Сезанн был прав, говоря: Он писал так, как мы смотрим на мир, столь же естественно. И Веронезе — ох уж этот хитрый веронец. Вспыхнувший ночью 20 декабря 1577 года, он уничтожил не только несколько второстепенных дворцовых покоев, но и Зал Большого совета вместе с Залом Скрутино (голосования). В. создал большое число алтарных образов, разнообразных по замыслу и композиционным решениям («Мадонна с младенцем и святыми», около 1562, «Обручение св.
В 1580-х гг. А сегодня ему самому совсем не до веселья. Лоджия превращает сцену трапезы Христа с учениками в некий «величественный театр» (как назвал одну из Трапез Веронезе венецианский историк XVII века Ридольфи), придавая ей облик праздничной многолюдной сцены, хотя за столом сидят всего двенадцать апостолов впечатление многолюдья создают суетящиеся за их спинами слуги. Паоло Веронезе входит в избранный круг «великих» художников Венеции и получает заслуженное признание, когда ему ещё нет и тридцати лет. Что ж, отделался он довольно легко, но что означало «исправить». Украшению этой церкви Паоло отдал (с перерывами) более двух десятилетий жизни. Рафинированный, богатый тончайшими переливами красок колорит становится менее звучным. Это наиболее содержательные из его полотен.
Абсолютно гениальной вышла перспектива фрагмента Триумф Мардохея. Жарким июльским полднем 1573 года Паоло Кальяри в задумчивости брел через площадь Сан-Марко. Главным средством выражения у венецианских художников был цвет. Перебравшись в Венецию, писал для тамошних базилик картины на библейские сюжеты, украшал палаццо и виллы, выполнял портреты.
Она храниться в Музее Кастельвеккио в Вероне. Вполне естественно, что в такой атмосфере Венеция становится городом, где находят плодоносную почву и благожелательный прием предъявляемые к искусству требования более строгих и чинных изобразительных решений и точного следования текстам Священного Писания: тем самым требованиям, что были сформулированы Вселенским Собором в Тренто (Тридентским Собором) еще в декабре 1563 года.
По всей видимости, полотна, предназначенные для этого зала, были закончены в 1554 году. Плафоны прославили Паоло Веронезе. появляются холодная парадность и внешняя патетика в них проскальзывают вместе с тем настроения смутной тревоги, скорби и меланхолии («Похищение Европы», 1580, Дворец дожей, Венеция «Агарь и Исмаил в пустыне», 1580-е гг., Художественно-исторический музей, Вена «Оплакивание Христа», начало 1580-х гг., Эрмитаж, Ленинград).
В левой изображена традиционная группа – мадонна с младенцем в окружении святых. Воскрешение Христа 1570-еБитва при Лепанто 1572Лукреция 1580-еВенера и Адонис 1582Распятие 1582 Немногочисленным интимным портретам Веронезе свойственна мягкая иногда с оттенком жанровости лиричность (Граф де Порто с сыном Адриано, 1554-15, собрание Контини-Бонакосси, Флоренция). Главным средством выражения у венецианских художников был цвет. Если говорить о палитре Веронезе, то жизнеутверждающий колорит – это то, что выделяет художника на фоне уравновешенного Тициана или Тинторетто, который уходит в коричневый или бежевато-желтый (тут показательны «Крещение Христа» и алтарная «Тайная вечеря», на которой, в отличие от этого сюжета у Леонардо да Винчи, апостолы сидят по обе стороны стола).
В XVII веке венецианская живописная школа стала в Италии одной из второстепенных. Декорация плафона следующего зала, Зала делла Буссола, была поручена ему одному. Саломея с волосами рыжеватого оттенка (который теперь так и называют – «тициановский цвет») – это, пожалуй, один из наиболее узнаваемых признаков не только этого художника, но и эпохи Возрождения в целом. Произведения В. конца 1540 – начала 1550-х гг. Венеция этого времени уже была богатым городом, культурным центром Италии.
Хотя Венеция сдалась французам без единого выстрела, Бонапарт посчитал себя вправе вывезти из города множество шедевров. «В Венеции действительно искусство Возрождения начинается позднее. СПб, Эрмитаж). Да, вместо таинства у Веронезе получился пир, подобных которому он написал уже несколько. Однако тот не пропал и достаточно быстро выбился в ряды первых живописцев.
Возглавлял «комиссию» несравненный Тициан и единодушным голосованием медаль присудили Веронезе. К нему благосклонно отнесся Тициан, выгодно отличая его от Тинторетто.
Корпус был изготовлен 1558 году и спустя два года украшен различными живописными панелями. Сам факт создания столь обширного живописного декора церковного здания необычен для Венеции, где церковные интерьеры обычно украшали немногочисленные алтарные картины. К примеру, в Положении во гроб грубоватые фигуры с рельефно выделенной мускулатурой соотносятся с образами мантуанских фресок, тогда как элегантная игра складок одеяний, сверкание красок и полные выразительного изящества детали вызывают в памяти изысканные образы Корреджо и Пармиджанино (особо тонко изображена едва намеченная кончиком кисти женская голова в ракурсе слева от Мадонны).
Напротив, последний выполненный им большой цикл плафонов в зале Колледжо Дворца Дожей (1575) очень эффектен и праздничен, но в нем есть не свойственная более ранним работам Веронезе монументальная холодность и иллюстративность. Художник отдавал предпочтение тем портретам, которые имел возможность творить свободно, с большей долей непосредственности, в частности, картинам с изображением пиршеств и групповым портретам.
Как у прирожденного декоратора, живопись у Веронезе строилась на колорите. Световые блики сообщают необходимую легкость фигурам, трактованным с подчеркнутой пластичностью и создают иллюзию глубины, – качество, полностью отсутствующее в соседствующих с работами Веронезе произведениях двух других художников. Центральное место в цикле занимает «Мадонна семьи Куччина» (ок. Этот заказ был выполнен к 1560 г. 1560-е гг.
Тем не менее исправления, внесенные художником, как о том свидетельствуют результаты исследований, осуществленных в процессе реставрации огромной картины в 1980-1982 годах, были весьма незначительными. Венеция этого времени уже была богатым городом, культурным центром Италии. Реальная стена монастырской трапезной исчезает, уступая место колоссальной трехарочной мраморной лоджии, написанной столь иллюзорно, что кажется реальной, тем более что колоссальные коринфские колонны из светлого идеально отполированного мрамора поддерживают настоящий карниз. Бельэтаж виллы, где развертываются фресковые росписи Веронезе, в плане образует двойную латинскую букву Т. Центральную ось составляет широкий салон-вестибюль, проходящий через все здание (так называемое портего, типичное для венецианской жилой архитектуры). Тогда трон может являться аллегорией прочности и незыблемости города-государства, находящегося под защитой своих правителей. Исчезает обилие фигур, настроение становится сдержанно грустным. Но к этому же времени относится самая пышная декоративная композиция мастера — Триумф Венеции, плафон зала Большого Совета Дворца дожей (1580-1585).
Тогда же Паоло представил монахам проект корпуса для церковного органа. Среди учеников В. – его брат Бенедетто, сыновья Карло и Габриеле. В своих изображениях евангельских сцен с участвующим на них Христом (Брак в Кане Галилейской, Христос у Симона Фарисея Христос у Симона Брак в Кане Галилейской и Христос в Еммаусе) Калиари своеобразно соединил библейское с современным: в помещениях, украшенных в венецианском вкусе XVI века, с архитектурными задними планами в стиле Возрождения, пируют, в венецианских же костюмах, современники художника. Ему поручили три главных сюжета.
Прозвище «Веронезе» («веронец») художник Паоло Кальяри получил в Венеции, куда в 1551 году переселился из Вероны, входившей в состав Венецианской республики. В трактовке этих сцен Паоло подчеркивает драматическое напряжение, глубокое эмоциональное сопереживание изображаемым событиям, качества, абсолютно новые по сравнению с аналогичными композициями предшествующего времени. Драматическая фабула мифа рассказана Веронезе спокойно и неторопливо особой красотой отличаются изящные фигуры персонажей и колорит, построенный на сочетании живых и ярких тонов.
Затем взял кисть, обмакнул ее в краску и вывел на карнизах и цоколях балюстрады на латыни: на левой — «И сделал для Него Левий большое угощение», на правой — ссылку на соответствующее место в Евангелии от Луки. Эти заказы принесли ему известность. Роль созданной Веронезе картины с названиями «Тайная Вечеря» или «Пир в доме Левия» весьма значима – она завершает цикл. Он как бы располагается в самом нижнем ярусе среди всех персонажей.
Значит, он родился в 1528 году и, возможно, не в Вероне. Уже с 1555г. Драматическая встреча великого полководца с молящей о пощаде семьей побежденного им персидского царя превращается в полотне Веронезе в «величественный театр» с великолепными архитектурными декорациями, сиянием воинских доспехов, облеченными в парчу и мантии из горностая актерами. Художник не ограничивался копированием, а вносил собственное видение, часто «исправляя и украшая» то, что рисовал.
С названиями «Семейство Дария перед Александром Македонским» или «Цикл семьи Куччина» тоже обязательно стоит ознакомиться каждому ценителю итальянского искусства.
На этой стадии стиль Паоло обнаруживает явную зависимость от утонченных произведений маньеристов Эмилии и фресковых росписей Джулио Романо в палаццо Дель Те в Мантуе. В 1557 г. Веронезе побеждает в конкурсе на проект оформления библиотеки Сан Марко. Важнейшими среди сохранившихся фрагментов являются фигуры изображающие Время и Славу, а также Справедливость (ныне собор в Кастельфранко) и фрагмент с фигурой Истории в помещении Патриаршей семинарии в Венеции, подписной и датированный 1551 годом.
Разве мог живущий в Светлейшей Веронезе не любить праздник. В зале Большого совета случился страшный пожар и огонь уничтожил украшавшие его картины, в том числе кисти Веронезе.
В настоящее время эти произведения разошлись по разным собраниям, обосновавшись в коллекции Фрик в Нью-Йорке (Благоразумие и Сила и Геркулес на распутье), Музее Метрополитен (Венера и Марс, связанные Амуром) и Музее Фитцуильям в Кембридже (Меркурий в спальне Герсы превращает в камень Аглавру). Самое известное из них, безусловно «Брак в Кане» («Le nozze di Cana»), выполненное художником для архитектурного комплекса Сан-Джорджо Маджоре в 1562-1563 годах. В ноябре 1555 года Паоло с помощью брата Бенедетто и еще одного художника (возможно, Антонио Фазоло) выполнил холсты для плафона ризницы.
Поэт искренне полюбил Серениссиму или Светлейшую, как величали свою родину жители, не раз признаваясь, что хотел бы и после смерти не разлучаться с нею и стать хоть «ковшом, которым вычерпывают воду из гондолы». Но сегодня он, казалось, не замечал ничего вокруг. Постороннее влияние проглядывает в ранних работах Паоло, которые он выполнял совместно с другом детства Зелотти по заказу Санмичели, военного архитектора Венецианской республики, также выходца из Вероны, любившего обоих друзей, по свидетельству современника, как собственных детей.
Последние годы творчества В. отмечены признаками кризиса ренессансного мировоззрения. Многолюдность его работ шла от полноты венецианской жизни. Например, архитектурное оформление интерьера завершает архитектурный мотив иллюзорно воспроизведенный на стене или пейзаж, написанный в пролете между двумя реальными колоннами, словно раздвигает пространство комнаты и выводит зрителя в парк, окружающий здание иногда взгляд останавливают живо написанные фигуры обитателей виллы, как бы неожиданно входящих в зал через мнимые двери» (О. М.
Милан, галерея Брера), Пир в доме Левия (1673. Не всем, однако, была по нраву венецианская вольница. Среди них блистательное Обручение Святой Екатерины из частной коллекции в Нью-Йорке, написанное, судя по двум расположенным рядом гербам в верхней левой части, по случаю состоявшегося в Вероне в 1547 году бракосочетания Анны делла Торре и Джамбаттисты Пиндемонте алтарный образ Пала Бевилъаква-Ладзизе, созданный в 1548 году для капеллы этой семьи в церкви Сан Фермо Маджоре и сейчас находящийся в веронском Музее Кастельвеккьо композиция Крещение (ныне в Музее герцога Антона Ульриха в Брауншвейге), скорее всего, написанная в 1548-1549 годах для боковой стены капеллы еще одной веронской церкви созданное тогда же Оплакивание, заказанное аббатом Бернардо Торлиони и предназначенное для ризницы церкви монахов ордена Святого Иеронима Санта Мария делла Грация (ныне Музей Кастельвеккьо, Верона) наконец, замечательное Положение во гроб из частной французской коллекции находившееся ранее в церкви Корпус Домини в Виченце. Уже первая из этих композиций —огромное полотно «Брак в Кане» (1562—1563, Париж, Лувр) с его многочисленными (более шестидесяти) персонажами — нечто беспримерное по праздничности и размаху в истории венецианской монументальной живописи.
Они дали ему первое художественное образование. Кажется, что эти великолепные женские фигуры, одетые в шелка и парчу, сияющие в переливах прозрачных красочных аккордов, словно раздвигают границы тесного пространства, заключенного внутри богатых, обрамляющих холсты позолоченных рам. С конца 1540-х Веронезе начал работать самостоятельно. И даже три века спустя, Делакруа записал в дневнике: «Существовал художник, умевший писать ясно так, как мы не умеем до сих пор Я обязан всем Паоло Веронезе».
Венеция, Галерея Академии), цикл картин Куччина (1571.
Большая часть снятых фресок попала в Англию в начале XIX века, но там потерялась. С 1553-54гг. Картина с названием «Брак в Кане», которая сейчас находится в Лувре, представляла Трапезу Господню как грандиозный пир под открытым небом, с балюстрадами и портиками по краям и огромным столом, переполненным гостями. Море людей, море красок. Три из них (Святой Николай, провозглашенный епископом Миры, Стигматизация Святого Франциска, Распятие) в настоящее время находятся в собрании Галереи Академии в Венеции. И он, оставив все, встал и последовал за Ним.
Обучением Паоло занимался веронский художник Антонио Бадиле, который являлся еще и его дядей. Веронезе переступил порог мрачного помещения, где сидели письмоводители.
Таково прекрасное Нахождение Моисея (1570-е, Мадрид, Прадо). В частности, Скеллино усмотрел в одеждах и поведении некоторых персонажей картины – солдатах, вооруженных и одетых как немцы, шуте с попугаем (символом похоти), слуге с кровоточащим носом, – в том, что не Христос, а Петр разрезает на части ягненка, знак приверженности художника идеям Реформации, зародившимся в Северной Европе и получившим распространение в Италии, в том числе и в Венеции. Первый у Веронезе яркий пример картины такого рода – луврский Брак в Кане – грандиозное полотно с огромным числом действующих лиц, среди которых можно видеть Христа и апостолов, множество воображаемых и реальных портретов (включая группу венецианских живописцев изображенных в качестве музыкантов, – Тициана, Тинторетто и самого Веронезе), целый сонм слуг, зрителей и все это в окружении великолепнейшей архитектуры.
– Здесь его образная и композиционная фантазия неисчерпаема. Все «лишние» персонажи Веронезе теперь могли сойти за гостей. Но почему. Как показала недавняя реставрация, речь идет о произведениях исключительного качества. В центре располагаются Мария и Христос, обозначенные нимбами.
Художественная роль сочиненных Паоло пейзажей, мрачных, напряженных, по которым внезапно, как дрожь по коже, пробегают искры сверхъестественного, неземного света, состоит в том, чтобы усилить драматическое звучание события. Художник картины «Коронование Марии в сакристии», расположенной в центральном нефе и создатель огромных плафонов изображающих истории из жизни Эсфири и Мардохея, стал первопроходцем в выполнении столь всеобъемлющих проектов для католической церкви. Измена 15-1570Презрение 15-1570Почтение 15-1570Обручение 15-1570Похищение Европы 1578 Веронезе писал также станковые многофигурные композиции с изображением праздничных пиршеств, шествий, приемов (Брак в Кане, 13, Лувр, Париж Поклонение волхвов, около 1571, Картинная галерея, Дрезден Пир в доме Левия, 1573, Галерея Академии, Венеция), монументальные по композиции алтарные образы (Обручение святой Екатерины, около 1575, Галерея Академии, Венеция). Этот заказ был выполнен к 1560 г. 1560-е гг.
В тот год он завершил композицию, посвященную Эсфири, покрывающую весь потолок. Справа и слева фигуры апостолов теряются в многолюдье суетящихся за их спинами слуг, голубизну неба заслоняют колоссальные мраморные дворцы, а две «scale morte» («мертвые, никуда не идущие лестницы»), упирающиеся в балюстраду, заполняют спускающиеся и поднимающиеся по ступеням люди. Колонны пестрого мрамора делят полотно на две неравные части. Венеция в то время была единственным городом в Италии, где не сжигали на кострах «еретические» сочинения и самих еретиков. Мифологические и аллегорические персонажи соседствуют с нарядными венецианцами. В 1553 Веронезе приехал в Венецию для участия в работах по украшению Дворца дожей.
– Например, Веронезе работал для аристократических кругов Венеции. Получившаяся в результате работа способствовала признанию живописца. Насыщенный, вибрирующий цвет исключительная яркость живых красок создают эффект мерцания.
Веронезе вызвали к инквизиторам, которые были возмущены изображением Тайной Вечери. появляются холодная парадность и внешняя патетика в них проскальзывают вместе с тем настроения смутной тревоги, скорби и меланхолии («Похищение Европы», 1580, Дворец дожей, Венеция «Агарь и Исмаил в пустыне», 1580-е гг., Художественно-исторический музей, Вена «Оплакивание Христа», начало 1580-х гг., Эрмитаж, Ленинград). Веронезе любил изображать пиры, прибегая к ярким, словно омытым чистой водой краскам.
В круге диаметром 2м 30см мы видим Аллегорию Музыки. Картины Антонио Бадиле, у которого он учился, не стали серьезной школой. По этим работам можно понять, что Веронезе знал произведения Рафаэля (1483-1520), Микеланджело (1475-1564), Пармиджанино (1503-1540), Корреджо (1489-1534). Веронезе (Veronese собственно Кальяри, Caliari) Паоло (1528, Верона, – 19. 4. 1588, Венеция), венецианский художник Позднего Возрождения. Наконец, в Гроте сохранилась композиция Аллегория Мира в образе Венеции.
Этот художник будет часто воссоздавать в своих произведениях тот же возвышенный классический дух, которым дышат фрески Паоло на вилле Мазер. Уже к двадцати годам Веронезе начал самостоятельную работу.
Во многих масштабных произведениях Веронезе переносил события священной истории в обстановку современной Венеции: Пир у Симона Фарисея (1570, Милан, галерея Брера), Пир в доме Левия (1573, Венеция, Галерея Академии) и др. Залы, замыкающие вестибюль, обращены в сторону двора. К середине 1550-х гг. Именно вот таким образом его скорые успехи не пробудили у венецианских живописцев ревности. Огромные, густонаселенные полотна создавал и собрат Паоло по ремеслу, бывший десятью годами старше, Якопо Робусти по прозвищу Тинторетто, то есть красильщик (этой профессией владел его отец).
Работал, главным образом, в Венеции (с 1553), а также в Вероне, Мантуе, Виченце и Падуе. собакой. На парапете сидит крошечная бело-коричневая собачка. Не раз вместе с Веронезе украшали они одни и те же здания, например Дворец дожей. Это оригинальное сооружение Андреа Палладио было выполнено в виде латинского креста (главный зал), вокруг которого расположены меньшие помещения. В работах В. 1580-х гг.
Убрать две трети фигур, закрасив их или обрезав холст. Пейзаж в картинах последнего десятилетия жизни Веронезе приобретает важнейшую роль. Антонова. Большей интимностью образов, включением в композицию пейзажных и жанровых мотивов отличаются выполненные Веронезе фрески в загородных венецианских виллах (Барбаро, около 11 и др. ). Это полотна «Иисус омывает ноги ученикам», «Иисус и прелюбодейка», «Христос и центурион», «Иисус и самаритянка», «Эсфирь перед Агасфером», «Агарь и Измаил в пустыне», «Лот и его дочери бегут из Содома».
Заказ на это последнее полотно, в настоящее время хранящееся в Галерее Академии в Венеции, был получен Веронезе от настоятеля монастыря по имени Андреа деБуони (или Буоно). Еще находясь в Вероне, художник создает, наряду с другими портретными образами, портрет Фраическо Франческипи в рост (1551, Музей Ринглинг в Сарасоте, Флорида), а также задуманный как парный портрет супружеской четы Да Порто Изеппо с сыном Адриапо и Ливия с дочерью Порцией (оба портрета хранятся соответственно в Палаццо Питти во Флоренции и в Художественной галерее Вальтере в Балтиморе). Но к этому же времени относится самая пышная декоративная композиция мастера — Триумф Венеции, плафон зала Большого Совета Дворца дожей (1580-1585).
О картине «Мадонна семейства Куччина» говорит Персианова: «С присущим ему композиционным мастерством, легко и свободно размещает Веронезе фигуры на плоскости холста. Кажется, что эти широкие, уходящие в глубину ступени, на которых толпятся персонажи картин изображенные в ракурсе колоннады, фасады дворцов и классических храмов не столько навеяны архитектурой Санмикеле, сколько являются данью техническим открытиям Себастьяно Серлио, чей труд о театральной сценографии (часть его Трактата об архитектуре изданного в 1545 году) Веронезе, безусловно, знал. Важнейшую роль в этой декорации играют архитектурные фоны: иллюзионистически написанный художником колонный портик, аркады и балюстрады превращаются в архитектурную среду, в границах которой развертывается действие главных сцен: Святой Себастьян, обвиняющий Диоклетиана и Святой Себастьян избиваемый палками. И вдруг сегодня мастера, баловня муз, вызвали на суд инквизиции.
Как у прирожденного декоратора, живопись у Веронезе строилась на колорите. Существует предположение, что он был заказан Веронезе главой семьи Куччина в память об его безвременно умершем брате. И на других полотнах тоже позволял себе всякие вольности. Они дали ему первое художественное образование.
Много занимался росписями вилл на материковой части Венецианской республики. Создатели выставки «Венеция Ренессанса. Веронцу – а прозвище «Веронезе» переводится именно так – предстояло выполнить роспись плафонов для залов Совета Десяти в Дворце Дожей по государственному поручению.
Работал, главным образом, в Венеции (с 1553), а также в Вероне, Мантуе, Виченце и Падуе. Христос на брачном пиру в поселении Кана превратил воду в вино по просьбе Матери. Ей посвящено и Коронование Марии в сакристии (одним из символов Марии была церковь) и три огромных плафона центрального нефа, темой которых стала история Эсфири и ее родственника Мардохея, спасших иудейский народ от полного уничтожения. Неудивительно, что в мальчике проснулись художественные таланты. В облаках на троне восседает Венеция, окруженная многочисленными божествами.
Им присущи героическая приподнятость образов, энергичная светотеневая лепка, выразительность ракурсов и движений, праздничное, ликующее великолепие цвета («Старость и Юность», 1553, «Диалектика», 1575-77, «Триумф Венеции», 1578-1585, – все во Дворце дожей, Венеция «Триумф Мардохея» и др., 1556, церковь Сан-Себастьяно, Венеция). Особенно хороша в этой картине фигура Святой Екатерины обернувшись назад, чтобы увидеть главную группу, расположенную за ее спиной на высоком мраморном постаменте, святая напряженно изогнулась и, вторя ее сложному движению, эффектно рассыпаются складки широкого золотисто-зеленого плаща, редкостного по колористической изысканности. Работа в Залах Совета Десяти продолжалась три года: первым был закончен Зал приемов. Для трапезной монастыря Святого Назария Веронезе пишет полотно Ужин в доме Симеоне, размеры его не грандиозны, всего 3 метра на 4, 5 м, это для гигантских «Тайных вечерь» Веронезе практически интимная и домашняя живопись. Кто знает, как дело обернется, если попасть к монахам в руки.
Главным средством выражения у венецианских художников был цвет. Талант живописца старший из братьев, Даниеле, разглядел одним из первых. В пролете центральной арки на первом плане художник разрешил присутствовать только Магдалине (замененной по требованию инквизиторов собакой).
Последние годы творчества В. отмечены признаками кризиса ренессансного мировоззрения. Веронезе с «Триумфом Венеции» действительно имел дело с триумфаторами – богатыми жителями города. Но в таких городах, как Рим и Флоренция, эпоха Возрождения закончилась после разграбления Рима в 1527 году (или, отмечает Виктория Маркова, после смерти Рафаэля в 1520-м).
Георгия", 1580е годы)». Хотя оболочка, по сути, была взята из церковных сюжетов: Брак в Кане Галилейской, Пир в доме Левия (Тайная вечеря) и т. д. Последняя из картин, к слову, вызвала протест со стороны католической церкви и требование заменить собаку на изображение Марии Магдалины. веронский), проживающий в Венеции». Каждую комнату украшали иллюзорные ниши и колонны, которые и предстояло оформить Веронезе.
Искушение святого Антония 1553, Музей изящных искусств, КаннУмерщвление святого Георгия, 14 Монастырь Сан Джорджо, Верона Красавица Нани (Венецианка) 10-е, Музей Лувр, ПарижПортрет Даниеле Барбаро, 19 Палаццо Питти, Флоренция Марс и Венера, 1570-е Метрополитен-музей, Нью-ЙоркМарс и Нептун, 1575 Палаццо Дукале, Венеция В этом цикле непринужденно чередуются полные пенящегося «танцующего веселья» композиции на мифологические темы — плафон «Олимп» и другие — с остроумно неожиданными выхваченными из жизни мотивами: например изображение двери, через которую входит в зал красивый юноша, снявший шляпу в поклоне, как бы обращенном к хозяевам дома. Даже в первых работах молодого живописца трудно обнаружить заметные следы влияния учителя. Самыми крупными среди веронских представителей этого архаизирующего направления были Джованни Франческо Карото и Антонио Бадиле. Когда Веронезе приехал в конце 1553 года в Венецию, проработав пять лет в провинции в соприкосновении с культурой, которая по сравнению с достижениями Венеции начала XVI века выглядела отсталой, его манера могла быть воспринята как необычная, а то и чуждая. Картина Веронезе полна аллегорий. Немногочисленным портретам В. свойственны мягкая лиричность иногда оттенок жанровости («Белла Нани», 1550-е гг., Лувр, Париж «Граф да Порто с сыном Адриано», около 1556, собрание Контини-Бонакосси, Флоренция).
Веронезе же стал первым венецианским художником 16 в., который начал создавать декоративные ансамбли, расписывая стены церквей, дворцов, вилл, вписывая свою живопись в архитектуру в технике фрески. Плотское и чувственное в искусстве Паоло Веронезе есть особая ценность жизни. Другая знаменитая история связана с картиной «Пир в доме Левия», над которой художник трудился с 1567 по 1573 год по заказу доминиканского монастыря Сан-Джованни э Паоло.
Подняв головы, братья признали, что будущий исполнитель заказа найден. Таково эффектное «Мистическое обручение Святой Екатерины» (ок. Веронезе (Veronese собственно Кальяри, Caliari) Паоло (1528, Верона, — 19. 4. 1588, Венеция), венецианский художник Позднего Возрождения. После 1570 года Веронезе возвращается к теме Пиров, написав одну за другой серию холстов, которую открывает Пир в доме Симона фарисея, предназначенный для монастыря Сан Себастьяно (около 1570) и в настоящее время хранящийся в Пинакотеке Брера в Милане. Джордже Вазари указывает, что тот обучался основам живописи у Джованни Карото из Вероны. Они находились в XVIII веке в доме семьи Нани на Джудекке.
В 1819 году была снесена и сама вилла. Чрезмерная жизнерадостность картины привлекла внимание святейшей инквизиции. По началу картина называлась «Тайная Вечеря», но ярко выраженный гедонизм и множество нестандартных персонажей привели к тому, что художник оказался под судом инквизиции. Картины смогли воссоединиться лишь после Первой мировой войны в Галерее Эстенсе в Модене.
Размеры полотна – 5, 5 метра высоты и около 13 метров ширины. Заказчики сумели по достоинству оценить великолепие полотен Веронезе в Зале приемов. 1571, Дрезден, Картинная галерея) — одновременно и великолепный групповой портрет и объединенная сюжетным началом вотивная картина.
В 1573 году на допросе по обвинению в ереси Веронезе пришлось объясняться, что «германцев, пьяниц, шутов и прочих карликов» он изобразил вовсе не потому, что верит в их присутствие на тайной вечере Господа, а по причине того, что на картине оставалось много свободного места. Нет никаких сомнений в том, что это полотно от начала до конца было исполнено самим художником более того, по своим колористическим достоинствам и изяществу рисунка оно может считаться одним из замечательных образцов блестящего мастерства Веронезе-декоратора. Особенностью творчества Веронезе являлось применение им в росписях (особенно в плафонах) неожиданных ракурсов, смелых пространственных сокращений, рассчитанных на то, что зритель смотрит на фигуру изображенную на потолке, снизу вверх.
В том же праздничном, радующем глаз стиле исполнено большинство других произведений этого времени, нередко небольшого формата, как, например, серия мифологических композиций из Музея изящных искусств в Бостоне, которые, по-видимому, можно отождествить с серией шпалер, предназначенных для украшения мебели. 1548. Веронезе был любителем музыки. От Тициана здесь «Дож Антонио Гримани, поклоняющийся Религии» – портрет, который по традиции должен был заказать претендент на титул дожа перед выборами.
Эта картина была написана как алтарная композиция для церкви Сан-Сильвестро в Венеции. в творчестве Веронезе появляются новые черты. Венеция этого времени уже была богатым городом, культурным центром Италии. Именно вот таким образом первоначальная идея Паоло претерпела существенные изменения в процессе работы над холстом, законченным, скорее всего, уже после смерти Веньера, в 1578 году.
в творчестве Веронезе появляются новые черты. Уже в этих работах проявилась праздничность, жизнерадостность, столь характерная для творчества Веронезе. В соответствии с иконографической программой центральная композиция изображала покровителя города и его символ: Святой Марк, коронующий Добродетели (вывезенная французскими войсками и находящаяся ныне в Лувре картина заменена копией, написанной в конце XIX века Джулио Карлини). Отец художника, как о том свидетельствуют старые документы – переписи населения Вероны, был дробильщиком камней иначе говоря, каменотесом или скульптором средней руки. То же можно сказать и о Тинторетто.
Благодаря им расцвет искусства продлился здесь до 70-х годов XVI века. Даже затейливо осветивший камни мостовой солнечный луч вызывал восхищение художника. В 1557 г. Веронезе побеждает в конкурсе на проект оформления библиотеки Сан Марко. Учился у веронского художника А. Бадиле. Эти заказы принесли ему известность.
Молодой пастух придерживает собаку, с интересом наблюдающую за происходящим. Но не она занимает воображение мастера. Он отправился в монастырь, где висела картина и объявил братьям, что собирается внести в нее изменения. «Пир в доме Левия» — одна из самых блистательных работ Веронезе по грандиозности, величию, безупречной стройности и гармоничности композиции ее можно сравнить только с Афинской школой Рафаэля. В первой половине 1560-х гг. Судя по сохранившемуся протоколу, допрос Веронезе скорее походил на мирную беседу наконец инквизиторы предложили Веронезе компромисс — он меняет название картины, которая будет отныне именоваться «Пир в доме Левия» и обязуется заменить изображенную на первом плане Магдалину собакой.
Одного из строптивцев инквизитор вызвал к себе для внушения, но тот не явился. Произведения В. конца 1540 — начала 1550-х гг. — период расцвета творчества Веронезе. Интерес к туалетам и деньгам (правда, в последнем ему было далеко до Тициана) вот и все, в чем его можно упрекнуть.
«Конкурс» знаменитостей, а лучшему из них должны были присудить золотую медаль. Скоро отношения ретивого Перетти с властями обострились до предела и он покинул город. Работы, посвященные семейству Куччина, тоже достойны внимания. Тем, кто окажется в Вероне, город предоставит немного сведений о детстве Паоло Кальяри. Исчезает обилие фигур, настроение становится сдержанно грустным.
Дело обошлось малой кровью, после уплаты штрафа Веронезе поменял название полотна и Тайная Вечеря превратилась в Ужин в доме Леви. Это, видимо, определило необычный характер живописного декора виллы: сравнительно невысокие стены украшены иллюзорными колоннами или столь же иллюзорными нишами со «стоящими» в них статуями или «живыми» фигурами и иллюзорными окнами с раскрывающимися в них пейзажными панорамами. Взять, к примеру, «Брак в Кане Галилейской» на евангельский сюжет о том, как придя на свадебное пиршество, Иисус превратил воду в вино.
Серию Пиров Веронезе завершает его лучшая композиция на эту тему — грандиозный «Пир в доме Левия» (1573, Венеция, Галерея Академии). Веронезе оформил потолок в том же зале, создав овальный «Триумф Венеции». Все эти картины – произведения высочайшего художественного качества. И в этом случае реакция венецианских властей была незамедлительной: уже в январе следующего года начались восстановительные работы. Главным полотном является «Мадонна семьи Куччина» – отличный групповой портрет с религиозной тематикой.
1475, Венеция, Галерея Академии). В своих изображениях евангельских сцен с участием в них Христа (Брак в Кане Галилейской, Христос у Симона Фарисея Христос у Симона Христос в Еммаусе) Веронезе своеобразно соединил библейское с современным: в венецианском интерьерах XVI века, на фоне архитектуры эпохи Возрождения, пируют в венецианских же костюмах современники художника. Створки были закончены и установлены в 1560 году. Еще никогда архитектура не занимала у Веронезе такого большого места, как в этой картине.
Значительным заказом для Веронезе была роспись в церкви Сан Себастьяно (1555-1556) на библейские сюжеты истории Эсфири. Художницей стала даже дочь Тинторетто, что являлось редкостью в те времена. Мифологические и аллегорические персонажи соседствуют с нарядными венецианцами. К середине 1550-х гг.
Уже в январе 1575 года Паоло получил заказ украсить плафон восстановленного Зала дель Колледжо (Коллегии), расположенного на втором бельэтаже дворца. Новаторство росписи бросалось в глаза. Центральное положение в станковой живописи Веронезе занимают его монументальные холсты с изображением пиршеств, относящиеся к лучшему времени его творчества – 1560-м – началу 1570-х гг. Рафинированный, богатый тончайшими переливами красок колорит становится менее звучным. Однако в конце XIX века здание церкви было демонтировано в связи с постройкой на этом месте Наполеоновского крыла Новых прокураций.
В. создал большое число алтарных образов, разнообразных по замыслу и композиционным решениям («Мадонна с младенцем и святыми», около 1562, «Обручение св. Огромную роспись «Юпитер изгоняет Пороки» впоследствии увезет в Париж Наполеон, а в аллегорической композиции «Старость и Юность» художнику удалось проявить индивидуальность без следов чьего-либо влияния. Паоло решительно меняет язык своего искусства, обращаясь к миру драматических событий. Главная сфера деятельности В. – монументально-декоративная живопись.
Излюбленный вид станковой картины В. – торжественные многофигурные композиции с изображением праздничных пиршеств, шествий и аудиенций, в которых человек выступает во взаимосвязи с окружающей его общественной средой («Брак в Кане», 1563, Лувр, Париж «Семья Дария у ног Александра», после 1565, Национальная галерея, Лондон цикл картин для семьи Куччина, в том числе «Брак в Кане» и «Поклонение волхвов», около 1571, – обе в Картинной галерее, Дрезден «Пир в доме Левия», 1573, Галерея Академии, Венеция). до кончины дожа Себастьяна Веньера, гербы которого украшают окаймляющий свод фриз. С семьей Куччина (Коччина) Веронезе связывали довольно тесные отношения и все же факт заказа целого цикла больших панно необычен. Каким же был тогда Веронезе.
Мальчик явно выделялся на фоне остальных подопечных, вот таким образом узнав, что собрат по ремеслу получил заказ на украшение одного из залов Дворца дожей и ищет подмастерье в подмогу, синьор Антонио замолвил за способного юнца словечко и тот отправился в Венецию. Выполненные В. фрески в загородных венецианских виллах (вилле Соранцо, 1551, фрагменты фресок ныне в соборе в Кастель-Франко вилле Барбаро-Вольпи в Мазере близ Тревизо, около 1561), с их холодной воздушной цветовой гаммой, отличаются большей интимностью образов наряду с мифологическими композициями и аллегорическими фигурами в них встречаются пейзажи и жанровые сцены с шутливыми иллюзионистическими эффектами. Сквозная галерея выходит на фасад и два зала в южной части, разделенные большим квадратным помещением, открывающимся во внутренний сад на северную сторону (Грот). Веронезе на полотне изобразил около 130 персон, многие из которых идентифицированы. С портретов взирают серьезные, спокойные лица людей, облаченных в роскошные одежды. Разгневанный Перетти в свою очередь отправил жалобу папе римскому. Вряд ли можно считать совпадением то обстоятельство, что, решив увековечить себя и других ведущих венецианских живописцев на хранящейся сейчас в Лувре картине с изображением пиршества, он представил (в составе квартета музыкантов) себя самого, Тинторетто, Я. Бассано и Тициана.
Возможно, башни служат опорой для антаблемента здания. Сохранилось много полотен, считающихся автопортретами художника. Свобода, царившая в умах, сильно беспокоила инквизицию. В 1550-е годы роль церкви значительно возросла, что соответствовало идейным установкам Тридентского собора (1546—1563), призвавшего укрепить католическую церковь в ее борьбе с «лютеранской ересью».
Позднее Возрождение – очень важное понятие для Венеции. Залы являлись частью нового крыла дворца, построенного между 1533 и 1550 годами архитектором Сжарпаньино. 1550-х).
Это колоритные зрелища хмельных и пышных обедов в венецианских палаццо, с музыкантами, шутами, собаками. Создание Веронезе картины «Похищение Европы» пришлось на завершающий этап творчества художника. Паоло учился очень быстро, схватывал на лету приёмы, копировал статуи и барельефы древних, отличался упорством и хорошей памятью изучал эстампы Дюрера и Пармиджанино и рисовал с натуры портреты и виды. Весь размах жизнерадостного дарования Веронезе ощутим в его многолюдных композициях. Впрочем их мужчины слыли не меньшими модниками.
Это был рисующий художник, вот таким образом он стоял особняком от великих венецианских колористов. Он написал несколько десятков полотен, получив за них сравнительно скромную плату. Художник вводит в них поразительно живые изображения венецианских патрициев в окружении гостей и слуг их дворцов с залами и лоджиями, навеянными архитектурными мотивами Якопо Сансовино, реальный архитектурный и природный ландшафт Венеции, – все это хотя и в подчеркнуто насыщенном, концентрированном показе, но при несомненном сохранении реальной первоосновы. Кем он был тогда. Они расписали фресками Лоджию, главный Салон и два зала виллы.
1550-х). «Рай» Тинторетто – это религиозная живопись, он и вне Дворца дожей чаще всего оформлял именно церкви. Среди учеников В. — его брат Бенедетто, сыновья Карло и Габриеле. Грандиозные идеи Веронезе, конечно, требуют огромного труда и многочисленных помощников. В 1580-х гг.
Главная сфера деятельности В. — монументально-декоративная живопись. К числу самых эффектных и праздничных композиций такого рода относится «Семейство Дария перед Александром Македонским» (ок. За ними можно опознать Пьетро Аретино и Андреа Палладио. Обвинение, представленное инквизитором Аурелио Скеллино, священнослужителем из Бреши, заключалось в том, что художник изобразил религиозный сюжет без должного уважения к евангельскому тексту.
Он выполнил плафоны и декоративные панно в технике масляной живописи на холсте. Художник пошел на компромисс и дал картине второе имя – «Пир в доме Левия», удалив с полотна Магдалину. — период расцвета творчества Веронезе.
На заднем плане толпится их многочисленная свита. Заказ цикла панно – сам по себе необычный факт. Меж тем в республику приплывали гости со всего света и привозили не только товары, но и разнообразные «греховные» знания о мироустройстве. В начале XX века картина попала в Музей изящных искусств города Кана. Веронезе (1528 – 1588) учился у своего дяди, родился и первое время жил в Вероне, а в Венеции занимался росписью церквей и Дворца дожей – к его оформлению приложили руку и Тициан и Тинторетто.
Все интерьеры перекрыты коробовыми сводами, что значительно уменьшает высоту стен. Однако в «бытовых» мотивах такого рода мастер не ставит себе задачу художественного раскрытия через естественное течение жизни обычных простых людей всей типической характерности их взаимоотношений. Содержание аллегорической программы раскрывают надписи, размещенные в кессонах, поблизости от трех главных композиций: Robur imperii (Сила империи) над изображением Марса и Нептуна, Nunquam derelicta (Без пренебрежения) и Reipublicae fundamentum (Основа республики) над и под изображениями Веры и Религии, а также Custodes libertatis (Хранитель Свободы) под композицией Венеция-властительница с фигурами Справедливости и Мира.
В центре перекрывающего зал пологого коробового свода иллюзорные мраморные тяги образуют большой восьмиугольник. Картины Веронезе наполнены жизнерадостностью, весельем. В первой половине 1560-х гг. Полная достоинства фигура отчетливо выступает на темном фоне. Изумляющие своей ликующей красочностью, светлые по настроению полотна ("Обручение св.
Свидетель на его венчании в церкви Св. К ней склонился пожилой мужчина в красном, по всей видимости, это святой Иосиф. Некоторые находятся в ризнице Кафедрального Собора города Кастельфранко Венето, некоторые в Венеции, в Виченце, в Читаделле и Париже. Как и произведения других художников, они были закончены в феврале 1557 года.
А позже потребовал изгнать из Венеции испанского посла, объявив дипломата еретиком.
В 1560, возможно, посетил Рим. Пример гораздо более глубокого замысла дает дрезденский Брак в Кане. В поздних работах Веронезе, отмеченных чертами кризиса ренессансного мировоззрения, появляются настроения смутной тревоги, скорби и меланхолии (Похищение Европы, 1580, Дворец дожей, Венеция Оплакивание Христа, между 1576 и 1582, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Тема торжества «истинной веры» стала основой предложенной Веронезе заказчиками программы.
пользуемся теми же вольностями, какими пользуются поэты и сумасшедшие. Но к концу XVI века начинается спад и в Венеции и именно тогда в Рим приезжает Караваджо. Надо признать, «веницейская» жизнь допускала гораздо больше свободы, нежели в прочих итальянских землях. Последняя работа Веронезе — огромный овальный плафон «Триумф Венеции» (1585, Венеция, Дворец Дожей), написанный помощниками мастера по его эскизам, несмотря на то, что некоторые его мотивы вторичны, выгодно выделяется на фоне живописной декорации этого зала, созданной после пожара 1577 года в спешке и преимущественно второстепенными мастерами. Композиция Семейство Дария перед Александром исполненная приблизительно тогда же для семьи Пизани Моретта (с конца XIX века находится в Лондонской Национальной галерее), также являет собой настоящий триумф блистательного колоризма Веронезе. С конца 1540-х Веронезе начал работать самостоятельно. Эта формула «рисунок Микеланджело, колорит Тициана» отражает суть творчества Тинторетто.
И он обожал писать шумные, яркие собрания. Ничего глупее и придумать невозможно, однако приговор надлежало исполнить иначе трибунал прибегнет к более суровым мерам. И не только. В последствии часть достояния итальянцам удалось вернуть путем переговоров, но не «Брак в Кане».
Кроме Пиров он пишет серию панно, украсивших залы венецианских дворцов. Сыновья работали в боттеге отца и после его смерти «наследники Паоло», так подписывала боттега-мастерская свои произведения, работала, продолжая традиции великого Веронезе. Художник далек от попытки придать большее реалистическое правдоподобие изображаемым событиям.
Менна", около 1561 года), многочисленные изображения мадонны, где традиционный мотив мастер воплощает во множестве смелых и оригинальных композиционных вариаций ("Мадонна с младенцем и святыми", около 1562 года). Декоративная эффектность, нарядная праздничность сменяются сдержанностью, простотой. Картины Веронезе наполнены жизнерадостностью, весельем. Об этом свидетельствует старая, восходящая к XVII веку, традиция.
По этим работам можно понять, что Веронезе знал произведения Рафаэля (1483-1520), Микеланджело (1475-1564), Пармиджанино (1503-1540), Корреджо (1489-1534). 1565—1570, Лондон, Национальная галерея).
Работа Антонио Бадиле (1516 – 1560) Мадонна во славе со Святыми Иоаном Крестителем, Антонием Аббатом, Бенедиктом и Власием до сих пор украшсет второй алтрь слева в церкви Святых Назария и Келсия в Вероне и паж справа – Паоло Кальяри, ученик Бадиле. Веронезе написал несколько полотен с библейскими пирами. Екатерины», около 1575, — оба в Галерее Академии, Венеция).
Можно лишь предполагать, что в парных изображениях противопоставлены муки и удовольствия любви (радость и разочарование, верность и измена) и что поводом для их создания послужило событие, связанное с чьим-то бракосочетанием. Именно там талантливый юноша черпал вдохновение. Здесь мы видим прекрасно написанный, наполненный воздухом пейзаж. Чтобы посетить выставку не для галочки, а вдумчиво насладиться редкой возможностью увидеть работы венецианских живописцев, «Лента. ру» и куратор Виктория Маркова объясняют, что дали искусству Тициан, Тинторетто и Веронезе и чем они отличаются от других мастеров Возрождения – и друг от друга. Сохранился документ о допросе художника, в котором его обвиняли в том, что в евангельской сцене он изобразил «шутов, пьяных немцев, карликов и прочие глупости».
Цецилии – веронский художник и друг Паоло Фаринати. В 1551 Паоло Кальяри переселился в Венецию, где и получил прозвище «Веронезе». Около 1560 года Веронезе получил новый масштабный заказ.
Эта написанная художником дверь создает полную иллюзию открытого входа, расположенного симметрично по отношению к настоящей двери, ведущей на хоры. Портретный жанр с самого начала играл важную роль в творчестве Паоло. 1550-х).
Еще один крупный цикл произведений на религиозные темы был создан Паоло Веронезе в 80-е годы. Среди них – два варианта композиции Поклонение волхвов, написанные в 1573 году. Лк. Как верно подметил знаменитый русский художник И. Е.
Об учебе художника известно больше. Благодаря этому изменения претерпевает и география легенды. Позднее, к ним присоединились сыновья, а потом и внуки художника.
Алтарные композиции Веронезе нередко полны праздничного, светского великолепия. Осталось только литография с изображением утерянных в Англии фресок Веронезе. Второй из братьев, дипломат, посвятил себя политике, однако и он проявлял живую склонность к литературе и сам пробовал силы как скульптор-любитель. Справа чернокожий слуга что-то шептал своему патрону. В первой из комнат, получившей название Зал Собаки (на одной из ее стен изображена сидящая маленькая собачка, а на противоположной – жирный кот), свод занимает композиция Фортуна защищает Изобилие и побеждает обман, тогда как на антаблементе, помимо различных аллегорических фигур изображено Святое семейство со Святой Екатериной и маленьким Иоанном Крестителем, на своде второй комнаты, названной Залом Светильника, представлена Аллегория Веры и Милосердия, охраняющих христианина, над дверями – аллегорические фигуры Силы и Благоразумия и Добродетель, сдерживающая Страсть, тогда как в люнете над стеной в глубине помещения сияет изображение ослепительной Мадонны, кормящей Младенца похлебкой.
К этому периоду относятся фресковые росписи отдельных залов палаццо Тревизан в Мурано. Меньший по размерам, более вытянутый по формату, этот холст представляет уже не панорамное изображение событий, а как бы вырез из панорамы (о чем свидетельствуют срезанные обрамлением, уподобленные кулисам фигуры по краям картины). Его языком были краски. Персианова).
В общей сложности для Сан Николо Ве-ронезе исполнил одиннадцать холстов. Полотна, хранящиеся в настоящее время в разных собраниях, – семь в Музее истории искусств в Вене, одно в Национальной галерее Вашингтона и два в картинной галерее Пражского Града – предназначались, скорее всего, для монастырского комплекса, предположительно для женского монастыря делле Конвертите (или монастыря Обращенных) на Джудекке. Создание цикла датируется 1570-ми годами. Столь же безмятежным мир героев Веронезе останется и впредь. Светский жизнерадостный характер носит картина «Пир в доме Левия» (1573), где религиозный сюжет служит лишь поводом для воссоздания красочной сцены жизни патрицианской Венеции.
В частности, в венецианском Дворце дожей ниши распределились так: Тинторетто со своими учениками создал самую большую картину в мире – «Воскресение праведников или Рай» площадью 7 на 22 метров в зале Большого совета (этот зал считается самым большим в мире помещением без колонн и опор). Декоративная эффектность, нарядная праздничность сменяются сдержанностью, простотой. – И влияние Микеланджело и художников, которые приезжали из Рима и уже принадлежали к маньеристскому направлению, ясно видно в искусстве Венеции – в частности, в творчестве Тинторетто.
Художник был пятым сыном в семье Габриеле и Катерины. Творчество Веронезе завершает искусство эпохи позднего Возрождения. Особенностью творчества Веронезе являлось применение им в росписях (особенно в плафонах) неожиданных ракурсов, смелых пространственных сокращений, рассчитанных на то, что зритель смотрит на фигуру изображенную на потолке, снизу вверх.
В тот же период, между 1552 и 1553 годами, Паоло находится в Мантуе, приглашенный кардиналом Эрколе Гонзага написать картину Искушение Святого Антония для одного из боковых алтарей собора, декорация которого к тому времени была полностью обновлена Джулио Романо в духе ренессансного искусства. В работах В. 1580-х гг.
Это грандиозная работа, в основе которой лежит потрясающая визуальная иллюзия. Второй крупный цикл произведений на религиозные темы, созданный Паоло в 80-е годы, включает десять больших полотен на сюжеты Ветхого и Нового Завета известные исследователям как серия герцога Бекингема, во владении которого они находились в начале XVII столетия.
Он всего-то поменял сюжет — оказалось, с его полотнами-празднествами это легко и «Тайная вечеря» превратилась в «Пир в доме Левия». Учился у веронского художника А. Бадиле. Но в особенности это касается, конечно, Тинторетто. Веронезе же стал первым венецианским художником XVI в., который начал создавать декоративные ансамбли, расписывая стены церквей, дворцов, вилл, вписывая свою живопись в архитектуру в технике фрески. Размещенная в том же зале над троном дожа, она создает исключительный по выразительности сценический эффект, уподобляясь открытому окну, прорезающему стену зала.
А какие торжества устраивали венецианцы. Значительным заказом для Веронезе была роспись в церкви Сан Себастьяно (1555-1556) на библейские сюжеты истории Эсфири. До него для украшения интерьеров стены дворцов украшали станковые картины, причем часто живопись и архитектура не являлись декоративным дополнением друг друга. Как у прирожденного декоратора, живопись у Веронезе строилась на колорите. Тициан (1488 – 1576) был учеником Джованни Беллини, дружил с Джорджоне, а учеником Тициана, как полагают, был Тинторетто (1518 – 1594), который следовал девизу «Рисунок – как у Микеланджело, колорит – как у Тициана».
«Зато в Венеции мы пользуемся термином «позднее Возрождение», когда искусство того же Тициана с 1550-х годов окрашивается драматическими тонами. После смерти родные художника выполнили его волю. Наряду с женскими образами в этот период художник пишет многочисленные мужские портреты. Екатерины», около 1575, – оба в Галерее Академии, Венеция).
Сходные черты присущи двум другим алтарным образам, написанным в 1562 году для церкви при аббатстве Сан Бенедетто По в окрестностях Мантуи, ныне разделенным между Национальной галерей в Лондоне (Провозглашение Святого Николая епископом Миры) и Музеем Крайслер в Норфолке (Явление Мадонны с Младенцем Святому Антонию аббату и Святому Павлу). За ним последовали картина на тот же сюжет для трапезной монастыря Санта Мария деи Серви, подаренная в 1664 году правительством Венецианской республики французскому королю Людовику XIV и сейчас украшающая один из залов Версаля композиция Пир в доме Григория Великого, заказанная для монастыря Монте Берико близ Виченцы (1572) и, наконец, Тайная вечеря для трапезной монастыря Санти Джованни э Паоло в Венеции, которая должна была занять место погибшей во время пожара 1571 года картины Тициана на тот же сюжет, созданной великим венецианским живописцем несколькими годами ранее. А ангел возлагает на ее голову венец как символ победы и власти. Мастера попросили принять участие в новом декорировании помещения.
Колоссальные арки делят всю композицию на три разные по своему значению сакральные зоны.
Все дышит естественностью, проникнуто психологической глубиной, внутренней правдой. В 1566 году он женился на дочери своего учителя Елене Бадиле.
Пути Веронезе и Тинторетто впервые пересеклись, когда братство Сан-Рокко (Святого Роха) искало мастера, который написал бы полотна из жизни его небесного покровителя. Одежды сокрытых в облаках людей богаты, некоторые из них и вовсе лишены покровов. Со смертью Тициана (1576), Веронезе (1588) и Тинторетто (1594) завершилась великая эпоха венецианского Возрождения. Живописью оба занимались самозабвенно, пристрастив к ней и своих детей.
Это хозяйка виллы — Джустиниана Джустиниани-Барбаро, являющаяся нам в сопровождении кормилицы и младшего сына. Картина отличается высочайшими колористическими достоинствами. Сама атмосфера богатого города-республики отличалась праздничностью.
5), разместив ее на холсте вверху на карнизе, венчающем пилястры. Дрезден, Картинная галерея). Сложившаяся к середине 1550-х годов художественная манера Паоло Веронезе воплотила лучшие черты венецианской школы живописи: легкий, артистически – изощренный рисунок и пластичность формы сочетаются в картинах художника с изысканной колористической гаммой, основанной на сложных сочетаниях чистых цветов, объединенных светоносным серебристым тоном. По этим работам можно понять, что Веронезе знал произведения Рафаэля (1483–1520), Микеланджело (1475–1564), Пармиджанино (1503–1540), Корреджо (1489–1534). Излюбленный вид станковой картины В. — торжественные многофигурные композиции с изображением праздничных пиршеств, шествий и аудиенций, в которых человек выступает во взаимосвязи с окружающей его общественной средой («Брак в Кане», 1563, Лувр, Париж «Семья Дария у ног Александра», после 1565, Национальная галерея, Лондон цикл картин для семьи Куччина, в том числе «Брак в Кане» и «Поклонение волхвов», около 1571, — обе в Картинной галерее, Дрезден «Пир в доме Левия», 1573, Галерея Академии, Венеция). Он выполнил плафоны и декоративные панно в технике масляной живописи на холсте.
Именно здесь он создал один из величайших художественных циклов. Им присущи героическая приподнятость образов, энергичная светотеневая лепка, выразительность ракурсов и движений, праздничное, ликующее великолепие цвета («Старость и Юность», 1553, «Диалектика», 1575—77, «Триумф Венеции», 1578—1585, — все во Дворце дожей, Венеция «Триумф Мардохея» и др., 1556, церковь Сан-Себастьяно, Венеция). Творчество Веронезе завершает искусство эпохи позднего Возрождения. В 1560, возможно, посетил Рим. Тут уже возмутился дож: инквизитор не смеет оскорблять представителя династии Габсбургов. Они дали ему первое художественное образование.
Веронезе чувствовал себя с ними на равных. Паоло был младшим из пяти детей. Но они не слишком достоверны. Самая, при всех оговорках, красивая картина на выставке в Пушкинском – «Саломея» Тициана. Париж, Лувр), Веронезе изобразил около 130 фигур, помещая крупнейших живописцев (Тициана, Тинторетто и даже самого себя) среди пирующих европейских правителей и музыкантов. В произведениях мастера не было религиозного смысла.
Веронезе был не просто живописцем, ему оказалось подвластно будущее. Воплощая гуманистическое идейно-образное содержание в целостных, законченных монументально-декоративных формах, органически связывая живопись с архитектурой, В. развивает на новом этапе лучшие достижения искусства эпохи Возрождения. Художник с большим вниманием отнесся к тому, чтобы показать, сколь роскошны их одежды, особенно Валтасара, преклонившего колени перед Марией.
В центре присутствовала лишь Магдалена, но по настоянию инквизиторов ее заменили. Он выполнил декоративные панно и плафоны в технике масляной живописи на холсте. Размещенные в хоре, они воспринимаются как настоящие театральные сцены.
Родственны им и алтарные картины, заказанные для веронской церкви Сан Джордже ин Браида. К сожалению, в 1816-1817 годах тогдашний владелец виллы, венецианский дворянин Филиппо Бальди решил сбить фрески со стен. Тема декорации, разработанная иконографом Даниеле Барбаро (ученым-гуманистом, который вместе со своим братом Маркантонио вскоре доверит Паоло расписать свою виллу Мазер), была посвящена доброму правлению Венецианской республики. Выполненные В. фрески в загородных венецианских виллах (вилле Соранцо, 1551, фрагменты фресок ныне в соборе в Кастель-Франко вилле Барбаро-Вольпи в Мазере близ Тревизо, около 1561), с их холодной воздушной цветовой гаммой, отличаются большей интимностью образов наряду с мифологическими композициями и аллегорическими фигурами в них встречаются пейзажи и жанровые сцены с шутливыми иллюзионистическими эффектами. Как написал Джорджио Вазари в Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих «Санмикели любил их как своих детей» и на вилле Соранцо художники проявили «вкус, рисунок и хорошую манеру».
Собственно, в творчестве зрелого Веронезе фрески виллы Барбаро, построенной Палладио на терраферме, неподалеку от Тревизо занимают достаточно важное место. Их локоны отливали золотом, поскольку каждая прелестница знала, как добиться столь удивительного эффекта: «Возьми четыре унции золототысячника, — гласил один из рецептов, — две унции гуммиарабика и унцию твердого мыла, поставь на огонь, дай вскипеть и затем крась этим свои волосы на солнце». Но сам по себе данный кадр очерчен так искусно, что, вбирая в себя основное – стол с главными действующими лицами вокруг него, слуг, разносящих яства и выразительный мотив глубинной перспективы, – он в то же время несет в своей композиционной структуре ощущение естественности, непринужденности, живой динамики, воплощенное с необыкновенным артистизмом. На целых пятнадцать лет церковь эта превратилась в творческую лабораторию художника.
Немногочисленным портретам В. свойственны мягкая лиричность иногда оттенок жанровости («Белла Нани», 1550-е гг., Лувр, Париж «Граф да Порто с сыном Адриано», около 1556, собрание Контини-Бонакосси, Флоренция). Вероятно, к этому времени была закончена его декорация иконографическую программу которой с прославлением военных и политических достоинств Светлейшей разработал Джероламо Барди, монах из ордена камальдулов (ордена, основанного Святым Ромуальдом в Камальдоли, близ Ареццо). Это стало первым серьезным испытанием для молодого Веронезе. Уникальность заказа в том, что обычно церковные здания украшали лишь небольшие фрески, что заметно отличается от масштабов росписи Веронезе.
Репин: «В картинах Веронезе скрыты граждане его времени в поэтической обстановке, взятой прямо с натуры». Его «Триумф Венеции» символизировал мощь Светлейшей изображенной в виде цветущей женщины, которую коронует ангел. В июне 1555 года он взялся написать алтарный образ для церкви Монтаньяна.
Но «Пир в доме Левия» заслуживает отдельного внимания и не только в связи с историей наименования. И в то же время эти полотна означают нечто большее – они несут в себе собирательный образ не только Венеции, но и мира в целом. Перед Мадонной, окруженной святыми, склоняется отделенная от Богоматери двумя колоннами из цветного мрамора многочисленная венецианская семья, сопровождаемая тремя прекрасными женщинами — Верой, Надеждой, Милосердием. Мариетта, как и ее брат Доменико, великолепно писала портреты. С конца 1540-х Веронезе начал работать самостоятельно.