Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Они купили маленький домик в Яузской части, где Павел провёл первые свои одиннадцать лет. Но картина – не начало распада, а блистательный финал, апофеоз федотовского дарования.
В картине нет ни одного положительного персонажа. У ордена Белого Орла была только одна степень, а у Станислава– четыре. «Свежего кавалера» и «Разборчивую невесту» Федотов посылает своему кумиру Брюллову. Ивообще – оказался невероятно талантливым человеком. Где завелась дурная связь, там и великий праздник — грязь».
1840, Третьяковская галерея, Москва). Тема картины – брак по расчету. На этот раз картины ждал восторженный прием. В 1837 году случился первый «художественный» успех Федотова. «Где завелась дурная связь, там и великий праздник – грязь». Но не мог найти того, что мне хотелось.
Особенно старался реакционно настроенный «Москвитянин». Родился в Москве 22 июня (4 июля) 1815 в семье титулярного советника. Все это делает картину и очень натуральной и необыкновенно занимательной. К стулу прислонена гитара с порванными струнами, на спинке этого стула висит форменный мундир со значком «За 15 лет беспорочной службы».
Ее не устаешь рассматривать и все время находишь в ней новые штрихи. Особое место в творчестве мастера заняли портреты, где ирония уступала место светлому, созерцательному лиризму (Н. П. Жданович за клавесином, 1849, Русский музей, Петербург). Другие источники освещения не играют столь важной роли в этой картине. «Где завелась дурная связь, там и великий праздник – грязь». Первым законченным произведением Федотова была картина «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый орден» (1846 г. ).
Об «игроках» умалчивали и друзья русского художника. В 1835–1845 посещал рисовальные классы петербургской Академии художеств его наставниками были баталист А. И. Зауэрвейд и К. П. Брюллов. То, что осталось вдове – комод икона, пяльцы, портрет мужа (Федотов на нём изобразил самого себя, что дало исследователям повод говорить о том, что художник напророчил себе раннюю смерть) сдвинуты в угол комнаты, как бы исторгнуты из неё ибо и дом уже её не принадлежит (дверь опечатана). Федотов изобразил здесь «последствия пирушки по случаю получения первого ордена» – обычную житейскую сценку из чиновничьего быта, проникнутую незатейливым юмором. Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу.
Фигуры остальных игроков имеют в себе что-то неподвижное, нечеловеческое. Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации.
к. сам служил), мещан. Его искажённое идущим снизу светом лицо выглядит почти смешным – оскаленный рот, недокуренная папироса в нём, – и одновременно трагичным. На картине – небольшая комната, беспорядок, В центре – босиком, в полосатом халате, в позе античного героя – самодовольный молодой человек.
Эта картина, безусловно, представляет собой апофеоз федотовского дарования. Он сидит в состоянии, близком к умопомешательству. Свеча в сумерках интерьера — довольно выразительная деталь и быта и жизни в целом. (1850-1851), Игроки (1852), Вдовушка (1851).
Там он впервые начал рисовать. Талия кухарки не дает право хозяину иметь гостей лучшего тона. Журнал опубликовал статью московского профессора Леонтьева, который считал живопись Федотова «временной» и «злобной», ей не может быть места в «христианском обществе». Казармы Финляндского полка находятся недалеко от Академии художеств.
Они не похожи на все предыдущие работы художника. И в изображении людей Федотов также постоянно прибегал к работе с натуры. (1851) – на картине изображён офицер, квартирующий в деревне.
Отрешённость, горечь утраты и покорность судьбе в фигуре молодой женщины, ждущей ребёнка. Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». Но результаты были бы ещё более поразительны, если бы судьба дала ему лучшие условия и жизнь его не прервалась бы столь жестоко и преждевременно. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. И поздравляю вас, я от вас ждал, всегда ждал, но вы меня обогнали Отчего же вы пропали-то.
В них он выставляет человеческие слабости и саму человеческую сущность напоказ. А что потом. Тут надо рассказать немного о системе орденов, существовавшей на тот моментв России. Это уже не упрек.
В лучшем случае она могла вызвать жалость к больному художнику. Сладко недостаточному и без связей человеку попасть туда, где каприз фортуны нипочем. Насыщенность деталями, как обычно у Федотова, превращает картину в «живописный текст», который следует внимательно читать6. В этом же году он едет в Москву на 4-х месячный отпуск, где влюбляется в Катю Головачеву.
У стола валяются скелеты селёдки и черепки разбитой посуды. Проигравшего Федотов написал с самого себя, он сидит близкий к умопомешательству. В картине нет статистов, все живут – каждый своею и вместе общей жизнью.
В 1846 году он создал свою первую значительную картину – «Свежий кавалер». Кошка вообщечасто встречается у Федотова, например, в его картине«Сватовство майора». На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. Препятствием послужил орден на халате героя – свежего кавалера.
На задней стене виднеются картины в рамах и кинжал кавказского типа. К стулу прислонена гитара с порванными струнами, на спинке этого стула висит форменный мундир со значком «За 15 лет беспорочной службы». Обыденные, казалось бы, жизненные явления глубоко осмыслены, философски обобщены. Федотов рисовальные классы посещает «прерывисто». Особый красноватый свет создаётся свечёй, стоящей за бутылкой.
Первым законченным произведением Федотова, написанным маслом, явилась картина Свежий кавалер или Утро чиновника, получившего первый орден (1846, ГТГ). Художник верил, что он может исправлять нравы, влиять на человеческие души. Основная тема творчества Федотова – судьба маленького человека.
Дорога открыта всякому». На задней стене виднеются картины в рамах и кинжал кавказского типа. Другие источники света не играют столь важной роли в этой картине. Что еще мы видим. Она называется «Свежий кавалер». Сначала Федотов подумывал заняться батальной живописью. Следовательно, картина наполнена звуками.
Тощий беспородный кот терзает обивку стула. Федотов написал три варианта картины и один незаконченный. Это заманчиво и вместе с тем поучительно.
Сатиричны и его первые, столь же скрупулезно-детальные «штатские» образы (разоблачающая мздоимство акварель Передняя частного пристава накануне большого праздника, 1837, там же, а также сепии 1844–1846). Художник смеётся над героем вместе с нами, но его смех не злой. (1851, Третьяковская галерея) и незавершенных Игроках (1852, Музей русского искусства, Киев) доминирует чувство фатального абсурда бытия, предвосхищающее тему абсурда в искусстве символизма. В 1806 году, после потери первой жены, снова женится на Купеческой вдове Наталии Алексеевне Калашниковой, матери Павла Федотова.
Ну, написал художник картину и, допустим, ее продал. Всё было естественно и натурально. Словно это даже и не люди, а какая-то нежить.
Так Федотов сам описал картину. Это орден Станислава третьей степени. Эскиз акварели «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» заслужил одобрения её главного героя, шефа гвардейского корпуса.
Под стулом лежит раскрытая книга— это популярный социально-нравоучительный5 роман Ф. Булгарина «Иван Выжигин». Под стулом лежит раскрытая книга— это популярный социально-нравоучительный роман Ф. Булгарина «Иван Выжигин». Он пробует писать акварелью жанровые сцены из полковой жизни: «Бивуак лейб-гвардии гренадерского полка», «Бивуак лейб-гвардии Павловского полка» (1841–1842).
Интерьер купеческого дома художник подсмотрел в одном из трактиров. Картина «Вдовушка» выполнена в 1851-52 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Это не просто сценка, вырванная из гущи жизни. Простого происхождения, долгое время служил «суворовским солдатом», участвовал во всех военных компаниях последнего пятнадцатилетия XVIII века, выслужил офицерский чин и вышел в отставку по ранению в 1800 году.
Друг Федотова писатель Дружинин вспоминает о необыкновенно кропотливой работе мастера по собиранию материала для «Сватовства»: «Под разными предлогами он входил во многие купеческие дома, придумывал, высматривал и оставался недовольным. В 1847 году «Свежий кавалер» был представлен на суд публике и вызвал настоящий фурор, принеся славу своему создателю. Сватовство майора (1848) – знатность женится на богатстве – майор (дворянин) сватается к богатой купеческой дочке. В картинах Анкор, еще анкор. Здесь, в Петербурге, другой дух — столичный. Свежий кавалер.
Талия кухарки не дает право хозяину иметь гостей лучшего тона. Он демонстрирует служанке свою первую награду – крестик, приколотый к халату. Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). В его первой картине русская живопись, смеясь, расставалась с академизмом.
Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. На нем драный халат, но запахнул он его, как римский сенатор –тогу. В 1848 году было написано не менее знаменитое «Сватовство майора». В них не было страсти, а лишь недомолвки, недосказанностью. Особое, красноватое, освещение создаётся благодаря свече, стоящей за бутылкой.
Проживший совсем недолго, но успевший стать знаменитым Павел Андреевич Федотов (1815-1852) впервые в русском бытовом жанре попытался дать критический анализ повседневности. Разумеется, я отвечал, что не смел беспокоить его в болезни. В них он отказывается от развитого действия — содержание как бы уходит в подтекст.
Сентенция художника: «Они убивают время, пока оно не добьет их» относится непосредственно к персонажам «Анкора» и «Игроков». Видим, что повалиласьпосуда со стола, бутылки. Он обладал хорошим слухом, пел, музицировал, сочинял музыку. Для полотен первых лет характерны ирония и острота сюжетов, а в дальнейшем Федотов овладел и искусством психологической драмы, примером тому его поздние картины «Вдовушка» (1851) и «Игроки» (1852). Рядом зеркальце, бритвенные принадлежности и щипцы для завивки волос.
Вдовушка (1851-1852) – появление трагических ноток в живописи. В чем сюжет картины. Сестра осталась без мужа горького пропойцы в тяжёлом положении. Но как жили художники в то время.
Настроение картины: скука, бессмысленность бытия, безысходность. «Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое, что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом лесу» у Шишкина.
Роман протекал вяло и сошёл на нет два года спустя. То есть праздник был очень шумным. Однако в Цензурном комитете тиражировать и делать гравюры с его картины ему не разрешили.
Потомон мог пойти кзнакомому граверу и заказать емугравюру со своей картины. Интересная деталь: некоторые исследователи предполагают. Готовил вместе с гравером Е. Е. Бернардским журнал карикатур, нарисовав для него около 30 композиций с текстом, однако арест Бернардского по делу петрашевцев (1849) помешал осуществлению этого замысла.
Тяжелое материальное положение художника усугубилось после смерти отца. Павел Андреевич Федотов, можно сказать, зачинатель жанра в русской живописи. И Павел Андреевич туда обратился после написания Свежего кавалера.
Житейский анекдот претворяется в меланхолическую поэму во Вдовушке (1851, Художественный музей, Иваново). Другие видели Федотова бродившим по улицам и раздающим денежные ассигнации. Считается, что тем самым они чтили память русского художника. В комнате картины, на которых ничего «не нарисовано», длинные тени, каменные позы персонажей. На следующий день его не стало. Интересно, чтоостатки вчерашней колбасы на столе завернуты в газету. Федотов предусмотрительно не указал, какая именно это газета– Полицейские ведомости московские или петербургские. В свободное от службы время упражнялся дома, рисуя акварельные и карандашные портреты своих сослуживцев, сцены полковой жизни и карикатуры.
Это настоящее «темное царство». Кто-то видел, как художник заказывал гроб. Первые наброски будущего шедевра появились ещё в начале 1840-х годов. Остальные игроки неподвижны, словно бы какая-то нежить.
Именно эта картина принесла ему огромную славу именно как живописцу. Похоже, что все эти процедуры ему помогает совершать кухарка, талия которой, действительно, подозрительно округлилась, так что нравы этой квартиры не самого лучшего свойства.
Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Игроки (1852) – картина как порождение кошмара, с которым борется и сам художник. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск). Еще мы видим кошку, раздирающую обивку стула. Дело в том, что понять смысл этой картины в середине XIX века было не возможно.
Об этом полотне художника долгое время ничего не было известно. Сначала ими награждали только поляков, позднее стали награждать и русских. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (185, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. Тесная комнатка заставлена разномастной мебелью. Центральные работы этого периода – Анкор, еще, анкор. Утро чиновника, получившего первый крестик (1846), Сватовство майора (1848), Завтрак аристократа (1849–1850), сменяется жестокой трагикомедией в сцене сватовства горбуна в Разборчивой невесте на сюжет басни Крылова (1847 все работы – в Третьяковской галерее).
Он создаёт сатирический карикатурный, но очень реалистический, образ. По словам Дружинина он призывал тамошних пациентов превратить Петербург в древние Афины. Вы смотрите на натуру своим глазом. Учился в Первом московском кадетском корпусе (1826–1833) был направлен в Петербург для службы в Финляндском полку. Картина является полотном трагическим, кричащим о том, что идеал в жизни недостижим. И все-таки Федотов старательно и много работал, и в результате его первая законченная картина маслом (до этого были акварели, небольшие эскизы маслом) сразу привлекла к себе внимание ио ней много писала критика.
Но суть картины не исчерпывается живостью изображения сцены. Анкор, ещё анкор. Очевидно, что дляФедотова убратьорден со своей картины значило разрушить всюсозданную им смысловуюсистему. И психологически и социально она глубока и содержательна. Но страсть к живописи, к рисованию победила все остальное.
– был первый вопрос Брюллова. что в центральной, самой большой раме, находится зеркало. В 1802 году, Андрей Федотов, в Москве устроился на службу секретарём управы благочиния. Здесь его привлекало, что «на экзамене номера ставят не по чинам. За столом в центре – проигравший (его Федотов писал с самого себя).
Это суровое обвинение, жестокая критика. Никогда ничего не показывали. Талия кухарки не дает право хозяину иметь гостей лучшего тона. В 1851 г. Федотов пишет картину, напоминающую о судьбе сестры. Картина «Игроки» выполнена в 1852 году, хранится в Музее русского искусства, в Киеве.
Что вас давно не видно. Хотя, конечно, нельзя отрицать, что многие черты «игроков» обусловлены начинающимся недугом Павла Федотова. Как только не называли кавалера критики: «разнузданным хамом», «бездушным чиновником-карьеристом». В результате — литографии с картин Федотова были запрещены, не стало заказов на рисунки. Теперь на плечи Павла Андреевича лег весь груз забот о семье (двух сестрах и племянниках).
Не стало и богатства федотовских красок. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. Видно, что кухарка нисколько не боится своего «грозного» хозяина, она смотрит на него с насмешкой и показывает ему дырявые сапоги. На укрытом скатертью столике стоят в беспорядке бутылки, тарелки, на газете «Ведомости Санкт-Петербургской городской полиции» лежит кусок колбасы.
И из каждого угла встаёт, нависший над игроками, образ гоголевской «исполинской скуки». Успех Федотова – это успех передовых идей его времени. Ноона еще наполнена и запахами. Неслучайно у Майкова возникла мысль, что накартине изображены и тараканы. Таким образом у него могло оказаться изображение, которое можно было тиражировать.
За акварель «Встреча великого князя Михаила Павловича в лагере лейб-гвардии Финляндского полка 8 июля 1837 года» (1838) ему был пожалован бриллиантовый перстень. Оно находилось в частном собрании и считалось, что последней законченной картиной, созданной Федотовым, была Вдовушка. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. То есть эта картина является визитной карточкой художника. Да, представившаяся глазам сценка должна поучать.
13 ноября 1852 года русский художник ненадолго пришёл в себя исповедался и причастился. Но посмотрите на самого кавалера, он тоже очень неопрятный. Один раз, проходя около какого-то трактира художник приметил сквозь окна главной комнаты люстру с закопченными стеклышками, которая так и лезла сама в его картину. Юлия сама предложила русскому художнику себя в жены и получила отказ.
На столе мы можем видеть оставшуюся с вечеринки колбасу, лежащую не на тарелке, а на газете и непростой, а на «Ведомостях Санкт-Петербургской городской полиции». Почти все вещи осквернены казённым сургучом. Это значит, чтораздался стук падающей мебели. В1846 году Федотов создал эту замечательную картину (Утро чиновника, получившего первый крестик). Из-за долгов он был вынужден продать родительский дом. А Федотов был уже слишком взрослый, ему так исказал сам Брюллов.
Сам Федотов так описал свою картину: «Утро после пирования по случаю полученного ордена. Замалчивая Игроков, близкие живописца искренне думали, что оказывают ему (вернее, его памяти) добрую услугу. В 1848 году П. Федотов пишет картину Сватовство майора (Поправка обстоятельств женитьбой). На стуле в глубине комнаты стоит горящая свеча. К стулу прислонилась гитара с оборванными струнами. Насыщенность деталями, как обычно у Федотова, превращает картину в «живописный текст», который следует внимательно читать. Но нет, на самом деле их нет, это просто богатое воображение критика добавило насекомых вэтот сюжет. Хотя, действительно, картина очень густо населена.
ассигнациями в месяц». После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. Обнаружили его в Царском Селе уже абсолютно больным. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати.
На ней официальные лица грели сургуч. Эти полотна остроумны и во время жизни мастера были настоящим откровением. Целый год изучал я одно лицо, а чего мне стоили другие». Девять месяцев работал художник над небольшим полотном размером всего 48х42 см.
Но дело в том, что за разрешением нужно было преждеобратиться в Цензурный комитет. Женат он был на пленной турчанке, вывезенной им из Молдавии. Добродушная ирония, господствующая в «староголландски»-бытописательных, небольших по масштабу федотовских шедеврах Свежий кавалер. Вслед за «Вдовушкой» Федотов создает картины «Анкор, еще анкор. » (1851-1852 гг. ) и «Игроки» (1852 г. ). Не менее интересно, как описывали эту картину его современники, в частности, Майков, который, посетив выставку, описывал, что кавалер сидел и брился– тут ведь есть банка с помазком– а потом вскочил внезапно.
Пяльцы заботливо обёрнуты тряпицей и напоминают о мирных семейных досугах. Так что на самом деле, если это и кавалер, то совсем не свежий, раз после 45-го года такого награждения произойти не могло. Таким образом выходит, чтостолкновение названия «Свежий кавалер» с устройством русской тогдашней жизни позволяет раскрыть исвойства личности, здесь изображенной и отношение самого художника к теме и герою своей работы.