей жены, видимо, самой любимой. Но у Пьеро делла Франческа это пейзаж, над которым властвует человек. В монастыре августинцев он написал на дереве алтарный образ и эту вещь весьма хвалили фреской он исполнил «Богоматерь Милосердие» в одном обществе или как они себя называют, братстве а во дворце консерваторов – воскресение Христа, которое считается лучшим из его произведений в названном городе и вообще из всех его работ», – пишет Вазари.
Там ведь дело происходит именно в Ареццо. Впрочем это впечатление обманчиво: в позднейшие эпохи художественных произведений появлялось не меньше, все дело в том, что «средний уровень» их в эпоху Возрождения стал исключительно высоким. Об этой картине тоже очень много писали. Но и он несоразмерно мал для столь продолжительного творческого пути. В комплекс личных покоев герцога входили Зал Муз и Студиоло (кабинет для ученых занятий), украшенный изображениями знаменитых людей работы нидерландского живописца Йоса ван Гента. на самом деле его интересовала экономика, бухгалтерия, такие практические вещи.
В период расцвета перуджинская республика господствовала в Умбрии, территорию ее защищали сто двадцать замков. Левой придерживает саван — точно сенаторскую тогу. Здесь мне хотелось бы показать, как он шел к тому, чтобы вообще отказаться от нимбов. (Пинакотека Брера, Милан).
Работал в Ферраре, Римини, Риме, Ареццо, Урбино и Сан-Сеполькро. Сигизмундом (Сиджизмондо). А. С. Пушкина в Москве.
Архитектурный фон как бы является комментарием к происходящему. Мир Пьеро делла Франческа полон гармонического равновесия и спокойствия персонажи художника — высокие статные женщины, величественные мужчины столь сдержанно проявляют свои эмоции, что кажутся бесстрастными. Князь коллекционировал древности, художников и ученых.
В этом одна из причин некоторой «закрытости» ряда работ Пьеро делла Франческа для современного зрителя, невозможности найти их убедительную интерпретацию. Это победитель. В центре композиции изображены Иисус Христос и Иоанн Креститель. Впрочем это впечатление обманчиво: в позднейшие эпохи художественных произведений появлялось не меньше, все дело в том, что «средний уровень» их в эпоху Возрождения стал исключительно высоким. В 1458-1459 Пьеро делла Франческа расписывал фресками Ватиканские Станцы (ныне утраченные). Бичевание Христа (Урбино, Палаццо Дукале) написано в 1455-1460 и являет собой итог всех живописные поисков художника.
Испытал влияния Мазаччо и Ф. Брунеллески, а также нидерландского искусства. Т. е. Собственно говоря, он очень много сделал. Питался он диким медом и саранчой. На заднем плане — группа людей восточного типа.
Форма головы подчеркивается плотно прилегающими волосами. Пылают хрупкие свечи ее прекрасных рук. Так как выбор именно такого профильного изображения продиктован тем, что Федерико имел изуродованную половину лица. Эти красочные аккорды иногда основаны на смелых и неожиданных сочетаниях красочных тонов.
Две картины величайшего сына Борго Сан Сеполькро хранятся там в Палаццо Муничипале. Присущий этим произведениям дух невозмутимого внутреннего благородства обретает особую возвышенность во фреске «Воскресение Христа» (около 1463, Коммунальная пинакотека, Сан-Сеполькро). Для него характерны условность в изображении волос и глаз (знаменитые миндалевидные глаза, заимствованные у персонажей Доменико Венециано) и идеализация черт лица. исполнил отмеченные чеканной остротой характеристик портреты герцога Урбинского Федериго да Монтефельтро и его супруги Баттисты Сфорца (Галерея Уффици, Флоренция): огромную роль в этих произведениях играют насыщенные светом и воздухом панорамные пейзажные фоны. 1470, Национальная галерея Марше, Урбино).
незадолго до смерти художника). Многого художник достиг с помощью цветовых сочетаний. Закон покоя — это не только архитектоническая уравновешенность объемов. У него были прекрасные работы разных художников, в том числе и голландских. Там изображен триумф Федерико и Баттисты. На переднем плане на вытертой, как старый коврик, траве лежит Новорожденный. Предостерегает он также от чрезмерного нагромождения, перенасыщенности излишних подробностей.
Слева от Христа расположилась группа из трех ангелов. А яйцо, как известно, в символике означает таинство жизни. Не знаю, то ли количество выпитого вина, то ли вкус эпохи повинен в том, что в своих «Italienische Forschungen» филологи эстет фон Румор отрицательно отозвался о нем, заявив, что не стоит заниматься художником именуемым Пьеро делла Франческа. С этой точки зрения, картина, которая могла быть заказана Федерико да Монтефельтро, братом Оддантонио, наследовавшим титул герцога Урбино после его смерти, проводит аналогию между гибелью безвинного Оддантонио и судьбой Христа. Наиболее значительный из его математических трактатов, предназначенный для художников и ученых, – О перспективе в живописи (De prospectiva pingendi). 1410-1461) и становится его учеником и помощником. Этот высокообразованный человек, любитель наук и искусств, был и профессиональным военным, в качестве наемного полководца (кондотьера) командовал войсками римского Папы.
Прежде чем профессионально заняться живописью, Пьеро делла Франческа изучал математику. «Царица Савская у Соломона». Следующие после первого «Распятия» работы Кастаньо выполнены в несколько ином стиле, который предшествовал искусству второй половины XV столетия.
это практически конец этого года. Затем действие переходит на алтарную стену, где в верхнем регистре изображены две фигуры пророков, под ними справа в среднем регистре — «Перенесение Священного Древа». На переднем плане четыре римских стражника, пораженные сном. Картина является завещанием Пьеро.
Они изображены на фоне пейзажа, видимого с высоты птичьего полета (черта, характерная для фламандской живописи). Зенит Кватроченто и — золотой фон. Может быть, это было требование заказчика. Работал в Ферраре (около 1448—50), Римини (1451 и 1482), Риме (1459), Ареццо (до 1466), но преимущественно в Сан-Сеполькро и Урбино. Глаза с миндалевидными веками почти никогда не встречаются со взглядом зрителя.
Свой опыт живописца Пьеро передал не только ученикам, он оставил два теоретических трактата: «De quinque corporibus regularibus» и «De prospectiva pingendi», в которых чисто научными методами исследует проблемы оптики и перспективы. Помещенная между ними граненая ваза с белыми лилиями (символ девственности и чистоты) служит композиционным центром картины, где в верхней части в окружении херувимов парит голубь – Святой Дух. Искусство П. д. Ф. В 1439 работал в мастерской Доменико Венециано. Иногда эти традиции просто проникаются более жизнерадостным и светским началом при сохранении старой иконографии, старой трактовки форм. (4) Из теоретических работ Пьеро сохранились рукописи трактата о перспективе. Его рукам принадлежат такие произведения как картина где папа Сикст IV между кардиналом мантуанским и кардиналом Пикколомини дарует прощение городу Ареццо в зале дворца приоров он написал с натуры портреты Галиотто, кардинала Пиетрамала, епископа Гульельмино дельи Убертини, мессера Анджело Альберготти- доктора прав и много других произведений, которыми бы мог гордиться его учитель.
Это самое знаменитое произведение мастера. Эти же черты прослеживаются и в композиции «Коронование Марии» (около 1442–1445, Уффици, Флоренция), где церемония небесного коронования Богоматери представлена на втором плане, первый же отведен изображению коленопреклоненных горожан. В любом случае это очень значительное произведение.
«Симптомы» Проторенессанса в изобразительном искусстве не всегда означали ломку готических традиций. Это беременная Мадонна. После долгих внутренних междоусобиц город попал под власть пап. Но произведение искусства просуществовало недолго.
В библиотеке Амброзиана в Милане хранятся его трактаты – «О перспективе в живописи» и «Книга о пяти правильных телах». Художник изобразил поистине цветник женской красоты. Нидерландская линия особенно заметна в передаче прически и украшений герцогини, в интересе к подробностям «ландшафта» лица герцога – глубокие морщины и крупные родинки итальянская – в типе парного профильного портрета, особой ясности и структурности пространства, прозрачной чистоте воздуха. Итальянский художник и теоретик искусства. Но вот они что-то не поделили. Небо над головами сражающихся прозрачно.
Вот этот горизонт – пейзаж становится и фоном и одновременно как бы поддержкой. Но тем не менее эта картина дошла до нас под названием «Бичевание Христа». И вот этот портрет. «Прибыв из Аретто в Ареццо, Пьеро расписал для Луиджи Баччи, аретинского гражданина, в церкви Сан Франческо капеллу его семьи у главного алтаря, свод которой был уже начат Лореццо ди Биччи», - пишет Вазари.
«Отыскание и доказательство истинности Креста». Одна часть находится в Музее изобразительных искусств в Будапеште, вторая, фрагмент пределлы «Усекновение главы Иоанна Предтечи», – в Государственном музее изобразительных искусств им. Его медные кони сталкиваются крупами, вопли сражающихся и топот взлетают к жестяному небу и тяжело опадают на землю. Около 1469 года Пьеро создал еще один алтарный образ для францисканского монастыря Сант Антонио в Перудже (Милан, Брера). Город повис над Тибром на высокой скале, которую сравнивали с ладонью великана. Следующий эпизод — «Наказание иудея, не захотевшего открыть императрице Елене местонахождение креста, на котором был распят Христос», вновь возвращает действие на алтарную стену. Загадку объясняет контракте монастырем Сан Антонио.
Около 1469 года Пьеро создал еще один алтарный образ для францисканского монастыря Сант Антонио в Перудже (Милан, Брера). Сегодня они находятся во флорентийском археологическом музее. Об исключительном колористическом даровании художника свидетельствуют цикл фресок История животворящего Креста в церкви Сан-Франческо в Ареццо (1452-1466) исполненных в тончайшей гамме бледно-розовых, фиолетовых, красных, синих и серых тонов. И это правда. (12) Из работ Лорентино в Ареццо сохранились один из эпизодов жития св. Таково «Крещение» (1440, Лондон, Национальная галерея), где серебристая голубизна неба, светлые, охристые тона земли, темная зелень древесных крон, белые, бледно-розовые, розово- и рубиново-красные, синие тона одеяний ангелов и Иоанна Крестителя образуют изысканный красочный аккорд.
«То, чего глаз не может уловить, живописца не интересует». Один портрет фресковый, другой – станковый. — Firenze, 1974) и «Книжицу о пяти правильных телах» (последнее изд. Иоанн Евангелист в Собрании Фрик В Нью-Йорке и св.
Пётр Мученик (с раной на голове) и Иоанн Богослов. Неясно, кто они, что означают их позы и жесты, яркая одежда. Но в городе этом Пьеро не прижился. Конечно, в то время были художники более талантливые и менее одаренные, были пролагатели путей и просто их последователи, но категория «посредственности» к художникам Возрождения неприменима. Фигура князя спадает с несказанно чистого неба на передний план, как раскаленный метеор. Христос прочно стоит на фоне меланхолического тосканского пейзажа.
Этим периодом датируется одна из его прекраснейших картин – Бичевание Христа (Урбино, Национальная галерея Марке), в которой фигуры и окружающая их архитектура построены со строгим соблюдением пропорций, все геометрически выверено и изображено в соответствии с законами линейной и воздушной перспективы (которые изменены только в группе с бичуемым Христом для постановки смыслового акцента композиции). Ученик математика Пачолли, друг Брунеллески и Леона Баттисты Альберти, Пьеро делла Франческа с увлечением отдавался теоретическим проблемам, написав известный трактат «О живописной перспективе», предваряющий знаменитые работы Леонардо. Небо, которое отражается в неподвижной воде, усиливает гармонию всей сцены. Он так хорошо расположен, что через него проходили многие пути.
Образование пополнил в путешествиях, которые совершал исполняя поручения папской курии. Портреты были созданы в память о Баттисте Сфорца после ее смерти в 1472 году. Альберти оставил более пятидесяти трудов — монографий, трактатов, диалогов и сочинение на темы морали, не считая писем и апокрифов. Последней картиной Пьеро, как считают исследователи нелегкой проблемы хронологизации его произведений, была «Мадонна с Младенцем».
Такими восторженными словами отзывался о живописи Фра Анджелико Л. Д. Любимов. Хотя, может быть, он и не захотел ее до конца дописывать. В люнете правой стены представлена смерть Адама, над могилой которого вырастает святое. Наибольшее доверие вызывает теория, согласно которой картина должна была способствовать примирению между западной и восточной христианскими Церквами в преддверии грозящей Константинополю угрозы со стороны турок.
Они изображены на фоне пейзажа, видимого с высоты птичьего полета (черта характерная для фламандской живописи). Михаил в Лондонской Национальной галерее св. Он был коллекционером рукописей, составил обширную библиотеку. Отдельные эпизоды Золотой легенды чередуются, следуя иной логике — цельности общего решения, композиционного и ритмического равновесия, символической связи отдельных сцен.
В центре композиции представлен Иисус Христос. Впечатление было такое же, как в тот раз, когда я впервые увидел Ван Эйка.
1465, Флоренция, Галерея Уффици). Вероятно, уже в 1435 он обучался в мастерской Доменико Венециано. Франциск (показывающий стигматы), Св. (2) Бенедетто, отец Пьеро, умер в 60-х годах XV в. Пьеро называл себя по имени матери (делла Франческа), по названию своего рода (деи Франчески) или по имени отца и города, откуда был родом (Пьеро ди Бенедетто да Борго Сан Сеполькро). Тит Ливий называл Ареццо столицей этрусков.
Именно перебитый и восстановленный нос вот так теперь и выглядит. Сохранился портрет князя, написанный да Форли. Ниже, в среднем регистре — «Встреча царя Соломона с царицей Савской».
Верхняя часть изображает распятие. Что известно о его жизни. заложило основы Возрождения в живописи Средней и Северной Италии (его учеником был Л. Синьорелли, а последователями — Мелоццо да Форли и Ф. Косса), оказало влияние на венецианскую и флорентийскую школы. Мы знаем, что многие писали о перспективе.
Контраст просто-напросто ошеломляющий. Фигуры объединены клссическим парапетом и пейзажным фоном. Потрясает фон картины. когда ее уже не было.
Рядом — Иоанн Креститель льет воду ему на голову (крещение обливанием). В аллегорических композициях на оборотных сторонах портретов каждый из супругов представлен восседающим на триумфальной колеснице, тоже на фоне пейзажа. Различие между цветами есть следствие различного освещения. (7) Из работ, написанных в Борго Сан Сеполькро, сохранились Воскресение Христово в палаццо Коммунале (бывший дворец Консерваторов), а также образ (Успение Богоматери) из монастыря августинцев (теперь в городской пинакотеке).
Впоследствии Пьеро делла Франческа работал в Ареццо и других городах, входивших в состав владений Флорентийской республики, а с начала 1450-х годов и по заказам правителей маленьких итальянских княжеств — Сиджизмондо Малатеста (Римини), Лионелло дЭсте (Феррара), Федериго да Монтефельтро (Урбино). Здесь находили гостеприимство видные гуманисты, зодчие, художники. Но тем не менее это подчеркивает жертву. Битвы Учелло оглушительны. Невзирая на повреждения, краски чисты и звонки.
Пьеро делла Франческа (Piero della Francesca) (р. Умер Пьеро 1 октября 1492 года. В образе епископа в зеленой мантии художник изобразил самого себя. Федериго сидит в своей библиотеке в доспехах (но этот железный наряд всего лишь символизирует могущество) и держит огромную книгу, оперев ее на пюпитр. На самом деле мы понимаем, что это не так.
Сначала я оказался в Перудже. Его двор, нравы которого отличались необыкновенной для той эпохи чистотой, был прибежищем гуманистов и Кастильоне взял его в качестве прототипа, когда писал своего «Придворного». Но самой известной композицией из этого фрескового цикла, наиболее часто репродуцируемой, является композиция «Приход царицы Савской к Соломону». А уж если он хочет изобразить драму (как здесь ибо царица Савская одинока в своем мистическом постижении), то окружает героиню группой удивленных девушек и для усиления контраста пишет еще двух конюхов, простых стройных юношей, для которых конские копыта и шерсть важней всех чудес на свете.
От древнего этрусского города сохранились остатки крепостной стены, развалины некрополя на Поджи-дель-Соль, а также бронзовые скульптуры Химеры и Минервы. Ее сопровождают три христианских добродетели: Вера, Надежда и Милосердие или Любовь. Не исключено, что вместе с ним молодой художник ездил в Марше и Умбрию. Ее серо-зеленый плащ сплывает на головы верующих, как теплый дождь.
О его появлении на свет и жизни повествует Евангелие от св. В 1442 году он уже вернулся на родину, где в 1445 году получил первый большой заказ.
Это Жорж де ла Тур, Вермеер, Эль Греко и Пьеро. плавно текущей вдаль.
Это пейзаж, который дополняет и объясняет скорее человека. Ренессансное богатство одеяний, но без пизанелловских215 орнаментов и деталей. «Симптомы» Проторенессанса в изобразительном искусстве не всегда означали ломку готических традиций. И он написал также «Книгу о пяти правильных телах», содержащую практические решения вопросов стереометрии. До Альберти художник играл цветом (ренессансные теоретики нередко брюзгливо порицали хроматический хаос средневековья), после него — светом.
В это время правил Пий II, гуманист и человек очень известный. Да, Мадонна была такая же как мы, она была простой крестьянской девушкой. Т. е. Доменико Венециано был интересным живописцем, хотя, может быть, не самого первого ряда.
Мы посмотрим два портрета. Как сообщает Вазари, Пьеро работал и для папы Николая V (1447-1454) должно быть именно во время этой поездки мастер познакомился с произведениями античной скульптуры, прекрасное знание которой он демонстрирует в картине Крещение Христа (Лондон, Национальная галерея) и в цикле фресок Легенда о Святом Кресте (Ареццо, Церковь Сан Франческо). Он был сыном ремесленника Бендетто ди Франческа и Романьи ди Перино из Монтерки. В здешней пинакотеке хранится его полиптих211 «Мадонна с Младенцем в окружении святых». «Прибыв из Аретто в Ареццо, Пьеро расписал для Луиджи Баччи, аретинского гражданина, в церкви Сан Франческо капеллу его семьи у главного алтаря, свод которой был уже начат Лореццо ди Биччи», – пишет Вазари.
Иероним с донатором (около 1452 года, Венеция, Галерея Академии), впервые появляется пейзаж. Эмоции должно вызывать не с помощью гримас, но посредством движения тел, то есть форм. Идемте дальше, так как ни в одном городе долго Пьеро делла Франческа не задерживается. Однако сегодня, сравнивая произведения Пьеро делла Франчески с шедеврами более известных мастеров, можно смело утверждать, что этот тосканский художник «принадлежит к числу мастеров, главное значение которых не в том, что они были предшественниками, а в том, что они сами были великими художниками».
Он оставил большое наследие. Подражание фламандской технике и импрессионистическая трактовка освещенных предметов появляются уже в портрете Сиджизмондо Малатеста, правителя Римини (1451 год, Лувр). Перед зрителями предстает юная мать, одетая в будничные одежды. Стены расчленены на три регистра. Итак, он получает заказ от «Братства Мизерикордия» на исполнение алтаря. Два пейзажа по бокам — словно окна, сквозь которые льется пенящийся свет. Однако без геометрического холода. Родился Пьеро дела Франческа между 1406 и 1420 годами в Сан-Сеполькро в Умбрии (ныне – восточная часть Тасканы) «и назывался по имени свой матери дела Франческа, так как она осталась беременна им, когда отец его, ее муж, умер и так как она воспитывала его и помогала ему достигнуть того, что сулила ему судьба (однако Milanesi приводит факты не указывая своих источников: отец Пьеро-Бенедетто деи Франчески или дела Франческа из очень известного в Борго Сан Сеполькро рода, был женат на Романа да Перино ди Карло из Монтерки и умер только после 1465 года, отсюда следует 1)что дела Франческа есть фамилия, а не прозвище по матери и 2) что отец умер много лет спустя после рождения Пьеро).
В эпоху Леонардо мотив «Крещения Христа» был широко распространен среди общественных и частных заказов изображений на библейские темы. Но, как ни странно, брак оказался очень счастливым, супруги хорошо понимали друг друга. Альберти, был приглашен для росписи Темпио Малатестиано (Храма Малатесты), в котором написал фреску с портретом Сиджизмондо Пандольфо Малатесты перед своим небесным патроном — св.
День пасмурный, на город опускается удушливый туман. Фредерик Хартт описал картину, как «почти абсолютное достижение Пьеро, совершенное воплощение идеалов Раннего Возрождения». (1) Вазари обвиняет в плагиате знаменитого математика изобретателя тройной итальянской бухгалтерии Луку Пачоли. Присущее его произведениям внутреннее благородство приобретает особую возвышенность во фреске Воскресение Христа (около 1463, Коммунальная пинакотека, Сан-Сеполькро).
Под совершенным сводом зрелой архитектуры этот висящий на прямой линии неподвижный маятник пробивает для Пьеро делла Франческа час бессмертия. Два палача одновременно взмахнули розгами. В 1469 Пьеро закончил работу над алтарем, созданным им по заказу братства Св. Фоном «Рождества» служит убогий хлев, верней, кирпичная полуразрушенная стена с легонькой наклонной крышей. Пьеро делла Франческа (Piero della Francesca) (1406/1420–1492) итальянский художник и математик, один из величайших мастеров эпохи Раннего Возрождения. Его смерть относят к 11 или 12 октября, т. е.
Но это придает ему еще больше достоинства и делает его орлиным. Здесь мы как раз видим, что он заимствует этот прием. Он дружил с голландцами, выписывал голландских художников.
Если вы помните, она встречается в кино у Андрея Тарковского в фильме «Ностальгия».
На простом платье с высоким лифом разрез от груди до колен. Справа, на переднем плане, полукругом стоят три фигуры, личности которых не установлены. Надпись на раме («conveneruntinunum») также говорит в пользу этой теории. Альберти славился как красотой, так и умом и являл собой ренессансный образец атлета и энциклопедиста, короче, был «муж, отличающийся великим умом, быстротой суждений и основательными знаниями». По средневековому преданию, дерево Креста росло еще во времена Соломона. У него орлиный профиль, голова сидит на львиной шее и могучем туловище. Пьеро деи Франчески (известный как делла Франческа) появился на свет в городе Борго Сан Сеполькро в Умбрии (ныне – северо-восточная часть Тосканы). В поздних работах Пьетро делла Франческа (Рождество, 1475) светотень становится более мягкой, большое значение приобретает рассеянный серебристый свет.
Наверное, больше всего он задержался в Урбино. Это одна из последних его картин.
Соединение фигур и пейзажа у Пьеро делла Франческа, наверное, наиболее интересно среди многих художников. Его приглашают в разные города, к разным правителям и даже в Рим для работы в Ватикане. Так же в период с 1446 по 1454 года создана одна из его прекраснейших картин — «Бичевание Христа» (Урбино, Национальная галерея Марке), в которой фигура и окружающая их архитектура построены со строгим соблюдением пропорций, всё геометрически выверено и изображено в соответствии с законами линейной и воздушной перспективы (которые изменены только в группе с бичуемым Христом для постановки смыслового акцента композиции). Вот это монументальный портрет в храме, который носит имя самого Малатесты.
Около 1465 Пьеро делла Франческа исполнил отмеченные чеканной остротой форм и глубиной психологической характеристики профильные портреты герцога Урбинского Федериго да Монтефельтро и его супруги Баттисты Сфорца (Уффици), в которых большую роль играют насыщенные светом и воздухом панорамные пейзажные фоны. Впоследствии Пьеро делла Франческа работал в Ареццо и других городах, входивших в состав владений Флорентийской республики, а с начала 1450-х годов и по заказам правителей маленьких итальянских княжеств — Сиджизмондо Малатеста (Римини), Лионелло дЭсте (Феррара), Федериго да Монтефельтро (Урбино). Первое упоминание о нем относится к 1440 году. Ибо князь Урбино был библиофилом высочайшего класса.
Беренсон и Мальро интересовались только их композиционной функцией. Но после письма друга изменил решение.
Я и в малой степени не ожидал такого впечатления. относятся фрески Мадонна дель парто в погребальной капелле Монтерки (Ареццо) Воскресение Христа в Палаццо Консерватори (Сансеполькро) и св. И многие историки пишут, что хотя он и был любителем женщин, но любил всегда одну и ту же женщину, которой потом и воздвиг дорогую гробницу. Интересно, что был и третий трактат. Так, в картине «Мадонна с младенцем» (1437, Национальный музей, Тарквиния) нет того религиозного благоговения, которое ощущается в композициях Фра Анджелико.
Портреты были созданы в, Федериго да Монтефельтро заказал Пьеро делла Франческа алтарный образ (Милан, галерея Брера) для перестроенной им францисканской церкви Сан Донато, позднее переименованной в Сан Бернардино, где он изображен коленопреклоненным перед Богоматерью. Уже с первого зала стало ясно, что лондонский музей дает сто очков вперед Лувру. Это мы видели у Мантеньи – люди, проходящие мимо святого Себастьяна. Надо еще заметить, что во многих картинах Пьеро делла Франческа отсутствуют нимбы.
Пьеро делла Франческа, должно быть, поддерживал тесные отношения с двором Монтефельтро в Урбино, одним из центров интеллектуальной жизни Италии. Значащие персонажи его драмы стоят на переднем плане, точно на сцене у самой рампы. Шествие Ираклия, финал золотой легенды, звучит торжественно и чисто. Как будто бы художник имел в виду что-то еще помимо этого крещения. Наивысшее мастерство колориста ему удалось показать в росписях, например в «Короновании Марии» (около 1438–1446, Музей Сан-Марко, Флоренция).
.