Пасторальные мотивы возродились в музыкальном искусстве XX века (опера «Дафна» Р. Штрауса, балет «Дафнис и Хлоя» М. Равеля и другие). жанра указываетне на героику как тип образности, ана драматич. Приближалась к так наз. Основные черты инструментальной пасторали: плавное движение мелодии, зачастую параллельными терциями, ритм сицилианы, бурдон в сопровождении. Всех их объединяет мотив слияния человека с природой и идеализиров. Однако как самостоятельный жанр П. не выделяется.
Chapel Hill, 1965 Rosenmeyer T. G. поэт Р. Обризиус (ок. В XVII веке пасторальный роман во Франции сменяется романом героическим и реально-бытовым. Писатели-просветители особо акцентируют пасторальную тему «золотого века», трактуемого как социальная утопия.
мотивы присутствуют в эллинистическо-рим. Среди множества подражаний ему выделяются «Пастушеский венок» (1593) М. Дрейтона и «Британские пасторали» (1613-16) У. Брауна «Пасторали» (1706) А. Филипса и «Пасторали» (1709) А. Поупа приемы Спенсера пародийно переосмысляет Дж. Гей («Пастушеская неделя», 1714), автор и непасторальных «Городских эклог» (1720). Пастораль.
М., 2010. пасторальный роман – «Аркадия» («Старая Аркадия», около 1580 года «Новая Аркадия», 1590) Ф. Сидни. Пасторальный роман, восходящий к роману Лонга «Дафнис и Хлоя» II-III веков) и предвосхищённый прозиметрической (сочетающей стихи и прозу) пасторали «Амето» (создана в 1341-1342 годы) Боккаччо (автора также пасторальной поэмы «Фьезоланские нимфы», 1344-1346 годы), расцветает в творчестве Я. Саннадзаро («Аркадия», 1504 год). Авторами английской драматургической П. стали Дж. Пиль («Суд Париса», 1581), Дж. Лили («Галатея», 1584), Дж. Флетчер («Верная пастушка», 1609), А. Рамзей («Благородный пастух», 1725).
особый видпоэзии, где в качестве героев выступают пастухи и пастушки. Бах. Рамо, «Тифон и Аврора» Ж. Ж. де Мондонвиля (1753).
(среди участников– Р. Рапен, Б. Фонтенель, И. К. В живописи французского рококо пастораль трансформировалась в жанр «галантных празднеств» («f etes galantes»), представляющий изысканное общество на природе: картины А. Ватто, Ж. Б. предшественница П. – пастурель 12–13вв. пасторальный роман– «Аркадия» («Старая Аркадия», ок. Буря», «Пение пастухов. вид новой европейской литературы, связанный с буколическим миросозерцанием возник в литературе Раннего Возрождения («Амето», 1341, «Фьезоланские нимфы», 1345, Дж.
Встречаются они также в эллинистич. XVI—XVII вв. гравёра Дж. Свидетельство кризиса пасторали – полемика о перспективах развития жанра, развернувшаяся во 2-й половине XVII – 1-й половине XVIII веков (среди участников – Р. Рапен, Б. Фонтенель, И. К. Готшед).
Самой распространенной формой христианской Пасторали становится рождественская эклога. (опера Моцарта Король-пастух, 1775 балет Делиба Сильвия, 1876 и др. ). «пастух») поэзия античности, посвящённая изображению жизни пастухов.
действенность П. и на мифологич. Рубенса). Сюдаотносятся, напр. : а) пасторальная музыка – небольшая пьескапреимущественно в 6/8, 9/8 b) пастушеская веселая песня (pastorello)с) танец, похожий на musette или siciliano, но только в более медленномтемпе d) небольшая опера, пантомима или балет, где главнымидействующими лицами являются пастухи или пастушки наконец, е) симфония, в которой изображается сельская жизнь, природа, напр. Пастораль в век Просвещения.
Каччини, К. Монтеверди, К. В. Глюк). представление во Франции 17-18 вв. В Англии к христианской эклоге обращался Дж. Мильтон в Германии– Ф. Шпее (1591–1635), автор «Эклоги, в которой пастухи рано утром славят Господа», «Пастушеской песни оХристе и воскресении Христа» во Франции «Священные эклоги» создал Р. Рапен (1659). Именно под ее влиянием развивалась пастораль в европейском искусстве. (Mass. ), 1975 KleinJ.
произведения, в которых посредств. Трагическая окраска феокритовых буколик, ставшая «памятью жанра», отзовется в позднейших пасторалях почти обязательной включенностью в них мотивов смерти влюбленного пастуха или его возлюбленной, похорон, тяготением пасторали к смешению с погребальной элегией. О популярности пасторальной тематики свидетельствует организованное в 1644 в Нюрнберге поэтическое общество «Пегницкий пастушеский и цветочный орден» во главе с Г. Ф. Гарсдёрфером и И. Клаем. Сочетанием восточной экзотики с буколическим топосом отмечены «Персидские эклоги» (1742) У. Коллинза. Его герой пас-тух Амето («Амето или Комедия флорентийских нимф») преображается под влиянием любви к семи прекрасным нимфам.
Ее очень хорошознал Шекспир, заимствовавший оттуда имя Офелии. В широком смысле П. означает пастушескую поэзию всех времен и народов. Музыкальный компонент пасторали лежит еще в древних истоках. Гендель («Ацис и Галатея», 1732 год), В. А.
Древнейшимобразчиком П. считаются идиллии греческого поэта Феокрита, жившего в IIIв. Только классицизм кладет этому конец. Она включалась в кончерто гроссо, создавалась и как самостоятельное произведение. Пасторальный роман, восходящий, прежде всего, к роману Лонга «Дафнис и Хлоя» (2-3 века) и предвосхищенный прозометрической, т. е. Пастораль как жанр насчитывает двадцать три столетия существования (если считать основоположником жанра Феокрита), но называли ее по-разному — буколика идиллия, эклога. перев., т. 2-й. Происходит расширение тематич.
Мильтон в Германии – Ф. Шпее (1591-1635), автор «Эклоги, в которой пастухи рано утром славят Господа», «Пастушеской песни о Христе и воскресении Христа» во Франции «Священные эклоги» создал Р. Рапен (1659). Поворот к классицизму знаменует драматическая пастораль в стихах «Пасту-шеские сцены» французского поэта О. Ракана, восхваля-ющего уединение, простоту нравов и радостей селян. пасторальный роман представлен анонимными «Аменой и Амандом» (1632) и «Леориандром и Перелиной» (1642), а также «Адриатической Роземундой» Ф. фон Цезена (1645). «Сердца приобретаются искренностью», 1786) вопере «Пиковая дама» П. И. Чайковского.
Екатеринбург, 2007 ЯйленкоЕ. В. Camb. К. Д. Бальмонта, т. II, М., 1897 Корш В. и Кирпичников А., Всеобщая история литературы, т. III, СПБ, 1888 Эйхенгольц М., Предисловие к переводу «Аминты» Tacco, Москва, 1921 Овэтт А., Итальянская литература, перев. 1506–07, Галерея Академии, Венеция «Астролог» итал.
Создаются и целые циклы эклог, в основе которых — разные эпизоды из жизни Спасителя. Немецкий пасторальный роман представлен анонимными «Аменой и Амандом» (1632), «Леориандром и Перелиной» (1642) «Адриатической Роземундой» (1645) Ф. Цезена. Оперы-пасторали писали также Г. Ф. театре в кон. Театральное представление, написанное на идиллический сюжет. Пастораль эпохи Просвещения тяготеет к демифологизации, к отказу от аллегоризма, к большей естественности и безыскусности, сдвигается от «буколики» к «георгикам». Пасторальная драма принимает форму то трагедии («Жертва» — «Sacrificia» — Беккари (Beccari A., 1554), то комедии («Аретуза» — «Aretusa» — Лоллио (Lollio А., 1563), то пытается возродить античный жанр сатировой драмы («Эгле» — «Egle», 1545 — Джиральди (Giraldi G. ). Последняя и знаменитейшая ренессансная П. — «Аминта» (Aminta) Tacco (1573) — возвращается вспять, к традициям античной эклоги, порывая с тенденцией к усложнению сюжетной схемы П. Тассо сосредоточивает внимание на утонченном анализе чувств своих героев, воспроизводящих фигуры феррарских аристократов. до Р. Хр.
Во франц. От 1-й идиллии Феокрита, с ее песней о смерти мифического пастушеского божества Дафниса, подкрепленной «Плачем об Адонисе» Биона (2 век до н. э. ) и «Плачем о Бионе», приписывавшимся Мосху (2 век до н. э. ), но принадлежавшим скорее одному из учеников Биона, а также 5-й эклоги Вергилия идет традиция пасторальной элегииплача об умершем. 1580 «Новая Аркадия», 1590) Ф. Сидни. В музыкальном театре пастораль сохранилась до 18–19 вв. Лит. : Congleton J. E. Лонгу. История подтверждает его долголетие и указывает конкретную цифру – 23 века. Громадное распространение получает во Франции пасторальная драма (в первой трети XVII века).
pastorale, от лат. Именно пастораль в наибольшей степени соответствовала цельному и гармоничному ренессансному мироощущению, – и фактически разрушала театральное искусство, превращая спектакль в «живые картины». Отсюда — сближенность пасторали, которую античные риторики включали в «область серьезно-смехового» и сатиры, парадоксальная взаимодополнительность пасторального (иллюзионистского иносказательно-загадочного) и сатирического (разоблачительного, разрушающего иллюзии) «модусов» отношения к действительности, характерное и для пасторали и для сатиры условно-игровое, экспериментально-фантазийное конструирование художественной реальности. 18вв.
Пасторальные темы затрагиваются в этот период лишь драматическими произведениями. героев в качестве гл. Пастораль I. Пастораль или пастушеская поэзия – так наз. Основные жанровые формы пасторали – эклога, драма, роман, а также элегия и поэма. Ее истоками являются идиллии Феокрита и буколики Вергилия. Литератора.
Оперы-пасторали писали также Г. Ф. Гендель («Ацис и Галатея», 1732), В. А. Моцарт («Царь-пастух», 1775) и др. в 1341–42) Боккаччо (автора также пасторальной поэмы «Фьезоланские нимфы», 1344–46), расцветает в творчестве Я. Саннадзаро («Аркадия», 1504). М., 1982 год. Образцы франц. у сентименталистов и их предшественников. Фальшивое идиллическое изображение деревни и счастливой жизни на лоне природы занимает весьма большое место в творчестве писателей этого лагеря, начиная с Сумарокова (Майков, Богданович, Карамзин и др. ). Истоки жанра.
«Пасторальной» назвал Л. Бетховен свою 6-ю симфонию. Проблему решил С. Геснер: дальнейшей судьбой литературы, связанной с пасторальной топикой и её более распространённым обозначением становится идиллия. Позднее П. стали называть любое сценич. Симфонические П. представляют собой части циклического сочинения или целые циклы («Пасторальная симфония» Л. Бетховена). В литературе пасторальная топика (смотреть Топос) восходит к античной буколике непосредственная предшественница Пастораль – пастурель XII-XIII веков.
Томпсона, 1726-1730 «Сады» Ж. Делиля, 1782). Немецкая Пастораль получает распространение первоначально в виде зингшпилей и оперы («Дафна», 1627, М. Опица музыка Г. Шютца). Los Ang., 1969 PoggioliR.
Определение «героический» в назв. «Итальянская литература»). Аналогичные причины вызывают также расцвет П. в других странах.
В 1-й трети 16в. франц. Сентиментальный идеализм изящная меланхолия, пронизывающая их речи, резко противополагаясь грубой чувственности буржуазного Ренессанса, уже свидетельствует о совершающемся изменении стилевой системы П. Однако классическая простота, прозрачная ясность слога и непревзойденная гармония стиха Tacco все же заставляют рассматривать его «Аминту» еще в системе ренессансного стиля. Второй шедевр итальянской драматической П. «Верный пастух» — «Pastor fido», 1590 — Гварини (Guarini) уже вводит нас в круг явлений, типичных для драмы Барокко. Условность пасторального топоса достигает своей кульминации в литературе XVII века с её подчёркнуто противостоящими «грубой» реальности аристократически-утончёнными пастухами в камзолах и пастушками в кружевах.
(Я. Формы его проявления и варианты создавала каждая эпоха. Моцарт («Царь-пастух», 1775 год) и другие. Известность получают испанские эклоги X. дель Энсины (1469-1529) и Гарсиласо де ла Веги (1503-36) в Португалии эклоги пишет Луис де Камоэнс (1524-80) французская эклога 16 века представлена в творчестве К. Маро и поэтов «Плеяды» П. де Ронсара и Р. Белло в Италии барочный образец жанра дает Дж. Марино (1569-1625). Автор 114 латинских эклог на сюжеты Ветхого и Нового Завета – нидерландский поэт Р. Обризиус (около 1540 – около 1584/1594 годов). Тем не менее, пастораль сыграла существенную роль в истории и теории мирового театра. Особенно широкое распространение пастораль получила в художественной культуре Западной Европы XIV–XVIII вв.
1) пастушеские песни и рассказы, в которых воспеваются прелести простой счастливой пастушеской жизни, близкой к природе и чуждой малейших проявлений грубого материализма 2) Музыкально-драматическое произведение, действующими лицами в котор. Древнейшийпамятник пасторальной поэзии на Западе Европы – Амето, Боккаччио (1340) это нечто среднее между романом и драмой. Намёк на пасторальную интерпретацию Рождества содержится в написанной на латинском языке 11-й эклоге Боккаччо, однако первой полноценной разработкой темы и образцом для подражаний явилась латинская эклога «Рождение Христа» Ф. Патрици (1460). Пасторальные комедии-балеты создавал Мольер («Мелисерта», «Комическая пас-тораль»). Начало жанровой традиции пасторальной драмы связывают со «Сказанием об Орфее» (1480) А. Полициано, «Эгле» (1545) Дж. Чинтио, но, особенно, с «Жертвоприношением» (1554) А. де Беккари за ними последовали «Аминта» (1573) Т. Тассо и трагикомедия Дж. Гварини «Верный пастух» (1580-83).
Немецкий пасторальный роман представлен анонимными «Аменой и Амандом» (1632) и «Леориандром и Перелиной» (1642), а также «Адриатической Роземундой» Ф. фон Цезена (1645). Примером русской П. (помимо идиллий и эклог, см. ) может служить пастушеская повесть в трех песнях графа С. П. Салтыкова «Нина». Она появляется и расцветает в Италии в эпоху нарастания капиталистических отношений, к-рое явилось следствием грандиозного хозяйственного кризиса первой трети XVI века, обусловленного «революцией мирового рынка» (Маркс). содержание (уже для Феокрита значимо противопоставление природы и культуры ещё очевиднее тенденция к иносказательности у Вергилия, эклоги которого оказали решающее воздействие на формирование пасторального канона), становится одной из наиболее характерных примет П. Исполнена намёков и аллегорий П. эпохи Возрождения: «Этот род сочинения, – писал Ф. Петрарка, объясняя первую эклогу своих Буколических песен, – невозможно понять без разъяснений самого сочинителя» (Петрарка Ф. Эстетические фрагменты. В «Пастушьем календаре» английского поэта XVI в. Э. Спенсера пастухи и крестьяне ведут беседы и споры о различных нравственных проблемах. С. Сумароков, рукописные книжные песни).
языке 11-й эклоге Боккаччо, однако первой полноценной разработкой темы и образцом для подражаний явилась лат. звуков у слушателей вызываются такие же (приблизительно) представления и впечатления, как и поэтическими рассказами из пастушеского быта.
Пастораль прекрасно вписывается в современную жизнь. рельефах и настенной живописи Древнего Рима. Феокриту подражали греческиепоэты александрийской эпохи Бион и Мосх и римский поэт Виргилий, эклогикоторого проникнуты не только пасторальной, но и политическойтенденцией: главной их целью было прославление Августа. К I в. по Р. Хр, относится новелла греческого софиста и философа Дюна Хризостома. Известна также «Пасторальная симфония» Бетховена. Опера, пантомима, балет, показывающие идеализированные картины сельской жизни.
Когда в 1616г. Ю. Г. Круглов. Реакцией на барочную Пастораль, особенно итальянскую и французскую, явилось выступление Рапена, в предисловии к своим «Священным эклогам» призывавшего вернуться к подражанию античным образцам (прежде всего, Вергилию) и изображению пастухов Золотого века. сформировался жанр героич. В целом П. является жанром феодальной реакции, к-рый получает наиболее полное развитие в системе стиля Барокко (см. ), реализуя его основные художественно-идеологические принципы. Но хотя П. и является по существу идеологическим орудием феодальной аристократии эпохи разложения Ренессанса, однако в ней можно найти немало отзвуков отрицаемой ею ренессансной культуры. В 20 веке эту традицию продолжил М. Арнолд («Тирсис», 1867).
М. Фальконе) мануфактур. Слово «пасторальный» происходит от латинского Pastor — «пастух». вышла вторая часть романа, а в 1619 г. третья, слава автора шла всеcrescendo. Тем не менее, пастораль сыграла существенную роль в истории и теории мирового театра. Так, серию пасторальных картин представляет собой программа цикла из четырех оркестровых концертов «Времена года» А. Вивальди. П., близкий музыкальной трагедии, но меньших масштабов, в 3 актах (вместо обычных 5) с прологом («Муки и радости любви» Р. Камбера, «Ацис и Галатея» Ж. Б. Люлли и др. ). ПАСТОРАЛЬ.
Против неоклассициста Рапена, в рамках развернувшегося во Франции Спора о древних и новых, направляет свое «Рассуждение об эклоге» (1688) рационалист Б. Фонтенель. Пастораль по сути была построена не на театральных жанрах (комедии, трагедии), а скорее на «пастушеской» поэзии (как например, Буколик Вергилия). Die Schaferdichtung des russischen Klassizismus. сцены венецианских художников этого времени (Я. Бассано и Ф. Бассано Младший и др. ).
П. в 18в. : «Уловки Амура» А. К. Детуша (1726), «Диана и Эндимион» Ф. Колена де Бламона (1731), «Заис» (1748) и «Наис» (1749) Ж. Ф. Рамо, «Тифон и Аврора» Ж. Ж. де Мондонвиля (1753). Стилизация П. в 19в. – интермедия «Искренность пастушки» (эклога П. М. при всем разнообразии родовой принадлежности отдельных произведений этого жанра (существует П. эпическая, лирическая и драматическая) обладает устойчивой тематикой и идеологической направленностью. Среди авторов пасторальных опер К. В. Глюк, В. А. Моцарт, Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо. Итак, пастораль – это одновременно и родовая и видовая жанровая категория. (опера «Дафна» Р. Штрауса, балет «Дафнис и Хлоя» М. Равеля и др. ).
муз. 1540– ок. Карабанова, первоначальное название «Сердца приобретаются искренностью», 1786 год) в опере «Пиковая дама» П. И. Излюбленные сюжеты пасторальных опер– мифы о Дафне (итал. мадригале 16в., в ранней опере (с самых первых образцов). С. И. Соболевского, М., 1922 Bonafous N., etudes sur lAstree, P., 1846 Windscheid K., Die englische Hirtendichtung von 1579 bis 1625, Hdlb., 1895 Marsan J., La pastorale dramatique en France, P., 1905 Olschki L., Guarinis «Pastor Fido» in Deutschland, Lpz., 1908 Carrara E., La poesia pastorale, Milano, 1909 Toffanin G., La fine dell umanesimo, Torino, 1920 Cysarz H., Deutsche Barockdichtung, Lpz., 1924.
Отсюда же — своеобразный «языческий» колорит П., переполненной мифологич. Венецианская античность. Первые пасторали были созданы итальянски-ми поэтами эпохи Возрождения. Появляются эклоги и на ветхозаветные темы. Наоборот, пасторальная тенденция сквозит в каждой строчкеАркадии Саннацаро (1541).
Одним из первых к наследию древней буколической поэзии обращается Данте (1265-1321), затем — Ф. Петрарка (1304-74) и Дж. Боккаччо (1313-75), следовавшие в своих латинских эклогах Вергилию, но значительно углубившие иносказательность жанра., 1610—1625). сочетающей стихи и прозу, Пастораль «Амето» (1341—42) Боккаччо (автора и пасторальной поэмы «Фьезоланские нимфы», 1344-46), расцветает в творчестве Я. Саннадзаро, «Аркадия» (1504) которого вызывает ряд подражаний: «Диана» (1559) Х. де Монтемайора в Португалии, «Галатея» (1585) М. де Сервантеса и «Аркадия» (1598) Лопе де Веги — в Испании. Renaissance pastoral and its English developments.
Oxf., 1989 FreedmanL. перевод, т. I и II) Windisclield, Die Englische Hirtendichtung von 1579-1625 (Гейдельберг, 1895). Стилизация пасторали в XIX веке – интермедия «Искренность пастушки» (эклога П. М. М., Ганин В. Н. Поэтика пасторали: Эволюция английской пасторальной поэзии ХVI–XVIIвв. Пасторальным духом проникнуты и религ.
Однако предметом довольно оживленных литературных споров Пастораль становится со второй половины 17 века, когда намечается ее явный кризис как формы, полностью исчерпавшей свои возможности, условной и нежизнеспособной. С. 109). В Испании пасторальный роман создают Х. де Монтемайор («Диана», 1558–59), М. де Сервантес («Галатея», 1585) и Лопе Ф. де Вега Карпьо («Аркадия», 1598) во Франции– О. дЮрфе («Астрея», 1607–18) пародию на пасторальный роман пишет Ш. Сорель («Сумасбродный пастух», 1627–28). Пасторальные мотивы сильны, например, в романе Льва Толстого «Анна Каренина», где деревенская жизнь описана автором весьма дотошно и с нескрываемым любованием. Пастораль, восходящая в первую очередь к античной буколике, включает в себя идиллию, эклогу и пасторальный роман., «пастух») поэзия античности, посвящённая изображению жизни пастухов.
Полемика была продолжена в Англии, где сторонников находит как точка зрения Фонтенеля (Поуп, Гей), так и Рапена (Дж. Аддисон, Т. Тикелл). Пасторальные мотивы присутствуют в произведениях рококо. С другой стороны, пастухи Феокрита (тот же Титир) имеют своими прообразами и мифологических «сатиров», главное занятие которых — любовь, пение и игра на пастушеской свирели. II.
Самой распространённой формой христианской пасторали становится рождественская эклога. Исполнена намеков и аллегорий Пастораль эпохи Возрождения: «Этот род сочинения, — писал Петрарка, давая объяснение содержания первой эклоги своих «Буколик» (1346-57), — невозможно понять без разъяснений самого сочинителя» (Петрарка Ф. Эстетические фрагменты). Известна также «Пасторальная симфония» Бетховена. Пасторалью, также может называться симфонический эпизод в музыкально-сценическом произведении, рисующий картины природы (например, пастораль в музыке Ж. Бизе к Арлезианке А. Доде). Пасторальные мотивы возродились в муз. Только в этом последнем значении мы и рассматриваем здесь П. П. Изначально заложенная в буколике возможность выражения смысла, превышающего ее непосредственное тематическое содержание (уже для Феокрита, ученого александрийца, значимо противопоставление природы и культуры), после эклог Вергилия становится характерной приметой Пастораля. Neo-Latin literature and the pastoral.
В своих истоках (у Феокрита) пастораль — словесная имитация античного мима — «низовой» разновидности античной драмы, балаганной сценки-представления, включающей в себя демонстрацию зрительно-световых чудес, мнимых смертей и воскрешений, загадывание загадок, а также пародирование, розыгрыш, передразнивание. 17– 1-й пол. Как раз пастораль оказалась способной передать единое и гармоничное мироощущение периода Ренессанса, – и по сути уничтожила театральное искусство, представляя спектакль с «живыми картинами». образами и античными реминисценциями. Все отмеченные гуманистические элементы подчиняются однако реакционной социально-политической установке П. Преодоление гуманистических традиций осуществляется в П. эпохи Барокко, когда барочная П. вырождается в чисто придворный и салонный жанр. Родиной П. является Италия, где она вырастает на основе длительной и богатой традиции гуманистической эклоги (см. ). Буколические мотивы присутствуют в эллинистическо-римском искусстве: Витрувий указывал на устоявшийся обычай в определённом месте жилища изображать «рощи, cтада и пастухов». В голландской живописи оно ощутимо в итальянских пейзажах Н. Берхема, в картинах Я. А.
Пастораль (фр. Самый значительный англ. Радостные, благодарные чувства после грозы». В начале XX в. М. Равель использовав сюжет пасторального романа древнегреческого писателя Лонга, создал балет «Дафнис и Хлоя», оркестровые сюиты из которого часто звучат в симфонических концертах. Теоретическое осмысление Пасторали начинается с 16 века (Дж. Вида, «Поэтика», 1527 Ю. Ц. Скалигер, «Поэтика», 1561 предисловие и комментарии к изданному в 1579 «Пастушескому календарю» Спенсера, принадлежащие критику, скрывшемуся под инициалами Е. К. ).
Намёк на пасторальную интерпретацию Рождества содержится в написанной на лат. Большую дань пасторали отдал также Опиц. Расцвет П. во всех странах Европы завершается в XVII в. В XVIII в. находим только эпигонов этого жанра среди аристократических поэтов Рококо (см. ) использующих пасторальную тематику для отмежевания от идей и установок буржуазно-просветительной литературы. Пасторальному же роману наносит смертельный удар буржуазный реалист Сорель (Sorel) в своем «Экстравагантном пастушке» (Le berger extravagant, 1627—1628), к-рый явился для П. тем же, чем «Дон-Кихот» был для рыцарского романа. Наибольшим распространением в XVII в. пользуется П. в экономически отсталой, политически раздробленной, феодализированной Германии. Патера, Н. Ланкре, Ф. Буше, Ж. О. В большой степени под влиянием «Дианы» пишет во Франции свою «Астрею» дЮрфе.
Наиболее ранние опыты пасторальной эклоги в Англии принадлежат А. Барклаю (1476-1552), однако самым удачным произведением стал включивший в себя 12 эклог «Пастушеский календарь» (1579) Э. Спенсера. содержание (уже для Феокрита значимо противопоставление природы и культуры ещё очевиднее тенденция к иносказательности у Вергилия, эклоги которого оказали решающее воздействие на формирование пасторального канона), становится одной из наиболее характерных примет пасторали. Простоте фабулы «Аминты» противостоит запутанная интрига «Верного пастуха», который является уже почти настоящей барочной трагикомедией, сочетающей приемы трагедии и комедии, развертывающей действие по двум параллельным сюжетным линиям, вносящей в словесную ткань элементы орнаментации, расточительной образности, гипертрофии эффектов. Пастораль фактически ведет свое начало не от истинно театральных жанров – комедии и трагедии, но от «пастушеской» поэзии (в частности, от Буколик Вергилия). Характерные жанры пасторальной поэзии этого столетия — «поэма о сельской усадьбе» (в Англии), описательная поэма («Виндзорский лес» А. Попа, 1614 «Времена года» Дж.
образ этой мирной, приятной природы. От «Верного пастуха» протягивается цепь к основному жанру раннего Барокко — пасторально-мифологической опере, создаваемой Ринуччини (Rinuccini («Дафна» — «La Dafne» — 1594 изд. Рядом с ними расцветает лирико-эпическая пасторальная поэма («Ninfa Tiberina» Мольцы), стансы Тансилло (1574) и идиллический сонет (Толомеи и др. ).
Баккера и К. Кастелейнса. Множество пасторальных сюжетов вошло в старинные оперы. Для композиторов пасторальные темы послужили поводом к созданию, особенно в программной инструментальной музыке, многих до сих пор глубоко впечатляющих образов природы, сельской жизни, народного юмора и праздничного веселья. и англ. Таково содержание небольшого эпизода — пасторали «Искренность пастушки» из третьей картины оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама». Название «пастораль» происходит от латинского слова «пасторалис» — «пастушеский». Theories of pastoral poetry in England, 1648–1798.
Они отвергали рационализм, правила, упорядоченность, которые были характерны неоклассическому стилю. Автор 114 лат.
Пастораль в музыке европейской традиции: к теории и истории жанра. Пасторальные оперы писали К. В. Глюк, В. А. Моцарт, Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо. Буколическая (от греч. Самый значительный англ.
М., 1887) Тикнор, История испанской литературы (рус. Н. И. Стороженко, т. II, М., 1886 Гаспари А., История итальянской литературы, перев. Тенирса Младшего и П. П. В XVIII веке упадок жанра продолжается единственными значимыми произведениями являются идиллии «Цюрихского Феокрита» Гесснера и некоторые стихотворения Андре Шенье.
Кендлер) и Севрской (Э. Намек на пасторальную интерпретацию Рождества содержится в написанной на латинском языке 11-й эклоге Боккаччо, однако первой полноценной разработкой темы и образцом для подражаний явилась латинская эклога Ф. Патрици «Рождение Христа» (1460). В музыке пасторальная тематика культивировалась в итальянской и английской мадригале XVI века, в ранней опере (с самых первых образцов). В инструментальной музыке пасторальность проявилась в цикле концертов «Времена года» А. Вивальди и другие. Савольдо и других), пасторальный характер приобретают сцены с нимфами, фавнами и сатирами, мифологические и литературные сюжеты (анонимные гравюры к «Гипнеротомахии Полифила», 1499 год), жанровые сцены («Гроза» Джорджоне, около 1506-1507 годов, Галерея Академии, Венеция «Астролог» итал. Довольно широко была распространена в XVIII в. переводная П. (переводы Мерзлякова, Воейкова и др. ). В литературе пасторальная топика (см.
Жанр возрожденческого пасторального романа создал Боккаччо. В П. балетного характера использовались танцы и пантомима. образами пастухов (картины Я. Пальмы Старшего, Дж. Савольдо и др. ), пасторальный характер приобретают сцены с нимфами, фавнами и сатирами, мифологич. сюжеты (анонимные гравюры к «Гипнеротомахии Полифила», 1499), жанровые сцены («Гроза» Джорджоне, ок. Пастораль (pastorale франц.
анализу. Пастораль для Фонтенеля — приятная фантазия, удовлетворяющая человеческому стремлению к счастью, спокойной любви и праздности. В Испании пасторальный роман создают Х. де Монтемайор («Диана», 1558-1559 годы), М. де Сервантес («Галатея», 1585 год) и Лопе Ф. де Вега Карпьо («Аркадия», 1598 год) во Франции – О. дЮрфе («Астрея», 1607-1618 годы) пародию на пасторальный роман пишет Ш. Сорель («Сумасбродный пастух», 1627-1628 годы). Определение «героический» в названии жанра указывает не на героику как тип образности, а на драматическую действенность пасторали и на мифологических героев в качестве главных персонажей. Наиболее устойчивы традиции П. в английских «масках» (см. ). Во Франции пастораль культивируется также в кругах высшей феодальной аристократии, настроенной оппозиционно к крепнущему абсолютизму (роман Оноре дЮрфе «Астрея» (DUrfe H., LAstree.
В Германии религиозные «Эклога о кровавом поте Христа», «Эклога, в которой пастухи рано утром славят Господа», «Пастушеская песнь о Христе и воскресение Христа» принадлежат перу Ф. Шпее (1591-1635) во Франции «Священные эклоги» (1659) создает Р. Рапен. По мере роста капиталистических отношений, диференциации дворянской литературы и перестройки консервативных дворянских писателей пастораль постепенно сходит на-нет. Библиография: Кирпичников А. И., Греческие романы в новой литературе, Харьков, 1876 Тикнор, История испанской литературы, перев. Условность пасторального топоса достигает своей кульминации в лит-ре 17в. В Италии влияние Аркадии особенно заметно в двух драматических пасторалях: «LAminta», Торквато Тассо (1583г. ) и «Pastor Fido», Гварини (1590г. ) в Испании «Аркадия» послужила образцом самому популярному пасторальному роману— «Диане» Хорхе де Монтемайора. N. Y., 1989 Соколов М. Н. Бытовые образы в западноевропейской живописи XV–XVIIвв. В Италии влияние Аркадииособенно заметно в двух драматических пасторалях: Aminta, ТоркватоТассо (1583 г. ) и Pastor Fido, Гварини (1590 г. ) в Испании Аркадияпослужила образцом самому популярному пастушескому роману – ДианеМонтемайора.
В музыке пасторальная тематика культивировалась в итал. Встречаются они также в эллинистических рельефах и настенной живописи Древнего Рима. поэзии пасторали писали Феофан Прокопович, А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков. иск-ве: Витрувий указывал на устоявшийся обычай в определённом месте жилища изображать «рощи, cтада и пастухов».
в 1600) и в начале XVII в. вытесняющей все прочие «серьезные» драматические жанры. За пределами Италии П. впервые утверждается в Испании, где находит питательную почву в придворно-аристократическом обществе этой застойно-феодальной монархии («Диана» — «Diana», 1558 — Монтемайора (Montemayor), см. ). Меньшее распространение получает П. в экономически передовой, быстро капитализирующейся Англии («Аркадия» Сиднея, 1580). Англ. Таков цикл из 12 эклог — «Священные эклоги» (1485) А. Джерардини. 17в. В опере П. И. Чайковского Пиковая дама (1890) интермедия Искренность пастушки представляет собой стилизацию П. 18 в. и включает вокальные и танц.
Пастораль — (лат. Однако, роль пасторали в теории и истории театра была огромна. шестая (пасторальная) симфония Бетховена. pastoralis, фр. репертуара П. : наряду с традиц. Fontenelle, Discours sur la nature de l39Eglogue (П., l688) Villemain, Tableau de la Littеrature аu XVIII SiecleSaint-Mare Girardin, Cours de la Litterature Dramatique (LeconXLII-LIV) Rohde, Der Griechische Roman (Лпц., 1876) Кирпичников, Греческий роман в новой литературе (Харьков.
Пасторали немецкого поэта-классициста М. Опица («Стихи похвальные поселянскому житию», «Пастораль о нимфе Герцинии») воспевали не только сельское уединение, но и труд как источник жизни и ее благополучия. М., 1998 Зыкова Е. П. Пастораль в английской литературе ХVIIIв. Традиционно «Сельский концерт» приписывается Джорджоне, но в настоящее время считается, что это работа Тициана в юности.
М., 1999 Саськова Т. В. Пастораль в русской поэзии ХVIIIв. Gainesville, 1952 Grant W. L. Самой распространённой формой христианской П. становится рождественская эклога. сеё подчёркнуто противостоящими «грубой» реальности аристократически-утончёнными пастухами в камзолах и пастушками в кружевах. эпизоды. В Англии рождественские эклоги пишут Дж. Милтон и А. Поуп. Существенное место пасторальные мотивы занимают в английской придворной пьесе-маске и в драматургии У. Шекспира («Два веронца», «Бесплодные усилия любви», обе 1594 «Как вам это понравится», 1599).
Пасторали получили большое распространение в придворном театре XVII–XVIII вв. эклог на сюжеты Ветхого и Нового Завета– нидерл. Топос) восходит к античной буколике непосредств. В европейской художественной культуре он существует на протяжении многих столетий.
манерами и чувствами, воспевалась счастливая любовь. Wiesbaden, 1988 ChaudhuriS. Буколич. Пасторальный роман, восходящий к роману Лонга «Дафнис и Хлоя» (2–3вв. ) и предвосхищённый прозиметрической (сочетающей стихи и прозу) П. «Амето» (созд.
Сначала он оформился в особый жанр поэзии. Излюбленные сюжеты пасторальных опер – мифы о Дафне (итальянские композиторы Я. Пери, М. да Гальяно и другие), об Орфее и Эвридике (Пери, Дж.
Участниками П. были не только артисты, но и придворные, король. Под влиянием Аркадии и Дианы с одной стороны ирыцарских романов Артурова цикла с другой написал свою Аркадию (1580)Сидней. Карабанова, первоначальное назв. гравёра Дж. Кампаньолы, 1509 «Сельский концерт» Джорджоне или Тициана, Лувр, Париж) и аллегории.
В рус. М., 1999 Пастораль в системе культуры: Метаморфозы жанра вдиалоге со временем/ Отв. Бассано и Ф. Бассано Младший и другие). Фрескобальди, И. С. Исполнена намёков и аллегорий пастораль эпохи Возрождения: «Этот род сочинения, – писал Ф. Петрарка, объясняя первую эклогу своих "Буколических песен", – невозможно понять без разъяснений самого сочинителя» (Петрарка Ф. Эстетические фрагменты.
персонажей. Основными жанровыми формами Пастораля являются пасторальные эклога, элегия, драма, роман. являются предшественниками классической оперы (например, французское «представление с песнями» Сказание о Робэне и Марион). Первые пасторали, возникшие в 14–15 вв. The classical pastoral in the visual arts.
Так поет пастушка Прилепа, поджидая своего возлюбленного — Миловзора. С выходом в свет в 1756 «Идиллий» швейцарского поэта С. Геснера, принесших ему европейскую популярность, новой судьбой жанра, связанного с пасторальной топикой и его более распространенным обозначением становится идиллия. Это были танцы сатиров и нимф, песни пастухов игры на пастушеских инструментах (свирели и прочих). От античной буколики, в том числе идиллий Феокрита, П. восприняла противопоставление развращённому городу нравственно чистой деревни интерес к природе, миру чувств и быту простых людей, однако в ней усилился (особенно в 17 в. ) свойственный ещё античной буколике условный элемент, подчёркнутая стилизация простоты и безыскусственности. Пародию на пасторальный роман создает Ш. Сорель («Сумасбродный пастух», 1627-28). Самый значительный английский пасторальный роман — «Аркадия» («Старая Аркадия», 1580 «Новая Аркадия», 1590) Ф. Сидни ему подражали Р. Грин («Менафон», 1589) и Т. Лодж («Розалинда», 1590). Идиллии Феокрита, персонажами которых являются спорящие и состязающиеся друг с другом в пении пастухи (собственно «буколики»), также связаны с сицилийской традицией воспевания «страстей» пастуха Дафниса.
В 18 веке Пастораль пишут поэты-анакреотики И. В. Л. Глейм, И. П. Уц, И. Н. Гётц, К. и Я. Шмидты. Описание этихразвлечений и составляет содержание и главный интерес романа. Под влиянием «Аркадии» и «Дианы» с одной стороны и рыцарских романов Артурова цикла с другой написал свою «Аркадию» (1590) Филип Сидни. По этому случаю весело поют и танцуют все окрестные пастушки и пастушки.
Б. Гварини, 1591), культивировалась как придворно- аристократич. Реальность и символика. The green cabinet: Theocritus and the European pastoral lyrik. Боккаччо), расцвёл в 1617 вв. Пасторальными называют пейзажи, романы, пьесы и другие произведения искусства, воспевающие спокойный, размеренный и красочный сельский быт, то есть «жизнь глазами пастуха». Готшед).
Их исполнение сопровождалось музыкой, пением, сценическими эффектами. В узком смысле под П. понимается определенная конкретно-историческая разновидность пастушеской поэзии (XVI—XVII вв. ). Дань жанру отдали в Италии — Б. Кастильоне (1478-1529) во Франции — К. Маро (1496-1544) в Англии 16-19 веков — Спенсер, Милтон, Поуп, Филипс, Гей, П. Б. Шелли. The oaten flute: Essays on pastoral poetry and the pastoral ideal.
Перу Опица принадлежит и прозометрическая «Пастораль о нимфе Герцинии» (1630). Кампаньолы, 1509 год «Сельский концерт» Джорджоне или Тициана, Лувр, Париж) и аллегории. Утопия. композиторы Я. Пери, М. да Гальяно и др. ), об Орфее и Эвридике (Пери, Дж. Каччини, К. Монтеверди, К. В. Глюк).
произведение на тему сельской идиллии (балет Сильвия, 1876). Образцы французской пасторали в XVIII веке: «Уловки Амура» А. К. Детуша (1726), «Диана и Эндимион» Ф. Колена де Бламона (1731), «Заис» (1748) и «Наис» (1749) Ж. Ф. под влиянием лит-ры в венецианском иск-ве возрождается интерес к пасторальной тематике. Опера-балет). В ней изображалась сельская жизнь галантных пастухов и пастушек, наделенных манерами, чувствами и лексикой аристократии. Пастораль фактически ведет свое начало не от истинно театральных жанров – комедии и трагедии, но от «пастушеской» поэзии (в частности, от Буколик Вергилия). обр. эклога «Рождение Христа» Ф. Патрици (1460).
Карл I, перед казнью, почти невыпускал из рук книги Сиднея и любил читать своим приближеннымпоэтическую молитву заключенной в темницу Памелы, несчастья которойнапоминали ему его собственные. В Англии к христианской эклоге обращался Дж. ред. Именно пастораль в наибольшей степени соответствовала цельному и гармоничному ренессансному мироощущению, – и фактически разрушала театральное искусство, превращая спектакль в «живые картины».
драматической П. и комическая опера XVIII в., зачастую обращавшаяся к пасторальным мотивам («Деревенский праздник» В. Майкова, «Анюта» Попова, «Мельник» Аблесимова и др. ). Н. Стороженко. В дальнейшем пасторальные мотивы объединяются с темой золотого века, элегическими мотивами утраченного рая, молодости, любви, жизни, сближающими пастораль с ванитас (картины «Et in Arcadia ego» Гверчино (1622 год, Национальная галерея старого искусства, Рим) и Н. Пуссена (1637-1638, Лувр). пасторальная эклога представлена «Пастушеским календарём» Э. Спенсера (1579), «Пасторалями» А. Филипса (1706), А. Поупа (1709) и другие. Под влиянием «Аркадии» и «Дианы» с одной стороны и рыцарских романов Артурова цикла с другой написал свою «Аркадию» (1590) Филип Сидни.
Маринизм, Гонгоризм, Прециозная литература), с ее подчеркнуто противостоящими «грубой» реальности аристократически-утонченными пастухами и пастушками в камзолах и кружевах. М., 1999 Коробова А. Г. 1876) Dunlop, Historyof prose Fiction (новое изд.
(Помона Камбера, 1671, Празднества Амура и Бахуса Люлли, 1672). С. 109). Столетие спустя в Италии создает свои эклоги Джованни Баттиста Спаньоли Мантуанский (1447-1516). Вильсона, Л., 1888) Гаспари, Историяитальянской литературы (рус.
Распространившийся в Европе 18 веке стиль рококо игривый, балансирующий на грани наивности и фривольности, с фарфоровыми пастушками в великосветских салонах, пейзажными парками с пастушескими хижинами и фермами (как устроенный в 1780-90-е Марией Фёдоровной в Павловске), культивирующий проникнутые анакреонтическим эстетизированным гедонизмом и изяществом малые поэтические формы — с нимфами, музами, грациями, Вакхом и Купидоном, — апофеоз Пастораля, но и последняя страница ее истории: Пастораль превращается в совершенно условную форму литературной игры. У Феокрита «страсти» Дафниса трактуются в сентиментально-бытовом плане — как любовные страдания сменивших Дафниса пастухов. Абсолютно условно также использование тематики П. молодым Гёте («Капризы влюбленного» — «Die Launen des Verliebten» — 1768). Во Франции пасторальную драму, основанную на сюжете романа О. дЮрфе «Астрея» (1607-18), пишет О. Ракан («Пастушеские сцены», 1625). иск-ве 20в. В опере «Пиковая дама» П. И. Чайковский воссоздал П. «Искренность пастушки».
Чайковского. Появление пасторали связано либо с мечтой автора о мирной и спокойной жизни («Пастораль о нимфе Герцинии» создана М. Опицом в разгар Тридцатилетней войны, в 1630г. ), либо с фрондерскими взглядами писателя (в романе О. д Юрфе «Астрея» (1607–27) действительности противопоставлен идеальный галантный мир). Создателем итальянской П. в собственном смысле был неаполитанец Саннадзаро (см. ), автор знаменитого романа «Аркадия» (1504), канонизировавший итальянскую П. во всех ее идейно-тематических компонентах. Громадный успех «Аркадии» породил в Италии целую литературу эклог, писавшихся терцинами в форме диалога (Ариосто, Триссино, Аламанни и др. ). Пьесы с названием «Пастораль» для клавесина, органа, скрипки создавали Д. Скарлатти, Ф. Куперен, Дж.
М., 1982. Мой миленький дружок, Любезный пастушок. (лат. Одним из первых к наследию античной буколики обратился Данте, затем – Ф. Петрарка и Дж. Во французском музыкальном театре в конце XVII века сформировался жанр героической пасторали, близкий музыкальной трагедии, но меньших масштабов, в 3 актах (вместо обычных 5) с прологом («Муки и радости любви» Р. Камбера, «Ацис и Галатея» Ж. Б. Люлли и другие).
К концепции Фонтенеля возвращается в 1746 И. А. Шлегель («О естественном в пасторалях»), но он уже вынужден признать, помимо собственно Пасторали, еще и «сельскую поэзию». — Термин «пастораль» (от латинского pastoralis — «пастушеский») употребляется в широком и узком смысле. 1584/94). Под непосредственным влиянием пасторальных романов возникают среди немецкой знати сообщества типа «Академии истинных любовников» (1624) и «Пегницких пастухов» или «Цветного ордена» (1644). Нем.
и лит. Инструментальные П. писали А. Вивальди, Д. Скарлатти, Ф. Куперен, И. С. Бах и др. Эти нереальные нимфы существуют только в воображении двух мужчин, которых они вдохновляют.