В памятниках древнерусского деревянного зодчества образно преломлена философия всеединства, бывшая неотъемлемой частью отечественной духовной жизни со времён крещения Руси.
Десятинная церковь рухнула во время взятия Киева монголами и долго стояла в руинах. В южной части музейной территории находится необычайно интересный по своей композиции храм – церковь Николая Чудотворца (XVIII в. ) из деревни Мякишево, что была перевезена с берега реки Песь.
Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалёку от княжеского терема. Обращает на себя внимание большое количество построек, возведенных в это время в Новгороде: за последние 30 лет XII в. здесь было сооружено не менее 17 каменных храмов (считая как известные по их остаткам, так и не обнаруженные, но упомянутые в летописи).
Так появились красные окна, по бокам которых нередко устанавливали волоковые окна. Срубные постройки вкапывали в землю, а сверху крышу засыпали грунтом.
был восстановлен, при этом значительно расширен. Влияние киево-черниговского зодчества сказалось и на архитектуре Переяславля. Венчает здание купол на необычно широком барабане (подкупольное пространство равно почти 5 м).
ушедшего века сгорела, но ныне она восстановлена. Издавна на Руси дома крыли гонтом, бедные семьи для кровли использовали солому. Кроме бревен употреблялись брусья, пластины, доски (тес).
Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. Тем не менее представить первоначальный облик храма не составляет особых затруднений. По-видимому из нее происходят найденные при раскопках резные белокаменные детали, видимо, от обрамления порталов. В более крупных проемах перерубленные бревна связывали между собой колодами из брусьев.
Из древних «наемных записей» видно, что в далекие времена уже существовали плотничьи артели, состоявшие из опытных мастеров- профессионалов и учеников исполнявших «черную» подготовительную работу. В. Прахов во Владимире-Волынском). Преобладание деревянных построек над каменными наблюдалось до XVIII века. На Руси известно более 50 типов срубов.
Прежде всего это было граничит с полученным ими заданием. Скорее наоборот.
Пятницкая церковь в Звенигороде была прямоугольной с прямоугольной же апсидой. Такова, например, монография С. Строганова Дмитриевский собор во Владимире. Небольшие церкви, вероятно, сооружали быстрее — за 2 — 3 года. Абсолютно самостоятельной группой памятников зодчества являются постройки Галицкой земли.
На Дмитриевском соборе полностью сохранился подлинный медный ажурный крест. Успенский собор — самый крупный храм среди всех памятников подобного типа (20. 6 х 34. 5 м). В IX — X вв. Пристройка сбоку от избы с большими воротами (передок), служила для хранения телег, саней, конской сбруи.
Очень распространенной была кровля типа «ш а т е р». Таким образом, собор представлял собой сложную живописную композицию. Туристы посещают крестьянские дома, где столярная работа также выполнена с помощью топора, но ее нельзя назвать «топорной». Раскопками удалось изучить нижние части стен и фундаменты этого здания. Стены полностью расписаны и представляют галерею русской живописи, одну из самых старинных и уникальных. Отапливали такие помещения печками-каменками или глинобитными очагами по черному, дым от которых выходил через отверстия в стене или крыше (дымари), окна или двери. Д. Барановский), Борисоглебской в Чернигове (Н.
Резьба использовалась не только для украшения наружной части дома, но и в его интерьере. Не следует путать с ним и произведения русского модерна. Ее гладкие белокаменные стены расчленены простыми плоскими лопатками.
Затем следует ярус звона с колоколами.
И по технике и по плану она опять полностью повторяла предыдущие храмы — в Перемышле и Звенигороде. Вторая постройка — церковь Бориса и Глеба в княжеской резиденции близ Суздаля — Кидекше. Мастера работали только топором, вот таким образом говорили»срубили церковь». Храмподвергался неоднократным ремонтам. Влага почти не поступала в сруб, чему способствовали различные приемы обработки бревен.
«На избушке» второй половины XIX в. – овин традиционный и простой по форме: перед входом имеется помост на консолях и большой свес с крыши для защиты от дождя. К тому же техника здания явно не имеет на Руси никаких аналогий.
Большинство новгородских памятников зодчества второй половины XII в. известно нам лишь по результатам раскопок, поскольку они либо разрушены, либо полностью перестроены. В нем проявилось тонкое художественное чутье народных мастеров. Оно вовсе ушло из жизни русского дворянства, а в крестьянской среде центральной России оно хоть и продолжало жить, но уже не развивалось, а со временем упрощалось, мельчало и деградировало.
Над проездом здесь тоже была расположена церковь. Очевидно именно тогда Всеволод отправил в Полоцк киевскую строительную артель. В действительности это не так.
Храмы XVIII-XIX вв., а также часовня строги по силуэтам, но их оживляет резной декор. Раскопки ансамбля и исследование сохранившихся частей дают возможность графически реконструировать его первоначальный облик с весьма значительной долей документальности.
С течением времени строительные приемы совершенствовались. На окраине Владимира-Волынского раскопками удалось вскрыть нижние части стен и фундаменты другой церкви, так называемой Старой Кафедры, — вероятно, церкви Федора, построенной вскоре после Успенского собора.
Церковь очень нарядна: помимо аркатурного пояска она имеет на угловых лопатках полосу орнамента (так называемый бегунец) и выложенные из кирпичей рельефные кресты, а на ее барабане размещены полосы арочек и керамических вставок в виде нишек с килевидным завершением. Единственная постройка этого времени, которая до Великой Отечественной войны была абсолютно целой и даже имела великолепный ансамбль фресковой живописи, — церковь Спаса-Нередицы (1198 г. ). От тяжелых ледоходов защищались ряжевыми стенками.
Перешли к другой технике формовки кирпичей. Культовое зодчество представлено не так широко, как в музеях Европейской России.
История зодчества Древней Руси — молодая наука. XII в. строительная деятельность резко усиливается. Большинство шедевров деревянного зодчества русского севера построено в 17-18 веках. Всего у собора 13 глав, не считая завершений башен. Очень вероятно, что это произошло в 40-х гг.
Печи как на юге, так и на севере делали из камней или глины.
Так появились "красные" окна, по бокам которых нередко устанавливали волоковые окна. Появились и первые любители-археологи интересовавшиеся историей древнерусского зодчества. Церковь была сравнительно небольшой, по-видимому, четырехстолпной, с одной апсидой.
Известны они по результатам раскопок. Отапливали такие помещения печками-каменками или глинобитными очагами "по черному", дым от которых выходил через отверстия в стене или крыше (дымари), окна или двери. Однако на этом развитие полоцкого зодчества оборвалось.
На этом холме, как на пьедестале и была воздвигнута церковь.
Таким образом, даже указанное существенное различие соборов свидетельствует о единстве приемов, которыми пользовались зодчие. Гонт делали из древесины: пихты, ясеня и особенно часто из ели. К концу X в. древнерусское государство — Киевская Русь — приобрело уже законченные формы.
Дверные проемы загораживали полотнами из грубых досок, получаемых при раскалывании бревна. А. В. Раскопки показали, что это было крупное здание с очень своеобразным планом. Часто сруб ставился на валуны.
И все же, несмотря на явные признаки работы византийских зодчих, в памятниках Переяславля имеются черты, свидетельствующие о том, что здесь учитывали уже и опыт киевских строителей (например, в применении красного шифера). Если сени прирубались отдельно, то обе части пятистенка использовались под жилье. За исключением собора Кловского монастыря и надвратной церкви Печерского монастыря, все перечисленные памятники (в тех случаях, когда схему их плана оказалось возможным установить) — трехнефные шестистолпные крестовокупольные храмы с тремя апсидами. Часть памятников пряталась за стенами монастырей, таких как Спасо-Прилуцкий или Кириллово-Белозерский на Вологодчине, часть – привозилась в Москву, где в Коломенском гуляющим и отдыхающим гражданам можно было восхищаться умениями градодельцев и плотников России.
Обращает на себя внимание чрезвычайно нарядная кирпичная разработка фасадов здания. Наиболее ранним, очевидно, является собор Елецкого монастыря. Судя по летописи, церковь построена в 1167 г., т. е. сразу же.
В 1938 — 1939 гг. Обмеры, сделанные до войны, а также исследование руин позволили все же с достаточной полнотой установить его первоначальные формы. В ряде музеев подобного типа созданы так называемые «ожившие экспозиции», где мастерицы заняты вышивкой, плетением и прочими радующими женские сердца ремеслами.
Следующая по времени новгородская постройка — Никольский собор на Ярославовом дворище (обычно его называют Николо-Дворищенским собором) — возведена в 1113 г. Храм этот очень близок по схеме плана таким киевским памятникам, как соборы Печерского и Михайловского Златоверхого монастырей (последний, кстати, был сооружен всего за несколько лет до новгородского). Но в туровском храме есть и такие формы, которые нехарактерны для данной школы. Однако собор Федоровского монастыря, заложенный в 1129 г., также был построен в технике кладки со скрытым рядом. 7) Обычно считалось, что к новому типу храмов относится церковь Успения на Подоле в Киеве (так называемая Пирогоща), начатая строительством в 1131 г. и снесенная в 30-х гг. По результатам археологических исследований было предложено несколько вариантов реконструкции плана здания.
Ее шатровое завершение покоится на приземистом четверике. И князь Юрий обратился за помощью к своему военному союзнику — галицкому князю Владимиру. Ивановский собор отличается гораздо более приземистыми пропорциями.
Башня и крещальня значительно выступали наружу от боковых стен основного корпуса храма. Вот таким образом, несмотря на то, что пила на Руси была известна давно, пользовались ею редко. Довольно распространенной является элемент кровли «б о ч к а» – наподобие перевернутой вверх килем лодки с отпиленным носом и кормой. XII в. во Владимире был построен новый дворцовый храм — Дмитриевский собор.
был занят реставрацией новгородского Софийского собора, причем обнаружил части древней росписи этого храма, мозаичные полы, первоначальный престол и множество архитектурных форм, замаскированных или искаженных переделками собора. по проекту известного архитектора-реставратора А. В. Стены храма и снаружи и внутри были расчленены плоскими лопатками. Эту фразу обычно понимают как указание на наличие в церкви 25 глав. На основании ряда косвенных признаков исследователи высказали предположение, что она имела завершение в виде деревянного купола на световом барабане, опиравшемся на заломы, т. е. как бы имитацию в дереве каменных парусов. Возведение огромных домов столь значительных размеров определялось особым, патриархальным бытом и укладом местного крестьянства, как правило, жившего большими неразделенными семьями. При этом технические и художественные изменения были безусловно тесно взаимосвязаны.
До XI века на Руси применяли исключительно дерево при строительстве храмов. Датировка минского храма вызывает дискуссию. Так, Успенский собор Печерского монастыря построен за 3 года (и кончана бысть на третьее лето), хотя фундамент его был заложен еще за год до этого. Даже типы церквей были иными: если в Киеве возводились в основном трехнефные шестистолпные храмы, то в Переяславле — главным образом бесстолпные и двухстолпные храмики.
Это уникальный прием в деревянном шатровом зодчестве. Вот таким образом новгородский собор имеет гораздо более стройные пропорции. С трех сторон основной объем опоясывает галерея-гульбище, устроенная на кронштейнах, которая придает храму нарядность. Очевидно, киевские мастера строили в это время и в Чернигове. Обзорная тропа ведет туриста от сектора к сектору. Не было, нет и не будет такой". Очень существенные изменения произошли в зодчестве Киева. Одним из крупных центров монументального строительства в XII в. стал Смоленск.
Правильно изготовленный гонт носит название колотого гонта. Деревянное зодчество, возникшее на заре формирования Руси, несомненно, древнее каменного. Бревна подбирали ровные, одно к одному. На этих поселениях обнаружены остатки жилищ, позволяющие судить о типе домов.
С 40-х гг. Вскоре после постройки Елецкой и Борисоглебской церквей эти же мастера возвели два храма в столице Рязанской земли (теперь — городище Старая Рязань), входившей в сферу владения черниговских князей. Когда же произошла эта смена строительной традиции.
К окончанию возведения Софийского собора, что, видимо, произошло в начале 40-х гг. Близка к киевским памятникам не только строительная техника, но и типологическая схема храма: в плане Бельчицкого собора видно явное сходство с планом киевской церкви Спаса на Берестове — совпадают пропорции плана, форма притворов, хотя здание несколько меньше по величине (длина церкви Спаса около 26 м, а Бельчицкого собора — 23. 5 м). По-видимому, жили по принципу – «На Бога надейся, а сам не плошай». Состоит она из трех разновеликих восьмигранных срубов-ярусов, поставленных один на другой.
В более крупных проемах перерубленные бревна связывали между собой колодами из брусьев. Она небольшая, бесстолпная, с одной апсидой и примыкающим с запада нартексом. Такова, например, церковь над Борщовом, вероятно называвшаяся в древности Кирилловской.
М. Штендер). Количество жилых помещений (а отсюда и тип сруба) зависело от состава семьи и материального достатка. На языке творивших это купцов и духовенства того времени все эти переделки назывались «благолепным обновлением».
Остатки фундаментов обеих построек вскрыты раскопками. В церкви на Нижнем Замке от галерей уцелел только маленький кусочек фундамента, а в храме-усыпальнице их план восстанавливается полностью: с востока галереи заканчивались небольшими часовнями с апсидами, а на западных углах имели абсолютно необычные расширения.
Всё конструктивно-функциональное делается одновременно архитектурно-художественным. На деревянных столбиках, подпорках и балясинах резались то неглубокие «перехваты» и «пояски», то кругляки из которых появлялись «дыньки», «грибки», «маковицы» и тому подобная прелесть. обсуждались в Обществе санкт-петербургских архитекторов, а в 1894 г. вышла в свет первая История русской архитектуры, написанная А. М. Павлиновым. При столь плохой сохранности здания оказалось невозможно убедительно и однозначно реконструировать план уничтоженной церкви.
У северного и южного притворов храма есть самостоятельные апсиды. Дома «двужилые», то есть двухэтажные. Конструкция перекрытия этого храма, к сожалению, неизвестна. Судя по мощным стенам и фундаментам, церковь покрывали своды, но в то же время большая ширина интерьера (более 8 м) не позволяет предполагать обычное купольное завершение. В начале 40-х гг. Чем же характеризуется X в. в истории восточных славян. В этих образных эпитетах чувствуется особая любовь русского человека к лесу.
Чуть левее входных ворот посетителя встретит деревянная мельница из деревни Большая Шалга Онежского района, один из наиболее архаичных типов – «столбовка на ряже». Сильно перестроенное здание Михайловского собора достояло до 30-х гг. Крестчатые в плане столбы заменены шестигранными и круглыми. Художник Н. Мартынов в 1862 году сделал акварельные копии нередицких фресок. Ныне она не существует, но, по данным обследования 1928-1929 гг., храмик, несмотря на очень небольшие размеры (приблизительно 5. 7 х 5. 1 м), был довольно высоким во всяком случае стены его поднимались почти до 7 м. Аналогичная церковь была возведена вместе с комплексом усыпальниц, примыкавших к восточному фасаду Софийского собора и вскрытых раскопками.
Суслов (Владимир Васильевич) — архитектор-археолог, родился в Москве в 1859 г. Окончив в 1878 г. курс в Московском училище живописи, ваяния и зодчества с малой серебряной медалью, поступил в ученики Императорской Академии Художеств, посещая которую получил за свои архитектурные композиции большую серебряную и малую золотую медали. с. Боголюбово).
Церковь Покрова на Нерли — небольшой четырехстолпный храм, к которому с трех сторон примыкали галереи. Таким образом общая композиция Спасского собора имела пирамидный характер. Центральный храм Переяславля — Михайловская церковь. XII в. дробление страны пошло более ускоренными темпами. При этом они посчитали возможным (очевидно, с согласия заказчика) отказаться от уже сложившейся в Киеве традиции и возвести здание по тому типу византийского храма, который не был принят в русском зодчестве.
Солнечный круг – солярный знак – явный языческий символ. Собор производит впечатление величавой гармоничности и уравновешенности. Стали широко использовать не применявшиеся ранее крестовые своды.
Менее 5 лет строили собор Михайловского Златоверхого монастыря. После смерти князя Мстислава Ярослав Мудрый сосредоточил в своих руках власть над всей Русской землей.
Так началось каменное строительство в Юго-Западной Руси. Наружные лопатки несколько сложнее, чем в Бельчицком соборе.
XII в. уже восторжествовала статичная композиция. Они обусловлены несколькими причинами.
Никаких новых приезжих зодчих не появлялось. В Десятинной церкви кладка со скрытым рядом была обнаружена в частях здания бесспорно изначального происхождения. Торжественные и пышные многоглавые композиции отошли в прошлое. Дом-двор, где находились помещения для скота (хлев), для хранения различных припасов и сена (сарай, кладовые, чуланы), а также для занятия ремеслами образует одно общее здание с различными жилыми комнатами как отапливаемыми, так и холодными летними горницами, светелками.
Дверные проемы загораживали полотнами из грубых досок, получаемых при раскалывании бревна. Башня Якутского острога в 90-е гг.
Дело в том, что в 40-х гг. По преданию, ее строителями были поволжские плотники братья Мулиевы родом из Ярославля.
Изнутри окна задвигались деревянной затворкой (заволакивались), откуда и появилось название – волоковые. Между тем рядом с Русью находилось мощное государство — Византийская империя, где все идеологические формы, соответствовавшие феодальному строю, уже были разработаны полностью. Как он выглядел.
По-видимому, это было граничит с определенной идеологической задачей. Их заменили лаконичные уравновешенные памятники, увенчанные одной массивной главой. В Списке русских городов отмечено, что Десятинная церковь была о полутретьятцати версех. Из построек, возведенных в 50-х-гг. В Киеве мастера приравняли высоту собора его длине, но в Новгороде при меньшей длине здания собор казался бы слишком приземистым и его высоту сделали равной длине вместе с галереями.
Несмотря на то что от ранних галицких памятников сохранились только фундаменты имеется возможность достаточно полно представить их первоначальный облик. Обычно русские плотники сращивание бревен по длине не применяли, а для увеличения размеров дома ставили рядом несколько срубов или применяли многоугольные (шести- или восьмиугольные) или крестообразные в плане здания.
В 1101 г. здесь по распоряжению Мономаха был построен собор. Верхняя часть избы, поднятая высоко над землей («из горни»), предназначенная для жилья, получила название горницы или просто избы. Статья начинается с фразы: Наши архитектурные памятники так мало подвергались ученой и обстоятельной критике, что не могли доселе еще достигнуть до прямой своего значения — источников для определения характер, русской архитектуры. Стены укреплялись «вежами»— башнями иногда на каменном фундаменте. Вот таким образом по плану храм носил характер шестистолпного.
В 1889 — 1891 гг. Лишь после того как в 1935 г. здание новой церкви разобрали, появилась возможность провести археологическое исследование древнего памятника. Другая русская архитектурная школа, сложившаяся в XII в., — полоцкая. Вот таким образом о первоначальной объемной композиции зданий и их художественном облике можно судить лишь очень предположительно.
Благодаря этому интерьер очень прост и ясен. За избой, под одной крышей расположен большой хозяйственный двор, отделенный от нее сенями. Вероятно, такой была цель зодчих и при строительстве Кловского собора.
Но и по сей день продолжается поиск "идеального" деревянного дома. Срубные постройки вкапывали в землю, а сверху крышу засыпали грунтом. По сохранившимся постройкам можно судить, что хоры занимали только западное членение храма, причем боковые части хор опирались на своды и имели характер замкнутых часовен, а средняя — открытый балкон на деревянных балках. Так, в 1809 — 1810 гг. Особенно часто такие приемы использовали при строительстве церквей.
В Константинополе император мог проводить такие церемонии в многочисленных парадных помещениях дворцов, а в случае нужды — и на хорах (эмпорах) Софийского собора, построенного еще в VI в. В Киеве все это нужно было создавать именно теперь. Князь установил с Полоцком дружественные отношения, скрепленные династическим браком. Это конусообразная кровля с башенкой наверху, придающая храму стройность. Это центр всего музея, который формировался в основном в 1950-60-е гг.
На русском деревянном зодчестве это отразилось самым неблагоприятным образом. Строителями Софийского собора были константинопольские мастера. Мастер Нестер. Система кирпичной кладки (из плинфы со скрытым рядом и с прослойками необработанных камней) в Переяславле совпадает с киевской, но это ни о чем не говорит, поскольку такая система в это время применялась и в Киеве и в Константинополе.
Фрески Кирилловской церкви позволяют видеть, какие существенные изменения произошли в монументальной живописи Киева, насколько более плоскостными и графичиыми стали изображения по сравнению с росписями XI в. Больше данных имеется о декоративном убранстве полов. Иногда к задней стенке пристраивалось еще помещение, носящее название «боковуша». Отдельные детали постройки (кровельный тес, причелины, колонки и т. д. ) также соответствовали своими размерами бревнам, что создавало определенную масштабность всего сооружения.
Основанием служит приземистый четверик, на который поставлен мощный восьмигранный сруб, завершающийся резными лопатками-полицами". Грабарь отмечает различия ветряков по реке Онеге и Подвинью: первые – короче и приземистее, вторые – выше и стройнее, что граничит с особенностями ветрового режима.
С точки зрения здоровья – это немаловажный фактор. В связи с этим в 30-е гг. Западная часть церкви Ильи Пророка, вероятно, поднималась в виде башни. глава.
Эти росписи активно изучали учёные в первой трети прошлого века. Обратимся к другому музею деревянного зодчества «Витославлицы», что расположился в окрестностях Великого Новгорода, недалеко от Юрьева монастыря, на берегу реки Волхов. Целиком сохранился Спасский собор в Переславле-Залесском. здесь заканчивался процесс разложения родоплеменного строя и сложения классового общества.
вся площадь Десятинное церкви была раскопана полностью. Полы в таких домах преимущественно были глиняными.
Такие строения и сегодня можно встретить по нижнему и среднему течению реки Мсты. В 1836 г. в московском архитектурном училище был заслушан доклад А. Мартынова Речь об архитектуре в России до XVIII столетия. В далёкой северной глуши два с лишним века назад тонко понимал он красоту, знал сокровенные тайны пахучего, свежесрубленного дерева, умел создавать неповторимое (действительно неповторимое) деревянное кружево. Существовали различные типы кровли.
Необходимо было найти эти памятники деревянного зодчества, обследовать и перевезти на территорию музея, где каждому региону было определено свое место, характерное для различных районов бывшей Архангельской губернии. Вторая церковь, которую предположительно считают Успенской, не имела притворов. Об этом красноречиво свидетельствуют сохранившиеся в течение веков монументальные архитектурные памятники. В местах перелома кривизны свод этот опирался на деревянные балки.
Сооружения, возведенные во Владимирском княжестве в 90-х гг. Должна была измениться и ведущая идеологическая сила средневековья — религия. XII в. В 50-х гг.
XX столетия. Они с большим успехом были продемонстрированы в Париже, на Всемирной выставке. При этом в ряде южно-русских и среднерусских политических центров (Киев, Чернигов, Рязань, Волынь, Смоленск) сохранялась единая киевская архитектурная школа, а в других землях уже в первой половине XII в. развитие зодчества пошло иными, вполне самостоятельными путями. Большая толщина западной стены свидетельствует, что в ней размещалась лестница на хоры. Резьба покрывает всю верхнюю часть здания выше аркатурно-колончатого пояса.
Раскопки показали, что первоначально на данном месте собирались соорудить небольшую бесстолпную церковь с галереями, близкую по типу к переяславльским храмам. Основной тип жилья в различных районах преобразовывался по- разному, однако принципиальная схема решения оставалась прежней. На площади у Десятинной церкви поставили 4 кони медяны — трофейные скульптуры, вывезенные из Корсуни. Там же был возведен каменный княжеский дворец.
Резкие же различия во всех остальных компонентах здания — в строительной технике (особенно в системе кирпичной кладки) и в архитектурных формах — свидетельствуют о смене архитектурно-строительной традиции, т. е. смене мастеров. Планы этих церквей почти стандартны, отличаясь лишь размерами и деталями. П. Покрышкин, Д. В. Милеев и др. ).
И. Э. Очевидно, новгородская артель в 80-90-х гг. Однако некоторые изменения в технике все же есть. Празднично красива и сложена по композиции церковь Рождества Богородицы (XVI в. ) на крещатом (в плане) срубе покоится восьмерик, увенчанный большим шатром. Сажень, маховая сажень, локоть и другие плотницкие меры, как «золотое сечение» в Средиземноморье, притягивали взор человека.
Храмы завершаются закомарами, основания которых расположены на одной высоте и венчаются одной массивной главой. При разборке здания большая часть мозаик и фресок была снята со стен и перенесена в музеи.
В первой половине XII века церковь перенесла значительный ремонт. вновь возвратились в Киев.
В конце 40-х или начале 50-х гг. Кололи гонт в радиальном направлении. В стране, относительно недавно принявшей христианство, значительно большую роль, чем в Византии, должны были играть помещения крещален. Но как различен их облик. Ее крестчатые в плане подкупольные столбы имели скругленные углы.
Большую роль сыграло также применение местных строительных материалов. В большинстве стольных городов этих княжеств началось монументальное строительство.
Это квадратная в плане четырехстолпная церковь, увенчанная одной массивной главой. Русская архитектура вступала в новый этап своего развития. Возведение тяжелого фундамента, толстых стен и их последующая отделка влетает в копеечку. Планы создания истории древнерусской архитектуры в 80-х гг. Работы вели как местные краеведы (например, М. П. Полесский-Щепилло в Смоленске, А. В. Селиванов в Старой Рязани), так и специалисты-ученые (А.
Поражает внутренний интерьер церкви. Редко их руины можно увидеть на старых фотографиях XIX в. или на планах древних городов.
В музее можно увидеть использование в декоре храмов и жилых изб разных пород дерева: липы, ели, березы, осины. В нижней части избы, носящей название «подклета», под жильем размещались склады для хозяйственных продуктов инвентаря, а иногда и помещения для мелкого скота. Большинство остатков оборонной архитектуры находится в Сибири. С востока расположена одна большая апсида. После одного из них, в 1770 г., он был вновь освящен. XII в., когда они освободились, завершив строительство Георгиевской церкви в Каневе.
В некоторых крепостях срубы оставляли пустыми, приспосабливая под жилье и хозяйственные нужды4. Начинают протекать прогнившие кровли, гниют нижние венцы срубов, под обшивкой скапливается мусор от птичьих гнезд. На рубеже XVII—XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Во всяком случае после 70-х гг. XII в. на Волыни вновь началось строительство, на этот раз в Луцке. Что касается военной архитектуры (крепостей-острогов, состоящих из деревянных стен и башен), то здесь в большей степени, чем в жилом строительстве, заметна эволюция конструкций и внешних форм.
В целом храмы XII в. уравновешены и статичны, сложная живописность композиции памятников XI в. полностью отсутствует. Изнутри окна задвигались деревянной затворкой (заволакивались), откуда и появилось название – волоковые.
Традиционные основы искусства деревянного зодчества свято оберегались каждым последующим поколением мастеров и вместе с тем оттачивались и отшлифовывались на протяжении веков, впитывая в себя также достижения мировой архитектуры и преломляя их сообразно незыблемым заветам дедов и отцов. Их изучение до последнего времени заметно отставало от изучения архитектурных сооружений других русских земель. Начиная со второй половины 60-х гг. В. Холостенко), Спаса-Нередицы и Пятницкой (нижняя половина) в Новгороде (Г. Судьба русского деревянного зодчества, как и всей русской традиционной культуры, сложна и трагична.
после возвращения строительной артели из Ладоги в Новгород. Кроме того, многие постройки страдают от пожаров.
Следующий по времени возведения крупный киевский храм — собор Михайловского Златоверхого монастыря (1108 г. ) — продолжал ту линию развития архитектуры, которую представлял Успенский собор Печерского монастыря. Тщательно продуманная конструкция полностью отвечает композиционному замыслу. Нижний этаж, – «подызбица» – без окон используется для хозяйственных надобностей. Пила не давала нужного эффекта, распиленное бревно втягивало воду, подобно сухому грибу.
Размеры проемов — дверей, окон — были кратны целому числу венцов. Для вырубки чашек применяли топор, который был основным плотницким инструментом. На выбор месторасположения поселения оказывали влияние следующие факторы: удобство сообщения (реки, озера), особенности речной долины (сужения, расширения, крутые изгибы), другие характеристики рельефа. Очевидно, что галицкие храмы имели конструкцию сводов крестовокупольного типа (точнее — вписанного креста) и обладали статичной уравновешенной композицией с одной массивной главой и спокойным ритмом закомар. Хоры очень обширные: 260 м2 при общей площади основного здания собора около 600 м2.
Зодчество ряда княжеств (Киевское, Черниговское, Рязанское, Смоленское, Волынское) не разделилось на самостоятельные школы. При этом термин «отворити ворота» означал сдачу города. Бревенчатые стены таких построек обычно обшиты или оштукатурены и выкрашены, а по своим формам и образному звучанию эти стилевые произведения архитектуры не имеют ничего общего с народным зодчеством. Постройки подобного типа в других русских землях неизвестны, но они имеют прямые аналогии в романском зодчестве Центральной Европы и прежде всего Венгрии.
Конечно, в них имеются уже некоторые новые черты. Так, очень характерна книга В. И. Бутовского Русское искусство и мнение о нем Е. Виолле-де-Дюка, французского ученого-архитектора и Ф. И. Буслаева, русского ученого-археолога (1879 г. ). С 70-х гг.
Даже о плановой схеме этих храмов существуют различные предположения. От других реставрированных памятников кирпичного зодчества XII в. (например, Борисоглебская церковь в Чернигове и Успенский собор во Владимире-Волынском) церковь Петра и Павла отличается тем, что ее фасады освобождены от поздней штукатурки и дают возможность видеть подлинную фактуру равнослойной кирпичной кладки стен. Наиболее распространенными были пятистенки – усложненный тип сруба, представляющий собой прямоугольную избу, разделенную поперечной стеной. на это месте построили новую церковь.
Какой был ее ход, развитие, ее действие и успехи. Раскопки показали что от древнего здания на маленьком участке в юго-западной части храма сохранились нижние ряды кирпичной кладки на остальных участках местами уцелели фундаменты, а большей частью даже фундаменты оказались выбранными на камень и контуры здания удалось проследить только по фундаментным рвам. Терем, видимо, входил в комплекс зданий княжеского двора.
Но именно типологическая схема зависит не столько от зодчего, сколько от заказчика. И рассуждения некоторых ученых, обремененных научными званиями, о бесперспективности, «черных дырах» огромных территорий России, представляются мягко говоря, неубедительными.
Весьма вероятно, что побелка стен вызывалась как эстетическими представлениями той эпохи, так и практическими нуждами — служила защитой кирпичной кладки от разрушения (выветривания). Центром любой усадьбы на Севере был дом. Для русских укреплений того времени характерны такие части как ров, городские стены, забрала и насыпной вал. Чрезвычайно интенсивные политические связи Галицкого княжества с соседними странами — Польшей и Венгрией — оказали существенное влияние на всю архитектурно-строительную деятельность, превратив данный район по существу в контактную зону взаимодействия византийско-русской и романской архитектуры. Церкви этой поры по плановым схемам довольно близки друг другу, хотя среди них встречаются и очень крупные (например, церковь Бориса и Глеба в Вышгороде длиной 42 м) и совсем незначительные (церковь на усадьбе Художественного института длиной 20 м).
Перед каждым его порталом, т. е. с трех сторон, некогда имелись небольшие притворы — тамбуры (или, может быть, галереи). Получился искусственный холм, который облицевали тесаными каменными плитами. Другая смоленская церковь, относящаяся к 60 — 70-м гг.
Основным видом городских укреплений были городские стены4. Такое предположение не может быть принято.
Основой была клеть, в плане имеющая форму прямоугольника иногда – квадрата. На хоры поднимались по лестнице, расположенной в толще западной стены. Вскоре после черниговского Спасского собора бы возведен Софийский собор в Киеве. Это подтверждается рядом своеобразных особенностей строительной техники (например, характер формовки кирпичей), несвойственных архитектуре Киева.
Большинство исследователей относят его к началу XII в., хотя есть предположения и о более ранней дате — конце XI в. Несомненно лишь, что он был построен князем Олегом Святославичем или его братом Давидом после того, как Чернигов был закреплен за их родом решением Любечского съезда (1097 г. ). Очень существенно изменились, вернее — сменились, декоративные элементы фасадов. Он отличается более небрежной кладкой и отсутствием двухуступчатых ниш на фасадах.
Автору удалось побывать в Каргополе в конце 70-х гг. Экспрессия, страдания, запечатленные в лицах и фигурах святых вызывали ответные чувства у коренных жителей этого региона. Очевидно, зодчим было дано твердое задание — не отходить от киевских образцов. Великая Отечественная война прервала работы, однако уже в 1945 г. на I Всесоюзном археологическом совещании была сформулирована четкая задача — развернуть широкую архитектурно-археологическую деятельность.
На башне и на арочном переходе сохранился аркатурно-колончатый пояс. Ярусной композиции церкви вторит высокая колокольня с шатровым верхом. Ополовников писал: «Как бы ни велика и тяжела была потеря подлинной среды памятника, она никогда не может быть больше потери самого памятника».
Обращают на себя внимание чрезвычайная четкость разбивки плана, крупные размеры здания (примерно 35 х 24 м) и очень значительное подкупольное пространство — более 8. 6 м, т. е. больше, чем в Софийском соборе. XX в. Судя по чертежам и описаниям, храм сохранял все основные особенности киевских памятников второй половины XI в. Как и в Печерском соборе, здесь к западному членению примыкала (но не с севера, а с юга) маленькая церковь, вероятно крещальня. Исследование памятника позволило дать его графическую реконструкцию.
Купол поддерживали четыре очень массивных квадратных в плане столба (со сторонами около 3 м). Центром ансамбля являлся собор. Судя по строительной технике, постройка относится к 70- 80-м гг. Собор завершался одной главой, а вторая возвышалась над крещальней. Софийский собор — большой пятинефный храм с крестовокупольной системой сводов (точнее — схема вписанного креста).
Очень возможно, что под словом верхи составитель Списка имел в виду не главы, а своды. Вместе с тем архитектурный облик памятников 60-х и 90-х гг. У с. Побережья был раскопан храм в форме квадрифолия с очень четко очерченными четырьмя полукружиями.
Бревна, обработанные топором, как бы закупориваются под его ударами и становятся менее гигроскопичными. Но еще оригинальнее строительная техника здания. Колокольня является одной из самых древних колоколен башенного типа на семнадцати столбах.
После завершения Софийского собора в течение всей второй половины XI в. в Новгороде не было возведено ни одного монументального здания. В. Моргилевский, Н. Е. Макаренко, Н. И. Брунов, И. М. Хозеров и др. ). Следующий этап монументального строительства начался на Руси в 30-х гг. В русском фольклоре все породы деревьев имеют свои поэтические названия.
В старину пиленых досок не было и для получения теса бревно раскалывали топором при помощи клиньев на несколько частей, которые затем обтесывали топором, теслом, откуда и возникло название «тес». Были и общественные инженерные постройки – мосты, ветряные и водяные мельницы. В начале XIX в фундаменты церкви раскопали, а в 1828 — 1842 гг. Это сравнительно небольшой шестистолпный храм с одной апсидой. Обе церкви трехнефные, шестистолпные, с полуколоннами на наружных пилястрах.
Такие кирпичи в древнерусских письменных источниках именовали плинфами.
В 1127 г. в Новгороде возвели церковь Ивана на Опоках. Дом был как бы частью окружающей природы.
На некоторых памятниках (черниговские Елецкий и Борисоглебский соборы) отмечено наличие затирки фасадов, по которой произведена разбивка имитирующая квадры белокаменной кладки. Более того, в Софийском соборе этого камня даже больше, чем в постройках начала XII в. Однако, как бы широко ни использовали мастера начала XII в. местную плиту, все наиболее ответственные в конструктивном отношении участки (своды, арочные перемычки) делались в основном из плинфы в технике кладки со скрытым рядом, т. е. вполне по-киевски. И все же самостоятельных черт в этих постройках еще мало.
Под углы и середину стен клали большие камни или ставили стулья из толстых дубовых бревен. От главного храмового комплекса идет уличная застройка крестьянскими домами. Академии Художеств) и некоторые другие. Вместе с классовым обществом происходило становление государства. При этом во всех русских землях происходило интенсивное сложение новых форм.
При рассмотрении памятников зодчества на территории Среднего Приднепровья обращает на себя внимание отсутствие в Киеве и Чернигове монументальных зданий, возведенных в 50-60-х гг. К простейшим типам построек можно отнести четырехстенки.
Таким образом, собор стал пятинефным и пятиглавым. Византия же была кровно заинтересована в военных силах Руси, обеспечивавших безопасность ее северных границ от вторжения кочевников. Разнообразие изб, поднятых на высоких подклетах над землей поражает. Откуда появились в Переяславле собственные кадры строителей. Интерьер собора, несмотря на четкость построения, производит впечатление очень сложного и живописного.
Такое положение послужило причиной, по которой во многих славянских землях городские укрепления и крепости именовались «вышгородами». Отсюда из Владимира, он диктовал свою волю князьям многих других русских земель, в том числе и самого Киева. Храм внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Последняя по времени ладожская церковь — Георгиевская — была построена в 60-х гг. Наиболее крупным объектом строительства был городской храм Владимира — Успенский собор, — возведенный в 1158 -1160 гг. Храм был построен в 1713 г. на месте сгоревшей деревянной шатровой церкви.
Если учесть эти сроки строительства и количество возведенных сооружений, станет ясно, что в Киеве непрерывно работала одна строительная артель, последовательно переходившая с объекта на объект. Очень вероятно, что использование цилиндрических сводов с подпружными арками, которые в Константинополе обычно возводили не в храмах, а. в инженерных сооружениях (например, цистернах), было вызвано нехваткой опытных каменщиков. Подобные храмы были широко распространены на северо-западе.
Затем был построен собор Кловского монастыря, в 1086 г. — церковь Андрея Янчина монастыря. Фундаменты под деревянные здания не ставили, а нижние венцы клали прямо на землю. Зодчие, построившие эти соборы, несомненно были присланы из Киева или Переяславля. В 1910 г. вышел в свет первый том Истории русского искусства И. Э. Грабаря.
Как и в западно-европейском средневековье, русская архитектура X-XIII вв. Конечно, это очень затрудняло изучение истории древнерусского зодчества. Конечно, Спасская церковь — памятник еще очень противоречивый. Второй этаж – жилой.
В таких условиях князь Володарь, обратился за строителями в соседнюю Польшу. Проемы в стенах делали невысокими, чтобы не перерубать большое число бревен и максимально сократить потери тепла. Его относят как к началу XII в., так и к 70 — 80-м гг. В старину на Руси таких построек было великое множество. При прочих равных условиях кирпичный дом в 1, 3 – 1, 5 раза дороже, чем деревянный. Второй немаловажный фактор –экономический.
Таков, например, план г. Олонец в Карелии. Так, перед всеми тремя ее порталами находились притворы. Очень существенным новшеством в нем является размещение купола: он опирался не на восточные, а на западные пары столбов, т. е. был сдвинут на одно членение к западу. В здании явно выделены два аспекта обозрения интерьера. Она была полностью перестроена в XV в., но схема ее плана выявлена раскопками.
На верху стен имелась широкая площадка, внешнюю сторону которой прикрывали «забрала» или «заборола». Положение существенно изменилось только в последние 30 лет, когда удалось провести повторные раскопки памятников известных по очень несовершенным исследованиям XIX в., а также раскопки нескольких ранее неисследованных сооружений. Внутренние лопатки в них отсутствуют, а столбы в плане не крестчатые, а квадратные.
Теперь впервые делаются попытки разобраться в закономерностях развития стиля. Кроме шиферных плит для убранства полов стали применять мозаику и поливные керамические плитки. Грозы, пронесшиеся над Русью, к сожалению, стерли с лица земли многие памятники зодчества.
Несомненно, что построили витебскую церковь какие-то приезжие мастера очень вероятно, что их вызов был связан с возвращением группы полоцких князей из ссылки в Византию в 1140 г. Возможно, что витебская церковь в какой-то мере оказала влияние на зодчество Полоцка, например на плановую схему и организацию хор в Спасской церкви Евфросиньева монастыря. Раскопки показали, что к восточным его углам примыкали небольшие часовни, а к юго-западному (симметрично сохранившейся круглой лестничной башне у северо-западного угла) был пристроена двухэтажная крещальня.
во Владимире-Волынском построен центральный городской храм — Успенский собор. Отдельные памятники гражданской и культовой архитектуры как отражение народного бытия свозили, разобранные по бревнышку, в особо примечательные ландшафты – приречные, приозерные, где бережно собирали и попутно реставрировали. Здание полностью сохранилось, а в его интерьере уцелели великолепные фресковые росписи.
Дощатой перегородкой в избе был отделен «бабий кут» или чулан, где на полках стояла глиняная берестяная посуда.
Так развивалась неповторимо своеобразная владимиро-суздальская архитектурная школа. Для этого топором и молотком от поленьев отделяли клиновидные части толщиной 2 см. Вблизи церкви Рождества Богородицы стоит ветряная мельница.
Ополовникова. Такое сходство абсолютно понятно. Частично сохранилась церковь Благовещения на Мячине (1179 г. ) в ее апсидах уцелели даже фресковые росписи.
Эта церковь по плану тоже полностью совпадает с памятниками Киева. Искусство домостроения передавалось по наследству на протяжении многих поколений.
XII в., несомненно прямо продолжают традиции, сложившиеся здесь еще в 60-х гг. XI в. Страна была в это время разделена на две части между сыновьями князя Владимира — Мстиславом и Ярославом. Маленькие главки прирубов подчеркивают величественность центрального шатра. Несколько позже, в 20 — 30-х гг. Храм имел с трех сторон притворы. Церковь имела (по фундаментам) в длину 27. 2 м, в ширину — 18. 2 м длина подкупольного пространства 6. 5 м, ширина — 7. 2 м. С трех сторон к церкви примыкали галереи, очень усложненные и расширенные в западной части, где, вероятно, находились лестничная башня и крещальня.
Большинство укреплений и крепостей в Древнерусском государстве были деревянными. И значит, многоглавие киевского Софийского собора имеет прямой функциональный смысл. Еще один памятник, вскрытый раскопками в Полоцкой земле, — церковь в Минске. Бревна разделялись берестяными и моховыми прокладками. Стены этих жилищ имели столбовую или срубную конструкцию и были снаружи обмазаны глиной.
Помимо центральной главы на мощном барабане, прорезанном большими окнами, есть четыре меньшие, размещенные по диагоналям от главной, а к ним примыкают еще меньшие. В 1899 и 1904 гг.
Письменные источники сообщают о необыкновенной роскоши отделки здания. Здесь представлены «курные» и «белые» каргопольские, ошевенские избы – четырехстенки, топившиеся «по-черному» из деревни Гарь, с полутораметровым козырьком, защищающим фасад дома от осадков, а также другие типы изб, в том числе и двухэтажная, летняя изба с неотапливаемой горницей. Это был трехнефный шестистолпный храм. В них были устроены щели для стрельбы по противнику— «скважни».
В качестве прикрытий для них использовались топкие низины и болота. Для таких крепостей типичен высокий вал, как например в Дмитрове3. В угрожаемых местах крепостные стены дополнялись рвом, мосты через который строили на столбах6. На кого был похож.
Архивные материалы, записки путешественников XVIII-XX вв., замечательная книга Максимова «Один год» пригодились для правильного расположения объектов. В 1156-1160 гг.
Она маленькая, бесстолпная, с одной апсидой и с полуколоннами на наружных пилястрах. Все указанные черты совпадают с особенностями киевской школы. При раскопках Борисоглебской церкви найдено несколько белокаменных капителей, покрытых великолепной резьбой их место в здании не определено. XII в. После каневской Георгиевской церкви, сооруженной в 1144 г., летопись не отмечает ни одной постройки вплоть до черниговской Михайловской церкви, относящейся к 1174 г. Нет таких памятников и среди тех, которые были обнаружены раскопками, но не зафиксированы летописью. Возможно, такая башня и послужила прообразом для шатровой колокольни.
Резьба на причелинах, подзорах кровель и оконных наличниках сочеталась с росписью, подчеркивая индивидуальность каждого дома.
Время возведения собора неизвестно. Это была первая попытка целеустремленного изучения памятников древнего русского зодчества. Из Жития Евфросиньи Полоцкой известно, что строителем храма был приставник над делатели церковными Иван (в другом варианте — Иоанн).
На его фасадах, кроме западного, отсутствуют декоративные двухуступчатые ниши. Полы в таких домах преимущественно были глиняными. Собор увенчан пятью главами. Таким образом, в полоцкой архитектурной школе раньше, чем в других строительных центрах Древней Руси, сложился тот тип динамической композиции столпообразного храма, который позднее в различных вариантах стал характерен и для остальных русских земель.
В итоге деятельности археологов в Переяславле удалось вскрыть не только все постройки, упомянутые в летописи, но еще два небольших храма, а вне города — следы маленькой церкви на р. Льте (Летская божница). Все в крестьянском доме было продумано и функционально. Место для него выбрано характерно возвышенное, открытое к Камскому водохранилищу: лысый склон «солнопек» и затененный елями противоположный склон, характерный для ландшафтов Прикамья. К примеру, для соблюдения современных требований по теплосопротивлению (для условий Московского региона) наружная стена должна иметь толщину: при строительстве из бруса – 50 см из кирпича -150 см, а из деревянного каркаса – всего 15 см.
Но и позже, в XVI-XVII вв., освоение сибирских просторов шло по рекам. Размер сторон подкупольного пространства около 5. 8 м, а общие размеры здания (без притворов) 33 х 27 м. Почти сразу же по окончании постройки Михайловской церкви к ней пристроили целый комплекс усыпальниц, превративший здание в сложный архитектурный ансамбль. В настоящее время удалось вскрыть раскопками лишь часть его фундаментных рвов.
Ни пилы не знали они, ни дорогих тогда железных гвоздей. До сих пор неясно, какие мастера возводили это здание. Вероятно, в 70-х гг.
XIX в. изучение памятников древнерусского зодчества становится более интенсивным. Очевидно, что построенная в 1131 — 1135 гг. Эскизам была присуждена бронзовая медаль.
Ладожские храмы 50-60-х гг. Плотничали только топором (в перерубленное бревно вода не пойдет), ударами топора забиты древесные сосуды и поры. Произошло это, по-видимому, в конце 40-х гг. Широкое распространение получила неглубокая глухая резьба.
строительство в Новгороде ведется уже непрерывно. Крыльцо на два всхода – приглашение войти в храм. деревянные сваи основания были заменены на кирпичные столбы. О пробуждении интереса к древнерусским памятникам можно судить по тому, что в 30-х гг.
А был ли он.
Таковы церкви Успения в Аркажах (1188 г. ), Спаса в Хутынском монастыре (1192 г. ), Воскресения на Мячине (1195 г. ), Кирилла (1196 г. ), Ильи на Славне (1198 г. ), Спаса в Старой Руссе (1198 г. ). С четырех сторон примыкают прирубы, которые завершаются «бочками» с главками.
Судя по нему, церковь была как бы уменьшенным вариантом Спасского собора в Переславле-Залесском.
Был выпущен из академии в 1883 г. со званием классного художника 1 степени. Лестничная башня не выступала наружу, а размещалась в северном членении нартекса. Важский сектор, вопреки мнению о бесперспективности земледелия на севере, доказывает обратное – староверы и их потомки выращивали там овес и рожь, овощи и этот сектор был одним из «хлебных» областей Архангельской губернии. Но особенности, не встречающиеся в киевском зодчестве, например применение одной апсиды вместо трех, свидетельствуют о том, что сюда влились и какие-то иные традиции.
В нем говорилось:. реставрировал по собственным проектам Преображенский собор (XII в. ) и часовню Иоанна Грозного в Переяславле-Залесском и собор Мирожского монастыря во Пскове, а в 1893 — 1900 гг. Такое соединение башни и храма создает очень цельный и в то же время пластичный объем.
Обходная открытая галерея и крыльцо оживляют весьма строгую композицию храма. Вскоре после Никольского собора был возведен Рождественский собор Антониева монастыря (1117 г. ), а еще через несколько лет — Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119 г. ). Этот процесс начался еще во второй половине XI в., но на рубеже XI — XII вв. XII в. (предположительно 1119 г. ) возвела в Перемышле церковь Иоанна Крестителя.
Основное отличие Успенского собора от ранних галицких памятников не в плановой схеме (хотя и здесь есть очень существенная разница) или технике, а в абсолютно ином стилистическом характере. Естественно, что это позволяло ему легко перебрасывать строителей из одного города в другой.
Во всяком случае существенной разницы между памятниками двух названных городов не заметно. Откуда же появилось нехарактерное для Византии многоглавие. С конца 50-х гг. Близ Галича вскрыт иной вариант квадрифолия — с мягко скругленными контурами (так называемый Полигон).
В Кирилловской церкви уцелели значительные участки древней фресковой живописи. Он был привезен с берега Камы, смонтирован и готов к работе, которую выполнял до 70-х гг. Остальные помещения дворца, очевидно, были деревянными.
Это был шестистолпный храм с лестницей в толще стены и полуколоннами на наружных пилястрах. Наконец, тоже в Смоленске было раскопано и совсем необычное круглое сооружение (смоленская Ротонда) имевшее наружный диаметр около 18 м, с четырьмя довольно тесно поставленными столбами в середине. Музейная композиция в Малых Корелах строится на построении музейной экспозиции на базе ландшафтно-средового метода, что позволяет учитывать историко-культурные особенности поселений, заложенных в различных ландшафтах. Это видно на примере церкви Иоанна Богослова в Луцком детинце, вскрытой раскопками. Мерой была красота и сам человек, его пропорции.
Ему удалось пригласить артель из Малопольши, которая в 10 -20-х гг. Но общее впечатление стало уже несколько иным, появился оттенок особой торжественности. Здесь были созданы собственные строительные артели. XII в. сложилась мощная строительная организация, в которой совместно работали западно-европейские, галицкие и местные мастера.
Время ее постройки — 60-е или 70-е гг.
На хоры, занимавшие западное членение, вела лестница, размещенная в толще стены полностью отказались от лестничных башен. Но в 19 веке новые веяния достигли и этих отдаленных земель. Заказчиком храма был новгородский епископ Нифонт.
Большая насыщенность декоративными элементами объясняется самим назначением постройки: она была дворцовой церковью. Угро-финские племена легко вошли в более молодой славянский этнос. В плане он представляет собой трехнефное здание, близкое по схеме Десятинной церкви, но обладающее в восточной части, т. е. перед апсидами, дополнительным членением (так называемая вима), что характерно для памятников константинопольской архитектуры. На экологические проблемы владельцы предприятия не обращали внимания, а погрузка готовой слежавшейся за зиму соли иногда приводила к гибели грузчиков. Эти формы Русь могла заимствовать в готовом виде.
Остроги-крепости Европейской России практически не сохранились. В нескольких случаях во время раскопок удалось выяснить схему плана таких церквей.
Браденбургом), "Памятники древнерусского зодчества" (7 вып. изд. В Восточной Сибири выделяется своей представительностью музей деревянного зодчества «Тальцы», расположенный в Иркутской области, на трассе Иркутск – Листвянка. К концу XIX в. дискуссии о самобытности древнерусского зодчества несколько утихли, но непосредственная связь изучения древних памятников с нуждами современного строительства оставалась непоколебленной. Несколько храмов расположены отдельно на территории музея.
Отличительной особенностью древнерусского деревянного зодчества является покрытие глав, называемое «л е м е х» (чешуя). XX столетия. Кроме того, при поездках Сусловым по России им собрано не мало археологических предметов, поступивших в древнехристианский музей академии и вместе с ним переданных в ново учрежденный музей Императора Александра III. Главным среди профессиональных архитекторов был Александр Владимирович Ополовников.
К тому же теребовльский князь Василько и его брат перемышльский князь Володарь находились во враждебных отношениях с князьями Киева и Волыни. «Ах вы плотницы суще, а приставим вы хоромы рубити», — отмечает Ипатьевская летопись под 1016 годом. Наконец, четвертая церковь — на Садовой улице, — также вскрытая раскопками, представляла собой бесстолпную одноапсидную постройку, явно отражавшую переяславльскую традицию строительства небольших храмиков. Под руководством выдающегося русского зодчего Ивана Григорьевича Выродкова строители в течение месяца сумели произвели заготовку, обработку и окончательную сборку двадцати одной тысячи кубических метров леса с засыпкой стен укреплении землей в объеме двадцати тысяч кубических метров. На европейском Севере сохранялись сельские поселения, где весь набор жилых, хозяйственных и культовых построек поражал на первых порах «диких», а позже организованных туристов умением с помощью топора создать удивительные по красоте и комфортные по сути своей сооружения.
И новгородские зодчие воспринимали данную особенность не как недостаток, а использовали как специфический эстетический прием: здания обладают мягкостью форм, производят впечатление вылепленных от руки. Даже наружная обработка стен хорошо заметна внутри боковых членений более позднего собора. Место для музея под открытым небом выбрал знаток деревянной архитектуры А. В. Наружный облик собора Елецкого монастыря лаконичный и четкий.
Соразмерность зданий их декор также создавались с учетом окружающих ландшафтов. Естественно, что появление государства должно было вызвать резкие изменения всей идеологической надстройки. Вдоль острога, ниже его стен, удачно расположилась улица, сбегающая к Ангаре.
Так, в 1836 г. купеческий сын Д. Тихомиров начал раскопки храмов в Старой Рязани. Это была характерная для Польши романская техника.
Размеры деревьев определяли размер дома, его длину и высоту. К этому следует добавить стройные пропорции и крупные размеры (27. 5 х 17. 6 м), делающие собор величественным и торжественным. В настоящее время значительные участки живописи сохранились только в Георгиевской церкви.
У входа в музей расположились крестьянские дома, привезенные из разных районов Предуралья. В старинных былинах, песнях, сказках встречается и «белая кудрявая береза» и «сыр-кряковистый дуб» и «горькая осина» и «красная сосна». Рубленые дома успешно конкурировали с каменными на протяжении многих столетий. 9) Завершенная в 1186 г. Благовещенская церковь — довольно крупный шестистолпный храм с галереями. В это время был полностью перестроен юго-западный угол храма, перед западным фасадом появился мощный пилон, подпирающий стену.
Наибольшую законченность они получали в четырехстолпных храмах, где почти квадратный в плане интерьер был строго подчинен центральному подкупольному пространству. Он во многом повторял владимирский Успенский собор, хотя был не шести-, а четырехстолпным и меньшим по величине. Первоначальный облик этих ныне исчезнувших частей здания поддается лишь очень гипотетической графической реконструкции, но несомненно, что он был гораздо более торжественным, чем сейчас.
Проходя по зданию, зритель видит раскрывающиеся перед ним различные панорамы. Примером такого строительства является возведение Свияжских укреплений. Монастырь был назван Богородичным Влахернским — по константинопольскому образцу.
В этой обстановке в Киеве развернулось и широкое каменно-кирпичное строительство.
Еще в XVIII в. памятники древнерусской архитектуры обычно называли готическими. Сначала ставили сруб, затем и кровлю. О формах Троицкого собора мы ничего не знаем, так как этот памятник был сильно перестроен в конце XII в. и еще раз — в XIV в., а в конце XVII в. снесен.
В западную наружную галерею вкомпонованы две башни, в которых размещены лестницы для подъема на хоры. Ополовников, а главным его устроителем был Новгородский реставратор Л. Е. С восточной стороны он имеет пять апсид, а с остальных трех — галереи.
В 996 г. постройка была закончена и торжественно освящена. Спасская церковь, к счастью, полностью сохранилась, хотя в сильно перестроенном виде. Интерьеры всех ладожских церквей первоначально были полностью расписаны фресками. В Десятинной церкви несомненно существовал княжеский балкон — хоры. В 1886 г., за сочиненный по заданной академией программе проект бань в южном климате (в помпейском стиле) он был удостоен звания академика.
Следует отметить, что основной принцип русской архитектуры XI в. — полное соответствие плановой схемы и конструкции здания его внешнему облику — сохранился в полной мере и в XII в. То же можно сказать о соответствии строительной техники и декоративных элементов: конструкция, строительные материалы, формы декоративного убранства были для зодчего XII в. так же нерасчленимы, как и для зодчего XI в. Вот таким образом изменения в технике или переход к применению других строительных материалов сейчас же меняли и всю декоративную систему здания. Русское средневековое зодчество — одна из наиболее ярких страниц в истории культуры Руси. Русская резьба делалась «на глаз», «по чувству», отсюда ее свобода. Является ли постройка данной церкви сознательной архаизацией, вызванной какими-либо особыми причинами или же церковь была заложена еще в 1146 г. (такая дата тоже есть в летописи), а в 1167 г. только достроена, пока неясно. В старину на подступах к древнему городу или селу стояли сторожевые башни. Следовательно, здесь явно прослеживается нарастание остроты форм от низа к верху.
В 90-х гг. Выбор места произведен был весьма удачно – недалеко от г. Архангельска, в живописном ландшафте у селения Малые Корелы.
Резьба заполняет поля стен и даже барабан купола, а в аркатурно-колончатом поясе она не только вклинивается между колонками, но и покрывает их стержни. Карнизные плиты, парапеты хор и полы, которые в Византии делали из мрамора, начали исполнять из местного сланца (так называемый красный шифер) имеющего красивый малиново-фиолетовый цвет и, видимо, напоминавшего византийским мастерам излюбленный в их стране пурпур. Громадные лесные пространства, в окружении которых жил русский человек (в особенности на севере) и постоянное соприкосновение с лесом как строительным материалом, отличающимся высокими качествами, способствовали развитию деревянного зодчества.
Новый тип киевского храма — очень простая по объемному решению четырехстолпная церковь. Огромную роль в развитии историко-архитектурной науки сыграли археологические съезды. После возведения луцкой церкви строители, по-видимому, перешли в Турово-Пинскую землю. Особенность плана памятника — разделение его по длине между парами столбов на почти равные отрезки, благодаря чему в среднем нефе членения имеют приблизительно квадратный план, что нехарактерно для древнерусского зодчества. На настил ставили амбары, ледники.
Кроме общеисторических соображений об этом свидетельствуют и использованные в здании типично византийские строительно-технические и художественные приемы. Примерно в эти же годы, т. е. в середине XIX в., появились и первые серьезные работы, посвященные отдельным памятникам русской архитектуры древнейшей поры.
Деревянное зодчество органично сливалось с окружающей природой. XII в. приехавшими в Залесскую землю галицкими мастерами. Храм имел одну главу, хотя у башни и крещальни, видимо, были самостоятельные главы.
XII в. был построен главный храм Галича — Успенский собор. У киевского собора пять апсид и две лестничные башни, у новгородского и полоцкого — по три апсиды по одной башне.
Своеобразные особенности в зодчестве здесь проявились более явно.
С 20 — 30-х гг. Если это так, то Успенская церковь, стоявшая на Подоле до 30-х гг. Кроме того, зодчие столкнулись и с непривычными строительными материалами. Вопрос о времен построения этого храма давно уже вызывает споры среди исследователей. Его можно с полным правом относить к одной архитектурной школе.
В. Столетов). Так, в Витебске в 40-х гг. Под храмом, между сваями, гулял ветер, ускоряя его просушку после наводнения. Здесь в 1153 г. была построена церковь Климента.
Отличия галицкого Успенского собора от более ранних памятников настолько существенны, что несомненно свидетельствуют о работе каких-то новых мастеров, причем первоклассных зодчих и скульпторов. Красноречьев.
Кловский собор сохранялся в полуразрушенном состоянии до XVIII в., а затем был разобран. Храм должен был вмещать большое количество людей, служить основным городским храмом. В конце XII в. к собору с трех сторон пристроили галереи. Секрет такой популярности топора прост. Центрическая постройка была раскопана и в урочище Воскресенском, но плохая сохранность фундаментов не позволяет достаточно уверенно судить о форме ее плана. Работа по изготовлению теса была очень трудоемка.
В центре, на возвышении, величаво утверждена большая, центральная. Она сохранилась несколько хуже: у нее рухнули своды и искажен верх.
Конек защищал дом и хозяев от злых духов, болезней, неурожаев. Хоры расположены только над нартексом, не выдвигаясь к востоку в боковых нефах. Из всех известных строений деревянного зодчества самой сложной и самой нарядной стала Преображенская церковь в Кижах – вершина плотницкого искусства.
Она же и в способности гладких плоскостей, поставленных под углом друг к другу, по-разному отражать свет, давая богатую игру бликов. Чтобы повысить эту стойкость, древесину обжигали на костре или промазывали дегтем. Например, его наружные лопатки не имеют мощных полуколонн, свойственных памятникам Киева, а повторяют профилировку луцкого храма, но со скругленными углами.
За период с 60-х гг. Весьма своеобразный музей деревянного зодчества «Хохловка» вблизи города Пермь. Конечно, предположение о подобном передвижении мастеров-строителей требует более аргументированных доказательств, а если учесть возможность различного сочетания основного ядра артели (каменщики) с изготовителями кирпича (плинфотворителями), то картина может оказаться и более сложной. Спускаясь с холма по тропе, выходишь к охотничьим заимкам и лабазам.