В Кирилловской церкви уцелели значительные участки древней фресковой живописи.
Обращает на себя внимание большое количество построек, возведенных в это время в Новгороде: за последние 30 лет XII в. здесь было сооружено не менее 17 каменных храмов (считая как известные по их остаткам, так и не обнаруженные, но упомянутые в летописи). Внутреннее пространство упрощается, приобретая камерный характер. Это была первая попытка целеустремленного изучения памятников древнего русского зодчества. В. Моргилевский, Н. Е. Макаренко, Н. И. Брунов, И. М. Хозеров и др. ).
Стилистически они близки к киевской стенописи начала XII века. Закончив возведение Софийского собора в Киеве, строители приступили к сооружению Софийских соборов в Новгороде и Полоцке. Однако усиление символизма и космологизма всего замысла привело к снижению рельефа. Возможно им был Петр Милонег.
Столица княжества была огромным, красиво расположенным на высоком берегу Оки городом, защищенным гигантскими земляными валами (ныне городище Старая Рязань). В 1117 году в монастыре был возведен каменный собор в честь Рождества Богородицы. Обращает на себя внимание чрезвычайно нарядная кирпичная разработка фасадов здания. Ширина арки точно измеряется 20 греческими футами (около 5 м), что наводит на предположение о том, что памятник возводили строители из Византии.
Здесь, поселившись на Болдинских горах, Антоний «ископал пещерку», что и послужило началом нового монастыря. С трех сторон к древней церкви были пристроены низкие галереи паперти.
Небольшие по объему апсиды незначительно ниже закомар. Восточная сторона вытянутого куба занята тремя высокими апсидами, доходящими до закомар. В 1910 г. вышел в свет первый том Истории русского искусства И. Э. Грабаря.
Это большой шестистолпный храм с примыкающей к нартексу квадратной лестничной башней, повторяющий схему планов более ранних памятников.
В нижней части собора на северном и южном фасадах частый ритм наружных членений не совпадает с ритмом членений второго яруса. Огромную роль в развитии историко-архитектурной науки сыграли археологические съезды. Несколько памятников XII века сохранилось в Чернигове.
XII в. в Киеве была возведена первая постройка нового типа — Кирилловская церковь — прекрасный образец шестистолпного храма. Не зря в годы испытаний народ называл ее «нерушимой стеной». Как и в XI веке, каждое членение фасада завершалось полукруглой закомарой.
В скульптуре западного фасада обращают внимание сцены подвигов Геракла. Сохранилось также имя создателя храма – им был «мастер Пётр».
Был построен в 1165 г. князем Андреем Боголюбским в память о погибшем сыне Изяславе. И все же самостоятельных черт в этих постройках еще мало. Они очень высокого качества: хорошего обжига и большой прочности. Одним из наиболее крупных центров монументального строительства стал в XII веке Смоленск. София стала местом захоронения киевских князей. Это шестистолпные соборы один из них имел три притвора.
Завершают центральные прясла тройные окна. Единственным исключением является церковь Бориса и Глеба в детинце, фундаменты которой были вскрыты раскопками. На хоры вводит узкая лестница идущая в толще западной стены. Крупнейшая постройка времени Андрея Боголюбского — Успенский собор во Владимире (1158—1161). Благодаря этому интерьер очень прост и ясен.
Золотые воротаво Владимире – построены в1164 годупри владимирском князеАндрее Боголюбском. Лестничная башня не выступала наружу, а размещалась в северном членении нартекса. Впоследствии храм неоднократно горел, постепенно приходил в ветхость, подвергался «починкам» и переделкам.
Стремительное движение ввысь еще больше подчеркивалось заостренным очертанием закомар. Внутри собора, главным образом в алтарной части, сохранились фрагменты фресок 1125 года. Весьма вероятно, что побелка стен вызывалась как эстетическими представлениями той эпохи, так и практическими нуждами — служила защитой кирпичной кладки от разрушения (выветривания).
Ладожские храмы 50-60-х гг. Резьба фигуры, особенно головы, отличается большой высотой и округлостью рельефа. Кладка восточной апсиды древней Софии смешанная: наряду с плитняковым кирпичом (плинфой) использован бутовый камень.
Резкие же различия во всех остальных компонентах здания — в строительной технике (особенно в системе кирпичной кладки) и в архитектурных формах — свидетельствуют о смене архитектурно-строительной традиции, т. е. смене мастеров. Памятники русской культуры разнообразны по стилю и структуре.
Главный объем здания окружали два ряда открытых галерей. Снизу идет городчатая полоса, выше бегунец, еще выше орнаментированный полувал. Раскопки показали, что к восточным его углам примыкали небольшие часовни, а к юго-западному (симметрично сохранившейся круглой лестничной башне у северо-западного угла) был пристроена двухэтажная крещальня.
Храм построен великим князем Всеволодом Большое Гнездо. Храм имел фресковые росписи в интерьере, а пол его был покрыт поливными керамическими плитками. Состав цемента был особый: в него входили известь, крупный песок, уголь и битый кирпич. Церковь Спаса была построена князем Ярославом Владимировичем. Большая толщина западной стены свидетельствует, что в ней размещалась лестница на хоры.
Кубический объем здания расчленен простыми и массивными лопатками. Наружные стены галерей и апсид украшены многочисленными нишами.
Десятинная церковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) вКиеве— первая каменная церковьДревнерусского государства, воздвигнутая святым равноапостольнымВладимиромна месте кончины русских первомучениковФеодора и его сына Иоанна. Восточная, алтарная сторона состоит из трех апсид. Вместе с тем не прекращались и искусствоведческие исследования в области истории древнерусской архитектуры. Ясно и четко просматривается его общая конструкция. Впоследствии храм неоднократно горел, постепенно приходил в ветхость, подвергался «починкам» и переделкам. Церковь Спаса была построена князем Ярославом Владимировичем.
Кроме того, зодчие столкнулись и с непривычными строительными материалами. По низу здания проходит цоколь. Монументальное строительство в Гродно велось силами мастеров, прибывших из Волыни. Время возведения собора неизвестно. Судя по мощным стенам и фундаментам, церковь покрывали своды, но в то же время большая ширина интерьера (более 8 м) не позволяет предполагать обычное купольное завершение. Наружный облик собора Елецкого монастыря лаконичный и четкий.
В начале XIX в фундаменты церкви раскопали, а в 1828 — 1842 гг. В. Прахов во Владимире-Волынском). Вскоре после Никольского собора был возведен Рождественский собор Антониева монастыря (1117 г. ), а еще через несколько лет — Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119 г. ).
Вопрос о времен построения этого храма давно уже вызывает споры среди исследователей. Храмы имели хоры и были связаны переходом с дворцом феодала.
Чаще всего они имели три нефа. Средневековые памятники в продолжение всего XVIII в. считали варварскими, памятниками дурного вкуса, недостойными изучения. На стенах собора были найдены нацарапанные надписи – граффити. В Списке русских городов отмечено, что Десятинная церковь была о полутретьятцати версех. Следующий этап монументального строительства начался на Руси в 30-х гг.
Это было шестистолпное кирпичное здание, возведенное, очевидно, русскими мастерами с юга. Время ее постройки — 60-е или 70-е гг. От росписи сохранились лишь небольшие фрагменты: сцены «Страшного суда» на западной стене, три святителя в центральной апсиде и «Иов на гноище» на юго-западной стене. Для своего времени это было смелое инженерное решение.
Отдельно в списке древнерусских строений следует выделить Софийский собор, который долгое время оставался главным религиозным центром республики. Лестницы в пристроенной башне уже не было, ее сменил узкий вход в толще западной стены. Собор был заложен в 1037г. Главы церкви сдвинуты на запад, что абсолютно не характерно для православных храмов. Уникален пол собора: он набран из яшмы нежно-медового цвета.
Из таких же двойных рядов поребрика выполнены пояса в основании (пятах) закомар, ниже которых выложена аркатура. Порталы Пятницкой церкви выполнены с профилированным обрамлением, над ними расположены бровки. Судя по летописи, церковь построена в 1167 г., т. е. сразу же. Вероятно, это было своеобразное соперничество с великой Византийской империей. XI в. по начало XII в. в Киеве и его ближайших окрестностях было построено семь крупных храмов и несколько более скромных по размерам.
Золотые Ворота представляют собой крепостную башню с широким проездом. Для фасадов собора характерно обилие лопаток, которые соответствуют внутреннему членению пространства опорными столбами. По всей видимости, его возводила княжеская артель.
Галереи эти двухэтажные снаружи к ним примыкает еще ряд галерей, одноэтажных, но более широких. 19). Массивные барабан и глава придают строению воинский облик. Барабан главы был двенадцатигранным. Из них сохранился только северный, от двух других дошли лишь небольшие фрагменты и они пристроены реставраторами заново.
При этом в ряде южно-русских и среднерусских политических центров (Киев, Чернигов, Рязань, Волынь, Смоленск) сохранялась единая киевская архитектурная школа, а в других землях уже в первой половине XII в. развитие зодчества пошло иными, вполне самостоятельными путями. Для историков архитектуры дореволюционного времени такой вопрос даже не возникал. Так, в Новгороде-Северском открыта церковь имевшая абсолютно особую «готическую» профилировку пилястр, не встречающуюся ни в киевских, ни в смоленских храмах.
С 70-х гг. Вместе с классовым обществом происходило становление государства. Стали широко использовать не применявшиеся ранее крестовые своды.
На кресте центрального купола находится свинцовая фигураголубя— символаСвятого Духа. И все же, несмотря на явные признаки работы византийских зодчих, в памятниках Переяславля имеются черты, свидетельствующие о том, что здесь учитывали уже и опыт киевских строителей (например, в применении красного шифера).
Сама кирпичная кладка была со скрытым рядом. О работе здесь мастеров из Переяславля свидетельствует лишь своеобразная техника формовки кирпичей. Но именно типологическая схема зависит не столько от зодчего, сколько от заказчика. Достаточно скромно выглядели княжеские хоры-полати, где располагались два придела. Сохранилось также имя создателя храма – им был «мастер Пётр». Фасады с полукружиями закомар расчленены лопатками. Декор на фасадах храма был крайне скуп и ограничивался зубчатым карнизом по контуру закомар (карниз не был восстановлен при реставрации) и плоской аркатурой по верху барабана. Фундамент староладожского памятника состоит из валунов и уходит в глубину на 0, 8 метра.
Ныне у храма 19 глав. Софийский собор – большой пятинефный храм с крестово-купольной системой сводов.
В 1127 г. в Новгороде возвели церковь Ивана на Опоках. Небольшие церкви, вероятно, сооружали быстрее — за 2 — 3 года. XI в., киевская артель несомненно стала уже отлаженным механизмом, в котором наряду с греками значительную роль должны были играть и их русские ученики. Скрупулезная точность кирпичной кладки выдает руку византийского мастера.
Новгородский князь, ктитор храма Всеволод Мстиславич, был схвачен. В том же XII веке в полоцкой архитектуре применялась и другая строительная техника — каменно-кирпичная кладка, при которой блоки тесаного камня чередуются с рядами плинфы (церковь Благовещения в Витебске). В 1189 году храм расписали. Даже о плановой схеме этих храмов существуют различные предположения.
Условия для строительства созрели лишь к началу XII в., когда подряд было создано несколько больших шестистолпных соборов. Внутренние лопатки отсутствуют, столбы не крестообразны, а квадратны в плане.
Собор очень сильно пострадал при пожаре1547 годаи восстановлен в1564 году. Интерьер храма поражает величием и некоторой холодностью. Построена в1487—1491 годахпо указуИвана IIIархитекторамиМарко РуффоиПьетро Антонио Солари. Снаружи храм опоясывала галерея.
В материалах совещания отмечено: Подлинная и полная история древнерусской национальной архитектуры может быть лишь результатом археологического раскрытия ее памятников и их реконструкции. Влияние киево-черниговского зодчества сказалось и на архитектуре Переяславля. С запада находился широкий нартекс и шла винтовая лестница на хоры. В здании явно выделены два аспекта обозрения интерьера.
Вскоре после черниговского Спасского собора бы возведен Софийский собор в Киеве (1037). Наиболее ранним, очевидно, является собор Елецкого монастыря. Средние закомары, в которых размещено по три окна, резко подняты по сравнению с боковыми. тонко размолотым боем кирпича), что придавало стенам особую нарядность и живописность.
Купол поддерживали четыре очень массивных квадратных в плане столба (со сторонами около 3 м). Первоначально постройка имела позакомарное завершение. При разборке здания большая часть мозаик и фресок была снята со стен и перенесена в музеи. Храм увенчан тремя главами, но в отличие от новгородских соборов эти главы расположены симметрично и не имеют функционального значения, являясь, очевидно, лишь данью традиции.
Над средней частью креста возвышался центральный купол. Ворота сложены из прекрасно отесанных известняковых квадров. В Новгороде, чтобы ускорить и удешевить строительство, мастера широко использовали местный строительный материал — известняковую плиту.
Монументальные сооружения строились исключительно по заказу князей или церкви. В1240 годуворота сильно пострадали во время осады и взятия города полчищамиБатыя. Это единственная бес- столпная церковь XII века, сохранившая своды и главу. Вскоре после постройки Николо-Дворищенский собор был расписан фресками. Площадь этого четырёхстолпного храма составляет всего 72 кв. В стену вставлены шлифованные камни различных оттенков. Он очень прост, однако имеет очень величественный облик.
На самом почетном месте (на плоскости арки, очерчивающей апсиду) в трех круглых медальонах помещена композиция «Моление». Частично сохранилась церковь Благовещения на Мячине (1179 г. ) в ее апсидах уцелели даже фресковые росписи. Конечно, предположение о подобном передвижении мастеров-строителей требует более аргументированных доказательств, а если учесть возможность различного сочетания основного ядра артели (каменщики) с изготовителями кирпича (плинфотворителями), то картина может оказаться и более сложной. Она небольшая, бесстолпная, с одной апсидой и примыкающим с запада нартексом. При господстве городской знати все же значительную роль играет торгово-ремесленное население — «черные люди», не раз заявлявшие свои требования на вече.
Еще одна церковь, открытая во Владимире-Волынском в результате раскопок, заметно отличалась от остальных: она имела скругленные наружные углы, а столбы ее были не крестообразными в плане, а массивными квадратными, почти такими же, как в переяславльском Михайловском соборе. Всего у собора 13 глав, не считая завершений башен. Конечно, в них имеются уже некоторые новые черты. Это шестистолпный храм с хорами, на которые ведет лестничная башня. Необычны также массивные нартексы. Эскизам была присуждена бронзовая медаль.
Следующая по времени новгородская постройка — Никольский собор на Ярославовом дворище (обычно его называют Николо-Дворищенским собором) — возведена в 1113 г. Храм этот очень близок по схеме плана таким киевским памятникам, как соборы Печерского и Михайловского Златоверхого монастырей (последний, кстати, был сооружен всего за несколько лет до новгородского). Второй по значимости храм в этом списке – это Софийский собор в Киеве. В 1938 — 1939 гг.
Свирская церковь перекликается с Пятницкими церквями в Чернигове и Новгороде. Это был трехнефный шестистолпный храм.
Д. Барановский), Борисоглебской в Чернигове (Н. Поначалу мастера подражали киевским образцам, однако впоследствии новгородская архитектура получила свой самобытный облик благодаря уникальным и легко узнаваемым особенностям.
Здесь были созданы собственные строительные артели. Внутри имеются мозаики и фрески. В стольном городе Мстислава – Чернигове – был заложен Спасо-Преображенский собор (ок.
Автор отмечает участие в строительстве Дмитриевского собора романских зодчих и относит этот памятник вместе с церковью Покрова на Нерли, боголюбовским комплексом и Успенским собором во Владимире к одной архитектурной школе — уже не византийской, а ломбардской. Храм пятинефный, причем его боковые нефы и нартекс отделялись от центрального пространства стенами и соединялись с ним широкими проемами с аркадами. У него небольшие размеры, в нем нет внешнего декора, линии очень просты. Так, несомненно, что Десятинная церковь представляла собой характерный для византийской архитектуры трехнефный храм с тремя апсидами и тремя парами столбов, т. е. шестистолпный вариант крестово-купольного храма.
Начиная со второй половины 60-х гг. Грановитая палата- главный парадный приёмный зал великокняжеского дворца. Возможно, что их и возводили черниговские мастера.
В интерьере Спасского собора уцелели фрагменты фресок, выполненных Андреем Рублёвым. В1985 годамонастырь стал Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва (ЦМиАР). Спасский собормонастыря— древнейший из сохранившихсямосковскиххрамов. В кладке оставлены не заложенными отверстия от пальцев строительных лесов.
В церкви хранились общеновгородские эталоны мер: «локоть ивановский» для измерения длины сукна, «гривенка рублевая» для драгоценных металлов, скалвы (весы) вощаные и прочее. Новый тип киевского храма — очень простая по объемному решению четырехстолпная церковь. К концу X в. древнерусское государство — Киевская Русь — приобрело уже законченные формы. К югу от собора через вторую башню и переходы, выводившие на крепостную стену.
Его особенностью является наличие больших хоров. Для особого акустического эффекта в стены вмурованы так называемые «голосники» – глиняные сосуды наподобие кувшинов. Наружный слой раствора при этом тщательно заглаживался, почти полировался.
В староладожском храме мы видим полное соответствие между внешним обликом и интерьером здания. Они также выполнены византийскими мастерами. Формы храма просты и незамысловаты, однако смотрится он очень эффектно. Восточная, алтарная сторона состоит из трех апсид.
Лопатки с полуколоннами придают пластику стенам, оживленным пятнами окон и портала. По письменным источникам можно сделать заключение об одной исключительной особенности Успенского собора: общие размеры храма были заданы заранее и строители были вынуждены выполнить сложную работу по расчету размеров купола. При этом технические и художественные изменения были безусловно тесно взаимосвязаны. Золотые аметисты, темно-красные и синие камни, золото оклада Евангелия в руках Христа и четырехцветное окаймление медальонов (белое, красное изумрудно-зеленое и коричнево-красное) подчеркивают богатство и колорит фигур «Моления».
Церкви этой поры по плановым схемам довольно близки друг другу, хотя среди них встречаются и очень крупные (например, церковь Бориса и Глеба в Вышгороде длиной 42 м) и совсем незначительные (церковь на усадьбе Художественного института длиной 20 м). Храм оказался окружённым широкими галереями с юга, севера и запада и получил более обширные алтарные апсиды, золочённый центральный и посеребрённые боковые купола, а его верх получил два яруса закомар.
Очень существенно изменились, вернее — сменились, декоративные элементы фасадов. Наконец, тоже в Смоленске было раскопано и совсем необычное круглое сооружение (смоленская Ротонда) имевшее наружный диаметр около 18 м, с четырьмя довольно тесно поставленными столбами в середине.
Однако в дальнейшем киевская традиция не получила здесь развития. По преданию, храм поставлен в память победы в 1169 году новгородцев над суздальцами, достигнутой благодаря чудесному заступничеству иконы «Богоматери Знамение». на это месте построили новую церковь. С 20 — 30-х гг. Храм был возведен повелением сына Владимира Мономаха – Мстислава. В этой обстановке в Киеве развернулось и широкое каменно-кирпичное строительство. Князь Всеволод был вынужден передать церковь св. Очевидно, зодчим было дано твердое задание — не отходить от киевских образцов.
состоялось ученое путешествие по России К. М. Бороздина и сопровождавших его рисовальщика и архитектора. В результате получалась чрезвычайно живописная полосатая структура поверхности. Собор был возведен византийскими зодчими.
Шестой купол над круглой лестницей вносил в композицию живописную асимметрию. История зодчества Древней Руси — молодая наука. Новгородская плита со временем легко разрушается (выветривается).
В чем же причина появления новых художественных форм в русском зодчестве конца XII века. Остальные помещения дворца, очевидно, были деревянными. Храм построен великим князем Всеволодом Большое Гнездо. Успенский собор служил княжеским некрополем. Мастера очень часто создавали мозаики и фрески. Опытные строители не повторяли своих старых решений, а многое делали по-новому исходя из других условий заказа и обстановки.
Это снижало декоративность поверхностей стен. На этих поселениях обнаружены остатки жилищ, позволяющие судить о типе домов. Абсолютно уникальное явление во всем русском зодчестве — окна второго яруса имеющие круглую форму.
На южной стороне фасада располагается лестница, которая сейчас называется «Красное крыльцо».
метра. В1547 годуздесь было впервые совершеновенчание на царствоИвана IV. На них, очевидно, попадали по деревянному переходу из княжеского дворца.
В юго-западный угол храма была встроена маленькая часовня. В XI столетии Михайловский собор представлял большой (25 х 15, 5 м) шестистолпный храм с необычайно вытянутыми прямоугольными пропорциями. Длина собора около 21, 5 метра, ширина — 13, 5 метра. При этом они посчитали возможным (очевидно, с согласия заказчика) отказаться от уже сложившейся в Киеве традиции и возвести здание по тому типу византийского храма, который не был принят в русском зодчестве. В церкви архангела Михаила в кладке стен и столбов обнаружены квадратные отверстия – места выхода некогда существовавших деревянных связей, которые укрепляли верхнюю часть храма.
Они восприняли традиции галицкой архитектуры, быстро переработали их и далее развивали абсолютно самостоятельно. Таким образом, константинопольские церкви и киевский Софийский собор отвечали разному социальному содержанию заказа. Терем, видимо, входил в комплекс зданий княжеского двора.
Менее 5 лет строили собор Михайловского Златоверхого монастыря. В IX — X вв. Здесь в 1153 г. была построена церковь Климента. В обители составлялись летописи, переписывались рукописи, писались иконы.
Световой барабан со шлемовидным куполом венчает общую массу церкви. Хоры очень обширные: 260 м2 при общей площади основного здания собора около 600 м2. Софию первоначально венчали тринадцать глав, образующих пирамидальную конструкцию. Вторая церковь, которую предположительно считают Успенской, не имела притворов.
В плане Ильинская церковь весьма не велика по своим размерам (4, 8 х 5 м) с одной полукруглой апсидой, узким притвором и неглубоким бабинцем. Название получила по восточному фасаду, отделанному гранёным «бриллиантовым»рустом. Тем не менее некоторые основные плановые характеристики здания могут быть установлены. В 996 г. постройка была закончена и торжественно освящена. Церковь рухнула во время штурма Киева монголами в 1240 году.
Неровности стен выравнивали при помощи кирпичных прослоек из плинфы. Стены новгородской Софии первоначально, по-видимому, не были оштукатурены. 29).
Окончание строительства ворот можно точно датировать 1164 годом. Иоанновский приход составляли богатейшие купцы — именитые люди. Крестчатые в плане столбы заменены шестигранными и круглыми. Фасады с полукружиями закомар расчленены лопатками.
Налевой его закомаре западного фасада изображен царь Давид, за которым следует Соломон. За исключением собора Кловского монастыря и надвратной церкви Печерского монастыря, все перечисленные памятники (в тех случаях, когда схему их плана оказалось возможным установить) — трехнефные шестистолпные крестовокупольные храмы с тремя апсидами. Храм воздвигнут из кирпича в технике цементной кладки. Следовательно, она использовалась здесь уже в конце X в. Между тем в Византии подобная система кладки была известна в памятниках не древнее середины XI в. Данное обстоятельство заставляло сомневаться в византийском происхождении такой техники.
Прежде всего это было граничит с полученным ими заданием. Это видно на примере церкви Иоанна Богослова в Луцком детинце, вскрытой раскопками. Князь Всеволод был вынужден передать церковь св. Последняя по времени ладожская церковь — Георгиевская — была построена в 60-х гг.
XII в. дробление страны пошло более ускоренными темпами. Первоначально церковь завершалась, видимо, одной главой. Церковь Иоанна Предтечи в своей верхней части вызывает ассоциации с деревянным зодчеством: у нее щипковая (двускатная) форма закомар. Русская архитектура вступала в новый этап своего развития. На время своего строительства она была наибольшим киевским храмом.
У собора пять глав.
Эта церковь по плану тоже полностью совпадает с памятниками Киева. Зодчие, построившие эти соборы, несомненно были присланы из Киева или Переяславля. Церковь сложена в технике равнослойной кладки. На стенах собора были найдены нацарапанные надписи — граффити. Наружные стены галерей и апсид украшены многочисленными нишами.
Софию первоначально венчали тринадцать глав, образующих пирамидальную конструкцию. София стала местом захоронения киевских князей. Это шестистолпный храм с хорами, на которые ведет лестничная башня. на месте победоносной битвы киевлян с печенегами. В новгородской Софии нет дорогих материалов: мрамора и шифера.
Уцелел и постамент под барабаном и значительная часть самого барабана. Так, перед всеми тремя ее порталами находились притворы. Как и в западно-европейском средневековье, русская архитектура X-XIII вв. Храм посвящен Софии – «Премудрости Божьей». Торжественные и пышные многоглавые композиции отошли в прошлое.
Однако имели они и светское предназначение: здесь князь, по-видимому, принимал послов и обсуждал государственные дела. О пробуждении интереса к древнерусским памятникам можно судить по тому, что в 30-х гг. Судя по строительной технике, постройка относится к 70- 80-м гг.
Когда же произошла эта смена строительной традиции. Объект культурного наследия РФ. По преданию, храм поставлен в память победы в 1169 году новгородцев над суздальцами, достигнутой благодаря чудесному заступничеству иконы «Богоматери Знамение». Таким образом, барабан, опираясь на арки, значительно поднимается над стенами.
Построенная там около 1190 года церковь архангела Михаила (Свирская) очень близка по плану Церкви в детинце Полоцка. Скорее всего, ее выстроили на свои деньги торговые люди. Скульптура верхнего яруса южного фасада тоже прославляет мудрого и сильного властителя. Кирпич применен в незначительном количестве, вот таким образом не создается впечатления «полосатой» кладки из регулярно чередующихся рядов плинфы.
был несколько приостановлен в связи с трагической обстановкой, сложившейся в Южной Руси в условиях половецких набегов. Русское средневековое зодчество — одна из наиболее ярких страниц в истории культуры Руси. Высота ее равняется 15 метрам.
Во внутреннем убранстве собора, как уже говорилось, главную роль играли мозаики. Четыре из них круглые, что абсолютно не типично для новгородского строительства. В. Холостенко), Спаса-Нередицы и Пятницкой (нижняя половина) в Новгороде (Г.
Таковы церкви Успения в Аркажах (1188 г. ), Спаса в Хутынском монастыре (1192 г. ), Воскресения на Мячине (1195 г. ), Кирилла (1196 г. ), Ильи на Славне (1198 г. ), Спаса в Старой Руссе (1198 г. ). В юго-западный угол здания встроена маленькая часовня с собственной апсидкой, никак не выраженная на фасаде. На эту же глубину уходят и фасады здания.
С восточной стороны он имеет пять апсид, а с остальных трех — галереи. В архитектурном образе нового собора еще ярче выявилась идея силы и царственного величия, пронизывающая все искусство времени могучего «самовластие» Всеволода. Его диаметр пришлось увеличить для сохранения пропорций всего сооружения. Карнизные плиты, парапеты хор и полы, которые в Византии делали из мрамора, начали исполнять из местного сланца (так называемый красный шифер) имеющего красивый малиново-фиолетовый цвет и, видимо, напоминавшего византийским мастерам излюбленный в их стране пурпур. На протяжении столетий оставался духовным центромНовгородской республики.
Фасады Мирожского собора полностью лишены декоративных элементов и единственным украшением является плоский аркатурный поясок в карнизе барабана. И. Некрасов, Н. И. Брунов), значительно продвинувшие вперед разработку основных проблем истории древнерусского зодчества. Узкие щелевидные окна барабана ассоциируются с крепостными бойницами.
В стену вставлены шлифованные камни различных оттенков. Здесь же хранилось книжное собрание Софийского собора. По плану она точно соответствует североевропейским романским церквам второй половины XII века строительством руководил, вероятно, скандинавский зодчий, но возводили здание, очевидно, смоленские мастера в привычной для них кирпичной технике кладки. Явная близость этого памятника к церкви Пятницы в Чернигове заставляет полагать, что первоначально своды его также были ступенчатыми, а композиция объема в целом не статичной, а динамичной.
Площадь этого четырёхстолпного храма составляет всего 72 кв. Успенская церковь первоначально имела три притвора. Имена святых совпадают с именами гродненских удельных князей Бориса и Глеба.
Самой природой здесь был создан рельеф, зовущий зодчих к строительству. По его распоряжению возвели небольшой кубического типа четырехстолпный трехапсидный одноглавый храм.
В эти же годы построили неупомянутые в летописи, но вскрытые раскопками церковь Николы Иорданского, храм в Зарубском монастыре на Днепре, церковь на усадьбе Художественного института и, быть может, церковь в Кияновском переулке. В 1156-1160 гг.
Сохранились фрагменты фресок неизвестных мастеров XII века. Нельзя категорически утверждать, что Десятинная церковь была первой каменно-кирпичной постройкой, возведенной на Руси. Небольшие по объему апсиды незначительно ниже закомар. Он мыслился как главный храм всей Руси. В левой закомаре изображен сам князь Всеволод III.
С 1082 до 1089 года греческие мастера расписывали храм фресками и украшали мозаиками. Сложен он традиционной для новгородского зодчества каменно-кирпичной кладкой. Башню венчает глава. Храм имел с трех сторон притворы. По своему плану это крестово-купольный трехнефный шестистолпный храм.
Таким образом, академические вопросы истории архитектуры приобрели неожиданную актуальность. 21). Является ли постройка данной церкви сознательной архаизацией, вызванной какими-либо особыми причинами или же церковь была заложена еще в 1146 г. (такая дата тоже есть в летописи), а в 1167 г. только достроена, пока неясно. Этот процесс начался еще во второй половине XI в., но на рубеже XI — XII вв. Здесь, поселившись на Болдинских горах, Антоний «ископал пещерку», что и послужило началом нового монастыря.
Такое соединение башни и храма создает очень цельный и в то же время пластичный объем. Большинство исследователей относят его к началу XII в., хотя есть предположения и о более ранней дате — конце XI в. Несомненно лишь, что он был построен князем Олегом Святославичем или его братом Давидом после того, как Чернигов был закреплен за их родом решением Любечского съезда (1097 г. ). Скрупулезная точность кирпичной кладки выдает руку византийского мастера.
Перед собором на площади стоял уникальный в русском зодчестве восьмиколонный киворий (сень) с золоченым шатром над белокаменной водосвятной чашей. Храм построен в технике смешанной кладки: ряды квадратного кирпича (плинфы) чередуются с рядами камней, а потом покрываются известняковой обмазкой — штукатуркой. Очень существенные изменения произошли в зодчестве Киева. Интерьеры всех ладожских церквей первоначально были полностью расписаны фресками. Зданию свойственна очень четкая разбивка плана.
Кладка применялась такая же, как в памятниках первой половины XI в., — из плинфы со скрытым рядом и поясами цветных необработанных камней. То же самое касается и боковых прямоугольных апсид.
Так, в 1836 г. купеческий сын Д. Тихомиров начал раскопки храмов в Старой Рязани. Отличительная черта этой церкви – прямоугольные боковые апсиды. В Выдубицах сын Ярослава Мудрого, основал под семейным патронатом монастырь во имя своего небесного заступника – Архангела Михаила.
Использовался кирпич плитняковой формы. Благодаря его поддержке был поставлен монастырский собор. Вече решило Всеволода и его семью выслать из города. Храм должен был вмещать большое количество людей, служить основным городским храмом.
При разгроме Киева Батыем в 1240 году она была разграблена. Своё название получили отЗолотых воротКонстантинополя, выполнявших аналогичные функции.
В XXI веке Грановитая палата является одним из представительских залов при резиденции президента РФ. Затем у западного фасада построили две башни для входа на хоры. Здание полностью сохранилось, а в его интерьере уцелели великолепные фресковые росписи. Церковь Иоанна Предтечи в своей верхней части вызывает ассоциации с деревянным зодчеством: у нее щипковая (двускатная) форма закомар. По ней проходили русские цари и императоры на коронование вУспенский собор.
Ильинская церковь – единственная сохранившаяся однонефная постройка, относящаяся к черниговской школе зодчества эпохи политической раздробленности. В новгородской Софии нет дорогих материалов: мрамора и шифера. Никольский храм представляет собой большую парадную постройку (23, 65 х 15, 35 м) с пятью главами и высокими апсидами, что является следом явного подражания Софии в городском кремле.
Всего у собора 13 глав, не считая завершений башен. Работы вели как местные краеведы (например, М. П. Полесский-Щепилло в Смоленске, А. В. Селиванов в Старой Рязани), так и специалисты-ученые (А. Он стоял на высоком краю горы, откуда открывалась широкая панорама города. Храм имел одну главу, хотя у башни и крещальни, видимо, были самостоятельные главы.
Церковь – образец крестово-купольной одноглавой четырехстолпной постройки. Униаьная особенность- построена на рукотворном холме. Рязань, жившая в очень трудных военно-политических условиях, видимо, не имела своих строителей. Бесстолпная церковь и терем возведены в середине XII века.
Очевидно, новгородская артель в 80-90-х гг. Преобладание в скульптуре образов льва и грифона указывает на дальнейшее развитие великокняжеской эмблематики. Киевская София имеет 13 глав, Новгородская — только пять, а в полоцкой, судя по упоминанию в летописи их было семь. Памятники киевской архитектуры XII века отличаются от более древних композиций и строительной техникой.
Типичными для этого времени являются Георгиевская (вторая половина XII века ил.
Судя по этим отверстиям, деревянные брусья располагались в четыре яруса. Конечно, в Киеве на рубеже XII и XIII веков были и свои мастера. Купола имеют формы шлемов.
По его распоряжению возвели небольшой кубического типа четырехстолпный трехапсидный одноглавый храм. Раствор кладки — известковый с цемянкой. Его можно с полным правом относить к одной архитектурной школе.
При этом во всех русских землях происходило интенсивное сложение новых форм. Очевидно, что построенная в 1131 — 1135 гг. Построен храм по повелению новгородского князя Владимира Ярославича.
Вскоре после черниговского Спасского собора бы возведен Софийский собор в Киеве. Вече решило Всеволода и его семью выслать из города. Более цветистой, орнаментальной становится и внутренняя фресковая роспись. во Владимире-Волынском построен центральный городской храм — Успенский собор.
От росписи сохранились лишь небольшие фрагменты: сцены «Страшного суда» на западной стене, три святителя в центральной апсиде и «Иов на гноище» на юго-западной стене. По фасадам храм расчленен плоскими лопатками. Собор увенчан пятью главами. Построен в виде шестистолпного, трехнефного и одноглавого здания.
Роскошные, писанные золотом медные двери собора отражают любовь к узорочью. Перешли к другой технике формовки кирпичей. После смерти князя Мстислава Ярослав Мудрый сосредоточил в своих руках власть над всей Русской землей.
С работой смоленских мастеров связана и церковь Параскевы Пятницы в Новгороде (1207), близкая по композиции смоленской церкви архангела Михаила. Ширина храма больше, чем его высота. Фундамент староладожского памятника состоит из валунов и уходит в глубину на 0, 8 метра.
В росписи собора принимал участие известный иконописецДионисий. Одна из них расположена на квадратной башне, пристроенной к основной постройке.
Очень вероятно, что использование цилиндрических сводов с подпружными арками, которые в Константинополе обычно возводили не в храмах, а. в инженерных сооружениях (например, цистернах), было вызвано нехваткой опытных каменщиков. Церковь представляет собой крестообразную постройку с шестью столбами. Поверх фундамента положен выравнивающий слой кирпичей. Церковь Климента повторяла схему Мирожского собора, но уже с надстроенными угловыми членениями и добавленным с запада нартексом.
Необычны также массивные нартексы. Планы создания истории древнерусской архитектуры в 80-х гг. В результате получалась чрезвычайно живописная полосатая структура поверхности. Под главным куполом совершались важнейшие государственные церемонии.
Представляет собой крестово-купольный храм. Вероятно, такой была цель зодчих и при строительстве Кловского собора. Никольский храм представляет собой большую парадную постройку (23, 65 х 15, 35 м) с пятью главами и высокими апсидами, что является следом явного подражания Софии в городском кремле. Свирская церковь перекликается с Пятницкими церквями в Чернигове и Новгороде. В итоге деятельности археологов в Переяславле удалось вскрыть не только все постройки, упомянутые в летописи, но еще два небольших храма, а вне города — следы маленькой церкви на р. Льте (Летская божница).
На углах поставлены четыре новые главы, образовавшие торжественное пятиглавие. 23).
В XVII веке София была «поновлена» митрополитом Петром Могилой в стиле украинского барокко и ее внешний вид стал весьма далеким от первоначального. Фасады украшали барельефы, фресковая роспись, некоторые детали были обиты золоченой медью. Возможно, в отдельном помещении находился и скрипторий — мастерская по переписке книг. В связи с этим в 30-е гг.
Толщина швов известкового раствора приблизительно равна толщине кирпичей. Гродненская церковь — шестистолпная и трехапсидная.
Проходя по зданию, зритель видит раскрывающиеся перед ним различные панорамы. Внутренние лопатки в них отсутствуют, а столбы в плане не крестчатые, а квадратные.
Здесь на Земском соборе1653 годабыло принято решение о воссоединенииУкраинысРоссией. При строительстве здания не выдерживалась точность линий и форм.
В центральных закомарах дана фигура царственного певца играющего на псалтири. На его фасадах, кроме западного, отсутствуют декоративные двухуступчатые ниши. Он относится к произведениям византийско-киевского зодчества. вся площадь Десятинное церкви была раскопана полностью. В XVII веке София была «поновлена» митрополитом Петром Могилой в стиле украинского барокко и ее внешний вид стал весьма далеким от первоначального.
Состав цемента был особый: в него входили известь, крупный песок, уголь и битый кирпич. У храма три апсиды из которых центральная выступает намного дальше на восток, чем другие. Грозы, пронесшиеся над Русью, к сожалению, стерли с лица земли многие памятники зодчества.
Таким образом, здесь впервые в русском зодчестве была применена ступенчато повышающаяся к центру система арок: динамическое нарастание верха, устремленность здания вверх получили закономерную конструктивную основу. За период с 60-х гг. Теперь впервые делаются попытки разобраться в закономерностях развития стиля. м из которых сохранилась лишь треть, правда, дошедшая до нас в первозданном виде. Храм построен стараниями Всеволод Мстиславич. Сама кирпичная кладка была со скрытым рядом.
Объект культурного наследия РФ. Смоленские мастера в конце XII века развили характерные для их времени композиционные схемы кирпичного строительства. Собор заложен князем Андреем Боголюбским. Световой барабан со шлемовидным куполом венчает общую массу церкви.
Раствор кладки – известковый с цемянкой. Изначальный облик Рождественского собора отличался от его современного вида. Своеобразные особенности в зодчестве здесь проявились более явно. С 1082 до 1089 года греческие мастера расписывали храм фресками и украшали мозаиками. Все это заставляло византийских зодчих принимать новую, несвойственную Византии плановую схему здания. Стены сложены из серых известняковых плит и плинфы, то есть в смешанной технике кладки.
Благодаря его поддержке был поставлен монастырский собор. В центральных закомарах дана фигура царственного певца играющего на псалтири. До сих пор неясно, какие мастера возводили это здание.
Насколько самостоятельным было зодчество Древней Руси. Церковь имела (по фундаментам) в длину 27. 2 м, в ширину — 18. 2 м длина подкупольного пространства 6. 5 м, ширина — 7. 2 м. С трех сторон к церкви примыкали галереи, очень усложненные и расширенные в западной части, где, вероятно, находились лестничная башня и крещальня. Собор многократно подвергался повреждениям, его не раз грабили. Чрезмерно толстые стены были кривы, а плоскости неровны.
По своему плану это крестово-купольный трехнефный шестистолпный храм. Интерьер Софии Киевской в меньшей степени подвергся искажениям и сохранил часть своего первичного убранства. П. Покрышкин, Д. В. Милеев и др. ).
Таким образом общая композиция Спасского собора имела пирамидный характер. Тяжелая глава усиливает впечатление непреоборимой физической силы. Основан в середине 14 века митрополитом Алексием. Был духовным центром московских земель, поддерживал московских князей.
В нижней части стены они более крупные, а в верхней мелкие. В Десятинной церкви несомненно существовал княжеский балкон — хоры.
Сложен он традиционной для новгородского зодчества каменно-кирпичной кладкой. Вот таким образом архитектурные связи различных русских земель оказывались зависимыми от военно-политических или династических союзов княжеских родов. В храме сохранились самые ранние мозаики и фрески. Ивановский собор отличается гораздо более приземистыми пропорциями.
Имена святых совпадают с именами гродненских удельных князей Бориса и Глеба. Следует отметить, что объекты монументального строительства той поры создавались исключительно по заказу князей или церкви.
Обе церкви трехнефные, шестистолпные, с полуколоннами на наружных пилястрах. В большинстве стольных городов этих княжеств началось монументальное строительство. Все указанные черты совпадают с особенностями киевской школы. Его формы лаконичны и строги. Скульптура обильно покрывает весь верхний ярус собора и барабан главы, а также архивольты порталов.
Раньше, как правило, эти стороны рассматривались по отдельности, что не позволяло раскрыть цельную и полнокровную картину развития архитектуры. Толщина стен не менее 1, 2 метра. В церкви хранились общеновгородские эталоны мер: «локоть ивановский» для измерения длины сукна, «гривенка рублевая» для драгоценных металлов, скалвы (весы) вощаные и прочее.
Завершают центральные прясла тройные окна. Резьба фигуры, особенно головы, отличается большой высотой и округлостью рельефа.
В настоящее время значительные участки живописи сохранились только в Георгиевской церкви. После 1139 г., с переходом на киевское княжение черниговской династии Ольговичей, в Киев перешли и черниговские строители. Столбы храма у основания круглые, а на большой высоте приобретают крестчатую форму.
В результате там, где сохранялись прочные политические и церковные связи, сложение самостоятельных архитектурных школ шло медленно, наоборот, обособленность княжеств почти всегда обусловливала своеобразие его зодчества. Святая София – главное культовое сооружение Киевской Руси времен Ярослава Мудрого. Камни находились на разном расстоянии друг от друга, более крупные из них использовали в средних частях стен, укладывая их в качестве забутовки вместе с кирпичами (большей частью битыми). Эти формы Русь могла заимствовать в готовом виде.
Купол был некогда покрыт золоченой медью. В левом приделе сохранилась древняя купель для совершения таинства крещения (по устройству подобная «иордани»). Верхнюю часть храма достраивал его сын Андрей Боголюбский. В XVIII веке во время перестройки он был сильно искажен. Работу мастеров именно из этого города подтверждает особая техника формовки кирпичей.
В древности кровля состояла из уложенных на своды свинцовых листов. Собор имеет две лестничные башни, двухъярусную и одноярусную галереи. Такая открытая кладка придавала фасадам здания своеобразную суровую красоту.
Единственная постройка этого времени, которая до Великой Отечественной войны была абсолютно целой и даже имела великолепный ансамбль фресковой живописи, — церковь Спаса-Нередицы (1198 г. ). Храм сложен из тщательно обработанных белокаменных квадров. В 1101 г. здесь по распоряжению Мономаха был построен собор. Меняется и строительная техника.
Большую роль сыграло также применение местных строительных материалов. Ныне у храма 19 глав. 26, 27). Это, видимо, объяснялось стремлением возродить черты полоцкого Софийского собора, ставшего к этому времени как бы символом независимости полоцкого края. В детинце открыты остатки еще одной постройки — небольшого прямоугольного здания, по-видимому, княжеского терема. ВXIV—XVII векахАндроников монастырьбыл одним из центров переписки книг.
Вскоре после постройки Николо-Дворищенский собор был расписан фресками. Его диаметр пришлось увеличить для сохранения пропорций всего сооружения. В местах перелома кривизны свод этот опирался на деревянные балки. Вот таким образом новгородский собор имеет гораздо более стройные пропорции.
Храм построен стараниями Всеволод Мстиславич. XII в., когда они освободились, завершив строительство Георгиевской церкви в Каневе. У храма мощные, далеко выступающие апсиды. Поскольку принцип соответствия декора стены строительному материалу сохранялся, стены, как и было прежде, часто не покрывали штукатуркой. Стены сложены из серых известняковых плит и плинфы, то есть в смешанной технике кладки.
В нижней части стены они более крупные, а в верхней мелкие. Храм теряет церемонную парадную представительность, его облик живописен и жизнерадостен.
Стены церкви украшены резными рельефами. Сильно перестроенное здание Михайловского собора достояло до 30-х гг. Формы храма просты и незамысловаты, однако смотрится он очень эффектно.
В1240годуорды хана Батыя, взяв Киев, разрушили Десятинную церковь— последний оплот киевлян. Строителями Софийского собора были константинопольские мастера. строительство в Новгороде ведется уже непрерывно. Справа от Давида, на южном фасаде изображено «Вознесение Александра Македонского на небо». Конструкция перекрытия этого храма, к сожалению, неизвестна.
Удлиненность здания, а также наличие внутренних аркад в северной и южной сторонах подкупольного пространства напоминают купольную базилику, хотя завершающие части здания имеют четкую крестовокупольную схему сводов. Собор сближают с княжескими традициями храмового зодчества пропорции плана, башня с винтовой лестницей, примыкающая к северо-западному углу, приподнятые хоры и общий завышенный объем постройки. Количество изученных памятников зодчества домонгольской поры медленно, но неуклонно возрастало. Начало строительства Десятинной церкви «Повесть временных лет» относит к989 году.
Новая техника позволила отказаться от кладки «со скрытым рядом» и перейти к более простой в исполнении равнослойной кладке, где торцы всех рядов кирпичей выходили на лицевую поверхность стен. Хоры расположены только над нартексом, не выдвигаясь к востоку в боковых нефах. Их заменили лаконичные уравновешенные памятники, увенчанные одной массивной главой. Обращают на себя внимание чрезвычайная четкость разбивки плана, крупные размеры здания (примерно 35 х 24 м) и очень значительное подкупольное пространство — более 8. 6 м, т. е. больше, чем в Софийском соборе.
Стены новгородской Софии первоначально, по-видимому, не были оштукатурены. На древнем храме лежит отсвет исторической борьбы новгородцев с княжеской властью. Таким образом, собор представлял собой сложную живописную композицию.
Здесь же хранилось книжное собрание Софийского собора. Сейчас в храме размещается своеобразный музей истории новгородского зодчества. Это шестистолпная, трехапсидная церковь с одной главой. Его план в форме квадрата был разделен на пять нефов, перекрытых развитой системой сводов. Он имеет пять куполов, лестничную башню.
Прежде всего это было граничит с полученным ими заданием. Памятники древнего Гродно на Немане (по-древнерусски — город Городен) ближе всего к сооружениям Киева и Волыни: они построены из кирпича в технике равнослойной кладки. Скорее всего, ее выстроили на свои деньги торговые люди. Однако в некоторых местах использован грубо обработанный пористый туф.
Очень возможно, что под словом верхи составитель Списка имел в виду не главы, а своды. Храм посвящен Софии — «Премудрости Божьей». Стилистически они близки к киевской стенописи начала XII века. Значительное упрощение декоративных форм и техники строительства позволяло новгородским зодчим создавать экономичные здания, причем в короткие сроки. Над ними пояс из «бегунцов».
Город лежал на живописных высотах левого берега Днепра, где в эффектном контрасте сочетались холмы и плато с глубокими извилистыми оврагами. Через шесть лет после освещения церкви, в 1136 году, вспыхнуло массовое народное волнение, которое привело к установлению феодальной республики. Таким образом, барабан, опираясь на арки, значительно поднимается над стенами. Мастер решил выложить арки, перекинутые через столбы выше сводов.
В плане он представляет собой трехнефное здание, близкое по схеме Десятинной церкви, но обладающее в восточной части, т. е. перед апсидами, дополнительным членением (так называемая вима), что характерно для памятников константинопольской архитектуры. Сооружён в1475—1479 годахпод руководством итальянского зодчегоАристотеля Фиораванти. Затем был построен собор Кловского монастыря, в 1086 г. — церковь Андрея Янчина монастыря. Собор несет три асимметрично расположенные главы.
Это подтверждается рядом своеобразных особенностей строительной техники (например, характер формовки кирпичей), несвойственных архитектуре Киева. Конечно, это очень затрудняло изучение истории древнерусского зодчества. И значит, многоглавие киевского Софийского собора имеет прямой функциональный смысл. В большинстве случаев внимание на отдельные древнерусские здания было обращено из-за практических задач — необходимости проведения ремонтов или перестроек древних церквей. Следующий этап монументального строительства начался на Руси в 30-х годах XI века. Его формы лаконичны и строги.
Построен храм по повелению новгородского князя Владимира Ярославича. Известны они по результатам раскопок. вновь возвратились в Киев. здесь заканчивался процесс разложения родоплеменного строя и сложения классового общества. С востока расположена одна большая апсида. Оказалось невозможно однозначно реконструировать план уничтоженной церкви.
При строительстве здания не выдерживалась точность линий и форм. Во всяком случае существенной разницы между памятниками двух названных городов не заметно. Монастырь был назван Богородичным Влахернским — по константинопольскому образцу.
Собор был возведен византийскими зодчими. Собор являлся дворцовым храмом: его клир подчинялся не новгородскому владыке, а князю. 18) сохранился полностью, а церковь в Кидекше в большей своей части.
Она была построена при Владимире Святославиче Святом, который крестил русскую землю. Лестницы в пристроенной башне уже не было, ее сменил узкий вход в толще западной стены. Успенский собор — самый крупный храм среди всех памятников подобного типа (20. 6 х 34. 5 м). Длина собора около 21, 5 метра, ширина – 13, 5 метра. Открытый раскопками Благовещенский собор (1186) роскошью своего убранства соперничал с киевскими постройками XI века: его центральная часть была устлана великолепным мозаичным полом с изображением павлина.
Михайловский собор стал княжеской усыпальницей семьи Всеволода Ярославовича. Возможно, в отдельном помещении находился и скрипторий – мастерская по переписке книг. Чрезмерно толстые стены были кривы, а плоскости неровны. В течение веков церковь претерпела многие изменения. Это обслуживавшая живших а Смоленске иноземных купцов Церковь «Немецкой Богородицы».
Поверх фундамента положен выравнивающий слой кирпичей. Во время богослужения хоры предназначались для великого князя, его семьи и приближенных.
Очень вероятно, что это произошло в 40-х гг. Невиданное по масштабам строительство осуществлялось в несколько этапов. XIX в. изучение памятников древнерусского зодчества становится более интенсивным. Это удачная попытка создать новый тип культового сооружения с просторным бесстолпным интерьером. Первоначально они занимали огромную площадь, около 650 кв.
Однако усиление символизма и космологизма всего замысла привело к снижению рельефа. Такова, например, монография С. Строганова Дмитриевский собор во Владимире. В начале 40-х гг. Эту фразу обычно понимают как указание на наличие в церкви 25 глав.
Главный объем здания окружали два ряда открытых галерей. Построен при князе Всеславе Брячиславиче на территории Верхнего замка. С середины XII века каменным строительством в Новгородской земле в основном руководят боярство, купечество и горожане. Размер сторон подкупольного пространства около 5. 8 м, а общие размеры здания (без притворов) 33 х 27 м. Почти сразу же по окончании постройки Михайловской церкви к ней пристроили целый комплекс усыпальниц, превративший здание в сложный архитектурный ансамбль.
Одна из них расположена на квадратной башне, пристроенной к основной постройке. Судя по этим отверстиям, деревянные брусья располагались в четыре яруса. Князь Владимир Святославич даровал церкви «десятину» своих доходов, отчего ее стали называть Богородицей Десятинной. Собор несет три асимметрично расположенные главы. На основании почти полного совпадения ее плана с планом церкви Петра и Павла можно полагать, что и завершение этих памятников было если и не идентичным, то чрезвычайно близким.
Церковь архангела Михаила восхищала современников красотой и богатством внутреннего убранства летопись отметила необычность этого храма «в полунощной стране». Его нартекс отделен стеной от главного помещения. В левой закомаре изображен сам князь Всеволод III. Из этого следует, что старая архитектурно-строительная традиция продолжала развиваться в Киеве вплоть до 30-х гг. Десятинная церковь рухнула во время взятия Киева монголами и долго стояла в руинах.
Памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО. Кирпич из которого она вся была выложена, чередовался с розовой цемлянкой (т. е. Помимо архитектурных школ, связанных с крупными русскими княжествами и представленных многими памятниками, в XII веке сложилась небольшая, но вполне самостоятельная гродненская школа. Это шестистолпная, трехапсидная церковь с одной главой. Западная пара столбов соединена стенкой, что привело к выделению паперти (нартекса).
Они также выполнены византийскими мастерами. Всего у собора три главы. Кирпич применен в незначительном количестве, вот таким образом не создается впечатления «полосатой» кладки из регулярно чередующихся рядов плинфы. С северо-западного угла к церкви была пристроена выступающая из общего кубического объема цилиндрическая лестничная башня, ведшая на хоры, позднее стесанные. В нём проходили собранияБоярской думы, заседания Земских соборов, празднества в честь покоренияКазани (1552), победы под Полтавой (1709 год), заключения Ништадтского мира со Швецией (1721 год). Культура становится более демократичной, что сказывается и на зодчестве. Уцелел и постамент под барабаном и значительная часть самого барабана.
Откуда появились в Переяславле собственные кадры строителей. Святая София — главное культовое сооружение Киевской Руси времен Ярослава Мудрого. Эту естественную особенность в Новгороде восприняли не как недостаток, а, наоборот, как специфический эстетический прием. Этот большой шестистолп- ный храм с тремя притворами завершался первоначально тремя главами.
Кловский собор сохранялся в полуразрушенном состоянии до XVIII в., а затем был разобран. Софийский собор в Киеве первоначально также был увенчан тринадцатью куполами. Одним из крупных центров монументального строительства в XII в. стал Смоленск. В этом, видимо, сказался интерес к белокаменному зодчеству Галича и Владимирской Руси.
Справа от Давида, на южном фасаде изображено «Вознесение Александра Македонского на небо».
Появились и первые любители-археологи интересовавшиеся историей древнерусского зодчества. Стены этих жилищ имели столбовую или срубную конструкцию и были снаружи обмазаны глиной.
Так, в 1809 — 1810 гг. Восточная сторона вытянутого куба занята тремя высокими апсидами, доходящими до закомар. Первоначальные формы здания восстановлены П. Д. Барановским. Большое значение в этом культурном процессе сыграло греческое влияние.
В XI столетии Михайловский собор представлял большой (25 х 15, 5 м) шестистолпный храм с необычайно вытянутыми прямоугольными пропорциями. Подобная технология позволяла противостоять подъёму воды при разливах реки. Современный облик здание приобрело в результате реставрации, в процессе которой были выявлены многие, но не все его древние формы.
Церковь Петра и Павла — самый древний храм из сохранившихся в Смоленске. После возведения луцкой церкви строители, по-видимому, перешли в Турово-Пинскую землю. Для своего времени это было смелое инженерное решение. В настоящее время на поверхности земли стоит всего около 30 более или менее полностью сохранившихся каменно-кирпичных древнерусских зданий домонгольской поры. С восточной стороны он имеет пять апсид, а с остальных трех – галереи.
Храм воздвигнут из кирпича в технике цементной кладки. Он относится к произведениям византийско-киевского зодчества.
Однако собор Федоровского монастыря, заложенный в 1129 г., также был построен в технике кладки со скрытым рядом. 7) Обычно считалось, что к новому типу храмов относится церковь Успения на Подоле в Киеве (так называемая Пирогоща), начатая строительством в 1131 г. и снесенная в 30-х гг. Если это так, то Успенская церковь, стоявшая на Подоле до 30-х гг. Возводятся только небольшие четырехстолпные храмы, являющиеся либо приходской церковью улицы, либо домовым храмом богатого боярина. Следующий по времени возведения крупный киевский храм — собор Михайловского Златоверхого монастыря (1108 г. ) — продолжал ту линию развития архитектуры, которую представлял Успенский собор Печерского монастыря.
К той же группе принадлежит церковь Василия в Овруче (90-е годы XII века). Большие выступы лопаток укрепляют стены здания по вертикали и разграничивают фасады в полном соответствии с внутренними членениями. Раскопки показали, что это было крупное здание с очень своеобразным планом. Церковь бесстолпная, с запада к ней примыкает отделенная паперть (нартекс). Отличительная черта этой церкви — прямоугольные боковые апсиды.
Первоначально постройка имела позакомарное завершение. Должна была измениться и ведущая идеологическая сила средневековья — религия. В 1189 году он был освящен заново. Монументальное строительство в Гродно велось силами мастеров, прибывших из Волыни. Печи как на юге, так и на севере делали из камней или глины.
В течение веков церковь претерпела многие изменения. В Константинополе император мог проводить такие церемонии в многочисленных парадных помещениях дворцов, а в случае нужды — и на хорах (эмпорах) Софийского собора, построенного еще в VI в. В Киеве все это нужно было создавать именно теперь. В стенах встречаются каналы от сгнивших деревянных связей. Откуда же появилось нехарактерное для Византии многоглавие. На древнем храме лежит отсвет исторической борьбы новгородцев с княжеской властью. Так, очень характерна книга В. И. Бутовского Русское искусство и мнение о нем Е. Виолле-де-Дюка, французского ученого-архитектора и Ф. И. Буслаева, русского ученого-археолога (1879 г. ). Он отличается более небрежной кладкой и отсутствием двухуступчатых ниш на фасадах.
XII в. на Волыни вновь началось строительство, на этот раз в Луцке. Иоанновский приход составляли богатейшие купцы – именитые люди. Скульптура верхнего яруса южного фасада тоже прославляет мудрого и сильного властителя. На эту же глубину уходят и фасады здания. Он представляет собой огромный расчлененный столбами пятинефный храм, к которому с трех сторон примыкали открытые галереи. Характерно, что они возводились по-старому, как строили в XI веке из плинфы «со скрытым рядом» (например, здания Бельчицко- го и Сласо-Евфросиньева монастырей в Полоцке).
Иоанна Крестителя на Опоках купцам-вощаникам. В нем говорилось:. Не менее важно и то, что благодаря широкому размаху архитектурно-археологических исследований значительно увеличилось количество памятников, привлекаемых к изучению. В настоящее время удалось вскрыть раскопками лишь часть его фундаментных рвов.
Над средней частью креста возвышался центральный купол. Высота сохранившихся стен достигает 9, 5 метров. Его золотые купола были видны издали на лесных дорогах, ведущих к стольному граду. Такие кирпичи в древнерусских письменных источниках именовали плинфами.
Художник Н. Мартынов в 1862 году сделал акварельные копии нередицких фресок. Еще в XVIII в. памятники древнерусской архитектуры обычно называли готическими. Декор на фасадах храма был крайне скуп и ограничивался зубчатым карнизом по контуру закомар (карниз не был восстановлен при реставрации) и плоской аркатурой по верху барабана.
На некоторых памятниках (черниговские Елецкий и Борисоглебский соборы) отмечено наличие затирки фасадов, по которой произведена разбивка имитирующая квадры белокаменной кладки. Большинство исследователей считали, что данные церкви как бы представляли собой значительно уменьшенные варианты Софийских соборов, т. е. были пятинефными храмами без галерей. Чем же характеризуется X в. в истории восточных славян. 17) и Успенская церкви в Старой Ладоге. В1812 годумонастырь был разорён французами.
Толщина стен не менее 1, 2 метра. Центральный храм Переяславля — Михайловская церковь. Церковь была сравнительно небольшой, по-видимому, четырехстолпной, с одной апсидой.
Выгодно расположенный между Киевом и Новгородом на великом днепровсковолховском пути «из варяг в греки», он быстро богател и усиливал свое военно-политическое значение в условиях междукняжеской борьбы. Однако имели они и светское предназначение: здесь князь, по-видимому, принимал послов и обсуждал государственные дела. В действительности это не так. В скульптуре западного фасада обращают внимание сцены подвигов Геракла.
Но так можно было думать лишь до тех пор, пока были плохо изучены памятники русской архитектуры и еще хуже – византийской. Пол храма устилали резные шиферные плиты с инкрустацией из цветной смальты. В интерьере церкви почти целиком сохранялась древняя живопись (ил. Она маленькая, бесстолпная, с одной апсидой и с полуколоннами на наружных пилястрах.
Она была полностью перестроена в XV в., но схема ее плана выявлена раскопками. Она расположена на западной окраине Смоленска, на холме, возвышающемся над поймой Днепра. О формах Троицкого собора мы ничего не знаем, так как этот памятник был сильно перестроен в конце XII в. и еще раз — в XIV в., а в конце XVII в. снесен.
Динамика постройки усилена сложнопрофилированными пучковыми пилястрами. Здание имеет абсолютно необычную для русской архитектуры композицию: его центральная крестообразная часть отчетливо выражена снаружи, поскольку боковые апсиды и западные угловые членения резко понижены, выявляя крестообразный объем. К окончанию возведения Софийского собора, что, видимо, произошло в начале 40-х гг.
Собор завершался одной главой, а вторая возвышалась над крещальней. В1572 годук собору было пристроено крыльцо, впоследствии получившее название Грозненского.
В плане собор представляет собой большой (18, 25 х 27 м. ) трехнефный храм с восьмью столбами и тремя апсидами. О том, что эти соборы были построены той же артелью киевских мастеров, свидетельствуют их типологическая близость, строительно-технические приемы, система пропорциональных построений и даже многие детали. Ее крестчатые в плане подкупольные столбы имели скругленные углы. Время постройки церкви Параскевы Пятницы, а также имя ее заказчика неизвестны. Однако лёд на реке Клязьме под телегой провалился и ворота затонули. В 1185 году храм пострадал при сильнейшем и разрушительном пожаре, при котором выгорело чуть ли не полгорода.
Но благодаря «гибкому», поддающемуся обработке кирпичу пластика княжеской церкви сложна и утонченна. Шестой купол над круглой лестницей вносил в композицию живописную асимметрию. Собор являлся дворцовым храмом: его клир подчинялся не новгородскому владыке, а князю.
Над ними пояс из «бегунцов». Какой был ее ход, развитие, ее действие и успехи. Наружный слой раствора при этом тщательно заглаживался, почти полировался. Другая смоленская церковь, относящаяся к 60 — 70-м гг.
Столбы храма у основания круглые, а на большой высоте приобретают крестчатую форму. В конце XII в. к собору с трех сторон пристроили галереи. Розоватый от примеси мелко истолченного кирпича известковый раствор заполняет выемки по контурам камней и подчеркивает их неправильную форму.
метра. Иначе развивается зодчество Новгородской земли.
Возможно им был Петр Милонег. В древности кровля состояла из уложенных на своды свинцовых листов. Лопатки превращены в полуколонны (пилястры), которые завершаются двумя рядами поребрика и нависающими карнизами.
Так, Успенский собор Печерского монастыря построен за 3 года (и кончана бысть на третьее лето), хотя фундамент его был заложен еще за год до этого. Для особого акустического эффекта в стены вмурованы так называемые «голосники» — глиняные сосуды наподобие кувшинов. Их храмы отличаются небольшими размерами, приземистостью и простотой оформления.
Зодчество ряда княжеств (Киевское, Черниговское, Рязанское, Смоленское, Волынское) не разделилось на самостоятельные школы. Подножие стройного барабана окружали декоративные закомары — кокошники.
С запада находился широкий нартекс и шла винтовая лестница на хоры. К основному объему церкви с трех сторон примыкали пониженные притворы (нартексы). Высота ее равняется 15 метрам. Софийский собор — большой пятинефный храм с крестовокупольной системой сводов (точнее — схема вписанного креста).
На хорах появляются маленькие приделы, посвященные патрону заказчика. Кстати, первоначально София не была выбелена, как сейчас. При разгроме Киева Батыем в 1240 году она была разграблена. Венчает здание купол на необычно широком барабане (подкупольное пространство равно почти 5 м).
Успенский собор – большой шестистолпный трехапсидный храм. Собор Рождества Богородицы сохранился не целиком. Перед каждым его порталом, т. е. с трех сторон, некогда имелись небольшие притворы — тамбуры (или, может быть, галереи).
Динамика постройки усилена сложнопрофилированными пучковыми пилястрами. При возобновлении храм значительно расширили и сделали пятиглавым. Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152 ил. Объект культурного наследия РФ. Церковь очень нарядна: помимо аркатурного пояска она имеет на угловых лопатках полосу орнамента (так называемый бегунец) и выложенные из кирпичей рельефные кресты, а на ее барабане размещены полосы арочек и керамических вставок в виде нишек с килевидным завершением. Камни находились на разном расстоянии друг от друга, более крупные из них использовали в средних частях стен, укладывая их в качестве забутовки вместе с кирпичами (большей частью битыми).
По своим внешним формам и пропорциям храм статичен, строг и монументален. В 1189 году храм расписали. Она расположена на западной окраине Смоленска, на холме, возвышающемся над поймой Днепра. Такая открытая кладка придавала фасадам здания своеобразную суровую красоту. Благовещенский собор– храм наСоборной площади был построен в1489годупсковскимимастерами. Налевой его закомаре западного фасада изображен царь Давид, за которым следует Соломон.
Самым ранним памятником каменной архитектуры стала церковь Успения Пресвятой Богородицы (989-996). Узкие щелевидные окна барабана ассоциируются с крепостными бойницами. Вот таким образом по плану храм носил характер шестистолпного. Достаточно скромно выглядели княжеские хоры-полати, где располагались два придела.
Использовался кирпич плитняковой формы. Кубический объем здания расчленен простыми и массивными лопатками. Система кирпичной кладки (из плинфы со скрытым рядом и с прослойками необработанных камней) в Переяславле совпадает с киевской, но это ни о чем не говорит, поскольку такая система в это время применялась и в Киеве и в Константинополе. Главы церкви сдвинуты на запад, что абсолютно не характерно для православных храмов. Зданию свойственна очень четкая разбивка плана.
Смоленские мастера строили из кирпичей. Башня и крещальня значительно выступали наружу от боковых стен основного корпуса храма. Храм был возведен повелением сына Владимира Мономаха — Мстислава. Под переходами были арочные проходы — проезд. Наиболее важные в конструктивном отношении части храма (своды, подпружные арки, арочные перемычки) выкладывались в основном из плинфы в технике кладки со скрытым рядом.
Гродненская церковь – шестистолпная и трехапсидная. Одним из таких шедевров является церковь Пятницы в Чернигове (ил. На хоры поднимались по лестнице, расположенной в толще западной стены. По свидетельству летописи, в храме было много драгоценной утвари. Кроме того, зодчие столкнулись и с непривычными строительными материалами.
Новгородский князь, ктитор храма Всеволод Мстиславич, был схвачен. В связи с III археологическим съездом особое внимание было обращено на памятники Киевской земли. В плане он представляет собой трехнефное здание, близкое по схеме Десятинной церкви, но обладающее в восточной части, т. е. перед апсидами, дополнительным членением (так называемая вима), что характерно для памятников константинопольской архитектуры. Они обусловлены несколькими причинами. Время постройки церкви Параскевы Пятницы, а также имя ее заказчика неизвестны. Массивные барабан и глава придают строению воинский облик. Вскоре после постройки Елецкой и Борисоглебской церквей эти же мастера возвели два храма в столице Рязанской земли (теперь — городище Старая Рязань), входившей в сферу владения черниговских князей.
Ясно и четко просматривается его общая конструкция. В плане Ильинская церковь весьма не велика по своим размерам (4, 8 х 5 м) с одной полукруглой апсидой, узким притвором и неглубоким бабинцем. Во время богослужения хоры предназначались для великого князя, его семьи и приближенных. Раскопки Десятинной церкви показали, что здание было возведено из плоских кирпичей византийского типа (плинфы) способом кладки со скрытым рядом.
Благодаря этому интерьер обладает ясной конфигурацией и легко обозрим. Главный храмРусского государства. Церковь бесстолпная, с запада к ней примыкает отделенная паперть (нартекс). Но в туровском храме есть и такие формы, которые нехарактерны для данной школы. Иоанна Крестителя на Опоках купцам-вощаникам. Фасады также оформлены пилястрами, в первом ярусе плоскими, а во втором профилированными.
Он имеет тринадцать куполов с окнами. Заказчиком храма был новгородский епископ Нифонт. Храм построен в технике смешанной кладки: ряды квадратного кирпича (плинфы) чередуются с рядами камней, а потом покрываются известняковой обмазкой – штукатуркой.
Очевидно, киевские мастера строили в это время и в Чернигове. Верхняя часть его после разрушения полностью построена заново из кирпича в XVI веке. Естественно, что смоленских мастеров приглашали и в другие русские земли. У собора пять глав. В. Столетов).
Особое значение среди памятников этого типа имела церковь Спаса-Нередицы под Новгородом (1198), разрушенная фашистами и ныне восстановленная (ил. В левом приделе сохранилась древняя купель для совершения таинства крещения (по устройству подобная «иордани»). Дворцовый ансамбль располагался на площади, вымощенной белокаменными плитами. Первоначально церковь завершалась, видимо, одной главой. От других реставрированных памятников кирпичного зодчества XII в. (например, Борисоглебская церковь в Чернигове и Успенский собор во Владимире-Волынском) церковь Петра и Павла отличается тем, что ее фасады освобождены от поздней штукатурки и дают возможность видеть подлинную фактуру равнослойной кирпичной кладки стен.
ДоXVIII векаявлялсядомовой церковьюМосковских государей. Андроников монастырь (Спасо-Андроников) бывший мужской монастырь в черте г. Москвы. после возвращения строительной артели из Ладоги в Новгород. Изменилась и техника строительства: вместо кладки со скрытым рядом стали использовать равнослойную с выходом всех рядов плинфы на наружную поверхность стены.
Более того, в Софийском соборе этого камня даже больше, чем в постройках начала XII в. Однако, как бы широко ни использовали мастера начала XII в. местную плиту, все наиболее ответственные в конструктивном отношении участки (своды, арочные перемычки) делались в основном из плинфы в технике кладки со скрытым рядом, т. е. вполне по-киевски. При этом впервые в русской архитектуре появляются летописные сведения о постройке нескольких таких зданий в один и тот же год. Михайловский собор стал княжеской усыпальницей семьи Всеволода Ярославовича. Церковь Василия — дворцовый храм князя Рюрика Ростиславича имевшего, по словам летописца, «любовь несытну о зданиях». Скульптура обильно покрывает весь верхний ярус собора и барабан главы, а также архивольты порталов.
В храме сохранились самые ранние мозаики и фрески. Этот небольшой храм поражал мощью и монументальностью. М. Штендер). Основы государства управления складывались во времена Древней Руси. XX в. Судя по чертежам и описаниям, храм сохранял все основные особенности киевских памятников второй половины XI в. Как и в Печерском соборе, здесь к западному членению примыкала (но не с севера, а с юга) маленькая церковь, вероятно крещальня.
1036). Церковь является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.