Наиболее известными его работами являются: «Все в прошлом», «Больной муж», «Семейный раздел». Позже Саврасов сделал несколько копий картины. К экзаменам в Академию Суриков оказался недостаточно подготовленным. был утвержден Устав Товарищества, провозгласивший основными принципами творчества художников реализм, народность (выражение интересов самой многочисленной части общества), выявление духовных основ русской культуры. Белинского, Н. А.
Ряд выпускников Академии отказались писать программную картину на одну тему скандинавского эпоса, когда вокруг столько волнующих современных проблем и, не получив разрешения на свободный выбор темы, вышли из Академии, основав «Петербургскую артель художников» (Ф. Их он стремился передать как можно конкретнее. Крамского), «Охотники на привале», «Портрет купца И. С. Камынина», «Рыболов», «Портрет А. Н. Островского» (В. Этим художникам удалось создать новое, «живое» искусство, противостоящее безжизненной живописи Академии Художеств.
Носит на груди глину. Ним созданы картины «Под конвоем», «Не ждали», «Отказ от исповеди». Свои наблюдения и впечатления от увиденного они реализовывали в работах. Огромное значение для развития русского. Летом ученики Левитана выезжали на этюды.
Например, в творчестве Репина И. Е., они поднимались до уровня подлинных социальных эпопей, превращаясь в своего рода "романы" в красках, такие, как "Бурлаки на Волге", "Не ждали", "Крестный ход на Пасху в Курской губернии"- подобно тем произведениям, что создавали знаменитые современники Л. Толстой, ф. Достоевский, И. Тургенев. Ввысь устремились тополя. Во Франции Репин написал картину Садко в подводном царстве (1876, Русский музей), воплотив в ней свои думы о родине. Ярошенко, И. И.
И, разумеется, «Белорус» не был бы таким типичным портретом пленэрной живописи, если бы передвижник не придерживался правила отражений – отражения небес на земную твердь и взаимодействия огромного числа прочих цветовых плоскостей. В 1858 году он пишет одну из своих самых известных картин «Вид на острове Валааме». Ге, В. Г. В этот период он создает немалоизвестный шедевр «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», представленный на выставке в Париже.
города. «Порожняки», 1872) портреты крестьян, воссоздающие яркие и цельные народные типы (В. Г. Перов. Чехов словно предугадал настроение прощальной картины Левитана. Член Товарищества передвижных художественных выставок. Данные изменения обуславливались совокупностью «художественных побед», содержавшихся в гармонизации колористических планов картины. Родился в Тобольске в 1834 году. На долгие годы потом Куинджи отдает свои талант воспеванию природы южной и средней полосы России.
Его картины не поражают остротой сюжетов и яркими красками. В числе передвижников были художники Украины (К. Владимирка – это большая дорога Владимировской губернии. Приезд жены к ссыльному» (1898г. ).
Большую роль в развитии искусства передвижников играл критик-демократ В. В. Устав поставил целью объединения «устройство, с надлежащего разрешения, во всех городах империи передвижных художественных выставок, в видах: а) доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами б) развития любви к искусству в обществе и в) облегчения для художников сбыта их произведений». Витте (1904), Ф. И. Он живет в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде, Юрьевце. Высокого мастерства достигает Репин в 80-е гг.
Даже сюжетная линия – и та в итоге поневоле исказится. Куинджи же сам объяснял так:. Важное место в творчестве многих передвижников занимали евангельские сюжеты, переживаемые с исповедальной откровенностью и глубиной.
Последняя 48-я выставка ТПХВ состоялась в 1923г. От его пристального взгляда ничего нельзя было скрыть. По возвращении на родину Иван Иванович сближается с И. Крамским – основателем «Артели художников».
Жупел, в к-ром рисовал полит, карикатуры. Так, в 80-е гг. В портретах Серова – его современники, разные по характеру, внутреннему миру: темпераментный певец Ф. Таманьо (1891, ГТГ), обладающий, по образному выражению художника, золотой глоткой, жизнерадостный друг художника пейзажист К. А. Коровин (1891, ГТГ), одухотворенный И. И. Левитан (1893, ГТГ), подчеркнуто-нервный Н. G. Художник сумел избежав театральности, создать декоративную картину в лучшем понимании этого слова. Здесь написаны Парижские тряпичники (1864, ГРМ), Шарманщик (1863, ГТГ), Савояр (1864, ГТГ, повторение – КМРИ), Продавец Песенников (эскизы – ГТГ и Музей ТАССР). Его племянница А. Т. Комарова рассказывала впоследствии: Мало-помалу вся школа узнала, что Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды.
«Странник», 1870 И. Н. Крамской. Вскоре эти художники, к которым примкнули новые сторонники, основали «Товарищество передвижных художественных выставок» и стали возить свои картины из города в город, пробуждая в людях революционные настроения, сочувствие к бедствиям простых людей, любовь к родной земле, такой «убогой и обильной, могучей и бессильной», как сказал о ней поэт Некрасов. Оба портрета наполнены не только увлеченностью новой техникой живописи, но и особой одухотворенностью, поэтичностью, что сразу выделило молодого художника и сделало его известным. Основополагающим принципом искусства передвижников был критический реализм.
Такие картины русских художников-передвижников, как «Майская ночь» (И. Передвижники обратились к изображению жизни и истории народа, родной страны, ее природы. В 1860-1870 годах он активно участвует в организации выставок, которые проводили художники-передвижники. Таким образом, в изобразительном искусстве России впервые (если не считать «Артели») возникла мощная арт-группа, не просто дружеский кружок или частная школа, а крупное сообщество единомышленников, которое предполагало (наперекор диктату Академии художеств) не только выражать, но и самостоятельно определять процесс развития художественной культуры по всей стране.
На первый план художник выдвигает ясный и мудрый ум писателя. «Народные экспозиции» также стали устраиваться и в небольших городах, деревнях и селах.
Подобно бытовым картинам, пейзажи передвижников почти всегда содержательны. Белинского, Н. А. Первые пейзажи Алексея Кондратьевича – «Вид на Кремль в ненастную погоду», «Вид Москвы с Воробьевых гор» – проникнуты идеями романтизма. В 1881 году художник создал картину Днепр утром (ГТГ). На рубеже XIX и XX вв.
Вот имена этих «бунтарей»: Богдан Вениг, Александр Григорьев, Николай Дмитриев, Фирс Журавлёв, Пётр Заболотский, Иван Крамской, Алексей Корзухин, Карл Лемох, Александр Литовченко, Константин Маковский, Александр Морозов, Михаил Песков, Николай Петров и Николай Шустов. В 1878 году Украинская ночь была показана на Всемирной выставке в Париже. Художники пишут бытовые сцены из деревенской жизни (В. М. Максимов. Развивая отдельные жанры, передвижники в качестве идеала, к которому должно стремиться искусство, мыслили единство, синтез всех жанровых слагаемых в форме «хоровой картины», где главным действующим лицом выступала бы масса народа. В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики. 135, 7 х 173 см. Баба с лошадью» (1898г. ), «Баба в телеге» (1899г. ), акварель «Серый день» (1897г. ), полный драматизма рисунок «Безлошадный» (1899г. ).
Эти произведения были отмечены глубиной исторического познания прошлого. Должны были. Любой вымысел идеализация, приукрашивание считались проявлением академической «лжи». В юношеском возрасте молодой художник поступает в Училище живописи. Однако открытость объединения для новых участников привела к тому, что к кон. В России Сенат, с согласия отца, приговорил царевича к смертной казни.
Галерея «лиц, дорогих нации» была создана во многом благодаря целенаправленной деятельности П. М. Третьякова, заказывавшего портреты художникам В. Г. Перову (портреты А. Н. Островского, 1871 Ф. М. Достоевского, В. И. Даля И. С. Тургенева все– 1872), И. Н. Крамскому (портреты Т. Г. Шевченко, М. М. Антокольского, Ф. А. Васильева все – 1871 Л. Н. Толстого, 1873 И. А. Гончарова, 1874 Н. А. Некрасова, 1877 М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1879), И. Е. Репину (портреты И. С. Тургенева, 1876 И. Е. Забелина, 1877) и др. в творчестве передовой группы передвижников проявились социалистические идеи, отразившие развитие рабочего движения, рождались элементы социалистического искусства (Н. Героическая эпоха Петра 1, суровая и небывалая, завладевает воображением художника.
Жанровые (бытовые) картины их стали более монументальны по композиционным решениям, значительнее и глубже по сюжетным разработкам. Первые произведения Перова имели большой успех на выставках. С 1871 Товарищество устроило 48 передвижных выставок в Петербурге и Москве, после чего они показывались в Киеве, Харькове, Казани, Орле, Риге, Одессе и др. Именно Василий Григорьевич был одним из инициаторов активных действий Товарищества. В 1876 году на Пятую передвижную выставку Куинджи представил Украинскую ночь (ГТГ).
На экспозиции были представлены работы шестнадцати живописцев. В 1890—1900-х гг. В состав передвижников в разное время входили (помимо инициаторов) И. Е.
Ему принадлежат портреты Ф. Достоевского и А. Островского. Маковский, И. М. Ведь передвижники понимали занятия искусством и живописью как высокую миссию служения своему народу, а не как исключительно выполнение конвейерных работ «портреты на заказ».
А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Сын Петра I от первого брака выступил против реформ отца. Суриков, В. Е. На рубеже 19—20 вв. (века) искусство ряда П. стало утрачивать глубину отражения жизни, обличительный пафос.
Акимовой (1908г. ), отмеченные одухотворенностью образа, высоким мастерством рисунка и живописи, передающие тончайшие оттенки душевного состояния. В позднейшей, в том числе советской традиции, тенденциозно исказившей понятие «передвижнического реализма», дело сводилось к социально-критическим, «революционно-демократическим» сюжетам, которых тут действительно было немало (и они вызывали постоянные придирки цензуры). Молодые художники решили создавать другое, новое искусство. Этот шедевр был написан в 1873 г. в Ясной Поляне. Крамского, Г. Г.
Письма Васильева к И. Н. Репина в Париже и в Москве. В последующие годы он пишет ряд пейзажей («В окрестностях Москвы», «Рубка леса», «Корабельная роща», «Ручей в лесу»). В 1879 году художник пишет три пейзажа: Север, После грозы, Березовая роща (все в ГТГ).
Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника. Недаром произведение имеет подзаголовок «Русь». в состав АХ (Академия художеств) вошли видные члены Товарищества (Репин, В. Маковский, Шишкин и др. ). постойте. Последним значительным историческим произведением Репина была картина Запорожцы пишут письмо турецкому султану (1878-91, Русский музей), главным героем которой стал свободолюбивый народ, мужественно отстаивающий свои интересы.
Это относится и к работам прозаика Шишкина И., романтиков Ф. Васильева, Куинджи А. о особенно таких лириков, как Саврасов А. Поленов В., Левитан И. Знаменитые «Оттепель» (1871, ГТГ) и «Мокрый луг» (1872, ГТГ) полны глубокого настроения и передают мельчайшие изменения в природе: «жизнь неба», предметов, окутанных мглою, как в «Оттепели» или в пелене дождя, как в «Мокром луге», – сохраняя при этом обобщенность, цельность картины, всегда проникнутой большим поэтическим чувством. Он поступил в школу Общества поощрения художеств к М. В. Дьяконову и за три летних месяца освоил трехгодичный курс. Последний значительный всплеск активности имел место в 1922, когда общество приняло новую декларацию, выразив свое стремление «отразить быт современной России», дабы «помочь массам осознать и запомнить великий исторический процесс». Первая выставка состоялась в 1871 году, а расцвет движения пришелся на 80-е годы 19 века.
Шишкин и многие другие. Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи. Рерих, А. А. Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (1886)Следует подчеркнуть, сто состав Товарищества не был постоянным: его покидали одни и приходили другие. Основываясь на материалистической эстетике В. Г.
значительно возрастает роль портрета и пейзажа, а позже — исторической живописи. Жили бедновато, но весело. 29 ноября 1871 г. в Петербурге состоялось открытие первой передвижной выставки.
ТПХВ стало символом искусства живописи девятнадцатого века. В более поздние годы Перов выступает как портретист-пейзажист. Его мировоззрение сложилось в атмосфере 60-х годов.
Я только высмотрел, подметил. Товарищество П. распалось в 1923. Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам.
В 1860-е гг.
При этом толпа у него не безлика, а слагается из ярких индивидуальностей. Несколько лет художник работал над историческим полотном Суд Пугачева (1879, ГРМ, вариант 1875 -ГИМ, эскизы – ГТГ). искусство ряда передвижников стало утрачивать глубину отражения жизни, обличительный пафос. Репин много работает над иллюстрациями. Освободившись от регламентации и опеки АХ (Академия художеств) в создании, показе и реализации своих производств, они организовали внутреннюю жизнь Товарищества на кооперативных началах, развернули просветительную деятельность.
С 1871 года до конца жизни он преподавал в московском Училище живописи и ваяния.
После Петербурга выставка экспонировалась в Москве, Киеве, Харькове и других городах (всего в 12 городах). Свои первые художественные навыки он получил в иконописных мастерских. Заметив все это, Крамской старается посвятить Н. Ге в начинания и цели артельщиков. Стремясь расширить знания, Куинджи предпринимает заграничную поездку. Мясоедов, В. Г. Однако открытость объединения для новых участников привела к тому, что к кон.
В 1870 г. она была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок», но опыт Артели учитывался при создании Товарищества. «Лунная ночь на Днепре» из-за своих световых эффектов имела сенсационный успех на индивидуальной выставке художника в 1880 г. Декоративные искания Куинджи, эффекты освещения, контрасты цвета будут использованы позже художниками XX в. Куинджи оставил после себя целую школу, возглавив в середине 90-х годов в реформированной Академии пейзажную мастерскую из которой вышли Н. К. Искусство должно быть граничит с реальностью напрямую, согласно принципам передвижников, вот таким образом основными стилями их работ оставались реализм и импрессионизм. Еще одной значимой работой Крамского является картина «Неутешное горе», передающая всю глубину материнских чувств.
В декабре 1870 года А. К. Саврасов вместе с женой едет на Волгу. Вход на их выставки облагался некоей платой, которую потом аккумулировали в фонде и распределяли между членами союза. В его состав в разное время входили (помимо инициаторов) И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, В. М. Максимов, К. А. Савицкий, А. М. и В. М. Васнецовы, А. И. Куинджи, В. Д. Поленов, Н. А. Ярошенко, И. И. Левитан, В. А. Серов и др. Но конкурс при одном претенденте состояться не мог. Саврасова), «Порожняки» (И. В исторических картинах передвижники стремились убедительно воссоздать старинный быт, костюмы, архитектуру, сделать изображаемое событие «осязаемым» для зрителя, погрузить его в атмосферу прошедшей эпохи (Н. Н. Ге.
Поколение «старших» передвижников было в основном разночинным по социальному статусу. И уже в год смерти, совпавший с последним годом века, – Летний вечер.
Обаятельны женские портреты С. М. Лукомской (акварель, 1999г. ) и М. Н. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Этот мужской портрет Репина покоряет зрителя не только глубиной и статью представленного персонажа, прямотой его взора искренностью улыбки, но также и очарованием пленэрной живописи вообще.
Вряд ли об этом, пусть и выдающемся произведении живописи, можно сказать «хоровая картина». В эти годы Репин создал большой групповой портрет Славянские композиторы (1871-72, Московская консерватория), в который, добиваясь, естественности группировки действующих лиц, ввёл жанровые элементы. Своим творчеством Н. Ге продолжил традиции А. Иванова, шедевр которого «Явление Христа народу» стал самым знаковым полотном своего времени. Этому сильному и властному человеку привычны иные масштабы жизни. В ней Куинджи отошел от изображения определенного уголка природы. «Полесовщик», 1874, «Мина Моисеев», 1883 И. Е. Репин.
Художник-пейзажист. Реалистическое изображение жизни – главный их принцип. – это графические портреты, обычно изображения людей с ярко выраженным творческим, артистическим началом (портрет Э. Дузе, уголь, 1891, Третьяковская галерея), а также впечатляющие остротой социальных характеристик и живописным лаконизмом портреты-этюды к монументальному групповому портрету Торжественное заседание Государственного Совета (выполнен совместно с художником Б. М. Кустодиевым и И. С. Куликовым, 1901-03, Русский музей).
К. Костанди, Н. К. Пимоненко), Латвии (К. также СОЮЗ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ). Лицо же самого «Товарищества» определялось теперь по-своему мастеровитыми, но стилистически-ретроградными художниками типа В. Н. Бакшеева, В. К. Бялыницкого-Бирули, Н. П. Богданова-Бельского, Н. А. Касаткина, П. А. Радимова, Г. К. Савицкого. На берегу небольшой речушки примостились озаренные лунным сиянием украинские хатки. В северной природе после долгой зимы пробуждение наступает медленно. Он слышал выстрелы, видел убитых.
Картина была полна удивительной тихой прелестью. Образовалось в Петербурге по инициативе И. Н. Крамского, Г. Г. Мясоедова, Н. Н. Ге и В. Г. Перова. Суриков гордился своим происхождением и писал об этом: Со всех сторон я природный казак. «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» – это поэмы о юности, проникнутые жизнерадостным, оптимистическим мироощущением художника, воспринимающего мир в его красочном богатстве и разнообразии.
Масляная картина была написана в 1855 году. Многие передвижники, войдя в советскую художественную культуру, явились носителями великих реалистических традиций XIX в. и помогли формированию искусства социалистического реализма.
На рубеже 1860-1870-х годов Перов стал одним из инициаторов и активных деятелей Товарищества передвижных художественных выставок. А уже через 7 лет, в 1870 году, образовалось «Товарищество передвижных художественных выставок». Общество стремительно теряло свое влияние. Лирика Левитана масштабнее, а потому доходчивее. Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника.
Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы (1860, местонахождение неизвестно). Подлинным увлечением передвижников можно назвать пейзажную живопись. Однако порой живописное искусство понималось весьма ограниченно, а цветовая гамма близилась к монохромной. В 1909 прекратились его провинциальные выставки. Первая экспозиция была открыта уже в 1871 году.
В 1958 в Москве открыт памятник Репину (бронза, гранит, скульптор М. Г. Манизер, архитектор И. Е. Рожин). Не осталась для него бесследной и художественная одаренность родителей. П. находились под воздействием общественных и эстетических взглядов В. Г. Белинского и Н. Г. Чернышевского. Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж После грозы.
Его первые картины отражают социально-критическую направленность автора. В 1894-1907 Репин преподавал в АХ (в 1898-99 – ректор), став учителем И. И. Бродского, И. Э. Грабаря, Д. Н. Кардовского, Б. М. Кустодиева и многих др. в Санкт-Петербурге, откуда картины были отправлены для показа в др.
В отличие от «Артели» у передвижников была четкая идейная программа – отражать жизнь со всеми ее острыми социальными проблемами, во всей злободневности. Передавая эту смену состояний в природе, Васильев использовал тончайшие цветовые отношения: от серого снега и свинцового неба к рыжеющему лесу и коричневым лужам в «Оттепели», от темнеющих деревьев и их скользящих теней к уже светлой воде, проясняющемуся небу – в «Мокром луге». Саврасов активно участвует в выставках, преподает в Училище ваяния и живописи. Еще одно значительное творение Репина – «Крестный ход в Курской губернии».
Во-вторых, возрастает артистичность, посредством которой художники отображают смену настроения своих персонажей, моменты их внутреннего противоборства и «точки выбора» той или иной модели поведения. Собственно говоря, причиной «бунта 14» и было желание приблизить творчества к современной жизни и изображать её в своих произведениях. Она стала настоящим событием в культурной жизни России.
Экспонентами выставок ТПХВ были М. М. Антокольский, В. В. Верещагин, А. П. Рябушкин и др. Чернышевского и выражая идеи широкого демократического движения 2-й половины 19-го и начала 20-го веков, передвижники создавали искусство критического реализма.
Интересна история создания данного сообщества. Требования молодых художников выражали желание обратить искусство к проблемам современной жизни. Репин много работал над темой революционного движения. Любой вымысел идеализация, приукрашивание считались проявлением академической «лжи». многие пейзажные картины передвижников носят характер некого лирического высказывания художников о мире, являясь выражением не только его чувств и состояния души, но и размышлением о судьбе страны и живущего в ней народа. В 1870-е годы бытовой жанр Перова приобрел новое направление. Важнее же иметь в виду ту беспрецедентную аналитическую и даже провидческую роль, которая была придана здесь не столько пресловутым социальным «вопросам», но искусству как таковому, творящему свой суверенный суд над обществом и тем самым обособляющимся в свое собственное идеально-самодостаточное художественное царство. «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», 1875 Г. Г. Мясоедов.
Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины Березовая роща. Особый шарм, неповторимость и изысканность придаёт интерьеру расписная мебель. В 1856 году Иван Иванович поступает в Академию художеств (Петербург).
Н. А. Ярошенко создавал портреты-типы («Студент», 1881 «Курсистка», 1883). Толпы людей часами простаивали у этого полотна. Все свое творчество художник посвятил изображению самобытного крестьянского мира.
В начале 20 в. в «Товариществе» усилились трения между новаторами и традиционалистами (см. ТПХВ распалось в 1923. До Репина к такому глубоко трагичному и потрясающему сюжету никто не обращался. Репин, переживая известный творческий кризис, временно порвал с передвижниками. городах. Целью объединения, организованного в 1870г. Шишкин стремился к изображению леса ученым образом, чтобы угадывалась порода деревьев.
Каковы были эти идеи. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. Васильев умер от чахотки, признаки которой появились после простуды, схваченной им в конце зимы 1870 – 71 годов.
Добролюбова и Н. Г. Число участников-экспонентов на выставках всегда было значительным. Не случайно так любил изображать Левитан осень, осенние размытые дороги. Все они должны были стать вершителями честолюбивых замыслов отца. С начала 70-х гг. От ранних работ – Девочка с персиками (1887), Девушка, освещенная. солнцем (1888), будто бы сотканных из солнца и воздуха, – Серов перешел к психологичным, выразительным портретам К. А. Участниками выставок Товарищества были М. М. Антокольский, А. П. Рябушкин и др.
Домотканово» (1895г. ), «Зимой» (1898г. ), пастель «В деревне. ТПХВ объединяло почти все наиболее талантливые художественные силы страны. Верещагин, А. П. Участниками выставок Товарищества были М. М. Были показаны работы 16 художников. Он искал нового способа передачи на полотно бесконечно разнообразной игры света и тени при свежести красок. Событие осталось в истории как «бунт четырнадцати».
В образе революционера звучит трагическая тема трудной судьбы героя. Товарищество существовало свыше 50 лет (до 1923 г. ). Антокольский, В. В.
В 1890-1900-х гг. Самим или с помощью дизайнеров и художников создавать индивидуальные интерьеры. Государственная Третьяковская галереяСюжет картины – историческое событие. и В. М. Васнецовы, А. И. Куинджи, В. Д. Поленов, Н. А. Ярошенко, И. И. Левитан, В. А. Серов и др.
Репин понимает, что такое положение вещей сродни национальной трагедии для всей страны. Наиболее значительным произведением Саврасова 60-х годов была картина Лосиный остров (1869, ГТГ), удостоенная первой премии на конкурсе Московского Общества любителей художеств. Суриков, И. И. Его первой существенной работой является «Приезд станового на следствие».
Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством. В 1848-м он поступил в Казанскую гимназию, но не окончил ее. Ге, И. Н. Композиционное построение картины с его чёткостью, необходимой для монументального полотна, обусловлено психологическими взаимоотношениями героев картина напоена воздухом и светом, для передачи которых Репин пользуется чистыми и светлыми цветами, составляющими единую цветовую гамму.
Куинджи, В. Д. Превосходные этюды и страстная жажда жизни. Среди них Василий Дмитриевич Поленов (1844–1927), много занимавшийся бытовым и историческим жанром.
Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. Яркий пример тому – «Сельский крестный ход на Пасху», «Проповедь в селе» и др. Небольшая по размеру и очень простая по мотиву (дорожка, околица и лес на горизонте), эта картина написана с замечательной живописной свободой, широкими мазками, построена на отношениях немногих тонов, холодных и теплых. С 1870 г. он вместе с женой путешествует по России (Кострома, Ярославль, Новгород). То есть он отошел от собственной манеры: брать в качестве первоисточника изображение вполне реального человека, а только потом приступать к написанию образа как художественного замысла.
Левитан прожил всего сорок лет. В этом же году его приняли вольнослушателем в Академию. Но не всегда эти монументальные картины были построены с использованием новаторских приемов, декларируемых самим искусством передвижничества.
А. Н. Радищева Дорога на Монмартр в Париже, 1876, Третьяковская галерея). С особой любовью и сочувствием автору удалось нарисовать образы простых крестьян. Возглавил движение И. Крамской. Все оставшиеся после него произведения, большею частью неоконченные, были раскуплены.
Жанровое начало задавало тон портрету, пейзажу и даже образам прошлого, максимально приближенным к «духовным потребностям общества». Репин выступает как художник-демократ он отстаивает принципы народности художественного творчества, борется против далёкого от жизни академического искусства. Основателями Товарищества были Крамской, Перов, Ге и Мясоедов. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Картина Полдень. Таковы картины С. А. Коровина («На миру», 1893, ГТГ), С. В. Иванова («В дороге.
Здесь художник раскрывает значительность обычного и повседневного в природе. в его рядах оказалось немало слабых художников, а недостаток свежих идей привёл к некоторому застою, «измельчанию» сюжетов, повторяемости прежних мотивов. В 1863 г. в Петербургской Академии художеств произошел так называемый «бунт 14-ти». XIX века. С этой группой работ, ярко обнаруживающих демократические тенденции Серова, связаны также пастель «Пушкин в деревне» (1899г. ) и акварель «Пушкин в парке» (1899г. ), воссоздающие прочувствованный образ великого поэта. А вскоре московские и петербургские передовые художественные силы объединились в Товарищество передвижных художественных выставок (1870).
За эту работу в 1860 году на академической выставке он был удостоен золотой медали. Репин, А. К. После поездок на Волгу, где Репин наблюдал жизнь бурлаков и длительной работы над этюдами Репин пришёл к её глубокому и яркому истолкованию в картине Бурлаки на Волге (1870-73, Русский музей). Родился будущий художник в небольшом городке Елабуге в семье купца в 1832 году.
Государственная Третьяковская галереяНа картине изображена Воскресенская церковь в селе Костромской губернии (сейчас это посёлок Сусанино). Крамской, Г. Г. Иногда он бывает ликующим, как в «Марте», но чаще грустным, почти меланхолическим. В результате 9 ноября 1863 г. 14 самых выдающихся учеников Императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание – написание картины на избранную самим художником тему. Прекрасной иллюстрацией подобных произведений является картина Ильи Ефимовича Репина «Бурлаки на Волге» (1870-1873 гг. ). Островского (1871, ГТГ), Ф. М. Достоевского (1872, ГТГ) и др.
Убежденным пропагандистом творчества передвижников был критик В. В. Стасов, провозгласивший важность создания «хоровой» картины, где главным героем является народ, запечатленный во всем многообразии типов («Крестный ход в Курской губернии» И. Е. Репина, 1880–83). В день освобождения политических заключенных Серов находился у Таганской тюрьмы, был в Университете, где строились баррикады и на похоронах Баумана. В монументальных полотнах В. И. Сурикова («Утро стрелецкой казни», 1881 «Боярыня Морозова», 1887) представлены переломные моменты русской истории, когда в противоборстве различных сил раскрываются существеннейшие черты национального характера.
Стасов П. М. городах. Но даже в знаменитой картине «Христос и грешница» («Кто без греха. », 1888, ГРМ) огромную роль играет пейзаж. Однако эта особенность лишь привлекла внимание ценителей искусства. Это собирательный образ русской природы, родины. Например, И. И. Но, как всегда, технику у Левитана не замечаешь. Теоретическим истоком творческих идей «передвижников» (выраженных в их переписке, а также в критике того времени – в первую очередь, в текстах Крамского и выступлениях В. В. Стасова) была эстетика философского романтизма.
С середины 80-х годов участие в выставках принимают Серов, Левитан, Поленов. Таким образом, картина «Тайная вечеря», выйдя из евангельского сюжета, расширила его рамки и раскрыла ответы на самые актуальные вопросы современности. Конец 1890-1900 гг.
Третьяковская галерея). Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других. Серов выступает в это время как мастер художественной типизации, выявления характера. И в тишине поэтической картины стала чудится нам глубокая затаенная грусть.
В. М. Васнецов обращался в своем творчестве к образам русского народного фольклора. Произошло это под влиянием враждебно настроенных бояр.
Написанная в 1883 году, картина привлекает необычным живописным и композиционным решением. Наследие художника, в основном, составляют портреты простых людей: «Полесовщик», «Неизвестная», «Крестьянин с уздечкой» и т. д. Пожалуй, самым значимым явлением в истории русской живописи стала картина «Бурлаки». Репин, В. И. Творческим методом передвижников стал критический реализм, стремление воплотить «правду жизни». Ранее основной целью колористики выступал переход от местной, ограниченной определенной областью картины, цветовой гаммы к тональному искусству портретирования.
Серов Валентин Александрович (1865, Петербург – 1911, Москва) – художник. Наступили долгие годы молчания. Помогал он очень тактично, не обижая. И теперь между этими двумя началами необходимо было найти точку равновесия, которая помогла бы сохранить гармоничность восприятия произведения в целом.
Репин создаёт и лучшие портреты. Но он умер в 1718 г. в Петропавловской крепости еще до приведения приговора в исполнение. Художник Н. Ге изучал документы и старинные портреты Петра I и царевича, костюмы начала XVIII в., а также точно воспроизвел кабинет императора в Петергофском дворце Монплезир. Петр I сидит за столом и пристально смотрит на сына. В 1890-х гг. «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», 1871). Творческим методом передвижников стал критический реализм, стремление воплотить «правду жизни». В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств.
Е. Репин, В. И. Суриков, М. В. Нестеров, И. И. Левитан, В. А. Серов и др. ). Передвижники были убежденными реалистами, а выдвинутая ими программа народности искусства выражалась в изображении типических сторон и многогранных характеров социальной жизни, часто с критической тенденцией (Земство обедает Г. Мясоедова, 1872г., Встреча иконы К. Савицкого, 1878г. ). К тому же сам отец будущего художника был страстным любителем рисования. Своему другу А. С. Мамонтову Серов сообщает в 1890 году: Написал я в Костроме два портрета.
После 1917 Репин, живший в усадьбе Пенаты в Куоккале (с 1899), оказался за рубежом. Это событие назвали «Бунтом четырнадцати». уч-ще живописи, ваяния и зодчества.
Показательным примером этой новой ступени развития портретного жанрав творчестве передвижников является произведение Василия Сурикова «Боярыня Морозова» (1887 г. ). Добролюбова и Н. Г. (ТПХВ), созданное в 1870г. Здесь им написаны портреты крестьян, отличающиеся поразительной силой типизации (Мужик с дурным глазом, Третьяковская галерея, Мужичок из робких, Горьковский художественный музей, – оба 1877) в портрете протодьякона (1877, Третьяковская галерея) Репин изобразил властного исполненного грубой силы человека. Учился главным образом у П. П.
К началу 1870-х гг. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Смерть переселенца», 1889, ГТГ), А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина и др. Наконец имеет свою выставочную организацию — ТПХВ.
1880-х гг. Яркий пример тому – И. Шишкин. Работа экспонента принималась на выставку голосованием на общем собрании. Кроме того, каждый художник мог рассчитывать на продажу своих произведений на передвижных выставках. А. Касаткин, Л. В. Попов, С. В. Иванов и др. ). – период новых разнообразных творческих исканий художника.
В эти несчастные пропуски он писал пруд (Заросший пруд. Серов, В. Д, Поленов, И. Е. Эта же экспозиция впоследствии была перевезена в Киев и Харьков. Картина Лосиный остров относится ко времени расцвета творчества художника.
В Пенатах, где он умер и похоронен, в 1940 был открыт мемориальный музей. Иван Крамской (фотография 1860-х годов)Когда конкурс начался, сделал заявление Иван Крамской: «. наиболее плодотворный период в творчестве художника. Савицкий, A. M.
Крамской стал идейным вождем нового объединения. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Появилась новая тенденция вкрапления в интерьер выполненных под старину фресок.
Третьякова. по инициативе Г. Г. Мясоедова, В. Г. Перова, И. Н. Крамского, Н. Н. Ге и др., было «высвободить искусство из чиновничьего распорядка», развить обличительные тенденции живописи 1860-х гг., пробуждать «общественную совесть» и вместе с тем показать положительный образ современника, дать нравственные ориентиры для общества.
А. Касаткин, Л. В. Попов, С. В. Иванов и др. ). Совет Академии отказал им в этом и тогда все 14 художников покинули Академию. Образы русской народно-сказочной фантазии оживают на полотнах В. Васнецова. Народничество (идеи его существовали в Российской империи во всех видах искусства того времени) ставило своей задачей изучение разных сторон народной жизни и сближение интеллигенции с народом, преимущественно с крестьянством. Ситуация драматична.
Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна. Товарищество передвижных художественных выставок в 1870 году объединило в своих рядах русских художников, вступивших в открытое противостояние с проявлениями академизма в живописи вообще и с Санкт-Петербургской Академией художеств (идейным средоточием официального искусства) в частности. Наиболее значительная жанровая картина этих лет Парижское кафе (1874-75, собрание Монсона, Стокгольм) свидетельствует о наблюдательности художника, передаёт отдельные характерные черты парижской жизни. Родился в семье композитора и музыкального критика А. Н.
Писал У омута – вспоминались предания об утопленницах. Смена», 1895, ГТГ). Левитан, В. А. Является одним из учредителей Товарищества передвижников.
Чистякова, но курса не окончил, покинув Академию художеств в 1885, завершив художественное образование в музеях Голландии и Италии, оказавших на него огромное влияние. Ратуя за идейную и экономическую свободу творчества, «артельщики» начали устраивать собственные выставки, но к рубежу 1860–1870-х годов их деятельность практически сошла на нет. Серебристо-голубоватый тон картины сообщал ей особую эмоциональную приподнятость. Уже в раннем творчестве Перов выступил как художник социально-критической направленности.
Друзья не понимали причин, волновались. В своих работах молодые реалисты стремились изобразить истинную жизнь постоянно страдающего и угнетенного крестьянства, находящегося под властью богачей и помещиков. Вскоре за картину «Проповедь в селе» Василий Григорьевич был награжден золотой медалью. Лесков (1894, ГТГ).
Третьякову для галереи. Ге и В. Г. многие видные члены Товарищества (И. Е. Репин, В. Е. Маковский, И. И. Шишкин и др. ) вошли в состав Петербургской академии художеств.
ТПХВ впервые стало устраивать «передвижные» выставки, представляя свои произведения публике не только в Санкт-Петербурге и Москве, но и в Киеве, Харькове, Одессе, Казани и др. Он как будто ждёт ответа на заданный царевичу вопрос. Творчество П. в период своего расцвета в 1870—90-х гг. К этому времени в академии произошли некоторые изменения. Последние годы жизни художник провел в глубокой нужде.
Кроме музыкантов, в их доме бывали М. М. Антокольский, И. Е. Репин. В 1870 г. по инициативе В. Перова они вместе с художниками Москвы создали Товарищество передвижных выставок. Таким образом, от конкурса отказались и вышли из Академии 13 живописцев и 1 скульптор. Именно эти ученики Академии организовали «Санкт-Петербургскую артель художников» – это была первая попытка образования в России независимого творческого объединения художников. Характерные для П. картины отличались большой силой психологизма и социального обобщения, высоким мастерством типизации, умением через отдельные образы и сюжеты представлять целые классы и сословия.
В 1862 году он выставил в Обществе поощрения художников в Петербурге Сельский крестный ход на Пасхе (1861, ГТГ), но полотно было удалено с выставки с запрещением предавать его известности. и в графике, в частности в портретном рисунке графическая манера Репина к этому времени становится свободной, способной передавать натуру во всём многообразии и красоте (рисунок Девочка Ада, 1882, Третьяковская галерея и Невский проспект, 1887, Русский музей, – оба карандаш). На синем, словно из бархата, небе мерцают яркие звезды.
Холст, масло. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художников (конец 1863) у Р. К. Жуковского и И. Н. Крамского и в петербургской АХ. Теперь художника особенно привлекали социальные и психологические типы людей (Странник, 1870, ГТГ Птицелов, 1870, ГТГ Охотники на привале, 1871, ГТГ, повторение 1877 – ГРМ). Так передовое русское искусство освободилось от официальной опеки придворной Академии.
Рисунки Сурикова привлекли внимание красноярского губернатора П. Н. Замятина и тот ходатайствовал перед Советом Академии о зачислении Сурикова учеником. Хост, масло. Мясоедова, Н. Н. Покинувшие Академию бунтари объединились, жили и работали сообща, одной артелью.
Картина Иван Грозный и сын его Иван (1885, Третьяковская галерея), поражающая силой переданных в ней страстей и экспрессией их выражения, прозвучала как обличение деспотизма. Получив отказ Совета Академии, группа демонстративно вышла из Академии и организовала Артель художников по типу рабочей коммуны, описанной в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать. ». В ноябре 1870г. Товарищество образовалось в 1870 в Петербурге по инициативе И. Н. 62 х 48, 5 см. Свои впечатления от красоты родной природы он передает в картинах.
Левитан был очень внимателен к своим ученикам. Последние годы его существования были омрачены безуспешностью хлопот о документах, которые определили бы его общественное положение (Васильев был незаконнорожденный). ТПХВ впервые стало устраивать «передвижные» выставки, представляя свои произведения публике не только в Санкт-Петербурге и Москве, но и в Киеве, Харькове, Одессе, Казани и др. Каждая выставка была огромным событием в жизни провинциального города. Главным заказчиком живописцев был народ, а главной целью – его просвещение. Образ знаменитого русского литератора строится на основе контраста (внутренней значительности и внешней простоты).
Они работали в различных жанрах: исторический, пейзажный, портретный. Продолжая работать над этим сюжетом, Перов одновременно подготовил картину Проповедь в селе (1861, ГТГ). Ученики Левитана поселились в Химках.
Чернышевского. В 1858 году Большой серебряной медалью отмечена его картина Приезд станового на следствие (1857, ГТГ), затем Малую золотую медаль он получил за картину Первый чин. Он прежде всего лирик, его пейзаж глубоко лиричен, даже элегичен.
После окончания Академии (1860 г. ) Шишкин отправляется за границу. Самодержавие вынуждено было отказаться от первоначальной тактики зажима и травли П. Оно делало попытки подчинить себе их деятельность, чтобы поднять значение АХ (Академия художеств), переживавшей глубокий кризис. В ноябре 1870 г. был утверждён Устав Товарищества, провозгласивший основными принципами творчества художников реализм, народность (выражение интересов самой многочисленной части общества), выявление духовных основ русской культуры. Мать также была из старинной казачьей семьи Торгошиных. (Куоккала до 1940 принадлежала Финляндии. ) Живя в Финляндии, Репин не порывал связей с Родиной, мечтал вернуться в СССР. Когда я их задумал, — писал Суриков, — у меня все лица сразу так и возникли.
(1905, ГРМ), Баррикады, похороны Н. Э. Баумана (1905, Гос. В состав объединения передвижников (помимо основателей) в разное время входили И. Е. Репин, В. И. Суриков, А. М. и В. М. Васнецовы, И. И. Левитан, В. А. Серов, М. М. Антокольский, И. И. Шишкин и др. городах. в состав АХ вошли видные передвижники (Репин, Маковский, Шишкин и др. ). Сложные же отношения с Академией в итоге завершились компромиссом, поскольку к концу 19 в. (вслед за пожеланием Александра III «прекратить раздвоение между художниками») значительная часть наиболее авторитетных «передвижников» была включена в академический профессорский состав.
На второй экспозиции была представлена работа Крамского «Христос в пустыне». С полотен «передвижников» перед взором их современников предстала та сторона жизни общества, которую не принято было изображать на картинах. Еще в 1898 году Левитан начал преподавать в том самом училище, в котором учился сам. Пореформенную Россию, сложность существовавших в ней социальных отношений, многообразие её жизни Репину удалось показать в картине Крестный ход в Курской губернии (1880-83, Третьяковская галерея). С 1882 Репин жил в Петербурге. От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны.
На этот раз Суриков обратился к образу сподвижницы протопопа Аввакума — Ф. П. Морозовой. Рылов и др. Саврасов, И. И. Вместе с тем он умел радоваться и наслаждаться жизнью. Художники-передвижники были первыми русскими реалистами. В комнате чувствуется напряжённая тишина и уже не нужно больше слов – всё сказано. Впоследствии искусство портретирования передвижников продолжило свое развитие и в творческих поисках родилась еще одна характерная черта движения: создание остросоциальных произведений не сугубо по типажам «мужской портрет» или «женский портрет», а формирование невиданного прежде типажа в русской живописи под названием «хоровая картина». 28 августа 1869 года Суриков успешно сдал вступительные экзамены в Академию художеств, его приняли вольнослушателем и зачислили в головной класс.
В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой Девочка с персиками (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров. Они поселились общей артелью, вместе работали, вместе обедали.
Гун), Армении (В. Левитан встретил широкое признание в обществе. Н. А. Ярошенко). Журавлев, А. Корзухин, К. Маковский, А. Морозов, А. Литовченко и др. ). Коммерческая успешность ТПХВ была залогом творческой независимости его участников.
Страсть к рисованию привела его в Феодосию к И. К. Все это способствовало выявлению «внутреннего» через «внешнее» : характера, настроения имеющейся точки зрения на происходящее действо вокруг персонажа. Антокольский, В. В. В 1880-1900-е гг.
Белинского и Н. Г. 1905. Вернувшись домой, долгое время находится в поисках своего дальнейшего пути. В этот период Алексей Кондратьевич пишет одну из своих знаменитых картин – «Лосиный остров», за которую впоследствии был удостоен премии на конкурсе в Москве. Мясоедова, Н. Н. Картина стала открытием в живописи. Одна из лучших композиций – темпера Петр 1 (1907, ГТГ).
В 1890-х гг. Верещагин, А. П. Царевич Алексей стоит в замешательстве, потупив взор. Прянишников, А. К.
Картина Печерский монастырь под Нижним Новгородом (1871, Горьковский гос. Такой синтез в полной мере был осуществлен уже в 1880-х гг. У «передвижников» таким художественно-историческим «зеркалом» предстала в первую очередь современность: центральное место на выставках заняли жанрово-бытовые мотивы, «вся Россия» в ее многоликой повседневности.
Репин, сначала в Чугуеве, а затем в Москве, увлеченно работал над крестьянской темой (Проводы новобранца, 1879, Русский музей Вечорницi, 1881, Третьяковская галерея), в некоторых эскизах и картинах раскрывая социальные противоречия пореформенной деревни (В волостном правлении, 1877, Русский музей). Всего было организовано 48 выставок в столице и в Петербурге, а следом за ними и в других губернских городах, среди которых: Казань, Орел, Одесса, Харьков, Киев и др. В своей работе художник колоритно показал образ простого народа. в его рядах оказалось немало слабых художников, а недостаток свежих идей привел к некоторому застою, «измельчанию» сюжетов, повторяемости прежних мотивов. Позднее, уже в Москве, число выставленных картин достигло 82. А если будут очень надоедать, попугайте: не только приедет, но и ружье привезет.
Домотканово» (1888г. ). Е. Репин, В. Е. Маковский, И. И. Шишкин и др. ) вошли в состав Петербургской академии художеств. Нарисовать портрет в условиях «plein air» – на открытом воздухе, при естественном освещении и в натуральной обстановке – значило для художника того времени весомо расширить свою палитру. «Передвижники» перестали уже представлять собою, как они сами привыкли считать, все художественно-передовое в России и модернистски настроенная молодежь делала выбор в пользу других группировок – начиная с «Мира искусства».
Наряду с господствовавшим в 1860-е гг. Еще в пенсионерские годы во Франции Поленов много писал на пленэре (нормандские этюды). городах. В 1862 году было завершено Чаепитие в Мытищах близ Москвы (ГТГ) – еще один яркий образец критического реализма2.
В этот период Серов охотно рисует детей, тонко подмечая особенности детской психологии: «Дети» (1899г. ), «Мика Морозов» (1901г. ). С Меншиковым трое его детей. Картину Владимирка в 1894 году Левитан принес в дар П. Н.
Участниками выставок Товарищества были М. М. Антокольский, В. В. Верещагин, А. П. Рябушкин и др. Васнецовы, А. И.
В произведениях, написанных в 870-х годах, все больше ощущается тревога и печаль: «Закат над болотом», «Лунная ночь», «Могилы над Волгой», «Рожь». В них проявились его демократизм, его любовь к человеку, глубокий психологизм.
В число экспонентов «Товарищества» вошли (помимо вышеуказанных художников) А. П. Боголюбов, А. М. Васнецов, К. Ф. Гун, Н. Н. Дубовской, И. И. Левитан, В. М. Максимов, Н. В. Неврев, И. С. Остоухов, В. Д. Поленов, К. А. Савицкий, В. И. Суриков, Н. А. Ярошенко и многие другие. Куинджи начинает искать самостоятельные пути в искусстве. Передвижники показывают не только бедность, но и красоту народного быта (Приход колдуна на крестьянскую свадьбу В. Максимова, 1875г. ), не только страдание, но и стойкость перед лицом жизненных невзгод, мужество и силу характеров (Бурлаки на Волге И. Репина, 1873г. ), богатство и величие родной природы (пейзажи А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана), героические страницы национальной истории (картины В. Сурикова) и освободительного народного движения (Арест пропагандиста, 1892г. На суд зрителей было выставлено сорок семь полотен.
Из Петербурга пришел положительный отзыв о работах, но с оговоркой, что стипендия назначена не будет. Для пейзажей передвижников характерна повествовательность («Сосновый бор» И. И. Шишкина, 1872), любовь к изображению переходных состояний в природе (первые признаки наступающей весны в картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели», 1871 земля, омытая грозой, в «Мокром луге» Ф. А. Васильева, 1872). Местность Кукко, демонстрировавшейся на академической выставке 1860 года и удостоенной Большой золотой медали.
Выехав за границу, художник обосновался в Париже. Творчество Перова второй половины 1860-х годов разнообразно по тематике. «Эта трава на первом плане и эта тень –такого рода, что я не знаю ни одного произведения русской школы, где бы так обворожительно это было сработано», –писал Крамской.
В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры Девушка, освещенная солнцем (1888, ГТГ). Его вдохновляет природа, лесные и деревенские пейзажи, крестьянский быт. Например известный портрет Л. Н. Большую роль в формировании их творческой программы сыграл критик В. Стасов. Репин Илья Ефимович, русский художник.
Вернувшись из-за границы, Репин едет в Чугуев, желая в общении с народом найти темы и образы для новых произведений. После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери архимиллионеров Морозовых и картины-портрета С. М. Боткиной (1899, ГРМ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника. По возвращении на родину он создает картину «Московский дворик» (1878, ГТГ), настоящий гимн «патриархальной Москве, увиденной глазами петербуржца»: типично московская шатровая колокольня и церковь, уютный московский особняк с ампирным портиком играющие дети, телега с лошадью – весь мирный быт «порфироносной вдовы» передал Поленов в тончайшей воздушности пленэрной живописи.
Авторитет и общественное влияние Товарищества неуклонно росли. А. Саврасов «Грачи прилетели» (1871). И, как правило, таковым единством становились народные массы. В. Чуйко.
Полный перечень лиц, входивших в товарищество таков: И. Е. Репин, В. И. Суриков, Н. Н. Дубовской, В. Е. Маковский, А. И. Корзухин, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, В. М. Максимов, К. А. Савицкий, A. M. Действительный член петербургской АХ (1893). Новым стимулом явилось обращение к «Артели» (в 1869) группы художников-москвичей (Л. Л. Каменев, Г. Г. Мясоедов, В. Г. Перов, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов и В. О. Шервуд) с предложением совместно организовать новое «Товарищество» и в 1870 был утвержден его устав, подписанный Н. Н. Ге, Каменевым, М. К. Клодтом, М. П. Клодтом, Корзухиным, Крамским, К. В. Лемохом, К. Е. Маковским, Н. Е. Маковским, Мясоедовым, Перовым, Прянишниковым, Саврасовым, Шишкиным и В. И. Якоби. Репин вернулся на прежние позиции. Созданное по инициативе Г. Г. Шаляпина (1905) и др. историческим композициям Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту (1900), Петр 1 (1907) и др. иллюстрациям к басням И. А. оживлены незримым присутствием в них человека.
Конец 1870-х – 1880-е гг. Подобная эстетическая суверенность, с годами нараставшая, стала непосредственным преддверием русского символизма и модерна (хотя бы в творчестве таких выдающихся «передвижников», как В. М. Васнецов, А. И. Куинджи, И. Е. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Он дважды держал экзамены и оба раза безрезультатно. Осенью следующего года он уже работает над первым самостоятельным произведением Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге (1870, ГРМ).
Первая выставка состоялась в 1871г. Айвазовскому. Ею, как и портретом, занимались почти все художники. В 1890-х гг.
Крамскому, напечатанные в Вестнике Изящных Искусств (1889 – 1890 годы), освещают этот период жизни Васильева, его характер и взгляды на искусство. Для того чтобы нагляднее показать, насколько народ в лице бурлаков «возвышается» над всеми прочими обеспеченными господами из совсем иной действительности, Репин изначально выстраивает особый композиционный ряд: низкая линия горизонта «приподнимает» изображаемых на своеобразный пьедестал. Репин был также выдающимся художником в области исторической живописи.
Отказ от исповеди, 1885г. демократическое искусство прочно завоевало общественную трибуну. Особое место в творчестве живописца занимает революционная тематика. Следствием этого процесса явилось взаимодействие жанров — в бытовой картине усиливается роль пейзажа, развитие портрета обогащает бытовую живопись глубиной обрисовки характеров, на стыке портрета и бытовой картины возникает такое оригинальное явление, как социально-бытовой портрет («Полесовщик» И. Н. Крамского «Кочегар» и «Курсистка». Передвижники мыслили свое занятие искусством как высокую миссию общественного служения.
«Артель» просуществовала недолго. Так, Константин Савицкий превратил в прах первоначальную версию своего исторического полотна «На войну» (1880 г. ).
Русские передвижники с огромной убедительностью продемонстрировали существование нового творческого движения на первой открывшейся выставке, постепенно складывающаяся с 60-х годов. В 1880–90-е гг. И его философские раздумья тоже полны грусти о бренности всего земного, о малости человека во Вселенной, о краткости земного существования, которое является мигом перед лицом вечности («Над вечным покоем», 1894, ГТГ). Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в краю суровом и величественном.
В некоторых академических произведениях на мифологические и религиозные сюжеты ему удалось добиться жизненности образов, выразительной психологической характеристики действующих лиц (Воскрешение дочери Иаира, 1871, Русский музей, Санкт-Петербург). Рябушкин и др. На регулярных выставках (всего их состоялось 48), которые показывались сперва в Петербурге и Москве, а затем во многих других городах империи, от Варшавы до Казани и от Новгорода до Астрахани, с годами можно было увидеть все больше образцов не только романтическо-«реалистической», но и модернистской (импрессионизм) стилистики. Художник постоянно рисует. Основываясь на материалистической эстетике В. Г. Социальная направленность и высокая гражданственность идеи выделяют его в европейской жанровой живописи XIX в. Товарищество было создано по инициативе Мясоедова, поддержано Перовым, Ге, Крамским, Саврасовым, Шишкиным, братьями Маковскими и еще рядом других «членов-учредителей», подписавших первый устав Товарищества.
Репин, В. И. Суриков или тот же Крамской). Просим позволения сказать перед Советом несколько слов. ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК (ТПХВ) — российское художественное объединение прогрессивных деятелей искусства в 1870—1923 гг. Особым успехом пользовались картины А. Саврасова «Грачи прилетели», Н. Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», скульптура М. М. Антокольского «Иван Грозный».
И по сей день шедевры этого великого пейзажиста пользуются огромной популярностью. Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903, ГРМ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году, а затем в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902, ГТГ). Многие из работ передвижников были сделаны по заказу Третьякова, в основном это портреты великих современников – писателей, композиторов, других выдающихся людей. Устав новой организации был утвержден в 1870 году.
Его ранние произведения проникнуты романтикой. Пороки общественной жизни стали темами их картин. В результате появились картины: Ладожское озеро (1872, ГРМ), На острове Валаам (1873, ГТГ).
Толстого был написан И. Крамским по заказу П. М. Совсем портретчиком становлюсь. В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя.
Но он и философ. 1880-х гг. Картина будто «пронизана» яростным протестом художника против деления людей на рабов-бурлаков и рабовладельцев-хозяев судов и хозяев этой жизни. В его состав в разное время входили (помимо инициаторов) И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, В. М. Максимов, К. А. Савицкий, А. М. Васнецов и В. М. Васнецов, А. И. Куинджи, В. Д. Поленов, Н. А. Ярошенко, И. И. Левитан, В. А. Серов и др. Тишина, спокойствие разлиты в природе. Сочувствуя революционерам, видя в них героев борьбы за народное счастье, Репин создал целую галерею положительных образов, ярко и правдиво отразив и силу и слабость разночинского революционно-демократического движения (Отказ от исповеди, 1879-85, Арест пропагандиста, 1880-92, Не ждали, 1884-88, – все в Третьяковской галерее).
Судьба ее в настоящее время неизвестна. Серов стал широко известен как художник, рисовальщик иллюстратор, театральный художник.
Мое казачество более, чем 200-летнее. В следующем году Куинджи выставил три картины: Чумацкий тракт в Мариуполе (ГТГ), Степь в цвету и Степь вечером (местонахождение неизвестно). Это была эпоха Великих реформ Александра II. Во время его правления были проведены реформы во многих сферах жизни, в том числе и в сфере образования – произошло реформирование Императорской Академии художеств. Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени.
и вдруг Левитан вспомнил, что это за дорога. так как прежние установки постепенно отходили в прошлое. Домотканово, 1888, ГТГ). С детских лет будущего художника окружала атмосфера искусства.
Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером. Поленов, Н. А. 1870-80-е годы – это период расцвета передвижников.
Виды на урожай 1906 года (1905, ГТГ). Прямым откликом на революционные события была небольшая картина «Встреча. Товарищество объединяло близких духом художников, для которых были характерны идейные искания, поиск смысла жизни и творчества.
Новое, раскрепощенное от канонов академической классики искусство, «искусство в высшем его проявлении», призвано было открывать миру то, «что скажет о нем (мире) история» (Крамской, Взгляд на историческую живопись), – фактически открывать сам ход истории, тем самым действенно подготавливая в своих образах будущее. Авторитет и общественное влияние ТПХВ неуклонно росли. Перова в противовес официальному центру искусства – Петербургской Академии художеств. Так было и летом 1900 года.
Прянишникова) вошли в историю русского художества. Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла. Однако свойственный искусству 1860-х гг. Последующие годы ознаменованы созданием лучших его произведений. Крылова и др.
Идеология народничества появилась в Российской империи в 1860-х годах и позиционировала себя как «сближение» интеллигенции с народом. Особенно известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911, ГТГ), который, по свидетельству дочери Серова, все умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана. В 1890-х гг. Третьяковым, оказывавшим передвижникам огромную материальную и моральную поддержку.
Коровина (1894), Николая II (1900), К. П. Победоносцева (1902), С. Ю. Вклад Перова в искусство середины XIX века чрезвычайно весом. Искусство передвижников было выражением революционно-демократических идей в отечественной художественной культуре второй половины XIX в. Бытовой жанр в лучших произведениях передвижников лишен всякой анекдотичности.
В конце 1870 – начале 1880-х гг. Членами ТПХВ в разные периоды были Н. Н. Он видел, что одному трудно найти форму, а другой подражает признанным авторитетам. Список участников данного сообщества включает в себя лучших скульпторов и живописцев девятнадцатого – двадцатого веков.
«Страдная пора», 1887 И. М. Прянишников. Тщательно разработана в пейзаже каждая деталь: кусты, деревья, трава на поляне. Его нелепая карнавальная свита (столь необычные формы принимают их развевающиеся на ветру одежды) с трудом продвигается за ним. В окончательном варианте нет ничего случайного, списанного с натуры. Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи.
Их картины обращены к неравнодушному, размышляющему и сопереживающему зрителю. Собравшиеся вокруг него художники в открытую заявили, что не принимают академизм, а стремятся изображать реальную жизнь. Шишкина.
реалистического искусства имела педагогическая деятельность П. (В. Но сын твёрд, хотя и кажется внешне хрупким. Картина произвела сильное впечатление на современников и сразу же была куплена П. Третьяковым для своей коллекции. В 1895 – 1897 преподавала Моск. Куинджи, Савицкого, Поленова и др. Целью их творчества было служение людям, народу.
Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. Академии художественные). Та эмоциональная поддержка, которая со всех сторон направлена на Морозову, тем значимее, чем «разношерстнее» персонажи, ее оказывающие: это и вполне благополучные горожане Средневековой Руси и скитающийся странник и босой юродивый, сидящий прямо на снегу. Первая выставка состоялась в 1871г. В основе главных идей художников-передвижников были постулаты философского романтизма. Перов, В. А.
Крамской («Христос в пустыне», 1872), Ге («Что есть истина. », 1890) и др. Один из учеников Левитана вспоминал: Влияние Левитана на нас, учеников, было очень велико. С огромной поэтической силой открылась удивительная красота украинской ночи. Русские художники-передвижники 19 века создали огромную портретную галерею. После распада ТПХВ многие передвижники вошли в Ассоциацию художников революционной России.
города. Поистине блестящим портретистом был И. Крамской. Р. Д. Хлобощина, 1868 и В. А. Шевцовой, 1869, – оба в Русском музее). В это время в центре официальной школы – Петербургской Академии художеств –также назревает борьба за право искусства обратиться к реальной, действительной жизни, вылившаяся в 1863 г. в так называемый «бунт 14-ти». Их картины обращены к неравнодушному, размышляющему и сопереживающему зрителю. Выставка 1882 года была последней для художника.
Их цель – создание нового искусства, освобожденного от сухих безжизненных рамок. Серов и др. Кочегар – вот твой кредитор, вот у кого ты в неоплатном долгу. ». Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) было учреждено в 1870 г. Первая выставка открылась в 1871 г. Это событие имело свою предысторию.
Отчасти по этой же причине впервые в истории Российской Империи объединение стало организовывать «передвижные» эскпозиции своих картин. Ведущими жанрами в искусстве передвижников были бытовой жанр и портрет. В 1876 году была закончена также картина Монастырская трапеза, начатая еще в 1860-е годы. И в этом уже проявляется своеобразие художника. В 1890-е гг.
В. Г. Перова, И. Н. Крамского, Н. Н. Ге и др., было «высвободить искусство из чиновничьего распорядка», развить обличительные тенденции живописи 1860-х гг., пробуждать «общественную совесть» и вместе с тем показать положительный образ современника, дать нравственные ориентиры для общества. русские художники-реалисты, входившие в демократическое выставочное объединение– Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) и противопоставившие свои творческие принципы академизму. Принимал участие в организации сатирического журн. Родился в семье военного поселенца. Заметное место на передвижных выставках занимали портреты деятелей русской культуры, которые воспринимались обществом как «властители дум», самоотверженные пророки, проповедники высоких истин, взывающие к душам и сердцам.
Шишкин, В. М. Саврасов, В. И.
Последняя, прерванная смертью художника работа «Озеро» (1899–1900, ГРМ), однако, полна солнца, света, воздуха, ветра. Новым уставом Академии 1859 г. вводился ряд изменений в её работу. Так началась эпоха «передвижничества» в русской живописи ХХ века. Передвижными эти выставки назывались потому, что их устраивали не только в Петербурге и Москве, но и в провинции (иногда в 20 городах в течение года). Коммерческая успешность ТПХВ была залогом творческой независимости его участников.
Каждый портрет для Серова, по его выражению, – «целая болезнь» – с такой творческой страстью углубляется он в изучение натуры ищет новые средства художественной выразительности, добивается яркого раскрытия социально-психологической сущности человека, стремится выразить свое отношение к нему. В 1874 году Куинджи пишет картину Забытая деревня (ГТГ), которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русской деревни перекликалась с картинами передвижников. Чернышевского и выражая идеи широкого демократического движения 2-й половины 19-го и начала 20-го веков, передвижники создавали искусство критического реализма. Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера.
Вдохновляющим примером для него послужила «Санкт-Петербургская артель художников», которая была учреждена в 1863 участниками «бунта четырнадцати» (И. Н. Крамской, А. И. Корзухин, К. Е. Маковский и др. ) – выпускниками Академии художеств, демонстративно покинувшими ее после того, как совет Академии запретил писать конкурсную картину на свободный сюжет вместо официально предложенной темы из скандинавской мифологии. Но :гго не могло остановить упорного и настойчивого юношу. Зимой 1870 года Васильев сильно простудился и у него обнаружилась чахотка. Передвижники показывают не только бедность, но и красоту народного быта («Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» В. М. Максимова, 1875, ГТГ), не только страдание, но и стойкость перед лицом жизненных невзгод, мужество и силу характера («Бурлаки на Волге» И. Е. Репина, 1870—1873, ГРМ), богатство и величие родной природы (произведения А. К. Саврасова, А. И. Куинджи, И. И. Левитана, И. И. Шишкина), героические страницы национальной истории (творчество В. И. Сурикова) и революционного освободительного движения («Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» И. Е. Репина). Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору.
Созданная им в 1872 году картина Осенняя распутица (ГРМ) своей реалистической направленностью была близка картинам художников-передвижников. Максимов, К. А.
Не ждали, 1888г., И. Репина). В его произведениях ярко проявились особенности русского критического реализма этой поры. Так появляется «Разлив Волги» и «Грачи прилетели». Передвижники мыслили своё занятие искусством как высокую миссию общественного служения. Петр на журавлиных ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному ветру.
Г. Перова), «Грачи прилетели» (А. В 1870-80-е гг. Однако те же задачи вскоре были поставлены новообразованной АХРР, с которой «передвижничество» практически слилось (последний председатель «Товарищества», Радимов, стал одним из родоначальников АХРР), так что 1922 год оказался для него последним. Шедевры, написанные в молодые годы имели огромный успех на передвижных выставках. многие видные члены Товарищества (И.
Писал ли он Волгу – эта была раздольная река русских песен. «Мужичок из робких», 1878) пейзажи, проникнутые любовью к неброской красоте русской природы (А. К. Саврасов, Ф. А. Васильев, И. И. Шишкин, А. И. Куинджи и др. ). С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника.
Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). Рябушкин и др. Эти произведения были отмечены глубиной исторического познания прошлого.
В своих работах они изображали лучших людей страны, видных деятелей науки, культуры. бытовым жанром в творчестве передвижников развиваются портрет и пейзаж. В 1894 году Серов становится членом Товарищества передвижников. Деятельность передвижников основывалась на идеях народничества. Это было как бы «хождение в народ» художников. Их полотна зрители встречали с большим интересом.
В этом произведении передвижник не просто раскрывает свой художественный талант чувствуется, что произведение было написано именно с теми самыми просветительскими целями, ради которых в том числе и создавалось когда-то «Товарищество передвижных художественных выставок». Совсем иные по настроению Степь вечером и Степь в цвету. Репина привлекали сильные натуры, судьбы которых связаны со значительными историческими сдвигами, привлекали психологические и драматические задачи (Царевна Софья, 1879, Третьяковская галерея). Имена художников-передвижников известны далеко за пределами Родины. Серова.
Особое место в пейзаже второй половины XIX в. занимает Архип Иванович Куинджи (1842 (. ) – 1910) с его поразительными эффектами освещения («Украинская ночь», 1876, ГТГ «Березовая роща», 1879, ГТГ «Лунная ночь на Днепре», 1880, ГРМ), придающими романтический характер его пейзажам, но и сообщающими им некоторую театральность, сделанность, придуманность в отличие от истинно реалистического видения других пейзажистов передвижнического круга. Передвижники – это художники реалистического направления, входившие в крупнейшее русское прогрессивное демократическое объединение – Товарищество передвижных художественных выставок (1870- 1923гг). И художник становится в один ряд с деятельными и энергичными передвижниками.
Огромной фигуре Меншикова тесно под этими низкими потолками, в этой избенке. Наряду с бытовой картиной одним из ведущих жанров в искусстве передвижников был портрет. Мемориальный музей Репина есть также в Чугуеве. Уже в возрасте 22-23 лет он создал классические произведения русской живописи: картины «Девочка с персиками» (1887г. ), «Девушка, освещенная солнцем» (1888г. ), «Заросший пруд. То, что в западноевропейской (французской по преимуществу) живописи сделал Коро как создатель пейзажа настроения, в русской живописи принадлежит Левитану.
Куинджи окунулся в атмосферу художественной жизни. Живописные искания Левитана подводят русскую живопись вплотную к импрессионизму. Мир должен был увидеть сам себя через призму истории. В этот период написаны многие выдающиеся произведения художника: Проводы покойника (Похороны крестьянина, 1865, ГТГ), Приезд гувернантки в купеческий дом, Тройка (обе 1866, ГТГ), Утопленница (1867, ГТГ), Последний кабак у заставы (1868, ГТГ).
Товарищество передвижных выставок было организовано в Петербурге. Большое значение в их творчестве приобретают социально бытовой портрет (Курсистка Н. Ярошенко, 1883г. ), пейзаж, а позже – историческая живопись, где главным действующим лицом выступает народ (Утро стрелецкой казни В. Сурикова, 1881г. ). В годы пребывания в Италии и Франции Репин ознакомился с искусством Западной Европы. и В. М.
Вот таким образом появляются картины изображающие общественную жизнь. Лучшие произведения 1890-1900-х гг. В следующем году он получил звание почетного вольного общника Академии, а в сентябре он умер в городе Ялте. по инициативе В. Перова.
В 1880-х гг. Его интерес к прошлому определялся вопросами, поднимавшимися современностью. многие художники демонстративно покинули академию. Делили заказы и заработки. И. Н.