Он настойчиво трудился совершенствуя свою художественную технику. Застали и что. На вернисаже 1848 года возле полотен «Разборчивая невеста», «Свежий кавалер» и «Сватовство майора» всегда стояла толпа народа.
Но применительно к Федотову это дело безнадежное: картины «Сватовство майора», «Завтрак аристократа», «Анкор, еще анкор» многие знают наизусть со школьной скамьи. Это было мрачное время николаевского произвола и цензурного террора. Но лучше всего ему удавались жанровые сценки. Павел стал задумчивым и молчаливым. Среди этого лихорадочного месива – рисунок с императором Николаем I, разглядывающим в лупу самого Федотова как экспонат какой-нибудь энтомологической коллекции (двумя годами раньше художник задумал картину «Николай I среди институток» и даже выполнил ее эскиз). Картина «Вдовушка» выполнена в 1851-52 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Не пропустите этот лист с набросками, с прямоугольным вырезом в середине, – он висит справа при входе в «пещеру» с «Игроками» и многими посетителями остается незамеченным.
Знакомство с Петрашевским. 1850 – поездка в Москву. Обнаружили его в Царском Селе уже абсолютно больным. Остальные игроки неподвижны, словно бы какая-то нежить. Незнакомка хоть и помогла, да не до конца. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие».
Несмотря на чин, прекрасные внешние данные, признание как художника, Федотов не был ни разу женат. Через некоторое время творческий потенциал художника раскрывается в полную силу, создав такие произведения, как 1846 г Свежий кавалер, 1847 г Разборчивая невеста. Да и герой картины не очень достоин насмешки. В конце 40-х гг.
Рядом в стеклянных витринах в том же зале Инженерного корпуса экспонируются предметы «из полковой жизни» времен Федотова, позаимствованные из Государственного исторического музея и Музея Пушкина: тесаки, сабли, чубуки, ружья игральные карты. Однако живопись военных сцен не была истинным призванием художника. В 1802 году, Андрей Федотов, в Москве устроился на службу секретарём управы благочиния.
к Федотову пришли признание и слава, оказавшиеся кратковременными. Последняя работа художника «Игроки» – картина совсем не однозначная. Так родилась серия Нравственно-критических сцен из обыденной жизни (1840-е гг. ), которая была исполнена в технике сепии: Болезнь и смерть Фидельки, Житие на чужой счет, Крестины, Модный магазин, Мышеловка, Первое утро обманутого молодого, Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант. Потянулись годы однообразного и утомительного учения (1834 — 1844). Считается, что тем самым они чтили память русского художника. Он превзошел всех своих товарищей и обратил на себя внимание начальства.
Федотов сочинял басни, элегии, альбомные пьесы, солдатские песни (будучи офицером), сочинял романсы и перекладывал их на музыку. Вот описание сепии «Первое утро обманутого молодого», составленное самим художником: «Обманутый во всем молодой в отчаянии схватился за голову. Последнему (как хронологически, так и территориально, то есть самому дальнему от входа) разделу выставки предпослан эпиграф из дневниковой записи Федотова: «Судьба, как неразмотанный клубок, каждая нитка не знаешь, цельная или с узлами, что такое и как велика, на чем конец намотан.
Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. К первому периоду творчества Федотова (до середины 40-х гг. ) относятся карандашные зарисовки, карикатуры, акварельные батальные сцены, портреты, ряд композиций (сепия, 1944-46), в которых, прибегая к сатире, обличая нравы, сочувствуя обездоленным, Федотов впервые сформулировал программу критического реализма. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды. Даже «шапки в воздухе» «ведут себя» почти портретно имея разные траектории полета.
Роман протекал вяло и сошёл на нет два года спустя. Федотов своим произведением как бы объявляет приговор уродливым явлениям быта, которые были привычны в николаевской России. В этой картине в полном объеме проявился талант Федотова. не понял подлинного смысла картины, а художние не стал ничего ему объяснять. Не увидели свет рисунки Федотова из Нравственно-критической серии. Наконец болезненное состояние Федотова перешло в полное умопомешательство. Почти одновременно с Вдовушкой Федотов написал: Анкор, еще анкор. Эта картина, безусловно, представляет собой апофеоз федотовского дарования.
Будучи военным, он все свободное время отдавал рисованию. Но основным увлечением было все же рисование. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. Федотов Павел Андреевич (1815-1852), русский художник и график. «Вдовушек» на выставке три из четырех, созданных Федотовым (четвертая, самая лаконичная из Государственного Русского музея не приехала).
Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск1). Темами его рисунков и акварелей становятся сцены бессмысленной и изнурительной муштры, полковые учения и лагерная служба. В варианте из Ивановского музея акцентируется прежде всего «слезная печаль» : черты лица вдовушки чуть одутловаты, лицо словно опухло от слез, а более тяжеловесная фигура утратила «преграциозность».
Он умер тридцати семи лет в психиатрической лечебнице.
Выставка. Федотов и раньше думал об отставке, но после слов Крылова, эта идея не давала покоя. основной фонд моего дарования. Г. Флуг, около 1850, Н. П. Жданович, 1849 – оба в ГРМ). От альбомов разрозненных набросков и рисунков Федотов перешел к созданию крупных произведений. В последние годы жизни Федотов обращается к созданию портретов.
Будучи в сомнениях Федотов уволился со службы в звании капитана только в 1844 году. Испытывая большую нужду, художник решился представить эту еще неоконченную картину великому князю, который показал ее своему августейшему брату. Злость, чванство, вконец опошлившаяся жизнь — все это присутствует в этом лице, в этой позе и фигуре закоренелого чиновника в халате и босиком, в папильотках и с орденом на груди. Другие источники освещения не играют столь важной роли в этой картине.
Павел появился на свет 4 июля 1815 года в Москве. В конце 40-х годов Россию охватила реакция. Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям)4, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы.
Избран был тот решающий момент, который позволял все понять — и судьбы людей, объясняющихся друг с другом и суть самого объяснения и то, что вслед за этим последует. А уже днём отогревался в жарких натопленных классах Академии. Всё было естественно и натурально. Многому бы народ научил, да цензура мешает — писал художник в те годы. Предполагается, что центральная картина представляет собой зеркало, в котором не отражаются персонажи картины. Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации.
Он видел картину "Сватовство майора" и не понимает, как мог художник так правдиво описать его историю, так как ведь это он, майор, для поправления своих обстоятельств женился на купчихе и теперь доволен и счастлив. Отец был закалённым в боях, отважным и честным воином. Тогда же проявились художественные наклонности мальчика., например, продиктована характером замысла.
За долги семья вынуждена была продать дом. В июне 1852 года Федотов был помещен в психиатрическую больницу. В последующих произведениях исполненных уже маслом (Свежий кавалер, 1846.
Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (185, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма.
Старый дядька молодого стоит в грустном оцепенении. Однако, как ни странно история картины имела неожиданное продолжение.
В 1830 году Федотова за успехи в обучении произвели в унтер-офицеры недавно утверждённого малолетнего отделения (нижний чин младшего командного состава). Картина является полотном трагическим, кричащим о том, что идеал в жизни недостижим. Этот случай очень вдохновил молодого художника к созданию еще одной работы Освящение знамён в Зимнем Дворце, восстановленном после пожара, не совсем законченная картина была была показана брату великого князя, который способствовал Федотову полноценному занятию живописью с казенным содержанием художника и оставлением военной службы. Федотов рисовал, даже находясь в лечебнице для душевнобольных (правда, случалось это в редкие моменты просветлений – большую часть времени он находился в смирительной рубашке из-за буйного характера помешательства, а лечили его при этом ударами кнута) и даже учил рисовать других пациентов.
Так Федотов писал о себе в шуточном стихотворении – его детство и ранняя юность прошли в Москве, в доме в Большом Харитоньевском переулке в Огородной слободе, где выращивались овощи для царского стола (в центре слободы находилась церковь Харитония Исповедника). Мысль об этой картине зародилась в нем (и, верно, сразу с названием) еще в Москве, когда с бессилием терзался над судьбой сестры Любиньки, мучившейся при жизни мужа, а теперь, после его смерти, повергнутой в пучину новых бедствий – долгов, нищеты, да еще в ожидании готового вот-вот явиться на свет ребенка. – командует он, не подозревая, что по-французски анкор значит еще.
В избе на лавке лежит офицер, полураздетый, босой. Спустя два года Павел окончил корпус в чине фельдфебеля. Офицер принялся изучать человеческое тело, копируя его формы с гипсовой модели на бумагу. Завтрак аристократа (Не в пору гость) Предельно выразительной становится и композиция в картинах Федотова, которая служит выявлению основного смысла, концентрирует внимание на главных персонажах. Наконец, я должен взять карету, так как на ваньке меня и к подъезду не пустят».
Лучший из них -- портрет Н. П. Жданович (1849, ГРМ). Толчком к возникновению замысла картины явилась судьба овдовевшей сестры Федотова, на руках которой после смерти мужа осталось двое маленьких детей. Постоянное физическое и умственное напряжение, неспокойное душевное состояние оказали разрушительное влияние на здоровье Федотова. Художник изобразил отца, сводную сестру и себя, выходящими из ворот внутреннего двора Кадетского корпуса, где будущий художник воспитывался семь лет. Все правильно поняли замысел художника, шутили по этому поводу.
Между тем основной массив наследия художника – не живопись, а графика. В творчестве Федотова существовали два направления, не представляющих, однако, резкого перехода от одного в другое. -- сочетание красновато-коричневых тонов интерьера и холодного интенсивно синего квадратика неба в небольшом окне. Эти портреты всегда бывали очень похожими. Другие видели Федотова бродившим по улицам и раздающим денежные ассигнации.
Был похоронен на Смоленском православном кладбище7 в мундире капитана лейб-гвардии Финляндского полка1. На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. Федотов с юных лет любил писать стихи, басни, элегии, альбомные пьесы, романсы, которые сам перелагал на музыку и, в пору своего офицерства, солдатские песни. Утро. Офицер развлекается – заставляет собаку прыгать через длинный чубук трубки.
В 1837 году «оклад» Федотова составлял 350 рублей серебром (около 1250 рублей ассигнациями). Он служил в Апшеронском полку, которым командовал сам Суворов. (в 1819 г. Отец – Андрей Илларионовичполучает дворянство по «заслуженным воинским чинам»он был старым суворовским солдатом, получившим чин поручика при отставке. 1826 – Павел Федотов принят в Первый кадетский корпус. 1833 – заканчивает кадетский корпус с чином прапорщика и отправлен в Санкт-Петербург в лейб-гвардии Финляндский полк. 1834 – получение билета на право занятий в рисовальных классах Академии художеств. 1837 – получение билета на право копирования в Эрмитаже. 1838 – получает чин подпоручика. 1840 – первая встреча с Карлом Павловичем Брюлловым. 1840-1842 – ряд акварелей из воинского быта. 1841 – получает чин штабс-капитана. 1843 – выход в отставку в чине капитана.
Это было мрачное время николаевского произвола, жестокого цензурного террора. Любое проявление критической мысли преследовалось, запрещалось. С ранних лет он предавался созерцанию.
Это именно театр, граничащий с клоунадой. Отныне он должен был зарабатывать лишь своим искусством. Ниже, на полотнище знамени, цитата из сочиненной некогда Федотовым для полка песни «То ли дело егеря», а над ней надпись «Радъ стараться» и далее неразборчиво «усрать (. ). ». Простого происхождения, долгое время служил «суворовским солдатом», участвовал во всех военных компаниях последнего пятнадцатилетия XVIII века, выслужил офицерский чин и вышел в отставку по ранению в 1800 году.
Словом, преобладающий элемент этих работ — карикатура. Раздел выставки «Сцены из обыденной жизни» – это в основном карандашные рисунки, сочиненные на основе житейских наблюдений, – Федотов рисовал беспрестанно, с остротой, юмором, а иногда и ехидством фиксируя человеческие «повадки» в таких «типических обстоятельствах», которые не утрачивают актуальности до сей поры (как, например, в рисунке «Взяточник»). Картина имела большой успех на выставке. Один раз – из-за собственного промаха в серии пенальти.
Он отмечал, что многое может открыться, если застать его врасплох. Успех выставки. Девушка изображена за игрой на клавесине. Будучи офицером и после выхода в отставку (1844) посещал рисовальные классы АХ (1834-45). «Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое, что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом лесу» у Шишкина. Никогда еще он не всматривался в человека с таким пристальным, как бы замедленным вниманием и не силился, робея от ответственности перед натурой, пренебрегая заученностью навыков, передать его точь-в-точь таким, каков он есть, Тут в Федотове проглянуло что-то неожиданное — от другого, будущего Федотова. От множества разрозненных наблюдений, которые сначала фиксировались в альбомах, Федотов перешел к созданию целостных произведений. И такой забавой заняты длинные вечера офицеров. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения.
Поздравляю вас, -- сказал он Федотову, -- Вы меня обогнали. Последнее, законченное произведение Федотова со странным названием.
Портрет был написан в Москве, когда Федотов получил отпуск, впервые за три года службы и неслыханно продолжительный, с 20 августа по 20 декабря — «по домашним обстоятельствам», фактически же в поощрение дальнейшей работы над картиной Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года, эскиз которой понравился Михаилу Павловичу. Но и выйдя в отставку, некоторое время художник Федотов картины свои посвящает армии.
Вторая встреча с БрюлловымКарл добивается от Академии художеств помощи художнику. 1848 – «Сватовство майора». Вполне в духе самого Федотова зрители на выставке, рассматривающие и обсуждающие эти композиции, рифмуются с героями сепий – не сюжетно, конечно, а пластически.
Очень удавались ему портреты любимца армии, великого князя Михаила Павловича. При более пристальном взгляде видно, что на стенах висят пустые рамки. Раздел выставки, названный просто «Сепии», в наибольшей степени отражает ее главную тему «театра жизни». В Свежем кавалере. В 1850 году на выставке в Московском училище живописи Федотов показал семь сепий «нравственно-критического содержания», которые он, вероятно, намеревался издать отдельным альбомом.
В комнате картины, на которых ничего «не нарисовано», длинные тени, каменные позы персонажей. Вскоре закрыли журнал Современник, в котором сотрудничал и Федотов. Между тем фантасмагория, состоящая в том, что персонажи «Игроков» выглядят как вылезшие из картинных рам и несколько утратившие человеческий облик ночные призраки, усиливается общей атмосферой музейного зала: тени, отбрасываемые посетителями выставки на стены, до жути напоминают силуэты, написанные и нарисованные Федотовым (художник рисовал персонажей «Игроков» с манекенов).
Однако такое отступление стоит подороже иных побед. Федотов решает отдать свои работы на суд всесильному тогда в Академии художеств К. П. Брюллову, слава о котором разнеслась по всей Европе. «Все, что вы видите на моих картинках (кроме офицеров, гвардейских солдат и нарядных дам), было видено и даже отчасти обсуждено во время моего детства, – пишет Федотов, – это я заключаю как по воспоминаниям, так и по тому, что, набрасывая большую часть моих вещей, я почему-то представлял место действия непременно в Москве. Вариант «с лиловыми обоями» ближе всего к ранним картинам Федотова с точки зрения описательных подробностей.
И из каждого угла встаёт, нависший над игроками, образ гоголевской «исполинской скуки». То есть эта картина является визитной карточкой художника. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. В этой картине художник отразил явления, характерные николаевской России.
Об «игроках» умалчивали и друзья русского художника. Дело в том, что понять смысл этой картины в середине XIX века было не возможно. В лучшем случае она могла вызвать жалость к больному художнику.
«После долгого труда ему удалось слить светло-лиловый фон с ярко-розовым цветом постели и тусклым мерцанием сальной свечи, при ярком дневном свете», – пишет Лебедев. Попытайтесь, пожалуй, чего не может твердая воля, постоянство и труд. Далее – обещанная игра-угадайка. Так родился замысел серии Нравственно-критических сцен из обыденной жизни исполненных в технике сепии: Первое утро обманутого молодого, Житие на чужой счет, Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант, Модный магазин, Мышеловка Болезнь и смерть Фидельки, Крестины (1840-е, ГТГ).
Павел Андреевич Федотов (1815-1852 гг. ) был очень одаренным человеком, ему удавалось многое. Рядом гитара. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях.
Такие картины являются очень остроумными и в его время были настоящим откровением. На первый взгляд картина как картина. Можно сказать, что «Портрет отца» гораздо примитивнее, чем следовало бы ожидать от Федотова в 1837 году: он несколько робок и даже коряв. Художник Федотов, картины, зарисовки и карикатуры которого были известны всему лейб-гвардии Финляндскому полку, был любителем, но острая наблюдательность, выдающийся природный талант обращали на себя внимание сослуживцев. Странным образом эта небольшая картина может напомнить обстановочный парадный портрет, тем более что сама героиня здесь, по выражению одного из современных Федотову критиков, «преграциозная и прехорошенькая», даже кукольно-хорошенькая, в стиле портретов Карла Брюллова, которым Федотов восхищался. Рисунки Федотова являются своеобразным дневником художника. Разборчивая невеста, 1847.
1844 – ряд сепий, в том числе «Болезнь Фидельки», «Смерть Фидельки». 1846 – «Свежий кавалер». 1846-1847 – «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант». 1847 – «Разборчивая невеста». В 1852 году появилась одна из первых драматических картин художника -- Вдовушка (ГТГ).
В нем он говорил о частом несоответствии внешнего вида человека его сущности. Так, в Завтраке аристократа (1849, ГТГ) напряженная поза светского хлыща, показанного в центре, торопливый жест его рук, прячущих кусок хлеба от нежданного гостя, раскрывают никчемность и ничтожество аристократа, промотавшего состояние. Когда картины Федотова были показаны больномуБрюллову, знаменитый художник их принял восторженно. Первым произведением его становится акварельная работа «Встреча великого князя».
Запрещены были и литографии с его картин. Жизнь в полку была трудной, а здоровье — слабым. Его детство прошло в бедности и постоянной нужде. Картина «Игроки» выполнена в 1852 году, хранится в Музее русского искусства, в Киеве.
Федотов изучал формы человеческого тела и тренировал свою руку, пытаясь ее сделать более свободной и послушной. Стремясь идти в этом направлении и преодолевая затруднения в технике. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды. Особый красноватый свет создаётся свечёй, стоящей за бутылкой. Видимо, в жизни не все так однозначно, бывают и такие исключения.
Это один из самых поэтичных и обаятельных женских образов в русском искусстве. К концу 40-х годов Федотов стал зрелым мастером имевшим свое творческое лицо. 13 ноября 1852 года русский художник ненадолго пришёл в себя исповедался и причастился. В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова. Наступал последний, самый трудный период в жизни художника. Анкор, еще анкор. По мнению психиатра Александра Шувалова, проанализировавшего клинический случай болезни Федотова уже в 1990-х годах, увеличительное стекло в данном случае «могло являться символом как повышенного внимания со стороны окружающих (идеи отношения, бред значения), так и признаком идей самоуничижения и самоумаления»., 1851-52, – оба произведения в ГТГ Игроки, 1852, Киевский музей русского искусства).
Вещи опечатаны за долги, оставшиеся после мужа, в комнатах рыскают полицейские чиновники, описывая нехитрый скарб. Этот счастливый майор, конечно. Федотов написал три варианта картины и один незаконченный.
В них не было страсти, а лишь недомолвки, недосказанностью. Первым законченным произведением Федотова, написанным маслом, явилась картина Свежий кавалер или Утро чиновника, получившего первый орден (1846, ГТГ). Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). Художник оказался в трудном материальном положении, без средств к существованию.
В этом же году он едет в Москву на 4-х месячный отпуск, где влюбляется в Катю Головачеву. На следующий день его не стало. Особым вниманием пользуются картины Павла Федотова в свойственной ему стилистике критического реализма.
Так как Федотов был на курсе первым кадетом, учившимся только на «отлично», по заведенной традиции его имя написали золотыми буквами на почётной мраморной доске, которая располагалась в актовом зале. Следующая картина, которую в 1849 году нарисовал Федотов, – «Завтрак аристократа».
Учился у А. И. Зауервейда в батальной мастерской, пользовался советами К. П. Брюллова. Две свечи, внесенные слугой, освещают лицо проигравшего, близкого к сумасшествию. Просидевшие всю ночь за игорным столом трое игроков разминают затекшие части тела. «Портрет отца» можно понять, лишь вникнув в подробности биографии Федотова: отец протирает очки, собираясь читать газету и газета эта вовсе не простая — это, если вглядеться в мелкие, тщательно выписанные буквочки, номер «Русского инвалида» от среды 13 декабря 1833 года, того самого дня, когда сын был произведен в прапорщики, получил первый офицерский чин, — дня триумфа родительских упований. Первый шаг при попадании в этот раздел – «Вдовушка».
В последние годы жизни Федотов пишет портретов, лучшим из которых является портрет Н. П. Жданович (1849). Да так, что он за три месяца создал шедевр. 20-я линия Васильевского острова», картина «Анкор, еще анкор», рисунки на синей бумаге для картины «Игроки», а в центре большая (увеличенная раза в три), подсвеченная и помещенная в подобие камина репродукция самих «Игроков» – оригинал хранится в Киевском музее русского искусства и по вполне понятным в нынешней ситуации причинам в Москве его показать не смогли. Акварель исполнена в Москве осенью 1837 года, когда Федотов получил отпуск. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта.
Хотя, конечно, нельзя отрицать, что многие черты «игроков» обусловлены начинающимся недугом Павла Федотова. Уже тогда употребил он в письме к Дружинину слово «вдовушка» использовав свойство, кажется, одному русскому языку свойственное – придавать ласковый оттенок уменьшительному обороту. Он не захотел сочинять «сложную» композицию, подробно рассказывая о бедствии. Творческое наследие Федотова сыграло видную роль в развитии русской живописи второй половины XIX в. Путеводитель по выставке Павла Федотова слегка отличается от других путеводителей «Артгида».
«Чтобы понять, до какой степени этот труд был велик, нужно вспомнить необыкновенную добросовестность Федотова и его глубокое отвращение к рисовке предметов из головы, то есть без натуры перед глазами», – вспоминал Дружинин. Однако репродукция, будучи композиционным центром сумрачной пещеры, притягивает к себе зрительское внимание, при этом посетители обсуждают, главным образом, то, кто именно из игроков остался в выигрыше и почему на стене висят пустые рамы от картин (сами картины проиграны и холсты вырезаны из рам, чтобы достаться новому владельцу. ). Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу. Спустя несколько лет службы он начал ходить в неё на вечерние уроки по рисованию. Так были признаны заслуги Федотова как художника-жанриста.
Он работал лихорадочно быстро. Знакомство с А. Островским, встреча с Гоголем. 1850-1851 – «Анкор, ещё анкор. »1851 – ухудшение материального положения родных художника. «Вдовушка». 1851-1852 – «Игроки». 1852 – начало болезни. 1852, 14 ноября – смерть тридцатисемилетнего художника в клинике для душевнобольных. Эскиз акварели «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» заслужил одобрения её главного героя, шефа гвардейского корпуса. Любое проявление критической мысли преследовалось.
Они купили маленький домик в Яузской части, где Павел провёл первые свои одиннадцать лет. В 1851 — 52 гг. Сама акварель сравнительно небольшая (31 х 44, 4 см), а фигур на ней изображено более пятидесяти и каждую Федотов выписал с портретной тщательностью миниатюриста.
Проигравшего Федотов написал с самого себя, он сидит близкий к умопомешательству. В 1837 году случился первый «художественный» успех Федотова. В рисунках Федотов достигает линейного и ритмического совершенства, продолжая работать над серией графических листов нравственно- критического содержания.
Женат он был на пленной турчанке, вывезенной им из Молдавии.
Свеча здесь не столько освещает, сколько подчеркивает ощущение обволакивающего сумрака – эквивалент пушкинского оксюморона «свеча темно горит». (1850 — 1851) и Игроки (1852).
Ничего не знаешь». Многому бы народ научил, -- писал художник в те годы, -- да цензура мешает. «Вдовушка» – первая живописная работа, где Федотов целенаправленно уходит от прежде присущей его живописным полотнам остроумной описательности, от изображения события в сторону того, что принято называть настроением, состоянием. Шелковые длинные чулки стоят в Английском магазине 40 руб. В глубокой задумчивости стоит она, облокотясь о комод.
Федотов поставил на карту свою судьбу и судьбу своих близких. Она внутренне сосредоточена и серьезна. И теперь, по прошествии сорока лет, я смотрю на эти рисунки с крайне тяжелым чувством. Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». Родоначальник критического реализма в русском изобразительном искусстве.
Художник оказался без средств к существованию, но он продолжал творить. Сестра осталась без мужа горького пропойцы в тяжёлом положении. По словам Дружинина он призывал тамошних пациентов превратить Петербург в древние Афины. Кто-то видел, как художник заказывал гроб. А между тем Федотов был первым из художников, кто сумел своими произведениями бытового жанра разрушить броню академической эстетики классицизма и проложить путь новому направлению в русском искусстве. Так продолжалось до тех пор, пока письмо известного баснописца И. А. Крылова, пораженного талантом молодого офицера, не открыло ему глаза.
А потом и вовсе окружающие начали замечать странности в его поведении. Картина переносит нас в захолустную провинцию, где стоит армейский полк. ассигнациями в месяц».
А тем, кто действительно хорошо помнит его хиты, для которых даже слово «хрестоматийные» недостаточно хрестоматийно, предлагается столь (не)любимая студентами-искусствоведами игра-угадайка: сможете ли вы узнать самые известные картины Федотова по их небольшим фрагментам. В роли слуги опять-таки изображен верный денщик Федотова, который один искренне оплакивал умершего. В этих картинах он выставляет человеческие слабости и саму человеческую сущность напоказ. Он был так доволен своим изображением, что подарил художнику бриллиантовый перстень.
Жизнь Федотова кончилась трагически. Юлия сама предложила русскому художнику себя в жены и получила отказ. Все отмечали, что его портреты обладают невероятным сходством с натурой.
Окрыленный своими успехами художник Федотов продолжил свое творчество. Но улучшения не наступило. Просыпался рано, закутывался от холода поверх халата в тулупчик и принимался рисовать. В качестве напоминания о главных живописных работах Федотова приведем цитату из воспоминаний Андрея Ивановича Сомова историка искусства, главного хранителя Эрмитажа (и отца знаменитого художника Константина Сомова), который, еще будучи студентом Санкт-Петербургского университета, в 1849 году посетил выставку в Академии художеств, на которой демонстрировались три первые живописные работы Федотова (за одну из них, «Сватовство майора», художник получил звание академика): «Публика бродила по выставке, довольно равнодушно останавливаясь лишь на минуту перед тем или другим произведением, пока не добиралась до предпоследней из зал, выходящих на третью линию Васильевского острова.
И увидеть «вживую» (а не в растиражированных репродукциях) акварели, рисунки, сепии, которые вытаскиваются из музейных хранилищ лишь по большим праздникам, – это редкая и счастливая возможность. ассигн. Благодаря К. Брюллову, а еще больше своим достоинствам, работы Федотова доставили ему от Академии звание кандидата в академики и позволение обратить в программу на академика уже начатую им картину Сватовство майора (1848)и денежное пособие для ее исполнения. Сюда же добавились заботы о родителях и переживания от несчастной любви.
Поздний период жизни и творчества Федотова (1850-52) отмечен чертами трагизма, обострённого тяжёлой психической болезнью. В ней художник отказывается от карикатурной манеры изображения, присутствующей в «Свежем кавалере». Один из разделов называется «Полковой художник». Наступил самый тяжелый период в жизни художника.
Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. В варианте «с зеленой комнатой» изменяется и пространство – оно обступает фигуру более тесно, а черты лица героини приобретают сходство с ангельским ликом.